Научная конференция на тему художники рисующие кошек. Образ кошки в искусстве

На дворе самый раскошачий месяц, а потому мы собрали большой и пушистый мартовский пост.
По всей нашей необъятной Земле, в каждой, даже самой маленькой, стране, очень многие художники жуть как любят кошек.

Умиляются повадкам, выражениям мордашек и глаз. Теряют бдительность. А котики, играя на чувствах, незаметно и безжалостно похищают сердца. Навсегда.

Зато можно наслаждаться прекрасными произведениями искусства, пропитанными любовью к этим хитрющим мордахам.
Мы собрали наипушистейшую теплую коллекцию картин от художников с разных уголков мира, чьи сердца похищены котиками.

Рихард Донскис, художник из Латвии



Рихард Донскис - художник из Латвии, работающий под ником Apofiss. Рихард творит атмосферные, немного мистические иллюстрации, где царствуют милейшие котики. Нежные глазастики с пронзительным выражением мордочек завоевывают любовь зрителя с первого взгляда.

Англичанка Ким Хаскинс




Художница Ким Хаскинс (Kim Haskins) родилась в Англии. Ким в основном работает акриловыми красками на картоне или холсте. Ее лохматые разноцветные котики с круглыми глазами неизменно вызывают широкие улыбки. Забыть эти умильные полосатые кучки невозможно. Коты Ким легко, даже слишком легко, похищают многие сердца на них смотрящих.

Американская художница Джой Кэмпбелл




Американская художница-иллюстратор Джой Кэмпбелл (Joy Campbell) живет в местечке Уинлок, штат Вашингтон. Пишет картины уже более 30 лет. Сейчас работает в масле, и, конечно, любимой темой полотен являются котики. Ее котики довольны жизнью, самодостаточны. Они развалились по диванам и столам, игриво заглядывают в глаза и полностью контролируют сердца людей.

Литовская художница Норвиль




Литовская художница Норвиль (Norvile Dovidonyte, Nora) - хозяйка рыжего вдохновителя Элвиса. Она обожает рисовать котиков, создавать неиссякаемый источник хорошего настроения и доброй улыбки. Нора творит уютную, простую жизнь, передает забавные повадки милых зверей. Она давно и нежно влюблена в кошек.

Владимир Румянцев, художник из Санкт-Петербурга




Владимир Румянцев - член Санкт-Петербургского союза художников и Санкт-Петербургского общества акварелистов. Является членом Российского союза художников. Его работы есть в музейных коллекциях России, а также в частных коллекциях Германии, США, Великобритании, Финляндии и Швеции. Его коты романтичны. Они видят ангелов, любят цветы и лиричный город на Неве.

Японский художник Макото Мурамацу




Японский художник Макото Мурамацу (Makoto Muramatsu) творит умиление невероятное. Няшные, бархатные котики давно похитили его сердце. И теперь похищают сердца и души каждого, кто остановится полюбоваться запредельной милотой котиков Макото. Мурамацу с нежностью прописывает каждую милую мордочку, любуется своими мягкими любимчиками. Романтик из Страны восходящего солнца.

Москвич Степан Каширин




Каширин Степан Владимирович родился в Москве. Является членом Федерации художников ЮНЕСКО. На его полотнах кошки живут как пушистые теплые люди. Водят автомобили, устраивают посиделки, играют свадьбы. Степан создает жизненные ситуации, наполненные понятным и добрым юмором. На мордахах его котиков написаны забавные эмоции.

Россиянин Валерий Хлебников




Хлебников Валерий Иванович родился в городе Вышний Волочек Тверской области. Сейчас живет в Московской области. Уже в трехлетнем возрасте маленький Валера нарисовал первую картинку. И это был, конечно, кот. Его коты похожи на тяжелых, добрых великанов. С таким котом здорово обниматься и ни о чем не беспокоиться. Работы Валерия полны юмора, доброты и тепла.

Владимир Стахеев, рожденный в Ленинграде




Живописец Стахеев Владимир Юрьевич родился в Ленинграде. Много лет занимался иллюстрацией. Коты из его графической серии очень изящны, эмоциональны и красивы. Их мордочки передают чувства настолько ярко, что мысли котиков можно прочитать. Котики злятся, любопытствуют, удивляются, чего-то хотят, чего-то боятся. Они наделены ярким характером.

