Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики.

Ма́лый Гнезднико́вский переу́лок - улица в центре Москвы в Пресненском и Тверском районах между Шведским тупиком и Тверской.

Происхождение названия

Известен с XVIII века. Именовался также Шереметевский и Вадбольский по фамилиям домовладельцев. Нынешнее название возникло в XVIII веке и дано по проживавшим здесь гнездникам - мастерам литейного дела.

Описание

Малый Гнездниковский переулок начинается от Шведского тупика и проходит на северо-восток параллельно Тверскому бульвару, пересекает Большой Гнездниковский переулок и выходит на Тверскую улицу между домами № 15 и № 17.

Здания и сооружения

По нечётной стороне: № 7 - Городская усадьба Кондиковых - Орловых - Г. М. Лианозова (сер. XVIII-XX вв., 1882, архитекторы И. П. Хородинов, Е. Ю Брокман), объект культурного наследия регионального значения. В 1918 году здесь располагался Кинофотоотдел Наркомпроса; в 1925-1932 годах- Всероссийское фотокинематографическое акционерное общество «Совкино» (с 1972 года - Госкино СССР), где работали В. В. Маяковский, В. Я. Брюсов, А. С. Серафимович и другие. Сейчас - Федеральное агентство по культуре и кинематографии (Роскультура); Техновидео; Государственный фонд кинофильмов РФ, архив; № 7/6, стр. 2 - Административное здание (1969, архитекторы В. и Г. Уткины, О. Ловская); № 9/8, стр. 1 - Дом С. В. Спиридонова (1895, архитектор С. С. Эйбушитц), объект культурного наследия регионального значения; № 9/8, стр. 2 - Доходный дом М. А. Малкиель - С. В. Спиридонова (1850-е; 1874-1876, архитектор А. Е. Вебер; 1960-1970-е), ценный градоформирующий объект. В настоящее время здесь располагается международное издательство «Галактика», журнал «Век XX и Мир»; № 9/8, стр. 3 - Доходный дом М. А. Малкиель - С. В. Спиридонова (1874 , архитектор А. Е. Вебер; 1960-1970-е), сейчас - Тискино; № 9/8, стр. 4 (северо-западная часть) - Административное здание (2003), сейчас - Арт и дизайн; № 9/8, стр. 4 (юго-восточная часть) - Доходный дом М. А. Малкиель - С. В. Спиридонова (1880-е, архитектор С. С. Эйбушитц; 1960-1970-е) № 9/8, стр. 6, 6 а - Жилой дом (1820-е; 1874-1875, архитектор А. Е. Вебер). Здесь в 1900-1915 годах располагалась редакция журнала «Будильник»; № 9/8, стр. 7 - Дом доходный - дом жилой (1822; 1873, архитектор А. Е. Вебер; 1874-1879; 1913; 1935; 1950; 1980), ценный градоформирующий объект. Сейчас в здании размещаются: рестораны, Московское городское бюро технической инвентаризации ГУП; По чётной стороне: № 2/19 - Городские начальные училища для мальчиков и девочек им. С. А. и К. В. Капцовых (1893, архитектор Д. Н. Чичагов; 1897, архитектор М. К. Геппенер; 1952, архитекторы Г. И. Полковников, Н. П. Поляков), ценный градоформирующий объект № 4 - школьное здание (1936, архитекторы Я. Л. Эстрин, И. А. Векслер), ныне - Высшая школа экономики: Высшая школа менеджмента, Банковский институт, Институт профессиональной переподготовки специалистов; № 8 - Дом доходный причта и старосты Церкви Святого Николая, что в Гнездниках (1900, архитектор Г. А. Кайзер), ценный градоформирующий…

Нельзя сказать, что Большой Гнездниковский переулок в Москве очень длинный: его протяженность составляет всего лишь 384 м. Он начинается от Леонтьевского переулка и через арку жилого дома соединяется с Тверской. Малый Гнездниковский переулок, который находится рядом, еще короче - 320 м, он расположен от Тверской до Шведского тупика.

Зато эти переулки расположились сразу в двух столичных районах - в Тверском и Пресненском, при этом Большой изогнулся под прямым углом, напоминая колено.

Откуда появилось необычное название?

Название переулков происходит от старинного наименования этой московской местности - Гнездники. А вот с этим словом у историков начинаются сложности. Существует несколько версий, что означает слово «гнездники»:

  • будто бы в этих местах, в рощах, водилось множество птиц, а москвичи добывали их гнезда;
  • возможно, так именовали ремесленников, делавших петли для дверей и ставен;
  • однако, скорее всего, гнездниками называли людей, которые мастерили стрелы, а стрелы в то время исчисляли гнездами.

