Базаров и старшее поколение. Конфликт поколений в произведении И


Проблема связи между поколениями актуальна во все времена и всегда имеет место в любом обществе людей разных возрастов. Со временем принципы молодых вытесняют идеалы «отцов». «Дети всегда стремятся к изменениями и реформам, стараются вести активную деятельность. Старшее поколение хочет сохранить прежние духовные ценности, основываясь на которых прожило всю жизнь. Оно стремится оставить всё на своих местах и обрести покой.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.


Молодые могут обвинить их в бездеятельности, а «отцы» - в непонятных и странных для них изменениях.

Такая острая проблема нашла отражение в произведениях русских писателей. Среди них выделяется И.С. Тургенев с романом «Отцы и дети». Проблема связи поколений раскрывается в произведении во взаимоотношениях нигилиста Базарова с дворянином Павлом Петровичем, со своими родителями, а также на примере отношений в семье Кирсановых.

Евгений – выделяющийся представитель молодого поколения второй половины девятнадцатого века – нигилист. Он не признаёт искусство, не восхищается природой, отрицает любовь. После приезда в имени Кирсановых Базаров сталкивается с социально-политическим врагом – Павлом Петровичем. Данные герои романа занимают противоположные жизненные позиции. Это стало причиной их многочисленных споров. Брат Николая Петровича выступает за сохранение старых устоев, а Евгений – за их разрушение.

Первой поднялась тема творчества и его роли в жизни. По мнению Павла Петровича, аристократы – движущая сила эволюции общества. Базаров же считает, что они не способны к прогрессирующей деятельности, от них нет пользы: «Русскому человеку герои не нужны».

Также темой споров стал нигилизм. Старший Кирсанов осуждает приверженцев этого течения за то, что они бесполезны и бессильны: «Вас всего четыре с половиной человека». Базаров говорит: «В теперешнее время полезней всё отрицать». Его точка зрения абсолютно обратна, он рассуждает о необходимости революционных действий, критерием которых является народная польза.

Кроме того, два социально-политических врага имеют разные мнения о русском обществе. Евгений утверждает, что народ не понимает собственных целей и интересов, глуп и невежественен, но главный герой гордится своим происхождением и считает, что нигилизм – проявление народного духа.

Четвёртый вопрос затрагивает отношение к искусству и природе двух героев. Павел Петрович считает искусство неотъемлемой частью духовной жизни любого культурного человека. Базаров не согласен с его мнением: «Порядочный химик в двадцать раз полезнее поэта». О природе он отзывается так: «Природа – не храм, а мастерская, и человек в ней работник».

Пятый конфликт двух поколений мы видим на примере отношений Базарова со своими родителями. С одной стороны, он признаётся, что любит их, а с другой – не принимает их позиций и убеждений, не соответствующих его взглядам. Это и приводит к непониманию отцов и детей. Тем не менее Базаров и его родители остаются в хороших и тёплых отношениях.

В семье Кирсановых в малой степени возникает данная проблема. Дело в том, что Аркадий похож на своего отца. Это проявляется в общих духовных ценностях – дом и семья. Он пытается подражать своему другу нигилисту. Это является причиной споров в семье.

Заключается произведение неожиданной смертью Базарова. Такой поворот событий было сложно предугадать, ведь Евгений был молод и полон сил, хотел сделать ещё множество великих дел, но по глупой случайности умер. Этим автор намекает на отсутствие будущего у таких людей.

Обновлено: 2018-03-19

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

1. Общественно-политические настроения.
2. Новаторство в произведении.
3. Сходство и различие Базарова и Павла Петровича.
4. Характер Николая Петровича.
5. Жизненная позиция Аркадия.

И. С. Тургенев, как натура творческая и чувствительная, прекрасно видел и понимал, что происходит в социальной жизни его современников. Роман «Отцы и дети» был завершен в 1862 году, когда в обществе явно прослеживалось противоборство двух политических партий либералов-аристократов и революционных демократов. Безусловно, это не могло не отразиться в романе писателя, где конфликтные стороны представляют нигилист Евгений Базаров и дворянин Павел Петрович Кирсанов.

Будучи дворянином, Иван Сергеевич не мог разделять взглядов Базарова, который, по мнению автора, и являлся носителем революционных демократических идей. С другой стороны, Тургеневу как художнику были интересны эти люди, их характеры. Его отношение к своему герою далеко не однозначно, о чем свидетельствует и тот факт, что Евгений «подавляет все остальные лица романа». При написании своего романа Иван Сергеевич проявил некоторое новаторство в плане построения сюжета и самой идеи произведения. Это было новое веяние в художественной литературе того времени. Роман Тургенева полностью лишен привычных традиционных элементов любого другого художественного произведения. Здесь трудно обнаружить развязку или завязку сюжета, не существует строгого плана, определяющего ход действия. С другой стороны, в произведении можно увидеть хорошо прорисованные сильные характеры, наблюдения и картины из обыденной жизни помещиков и крестьян. Отсутствие строго выверенных художественных компонентов совершенно не умаляет ценности этого произведения, поскольку здесь осуществляется тщательный психологический анализ человеческой личности, проявляется отношение автора к своим героям.

