Важнейшим признаком экологической культуры является. Понятие экологической культуры


Термин «культура» является одним из самых привычных и широко употребляемых в современных обыденном и научном языках. В то же время понятие «культура» относится к наиболее трудноопределяемым категориям науки. Многочисленные попытки ученых дать универсальное определение не были успешными в силу сложности, полифункциональности, полисемантичности и чрезвычайного многообразия явлений культуры.
В современной науке наиболее обобщенное понятие культуры мы встречаем у В.С. Степина: культура - это «система исторически развивающихся надбиологических программ человеческой деятельности, поведения и общения, выступающих условием воспроизводства и изменения социальной жизни во всех ее основных проявлениях» . Программы деятельности, поведения и общения, в своей совокупности составляющие содержание культуры, «представлены многообразием различных форм: знаний, навыков, норм и идеалов, образцов деятельности и поведения, идей и гипотез, верований, социальных целей и ценностных ориентаций ит.д.» .
Культура обеспечивает воспроизводство многообразия форм социальной жизни и их развитие. В жизни общества она выполняет определенные функции. В.С. Степин выделяет три из них: хранение, транслирование и генерирование программ деятельности, поведения и общения людей .
Близка к такому же пониманию социальной роли культуры В.А. Игнатова, которая показывает, что культура выступает: как система, включающая практический опыт человечества и сферу его духовной жизни; как индикатор, показывающий качественный уровень его развития, отраженный в науке и искусстве, технике и технологиях, образовании и воспитании, в человеческих силах и способностях, реализуемых в знаниях, умениях, навыках, уровне интеллекта, нравственном и эстетическом развитии, ценностных ориентациях, мировоззрении, способах и формах общения; как транслятор опыта, знаний, творчества, традиций, верований предыдущих поколений; как механизм, регулирующий отношения человека к другим людям, к обществу, природе .
В науке широко представлено понимание культуры как совокупности достижений общества в его материальном и духовном развитии. Например, В.И. Добрынина выделяет такие объекты материальной культуры, как техника, орудия труда, жилище, средства сообщения, транспорт - то, что получило название искусственной среды обитания человека, и объекты духовной культуры: наука, искусство, право, философия, этика, религия. При этом следует учитывать относительность такого противопоставления с точки зрения рассмотрения культуры в качестве информационного аспекта жизни общества, понимания внутренней сущности культуры как социально значимой информации, закрепленной в знаковой форме. Культура, закрепленная в различных семиотических системах, одинаково охватывает ее материальный и духовный спектры. Предметы материальной культуры также выступают средствами хранения и передачи информации, как и учения, идеи, теории, ценности и другие формы духовной культуры. Они также могут функционировать в качестве определенных знаков. Только в этой своей функции предметы материального мира, созданные цивилизацией, выступают в качестве феноменов культуры .
Понятие «культура» отражает собственно человеческую, а не биологическую сущность человеческого сообщества. Выделение человека из мира животных существ характеризуется сознательной орудийной деятельностью, наличием языка и символов духовной стороны жизни. Они выступают регуляторами отношений человека с реальным миром. Культура - целостное явление и проявляется в различных видах отношений и аспектах социального опыта. В этом плане культура рассматривается как система отношений к себе, другому человеку, обществу и природе.
Термин «культура» в науке рассматривается прежде всего в общечеловеческом измерении, а затем - в национальном. Исследуя истоки нарождающейся культуры мира в трудах Ф.И. Достоевского, Л.Н. Толстого, Н.Ф. Федорова в России, Г. Торо и Р. Эмерсона в Америке, Тагора и Ганди в Индии, Утимара Кандзо и Окакура Какудзо в Японии, С.Н. Глазачев отмечает неодолимое стремление к внутренней гармонии Человека, единству Человечества, к осознанию Целостной Системы Жизни.
История науки накопила немало направлений исследования феномена культуры (упомянем еще такие, как рассмотрение культуры в аспекте развития человеческого разума и разумных форм жизни, культуры как развития человеческой духовности). Однако в разработке самых различных линий проблематики культуры можно выделить общее, заключающееся в том, что культура рассматривается: в плане исторического развития социального опыта; в соотношении воспроизводства, функционирования и эволюции социума; через призму накапливаемых обществом ценностей; в антропологическом аспекте, когда человек как творец культуры предстает в широком поле отношений, общения, взаимодействия с обществом и природой; как общечеловеческое достижение.
Эти общие характеристики исследований культуры позволяют прояснить сущность экологической культуры в ее отношении к культуре в целом.
Изначально термин «культура» обозначал процесс освоения человеком природы (латинское cultura - возделывание, обработка; относилось к возделыванию земли).
В древности человек был поставлен лицом к лицу с природой и черпал впечатления из таинственного для себя мира природы. Он был слит с природой, жил с ней одной жизнью, не мог ни отделить себя от природы, ни противопоставить себя ей. Все явления природы представлялись живыми существами; эмпирическое ощущение себя (чувств, мыслей) человек переносил на природные явления.
У древних славян также ярко выступал культ природы. ««Культ - служение божеству, сопровождающееся совершением обрядов» . В славянском язычестве боги - олицетворение явлений природы (неба, земли, солнца, грома, огня, леса, воды...). Исследователи отмечают, что слово «бог» - исконно славянское, основное значение которого - счастье, удача .
В народном сознании славян все лучшее, светлое, необходимое для жизни, исходившее от природы, ассоциировалось прежде всего с солнцем («Ра»), и сложился особый культ солнца («культ-у-ра»).
Во всех древних цивилизациях слово «культура» так или иначе соотносилось с общением человека с природой. История человеческих цивилизаций, осуществив гигантскую спираль жизни, на новом уровне культуры возвращается к проблемам взаимоотношения человека с природой через понятие «культура».
Во многих современных исследованиях экологическая культура рассматривается в качестве составной части общей культуры . Это традиционный подход в науке, заключающийся в выделении аспектов культуры и поиске их специфических характеристик (культура нравственная, эстетическая, физическая, правовая, технологическая...). Безусловно, такой подход продолжает сохранять свое теоретическое и практическое значение: в основе выделения любого аспекта культуры - специфические ценности (правила поведения, критерии красоты, нормы физического состояния, владение управляемыми процедурами...). Специфика экологической культуры - в ценностях этического стиля взаимодействия человека и природы.
