Общая характеристика культур древних цивилизаций. Культура древних цивилизаций

Особенности потребления доиндустриального общества: преобладание природных продуктов и материалов, не прошедших глубокой промышленной переработки. Люди потребляют простой хлеб, мясо, молоко, древесину, кожу в виде несложных домашним способом приготовленных блюд и ремесленных изделий. Преобладание уникальных нестандартизованных товаров и услуг. В каждой местности складываются свои традиции приготовления пищи, шитья одежды, изготовления транспортных средств, особое фольклорное искусство, традиции общения и приемы оказания услуг. В потребительском поведении преобладают духовные блага, обычаи и традиции. Потребитель воспринимает с недоверием появление новых товаров и услуг, особенно если они плохо вписываются в обычаи и традиции. Потребление энергии невелико – используется энергия животных и человека. Преобладание натурального потребления (для себя) над товарным.

Особенности потребления индустриального общества. Расширение товарного производства и сферы услуг привело к созданию специализированных профессиональных сервисных служб и организаций, работающих по определенным правилам и стандартам. Требования к сервису потребителей основаны не на обычаях и традициях, а на рациональном расчете. Приоритет личного потребления материальных благ над духовными и общественными, быстрый рост потребления различных видов энергии. Происходит сокращение доли продовольственных товаров и рост непродовольственных товаров и услуг. Существует глубокое неравенство потребителей из-за имущественного расслоения. Существует сервис для бедных и сервис для богатых.

«Общество массового потребления». Характерна безудержная погоня за удовольствиями, приводящая к деформации потребительского поведения. Возрастание роли психологического фактора и моды в потреблении; превышение уровня удовлетворения физиологических потребностей, широкое распространение престижного потребления. У каждого социального слоя складываются негласные традиции потребления строго определенного набора товаров и услуг. Загрязнение окружающей среды, что снижает качество товаров и услуг.

Тип потребления постиндустриального общества . Основные закономерности его еще в стадии формирования. Для данного периода характерно высокий уровень потребления основной массы населения товаров и услуг и высокий уровень дохода основной массы населения. В потреблении материальных благ акцент смещается с количества к качеству товаров и услуг. Наибольший интерес потребителей вызывают здоровье и образование. Характерны процессы глобализации в экономике (например, организация транснациональных концернов), размывающие национальные традиции и устои. С другой стороны, наблюдаются тенденции к индивидуализации как на личностном, так и на государственном уровне. Всестороннее развитие личности становится экономической необходимостью.

