Ференц Лист (венг. Liszt Ferencz, немецкое Franz Liszt) — венгерский композитор, знаменитый пианист-виртуоз, дирижер, педагог, капельмейстер, музыкально-общественный деятель и писатель о музыке

Ференц Лист

Венгерская рапсодия

подготовлено учителем музыки Данилиной Н.С.



Ференц Лист родился 22 октября 1811 в деревне Доборьян (Венгрия). В детстве был очарован цыганской музыкой и веселыми танцами венгерских крестьян. Отец Листа, управляющий в большом имении графа Эстерхази, был музыкантом-любителем и поощрял интерес сына к музыке; он же преподал ребенку основы игры на фортепиано.

В возрасте 9 лет Ференц дал свой первый концерт в соседнем городке Шопроне. Вскоре он был приглашен в великолепный дворец Эстерхази; игра мальчика настолько поразила гостей графа, что несколько венгерских дворян вызвались оплатить его дальнейшее музыкальное образование. Ференца послали в Вену, где он обучался композиции у А.Сальери и фортепиано у крупнейшего педагога Европы К.Черни.


После смерти отца (1827) Лист начал давать уроки. Тогда же познакомился с молодыми композиторами Г.Берлиозом и Ф. Шопеном, искусство которых оказало на него сильное влияние: он сумел «перевести на язык фортепиано» колористическое богатство партитур Берлиоза и сочетать мягкий лиризм Шопена с собственным бурным темпераментом.

В начале 1830-х годов кумиром Листа стал итальянский скрипач-виртуоз Н.Паганини; Лист задался целью создать столь же блестящий фортепианный стиль,

и даже перенял от Паганини некоторые особенности его поведения на концертной эстраде. Теперь Лист практически не имел соперников как пианист-виртуоз .


  • Судьба композитора сложилась так, что он по многу лет жил в разлуке со своей родиной - Венгрией. Но никогда не переставал он верно служить ей, всегда оставался венгерским композитором.
  • Во многих его произведениях можно услышать национальные мелодии, в частности хорошо всем известный чардаш. Ряд лучших сочинений Листа создан на темы, взятые из жизни и истории Венгрии. Среди них - знаменитейшие «Венгерские рапсодии», ставшие своеобразным музыкальным эпосом венгерского народа, это - фортепианные сочинения на народные темы. Листу принадлежит 19 «Венгерских рапсодий» с использованием цыганских мотивов.

  • "...Мой рояль для меня то же, что для моряка его фрегат, для араба его конь, больше того, до сих пор он был моим «я», моим языком, моей жизнью! Он хранитель всего того, чем была движима моя душа в пылкие дни моей юности; ему я доверю все мои помыслы, мои грезы, мои страдания и радости». Так говорил Ференц Лист. Лист был первым, кто открыл необъятные возможности фортепьяно. Лист «превратил» рояль в оркестр, исполняя на нем симфонии Бетховена, оперные фантазии Моцарта, Берлиоза, Вагнера, Верди. Рояль у Листа пел песни Шуберта и превращался в орган, когда пианист исполнял фуги Баха.
  • Лист решительно вывел рояль из комнат и домашних зал на концертную эстраду. Он первый из пианистов осмелился выступать в концерте один, несколько часов занимая внимание слушателей только игрой на рояле. «Начиная с Листа, - говорил В. В. Стасов, - для фортепьяно стало возможно все».
  • Лист угадал великое будущее инструмента, который в то время ценили не очень-то высоко, оставляя его для домашнего музицирования. Лист как-то сравнил фортепьяно с гравюрами: «по отношению к оркестровому сочинению оно то же, что гравюра к произведению живописи, которое она размножает и распространяет».
  • Лист был музыкантом, который первым своим долгом считал приносить людям (не единицам - массе людей!) лучшие музыкальные творения прошлого и настоящего. И делал это он до последних дней жизни.

Слушание.

Вопросы:

  • - Интонации какого жанра вы услышали;
  • - В чьем исполнении прозвучала музыка?;
  • - Сколько образов прозвучало в произведении;
  • - Охарактеризовать произведение.

Мы послушали музыку, которая называется “Рапсодия”.

