Белорусская легенда о петухе, разогнавшем нечистую силу. Петух в Древней Греции

Здесь представлена история возникновения знака китайского гороскопа Петух.

Легенда о китайском гороскопе - Петух

Давным-давно, когда мир еще только начинался, Петух и Дракон дружили и всегда были вместе. Они целыми днями летали в небесах и гонялись друг за дружкой. Петух был намного больше своего кузена Павлина, но меньше величественного Феникса, который тоже приходился Петуху родственником по материнской линии. Эти четыре друга путешествовали по всему миру и облетели и сушу, и моря, и горы.

Тогда у Петуха, у Павлина и Феникса было простое коричневое оперение. Однажды Дракон показал им, как можно подлететь к концу радуги после весеннего дождя и окунуться в ее краски. С тех пор перья Петуха и его родственников сияли, как драгоценные камни, и переливались всеми цветами радуги.

Феникс и Павлин были красивее Петуха, но у Петуха тогда была пара великолепных рогов и замечательный голос. Он мог петь и брать такие высокие ноты, до которых не дотягивались его кузены. Петух был солистом, когда птицы пели хором, и любил объявлять номера. Ему очень нравилось проводить церемонии.

Рога Петуха не были острыми и больше всего походили на маленькие оленьи рога. Петух гордился своими рогами, потому что они выделялись в толпе, особенно когда он был на сцене. У его лучшего друга, Дракона, был красный гребень, который ему подарил Небесный Владыка.

Для Дракона этот гребень был маловат, но он был сделан из рубинов, и Дракон всегда носил его с гордостью, куда бы ни пошел, - никогда не помешает показать, что у тебя есть связи на небесах.

Четверо друзей любили ходить на вечеринки, и Дракон возил Петуха и Павлина на спине, потому что они не могли летать так быстро, как Феникс и Дракон. Им всегда было весело, потому что Петух развлекал всю компанию, рассказывал прекрасные истории и пел для них баллады. У них было много приключений; их приглашали на лучшие вечеринки на небесах и в Поднебесной, по обе стороны радужного моста.

Однажды Дракона пригласили на особую вечеринку на небесах, и в приглашении было написано, что все гости обязательно должны носить рога. Дракон хотел было рассказать остальным об этой вечеринке, но тут понял, что у него нет рогов. Из всей четверки они были только у Петуха. Чем больше Дракон об этом думал, тем больше ему хотелось пойти на вечеринку. Но он понимал, что если Петух увидит приглашение, то пойдет туда сам.

Поэтому Дракон умолчал о вечеринке, но похвалил рога Петуха и попросил их на несколько дней. Петуху это польстило, но он был умной птицей и никому не давал свои рога. Однако втайне ему очень нравился рубиновый гребень Дракона, и он считал, что такое украшение маловато для его друга - хотя еще никто не осмеливался сказать об этом самому Дракону.

Петух предложил обменяться головными уборами на несколько дней, ведь несправедливо будет, если Дракон наденет и рога, и гребень, а Петух останется без головного убора. Дракон согласился, надел рога Петуха и отправился на вечеринку в одиночку, гласит легенда о Петухе китайского гороскопа.

Вообще-то рога подходили Дракону намного лучше, чем Петуху, и Дракон отлично провел время. Все говорили о том, какие у него замечательные рога, и приглашали на новые вечеринки. С рогами он выглядел более величественным, и теперь его все запомнили.

В то же время гребень намного лучше сидел на маленькой голове Петуха, чем на драконьей. Петух очень важничал и отовсюду слышал комплименты. Он забирался на верхушку забора и даже на крышу, чтобы похвастаться своим красным гребнем. К тому же гребень лучше держался на голове и не заваливался на бок, как рога, когда он пел соло или просто тряс головой.

Прошла неделя, потом еще одна и еще одна... Петух начал волноваться о своих рогах и громко спрашивал сам себя: «Где мой друг Дракон? Почему он не вернул мои рога?»

Рано по утрам он забирался на самое высокое место, какое мог найти, и кукарекал: «Дракон, Дракон, верни мои рога! Пожалуйста, верни мои рога!» Слово «рога» по-китайски звучит похоже на «ку», поэтому, когда Петух кричит «кукареку» на рассвете и на закате, он на самом деле зовет Дракона, чтобы тот вернул ему рога.

Время шло, и рога вросли в голову Дракона над бровями, - казалось, что они всегда там были. Дракон понял, что это теперь его рога, и решил с ними не расставаться. Он больше не вспоминал о своем рубиновом гребне и понял, что тот, наверное, был все равно слишком мал для его большой головы. С точки зрения Дракона, они с Петухом поменялись честно и гребень был достойной заменой рогам.

Но Петух скучал по своим рогам, хотя гребень ему тоже нравился. Гребень тоже врос ему прямо в голову и даже разросся до подбородка. Теперь Петух выглядел еще внушительнее и элегантнее.

Но Петух все еще думал о своих прекрасных рогах и поверить не мог, что его друг Дракон не вернул их. Каждое утро Петух просыпался очень рано, взлетал на самую высокую точку, какую только мог найти, и звал Дракона.

Конечно, мы знаем, что его друг был высоко в небесах и не мог его услышать. Небесный Владыка назначил Дракона Министром Дождей, и теперь у него было много обязанностей, в том числе присутствовать на придворных церемониях.

Четыре друга больше не встречались, и каждый пошел своей дорогой. Петух стал править курятником и отлично справлялся со своими обязанностями - он был яркой личностью, да еще с громким голосом.

