Основные представители рококо в искусстве. Общая характеристика стиля рококо

В изобразительном искусстве существует бессчетное количество направлений. Чаще всего новый стиль возникает на основе уже существующего, и какое-то время они развиваются параллельно. Например, рококо в живописи Западной Европы сформировалось на базе помпезного и пышного барокко.

Однако появление нового стиля, как это нередко случается, вначале было встречено критически. Рококо обвиняли в отсутствии вкуса, легкомыслии и даже безнравственности. Тем не менее отрицать его вклад в дальнейшее развитие изобразительного искусства невозможно.

Рождение нового направления

Во Франции XVII века стало модным украшать парки стилизованными гротами с лепными украшениями, которые представляли собой раковины с переплетающимися стеблями растений. Со временем этот декоративный элемент стал доминирующим орнаментальным мотивом, хотя и претерпел значительные изменения.

К началу следующего столетия в нем с трудом можно было распознать привычную раковину, скорее он напоминал причудливо изогнутый завиток. Поэтому французское слово rocaille приобрело более широкое значение. Теперь под ним подразумевали не только камень или раковину, но все вычурное и извивающееся.

Людовик XV унаследовал престол в 1715 г., поэтому стиль рококо в живописи иногда называют его именем. Действительно, хронологические рамки правления короля и развития нового стилистического направления совпадают. А поскольку Франция в начале XVIII в. была бесспорной законодательницей мод, увлечение рококо вскоре охватило всю Европу.

Особенности стиля

Искусство барокко, зародившееся в Италии в XVII в., отличалось в первую очередь величественностью. Однако большого распространения во Франции оно так и не получило, хотя некоторые его черты можно проследить в стиле рококо. Например, оба направления декоративны и насыщенны, разница лишь в том, что рокайльная пышность изящна и расслаблена, а барочная - энергична и напряжена.

Интересно, что предшествующие стили первоначально возникали в архитектуре, а затем распространялись в скульптуре, декоре и живописи. С рококо все было наоборот. Это направление вначале сложилось в оформлении интерьеров аристократических будуаров и гостиных. Оно оказало влияние на развитие прикладного и практически не затронув архитектуру экстерьеров.

Рококо в живописи - это изображение галантных сцен из жизни аристократии. Здесь нет места жестоким реалиям, религиозным мотивам, прославлению силы и героизма. На полотнах запечатлены романтические ухаживания с налетом эротизма на фоне пасторальных пейзажей. Еще одна характерная особенность стиля - отсутствие ощущения течения времени.

Идейная основа французского рококо

Гедонизм с его стремлением к удовольствию как к высшему благу и смыслу жизни наряду с индивидуализмом стал главной философией французской аристократии XVIII в. Он же определил эмоциональную основу стиля рококо в живописи, выражавшегося в игривой грации, милых капризах и прелестных мелочах.

Не случайно любимой аллегорией рококо стал мифический остров Кифера - место, куда устремляются ищущие чувственных наслаждений паломники. Этот участок суши посреди Эгейского моря действительно существует.

Здесь, согласно древнегреческой мифологии, родилась прекрасная Афродита. Здесь же сложился культ богини любви, распространившийся впоследствии по всей Греции. Поклонники Афродиты приезжали на остров, чтобы принести жертвы в святилище, устроенном в ее честь.

В эпоху рококо Кифера символизировал рай для влюбленных, которые отправлялись на воображаемый остров к храму Венеры. Там царствовал изощренный эротизм, вечные праздники и безделье. На Кифере женщины молоды и прекрасны, а мужчины исключительно галантны.

Из дворца в частную гостиную

Тенденция к интимному оформлению интерьера обозначилась уже в начале XVIII в. Аристократические салоны и будуары частных домов, где главную роль играли женщины, стали центрами формирования галантной культуры и соответствующих правил поведения.

Целая армия французских ювелиров, мебельщиков, портных, живописцев и декораторов готова была удовлетворить любые запросы капризных заказчиц. Моду рококо в первую очередь диктовала королева и фаворитки Людовика XV: и маркиза де Помпадур.

Настенные плафоны и панно, а также живописные композиции над проемами окон и дверей были главными видами изобразительного искусства. Теперь, кроме королевского двора и церковных прелатов, декоративные картины для своих гостиных художникам заказывала новая аристократия и представители третьего сословия.

Жанры и сюжеты

Несмотря на новые идеи, рококо в живописи не отвергло полностью традиционные темы, разрабатывавшиеся в прошлом. Например, продолжали использоваться мифологические сюжеты, только теперь из всего античного пантеона в основном рисовали амуров и нимф, а Венера скорее напоминала светскую даму, демонстрирующую прелести обнаженного тела в пикантной обстановке.

Со временем появилась пастораль - новый жанр камерной живописи, предназначенный для жилого интерьера. Пасторальные картины в стиле рококо представляли собой идиллические сельские пейзажи, на фоне которых пастушки и пастухи в богатых нарядах играют на свирелях, читают или танцуют. Несмотря на невинные занятия, всю обстановку окутывает легкий флер эротики.

Пионер галантного стиля

Основоположником рококо в живописи считается Ватто Жан-Антуан. Художник начинал с подражания фламандским живописцам, однако со временем нашел истинно свой стиль, изображая галантные сцены. Для его картин характерна особая художественная глубина, а не просто изображение праздных аристократов, флиртующих на лоне природе.

Антуан Ватто написал два полотна на популярный сюжет аллегорического путешествия на остров влюбленных. Одна из них, «Паломничество на остров Киферу», экспонируется в Лувре, а другая - в Берлине, во дворце Шарлоттенбург. Обе они представляют собой яркий образец стиля рококо.

Театральность, характерная вообще для искусства XVIII века, в работах Ватто особенно заметна. Например, в построении композиции («Пастушки», «На Елисейских полях»). Здесь всегда есть передний план - своеобразная сценическая площадка, а группы фигур расположены так же, как и в театре.

Многогранное творчество Буше

Разумеется, Ватто был не единственным художником, работавшем в новом направлении. Франсуа Буше - другой яркий представитель французского рококо, в чьем творчестве наиболее полно отразился откровенно фривольный гедонизм, присущий той эпохе. Он выполнял заказы Людовика XV, маркизы де Помпадур, в частности написал знаменитый портрет фаворитки.

Также Буше создавал декорации для опер, гравюры к книгам Мольера, картоны для гобеленов, эскизы для севрского фарфора, словом, работал в разных направлениях изобразительного искусства.

Антуан Ватто, сам того не подозревая, наложил отпечаток на творчество Буше, который в юности копировал его рисунки. Позднее Буше изучал технику барокко в Риме, стал профессором Французской Академии художеств, получил всеевропейскую славу.

Его творчество охватывает все темы, характерные для живописи рококо: мифологию, деревенские ярмарки, аллегории, китайские сценки, сюжеты из фешенебельной парижской жизни, пасторали, портреты и пейзажи.

Представители рококо в живописи

Фрагонар Жан Оноре, один из крупнейших французских художников XVIII в., создавал полотна с игриво-эротическими мотивами. Таковы, например, «Качели», «Поцелуй украдкой», «Две девушки», «Одалиска» и пр.

Его картины, исполненные чувственной неги, отличаются тонкими светотеневыми эффектами, легкой живописной манерой, декоративностью колорита. Стиль Фрагонара со временем менялся. Если в полотне «Задвижка» прослеживается классическая манера, то в портретах, написанных в 1760-е годы, заметно романтическое влияние.

Еще одним видным представителем рокайльной живописи был Николя Ланкре, который многое сделал для распространения в Европе французского вкуса. Его полотна охотно покупали Екатерина II, Фридрих II Прусский, не считая частных коллекционеров - почитателей стиля рококо.

Картины известных художников той поры сегодня представлены в экспозициях крупнейших музеев мира. Хотя критики по-разному оценивают эстетику рококо, тем не менее невозможно отрицать самобытную оригинальность этого стиля, не имеющего прототипов в истории.


