Шумовой оркестр для подростков без инструментов. Работа с шумовым оркестром

Конспект открытого урока для учителей музыки, педагогов дополнительного образования, музыкальных руководителей детских садов по теме «Работа с детским шумовым оркестром» на базе шумовых оркестров начальных классов МКОУ «СОШ №14» (по ФГОС)

Тема урока: «Работа с детским шумовым оркестром»

Цели и задачи:

Цель - воспитание всесторонне развитой, активной личности, реализующей свой творческий потенциал в коллективной форме музицирования; расширение её художественного и общекультурного кругозора.

Образовательные задачи

1. приобщение детей к музыкальной культуре;

2. знакомство с произведениями классической, народной, современной музыкой;

3. привить желание играть на ударных инструментах:

4. развитие индивидуальных и творческих способностей ребенка;

5. развитие ритмических навыков;

6. участие в концертной и конкурсной деятельности.

Развивающие задачи

1. обучение детей приемами коллективной работы, самоконтроля и взаимоконтроля;

2. научить ученика не только понимать язык ритма, но и научить пользоваться им для самовыражения;

3. организация творческой деятельности.

Воспитательные задачи

1. создание базы для творческого мышления детей.

2. занятия должны быть направлены на нравственно-эстетическое воспитание учащихся.

3. формирование музыкальных вкусов и интересов.

4 формирование общей культуры личности ребенка, способной адаптироваться в современном обществе.

5. воспитать интерес к просветительской деятельности, стремление пропагандировать классическую, народную, современную музыку.

Планируемые результаты

Предметные:

    Умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;

    Развитие художественного вкуса и интереса к музыкальной культуре;

    Умение выявлять характерные свойства народной и композиторской музыки

    Умение оценивать произведения разных видов искусства;

    Использование элементарных умений и навыков при воплощении художественно-образного содержания народной и композиторский музыки.

Метапредметные:

    Размышление о роли музыки в жизни человека;

    Овладение способностью к реализации собственных творческих замыслов через понимание целей, выбор способов решения проблем поискового характера;

    Применение знаково-символических и речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

    Участие в совместной деятельности на основе сотрудничества.

Личностные:

    Проявление эмоциональной отзывчивости, личностного отношения при восприятии и использовании музыкальных произведений;

    Укрепление культурной, этнической и гражданской идентичности в соответствии с духовными традициями семьи и народа;

    Продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении творческих музыкальных задач;

    Развитие мотивов музыкально-учебной деятельности в реализации творческого потенциала в процессе коллективного музицирования;

    Развитие духовно-нравственных качеств, эмоциональной отзывчивости; уважительного отношения к народной и композиторский музыке.

Тип урока: Творческая мастерская

Дидактическое обеспечение урока: мультимедийная презентация

Техническое обеспечение урока: фортепиано, ПК (ноутбук), экран, проектор, шумовые ударные инструменты (металлофоны - 6 шт., ксилофоны – 4 шт., треугольники – 4 шт., румбы – 3 шт., бубен – 1 шт., маракасы – 12 шт., и др.)

Методы:

Виды деятельности учащихся:

    Слушание музыки

    Инструментальное музицирование

    Музыкально-пластическое движение

Музыкальный материал:

    П.И. Чайковский «Детский альбом» «Баба яга»

    П.И. Чайковский «Детский альбом» «Вальс»

    П.И. Чайковский «Марш деревянных солдатиков» из «Детского альбома»

    «Мама» музыка Л. Бакалова, слова С. Вигдорова.

    «Берлинская полька»

    «Поросята»

Ход урока.

(слайд 2)

Добрый день, уважаемые гости и коллеги!

Сегодня мы пригласили вас на открытое занятие по теме «Работа с детским шумовым оркестром». С переходом на новые Федеральные Государственные Образовательные Стандарты, в нашей школе появилась уникальная возможность привлечь детей к новым формам коллективного музицирования. Мною была разработана рабочая программа по внеурочной деятельности «Шумовой оркестр». На сегодняшний день в школе 7 коллективов. В них занимаются дети с 1 по 3 класс, включая классы коррекции.