Вася Ложкин из Солнечногорска




Вася Ложкин родился в России, в городе Солнечногорске. Рисует с неподражаемым юмором, передавая эмоции своих рыжих котяр. Хотя, как сам шутливо признается, рисовать не умеет. Также Вася признается в том, что его картины - на самом деле сказки с хорошим концом. Так что есть надежда на то, что колбасы все-таки хватит на всех.

Изображение дикой и по-домашнему ласковой, хитрой и простодушно изумленной кошки – излюбленная тема многих мастеров. Невозможно обойти вниманием эту грациозную красавицу, не заметить плавных изгибов ее тела, таинственного мерцания глаз, блеска шелковой шерсти. Картины с изображением кошекзанимают целые залы в известных галереях и частных коллекциях, кошачьи скульптуры украшают улицы городов по всему миру. Кошка «гуляет» по открыткам, маркам, календарям, всевозможной домашней утвари, одежде и аксессуарам.

Кошка прокралась в большое искусство лишь в XVIII столетии, однако еще в Древнем Египте хвостатых богинь ваяли из камня, рисовали на стенах и посуде, лепили из глины. Ювелирные изделия, гравюра, мозаика, фигурки из металлов, инкрустированные сердоликом, бирюзой и лазуритом – всюду были кошки. Один из храмов Гелиополиса украшала скульптура кошки – бог Ра в обличии хищного зверя. В зависимости от времени суток глаза кошки сужались или расширялись (видимо, жрецы применяли особый механизм для изменения диаметра зрачков). Каждый час изо рта священного животного струилась вода. Однако поклонение кошке было лишь частью религии. Египтяне славили не саму кошку, а богов, говоря с небесными правителями через священных животных.

Экспонат Лувра: Древний Египет, эпоха ранних династий, глиптика. В центре – око Ра, символ Солнца. По краям – усатые помощницы верховного божества. Нижняя часть – ночь (кошки убивают змея Апопа, символизирующего тьму и мрак), верхняя – утро (ибис в центре – священная птица, символ возрождения, обновления и мудрости).

Расселившись по миру и завоевав любовь самых почтенных особ, для масс кошка все еще оставалась только полезным зверем, оберегающим амбары от грызунов. В средние века, в эпоху религиозных культов, инквизиции и борьбы с надвигающимся на мир дьявольским хаосом, кошка оказалась неугодной человечеству. Изображение кошки в искусстве XVII века – незначительная деталь, скромный фоновый элемент «на задворках».

Читайте также: Айлурофобия – боязнь кошек

Экспонаты Лувра

Луи Ленен «Счастливая семья», выставлена в Лувре, написана в 1642 году. Отражает настроение людей того времени: кошка признается частью семьи, вхожа в дом, но держится в стороне.


В конце XVII и начале XVIII веков картины с кошками, искусно дополняющими основной сюжет, обретают все большую популярность: сельские сценки, иллюстрации, игривые кошки в компании детей, ласковые питомицы нежных дам. В середине XVIII века анимализм как самостоятельный жанр начинает покорение Европы. В начале пути это был жанр «второго сорта», существующий скорее ради развлечения, чем ради прибыли. Однако с этого момента сомнений не остается – кошки займут свое место в мире живописи. В XIX веке портер кошки уже не был странностью или блажью богачей – усатая питомица идеально вписалась в быт человека, превратившись из крысолова в нежно любимого члена семьи. Девятнадцатое столетие подарило миру Льюиса Уэйна, Фрэнка Пэтона, Эмиля Брунье и других талантливых живописцев.

Работы Барбера

Charles Burton Barber (1845-1894) – почетный член художественного института Великобритании. Его работы украшали дворец Королевы Виктории. Реалистичные, наполненные смыслом картины пользовались невероятным спросом еще при жизни автора. Образ усатых в искусстве, предлагаемый Барбером, абсолютно соответствует истинному облику этих животных. Возможно, в этом и кроется секрет успеха картин британского художника.

Юная девушка и молодая кошечка мраморного окраса. Обе красавицы полны еще несмелой грации, в позах уже отчетливо просматривается изящество, присущее женскому полу. Сакральный смысл – покорись или умри. Взирающий сверху вниз крошечный котенок олицетворяет союз человека и усатой питомицы: лояльная к человеку кошка позволила приручить себя, но осталась непобежденной. Куда более сильный хищник погиб, отказавшись идти на компромисс, и его шкура, брошенная к ногам человека, теперь украшает пол гостиной.