  • История рапсодии приведёт нас в Древнюю Грецию, где на праздничных пирах сказители, которых называли рапсодами, декламируют свои большие увлекательные поэмы, подобные «Одиссее» или «Илиаде» Гомера. Рапсод, так и переводится с греческого языка – тот, кто слагает песню.
  • Своё второе рождение рапсодия пережила в 19 веке. Это вызвано интересом романтизма к фольклору. Пока что рапсодия напоминает фантазию на народные темы, позже она приблизиться к поэмам, к сольным концертам для фортепиано с оркестром и даже к кантатам.
  • Что такое рапсодия в наше время?
  • Рапсо́дия (греческое слово ῥαψῳδία, «rhapsodia» - народная эпическая песнь) - инструментальное или вокальное произведение свободной формы из нескольких контрастных частей, чаще всего с использованием народных национальных мотивов.

Фе ренц Лист (Franz Liszt, 1811–1886) - венгерский композитор, пианист, дирижёр, педагог, музыкальный писатель, общественный деятель. Учился у К. Черни (фортепиано), А. Сальери, Ф. Паэра и А. Рейхи (композиция). В 1823–35 жил в Париже, где развернулся его талант пианиста-виртуоза (выступал с 9-летнего возраста) и началась педагогическая и композиторская деятельность. Общение с видными деятелями литературы и искусства - Г. Берлиозом, Н. Паганини , Ф. Шопеном , В. Гюго, Ж. Санд, О. Бальзаком, Г. Гейне и др. оказало влияние на формирование его взглядов. С энтузиазмом встретив Июльскую революцию 1830, написал «Революционную симфонию»; восстанию лионских ткачей 1834 посвятил фортепианную пьесу «Лион». В 1835–39 («годы странствий») Лист жил в Швейцарии и Италии. В этот период Лист достиг совершенства своего исполнительского искусства, создав концертный пианизм в его современном виде. Определяющими чертами стиля Листа стали синтез рационального и эмоционального, яркость и контраст образов в соединении с драматизмом выражения, красочность звучания, ошеломляюще-виртуозная техника, оркестрово-симфоническая трактовка фортепиано. В музыкальном творчестве Лист реализовал мысль о взаимосвязи различных искусств, особенно внутренние связи музыки с поэзией. Создал для фортепиано «Альбом путешественника» (1836; частично послужил материалом для цикла «Годы странствий»), фантазию-сонату «После чтения Данте», «Три сонета Петрарки» (1-я редакция) и др. С конца 30-х гг. до 1847 Лист гастролировал с большим триумфом по всем странам Европы, в т. ч. в Венгрии, где его чествовали как национального героя (в 1838–40 дал ряд благотворительных концертов в помощь пострадавшим от наводнения в Венгрии), в 1842, 1843 и 1847 в России, где познакомился с М. И. Глинкой, Мих. Ю. Виельгорским, В. Ф. Одоевским, В. В. Стасовым, А. Н. Серовым и др. В 1848, оставив карьеру пианиста-виртуоза, Лист поселился в Веймаре, с которым связан расцвет его творческой и музыкально -просветительской деятельности. В 1848–61 были созданы самые значительные произведения Листа, в т. ч. 2 симфонии, 12 симфонических поэм, 2 фортепианных концерта, соната h-moll, Этюды высшего исполнительского мастерства, «Фантазия на венгерские народные темы». Как дирижёр (придворный капельмейстер) Лист поставил на сцене Веймарского театра свыше 40 опер (в т. ч. оперы Р. Вагнера), из них 26 впервые, исполнил в симфонических концертах все симфонии Бетховена , симфонические произведения Г. Берлиоза, Р. Шумана , М. И. Глинки и др. В публицистических сочинениях выступал за прогрессивное начало в искусстве, против академизма и рутины эпигонов лейпцигской школы, в противовес которой объединившиеся вокруг Листа музыканты образовали веймарскую школу. Деятельность Листа встречала противодействие консервативно настроенных придворных и буржуазных кругов Веймара, и в 1858 Лист отказался от должности придворного капельмейстера. С 1861 жил попеременно в Риме, Будапеште и Веймаре. Глубокое разочарование в современной ему буржуазной действительности, пессимистические настроения привели Листа к религии, в 1865 он принял сан аббата. Вместе с тем Лист продолжал участвовать в музыкально -общественной жизни Венгрии: был инициатором создания в 1875 Музыкальной академии (ныне его имени) и её первым президентом и профессором, содействовал творчеству венгерских композиторов (Ф. Эркеля, М. Мошоньи, Э. Ременьи); способствовал росту молодых национальных музыкальных школ других стран, поддерживал Б. Сметану, Э. Грига , И. Альбениса и других композиторов. С особым интересом относился к русской музыкальной культуре: изучал и пропагандировал творчество русских композиторов, особенно «Могучей кучки»; высоко ценил музыкально-критическую деятельность А. Н. Серова и В. В. Стасова, пианистическое искусство А. Г. и Н. Г. Рубинштейнов и др. До конца жизни Лист продолжал бесплатные занятия с учениками, воспитав свыше 300 пианистов из разных стран. Среди учеников: Э. д’Альбер, Э. Зауэр, А. Рейзенауэр, А. И. Зилоти, В. В. Тиманова; его советами пользовались многие композиторы. Многогранная творческая деятельность Листа - яркого представителя романтизма - сыграла огромную роль в становлении венгерской национальной музыкальной школы (композиторской и исполнительской) и в развитии мировой музыкальной культуры. В его произведениях возник органический сплав народно-венгерских истоков (вербункош) и достижений европейской профессиональной музыки («Венгерские рапсодии», «Героический марш в венгерском стиле», «Погребальное шествие» для фортепиано, симфонические поэмы, оратории, мессы и другие сочинения). Непреходящее значение творчества Листа - в демократизме и действенном гуманизме идейного содержания, его главными темами являются борьба человека за высокие идеалы, стремление к свету, свободе, счастью. Определяющие принципы новаторского творчества композитора - программность и связанный с ней монотематизм. Программность обусловила обновление композитором жанра фантазии и транскрипции, создание нового музыкального жанра - одночастной симфонической поэмы, отразилась на поисках новых музыкально-выразительных средств, что особенно ярко проявилось в поздний период творчества. Идейно-художественные принципы Листа получили распространение в творчестве композиторов различный национальных школ, в т. ч. русской, высоко ценивших его творческий гений, что нашло отражение и в музыкально -критических статьях В. В. Стасова, А. Н. Серова и др.