С первого знакомства с главными героями романа Евгением Базаровых и Павлом Петровичем Кирсановым становится ясно, что эти люди не смогут не противостоять друг другу. Автор еще более подчеркивает это, давая подробнейшее описание внешнего облика своих персонажей. «Изящный и породистый» Кирсанов не мог не раздражать нигилиста своими откровенно аристократическими замашками, классическими чертами лица, белоснежными воротничками, красивыми руками с длинными розовыми ногтями. А Павел Петрович с явной неприязнью смотрел на широкий плебейский лоб, «крупные выпуклости просторного черепа», длинные волосы и широкие одежды нечаянного гостя. Уже при первом знакомстве друг с другом между этими людьми вспыхнул огонек неприязни, который впоследствии разросся до настоящего конфликта между старшим и младшим поколениями. Нигилист, привыкший работать и с практической стороны подходить к любому явлению окружающей жизни, безусловно, не мог понять аристократа, заточившегося в деревне и рассуждающего о тонких материях. Евгений раздражал Кирсанова своей ограниченностью по поводу не материальных, а духовных ценностей.

С другой стороны, эти главные герои романа невероятно близки друг другу. Оба до неистовства верны своим однажды сложившимся взглядам и не готовы пойти хотя бы на малейший компромисс. Нигилист ратует за свободомыслие, отвергая все не вписывающееся в границы материальной действительности, а аристократ с не меньшим рвением консервативен во всем, чувствуя себя настоящим джентльменом. Оба ни на йоту не могут отступить от своих «принципов», хотя один из них, в частности молодой человек, уверен, что вообще лишен каких-либо принципов: «Нигилист — это человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает ни одного принципа на веру». Несмотря на идеологические различия, по характеру Кирсанов и Базаров сильно похожи. Оба используют свой внешний облик для демонстрации своих взглядов. Отсюда и балахоны вместо одежды, длинные волосы, бакенбарды Евгения, безукоризненный костюм, крахмальные тонкие рубашки, отполированные ногти Павла Петровича. Упрекая своего соперника в лени и отсутствии каких-либо попыток сделать что-нибудь полезное для общества, Базаров, по большому счету, и сам для себя еще не определил четкой цели, не нашел своего предназначения в этой жизни. Именно поэтому, выступая в споре в роли обличителя, Евгения мешкает с ответом на вопрос Кирсанова: «Вы все отрицаете, или, выражаясь точнее, вы все разрушаете... Да ведь надобно же и строить».

За него заступается Аркадий, утверждая, что задача нигилистов заключается только в разрушении всего старого, в освобождении нового места. Не только Кирсанов почувствовал слабину в рассуждениях Базарова. Одинцова также быстро почувствовала отсутствие главной жизненной цели у своего нового знакомого. Обладая невероятной проницательностью, она не может поверить, что Евгений, наделенный столь высокой долей самолюбия, способен довольствоваться деятельностью обычного уездного лекаря. На что главный герой отвечает: «Да и, кроме того, что за охота говорить и думать о будущем, которое большею частью не от нас зависит? Выйдет Случай что-нибудь сделать — прекрасно, а не выйдет — по крайней мере, тем будешь доволен, что заранее напрасно не болтал». Кирсанов искренне уверен, что Базаров не более чем позер и своей теорией прикрывает свое невежество и плохие манеры: «...прежде нужно было учиться... а теперь им стоит сказать, что все на свете вздор... и дело в шляпе... прежде они просто были болваны, а теперь они вдруг стали нигилисты». Если в начале романа читатель явно чувствует пропасть; разделяющую младшее и старшее поколения, то по ходу развития действия становится понятно, что ее как таковой и не существует вовсе. Несмотря на то что молодые люди, разговаривая между собой о братьях Кирсановых, не называют их иначе, как «старички», автор точно указывает возраст Николая Петровича и Павла Петровича.

