Из чего делают краски сейчас. Из чего сделаны краски? Как «реанимировать» акриловые краски

Самодельные краски

Материал будет полезен родителям, учителям, педагогам дополнительного образования.

История красок началась, наверное, вместе с появлением человека. До нашего времени сохранились рисунки первобытных людей, выполненные углём и сангиной (глиной). Пещерные люди рисовали на камнях то, что их окружало: бегущих животных и охотников с копьями. Средневековые художники тоже готовили краски сами, смешивая порошки пигментов и жиры. Такие краски нельзя было хранить дольше одного дня, так как при контакте с воздухом они окислялись и затвердевали.


Состав красок.


Древние художники отыскивали материал для красок прямо под ногами. Из красной и жёлтой глины, тонко ее, растерев, можно получить красный и жёлтый краситель, или, как говорят художники, пигмент. Пигмент чёрный даёт уголь, белый – мел, голубой или зелёный даёт малахит и лазурит. Зелёный пигмент дают и окиси металлов. Первая синяя краска из лазурита продавалась 1кг за 600 франков. Краски из природных пигментов были не только разнообразных оттенков, но и удивительной прочности. До нашего времени сохранилась псковская икона "Дмитрий Солунский". Этой иконе более 600 лет, она и сейчас в хорошем состоянии. Псковский мастер сам изготавливал эти краски. До сих пор известны: псковская зелень, красная киноварь и желтая псковская. В настоящее время почти все краски делают в лабораториях и на заводах из химических элементов. Поэтому некоторые краски даже ядовиты, например, красная киноварь из ртути. Фиолетовые краски могут делать из персиковых косточек или из виноградных шкурок.



Сухой краситель не может держаться на холсте, поэтому нужно связующее вещество, которое склеивает, связывает частички сухого красителя в единую цветную краску–массу. Художники брали то, что было под рукой: масло, мед, яйцо, клей, воск.


Чем ближе друг к другу частички пигмента, тем гуще краска. Густоту краски можно определить, если взглянуть, как растекается капля меда, яйца, на долгосохнущую каплю масла, которая даже не соединяется с водой, а при высыхании оставляет жирный след.
Разные связующие вещества дают разные краски с разными названиями.


Проанализировав статьи в Интернете, можно описать, как готовятся краски. Сначала ищут сырье. Это может быть уголь, мел, глина, лазурит, малахит. Сырье нужно очистить от посторонних примесей. Затем материалы необходимо измельчить до порошка.
Уголь, мел и глину можно измельчить и в домашних условиях, а вот малахит и лазурит очень твердые камни, для их измельчения необходимы специальные инструменты. Старинные художники растирали порошок в ступке пестиком. Полученный порошок и есть пигмент. Затем пигмент нужно смешать со связующим веществом. В качестве связующего вещества можно использовать: яйцо, масло, воду, воск, клей, мёд. Краску нужно хорошо промешать, чтобы не было комочков. Получившуюся краску можно использовать для рисования.

Рецепты самодельных красок:
1. Рецепт.
1 ст. ложку муки, 2-3 ст. ложки соли, 50 г. воды с пищевыми красителями, 1 ч. ложка растительного масла. Все составляющие смешать и взбить до густоты сметаны. Связующим элементам этих красок является масло. Приготовленные краски очень похожи на гуашь.


2. Рецепт.
1. Высыпать в миску 1 ст. соды.
2. Очень медленно влейте туда же 3/4 стакана уксуса. Не добавляйте все сразу, будет слишком много пузырей.
3. Как только уксус и соды перестанут булькать, перемешайте их венчиком.
4. Отмерьте и добавьте 2 столовые ложки кукурузного сиропа в смесь.
5. Затем добавьте в 1 стакан крахмала. Тщательно взбейте всю смесь венчиком, чтобы она хорошо перемешалась.
6. Залейте смесь в формочки для льда.
7. Окуните палочку в пищевой краситель, а затем в один из отсеков формочки.
8. Используйте палочку, чтобы смешивать разные цвета пищевого красителя в каждом отсеке. Не забывайте, вы можете комбинировать цвета: красный и синий создаст фиолетовый, желтый и синий создаст зеленый, из красного и желтого получится оранжевый.
9. Когда все краски будут смешаны, поставьте их в безопасное место, чтобы они высохли - на это понадобится около 2 дней.
10. Как только ваши акварели высохли, они готовы к использованию точно также как краски из магазина, но без тайных ингредиентов.