Однако все более заметны иные подходы к сущности экологической культуры и ее отношению к общей культуре человека.
Н.Н. Моисеев считает, что экологическая культура представляет собой особый вид будущей общечеловеческой культуры, которая сознательно создается путем синтеза экологических потенций всех культур мира .
Несколько иное токование экологичекской культуры можно встретить у В.А. Игнатовой, которая полагает, что следует разделить узкое и широкое толкование экологической культуры. «В узком смысле экологическая культура выступает как часть общечеловеческой культуры, основным содержанием которой является грамотное природопользование и ответственное отношение к природе как общественной и личной ценности; в широком смысле экологическая культура есть новое содержание общечеловеческой культуры» .
У С.Н. Глазачева наблюдается более конкретное раскрытие нового содержания и экологической, и общей культуры. Он считает, что современная культура все в большей степени приобретает экологический характер. На наших глазах происходит экологизация культуры, культура превращается в экологическую культуру .
О неразрывности культуры и природы, о вступлении культуры в экологический этап своего развития, о культуре как «человеческом отношении человека к природе» убедительно пишут Н.Н. Киселев и другие ученые- экологи . Дополнительный штрих в такое понимание экологической культуры вносит Н.Ф. Ремерс , который считает экологическую культуру качественным состоянием общей культуры человека.
Развивая идеи Сеульской декларации о Целостной Системе Жизни - глубинном единстве Человека, Общества и Природы, опираясь на мнение ученых и политиков, деятелей образования, здравоохранения, культуры, Оргкомитет ВДОС (Всемирный день окружающей среды) - Москва-98 принял Московскую декларацию об экологической культуре, в которой она рассматривается как культура огромного усилия, совершаемого человечеством, народом, человеком ради сохранения окружающей среды, Земли и ради сохранения наиболее полноценного самосуществования. Экологическая культура предполагает диалог разнообразных национальных экологических культур, объединенных общностью стратегического развития и целостностью планеты Земля . Понимание экологической культуры как «культуры огромного усилия» человечества находится в логике идеи ноосферы и устремлено в будущее.
Таким образом, в науке наметились следующие взгляды на соотношение экологической и общей культуры: традиционный: экологическая культура - составная часть общей культуры; видовой: экологическая культура как особый вид будущей человеческой культуры; синкретический: экологическая культура как новое содержание общей культуры, как исторически новое, качественное состояние общей культуры; общая культура как экологическая культура; ноосферный: экологическая культура как общечеловеческая культура, создаваемая усилием разума и воли человечества ради сохранения биосферы и полноценного самосуществования.
Для многих исследований экологическая культура будущего представляется как общечеловеческое явление, через диалог и синтез национальных экологических культур. Следует отметить и то обстоятельство, что проблематика экологической культуры расширяется и появляются все новые ее смысловые оттенки, показывающие углубление осознания проблемы взаимодействия человека и природы.
Раскрытие сущности экологической культуры связано с достаточно полной типологией взаимодействия человека и природы.
Выше мы выделили типы взаимодействия на основе представленности в них этических основ: потребление, сохранение, восстановление.
На основе психологического стиля взаимодействия человека и природы можно определить следующие их типы: подчинение силам природы и учет их (например, выбросы солнечной энергии); согласование (например, разумное использование потенциальной энергии естественно текущей воды при строительстве гидростанции); управление (например, термоядерной реакцией).
Источником всякой типологии взаимодействия человека и природы является познание законов функционирования биосферы, ее саморегулирующих сил, границ возможностей ее самосохранения и условий сохранения человечеством себя. На основе познания природы, в процессе исторического движения цивилизации возникают те или иные ценностные ориентации. Поэтому всякая типология взаимодействия человека и природы имеет отношение к экологической культуре.
Обратим внимание на то, что выделенные выше общие характеристики исследований культуры вполне интерпретируются по отношению к экологической культуре.
Первая из них отражает тот факт, что феномен «экологическая культура» появился на определенном этапе развития социального опыта. В науке фиксируется, что родовое понятие «культура» в качестве термина «стало широко использоваться в европейской философии и исторической науке начиная со второй половины XVIII в.» . Появление термина «экологическая культура» связывается со всеобщим осознанием насущной важности экологических проблем, осознанием необходимости прогнозирования экологической безопасности, обеспечения охраны и улучшения состояния окружающей природной среды . Например, изучение экологической культуры в педагогике и психологии в нашей стране начинается с 90-х годов XX в.
Вторая характеристика культуры применительно к экологической культуре отражает ее наличие в качестве условия и воспроизводства, и функционирования, и дальнейшей эволюции социума. Культура не в традиционном смысле, а в качественно новом ее состоянии - как экологизированная культура, именно она будет в дальнейшем служить в качестве вышеотме- ченного условия.
Третья характеристика отражает появление в аксиосфере культуры новых ценностей - ценностей экологической культуры: от ценности природы, ценности жизни до глобальной ценности гармонии человека и природы.
Четвертая характеристика обращает внимание на человека как на разумного и волевого творца экологической культуры через глубокое проникновение в закономерности природы, организации с ней разнообразных взаимодействий и выбора максимально позитивных для самосохранения себя и природы типов взаимодействий.
Пятая характеристика как продолжение предшествующей утверждает, что в соответствии с идеей ноосферы экологизированная культура может быть достигнута лишь усилиями разума и воли всего человечества.
Можно заключить, что экологическая культура есть разновидность общей культуры, проявляющаяся в сфере взаимодействия человека с природой, базирующаяся на особой системе экологических ценностей, ведущей из которых является гармония человека и природы, позволяющая в аспекте гармоничного развития общества и биосферы осуществлять взаимосвязанные виды деятельности по использованию, сохранению и воспроизводству жизненных сил природы; в своем историческом развитии она наращивает синкретический потенциал, превращающий общую культуру в экологическую. Такое понимание экологической культуры отражает как ее специфическое содержание (что отвечает потребностям сегодняшнего дня и ближайшего будущего), так и тенденцию ее непрерывного «врастания» в общую культуру, тенденцию экологизации общей культуры.