Этот подход рассматривает экономический рост с точки зре ния производительных сил, техники и технологии производства.
Первый тип: доиндустриальное, аграрное развитие.
Исторически доиндустриальный тип экономического роста охватывает несколько веков, которые предшествуют XIX веку в развитых капиталистических странах. Некоторые отсталые в эко номическом отношении страны и сегодня находятся на этапе до-индустриального экономического роста. При этом типе экономи ческого роста основной отраслью в национальной экономике яв ляется сельское хозяйство. Это значит, что большая часть населе ния живет на селе, занимается сельским хозяйством, а удельный вес сельского хозяйства в ВВП превышает половину. В некоторых работах доиндустриальное аграрное развитие называется как этап традиционного общества. Как правило, доиндустриальное обще ство имеет очень низкие темпы экономического роста. Статистики в тот период не велось, но можно предположить, что если населе ние увеличивалось на 0,1 % в год в среднем - характерная черта того периода, то, значит, темпы экономического роста тоже при близительно равны 0,1 % (может, чуть больше 0,2-0,3 %). По скольку техника и технология веками не изменялись, то по мере роста населения рос и объем ВВП.
Важнейшим достижением доиндустриального экономиче ского роста, подготовившим почву к переходу к индустриальному типу, стало создание мануфактуры. Мануфактура, по определе нию, - это кооперация, основанная на разделении труда. Она была господствующей в странах Западной Европы с середины XVI до последней трети XVIII века. Таким образом, почти два века длил ся мануфактурный этап доиндустриального экономического роста.
Различают три вида мануфактур.
Гетерогенная мануфактура. Она характеризуется механи ческим соединением деталей, из которых получается готовый про дукт. К числу таких гетерогенных мануфактур относится произ водство карет, часы.
Органическая мануфактура. Характеризуется тем, что гото вый продукт получается в результате последовательного чередо вания операций над одним предметом. Например, производство иголок, булавок, бутылок. Каждое из этих изделий требует около сотни операций.
Рассеянная мануфактура, которая предполагает использо вание рабочих на дому.
Особенностью всех 3-х видов мануфактур является то, что в центре них стоит рабочий, человек. Поэтому сама мануфактура -это совокупность работников.
При этом, по сравнению с простой кооперацией, в мануфак туре произошли серьезные изменения. Главное изменение в том, что отдельный рабочий мануфактуры стал специализироваться на одной какой-то рабочей операции. И теперь уже в силу разделения труда отдельный работник мануфактуры не мог выполнить весь цикл работ по производству готового продукта, в отличие от про стой кооперации, где ремесленник в принципе все мог от начала до конца делать сам, для этого требовалось овладение большим ко личеством профессий. Это обстоятельство привело к следующим важным последствиям.
Рост профессионализма, виртуозности в выполнении одной какой-то простейшей операции, что резко повышает производи тельность труда работника мануфактуры по сравнению с работни ком простой кооперации.
Сокращение времени на подготовку работника. Если в мас терской ремесленника, как правило, брали на выучку в возрасте 7 8 лет и учили его лет 10-15 для того, чтобы он стал профессиона лом, то в условиях мануфактуры, когда надо обучить выполнению одной операции, времени на подготовку специалиста требовалось значительно меньше.
В мануфактуре стало быстро расти использование специали зированных орудий труда, которые, как правило, были нацелены на выполнение одной какой-то простейшей операции. Это в конце концов подготовило почву для изобретения машин.
Второй с точки зрения производительных сил - это инду стриальный тип экономического роста. Из самого названия вы текает, что главная черта этого типа - интенсивный рост промыш ленности, предполагающий переворот в самой материальной осно ве производства. На первое место в национальной экономике вме сто сельского хозяйства выходит промышленность. Что касается сельского хозяйства - основы доиндустриального этапа экономи ческого роста, то оно переводится на путь индустриального эко номического роста, что в конечном итоге приводит к резкому по вышению производительности сельскохозяйственного труда.
Статистика показывает такие цифры: во всех индустриально развитых странах в 1913 году в сельском хозяйстве было занято 72,5 млн человек. В этих же странах в 1987 году - всего 25 млн человек, в три раза сократилась численность сельскохозяйственных работников. В 1820 году каждый сельскохозяйственный работник производил продукцию, которой можно было прокормить четыре человека. В 1947 году - 14 человек, в 1987 году - 96 человек. По этому в индустриально развитых странах число сельскохозяйствен ных работников в настоящее время не превышает 2-4 % от всего населения страны, при этом они обеспечивают не только свою страну сельскохозяйственной продукцией, но даже имеют ресурсы сельскохозяйственной продукции для экспорта.
В результате резкого повышения производительности труда общество с меньшими затратами труда, капитала и природных ресурсов - всех факторов производства - производит большее ко личество и сельскохозяйственных, и промышленных товаров, а также услуг. Отмечено, что в доиндустриальном обществе в цен тре стоял человек с его потребностями. В индустриальном обще стве на первое место в экономике выходят производство и доходы, поэтому для индустриального общества типичным является рост не только производства, но и доходов в расчете на душу населения.
В современных развитых странах индустриальный рост ох ватывает период с начала XIX века по настоящее время, то есть он длится уже в течение двух веков. За этот период происходят зна чительные не только количественные, но и качественные измене ния в национальной экономике, поэтому весь двухвековой этап индустриального экономического роста можно разбить на не сколько подэтапов - крупных периодов.
Третий, постиндустриальный тип - это такой тип эконо мического роста, когда в центр экономической системы переме щается человек с его потребностями. Его настоящее и будущее -главная забота всего общества. Таким образом, с точки зрения фи лософии происходит как бы отрицание отрицания. Человек со своими потребностями, правда ограниченными, стоял в центре доиндустриального общества. В условиях индустриального обще ства на первое место выступают производство, темпы экономиче ского роста и доходы. В постиндустриальном обществе происхо дит отрицание отрицания: производство и доходы уходят как бы в основание экономической системы, а на первое место опять вы ступает человек, его настоящее и будущее, но на более высоком уровне, чем это было в индустриальном типе экономического рос та. При этом постиндустриальное экономическое общество не оз начает неиндустриальное, наоборот, точно так же, как судьба сло жилась по отношению к сельскому хозяйству при индустриальном типе экономического роста (там в результате повышения произво дительности труда все проблемы оказались решенными), в по стиндустриальном экономическом обществе индустрия будет на столько развитой, что обеспечит высокий уровень жизни всего общества.
Значительный вклад в разработку теории постиндустриаль ного экономического общества внесли Дж.К. Гэлбрейт и Э. Пес тель. Поскольку постиндустриальное общество только-только вы растает из индустриального, пока еще нет страны, которая всту пила бы в этап постиндустриального экономического общества, поэтому можно только на основании существующих тенденций определить, что будет характерно для постиндустриального типа экономического роста. Считается, что в постиндустриальном об ществе:
На первое место в экономике выйдет сфера услуг и каче ство жизни населения. Что касается материального производства, то оно уйдет в основание системы, в фундамент, который никто не будет замечать. При этом предполагается, что в обществе и эко номике произойдет утрата позиций промышленности, транспорта, торговли, снизится роль и значение рынка.
Уровень индустрии будет настолько высок, что он позво лит даже бедным слоям населения иметь достаточное количество материальных благ для удовлетворения своих потребностей.
Быстрое возникновение новых потребностей и сравни тельно быстрое их удовлетворение. Должно быть обеспечено твер дое благосостояние всей страны.
Новые взаимосвязи между работой и досугом, установле ние большей справедливости в обществе.
Становление новых гибких взаимоотношений в производ стве между работниками и управляющими.
Непрерывное обучение работников.
Поддержание в должном состоянии окружающей среды.
Необходимость бережного отношения к основным нево-зобновляемым ресурсам, которыми располагает общество.
Свертывание опасных технологий.
Значительный вклад в разработку теории об этапах эконо мического роста внес У.У. Ростоу. Он опубликовал в 1960 году книгу «Стадии экономического роста: некоммунистический ма нифест». В рамках подхода Ростоу выделяется шесть периодов в истории человечества, для которых характерны те или иные типы экономического роста:
традиционное общество;
период создания условий для взлета (take - off);
взлет;
движение к зрелости;
стадия высокого массового потребления;
поиск качества жизни.
Традиционное общество в подходе Ростоу по сути и есть доиндустриальная стадия развития. Свыше 3/4 населения занято производством продовольствия. Структура власти иерархична, ос новная власть принадлежит феодалам или центральному прави тельству.
Переходное от доиндустриального к индустриальному типу экономического роста общество. В современных индустриально развитых странах этот период протекал до середины XIX века. Сначала он прошел в Англии, затем в Германии, США, Франции, Италии, некоторых других странах. Для переходной экономики характерны такие особенности.
Промышленный переворот. В гражданскую историю про мышленный переворот вошел под названием первой промышлен ной революции. В других странах, которые проходили этот пере ход, он обычно называется периодом индустриализации.
В ходе индустриализации создается крупное машинное про изводство. С появлением машин возникает фабрика и завод. По экономическому определению фабрика или завод - это коопера ция машин. Таким образом, если в мануфактуре в центре стоял человек и мануфактура - это кооперация работников, то на фабри ке в центре стоит машина, сама фабрика - это кооперация дейст вующих машин. Что касается рабочего, то его функции сужаются и он осуществляет контроль и управление работой машин, т. е. занимает уже подчиненное положение, поскольку основная энер гия в производстве идет от машин.
Развитие фабрик и заводов привело к образованию городов -крупных промышленных центров.
В переходный период резко количественно рос рабочий класс, класс, который непосредственно занимался управлением машинами.
Основными отраслями промышленности были: текстильная, легкая и пищевая, но вместе с тем в это время появляются маши ностроительные заводы.
Машина стала материальной основой небывалого роста про изводительности труда. Она революционизировала производство во всех отраслях национальной экономики не только в самой про мышленности, но и на транспорте, в отрасли связи, др. отраслях.
Широкое развитие получила торговля, в этот период появи лись финансовые учреждения, банки, сберегательные учреждения.
Второй подэтап индустриального экономического роста на зывается обществом взлета, подъема или сдвига. В этот период быстрыми темпами растет и промышленность, и сельское хозяй ство. Этот период охватывает вторую половину XIX века.
Созревающее общество, движение к зрелости. В современ ных индустриально развитых странах этот этап проходил с начала XX века по 20-50-е годы XX века. В этот период удельный вес накоплений поднимается с 5 до 15 %, в результате чего растет производство ВВП и темпы роста ВВП значительно превышают темпы прироста населения. В созревающем обществе решается проблема обеспечения всех людей пищей, одеждой, жильем. Ос новными отраслями становятся: машиностроение, металлургия, ав томобилестроение, авиастроение и химическая отрасль промыш ленности. Таким образом, на первое место в национальной эконо мике вышли отрасли тяжелого машиностроения, капиталоемкие отрасли национальной экономики.
Общество массового потребления. Первыми вступили в этап общества массового потребления США в 20-х годах XX века. В 50-х годах в этот этап вступили Англия, Германия, Япония, Ита лия, некоторые другие государства. Это такой этап индустриаль ного роста, когда главную роль в производстве занимает произ водство предметов потребления и услуг. В этот период совершает ся НТР и на первое место выходят отрасли, связанные с современ ной НТР (производство автоматических систем, приборостроение, производство ЭВМ, авиакосмическая отрасль и т. д.), характерно широкое распространение информации, информационных систем, в некоторых работах даже указывается, что общество массового потребления является информационным обществом, но не все за падные экономисты с этим согласны.
На стадии поиска качества жизни на передний план выдви гается духовное развитие человека. В экономике появляются чер ты постиндустриального типа экономического роста. Это означа ет, что на первое место выходит человек с его потребностями. Что касается производства и доходов - основы индустриального типа экономического роста, - то они так и уходят в основание эконо мической системы и считаются само собой разумеющимися явле ниями, чертами современной жизни.
Благодаря росту производительности труда и более равномер ному распределению доходов значительная часть населения полу чает возможность не только удовлетворять минимальные потреб ности, но и откладывать сбережения. При этом в сферу массового потребления вовлекаются товары длительного пользования. В производстве господствующее положение занимают крупные кор порации, управление которыми перемещается в руки менеджеров.
В этот период происходит абсолютное и относительное со кращение количества рабочих. При этом среди рабочего класса особо выделяются высококвалифицированные рабочие, которые по своему экономическому и социальному статусу занимают положе ние, приближенное к менеджерам, управляющим. К квалифициро ванным рабочим переходят все функции прямого управления сво им трудом, т. е. фактически формируется самоуправление.
Возрастает роль науки, она становится органической частью производства, и, таким образом, общество готовится к вступлению в третью фазу с точки зрения техники и технологии - постиндуст риальный тип экономического роста.

