Сообщение по истории архитектура 18 века. Архитектура и искусство России в XVIII в

В первой половине XVIII века в Москве были построены такие известные здания, как Меншикова башня, а также разрушенные впоследствииКрасные ворота.

Наиболее значительные достижения в московской архитектуре второй половины XVIII века связаны с работами таких архитекторов, как Василий БаженовиМатвей Казаков. Оба они известны прежде всего поархитектурному комплексу в ЦарицыноиПетровскому замку. Баженов построил знаменитыйПашков дом. По проектам Казакова построеныБлагородное собрание,дворец генерал-губернатора,здание Сената в Московском Кремле,дом Елисееваи многие другие московские здания.

Матве́й Фёдорович Казако́в (1738 -1812) - русский архитектор, который в годы правления Екатерины II перестроил центр Москвы в палладианском стиле . Один из крупнейших представителей русской псевдоготики . Разработчик проектов типовой застройки.

    1 Биография

    2 Работы

    3 Примечания

Биография

Матвей Казаков родился в 1738 году в Москве, в семье подканцеляриста Главного комиссариата Фёдора Казакова - выходца из крепостных. Семья Казаковых жила около Кремля , в районе Боровицкого моста . В 1749-м или начале 1750-го года умер отец Казакова. Мать, Федосья Семёновна, решила отдать сына в архитектурную школу известного зодчего Д. В. Ухтомского ; в марте 1751 года Казаков стал учеником в школе Ухтомского и пробыл в ней до 1760 года. С 1768 г. работал под руководством В. И. Баженова в Экспедиции кремлёвского строения ; в частности, в 1768-1773 гг. он участвовал в создании Большого Кремлёвского дворца, а в 1775 г. - в оформлении праздничных увеселительных павильонов на Ходынском поле . В 1775 году Казаков был утверждён в звании архитектора.

Наследие Казакова включает множество графических работ - архитектурных чертежей, гравюр и рисунков, в том числе «Увеселительные строения на Ходынском поле в Москве» (тушь, перо, 1774-1775; ГНИМА), «Строительство Петровского дворца» (тушь, перо, 1778; ГНИМА).

Казаков проявил себя и как педагог, организовав при Экспедиции кремлёвского строения архитектурную школу; его учениками были такие архитекторы, как И. В. Еготов , А. Н. Бакарев , О. И. Бове и И. Г. Таманский. В 1805 году школа была преобразована в Архитектурное училище.

Во время Отечественной войны 1812 года родственники увезли Матвея Фёдоровича из Москвы в Рязань . Там зодчий узнал о пожаре Москвы - это известие ускорило кончину мастера. Казаков скончался 26 октября (7 ноября ) 1812 года в Рязани и был похоронен на кладбище (ныне не сохранившемся) Рязанского Троицкого монастыря .

Его именем в 1939 году была названа бывшая Гороховская улица в Москве. Также его именем названа бывшая Дворянская улица в Коломне . В 1959 году в Керчи по инициативе главного архитектора города А.Н. Морозова вновь образованная улица стала носить имя Казакова в честь его 225-летия.

Работы

Многие памятники казаковской Москвы сильно пострадали во время пожара 1812 года и были восстановлены с отклонениями от первоначального замысла архитектора. Авторство Казакова в отношении многих палладианских построек, особенно построенных по типовым проектам за пределами Москвы, гадательно и крайне спорно (несмотря на содержащиеся в краеведческих изданиях утверждения).

Памятник Василию Баженову и Матвею Казакову (на переднем плане) в Царицыне работы Леонида Баранова

    Пречистенский дворец в Москве (1774-1776);

    Здание Сената в московском Кремле (1776-1787);

    Здания университета на Моховой (1786-1793, после пожара 1812 г. перестроены Доменико Жилярди );

    Ново-Екатерининская больница (1774-76);

    Благородное собрание (1775);

    Дом архиепископа Платона, впоследствии Малый Николаевский дворец (1775);

    Петровское-Алабино , дом-усадьба Мещерских (1776);

    Церковь Филиппа Митрополита (1777-1788);

    Путевой дворец (Тверь) ;

    Дом Козицких на Тверской (1780-1788);

    Храм Вознесения на Гороховом поле (1790-1793);

    Церковь Космы и Дамиана на Маросейке (1791-1803);

    Дом-усадьба Демидова в Гороховском переулке (1789-1791) ;

    Дом-усадьба Губина на Петровке (1790-е);

    Голицынская больница (1796-1801);

    Павловская больница (1802-1807);

    Дом-усадьба Барышникова (1797-1802);

    Генеральный план Коломны 1778 года;

    Церковь Спаса в селе Райсемёновское , достраивал в 1774-1783

    Петровский подъездной дворец (1776-1780);

    Генерал-губернаторский дом (1782);

Приписываемое

    Тихвинская церковь, дом архиерея, башни Старо-Голутвина монастыря (1780-е)

    Мавзолей в Николо-Погорелом (Смоленская обл., 1784-1802).

    Дом Мусина-Пушкина на Разгуляе

22. Градостроительное развитие Петербурга в 1760-х – 1790-х годах. Мосты и набережные.

Вторая половина XVIII века внесла много нового в отечественную архитектуру. Рост промышленности, торговли, увеличение городов, а также крупные успехи русской науки обусловили изменения в строительстве. Передовые архитекторы этого времени разрабатывали вопросы, связанные с планировкой городов, создавали новые типы общественных зданий. Радикальными были изменения во внешнем облике построек. Формы, применявшиеся в середине XVIII века для отдельно стоящих уникальных дворцовых и церковных сооружений, естественно, оказались непригодными для более широкого по масштабам строительства. Новое содержание определило и соответствовавшие ему формы. Зодчие обращались к наследию античной, в первую очередь древнеримской, классики. От последней они брали ордера, которые воспроизводились чрезвычайно точно с соблюдением правильности соотношений и деталей. Ордера стали главным средством тектонического и пластического решения фасадов и интерьеров. Другое требование, предъявляемое к архитектурным сооружениям этого времени, - гармоничность пропорций, как в отношении общих объемов, так и отдельных элементов построек. Архитектурные приемы, разработанные на основании творческого обращения к античности, получили в дальнейшем наименование русского классицизма.

С начала 1760-х годов развернулись крупные градостроительные работы - в Петербурге, Москве, ряде других русских городов. Большое значение в строительстве Петербурга имели работы по регулированию берегов Невы и малых рек, проведению новых каналов, строительству гранитных набережных, сооружению первых каменных мостов. "В гранит оделася Нева, мосты повисли над водами", - метко и точно охарактеризует впоследствии эти работы А. С. Пушкин. Одновременно шла разработка системы крупных площадей на территории окончательно определившегося к этому времени центра города у Адмиралтейства. Созданы были площади у Фонтанки; ее берега соединили семь монументальных разводных мостов. В Москве, на месте старых крепостных стен Белого города, возникло кольцо широких красивых бульваров, определив облик многих улиц. Значительные строительные работы осуществлены и в ряде других городов. Так, в Твери (ныне г. Калинин) после пожара 1763 года реконструирован на новых началах весь центр города. Немалое строительство развернулось в Ярославле.

Вместе с тем построены были и отдельные крупные сооружения нового назначения. На берегу Невы А. Ф. Кокориновым (1726-1772), учившимся у Коробова, у Ухтомского, и Ж.-Б. Баллен-Деламотом (1729-1800) возведено громадное здание Академии художеств (1764-1788, ил. 33). Около Смольного монастыря, превращенного в эти годы в закрытое привилегированное учебное заведение, Ю. М. Фельтен построил новый большой корпус уже специально для учебных целей. В Москве сооружено обширное здание Воспитательного дома. В общих схемах их решений еще много от прежних дворцовых сооружений, но вместе с тем зодчие смело разрабатывали и новые приемы, создавали удобные, рациональные планы. Внешний облик этих зданий также решен по-иному - в строгих и простых формах.

Ил. 33. А. Ф. Кокоринов, Ж.-Б. Валлен-Деламот. Академия художеств. 1764-1788. Ленинград

Простота и сдержанность характерны и для других сооружений этого времени. Показателен построенный архитектором А. Ринальди (ок. 1710-1794) в центральной части Петербурга Мраморный дворец (1768-1785), фасады его отличаются четкостью композиции, гармоничностью пропорций.

То, что намечалось в работах 1760-х годов, получило в дальнейшем особо яркое и последовательное раскрытие в творчестве ведущих зодчих этого времени - Баженова, Казакова, Старова, Кваренги.

В. И. Баженов (1737-1799). Василий Иванович Баженов начал заниматься в школе Ухтомского, затем учился в Московском университете у Чевакинского и, наконец, закончил Академию художеств. После заграничной командировки он поселился в Москве, с которой связаны его крупнейшие постройки и проекты. Особо видное место среди них принадлежит проекту Кремлевского дворца и строительству в Царицыне под Москвой.