Работы из Голландии

Henriette Ronner-Khip (1821-1909) – потомственная художница из Голландии. Увлеклась написанием кошек в 1870х годах, как раз в то время, когда в ее доме поселилась усатая непоседа. Получала заказы от королей Бельгии, Пруссии, Португалии.

Картина кошка с котятами: теплые тона и мягкие линии, очень «домашняя», умиротворяющая работа.


Charles H. Van den Eycken II (1859-1923) – популярнейший бельгийский художник-реалист. Один из ведущих анималистов XIX века.

Классическая персиянка солнечного черепашьего окраса в окружении книг. Игривая поза, теплая позитивная энергия. Символизирует любознательность кошек и их отношение к жизни – тяга к знаниям похвальна, но через игру и веселье мир познавать куда интереснее.

Читайте также: Не хочешь, не умеешь, нет времени? Загляни в груминг салон!

Современное искусство

Художники XX века не перестают любить кошек. Картины с изображением кошек становятся максимально реалистичными, мастера добиваются почти фотографического сходства. Многие художники решаются отступить от привычных клише – завоевывают популярность работы, на которых кошка наделена антропоморфическими чертами или выполненные в жанре абстракции, фантазии, карикатуры.

Потрясающая детализация и сочные оттенки приковывают взгляд: медовые глаза, блестящие шерстинки, кокетливая обводка носика, шикарные усищи. Природа показала себя настоящим художником, раскрасив шубку кота Леонардо, Geoffrey Tristram запечатлел великолепие мраморного окраса при помощи кистей и красок.


Mi Chunmao является членом правления Союза Художников Китая. Его работы известны не только на родине, но и во всем мире. Полотна выставляются в престижных галереях, многие работы пополнили частные коллекции. Работакошка с котятами, созданная по технике гохуа – письмо тушью на шелке или бумаге, существует более пяти веков.


Глядя на работы Суэллен Росс, с трудом верится, что картины написаны вручную без помощи компьютерных программ. Суэллен пишет акварелью, использует чернила и цветные карандаши. Ниже – фантастически красивый кот, изумрудные глаза которого полны жизни.


Портрет кошки работы Герберт Сьюзен. Британская художница-самоучка пишет картины, повторяющие сюжеты работ известных мастеров. Прекрасная «дама» в платье небесного тона в оригинале – принцесса Елизавета.

Художники XXI века

Художники рисующие кошек в XXI веке, продолжают экспериментировать не только с жанрами, но и с техникой: принты, компьютерная графика и др. Антропоморфизм процветает: многие мастера делают акцент на сходстве домашних питомцев и их владельцев, по сути – всех людей в целом. На пике популярности легкие, позитивные сюжеты, полные веселья или светлой грусти. Растет интерес к восточным мотивам.

Картины Дебби Кук излучают положительную энергетику, кошки Дебби – ласковые, добродушные, любопытные и веселые. Ее мотивы можно встретить по всему миру на салфетках, кружках, одежде, аксессуарах, посуде. Работает пастелью, акварелью, акрилом, карандашами.

Московский художник Алексей Долотов рисует разных зверушек в собственном, хорошо узнаваемом стиле. Особенно популярны картинки художника Ксенопуса (ник, под которым Алексей общается с пользователями в своем блоге). Романтика, легкость, почти невесомость, нежность.




Не забудь рассказать друзьям


Луис Уэйн (1860—1939) — знаминитый английский художник. Тем и знаменит, что рисовал кошек. В какой то момент очень сильно заболевает его супруга и он вынужден все время проводить у постели больной супруги. Чтобы развлечь ее, он рисует своего домашнего кота в разных забавных позах и ситуациях. Чем более тяжелой становилась шизофрения и отчуждение художника от реального мира, тем сильнее изображения котов в его картинах напоминают фракталы. А до перехода к фракталам коты из очаровательных все большей частью становятся злыми и растрепанными.


Видио, на котором отчетливо видно как мырлыки приображаются.
В рисунках британского художника Луиса Уэйна столько забавных деталей, что, даже просто комментируя их, можно сочинить историю. Например, «Игра в крикет». Я насчитала там 36 характеров: спортсмены в полной экипировке, с крикетными битами, зрители на деревьях или за столиками. Художник запечатлел непредвиденный момент игры: мяч угодил на один из столиков, разбив тарелку с сэндвичами, опрокинув на землю сахарницу и заварной чайник. Какая неприятность! Чем ближе к эпицентру, тем сильнее эмоции персонажей. Любопытство, замешательство, испуг, возмущение написаны на их… усатых мордочках. Вся честная компания, если не считать рвущуюся с поводка непонятно чью собаку, состоит из кошек.