Первая Цивилизация возникла 81 в. назад.

Последняя Цивилизация остановилась 60 в. назад.

Единство признаков Древних цивилизаций определяется их культурным взаимодействием, способностью воспринимать и реализовывать полезные достижения. Появилась торговля между удалёнными просторами. Единство Древних цивилизаций определялось также и в том, как их учредители понимали свои цели и задачи в цивилизационном устроительстве. По всей видимости, вызовы окружающего мира для всех Древних были схожими.

Время Древних цивилизаций отличалось относительным спокойствием на социокультурном поприще, когда цивилизации переживали полный круг своего развития, непрерываемый инородными включениями.

Конец этой цивилизационной идиллии приходится на эпоху Шумерской цивилизации, ворвавшейся в Двуреченский патриархальный цивилизациум.

+++++++++++++++++++++++++++++++++++++++

Цивилизации древности сохраняли многое из первобытного общества, и прежде всего зависимость от природы, мифологические формы мышления, культ и ритуалы, ориентированные на природные циклы. Так, в религиозных верованиях древних народов отражалась смена времен года, умирание и возрождение природы.

Однако характер взаимодействия общества с природой при переходе от первобытного общества к древним цивилизациям существенно меняется. Это связано с расширявшимися знаниями людей о природе, с их стремлением полнее использовать ее богатства для удовлетворения потребностей общества, с заменой потребляющего типа хозяйства производящим.

Во взаимодействии с природой человек постепенно, в процессе труда и общения формировался как социальное существо. В силу вступает и социальный отбор: выживали и оказывались перспективными те древнейшие общности людей, которые в своей жизнедеятельности подчинялись определенным социально-значимым требованиям сплоченности, взаимопомощи, заботе о судьбе потомства, что формировало зачатки нравственных норм.

+++++++++++

Основой первоначального общества древних цивилизаций был род. Родовое общество является главной характеристикой, отличающей древние цивилизации от современных, построенных по классовом или политическим признакам. Это два различных типа социальной организации.

Древние цивилизации характеризуются склонностью к коллективной собственности.

Принцип власти Древней цивилизации также построен по родовому признаку.

Археологические и лингвистические изыскания, современная методика научного поиска значительно отдалили вглубь тысячелетий время перехода к земледелию и обработке металлов, возникновения письменности, сложения городских цивилизаций.

Самые ранние признаки Древних цивилизаций проходит на границе 5-6 тыс. лет до н.э. До этой границы возникали Первобытные и Древнейшие цивилизации, которые овеяны мифологическими рассказами.

Они наследовали от первобытных культур характерные для последних мифологические модели мышления, речи и действия гораздо более непосредственно, чем более поздние цивилизации.

++++++++++++++++++

Древние цивилизации, распознаваемые с помощью археологии, стали возникать в течение 3 тысячелетии до н.э. в странах Северо-Восточной Африки и Южной Азии. Великие государства Древнего Востока сформировались на берегах великих рек: Нила, Тигра и Ефрата, Инда и Ганга, Янцзы и Хуанхэ.

Хотя некоторые цивилизации возникали и раньше, Трипольская, Анунаков, Древнейшая Европейская.

Именно в долинах больших рек в мягком субтропическом климате пять тысяч лет назад сложились лучшие условия для земледелия. Разливы рек постоянно удобряли мягкую почву, ее легко было обрабатывать самыми примитивными орудиями - деревянными и медными, урожай собирался два-три раза в год.

Древние цивилизации - это цивилизации, некое единство, противостоящее тому, что цивилизацией еще не является, - доклассовому и догосударственному, догородскому и догражданскому, дописьменному состоянию общества и культуры.

Первобытное общество называли доисторическим, если понимать историю в изначальном, геродотовском смысле слова: как расспрашивание устного предания.

От древних цивилизаций сохранились остатки дописьменной культуры: пещерные и наскальные изображения, мегалиты Стоунхенджа.

Географические границы Древних цивилизаций называют просторами.

Единство признаков Древних цивилизаций определяется их культурным взаимодействием, способностью воспринимать и реализовывать полезные достижения. Появилась торговля между удалёнными просторами. Единство Древних цивилизаций определялось также и в том, как их учредители понимали свои цели и задачи в цивилизационном устроительстве. По всей видимости вызовы окружающего мира для всех Древних были схожими.

Ранние цивилизационные культуры Северной и Тропической Африки различны по времени и темпам формирования, но заметна и их близость к культурам Древнего Египта, что объединяет цивилизации Африки друг с другом, несмотря на их различия. Исследователи отмечают сходства цивилизационных культур Египта и Аравийской пустыни, культур Верхнего Египта и Северной Нубии, рисунки на скалах Сахары и Аравийской пустыни имеют сходства с изображениями додинастической египетской керамики. Египет был связан с Африканским цивилизациями торговыми и сословными связями. Взаимодействий цивилизаций было взаимной.

Важнейшим условием земледелия в районах Древних цивилизаций, по преимуществу возникавших в долинах рек, хотя были и исключения, было регулирование режима рек, т.е. хранение воды в специальных водоемах для использования в засуху, предотвращение паводков, мелиорация. Это требовало постоянного коллективного труда, вынуждало селиться большими группами - общинами и работать сообща. Роль общины в странах Древнего Востока (Египте, Месопотамии, Индии, Китае) была исключительно велика и, во многом, остается такой по сей день.

Однако общественный труд был необходим только на ирригационных работах, строительстве плотин, каналов и пр. Сама обработка земли была доступна каждой отдельной семье. Поэтому общинная земля стала делиться на земельные наделы, и община из родовой (какой было в первобытном обществе) стала соседской.

Неравноценность земельных наделов приводила к постепенному обогащению отдельных семей. Излишки зерна хранились, создавая запасы, обеспечивая стабильность положения семьи.

В странах Древнего Востока главной культурой был ячмень на западе (Египет, Месопотамия) и рис на востоке (Индия, Китай). Хозяйство дополнялось оседлым скотоводством, ловлей рыбы.