Ил. 49. В. И. Баженов. Въездные павильоны Михайловского замка. 1798-1800. Ленинград

В 1768-1773 годах Баженов возглавил проектную мастерскую - так называемый Модельный дом, где велась работа над проектом грандиозного нового Кремлевского дворца. Предполагалось, что дворец охватит весь кремлевский холм. На его внутренних дворах-площадях должны были находиться древние памятники Кремля. В отличие от характерных приемов дворцовых сооружений середины века Баженов выдвигает на первое место решение общих задач планировки. Он намечает создание на территории кремлевского холма целой системы площадей и объединяющих их проездов и задумывает весь дворец, учитывая общую планировку и конкретные особенности местности. В тесной связи с новым зданием дворца (главный корпус которого был ориентирован к Москве-реке) были задуманы и большие корпуса главных административных учреждений Москвы. Въезд с Красной площади через Спасские ворота приводил к основной площади (двору) в виде грандиозного зала под открытым небом с расположенными амфитеатром местами для больших собраний. Поблизости должен был находиться и главный вход во дворец. Проект Баженова (1767-1775) не получил осуществления, но созданная им грандиозная модель (ныне в ГНИМА, ил. 51) оказала сильное воздействие на развитие архитектуры того времени.

Ил. 51. В. И. Баженов. Модель Кремлевского дворца в Москве. Фрагмент. 1773

В строительстве ансамбля в Царицыне Баженов также смело и по-новому подошел к поставленной перед ним задаче. В отличие от дворцовых сооружений середины века он создал здесь живописный пейзажный парк с размещенными в нем небольшими павильонами, органически связанными с теми конкретными участками, на которых они возведены. В своеобразных архитектурных формах царицынских построек Баженов пытался развивать традиции древнего московского зодчества. Заброшенные еще в конце XVIII века, эти постройки дошли до нас в полуразрушенном состоянии.

Из построек Баженова в Москве особое значение имеет бывший Пашков дом (1784-1786), ныне старое здание Библиотеки имени В. И. Ленина. Зодчий хорошо использовал рельеф участка и учел местонахождение здания в непосредственной близости от Кремля.

Баженов был не только замечательным зодчим-практиком, он принадлежал и к крупнейшим представителям русской художественной культуры конца XVIII века. Если многие из его начинаний и не получили осуществления в сложных условиях того времени, то его попытки создания общественной картинной галереи в Москве, организация художественной школы, издания громадного гравированного труда о русском зодчестве, проект реформы Академии художеств наглядно свидетельствуют о его передовых взглядах, о неутомимом стремлении развивать национальное русское изобразительное искусство и зодчество. Таков Баженов - человек славной и вместе с тем почти трагической творческой судьбы.

М. Ф. Казаков (1738-1812). Наряду с Баженовым в Москве работал Матвей Федорович Казаков, своим образованием обязанный школе Ухтомского. Практическая деятельность Казакова началась в Твери, но важнейшие его постройки были выполнены в Москве. Сперва он был ближайшим помощником Баженова по Модельному дому, с середины 1770-х годов началась его самостоятельная работа. Одной из первых выдающихся построек Казакова было здание Сената в Кремле (1776-1787), ныне Верховного Совета СССР (ил. 50). Казаков превосходно учел и использовал особенности отведенного для строительства треугольного по форме участка и создал постройку, в которой монументальность общего облика и парадность композиции органически сочетаются с необычным для того времени удобством и целесообразностью плана. Во внутренней отделке особенно замечателен большой круглый зал (ныне Свердловский).

Ил. 50. М. Ф. Казаков. Здание Сената в Московском Кремле (ныне здание Верховного Совета СССР). 1776-1787

В дальнейшем Казаковым было построено много различных зданий в Москве, среди которых особенно выделяются университет (после пожара 1812 г. восстановленный Д. Жилярди, изменившим внешний облик, но сохранившим первоначальную общую композицию и планировку) и Голицынская больница (1796-1801, первая крупная городская больница Москвы), относящаяся к числу последних и наиболее строгих по стилю работ зодчего.

И. Е. Старов (1745-1808). Один из крупнейших зодчих этого времени Иван Егорович Старое также получил свои первые познания по архитектуре в команде Ухтомского, затем окончил Академию художеств и в дальнейшем много работал в ней как педагог. Старов много проектировал для разных городов, но его важнейшие постройки находятся в Петербурге. Среди них крупнейшая - Таврический дворец (1783-1789, ил. 53). Участок, на котором он расположен, не входил еще в конце XVIII века в черту города, что дало возможность свободно разместить здание, организовав подъезд к нему каналом от Невы, и создать при нем большой парк. Дворец предназначался для больших празднеств и приемов, связанных с торжествами по случаю присоединения к России Крыма. Этим обусловлено и наличие во дворце парадных залов. За вестибюлем размещается подкупольный зал ("Пантеон российский", как называл его в своем описании дворца Г. Р. Державин), за ним, пересекая по ширине все здание, располагался грандиозный колонный зал и позади - зимний сад, к стенам которого примыкал обширный парк дворца. По широте и размаху, торжественности и одновременно строгости Таврический дворец был одним из наиболее значительных сооружений того времени.

Ил. 53. И. Е. Старов. Таврический дворец. 1783-1789. Ленинград

В конце XVIII - начале XIX века большие строительные работы вел Джакомо Кваренги (1744-1817). Уроженец Северной Италии, он только после своего приезда в Россию в 1779 году получил возможность создать крупные произведения. Среди выполненных по его проектам многочисленных зданий, простых и лаконичных по формам, также преобладают общественные сооружения - Академия наук (1783-1789), Государственный (Ассигнационный, как он тогда назывался) банк (1783-1790), торговые ряды, учебные заведения, больница. Одна из лучших построек Кваренги - здание учебного заведения - Смольного института (1806-1808, ил. 52).

Ил. 52. Д. Кваренги. Смольный институт. 1806-1808. Ленинград

Чрезвычайно простое и рациональное в плане, строгое по внешнему облику, оно неразрывно связано для нас с событиями Великой Октябрьской социалистической революции.

В пригородах Петербурга - Царском Селе и Павловске - в последние два десятилетия XVIII века работал архитектор Чарльз Камерон (1740-е-1812). Построенные им Павловский дворец (1782-1786) и Камеронова галерея (1783-1786) в Царском Селе отличаются четкостью композиции, изяществом отделки. Необычайно разнообразными по композиционному решению и по использованным в них облицовочным материалам были интерьеры личных комнат Екатерины II в Екатерининском дворце Царского Села.

В эти годы шло значительное строительство не только в городах, но и в усадьбах. Здесь большую роль играли крепостные зодчие, тесно связанные с народными традициями и в то же время использовавшие новые архитектурные приемы (усадьба "Останкино" под Москвой, созданная крепостными мастерами при участии замечательного крепостного зодчего П. И. Аргунова).

В 1760-х - 1790-х годах широко ставились вопросы синтеза искусств. В области декоративной скульптуры работали выдающиеся ваятели того времени - Шубин, Козловский, Прокофьев.

Много нового было внесено в паркостроение. На смену регулярным садам пришли пейзажные парки. К лучшим образцам этого типа принадлежат: Царицыно, Останкино, Гатчина, Павловск.

23. Архитектурный ансамбль Царского Села.

Царское Село – жемчужина архитектуры XVIII века

Начало XVIII в. для России ознаменовалось сломом привычного образа жизни, поворотом в сторону подражания западным культурным образцам, охватившим в первую очередь столичное и провинциальное дворянство. Искусство России с начала XVIII в. становится светским. Появляются неизвестные дотоле виды и жанры пространственных искусств: гравюра, памятник, скульптурный портрет, ландшафтная архитектура и т.д. Появление новых видов и жанров искусства было связано с необходимостью создавать чертежи и карты строящегося Петербурга, отражать победы русской армии и флота.

Возникает система профессионального обучения граверов, скульпторов и живописцев, архитекторов. Часто преподавателями выступают приглашенные из-за границы признанные мастера. В Россию приходят из Европы несколько художественных стилей - барокко и рококо, классицизм, просветительский реализм, позднее - сентиментализм и предромантизм. Тем самым художественные процессы в России все теснее связываются с общеевропейскими, только народное искусство сохраняет верность традиционным образцам и приемам деятельности.
Ведущим художественным стилем первой половины XVIII в. в России становится барокко - стиль абсолютизма, воплощающий великолепие и мощь Российского самодержавия. Русское барокко отличалось от западноевропейского споим оптимистическим пафосом, позитивным началом. Главное в русском барокко - строительство дворцов новой столицы России - Петербурга.

Б.-К. Растрелли.
Бюст Петра I. 1723-1 729 гг.
На кирасе Петра - рельефные изображения Полтавской битвы. А также изображение Петра в одеянии римских императоров, высекающего женскую фигуру со скипетром и державой

В 1706 г. для руководства строительными работами была учреждена Канцелярия городовых дел во главе с У.А. Синявиным. На левом берегу Невы началось возведение крепости-верфи Адмиралтейства.
В 1710-1711 гг. был построен первый Зимний дворец Петра I. Двухэтажное здание, перекрытое высокой кровлей, украшали небольшой нарядный портал и узкие пилястры. В 1726-1727 гг. архитектор Доминико Трезини прибавил к зданию два крыла и подчеркнул его центр четырьмя колоннами.