Общие сведения
Эти краски имеют широкое распространение и применяются для рисования, раскрашивания чертежей, диаграмм, плакатов и т. д. Акварельные краски вырабатываются в плиточках, в фарфоровых или иных чашечках или в оловянных тюбиках. Акварельные краски разводятся водой и всегда готовы к употреблению. Разведенная высохшая краска не портится и может быть снова пущена в дело.

Для приготовления этих красок можно применять минеральные, анилиновые и растительные краски. Анилиновые краски редко применяются, так как, впитываясь в бумагу, они прокрашивают ее насквозь, вследствие чего нельзя отмыть их с рисунка и ослабить тон. Не смываются они также с кисти.

В последнее время почти исключительно применяются минеральные краски, так как они дешевле и прочнее растительных. Приготовление акварельных красок сводится к тому, что измельченные замешанные с водой краски смешивают с связующим веществом и полученное тесто помещают в тюбики, чашечки или формуют в соответствующие лепешки.

В качестве связующего вещества употребляют гумми-арабик, вишневый клей, леденцовый сахар, желатин, рыбий клей и другие. Лучшие сорта красок приготовляют на чистом гумми-арабике, иногда прибавляют небольшое количество (от 20 до 40%) леденцового сахара. Применяют также смесь гумми-арабика со светлым столярным клеем или с декстрином, причем эти вещества берутся в самых разнообразных пропорциях.

Минеральные краски, применяемые для изготовления акварельных

Белые краски
Лучшим материалом являются свинцовые белила. Эти сорта содержат довольно большой процент примеси тяжелого шпата. Высший сорт свинцовых белил – «Кремзервейс» - плитки белоснежного цвета. Цинковые белила также пригодны для приготовления белой акварельной краски. Эти белила представляют собой окись цинка. Высший сорт - «Шнейвейс» - отличается легкостью и белизной. Кроме этих материалов сюда можно отнести тяжелый шпат и мел, но эти материалы дают краску очень низкого качества.

Желтые краски
Крон желтый - хромовосвинцовая соль. Эти краски бывают различных оттенков: лимонного, оранжевого и других. Они обладают существенным недостатком: изменяют свой оттенок на солнечном свету. В отношении крона нужно еще помнить, что его нельзя смешивать с красками, содержащими серу (ультрамарином, киноварью). Для желтых красок применяются также желтый кармин, сернистый кадмий, охра и др.

Коричневые краски
Сиенская земля, кассельская земля, кельнская земля, сурик железный, умбра и др.

Красные краски
Сурик свинцовый - порошок красного цвета. Высший сорт - «Миньоранж». Киноварь - сернистая ртуть. Натуральная киноварь ярко-красного цвета. От степени измельчения зависит ее оттенок; чем тоньше размол, тем светлее и ярче краска. В продаже бывает различных оттенков.

Кармин - краска животного происхождения. В воде нерастворим, легко растворяется в нашатырном спирте. Кроме этих красок применяют еще венский бакан, мумию и др.

Синие краски
Ультрамарин. В последнее время исключительно применяется искусственный ультрамарин. В торговле бывает в виде порошка от темно-синего до светло-голубого цвета. Тонкий размол дает светлые тона.

Лазурь берлинская голубая. В продаже встречается в виде плиток или кусков темно-синего цвета.

Индиго - растительная краска, но может быть получена также искусственным путем. Представляет собою смесь нескольких красящих веществ, из которых главное, дающее синий цвет, - индиготин. В продаже бывает в виде темно-синих кусков с медно-красным отливом.

Зеленые краски
Зеленые краски получают смешиванием желтых и синих красок, либо применяют ярь-медянку (лучшая - французская; ярь-медянка - ядовита), крон зеленый, хромовую зелень, киноварь зеленую, ультрамарин зеленый и др.

Черные краски
Жженая слоновая кость, ламповая копоть и др.

