Автор называет храброго руслана так богатырь воин. Витязь - этимология

Из чего были сделаны золушкины туфельки? January 6th, 2014

Вроде бы, ответ на этот вопрос каждый из нас знает с детства — туфельки Золушки были сделаны из хрусталя. Сказка ведь так и называется: «Золушка, или хрустальная туфелька».

Многие из нас, вероятно, удивлялись, как можно ходить в таких туфельках? Но в конце концов, это сказка, в которой все возможно, и хрустальная туфелька прочно закрепилась в тексте сказки и в детском сознании. Но действительно ли туфелька была хрустальная?

На самом деле хрустальные туфельки появились у Золушки в результате неверного перевода.

В некоторых изданиях этой сказки французское слово «мех для оторочки» было заменено схожим по звучанию словом «стекло». Эта ошибка отразилась и в ряде переводов на другие языки, поэтому мы имеем несколько иное представление об этой туфельке, нежели это задумывалось автором. Другой вариант названия — «Туфельки из беличьего меха».

Такова туфелька, отороченная мехом (из-за того, что в некоторых французских изданиях слово vair — «мех для оторочки» было по ошибке заменено словом verre — «стекло», в переводах сказок Перро на ряд языков, в том числе и на русский, появился изысканный, но непонятный образ «хрустальной туфельки»).

Героиня сказки, известной у разных европейских народов - Cinderella (англ.), Aschenputtel или Aschenbrodel (нем. «испачканная золой»), Cendrillon (фр., от cendre - «пепел» или «зола»).

Эту трудолюбивую, добрую девушку, выполняющую всю черную работу по дому, постоянно обижают злая мачеха и ее злые, ленивые дочери. Но добро в конце концов торжествует: мачеха и сестры наказаны, а Золушка, в которую влюбляется принц, становится принцессой. Золушка — девушка «кротости и доброты беспримерной». По приказанию мачехи 3олушка исполняет всю черную работу по дому. Она шьет платья и причесывает мачеху и двух ее дочерей для бала, который дает сын короля. Крестная мать (волшебница) видит горе 3олушки, которую не взяли на бал, и помогает ей туда отправиться, превратив мышей, тыкву и т. д. в карету с лошадьми, ее убогое платье в роскошный наряд, подарив ей туфли, отороченные мехом, но поставив условие покинуть бал до полуночи, когда заканчивается волшебство.

В конце XVII в. французский писатель Шарль Перро (1628-1703) сделал литературную обработку этой сказки, назвал ее «Золушка, или Туфельки, отороченные мехом» и включил ее в свой сборник «Сказки моей матери Гусыни, или Истории и сказки былого времени с нравоучениями» (1697).

Ошибка вкралась как раз в перевод и утвердилась надолго. Туфелька была не хрустальной, а меховой. Но хрустальная туфелька стала привычнее и, по мнению многих, — поэтичнее.

А вот Давид Самойлов внимательно читал оригинал сказки:

В окошко смотрит Золушка,
И напевает Золушка:
«Ох, горе мое, горюшко!»
Все сестры замуж выданы
За ближних королей.
С невзгодами, с обидами
Все к ней они да к ней.
Блестит в руке иголочка.
Стоит в окне зима.
Стареющая Золушка
Шьет туфельку сама…

А вот вам еще интересные факты о Золушке:

1. Самый ранний вариант был найден в Древнем Египте – там была сказка о прекрасной проститутке, которая купалась в реке, а орел в это время украл ее сандалию и принёс фараону. Сандалия была такой маленькой, что фараон тут же объявил розыск. И Фодорис (Золушку) нашли. Мало того, фараон тут же на ней женился.

По другим сведениям египетская Золушка – Фодорис вообще была высокооплачиваемой «девушкой по вызову». Но на праздник в Мемфис её не пустили. Оставили на дежурстве. На крутом бережечке Нила мыла она свои ножки, когда бог Гор, воплотившийся в сокола или орла, унес её туфельку. Потом за ненадобность выронил туфельку во дворе фараона Яхмоса I (управлял Египтом в 1550-1525 годах до нашей эры). Фетишист- фараон полюбил туфельку и сразу, найдя после недолгих поисков Фодорис, женился на ней как следует.

В китайском варианте туфельку у Ye-xian (так звали китайскую Золушку) похитил Дракон. Вместо фараона был мандарин, но все остальное как обычно. Вероятно китайские родители жестоко с самого детства бинтовали ножку и добились успеха – мандарин попался. В Китае Золушке еще и буддийские монахи помогали.Шао Линь в действии. 2. Сказку (в том или ином варианте) рассказывали в Испании, Риме, Венеции, Флоренции, Ирландии, Шотландии, Швеции, Финляндии… Следовательно, сказка о падчерице зародилась в те времена, когда люди свободно кочевали по европейскому континенту, от стоянки к стоянке. 3. Конечно, Золушка каменного века торопилась не на бал, а на какой-нибудь скромный праздник. И туфелька, которую она потеряла, была не хрустальной, а деревянной, матерчатой, меховой… Однако везде прослеживается миф, легший в основу сказки – туфелька была связана со священными обрядами. 4. Имя героини – Cinderella, Aschenputtel, Cenerentola, The Cinder Maid, Pepeljuga, Папялушка, Золушка – у всех народов связано с золой, пеплом. Оно говорит о принадлежности к огню, жрицей которого могла быть только самая добрая и чистая представительница племени. Отсюда прозвища, которые дают Золушке ее сестры: замарашка, грязнуля.