Слайд 3

Цель данной программы – развитие и совершенствование личности ребенка через занятия коллективным музицированием.

Игра на детских музыкальных инструментах весьма плодотворна для музыкального развития детей. Об этом говорили многие педагоги – музыканты (Б. Асафьев, Н. Ветлугина, Карл Орф и другие).

В процессе музицирования дети развивают не только чувство ритма и музыкальный слух, но и приобретают навык игры в ансамбле, развивают память, внимательность, прививают любовь и интерес к музыке, воспитывают художественный вкус. Занятия в шумовом оркестре способны развить творческий потенциал, мышление и фантазию.

Для создания шумового оркестра в школе необходимо иметь инструменты различных тембров, как звуковысотные, так и с неопределенной высотой звучания. Инструменты шумового оркестра можно условно разделить на несколько тембровых групп:

Шуршашие: маракасы, румбы, погремушки

Ударные: бубны, барабаны.

Металлические: треугольники, металлофоны.

Деревянные: ксилофоны, ложки

Музыкальным оформлением уроков являются образцы произведений великих композиторов Моцарта, Штрауса, Чайковского, Рахманинова, Глинки, Шостаковича, Грига и других композиторов.

Программа рассчитана на четыре года. Занятия проводятся один раз в неделю в групповой форме.

Шумовые оркестры делают свои первые концертные шаги. Дети успешно выступают в школьных, городских, районных мероприятиях.

В 2013 году сводный оркестр 2 – х классов участвовал в городском конкурсе талантов «Знай наших», а так же во II Городском фестивале – конкурсе «Заиграйкино» в городе Красноуральск, где получили диплом первой степени.

В Декабре 2013 года был подготовлен и проведен урок – концерт по музыке П.И. Чайковского, посвященный к 120 - летию со дня смерти композитора, в котором каждый коллектив исполнил по два произведения.

Вашему вниманию предлагаем выступление 3 «а» класса. Они исполнят для Вас две пьесы из детского альбома П.И. Чайковского

    «Баба яга»

    «Вальс»

(Слайд 4)

Выступает шумовой оркестр 3 «Б» класса

    П.И. Чайковский Танец маленьких лебедей из балета «Лебединое озеро»

    П.И. Чайковский «Немецкая песенка» из «Детского альбома»

(Слайд 5)

Работа со 2 классом

Основы работы с оркестром я покажу на оркестре 2 «А» класса 1 группа.

В основе любого музыкального произведения лежит ритм. А мы знаем что ритм, это чередование длинных и коротких длительностей. Объяснять одну из сложнейших тем из теории музыки детям, так как её преподают в ДМШ, я считаю нет смысла. Мы выяснили, что есть звуки короткие и длинные. Длинные звуки мы называем - та, а короткие – ти. Ритмослоги широко используются на уроках сольфеджио в ДМШ.

Мы проучили простые ритмические рисунки и играем их сейчас с чередованием инструментов.

    Проученные ритмические рисунки со сменой инструментов «Поросята»

(Слайд 6,7)

Мы начали работу над работой над новыми ритмическими рисунками.

Прорабатываем сначала руками без инструментов. Определяем по знакам какой инструмент играет ту или иную партию.

    Работа с новыми ритмами «Берлинская полька»

(Слайд 8)

Мне и детям нравится работа с играми – презентациями. Во время такой игры дети должны прочитать и сыграть ритмический рисунок по картинке.

Мы предлагаем вам игру-презентацию «В лесу»

    Игра - презентация «В лесу» , музыкальное сопровождение «Старинная полька»

(Слайд 9)

    Игра – презентация «Белочки и бабочки»

(Слайд 10)

Детям очень нравится играть на металлофонах и ксилофонах. Нотную грамоту, мы так же не изучаем, Мы играем по буквенным обозначениям. Сначала пальчикам, затем ударом палочки, причем следим за правильным звукоизвлечением.

    Песня «Мама»

И в заключении для вас прозвучит

    «Марш деревянных солдатиков» из детского альбома П.И. Чайковского

(Слайд 11)

Обсуждение открытого урока.