В результате становится видно, что не такие у них преклонные годы, чтобы записывать их в старики, а тем более по современным меркам. Еще больше приближает отца Аркадия к новому поколению его молоденькая жена и грудной сын, семья как бы указывает читателю, что Николай Петрович находится в самом расцвете сил. Именно он в большей степени и противостоит нигилистическим идеям сына и его друга. Павел Петрович ненавидит Базарова, вступая с ним в дебаты, он отстаивает свою точку зрения исключительно на словах, однако только Николай Петрович без лишних разговоров занимается делом. Он не испытывает по отношению к Евгению сильно негативных эмоций, подобно своему брату. Более того, он уважает мнение этого человека, заслуженно считая его умным и начитанным. Кирсанов живо интересуется и научными химическими опытами своего гостя, как губка, впитывая все новое и интересное. Вместе с тем именно Николай Петрович, единственный из всех занимающийся практической деятельностью, может противостоять нигилисту, поставить под сомнение его доводы по поводу материальности всего происходящего. Кирсанов не просто рассуждает, а старается что-то изменить в окружающей жизни, для чего создает ферму, отдает часть земли крестьянам. Своим, казалось бы, незаметным трудом он добивается значительно больших результатов, нежели все вместе взятые нигилисты, ратующие за свободу и отвергающие идеалы ради улучшения жизни. Николай Петрович сильно переживает из-за своих разногласий с сыном.

Он первым делает шаг навстречу и старается понять новое поколение. Иногда он чувствует, что в чем-то отстает от передовой молодежи, что-то для него уже недосягаемо. Однако это осознание еще больше подстегивает Кирсанова с утроенным рвением заниматься практической деятельностью. Только работа позволяет ему доказать окружающим и самому себе, что он еще жив и молод, что, пока он может приносить пользу своей семье и государству, его еще рано списывать со счетов. С сожалением Николай Петрович вспоминает о своих заблуждениях юных лет, о своих спорах со своей матерью, которую ввиду неопытности считал отставшей от жизни и слишком старой, чтобы воспринимать новые веяния, взгляды. Теперь «этой же пилюлей» его потчует родной сын.

Конфликт, разгоревшийся на первых страницах, затихает в произведении как бы сам собой. После отъезда нигилиста в семье Кирсановых вновь воцаряется спокойствие. Аркадий постепенно отдаляется от своего приятеля и попадает под влияние умной и практичной Кати. Раздражение против Евгения, зародившееся в душе молодого человека еще в период дружбы со своим невольным наставником. Разрастается до такой степени, что разваливает всю дружбу. Аркадий, также не лишенный проницательности, начинает замечать, что слова друга не всегда соответствуют его поступкам. Вызывают недовольство острые и не всегда безобидные высказывания Евгения о родных и знакомых Кирсанова-младшего.

В результате Базаров уезжает в имение своего отца, где вскоре получает заражение и умирает. Аркадий же перенимает опыт своего отца, сближаясь с ним все больше и больше. Ему нравится заниматься хозяйственной деятельностью, нигилистические наклонности отходят на второй план, пока вообще не остаются где-то далеко в прошлом. Молодой человек, обладающий творческой натурой, любящий музыку и поэзию, осознает несостоятельность теории своего друга и быстро отказывается от нее.

В романе «Отцы и дети» родители Базарова – яркие представители старшего поколения. Несмотря на то, что автор уделяет им не так много внимания, как, скажем, братьям Кирсановым, образы Василия Ивановича и Арины Власьевны даны не случайно. С их помощью автор наиболее полно показывает взаимоотношения поколений.

Родители Базарова

Василий Иванович Базаров – отец главного персонажа романа. Это человек старой закалки, воспитанный в строгих правилах. Его желание казаться современным и прогрессивным выглядит мило, но читатель понимает, что он, скорее больше консерватор, чем либерал. Даже в своей профессии лекаря, он придерживается традиционных способов, не доверяя современной медицине. Он верит в Бога, но старается не показывать свою веру, особенно перед женой.

Арина Власьевна Базарова – мать Евгения, простая русская женщина. Она малообразованна, сильно верит в Бога. Образ суетливой старушки, созданный автором, даже для того времени выглядит старомодным. Тургенев пишет в романе, что она должна была родиться лет двести назад. Она вызывает только приятное впечатление, которое не портит ни ее набожность и суеверие, ни ее добродушие и покладистость.

Взаимоотношение между родителями и Базаровым

Характеристика родителей Базарова явно показывает, что для двух этих людей нет ничего главнее, чем их единственный сын. Именно в нем заключен смысл их жизни. И совсем не важно, рядом или далеко находится Евгений, все мысли и разговоры только о горячо любимом и ненаглядном ребенке. От каждого слова веет заботой и нежностью. Старики очень трепетно говорят о сыне. Они любят его слепой любовью, чего нельзя сказать о самом Евгении: отношение Базарова к родителям любовью назвать сложно.

На первый взгляд, взаимоотношения Базарова с родителями теплыми и ласковыми назвать трудно. Можно даже сказать, что он совсем не ценит родительское тепло и заботу. Но это далеко не так. Он все видит и замечает, даже испытывает ответные чувства. Но вот проявлять их открыто, он не то, что, не умеет, он просто не считает нужным это делать. И окружающим не позволяет этого.