В XVIII-XIX вв. Большой Гнездниковский переулок носил имена владельцев этой местности Урусовых и Исленьевых. Малый же переулок звали в честь Шереметевых и Вадбольских.

История

Местность в районе Гнездниковского переулка стала считаться территорией Москвы в XVI в., но каменные строения начали тут возводить только столетие спустя. Особенного размаха стройка приобрела на рубеже XIX-XX веков.

Так, в 1912 г. здесь появился дом, который два десятилетия являлся самым высоким в столице. Сейчас это дом №10. Несколько зданий построили уже в советские годы, например, на месте снесенной Никольской церкви была сооружена школа, которая сейчас называется гимназия №1520.

Самый знаменитый дом в Большом Гнездниковском переулке Москвы, конечно, №10. Он даже имеет собственное имя - дом Нирнзее.

Архитектор Эрнст Нирнзее приобрел участок, на котором теснилось несколько невысоких доходных домов, снес их и выстроил, как говорили его современники, «тучерез». Девятиэтажное здание сразу создавалось как дом, где все квартиры будут сдаваться внаем холостякам. Поэтому квартиры имели небольшую площадь: самая маленькая была 27 м², а самая просторная - 45 м². На одном из этажей располагалась столовая, квартиры были электрифицированы, а в подъездах работали лифты. Полуподвал тоже планировалось сдавать внаем, а на крыше размещался ресторан и смотровая площадка.

Квартиры здесь большей частью снимали актеры театра МХАТа, расположенного неподалеку. Именно в доме №10 находились знаменитые кабаре «Кривой Джимми» и «Летучая мышь», а затем цыганский театр «Ромэн», Театр сатиры и студия Каверина. Размещались здесь и редакции различных газетных изданий, кинотеатр и даже съемочный павильон.

В советские годы дом №10 в Гнездниковском переулке стали называть четвертым домом Моссовета, так как квартиры в нем получили видные деятели партии и служащие.

Во время обороны Москвы, в 1941 г., на его крыше установили зенитки, а после войны из них производили салютные выстрелы.

Но привлекает туристов сегодня к этому зданию в центре столицы, то, что именно здесь известный мистический писатель Михаил Булгаков встретил свою любовь, свою Музу. Сейчас в доме №10 находится театр РАТИ и другие учреждения.

В Большом Гнездниковском переулке многие дома строились как доходные, поэтому среди имен жильцов можно встретить и известного композитора Римского-Корсакова, драматурга Тарновского и других.

Несколько домов в Малом Гнездниковском переулке тоже являются объектами культурного наследия. Среди них доходный дом, принадлежавший причту и старосте церкви св. Николая, и училище для девочек и мальчиков. Некоторые здания ценны как памятники архитектуры XVIII-XIX веков.

Современность

В наши дни большая часть зданий в Гнездниковских переулках, Большом и Малом, принадлежит различными учреждениями, банкам, редакциям. Есть здесь и немало жилых квартир. Даже небольшая жилплощадь в этом элитном районе столицы стоит около 20 млн рублей.

Как добраться?

Найти Большой Гнездниковский переулок на карте столицы легко, нетрудно сюда и добраться. Выйдя на станции метро "Пушкинская", надо пройти несколько метров по Тверской и свернуть вправо.

Ц икл очерков о московских исторических зданиях, которые занимает Вышка, завершает рассказ о бывшей 135-й школе в Малом Гнездниковском переулке. Это учебное заведение считалось образцовым, здесь преподавали лучшие учителя района. Правда, поведение школьников образцовым было не всегда: после одной из их выходок даже сняли директора.

Гнездники

Дом № 4 стоит в районе Гнездниковских переулков. Слово «гнездники» современному человеку незнакомо. И даже исследователи не до конца разобрались с его значением. Огромная слобода гнездников располагалась рядом со стеной Белого города и была известна с XVI века. Ее жители делали стрелы. В те времена определенное количество стрел называлось «гнездом», это была их мера. В настоящее время историки склоняются именно к такому объяснению происхождения слова «гнездники».

В каждой слободе была своя церковь. Здешняя была посвящена Благовещению Богоматери и имела два придела - Дмитрия Солунского и Николая Чудотворца. По распространенному московскому обычаю со временем она стала называться по приделу - Николая Чудотворца в Гнездниках. Располагался храм на углу нынешних Большого и Малого Гнездниковских переулков, там, где сейчас стоит дом № 4.

Первые свидетельства о церкви, тогда, возможно, деревянной, известны с 1625 года. В 1627 году она была выстроена в камне. Через сто лет здание обветшало, и церковь решили перестроить. На старых каменных стенах возвели колокольню, а храм построили рядом. Новая церковь представляла собой прекрасный образец московского барокко: одноглавая, с композицией «восьмерик на четверике», богато украшенная. В середине XVIII века к церкви была пристроена каменная трапезная.