Таисия Посашкова
Музыкальный шумовой оркестр в детском саду

Мастер-класс

Шумовой оркестр в детском саду .

Дети очень любят играть в шумовом оркестре – это знают все , кто хоть раз дал в руки ребенку незатейливый инструмент.

Как одна из форм работы с детьми она существовала давно, но немногие воспитатели уделяют ей достаточное внимание, потому что не знают с какой стороны к ней подступиться в очень сложных условиях работы в детском саду вообще и в группе в частности.

Работа по обучению игре в шумовом оркестре должна удовлетворять 4-м простым условиям :

Быть легкой для детей и педагогов;

Быть интересной для них;

Быть систематической;

Быть групповой формой обучения.

Учение для дошкольника должно быть не только легким и приятным время- провождением, но и интересным.

Если просто дать в руки ребенка какой-нибудь инструмент, его заинтересованности хватит на 2-3 минуты. И подержав в руках бубен, ему захочется сменить его на маракас, а потом на барабан и т. д. Если интерес будет отсутствовать в самой работе с инструментом, то даже при наличии различных «шумелок» , скука в глазах ребенка неизбежно появится. Музыка , которую дети в состоянии исполнить в оркестре должна быть не только яркой, но и доступной, недлинной, не очень быстрой, понятной по структуре и, лучше всего жанровой или образной. (песня, танец, марш или изображающей какой-либо образ, персонаж) . У шумового оркестра в детском саду есть свои особые задачи :

Активное приобщение детей к музыке в одном из самых привлекательных видов деятельности – игре в детском оркестре .

Воспитание интереса и любви к музицированию.

Практическое овладение детьми музыкального языка и некоторыми понятиями музыкальной грамоты .

Создание предпосылок для развития творческого мышления.

Знакомство с отдельными произведениями классической и детской музыки в практике инструментального музицирования.

Шумовые инструменты используются в детском саду для развития основ интонационного слуха и образно - ассоциативного мышления. С их помощью дети осуществляют прямой перенос природных и бытовых звучаний на инструмент (звукоизобразительное озвучивание стихов и сказок) . При этом, возникают ассоциативные связи между предметом и явлением (дождь, часы, гром, комары, снежная буря и т. п.) и его звуковым воплощением. Позже дети способны создавать звуковые образы – хор планет, музыка звезд , песенка светлячка и т. п.) Ценно то, что в шумовом оркестре могут принимать участие все дети без исключения, а не только особо одаренные музыкально .

Все партии вначале исполняются без инструмента – в воздухе, с помощью звучащих жестов, что уберегает от грубых ошибок, а следовательно замечаний со стороны взрослого, и таким образом придает уверенности в своих силах. Все дети при исполнении какой-либо пьесы или песенки знают все партии и могут легко заменить друг друга. Для этого партии должны быть легкими. Во время игры или смены куплета песни, дети меняются инструментами, а, следовательно, выучивают все партии. В основу работы над шумовым оркестром должно быть положено формирование и развитие метроритмического чувства во всем его многообразии. Этому помогает активное слушание музыки , то есть соединение восприятия музыки с каким – либо движением, исполнением звучащих жестов (хлопки, шлепки, щелчки, различные виды тактирования, подчеркивания окончания, повторение отдельных ритмических фигур : Детский шумовой оркестр под фонограмму – это замечательная возможность для детей почувствовать себя оркестрантами и услышать , как звучит настоящий оркестр .

Маленькие дети обладают богатейшим воображением и, благодаря ему, ощущают необыкновенную гордость и вдохновение, принимая участие в таком оркестре . Малыши представляют, что все, что звучит, они сами сыграли! Взрослый может быть реальным дирижером и руководить детьми во время исполнения. И это все можно осуществить в группе. Включив запись музыки на кассете или диске, и дав детям в руки инструменты, сделанные своими руками.