"Игра в гольф"
На других рисунках Уэйна тоже кошки: принимающие морские ванны, вальсирующие, кошки-гольфисты, кошки-жокеи, футбольные хулиганы, музыканты. Как правило, они представители зажиточного класса, что позволяет им наряжаться по последней моде, предаваться светским развлечениям, наслаждаться оперными ариями, курить сигары, пить виски.
Ранние работы Уэйна рассматривать приятно, а вот поздние (они, кстати, ценятся намного выше) вызывают противоречивые чувства. По-прежнему восхищаясь мастерством художника, вдруг замечаешь, что кошачьи морды стали злыми. Именно эти поздние рисунки бросались в глаза на проходившей осенью 30-й ежегодной выставке «кошачьего» искусства в галерее Криса Битлса. Они попали к специализирующемуся на творчестве Луиса Уэйна лондонскому галеристу после того, как скончался обладавший ими богатый психиатр из Дублина.
Нет ничего удивительного в том, что творчеством Уэйна интересуются психиатры. Для врачей кошки Уэйна имеют научную ценность. Они показывают, как шизофрения изменяет личность художника.
Первенец с заячьей губой, Луис родился в семье торговца текстилем в 1860 году. Родители поздно отдали мальчика в школу, вместо занятий он предпочитал бродить по лондонским улицам. Одноклассники дразнили его. В юности, чтобы спрятать свой недостаток, Луис отрастил усы, и вскоре нашлась женщина, которая оценила его внешнюю и внутреннюю привлекательность. Эмили была гувернанткой сестер Луиса и была на 10 лет старше своего возлюбленного. Молодые поженились в 1884 году, хотя семья юноши не одобряла его выбор. К тому времени отца уже не было в живых, и Луису пришлось взять на себя ответственность не только за жену, но за мать и пятерых сестер. Он начал зарабатывать, рисуя для журналов сценки из сельской жизни.
Потом у Эмили обнаружили рак груди. Чтобы развлечь больную жену, Луис рисовал их черно-белого кота Питера: Питер то носил очки, то, как человек, читал книгу. Эти «глупые» наброски и стали началом знаменитой кошачьей эпопеи. Умирающая Эмили успела порадоваться за мужа. Успех быстро пришел к нему: первые же картинки с веселящимися на балу котами, опубликованные в рождественском выпуске The Illustrated London News, понравились и взрослым, и детям. Эдвардианское общество было в восторге.
В 1890-х Уэйн выпускал почти по 600 рисунков ежегодно. Их публиковали в газетах, журналах, детских изданиях, на открытках. Его первые кошки еще были похожими на представителей животного мира, но очень скоро он заставил их ходить на задних лапах, по-человечески гримасничать и жестикулировать. Художник использовал для рисунков наброски, сделанные во время наблюдений за людьми, трудно было найти сферу деятельности или ситуацию, в которую он не вовлекал бы своих антропоморфных мурлык.
Мода на кошек захлестнула страну. Никогда прежде они не были столь любимы англичанами. Причем Уэйн не просто воспевал этих животных, он стал их покровителем и дважды был избран председателем Национального клуба любителей кошек. Его «Подмигивающий кот» и герб с тремя кисками до сих пор являются эмблемами клуба.
Материальный успех, приятное следствие популярности, давал Уэйну возможность обеспечивать родных (овдовевший художник жил под одной крышей с матерью и сестрами). Но Первая мировая война отменила европейскую моду на кисок. Интерес проявляли американцы, поэтому он отправил в США большую партию керамических «кубистских» котов. Затея пошла ко дну в прямом смысле: корабль с грузом был потоплен немцами.
Денег становилось все меньше, ведь о сбережениях Уэйн не позаботился. Он свои работы прежде дарил или продавал за бесценок, не думая об авторских правах. А тем временем сестры, ни одна из которых так и не вышла замуж, нуждались в поддержке. Нежный брат беспокоился о них и одновременно подозревал, что они его обворовывают. Существует черта, за которой странные идеи превращаются в опасную манию. Луис окончательно пересек ее в 1924 году, набросившись на одну из сестер.
Те, кто сегодня видит в Уэйне лишь «сошедшего с ума кошатника», называют возможной причиной его безумия трихинеллез, переносчиками которого могут быть кошки. И специалисты, не исключающие связь между трихинеллезом и шизофренией, помогают этой версии. У многих появляется соблазн придать трагедии художника драматическую, почти театральную завершенность. Пишут еще, будто рассудок его повредился из-за того, что Луис сильно ударился головой, выпав из автобуса. Якобы водитель резко вывернул руль, стараясь не задавить кошечку на дороге. Уэйн пострадал из-за существ, которых обожал всю свою жизнь.
В подробном варианте биографии сообщается, что художник отличался странностями еще в молодости (слыл эксцентриком) и что в семье Уэйнов существовала предрасположенность к душевным расстройствам (одна из сестер художника помешалась в юном возрасте). Луиса тоже заперли в сумасшедшем доме. Он погиб бы в том ужасном бедламе для неимущих, если б не судьба в облике словоохотливого посетителя: «Вы рисуете в манере Уэйна!» - «Я и есть Уэйн...» В кампанию по спасению художника включились все любившие его творчество, премьер-министр Великобритании и королевская семья.
Герберт Уэллс, призывая собирать деньги для Уэйна, подчеркивал, что на рисунках художника выросли три поколения англичан. Трудно было найти в стране детские ясли, где на стенах не висели бы его репродукции. «Он изобрел собственную разновидность кошек, у которых были свои стиль, общество, целый кошачий мир, - говорил писатель. - После Уэйна все английские кошки чувствуют себя пристыженными, что не похожи на его персонажи».
Художника перевели в комфортабельную лечебницу, где у него была отдельная комната. Там он прожил до смерти в 1939 году. Сохранился коротенький фильм 30-х годов, где прилично одетый джентльмен гладит кошку, потом рисует на большом листе бумаги круглую морду, напоминающую Чеширского кота из «Алисы».













