Художественные стилевые направления в искусстве. Романтизм как миропонимание и мироощущение

Романтизм не просто литературное направление, но и определённое мировоззрение, система взглядов на мир. Формировался он в противостоянии с идеологией Просвещения, которая царила в течение всего 18 века и во многом была идейным содержанием таких литературных направлений как классицизм и просветительский реализм.

Рассмотрим историческую ситуацию , в которой появился романтизм. В 1789 году началась Великая французская революция. Она стала прямым результатом идей Просвещения, попыткой воплощения их в реальности. Просветители утверждали, что в первую очередь необходимо изменить, улучшить неправильные политические и социально-экономические условия жизни (установить республику вместо монархии), жизнь людей улучшится, и человек сам собой станет лучше и счастливее. Многие мыслящие люди в Европе восприняли французскую революцию с радостью и надеждой.

Но всё оказалось гораздо сложнее. Хотя и в дальней исторической перспективе в целом Франция после революции стала экономически и политически более свободной, более прогрессивной страной, однако непосредственные, самые очевидные результаты её были таковы: смута, разруха, революционный террор, гражданская война. Кроме того, послереволюционная буржуазная Франция была почти также далека от идеала, как и дореволюционная: на первый план вышли деньги, корысть, продажность, бесчестие и т.д. Большая часть людей, которые с восторгом встретили революцию, вскоре в ней разочаровались. Разочарование в революции повлекло разочарование в Просвещении, которое породило революцию, а некоторые разочаровались вообще в реальности, в которой невозможно воплощение никаких идеалов. Именно эта разочарованная в идеях Просвещения послереволюционная интеллигенция и создала романтизм.

Итак, в чём конкретно сказалось отталкивание от Просвещения?

1. В 18 веке, в эпоху Просвещения царил культ Разума, рационализм – представление о том, что разум – это главное качество человека, с помощью разума, логики, науки человек способен правильно понять, познать мир и самого себя, и изменить и то, и другое в лучшую сторону.

Романтики, вслед за сентименталистами, выдвинули на первый план чувства, эмоции , не поддающиеся логике. Эмоциональность – важнейшее с точки зрения Романтизма качество человека.

2. Новой по сравнению с сентиментализмом чертой романтизма стал иррационализм (антирационализм) - представление о том, что жизнь не поддаётся разумному, логическому объяснению. Жизнь непредсказуема, непонятна, противоречива, короче иррациональна. И самая иррациональная, таинственная часть жизни - это человеческая душа. Человеком очень часто управляет не светлый разум, а тёмные, бесконтрольные, иногда разрушительные страсти. В душе могут нелогично сосуществовать самые противоположные стремления, чувства, мысли. Романтики обратили серьёзное внимание и стали описывать странные, иррациональные состояния человеческого сознания: сон, бред, болезнь, одержимость какой-то страстью, аффект и т.д. Всё это очень близко и писателям барокко.


3. Просветители были материалистами, романтики были идеалистами и мистиками . Мистики – это не просто те, кто верит в существование иного мира – мистического, потустороннего, сверхъестественного, неземного и т.д., это те, кто верит в то, что представители иного мира способны проникать в мир реальный, что вообще между мирами возможна связь, общение. Романтики охотно впускали мистику в свои произведения, описывали ведьм, колдунов и других представителей нечистой силы. В романтических произведениях очень часто присутствуют намёки на мистическое объяснение происходящих странных событий.

Иногда понятия "мистический" и "иррациональный" отождествляются, используются как синонимы, что не совсем правильно. Часто они действительно совпадают, особенно у романтиков, но всё-таки вообще эти понятия обозначают разные вещи. Это просто разные понятия. Всё мистическое как правило иррационально, но не всё иррациональное мистично.

4. Романтикам присущ мистический фатализм . Это вера в Судьбу, Предопределение. Жизнью человека управляют некие мистические высшие таинственные силы, причём силы эти не только светлые, божественные, но и тёмные, дьявольские, сам человек - лишь игрушка в их руках. Поэтому в романтических произведениях множество таинственных предсказаний, странных намёков, которые всегда сбываются. Герои иногда совершают поступки как бы не сами, а кто-то их подталкивает, как будто в них вселяется некая посторонняя сила, которая ведёт их к осуществлению Судьбы.

5. Двоемирие - важнейшая особенность романтизма.

Романтики делили мир на две части: мир реальный и мир идеальный.

Мир реальный – мир обычный, повседневный, неинтересный, крайне несовершенный, мир в котором удобно себя чувствуют обыватели, мещане. Мещане - это люди, не имеющие глубоких духовных интересов, их идеал - материальное благополучие, их собственный личный комфорт и покой.

Характернейшая особенность типичного романтика - неприязнь к мещанам, к обычным людям, к большинству, к толпе.

И второй мир - мир романтического идеала, романтической мечты, где всё прекрасно, ярко, где всё так, как мечтает романтик, этого мира нет в реальности, но он должен быть.

Так вот романтики не любят мир реальный и стремятся в мир идеальный, ищут его. Романтическое бегство - это бегство из реальности в мир идеала. Романтики искали идеал в природе, в искусстве, в своём внутреннем мире, в религии, в прошлом (в основном, в средневековье), в будущем. Некоторые из них уходили из реальности более радикально: сходили с ума (Батюшков), кончали жизнь самоубийством (Клейст).

7. Романтики не любят всё обыкновенное и стремятся ко всему необычному , нетипичному, оригинальному, исключительному, экзотическому. Романтический герой всегда непохож на большинство, он – другой. Это главное качество романтического героя. Он не вписан в окружающую реальность, неприспособлен к ней, он всегда одиночка.

Основной Р. конфликт - противостояние одинокого романтического героя и большинства обычных людей.

Любовь к необычному касается и выбора сюжетных событий для произведения - они всегда исключительны, необыкновенны. Также романтики любят экзотическую обстановку: далёкие жаркие страны, море, горы, иногда сказочные придуманные страны. По этой же причине романтики интересуются далёким историческим прошлым, особенно средневековьем, которое очень не любили просветители как самое непросвещённое, неразумное время.

8. Идеальный мир для романтиков является средоточием всех основных ценностей. Главной ценностью для романтиков является Любовь . Любовь - это высшее проявление человеческой личности, высшее счастье, наиболее полное раскрытие всех способностей души. Это главная цель и смысл жизни. Любовь связывает человека с мирами иными, в любви открываются все самые глубокие, самые важные тайны бытия, до которых никогда не добраться разуму и науке. Наше представление об идеальной любви во многом сформировали именно романтики. Это представление о двух половинках, о неслучайности встречи, о мистической предназначенности именно этого мужчины именно этой женщине. Представление о том, что настоящая любовь может быть только раз в жизни, что она возникает мгновенно с первого взгляда.

Другая важнейшая ценность романтизма - Природа и её красота. У романтиков совершенно особое отношение к природе, они её воспринимали как нечто живое, одухотворённое. Лучше всех это выразил гениальный русский романтик Тютчев:

Не то, что мните вы, Природа,

не слепок, не бездушный вид.

В ней есть душа, в ней есть свобода,

в ней есть любовь, в ней есть язык!

Все романтики видели душу природы, за её внешней красотой старались угадать иной мистический высший мир. Они воспринимали природу как великую Тайну. Чтобы её разгадать нужен не холодный разум учёного биолога, а прежде всего любовь и благоговение, ощущение её одушевлённости, понимание её красоты.

Третья важнейшая романтическая ценность - Искусство . Оно создаёт красоту, которой нет в природе, красоту, которую художник (в широком смысле слова) подсмотрел в момент вдохновения непосредственно в иных мирах. Таким образом, искусство - это вообще высшее, что есть в жизни. Художник - идеал человеческой личности, идеальный человек, наделённый высшим даром с помощью своего искусства одухотворять людей, делать их лучше, чище.

Высший вид искусства - Музыка, она наименее материальна, наиболее неопределённа и свободна, музыка - это мгновенный вихрь невидимых звуков. В ней нет ничего рационального, логического, она обращена непосредственно к сердцу, к чувствам, и сильнее всего на них воздействует. Музыка сама по себе есть только эмоции, выраженные в звуках. Второй после музыки почитаемый романтиками вид искусства - это литература, а точнее Поэзия, Лирика, ибо это тоже царство чувств.

Уже в йенском романтизме ясно определились основные чер-

ты романтического мировосприятия, более полно раскрывшиеся

в дальнейшей эволюции романтического движения. Дать полную

характеристику этого мировосприятия в какой-то определенной

системе тезисов довольно трудно. Попытаемся наметить лишь

основные его компоненты.

Прежде всего следует обратить внимание на последователь-

ное отторжение романтиками нормативных для эпохи Просвеще-

ния идеалов класcицизма. В этом полемически заостренном

противостоянии классицизму наиболее явно сказался первона-

чальный антипросветительский импульс романтического мышле-

ния. Понятия "классическое" и "романтическое" рассматрива-

ются самими романтиками как противоположные по смыслу. Уже

в самом принципе противопоставления сказывается своеобразие

понимания романтиками своей историко-культурной миссии.

Классическое - это все нормативное, образцовое, завершенное

и статичное. Все романтическое, напротив, подвижно, открыто

для непрестанного обновления и бесконечного развития. Клас-

сическое видение мира созерцательно, романтическое - дейс-

твенно. Нетрудно усмотреть здесь связь с пафосом изменения,

привнесенным в европейское сознание революцией (между про-

чим, сами романтики вполне осознавали эту связь; так,

Фр.Шлегель говорил о Французской революции как одной из

"величайших тенденций нашего времени").