Таким образом, можно украсить любое событие в группе : день рождения ребенка, развлечение или досуг. Конечно, участие воспитателя в этом виде деятельности очень желательно, чтобы этот процесс не превратился в стихийный трам-тара-рам. И фонограмма очень способствует организации игры в оркестре . Музыка – искусство временное, она отзвучала и смолкла. В паузе можно обменяться инструментами, заняться исследовательской деятельностью, то есть подумать и поэкспериментировать какие звуки можно еще извлечь из инструмента, оказавшегося у тебя в руках. Ударить по нему пальцем, ладошкой, кулачком, палочкой, специальным молоточком по верхней крышечке или боковой стороне, а может быть встряхнуть его несколько раз или потрясти длительно, исполняя тремоло и т. п.

Исследовательская деятельность – необходимый этап в познании нового, только следует его дозировать и направлять. Важная вещь развитие тембрового слуха. Начинать его развивать нужно с самого раннего возраста, недаром первая игрушка младенца – погремушка. Но и у простой погремушки бывают разные голоса, разные тембры. Предложите детям три-четыре «волшебных» яичка из-под киндеров с разными наполнителями. Одно яйцо молчит, другое шепчет, третье трещит, а четвертое позвякивает. Пусть дети разложат их от самого тихого, к самого громкому. И придумают определения для звука, который издает яйцо или звучащая коробочка. Не просто громко или тихо, а оно шелестит, шуршит, шепчет на ушко по секрету, или весело бренчит, звенит, хохочет, дребезжит и т. п. Вот вам и обогащение словаря.

Интересны и доступны малышам речевые игры. Для исполнения метрического пульса яйцами-маракасами надо стучать по коленям, потому что манипулировать ими в воздухе малышам еще сложно и продекламировать ритмично стихотворение про мячик : Чуть ударишь этот мячик, Начинает он скакать. Скачет, скачет, скачет, скачет, И не может перестать. Потом дети под звук бубна или барабана сами могут попрыгать как мячики. Использовать игру можно на 3-4-х занятиях, что способствует у детей развитию чувства метроритмической пульсации через телесное чувство, слух, зрение. А вот игра с бубном. Покажите детям красивый бубен. Предложите побегать врассыпную пока бубен весело звенит. Когда он остановится, все должны присесть на корточки. Взрослый тоже присаживается и равномерно ударяя в бубен, произносит : Дзинь- бум, дзинь –бум, Бубен нам устроил шум Постучим. пошумим И все снова побежим. Дети должны услышать два разных способа игры на бубне : равномерные удары и звон-тремоло.

Еще одна увлекательная игра, доступная детям в группе «Угадай, на чем я играю» . На столике лежат несколько разных инструментов в зависимости от возраста детей от3-х до 8-ми штук, разнотембровых. Один из детей играет на любом из них, а другой отвернувшись слушает и затем. Повернувшись, указывает на прозвучавший, называя его. Что касается правильного названия инструмента, то начинать надо с себя и усвоить то, что не все духовые инструменты называются дудочками, а ударные – бубнами и барабанами. (пример – тамбурин с колокольчиками) .

Каждое лето, начиная со средней группы я знакомлю детей с инструментами симфонического оркестра . Мы запоминаем их название, слушаем звук и видим их изображение. Очень хорошо иметь в музыкальном уголке картинки с изображением различных инструментов, как народных, так и симфонического оркестра .

Народные духовые инструменты : Свистулька, тростниковая свистелка, дудка, свирель, сопель, рожок, жалейка, гармошка (кнопочно-духовой)

Струнные : Шарманка (щипковый) Народная скрипка, балалайка, гитара, гусли, домра.

Ударные : деревянные ложки, барабан, бубен, тамбурин, маракас, колокольчики, бубенцы, трещотки, рубель, коса. Рекомендую для игры в младшей группе использовать маракасы (яйца из-под киндеров, коробочки – ягодки из-под мороженного, с различными наполнителями) Под запись любой 2-х частной польки дети на 1-ую часть ритмично стучат по ладошке маракасом. А на 2-ую часть потряхивают ими в воздухе. Пальчиковые барабанчики (коробочки из-под творога и йогуртов с крышечкой или натянутой сверху пленкой под резинку). Напевая или проговаривая слова песенки «Веселые барабаны» Весело играем мы все в барабаны, Весело играем мы все в барабан! Ля-ля-ля… Дети вначале ритмично учатся хлопать в ладошки и шлепать по коленям, а затем ударяют пальчиком по крышечке маленького барабанчика, которым можно подыгрывать себе на ходу, что помогает координировать шаги с ударами в инструмент. Со средней группы в музыкальный уголок добавляются бубны, бубенчики на палочках, озвученные коробочки с палочками или молоточками для постукивания. Для облегчения освоения ритмического рисунка мелодии придумываются подговорки типа : Молоточек, тук-тук-тук, Молоточек, ты мой друг, Молоточек, тук-тук-тук, Ты мой верный друг! (затем вступают бубенчики) Дили-дили-дили-дон. Бом - бом! (удары по тарелке) (повторение ритмической фигуры трижды. А заканчивают все инструменты все вместе) Слышат все наш звон!