Появление первых орудий труда облегчило земельные работы и высвободило множество рабочих рук. Часть общинников стала заниматься только ремеслом, уровень его возрос и требовал специальных навыков. Происходит первое общественное разделение труда: отделение ремесла от сельского хозяйства.

От хозяйственных забот были свободны также младшие сыновья во многих семьях. Молодые люди объединяются в отряды с выбранным предводителем и совершают набеги в соседние земли, а в случае угрозы общине - защищают ее. Добыча становилась дополнительным источником обогащения семей воинов, родовой знати и, особенно, жрецов.

Пленных убивали или принимали в общину. Позже, с ростом производительности труда, стало выгодно оставлять им жизнь при условии работы на господина - так появляется рабство, играющее на Древнем Востоке важную, хотя и не определяющую роль. Иногда до положения рабов опускались разорившиеся общинники.

Складываются три устойчивые категории людей, традиционно называемые классами - господствующие слои (жрецы, богатые землевладельцы, торговцы, чиновники), мелкие свободные производители (общинники, ремесленники) и рабы. Для защиты от нападений и удобного товарообмена между разными районами возводятся специальные укрепления, где селятся купцы и ремесленники - города. Возникают предпосылки создания государства.

Первые индейские цивилизации развивались самостоятельно, в своей собственной среде, не испытывая никакого, кроме мифологического влияния цивилизаций других материков. Встреча двух разных цивилизаций, Америки и Европы, была яркой и драматической.

Путь, пройденный древними цивилизациями, объединенными узами преемственности и культурного обмена, необычайно долог и многообразен.

Это путь мифологических представлений к мировым религиям, к логике Аристотеля, к морали Конфуция, к метафизике, к абстракциям - дао.

Это путь от ритуальных форм творчества к авторскому утончённому искусству.

Это путь от созерцательности к концепциям мироздания.

На поздней ступени развития древние цивилизации выдвинули принцип научности, принцип рационализма. Это античный рационализм софистов, научность Евклида и Архимеда; с самой сутью раннего рационализма связано наличие гносеологической проблемы в основных школах древнеиндийской мысли и первых опытах древнекитайской.

В недрах Древних цивилизаций зародились мировые религии. Но мир Древних цивилизаций не был ещё разделён по конфессиональному признаку. Это было уже достижение современных цивилизаций.

В образовании древних цивилизаций большую роль играли социальные закономерности на фоне активного действия биологических. Это осуществлялось в процессе труда, навыки к которому постоянно совершенствовались, передаваясь от поколения к поколению, и образуя, тем самым, вещественно фиксированную "культурную" традицию.

Процесс труда начинается с изготовления орудий, а их изготовление и употребление может происходить только в коллективе. Лишь коллектив придает жизненный смысл и могучую силу орудиям. Именно в коллективе предтрудовая деятельность наших предков могла превратиться в труд, являющийся выражением социальной деятельности и формированием зачатков производственных отношений.

Главным, что знаменовало переход от первобытности к древним цивилизациям, было начало организованной производственной деятельности человека. Этот скачок в развитии общества получил название "аграрной революции". И хотя на всем протяжении древности общество осознавало себя как часть природы, связанную с ней самыми тесными узами, тем не менее в период аграрной революции человек нередко играл роль творца и созидателя.

Переход от первобытности к цивилизации связан и с изменением характера взаимодействия людей в обществе, с рождением нового типа общественных отношений, вызванных ростом городов, сосредоточением в них значительной части населения и экономической деятельности, с усложнением социальной структуры, становлением государственности, с появлением новых видов деятельности, особенно в сфере управления и обучения, с изменением способов хранения и передачи информации.

Для догородской бесписьменной культуры первобытной эпохи характерно отсутствие самостоятельных каналов передачи информации, жизненного и производственного опыта: обучение необходимым хозяйственным, промысловым и ремесленным навыкам, а также религиозному ритуалу осуществлялось в процессе непосредственной практики.

Человек был полностью погружен в деятельность, он не оценивал своих поступков, ощущений. Его мышление было "нерасчлененным", он еще не мог определить существо происходящих событий и процессов. Над всем господствовал обычай, который заменял обобщенные представления. Жизнь текла медленно, изменения происходили редко, в самом укладе жизни мало что менялось от поколения к поколению.

Овладение новыми видами деятельности способствовало развитию иного типа сознания и появлению более современных каналов передачи информации.

Однако первоначально аналитический тип мышления был присущ лишь части древнего общества, прежде всего чиновникам и ученым писцам. Люди, управлявшие сложным царским или храмовым хозяйством, планировавшие крупные строительные работы или военные походы, занятые прогнозированием будущего, накоплением полезных сведений, совершенствованием системы письма и подготовкой будущих ученых, не могли ограничиться автоматическим воспроизведением действий по образцу, традиции, шаблону. Требовались новые знания, нетрадиционные способы действий.

Новые возможности хранения и передачи информации дала письменность. Дошедшие до наших дней письменные памятники древности приоткрывают завесу времени и позволяют проникнуть в мир древних цивилизаций.

При всей кажущейся простоте достижений древних цивилизаций одной из наиболее сложных проблем для современной науки остается проблема их правильного понимания. Мир древности во многом и до сих пор загадочен и неясен. Его простота оказывается призрачной, а глубокое проникновение в прошлое ставит вопросов больше, чем дает ответов на них.

Древние цивилизации исключали чужака и презирали неполноправного, причем презирали откровенно и спокойно, не прибегая к лицемерию или оговоркам. И в то же время именно в лоне древних цивилизаций зарождались принципы всечеловеческого единства и нравственного совершенствования личности, осознание ею возможности выбора и ответственности.

Эти принципы утвердились вместе с появлением и развитием мировых религий, которые непременно предполагали привлечение на свою сторону верующих, сознательно выбирающих данную веру, а не принадлежащих к ней по закону рождения. В дальнейшем именно мировые религии сыграли роль одного из факторов цивилизационной интеграции.

Именно в период древних цивилизаций люди поняли власть и силу идеи, способной преобразовать поведение человека в соответствии не с привычками и ритуалами, а с истиной.

В лоне древних цивилизаций возник идеал верности истине, поиска и распространения ее, невзирая на страх перед насилием, готовность в крайних ситуациях подтвердить свою верность истине мученичеством или даже смертью.

Древние народы находились в постоянных контактах, в ходе которых шло взаимное обогащение культур. Несмотря на географическую удаленность, издревле были отлажены связи Ближнего Востока, Средней Азии и Индии; влияние месопотамской цивилизации доходило до Аравии.

Греки и римляне добирались до Индии, реже - до Китая, индийские торговые колонии существовали в Иране и Египте.

Свой вклад в становление древних цивилизаций внесли и кочевые народы, освоившие необозримые просторы степей, а также недоступных для земледелия пустынь и полупустынь. Кочевники и земледельцы не могли существовать друг без друга, без взаимного обмена продуктами земледелия и скотоводства - двух важнейших элементов хозяйственной системы древнего мира.