Экология - это наука, изучающая взаимодействие человека с окружающей его Человек, как известно, является неотъемлемой частью природы и неразрывно с ней связан. прекрасно понимали это, они поклонялись природе, она была их основной кормилицей. Сегодня такое отношение может показаться смешным. С древних времен прошли тысячелетия, человечество шагнуло далеко вперед в плане науки и техники, однако до сих пор не научилось управлять природной стихией и не до конца изучило многие ее явления. Некоторые современные ученые считают, что человеческая цивилизация находится на пороге уничтожения, причем уничтожит оно себя само. воздуха отравляющими выбросами многочисленных заводов и фабрик, приводящее к увеличению онкобольных по всему миру, приводящее к поднятию уровня мирового океана, сокращение многообразия животного мира вследствие истребления многих видов животных - это ли не «начало конца»? Сегодня тревожат человечество как никогда раньше, во многих учебных учреждениях наряду с природоведением и географией детям рассказывают об экологии и проблемах загрязнения окружающей среды, все чаще на научных телевизионных каналах можно услышать такой термин, как «экологическая культура».

Экологическая культура представляет собой часть общечеловеческой культуры и выражается в восприятии человеком себя как неотъемлемой составной части окружающего природного мира. В последние годы возрос интерес ученых и педагогов к исследованию основных проблем экологического воспитания подрастающего поколения. Сегодня в школах детям говорится не только о том, что «нехорошо бросать мусор и разжигать костры в лесу», экологическое воспитание подразумевает всестороннее развитие школьников, формирование их гуманного отношения к природе и людям, являющимся ее неотъемлемой частью. Понятия «экологическая культура личности» и «экологическая культура человека» тождественны, поскольку оба они отображают отношение индивида к окружающему его миру.

Не последнюю роль в экологическом воспитании детей играет семья, поскольку первые представления ребенка об окружающем его мире складываются не в школьный период, а гораздо раньше. Именно в дошкольном возрасте ребенок получает начальные представления о различных жизненных формах и первые впечатления о природе. Экологическая культура ребенка должна формироваться с раннего детства. Это может происходить только при одном условии: если взрослые сами экологически образованны и имеют возможность показать своему малышу многообразие прекрасного окружающего мира и помочь наладить с ним взаимоотношения. К сожалению, в нашей стране множество семей не способно дать ребенку элементарное воспитание, не говоря уже о культуре и ее составляющих.

Большой вклад в развитие экологического воспитания российских детей внесли известные педагоги Василий Сухомлинский, Николай Верзилин, Анатолий Захлебный. В 90-е годы 20 века российскими педагогами и психологами была предпринята попытка разработки специальных подходов к экологическому воспитанию подрастающего поколения. Результатом их успешной работы стало появление большого количества обучающих программ: «Открой себя» Е. Рылеевой, «Мы - земляне» А. Вересова, «Семицветик» С. Г. и В. И. Ашиковых и т. д.

В настоящее время не вызывает сомнения тот факт, что экологическая культура является неотъемлемой составной частью общего образования будущего поколения. Однако и сегодня в данной области воспитания остается множество неразрешенных вопросов: чему конкретно и как учить школьников, о каких проблемах ребенок должен узнать раньше, о каких позже, какими должны быть требования к экологической подготовке учеников и т.п.

В настоящее время современное общество оказалось перед выбором: либо сохранить существующий способ взаимодействия с природой, что неминуемо может привести к экологической катастрофе, либо сохранить биосферу, пригодную для жизни, но для этого необходимо изменить сложившиеся тип деятельности.

Последнее возможно при условии коренной перестройки мировоззрения людей, ломки ценностей в области как материальной, так и духовной культуры и формирования новой – экологической культуры.

Экологическая культура предполагает такой способ жизнеобеспечения, при котором общество системой духовных ценностей, этических принципов, экономических механизмов, правовых норм и социальных институтов формирует потребности и способы их реализации, которые не создают угрозы жизни на Земле.

Экологическая культура – это личная ответственность человека в отношении окружающей среды, его собственная деятельность, поведение и сознательное ограничение материальных потребностей.Экологическая культура человека является важным фактором устойчивого развития общества. 1

Экологическая культура – это способность людей пользоваться своими экологическими знаниями и умениями в практической деятельности. Люди, у которых не сформирована экологическая культура, могут и обладать необходимыми знаниями, но не владеть ими. Экологическая культура человека включает его экологическое сознание и экологическое поведение.