Пожар 1812 года не нанес храму ущерба, но французы разграбили его. После их ухода из города церковь снова освятили.

В первой трети XIX века рядом с храмом появился дом причта (он единственный дожил до наших дней). К этому времени ремесленники давно покинули слободу. Переулки заселило московское дворянство, деревянные дома сменились каменными. В Москву пришел технический прогресс. В 1902 году городской думой рассматривался проект первого метро. Было предложено несколько вариантов, в том числе инженерами Е.К. Кнорре и П.И. Балинским. Их проект предусматривал снос многих памятников гражданского и церковного зодчества, в том числе и церкви Николы в Гнездниках. Проект был отвергнут, метро в Москве появилось лишь спустя тридцать три года.

Другое новшество, фотография, имело иные цели - сохранить. В начале XX века модным занятием было фотографировать виды Москвы, и особенно делать панорамные снимки города. Первый высотный дом - дом Нирнзее в Большом Гнездниковском переулке, в двух шагах от церкви, не мог не привлечь внимания фотографов. Снимки, сделанные с этого дома, являются ценным историческим свидетельством облика города начала XX века. На одном из них запечатлен район Гнездников с церковью Николы Чудотворца.

В 1930 году храм XVIII века, колокольню, трапезную и другие церковные постройки снесли. Чудом сохранился лишь дом причта в Леонтьевском переулке.

Школа № 135

В 1930-х годах Москва остро нуждалась в новых школах. Впервые были сформированы единые требования как к учебному процессу, так и к школьным зданиям. С 1932 года по всей стране началось массовое проектирование типовых школ в 2-4 этажа на 280, 400 и 800 мест с учетом новых требований. За довоенную пятилетку в Москве было построено рекордное количество учебных зданий - 390.

Одним из лучших архитекторов типовых зданий этого периода был Константин Иванович Джус. Его задачей было не просто построить максимально удобное здание, но и достичь этого с минимальными затратами. Джус нашел оптимальное решение. Его проекты представляли П-образный объем с активным использованием торцов здания, с двумя входами в боковых ризалитах. До 1940 года в Москве этот принцип проектирования школ стал основным.

Снимок с крыши дома Нирнзее. На переднем плане - церковь Николы Чудотворца в Гнездниках с колокольней.

Фото 1915-1917 гг. Oldmos.ru

В середине 1930-х годов на углу Малого и Большого Гнездниковских переулков, на месте бывшей церкви Николы в Гнездниках, началось строительство новой школы по одному из типовых проектов. Строительство завершилось в 1940 году.

Компактный четырехэтажный объем здания в данном случае в плане напоминает букву «Г» с засечками (штрихи на концах буквы). В результате ризалиты с потенциальными входами оказались разнесены на две улицы - Большой Гнездниковский переулок и Леонтьевский переулок. Но вход с Леонтьевского переулка функционировал как второстепенный.

Главной отличительной чертой оформления школы является лепное украшение на широкой гладкой поверхности в верхней части ризалита. Оно выполнено в виде открытой книги, лежащей на двух скрещенных серпах и обрамленной колосьями. Этот элемент напоминает изображение герба, но в данном случае не государственного, а школьного, призванного показать всю важность происходящего в этих стенах процесса.

Интерьер здания с высокими потолками, просторными классами и коридорами с естественным освещением целиком отвечал его назначению. В школе имелось три специализированных кабинета с лабораториями - физики, химии и биологии. На втором этаже располагались школьный буфет, спортивный и актовый залы. В одном из классов была библиотека. Из привычных кабинетов отсутствовала только мастерская для уроков труда. Начальные классы учились на первом этаже, стены которого были оформлены картинками из русских народных и пушкинских сказок - «Золотой петушок», «Золотая рыбка», «Колобок» и т.д. Старшеклассники в основном пользовались четвертым этажом, холлы которого украшали гипсовые слепки античных статуй - например, «Мальчик, извлекающий занозу». Здесь же стоял бюст Вольтера.

В подлинном состоянии сохранились две лестницы, расположенные в ризалитных частях. Оформление пола на лестничных площадках школьного здания характерно для архитектуры общественных зданий 1930-1940-х годов. Это своеобразная мозаика простых геометрических форм из гранитной крошки, утопленной в бетонную смесь с красителем.

Лестничные площадки, так же как и холлы, были украшены скульптурами. Здесь в углах на высоких подставках стояли гипсовые бюсты римских воинов и философов.