В старшей группе под фонограмму пьесы Лео Рамо «Тамбурин» осваиваем прием игры на бубне – тремоло, соединяя его с ударом на сильную долю. Вначале этот прием выполняется без инструмента - хлопок в ладоши и «фонарики» . В средней части пьесы играет металлофон на двух звуках до - си и треугольник, чередуясь между собой.

В подготовительной группе открываем музыкальную мастерскую . Даем детям разноцветные коробочки из-под йогурта с заранее сделанными насечками и круглые канцелярские резинки, и предлагаем им подумать, как можно сделать из этого музыкальный инструмент , чтобы резинка звучала как струна. Пусть дети поэкспериментируют с натяжением резинки, которое меняет звук по высоте и, чередуя щипки на разных коробочках, послушать какая выходит мелодия. Пусть дети убедятся, что в руках у них действительно музыкальный инструмент . Резинкой можно громко щелкать, оттягивая ее сбоку. Украсить коробочку можно пучком из полосок гофрированной бумаги, заправленной снизу под резинку. Им можно пошуршать, потряхивая коробочку. Получился симпатичный музыкальный «кальмарчик» . С помощью этого щипкового инструмента исполним польку Лео Делиба «Пиццикато» под фонограмму.

Игра «Музыкальное приветствие » . Дети держа в руках «кальмарчики» , двигаются врассыпную легким бегом, а на акцентированные концы фраз повернувшись к произвольному партнеру, щелкают резинкой и говорят «Привет!» . В средней части дети импровизированно танцуют, помахивая хвостиками «кальмарчиков» . Игра для любого возраста «Музыкальная карусель » . Дети берут любые инструменты и встают в круг. На 1-ую часть музыки играют на своем инструменте, затем со сменой музыки , кладут его на пол и переходят по кругу к другому. На повторение музыки 1-ой части берут новый инструмент и играют на нем. Взрослый может исполнять роль дирижера.

Шумовой оркестр – одна из самых доступных и в то же время развивающих форм музицирования в детском саду. Музыка всегда (наряду с движением, речью и игрушками) являлась необходимым условием общего развития детей. Занятия в шумовом оркестре позволяют довольно быстро, без особой индивидуальной работы, приобщить детей к интересной, яркой музыке в качестве слушателей и исполнителей. Игра на детских шумовых инструментах доставляет ребенку радость музыкального творчества, эмоционально – эстетическое удовлетворение, развивают мелодический, ритмический и тембровый слух, музыкальную память, познавательную, волевую сферы ребенка, такие личностные качества, как общительность, подражательность, самостоятельность, дисциплинированность, формирует готовность и умение действовать в коллективе, развивает навыки мелкой и крупной моторики.

Пособие предназначено для работы с детьми дошкольного (4-5 лет) и младшего школьного возраста.