5. Помощники Золушки – прямое указание на то, в какого покровителя верило племя. Здесь и волшебное существо (фея), и умерший предок (белая птичка), и мыши, помогающие перебирать зерно (последние много древнее тех, в которых появляются феи).

6. Связь между потерянной туфелькой и последующей свадьбой для людей древности не содержала в себе новизны, т.к. обувь в свадебный обрядах означала помолвку или саму свадьбу. Разделение пары обуви указывало на разлуку влюбленных или на поиск партнера.

7. После великих географических открытий, когда европейцы стали изучать культуру других народов, выяснилось, что история о девушке, потерявшей туфельку, хорошо известна и на других континентах. Например, в корейской народной сказке Золушкой была четырнадцатилетняя девочка Кхончхи. Бедная падчерица по приказу мачехи перебирала просо и рис, рыхлила деревянной тяпкой каменистое поле и проливала много слез. Но однажды перед ней появилась небожительница, которая помогла управиться с делами и отправила её на чью-то свадьбу. Перепрыгивая через ручей, Кхончхи уронила в воду котсин (матерчатую туфельку, расшитую узорами), который нашёл камса – начальник провинции. Он приказал найти владелицу этой туфельки, объявив, что хочет на ней жениться.

На сегодняшний день подсчитано, что сказка существует в нескольких сотнях вариантов. Самые известные пересказы следующие…

«Золушка» итальянского поэта и сказочника Джамбаттиста Базиле (1575–1632)

Он написал сказку за 61 год до Перро, она вошла в сборник «Сказка сказок» (1634).

У Джамбаттиста Базиле Золушку звали Зезолла. Сговорившись с няней, девушка крышкой сундука сломала мачехе шею, потом уговорила отца жениться на няне. Однажды девушку увидел король и влюбился. Он послал слугу отыскать Зезоллу, и, борясь с ним, девушка потеряла пианеллу – похожую на ходулю галошу с подошвой из пробки (именно такую обувь носили женщины Неаполя времен Ренессанса). Юный король отправил гонцов, которые объехали все королевство и каждой женщине примеряли найденную пианеллу. Зезоллу, конечно, нашли.

«Золушка» Шарля Перро (1697 г.)

Шарль Перро и братья Гримм были знакомы с «Пентамероном» и, видимо, опирались на него, создавая свои сборники сказок.

В сказке Перро была хрустальная туфелька и самый щадящий для детского слуха сюжет (всем нам известный).

«Золушка» братьев Гримм

У богача умирает жена. Появляется мачеха с дочерьми. Отец едет на ярмарку и спрашивает, что привезти дочери и падчерицам. Падчерицы просят дорогих платьев и драгоценных камней, а Золушка – ветку, которая первой зацепит его за шапку. Ветку орешника Золушка посадила на могиле матери и поливала слезами. Выросло красивое дерево. Золушка трижды в день приходила к дереву, плакала и молилась; и каждый раз прилетала белая птичка. Когда Золушка рассказала о желании поехать на бал, птичка сбросила ей роскошное платье и туфли (три бала и три варианта нарядов). Принц влюбился в девушку, но ей всякий раз удавалось ускользнуть.

Когда гонцы примеряли туфельку, одна из сестёр отрезала палец. Принц забрал её с собой, но обнаружилось, что башмачок в крови. Принц повернул назад. То же повторилось с другой сестрой, только та отрезала пятку. Золушке башмачок приходится впору, и принц объявляет её своей невестой. Когда пришло время справлять свадьбу, сёстры решили быть рядом. Старшая встала по правую руку от невесты, младшая – по левую. Так и пошли в церковь. По дороге голуби выклевали каждой из них по глазу. Когда возвращались из церкви, старшая шла по левую руку, младшая по правую. Тут опять налетели на них голуби и выклевали ещё по глазу.

Так сёстры были наказаны за свою злобу (видимо, мораль такова: не зарься на чужое).

источники

Вот вам еще и , а вот и немного . Оригинал статьи находится на сайте ИнфоГлаз.рф Ссылка на статью, с которой сделана эта копия -

Эту сказку (в том или ином варианте) рассказывали в Древнем Египте, Испании, Риме, Венеции, Флоренции, Ирландии, Шотландии, Швеции, Финляндии, в Японии эпохи Хэйан… Главная героиня этой сказки носит имя Cinderella, Aschenputtel, Cenerentola, Pepeljuga, Папялушка, Золушка…

Однако везде прослеживается миф, легший в основу сказки - потерянный башмачок или туфелька, которые традиционно связаны со священными обрядами; тяжелая и грязная работа, в т.ч. по чистке камина от золы; волшебные помощники (фея, птичка, мыши и др.)

Итальянский поэт и сказочник Джамбаттиста Базиле написал свою сказку «Золушка», которая вошла в сборник «Сказка сказок» (1634) за 61 год до Ш. Перро. Первая редакция сказки «Золушка», Шарля Перро, была опубликована в 1697 году. В сказке Перро была хрустальная туфелька и самый щадящий для детского слуха сюжет (всем нам известный).