Введение

Характерные черты и особенности стиля рококо

Потолок, пол и стены

Элементы мебели и её особенности

Рококо и современность

Аксессуары

Архитектурные «образы» рококо

Версальский дворец

Заключение

Библиографический список


Введение


Стиль рококо стал блестящим завершением стиля барокко. В наследство от предыдущего столетия XVIII век получает особое эстетическое сознание, в котором высокоразвитый художественный вкус становится важнее многих других человеческих качеств. Вкус предполагал умение не только отличить прекрасное и знать, как его воссоздать, но и умение глубоко наслаждаться творением. Если для барокко необходима вся гамма эмоций - от радости до трагедии, то для наслаждающихся рококо - лишь изысканно тонких, изящных.

«Изящный» - ключевое слово данной эпохи. Именно тогда наблюдается уход от жизни в мир фантазии, театрализованной игры, мифических и пасторальных сюжетов с обязательным налётом эротизма. Поэтому даже у выдающихся мастеров изделия хотя и декоративны, грациозны, но несколько поверхностны.

Не случайно именно в эту эпоху приходит мода на «китайщину» или шинуазри (chinoiserie). В интерьерах появляются передвижные ширмы, зрительно изменяющие пространство; гобелены с изображениями цветов, пагод, людей в китайской одежде; знаменитый китайский фарфор, изысканные орхидеи, тонкоствольные деревья, аквариумные рыбки, а также изящная лакированная мебель китайских мастеров, будто созданная для рококо.

Вдохновителем стиля рококо стал итальянец Ж. О. Месонье, в произведениях которого впервые появляются причудливые ассиметричные формы, в частности - мотив капризно изогнутой раковины (rocaile - откуда и франц. rococo). Хотя этот стиль называют «стилем Людовика XV», но, в отличие, от барокко он не был чисто придворным искусством. Большинство построек рококо - это частные дома французской знати и загородные дворцы. Комнаты в них не располагались анфиладой (как в XVII в.), а образовывали ассиметричные композиции. В центре обычно располагался парадный зал (салон). Углы комнат закругляются, все стены украшаются резными панелями, позолоченными орнаментами и зеркалами, которые словно расширяют пространство, придавая ему неопределённость. Комнаты становятся поменьше и пониже, создавая атмосферу интимности, характерную для будуаров. В колорите преобладают нежные пастельные тона. Наиболее популярные цветовые сочетания - белое в с голубым, зелёным или розовым и непременное золото.

Именно в эпоху рококо впервые возникает представление об интерьере, как целостном ансамбле: стилевом единстве здания, декора стен и потолков, мебели и т.д. И никогда ранее интерьер так точно не соответствовал характеру жизненного уклада. Все предметы интерьера изготовлены с большим вниманием к комфорту и мелочам жизни.

Рассмотрим подробнее особенности этого архитектурного стиля, в чем и заключается цель нашей работы.

Задачи: 1. изучить и проанализировать литературу по данной теме;

Выявить характерные черты, присущие для стиля рококо;

Охарактеризовать влияние данного стиля на развитие архитектуры.


Характерные черты и особенности стиля рококо


Рококо (фр. rococo, от фр. rocaille - декоративная раковина, черепашка, рокайль) - стиль в искусстве, который возник во Франции в первой половине XVIII столетия во время правления Регента Филиппа Орлеанского, дяди Людовика XV. Эта стилевая система отчасти продолжает черты, унаследованные от барокко, но сильно их видоизменяет. Стиль Рококо возник во Франции в период кризиса абсолютизма, отбив свойственной аристократии гедонистические настроения, притяжение к побегу от действительности в иллюзорный и идиллический мир театральной игры.

Рококо - порождение исключительно светской культуры, двора, французской аристократии. Однако оно сумело не только оставить выплыв в искусстве, но и повлиять на последующее ее развитие.

Мир миниатюрных форм нашло свое главное выражение в прикладном искусстве - в мебели, посуде, бронзе, фарфоре, а в архитектуре преимущественно на характер декора, который приобрел манерно утонченный, подчеркнуто утонченный и усложнен вид. В интерьере важным теперь было не пышное и величественное, а приятное и удобное. Дома, которые сооружаются в этот период, как правило, строго классические по экстерьеру. Внутри - стены, разбитые филенками, нишами, густо украшенные живописью, лепниной, позолотой, мелкой пластикой, декоративными тканями, бронзой, фарфором, зеркалами.

Философию стиля Рококо определяли женщины - фаворитки короля: маркиза де Помпадур, мадам Дюбари, Мария Лещинская. Рококо считает главным в жизни праздником, утонченное наслаждение и любовь. Спрятаны павильоны, китайские домики, уютные гроты. Камерность и уютность помещений рококо создавалась за счет намного меньших размеров и особенного декорирования. Характерными чертами рококо является изысканность, большая декоративная нагруженность интерьеров и композиций, грациозный орнаментальный ритм, большое внимание к мифологии, эротичным ситуациям, личному комфорту. Наивысшее развитие в архитектуре стиль получил в Баварии. Впоследствии стиль рококо переменился неоклассицизмом.

Центром формирования новой культуры XVIII столетия стал не дворцовый парадный интерьер, а салон. Вместо огромных парадных залов барокко появляются небольшие нарядные салоны рококо. Стиль рококо не внес в архитектуру никаких новых конструктивных элементов, но пользовался старым, не сжимая себя при их употреблении никакими традициями и имея в виде, главным образом, достижение декоративной эффектности. Архитектура рококо стремится быть легкой, приветливой, игривой; она не заботится о целесообразности форм частей сооружения, а распоряжается ими как угодно, по велению каприза, избегает строгой симметричности.

Для рококо типичные небольшие комнаты с закругленными углами или же овальные в плане. В созданиях этой архитектуры прямые линии и плоские поверхности почти исчезают или, по крайней мере, замаскировываются фигурной обработкой. Стены членятся тонкими тягами на отдельные панно, расположенные в два ряды. Нижний ряд играл роль панели. Колонны то продлеваются, то укорачиваются и скручиваются винтообразно, их капители искажаются кокетливыми изменениями и увеличениями. Вместо колонн, капителей появляются тонкие рельефные обрамления - филенки, ленточные переплетения, орнаментальные украшения, гротески. Высокие пилястры и огромные кариатиды подпирают незначительные выступления с сильно выдающимся вперед карнизом.

Архитекторы рококо пытались сгладить угол между стеной и потолком с помощью падуги - плавного полукруглого перехода, который декорировался тонким орнаментальным рельефом. Равно как и во времена барокко, большое внимание уделялось потолочным плафонам, однако в этот период потолка опять стали плоскими. Отличительная черта рококо - мелкий стилизованный тонкий рельефный орнамент в виде переплетений, гротесков, завитков, выпуклых щитов, неправильно окруженных такими же завитками, из масок, цветочных гирлянд и фестонов, и рокайля - орнаменту в виде черепашек. Рокайль становится основным мотивом декора. Орнаментирование используется повсеместно - в обрамлении окон, дверей, стенных пространств внутри дома, в плафонах.

Стиль рококо стремился зрительно разрушить конструкцию дома. Для этих целей использовались масштабные росписи и огромные зеркала. Чтобы визуально расширить пространство небольших комнат, зеркальные поверхности располагались одна напротив другой, а для увеличения количества дневного света - напротив окна. Чтобы снять ощущение массивности стен и перекрытий и прибавить легкость интерьерам, окна располагались почти в одной плоскости со стеной.

Невзирая на такое отсутствие рациональности в пользовании архитектоническими элементами и на капризность, стиль рококо оставил много памятников, которые доныне привлекают своей оригинальностью, роскошью и веселой красотой. Это Версальский дворец во Франции, Дрезденский Цвингер в Германии, Зимний дворец и другие дома Растрелли в России. Рококо переносит нас в эпоху румян, белил, мушек и пудреных париков.