К концу 1720-х гг. облик Петербурга определился. В 1737 г. была учреждена Комиссия о Санкт-Петербургском строении, ее архитектурную часть возглавил П.М. Еропкин. Комиссия разработала генеральный план столицы, согласно которому центр переносился на Адмиралтейскую сторону. Были намечены направления трех главных городских магистралей, расходившихся от башни Адмиралтейства. И.К. Коробов (1700/1701-1747) предложил возвести семидесятиметровую каменную башню Адмиралтейства с высоким золоченым шпилем и флюгером в виде корабля.
Весь центральный район предписывалось застраивать только каменными зданиями. Преобладающий тип здания этого времени - дворец-усадьба в столице или в ее пригородах.

Расцвет русской архитектуры середины XVIII в. связан со стилем барокко и с именем Франческо Бартоломео Растрелли (1700-1771), соединившего в своем творчестве черты западноевропейского барокко и так называемое «нарышкинское» его воплощение. Приехав в Петербург 16-летним юношей, Растрелли дважды уезжал за границу, самостоятельно начав работать в царствование Анны Иоанновны. Его первыми постройками были деревянный дворец Зимний Анненгоф в Москве и Летний дворец недалеко от Кремля. Растрелли построил третий Зимний дворец в Петербурге, объединив дома Апраксина и Кикина и соорудив два новых корпуса по углам со стороны Адмиралтейства. Фасады дворца, протянувшиеся вдоль Невы почти на 150 м, сохраняли еще черты петровского барокко, однако в оформлении ряда внутренних помещений - Тронного зала, аванзала и Театра уже чувствовалась рука Растрелли.

В 1749 г. Елизавета издает указ о строительстве Смольного монастыря. Строительство собора, начатое в 1748 г., приостанавливалось из-за нехватки средств. Растрелли так и не закончил его, но и созданное здание явилось одним из замечательных его творений.
Работая над сооружением Смольного монастыря, Растрелли получает распоряжение императрицы начать работу по переустройству Большого Петергофского дворца. Зодчему было поставлено условие: сохранить оставшийся от Петра комплекс построек, значительно расширив дворец.

Самое совершенное творение Растрелли - Большой, или Екатерининский, дворец в Царском Селе, работы над строительством которого велись с 1752 по 1757 гг. Строительство дворца, начатое ранее, не удовлетворило Елизавету. Растрелли превратил дворец в громадную анфиладу зал, в обширном регулярном саду возвел парковые павильоны. Другой стороной дворец обращен к огромному двору, ограниченному одноэтажными корпусами. Анфилада комнат центральной части дворца имела замечательную отделку - позолоченную деревянную резьбу, живопись плафонов.

В центре Петербурга Растрелли возвел четвертый Зимний дворец. Сохранившийся почти без изменений Дворец, вершинное достижение русского барокко, построен в виде замкнутого четырехугольника с обширным внутренним двором, своими размерами он доминирует над окружающим пространством. Бесчисленные колонны то собираются в группы, особенно живописные на углах здания, то расступаются. На балюстраде кровли установлены десятки декоративных ваз и статуй. Каждый фасад Растрелли проектировал по-разному. Так, Северный фасад, обращенный к Неве, тянется более или менее ровной стеной, не имея заметных выступов. Южный фасад, выходящий на Дворцовую площадь, имеет семь членений и является главным. Центр его выделен широким, пышно декорированным ризолитом, прорезанным тремя въездными арками. Из боковых фасадов наиболее выразителен западный, обращенный в сторону Адмиралтейства. Из внутренних помещений дворца, созданных Растрелли, сохранили барочный облик Иорданская лестница и частично Большая церковь. После восшествия на престол Екатерины II Растрелли перестал получать заказы, стиль барокко не нравился двору. 23 октября 1763 г. Екатерина принимает решение об отставке Растрелли с поста обер-архитектора. В 1771 г. он подает прошение о принятии его в члены Императорской Академии наук, прошение было удовлетворено 9 января 1771 г. В этом же году Растрелли умирает.

Влияние творчества Растрелли было сильным и для самостоятельно работающих архитекторов. Одним из таких мастеров был С. И. Че- вакинский (1709/1713 - ок. 1780), построивший двухэтажный Никольский Морской собор.

Опубликовано: Июль 4, 2014

Архитекторы России второй половины 18 века

Вторая половина XVIII века в отечественной истории - это стабилизация политической системы России после затянувшейся эпохи дворцовых переворотов, долговременное правление Елизаветы Петровны и Екатерины II. Основным художественным стилем становится классицизм.

Василий Иванович Баженов (1738-1799) - человек, который целиком и полностью отразил идеалы, успехи и промахи своей эпохи. Уроженец Калужской губернии. Сын сельского псаломщика. Был отдан на обучение в Славяно-греко-латинскую академию. Обратил на себя внимание своими успехами в науках. Его рекомендовали в школу Ухтомского, откуда вышли все крупнейшие архитекторы той эпохи. Дружил с Фонвизиным и Новиковым. Обучался в Париже и Риме. В Петербурге Баженов не был востребован в полной мере, поэтому переезжает в Москву. Там он занимается ремонтом и реконструкцией кремлевского ансамбля. Это было именно та работа, которой ждал Баженов. Однако проекту не суждено было осуществиться в полной мере, что стало страшным ударом для архитектора.

Дом Пашкова в Москве (1784-1786) - сооружение, считающееся творением Баженова. Тем не менее, серьезных документов, подтверждающих авторство Баженова, не сохранилось. Лишь устная молва приписывает это здание именно Баженову. Это одно из зданий теперешней Государственной библиотеки. Дом был построен по заказу сына денщика самого Петра Первого. Человек был с причудами, достаточно богатый, чтобы позволить себе необычный проект в центре Москвы прямо напротив Кремля. Долго время именно Дом Пашкова был единственным местом, откуда можно было с высоты посмотреть на Кремлевские башни. Центральный объем с колонным портиком и круглой башенкой-ротондой наверху, и боковые флигели, которые, являясь единой частью этого дома, все же напоминают распахнутые крылья, как будто растворяются в окружающем воздухе и ландшафте; как будто позволяют этому зданию, раскинувшись, иначе дышать, жить, лететь над Москвой. Бригадир Пашков небольшой сад перед своим домом превратил в оранжерею, в зоопарк, где в клетках и на свободе пребывали попугаи, павлины, бродили дикие звери. И люди приникали к решеткам ограды, любуясь этим фантастическим зрелищем. И садом, и диковинными существами, и домом, в котором одиноко жил нелюдимый владелец всей этой красоты. Композиционную основу здания составляет схема, присущая тогдашним помещичьим усадьбам. Центральный трехэтажный корпус благодаря одноэтажным галереям соединен с двухэтажными боковыми корпусами. Двухмаршевая лестница спускается от центрального корпуса вниз с холма. Все части композиции являются самостоятельными и завершенными. Пилястры служат украшением для стен дома. Четырехколонные портики акцентируют центр главного и дворового фасадов. По сторонам поставлены статуи. Венцом здания служит бельведер круглой формы, который окружает ионическая колоннада. Край крыши декорирован балюстрадой с вазами. Боковые корпуса, где расположены колонны портиков с фронтонами, исполнены в традициях ионического ордера. Так начал зарождение новый для русского искусства художественный стиль - классицизм.

Инженерный (Михайловский) замок в Санкт-Петербурге (1780-1797). До 1823 года замок назывался Михайловским и получил свое название от встроенной в него церкви архангела Михаила. Это прихотливое сооружение имеет в плане квадрат с округленными углами, в который вписан восьмиугольный двор. Оно казалось странным современникам, привыкшим к классицистским постройкам. Горожан удивляли необычная обработка фасадов и красный с белым цвет здания, никогда не использовавшийся в классицизме. Дворец был построен как неприступный замок, окруженный рвами и подъемными мостами. Автором изначального проекта был сам император Павел I, который очень внимательно следил за постройкой дворца, где по роковому стечению обстоятельств и был убит заговорщиками.

Матвей Федорович Каза­ков (1738-1812) Здание Сената в Московском Кремле (1776-1787). Общий план здания получил компактную и вместе с тем геометрически простую форму треугольника. Она включает внутренний двор, который разделен несколькими поперечными корпусами на три части. Главный фасад оформлен в виде четырехколонного портика с фронтоном. Здесь же находится вход в центральную часть двора. Круглый купольный зал - смысловой центр всей композиции Сената. Колоннада, выполненная в традициях ионического ордера, располагается на высоком рустованном цоколе. Ее венчает мощный раскрипованный карниз. Над ним прямо на барабане находится купол круглого зала. Архитектору удалось орагически включить здание Сената в Кремлевский архитектурный ансамбль. Своеобразие композиции заключается в том, что сам купол круглого зала находится на одной оси с Сенатской башней Кремлевской стены.Последняя обозначает поперечную ось Красной площади. Таким образом, возникает единый гармонический образ Кремля.