Металлофон, ксилофон
Ксилофон - ударный, звуковысотный инструмент. Состоит из набора хроматически настроенных деревянных брусочков. Звук извлекается путём лёгкого прикосновения палочкой по брусочку. Во время игры пластинки инструмента должны находиться на уровне колен, если ребёнок сидит, или на уровне пояса, если стоит; ребенку должно быть удобно, руки должны двигаться свободно.Основные навыки игры на металлофоне и ксилофоне формируются следуя таким этапам:

знакомство и работа с буквенными обозначениями звуков на пластинках инструментов

умение правильно держать палочки (не зажимать палочки всей ладонью, не класть указательный палец на палочку, не прижимать головку палочки к пластинке во время удара)

овладение различными приемами игры двумя руками (совместное движение, поочередное движение, параллельное движение, сходящееся и расходящееся движение, перекрещивание рук, тремоло, глиссандо)
Бубенцы (браслет на руку)

Инструмент состоит из тканевого браслета и закрепленных на нем четырех бубенчиках. Надев браслеты на руки, легко потряхивая ими, чередуйте быстрые, и медленные движения, меняя силу звука, вы сможете создать особый колорит, придать разнообразие привычному звучанию различных мелодий песен и танцев. С помощью браслетов, можно создать музыкальную картину зимнего леса, тройки с бубенцами, или перенестись в жаркую Индию и превратиться в исполнителя индийских танцев. Играть на музыкальных браслетах достаточно легко, для этого предложите ребенку встряхивать кистями рук в медленном или быстром темпе. Музыкальные браслеты можно использовать и при исполнении различных танцев. С ними могут танцевать озорные петрушки, сказочные зайчики, куклы и другие персонажи Новогоднего карнавала, участники сказочного представления и т.д. Игра на инструменте развивает чувство ритма, творчество, моторику. Инструмент позволяет создавать свой ритмический рисунок или стать участником музыкального ансамбля, или исполнителем театрализованного действия.