На то время Париж был уже перенаселен и очень плотно застроен, потому архитекторам были даны не слишком много возможностей для создания архитектурно строительных шедевров. Главным беспокойством и вниманием был окружен интерьер помещений, а так же предметы интерьера и аксессуары. Именно в эпоху рококо в первый раз возникает представление об интерьере, как целостном ансамбле: стилевому единству дома, декора стен, потолков, мебели.

В силу некоторых исторических особенностей и мировоззрения того времени, стиль рококо оставил самый заметный след не в больших монументальных формах, а в предметах интерьера и аксессуарах. Рококо - стиль, основанный на детали. Модным словом становится bagatelle (фр. мелочь, безделушка). Именно в эпоху рококо в первый раз возникает представление об интерьере, как целостном ансамбле: стилевому единству дома, декора стен, потолков, мебели. Соединение ажурных форм, сложного орнамента и прозрачных, светлых красок порождало праздничное, действительно фееричное зрелище. Все искусство рококо построено на асимметрии, которая создает ощущение обеспокоенности, игривое насмешливое, изобретательное.


Потолок, пол и стены


В начале XVIII столетия барочные мотивы переменились стилем регентства - в обработке помещений появился дробный орнамент и сложные выгнутые формы. Ближе к середине столетия регентство вступило свои позиции собственное рококо во всей его изысканной пышности.

В архитектуре интерьера появляются тонкие рельефные резные и лепные обрамления, переплетения, узоры, завитки, разорванные картуши, маски-головки амуров и гротески в соединении из рокайлей. Рокайль - морская раковина - это основной мотив, что дал название стилю, она используется буквально всюду: полки, стены, мебель, мелкие аксессуары.

Вся архитектура и декорирование рококо направлена на сокрытие конструкционных особенностей и разрушение плоскостей. Например, плоскость стены от потолка в рококо отделяет падуга - плавный, полукруглый переход, который пластично связывает то и другое. Этот незаметный переход декорируется тонким орнаментальным рельефом. В современных условиях это очень легко реализовать с помощью гипсокартона, что легко сгибается в любом направлении. Часть стены, которая осталась, маскировали картинами, которые разрушают плоскость, и зеркалами целиком ее уничтожали. Причем зеркала нужно располагать так, что бы одно отбивало в другом.

В оригинале стены обтаскивались шелковыми тканями в соединении с занавесами на окнах и портьерами на дверях. Потом пришла очередь хлопковых тканей и бумажной шпалеры. Шпалеры исконно привозились китайские или индийские, но впоследствии заменились английскими и французскими, правда, с сохранением восточного колорита. Стены порой разделяли по высоте на две части. Такое деление осуществлялись филенками в виде «зеркал», или цветом. Например, верх однотонен (нежно голубой, сиреневый, розовый, серый с позолотой и серебром), а низ оклеен шпалерой с орнаментом.

Сами помещения в плане преимущественно овальной или круглой формы. Большинство оконных и дверных прорезов, зеркала и декоративные панно над дверями также имели круглую или овальную форму. Для дополнительного декорирования стен, дверных и оконных прорезов использовали овальные медальоны с гирляндами и бантами, орнаменты из гирлянд, писем, плодов, волют и свитков, виньеток и так далее, покрытые позолотой или окрашенные в белый цвет.

Потолок однотонный, но с обязательным орнаментальным декором: гипсовая лепнина, декоративные элементы, которые окрашиваются в белый цвет или покрываются позолотой. Декорировались карнизы, бордюры, уголки, плафоны. В центре потолка - купол, оформленный декоративными карнизами или покрашенный в голубой цвет.

Немного о цвете. Если барочные интерьеры прославлялись разнообразностью яркой цветовой гаммой, то во время рококо приоритетными становятся приглушенные, пастельные цвета: перловый, серебристый, бледно-охристый, перламутровый и потому подобные. В моде были соединения белого и голубого, белого и светло-зеленого или розового цветов.


Элементы мебели и её особенности


Главным элементом интерьеров - являлся камин, который очень красиво отделывали и строили, как правило, невысоким. На мраморные плиты каминов ставили канделябры, часы, и другие предметы украшения. На верхних участках стен в красивых рамах размещали зеркала. Но стоит отметить, что и на других участках стен зеркала тоже развешивались. Достаточно часто зеркало располагали напротив окна, по обеим сторонам камина, который помещали у глухих стен. Такое решение позволяло одновременно наслаждаться видом пылающего камина, а также зимним видом из окна. Декорирование потолков и стен соответствовало форме и декору мебели, в том числе расцветке драпировочной и обивочной ткани. Именно в период рококо зародилось представление про интерьер, интерьер с того времени считался целостным пространством, которое оформлялось в едином стилевом решении.

Одним из вдохновителей стиля рококо, который стал признанным, являлся итальянец Жюст-Аврелий Мейсонье. Он поселился в 1723 году в Париже. По своим специальностям он был скульптором, архитектором и ювелиром, также он являлся автором очень многих проектов изделий, которые относились к декоративно-прикладному искусству. Именно в этих изделиях впервые появились чудные формы, которые были такими характерными для рококо, как пример раковина ассиметричной формы. Мотивы таких раковин применяли в XVI веке, а в конце XVII века форма раковин стала ещё более декоративной. Период рококо подробил её и превратил во вьющийся узор, который состоял из различных отростков, растений и цветов, которые асимметрично разбегались.

Утонченность манер, а также женский культ больше всего отразился на формах предметов мебели. Появились новые предметы, которые были предназначены в основном для женского пола: угловые шкафчики, письменные столики, секретер с наклонно расположенными откидными досками, картоньерки, туалетные столики с откидными зеркалами, тумбочки круглой и прямоугольной формы, а также различные рабочие столики. Самыми любимыми предметами корпусной мебели являлись секретеры и комоды. Секретеры имели множество скрытых отделений. В эпоху рококо или в эпоху любовных похождений были в моде обычаи писать сентиментальные письма и мемуары. Поэтому скрытые отделения секретеров были предназначены для хранения таких писем.

Комод (в переводе с французского языка означает удобный) являлся в тот период времени олицетворением комфортности. Плоской осталась только верхняя крышка, которая, как правило, была сделана из мрамора, но при этом края крышки обрабатывали волнообразно. Стенки были с изгибами по всем направлениям и за счёт этого приобретали формы вздувающихся стенок (Россияне такие формы комодов называли "пузатыми"). Облицовку щитов выполняли с помощью светлых экзотических пород, которые привозили в Европу в XVII веке. Самыми популярными были красные и розовые деревья, амаранты, палисандры, пальмы и другие. Что касается европейских пород деревьев, то чаще всего использовали грушу, яблони, орехи, лимоны, клёны. Мастера из Франции редко применяли выжигание и крашение, предпочитая при этом в основном натуральные цвета древесины.

В это время выпускаются альбомы гравюр с образцами мебели нового стиля, авторами которой является Жуль Оппенор, Клод Жилло и Жюст Аврелий Мейсонье. Однако больше всего четко стиль регентства проявился в работах Шарля Крессана. Его мебель изыскана и утончена. Крессан доводит до совершенства технику инкрустации - маркетри. Древесину предварительно высушивали и долго выдерживали. Когда наклеивали наборы, внешние поверхности смачивали губкой с водой, а на внутренние поверхности быстро смазывали горячим клеем. После этого набор очень быстро укладывали на место, а затем постукивали молотком или прижимали специальным прессом. Иногда когда наборы наклеивали на криволинейные поверхности, использовали мешочки с горячим песком.

Мотивами маркетри являлись корзины с лентами и цветами, ветви растений, букеты и другие. Декорирование делали по всей поверхности, при этом без учёта конструкции изделия. Комоды обычно имели два или три ящика, которые с помощью орнаментики делались незаметными.