Некоторые люди считают, что Петух просыпается так рано затем, чтобы разбудить Солнце и пожаловаться ему на Дракона, не вернувшего рога. Но Солнце каждое утро только улыбается Петуху и отвечает: «Приятного тебе дня!».

Такова легенда о Петухе китайского гороскопа.

Согласно восточному календарю, 2017 год - это год Огненного Петуха. Люди со всего мира верят, что определенный восточный знак по-разному влияет на их судьбы. Мы решили окунуться в историю и посмотреть, какую роль петух играл в жизни наших предков.

Петух в верованиях славян

И восточные, и южные славяне опасались крика петуха в неурочное время (таких петухов называли «кривци», «мамници»).
Услышавшего такой крик - например, после полуночи - может ожидать скорая смерть; возможно, петух заманивает его на улицу, чтобы причинить зло, и, чтобы отогнать птицу, требовалось выкинуть из дома горящий уголь или выстрелить в окно. Петух, поющий в ночи, может преследовать черта или домового, и при крике петуха нужно было во сне обязательно перевернуться на другой бок.

Сербы считали, что петуха нельзя держать в доме долго: он может превратиться в беса или навести на хозяина беду. Петух, проживший в доме семь лет, откладывает зловещее яйцо, из которого вылупляется маленькое нечистое существо, принимающее форму кота, искры, цыпленка или маленького человечка. Три года оно выполняет все желания хозяина, а потом забирает его душу.
Известен русский обряд принесения в жертву водяному черного петуха, зарываемого живьём в землю.

Петух в мифах коми

Для народов коми петух олицетворял шамана. Он мог проникать под землю и на небеса, управляться с космическими стихиями и посещать загробный мир. Его не брал огонь, поскольку он и сам в каком-то смысле огонь (у него огненный гребень), и поэтому увиденный на крыше петух предвещал пожар в доме. В мифах коми петух проваливается в колодец и возвращается невредимым, прогоняет нечистую силу и колдунов и поедает медведей, волков и лис. А еще петух - это символ скорого бракосочетание: выражение «утренний петух отмечает время» означало, что девушка скоро выйдет замуж.

Болгарский «день петуха»

Старинный болгарский праздник «Петльовден» («День петуха»), который празднуется 2 февраля, был когда-то днем юношеской инициации, когда мальчик становится мужчиной в глазах общины. В этот день белят стены в доме, жители деревни надевают белые одежды и закалывают специально приготовленного петуха. Петушиной кровью мажут лица мальчиков, ограду их дома, ею же проводят специальную заградительную черту между домой и улицей. В довершении всего петушиную голову сажают на забор клювом наружу, а из петуха готовят ритуальное блюдо, которое съедается родней. Иногда даже изготавливают праздничное знамя, украшенное петушиными перьями. Сейчас этот праздник превратился просто в обильный праздничный обед с курицей.

Петух-душа у индейцев

В верованиях индейцев Южной Америки петух занимает особое место. Считается, что у человека есть несколько мистических спутников - это части души, живущей отдельно от человека в каком-либо обличьи. Чем больше у человека таких духов-спутников, тем он могущественней - у сильных колдунов их может быть более десятка, и все принимают форму хищных животных или птиц. А у обычного человека такой дух-спутник может быть всего один - и чаще всего это петух: его смерть влекла за собой и смерть человека.

Петух в Древней Греции

Петух считался древними греками символом одновременно могущественным и тревожным - не случайно красный петух был связан с богом солнца Фебом, а черный приносился в жертву богу аида Гадесу. Разумеется, он был символом Солнца и огня, и поэтому с ним часто изображали солнечного бога Апполона и Зевса, олицетворявшего утреннюю зарю. Но его воинственность и красный гребень, ассоциировавшийся с кровавыми сражениями, делает его атрибутом бога войны Ареса - древние греки нередко устраивали петушиные бои, чтобы вдохновить идущий на бой воинов. С петухом связывали и символику воскрешения из мертвых - он сопровождает Персефону, которая большую часть времени проводит со своим супругом в царстве мертвых, и Асклепия, бога-целителя. Выздоравливающий должен был принести Асклепию в жертву черного петуха; Сократ перед смертью прошептал: «Критон, мы должны Асклепию петуха».

Греки верили, что петух помог Лето, матери Артемиды и Апполона, в трудных родах, поэтому петуха было принято держать при роженице, чтобы облегчить роды.

Петух в Китае

Петух - одно из двенадцати символических животных, составлявших китайский зодиак. Гребень на его голове означает литературный дар, а красный цвет соотносится с закатом и осенью. Петухов с большим гребнем особенно любили дарить чиновникам, поскольку петух (по китайски «куньчи») кукарекает (по-китайски «минь»), а «кунь-минь» значит «почет и уважение», кроме того гребень (куан) по китайски значит чиновник. В Китае почет и уважение петухам воздавалось в полной мере - даже на императорских одеяниях изображен петух (трехпалый, символизирующий Ян, мужское начало, тепло и жизнь). Из почтения петух не употребляется китайцами в пищу. Зато, на новогоднем столе центральное место может занять ароматный зеленый чай. Например, нежный и освежающий листовой чай Oriental Temple из новой коллекции чайных открытий Lipton.

Петух у буддистов

Еще одна популярная трактовка образа петуха связывает его с сексуальностью, оплодотворением и похотью. У буддистов петух вместе со свиньей и змеей стоят в центре колеса сансары, представляя чувственные желания и гордость, которые удерживают человека в круге рождения и смерти.