Фундамент древних цивилизаций закладывали не только представители народов с высокоразвитой культурой, но и неисчислимое множество безвестных тружеников, оторванных войнами и насилием от своих очагов и брошенных в каменоломни, мастерские, на поля рабовладельческих вилл и галеры. Многие выдающиеся творцы древней культуры были рабами.

Западная и восточная цивилизации имеют много отличий, прежде всего в путях развития, перехода от первобытности к древности, в культуре, отношении к религии и философии.

Восточные цивилизации -- это Древняя Индия, Древний Китай и Древняя Япония.

Первая особенность Востока от Запада состоит в устойчивости его цивилизации. Запад движется вперед как бы рывками. И каждый рывок (древность, Средневековье и т.д.) сопровождается крушением старой системы ценностей, а также политических и экономических структур. Развитие Востока, напротив, предстает как сплошная линия. Новые веяния здесь не разрушают устои цивилизации. Напротив, они органично вписываются в старое и растворяются в нем.
В отличие от Европы, на Востоке сосуществовало множество религий, и даже ислам, непримиримый в отношении западного христианства, довольно спокойно уживался с традиционными восточными верованиями. Таким образом, какие бы потрясения не происходили, основы цивилизации оставались незыблемыми.

Второй важной особенностью Востока являлось то, что общество здесь с развитием цивилизации не утеряло связи с природой.
Европейцы в своем развитии пошли самым простым путем. Свое несовершенство и слабость перед силами природы они начали возмещать созданием громоздких машин. Они резко выделили себя из природы, перестали чувствовать себя ее частью. Более того, природа в их понимании стала чем-то вроде врага.
В отличие от европейцев человек Востока никогда не терял связи со средой обитания. Свои помыслы он направил не на создание механизмов, возмещающих собственное несовершенство, а на то, чтобы усовершенствовать свои душу и тело. Мир воспринимался им, как единое целое, и человек в этом целом не господин, а лишь одна из составных частей.
Люди Востока были убеждены в том, что лишь тогда человек может совершенствовать мир, когда путем совершенствования обретет гармонию и цельность в себе самом. Ибо ему полностью чужды зло и стремление разрушать.

Третьей особенностью Востока является приверженность традиции. Традиция встречалась и в Европе, однако в цивилизациях Востока была возведена в далеком прошлом, в мифическом "золотом" веке. И все новое получало оправдание только тогда, когда можно было подыскать, что-нибудь подобное в древности.
Все здесь непрестанно повторяется, несколько видоизменяясь, но сохраняя обязательно черты сходства. Человеку европейского Средневековья в голову не могло прийти писать в стиле Гомера. А на Востоке на протяжении 3000 лет можно встретить в стихах одни и те же размеры, мелодии и т.д.

Отношение к религии является одним из важнейших показателей в характеристике цивилизации. На Востоке оно весьма отличается от западного. Да и сами религии здесь разнообразны и непохожи на христианство. Вот, к примеру, конфуцианство. Его называют религией, но это скорее набор правил и норм, определяющих жизнь человека в обществе.

На Востоке отсутствует столь ценимое западной цивилизацией понятие свободы. Так же, как и демократический способ правления. Восточный человек не свободен, а обязан. Причем обязанностью этой не тяготится, а признает ее вполне естественной. Обязан соблюдать традиции, ритуалы, системы подчинения (родители - дети, муж - жена, вышестоящий - нижестоящий).

Долгом этим связаны все, от государя до самого последнего из его подданных. Человек обязан жить строго определенным образом, в противном случае лучше ему умереть. В этом плане показателен пример японских самураев - военного сословия. При любом нарушении самураем "кодекса чести" он обязан был покончить жизнь самоубийством, сделав себе харакири. Таким образом, человек тут был не волен ни жить, ни умереть иначе, чем по установленному обычаю.

Основная функция государственной власти на Древнем Востоке - организация системы орошения и земледелия. Поэтому объединение общин по берегам рек в единое государство происходит рано и произвольно, а верховная власть возникает в форме неограниченной монархии с огромной ролью жречества.

Влияние жрецов основывалось на передаваемых по наследству и тщательно хранимых знаниях по астрономии, метеорологии и пр., позволявших предсказывать поведение рек и управлять земельными работами.

Задача царской власти - проводить ирригационные работы в масштабах государства, подавлять сопротивление рабов, добывать новых рабов в завоевательных походах, содержать войско и - что очень важно - доставлять камень для строительства плотин, каналов, пирамид.

В государствах Древнего Востока камня не было, его привозили из отдаленных горных районов, а это требовало огромного числа людей и сопровождалось сражениями с горными народами.

Все необходимые для государства работы осуществлялись царем через разветвленный бюрократический аппарат, ведавший также сбором податей и судопроизводством. Неограниченная власть царя приводила к постепенному обожествлению его личности, особенно выраженному в Древнем Египте.

Несмотря на различия истории, экономики и социальных отношений в 4-3 тыс. до н.э. государства обширного региона Древнего Востока имели много общего: земледелие с хорошей системой ирригации, высокая роль общины как основной ячейки общества, неограниченная власть деспота, опирающаяся на жречество, чиновничество и профессиональное войско, наличие рабства.

Несколько иная ситуация складывалась в других регионах мира. Государство Древнего Египта, например, занимало узкую полосу плодородных земель вдоль реки Нил, которая определяла всю жизнь египтян. От ее разливов зависела судьба урожаев и людей, ему поклонялись как божеству, приносили жертвы. Жрецы, молившиеся о добром поведении реки, были прекрасными астрономами и могли делать правильные прогнозы погоды.

Именно египетским жрецам мир обязан изобретением знаменитых созвездий Зодиака, соответствующих ежемесячным перемещениям диска Солнца на небесном небосводе. Хотя со времени Древнего Египта карта звездного неба изменилась и Солнце навещает зодиакальные созвездия в другие месяцы, прежнее деление осталось. Осталась и астрология - наука гадания по звездам, но пользуется она устаревшими, созданными несколько тысячелетий назад методами.

++++++++++++++++++++

ОСОБЕННОСТИ СТАНОВЛЕНИЯ РЕЧНЫХ ЗЕМЛЕДЕЛЬЧЕСКИХ КУЛЬТУР

Общественные образования, которые называют древними, или древнейшими, цивилизациями, стали появляться в разных регионах Земли не ранее чем 10 тыс. лет назад. Примерно с этого времени в истории человечества наметились три “русла” развития. Часть племен продолжает традиции древнекаменного века. Некоторые из них – вплоть до 20 столетия (бушмены, пигмеи, аборигены Австралии, многие жители Океании, крайнего Севера, бассейна Амазонки, отдельные горские народы и т. д.). Они остаются в основном собирателями, охотниками, рыболовами. Но в разных регионах Земли происходило стихийное открытие возможностей активного скотоводства и целенаправленного земледелия. На той и на другой основах возникают более или менее крупные объединения племен, начинается формирование этносов и становление (хотя бы в зачаточном виде) принципиально новой организации общественной жизни – государственных устройств. И скотоводы и земледельцы для своего специфического производства и для жизни, иной, чем у родоплеменных общностей нуждаются (хотя и в разной степени) в развитии ремесел.