Сочинения: Опера Дон Санчо, или Замок любви (1825, Париж); оратории - Легенда о св. Елизавете (1862), Христос (1866) и др.; мессы - Эстергомская (Гранская, 1855), Венгерская коронационная (1867); кантаты; Реквием (1868); для оркестра - Фауст-симфония (по И. В. Гёте, 1857); симфония к «Божественной комедии» Данте (1856); 13 симфонических поэм (1849–82), в т. ч. Мазепа (по В. Гюго, 1851), Прелюды (по Ж. Отрану и А. Ламартину), Орфей, Тассо (все - 1854), Прометей (по И. Г. Гердеру, 1855); 2 эпизода из «Фауста» Ленау (1860) и др.; для фортепиано с оркестром - 2 концерта (1856, 1861), Пляска смерти (1859), Фантазия на венгерские народные темы (1852) и др.; для фортепиано - соната h-moll; циклы пьес: Поэтические и религиозные гармонии (по А. Ламартину), Годы странствий (3 тетради); 2 баллады; 2 легенды; 19 венгерских рапсодий; Венгерские исторические портреты; Испанская рапсодия; Этюды высшего исполнительского мастерства, концертные этюды, вариации, пьесы в танцевальной форме, в т. ч. 3 забытых вальса, марши и др.; для голоса с фортепиано - песни и романсы (около 90) на слова Г. Гейне, И. В. Гёте, В. Гюго, М. Ю. Лермонтова и др., инструментальные пьесы, камерно-инструментальные ансамбли; транскрипции (главным образом для фортепиано) собственных произведений и сочинений других композиторов, в т. ч. Этюды по Каприсам Паганини.

Трудно представить себе мировую музыку без влияния Венгрии. Именно эта страна подарила мировому искусству Листа, Кальмана, Бартока и многочисленные самобытные композиции.

Музыкальная культура Венгрии базируется на традициях цыган. И сегодня в стране очень популярны цыганские ансамбли, собирающие аншлаги во многих городах и селах.

Авторская музыка

У истоков академической музыки страны стоял композитор Ференц Лист. В числе его композиций, посвященных Венгрии, можно выделить такую новаторскую для того времени работу, как «Венгерские рапсодии».