Общие указания для приготовления акварельных красок

Для получения краски того или иного цвета применяются, как указано выше, главным образом минеральные краски. Желаемый оттенок можно подобрать при покупке сырья или же получить комбинации красок различных цветов. Краски, обладающие очень интенсивным ярким оттенком, можно ослабить, прибавляя к ним некоторое количество белой краски.

Основным моментом в производстве является тщательное измельчение красок. Нужно иметь в виду, что большинство минеральных красок в воде не растворимо, и процесс крашения представляет собой как бы механическое прикрепление мельчайших частей краски к бумаге. Многие сорта продажных минеральных красок идут либо в кусках, либо в порошке недостаточно тонкого помола, и поэтому требуют для приготовления акварельных красок тщательного измельчения.

В зависимости от размеров производства измельчение в порошок производится на бегунах, в шаровых мельницах, специальных краскотерках или же ручным способом в каменной ступке. Чем тоньше измельчение, тем лучшего качества получаются акварельные краски.

Связующими веществами служит гумми-арабик, леденцовый сахар, желатин, рыбий клей и т. д. Выбор связующих веществ можно варьировать широко, но высшего качества акварельные краски получаются на чистом гумми-арабике в смеси с сахаром или медом. Обыкновенно берут 2 вес. ч. гумми-арабика и 1 вес. ч. сахара. Часто применяют также раствор леденца и раствор декстрина. Для карминовых красок применяют только раствор леденца, для хромовых красок и изумрудной зелени - раствор декстрина.

Количество необходимого связующего вещества для различных минеральных красок варьирует в широких пределах. Парижская синь требует количество связующих веществ (гумми-арабик и сахар), равное своему весу, берлинская лазурь, сиенская земля требуют меньших количеств. Еще меньше их требуют свинцовые белила и черные краски. Небольшие количества требуют желтые и красные охры, сурик, киноварь и цинковые белила, совсем мало - коричневая кассельская и кельнская земля.

Замешиванием краски с водяным раствором связующего вещества получают тесто глинообразной консистенции, которое выкладывают на мраморный стол или на стол, покрытый вощеной бумагой. Масса должна быть раскатана до толщины в 5-8 мм; оставляют ее в покое от 12 до 20 часов, после чего формуют специальными формочками. Штамп смазывается каким-либо маслом. К формовке приступают, когда тесто достаточно подсохло. Можно формовку производить в два приема, т. е. раньше при помощи штампа или ножа нарезать тесто на соответствующие плитки, затем, когда последние достаточно затвердеют, прижимать их медным штампом для придания соответствующей формы и торгового знака. Этот последний способ практикуется чаще.

Совершенно затвердевшие и отформованные плитки или кружочки наклеивают на палитру светлым столярным или рыбьим клеем. Клей в виде теплого раствора наносится маленькой кисточкой на палитру и тотчас на это место прикладывается кружок краски.

При массовом производстве можно изготовить щетку в соответствующих местах которой находятся пучки волос. При помощи такой щетки одним прикосновением к палитре наносится клей соответственно местам, на которых будут наклеены кружки красок. При приготовлении акварельных красок в чашечках полученное тесто помещают в соответствующие фарфоровые или иные чашечки. Связующим веществом у них являются те же вещества, но к ним прибавляют мед или глицерин. Эти краски легче разводятся водой.

Для красок в тюбиках пользуются в качестве связующих веществ гумми-арабиком или декстрином с прибавлением значительных количеств меда. На 1 вес. ч. гумми-арабика берут 1 вес. ч. меда. Мед применяется жидкий и некристаллизующийся. Вместо меда для удешевления применяется глицерин.

При приготовлении дешевых детских красок пользуются мелом или тальком, подкрашенными в соответствующий цвет анилиновой краской и замешанными одним из указанных выше связующим веществом. Формуют кирпичики или кружочки обычным способом при помощи медных штампов.

Ниже мы приводим отдельные примерные рецепты приготовления высших сортов акварельных красок, но повторяем, что для получения красок можно пользоваться и другими красящими и связующими веществами.

Рецепты акварельных красок

Интенсивно-черная
130% ламповой сажи кипятят в 1 л воды; приняв сосуд с огня, снимают с жидкости всплывшую наверх пену и прибавляют 4 г тонко измельченного индиго. Полученную смесь кипятят при постоянном помешивании до тех пор, пока не испарится большая часть воды, после чего прибавляют 4 г гумми-арабика, 2 г столярного клея и 0.5 г цикорного экстракта (необязательно).