В 1945 году в пятый класс этой школы поступил Виктор Суходрев, незадолго до этого приехавший из Лондона, где его родители работали в посольстве Советского Союза. Виктор Михайлович Суходрев - легендарная личность советского времени. Почти 40 лет он являлся личным переводчиком руководителей государства - Н. Хрущева, Л. Брежнева и М. Горбачева. В 1999 году Суходрев издал книгу «Язык мой - друг мой», в которой поделился воспоминаниями о своем детстве, в том числе и о школе № 135: «По чисто формальному, районному признаку ближайшей школой была 135-я мужская средняя школа в Малом Гнездниковском переулке. Туда, в пятый класс, и привела меня моя мама. Первый удар, постигший меня в московской школе, - строжайший приказ постричься наголо. Под машинку, под ноль. Так было принято в те годы в наших мужских школах. Удар был действительно тяжелый. Я стал протестовать, что, мол, вообще в школу не пойду, но в конце концов сам же понял бессмысленность этого протеста. И меня торжественно постригли под ноль в считавшейся тогда шикарной парикмахерской гостиницы “Националь”».

В военные годы действительно существовало требование стричь мальчиков наголо, чтобы предотвратить распространение педикулеза и тифа. По воспоминаниям одноклассников, В. Суходрев после записи в школу № 135 первые несколько недель отсутствовал, занимаясь поисками учебного заведения, где не надо было стричься наголо. Такового не нашлось, и он вернулся в класс.

3 «А» класс в актовом зале школы № 135

Фото 1946 г. Из архива выпускника 1953 г. школы № 135 В.Г. Шумилова

До 1917 года школы подразделялись на мужские и женские. Советская власть с первых лет своего существования отменила это принцип, мотивируя тем, что необходимо устранить неравноправие между мужчинами и женщинами. С началом Великой Отечественной войны идеология изменилась. Во-первых, было решено, что за 25 лет советской власти равноправие достигнуто, во-вторых, появилась потребность усилить дисциплинарно-военизированное обучение для мальчиков.

С 1 сентября 1943 года школы страны, где это было возможно, т.е. в основном в крупных городах, перешли на раздельное обучение. Школа в Малом Гнездниковском переулке стала мужской. По инструкции Наркомата просвещения директорами мужских и женских школ могли быть соответственно только мужчины и женщины.

После войны, еще при жизни Сталина, проблема раздельного обучения вновь оказалась на повестке дня. Финансовые, хозяйственные затруднения не позволили повсеместно организовать отдельные мужские и женские школы, да и существующие не оправдали ожиданий. И с 1 сентября 1954 года страна вернулась к смешанному школьному обучению.

Соответственно, с 1943 по 1954 год школа № 135 была мужской. Ее первым директором стал Федор Федорович Рощин. Благодаря его усилиям школа сразу же получила статус образцовой. Ему же принадлежит заслуга подбора высокопрофессиональных учителей, многие из которых были методистами района. Из воспоминаний выпускника 1953 года академика Метрологической академии Юрия Брегадзе: «Мы пришли в школу, напоминавшую дворец. В этом мы видим заслугу ее директора - Федора Федоровича Рощина. Для нас, детей начала войны, видевших в жизни мало прекрасного, очутиться в здании, на каждом этаже которого стояли на постаментах античные фигуры и экзотические растения, было потрясением. Мебель была вся новой, кабинеты физики, химии, биологии были оснащены всем необходимым. Учителя были не просто высокой квалификации, они были и отличными воспитателями».

Первые выпускники школы и сейчас с благодарностью вспоминают фронтовика, имевшего ранение в ногу, Виктора Яковлевича Шерапова. Он преподавал русский язык и литературу. Из воспоминаний Юрия Брегадзе: «Помню, как Виктор Яковлевич пытался объяснить нам разницу между книгой и "чтивом". Это слово нам так понравилось, что закрепилось за ним как прозвище. Он учил нас читать стихи спокойным голосом, без подвывания. Обсуждался вопрос, почему до сих пор не создан фундаментальный роман о Великой Отечественной войне. Виктор Яковлевич говорил, что еще не пришло время, приводил в пример роман Л.Н. Толстого "Война и мир", который был создан через несколько десятилетий поле войны 1812-1814 годов. Вместе с тем он настоятельно рекомендовал нам прочитать Виктора Некрасова "В окопах Сталинграда"».

Юрию Александровичу Брянскому (доктор технических наук, профессор, автор нескольких книг по машиностроению);

Виктору Викторовичу Кларову (до 1990-х годов - начальник бюро торговой рекламы Мосгорисполкома, отвечающий за комплексное оформление всех торговых точек Москвы и размещение их рекламы на улицах города).