Многие мелодии основываются на традиционных мотивах. В некоторых можно уловить звучание венгерских танцев – чардашей и палоташей.

Ференц Лист был активным пропагандистом синтеза искусств, пытался связать музыку с литературой, живописью. Пьеса «Мыслитель» разработана под впечатлением от скульптуры Микеланджело, «Обручение» создано по картине Рафаэля Санти. Познакомившись с «Божественной комедией», Лист написал сонату «После прочтения Данте».

Среди других признанных композиторов Венгрии, работавших в XX веке, можно выделить следующих:

  • Имре Кальман. Создатель десятков оперетт, самой «венгерской» из которых считается «Марица».
  • Дьердь Лигети – современный венгерский композитор, разрабатывавший направления авангарда и абсурда. Одно из его программных произведений – «Реквием», написанный в 1960-х годах.
  • Альберт Шиклош – композитор, пианист, виолончелист, создатель нескольких опер, самой популярной из которых является «Лунный дом».

Народная венгерская музыка

Наряду с многочисленными академическими композиторами в Венгрии всегда присутствовала народная музыка.

В XVII–XVIII веках народная венгерская музыка ассоциировалась с цыганской. Многие исполнители выступали в смешанном, венгерско-цыганском стиле. Следствием такого смешения явилось музыкальное направление – вербункош.

Для венгерского вербункоша характерен плавный переход между различными ритмами исполнения, от медленного до энергичного.

Элементы вербункоша можно встретить в произведениях ряда европейских композиторов. К примеру, «Марш Ракоши», самая известная мелодия этого стиля, встречается в работах Берлиоза и Листа.

На основе вербункоша через несколько десятилетий развился стиль чардаш. Кроме цыганских мотивов, в его основу легли деревенские пляски с разных концов страны. Однако именно цыганские коллективы познакомили с этим стилем все соседние государства.

Особенность венгерского чардаша – изменчивость темпов и ритмов, от плавных и медленных до стремительных. Специалисты различают нескольких видов: «трясучку», оживленный и спокойный.


Многие мотивы чардаша можно встретить у крупнейших композиторов Европы: Брамса, Кальмана, Чайковского. Российский композитор органично вплел элементы этого музыкального стиля в свой балет «Лебединое озеро».

Чардашу посвящена и «Сильва», самая известная из оперетт, написанных Имре Кальманом. Другое название этого произведения – «Королева чардаша». Постановка пережила несколько экранизаций и пользуется популярностью и поныне.

Среди известных композиций, написанных в этом жанре, можно отметить «Чардаш» – небольшую пьесу продолжительностью чуть меньше пяти минут, созданную итальянским музыкантом Витторио Монти. Это одно из немногих произведений автора, активно исполняющееся и сегодня.

Не обошел стиль вниманием и австриец Иоганн Штраус. Главная героиня его оперетты «Летучая мышь» исполняет перед публикой венгерский чардаш, чтобы доказать свою национальную принадлежность.

Венгерская опера

Венгрия входит в число ведущих поставщиков оперной музыки Европы. Первым венгерским оперным композитором был Ференц Эркель, поставивший в середине XIX века оперу «Мария Батори». Затем появилось множество других оперных постановок по национальным мотивам.

Современная венгерская опера – это бурное развитие и многочисленные опыты. Некоторые исполнители соединяют классическую оперу с современными музыкальными жанрами (такими, как техно-музыка), другие поднимают необычные темы. К примеру, Мартон Иллеш иногда использует в своих произведениях аравийские мотивы, Тибор Кочак соединяет воедино оперу и рок-музыку (в результате чего появилась, например, постановка «Анна Каренина»).

К числу ведущих оперных композиторов Венгрии XX века относятся Дьердь Ранки и Тибор Полгар. Помимо опер, они известны также своей музыкой, созданной для фильмов Келети.

Взаимопроникновение венгерской и мировой музыкальных культур продолжается и сегодня. В Венгрии много исполнителей, работающих в жанре рок- и металл-музыки. Среди основных групп, экспериментирующих в этих стилях, можно отметить Dalriada, Ossian, Omega, концертирующих по всей Восточной Европе.

Если у вас остались какие-то вопросы по этой теме, задавайте их в комментариях к статье. Чтобы узнавать об обновлениях нашего блога, подписывайтесь на рассылку.