Полученную смесь кипятят до тех пор, пока она не превратится в густую пасту, которую формуют затем в виде плиточек или таблеток, пользуясь формами, смазанными маслом (лучшее масло для этого - ореховое или миндальное).

Синяя краска
33 вес. ч. тонко измельченной берлинской лазури кипятят некоторое время в мягкой воде, к которой прибавлено несколько капель соляной кислоты. Когда краска осядет, сливают жидкость, а осадок смешивают с 16.5 вес. ч. гумми-арабика и 8.5 вес. ч. клея, растворенными предварительно в небольшом количестве воды; выпаривают смесь при умеренном нагревании до получения густой пасты, которую формуют обычным способом. При приготовлении краски из индиго к последнему прибавляют некоторое количество (смотря по оттенку) свинцовых белил, весьма тщательно растирают полученную смесь, а затем поступают, как указано выше.

Красная краска
Растирают 30 вес. ч. венского бакана, кармина, киновари или сурика с 10 вес. ч. гумми-арабика, 4 вес. ч. сахарной пудры и 6 вес. ч. воды в однородную густую массу. Если масса получится слишком густой, то прибавляют небольшое количество воды.

Желтая краска
Готовить по рецепту красной краски, применяя желтые минеральные краски и несколько меньшие количества связующего вещества.

Белая краска
Тщательно растирают белила (кремницкие) сначала в крепком растворе гумми-арабика до консистенции мягкой однородной пасты, а затем второй раз в растворе гумми-арабика, сгущенном до консистенции слизи. Полученную пасту подсушивают на воздухе, а затем формуют. Можно также высушивание пасты производить в формах.

Зеленая краска
8 вес. ч. ярь-медянки растирают в молоке и нагревают при температуре, близкой к кипению, в течение 24 часов, прибавив сюда 2 вес. ч крепкого винного уксуса и 4 вес. ч. измельченного в порошок винного камня. После отстаивания, в течение 24 часов, сливают жидкость в бутыль; смешивая жидкость с индиго, шафраном, зеленой краской из ягод крушины, можно получить краску любого оттенка. В качестве связующего вещества применяется гумми-арабик и клей, которые прибавляются до получения густого теста.

Медовые краски
Смешивают 6 вес. ч. гумми-арабика, 3 вес. ч. сахарной пудры, 30 вес. ч. минеральной краски любого цвета, 6 вес. ч. меда и 5 вес. ч. воды. Все тщательно растирают и перемешивают.

Растительные краски
Фиолетовая. Сок спелой черники, выжатый из ягод, кипятят в чистом сосуде, прибавляют рюмку уксуса и 20 г квасцов, фильтруют и отфильтрованную жидкость упаривают в фарфоровой чашке до надлежащей консистенции.

Желтая
Гореть желтых ягод подорожника кипятят в 0,5 л воды, прибавляют небольшое количество квасцов и 10-15 крупинок поваренной соли (каменной), после чего полученную смесь упаривают до одной четверти объема, процеживают через холст и прибавляют гумми-арабика для получения густой массы, которую формуют.

Дорогие читатели, в данной статье мы расскажем вам о живописи акварелью, ее составе, видах, технике писания и новинках в области рисования данным материалом.

Характеристика живописи с применением акварельных красок

Акварель – это живопись с использованием водорастворимых прозрачных красок.

Ее свойства – это воздушность, легкость, тонкие переходы цвета.

Акварельная техника объединяет в себе черты графики и живописи. У графики акварель взяла ключевую роль бумаги и отсутствие рельефного мазка, у живописи – позаимствовала построение форм и пространства цветом, наличие множественных тонов.

В основном, акварелью рисуют на бумаге. Работая, приходится очень часто ее смачивать водой. Характерный размытый мазок может образоваться только на мокрой бумаге. Существуют разные способы ее смачивания. Бумагу можно натянуть на специальную рамку и затем смочить. Также ее выкладывают на мокрую фланель или на стекло. Степень смачивания непосредственно зависит от требуемого результата. Нередко художники используют и другие способы.