Сюжет о Золушке, (как сейчас сказали бы, готический), опубликован был братьями Гримм, Вильгельмом и Якобом, немецкими филологами и сказочниками эпохи романтизма, в «Детских и семейных сказках» и «Немецких преданиях».

Кстати, Иван Сергеевич Тургенев перевёл «Золушку» на русский язык и назвал её «Замарашкой».

Сказка получила новую жизнь в музыке: оперы «Золушка» написали Дж. Россини и Жюль Массне, а балет С.Прокофьева «Золушка» стал одной из визитных карточек Большого театра.

Режиссёр Надежда Кошеверова и Михаил Шапиро с оператором Евгением Шапиро, в 1947 году сняли всеми любимый фильм-сказку про Золушку. Сценарий к фильму написал драматург Евгений Шварц по мотивам сказки Шарля Перро. В этой сказке - добрая Фея, превращает тыкву в карету. Мышей в коней, крысу в кучера. Рваное грязное платье в великолепный наряд, дарит ещё и хрустальные туфельки… Мачеха и злые сестры осмеяны, Золушка выходит замуж за Принца. Шестнадцатилетнюю Золушку-Замарашку сыграла искренне и трепетно тридцатисемилетняя Янина Жеймо. Мачеху - бесподобная Фаина Раневская. И эта экранизация, и сказка живёт себе и живёт…

Сюжет о Золушке - один из самых любимых сюжетов массовой культуры: после всех испытаний героиня сумеет изменить свою жизнь к лучшему, похорошеет лицом, постройнеет фигурой, вырвется из нищеты, станет почти идеальной и обязательно встретит принца. Об этом сняты фильмы «Дневник Бриджит Джонс», «Мисс Конгениальность», «Госпожа горничная», «Красотка», «Дьявол носит Prada», телесериалы «Не родись красивой», «Сумерки», «Как стать принцессой», «Коко до Шанель» и десятки других.

По сказке снят анимационный фильм У. Диснея. Но самый обаятельный, прекрасный и чарующий образ Золушки был создан режиссером Иваном Аксенчуком и художницей-мультипликатором Галиной Шакицкой («Союзмультфильм», 1979).

В программе презентации:

1. Людмила Кайгородова: «Повесть о прекрасной Отикубо» (японский вариант истории про Золушку)

2. Наталья Соколова: «Вопреки всему сияющее чудо» (история советского фильма-сказки «Золушка» 1947-го года)

3. Людмила Кайгородова: слайд-презентация «Тема Золушки в искусстве».

Богатырь- герой русских былин и воин, отличающийся необычной силой, удалью, мужеством и умом


Определите первое слово синквейна?

2.Смелый, мужественный.

3.Защищает, обороняет, сражается.

4.Защитник. Спаситель. Воин.

5. Витязь.



Богатырь- герой русских былин, воин, отличающийся необычной силой, удалью, мужеством и умом.

Богатырь

Мужест венный


Как сейчас понимается это слово?

Сейчас это слово употребляется в переносном значении: человек большого роста и крепкого телосложения, сильный, смелый.



  • Доспехи(латы, кольчуга, меч, боевые кони, одежда…)
  • Какова же будет тогда цель урока, на ваш взгляд? (Определить, кто такие богатыри)

Каких русских богатырей вы знаете?

Богатыри

Добрыня Никитич

Илья Муромец

Алёша Попович

Святогор

Микула Селянинович



Как вы думаете, о чём может быть это произведение?

О подвиге витязя Руслана в сражении с басурманами.

Мы прочитаем текст, делая остановки, и попытаемся понять, почему именно этот отрывок из поэмы А.С. Пушкина взят на уроке.


  • Что вы представляли, слушая стихи?
  • Кто такой Руслан? Как автор относится к своему герою?
  • Попробуйте описать Руслана самостоятельно. Работа в паре.

  • честность,
  • мужество,
  • прямодушие,
  • верность в любви и слове

  • Как вы думаете, чем закончилось сражение? Победой киевлян.
  • Кто сыграл самую главную роль в этой победе? Витязь Руслан.

Чтение отрывка с комментированием

Первая часть. «Дремало поле боевое»

  • чтение первых 2х строчек: Определите, когда будут происходить события?(Утром).
  • после 3-4 строчек: Как вы понимаете в бездейственном покое ?(Ничего не происходило.)
  • после 5-7 строчек: Найдите в отрывке слова, которыми автор рисует пробуждение боевого поля? (Воспрянул. Внезапный.) Подберите синонимы. Ожил, быстро поднялся. Неожиданный.

2 часть. «Внезапный крик сражений грянул».

  • После 8-9 строчки: Почему киевляне растерялись?(Услышали внезапный крик.)
  • Что же случится дальше? Чтение до конца.
  • Какую картину вы представили себе? Бой, сражение, киевляне в испуге и вдруг – «Блистая в латах, как в огне, чудесный воин на коне.»

3 часть.«Наш витязь пал на басурмана».

  • Как вы думаете, что такое латы? (Металлические доспехи для защиты воина от ударов.)