Но скотоводческие объединения исходно менее устойчивы, нежели земледельческие. Развитое скотоводство требует постоянного передвижения скота (на новые пастбища). Скотоводы – это кочевники. У них слабо оформляются центры объединений и ремесла. Да и само ремесло ограничено нуждами скромного быта, приспособленного для перемещений, а также – потребностями ведения войн, изготовления оружия. Перемещаясь, скотоводы, неизбежно сталкивались с другими скотоводами и вторгались во владения земледельцев. При серьезных вторжениях происходила ассимиляция, формировались новые общности людей. Нередко победившие скотоводы, становясь элитой смешавшегося (с частью побежденных) общества, усваивали обычаи, традиции, культуру покоренных земледельцев, хотя вносили во все это и что-то свое. Собственно скотоводческие объединения (царства, ханства) как скифское, гуннское или монгольское, были временами очень мощными прежде всего в военном отношении. Они породили некоторые ценности своих цивилизаций, своей скотоводческой культуры: сами приемы одомашнивания и разведения скота, выделки кожи, эпос, песни, нормы отношений и т. д. И все-таки эти объединения оказались менее устойчивыми, чем земледельческие – осёдлые, ценности их культур – менее овеществленными, не столь разнообразными.

Все объединения людей, позже получившие название древних культур или древних цивилизаций, были главным образом земледельческими, хотя они испытывали воздействия скотоводов и сами занимались ограниченным скотоводством, наряду с земледелием. Причем, первобытных культур, использовавших земледелие, было видимо довольно много. Но цивилизовались только некоторые из них, попавшие в особые условия, в которых земледелие могло стать основным фактором коренных изменений жизни людей. Это произошло там, где земледелие оказалось эффективным видом хозяйственной деятельности (даже при примитивной обработке земли), видом хозяйства, создающим существенные излишки производства. Для этого подходили не любые климатические зоны. Все древние земледельческие цивилизации появились в достаточно теплом климатическом поясе. Кроме этого, все они возникли в долинах крупных рек или лощинах межгорий. Вода и природный речной ил или естественные минеральные удобрения (в горных районах), давали возможность, при определенной технологии, получать урожаи зерновых до 200, а то и до 300 зерен на одно посеянное зерно.

На базе земледельческого производства с такими богатыми возможностями развились все особенности и достижения древних цивилизаций, древних культур. Их называют и цивилизациями и культурами. И это вполне оправдано. Ибо различие между тем, что мы сегодня считаем цивилизованностью и культурностью, в то время только начинает проявляться. Достижения ранних цивилизаций, в том числе и использование созданного (открытого) людьми первобытными (освоенный ими огонь, созданные искусственные орудия и приемы деятельности, те или иные навыки), – все это выступало не только в собственно цивилизующей функции, но и в окультуривающей, хотя бы на витальном уровне культуры. И все это также создает возможности для порождения и развития культуры духовной, для хранения и передачи духовного опыта.

Переход к цивилизации был связан с отходом от естественного существования, с созданием искусственной среды обитания, с расслоением населения, с появлением в жизни людей организованного насилия, рабовладения. Но зато этот переход позволил создать организованное общество, дал возможности использования все более разнообразных ресурсов для повышения комфортности жизни и для появления знания, просвещения, для духовного роста, расцвета строительства и архитектуры, для становления художественной деятельности.

Вместе взятые взаимосвязанные цивилизационные и культурообразующие процессы стали возможными и реализовались там, где сложились общества осёдлых земледельцев. Это произошло в долинах таких великих рек (с мощными разливами) как Тигр и Евфрат (Древняя Месопотамия), Нил (Древний Египет), Инд и Ганг (Древняя Индия), Хуанхэ (Древний Китай). Недаром эти культуры часто именуют земледельческими речными. Несколько позже по времени подобные цивилизации сложились в лощинах гор Мезоамерики. Все названные и

некоторые другие древние цивилизации своеобразны, во многом непохожи одна на другую. И все они, в плане цивилизационного и культурного развития, явно сходны, имеют общие черты.

Прежде всего, земледелие, давшее возможности становления древних цивилизаций – это ирригационное земледелие, требовавшее объединения усилий многих людей, населявших долину одной реки (или одну местность в лощине гор). Ирригационные устройства, обеспечивающие полив земельных участков, распределение воды, ее сохранение в засушливые времена (специальные водохранилища), – эти сооружения сложны, требуют постоянного ухода за собой и четкого властного управления.

Одна река – одна власть. Ирригационное земледелие предопределило процессы централизации, объединения разрозненных племен и их союзов. Создавались центры управления, возникали города.

Вообще цивилизация – это такой тип развития общества, который связан с наличием двух взаимодействующих факторов – фактора города и фактора сельской местности (у кочевников – первый фактор очень слабо оформлялся, у них не было городов). Город у земледельцев становился средоточием управленческих структур, концентрировал армию, богатства, ремесла, торговлю. Сельская местность решала вопросы производства продуктов сельскохозяйственных. Области сельской местности (периферия) и города связываются водными и сухопутными путями передвижения.

В древних цивилизациях передвижение и ограничивалось в основном своей замкнутой территорией. Одна из общих черт всех древних культур – их относительная замкнутость. И в связи с этим – доминирование вертикали над горизонталью, и в устройстве общества, и в мышлении. Древние культуры, таким образом, – это культуры земледельческие, речные и “вертикальные”.

Цивилизации эти складывались вдоль рек (или в межгорье), и обычно узкая полоса среды обитания была окружена пустыней, степью, горами. Это (в отдельных случаях и море или океан) ограничивало передвижения по горизонтали. И мысль устремлялась вверх и вниз. Все мировоззрение жителей древних цивилизаций – космогонично. Весь мир запредельного существования – уходил вверх и вниз. Боги располагались в небесном мире. И или само Небо (как в Древнем Китае) оказывалось божественным, или, что чаще всего, – главное божество данной цивилизации отождествлялось с Солнцем, которое давало людям все. От Неба и от Солнца зависели урожаи, солнце давало свет и тепло. Но оно же могло и сжечь посевы. Небо и солнце – чрезвычайно важны для земледелия. Столь же важна и земля. Зерно сеется в землю и прорастает из земли. Человек после смерти уходит в землю. И если Боги – наверху, то предки (и некоторые Боги) – существуют в подземном мире, или проходят через него, прежде чем попасть на небо.