Жанр инструментальной рапсодии является изобретением Листа, правда это название (от древнегреческого «рапсода», исполнителя эпических песен) применялось и до него, например, чешским композитором Томашеком. Лист трактует рапсодию как виртуозную концертную фантазию в духе парафразы, где вместо оперных мелодий используются фольклорные темы . Это темы венгерских и цыганских песен и танцев, большинство которых взято из сборника записанных Листом народных венгерских мелодий.

Музыкальный язык рапсодий отличается яркой национальной характерностью благодаря опоре на городской венгерский фольклор, т.н. стиль вербункош . Его особенности:

  • горделивый, страстный, патетический характер;
  • свободная, импровизационная манера изложения;
  • острый ритм с частыми акцентами, пунктирами, синкопами, в частности, особые пунктирные кадансы («со шпорами»);
  • использование гемиольных ладов с ув.2, в том числе – венгерской (цыганской) гаммы.

Наиболее известное произведение стиля вербункош – знаменитый «Ракоци-марш» (венгерская «Марсельеза»), который Лист использовал в своей 15-й рапсодии.

Глубоко национальные по музыкальному языку, венгерские рапсодии Листа объективно ответили росту национального самосознания венгерского народа в период его борьбы за национальную независимость. В этом их демократизм и причина широчайшей популярности.

Наиболее типичная для листовских рапсодий форма строится на контрастном сопоставлении двух разделов – медленного и быстрого (лашан и фришка).

1 раздел более импровизационного склада, в духе эпического повествования либо в характере палоташа – старинного венгерского танца-шествия, напоминающего полонез, но 2хдольного;

2 раздел рисует картину народного праздника, пляски-чардаша (очень задорный, темпераментный, зажигательный 2хдольный венгерский танец).

Возможно, однако, и большее число контрастных разделов, как, например, в 6-й рапсодии.

В развитии тематического материала преобладающую роль играют приемы орнаментального варьирования, связанного с народной инструментальной практикой. Лучшими образцами листовских рапсодий являются 2,6,12,14.

Вторая рапсодия, cis-moll. Краткое эпически-повествовательное вступление вводит в мир красочных картин народной жизни, составляющих содержание рапсодии. Оно выдержано в свободно-речитативной манере, в медленном темпе. Аккорды сопровождения с форшлагами имитируют бряцанье струн, вызывая представление о древнем рапсоде, слагающем свою песню.

I-й, медленный раздел рапсодии – лашан – имеет ярко выраженный венгерский национальный характер, в особенности благодаря характерным для стиля вербункош пунктирным концовкам. Его жанровая основа – песня с элементами танцевальности (благодаря пунктирному ритму сопровождения). При втором проведении тема песни фактурно варьируется, украшается типично листовским виртуозным пассажем и переходит во вторую, танцевальную тему. Высокий регистр, форшлаги, напоминающие игру народных струнно-щипковых инструментов, создают образ очень нежный, легкий, а постоянный органный пункт подчеркивает народный колорит. После вариационного развития танцевальной темы вновь появляются первые две темы (вступления и песни), подобно репризе в 3хчастной форме.


2-й, быстрый раздел рапсодии – фришка – построен на свободном вариационном развитии танцевальной темы I-го раздела. По содержанию это картина народного праздника, во время которого пляска становится всё более темпераментной, зажигательной. Характерно всё большее ускорение темпа, усложнение фактуры, динамические волны от р до ff , передающие то затухание, то возобновление танца.

Фортепианный цикл Листа «Годы странствий»

Параллельно Р. Шуману и вслед за ним Ф. Лист опирается на приоритетную для романтиков структуру – цикл фортепианных пьес, объединенных определенным идейно-художественным замыслом. Однако в отличие от других композиторов Лист с присущей ему масштабностью в «подаче» музыкальных мыслей далеко отходит от инструментальной миниатюры, предпочитая развитые структуры, в том числе и сонатную. Так, «центром тяжести» второй тетради «Годов странствий» становится соната «По прочтении Данте». Листовское своеобразие в трактовке цикла состоит в том, что циклизация, т.е. группировка пьес, происходит на двух уровнях. На высшем «Годы странствий» включают в себя три тетради: «Швейцария», «Италия», «Рим». В свою очередь эти тетради содержат отдельные пьесы. В отличие от других романтиков Ф. Лист не стремится к интонационному единству цикла или хотя бы составляющих его тетрадей. Будучи охваченными образно-смысловой связью, в структурном отношении они предстают самодостаточными и разобщенными.