Под экологическим сознанием понимается совокупность экологических и природоохранных представлений, мировоззренческих позиций и отношения к природе, стратегий практической деятельности, направленной на природные объекты.

Экологическое поведение – это совокупность конкретных действий и поступков людей, связанных с воздействием на природное окружение, с использованием природных ресурсов.

Основой экологической культуры и морали должна стать любовь к природной среде, в которой мы живем, следование главным принципам: «не навреди» и «мысли глобально, действуй локально». Следуя этим принципам, человек выполняет и завет любви к ближнему.

Экологическую культуру отдельного человека и общества в целом можно оценить, пользуясь структурой семи экологических сфер или уровней.

Первая сфера – одежда – первая искусственная оболочка, созданная человеком, она представляет собой часть окружающей его среды. Сейчас она превосходит естественные потребности, это нерациональное использование природных ресурсов и энергии.

Вторая сфера – дом. Можно сформулировать требования к жилищу с точки зрения экологии: рациональное использование материалов и земной поверхности, гармоничное включение дома в ландшафт, создание здоровых условий для жизни, минимума потребления энергии (теплоизоляция), хорошая освещенность, минимум выбросов в окружающую среду, рациональный интерьер, экологически чистые строительные материалы (без асбеста, радона и т. д.). Продукты питания (с одной стороны) и поток ресурсов (с другой) являются фрагментами жилища, так как их хранение и приготовление – важный фактор в определении его характера и размера.

Третья сфера – окружение дома. Экологическую культуру жителей отражают ухоженные и чистые газоны, аккуратная и разнообразная растительность.

Четвертая сфера – производство. Состояние этой сферы (наличие выбросов, захламленность и т. п.) характеризует экокультуру как отдельного работника, так и руководителя предприятия.

Пятая сфера – город, поселение. В отношении к городу как среде вокруг жилища достаточно просто руководствоваться принципом: не навреди, не захламляй. Очень просто выбросить на улицу бумагу, пакет, бутылку и довольно сложно и дорого все этой собрать. Поддержание города в экологически чистом состоянии требует больших затрат от городских властей, значительных усилий от жителей и большой культуры от тех и других. В понятие чистые города входит не только чистота его улиц и дворов, но и чистота воздуха, воды, санитарное состояние домов и т. п.

Шестая сфера – страна. Это мозаика, собранная из городов, поселков, дорог, производств, элементов ландшафта.

Экокультура страны определяется состоянием пяти предшествующих сфер. Если жилища, их окружение и город в целом плохо ухожены, завалены отбросами и плохо организованными свалками, а производства активно загрязняют окружающую среду, то такая страна находится только на начальной стадии формирования своей экологической культуры.
1

Седьмая сфера – биосфера. Благополучие биосферы складывается из состояния шести первых сфер. Пришло время, когда каждый человек должен заботиться о ней.

Отсюда следует: экологическая культура есть органическая, неотъемлемая часть культуры, которая охватывает те стороны мышления и деятельности человека, которые, соотносятся с природной средой. Человек приобретал культурные навыки не только и не столько потому, что преобразовывал природу и создавал свою «искусственную» среду. На протяжении всей истории он, всегда находясь в той или иной среде, учился у нее. С наибольшим основанием это утверждение относится и к современности, когда пришло время синтеза социального и природного начал в культуре на основе глубокого понимания природы, ее самоценности, насущной необходимости формирования у человека уважительного отношения к природе как непременного условия его выживания.

Поэтому важнейшим показателем уровня культуры общества в целом и человека в частности следует полагать не только степень его духовного развития, но и то, сколь нравственно население, насколько внедрены экологические принципы в деятельности людей по сохранению и воспроизводству природных богатств.

С позиций культурологи экологическая культура человека представляет собой компонент культуры общества в целом и включает в себя оценивание средств, которыми осуществляется непосредственное воздействие человека на природную среду, а также средств духовно-практического освоения природы (соответствующие знания, культурные традиции, ценностные установки и т.д.).
1

Сущность экологической культуры может рассматриваться как органическое единство экологически развитого сознания, эмоционально-психических состояний и научно обоснованной волевой утилитарно-практической деятельности. Экологическая культура органически связана с сущностью личности в целом, с ее различными сторонами и качествами. Так, например, философская культура дает возможность человеку осмыслить и понять назначение человека как продукта природы и общества; политическая – позволяет обеспечивать экологическое равновесие между хозяйственной деятельностью людей и состоянием природы; правовая – удерживает человека в рамках разрешенных законами взаимодействий с природой; эстетическая – создает условия для эмоционального восприятия красоты и гармонии в природе; физическая ориентирует человека на эффективное развитие его природных сущностных сил; нравственная –– одухотворяет отношения личности к природе и т.д. Взаимодействие всех этих культур и порождает экологическую культуру. Понятие «экологическая культура» охватывает такую культуру, которая способствует сохранению и развитию системы «общество-природа».

Экологический подход привел к вычислению внутри социальной экологии еще такого понятия, как «экология культуры», в рамках которой осмысливаются пути сохранения и восстановления различных элементов культурной, среды, созданной человечеством на протяжении его истории.

2. ЭкологическАЯ КУЛЬТУРА И ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ образование как базис формирования экологического мышления

Экологическое образование - целенаправленно организованный, планомерно и систематически осуществляемый процесс овладения экологическими знаниями, умениями и навыками. Указом Президента Российской Федерации «О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития» в качестве одного из важнейших направлений государственной политики в области экологии намечено развитие экологического образования и воспитания. Постановлением правительства создан Межведомственный совет по экологическому образованию. Государственная Дума в первом чтении приняла Федеральный закон «О государственной политике в области экологического образования».