А как Пушкин описал появление Руслана? Какими эпитеты он подобрал?

РУСЛАН

Нннаш витязь

Божий гром

Чудесный воин


  • Блистая в латах, как в огне.
  • Как божий гром, наш витязь.
  • Подумайте, зачем автор использует сравнения?

Как вы понимаете строчку?

Наш витязь пал на басурмана.

  • Он обрушил свой меч на головы врагов неожиданно и стремительно.

Вы заметили как меняется темп, интонация от части к части?

  • Темп ускоряется.

  • Сделайте вывод о том, кого считали богатырями на Руси.

Чудесных воинов, сильных, храбрых, одерживающих победы.

  • Скажите, как вы думаете чем они занимались?
  • Охраняли родные рубежи от нападения врагов.
  • Какой момент описан в отрывке из поэмы «Руслан и Людмила»?
  • Так кто же сам Руслан?

Задание:

  • Составьте синквейн - свое понимание слова «богатырь».

У детей получилось так:

1. Богатырь.

2. Храбрый, сильный.

3. Побеждает, сражается, бьётся.

4. Чудесный воин на коне.

5. Витязь.


Домашнее задание:

Написать пять предложений на тему: « Кого в наше время можно назвать «богатырём»?

Отрывки из работ учащихся:

«… Мне очень бы хотелось, чтобы и в наши дни были такие герои-воины, на которых всегда можно было положиться.»

«…Когда я вырасту, то стану военным, потому что, я считаю, что богатырями в наше время можно назвать только военнослужащих».

«…А я считаю богатырями всех мужчин, у которых есть чувство долга перед Родиной, детьми, родителями».

Богатырь-воин

богатырь-воин, богатыря-воина


Слитно или раздельно? Орфографический словарь-справочник. - М.: Русский язык . Б. З. Букчина, Л. П. Какалуцкая . 1998 .

Смотреть что такое "богатырь-воин" в других словарях:

    Муж., татар. человек рослый, дородный, дюжий и видный; необычайный силач; смелый и удачливый, храбрый и счастливый воин, витязь. Сказочные богатыри, великаны, побивающие одним махом десятки врагов и разные чудища. | Богатырями назывались (в твер … Толковый словарь Даля

    БОГАТЫРЬ - Герой русского былинного эпоса (см. былина*), воин, отличающийся необычайной силой, мужественный, храбрый и справедливый защитник русской земли от врагов. Слово богатырь заимствовано из тюркских языков, в которых оно имело значение ‘храбрый воин’ … Лингвострановедческий словарь

    Виктор Васнецов. «Богатыри» (Добрыня Никитич, Илья Муромец и Алёша Попович). 1881 1898. Богатыри и витязи художественные образы героев, защищавших земли Киевской Руси, русский народ от нашествий врагов или от злой нечисти, созданные анонимными… … Википедия

    Я; м. 1. Герой русских былин и сказок; воин, отличающийся необычайной силой, удалью, мужеством, смекалкой. ● Главные персонажи былин Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович и другие богатыри защищали русскую землю от набегов, разорения. 2.… … Энциклопедический словарь

    богатырь - я/, м. 1) Герой русских былин, совершающий ратные подвиги, былинный витязь. И храбрый сонм богатырей с дружиной верною князей готовится к кровавой битве (Пушкин). 2) перен. Человек большого роста и крепкого сложения. Он настоящий богатырь.… … Популярный словарь русского языка

    богатырь - я/; м. см. тж. богатырский 1) Герой русских былин и сказок; воин, отличающийся необычайной силой, удалью, мужеством, смекалкой. Главные персонажи былин Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович и другие богатыри защищали русскую землю от… … Словарь многих выражений

    богатырь - БОГАТЫРЬ1, я, м Перен. О человеке большого роста и крепкого телосложения, отличающемся большой физической силой; Син.: геркулес. Директор института был настоящий богатырь мужик крепкий и под два метра ростом. БОГАТЫРЬ2, я, м Мифологическое… … Толковый словарь русских существительных

    I м. 1. Герой русских былин и сказок. 2. Воин, отличающийся необычайной силой, мужеством, удалью; защитник Родины. II м. 1. Рослый, крепкого сложения, сильный человек. 2. перен. разг. Незаурядный, выдающийся в какой либо области человек. Толковый … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

    Лубок. «Сильный и храбрый богатырь Аника воин» Ани … Википедия

    I.ВВЕДЕНИЕ II.РУССКАЯ УСТНАЯ ПОЭЗИЯ А.Периодизация истории устной поэзии Б.Развитие старинной устной поэзии 1.Древнейшие истоки устной поэзии. Устнопоэтическое творчество древней Руси с X до середины XVIв. 2.Устная поэзия с середины XVI до конца… … Литературная энциклопедия

Книги

  • Варяг. Богатырь , Александр Мазин. Время легенд. Время героев. Великий князь Владимир Святославович. Креститель. Государь. Кесарь. Равных ему не было и не будет и тысячу лет спустя. И многие сотни лет после его кончины народ…

Цветова Елена

Научно-исследовательская работа

Скачать:

Предварительный просмотр:

[Введите текст]

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №7 г.ПАВЛОВО НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

«Кто он, настоящий богатырь?»

ГУМАНИТАРНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ РНПК

СЕКЦИЯ ЖУРНАЛИСТИКИ

Работу выполнила

Цветова Елена Вячеславовна,

ученица 9Б класса, 15 лет.

Научный руководитель

учитель русского языка и

Литературы МБОУ СОШ №7

Морозова Лидия Николаевна

г. Павлово, 2014

1. Введение_____________________________________________________стр.2

2. Основная часть_______________________________________________стр.4

  • Былина и ее герои ____________________________________________стр.4
  • Образы богатырей в творчестве А. С. Пушкина._________________стр.5
  • Богатырская тема в произведении М. Ю. Лермонтова.____________стр.6
  • Богатырские образы в произведении Н.В. Гоголя.______________стр.7
  • Образы богатырей в литературе о Великой Отечественной войне.____________________________________________________стр.9
  • Образы богатырей в Российской мультипликации.______________стр.10
  • Кого вы считаете настоящими богатырями?____________________стр.12
  • Можно ли назвать богатырями тех, кто защищал нашу страну в годы Великой Отечественной войны?_____________________________стр.13
  • Итоги анкетирования._____________________________________стр.13

3. Заключение _________________________________________________стр.15

4. Литература _________________________________________________стр.16

5. Приложения_________________________________________________стр.17

Введение.

«Все начинается с детства…» - привычная для нас крылатая фраза. Задумываясь об истоках патриотических чувств, мы всегда обращаемся к впечатлениям детства: это и дерево под окном, и родные напевы, и поразившие нас когда-то сказки и былины, факты и события. Талантливый русский народ еще в далеком прошлом внес в сокровищницу мировой культуры богатства, которые возбуждают в нас чувство национальной гордости. Таким богатством являются и былины – особый вид древних русских народных эпических песен исторического содержания, главными героями которых являются богатыри. Да, с давних времён прославлялась сила и смелость богатырская. Много написано произведений о подвигах и сражениях мастерами слова в последующие эпохи. Художники на своих полотнах старались передать образы защитников родины. Телевидение, как наиболее распространенный в настоящее время вид искусства, также влияет на формирование чувства патриотизма у молодого зрителя.

Так что мы видим с экранов телевизоров? Значительно ли отличается увиденное от произведений других видов искусств? Как трансформировался образ защитника-богатыря? Именно на эти вопросы я попыталась ответить в своей работе.

Объектом моего исследования стали тексты былин и художественной литературы последующих эпох, мультипликационные фильмы о богатырях XXI века.

Гипотеза: допустим, что разные произведения, относящиеся к различным видам искусства и созданные в разное время, влияют на формирование образа богатыря по-разному.

Цель исследования состоит в том, чтобы изучить образы богатырей, созданные писателями и мультипликаторами, сопоставить эти образы, определить их сходства и различия, выявить отношение к данным образам у людей нескольких поколений.

Актуальность этой темы однозначно велика, так как от того, насколько сформировано патриотическое чувство у молодого поколения, напрямую будет зависеть состояние нашего общества. Так что задача воспитания детей с позитивными гражданскими ценностями – это насущный вопрос.

В теоретической части работы я рассмотрела образы главных героев-богатырей, созданные в былинах и произведениях художественной литературы XIX-XX веков, а так же в мультипликационных фильмах начала XXI века.

В практической части описан ряд исследований, проведенных мной: чем отличаются богатыри художественной литературы от образов, созданных мультипликаторами, чему учат нас былины, каким представляют богатыря мои ровесники, можно ли отнести к богатырям героев Великой Отечественной войны.

В ходе работы мной использовался комплекс методов исследования: изучение теоретических источников, текстов произведений, сравнительный метод, социологический опрос сверстников, анкетирование учащихся и педагогов школы, обобщение полученных знаний.

Практическая значимость моей работы заключается в том, что ее содержание, оценки и выводы могут быть использованы на уроках литературы, МХК и ИЗО при подготовке докладов и рефератов учащимися школы.

О новизне темы можно поспорить. Я не берусь утверждать, что тема моей работы нова и никто до меня ее не разрабатывал. Но неоспоримо одно: необходимо формировать образ героя-защитника своего государства, воспитывать чувство уважения к русским воинам, желание им подражать.

Основная часть.

Былина и ее герои.

У многих народов сохранились эпические произведения, которые тесно связаны с мифологией. Русский народный эпос – былины . Эти эпические песни, сложенные в Древней Руси, отражают историческую древность, относящуюся главным образом к XI-XVI векам. Раньше они назывались старинами, старинушками, старинками. Термин «былина» в научный обиход был введен в 40-х годах 19 в. фольклористом И.П.Сахаровым. Своё название былина получила от слова «быль», указывающего на то, что былины повествуют о событиях далёкого прошлого. Основой сюжета былины является какое-либо героическое событие, либо примечательный эпизод русской истории. Героями былин являются богатыри.

А кто такие богатыри? В одном из словарей читаю: БОГАТЫРЬ (м. татарск.) - человек рослый, дородный, дюжий и видный; необычайный силач; смелый и удачливый, храбрый и счастливый воин, витязь.