Петух у северных народов

Особенную роль эта птица играет у скандинавов, кельтов, германцев - северные народы считают ее могущественной и довольно зловещей птицей, посланницей ада. У скандинавов петух - птица подземного мира, его крик воскрешает героев Валгаллы для последней решающей битвы. Кельты также считали петуха посланником подземного мира: он управляет душами, призывает мертвых на битву, предупреждает богов об опасности. В северогерманской мифологии петух с золотым гребнем стережет мост-радугу, ведущий к обиталищу богов.

Петушиные бои на Бали

Важнейшая для Бали традиция петушиных боев стала поводом для хрестоматийной работы антрополога Клиффорда Гирца « Глубокая игра: заметки о петушиных боях у балийцев», который заключает, что петух на Бали олицетворяет своего хозяина, и, таким образом, петушиные бои - это игровые бои между людьми, которые предотвращают реальные войны между деревнями или общинами: «Вы возбуждаете вражду и соперничество деревенских и родственных групп, но в «игровой» форме». Петух для балийца - понятная метафора самого себя, и лучший повод для примеров: язык мужской части населения Бали пропитан образами из петушиной сферы, и сравнение мужчины с петухом - наилучшее из сравнений.

Казимеж Дольны – древний и очаровательный город, раскинулся среди Пулавских холмов на берегу Вислы. Он завораживает своей неповторимой средневековой атмосферой и притягивает толпы туристов, которые с восхищением рассматривают восхитительную архитектуру, сохранившуюся в городе. Но не с меньшим интересом они выслушивают и многочисленные легенды, связанные с историей Казимежа Дольнего. Веселые и страшные, старинные и не очень, захватывающие своим фантастическим сюжетом и описывающие вполне банальные события. Городские легенды – неотъемлемая часть народного фольклора, которая подчас больше расскажет о городе, чем все, разом взятые, научные трактаты.

Городские легенды – неотъемлемая часть народного фольклора.

Легенда о Верниксе

Жил-был пес. Обычная лохматая дворняга. Жители Казимежа Дольного любили эту большую собаку, обитающую на задворках городского рынка и систематически подкармливали ее всякими вкусностями. И кличку ему придумали интересную – Верникс. Летом в Казимеже Верниксу жилось очень даже не плохо, а вот зимой… Почему-то, псу казалось, что зима в Казимеже гораздо морознее, чем в лежащем на другом берегу Вислы Яновце. И вот наш Верникс систематически переплывал Вислу с одного берега на другой, чтобы летом потешиться сытой городской жизнью, а зимой – укрыться от холодных ветров и снегопадов. Так и плавал в течении нескольких лет туда-сюда. Казимежские дворняги вроде-бы и обычные на первый взгляд, а на самом деле – уж чересчур умны и меркантильны. Не известно, помнят ли Верникса в Яновце, но для Казимежа он стал своеобразным символом города. Каждой весной жители Казимежа собирались на берегу Вислы, встречая лохматого путешественника. Но однажды он не приплыл… Горожане погоревали и решили увековечить облик Верникса на одной из городских улочек. Так судьба собаки превратилась в легенду, а памятник Верниксу стал одной из городских достопримечательностей.

Жил-был пес.

Легенда о Эстерке

Одно из самых известных преданий Казимежа Дольнего, рассказывает о любовнице Казимира Великого – еврейке Эстерке Малах. На самом деле, до сих пор не доказано, что эта красивая дочь Синая была уроженкой Казимежа. Историки склоняются к тому, что она переехала в Казимеж Дольны из Опочна, легенда гласит, что Эстерка была дочерью бедного сапожника Рафаила. Семья Эстер жила в бедности – отец с трудом зарабатывал гроши на содержание своей огромной семьи. Так продолжалось до тех пор, пока на черноволосую красавицу не обратил внимание сам король Казимир. Король влюбился, как юноша. Впрочем – знойная красавица отвечала ему взаимностью. Ради своей возлюбленной Казмимир даже переехал из Кракова в Казимежский замок, а спустя некоторое время – даже построил для нее замок в близлежащей деревушке Бохотнице. Оба замка соединялись потайным ходом и влюбленные могли встречаться без всяких опасений. Благодаря просьбам Эстер, в Казимеже Дольнем была построена еврейская синагога. Так гласит легенда. Правда это, или ложь – никто не знает. В исторических хрониках не нашлось ни одного достоверного факта, подтверждающего этот инцидент, но предание о королевской любовнице Эстерке живет в Казимеже Дольнем уже много-много лет.

Черноволосая красавица, покорившая великого короля.

Легенда о петухе

Эта легенда, пожалуй, самая старинная. Она относится к временам язычества. В те далекие годы возле Ветровой Горы росла живописная дубовая роща, в которой жили волхвы. Огромное капище служило для жертвоприношений, а в качестве жертовного дара для богов выступали черные петухи. Однажды над Пулавами пролетал сам дьявол. Очень ему приглянулась дубрава с горящими кострищами. Решил он здесь поселиться. Но местным жителям это не понравилось и они прекратили жертвоприношения, постепенно перейдя в веру христианскую. Дьявол был в ярости. Он не только утратил уникальную возможность пополнения своих тартарских казематов душами нехристей, но еще и страдал от постоянного чувства голода. Рассерженный и голодный, он оправился в город. По дороге ему встретился жирный петух. Не долго думая, дьявол схватил несчастную птицу и живьем сожрал. Ох и понравился сатане вкус петушатины! Теперь он каждую ночь выползал из своего ущелья и оправлялся на городскую охоту. В конце концов, в Казимеже Дольнем остался всего один старый, тощий, черный петух, которому как-то не улыбалась перспектива окончить свою жизнь в желудке чудовища. Решил он дьявола перехитрить. Нашел себе подружку (курицу) по моложе и уединился с ней в одном из погребов. То ли близость пернатой красавицы так подействовала, то ли дьявол попросту ослабел от голода – но петуха он так и не нашел, хотя облазил город вдоль и поперек. А пока он искал хитрую птицу, христианская община освятила дубраву и ущелье святой водой. Дьяволу не оставалось ничего другого, как покинуть Казимеж Дольны на всегда. В память об этой легенде в Казимеже выпекают вкусные булки в виде петушков, которые стали настоящим символом города.