В центре всего романтического мировоззрения находится

идея бесконечного творческого преобразования действитель-

ности; главной внутренней пружиной романтического движения

являются его жизнестроительные устремления. Романтическое

сознание не терпит ничего застывшего, оно видит весь мир в

становлении, в непрерывном процессе перерождения, взаимопе-

рехода и взаимоперетекания элементов. Огромную роль в крис-

таллизации этой центральной интуиции романтизма сыграло

знакомство членов йенского кружка с философскими учениями

Канта и особенно Фихте; это важно иметь в виду, чтобы по-

нять своеобразие романтизма. Напомним, что Фихте, стремясь

развить кантовское учение о познавательной активности субъ-

екта, разработал учение, в котором весь мир природы и духа

рассматривался как результат творческой деятельности само-

сознания. Эта идея глубоко поразила молодых романтиков; в

философии Фихте они нашли основание для нового понимания

смысла культуры вообще. Романтическое творчество - это не

социально-политическая преобразовательная активность, не

педагогически-просветительная работа; это - внутреннее ду-

ховное усилие, непосредственно-магически воздействующее на

реальность. Форма, которую принимает такое усилие, для ро-

мантиков не была важна, - это может быть искусство, филосо-

фия, религиозная жизнь, даже просто внутреннее переживание,

никак не выражаемое вовне, - важно само интенсивное внут-

реннее напряжение. В таком напряжении перерождается сам че-

ловек, а поскольку жизнь человека незримыми нитями связана

со всем мирозданием, то в этом самоперерождении человек

преобразует мир. Наиболее яркое выражение эта идея нашла в

мировоззрении Новалиса, в его "магическом идеализме", расс-

матривающем любые действия со знаками (словами, образами,

звуками и т.д.) как инструмент магического преображения ми-

Именно в творчестве романтики нашли объединяющее, синте-

зирующее начало всей культуры. Остро переживая негармонич-

ность, конфликтность, двойственность просветительского соз-

нания, осознавая эклектический характер всей культуры ХVIII

века в целом, они искали иного, органического синтеза сос-

тавляющих ее элементов. Просветительский разум не справился

с задачей такого синтеза; романтики искали другой инстру-

мент синтеза и нашли его в идее творчества. Не рациональная

целесообразность, заявили они, но творческое самовыражение

человеческого духа составляет смысл всякой культурной дея-

тельности. Рациональное конструирование действительности -

это ее обеднение, сведение к абстрактно-общим формам; твор-

ческое начало, напротив, позволяет осуществить органический

синтез разнородного. Отсюда проистекает другая важная черта

романтического миросозерцания - ориентация на создание но-

вого универсального видения мира, соединяющего в себе черты

науки, искусства, философии и религии. Это стремление, по

сей день живущее в европейской культуре, в романтизме нашло

выражение в утопическом представлении о грядущем новом ми-

фе, формирование которого романтики связывали с собственны-

ми творческими усилиями. (Чтобы представить себе весь раз-

мах этой утопии, достаточно вспомнить, что члены йенского

кружка вынашивали не больше не меньше как план создания но-

должны были стать Новалис, Ф.Шлегель и Ф.Шлейермахер). Ро-

мантическое мифотворчество особенно ярко воплотилось в их

художественных произведениях - мистико-философских романах

Новалиса "Ученики в Саисе" и "Генрих фон Офтердинген", фан-

тастической прозе Л.Тика, А.Шамиссо, а позднее - Э.Т.А.Гоф-

мана. Взаимопроникновение реального и фантастического, обы-

денного и невероятного стало одним из главных художествен-

ных открытий романтизма.

Романтический культ творчества задает определенную сис-

тему ценностей, совершенно противоположную системе ценнос-

тей, предложенной Просвещением. Прежде всего, творчество

всегда индивидуально. Поэтому все индивидуальное, ориги-

нальное, самобытное имеет в глазах романтиков заведомое

преимущество перед абстрактно-общим, нормативным. Именно

поэтому понятию романтики предпочитали образ, абстракт-

но-рациональному - чувственно-конкретное. Отсюда и особое

значение, придаваемое романтиками искусству: ведь оно ра-

ботает как раз с чувственным материалом и в этом смысле бо-

лее индивидуально. По сути дела, всякое творчество романти-

ки мыслили по аналогии с творчеством художника. С культиви-

рованием индивидуальной самобытности связан и исключитель-

ный интерес романтиков более позднего времени к самобытнос-

ти национальной, как своей собственной (ярчайший пример то-

му - обращение к фольклору немецких романтиков гейдельберг-

ской школы, в частности, в знакомых каждому с детства сказ-

ках братьев Вильгельма и Якоба Гримм и менее известном в

России творчестве Ахима фон Арнима), так и чужой (особенно

важным оказалось для романтиков знакомство с культурами

Востока, в которых они нашли много близкого своим интуици-

ям; изучение романтиками культур Востока положило начало

научному востоковедению в Европе) , и неослабевающее внима-

ние к историческому прошлому (с усилиями романтиков связан

расцвет исторического жанра в литературе и настоящая рево-

люция в изучении наследия античности, средневековья и Ре-

нессанса).

Стоит отметить, что романтики развили совершенно новое

понимание национального и исторического своеобразия. Источ-

ник этого своеобразия они находили не во внешних формах

(политическом строе, обычаях, нравах и т.д.), а в некоторой

внутренней цельности, определяющей и связующей все эти фор-

мы, разнообразно в них проявляющейся. Самобытность эпохи,

неповторимость национальной традиции были в глазах романти-

ков столь же неразложимы на составляющие элементы, сколь

неразложима конкретная человеческая личность на сумму внеш-

них признаков, идей, представлений, жестов и т.д. Поэто-

му-то романтики так любили размышлять о "духе эпохи", о

"национальном духе" или "душе народа". В этом смысле роман-

тизм, пожалуй, впервые в европейском сознании стал осознан-

но и целенаправленно ориентироваться на осмысление и изуче-

ние культуры как особой реальности. В известной степени ро-

мантики - первооткрыватели того рода исследования, который

мы сегодня называем культурологическим. Многие собственно

культурологические проблемы впервые были поставлены и четко

сформулированы именно в контексте романтического мировозз-

рения. Одним из множества примеров может послужить книга

Фр.Шлегеля "О языке и мудрости индийцев"(1808), в которой

был впервые поднят вопрос о возможности установления общих

истоков культуры всех индоевропейских народов с опорой на

сравнительное изучение индоевропейских языков, по-настояще-

му разработанный только в культурологии и лингвистике ХХ

века. Другой показательный пример - огромный вклад, внесен-

ный романтиками в научное исследование мифологического ма-

Важной оказалась для романтиков и другая особенность

творческого акта: он всегда предполагает подлежащий преоб-

ражению материал. Это не обязательно физический материал,

но непременно нечто неоформленное, хаотическое. Если такого

материала нет, творчество невозможно. На этой основе роман-

тики развили представление о том, что неупорядоченное пов-

сюду предшествует порядку, хаос - космосу, противополож-

ность - единству. Не случайно с романтизмом связан небыва-

лый расцвет диалектики в западной (прежде всего немецкой)

философии.

Применительно к человеческой личности это представление

приобрело форму развитого Ф.В.Й.Шеллингом учения о том, что

всякое сознание опирается на бессознательный базис. Такое

понимание природы человека хорошо ложилось на романтический

культ искусства - ведь в деятельности художника, поэта бес-

сознательный импульс имеет огромное значение. К обоснованию

этого взгляда романтики привлекли учение И.Канта о гении -

бессознательно действующем творце, через которого творит

сама природа (романтики придали словам "гений", "гениаль-

ность" тот смысл, в котором мы употребляем их и сегодня).

Ориентация на бессознательный, интуитивный творческий им-

пульс обусловила особое место музыки в романтической клас-

сификации искусств. Музыку романтики считали высшим из ис-

кусств и стремились придать музыкальность другим видам ис-

кусства - литературе, живописи. Некоторые романтики были

одновременно композиторами и литераторами (например,

Э.Т.А.Гофман, а позднее - Рихард Вагнер).

Таковы были главные компоненты того культурного движе-

ния, которое родилось в последние годы ХVIII века в Герма-

нии и триумфальное шествие которого по всей Европе опреде-

лило своеобразие западноевропейской культуры первой полови-

480 руб. | 150 грн. | 7,5 долл. ", MOUSEOFF, FGCOLOR, "#FFFFCC",BGCOLOR, "#393939");" onMouseOut="return nd();"> Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников

Галкина Анна Александровна. Роль романтического мировоззрения в выражении "русской идеи" : на примере отечественной музыкальной культуры XIX века: диссертация... кандидата философских наук: 24.00.01 / Галкина Анна Александровна; [Место защиты: Алт. гос. ун-т].- Барнаул, 2010.- 175 с.: ил. РГБ ОД, 61 10-9/261

Введение

ГЛАВА 1 Романтическое мировоззрение как основа выражения «русской идеи» в музыке

1.1. «Русская идея» в генезисе и развитии 11

1.2. Романтизм как мировоззрение, близкое русскому национальному характеру 36

1.3. Проявления романтического мировоззрения в искусстве, способствующие выражению «русской идеи» в музыке 57

ГЛАВА 2 Выражение «русской идеи» через черты романтического мировоззрения в музыкальной культуре России XIX века

2.1. Специфика русского романтического мировоззрения в музыкальной культуре России XIX века 74

2.2. Диалектика национального и общечеловеческого в музыкальной культуре России XIX века 95

2.3. «Русская идея» в романтических произведениях отечественных композиторов XIX века 118

Заключение 149

Список литературы 154

Введение к работе

Актуальность исследования. За последние десятилетия существенно возрос интерес к проблеме национального самосознания. Она стала особенно актуальной, когда усилилась тенденция всемирного масштаба по нивелированию национальных культурных особенностей.

Повышенное внимание к национальным традициям, попытка выработки интегрирующего национального идеала в новых социальных условиях - все это стало своеобразной реакцией на тенденции нарастающей унификации культуры в условиях глобализации. Процесс глобализации наблюдается и в музыкальной культуре: предельная унификация её технических средств и методов, социальных задач, формальных и содержательных её аспектов. Глобальная музыкальная культура - это, в основном, массовая культура, в которой происходит снижение уровня творчества и понимания музыки. Если элитарная музыка теряет свою связь с национальным в силу усложнения, то массовая становится вненациональной, как правило, в результате предельного упрощения.