Вместе с социально-гуманитарным образованием, экологическое образование в современных условиях призвано способствовать формированию у людей нового экологического сознания, помогать им в усвоении таких ценностей, профессиональных знаний и навыков, которые содействовали бы выходу России из экологического кризиса и движению общества по пути устойчивого развития.
1

Действующая в настоящее время в стране система экологического образования носит непрерывный, комплексный,
междисциплинарный и интегрированный характер, с дифференциацией в зависимости от профессиональной ориентации. Созданы центры по экологическому образованию населения, апробируется экологическая компонента содержания профессионального образования.

Координация усилий различных стран в сфере экологического образования осуществляется Организацией Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО).

3. ЭкологическАЯ КУЛЬТУРА И ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ воспитание

Экологическое воспитание призвано формировать активную природоохранную позицию. Экологическое воспитание, но Н. Ф. Реймерсу (1992), достигается с помощью комплекса
природоохранного и экологического обучения, включающего воспитание в узком смысле слова, школьное и вузовское экологическое просвещение, пропаганду экологического мировоззрения.

Основные цели экологического воспитания в современных условиях, провозглашенные в самых различных манифестах, кодексах, сводах и т. д., могут быть сведены к следующим постулатам, которые должны быть осознаны, поняты и признаны всеми:

    всякая жизнь самоценна, уникальна и неповторима; человек
    ответственен за все живое,

    Природа - была и всегда будет сильнее человека. Она вечна
    и бесконечна. Основой взаимоотношения с Природой должна стать взаимопомощь, а не противоборство;

    чем более разнообразна биосфера, тем она устойчивее;

    призрак экологического кризиса стал грозной явью; человек
    оказывает на природную среду недопустимое по масштабам
    дестабилизирующее воздействие;

    если все оставить так как есть (или слегка модернизировать),
    то «уже скоро - спустя всего лишь 20-50 лет, Земля ответит одуревшему человечеству неотразимым ударом на уничтожение»;

    сложившийся в массовом сознании в течение многих лет антропоцентрический тип сознания должен быть вытеснен новым видением мира - эксцентрическим;

    люди должны быть ориентированы и готовы к радикальному изменению системы ценностей и поведения, а именно к
    отказу от перепотребления
    (для развитых стран), от установки на многодетную семью (для развивающихся стран)
    от экологической безответственности и вседозволенности.

    Экологическое воспитание должно базироваться на основном постулате о том, что выход из экологического кризиса в современных условиях возможен. Ключи к решению глобальной экологической проблемы - в переоценке мировоззренческих ценностей и в «смене приоритетов», а также в нормализации численности населения через планирование семьи, в неустанной практической работе по реализации основных направление в охране окружающей природной среды.

    Сегодня признаком высокой культуры вообще и экологической культуры в частности становится не степень отличия социального от природного, а степень их единства. Таким единством достигается стабильность и природы и общества, образующих социоприродную систему, в которой природа становится « человеческой сущностью человека», а сохранение природы – средством сохранения общества и человека как вида.

    Мы определяем экологическую культуру как нравственно-духовную сферу жизнедеятельности человека, характеризующую своеобразие его взаимодействия с природой и включающую в себя систему взаимосвязанных элементов: экологическое сознание, экологическое отношение и экологическую деятельность. В качестве особого элемента выступают экологические институты, призванные поддерживать и развивать экологическую культуру на уровне общественного сознания в целом и конкретного человека в частности.

    В условиях усуглубяющегося экологического кризиса выживание человечества полностью зависит от него самого: он может устранить эту угрозу, если сумеет трансформировать стиль своего мышления и своей деятельности, придать им экологическую направленность. Только преодоление в общественном плане антропоцентризма и в личностном плане эгоцентризма может дать возможность избежать экологической катастрофы. На это у нас осталось не так много времени: по оценке такого эгоцентризма может дать возможность избежать экологической катастрофы. На это у нас осталось не так много времени: по оценке такого специалистов к концу 70-х годов XXI века будет поздно даже обсуждать экологическую проблему. При этом нельзя забывать: культура консервативна и человечество уже сейчас нуждается в революционном переходе к новому типу экологической культуры. Очевидно, что такой переход может состояться только при том условии, что законы сохранения и воспроизводства природных ресурсов будут осознаны человеком и станут законами его практической деятельности. К сожалению, материальное производство и экологическая культура все еще противоречат друг другу, и нам необходимо обостренно воспринимать серьезнейшие трудности на пути преодоления –– и в сознании, и на практике – этого гибельного противоречия. Скажем, на сколько еще велик для нас соблазн принять к реализации технически совершенное производственное новшество, не учитывая содержащегося в нем экологического риска.

    За свою многовековую историю человечество слишком привыкло жить, в сущности, без развитого экологического мышления, без экологической этики и без осознанной экологической этики и без осознанной экологически ориентированной деятельности.

    Главным фактором остановки деградации биосферы, последующего ее восстановления является формирование экологической культуры населения, в том числе экологическое образование, воспитание и просвещение подрастающего поколения. Ведь известно, что знать о грядущей беде значит быть предупрежденным, а следовательно, иметь возможность предотвратить ее. Как говорится, кто предупрежден, тот вооружен.

    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Акимова Т.А., Хаскин В.В. Экология. М., 1988. – 541 с.

    Андерсон Д.М. Экология и наука об окружающей среде. М., 2007.– 384 с.