В Казимеже выпекают восхитительную сдобу в форме петухов.

Легенда о доброй ведьме

На главной площади Казимежа Дольнего стоит интересная скульптура, возле которой с удовольствием фотографируются туристы. Это – Метлова Баба (старуха на метле), персонаж одной из городских легенд. Когда-то в околицах Казимежа, а точнее – в Корневом Ущелье, жила старая добрая ведьма. Она собирала различные зелья, лечила людей, разгоняла грозовые облака и предсказывала будущее. Горожане уважали старуху за ее веселый нрав и доброжелательность. К тому же, ведьма защищала их от своих «коллег по работе», не подпуская к городу злых колдунов. Однажды к ведьме пришла богатая мещанка с весьма интимной просьбой. Она пожелала совершить любовный приворот, поскольку была влюблена в молодого подмастерья. Юнец не отвечал даме взаимностью, так как был обручен с бедной швеей. Да и сама мещанка состояла в законном браке. Ведьма задала ей вопрос, по поводу того, как же она собирается расстаться со своим супругом, на что та ответила – он уже старый и ему не долго осталось жить. Но старуху не так то было просто обмануть. Она прочитала мысли мещанки и поняла, что та собирается убить своего мужа. Ведьма отказала даме в своих услугах. Рассерженная мещанка отправилась к епископу и обвинила старуху в черной магии. Разбирательство было не долгим – все горожане стали на защиту доброй ведьмы и лапы инквизиции не коснулись ее. Ведьма продолжала жить в ущелье, помогая добрым людям. А хитрая мещанка была с позором изгнана из города.

Среди оголенных корней жила добрая ведьма.

Легенда о городском колодце

В самом центре Казимежа Дольнего, на городской площади стоит старинный деревянный колодец. Это – еще один негласный символ города. По легенде, его вода обладает удивительными свойствами. Каждый, испивший из колодца, мгновенно воспылает любовью к Казимежу Долнему и обязательно вернется сюда еще раз. Кроме того, колодезной воде приписывают еще и другие магические свойства. Говорят, что она залечивает душевные раны, делает людей добрее и лечит от многих болезней. Однажды, несколько столетий назад, в Казимеж Дольны приехал арабский купец. Он подошел к колодцу, неся на руках на руках мальчика лет семи – своего сына. Бедный ребенок страдал неизлечимой болезнью, которую в наше время называют эпилепсией, а в те далекие годы относили к разряду бесноватости. Ни всемирно известные доктора, ни экзорцисты не могли помочь богатому купцу. О волшебном колодце он услыхал от одного из своих соотечественников, побывавших в Польше и решил обязательно воспользоваться этим шансом. Когда он влил в рот своего сына несколько капель колодезной воды, из глаз бедного мальчика начали вылетать какие-то туманные образования. Толпа зевак сразу же их узнала – это бесы. Купец остался в Казимеже Дольнем на несколько дней и постепенно его сын полностью излечился от страшного недуга.

Каждый, кто попьет воды из колодца – обязательно вернется в Казимеж Дольны.

Городские легенды – неповторимы и интересны. А легенды Казимежа Дольнего рассказывают нам не только о сказочных событиях, но и о вполне реальных фактах. Верить или не верить – дело ваше. Но много лет пройдет, пока люди забудут о петухе, перехитрившем самого дьявола, или о чудодейственной силе колодезной воды, которая отлично освежает жаркими летними деньками.

Помните, я обещал как-то рассказать про петуха, и что он - не петух даже вовсе. И что это древнейший символ. Исполняю обещание. В путь, друзья мои, я постараюсь чтобы дорога не была скучной!

Петушок, петушок,
Золотой гребешок,

Масляна головушка,
Шелкова бородушка,
Выгляни в окошко,
Дам тебе горошку.
(Русская народная сказка)

Перунов день

Великий Святодень всех воинов-защитников Земли Родной, а тако же всех честных радарей-пахарей.

За восемь дней до того кидаются жребьи (черты, для определения жертвы, и резы, для определения её количества). Если выпадет “жертва”, то в жертву приносится бык, а за неимением оного петух (должен быть одного цвета, не пёстрый, лучше всего красный). На жертвенной крови заговаривается оружие, жрец производит помазание кровью чела каждого воина, после чего те надевают на голову красные повязки (те, у кого нет очелья).

Славяне на войне

Неумолимая жестокость славян весьма ярко представлена в войнах, которые вел киевский князь Святослав (945-972). Так, «в последние дни боев у стен Доростола… русы вышли в полночь при полной Луне на берег Дуная. Сначала они собрали тела павших бойцов и сожгли их на кострах, а потом, совершая Тризну, предали смерти множество пленников и пленниц. Но самое оригинальное было то, что они топили в водах Дуная грудных младенцев и петухов. Так совершались жертвоприношения злым богам.