В поисках духовных ориентиров общества современная российская философия обратилась к наследию отечественной философско-исторической мысли, где одной из центральных тем является «русская идея». По мнению современных исследователей, именно в её адекватной интерпретации содержится «логический ключ» к пониманию целого ряда духовных проблем России XXI века.

В рамках «русской идеи» рассматривался важнейший философско-исторический вопрос о смысле существования и своеобразии российской культуры. Постановка этой проблемы совпала по времени с распространением романтического мировоззрения в России и стремительным взлетом отечественной музыкальной культуры. По мнению автора, мировоззренческие основы романтизма тесно связаны с выражением

«русской идеи» в музыкальной культуре России XIX века, поэтому и сегодня неоромантизм и течения, близкие к нему, могут стать наиболее перспективными для возрождения и сохранения лучших традиций национальной музыкальной культуры. Русская музыкальная культура XIX века привлекает внимание все большего количества исследователей, так как она представляет собой органический синтез отечественных и зарубежных музыкальных достижений, отражая, таким образом, «русскую идею» в общечеловеческом аспекте. Опыт создания целостной музыкальной культуры, творчески объединяющей в себе различные самобытные элементы, имеет принципиальное значение в условиях обезличивания, унификации современной культуры.

Степень разработанности проблемы. Сложность и многогранность изучаемой проблемы определила выбор источников. В диссертации используются работы исследователей, дающие возможность рассмотреть «русскую идею» в генезисе: Иллариона, Нестора, Филофея, Н.М. Карамзина, В.О. Ключевского, Г.П. Федотова, Н.Н. Алексеева, И.А. Кириллова. В них содержатся важные сведения, позволяющие проследить и понять многие аспекты последующего философского осмысления наследия прошлого и, в частности, «русской идеи». Труды отечественных философов и писателей (К.С. Аксакова, Д.Л. Андреева, Н.А. Бердяева, Ф.М. Достоевского, В.В. Зеньковского, В.И. Иванова, И.А. Ильина, И.В. Киреевского, В.В. Кожинова, А.Ф. Лосева, Н.О. Лосского, Ю.М. Лотмана, В.В. Розанова, B.C. Соловьева, Н.С. Трубецкого, П.А. Флоренского, Г.В. Флоровского, С.Л. Франка, А.С. Хомякова, П.Я. Чаадаева) отражают более чем столетний опыт философских дискуссий вокруг «русской идеи», получивших особый импульс для её переосмысления в работах современных исследователей (П.Е. Бойко, О.Д. Волкогоновой, Г.Д. Гачева, А.В. Гулыги, С.Г. Кара-Мурзы, И.М. Клямкина, М.А. Маслина, А.С. Панарина, Ю.В. Перова, А.А. Петрова, Е.С. Троицкого).

Изучение романтизма как мировоззрения обусловило обращение к

фундаментальным трудам ряда исследователей: В.Ф. Асмуса, Н.Я.

Берковского, В.В. Ванслова, В.М. Жирмунского, И.И. Замотина, Ф.З.
Кануновой, Г.А. Гуковского, В.И. Сахарова. Для анализа проявлений
романтического мировоззрения в искусстве использованы

искусствоведческие и музыковедческие работы следующих авторов: Л.М. Абдуллаевой, М.Г. Арановского, Б.В. Асафьева, Б.Р. Виппера, С.Л. Гинзбурга, Ю.И. Габая, Г.Л. Головинского, А.А. Гозенпуда, Г. Маркези, Е.А. Маймина, А.А. Ларина, Д.В. Сарабьянова, Л. А. Серебряковой, И.И. Соллертинского, В.В. Стасова, Г.Ю. Стернина, B.C. Турчина.

Публикации биографического характера Е.Н. Абызовой, С.А. Базунова, Л.А. Баренбойма, Н.Н. Берберовой, А.А. Григорьева, Л.З. Корабельниковой, В.И. Музалевского, Л.С. Сидельникова, А.А. Соловцова позволяют в большей степени понять процессы, происходившие в музыкальной культуре России XIX века, а также проследить замысел и подробности создания отдельных музыкальных произведений.

Эмпирической базой для теоретических обобщений послужили музыкальные произведения русских композиторов М.А. Балакирева, А.П. Бородина, М.И. Глинки, М.П. Мусоргского, Н.А. Римского-Корсакова, А.Г. Рубинштейна, П.И. Чайковского.

В последнее время появилось большое количество диссертационных работ, посвященных отдельно «русской идее», романтизму и музыкальной культуре России XIX века. Проблема же связи этих явлений нуждается в дополнительных исследованиях. Автором изучены близкие по тематике к данной работе диссертации: Л.Н. Рупаковой «Русская музыкальная культура: философско-антропологический анализ» (2000 г.), А.П. Юдина «Национальная идея в русской музыкальной педагогике XIX века» (2004 г.), А.П. Ноздриной «Философские идеи в русском музыкальном творчестве XIX - начала XX веков» (2004 г.), СР. Аминова «Русская идея в отечественной культуре XIX века» (2005 г.) и К.С. Шарова «Музыка как средство формирования национальных сообществ» (2005 г.).

В данных диссертационных работах большое внимание уделяется проявлению национальной идеи в музыке России XIX века. Однако остается не раскрытой роль романтизма в этом процессе. До сих пор недостаточно изучена роль романтического мировоззрения в выражении «русской идеи» в музыкальной культуре России XIX века.

Объект исследования: музыкальная культура XIX века.

Предмет исследования: роль романтического мировоззрения в выражении «русской идеи» на примере отечественной музыкальной культуры XIX века.

Цель работы - раскрыть роль романтического мировоззрения в выражении «русской идеи» на примере отечественной музыкальной культуры XIX века. Достижение обозначенной цели предполагает решение следующих задач:

Рассмотреть «русскую идею» в генезисе и развитии.

Представить романтизм как мировоззрение, близкое русскому национальному характеру.

Выявить проявления романтического мировоззрения в искусстве, способствующие выражению «русской идеи» в музыке.

Обозначить особенности русского романтического мировоззрения в музыкальной культуре России XIX века.

Показать основные направления выражения «русской идеи» через черты романтического мировоззрения в отечественной музыкальной культуре XIX века.

Теоретико-методологическая основа и методы исследования. Теоретический базис исследования формируют следующие идеи, теории и концепции:

Трактовка романтизма как мировоззрения (А.А. Григорьев, В.Г. Белинский, А.И. Герцен, А.А. Блок, А.С. Дмитриев, Н.Я. Берковский, B.C. Турчин);

Тезис о романтическом двоемирии (В.В. Ванслов, В.И. Сахаров, B.C.
Турчин, Н.Я. Берковский, В.М. Жирмунский, И.И. Соллертинский);

Разработки в области философии музыки западноевропейских
романтиков (В. Вакенродер, Г. Гейне, Э. Гофман, Р. Шуман, Ф. Ницше) и
отечественных исследователей (В.Ф. Одоевский, А.Ф. Лосев), которые
позволили выявить специфику выражения в музыке национальной идеи;

Концепции проявления романтического мировоззрения в искусстве
(В.В. Ванслов, Н.Я. Берковский, В.М. Жирмунский, B.C. Турчин, Ю.М.
Лотман, А.И. Мазаев, М.П. Неклюдова, Ю.И. Габай), которые помогли
раскрыть роль романтического мировоззрения в выражении «русской идеи» в
музыке;

Принцип двух романтических линий русской музыки М.Г.
Арановского, разработанный в исследовании «Расколотая целостность».

С помощью диалектического метода выявлены противоречия в характеристиках понятий «русская идея» и «романтическое мировоззрение», которые позволили обозначить их общую основу, выраженную в противопоставлении идеала и реальной действительности. Тема исследования предполагает применение междисциплинарного и системного подходов.

Сравнительно-исторический метод дает возможность рассмотреть «русскую идею» и романтизм в генезисе и развитии и сопоставить их по ряду существенных признаков. Герменевтический метод применяется в интерпретации смыслового содержания музыкальных произведений.

Научная новизна исследования состоит в следующем:

    Установлено, что романтизм способствовал мощному подъему отечественной музыкальной культуры в XIX веке потому, что мировоззренчески был близок русскому национальному характеру.

    Выявлено, что воплощение романтического мировоззрения в искусстве способствовало выражению «русской идеи» в музыке.

    Предложен новый взгляд на соотношение романтизма и реализма в музыке России XIX века. Результаты предпринятого исследования позволяют рассматривать вторую половину XIX столетия в отечественной музыкальной культуре как непосредственное развитие романтических традиций, а не преодоление романтизма в пользу реализма.

    Обозначены основные направления выражения «русской идеи» на примерах произведений отечественных композиторов XIX века через две романтические линии: поиск национальной самобытности и внимание к внутреннему миру личности.

    Доказана общность двух, на первый взгляд, противостоящих музыкальных объединений: «кучкисты» («Могучая кучка») и «консерваторы» (музыканты консерваторской группы), заключающаяся в обращении к ценностям романтического мировоззрения, связанного в отечественной культуре с «русской идеей».

Положения, выносимые на защиту:

    Романтизм в России нашел благодатную почву, поскольку был близок русскому национальному характеру как мировоззрение, основанное на противопоставлении идеала и реальной действительности: романтическая идеализация прошлого выражена в концепциях славянофилов; мечты романтиков о будущем свободном обществе содержатся в идеях русской революционной общественно-политической мысли; романтика индивидуалистического бунта выражается в русском анархическом сознании.