    Блинов А. О роли предпринимательской деятельности в улучшении экологической обстановки // Российский экономический журнал. – № 7. – С. 55 – 69.

    Васильев Н.Г., Кузнецов Е.В., Мороз П.И. Охрана природы с основами экологии: учебник для техникумов. М., 2005. – 651 с.

    Взаимодействие общества и природы / Под ред. Е. Т. Фаддеева. М., 1986. – 198 с.

    Воронцов А.П. Рациональное природопользование. Учебное пособие. –М.: Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЕМ». Издательство ЭКМОС, 2007. – 498 с.

    Гиренок Ф.И. Экология, цивилизация, ноосфера. М., 1990. – 391 с.

    Горелов А. А. Человек — гармония — природа. М., 2008. – 251 с.

    Жибуль И.Я. Экологические потребности: сущность, динамика, перспективы. М., 2001. – 119 с.

    Иванов В.Г. Конфликт ценностей и решение проблем экологии. М., 2001. – 291 с.

    Кондратьев К.Я., Донченко В.К., Лосев К.С., Фролов А.К. Экология, экономика, политика. СПб., 2002. – 615 с.

    Новиков Ю.В. Экология, окружающая среда и человек: учебное пособие для вузов, средних школ и колледжей. –М.: ФАИР –ПРЕСС, 2005. – 386 с.

    Орлов В.А. Человек, мир, мировоззрение. М., 1985.– 411 с.

    Реймерс Н.Д. Экология: теория, законы, правила, принципы и гипотезы. М., 1994. – 216 с.

    Тулинов В.Ф., Недельский Н.Ф., Олейников Б.И. Концепция современного естествознания. М., 2002. – 563 с.

Экологическая культура

1.1. Введение

Экологическая культура – это новая дисциплина, возникшая в рамках культурологии. Серьёзнейший экологический кризис, поразивший нашу планету, внёс существенные коррективы в отношения человека и природы, заставил переосмыслить все достижения мировой цивилизации. Приблизительно с шестидесятых годов двадцатого столетия, когда перед человечеством впервые так остро встала проблема уничтожения всего живого в связи с промышленной деятельностью, стала оформляться новая наука – экология, и, как следствие этого возникновения, появилась экологическая культура.

Экологическая культура – это уровень восприятия людьми природы, окружающего мира и оценка своего положения во вселенной, отношение человека к миру. Здесь необходимо сразу прояснить, что имеется в виду не отношение человека и мира, что предполагает ещё и обратную связь, а только отношение его самого к миру, к живой природе.

1.2. Понятие экологической культуры

Как уже было отмечено во введении, экологическая культура – сравнительно новая проблема, которая остро встала в связи с тем, что человечество вплотную подошло к глобальному экологическому кризису. Все мы прекрасно видим, что многие территории, по причине хозяйственной деятельности человека, оказались загрязнёнными, что сказалось на здоровье и на качестве населения. Можно сказать прямо, что в результате антропогенной деятельности окружающая природа оказалась перед прямой угрозой уничтожения. Из-за неразумного отношения к ней и к её ресурсам, из-за неправильного понимания своего места и положения во вселенной человечеству грозит деградация и вымирание. Поэтому проблема “правильного” восприятия природы, равно как и “экологической культуры” выходит в настоящий момент на передний план. Чем раньше учёные начнут “бить тревогу”, чем раньше люди начнут пересматривать результаты своей деятельности и корректировать цели, соразмеряя свои цели со средствами, которыми располагает природа, тем быстрее можно будет перейти к исправлению ошибок, как в мировоззренческой сфере, так и в сфере экономической.

Но, к большому сожалению, проблема “экологической культуры” ещё мало изучена: практически нет литературы, посвящённой этой важнейшей теме, хотя по крупицам всё-таки можно выделить эту сферу в сочинениях известных учёных. Одним из первых, кто подошёл к проблеме экокультуры был знаменитый мыслитель и исследователь В.И. Вернадский; он впервые серьёзнейшим образом проработал термин “биосфера”, занимался проблемами человеческого фактора в существовании мира. Также можно назвать Мальтуса, Ле Шателье-Брауна, Б. Коммонера и др. Но, тем не менее, рамки заданной темы заставляют посмотреть на проблему с другой стороны, ибо нас интересует проблема восприятия обществом экологической культуры.

Но прежде чем непосредственно перейти к данной проблематике, необходимо прояснить, что такое культура и что такое экология, так как без этого сфера экокультуры останется пустой.

Хорошо известно, что для того, чтобы правильно понять какой-либо термин, следует исходить от этимологии понятия. Слово “культура” происходит от латинского глагола colo, colui, cultum, colere, что первоначально обозначало “возделывание почвы”. Позднее оно стало пониматься как “почитание богов”, что подтверждает доставшееся нам в наследство слово “культ”. И, действительно, на протяжении всего средневековья, да и поздней античности, “культура” была неразрывно связана с религией, духовными ценностями и т.п. Но с началом эпохи модерна это понятие подверглось глубокому переосмыслению. В начале под “культурой” понималась совокупность материальных и духовных ценностей, накопленных человечеством за весь период его существования, то есть живопись, архитектура, язык, письменность, обряды, отношение к миру, но затем, с открытием иных цивилизаций, возникла потребность в расширении этого понятия. Как показала жизнь, “человечество, будучи единым биологическим видом, никогда не являлось единым социальным коллективом”.

