Кто взял самую высокую ноту. Как научиться петь высокие ноты

Да, мой друг, ты не поверишь, но мы снова долбим эту тему. И не смотря на то что я написал кучу статей на эту тему диапазона, например: « », и т.д. . Я всё равно не устаю читать вопросы типа: «Почему верха не звучат?», «Почему я не могу спеть выше фа диез 1 октавы», «Почему голос словно кончается на верхах и болит горло?» и т.д. Конечно, я рад отвечать на вопросы, и пусть они банальны, всё же у каждого своя индивидуальная ситуация, свой набор проблем, свои загоны и т.д. Если б вы только знали, друзья, насколько пение, сложный и одновременно невообразимо простой процесс. Сегодня разговор не пойдёт о каких-то эстрадных лоховских певцах, там с диапазоном всё и так ясно.

Так же, как и человеческий организм, голос имеет свои разные состояния. У вокалистов есть такая крутая фраза:

Мне хотелось бы сказать, что это не правда, но так и есть. Реально голос звучит классно очень редко, потому что для этого нужно жить по блестящему режиму. Для того что б постоянно чувствовать себя в вокальной форме, нужно спать минимум по 8 часов в день!!! МИНИМУМ!!! Нельзя не высыпаться, а потом круто петь, так не бывает. Нужно хорошо есть, сытно и не бутерброды, шоколадки и мороженное, которые я тоже люблю, но и обыкновенную человеческую пишу, полезную и вообще только ту еду, которая замечательно восстанавливает. Если вы поели прохладной летней окрошки, мороженного, холодного компота, молока из холодильника, то вашему голосу пи*дец на ближайшие 2 дня, даже не трогайте его, и не надо удивляться, почему вам не поётся!!!

И всё это бред и всё я не о том пишу, потому что если выполнять все мои указания, все упражнения и т.д., все равно ничего не будет. Так вот, друзья, вы будете круто петь, легко и свободно, иметь большой диапазон и завораживать себя и публику, тогда, когда в вас появится свобода!!! Свобода физическая и эмоциональная!!!

Когда вы перестанете нервничать, злиться, ненавидеть, обижаться, когда вы избавитесь от всех этих якорей, которые постоянно тянут из вас силы целыми годами на пролёт??? Когда вы перестанете бояться петь???? Когда вы перестанете зажимать горло и посылать звук куда-то вглубь своей гортани??? Когда, вы начнёте звучать и петь открытым ртом и звучать всеми полостями, вместо того, что бы петь узко открытым ртом, что вокалисты называют куриной писей???

Вокал это конечно, сложный процесс, требующий усилий, но в самом-то деле, не в горле же БЛ*ДЬ!!! Усилия должны быть в диафрагме, во время самого пения, нужно толкать ей вниз, что есть дури, поначалу это будет дискомфортно или даже больно, будет в кишках всё булькать (потому что кто-то начал петь не пожравши). Со временем весь процесс станет автоматическим, и диафрагма будет сама опирать столько, сколько ей надо. Не пройти пути становления дыхания невозможно.

Есть такие вокалисты, которые круто поют и без всяких там вокальных школ и вообще нигде не учились.

У меня для Вас 2 новости:

  1. Да, есть!!!
  2. И это не Вы!!!

Я уверен в том, что это не вы, потому что если бы вы были таким врождённым талантом, вы бы ни за что на свете не сидели бы у меня на блоге и не внимали бы ваяниям моего больного мозга. Вот вы можете представить себе, что Фредди Меркьюри, Валерий Кипелов или Шаляпин с Монсеррат Кабалье учились бы петь по книгам или просили бы совета у блоггера в интернете? Вот и я думаю, что нет! И вы знаете, это вовсе не значит, что вы петь не будете. Например, мне, тоже достался нелёгкий путь, сплошные зажимы, которые трудно искоренять и порой просто перестаю петь, потому что нет больше моих сил, бросаю всё, матерюсь во весь голос, кричу сам на себя и на природу, которая не сделала меня таким, как Фредди Меркьюри, Валерия Кипелова, и всех остальных.

Но потом, я понимаю, что без пения не могу, а ещё позже вспоминаю, что матерился я очень звонко, громко, свободно, без зажимов, слова словно звенели во мне, согласные буквы чеканились о зубы, даже когда-то проблемная буква «Р» стала стройной и чёткой 🙂 . И потом я понимаю, что всё же во мне скрыты таланты, о которых я пока не знал, а значит, есть куда двигаться. 🙂 Шутки шутками, но суть осталась. Не пытайтесь отыскать в себе всё и сразу, хорошо, если всё и сразу найдётся, но такое бывает только у единиц. Большинство же вокалистов обречено на учение, но зато такие трудяги достигают большего. Например, Паваротти не хотели брать даже в хор, потому что его отец и учителя твердили, что у Лучано крошечный голос.