В мебельном производстве стиля рококо резьбу применяли не часто, и при этом очень возросла роль бронзы. Бронзовые вьющиеся стебли и цветы образовывали не только накладки, но и ручки. Незаметная окантовка предметов создавала очень прочную оправу из металла. Иногда вместо облицовки поверхность комодов отделывали с помощью цветных лаков, в том числе декорировалась с помощью бронзовых накладок или золоченой резьбы.

Изменения коснулись и форм мебели для сидения. Изменения произошли в сторону элегантности и удобства. Появилась функциональная и удобная мебель, которая отвечала истинному предназначению, а не только целям репрезентации. Освоились новые разновидности изделий: канапе (это были диваны, которые выглядели как три соединённых кресла), бержеры (глубокие кресла), шезлонги. Контуры изделий стали волнистыми, ножки и ручки получили плавную текучесть, и изгибались ещё больше. Формы кресел соответствовали характеру женских костюмов (то есть широких фижм-панье), а именно: подлокотники в отдельно стоящих креслах начали широко разворачиваться. Кушетки, шезлонги, кресла приняли совершенно новые типы форм и часто носили причудливые названия: дюшесса, пастушка, маркиза и другие.

Мягкая мебель, которую отделывали изысканными тканями, которые были прекрасны не только по цвету, но и по рисунку, прекрасно подходил в общий интерьер. В соответствии с нормами жизни изделия расставляли небольшими группами в разных местах помещений, при этом как бы образовывались "центры тяготения" для людей которые собирались в таких помещениях. Отдельными группами являлись столы, диваны, стулья и кресла.

Мебель в стиле галантного столетия в моде и в настоящий момент. Многие производители мебели буквально копируют произведения древних мастеров. Целые серии гостиных, столовых и спальных гарнитуров так и идут в продажу под именем Людовика XV.

Итак, в XVIII веке пышность, величие, пространственный размах барокко уступают место изящности, «женственности» рококо. При Людовике XV интерьеры гораздо уютнее, отличаются огромным количеством искусно подобранных предметов, украшенных, как и стены комнат, орнаментом с элементами рокайля. В колорите преобладают пастельные тона.

Постепенно пышная и помпезная барочная мебель вступает местом более изобретательной и утонченной. Классические орнаментальные мотивы замещаются легкими растительными арабесками. Композиция декора симметрична и строится на более свободном решении прямых и выгнутых линий. Главным становится стремление растворить детали в общем объеме предметов.


Рококо и современность


Данный стиль востребован и в наше время. В современном интерьере в стиле рококо выгодно использовать подсветку точечными светильниками, позволяющую создать дополнительную иллюзию открытого пространства. Для создания нереальной и романтичной атмосферы не лишним будет спрятать подсветку по периметру помещения. Можно применить аргоновые светильники, закрепленные на специальной проведенной ленте-руководстве и спрятанные в широкие потолочные карнизы. Потолочный декор в прихожих, гостиных и столовых должен быть густым и сложным, а в спальнях и детских комнатах напротив скромным. Люстры поместить в центр плафона или купола, хорошо, если они будут бронзовыми, с хрустальными подвесками или лампочками в виде свеч. Пол в помещениях может быть покрыт плиткой или паркетом. Плинтуса прямые или выгнутые по профилю. Высота плинтусов произвольна.

Стиль рококо, в отличие от многих других исторических стилей, целиком подходит почти для всех помещений. Естественно, более органически он впишется в гостиную, спальню, ванную комнату. Но рококо впишется и в рабочий кабинет, и в библиотеку, и даже кухню. Это живописный, романтичный и уютный стиль. Комнаты должны быть строго симметричными по плану. Это наследство классических стилей стоит учитывать и в размещении мебели. Центр интерьера - невысокий камин, покрытый плитой из белого и цветного мрамора, украшенного роскошными бронзовыми накладками. Над камином обязательно - большое зеркало в золоченной раме, а на каминной полке - предметы роскоши: часы из золоченной бронзы, канделябры, фарфоровые вазы и другое. В рококо мебель для сидения подразделялась на «обстановочную», что расставлялась вдоль стен, и «подвижную», что располагается там, где обычно собиралось общество.

Гарнитур необходимых для обстановки предметов в основном составлял набор из мягкой мебели: стульев, кресел, диванов канапе, экрана для камина и ширмы. Из мебели для сохранения больше всего подойдет лаковый комод с волновым фасадом. Обычные прямоугольные шкафы, а тем более лари в интерьере в стиле рококо неуместны. Для будуара нужен кокетливый туалетный столик. Для спальни - романтичная кровать, лучше с балдахином.

Большое внимание стоит уделить освещению. Именно им так удобно создавать интимную, романтичную или уютную атмосферу. Основные типы светильников - люстры, торшеры и бра. Хорошо, если настенные бра будут в виде гипсовых раковин, цветов и чаш.


Аксессуары


Комната в стиле Рококо должна напоминать шкатулку с ценностями. Потому игнорировать аксессуары и пытаться стилизовать интерьер под рококо - вещи взаимоисключающие друг друга. Фарфоровые статуэтки, шкатулки, вазы можно расставлять буквально везде: на каминных полках, столиках, специальных снабжениях-консолях, в шкафах-горах. Посуда должна быть легкой и утонченной. Материалы - стекло, фарфор, майолика, обработка - золото, серебро, лак, роспись. Не отказывайтесь от изделий из золоченной бронзы: канделябры, бра, люстры, настенные и настольные часы. Позолоченная бронза так же использовалась в виде накладок для мебели, изделий из фарфора, фаянса, камня и кости.

Внутреннее обрамление интерьеров рококо дополнялось шпалерой, тканями, вышивками. В гобеленах модными стали узорные ткани, бархат, кружево, ткани с вплетением серебряных и золотых нитей. Очень немаловажная деталь в интерьере - шторы. Это должно быть двух- или трехслойные шторы. Как материалы можно использовать холстины из жаккардовых, парчовых или шелковых тканей. Для легких «французских» штор лучший белый цвет, ткань - тонкий шелк. Широко используйте ламбрекены и подхваты, что по стилю должны соединиться с основными видами штор.

Появление в Европе китайских предметов было вызвано увлечением восточным искусством. Иногда целые интерьеры оформлялись в китайском стиле. Китайское искусство стало предметом страстного коллекционирования. Рядом с китайским фарфором, становятся популярными лаковые панно, что украшают стены или талантливо вмонтированные в европейскую мебель, картины, шелковые ткани с изображением сцен из китайской жизни, пагодами, пальмами, зонтиками, попугаями. Такое псевдокитайское искусство получило название «шинуазри» (фр. - chinoiserie - китайщина).

При описании Рококо нельзя оставить без внимания майсенский фарфор. Заслуга открытия твердого фарфора в Европе принадлежит Иоганну Фридриху Бетгеру. За его приказом в Майсенской прочности была запущена первая европейская мануфактура, которая принесла Саксонии невиданную мировую славу. Немцы даже изобрели специальную мебель - шкаф-витрину для сохранения и выставки посуды. Кроме прекрасных по форме ваз и сосудов, визитной карточкой майсенского фарфора становится мелкая пластика - утончены статуэтки, которые изображают галантные сценки. Тонко и виртуозно моделируемая, полная динамика и в тоже время чрезвычайно пластичные, они точно дают представление об эпохе, что их породила, шарм грациозного и фривольного стиля рококо.

Таким образом, это стиль «для тех, кто понимает», для любителей изящного, легкого, порой легкомысленного, отчасти театрального. Именно поэтому использование элементов искусства рококо позволяет придать интерьеру современной квартиры неповторимый шарм. Будуар, спальня, гостиная, ванная - любое помещение может быть стилизовано в духе рококо, который не требует огромных площадей, а напротив, наделяет интимной прелестью роскошь и наполняет дом праздничной легкостью.