Секрет золотого петушка / Шпили латвийских башен украшает языческий славянский символ.

Напоминанием именно о славянских традициях являются рижские петушки, сидящие на шпилях городских храмов, - исключительно северогерманский обычай, принесенный к нам немецкими переселенцами. Мало кто знает, что в основе его лежит поклонение славян Балтийского Поморья священному дереву, у которого они еще долго, даже после принятия христианства, приносили в жертву петухов. Ни северная скандинавская, ни общегерманская мифология не отмечают подобного ритуала.

В Бамберге в соборной сокровищнице хранится серебряная рука с реликвиями св. Витта и св. Адельгунды. На большом пальце этой руки, принадлежавшей, говорят, св. Оттону, апостолу поморян, изображен черный петух, символ, имевший целью привлечь язычников-славян к почитанию реликвии, перед которой они падали ниц, обманутые видом священного для них петуха.

Люнебургские венды долго еще по принятии христианства приносили у священного дерева в жертву петухов. Многочисленные источники также сообщают о древнерусском поверье сжигать белого петуха у священного дерева.

Исключительно в славянском язычестве петух выделялся как особая, сакральная птица, отпугивающая всякую нечисть. Не случайно католические миссионеры старались привлекать вендских язычников видом священной для них птицы. Так и появились золотые петушки на церковных шпилях.

Легенды о петухе

С древнейших времен Петух не был обделен вниманием людей и являлся символом преимущественно хорошего, светлого и радостного. Скажем, у древних греков, которые почему-то называли его электруоном, Петух возвещал свет, а также символизировал вечное возрождение жизни. При этом, правда, он работал на полную ставку у Персефоны, которая большую часть времени проводила в Царстве мертвых.

Пустить красного петуха

Устаревшее выражение «пустить красного петуха» означает – поджечь. Скорее даже так - умышленно устроить поджог. Фраза из «разбойничьего» жаргона, которую употребляли и селяне, пуская красного петуха зарвавшимся помещикам и прочим богачам. Какая связь между пожаром и петухом? Предположений много. Самой правдивой выглядит версия о том, что у древних славян петух считался символом огня. Во многих традициях мифологический образ петуха связан с солнцем, «божеством небесного огня». Ведь именно петух своим криком возвещает о восходе светила, появлении его на небосклоне.

Заимствование

Смотрите, какое пестрое разнообразие в описании значения. Тут вам и кровожадные славяне, которые топят петухов с младенцами, то их жгут на жертвенных кострах, и священные петухи, перед которыми падают ниц, и символы смерти, и символы жизни, и даже огня.

О чем это может говорить? Можно сказать, что значения менялись со временем, что имеется путаница в надерганных мною из интернета абзацев, что это не научно, а лишь некие умозаключения не понятно кого, не понятно на чем основанные и т.д.
Я же скажу, что все это, видимо, полная ерунда, от непонимания или намеренно искаженная в силу каких-то причин. Остатки некого потерянного знания, предположения на тему.

Одно несомненно: даже разбирая эти осколки, символ-то важный и почитаемый древними славянами!

Так вот, подтверждением крайней важности символа для меня является его полное унижение в современном смысле, так как "петухами" называют уничижительно гомосексуалистов.

Так же заимствование церковниками символа под какими-то невнятными отговорками. (умоляю, не пишите мне в комментариях про спасителя и библейского Петра!)

Кукарекающий петух как символ рождения нового дня и ухода ночи и т.д., на мой взгляд, тоже ерунда. Все птицы, когда встает солнце, как бешеные, начинают щебетать и пищать.

В деревнях разводят кур, много петухов, они горластые и, конечно, орут громче всех. Ничего это не значит. Разводили бы павлинов, к примеру, павлин бы громче орал.
А вот, огонь, свет, как солярный, светлый символ - это может быть интересным.....

И вот еще что: слово "петушок" само по себе пустым не кажется вам, ничего оно не несет? Пустое оно, полое, обманка? Нет?

Все мы знаем, что у славян мощные символы и силы своими именами не назывались. Примеров тому много. Да и имя свое настоящее нельзя чужим было говорить, ходили с чудаковатыми прозвищами.

А на счет сил - Cемаргл, к примеру. Несведущие люди выводят от иранского божества посевов, а оно заковыристое, потому что не настоящее. Образ настолько сильный, что имя его было скрыто.

Да что далеко за примерами ходить - всем известный медведь. Не название животного а обертка, пустышка. Имя же - бер, дом - берлога. Спасибо, Чудинову, открыл глаза.
Петушок не от того ли? Не та же обманка, как и медведь?

Короче, не просто все с петухом. Даже подружку его зовут не "петушихой", а почему-то "курицей". Не стоит ли тут искать настоящее имя петушиное?

Курица-то курица, но не все зовут курицей, например, первый раз побывав в Питере, был удивлен, что курица там КУРА. И ведь Петербург - не единственное место, где курицу называют курой.

Куранты

Дальше уже интересно. Кура кура... куранты... Прямо само слово с языка слетает. КУРАНТЫ! А почему куранты? Заглянем в справочники и найдем, что опять, мол, от греческого, немецкого, какого угодно французского происходит. Но это ничего не объясняет! Вы не задумывались, что все эти объяснения происхождения слов не несут никакого смысла? А что такое соurаnt для француза? Чем является это слово? От чего происходит, можно ли его разложить на составляющие, выделить корень, проследить историю возникновения? Выявить однокоренные слова? А нет! Не старайтесь. За редким исключением, эти иностранные слова, как упавший метеорит, просто есть и все, без объяснений и ясного прошлого.