Грустная история о художнике, который рисовал котиков">

Грустная история о художнике, который рисовал котиков

Матроскин, Лепольд, котенок по имени Гав - все эти котики, так любимые нами, обязаны своим человекоподобным видом Луису Уильяму Уэйну. Именно этот английский художник первым наделил котов человеческим поведением и эмоциями.

У Луиса Уэйна (1860-1939) был кот Питер, а если точнее – Питер Великий, названный в честь нашего императора Петра Первого. Луис надрессировал кота сидеть перед книгой в очках, как будто бы тот читает, и выполнять другие несложные команды. Все это Луис делал для того, чтобы развлечь свою жену, которая умирала от рака.

Чуда не случилось: молодая женщина умерла. Но за этот период Луис сделал массу набросков кота, которые стали основой его будущей популярности. Начиная с 23 лет он рисовал практически одних только котов. Тогда они еще не ходили на двух ногах и не имели человеческих черт лица, но начало было положено. Рисунки Луиса стали публиковать в книгах и журналах.

Для нас, как для поклонников мультфильмов, интереснее тот период творчества Луиса Уэйна, который можно назвать «кот прямоходящий». Это началось в последнее десятилетие девятнадцатого века. С тех пор популярность художника постоянно росла, он рисовал до шестисот котиков в год.

Такой производительностью может похвастаться не всяких современный фотограф, а ведь Луис не просто нажимал на кнопку, а создавал шедевры карандашом и кистями. Он оформлял книги, его иллюстрации публиковали в журналах, он даже сделал свой сборник «Ежегодник Луиса Уэйна».

Решение английской почты, которая в 1902 году разрешила наносить изображение на одну сторону открыток, можно назвать эпохальным событием для любителей котиков. Тут Луис развернулся на полную. Открытки с его котами и тогда были популярны, а сейчас стали объектом охоты для коллекционеров. В настоящее время их стоимость может измеряться десятками тысяч долларов.

Коты Луиса Уильяма Уэйна ходят на задних лапах, носят костюмы, курят, играют на музыкальных инструментах. В общем, ведут нормальную светскую жизнь.

«Я беру свой блокнот в ресторан или любое другое оживленное место и просто рисую людей в их обычных позах как кошек, наделяя их как можно более человечными чертами. Это придает моим работам двойственную натуру, и я считаю их своими лучшими шутками».

Луис Уэйн не только рисовал кошек, но и старался помочь им. Он состоял во вевозможных благотворительных обществах, защищающих этих полосатых пушистиков и даже стал президентом Английского национального кошачьего клуба.

Но жизнь художника не всегда была радостной и безоблачной. Луис был паталогически доверчив и крайне нерасчетлив. В десятых годах прошлого века он оказался на грани нищеты, вложив все деньги в какое-то мутное мероприятие. Кроме того, у Луиса начала развиваться шизофрения.