Архитектурные «образы» рококо


Архитектура утрачивала тенденцию к грандиозным ансамблям, подражавшим Версалю. На смену усадебному замку 17 века - городской дом, отель, утопавший в зелени садов небольшой особняк французской аристократии, верхушки буржуазии, разбогатевших ростовщиков. В особняках и отелях крупнейших французских зодчих рококо: Робера Декотта, Габриэля, Боффрана, Оппенора, Дельмера, Мейссонье нет характерного для классицизма единства решения наружного объема и внутреннего пространства, архитекторы часто отступали от логической ясности и рационального подчинения частей целому. Но представительность и строгость дворца 17 века в фасадах отелей сохранялись. Только ряд незначительных изменений смягчал строгость архитектурного образа. Скульптурная деталь, применяемая для украшения фасада, делается более выпуклой, приобретает самодовлеющее значение, не подчиняясь больше основным архитектурным линиям. Плоские пилястры большого ордера заменяются выпуклыми полуколоннами, придающими стене более живописный вид.

Ярким образцом рококо принято считать отель Субиз в Париже, построенный для принца де Субиза в 1705 - 1709 гг. по проекту Пьера Алексиса Дельмера (1675-1745). Как и другие особняки, он отгорожен от прилегающих к нему улиц высокой стеной с роскошными въездными воротами. По своему экстерьеру отель строг, классицистичен, лишь некоторые конструктивные элементы: выпуклые скульптурные детали и полуколонны, украшающие фасад здания, - отличают его от архитектурных памятников предшествующей эпохи. Но следует отметить, что для архитектуры рококо во Франции характерно то, что главное внимание зодчего сосредоточивалось не на экстерьере, а на интерьере, поэтому основные изменения коснулись, прежде всего, внутренней планировки зданий.

Гораздо более яркий, полномасштабный пример расцвета рокайльного искусства в архитектуре даёт нам Германия (крупнейшими представителями рококо здесь являются архитекторы Бальтасар Нейман и Кнобельсдорф), причем, прежде всего в сферах, не востребованных французской традицией. Именно в Германии сформировались такие уникальные явления, как летняя увеселительная резиденция и церковная архитектура рококо - области, не получившие никакого распространения во Франции, хотя именно в них все формальные характеристики и эстетические возможности стиля проявили себя особенно убедительно и исчерпывающе. Наконец, германский регион на сегодняшний день сохраняет наибольшее количество памятников рококо, дающих наиболее последовательное и полное представление об этом искусстве.

Наиболее удачный пример немецкого рококо - королевская резиденция Сан-Суси, построенная архитектором Венцелаусом Кнобельсдорфом (1699-1753) в пригороде Берлина Потсдаме для короля Пруссии Фридриха II. Название Сан-Суси переводится с французского, как «без забот».

В отличие от великолепных резиденций барокко это постройка интимного, камерного, почти павильонного типа, представляющая собой небольшое одноэтажное здание, состоящее из перекрытого невысоким куполом овального зала и двух боковых крыльев. Парковый фасад дворца с выступающей полуротондой в центре украшен фигурами кариатид и атлантов, поддерживающих карниз. Расположенные по всему фасаду попарно между высокими окнами атланты Сан-Суси только оживляют поверхность стены. Здесь скульптура становится «декором» в самом прямом значении термина. Огромные окна-двери паркового фасада, делающие стену почти прозрачной и плавно сбегающие в парк лестницы-террасы, создают ощущение единства. Крышу дворца опоясывает изящная балюстрада с помещёнными на некотором расстоянии друг от друга постаментами, на которых расставлены вазы, статуи; всюду присутствует орнамент, состоящий из завитков, напоминающих листья растений, цветочных гирлянд, раковин. Этот архитектурный памятник отличается лёгкостью, игривостью, отсутствием строгой симметрии, прямых линий, плоских поверхностей, строгих ордеров. Дворец эффектно возвышается на многоступенчатой террасе, спускающейся к парку, искусно распланированному Кнобельсдорфом. Осевая, регулярная композиция парка, восходящая к эпохе барокко, сочетается здесь с более интимными, пейзажными участками.

Другой значительный памятник эпохи - дворец Амалиенбург близ Мюнхена (Бавария), выстроенный приехавшим из Франции архитектором Франсуа Кювилье (1695-1768), - еще более скромен по своим размерам, чем резиденция прусского короля. Это маленькое строение представляет собой образец строгого и сдержанного французского вкуса.


Версальский дворец

рококо интерьер искусство архитектурный

Версальский дворец в стиле рококо был построен Людовиком XIII в качестве дворца для охоты. С 1661 «король-солнце» Людовик XIV начал расширять дворец для того, чтобы использовать его как свою постоянную резиденцию, так как после Фрондского восстания проживание в Лувре начало казаться ему небезопасным.

Архитекторы Андре ле Нотр и Шарль Лебрюн обновили и расширили дворец в стиле барокко и классицизма. Весь фасад дворца со стороны сада занимает большая галерея (Зеркальная галерея, Галерея Людовика XIV), которая своими картинами, зеркалами и колоннами производит потрясающее впечатление. Кроме неё заслуживают упоминания также Галерея битв, дворцовая капелла и дворцовый театр.

Все счета, связанные со строительством дворца, сохранились до нашего времени. Сумма, учитывающая все расходы, составляет 25.725.836 ливров (1 ливр соответствовал 409 г серебра), что в общем счёте составляло 10.500 тонн серебра или 456 миллионов гульденов по 243 г серебра.

Пересчёт на современную стоимость практически невозможен. Исходя из цены на серебро в 250 евро за кг, построение дворца поглотило 2,6 миллиарда евро. Исходя из покупательной способности тогдашнего гульдена как 80 евро, строительство обошлось в 37 миллиардов евро.

Ставя расходы на построение дворца в соотношение с государственным бюджетом Франции в XVII веке, получается современная сумма в 259,56 миллиардов евро. Эти расходы распределились на 50 лет, в течение которых шло строительство Версальского дворца, завершённого в 1710.

Участок будущей постройки потребовал проведения земельных работ в огромном объёме. Рекрутирование рабочих с окрестных деревень проходило с большим трудом. Крестьян принуждали становиться «строителями». Чтобы увеличить число рабочих на строительстве дворца, король запретил всё частное строительство в окрестностях. Рабочих часто завозили из Нормандии и Фландрии. Почти все заказы велись через тендеры, расходы исполнителей, превышающие изначально названные, не оплачивались. В мирные времена к строительству дворца привлекалась и армия. Министр финансов Жан-Батист Кольбер следил за экономностью. Принудительное присутствие аристократии при дворе было дополнительной мерой предосторожности со стороны Людовика XIV, обеспечивавшего себе, таким образом, полный контроль над деятельностью аристократии. Только при дворе было возможно получить чины или посты, а кто уезжал, терял свои привилегии.

То, что сегодня многим кажется невероятной роскошью и расточительством, было построено как можно дешевле, из-за чего в последствии не работали многие камины, не закрывались окна и жить во дворце зимой было крайне неуютно. Аристократия, за исключением близких родственников королевской семьи, должна была жить в узких каморках под крышей.

Ландшафтный парк Версальского дворца - один из самых крупных и значимых в Европе. Он состоит из множества террас, которые понижаются по мере удаления от дворца. Клумбы, газоны, оранжерея, бассейны, фонтаны, а также многочисленные скульптуры представляют собой продолжение дворцовой архитектуры.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод: стиль рококо, намного ярче проявивший себя в архитектуре Германии, отличающийся лёгкостью, игривостью, стремлением к малым формам, отсутствием строгой симметрии, прямых линий, строгих ордеров противостоит барокко с его тяжелой напыщенностью и холодной парадностью.


Заключение


Искусство рококо, пользуясь достижениями предыдущих эпох (особенно - барокко), не вносит в архитектуру принципиально новых конструктивных элементов, а лишь совершенствует существующие. Стиль отличается легкостью, грациозностью и кокетливыми нотками. Рококо демонстрирует гедонистические настроения аристократии того времени, стремление к побегу от действительности в иллюзорный мир театральной игры.