И так, друзья, после слёзных речей, я повторяю, что вам нужно стать свободными, нужно освободить голос, переложить усилия на опору, а не на связки. Высокие ноты перестанут быть трудными, когда вы будете ким относиться так же легко и уверенно, как и к низким. Будьте оптимистами, будьте смелыми и уверенными, нет никаких у вас заслонов или преград. Диапазон нормального взрослого опытного певца 2, 5 октавы, у певиц 3 октавы и больше. Само собой, в зависимости от опытности певцов этот диапазон может быть чуть больше, чуть меньше, но так или иначе не 1, 5 октавы хрипло кричащего голоса. Если вы не можете петь больше, значит, что-то делаете не так и скорее всего дело в вашей скованности.
Вот вам, кстати, для любителей Валерки Кипелова подборочка высоких партий из песен АРИИ. Хотя, конечно я хотел бы услышать в «Игра с огнём», ту золотую Си1 октавы, которую он тянет 16 секунд. Но и так поёдет. Зато здесь есть «Следуй за мной» и моя любимая терция ре-фа диез второй октавы на 4:28, мммм, класс.

Короче говоря, свобода и только свобода, друзья мои. Только освободившись от скованности горла, позволив связкам аккуратно и естественно смыкаться, будут вам высокие ноты и всё остальное. Но, освободиться не значит «петь как латентный пи*арас». Надо искать , нужно искать позицию голоса, в которой связки смыкаются легко и звучат звонко и громко без малейших усилий, тогда звук будет попадать в резонаторы и т.д.

Статья и так длинная получилась, пишите ваши комменты или заводите тему на форуме. Всем спасибо, не забывайте реагировать на статьи своими поправками и дополнительными вопросами, с радостью отвечу.

Этот вопрос является для некоторых начинающих вокалистов самым главным. Действительно, обидно: хочется петь оперные арии, в которых есть ля, си второй октавы, а в арсенале только фа второй. Начинаешь судорожно искать произведения для ограниченного диапазона…

Чтобы научиться петь выше, нужно терпение. Если сразу начать набивать верхушки, можно испортить голос. В начале обучения нужно сконцентрироваться на формировании середины диапазона. Только в каких-то , в проходящих пассажах можно задевать верхние ноты, не держа их. И то, если у вас есть уже определенные навыки. Главное – сформировать центр голоса. Центр – это наиболее удобно звучащая середина диапазона, не требующая от вас каких-то титанических усилий. Эта середина должна быть доработана до состояния ровной гаммы, спетой единым приятным тембром, с резонансом, плавно, без толчков. Именно такого подхода придерживался великий русский композитор М. И. Глинка, который сам прекрасно пел и воспитал блистательных певцов. После формирования центра можно понемногу раздвигать границы вниз и вверх. В этом деле обязательно учитывайте свой тип голоса. В любой книге по вокалу есть таблицы с границами диапазонов разных голосов. Помните о постепенности, не поддавайтесь соблазну быстро разработать верхние ноты, чтобы не «вытянуть» голос, чтобы он не стал тусклым и блеклым.

Теперь поговорим о тех, кто уже немного «залезал» наверх. Сколько нужно времени на выработку верхних нот? Опять же, все индивидуально. Но здесь есть одна приятная особенность. Часто верхние ноты у подвинутых студентов развиваются сами. То есть студенты просто продолжают заниматься вокалом в своем диапазоне, когда же их педагог предлагает им попробовать арии повыше, у них вдруг получается брать те ноты, которых они никогда раньше не брали. Это говорит о том, что при правильном формировании голоса, верхние ноты сами придут к вам. Останется только привыкнуть к ним.

Есть педагоги, которые придерживаются следующей точки зрения: верхние ноты нужно раскричать. Если не ходить наверх, то никогда верхних нот и не будет. Но лучше все-таки придерживаться золотой середины, а именно: постепенно раздвигать границы диапазона, не травмируя голос излишними и долгими упражнениями в верхнем регистре. То есть эти упражнения должны присутствовать, но не утомлять голос до хрипоты.