Чтобы вода полностью впиталась в бумагу, рекомендуется оставить маленькие лужицы на ее поверхности. Благодаря этому можно добиться различных эффектов.

Состав акварели

Акварельная краска состоит из красящего связующего пигмента (декстрин и гуммиарабик), пластификатора (инвертированный сахар и глицерин) и различных добавок. Не применив пластификатор, краска быстро становилась бы хрупкой и пересыхала. При помощи добавления антисептирующего вещества – фенола – предотвращается появление плесени. Еще одна чрезвычайно важная добавка, которая вводится для препятствия скатывания краски в капли, – это желчь быка.

Виды акварельных красок

Акварельные краски бывают двух видов: «школьные» и «художественные».

Школьные акварельные краски Профессиональные акварельные краски

Школьные краски значительно уступают художественным краскам по дисперсности, ровному слою, возможности лессировки и стойкости свету. Но самое главное – это уметь ими пользоваться. Настоящий мастер может создать шедевр, используя самые обычные школьные краски.

Новинка: акварельные карандаши

Недавно в продаже появились акварельные карандаши. Рисовать этими карандашами можно двумя способами: сначала раскрашивают необходимый участок, а потом размывают его водой, или же смачивают бумагу и потом рисуют карандашами. Благодаря второму способу можно достичь более насыщенного и яркого цвета.

Акварель – это художественные краски на основе растительного клея, растворимые водой. Она ложиться тонким полупрозрачным слоем, что является ее особенностью. Впервые акварель была создана в Китае во II веке н.э. Акварелью рисуют на специальной акварельной бумаге, которая отличается от обычной толщиной, плотностью и фактурой, кисти обычно используются мягкие – белка или колонок. Акварель перед нанесением на бумагу разводится водой, после высыхание может храниться достаточно долгое время.

О ЧЁМ СТАТЬЯ?

Состав разных цветов

А вы знаете из чего делают акварельные краски? Для их изготовления используются анилиновые, минеральные и растительные компоненты. Однако анилиновое вещество применяется реже всего, так как оно дает устойчивый насыщенный цвет, пропитывая бумагу насквозь, не размываясь водой, что исключает самую важную особенность акварельных красок – полупрозрачное нанесение.

Одни из самых распространенных компонентов – минеральный. Его преимущество в прочности и дешевизне. Так для изготовления акварели измельченные и замешанные с водой цветовые пигменты соединяются с связующим веществом и полученную массу расфасовывают в тубу, кюветы или прессуют в форму лепешки.

В качестве вещества связующего все компоненты применяют рыбий или вишневый клей, гумми-арабик, леденцовый сахар, желатин и другие. Самую качественную акварель изготовляют с добавлением гумми-арабики, иногда с примесью леденцового сахара (от 20 до 40%), а также столярным клеем или декстрином в различных пропорциях.

Разные виды минеральных веществ соответствуют конкретному оттенку акварели.

Свинцовые белила с большим количеством примеси тяжелого шпата дают белый цвет. Белоснежный оттенок получается из свинцовых белил высшего сорта – Кремзервейс.

Желтый цвет изготавливают из крона желтого — хромовосвинцовой соли, а также применяется желтый кармин, охра, сернистый кадмий и др. Эти краски различаются по оттенкам от светло-желтого и лимонного до насыщенного оранжевого и охристого. Особенность желтых красок – изменение оттенка на солнечном свете. Если акварель сделана на основе крона следует учесть, что ее нельзя соединять с красками, в составе которых есть сера, т.е. с синими оттенками.

Красные оттенки изготавливаются из Сурика свинцового – минеральной краски, которая имеет ярко-красный цвет, высший сорт — Миньоранж. Готовый оттенок акварели зависит от степени измельчения частиц: чем тоньше, тем ярче получается цвет.

Красный цвет также получают из кармина. Однако его происхождение не минеральное, а животное, что придает такой краски специфическое свойство – нерастворимость в воде.

Оттенки синего изготавливаются из искусственного ультрамарина. Его оттенки колеблется от небесно-голубого до темно-синего. Более светлый цвет получается из минеральных компонентов тонкого разлома.

Также лазурь берлинская голубая является основой синих акварельных красок, ее цвет – темно-синий.

Индиго — темно-синий цвет с медно-красным отливом, может быть, минерального или растительного происхождения.