Более того, культурные нормы и правила не являются наследственными признаками, заложенными в наших генах, они усваиваются на протяжении всей жизни, посредством обучения, целенаправленной работы и культурной деятельности человека. То есть это говорит о том, что каждый народ является уникальной единицей, создающей свою неповторимую и своеобразную культуру. Безусловно, базисные архетипы и категории культуры, такие как Бог, мир, жизнь, человек, смерть и другие, у всех людей одинаковы, но что же касается непосредственно их восприятия, то каждый народ понимает их по-своему. Отсюда становится понятным тезис о том, что каждый народ обладает своей уникальной культурой: он веками накапливает культурные ценности, которые зависят от многих привходящих деталей: географического положения, климатических условий, размеров территории и т.д. Поэтому каждый народ отличается от другого своим культурным своеобразием. Но, ежели не существовали бы общие для всех культурные категории, то тогда была бы невозможна культурная коммуникация и межкультурное общение.

По своей природе культура изменчива и способна к самообновлению, но она является своего рода знаком, который позволяет идентифицировать каждого члена сообщества к данной цивилизации. Культура является продуктом коллективной деятельности членов одного народа, который в каждой конкретной сфере создаёт свой личный и уникальный социокультурный код. Недаром мы говорим о том, что существует культура языка, культура поведения, экономическая, правовая, экологическая культуры и многие другие, что является единичной и неповторимой принадлежностью каждой нации.

Таким образом, восприятие культуры зависит от человека, принадлежащего к конкретному сообществу. Но базисной основой культуры всё-таки, как мне кажется, является накопленные народом ценности в духовной области (вера, обычаи, язык, литература и др.) и в сфере материальной (архитектура, скульптура, живопись и т. д.). Но, несмотря на это, всё же существует нечто или некий общий культурный архетип, который способствует межкультурной коммуникации.

Наука же экология возникла в конце XIX столетия, но тогда она обозначала учение о живых организмах, их взаимосвязи и влиянии на природу в целом. Но по-настоящему актуальное значение экология приобрела в середине ХХ столетия, когда учёные из Соединённых Штатов обнаружили пропорциональную зависимость загрязнения почв и мирового океана, уничтожения многих видов животных от антропогенной деятельности. Проще говоря, когда исследователи осознали, что в водоёмах, расположенных в непосредственной близости от заводов и фабрик гибнет рыба и планктон, когда поняли, что в результате неразумной сельскохозяйственной деятельности истощаются почвы, тогда экология приобрела своё насущное значение.

Таким образом, с конца шестидесятых годов человечество столкнулось с проблемой “глобального экологического кризиса”. Развитие промышленности, индустриализация, Научно-техническая революция, массовое сведение лесов, строительство заводов-гигантов, атомных, тепловых и гидроэлектростанций привёло к тому, что перед мировым сообществом стал вопрос выживания и сохранения человека как вида.

1.3. Человек между природой и культурой

Ни для кого не секрет и это очевидно, что человек живёт в искусственной среде, которую принято называть техносферой или созданной руками человека сфере, существующей за счёт природы, и удовлетворяет свои потребности, беря из природы несравнимо больше полезных веществ, чем отдавая. Таким образом, техносфера уничтожает естественную среду, ставя на первое место желания и нужды людей. А в то же самое время, любое существо, созданное природой, живёт непосредственно в природе, гармонизируя её, так как является незаменимой частицей. Медведи живут в берлогах, мыши в естественных норах, птицы в дуплах деревьев. Одним словом, животные имеют дом в приспособленных природой местах, а человек в искусственном мире.

Известный английский мыслитель Мальтус считает, что Земля может прокормить не более 900 миллионов человек, остальные же обречены на голод и вымирание. Но это было бы верно, если понимать человека как существо, принадлежащее животному виду. Но человек, как уже было сказано, человек в отличие от животных живёт в искусственно созданной среде, в техносфере. Более того, человек сумел преодолеть естественное сопротивление природы, противящейся такой неимоверной популяции человеческого вида. Человек более, чем в 7 раз превысил расчетное Мальтусом количество своего народонаселения. Теперь надо задать вопрос, могло ли существо, созданное природой, преодолеть её же сопротивление? Естественно, нет, ибо мы видим, какими мощными в сравнении с человеком силами обладает природа: ураганы, бури, цунами, землетрясения. И, несмотря на всё это человек сумел не только выйти “победителем”, но и увеличить свою численность до 6 миллиардов человек. Но здесь не следует воспринимать природу как нечто враждебное, которое стремиться уничтожить человека, напротив, природа – это “заботливая мать”, которая думает обо всех существах, ею созданных. Как только один вид начинает претендовать на господство, то природа задействует свои механизмы, которые были рассмотрены ранее. Так произошло с такими доисторическими ящерами, как динозавры и т.д. Дело всё в том, что основным рационом этих животных (в частности динозавров и бронтозавров) был зелёный покров: деревья, травы и т.д. Но, поскольку природой не было рассчитано, чтобы этот покров так быстро истреблялся, то она задействовала такой механизм, как «отрицательная обратная связь». В Землю врезался огромный метеорит, который пробил брешь в озоновом слое Земли, что привело к проникновению жёстких ультрафиолетовых лучей, а в результате к глобальному похолоданию и вымиранию (или мутации) этих гигантских ящеров. В настоящее время мы можем их видеть исключительно в Палеонтологическом музее.

Отсюда снова возникает вопрос, возможно ли, чтобы природа - эта уникальная система высшего порядка, не была в состоянии противодействовать человеческому воздействию? Разве природа, которая поддерживает равновесие в популяции таких мощных животных как львы, носороги, слоны и т.п. не могла проконтролировать тот период, когда человек только лишь начинал пробовать на прочность экологические и природные законы? Естественно могла, но с теми существами, которые она сама сотворила, ибо как сказано в Библии “Ученик не бывает выше учителя своего”. Таким образом, можно сделать вывод, что поскольку природа смогла проконтролировать численность динозавров, а человека нет, то, следовательно, он не принадлежит к животному миру. Он построил хранилища продовольствия от голода, больницы от болезней, от войн защитился международными организациями. И из всех существ этого достиг лишь человек. Поэтому следует пересмотреть всю существующую историю возникновения человека и классификацию, в которой человека традиционно относят к классу животных.