Декор и орнаменты скрывают конструкцию мебели и архитектуры в целом. Постройки в стиле рококо отличаются еще большей декоративностью и пышностью, чем в эпоху барокко.

Философию рококо определяли фаворитки короля: маркиза де Помпадур, Мария Лещинская, мадам Дюбарри. Главными ценностями времени становятся праздник, утонченное наслаждение и любовь.

Большинство построек рококо представляют собой частные дома аристократической верхушки Франции и загородные дворцы. Особняк отделялся от города высокой оградой. Комнаты располагались асимметрично и были небольшими, с низкими потолками. Интерьеры богато украшались скульптурными, резными украшениями, живописью и огромным количеством зеркал. Помещения уютны. Камерность создается за счет маленьких размеров комнат и особого декорирования. Актуальными в рококо становятся экзотические мотивы (чаще всего - восточные).

Логически продолжая барокко, рококо отказывается от тяжеловесных форм и отдает предпочтение легкости и изяществу.

В сравнении с предыдущими эпохами меняется и колористика. Темные цвета с золотой отделкой уступают место ярким: архитектура рококо удивляет розовыми, зелеными и голубыми деталями в сочетании с белыми. Актуальны и спокойные пастельные тона.

Стиль рококо богат причудливыми орнаментами. Он не думает о целесообразности форм, органичном их сочетании или симметрии. Формы выбираются произвольно. Но, несмотря на алогичность и неупорядоченность, стиль оставил значительный след в истории архитектуры и повлиял на её дальнейшее развитие.

Для возведения таких дворцов требовались немалые суммы, но рококо не экономит на богатой отделке и декорировании, вследствие чего страдает качество: неработающие камины и неисправные окна не были в то время редкостью.

В рококо исчезают прямые линии, плоские поверхности. Они меняют формы и размеры, декорируются живописью, позолотой, декоративными тканями, зеркалами, камнями, асимметричной лепкой и скульптурными фигурами. Декор приобретает манерно-утонченный и подчеркнуто сложный вид. Комнаты напоминают шкатулки с украшениями. В интерьере важным становится не пышность и величественность, а комфорт.

Наиболее выдающимися архитектурными памятниками рококо являются берлинский Дворец Шарлоттенбург, Малый Трианон в Версале и ансамбль трех площадей в городе Нанси.


Библиографический список


1.Базен Ж. Барокко и рококо. - М.: ВЕСТА, 2008.

.Власов В.Г. Стили в искусстве. - СПб.: Терра, 2005.

.Всеобщая история искусств в шести томах. Т.4. Искусство 17 - 18 веков / Под ред. Ю.Д. Колпинского и Е.И. Ротенберга. - М.: Искусство, 2005.

.Гнедич П.П. Всемирная история искусств. - М.: Высшая школа, 2006.

.Данилова Г.И. Мировая художественная культура: от XVII века до современности. 11 кл. - М.: Дрофа, 2008.

.Даниэль С.М. Рококо: от Ватто до Фрагонара. - СПб.: Азбука-классика, 2007.

.Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. - М.: Дрофа, 2009.

.Емохонова Л.Г. Мировая художественная культура: учебник для 11 класса. - М.: Академия, 2008.

.Западно-европейская художественная культура./ Под ред. В.Н.Прокофьев. - М.: Наука, 2008.

.История мировой художественной культуры: Справочник школьника. - М.: Дрофа, 2006.

.Ливанова Т.Н. История западноевропейской культуры. - М., 2009.

.Лившиц И. Искусство 18 века. - М.: Издательство АСТ, 2006.

.Любимов Л.Д. Искусство Западной Европы. - М.: Высшая школа, 2007.

.Новый энциклопедический словарь. Изобразительное искусство. В 10 томах. - СПб.: Азбука- классика, 2008.

.Холодова Л.П. Концепты современной теории архитектуры. - Екатеринбург: Архитектон, 2008.

.Шелегович И.М. Художественный феномен рококо в контексте стилевой эволюции европейской архитектуры 18 в. - СПб., 2003.

.studio.lifehouse.ru. Стили архитектуры.

.ru.wikipedia. Архитектурный стиль.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Стиль Рококо во Франции связан с завершением поздних форм барокко и выделением в ряде стран художественно-стилистического направления, получившего наименование «рококо» или «рокайльного стиля» (Рококо - от французского слова рокайль, то есть раковинообразный; в искусстве этого направления один из излюбленных декоративных мотивов напоминал по форме прихотливо изогнутую раковину.). Расцвет стиля рококо относится к 1730- 1740-м гг.; прекрасным образцом Этого стиля в изобразительном искусстве является живописный и скульптурный декор интерьеров отеля Субиз в Париже. Этот ансамбль был создан во второй половине 1730-х годов совместными усилиями многих выдающихся мастеров - архитектора Бофрана, скульпторов- обоих Аданов и Лемуана, живописцев Буше, Тремольера, Ванлоо и Натуара. Один из лучших интерьеров особняка - овальный Зал верхнего этажа, так называемый Салон принцессы. Большие арочные окна, выходящие во двор, чередуются в нем с дверями и зеркалами такой же формы и высоты. Использование зеркал в композиции интерьера не делает его грандиозным, как это было в Зеркальной галлерее Версаля, где зеркала располагались прямо против окон. В овальном зале отражения усложняют интерьер, создавая воображаемый пространственный узор, а иллюзия множества асимметричных проемов делает Салон принцессы похожим на садовую беседку. В интерьерах преобладает белый цвет; изысканные светлые краски - розовая и нежно-голубая - усиливают впечатление легкости и изящества. Над арками дверей и окон располагаются позолоченные лепные картуши, амуры, переплетающиеся ветви и декоративные панно Натуара, соединяющиеся в прихотливую гирлянду. Этот волнистый легкий узор скрывает границу между стенами и потолком, а гирлянды, тянущиеся к центральной розетке потолка, завершают декоративную систему. Живопись Натуара, посвященная любовной истории Амура и Психеи, становится частью узора, элементом грациозной декорации. Плавные волнообразные ритмы архитектурного орнамента интерьера переходят и в композиции картин, связывая фигуры с декоративным узором. Б.Р.Виппер,Государственное издательство "Искусство" Москва 1963 Том четвертый Искусство 17 - 18 веков

Гедонизм рококо проявляется в нарочитой чувственности сюжетов, жеманности движений, утонченности пропорций и сладковатой нежности цветовых оттенков - розовых, зеленоватых, голубых. Это направление живописи приобрело широкое распространение в декорации интерьера, в нем отразились типические черты дворянской культуры 18 века.

Интерьеры отеля Субиз, как и других особняков первой половины столетия, представляют собой изысканный и органичный ансамбль архитектуры, живописи, скульптуры и прикладного искусства. Тонкие лепные декорации скульптора Эрпена сочетаются с наддверными живописными панно Тремольера и Буше, изящные бронзовые накладки украшают двери и мраморные камины, светло-зеленые и малиновые ткани, которыми затянуты стены, расшиты золотым узором. Резная деревянная мебель рококо, эскизы для которой делали известные декораторы Мейссонье и Оппенор, легка и разнообразна, формы ее прихотливы подобно орнаменту декора, изогнутые опоры кажутся неустойчивыми.

Тяжеловесная и помпезная мебель 17 в. сменяется более уютными шезлонгами, креслами и диванами, небольшими комодами и консольными столиками. Они покрыты изящной резьбой в виде завитков, раковин и букетов, росписями, изображающими китайские и пасторальные мотивы, и инкрустациями. Подобно тому как узор в рокайльном фарфоре оставлял свободное поле «резерва», в мебели бронзовые накладки легкой гирляндой обрамляют часто ничем не украшенную поверхность, составленную из драгоценных пород дерева разных оттенков. В прихотливости конструкции и орнамента ускользает ясность очертаний, миниатюрность и изысканность соответствуют характеру интерьера. Одним из самых известных мебельщиков этой поры был Жак Каффиери.