Самый популярный и любимый русский богатырь – Илья Муромец. В нем выделяются черты героя из простого народа, это особенно заметно в социальных конфликтах, которые можно заметить в былине «Илья в ссоре с Владимиром», в начале былины «Илья Муромец и Калин-царь». Былин, где упоминается Илья Муромец, в русском фольклоре чрезвычайно много. Расположенные в определенной последовательности, они поэтически воссоздают полную «биографию» богатыря: «Исцеление Ильи Муромца», «Илья и Святогор», «Илья и Соловей Разбойник» и т.д. Все они воспевают могучего, мудрого, бескорыстного устроителя и хранителя земли русской, руководствовавшегося в своих действиях только народными интересами.

Добрыня Никитич - второй по популярности после Ильи Муромца богатырь эпоса Киевской Руси. Он часто изображается служилым богатырём при князе Владимире. Былины нередко говорят о его долгой придворной службе, в которой он проявляет своё природное «вежество». Часто князь даёт ему поручения: собрать и перевезти дань, выручить княжую племянницу; иногда и сам Добрыня вызывается исполнять поручение, от которого отказываются другие богатыри. Добрыня - самый близкий к князю и его семье богатырь, исполняющий их личные поручения и отличающийся не только храбростью, но и дипломатическими способностями.

Алёша Попович - фольклорный собирательный образ богатыря в русском былинном эпосе. Он как младший входит третьим по значению в богатырскую троицу вместе с Ильёй Муромцем и Добрыней Никитичем.
Алёша Попович - сын ростовского попа Леонтия. Его отличает не сила, но мужество, удаль, натиск, с одной стороны, и находчивость, сметливость, хитроумие, с другой. В целом образ Алёши Поповича отражает определённую противоречивость.

Былины, посвященные Илье из Мурома и Добрыне Никитичу, отразили процессы, связанные со становлением и расцветом Киевской Руси, когда жизнь вдали от столицы государства была наполнена множеством опасностей. Основной чертой былинных героев этого периода является любовь к родной земле. Они отличаются не только невероятной силой, благородством, храбростью, но и стремлением соблюдать все установленные обычаи: уважение к старшим, к патриархальным традициям жизни и быта крестьян, бескорыстие при выполнении долга.

Образы богатырей в творчестве А. С. Пушкина.

Также силу и нравственный мир богатырей воспевает в своих произведениях знаменитый писатель и поэт А.С. Пушкин. Он показывает своих богатырей стойкими, мужественными, готовыми на всё не только ради родной земли – матушки, но и любви к женщине.

Именно таким выступает для нас Руслан из поэмы «Руслан и Людмила». Он выдержал все испытания судьбы, прошёл огромные расстояния и все-таки дошёл к своей возлюбленной.

Таким образом, мы видим, что А.С.Пушкин воспевает в своём творчестве истинный героизм богатыря, который измеряется не силой мышц, а силой сердца. Эта тема перекликается с темой былин о богатырях в народном творчестве, так как подвиги совершались былинными богатырями и по зову сердца.

Богатырская тема в произведении М. Ю. Лермонтова.

Богатырский дух воспевается в творчестве М.Ю. Лермонтова. Например, в стихотворении «Бородино» изображён главный герой отечественной войны – народ. В этом стихотворении богатырский дух раскрывается на войне. Воспоминания старого солдата, волнующие его душу, о тех днях говорят, о русском боевом и настойчивом духе:

« …Да, были люди в наше время,

Не то, что нынешнее племя:

Богатыри – не вы!

Плохая им досталась доля:

Не многие вернулись с поля…

Не будь на то господня воля,

Не отдали б Москвы! »

в этих стоках хорошо описаны вспоминания старого солдата о его погибших товарищах и сложной судьбе.

«…Вам не видать таких сражений!...

Носились знамена, как тени,

В дыму огонь блестел,

Звучал булат, картечь визжала,

Рука бойцов колоть устала,

И ядрам пролететь мешала

Гора кровавых тел….»

по этому отрывку можно сказать, насколько тяжёлым был бой для русского солдат.


«…Вот смерклось.

Были все готовы

Заутра бой затеять новый

И до конца стоять…»

эти же строки, дают понять силу и храбрость русского духа, способность людей на самопожертвования ради свободы и русской земли.

Итак, мы видим, что стихотворение «Бородино» перекликается данной тематикой с устным народным творчеством. В стихотворении М.Ю.Лермонтова особое внимание уделяется теме духовного роста народе.

Богатырские образы в произведении Н.В. Гоголя

Николай Васильевич Гоголь также наделяет своих героев в произведении «Тарас Бульба » богатырской силой духа.

Замечателен образ главного героя – Тараса Бульбы. Он представляет перед читателем как личность незаурядная, и в то же время он частица своего народа – запорожских казаков. Суровый и непреклонный Тарас ведет жизнь, полную опасностей и невзгод, он не создан для семейного очага. Гоголь о нем пишет: «Весь он был создан для бранной тревоги и отличался грубой прямотой своего нрава».Его душа проникнута стремлением к свободе и независимости своего народа. Герой беспощаден к изменникам и трусам, вот почему он с огромной ненавистью говорит о предателях: «Знаю, подло завелось теперь на земле нашей: перенимают черт знает какие басурманские обычаи; гнушаются языком своим; свой народ продают…»Выразительно раскрывается характер Тараса Бульбы в трагическом конфликте с Андрием. Предательство не прощается даже самому храброму казаку. На предателя ложится печать проклятия: «Пропал, пропал бесславно, как подлая собака…» Измену Родине нельзя оправдать и искупить, жизнь предателя бесславна, а смерть позорна. Тарас – человек суровый, он не может простить сына и не чувствует к нему никакой жалости. Тарас приводит в исполнение свой приговор: «Я тебя породил, я тебя убью!» Побеждая собственную любовь к сыну, Бульба убивает Андрия.