    Романтическое мировоззрение обрело систематическое воплощение в искусстве: идеализм проявился в абсолютизации преобразующей роли искусства; порыв к свободе стал основой культа самовыражения; стремление к полноте и целостности бытия реализовалось в форме синтеза музыки с литературой и другими видами искусства. Текст выражает «русскую идею» на уровне сознания, а музыка, обладая специфическим внепонятийным языком, отражает национальные черты на интуитивно-подсознательном

уровне средствами музыкальной выразительности (метр, ритм, лад, тембр, интонационная структура).

    Основные характеристики романтического мировоззрения проявлялись в русской музыкальной культуре на протяжении всего XIX столетия, сочетаясь с чертами других направлений. Это был синтез противоположных начал: классицизма, сентиментализм, романтизма и реализма, соединившихся в новую художественно-синтетическую реальность.

    Две романтические линии в русской музыке XIX века - поиск национальной самобытности и обращение к внутреннему миру личности -отразили соответственно два основных вопроса «русской идеи»: во-первых -о смысле существования и своеобразии культуры России, во-вторых - о проблеме спасения мира через духовное преображение человека. Первая линия выражена в жанрах оперы - народной музыкальной драмы, оперы-сказки, оперы-былины, программной симфонии эпического типа, программной инструментальной миниатюры. Вторая линия - в жанрах исповедального характера: романса, песни, оперы и программной симфонии лирико-драматического типа.

    Вопрос о смысле существования и своеобразии культуры России отражен в полемике двух музыкальных объединений: «консерваторов», включающих русское музыкальное искусство в общеевропейское движение, и «кучкистов», утверждающих его национальную специфичность. Поскольку в сюжетах музыкальных произведений каждая из противостоящих сторон обращалась к ценностям романтического мировоззрения, связанного в отечественной музыкальной культуре XIX века с нравственно-этическим и эсхатологическим аспектами «русской идеи», закономерным явилось дальнейшее их объединение в единую русскую национальную композиторскую школу.

Теоретическая значимость исследования в философском аспекте

заключается в том, что основные пути выражения «русской идеи» в

отечественной музыкальной культуре XIX века связываются с

романтическим мировоззрением. Показано, что романтическое мировоззрение, близкое русскому национальному характеру, способствовало как выражению «русской идеи» в музыке, так и расцвету русской музыкальной культуры. В аспекте теории и истории культуры примененный системный подход позволяет преодолеть некоторую шаблонность деления отечественных композиторов на различные направления.

Практическая значимость исследования. Данная работа может быть использована в преподавании курсов философии культуры, философии искусства, теории и истории культуры, теории и истории искусства, истории Отечества, эстетики, истории музыки. Исследование имеет значение для музыкально-педагогической деятельности, так как способствует более глубокой интерпретации идей и образов произведений русских композиторов XIX века.

Апробация работы была проведена в докладах и выступлениях на Международных конференциях (г. Барнаул - 2005, 2007 гг.), Всероссийской научной конференции (г. Кострома - 2006 г.), межрегиональных и региональных конференциях (г. Барнаул - 1999, 2002, 2005-2010 гг.), школах повышения квалификации (г. Новосибирск - 2002, 2003, 2006 гг.), в лекциях-концертах Алтайского отделения Философского общества РФ (2000-2009 гг.), в выступлениях в телепередачах о роли искусства в жизни человека и общества на канале «Катунь» (2005 г.), аспирантском семинаре БГПУ (г. Барнаул), педагогической деятельности автора.

Результаты проведенного исследования отражены в 13 публикациях автора объемом 5 печатных листов.

Романтизм как мировоззрение, близкое русскому национальному характеру

Изучению романтизма посвящено большое количество исследовательских работ. Несмотря на это, в понимании романтизма имеются расхождения.

Существует точка зрения, согласно которой романтизма как единого исторического явления не существовало, поскольку представители разных стран, видов искусств столь разнятся между собою, что для них не может быть найдено никакого общего определения. Так, исследователь романтизма Е.А. Маймин считает, что в вопросе о романтизме невозможно ничего решать окончательно, так как это историческое явление не сведено к единым или даже к однозначным началам . С этим не согласен искусствовед В.С. Турчин. Он утверждает, что определить природу романтизма можно лишь в поиске его сущности, его «главного принципа». А все остальное только производное, только вторичное .

Огромное количество течений внутри самого романтизма, часто противоположных друг другу, несомненно, затрудняет поиски единой философско-эстетической концепции. Однако возможно выделить общие черты, характерные для этого явления, равно как и показать сложность и диалектику вопроса: «романтизм и его эстетику следует рассматривать не как сумму пестрых и разнородных конкретно-исторических явлений, а как единое и цельное направление историко-художественного процесса, но при этом направление внутренне противоречивое, выражавшееся в многообразных формах, развивавшееся во взаимодействии и борьбе различных группировок, течений, школ» . Автор монографии о романтизме В.В. Ванслов считает, что романтизм представляет собой, прежде всего, одно из крупнейших, имеющих эпохальное значение направлений в истории искусства . Направление рассматривается как явление, выраженное в категории, охватывающей единство мировосприятия, эстетических взглядов, путей отображения жизни и связанной со своеобразным художественным стилем (например: классицизм, романтизм, натурализм, символизм, реализм). Такое единство часто охватывает все или многие виды искусства, причем некоторые из них оказываются ведущими (в романтизме это музыка и лирика). Принадлежность художников к одному направлению не исключает глубоких различий их творческих индивидуальностей. Однако большинство ученых склоняется к пониманию романтизма, как универсального духовного движения (Н.Я. Берковский, А.С. Дмитриев, В.С. Турчин): «Романтизм, бывший определенным типом мировоззрения, нуждается при своем анализе именно в широкой перспективе, панораме, масштабе» . Соглашаясь с данной группой исследователей, мы думаем, что понятие романтизма принадлежит не только сфере искусствоведения. Мы сталкиваемся с ним во многих различных сферах частного и общественного бытия. Художественное начало романтизма сказалось во всех областях, начиная от политики и философии вплоть до мелочей жизни: до «байронической маски скучающего денди и культа экзальтированных чувств» . А.А. Блок писал, что романтизм - определенный «способ жить» . В период расцвета этого движения под романтизмом прямо понимали мировоззрение. Об этом в русской традиции говорили В.Г. Белинский и А.И. Герцен. В это мировоззрение входили и широкие художественные представления, и социальные убеждения, и философские взгляды на жизнь. Мировоззрение трактуется как система обобщенных взглядов на мир и место человека в нем, на отношение людей к окружающей их действительности и самим себе, а также обусловленные этими взглядами их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности. Носитель мировоззрения - личность и социальная группа, воспринимающие действительность сквозь призму определенной системы взглядов. Мировоззрение имеет огромный практический смысл, влияя на нормы поведения, жизненные стремления, интересы, труд и быт людей. Тем не менее, надо признать, что искусство вобрало в себя почти все грани романтического мировоззрения, став своеобразной энциклопедией романтизма вообще: «Сила таланта в романтизме часто проверялась возможностью выразить себя наиболее полно и ясно в искусстве» . На наш взгляд, это вполне закономерно, поскольку мировоззрение отнюдь не безразлично для творчества. Оно проявляется в нем и определяет его. Ещё одно доказательство того, что романтизм был именно мировоззрением, во все более возрастающей актуальности этой проблемы, в том, что столь далекий от нас хронологически романтизм простирает свое эстетическое, идейно-философское влияние до наших дней. Мы полагаем, что ключ к разгадке этой актуальности содержится в высказывании А.А. Григорьева: «романтическое является во всякую эпоху, только что вырвавшуюся из какого-либо сильного морального переворота, в переходные моменты сознания» . Из всех стилей прошлого, вероятно, ни один не был столь всепроникающим сквозь временные границы, как романтический. Г.В. Гегель в своих лекциях по эстетике говорит о романтизме средних веков, когда реальные общественные отношения в силу своей прозаичности, бездуховности вынуждали писателей, живущих духовными интересами, уходить в поисках идеала в религиозную мистику. Точку зрения Гегеля во многом разделял В.Г. Белинский, который еще больше расширил исто рические границы романтизма. Критик находил романтические черты у Еврипида, в лирике Тибулла, считал Платона провозвестником романтических эстетических идей. Во многом романтический характер носят поэзия миннезингеров, средневековые романы. Существует точка зрения, что традиции романтизма угасли ко 2-й половине XIX века. Однако такой взгляд на романтизм по нашему мнению не будет достаточно полным. В реализме возникают тенденции к романтическому преображению действительности, к утверждению действенности духовных ценностей.

Искусство XIX – начала XX века, будучи дифференцированным на множество направлений, находится в весьма многообразных отношениях к романтизму, в зависимости, как от его собственной сущности, так и от противоречий романтизма. Исследователь романтизма В.М. Жирмунский в книге «Немецкий романтизм и современная мистика» пишет о том, что исторически между романтизмом и символизмом не существует перерыва мистической традиции; только здесь более ясно и сознательно было понято и сказано то, что там казалось мечтой и странным, может быть, невоплотившимся чаяньем . Прямое и опосредованное воздействие романтизма ощутимо в экспрессионизме и некоторых других авангардистских течениях. Романтический пафос преобразования жизни, высота романтических идеалов оказались близкими советскому искусству и обусловили обращение к наследию романтиков многих писателей социалистического реализма.

Проявления романтического мировоззрения в искусстве, способствующие выражению «русской идеи» в музыке

Романтическому мировоззрению и «русской идее» пришлось существовать, проявляясь в неадекватных условиях. Государственная политика подчеркивала беспомощность отдельного человека, эпоха войн, политических и социальных потрясений указывала на существование сил, не подвластных воле людей.

Поскольку романтический идеал по самому существу своему является духовным, то естественно, что, прежде всего, на первый план выдвигалась сфера духовной жизни вообще, независимо от её конкретного проявления. «Духовная жизнь - литература, искусство, наука - едва ли не единственное, что остается романтическому поколению в таких условиях» -пишет исследователь романтизма Е.Ф. Кожина . Вся сфера эстетического в глазах современников приобретала особое обаяние и привлекательность, потому что свобода, столь притесненная в жизни, господствовала в романтической трактовке искусства. Исходя из этого, представляется закономерным, что «русская идея» нашла яркое воплощение в искусстве, тесно связанном в эту эпоху с литературой и философией.