Архитектура позднего барокко, более динамически усложненная, декоративно перегруженная и менее величаво-монументальная, чем в 17 в., получила широкое развитие в тех странах, где не назревали еще предпосылки к ликвидации абсолютизма и переходу к капитализму. Например, в Италии барочные традиции продолжали существовать на протяжении первых двух третей 18 в. не только в архитектуре, но и в живописи и в скульптуре.

В Германии, Центральной Европе архитектура позднего барокко и монументальное искусство были связаны еще в значительной мере со старой клерикально-феодальной культурой. Блестящее исключение, как уже говорилось выше, представляло собой венецианское искусство, главным образом живопись, завершающая празднично-жизнерадостные традиции этой замечательной школы. В других областях Италии, в Центральной Европе реалистические тенденции лишь с трудом и очень робко проявляли себя в рамках господствующего направления. Особый характер носило искусство барокко в России. Наиболее полно своеобразие русского барокко воплотилось в архитектуре. Пафос утверждения находящейся на подъеме мощной российской дворянской державы, занявшей достойное место в мире, строительство Петербурга, ставшего одним из красивейших городов мира, рост новых городов предопределили в основном светский характер русского барокко. Для интерьера рококо были также типичны шпалеры, исполнявшиеся на мануфактуре гобеленов и мануфактуре в Бове по картонам Жана Берена, Клода Одрана, Жана Франсуа де Труа, Франсуа Буше и других живописцев. Их сюжеты -- галантные сцены и пасторали, охоты и времена года, китайские мотивы («шинуазри»). Последнее связано с обилием привезенных с Востока тканей и фарфора. Светлые красочные созвучия и легкие грациозные орнаменты характерны для ковров этого времени, предназначенных для украшения рокайльных интерьеров. Авторы картонов для шпалер были чаще всего мастерами декоративных панно. Среди декораторов середины 18 в. выделяются резчик Жан Верберкт (версальские интерьеры) и живописец Кристоф Гюе (интерьеры замка в Шан).

Во Франции был создан ряд блестящих ансамблевых решений, таких, как, например, площадь Согласия в Париже, представляющих собой своеобразное переосмысление в духе классицизма принципов планировки городского ансамбля. Вообще же во Франции процесс преодоления барочных традиций был связан в течение первой половины века с зарождением интереса к более интимной трактовке архитектурного образа отдельного особняка, хозяева которого скорее заботились об элегантной праздничности и комфорте здания, чем о его торжественной представительности. Все это привело в 1720-х гг. к сложению принципов рококо, то есть искусства более камерного, чем барокко. Однако в зодчестве рококо не сформировалась законченная архитектурная система, подобная барокко и классицизму. Рококо в архитектуре проявило себя главным образом в области декора, плоскостного, легкого, капризно-прихотливого, изысканного, постепенно превращающего репрезентативный, полный пространственной динамики архитектурный декор барокко в его противоположность. В.Бродский Искусство Франции VI-XVI ВВ. «Всеобщая история искусства». Москва 1964.

Рокайльная живопись и скульптура, сохранявшие свою связь с архитектурным оформлением интерьера, носили во многом декоративный характер. Однако стремление к искусству более интимному, рассчитанному на украшение досугов чуткого к «изящному» и обладающего «изысканным вкусом» частного человека, определило создание стиля живописи более дифференцированного в оттенках настроения, в тонкостях сюжетного, композиционного, колористического и ритмического решения. Живопись и скульптура рококо избегали обращения к драматическим сюжетам, не стремились к развернутому познанию реальной жизни, к постановке значительных социальных проблем. Откровенно гедонистический, подчас изящно-жеманный характер живописи рококо предопределил ее узость и ограниченность.

Очень скоро, уже к 1740-м гг., живопись рококо выродилась в бездумно-поверхностное искусство, выражающее вкусы и настроения верхушки обреченного на исчезновение старого мира. К середине 18 в. наметилась резкая грань между искусством, выражающим мироощущение хозяев старой Франции, не уверенных в завтрашнем дне и живущих согласно своеобразному афоризму Людовика XV и пафосом представителей третьего сословия, иногда с излишней дидактической прямолинейностью утверждавших значительность этических и эстетических ценностей искусства, связанного с идеями разума и прогресса. Характерно в этом отношении обращение Дидро к художнику из его «Опыта о живописи». Конечно, как и обычно, искусство в своем реальном развитии не укладывалось в жесткую схему эстетических и этических программ. Оно лишь в отдельных своих, художественно не самых совершенных проявлениях буквально следовало соответствующим рецептам.

На раннем этапе формирования рококо, в условиях еще не наступившего четкого размежевания художественных течений, было возможно появление такого большого художника, как Ватто. Его творчество не только заложило основы рококо как стилевого направления, но и явилось одним из самых ярких его художественных воплощений. Вместе с тем оно по своему эстетическому содержанию решительно выходило за его достаточно узкие художественно-идейные рамки. Именно Ватто, первым обратившись к жанру так называемых галантных празднеств, создал изысканно изящную, камерно интимную манеру исполнения этих сюжетов. Но, в отличие от бездумной праздничной элегантности таких типичных мастеров рококо, как Ланкре или галантно-гривуазный Буше, работавший во второй трети 18 в., искусству Ватто свойственны тонкая передача душевных оттенков внутреннего мира человека, сдержанно печальный лиризм. Творчество Ватто стало важным этапом в переходе от изжившей себя помпезности и велеречивости официального традиционного стиля французского классицизма конца 17 в. к искусству, более тесно связанному с душевным миром отдельного человека.

В других странах Европы, например в некоторых областях Германии и Австрии, рококо получило распространение в области дворцовой и садово-парковой архитектуры. Некоторые черты стиля рококо проявились и в искусстве Чехии 1740 - 1750-х гг. Моменты аналогичные или близкие стилю рококо давали себя чувствовать в декоре архитектурного интерьера и в прикладных искусствах других стран Европы. Хотя 18 в. иногда и называют веком рококо, это искусство не получило повсеместного господства. Несмотря на широту своих влияний, оно лишь в нескольких странах приобрело значение действительно ведущего стиля. Рококо не было стилем эпохи даже в том смысле, в каком это иногда говорят применительно к барокко в искусстве 17 века. Оно было скорее наиболее важным и характерным стилевым направлением, занимавшим господствующее положение в искусстве ряда ведущих стран Западной и Центральной Европы в первой половине 18 столетия.