самодеятельный ансамбль ненормативного состава с усиленной ударной группой, в котором использовались самодельные инструменты и бытовые немузыкальные предметы. Популярность Ш.О. получили с середины 1920-х гг., их распространение тесно связано с тенденциями эпохи - поиском новых способов оформления массовых мероприятий и празднеств, начальным периодом освоения джаза, звуковой средой города, быстро менявшейся под воздействием индустриализации, концепциями урбанизма и производственного искусства, экспериментами профессионального и эстрадного театра. Шумовик большей частью выполнял прикладные (сопровождение танцев, частушек) и театрально-оформительские функции (участие в живой газете, постановках самодеятельного театра). Например, К. Листов описал эксцентрический шумовой оркестр московской «Синей блузы», которым он руководил в 1920-е гг.Ш.О. играли веселую бравурную музыку, их репертуар был несложен и почти целиком состоял из популярных песен, танцев и маршей. Инструменты, входившие в состав шумовиков, были разнообразны и разнохарактерны. Для приведения в систему их делили на группы согласно выполняемым задачам: основу оркестра составляло фортепиано или гармоника - они вели основную мелодию и второй голос; мелодические функции также могли поручить губной гармошке, голосовым инструментам (например, гребенкам), октавным трубочкам, монохорде типа стулофона или метлы с воловьим пузырем. В аккомпанирующую группу входили бутылки, аккордовые трубочки, свистульки, колокольчики, велосипедные рожки и проч. Наконец, ударную группу составляли большой и малый барабаны, бубен, треугольник (нередко все это - самоделки), молот с наковальней, коробка с битым стеклом и мелкими гвоздями, линейка, счеты, деревянные ложки и т.п., трюковые предметы (чертик, тещин язык, пугач). Обычно старались продемонстрировать звучание оригинальных инструментов, давая им возможность солировать: предположим, куплет песни исполнялся на гребенках под аккомпанемент бутылок или жестяных трубочек, а припев играл весь оркестр. Выступления шумовика и даже просто его внешний вид нередко вызывали веселье и смех зрителей; руководители оркестра старались усилить юмористический эффект, изобретая забавные трюки, например провокационную, слишком длинную паузу, которую публика принимала за окончание произведения (перед паузой производился выстрел из пугача). Отношение к Ш.О. со стороны серьезных музыкантов было скептическим, его считали профанацией искусства - и для этого были основания. Неумелые любители порой даже не могли правильно подстроить друг к другу самодельные инструменты - получалось дикое, фальшивое звучание. Такой громогласной какофонией заявлял о себе новый мир. Составы Ш.О., определявшиеся бытовыми условиями и умением использовать все, что было под рукой, отличались пестротой и разнообразием. Встречались такие курьезы, как ансамбль домашних хозяек, игравших на кухонной утвари. Некоторые замыслы Ш.О. впечатляют своими масштабами и своеобразной концептуальностью - таковым был Оркестр вещей и производственных материалов ВЦСПС. Его «инструментами» могло стать все, способное издавать какойлибо звук: «из бутылок, кастрюль, тазов, стекла, гвоздей, игл, бидонов, дерева, металла… отбирается по тембрам и звучности годное и включается в состав оркестра». В этом выражалось стремление возвысить обыденность, услышать и передать музыку материального мира, предметной среды. Отбор предметов не был случайным, в нем отразился классовый подход, желание воспеть все пролетарское. Предполагалось также посредством шумовика представить отдельные виды промышленности, например, в оркестр профсоюза металлистов могли войти «комбинации различной стали, медь, листовое и кусковое железо, чугун в разных периодах обработки…». Шумовики были по преимуществу явлением молодежной культуры с присущим ей стремлением к альтернативности, экспериментаторству, эпатажу и веселью, а также усиленной роли динамики и ритма (что позволяет сравнить Ш.О. с джазом и рок-музыкой). Потребность в изобретательстве, техническом творчестве нередко преобладала над собственно художественными задачами. Шумовик мог восприниматься не столько как настоящий оркестр, сколько как игра в оркестр, забавная и дерзкая. На фоне подражательной клубной самодеятельности шумовые оркестры оценивались весьма положительно - считалось, что они дают простор творческой инициативе. Ш.О.– явление глубоко символическое, отразившее образ и дух своего времени. В нем - грохот и скрежет крушения старого мира, беснование детей революции, жесткий, агрессивный характер новой идеологии, шум перемен, звуковая атмосфера нэпа. «Шумовики 20-х в сердце новорожденной советской жизни: не искусства, не культуры прежде всего, а первобытного состояния души и ушей, - писал С.Ю. Румянцев. - Первобытность шумовика - в его лохматой бесформенности. Шум - не просто язык дисгармонии, хаоса (нестроение, расстройство, разлад). Шумовики 20-х - прямое выражение катастрофы, переустройства громадной жизни громадной страны, безбытности - или барахольной бестолковщины, которая всегда на пожарах, на базарах, на новых квартирах… Обломки, барахло не могли заменить вещей, но - парадокс - могли стать чем-то большим. Чем? - «музыкой», праздником. Азартом, криком от полноты душевной, и от боли, и от ярости…» Но образ Ш.О. вписывается и в более общий процесс. «Весь мир насилья мы разрушим до основанья…» - эта ситуация полного уничтожения, обращения мира в первобытный хаос, который становится питательной почвой, материалом для создания чего-то нового, вообще характерен для искусства первой трети ХХ в. - разрушается привычный язык, и на его обломках возникает атональная музыка, абстрактная живопись. Также, подобно тому как Ш.О. втягивает в свою орбиту самые невероятные предметы, искусство начала ХХ в. бесконечно расширяет сферу своих интересов, образов и средств. Использование шума связано с магией, с древними ритуальными практиками. Возможно, Ш.О. также имеют языческие корни, а их существование питалось верой в возможность оказывать влияние на разные стороны жизни посредством шумовых образов (стрельба и фейерверки в новогодние праздники, ставшие столь популярными в последние годы, тоже восходят к древним традициям отпугивания злых духов). (М. К.) Лит.: Коновалов Н., Фаворский В. Шумовой оркестр. М.; Л., 1927; Листов К. Эксцентрический шумовой оркестр «Синей блузы» // Синяя блуза. 1926. Вып 40. (16); Зрелища. 1922. № 6. С. 22; Румянцев С.Ю. Самодеятельные оркестры и инструментальные ансамбли // Самодеятельное художественное творчество в СССР: Очерки истории 1917–1932. СПб., 2000. С. 293–313; Румянцев С.Ю. Коммунистические колокола // Сов. музыка. 1984. № 11; Румянцев С.Ю. Книга тишины. СПб., 2003. С. 65–79; Уварова Е. Эстрадный театр: миниатюры, обозрения, мюзик-холлы (1917–1945). М., 1983.Э