Бартоломео Растрелли (1700-1771), которого в России звали на собственный манер Варфоломеем Варфоломеевичем, наиболее яркая фигура середины XVIII столетия, работавший в стиле русского барокко.

Большой Екатерининский дворец в Царском Селе (1752-1757). Эта сложная по своей композиции постройка, созданная на месте старого дворца. Здание подведено под одну крышу. Все корпуса прежнего дворца выровнены. Это превращает бывшие галереи в большой зал и высокие парадные апартаменты. Снаружи правый угол здания над парадным входом венчает купол с одной главой. Этому куполу на другом конце дворца отвечает пятиглавие церкви. Композиция интерьеров дворца построена на эффекте бесконечной протяженности анфилады залов, гостиных и других парадных помещений. Грандиозный дворец отличается исключительным великолепием пластической и декоративной обработки. Его фасады насыщены богатейшими лепными украшениями. А краска здания построена на сочетании интенсивного синего цвета стен, белого - архитектурных деталей, позолоты - скульптур и куполов.

Зимний дворец в Санкт-Петербурге (1754-1762). Это здание - апофеоз стиля барокко. В плане это простое каре с внутренним двором. Его фасады обращены к Неве, Адмиралтейству и Дворцовой площади. Фасады дворца образуют как бы складки бесконечной ленты. Каждый фасад архитектор решает по-своему, варьируя пышную отделку и изменчивый ритм колонны. Ступенчатый карниз повторяет все изломы стен. Грандиозны размеры здания - в нем более тысячи помещений, расположенных анфиладами, украшенных резьбой, лепкой и позолотой. Главная лестница - один из самых роскошных интерьеров Зимнего дворца. Она занимает огромное пространство во всю высоту здания. Плафон с изображением богов Олимпа создает яркий красочный акцент. Интерьеры, оформленные Расстрелли, всегда носили сугубо светский характер. Таково решение и большой церкви Зимнего дворца. Ее интерьер представляет собой как бы большой дворцовый парадный зал, разделенный на три части. Центральная часть завершалась великолепным резным иконостасом.

Петергоф. Главное значение здесь имеют фонтаны и собственно сама вода. Они приводятся в действие естественным напором воды, подающейся с ропшинских высот. По словам художника Александра Бенуа, Петр строил резиденцию царя морей. Фонтаны являются символическим выражением водяного царства, туч и брызг того моря, которое плещется у берегов Петергофа. Система фонтанов и водных каскадов украшена многочисленными скульптурами. Фонтан «Самсон» выполнен выдающимся скульптором Козловским.

Ж. Б. Валлен-Деламот и А. Ф. Кокоринов. Академия художеств (1764-1788). Она занимает в общей сложности целый квартал на набережной Невы. Постройка соответствует строгому плану, который представляет собой с вписанным в него кругом. Круг призван служить двором для прогулок. Постройка является равновысокой и состоящей из четырех этажей. Они разделены попарно и образуют несущую часть здания, а также его облегченный верх. Веяния времени невозможно не ощутить и в принципиально новом решении орнамента- строгом и геометризованном. Отношение к традиционной ордерной системе также становится более каноничным.

Иван Егорович Старов (1745-1808) - еще один архитектор, работавший в рамках классицизма. Ему принадлежит Таврический дворец, выстроенный для фаворита императрицы Екатерины II - светлейшего князя Потемкина-Таврического. Само же строительство знаменовало факт его победы над турками-османами. Дворец строился шесть лет и был построен в 1789 году. Вестибюль был украшен яхонтовыми и гранитными столпами. В купольном зале стояли фаянсовые голландские печи, украшенные лазурью и золотом. В центре была огромная екатерининская зала - Зимний сад. Сама императрица любила бывать здесь. Устраивались международные приемы, проводились роскошные балы. При дворце была оранжерея, в которой выращивали арбузы, дыни, персики круглый год. Император Павел отдал дворец конногвардейцам. Паркет был разобран и увезен в строящийся Михайловский замок. Именно здесь в 1906 году была впервые учреждена Государственная дума.



От: Малофеев П.Н.,  

- Присоединяйтесь!

Ваше имя: (или войдите через соц. сети ниже)

Комментарий:
РАННЕЕ (ПЕТРОВКОЕ) БАРОККО
строгая геометрия и «регулярность» планов, скромность декора и убранства, сочетание отдельных ордерных элементов с барочными деталями.
Доменико Трезини. Ок. 1670 - 1734. Инженер-строитель и архитектор.
Доменико был итальянцем, родом из Швейцарии.
С 1699 года он работал в Дании, откуда в 1703 году русский посол А. П. Измайлов пригласил его на русскую службу как фортификатора. Это определило судьбу архитектора: до конца своих дней он будет жить и работать в Санкт-Петербурге.
Будучи ближайшим помощником Петра I, Трезини фактически возглавлял все строительство в Санкт-Петербурге. По его проектам заложены Кронштадт и Александро-Невская лавра, в 1706 году начата перестройка Петропавловской крепости в камне.

Петропавловская крепость в Санкт-Петербурге. 1703-1740 Петропавловская крепость - старейший из архитектурных памятников Санкт-Петербурга. Дата закладки крепости на Заячьем острове - 16 (27) мая 1703 года - считается датой основания города.

Крепость «бастионного начертания» имеет 6 бастионов, фланги которых соединены куртинами (крепостными оградами).
С 1706 года началось возведение новых укреплений в кирпиче и камне. 3 мая 1706 года Петр I собственноручно заложил бастион Меншикова. Работы продолжались до 1734 года, когда был закончен Государев бастион.


Доменико Андреа Трезини

Петропавловской крепости


29 июня 1703 года в крепости был торжественно заложен в присутствии Петра I деревянный собор во имя святых Петра и Павла. В 1712-1733 годах был сооружен каменный Петропавловский собор. Он стал Императорской усыпальницей - первым в еще недостроенном здании был похоронен император Петр I.

Силуэт Петропавловской крепости играет ключевую роль в архитектурном образе невской акватории. Бастионы и куртины крепости, возвышающиеся над узкой береговой полосой, формируют панораму центра города. В их геометрически правильных очертаниях преобладают горизонтальные членения, над которыми возвышается Петропавловский собор.

В 1716 году Петр I принял решение превратить Васильевский остров в центральный район столицы и сосредоточить на нем основные государственные учреждения. Проект планировки острова, выполненный Леблоном, не получил утверждения, и разбивка жилых кварталов была осуществлена архитектором Д. Трезини по собственному проекту.
Трезини выполнена часть регулярной планировки Васильевского острова, выстроены Летний дворец Петра I в Летнем саду.


Здание Двенадцати коллегий. Арх. Д.А.Трезини. 1722-1742. Общий вид
Еще один памятник Петровского барокко – здание Двенадцати коллегий. Архитектор Трезини оригинально решил поставленную Петром задачу «о равноправии всех коллегий». Здание представляет собой двенадцать одинаковых построек, поставленных вплотную друг к другу в одну линию, растянувшуюся на 383 метра, объединяет их общий сквозной коридор.


Двенадцати коллегий здание в Санкт-Петербурге. Арх. Д.А. Трезини. 1722-1742 . Общий вид

Коллегии расположены торцом к набережной Невы, но это не ошибка в проектировании и не случайность: здание располагалось по красной линии одного из каналов, ныне засыпанных, а в петровское время прорезавших весь остров. Таким образом восточный фасад, обращенный ныне к скверу, выходил на главную площадь Васильевского острова, который предполагалось превратить в центральную часть города.

Коллегии задают городской масштаб и определяют вершину последовательного «нисхождения» трезиниевских типов построек в новой регулярной столице: от образцового здания высших органов империи к блокам типовых «домов для именитых», «домов для зажиточных» и, наконец, «домишек для подлых». Но все они будут поставлены вдоль красной линии - не важно, какой: канала, набережной реки или улицы.


На Васильевском острове расположен и первый парадный дворец Петербурга – резиденция генерал-губернатора. Меньшиковские апартаменты, в которых устраивались приемы и ассамблеи, - характерный образец богатого петербургского дворца, выходящего главным фасадом на набережную. Со стороны Невы была устроена небольшая гавань, к которой причаливали шлюпки с гостями. Позади главного дома располагался обширный сад и нескончаемые ряды хозяйственных построек – типичная русская усадьба с натуральным хозяйством.



Усердие, с которым царь Петр пополнял свою коллекцию всяческих редкостей и «уродцев», привело к необходимости возведения специального здания. Проектирование будущей Кунсткамеры было поручено немецкому зодчему Маттарнови, по проекту которого на набережной Васильевского острова выросло сооружение оригинального композиционного решения. Характерный силуэт из двух симметричных корпусов с башней посередине, в которой была расположена обсерватория, венчал глобус. Сильно пострадавшая от пожара и восстановленная только в 1948 башня Кунсткамеры и сейчас является одним из основных составляющих невского пейзажа.