Базаров отрицательно относится к любым попыткам родителей проявить радость от его присутствия. Семья Базарова это знает, и родители стараются скрывать от него свои истинные чувства, не проявляют к нему повышенного внимания и не показывают своей любви.

Но все эти качества Евгения оказываются показными. Но понимает это герой слишком поздно, только когда уже находится при смерти. Ничего нельзя изменить и вернуть. Базаров понимает это, потому и просит Одинцову не забывать его стариков: «Таких людей, как они, в вашем большом свете днем с огнем не сыскать».

Эти слова из его уст можно сравнить с признанием в любви к родителям, просто по-другому он не умеет это выразить.

Но отсутствие или проявление любви не является причиной непонимания между поколениями и воспитание Базарова яркое тому подтверждение. Он не отказывается от родителей, наоборот, мечтает, чтоб они его понимали и разделяли его убеждения. Родители стараются это сделать, но, все равно, остаются верными своим традиционным взглядам. Именно это несоответствие и приводит к проблеме вечного непонимания детей и отцов.


Основной проблемой в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети» является проблема противоречия поколений, взаимоотношений между отцами и детьми. Тургенев рассматривает это противоречие с двух сторон: с социальной (конфликт аристократов и нигилистов) и с философской (непосредственно конфликт отцов и детей).

Социальный конфликт заключается в противостоянии различных слоев общества: дворянского сословия, отстаивающего существующие порядки, и последователей теории нигилизма, отрицающих авторитеты, принципы и ценности. Тургенев раскрывает это противостояние с помощью образов Павла Петровича Кирсанова, представителя аристократии, и Евгения Васильевича Базарова, типичного нигилиста.

Павел Петрович – дворянин, в прошлом блестящий офицер, пользовавшийся огромным успехом в обществе. Все изменила его трагическая любовь к княгине Р.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.


После её смерти он лишился надежд на счастье и переехал к брату в Марьино, где сохранил «все привычки светского льва» и аристократические манеры, не характерные для сельской местности: чтение по-английски, привычка одеваться по последней моде, тщательный уход за внешностью и пр. Для Павла Петровича большую ценность представляют собой аристократизм, принципы и устои прошлого века, культура – то, что было ценно для предков.

Евгений Базаров – абсолютная противоположность Павлу Петровичу. Он умен, образован, интересуется естественными науками; обладает жаждой деятельности, стремится совершить нечто великое за свою жизнь, способен к развитию. Но в то же время Евгений – материалист, самолюбив, высокомерен, циничен, пренебрежительно относится к людям, эгоист, безнравственен. Отрицание прошлого опыта, сведение человеческих отношений к физиологическим инстинктам, беспринципность (в соответствии с теорией нигилизма) подчеркивает минусы Базарова и усугубляет их. Все то духовное, что всегда было важно для человечества: искусство, любовь, дружба, добро, – не имеет для него никакого значения.

Именно из-за различий во взглядах на мир, в ценностях, в идеях и происходят столкновения этих персонажей, а следовательно, аристократов и нигилистов. То, что считается аристократами основой жизни, нигилистами отрицается как отжившее, больше не являющееся верным и мешающее прогрессу.

Под философским конфликтом Тургенев подразумевает непосредственно конфликт поколений, старшего и младшего. В отношениях Аркадия и его отца, Николая Петровича Кирсанова, почти нет существенных противоречий, между ними есть взаимопонимание, теплота. Хотя в начале романа Аркадий представлен как единомышленник Базарова, по мере развития событий мы видим, что он гораздо больше похож на отца образом мыслей, и его приверженность к нигилизму не более чем попытка казаться взрослее, увереннее и независимее. Так же как и для Николая Петровича, для Аркадия важны любовь, семья, дружба – то, что делает человека счастливым.

Отношения Базарова с родителями гораздо запутаннее: с одной стороны, Евгений любит их, хоть и нечасто показывает свои чувства; с другой стороны, Базарову скучно с ними, он не может понять и принять их образ жизни. И отец, и мать Базарова придерживаются традиционного образа жизни. Евгений хотел, чтобы самые близкие люди разделяли его взгляды и мысли, и они действительно старались это сделать, хотя и безуспешно. Отсюда и возникла проблема непонимания поколениями друг друга.

Таким образом, Тургенев, сам относящийся к поколению «отцов», тем не менее стоит на стороне Базарова. «Тургенев не любил беспощадного отрицания, и между тем личность беспощадного отрицателя выходит личностью сильною, и внушает каждому читателю невольное уважение», - говорил Д. Писарев.

Обновлено: 2017-08-09

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.