Сoureur - бегун. "Бежать" по-французски будет "courir". Произносится как КУРИР. а бегун - Курер ("е" носовое, больше как "ё"). А тут где курАНты? Почему взят глагол? "Cоurаnt" - это не только "бегущий", это слово в зависимости от контекста употребляют в значении движения самого по себе, как поток, как нечто повторяющееся, часто встречающееся и даже слово "соurаnt" переводится как "сила тока"! И прошу это запомнить, вам в жизни пригодится такая связка слов "кур-сила тока - верхушка храмов".

Сила тока "курант" у французов и петух "электруон" у греков. Забавно, не правда ли? Хотя подтверждения тому, что электруоном в древней Греции называли петуха, я не нашел кроме как в статье Александра Тамилина.

Электрон по энциклопедии - это "янтарь", а не петух. По-гречески петух - "κόκορας", по-латински - gallus.

Но, хорошо, бегун, там, течение, все это при достаточной силе фантазии можно применить и к часам, но при чем тут конструкция часов с боем? Повторяющееся биение часов? Натянуто, не правда ли?

И почему тогда не курантами были первые русские часы установленные якобы сербским монахом Лазарем?

Та же колокольня, часы бьют в колокол.

И потом, все же очень просто перевернуть, можно сказать, что русское слово "быстро" происходит от французских ресторанов быстрого питания "Bistro". Прописал в энциклопедии, и поди потом докажи, что на самом деле, было всё с точностью наоборот!

Но энциклопедии это устраивает. Читаешь слово, а оно, оказывается, от иностранного произошло, и всё. Такое объяснение не для меня. В печку такие энциклопедии....

Вот, что мне недавно написал мой читатель - Игорь Фицнер:

"Куранты" - первая придворная письменная газета, издаваемая при Алексее Михайловиче.

Этимология: курант
1) "газета", XVIII в. (Мельников 2, 127),
2) "монета, находящаяся в обращении", последнее впервые у Петра I; см. Смирнов 170
3) "башенные часы с боем" (обычно мн. куранты). Заимств. через нем. Соurаntеn "ходячие вести, известия" (Хайзе) или через нем. Kurant (Kurantgeld, с 1669 г.; см. Шульц–Баслер 1, 412), или прямо из франц. соurаnt "бегущий". [Курант "газета, вести" уже в 1656 г.; см. Фогараши, "Studiа Slavica", 4, 1958, стр. 66. – Т.]

Исходя из этой информации, можно сделать определенные выводы. Часы-куранты - что-то типа механического петуха, кура. И еще: слово "курант" является синонимом слов "новость, весть". А про силу тока не забыли еще? Совпадение, да?

Вот и добавляются звенья в цепочку: гуру - куратор - сведущий - ведающий. Так что петух - это птица-секретарь, был такой мультик, там птица говорила: "Даю справку..."

Куранты - Веды, Известия...
Петух - Вещая птица...
Курьер - подтверждающее слово - приносящий вести...ха-ха...

Куранты, они бьют, помним?

Маковки церквей тоже бьют

А теперь опять посмотрим рисунки, хотя бы у Николасса Витсена:

Каменная башня во Пскове о которой я уже писал

Так вот, все это, видите ли, ГОЛУБКИ! Такова официальная версия. Откуда на вершинах маковок церквей голубки, почему? Видимо, потому-то и голубки, что никакого не несет смысла. Для красоты, мол. Ну, и можно еще какой-нибудь церковной дичи приплести.

Я вам еще напишу о Первых Русских Часах и о предположении, к которому я пришел, что, возможно, на всех церковных колокольнях стояли часы! КУРАнты! И что слово "час" не от службы церковной произошло, а церковные службы были подменой чему-то проводимому в помещениях, для молитв совсем изначально не предназначенных, храмах да церквях.

Разрешите аллегорию с пирамидами - притащили туда тело покойного, стало могилой то, что могилой по назначению не было. Понастроили рядом пирамидок убогих, как силы и умение позволили, и хоронили других дурачков, бизнес такой с уклоном религиозным, опять же, на что мозгов хватило. Это как если бы аборигены в трансформаторной будке похоронили вождя. Она же о!!! создана богами, значит, следуя логике, вождь - сын богов, будет ближе богам и после смерти.

А чем наши церкви лучше? Не нынешние, а те, что у Олеария и Витсена? ( и Витсен - путешественники в древней Московии). Мы же точно так же несем наших мертвых под церковные стены, а особо важных хороним и внутри храмов!

Все больше и больше моя сумасшедшая теория о предназначении храмовых построек в древности не как религиозных сооружений обрастает дополнительными подтверждениями. Спасибо куру.

И в заключении, думаю, мало, кто не вспомнил сказку Пушкина, читая все это...

Вдруг раздался легкой звон,
И в глазах у всей столицы
Петушок спорхнул со спицы,
К колеснице полетел
И царю на темя сел,
Встрепенулся, клюнул в темя
И взвился... и в то же время
С колесницы пал Дадон -
Охнул раз, - и умер он.
А царица вдруг пропала,
Будто вовсе не бывало.
Сказка ложь, да в ней намек!
Добрым молодцам урок.

Насчет "Сказка - ложь, да в ней - намек, кто познает - тем урок" - рекомендую почитать. Долбануло током, короче, в царскую корону разрядом со шпиля. Клюнул в темя....