Живопись первой 18 века

Никитин, Иван Никитич (около 1680 - не ранее 1742) - живописец, портретист. Его справедливо называют основателем русской портретной живописи XVIII века. В судьбе художника принимал участие Петр I, гордившийся его дарованием и успехами в портретной живописи. Одним из первых русских художников Никитин был послан учиться в Италию. Творчество Никитина - пример эволюции живописного мышления начала XVIII века: от средневековой художественной традиции к освоению европейского изобразительного языка.

О ранних годах обучения художника ничего не известно. Первоначальные художественные навыки он получил, вероятно, под руководством голландца А. Шхонебека в гравировальной мастерской при Московской Оружейной палате. В 1711 году вместе с гравировальной мастерской Никитин был переведен в Петербург. Писать портреты он, судя по всему, выучился самостоятельно, изучая и копируя имевшиеся в России работы иностранных мастеров. Благодаря родственникам, служившим в придворных церквах, Никитин быстро занял прочное положение в окружении Петра I. Он пишет портреты владетельных особ.

В ранних портретах прослеживается явная связь с парсунами конца XVII столетия. Их отличает жесткое письмо, глухие темные фоны, плоскостность изображения, отсутствие глубокого пространства и условность светотеневой моделировки.

Поездка в Италию мало что изменила в творческих принципах Никитина. Он сохранил главные свои особенности: общий реализм живописи и прямоту живописных характеристик.
Одной из лучших работ художника не без оснований считают «Портрет напольного гетмана».
В нем впечатляет психологическая яркость облика, выразительность черт лица. Свою роль играют все компоненты, формирующие восприятие зрителя: контрасты светотени, теплый, несколько мрачный колорит, сочетающий коричневые, золотые и розовые, пластичная лепка головы, деталей и складок одежды, наконец, общий характер портрета, лишенного каких-либо признаков парадности и представительности.
Черты интимности придают изображению особую психологическую убедительность, и в этом прежде всего заключено новаторство Никитина, предвосхитившего путь дальнейшего развития русского портретного жанра.


1720-е годы. ГРМ.


Изображение Петра I на смертном ложе исполнено личной скорби и ощущения торжественности момента. Художник скорбит о потере и полон чувства глубокого уважения к почившему. Под кистью мастера живописное произведение звучит как реквием.
Портрет Никитина создан как будто в один сеанс, как этюд, почти a la prima. Он дает наглядное представление о манере письма живописца, работавшего легкими жидкими мазками, сквозь которые просвечивает красно-коричневый грунт. Именно такой грунт почти всегда использовал Никитин.

Матвеев, Андрей (между 1701 и 1704 - 1739) - живописец, портретист, иконописец, автор аллегорических, декоративно-монументальных композиций. Первый русский художник, получивший западноевропейское художественное образование.
В 1716 году по указу Петра I талантливый мальчик недворянского происхождения был послан для обучения живописи в Голландию. С сентября 1717-го по сентябрь 1723 года он учился в Амстердаме у А. Боонена. Начинающий живописец провел в Голландии и Фландрии одиннадцать лет.


Самое интересное из оставшегося наследия Андрея Матвеева - это его портреты. Их дошло до наших времен очень немного, среди них: «Аллегория живописи» (1725)


Автопортрет с женой. 1729 (?) Это единственный семейный портрет в русской живописи первой половины XVIII века.


Портрет А.П. Голицыной. 1728

Скульптура

Растрелли, Бартоломео Карло (1675-1744) – итальянский скульптор и архитектор. Работал в 1715-1744 годах в России, в Санкт-Петербурге. Развивал тип парадного барочного портрета. Основоположник стиля барокко в отечественной скульптуре.
Растрелли фактически сосредоточил свое творчество в области скульптуры портретного жанра. Барочная пышность и стремление передать фактуру материала сочетаются в растреллевских произведениях с достоверной убедительностью характеристики модели.


Скульптор много и плодотворно работал над образом Петра I. Еще в 1719 году он сделал маску Петра I (ГЭ), которая послужила прообразом известной бронзовой скульптуры Петра I (1723-1729. ГРМ, ГЭ).


Одно из лучших произведений Б.К. Растрелли. В облике царя зримо продемонстрированы ум, воля и энергия. Перед зрителем предстает не просто значительная личность, а государственный деятель исключительного масштаба.
Жизненность в передаче подробностей по-барочному сочетается в произведении с пышной декоративностью, с изощренным мастерством в передаче фактуры и деталей одежды, а так же изображений на щитках панциря, где запечатлены эпизоды Полтавского сражения и аллегорическая композиция, представляющая самого царя, «молотом и долотом» высекающего из каменной глыбы фигуру новой России.


Многие годы маэстро трудился над конным монументом Петра I, отлитым уже после смерти мастера в 1747 году под руководством Ф. Б. Растрелли, сына скульптора и впоследствии прославленного архитектора. Монумент был установлен лишь в 1800 году перед Михайловским замком.

К.Б. Растрелли представил Петра как бы обозревающим новую столицу, свое любимое детище. Глаза под большими дугами бровей «всевидящим» взглядом пронизывают город. Фигура императора поражает гипертрофированными формами - мощные плечи, широкая грудь, чрезмерно крупные ладони. На Петре тяжелый кованый панцирь рыцарских времен, на голове пышный лавровый венок. Левой рукой он держит поводья коня, а правой сжимает жезл полководца.


Б.К. Растрелли создал целый ряд портретных бюстов, которые далеко не все дошли до нашего времени. Особенно следует отметить бюст А.Д. Меншикова (ГРМ), выполненный в мраморе И.П. Витали в 1849 по несохранившемуся восковому оригиналу. В парадной скульптуре исторически точно переданы индивидуальные черты верного сподвижника Петра I.

Архитектура



Петергоф. Арх. Ф.Б. Растрелли. 1747-1755. Большой дворец и Большой каскад. Гравюра Ш. Нике по рисунку Ш. де Леспинаса. II половина XVIII в. ГНИМА


Одно из лучших произведений Франческо Бартоломео Растрелли – Смольный монастырь - замечательный образец русского барокко XVIII века. Столичный монастырский ансамбль разработан зодчим с исключительным великолепием и размахом.
Смольного монастыря собор в Санкт-Петербурге. Арх. Ф.Б. Растрелли. 1748-1764 . Проектная модель Смольного монастыря. 1750-1756
Проектная модель Смольного монастыря была выполнена по чертежам Ф.Б. Растрелли в масштабе 1:62 группой мастеров под руководством Якоба Лоренца. Модель представляет замысел великого барочного мастера во всем его совершенстве. Однако на практике проект не был осуществлен полностью, к тому же при строительстве был внесен целый ряд изменений. Кульминационной точкой всего ансамбля должна была стать колокольня над въездными воротами со стороны города. Ее расчетная высота составляла 140 метров, что на 18 метров выше шпиля Петропавловской крепости. Из-за высокой стоимости и технических сложностей от возведения колокольни в итоге отказались, хотя она и была заложена в 1761 году.


С 1752 по 1756 год при императрице Елизавете Петровне Ф. Б. Растрелли возглавлял строительство загородной резиденции русских царей в Царском селе. В этот период он заново перестроил весь Большой (Екатерининский) дворец.

Зимний дворец - один из самых знаменитых барочных памятников России, построенный Франческо Бартоломео Растрелли в царствование Елизаветы Петровны.
Он принадлежит к числу высших достижений отечественного зодчества XVIII века. Дворец задуман и осуществлен в виде замкнутого четырехугольника с обширным внутренним двором. Его фасады обращены на Неву, в сторону Адмиралтейства и на площадь, в центре которой Ф.Б. Растрелли предполагал поставить конную статую Петра I. Сложный ритм колонн, богатство и разнообразие форм наличников, обилие лепных деталей, множество декоративных ваз и статуй, расположенных над парапетом и над многочисленными фронтонами, создают исключительное по своей пышности и великолепию декоративное убранство здания. Южный фасад прорезан тремя въездными арками, которые ведут в парадный двор, где в центре северного корпуса находился центральный вход во дворец.


Парадная Иорданская лестница расположена в северо-восточном углу здания.


Основное здание Мариинского театра (Театральная площадь, дом № 1) было построено архитектором А. К. Кавосом в 1847-1848 годах и затем восстановлено после пожара в 1860 году.
Собственно Мариинский театр, названный так по имени супруги Александра II императрицы Марии Александровны, открылся 2 октября 1860 года оперой Михаила Глинки «Жизнь за царя».

Живопись второй половины 18 века

Развитие искусства в Европе подвигло графа И. И. Шувалова на представление императрице Елизавете Петровне предложения о необходимости завести «особую трёх знатнейших художеств академию». Иван Иванович предполагал открыть её в Москве, при задуманном им университете, но в результате Академия художеств была учреждена в 1757 г. в Петербурге, хотя первые 6 лет числилась при Московском университете.
В Петербурге Академия первоначально размещалась в особняке Шувалова на Садовой. С 1758 г. здесь начались учебные занятия. Учебный курс длился 9 лет и включал изучение искусства гравюры, портрета, скульптуры, архитектуры и т.п. С 1760 г. лучшие выпускники отправлялись на стажировку за границу на средства Академии. В 1764 - 1788 г. для Академии было построено специальное здание (Университетская набережная, 17; архитекторы А. Ф. Кокоринов и Ж. Б. Валлен-Деламот). Сейчас в этом здании расположен Санкт-Петербургский государственный институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина, а также Научно-исследовательский музей Российской академии художеств, архив, библиотека, лаборатории и мастерские.