Подумайте еще вот о чем. Верхние ноты – это не просто голос, это особое психическое состояние. Это адреналин, если хотите. Послушайте теноров, поющих верхнее ДО. Это ведь производит неизгладимое впечатление! Почему многие так ценят и ждут эти верхние ноты? Да потому что это возбуждает, это производит эффект чего-то неземного, заставляющего прекратить дышать на время звучания ноты. А теперь представьте студента, пробующего взять, скажем, СИ. Вот он стоит вялый, грустный, боится, думает, получится или нет… Споет он СИ? Маловероятно… Во всяком случае, должного эффекта не будет. Кстати, об эффектах. Не увлекайтесь ими. Главное в произведении – донести чувства, смысл до зрителя. Если вы всю арию готовитесь только к финальной верхней ноте, чтобы показать голос, то это «звучкодуйство». Настоящая верхняя нота должна быть оправдана чем-то изнутри. Не рассыпайте ноты просто так.

В техническом плане перед верхней нотой нельзя суетиться. Если вы будете излишне волноваться, запрете себе , зажмете горло, и ничего не выйдет. Наоборот, вдохните хорошо, расслабьте мышцы,

Нижегородец занимается пением уже 20 лет, тому же обучает и своих студентов.

«Самый высокий звук воспроизведенный мужским голосом
Зарегистрированная нота: Соль 5 октавы (G8)
Алексей Боровко
Россия, Нижний Новгород
5 ноября 2018 года»,
- говорится в сообщении агентства.

Предыдущий рекорд был установлен Сяо Лунг Вангом из Китая за исполнение E8 или 5 243 Гц.

Как такового, конкурса не было, - рассказал Алексей Боровко , - я связался с регистром рекордов и представил им доказательство - специальное техническое видео.

Мы спросили, как нижегородец готовился к установлению рекорда.

Я разработал вокальную методику, которая отличается от всего того, что преподают, судя по результатам. Часть методики и часть упражнений направлены на развитие диапазона. Это необходимо, чтобы всеми обертонами обогащался весь творческий тембр, все ноты абсолютно, то есть, с одной стороны, это просто часть, которая необходима для наработки тембра и наработки КПД высокого голосового аппарата. И поскольку я эту работу я осуществляю, я подумал: а почему бы и нет, раз звуковая высотность - это вещь, которую можно зарегистрировать, хотя изначально цели такой не было. У меня все студенты так поют, может, чуть пониже.

Мы узнали, планирует ли певец брать новые «высоты», в прямом и переносном смысле.

Честно говоря, я уже залез в шестую октаву. Но раз для рекорда пока хватает соль пятой, пусть это будет «про запас». На самом деле, если знать, как это делать, то все осуществимо. Просто люди не знают о моей методике, оно и понятно, это же я ее разрабатывал. Все достигается путем некоторых целенаправленных упражнений. А я так понял, что у людей, кто занимался до этого, брать такие ноты выходило совершенно случайно. А у меня есть методика. И я ей обучаю всех желающих. Возможно, следующее мое достижение будет связано с диапазоном. У меня сейчас диапазон более 10 октав, то есть охватывает практически весь звуковой диапазон.

Мы поинтересовались, не боится ли Алексей , что студенты, занимающиеся по уникальной методике, его обгонят.

Не исключено, - засмеялся преподаватель, - есть резвые. Но что же теперь, не учить их что ли? Учу всех.

Также мы спросили у рекордсмена, получил ли он какой-нибудь подарок или вознаграждение за свои достижения, помимо памятных грамот.

Нет, - удивился Алексей, - не было никаких наград. Там бы, наверное, уже разорились, если бы награждали каждого. Например, я видел такие рекорды, как протолкать яйцо 9 километров носом по проселочной дороге, если за каждый такой «рекорд» вознаграждать… (засмеялся).

В планах связаться с представителями Книги рекордов Гиннесса, съездить в Москву, потихоньку выходить на новый уровень, - поделился с нами Алексей Боровко своими дальнейшими намерениями.

Дарина Моисеева
Фото: соцсети, книга-рекордов-россии.рф.

Среди этих уникальных людей есть профессионалы и аматоры. История каждого из них разная, но все они похожи тем, что обладают , рассказывает сайт.

Исполнители, обладающие поистине уникальным голосом

В мире есть много систем, следуя которым, классифицируют певческие голоса. Чаще всего учитывают диапазон голоса и пол певца. Певческий диапазон составляют 8 октав. Считается, для того, чтобы завоевать свое место на сцене, певцу достаточно обладать средним диапазоном в 2 октавы. Но есть голоса, которые выходят за привычные рамки.