А с петухом шутки мы зря шутим. Кур-электрон на антенах-крестах.
Додон, электрон.... Пустить петуха = поджечь...

Прейскурант

А как в 1937 году писали слово прейскурант?




Прейскурант (нем. Preiskurant, от Preis - цена и франц. courant - текущий)

Нормально, да? Уже не бегун, а текущий, и половина от немецкого, а вторая половина слова от французского.

И то, что через дефис писалось не при царе горохе, а в 1937 году, еще об этом тоже мы не прочитаем.

Не буду утверждать, что такое "прейс", но курант - это не "текущий", а "вести", "информация". О чем и писалось выше. Как и Куранты, - первая придворная письменная газета, издаваемая при Алексее Михайловиче - новости, известия, информация, а не "бегун текущий".

Почему же такие очевидные вещи, значительные, замыливаются, умалчиваются, перевираются? Кому это нужно? Кому то же нужно, правда?

Вот такой вот вырисовывается КУР.

КУР

Я могу с гордостью признаться, что я КУРа вычислил!
Интересно получается, нет? Тогда вот еще:

Митрополит Иларион цитирует следующий рассказ про кура (Дохристиянські вірування українського народу):

"Сонце ходить у повітрі вдень і вночі, і низько летить по океану, не замочившись. А в океані є кур (півень), що має голову до небес, а море йому по коліні. Коли сонце вмивається в океані, тоді вода захвилюється, і хвилі починають бити кура (півня) по пір"ї. А він, очутившись від хвилі, кричить "Кукуріку!", що значить: "Світлодавче Господи, подай мирові Світло!". І коли те заспіває, тоді всі півні співають одного часу по всій вселенній".

Можно, конечно, сказать, что это только в украинском языке имелось такое наименование, и чем "кур" лучше чем "пiвень"? Это только "первая ласточка", читайте дальше - будет больше, да и помимо прочего тема оказалась настолько обширной, что я и предположить не мог.

Петух в древние времена по разным причинам был священным животным у многих народов - у древних египтян, греков и индийцев, у славян, у китайцев и японцев. Петух являлся символом солнца, разгонявшего мрак и темные силы ночи. В санскрите Surya означает солнце, бог солнца, слово su-ruc означает светлый, ясный, а слово sura означает бог (в древнегреческом σειρ это солнце). В древней Индии потомками Сурьи считались Сурьяванши, - так называемая солнечная династия. Учитывая тенденцию перехода с в к и наоборот. Да и в многих языках "C" читается как "К", вероятно, это же божество у индийских эмигрантов в Средиземноморье зазвучало как Курья, или просто Кур.

В древней Греции в легендах Крита, петух-божество сравнивался с Вулканом и Зевсом. Петух почитался как священное животное самим Зевсом. Тех, кого посвящали в мистерии Крита, должны были принести в жертву петуха. Кости птиц, предположительно петухов, были найдены на жертвенниках Самофракийского святилища.

Имя персидского правителя, которое греки произносили как Кир, у персов звучало как Kuru.

Великий и блистательный царь Кир оказывается Куру!

Еще в тему света-электричества:

До сих пор "ученые" так и не выяснили, в чем разница между славянскими божествами Хоросом и Даждьбогом, так как и тот, и другой являются божествами солнечными. Некоторые "ученые" утверждают, что это два разных имени солнца. Митрополит Иларион пишет, что у сербов существует имя личное Хорос, происхождение которого не известно. У славян есть древняя легенда о боге солнца Хоросе, который трубит три раза, после чего силы земные помогают ему вызволить из плена Зарю-Зареницу.

В этой легенде в имени Хорос просматривается имя Кур (замена К на Х, как, например в финно-угорском языке эрзя курица - это сараз, где К и С поменялись местами), а то, что Хорос трубит три раза является аналогом утреннего пева петуха, после которого восходит солнце. Головной убор у женщин: кичка, кокошник, кика и пр. Кичка - головной убор с "рогами" (в нашем случае с "передатчиками" ,"антеннами").

Коко́шник (от слав. «кокош», обозначавшего курицу и петуха, от древнерусского «кокошь» - курица-наседка, в отличие от «кокот» - петух, диалект. кокошка, кокуй, златоглав, головка, наклонник, наклонка, шеломок, ряска) - старинный русский головной убор в виде гребня (опахала, полумесяца или округлого щита) вокруг головы, символ русского традиционного костюма.А вот и связь между "петушком" (куром?) и прической (головным убором). И не просто, а именно с "гребнем:Из книги Страбона о куретах и этимологии слова куреты.

По легендам куреты происходят от мифических существ с острова Крит, которые своим шумом скрыли рождение Зевса от Хроноса, пожиравшего своих детей. Как писал об этом Страбон, куреты танцевали, бодаясь головами, как бы подражая сражающимся петухам.

Интересны также следующие параллели с прической. На диске, найденном на Крите и названном фаистским, неоднократно изображена мужская голова в загадочном головном уборе (!!!) (либо со специфической прической) (!!!), очень похожем на гребень петуха. На древнеегипетских стелах изображены пеласги, сражавшиеся с Рамсесом третьим, которые носили идентичные головные уборы. Могли ли эти головные уборы символизировать петушиный гребень (!!!) почитаемого животного?

Все эти факты, казалось бы, не имеют ничего общего между собой. Однако, большинство фактов все-таки указывают на то, что у догреческих народов петух почитался как священная птица, а само слово кур, петух использовалось в названиях народов и стран (КУРляндия?).