Очень трогательна сцена гибели главного героя. Погибая на костре, Тарас произносит речь, проникнутую любовью к Русской земле, гневом и презрением к врагам: «Да разве найдутся на свете такие огни, муки и такая сила, которая бы пересилила русскую силу». Он спокойно следит за тем, как уплывают его запорожцы. Здесь проявляется могучая сила характера Бульбы.

Идея пламенного патриотизма, несгибаемого мужества, неодолимости «русского товарищества » пронизывает всё повествование.

Образы богатырей в литературе о Великой Отечественной войне.

Эту же тему продолжают писатели и поэты ХХ века. Они доказывают своими произведениями, что богатырский дух присущ всегда нашему народу, во все времена.

Одним из писателей, обратившихся к теме русского духа, был и А. Т. Твардовский. Опираясь на личный опыт, он показал в поэме « Василий Тёркин» героизм русских солдат. Стержнем поэмы является образ главного героя – рядового Василия Тёркина. Это собирательный образ, соединяющий в себе основные типичные черты духовного облика и характера обыкновенного русского солдата:

Тёркин – кто же он такой?

Скажем откровенно:

Просто парень сам собой

Он обыкновенный.

Впрочем, парень хоть куда,

Парень в этом роде

В каждой роте есть всегда,

Да и каждом взводе…

Образ Тёркина имеет фольклорные корни, это «богатырь, сажень в плечах», «весельчак», «человек бывалый». За иллюзией простоватости, балагурства, озорства скрывается нравственная чуткость и органично присущее чувство сыновнего долга перед Родиной, способность совершить подвиг в любой момент.

Подвиг солдата на войне показан Твардовским как каждодневный и тяжелый ратный труд – и бой, и переход на новые позиции, и ночлег в окопе или прямо на земле, «заслоняясь от смерти чёрной только собственной спиной…». А герой, совершающий этот подвиг, - обыкновенный, простой солдат.

В образе Тёркина Твардовский показывает лучшие качества русского характера – смелость, упорство, находчивость, оптимизм и огромную преданность своей родной земле.

Мать – земля родная наша,

В дни беды и в дни побед

Нет тебя светлей и краше,

И желанней сердцу нет…

Именно в защите Родины, жизни на земле видит поэт предназначение своего героя, воина-богатыря – простого русского солдата.

65 лет отделяют нас от Великой Победы над фашизмом. Истинные герои, которых мы будем помнить – наши ветераны. А разве они не являются богатырями земли русской? Богатырями, отстоявшими великую Русь?

Образы богатырей в Российской мультипликации.

Давно назрел вопрос о создании отечественных мультфильмов для юного зрителя на тему героического прошлого нашей страны. И вот свершилось: первыми полнометражными анимационными лентами нового времени можно назвать мультфильмы о русских богатырях: «Алеша Попович и Тугарин Змей» (2004), «Добрыня Никитич и Змей Горыныч»(2006), « Илья Муромец и Соловей-Разбойник » (2007), « Три богатыря и Шамаханская царица » (2010) , « Три богатыря на дальних берегах » (2012), « Три богатыря и Юлий Цезарь » (2014).

Создание художественных произведений для детей на основе народных былин - задача достойная. И на первый взгляд кажется, что новые картины продолжают старые традиции советского анимационного кино и даже идут вперед: с первых кадров на экране мелькают золотые маковки церквей, появляются краснощекие девицы в сарафанах, звучит былинный стих про непобедимую Русь-матушку. Вроде бы можно звать детей и смотреть семейное кино, уютно устроившись в кресле, но, как водится в сказке, не тут-то было...

Авторы мультфильмов о новых богатырях помещают своих героев в «прежнюю» историческую эпоху, но наделяют их «современными» характерами. Таким образом «идеальный образ» разрушается и на стыке двух несовместимых вещей, возникает комический эффект. Богатырь становится «смешным».

Алеша Попович, например, едва родившись, демонстрирует свои недюжинные физические способности: откусывает крестильный крест, который тут же превращается в копье Марса - символ мужской силы. У него во всем обнаруживается явный недостаток интеллекта, который с лихвой компенсируется накачанными мускулами. В одной из многочисленных драк в качестве булавы Алеша использует подвернувшуюся под руку старушку. Шагая по лесу, богатырь сбивает грибы, отфутболивает мелких зверушек. С такой же легкостью, с какой он наносит людям удары разной степени тяжести, Алеша и признает свои ошибки, мол, «хотел как лучше, а получилось...».