Светлана Феодулова


Фото: Инстаграм feodulova

Необычный голос россиянки, диапазоном в 5 октав, заметили ее учителя вокала. Музыкальность, абсолютный слух и постоянная работа над собой помогли Светлане добиться нереальных результатов. Девушка попала в Книгу рекордов Гиннеса. Также она является обладательницей множества премий и наград, как в своей стране, так и за рубежом.

Оперная певица не только следует общепринятым канонам, но и любит экспериментировать, смешивая разные стили. Например, классику и современные композиции.

Рене Флеминг


Фото: Инстаграм reneeflemingmusic

Американская оперная певица, лирико-драматическое сопрано, «Золотой стандарт сопрано».

На развитие музыкальных способностей девочки повлияла ее семья. Мама с папой были преподавателями вокала, поэтому не удивительно, что Рене пошла по их стопам.

Самой узнаваемой партией Флеминг считают партию графини Альмавива («Свадьба Фигаро»). Также именно ей должны быть благодарны поклонники «Хоббита». Мало кто знает, но Рене Флеминг стала голосом множества треков из фильмов этой серии.

Джорджия Браун

Совершенно неоднозначная личность нашего топа - Джорджия Браун. Латиноамериканка может похвастаться голосом в 8 октав и сразу двумя рекордами Гиннеса - самая высокая нота и самый широкий диапазон.

Музыкальные критики до сих пор расходятся во мнениях по поводу уникального голоса девушки. Одни считают его невообразимым, ведь верхний регистр певицы встречается лишь у нескольких видов животных.

Именно из-за этого, другие специалисты не считают голос девушки чем-то особенным, утверждая, что ее «вопли ультразвуком» нельзя назвать пением.

Тим Стормс

Особенность его возможности в том, что он издает очень низкие по частоте звуки. Даже сам Тим не может их слышать, определить их возможно лишь с помощью специальной техники. Считается, что издаваемые им звуки могут слышать лишь слоны.

Он также внесен в Книгу рекордов Гиннеса за самую низкую ноту, воспроизведенную человеком, и за самый широкий диапазон.

Владимир Пасюков

Он пел во многих мужских хорах страны, а также в церковном хоре Казанского собора Санкт-Петербурга. Его голос органично вливался в хор, придавая мощь низкими звучными обертонами. Владимир записывал и сольные композиции. Певец умер в 2011 году от продолжительной болезни.

Димаш Кудайбергенов


Фото: Инстаграм kudaibergenov.dimash

Певец из Казахстана, обладатель гран-при конкурса «Славянский базар 2015» покоривший своим удивительным голосом много стран. В 2016 году Димашу присудили государственную стипендию Первого Президента Республики Казахстан - Лидера Нации в области культуры.

Его участие в китайском шоу «Singer 2017» закончилось победным первым местом. После участия в этом телешоу к нему пришла настоящая популярность. Но он не остановился на достигнутом. В этом же году Димаш выигрывает премию Top Chinese Music Award, в номинации «Самый популярный певец в Азии». В Китае она является адаптированной версией «Гремми».

К слову об уникальных голосах, первое место на китайском конкурсе Дмаш Кудайбергенов выиграл благодаря исполнению песни Витаса "Опера №2". В свое врем он тоже покорил немало слушателей своим необычным голосом. Узнайте больше о и его жизни вне сцены.

Главное фото: Инстаграм kudaibergenov.dimash

Пение благотворно влияет на организм человека. Когда мы поем сердцебиение замедляется, снижается артериальное давление и эмоциональное состояние стабилизируется. Правильно распоряжаясь знаниями в области акустики, анатомии, постановки голоса можно научиться определять индивидуальные вокальные данные, подбирать произведения, в которых голос зазвучит полно и естественно. Первое понятие, с которым предстоит столкнуться – вокальный диапазон.

Это интервал от самого низкого до наиболее высокого звука, воспроизводимого человеком. Определить диапазон возможно с помощью музыкальных инструментов с большим количеством октав (фортепьяно, гитара).

Измеряется диапазон количеством октав, которые способен взять голос. Одна октава составляет 8 ступеней, например, от «ре» до следующего «ре». Для профессионального пения достаточно 2 октав.

Понятие «тесситура» помогает подбирать произведения для конкретного исполнителя, а также определять вокальные данные. Тесситура – это соотношение высоты звуков в музыкальном произведении с диапазоном голоса исполнителя. Для певца с высоким голосом – композиция с высокими нотами.