Антон Павлович Лосенко (1737-1773) - русский художник, представитель классицистического искусства, основоположник исторического жанра в отечественной живописи.
На дарование молодого художника обратил внимание И. И. Шувалов, президент только что открытой Академии трех знатнейших художеств, и в 1758 году Лосенко зачисляют ее воспитанником.


Жертвоприношение Авраама (Авраам приносит в жертву сына своего Исаака). 1765. ГРМ
Стала итогом обучения в Париже.
Сюжет заимствован из Ветхого завета (Быт 22:2-12).
Картина получила первую золотую медаль Парижской Академии художеств. В ней Лосенко стремился избежать излишней декоративности и продемонстрировал основные принципы своего живописного кредо: передачу «красоты натуры» и построение эмоционально насыщенной композиции.


Картина стала первым в истории отечественного искусства полотном, посвященным древнерусской истории.
За произведение на сюжет из древнерусской истории «Владимир и Рогнеда» А.П. Лосенко получил в 1770 году звание академика и был назначен профессором живописи.

Расцвет портретного жанра во второй половине 18 века. Интерес к интимному миру человека.

Рокотов, Федор Степанович (1735[?]-1808) - крупнейший русский портретист. Его работы относятся к лучшим достижениям русской портретной живописи ХVIII века. Творческий путь художника был долгим: когда он впервые взял кисть в руки, был еще жив И.Я. Вишняков, в последние годы жизни Рокотова свои первые произведения уже создавал О.А. Кипренский.
был начисто забыт потомками. Память о нем едва теплилась в XIX веке. Его произведения пришлось заново открывать художникам «Мира искусства» на своих знаменитых выставках: 1902 года и «Таврической» 1905 года.


Портрет великого князя Павла Петровича в детстве. 1761. ГРМ Какое славное мальчишечье лицо! Какой открытый и добрый человечек - и Ф.С. Рокотову удалось это передать. Но что делает с человеком российская среда, не обязательно даже императорский двор... Каким неврастеником с болезненным самолюбием Павел Петрович в сорок два года от роду взойдет на царский престол - озлобленный и нетерпимый к людям, к своему окружению, к тем, кто через несколько лет убьет его.


Ф.С. Рокотов использовал профильное построение портрета, чтобы подчернкуть ритуальную значимость изображения. Портреты в профиль редко встречаются в русском искусстве XVIII столетия. В них обязательность привносилась некоторая идеализация модели; они вызывали у современников ассоциации с античными камеями, римскими медалями и монетами, на которых чеканили профили лиц императоров.
Портрет породил многочисленные копии в гравюре и миниатюре, а также послужил поводом для создания поэтических описаний-экфрасисов.


Портрет княжны Е.Б. Юсуповой. Конец 1750-х - начало 1760-х гг. ГРМ К середине 1760-х годов Рокотов становится, как пишет Г. Реймерс, высоко ценимым портретистом. Он создает портретную галерею представителей самых родовитых семейств
На портрете она изображена совсем юной, еще почти девочкой. В этом раннем рокотовском произведении чувствуется влияние Л. Токе, одного из учителей художника. Превалируют голубоватые холодные тона, как в пастельной живописи, что свойственно Токе и стилю рококо. Тип лица также характерен для творческой манеры французского портретиста. Но глаза написаны по-иному: с легкими тенями и лессировками, что предваряет рокотовское письмо 1770-х - 1780-х годов.


Портрет княгини А.А. Куракиной. Кон. 1760-х - нач. 1770-х гг. Тверская картинная галерея.
Княгиня Аграфена (Агриппина?) Александровна Куракина (1734-1791) изображена во всем блеске своих драгоценных украшений. На ее шее черная длинная бархотка с бриллиантовым крестом, скрепленная большим алмазом. В ушах круглые бриллиантовые серьги.
Несмотря на то что дублированный холст не подписной, композиция, колорит, мазки и проработка всего портрета свидетельствуют об авторстве Ф.С. Рокотова.


С переездом в Москву заканчивается ранний период жизни и творчества Федора Рокотова.
В своем родном городе художник в основном работает по частным заказам, хотя ему и пришлось выполнять отдельные поручения Академии художеств. Рокотов стал, таким образом, одним из первых в России «вольных художников», независимых от государственной службы.
В московский период Рокотов создал целые родовые галереи.
Из московских произведений выделяется Портрет В.И. Майкова. 1775. ГТГ
Портрет В.И. Майкова отличается натурной точностью и объективностью характеристики модели.

Левицкий, Дмитрий Григорьевич (1735-1822) - выдающийся русский живописец, портретист. Писал парадные и камерные портреты, в которых запечатлел облик многих своих современников.
Жизнь и творчество живописца выпали на Екатерининскую эпоху, дух которой как нельзя ярко выразили его парадные и камерные портреты современников.


Во 2 половине 18 столетия среди современников за исключением, пожалуй, только Ф. С. Рокотова, Левицкий не имел себе равных в камерном портрете. С непревзойденной тонкостью он был способен проникнуть в индивидуальность человека. Мастер создает целую галерею портретов Портрет Дени Дидро. 1773-1774 гг. Музей искусства и истории. Женева Художественные свойства портрета французского философа определяются стремлением передать индивидуальные качества личности и вместе с тем вынести ей этическую оценку. Слияние этих двух сторон портретного образа - характерная особенность русского камерного портрета XVIII столетия.


Общепризнанным успехом живописца стала серия портретов смолянок - питомиц Воспитательного общества благородных девиц при Смольном монастыре (позже - Смольный институт). Левицкий приступил к работе в начале 1770-х годов, очевидно, по заказу И. И. Бецкого. В знаменитой портретной сюите смолянок художник должен был сделать очевидными плоды просвещенного воспитания, за которое так ратовала Екатерина II.


Ярко эмоционален портрет Е.Н. Молчановой. Художник восхищен неповторимым очарованием восемнадцатилетней девушки - прекрасной, немного грустной и едва улыбающейся. Молчанова в нарядном белом шелковом платье, установленном для воспитанниц Смольного института старшего возраста. Физический прибор, антлия-вакуумный насос, использовавшийся как пособие при обучении, и французский томик призваны указать на широкую образованность Молчановой, которая окончила курс с большой золотой медалью.


Исследователи не располагают сведениями о том, что Д.Г. Левицкий когда-либо писал Екатерину II с натуры, но в данном случае это было не столь важно. На огромном парадном холсте образ монархини аллегоричен. Мудрая и прекрасная Законодательница, изображенная Левицким, а затем воспетая Державиным как Фелица, - добродетельная государыня, жертвующая покоем ради благоденствия своих поданных, - совсем не схожа с реальной Екатериной II. Добиваясь величия выражаемой идеи и монументальности формы, предопределенных сложной литературной программой, живописец намеренно отошел от портретного сходства.

Боровиковский, Владимир Лукич (1757-1825) - выдающийся российский портретист. Мастер религиозной живописи. Славу художнику принесли многочисленные портреты высочайших особ и петербургской знати. Многие из них выполненные в духе сентиментализма.


Сентиментальные настроения в творчестве Боровиковского коснулись и изображения монархини. Екатерина II на прогулке в Царскосельском парке (с Чесменской колонной на фоне). 1794.
Камерные портреты Боровиковского открыли новую страницу в русском искусстве. Образы трактованы как личности со своим глубоко индивидуальным душевным миром.

Атрибуты и антураж призваны играть новую роль: выявлять не общественное положение изображенного лица, а его личностные качества.
Окружением портретируемой служит пейзаж, и лейтмотивом композиции становится слияние человека с природой. Для эстетики конца XVIII века подобная тема особенно характерна. Правда, в пейзаже еще много условного - сельская природа под кистью художника декоративна и напоминает театральный задник. Но Боровиковского уже привлекают особенности русской природы: белые стволы берез, васильки, колосья ржи.


ГТГ.
Дочь императрицы Екатерины II и светлейшего князя Г.А. Потемкина-Таврического. На портрете ей 23 года. Современники находили, что она похожа на отца.

Бытовой жанр


Скульптура второй половины 18 века



Фальконе, Этьен Морис (1716-1791) - выдающийся мастер французской скульптуры века Просвещения.
Автор знаменитого памятника императору Петру I на Сенатской площади в Санкт-Петербурге.

Шубин, Федот Иванович (1740-1805) - крупнейший русский скульптор XVIII века, работавший в жанре портрета. Представитель просветительского классицизма в искусстве. Профессор Академии художеств.
В его скульптуре – острота социальных характеристик.