В романтической трактовке искусства больше всего ценились не поэтические законы, а культ самовыражения. Видимо, поэтому реальная сложность искусства в рассматриваемый период, существовавшего в разных странах и представленного разными творческими индивидуальностями, не может быть в полной мере отражена в общей типологической характеристике: «Чувствовать себя романтиком и быть им в действительности еще не значило мыслить и понимать «как все романтики». Понимать вещи «как все романтики» было просто невозможно, потому что в романтизме индивидуально-неповторимое в каждом романтике значит никак не меньше, нежели сама причастность к романтическому направлению» . Поэтому романтизм мог быть консервативным и революционным, бунтарским и созерцательным, оставаясь вместе с тем романтизмом по существенным признакам своей поэтики.

Вместо заранее предписанных правил художественной деятельности, которые существовали во времена классицизма - например, правило обязательного соблюдения трех единств в драме, правило четкого разделения героев на положительных и отрицательных и резкого размежевания понятий добра и зла, подчинение поэта жанровым и стилистическим регламентациям - романтики выдвигали принцип творчества, основанного на вдохновении, утверждали приоритет гения в искусстве. Не случайно, заметил Н.Я. Берковский, лирика и была тем жанром, который в практике романтиков подчинил себе все остальные жанры . Благочестивое, почти религиозное преклонение перед искусством, поэзией, личностью поэта и художника, возможно, одна из самых характерных черт романтического мировоззрения: «Живущий в бедности и презираемый мудрецами мира сего, художник заслуживает величайшей благодарности от благодетельствуемых им людей» . В романтической трактовке искусство обладает возможностями для подлинного понимания жизни с помощью прозрения и интуиции. Однако наделен этими способностями далеко не всякий человек, они свойственны лишь художнику, способному проникнуть в суть вещей. В.В. Ванслов считает, что в романтизме именно художник является носителем идеала. Поэтому он – «мерило ценностей жизни, а его душа – критерий прекрасного» . Романтики страстно защищают творческую свободу художника, его фантазию и отвергают нормативность в эстетике, рационалистическую регламентацию в искусстве. Гений не подчиняется правилам, но творит их - эта мысль И. Канта развита теоретиками романтизма. Таким образом, в эстетическом аспекте романтизм выступил против обязательных норм и правил, которые были основаны на законах рассудка, выступил как свободная антитеза стесненному всякого рода ограничениями искусству классицизма. В то же время впервые в романтизме не был полностью переосмыслен язык художественных форм: в известной мере сохранились стилевые основы классицизма, существенно видоизмененные и переосмысленные в отдельных странах, например, во Франции. В связи с этим принято считать, что с началом XIX века кончилась эра больших художественных стилей. Богатство художественной жизни определялось развитием множества направлений, отдельных течений, школ, индивидуальностей: «Различие индивидуальное, национальное, социальное, характерное для всего искусства нового времени, романтики сделали еще яснее. Они открыто провозгласили торжество индивидуального вкуса, свободу творчества, выражение национального «духа» . Принципиальное новаторство романтиков заключалось в том, что, полемизируя с основополагающим тезисом просветителей, утверждающим, что искусство есть подражание природе, они выдвинули важнейшее положение о преобразующей роли искусства. Впервые оно было сформулировано А. Шлегелем в 1798 г. в рецензии на поэму Гёте «Герман и Доротея».

Всеми романтиками подчеркивалась действенность искусства, хотя истолковывалась она по-разному. Искусствовед Е.Ф. Кожина считает, что романтики находят в искусстве средство отделить себя от обыденной жизни, от вездесущей мещанской стихии с ее «воинствующей пошлостью» . В.В. Ванслов называет искусство «духовным убежищем от зла жизни» .

Специфика русского романтического мировоззрения в музыкальной культуре России XIX века

Европейские страны были тесно связаны друг с другом «общим воздухом», единой атмосферой, и это провоцировало зарождение новых тенденций. Искусствовед Д.В. Сарабьянов указывает на то, что эта атмосфера, соединяясь с конкретными условиями каждой страны, порождала национальный романтизм, окраска которого зависела от собственных традиций, от постоянных национальных особенностей культур .

По концепции И.И. Замотина, роднит русский романтизм с западным три его главные посылки: индивидуализм, национализм и универсализм: романтический индивидуализм на русской почве выразился в виде внимания к внутреннему миру человека, культа личной свободы и личного художественного творчества; романтический национализм сказался в форме поэтизации национальной старины и усиления национального самосознания; и, романтический универсализм повлиял на выработку в русском обществе, в философии и литературе, универсального идеала жизни .

Русская интеллигенция была вовлечена уже в начале XVIII столетия в общеевропейское движение идей и социально-политических течений. К концу XVIII века французское влияние отступает на задний план: новый свет восходит из Германии. Русская творческая мысль начала раскрываться в атмосфере немецкого романтизма. Первые десятилетия XIX века были ознаменованы в России распространением философии Ф. Шеллинга, тогда же и начали формироваться основные принципы русского романтизма. Философские концепции XIX – XX века, имеющие отношение к «русской идее» рождались на встречном движении западноевропейской и российской мысли. Немецкий романтизм оказал на нашу культуру большое воздействие: под его влиянием находились В.А. Жуковский, Д.В. Веневитинов, В.Ф. Одоевский и «архивные юноши» - первые русские «любомудры», кружок Н.В. Станкевича, В.Г. Белинский, И.С. Тургенев в начале своей деятельности и старшее поколение славянофилов. Величайший лирик этой поры, Ф.И. Тютчев, вырастает всецело на почве мировоззрения немецкого романтизма. В то же время, в этой заимствованной форме проявляется подлинный национальный дух, развивающийся из глубин русского самосознания. В «русской идее» славянофилов, Ф.М. Достоевского и В.С. Соловьева вырастает своеобразное мистическое предание, идущее чисто национальным путем Здесь, считает исследователь В.М. Жирмунский, открывается новая вера, земная и небесная одновременно, и эта вера - та самая, которую искали романтики, оказывается тождественной с глубочайшими основами исторического христианства . Романтическое мировоззрение во многих странах формировалось под влиянием идей французской революции: как прямым (в виде непосредственных общественных выступлений), так и косвенным, имеющим характер эмоционально-духовного переживания. В известной мере это влияние определяло широкое распространение романтического мировоззрения и в русской культуре: «Переживание опыта французской революции, осуществляемое как в прямой, так и скрытой форме, составило целую эпоху в «умственном» развитии страны» . Сильнейшая реакция, объединенная в Священный союз, провозгласила террор, размах которого потряс своим масштабом. Возможности социального совершенствования казались утраченными навсегда. Мир предстал «лежащим во зле»: материальный мир затемнён силами распада, в человеке воскресает «древний хаос», в практике торжествует «мировое зло». Как отмечает музыковед И.И. Соллертинский: «Среди европейской интеллигенции в эту эпоху мрачной реакции водворяется пессимизм. Властителем дум может стать лишь тот художник, который выразит этот надрыв, который выразит в художественных образах эту модную новую болезнь – мировую скорбь» . Тема «страшного мира» (с его слепой властью материальных отношений, иррациональностью судеб, тоской вечного однообразия повседневной жизни) прошла через всю историю романтической литературы. Ярким примером являются герои произведений английского поэта Дж. Байрона. Байрон создает образ одинокого человека, одаренного, мыслящего, но который не находит себе места в действительности, который бежит из одной страны в другую от собственной тоски. Даже среди светлых картин природы он остается погруженным в себя, мрачным. Он везде видит насилие, обман, коварство, жестокость и жаждет смерти. Чайльд Гарольд выпивает чашу с ядом спокойно, без малейшего сожаления, потому что «жизнь такова, что она вздоха не стоит».

В 1818 году философ А. Шопенгауэр пишет книгу – «Мир как воля и представление». Книга эта проникнута глубочайшим пессимизмом. Шопенгауэр считает бессмысленной историю. В противоположность идее Гегеля о разуме как двигателе событий и создателе вселенной, Шопенгауэр говорит, что в основе мира лежит слепая, злая, бессмысленная, жестокая, стихийная воля к жизни. История – это цепь человеческих заблуждений, и нечего людям мечтать о том, чтобы создать общими силами лучшее будущее. Единственный свободный акт, который может совершить человек – это освободиться от воли к жизни. Либо физическое самоубийство, либо моральное – то есть погружение в абсолютно равнодушное, безразличное состояние. В этот период происходит ряд личных трагедий художников, композиторов, поэтов, связанных с помешательством, самоубийствами, ранним уходом из жизни (Ф. Шуберт, Р. Шуман, А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов). «Абсолютное неприятие, решительное отрицание современной действительности привело к широкому развитию в творчестве романтиков категорий безобразного и ужасного. Все, что не соответствует идеалу, выступает в виде уродливого или кошмарного. Гротеск становится одним из характерных приемов изображения действительности» - пишет В.В. Ванслов . Н.Я. Берковский в свою очередь характеризует это явление как «романтический натурализм». Это «мир по страшному устроенный, неодолимый в своей бесчеловечности, лежащий во зле, неустранимость которого доказывается повседневным опытом» . С одной стороны, романтизм в изображении страшного мира увидел глубину проблемы, от которой, по словам исследователя А.Л. Доброхотова «Просвещение, как правило, просто отворачивалось», с другой – романтизм частично утрачивает «этический иммунитет» Просвещения против зла. . Последним отчасти объясняется двусмысленная роль романтизма в зарождении тоталитаристской мифологии XX века.