Подчеркнуто романтический смысл заложен и в самом названии листовского «суперцикла». Заметим, что сам мотив «странствий», равно как и мотив «скитаний», «паломничества», «бродяжничества» – один из фундаментальных для романтиков. Эту романтическую тему композитор трактует опять-таки в индивидуальном плане. Он отказывается от специфического «страдальческого» смыслового подтекста, сопутствующего скитаниям и сосредотачивается преимущественно на выражении своего благоговейного отношения к природе, истории, культуре стран и городов, в которых ему удалось побывать. Место «страдальца», уныло бредущего по жизненному пути, занимает у Листа просвещенный восторженный турист-путешественник.

История создания цикла связана с большим путешествием, которое Лист совершил вместе с Марией д"Агу по Швейцарии и Италии во 2-й половине 30-х годов. Свои впечатления от Швейцарии композитор воплотил в цикле «Альбом путешественника». Позднее многие пьесы «Альбома» были переработаны и составили первую тетрадь «Странствий» – «Первый год. Швейцария» (окончательная редакция – 1855г.)

Если пьесы Первого тома навеяны, главным образом, картинами природы, то содержание второго («Второй год. Италия») – связано с впечатлениями от итальянского искусства – поэзии, живописи, скульптуры (Данте, Петрарка, Микеланджело).

«Третий год странствий» был написан позже двух первых, он отличается от них и по образам, и по средствам выражения – более тонким и изысканным. В музыке контрастно сопоставляются возвышенно-молитвенные настроения и чувства разочарования, мрачного скепсиса. Господствует религиозная тематика.

Три «года», таким образом, становятся символами трех стадий духовного восхождения художника: Природа – Искусство – Религия.

К тому же, получая большие гонорары как пианист-виртуоз, Лист часто деньги жертвовал: в помощь пострадавшим от наводнения, на памятник Бетховену и так далее. Это внутреннее благородство чувствуется и в том, как он делал концертные переложения музыки других композиторов. Таким образом он пропагандировал музыку Баха, Бетховена, Шуберта, своих современников (в частности, ). О Шопене он написал книгу. Преподавал Лист бесплатно.

Вся жизнь Листа — работа, сочинение музыки и гастроли. Два раза он побывал в России. Всегда и везде его выступления вызывали восторг публики. Есть даже специальный терминлистомания . Этот термин придумал Генрих Гейне, описывая массовую истерию, случавшуюся во время парижских концертов Листа. В 1975 году вышел фильм с тем же названием (режиссер Кен Рассел, Великобритания). Роль Листа в картине «Листомания » исполняет английский певец Роджер Гарри Долтри (группа The Who). Но еще интереснее, что роль папы римского исполняет Ринго Стар (The Beatles). Фильм, конечно, из разряда фантазийных, но посмотреть любопытно.

Желающие посмотрят фильм, а о последней длительной любви Листа (фактически 30 лет) к подданной Российской империи можно прочитать . Совместная жизнь с Каролиной так и не вылилась в официальный брак, потому что этому препятствовали конкретные люди. Ни много ни мало: российские императоры и папы римские.

Тема Ференца Листа крайне большая, поэтому я ограничусь кратким биографическим очерком и остановлюсь только на одном интересном моменте.

Мультикультурность Европы в XIX веке

Лист родился в Венгрии (тогда Австрийская империя), воспитывался как артист и получил первое признание во Франции, творил в Швейцарии, новый творческий период начал в Германии. А конец жизни его пришелся на Италию, где он стал аббатом в Ватикане.

Таким образом, и культура всех этих стран оставила свой отпечаток на творчестве Листа, и сам он внес собственный вклад в эти культуры. Подобное взаимодействие для Европы — совсем не уникально.

Венгерский язык Лист знал плохо. Тем не менее он остается венгерским художником. Великий польский композитор был по отцу француз и прожил большую часть жизни во Франции. Но считал он себя поляком. И в Польше две святыни: католическая церковь и Шопен. В Венгрии почитают своего Ференца Листа.

Итак, Ференц (Франц, Франциск) Лист родился 22 октября 1811 года на территории Австрийской империи. Его отец служил «надсмотрщиком за поголовьем овец», а в свободное время играл в оркестре своего хозяина — князя Эстергази (Эстерхази). В том самом оркестре, которым почти всю жизнь руководил Й. Гайдн.