Первой работой Шубина после возвращения в Россию в 1773 году стал бюст екатерининского дипломата, вице-канцлера князя А.М. Голицына. Это одно из самых блестящих произведений скульптора (гипсовая отливка - в ГРМ; мрамор - ГТГ). В облике просвещенного вельможи чувство превосходства над окружающими и барственность сочетаются со светским лоском, тонким умом и одновременно - с усталостью стареющего человека. Образ Голицына многозначен: сквозь надменность и величие князя просматриваются скептицизм и разочарование русского вольтерьянца.


Портрет М.В. Ломоносова. 1792. ГРМ
В 1792 году Шубин по памяти создает портрет М.В. Ломоносова. Скульптор дает выразительную, правдивую и меткую характеристику выдающемуся отечественному ученому, первому русскому академику. В отличие от других, эта шубинская работа композиционно проста. В трактовке формы нет никаких элементов парадности и официозности. Портрет насыщен глубокой интеллектуальностью и демократизмом. В нем явно видны черты реалистической стилистики.


Многогранен и в этой многогранности противоречив созданный скульптором Портрет Павла I. 1800. ГРМ
Шедевром портретного искусства Шубина является бюст Павла I. Портрет, выполненный в парадном жанре, по традиции изобилует звездами, орденами и прочими знаками отличия. Однако Шубин, что намного важнее, всегда цепко схватывал неповторимые особенности внешнего облика человека, стремясь выразить его духовные свойства. Скульптор раскрывает в Павле I сложность его характера: надменность, холодную гордость, болезненное самолюбие и вместе с тем скрытое страдание и незащищенность его «Я».
Как это ни покажется странным, императору понравился его портрет в шубинском исполнении.


Самсон, раздирающий пасть льва. Фонтан в Петергофе. Скульптор М.И. Козловский. 1800-1802 . Героический пафос.
В самом конце XVIII в. лучшие русские ваятели были привлечены к работе по обновлению скульптур Большого каскада в Петергофе. В 1800-1802 годах М.И. Козловский (1753 - 1802) создал для петергофского каскада статую Самсона. Скульптура помещена в центре Большого ковша фонтанов. Она являла собой аллегорию победы Петра I над Швецией.
Статуя бесследно пропала во время ВОВ. После войны по образцу была выполнена новая модель скульптуры.

Архитектура второй половины 18 века



К раннему классицизму в русской архитектуре относится здание Академии художеств (1765-88). После смерти А.Ф.Кокоринова строительство заканчивалось под руководством Фельтена и Е.Соколова.
Академия художеств (1764-1788). Архитекторы Александр Филиппович Кокоринов (1726 - 1772), Ж.Б.М.Валлен-Деламот. Лепные украшения интерьеров скульптор - В.И.Демут-Малиновский.


Дом Пашков возведен в 1784-1786 годах для капитан-поручика лейб-гвардии Семеновского полка П. Е. Пашкова. Предположительно его строителем считают крупнейшего русского зодчего В.И. Баженова. В 1812 году дом был уничтожен пожаром, а затем восстановлен. Архитекторы пытались восстановить дом по изображениям XVIII века таким, каким он был создан изначально.


В 1775 году Баженов получил новый заказ от Екатерины - составить проект подмосковной царской усадьбы в виде ряда отдельных павильонов, похожих на ходынские «увеселительные строения».
Недалеко от Коломенского, славившегося красотой пейзажа и древними зданиями, у родственников писателя начала XVIII столетия Кантемира была куплена небольшая усадьба, носившая название «Черная грязь». Здесь и началась постройка царской подмосковной резиденции, получившей вскоре новое название «Царицыно».

А.В.Чекмарёв

Троицкий собор

Александро-Невской лавры

как иконографический образец

Часть 2. Новая святыня столицы


Статья опубликована в сборнике "Санкт-Петербург и архитектура России. Архитектура в истории русской культуры". Вып. 7. М., 2007. С. 317-362.

Троицкий собор Александро-Невской лавры. Западный фасад. Фото начала 20 века

Елизаветинская эпоха выдвинула новые идеалы храмовой архитектуры. В облике Спасо-Преображенского собора в столице, имевшего значение памятника восшествию императрицы на престол, была реанимирована идея традиционного русского пятиглавия. Соединение национального «греческого» типа храма с принципами барокко породило целую группу сооружений в творчестве П.А.Трезини и Ф.Б.Растрелли, возведенных по заказам самой императрицы и людей из ее окружения. На этом фоне православного ренессанса отчетливее проявилась инородность недоделанного швертфегеровского собора. Петровский радикализм в отношении исконных православных символов явно не находил поддержки при дворе Елизаветы, чтившей религиозные традиции. Однако идея полного отказа от Троицкого собора в его прежнем виде оформилась, вероятно, не сразу. Разборка поначалу рассматривалась вынужденной технической мерой. Есть основания полагать, что впоследствии планировалось отстроить собор заново в тех же формах, с некоторыми незначительными поправками. Иначе трудно объяснить появление в 1748 г. гравюры Г.Качалова (по рисунку М.Махаева) с видом Александро-Невского монастыря, выполненной по заказу архимандрита Феодосия.


Вид Александро-Невского монастыря. Рисунок М.И. Махаева. 1747 г.


Св. Александр Невский (с панорамой Александро-Невского монастыря). икона 1740-х гг. ОИРК ГЭ

Несколько неожиданно видеть прямую реплику Троицкого собора в церковных заказах самой императрицы Елизаветы. 1752 годом датируется оставшийся неосуществленным проект церкви Воскресения Словущего для царской усадьбы в Покровском-Рубцове под Москвой.

Авторство его связывается с Ф.-Б.Растрелли, выполнявшим другие работы для этой резиденции, а сам чертеж принадлежит «архитекторскому ученику Полицмейстерской канцелярии» Василию Заболоцкому.


Проект церкви Воскресения Словущего в дворцовом селе Покровское-Рубцово. Чертеж В. Заболоцкого. 1752 г. ГНИМА им. А.В. Щусева

Предложенный храм и в планировочном, и в объемном решении повторяет швертфегеровский образец, только в уменьшенном и упрощенном виде. Редкость этого проекта на фоне елизаветинской храмовой архитектуры объяснима только одним обстоятельством - почитанием дочерью личности отца и, как следствием, связанных с ним символов. Одним из них, без сомнения, являлся Троицкий собор Александро-Невского монастыря. Все это доказывает, что приговоренный еще в начале 1740-х гг. и к тому же подчеркнуто новаторский по архитектуре храм довольно долго сохранял свою актуальность. Культ почитания первого императора уже тогда придал странному для русского восприятия сооружению мемориальный характер. Тем не менее, к 1755 г. собор был разобран. При Елизавете до его возобновления дело так и не дошло.

Кроме рассмотренных примеров известен лишь один проект двухколоколенного храма в русской архитектуре доекатерининского периода. Выполненный П.А.Трезини в 1751 г. для подворья Троице-Сергиевой лавры в Петербурге, он стремился компромиссно увязать тип двухколоколенного храма, идущий от римской церкви Сант-Аньезе К.Борромини, с русским пятиглавием основного объема.


Проект двухколоколенного храма для Фонтанного подворья Троице-Сергиевой лавры в Санкт-Петербурге. Чертеж П.А. Трезини. 1751 г.

Этот и, возможно, существовавшие другие замыслы, лежащие за пределами основной линии русского храмостроения и не имевшие поддержки в идеологически значимых инициативах Петра Великого, не оставили в отечественной архитектуре ни устойчивой традиции, ни даже самих реализованных памятников. Также следует констатировать, что прививка двухбашенной типологии к православному храмостроительству, дважды предпринятая в столичных соборах самим Петром, отозвалась лишь слабым эхом. Отсутствие аналогичных проектов и построек после 1752 г. подтверждает почти полное исчезновение этой архитектурной темы в России. Однако сила авторитета св. Александра Невского и Петра Великого, помноженная на политические идеи императрицы Екатерины II , позволила возродить тип православного двухколоколенного храма, причем, снова в облике Троицкого собора главной столичной обители. И эта третья по счету прививка оказалась самой успешной.

Мысль о достройке Александро-Невского монастыря возникла у Екатерины II уже в 1763 г. В начале 1764 г. настоятель архиепископ Гавриил подал на высочайшее рассмотрение записку «о строении Александро-Невского монастыря, что в нем по мнению архиерейскому надлежит вновь построить и что от прежняго строения для прочности и удобности к житью исправить». На первое место Гавриил ставил вопрос о постройке соборной церкви. Разработка проекта нового соборабыла поручена почти всем крупным архитекторам Петербурга - Ж.-Б.Валлен-Деламоту, Ю.М.Фельтену, А.Ф.Висту и другим. К сожалению, представленные тогда чертежи неизвестны, ни один не получил утверждения, а строительство храма было надолго отложено. Какой собор хотела видеть императрица, остается загадкой. Однако одна деталь в условиях заказа позволяет говорить о принадлежности его к двухколоколенной типологии. Здание должно было возводиться на старых фундаментах (с их укреплением), то есть повторять размеры и структуру разобранного храма Швертфегера.