Певческие голоса

Классификация певческих голосов определяется полом исполнителя, диапазоном, тембром и тесситурой. Тембром называется индивидуальная окраска звучания, обусловленная обертонами. Обертон (нем. «верхний тон») – это части звука, высшей, в сравнении с основным тоном, частоты.

  • Сопрано – высокий женский голос, которому свойственны звонкость, подвижность, яркость. Драматическое сопрано – плотный и ровный голос, самый низкий из сопрано; Также выделяют лирико-драматическое, лирическое, лирико-колоратурное и колоратурное сопрано, отличительное высоким голосом, подобным звучанию скрипки;
  • Меццо-сопрано – глубокие, насыщенные ноты. Разновидности: лирическое и драматическое меццо-сопрано;
  • Контральто – низкий женский голос с бархатистым звучанием.

Мужские вокальные диапазоны:

  • Тенор – голос хора и оперы, самый высокий, близкий к женскому звучанию. Подразделения: альтино, лирический, меццо-характерный, драматический тенор;
  • Баритон – средний по высоте голос включает: лирический баритон, лирико-драматический, драматический и бас-баритон (мощный, близкий к басу голос);
  • Бас – низкий певческий мужской голос. Бывает высоким, центральным и низким.

Частотный диапазон:

  • Бас – 80–350 Гц;
  • Баритон – 100–400 Гц;
  • Тенор – 130–500 Гц;
  • Контральто – 170–780 Гц;
  • Меццо-сопрано – 200–900 Гц;
  • Сопрано – 250–1000 Гц;
  • Колоратурное сопрано – 260–1300 Гц.

Как расширить диапазон голоса

В диапазоне голоса выделяется три зоны: примарная зона – ноты в центре диапазона певческого голоса; зона рабочего диапазона, в которой исполнитель берет ноты без усилий; зона нерабочего диапазона, включающая замыкающие ноты вокальных возможностей. Расширять диапазон следует постепенно, отходя от примарных звуков вверх, затем вниз.

Основные упражнения и правила для развития вокала:

  • Следите за собой. Держите ровную осанку, откажитесь от вредных привычек, соблюдайте правила гигиены полости рта. Перед занятиями не употребляйте молочных продуктов, замените их водой комнатной температуры;
  • Тренируйте дикцию. Читайте вслух, с выражением, повторяйте скороговорки;
  • Распевайтесь перед занятиями;
  • Правильно дышите, когда поете;
  • Не напрягайте гортань.

Помимо домашней практики, консультируйтесь с врачом-фониатром, посещайте занятия педагогов по вокалу, так вы сохраните здоровье и быстрее добьетесь успеха.

  • Джорджия Браун – обладательница самого широкого вокального диапазона среди женщин – 8 октав, этот показатель внесен в книгу рекордов Гиннеса. Второй рекорд – наивысшая нота, взятая человеком.
  • Тим Стормс – рекорды Гиннеса: самый широкий среди мужчин вокальный диапазон – десять октав. Самая низкая нота, когда-либо взятая человеком.
  • В книгу рекордов попала наша соотечественница Долгополова Татьяна Владимировна, вокальный диапазон которой: 5 октав + 1 тон. Также Татьяна обладает самым низким для сопрано голосом в мире.
  • Говоря о ярких музыкальных исполнителях российской эстрады, представляется невозможным оставить без внимания харизматичного певца Григория Викторовича Лепса. Григорий Лепс награжден премиями «Золотого граммофона» и «Песня года», а также званием Заслуженного артиста РФ (2011). Григорий Лепс поет баритоном, вокальный диапазон составляет 3 октавы.
  • Эрик Адамс, выступающий в группе «Manowar», также поет баритоном. Голосовой диапазон – четыре октавы. Голос Адамса богат и многогранен, стоит послушать исполненную им арию «Nessun dorma», рассчитанную для тенора.

Певческие голоса, как музыкальные инструменты должны откликаться на заданную ноту. Путь постановки вокала, создания яркого индивидуального стиля занимает годы. Расширять вокальный диапазон следует в возрасте от 18 лет, когда организм сформировался.

Успехи в вокальной карьере зависят от здоровья артиста, следите за питанием, упражняйтесь, займитесь гимнастикой для дыхания и регулярно практикуйтесь в пении. Не теряйте стремления к развитию и упорства, помните, голосовой диапазон не определяет подачи выступления, имея полторы – две октавы можно завораживать публику чистотой и наполненностью голоса.