Диалектика национального и общечеловеческого в музыкальной культуре России XIX века

В европейской музыкальной культуре подобного разделения не было. Музыка в ней была инструментальной или вокально-инструментальной. Это обстоятельство, соответственно, иначе формировало менталитет европейских народов. Пение, зависящее от аккомпанемента, жестко метризовано. Интонационные возможности также ограниченнее, чем при пении без аккомпанемента. Поэтому европейская музыка более склонна к рационалистическому складу, в ней ослабевает элемент непосредственности высказывания, неожиданности в повороте музыкальной мысли, эвристичности и задушевности. Какова музыка – таков и менталитет. Сказанное ни в коем случае не следует понимать как некую ограниченность европейской музыкальной культуры. Гениальность великих европейских композиторов-романтиков, заключалась как раз в поиске и открытии путей преодоления этих, установившихся в ходе исторического развития, жестких рамок и стремлении вложить в свои творения как можно больше информации. «Самое великое, что создала наша музыка, - русская опера. «Слово о полку Игореве» Бородина, «Хованщина», «Борис Годунов» Мусоргского, «Псковитянка» у Корсакова. Выявление национального типа, показ национального характера» - пишет великий композитор XX века Г.В. Свиридов . По словам исследователя русской оперы А.А. Парина, использование Р. Вагнером германских преданий для построения национальной оперы фактически в «общегосударственном» масштабе вдохновляло и русских деятелей культуры, каким бы ни было их отношение к Вагнеру - композитору . «Продолжая глинкинскую традицию, все кучкисты считали оперный жанр наиболее демократическим, синтезирующим разнообразные искусства - музыку, поэзию, театральную драматургию, декорационную живописность» - пишет советский музыковед Е.Н. Абызова . Кроме оперы к синтетическим жанрам относится и симфонизм программного типа, который наполняется русским тематизмом и образностью. Музыковед М.Г. Арановский выделяет два типа творчества характерных для русской музыки XIX века: объективно-эпический и субъективно-лирический. Каждый из этих типов объединял очень разных художников. Указанные два типа творчества были антагонистами (отсюда, к примеру, столь условное разделение на Московскую и Петербургскую школы). И не случайно: за ними стоят две совершенно разные картины мира. В первом случае в центре внимания оказывается Мир (в любых его формах - реальных или фантастических); во втором - сам герой, его Я. Первый случай порождает объективный аспект отображения, второй - субъективный, предполагающий исповедь. В первом случае более значима категория «Мы», а во втором – «Я» .

«Мы» - это этническая общность, народ. Это Русь, Россия: ее древние корни, ее происхождение, история, были и сказания, песни и сказки, вера и верования, религия и обряды, природа, вплетенная в жизнь народа и неотрывная от его мифологических представлений, самосознание общности, выраженное в «русской идее» в таких категориях как соборность, всеединство.

Напротив, «Я» - это отдельная личность, одинокая перед стихией жизни и ее жестокими законами; это ее, личности, индивидуальная судьба, наполненная борьбой за выживание и против судьбы, рока, неблагоприятных обстоятельств вообще, независимо от того, как они себя проявляют. Если Мы-сознание пребывает в полном согласии и единении с окружающим Миром, растворяется в нем, в природе и через нее объединяется с Космосом, то Я-сознание, напротив, обособлено, замкнуто на себе, отчуждено от Мира, находится в постоянном с ним конфликте. Из этого не следует делать вывод, что объективно-эпическая линия носила антиромантическую направленность. По сути, обе линии имели корни в романтическом мировоззрении, но разных его ипостасей. Как известно, именно романтизм культивировал интерес к этнической истории, к мифологии, язычеству, национальным обрядам, обычаям и фольклору. Мы-122 сознание было лишь другим, по отношению к Я-сознанию, полюсом романтического мировоззрения, как бы компенсирующим и уравновешивающим одностороннести и крайности индивидуализма. Вместе с тем каждая из этих ипостасей была относительно самостоятельна и действительно становилась мощным центром притяжения, формируя самоценную область художественных интересов. Еще раз хочется подчеркнуть, что романтизм был многолик и отнюдь не отрицал реальность, и, по сравнению с классицизмом, неизмеримо шире раздвинул ее отображаемое пространство, лишь обозначив определенный взгляд на вещи.

Данная статья является незавершённой и находится в процессе доработки. У этого термина существуют и другие значения, см. Романтизм (значения) .

(1770-е - 1890-е) - литературно-общественно-религиозное движение, претендующее на целостное мировоззрение в духе естественного сверхъестественного .

Романтизм охватывает собой не только искусство , но и массовую науку , массовую культуру и массовую религию . В области идеологий центральной фигурой романтизма является Наполеон.

влияния

«Если говорить о „ключе“ к раннему романтизму, то его следует искать в творчестве одного из мыслителей античности, в философии Плотина. Ибо этот мыслитель явился вдохновителем не только всей системы Новалиса , рассеянной по бесчисленным фрагментам, и многих из идей Шеллинга в его средний период; его влияние простиралось еще дальше: через Новалиса и Шеллинга он повлиял, хотя и невпрямую, на обоих Шлегелей и без знания этого факта многие места в берлинских лекциях „О литературе и искусстве“ (Вильгельма Шлегеля) останутся загадкой» .

На идеологию (политическую философию) романтиков оказал исключительно важное влияние Иоганн Готфрид Гердер . На эстетическую теорию оказал влияние Фридрих Шиллер. Среди прочих воздействий следует указать Иоганна Готлиба Фихте.

Романтизм оказал сильнейшее влияние на натурфилософию, богословский модернизм (основатель которого Фридрих Шлейермахер сам принадлежал к кругу романтиков), славянофильство, движение литургического обновления. Богословие Серена Кьеркегора также носит на себе отпечаток романтической мысли.

Органицизм романтиков обнаруживается и в нравственном монизме, и в парижской школе, и в богословии общения митр. Иоанна (Зизиуласа) .

Антибуржуазная полемика романтиков впоследствии встречается у Федора Достоевского , фашистов , анархистов , авангардистов и вообще у гностических революционеров .

характеристика

Романтизму присуще:

Безмерное умножение жанров и стилей; признание эстетической легитимности genre mixte (смешанных жанров); goût de la nuance (вкус к нюансам); натурализация «гротескного» в искусстве; внимание к оттенкам; стремление воссоздать с помощью воображения специфику внутреннего мира людей прошлых эпох, стран, культур; étalage du moi (выставление себя напоказ); отказ от буквальной точности в описании пейзажа; отвращение к простоте; недоверие к универсальным формулам в политике; эстетическая антипатия к стандартизации; отождествление Абсолюта с «определенным видом конкретной реальности» в метафизике; чувство «великолепия несовершенного»; культивирование индивидуальных, национальных, расовых особенностей; пренебрежение к очевидному и, в целом, высокое место (совершенно несвойственное большинству прежних эпох), отводившееся оригинальности, а также доходящее до абсурда стремление к обладанию этим качеством оригинальности. Но не так важно, прилагаем ли мы к этим, бытовавшим тогда представлениям о ценности, обозначение «романтизм» или нет; важнее помнить, что эти изменения произошли и что они, как ничто другое, отличают (к лучшему ли, к худшему ли) господствующее мировоззрение и в девятнадцатом столетии, и в нашем веке, от мировоззрения предшествующего периода интеллектуальной истории Запада. Изменения эти, коротко говоря, состояли в том, что в большинстве нормативных областей мысли в качестве руководящей установки на смену, униформитаризму пришло то, что может быть названо диверсификационизмом .

Артур Лавджой

«Ранний романтизм проникнут эсхатологическим ожиданием новой эпохи, обновления человечества, возвращения "золотого века". Это обновление мыслится прежде всего под знаком эстетики, ибо эстетика, по определению Ф. Шлегеля, “это философия целостного человека". <…> Подобно Новалису и Шеллингу, Ф. Шлегель развивался в направлении объективного идеализма: соединение Фихте и Спинозы становится для него программным. Я и мир, индивидуальность и универсум (понятие, отражающее влияние Я. Бёме) – два полюса в пантеистической метафизике Ф. Шлегеля и Шлейермахера конца 90-х годов. Философия – это "эллипс с двумя центрами, один – идеальное разума, другой – реальное универсума"; отношения между ними мыслятся динамически, как реализация идеального и идеализация реального. Универсум – это непрерывно становящийся бесконечный организм, его неисчерпаемая динамика проявляется во множестве индивидуальных форм-символов универсума. Ведущую роль в постижении мира играет продуктивное воображение: живую динамику "бесконечного" нельзя фиксировать в мертвых понятиях, ее можно только "открывать и созерцать" в намеках и предчувствиях – в художественных образах-символах и в "высших первопонятиях" - идеях-символах» .

идеологии

Бесконечный и недостижимый идеал романтического искусства у романтиков имел определенный политический смысл. Это фихтеанский идеал высшего блага, совпадения справедливости и счастья, разума и природы, Царство Божие на земле :259 .

Очертим главные стороны романтической политической философии: акцент на коллективизме (общинности), резкое различение между государством и обществом, государство как продукт истории, утверждение уникальной ценности каждой культуры :189 .

коллективизм

Коллективизм романтиков с самого начала истории романтизма принимает политическую форму. Романтическое искусство у Фридриха Шлегеля получает одну из основных целей: возрождение современного человека, через восстановление у него чувства общности, чувства принадлежности к коллективному целому. Чувство любви должно стать «невидимо видимым» не только в искусстве, но и в обществе. Афинская республика была для Шлегеля образцом такого художественного сообщества, где стала видимой связующая всех любовь.

Коллективизм романтиков сочетается с глубоким сокрушением по поводу эгоизма и материализма современного им буржуазного (еще не массового, дореволюционного) германского общества : 231-232 .

органическая концепция общества

Органическая концепция общества у романтиков - это ожившая (или оживающая) метафора такого целого, которое больше суммы своих частей. Это Царство Божие на земле, золотой век единства людей друг с другом и с природой. В политическом смысле эта концепция побуждает романтиков к действиям по созиданию религиозно-политического тела .