О взаимосвязи "петушка" и образа "щита": Павсаний пишет: "Когда родился Зевс, то Рея поручила охрану ребенка Идейским дактилям, которых также называли и Куретами; они пришли из критской Иды, и их имена были - Геракл, Пеоней, Эпимед, Иасий, и Идас". (Павс., Описание Эллады, 5.7.4)

Тот, на щите (!!!) которого гербом является петух, это Идоменей, потомок Миноса; род Идоменея идет от Гелиоса, отца Пасифаи; и говорят, что эта птица посвящена богу солнца Гелиосу и (своим пением) возвещает наступающий восход солнца". (Павсаний, Описание Эллады, 5. 25. 5)

То, что среди имен куретов Павсаний перечисляет имя Пеоней, также говорит в пользу того, что имя куреты происходит от слова кур, ведь и слово Пеоний очень близко слову півень, что в переводе с украинского означает петух".

Римская Курия -Резиденция Римской курии в Ватикане.

Римская курия (лат. Curia Romana) - главный административный орган Святого Престола и Ватикана и один из основных в католической церкви.

Курултай - У некоторых тюркских народов (башкир, казахов, киргизов, крымских татар, татар, тувинцев) - орган народного представительства, всенародный съезд знати для решения важнейших государственных вопросов...

Как там умники "Ватикан" толкуют? Место гадания?

Так вот мысль пришла в продолжение темы.

Папа со своей курией недалеко ушел от курултайских шаманов и имамов с прочими муллами. Приносили в жертву духам петуха, а еще гадали на потрохах, или еще у кого какие способы и способности были...

Вот такой мобильный телефон куриного-петушиного типа. Поэтому и антенны на куполах. И на шапках (гребни, плюмажи, шишаки)...

Кирие элейсон (молитвенное призывание). Тоже видим Кура?

Сириус... Обращение "сир" к королю (куролю, крулю, с куроной (гребнем) на голове...

Дымовые сигналы (импульсами)-курение. Сердце (импульсы) -кер (франц.).
Обратное прочтение кур-рук контроля округи.

Итак, казалось бы сколько всего интересного, такие факты! Вот, только.... Как все это связать воедино? Смешались в кучу кони, люди, и залпы тысячи орудий!

Пора бы и заканчивать, не знаю кто такую длинную статью будет читать, отпугну я своего читателя, ой отпугну.... но не могу остановится.

Курья

жен., вост. заводь, ручной залив, особ. мелкой и длинный;
| сиб. старица, старое русло, заметанное с концов; сев. глухой рукав, теряюшдйся в болотах;
| разливной приток, которому нет названья. Шенкурск стоить при впадении Шенги в Вагу, отчего названье шенкурья, арх.-шен.
| вологод. Широкое, глубокое место в реке, с уступами?
| пск., твер. грыжа и одержимый ею? вероятно курея, см. это слово. Курьевый, к курье относящийся (Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863-1866).

Так, чего, может избушка просто на разливе, меж рукавов реки стояла? "На курьих ножках"? А курья - это, может, просто ток переменный? Он течет кстати тоже.

Да, ничего, конечно, нового. Не открыл я тайн, это понятно. Но, вот, как коробило в детстве, что русалка с рыбьим хвостом на ветвях сидит, так и дом на ногах курицы. Хоть убейте меня, но ведь бред это... С русалкой все понятно, Пушкин про хвост рыбий ничего не писал. Русалки - горные лесные жители с зелеными волосами. Правильно она у него на ветвях сидит, а художники ей уже хвост пририсовали - вот и получилась дичь. А что с домом бабы яги? Как слышим так и пишем? Никаких там куриных лапок не было и не должно быть!

Поворачивается избушка ко мне передом к лесу задом... Но это, опять, не у Пушкина.

Петухи на шпилях

Петушки на крестах маковок церквей? Петухи на шпилях! Казалось бы - подумаешь! Древний символ, многие религии и культуры использовали его. Никто мимо не прошел.

Флюгера они флюгера и есть. Кстати, "флюгер" по-английски weathercock или даже просто cock, т.е. петух. По-немецки то же самое, wetterhahn (hahn - петух).
Это важно, ибо понятно, что не были флюгера какие хочешь, а в виде петухов и только такие, или лишь сначала в этом виде, ну или как минимум максимально распространены были именно петушиные.

С оглядкой же на все вышесказанное, могу уверять, что были только петушиные, а никакие другие. С потерей знаний, устройства эти превратились лишь в указатели направления куда дует ветер. Хотя я никогда не понимал зачем в городах знать, куда ветер дует? Неужели это так важно? Это может быть полезно в морских делах, но флюгер городить для этого совсем не обязательно, любая тряпка на палке покажет направление ветра.

Все же, кто прав и как разобраться в этой пестрой массе приведенных примеров? Как отчленить главное? Думаю, каждый найдет для себя, что-то интересное в этой теме, каждый в праве на собственное мнение. Мне же, понятно, что символ петуха уходит корнями, своим истинным значением и предназначением в глубокое прошлое. В то прошлое, разговоры о котором табуированы и не приняты в "приличном обществе", ибо правда настолько невероятна, что сокрытие ее и искажение - задача номер один уже не одну сотню лет, чему везде мы находим неоспоримые подтверждения.

Меня не покидает уверенность, что значение Куров, устройств, которые мы сегодня еще можем видеть на шпилях некоторых замков и храмов, остается известна некоему кругу лиц, что есть "рабочие" установки которые используются по прямому предназначению или пока ждут своего часа.