Также сильно отличается от своего былинного собрата и Добрыня. Впечатляет лексикон "мультипликационного" богатыря: "Я понятно объясняю?", "Упал - отжался". Словно и не богатырь перед нами, а солдафон. Добрыня вовсе не живет на дальней заставе. У него красивая молодая жена, которая мужа без конца пилит: то ей скучно, то шубу подавай новую. Но Добрыня не спешит поставить жену на место, а, наоборот, выполняет «любой каприз». Вспомните, в былинах женщине отводится скромное место - она лишь верная спутница богатыря.

В мультфильме без конца подчеркивается грубая плотская душевная организация героев. Такие «богатыри» многим знакомы, только не по былинам, а по анекдотам. Встречаются они и в современной жизни, и, надо сказать, не так уж редко. Таким образом, в мультфильме, с одной стороны, традиционный образ богатыря низводится с нравственной высоты. А с другой - образ народного защитника в сознании юных зрителей теперь наверняка будет ассоциироваться с многочисленными охранниками, "ментами", "братками", которые удивительным образом похожи на "новых русских богатырей".

Тема денег, продажности, обмана занимает в мультфильмах одно из ключевых мест. Деньги любят все: и Баба-яга, и Змей Горыныч, и богатырский конь, и даже светлейший князь Владимир. Из-за своей алчности эти «герои» попадают в нелепейшие ситуации, но быстро просят прощения - и их все прощают. Авторы словно призывают зрителя быть снисходительным к «маленьким человеческим слабостям».

Посмотрев мультфильмы, задаёшься вопросом: а могут ли такие «богатыри» воспитать чувство патриотизма, быть идеалом защитника земли русской?

К сожалению, кино сегодня из всех видов искусств является самым доступным. Особенно в провинции, где до театров и музеев не доберешься, а книги современная молодежь читать не любит. В этой ситуации псевдонациональные мультфильмы воздействуют на сознание огромного количества детей, превращая их в потенциальных зрителей разных юморин, которым судьба страны совершенно безразлична.

Кого вы считаете настоящими богатырями?

Именно с таким вопросом я обратилась к своим друзьям в социальной сети «В контакте». Для выбора предложила образы, созданные В.М.Васнецовым и мультипликаторами студии «Мельница». (Приложение №1) Ответы приятно удивили: 100% опрашиваемых выбрали образы, созданные художником В.М.Васнецовым.

Можно ли назвать богатырями тех, кто защищал нашу страну в годы Великой Отечественной войны?

Такой вопрос тоже был представлен в открытом голосовании на странице «В контакте» (Приложение №2). Большинство проголосовавших согласны со мной в том, что герои войны, как и богатыри, являются защитниками своей земли.

Итоги анкетирования.

В ходе исследования мной было проведено анкетирование детей младшего школьного возраста, одноклассников, родителей и учителей школы. Я пыталась понять, есть ли отличия в понимании образа богатыря у людей разных возрастов.(Приложение №3)

  1. (Приложение№2)

Большинство детей младшего возраста считают, что это герой кинофильмов.

Подростки ответили, что это герой былин и произведений живописи, но большее количество знает о богатырях из мультфильмов.

Взрослые же знают о величественных подвигах богатырей из литературных произведений. Также слово «БОГАТЫРЬ» знакомо им по фильмам, картинам. В меньшей степени, понятие «БОГАТЫРЬ» связывают с музыкой, скульптурным искусством.

  • Дети представляют богатырей могучими, умным, храбрым
  • Подростки считают богатырей смелыми, мудрыми, сильными
  • Взрослые люди склонны к тому, что богатыри сильные, смекалистые, добрые.

Ответы таковы:

  • Для детей -герои мультфильмов, сильных людей;
  • Для подростков- супер-герои, герои мультипликаций, герои войны;
  • Для взрослых – люди, совершившие подвиг, спортсмены, защитники Отечества.

Заключение

По результатам социологических опросов и анкетирования можно сказать, что у молодого поколения сформировалось правильное понятие о богатыре- защитнике своего Отечества, несмотря на то, что это поколение наиболее подвержено влиянию телевидения. Ему также свойственно чувство любви и привязанности к своей культуре, своему народу, гордости за историю и силу Руси, уважение к русским воинам, желание им подражать.

В ходе написания учебно-исследовательской работы я познакомилась со значением терминов «былина» и «богатырь», проследила трансформацию образа богатыря в литературе от былин до произведений о Великой Отечественной войне, рассмотрела трактовку этого образа в современном виде искусства-мультипликации.

Для этого мной был использован комплекс методов: изучение теоретических источников и произведений художественной литературы, сравнительный метод, социологический опрос сверстников, анкетирование учащихся и педагогов школы, обобщение полученных знаний.

Мною была определена практическая значимость работы, которая заключается в том, что ее содержание, оценки и выводы могут быть использованы на уроках литературы и МХК при подготовке докладов и рефератов учащимися школы.

Я предполагаю, что продолжу свои исследования, предметом которых станут полотна русских художников, обращавшихся в своем творчестве к богатырской теме.

Приложение №1

Приложение №2

Приложение №3 Анкетирование.

Вопрос №1 Закончи фразу: «Богатырь-это герой …»?

Вопрос №2 Каким вы представляете богатыря? (назовите три прилагательных к ним)

Вопрос №3 Кого из современников вы бы назвали богатырём?