Органицизм противопоставляется у романтиков механицизму просвещенцев, хотя органическая метафора принадлежит эпохе Просвещения в не меньшей степени.

Фредерик Бейзер указывает четыре основные стороны органической концепции общества:

Романтики рассматривали революцию и государство как средство воспитания. Для этого революция (по образцу Французской революции) должна стать источником духовного роста, но одновременно укрощена, ограничена и превращена в перманентную революцию. Монархия, согласно Новалису, должна быть сохранена, но теперь ее целью должно стать воспитание народа для будущих свободы и равенства. Аристократия должна отказаться от своих привилегий и влиться в число руководителей человечества : 266 .

Организующим принципом, по Новалису, должна стать светская харизма правителя. Такая харизма не имеет в себе ничего сверхъестественного,это вымысел, продукт творческого воображения , фикция, обеспечивающая покорность масс : 273 .

Новалис подчинял акт познания воле. В этом состоял его магический идеализм, когда человек может создать такой мир, какой он хочет. Воля является всемогущим средством по созданию нового государства, как образца второй реальности : 270 .

Светская харизма правителя возникает благодаря пропаганде с помощью художников-романтиков. Монарх - обычный человек, но в том-то и задача романтического искусства, чтобы придать обыденному высший смысл, обычному - таинственность, и бесконечному - атмосферу бесконечного. Монарх превращается в художественное произведение, живой романтический символ : 272 .

Согласно Ф. Шлегелю, отношения в обществе должны характеризоваться «взаимностью» (Wechselwirkung), дополненной иерархическим принципом, который пронизывает всю органическую структуру и наполняет все части жизнью :41 . Впрочем, иерархический принцип является лишь полезной фикцией, вполне легитимно упраздняемой во время революций :41-42 .

Из органической концепции вытекал антиюридизм (полемика против внешнего авторитета и внешнего закона).

Bildung

Одной из центральных тем романтизма было образование, воспитание (Bildung).

Цель образования, в частности для Фридриха Шлегеля и Фридриха Шиллера, бесконечна и недостижима. Это бесконечный идеал, высшее благо, Царство Божие на земле, акт светского мистического рождения человека к новой жизни в единстве с мирозданием : 256-257, 259 .

Романтическое искусство, религия (в светском религиозно-общественном смысле) служат целям такого образования. В собрании афоризмов «Ideen» () Шлегель пишет: «Религия не просто одна из составляющих частей образования (Bildung), одна из сторон человечности. Религия стоит в центре каждой части образования, в каждом аспекте первая и последняя, абсолютно оригинальная» : 240 .

В концепции Новалиса свобода и равенство даны не как природные свойства человека, а как идеалы, цели, достигаемые в процессе воспитания. Отсюда возникало то сочетание, которое впоследствии встретится у славянофилов: республиканские, революционные требования совмещаются с мнимым монархизмом. У Новалиса и монархия, и закон, и сословные различия исчезнут вместе с осуществлением человечеством идеалов воспитания : 266-267, 259 .

антибуржуазная полемика

Соперником и врагом романтика является филистер (der Philister), который порожден современным романтикам буржуазным обществом и, в свою очередь, создает в обществе скуку и материализм, гасит энтузиазм.

Филистер описывается как продукт эгоизма и материализма. Филистер способен воспринимать искусство только как форму развлечения, и никогда в форме сверхэстетизма , как полагается романтику. Религия для филистера лишь средство успокоения и комфорта. Жизнь филистера - повторяющийся круг обязанностей и развлечений, внутри которого господствует комфорт и чувство безопасности : 234 .

романтическое государство

В творчестве романтиков возникает довольно определенное представление об идеальном государстве, особенно в сочинении «Вера и любовь, или Король и королева» Новалиса.

Образцом такого государства служит мифическое Средневековье , но при этом определенно утверждается, что это государство будущего, а не прошлого.

Во многом романтическое государство определяется отрицательно, как лишенное свойств современного романтикам традиционного общества.

В новом государстве не должно быть места эгоизму, материализму и отчуждению. Вместо этого в обществе должны господствовать любовь, долг, духовность, чувство принадлежности к целому. Средневековое общество было якобы большой семьей.

светский мистицизм

холизм

При этом полнота не только созерцается в редкие мгновения душевного подъема, но ставится как практически решаемая задача.

Романтическая целостность выражается прежде всего в тавтологиях и в самозамкнутой структуре произведений:

Для Кольриджа, как и для современных ему немецких философов-идеалистов, «научный метод», которым должно руководствоваться любое познание, также следует путем спирали. Процесс рассуждения, утверждает Кольридж, начинается с самообоснованного утверждения, которое оказывается доказанным лишь в конце рассуждения. Мы приходим к тому же, с чего начали, и за счет этого наше рассуждение образует всеобъемлющее и самостоятельное целое: «С этого мы начали (или нам только казалось, что начали, поскольку результат рассуждения двигался все время перед нами, как невидимый хранитель и руководитель), и к этому же и пришли в заключение нашего кругового пути». Действие воображения также (поскольку эта сила души «жизненна в своем существе», в отличие от механистической «фантазии», в которой «нет никаких противоречий, а только определенности и данности») описывает путь, который приводит нас к тому же, с чего мы начали. «Принцип воображения, - цитирует Хезлитт Кольриджа со смесью иронии и восхищения, - напоминает эмблематическую змею, которая своими кольцами вливается сама в себя, замкнутая на себе, без начала и конца». И живой плод, как и процесс, поэтического воображения имеет ту же форму уробороса (змеи, кусающей свой хвост). Так Кольридж оправдывает в терминах своей тотальной метафизики типично романтический жанр круговой поэмы, конец которой есть одновременно ее начало: «Общая цель всех повествовательных (нет - всех) поэм - превратить цепь в Целое: сделать так, чтобы события, которые в реальной или воображаемой Истории двигаются по прямой, приняли в нашем сознании круговое движение - змея, с хвостом в своем рту :271 .

Культ целостной всесторонне развитой личности возникает скорее в эпоху романтизма, а не в эпоху Возрождения, поскольку фигуры Гете или Наполеона не несут в себе момент самоуспокоенности, самодостаточности и спокойного самолюбования, присущего мифу о титанах Возрождения, хотя эти мифы и связаны.

грех и самоискупление

Одна из основных мифологем Нового времени - трехчастный миф о первоначальном единстве человека с природой и обществом, которое потом разрушилось в своеобразном гностическом первородном грехе .

Во многих местах, где Сэмюэль Кольридж развивает похожие мысли, он противопоставляет «интуицию вещей, которая возникает, когда мы обладаем сами собой как частью целого», что дарует полноту жизни и радость, - нашему опыту, когда «мы мыслим о себе как об отдельных существах, и противополагаем природу и рассудок, как объект и субъект, вещь и мысль, смерть и жизнь»…

Основной целью Уильяма Вордсворта как поэта и Кольриджа как и поэта, и метафизика было помочь человеку искупить и оправдать самого себя, побудив его к примирению с природой, которая стала ему чуждой и враждебной из-за того, что сам человек разорвал первоначальное единство с природой. Эта проблематика породила сеть взаимосвязанных идей, которые получили широкое распространение в начале XIX в. и которые стали диагнозом основной болезни и нашего времени.

Этот диагноз звучит так: человек некогда был здрав, а теперь он болен, и в корне его современной болезни лежит его разделенность, разъединенность, отстраненность или (в самой резкой формулировке из перечисленных) отчуждение. Личность, как гласит общепринятая точка зрения, коренным образом расколота в трех основных отношениях. Он разделен внутри себя, он отделен от других людей, и он отделен от окружающего мира. Для тех, кто еще верит в возможность исцеления, единственная надежда состоит в том, что человек найдет пути для восстановления единства с самим собой, с обществом ближних и вновь подружится с чужим и враждебным миром природы. Эти идеи в наше время разделяются богословами, философами, экономистами, социологами, психологами, художниками, писателями, критиками, читателями журналов «Лайф» и «Ридерз дайджест». Писатели и философы эпохи романтизма усвоили себе именно такую общую схему истории и бедственного положения современного человека :145 .

магия

Романтизм подготовил почву для оккультного возрождения середины XIX века. Перестает активно развиваться лишь с приходом декадентства.

эволюция

Для романтизма характерен «различительный холизм » (diversitarian holism), который служит обоснованием для нового для своего времени понятия об эволюции.

Античный, средневековый и возрожденческий холизм «предполагал существование гармонично устроенной вселенной, которая совершенна и законченна, поскольку представляет собой совершенное Божество». В эпоху романтизма к холизму присоединяется эволюционизм, то есть начало движения и прогресса. Этот «романтический эволюционизм предполагает, что вселенная еще не достигла своего совершенства и лишь стремится к высшим осуществлениям. Это уже новый, современный элемент. Так возникает дилемма, которую проще всего сформулировать в этических терминах: если раньше „благое“ означало собой „совершенное“, то в новой системе координат „благое“ – это „совершенствующееся“» .

культ искусства

культ радости

Как в традиционном Христианстве осуждается отчаяние, так и для романтиков отчаяние осуждается за то, что оно порождает творческое бесплодие. Пребывать в апатии и утратить надежду значит находиться в состоянии, которое Кольридж называет «смерть-в-жизни». Питать надежду (по Кольриджу, надежда - это «витальность и целостность нашего Существа») - это основной моральный долг, без которого мы обречены на погибель. Надежда, открытая новым возможностям, высвобождает творческие силы человека, его воображение и действие… «Давайте же, - сказал Шелли, - верить в такой оптимизм, в котором мы будем богами для самих себя» :447 .