Воссоздание собора символически обозначало преемственность новой власти петровским начинаниям, выраженную позднее в многозначительном тезисе Екатерины: «Начатое завершает». Возврат к утвержденному лично Петром облику столичной святыни на фоне скорого свертывания строительства Смольного монастыря (главного церковного проекта предшествовавшего царствования) можно истолковать и в качестве укора покойной Елизавете, при которой словно «распалась связь времен» и произошел откат к допетровским принципам. Екатерине II в силу ее происхождения и воспитания они были чужды, и петровская эпоха (выраженная в том числе и в архитектурных символах) стала для нее на первых порах главным ориентиром в русской истории. Показательно восстановление в 1760-х гг. в прежнем виде Петропавловского собора, сгоревшего после попадания в него молнии в 1756 г. Несмотря на наличие разнообразных проектов, сохраняющих общую композицию здания, но модернизирующих его архитектурные формы, облик собора максимально приблизили к первоначальному. В русле «архитектурного наследования» первому императору лежит и екатерининский замысел Троицкого собора Александро-Невского монастыря. В середине 1770-х гг., когда его снова решили реализовать, концепция обогатилась рядом новых актуальных идей, возникших в рамках т.н. «греческого проекта».

В 1774 г. проектирование Троицкого собора было поручено И.Е.Старову, известному императрице по работам в имениях ее внебрачного сына А.Г.Бобринского. Спустя два года, 26 февраля 1776 г., проект и смета были высочайше утверждены, а еще через два года храм торжественно заложили. Церемония состоялась 30 августа 1778 г., в день празднования перенесения Петром Великим мощей Александра Невского. Кроме императрицы присутствовали великий князь Павел Петрович с супругой и многочисленная свита. Крышу возведенного по случаю павильона украшал вензель Александра Невского с сиянием и короной. В основание храма государыней была положена в серебряном ковчежце частица мощей апостола Андрея Первозванного, небесного патрона Российской империи. Под руководством Старова изготовили деревянную модель, позволившую детально представить будущее здание.


Вид Александро-Невской лавры. Раскрашенная гравюра И.А. Иванова. Начало 19 в.




Модель Троицкого собора. НИМРАХ

Сам собор вчерне выстроили к 1786 г. Его освящение состоялось 30 августа 1790 г. в присутствии Екатерины и всей императорской фамилии.

Примечательно, что Старов не был стеснен необходимостью вписаться в размеры предыдущей постройки, его храм стоит на новых фундаментах. Это вновь подтверждает отнюдь не утилитарный характер повторения двухбашенности. Императрица воспроизвела идущую от Петра базиликальную схему с двухколоколенной папертью, наполнив архитектурный образ новым содержанием. Прямое следование петровским заветам соединилось здесь с качественно новым звучанием римской темы.

Геополитические планы покорения Османской империи и освобождения православных балканских народов имели целью воссоздание Византии - второго Рима. Грандиозный замысел отозвался в екатерининской архитектуре целым рядом проектов и построек, образно выражавших новую миссию русской короны. Прозрачные аллюзии (не только смысловые, но и чисто архитектурные), указующие на преемственность России от второго Рима - Царьграда (и далее - от Древней Эллады), легли в основу самого, пожалуй, хрестоматийного ансамбля «греческого проекта» - города Софии в Царском Селе с его одноименным собором. Тесную связь с этой идеологической программой обнаруживают также собор Св. Иосифа в Могилеве, новая загородная резиденция Пелла, царскосельские термы с Камероновой галерей и другие замыслы императрицы. Сюда органично встраивается и Троицкий собор Александро-Невского монастыря, чей образ напрямую апеллировал к первому Риму, стоящему у истоков имперской идеи и европейского христианства.

Ассоциации с римским собором Св. Петра, опосредовано присутствовавшие и в первом швертфегеровском проекте, теперь усилились. Классицизм с его опорой на наследие античности и Ренессанса придал сходству большую конкретику - в общем купольном силуэте, в использовании ордера и оформлении интерьера. Это привело к заметному смещению акцентов в композиции здания - доминирование многоярусных барочных колоколен сменилось в замысле Старова главенством купола при относительно низких башнях. Намек на прославленный римский прототип здесь очевиден, тем более что в претендующем на роль столицы просвещенной Европы Петербурге тема осеняющего град монументального купола до того не была представлена. Этим он проигрывал не только «вечному городу», но и другим столицам - Лондону с его собором Св. Павла, Парижу с собором Инвалидов, Вене с Карлскирхе. Купольная базилика, вознесшаяся над Невским монастырем, организующая панораму комплекса с реки, вновь подчеркнула включенность России в ход европейской истории, в том числе и архитектурной. Город обретал знаковый символ, важный для имперской идеологии и утверждения классического архитектурного стиля. По словам исследователей творчества Старова, собор «был самым значительнымпо монументальности культовым сооружением в столице и до постройки Казанского собора Воронихиным и Исаакиевского собора Монферраном не имел соперников». Важно, что оба упомянутых здесь храма существенно развили римскую тему в Петербурге, начатую так отчетливо именно Троицким лаврским собором.

См.: Т.П.Федотова. К проблеме пятиглавия в архитектуре барокко первой половины 18 века // Русское искусство барокко. Материалы и исследования. Под ред. Т.В.Алексеевой. М., 1977. С.70-87.

При постановлении о разборке Троицкого собора Сенатом было указано «соборную церковь на том ли месте и по прежнему ль плану и фасаду по модели строить, о том доклад учинить Ея Императорскому Величеству от Сената, и когда о том указ получен будет, тогда, что всей суммы будет на то строение потребно, о том подать в Сенат из Канцелярии от строений доношение, по которому об отпуске денег и определение будет учинено» (Свято-Троицкая Александро-Невская лавра. Кн.2. С.86).

Заказ в Академию наук на изготовление гравюры был получен от архиепископа Феодосия в апреле 1747 г. Вначале Э.Гриммелем был исполнен рисунок с изображением собора по проекту Д.Трезини. Феодосием было указано «соборную церковь внесть по нынешнему строению». В июле 1747 г. М.Махаев исполнил новый вариант уже с видом Троицкого собора Т.Швертфегера. По нему Г.А.Качаловым в 1748 г. была сделана гравюра, изображающая св. Александра Невского и его брата Федора с находящейся у их ног панорамой Александро-Невского монастыря. См.: М.А.Алексеева. Михайло Махаев. Мастер видового рисунка 18 века. СПб., 2003. С.64-67.

А.Г.Побединская. Черты барокко в русской иконописи 18-19 веков (по материалам собрания ОИРК) // Русское искусство барокко. Новые материалы и исследования. Сборник статей. СПб., 1998. С.111-126. Зодчие Москвы времени барокко и классицизма. (1700-1820-е годы). Сост. А.В.Крашенинников. М., 2004. С. 95.

На южном щите выполненной по заказу Елизаветы Петровны раки св. Александра Невского есть надпись: «Державнейшая Елизавета, отеческого ко святым почитания подражательница, к нему благочестием усердствуя, сию мужества и святости его делами украшенную раку из первообретенного при ее благословенной державе серебра сооружить благоволила в лето 1750» (Свято-Троицкая Александро-Невская лавра. Кн.2. С.195.

Первоначальные предположения о том, что это варианты проекта католической церкви на Невском проспекте, опровергнуты в кн: А.Н.Петров. С.И.Чевакинский и петербургская архитектура середины 18 века // Русская архитектура первой половины 18 века. Исследования и материалы. По ред. И.Э.Грабаря. М., 1954. С.362-363; Г.И.Вздорнов. Архитектор Пьетро Антонио Трезини и его постройки // Русское искусство 18 века. Материалы и исследования. Под ред. Т.В.Алексеевой. М., 1968. С.81-82.

Колокольня собора пострадала от грозы 30 апреля 1756 г. До смерти Елизаветы Петровны восстановление собора так и не началось. В 1765 г. Екатериной II велено было реконструировать собор в соответствии с новым проектом. Свои предложения представили Чевакинский, Валлен-Деламот, Ринальди, Фельтен, Волков, Вист. Однако ни один из проектов не был утвержден, и 21 августа 1766 г. последовало распоряжение императрицы восстановить колокольню «точно так, какова прежде была». Работы завершились в 1780 г. См.: Е.Н.Элькин. Восстановление Петропавловского собора после пожара 1756 года // Краеведческие записки. Исследования и материалы. Вып.2… С.87-112.

См.: Д.О.Швидковский. Архитектура и политика в эпоху Екатерины II // Архитектура в истории русской культуры. Вып.3. Желаемое и действительное. М., 2001. С.99-108; Е.И.Кириченко. «Греческий проект» Екатерины II в архитектурном пространстве Российской империи //18 век - ассамблея искусств… С.244-260; Е.И.Кириченко. Греческий проект Екатерины II в пространстве российских столиц и их окрестностей //Архитектура в истории русской культуры. Вып.3. Желаемое и действительное. С.109-123.