Отец был и первым учителем Листа. Эти детские занятия и некоторые уроки, которые он брал в Вене и Париже — единственное образование Ференца Листа. Дальше — музыка, музыка и музыка.

Листовскую музыку можно слушать всю. Единственная проблема — иногда могут потребоваться «путеводители»: слишком большие связи с литературой и даже живописью. Из литературных наиболее интересны «Сонеты Петрарки», соната «По прочтению Данте» и произведения, связанные с Фаустовской темой. Из живописных — «Мыслитель» или «Обручение» (по скульптуре Микеланджело и картине Рафаэля).

Из всего огромного наследия Листа хотелось бы остановиться только на одном произведении: Венгерской рапсодии № 2.

Венгерская рапсодия № 2

.
Когда-то я писала о Леонарде Бернстайне как авторе мюзикла «Вестсайдская история». Но этот замечательный музыкант был еще и сильным популяризатором музыки, вел передачи, организовывал концерты для юношества в Нью-Йорке. Текстовые распечатки этих концертов выходили и в СССР.

В одной из своих книг Бернстайн рассуждает о связи музыки с языком. Он считал, что народная песня отражает все: ритм, акценты, быстроту речи каждого народа. Из народной музыки эти особенности переходят в «большую музыку». Нет во французском языке сильных акцентов, это язык плавный, текучий — и это проявляется во французской музыке. В итальянском много длинных гласных — и замедленность на гласных снова отражена в музыке. Испанский ритмичен и богат согласными — такова и испанская музыка. А в венгерском языке ударность по большей части происходит на первом слоге — и венгерская музыка знаменита своими оригинальными акцентами.

Полагаю, что это — тема больших смежных исследований, но не могла не привести эту любопытную точку зрения. И Ференц Лист прекрасно чувствовал и понимал суть венгерской народной музыки.

Вспомним, что предыдущие эпохи мало «интересовались» народной музыкой, хотя взаимодействие, безусловно, всегда было. Острый интерес к фольклору возник именно в эпоху романтизма.

Лист — родоначальник жанра рапсодии. Рапсоды — древнегреческие певцы, слагающие эпические песни. Через несколько тысяч лет «жанр ожил» именно в творчестве Листа и прежде всего — в Венгерских рапсодиях.

Эмма, за эти слезы я люблю тебя еще сильнее!

В старом советском фильме «Веселые ребята» есть забавная сцена — в Мюзик-холле. Заезжая знаменитость — итальянский дирижер, проваливается под сцену. А на сцене нечто невообразимо-монументальное: гигантский оркестр, пара десятков роялей, столько же арф.

Незадачливый главный герой (Л. Утесов) попадает на сцену вместо итальянца, он почесывается, подергивается, оркестр играет. Герой видит Леночку в зале, делает ей знаки: «Пойми, пойми! Вот дура!». Оркестр опять принимает знаки за указания эксцентричного дирижера и продолжает играть. А исполняет оркестр Венгерскую рапсодию Листа № 2 в оркестровой обработке. «Оригинальная трактовка» — выносит вердикт некий знаток.

А оркестр все играет. Одна из зрительниц горько плачет. Ее спутник произносит сакраментальное: «Эмма, за эти слезы я люблю тебя еще больше!», полагая, что она так сильно тронута музыкой Листа. А у Эммы жмут туфли… (Ох уж эта венгерская рапсодия № 2. Давайте все же любить друг друга за те и иные слезы).

Но эта же рапсодия звучит во множестве других фильмов («Delirious», «Кто подставил кролика Роджера» — 3 Оскара, «Блеск» 1996 года и других). Даже в «Томе и Джерри» и многих прочих мультфильмах. Насчитала около полусотни фильмов и мультфильмов, потом считать перестала.

Думаю, что сам Ференц Лист улыбнулся бы, узнав о такой популярности своей рапсодии в массовой культуре следующего века — что-то вроде еще одной волны листомании . А ведь это просто хорошая музыка, пусть и чрезвычайно виртуозная.

Умение быть в общеевропейской струе и одновременное умение слышать «родную речь» — отличительная черта всех романтиков. Благодаря им мы сами учимся слышать и понимать «чужую речь». И стараемся не забывать «родную».