- (франц. rococo, от rocaille, рокайль – декоративный мотив в форме раковины) , стилевое направление в европейском искусстве 1-й половины 18 века. Для рококо характерны гедонистические настроения, уход в мир иллюзорной и идиллической театральной игры, пристрастие к идиллически-пасторальной и чувственно-эротической сюжетике. Возникшее во Франции, рококо в области архитектуры сказалось главным образом в характере декора, приобретшего подчеркнуто изящные, утонченно-усложненные формы; распространяясь в зодчестве других стран Европы (постройки Георга Кнобельсдорфа, Бальтазара Нёймана, отчасти Маттеуса Даниеля Пёппельмана), рококо часто выступало как местный вариант позднего барокко.
Преимущественно декоративный характер имела богатая тонкими переливами цвета и одновременно несколько блеклая по колориту живопись рококо (картины и росписи Франсуа Буше, Джованни Антонио Гварди, Никола Ланкре, Джованни Пеллегрини, Жана Оноре Фрагонара). Живопись рококо, тесно связанная с интерьером отеля, получила развитие в декоративных и станковых камерных формах. В росписях плафонов, стен, наддверных панно (дессюдепорт), в гобеленах преобладали пейзажи, мифологические и современные галантные темы, рисовавшие интимный быт аристократии, пасторальный жанр (пастушеские сцены), идеализированный портрет, изображающий модель в образе мифологического героя. Образ человека утрачивал самостоятельное значение, фигура превращалась в деталь орнаментального убранства интерьера.
Художникам рококо были присущи тонкая культура цвета, умение строить композицию слитными декоративными пятнами, достижение общей легкости, подчеркнутой светлой палитрой, предпочтение блеклых, серебристо-голубоватых, золотистых и розовых оттенков. Одновременно с развитием живописи рококо усиливалась роль реалистического направления; достигли расцвета портрет, натюрморт, бытовой жанр, пейзаж. Одним из основоположников стиля рококо был талантливый живописец Антуан Ватто, давший наиболее совершенное воплощение принципам этого стиля. Эмоциональность и меланхолическая мечтательность придают характерам персонажей картин Ватто особую утонченность. Непосредственными последователями мастера, которые по большей части превратили манеру Ватто в изысканную и поверхностную моду, являлись художники Никола Ланкре, Жан Батист Патер, Кийар и другие живописцы. Крупнейшим мастером собственно рокайльного искусства стал ученик художника исторического жанра Лемуана Франсуа Буше, мастер занимательных любовных сюжетов, великолепный колорист и рисовальщик. Живопись Буше диктовала законы целой плеяде мастеров (Шарль-Жозеф Натуар, братья Ванлоо, Антуан Куапель, отчасти Элизабет Виже-Лебрен, и другие) и это влияние продержалось вплоть до Великой Французской революции 1789 года. Среди значительных мастеров рококо были художники самого разного дарования, обращавшиеся к самым разным жанрам живописи: Франсуа-Гюбер Друэ, Луи Токе, Луи-Мишель Ванлоо, Морис Кантен де Латур, Жан-Марк Наттье, Жан Батист Перроно. Последним крупным живописцем рококо был Жан Оноре Фрагонар, тонкий портретист и пейзажист, как и Ватто, не вписывающийся в рамки просто модного стиля.
Скульптура рококо во Франции менее значительна и своеобразна, чем живопись. Большое распространение в искусстве рококо и всего 18 столетия получили портретные бюсты и маленькие скульптурные группы или статуи купальщиц, нимф, амуров, их ставили в парке, украшали ими беседки, салоны, купальни. Крупнейшие скульпторы рококо: Жан Батист Лемуан, Этьен Морис Фальконе, Огюстен Пажу, Клод Мишель Клодион. В скульптуре рококо других европейских стран также преобладали предназначенные для украшения интерьеров рельефы и статуи, небольшие статуэтки, в том числе из терракоты и фарфора (изделия немецкого скульптора, мастера фарфоровой пластики Иоганна Иоахима Кендлера). Прихотливое изящество отделки, частое заимствование экзотических декоративных мотивов китайского искусства, виртуозное выявление выразительных возможностей материала присущи рокайльному декоративно-прикладному искусству.

Рококо́ («причудливый», «капризный»; франц. rococo от rocaille - осколки камней, раковины) - стилевое направление, господствовавшее в европейском искусстве в течение первых трех четвертей 18 в; представлял собой не столько самостоятельное художественное явление, сколько фазу, определенный этап общеевропейского стиля барокко . Термин «рококо» возник во Франции в конце 18 в., в эпоху расцвета классицизма , как презрительная кличка для всего манерного и вычурного искусства 18 в.: изогнутая, капризная линия, напоминающая очертания раковины, - его главный признак. Искусство рококо - это мир вымысла и интимных переживаний, декоративной театральности, изысканности, изощренной утонченности, в нем нет места героизму и пафосу - они сменяются игрою в любовь, фантазией, прелестными безделушками. Тяжелой и патетической торжественности барокко приходит на смену камерная хрупкая декоративность. Лозунгом краткого, недолговечного «века» рококо становится «искусство как наслаждение», цель которого - возбуждать легкие, приятные эмоции, развлекать, ласкать глаз причудливым узором линий, изысканными сочетаниями светлых нарядных красок, что особенно выразилось в архитектурном убранстве интерьеров, с новыми требованиями которого сообразовалась и живопись рококо.

Самой распространенной формой живописного произведения стало декоративное панно, большей частью овальной, круглой или причудливо-изогнутой формы; в основе композиции и рисунка лежит мягко изгибающаяся линия, которая придает произведению обязательную для этого стиля вычурность и нарядность. В своих колористических исканиях рокайльные мастера шли от Рубенса , Веронезе и венецианцев , но предпочитали не их насыщенные, сочные цвета, но бледные полутона: красный становится розовым, синий - голубым, появляются лимонно-желтые, блекло-голубые, розовые, сиреневые цвета, даже вымышленные - вроде «цвета бедра испуганной нимфы». Одним из основоположников стиля «рококо» был талантливый Антуан Ватто , давший наиболее совершенное воплощение принципам этого стиля. Эмоциональность и меланхолическая мечтательность придают характерам образов Ватто особую утонченность, которой уже не достигают непосредственные последователи мастера, превратившие его мотивы и манеру в изысканную и поверхностную моду (Ланкре , Патер, Кийар).
Крупнейшим мастером собственно рокайльного искусства стал ученик Франсуа Лемуана Франсуа Буше , мастер занимательных любовных сюжетов, великолепный колорист и рисовальщик. Живопись Буше диктовала законы целой плеяде мастеров (Натуар, братья Ванло, Антуан Куапель и др.) и это влияние продержалось во Франции вплоть до Революции 1789 . Среди значительных мастеров рококо были художники самого разного дарования, обращавшиеся к самым разным жанрам живописи: Ж. М. Наттье, Друэ, Токке, Луи-Мишель Ванло, Латур, Перроно . Последним крупным живописцем рококо был Жан Оноре Фрагонар , тонкий портретист и пейзажист, как и Ватто, не вписывающийся в рамки просто модного стиля.
Скульптура рококо менее значительна и своеобразна, чем живопись. Большое распространение в искусстве рококо и всего 18 века получили портретные бюсты и маленькие скульптурные группы или статуи купальщиц, нимф, амуров, их ставили в парке, украшали ими беседки, салоны, купальни. Крупнейшие скульпторы рококо: Ж. Б. Лемуан , Пигаль , Пажу, Фальконе , Клодион .
Для архитектуры рококо характерно то, что главное внимание зодчего сосредоточивалось на интерьере. Во Франции в трактовке фасада продолжал господствовать классицизм 17 в. Только ряд незначительных изменений смягчал строгость архитектурного образа. Скульптурная деталь, применяемая для украшения фасада, делается более выпуклой, приобретает самодовлеющее значение, не подчиняясь больше основным архитектурным линиям. Плоские пилястры большого ордера заменяются выпуклыми полуколоннами, придающими стене более живописный вид. Планы зданий рококо большей частью асимметричны и строятся часто на круглых, овальных и восьмиугольных комнатах; резкий прямой угол избегается даже между стеной и потолком, а линия соединения маскируется рельефным орнаментом, неподвижная плоскость стены дробится, углубляется, комнаты тем самым получают еще более нарядную причудливую форму. Стены окрашиваются в светлые, воздушные тона и украшаются живописными панно, резными панелями, зеркалами в вычурных золоченых рамах. Крупнейшие французские зодчие рококо: Робер Декотт, Габриэль, Боффран, Оппенор, Дельмер, Мейссонье.
Франция явилась законодательницей эстетики рококо; европейские страны были неравномерно захвачены этим веянием. Наибольшее распространение рококо получило в Германии, особенно в Пруссии при дворе Фридриха II . Архитектор Кнобельсдорф создал в Потсдаме один из наиболее прославленных рокайльных ансамблей (Сан-Суси). Крупнейшие представители рококо в Германии - архитекторы Бальтасар Нейман и Кнобельсдорф, живописцы Цик, Маульберч, Дитрих, скульптор Доннер . В России рококо развивалось под непосредственным влиянием приезжих французских и немецких мастеров (Токке, Рослин , Фальконе); под сильным этим влиянием в России выдвинулись такие мастера, как Растрелли (в малых архитектурных формах),