Восхищение поэта полнотой своей жизни побуждает его выражать, изображать и творить жизнь. Соответственно, значение поэзии состоит в том, что она расширяет жизнь читателя, доставляя ему наслаждение, которое в свою очередь является основным движущим началом во всех живых существах. И не следует считать такую цель поэзии как непосредственного источника наслаждения унизительной для искусства поэта. Все как раз наоборот... Это акт уважения к природному и чистому достоинству человека, к великому элементарному началу наслаждения, с помощью которого человек познает, ощущает, живет и движется. Поэтому Шиллер, как и Вордсворт, считает, что наслаждение ведет к радости, а высочайшая радость означает, что наше сознание полностью овладело своими жизненными силами. Любящий искусство, пишет Шиллер в 1803 г., должен искать наслаждения, потому что все искусство посвящено радости, и нет более высокого и более серьезного предназначения, нежели сделать человека счастливым. Подлинное искусство – вот что только и творит высочайшую радость. Но высочайшая радость – это и есть свобода духа, погруженного в жизнь :433 .

культ страдания

«Поклонение страданию» возникает как осознанная мифологема в романе «Sartor Resartus» Томас Карлейля.

романтизм и Христианство

Романтики предлагают широкий выбор различных способов интегрировать Христианство в новую сверхрелигию, в новое романтическое государство и новую романтическую «церковь»:

Подчинение Христианства искусству, подчинение искусства и всех идеалов модернизированному Христианству, основание новой религии, антихристианство и атеизм.

В частности, у Новалиса мы находим признание того, что Французская революция разрушала веру. Однако Новалис видит в этом необходимый диалектический момент в процессе создания новой более духовной религии, в которой будут примирены разум и вера

  • Лейтон, Лорен Дж. Эзотерическая традиция в русской романтической литературе. Декабризм и масонство. - СПб.: Академический проект, 1995.
  • Людвиг, Эмиль. Гете. - М.: Молодая гвардия, 1965.
  • Новалис. Гейнрих фон Офтердинген. - Пг.: Всемирная литература, 1922.
  • Тютчев, Федор. Лирика: В 2-х т. - М.: Наука, 1965.
  • Эстетика немецких романтиков. - М.: Искусство, 1987. . : ,
  • Abrams, M. H. Natural supernaturalism. Tradition and revolution in romantic literature. - New York: W. W. Norton, 1971.
  • Armstrong Charles I. Romantic organicism. From idealist origins to ambivalent afterlife. - Houndmills, U.K., New York: Palgrave Macmillan, 2003.
  • Beiser, Frederick C. Enlightenment, revolution, and romanticism. The genesis of modern German political thought, 1790-1800. - Cambridge, Mass: Harvard University Press, 1992.
  • Bortoft, Henri. The wholeness of nature. Goethe"s way toward a science of conscious participation in nature. - Hudson, N.Y: Lindisfarne Press, 1996.
  • Gibson, Matthew. Yeats, Coleridge and the romantic sage. - Houndmills, New York: Macmillan Press; St. Martin"s Press, 2000.
  • Halmi, Nicholas. The genealogy of the romantic symbol. - Oxford, New York: Oxford University Press, 2007.
  • Hanegraaff, Wouter J. Romanticism and the Esoteric Connection // Gnosis and hermeticism from antiquity to modern times. - Albany: State University of New York Press, 1998.
  • Hanegraaff, Wouter J., Faivre Antoine, Broek, R. den; Brach, Jean-Pierre. Dictionary of gnosis & Western esotericism. - Leiden, Boston: Brill, 2006.
  • Herder, Johann Gottfried. Selected writings on aesthetics. - Princeton University Press, 2006.
  • Kompridis, Nikolas. Philosophical romanticism. - London, New York: Routledge, 2006. . :,
  • Löwy, Michael; Sayre, Robert. Romanticism against the tide of modernity. - Durham: Duke University Press, 2001.
  • Novalis. Notes for a romantic encyclopaedia. Das Allgemeine Brouillon. - Albany: State University of New York Press, 2007.
  • Praz, Mario. The Romantic Agony. - London: Oxford University Press, 1951.
  • Priestman, Martin. Romantic Atheism. Poetry and Freethought, 1780–1830. - Cambridge University Press, 2004. - P. 3.
  • Riasanovsky, Nicholas V. The emergence of romanticism. - New York: Oxford University Press, 1992.
  • Vassányi, Miklós. Anima mundi. The rise of the world soul theory. - Dordrecht, London: Springer, 2001.
  • О.В. Левицкий, Национальная музыкальная академия Украины им. П.И. Чайковского, Киев

    Для европейского самосознания ХIХ века романтизм представляет собой довольно емкое понятие, выходящее за пределы одного из направлений мирового искусства. Его специфика состоит в том, что он явился определенным этапом эволюции сознания и чувственной культуры в период перехода от раннебуржуазных отношений к их развитым формам. Впервые это направление было оформлено в Германии не только как реакция на события, происходившие в революционной Франции, но и как своеобразная форма поиска национальной идеи в преддверии решения исторической задачи по созданию единого немецкого государства. Реальный анализ романтизма позволяет исследователям находить романтические ценности как в искусстве, так и в религии, политической и научной сферах.

    Главным, что объединяет все эти формы общественного сознания, явилась актуализация проблемы свободы -- попытки ее исторического и абстрактного определения. На первом этапе увлечения революционными событиями на западе от Рейна представление о свободе ассоциировалось с понятием революции. Поэтому в интеллектуальных кругах, в художественных салонах и кружках позициям старшего поколения немецких литераторов, таких как Клопшток, Виланд, Гете, Шиллер, были противопоставлены идеи стремления к свободе через осознание самоценности личности.

    Известие о Великой французской революции вызвало в немецких литературных кругах романтическое одушевление. Романтики раннего периода целиком и полностью поддержали эту политическую акцию соседей. Эмоционально-психологической реакцией для немцев являлись восторг и воодушевление. В этот период романтики представляют собой экзальтированных энтузиастов, стремившихся к идеалу, имя которого «свобода».

    Со временем, когда процессы во Франции изменились и возник террор как следствие революционного движения, для многих немцев стало очевидным, что «свобода» и «революция» -- не адекватные понятия. Впервые возникло сомнение в разумных началах человеческой истории. Лозунги революции -- «свобода, равенство и братство» -- после метаморфозы превращения гражданина Бонапарта в императора Наполеона I были превращены в пародию на первоначальный замысел. Многие из немцев в ужасе отшатнулись от своих революционных симпатий.

    Сущность романтизма и его триумфальное распространение по европейскому континенту, по сути дела, представляет собой создание нового понятия «свобода».

    Немецкие романтики строят свои философские и эстетические системы в период разочарования в своих революционных симпатиях. Поэтому романтическое мироощущение представляет собой сложный вид чувственно-духовного освоения реальности, которая вышла из-под контроля и полностью изменила свое содержание.

    На место воодушевлению и восторгу приходят чувства разочарования и ощущения трагичности бытия. Реальный опыт французов показал немцам, что революция, ее результаты не имеют ничего общего с историческим оптимизмом просветительской идеологии, которая обеспечила подготовку к французским событиям. В немецком романтизме раннего этапа существенным моментом является разочарование в революционных идеалах и трагическое ощущение действительности, которая враждебна человеку.

    В романтическом идеале противоречие между сущим и должным выразилось в ироническом мироотношении, где художник-романтик переживает не только несоответствие бытия с человеческой реальностью, но и свою собственную несостоятельность как субъекта исторических событий. Именно поэтому в художественной практике романтики идут не просто по пути «ухода от реальности», а по пути создания параллельного (фантастического) идеального мира, который уравновешивает реальный. Отсюда в искусстве романтиков наблюдается страсть к сюжетам, где задействованы фантастические элементы в виде двойников человека, говорящих вещей и животных -- одним словом, использование принципа двоемирия.

    Романтики сильно переживали отказ от утопической идеи просветителей о «золотом веке». Реальность французской и немецкой истории в начале ХIХ века была основана не только на ужасах террора якобинцев, но и жестокостей насилия в период франко-немецких войн 1805-1813гг. В своем искусстве романтики обозначили страшную угрозу -- утрату человеческих ценностей. Ни философы, ни художники в романтизме не считали, что сущностью человеческой личности могут быть холодный практицизм, эгоистический расчет, финансовое преуспевание любой ценой. Романтики были первыми, кто в своем искусстве выступил против превращения человека в предмет купли-продажи. В сюжетах своих произведений они показали новый вид страшной зависимости не только человека от человека, но и человека от вещей. Проблема ужасающих масштабов товарных фетишей превратилась для них в ощущение перманентной катастрофы, в которой полностью и окончательно исчезает человеческое в человеке.

    Эта установка с необходимостью привела к возникновению элитаристской направленности в романтизме. Человеку из торгового ряда, рантье, филистеру был противопоставлен человек-художник, по своей природе возвышающийся над обществом как существо гениальное, творящее идеальную реальность. Именно поэтому проблема гениальности явилась одним из основополагающих принципов романтической эстетики. Гениоцентризм как принцип сам по себе превращал свободу в индивидуальную, личную проблему. Основанием этой свободы становилась некая эфемерная реальность, которая в каждом конкретном случае как кантовская «вещь-в-себе» имела автономную сущность и неповторимое своеобразие. Ничего общего, никаких закономерностей -- только необычность и эффект гения-художника.

    В романтической системе художник венчает социальную пирамиду. Во-первых, он как гений задает новые принципы и законы для своих современников, а во-вторых, в этой своей деятельности он бескорыстен, не преследует никаких эгоистических интересов, а поэтому -- абсолютно свободен, т.е. принципы романтической свободы изначально определены функциями художественного творчества романтизма -- перед нами характерный пример эстетизированной философской системы. Такая свобода трактуется как иррациональная проблема, в которой ее содержание и структура не мотивированы обстоятельствами социального бытия. Художник-романтик и в своем творчестве, и в своей личной жизни автономен от времени и от обстоятельств, в которых он живет. Подобного рода свобода превращается в абсолютный фантом, сущность которого определяется трансцендентальными законами.