Зеленые оттенки получают за счет смешивания синих и желтых красок или их изготавливают из крона зеленого, ярь-медянки, киноварь зеленой, хромовой зелени, ультрамарин зеленый и др.

Процесс изготовления

Как делают акварель? Процесс изготовления акварели начинается с подбора нужного оттенка минеральной краски. Выбрать его можно из уже готового сырья или путем смешивания нескольких цветов. Если оттенок слишком насыщенный его ослабевают путем добавления белил.

Наиболее важный момент в производстве – тщательное измельчение минерального сырья. Так как минеральные краски часто не растворяются в воде, а окрашивание происходит за счет прикрепления частиц краски к бумажной поверхности.

  • Первичное минеральное сырье выпускается в кусках или порошке крупного помола.
  • Далее минеральные краски измельчаются в краскотерке, бегунах, шаровых мельницах или каменной ступке, если она изготавливается вручную. Чем мельче полученные частицы, тем выше сорт акварельной краски.
  • Затем полученную массу соединяют со связующим веществом, например, с гумми-арабиком. Так для красного цвета, изготавливающегося из кармина, подходит только раствор леденца, а раствор декстрина применяется для изумрудной зелени и хромового цвета.
  • Количество связующего вещества зависит от минерального сырья, так меньше всего его требуют белый и черный цвет, а больше всего оттенки охры.
  • После соединения минеральной краски с водным раствором связующего вещества получается глинообразное тесто и раскатывается толщиной 5-8 мм, после чего его оставляют сушиться на 12 – 20 часов.
  • Если акварель в дальнейшим будет расфасована в тубу, то помимо связующего вещества добавляется некристаллизующийся жидкий мед или глицерин.
  • В зависимости от формы выпуска жидкая фасуется в банку, полужидкая акварель — в тубу, твердая – в кювет или плитку.
  • Когда акварель достаточно затвердела ее формируют в выбранную форму. Готовая масса нарезается на соответствующие кусочки и приклеивается на плитку столярным или рыбьим клеем.

Второй способ приготовления

Глицерин заливается в реактор с дополнительными связующими элементами. Далее в дежу (специальная чаща) добавляется красящий пигмент, и вся полученная масса определенное время замешивается. Затем тонкой струей заготовка акварели поступает в краскотеручную машину, предназначенную для конкретного цвета, и перетирается. Далее масса поступает в чаны, из которых по специальным шлангам, переливается в фасовочную машину, где цвета фасуют в готовую тару для выпуска на продажу, а затем уже акварель высушивается в течение двух суток.

Пример изготовления синей краски

Минеральную краску берлинской лазури тонко измельчают, соединяют с водой и соляной кислотой, а затем доводят до кипения. После чего краска оседает, лишняя жидкость сливается. В полученную массу добавляют гумми-арабик, клей, который предварительно растворен в воде, и при измеренной температуре нагревают до получения пасты густой консистенции.

Пигменты придают краскам определенный цвет; даже в случае приготовления белых красок добавка пигментов необходима для получения чистого белого цвета.Пигменты могут влиять на свойства полученных с их использованием красок (и получаемых из них покрытий) - например ускорять или замедлять высыхание, уменьшать коррозию, изменять срок службы покрытия и т. п.Немного физики: пигменты обладают определённым цветом благодаря способности избирательно отражать лучи видимого света. Свет, попадая на поверхность краски, проходит через прозрачное для них связующее, частично отражаясь от поверхности пленки по всему диапазону спектра и создавая эффект зеркальной, блестящей поверхности (блик). Пигмент поглощает лучи избирательно: одна часть лучей, составляющих спектр дневного света, поглощается, а другая - отражается от поверхности пигмента, создавая в наших глазах определенное цветоощущение. Например, если пигмент поглощает фиолетовые, синие, зелёные, жёлтые лучи и отражает красные, то и поверхность воспринимается как окрашенная в красный цвет. Пигмент, отражающий почти весь падающий на него свет, кажется белым, а пигмент, поглощающий падающие на него световые лучи по всему спектру - чёрным.Основными цветами следует считать три - красный, синий и жёлтый. Смешивая их между собой, можно получить фиолетовый, оранжевый, зелёный.