Вертикальность древних культур выражалась и внешне: в тенденции к строительству все более высоких сооружений, храмов и пирамид; в устройстве

земной жизни, общества, в его иерархичности. Одним из оснований последней стало возникновение разделения труда. А именно, появление управленческого труда, возникновение ремесел, также выделение в особый вид деятельности служения богам, интеллектуальный труд. Важно еще и то, что на территорию цивилизации с момента ее образования обычно притекают новые народы, поскольку существование в рамках такой организации дает очевидные преимущества. Среди них, пожалуй, важнейшим выступает защита от бесконечного перманентного состояния войны всех со всеми, столь характерного для первобытности. Оказываясь в новой обстановке, пришедшее племя должно было найти хозяйственную лакуну, которая бы позволила вновь прибывшим существовать безбедно. Но основные виды деятельности – те, что считались наиболее престижными, уже были заняты коренным населением. Следовательно требовалось что-то изобретать самим. Изобретения вели к большему разнообразию как мира товаров, так и мира услуг. Но ранее прибывшее племя, “застолбив” свой участок деятельности, не допускало на него прибывших позднее, создавая тем самым замкнутую общность, недоступную для других. Чем ранее прибыло племя, тем более высоким социальным статусом обладало сословие, которое оно образовывало. Так создавалась иерархическая лестница, существование которой способствовало утверждению вертикали как основного смыслообразующего конструкта древности.

Причем иерархия носила обычно довольно жесткий характер: движение вверх в ней было невозможно, тогда как вниз – довольно свободно. Например в Китае в эпоху Цинь, если в семье было несколько сыновей, только старший оставался в том сословии, к которому принадлежал по рождению. Остальные спускались на одну ступеньку вниз. Вообще сохранение иерархии почиталось делом первостепенной важности, ибо порядок мыслился только в таком виде. Это был не просто основной, но единственный, мыслимый в качестве организующего, принцип бытия. В первобытности человек ощущал себя некоей слиянной с сообществом частицей, практически неотличимой и равной другим таким же. Теперь же самоощущение человека пошло по пути определения своего места в мире, в строго организованной системе. Очень важно, что это место не просто занимаемое мною, но оно представляет собой детерминирующий меня как члена сообщества и человека фактор. То есть место в иерархии сущностно значимо для человека. Оно существенно организовывает человека для жизни.

И действительно, общество, образованное по иерархическому принципу отличается особой стройностью и устойчивостью. Но не только в организации общества работал этот принцип, любая организация строилась именно таким образом. Даже семья, которая мыслилась как аналогия государства, и соответственно, наоборот. Так, в Китае император был не только главой иерархической лестницы, но и рассматривался как отец и мать народа. И ему следовало подчиняться столь же безоговорочно, сколь безоговорочна власть отца в семье. Более того, любое покушение на власть отца каралось самым

жесточайшим образом, именно потому, что мыслилось как попытка подорвать власть императора, к которому полагалось проявлять сыновнюю почтительность. Он считался неограниченным властелином подданных и их собственности. “Нет земли, которая бы не принадлежала императору; тот, кто есть плоды этой земли, – подданный императора” . Вся страна мыслилась как одна большая семья, где отец – император. Потому злодействовать против отца, значит злодействовать против императора. Такого рода преступления карались с невероятной жестокостью. И дело не только в том, что власть носила деспотичный характер. Просто общество защищало себя от тех, кто способен был столкнуть его на уровень бесструктурного состояния, на доцивилизационный уровень. Одно время были установлены такие наказания за отцеубийство: убийцу четвертовали, его младших братьев обезглавливали, дом разрушали, его главного учителя казнили через удушение, соседей, живущих справа и слева наказывали, отрезая им уши (Они должны были слышать и донести куда следует), другим выкалывали глаза (они должны были видеть и предотвратить преступление) . Убийство отца, конечно, страшное преступление, но жестокость наказания была связана именно со страхом вернуться в бесструктурное состояние, “коммунитас”.

Самоощущение древним человеком самого себя как человека цивилизованного, культурного воплощалось во многих, создаваемых им самим, факторах его бытия. Но главным оказывалось вертикальное строение мира и определение своего места на определенной ступени в этом мире. Это вносило в жизнь порядок, внутри которого человек мог ориентироваться и как-то устраиваться. Очень важно было, что этот порядок приобрел внешний, и потому авторитарный, характер. Все древнейшие государственные образования были по преимуществу тираническими или тоталитарными. Одной из причин этого было то, что для древнего человека чрезвычайно важен оказался авторитет некоего высшего в отношении к нему порядка. Некий идеально-связующий пласт бытия, в соответствии с которым человек и жил. Иначе он чувствовал себя потерянным, все было не так. У китайцев есть поговорка: “Ни старшего, ни младшего”. Смысл ее в том, что в таком случае – все перемешалось и испортилось, то есть сломались структурирующие общество нормы и градации. Именно поэтому во всех древних цивилизациях устанавливалась четкая иерархия, и в осуществлении власти, и в положении слоев населения в отношении друг к другу. Деление на варны (или касты) в Древней Индии – только самый выразительный пример иерархии сословий. Их соотношение должно было сохраняться, ибо иначе рушилась упорядоченность жизни, основанная на общих закономерностях вселенной. Поэтому несправедливости в том, что были высшие и низшие слои, не ощущалось. Наоборот, как это выражено в одном из древнеегипетских текстов: несправедливо, если в жалкое рубище одет царевич, а сын бедняка и голодранца облечен в роскошные одежды. Важно именно сохранение положения каждого, ибо жизненно значима упорядоченность бытия. Жители древних государств знали, что нарушения этой упорядоченности вели к страшным бедствиям. Ведь при этом

Все большее число людей осознает, что приобщение к историческому прошлому - это не только знакомство с шедеврами мировой цивилизации, уникальными памятниками древнего искусства и словесности, не только школа нравственного и художественного воспитания, но и неотъемлемая часть современной жизни, в определенной мере оценка настоящего и даже «открытие» будущего сквозь призму исторического опыта.

Новые исследования во многом изменили прежние представления о ранних этапах истории человечества и его культуры. Археологические и лингвистические изыскания, современная методика научного поиска значительно отдалили в глубь тысячелетий время перехода к земледелию и обработке металлов, возникновения письменности, сложения городских цивилизаций. Но вот парадокс: временные дистанции возрастают, хронологические рамки заметно раздвигаются, а сами древние цивилизации становятся нам все ближе. Ближе потому, что нужнее.

Без достижений древних цивилизаций наш мир не мыслим ни в одном своем звене. Это одновременно и связывает нас с древними цивилизациями прочной нитью преемственности, и отделяет от древности, ибо она не располагала многим из того, что добывала для своих потомков, лишь подготавливая дальнейший прогресс. Именно в силу своей плодотворности древние цивилизации представляются нам хотя и закономерным, но уникальным, неповторимым этапом всемирно-исторического развития.

К древним цивилизациям восходят многие исключительно важные открытия в материальной и духовной культуре. Человечество и сегодня с благодарностью черпает из этого богатейшего источника. Создавая новое, оно невольно и с необходимостью обращается к наследию предшествующих цивилизаций. И это обращение - поиск сущно важного знания и опыта, стремление понять мудрость наших далеких предков, причины их удач и прозрений, ошибок и заблуждений, мотивы благородных и безнравственных поступков.

При всех несходствах и контрастах древние цивилизации объединены совокупностью важнейших признаков, которые придают им принципиальные отличия как от первобытных культур, так и от цивилизаций, пришедших на смену.

Во-первых, древние цивилизации - это цивилизации, некое единство, противостоящее тому, что цивилизацией еще не является, - доклассовому и догосударственному, догородскому и догражданскому, наконец, что очень важно, дописьменному состоянию общества и культуры. Еще сравнительно недавно первобытное общество называли доисторическим. Сейчас, когда наука добилась важных результатов в исследовании того периода развития, который предшествовал цивилизации, от этого определения пришлось отказаться. И это справедливо. Однако в таком подходе были свои основания, особенно если понимать историю в изначальном, геродотовском смысле слова: как расспрашивание устного предания.

Мы восхищаемся чудесами дописьменной культуры - от пещерных и наскальных изображений до мегалитов (в Великобритании), изучаем их, постигая скрытые в них тайны, и вместе с тем сознаем, что люди, создавшие эти шедевры, никогда не «заговорят» с нами и не поведают, какими словами называли они события, ознаменовавшие время их жизни, что они завещали современникам и будущим поколениям.

А между тем уже приход к власти известен нам по письменным документам как драма с сюжетом, с «интригой», мы имеем представление о личности и , понимаем истинные мотивы деклараций , слышим живые голоса и , не говоря уже о героях и событиях истории греко-римского мира, об античных персонажах, чьи интонации угадываются почти безошибочно. И дело не просто в том, что историческое знание об обществах, оставивших письменно зафиксированную традицию, становится более полным. Важно, что оно приобретает принципиально иное значение. Несопоставимо богаче сам объект знания. По сравнению с первобытностью переход к гражданскому обществу знаменовал качественно новый этап в развитии культуры и других сторон человеческой деятельности. Мир классов и классовой борьбы, городов и городских цивилизаций, мир письменных традиций создает такую содержательную наполненность самого процесса исторического времени, какой до него не было.

И по этому признаку самая архаическая цивилизация ближе к Афинам и к Риму , чем к, казалось бы, «вчерашней» и столь еще недалекой первобытности. Такова нижняя граница единства. Но вместе с тем нельзя забывать: верхняя граница определена тем, что древние цивилизации - древние не столько по временному признаку, сколько по самой своей сути. Они наследовали от первобытных культур характерные для последних мифологические модели мышления, речи и действия гораздо более непосредственно, чем более поздние цивилизации.

Не менее впечатляющи географические границы - «просторы» древних цивилизаций. Это не только классические цивилизации и , но и культуры , цивилизации . Поразительно не схожи они друг с другом и вместе с тем удивительно органично спаяны. Более привычные стереотипы античных обществ, хорошо известные события их политической истории, знакомые почти с детства мифы и предания как бы заслонили другие цивилизации, изученные пока не столь детально, но разгадка тайн которых безусловно принесет науке свои сюрпризы. Эти сюрпризы не уступят по значимости и сенсационности открытию Трои или Помпей.

Обратимся, например, к ранним культурам Африки - Северной и Тропической. Необычайно различен их облик, разнообразно не только время, но и темпы формирования и развития здесь цивилизаций - наряду с и Мероэ, Аксумом и Ифе блестящая суахилийская цивилизация. С каждым годом все более отчетливо высвечиваются африканские истоки в . Черты сходства палеолитической и мезолитической культур Египта и Аравийской пустыни, культуры Верхнего Египта и Северной Нубии с эпохи , древнейшие (Карруба, Бу-Алем, Джебель-Себа, Зенага, Тассили и др.) и Аравийской пустыни () с изображениями священных животных, культовых лодок и сцен охоты, напоминающими росписи додинастической египетской керамики, - все это роднит древнеегипетскую культуру с североафриканским миром. С ним Египет был связан особенно тесными узами, и на него оказывал он в пору своего расцвета огромное воздействие. С другой стороны, легкость и глубина восприятия элементов египетской цивилизации соседними африканскими народами - наглядное свидетельство изначальной включенности Египта в единый мир древнейших культур Африки.

Совершенно иные события происходили в Новом Свете. Когда легионы подчиняли власти римлян непокорных , а из бескрайних азиатских степей двигались на запад, к Дунаю, орды кочевников- , на другой половине земного шара возникли первые . Они родились самостоятельно, на местной почве, не испытав на себе существенных влияний со стороны древних народов Старого Света, и еще до прихода европейских завоевателей в XVI в. успели пройти долгий и сложный путь эволюции.

«Встреча» двух миров и двух культур, столь непохожих друг на друга, безусловно, может быть отнесена к числу удивительных исторических парадоксов: если наиболее развитые цивилизации американских аборигенов соответствовали по своему общему уровню самым архаичным формам государственности древнего Востока, то Европа уже прошла и стояла на пороге антифеодальных революций.

Конечно, далеко не просто раскрыть сущность различий, основные причины, моменты сходства, сближения древних цивилизаций - над решением этой задачи работают ученые разных гуманитарных и даже естественных дисциплин. Любая попытка игнорировать закономерности развития человечества, общее и особенное в историческом процессе обнаруживает свою несостоятельность. Путь, пройденный древними цивилизациями, объединенными узами преемственности и культурного обмена, необычайно долог и многообразен.

Это путь от древнейших форм словесного и художественного творчества, еще неразделимо связанных с общим ритуалом, к развитой поэзии, риторике, утонченному искусству, предполагающим и индивидуальное авторство, и взыскательность знатока, к теории поэтики, к психологии изобразительного искусства.

Это путь от сомнений в истинности традиционных идей к поиску самостоятельных концепций мироздания и «строения» Вселенной, к философским учениям и , и

Чтобы полнее оценить грандиозный масштаб и неповторимую специфику вклада древних цивилизаций в культурную сокровищницу человечества, важно отчетливее отграничить родившийся тогда рационализм, с одной стороны, от донаучного знания, а с другой - от новоевропейского рационализма, уже на новых основаниях возникшего в эпоху и .

С эпохой древности связано не только рождение таких мировых религий, как и , но и появление платоновско-аристотелевской метафизики, на уровень которой европейская философия не выходила вплоть до , и конфуцианского кодекса поведения, господствовавшего в Китае до недавнего прошлого. Вышедший из лона древних цивилизаций мир, где люди разделены не столько по этническому, географическому и культурному, сколько по конфессиональному признаку - на православных и католиков, на шиитов и суннитов и т. п.; где имеет смысл сама новая категория конфессиональной принадлежности; где платонические модели мысли широко входят через схоластику и мистику христианства и ислама в жизнь масс, не читавших Платона и даже не слыхавших о нем, а конфуцианская традиция застывает в сунском неоконфуцианстве; где дух метафизических конструкций может материализоваться в самой что ни на есть конкретной профессиональной практике изобразительных искусств, например в византийско-русской иконе или китайской ландшафтной живописи эпохи Сун (960-1279 гг.), стоящей под знаком чань-буддизма,- это уже мир иной, мир средневековья.

Таковы лишь некоторые, самые общие контуры рассматриваемых на сайте проблем, сюжетов, явлений. Вряд ли можно сомневаться в постоянном росте интереса к этой теме - увлекательной, нужной, благодарной. Каждая эпоха по-своему воспринимала древние культуры; по-иному, очевидно, подойдут к их оценке идущие нам на смену поколения, но в памяти народов навсегда запечатлится то богатство материальной и духовной культуры, которое унаследовано от древних цивилизаций.