Надо понимать, что человек появился на планете Земля таким, каким мы видим его сейчас: с теми же морфологическими признаками, способностями и, конечно же, с разумом. И не было никакой эволюции, ибо если даже предположить, что она была, то тогда её логическим результатом стало бы существование одного вида, обладающего всеми возможностями и способностями других животных существ. Но основной закон экологии гласит, что “чем больше видов, тем более устойчива система”. Поэтому гармоничное существование одного вида было бы невозможным. К тому же, природа (если бы она и сотворила человека) не могла заложить в свою основу такую “бомбу замедленного действия” как человек. Поэтому следует ещё раз повторить мой тезис: человек не принадлежит к животному миру, соответственно, к нему нельзя применять только естественнонаучные законы.

Итак, человека нельзя отнести к природному существу, человек является отдельным, уникальным видом, который обладает, в отличие от других существ разумом и совершенно уникальным телом. Дело всё в том, что человеческое тело не приспособлено ни для чего конкретного, как у животных, но для всех видов деятельности. Человеческое тело необычайно пластично, гибко, динамично и мобильно: оно приспособлено и для того, чтобы лазать по деревьям, быстро бегать, плавать и т.д. Из всех животных, человеческое тело самое универсальное и манёвренное.

Поэтому человека следует понимать не как выделившегося из природы существа, но как отдельного от природы индивида, живущего по своим законам. Но здесь возникает новый вопрос, что стало причиной такого неадекватного отношения человека к природе, почему на какой-то стадии произошла дисгармония в отношениях человека и природы? И ответ на этот вопрос тоже очевиден. Человек перестал воспринимать себя как Божественное творение, но продолжал рассматривать себя в качестве части животного мира. А поскольку, человек понимал себя как часть животного сообщества, то постольку необходимо было вести борьбу за выживание и существование. Смерть, голод, болезни перестали восприниматься как нечто естественное и необходимое, но, наоборот, как абсолютное зло, беда и т.п. А так как человек изначально обладал разумом, то он его использовал во зло. К примеру, в Ассирии считалось за подвиг убить льва: но не для того, чтобы прокормить людей, а для того, чтобы доказать свою силу и ловкость. С течением времени люди стали уничтожать другие виды животных, разрушая, таким образом, биосферу. А особенно следует в связи с этим подчеркнуть, что ни одно животное не убивает свою жертву только ради забавы, но только для того, чтобы потом употребить в пищу.

Поэтому, до тех пор, пока люди не осознают своё истинное положение, до тех пор будет продолжаться бессмысленное уничтожение животного мира и окружающей нас природы.

Введение

В мире к настоящему времени обострились противоречия, поставившие под угрозу возможность дальнейшего существования человека и природы. Назрел экологический кризис, который во многом обусловлен не только социально-экономическими, технико-технологическими, политическими причинами, но и причинами духовного порядка. Глобальный экологический кризис -- это не результат какой-то единичной ошибки, неправильно выбранной стратегии технического или социального развития. Это отражение глубинного кризиса культуры, охватывающего весь комплекс взаимодействия людей друг с другом, с обществом и природой. В нашей жизни наблюдаются явления духовного упадка за счет трансформации целей и ценностей. Современная экологическая ситуация явилась следствием социально-экономического развития мирового сообщества, ориентированного на технократические цели, ценности и материальное потребление, отодвинув на второй план духовные факторы существования и обозначившие признаки духовного кризиса.

В данной работе экологическая культура рассматривается как неотъемлемая часть общечеловеческой культуры, включающая моральные ценности, нормы поведения, способы взаимодействия людей в сфере охраны окружающей среды и систему формирующих их социальных отношений, проявляющаяся в экологически ориентированном поведении людей, осознании общей ответственности за качество окружающей среды и высокой социальной значимости предотвращения негативного воздействия человека на окружающую среду.

Экологическая культура - это новая дисциплина, возникшая в рамках культурологии. Серьёзнейший экологический кризис, поразивший нашу планету, внёс существенные коррективы в отношения человека и природы, заставил переосмыслить все достижения мировой цивилизации. Приблизительно с шестидесятых годов двадцатого столетия, когда перед человечеством впервые так остро встала проблема уничтожения всего живого в связи с промышленной деятельностью, стала оформляться новая наука - экология и как следствие этого возникновения, появилась экологическая культура.

Экологическая культура - это уровень восприятия людьми природы, окружающего мира и оценка своего положения во вселенной, отношение человека к миру. Здесь необходимо сразу прояснить, что имеется в виду не отношение человека и мира, что предполагает ещё и обратную связь, а только отношение его самого к миру, к живой природе.

Культура представляет собой меру человеческого в человеке, характеристику его собственного развития, а также развития общества, его взаимодействия с природой.

Проблема человеческого измерения была подмечена еще в античности. Протагор говорил: "Человек есть мера всех вещей - существующих, что они существуют, не существующих, что они не существуют". В истории философии в различных аспектах отмечалась важность характеристики того или иного социального явления посредством личностного, человеческого измерения. экологический культура личностный природа

Это просматривается при исследовании таких проблем, как отношение личности к государству и государства к личности: отношение личности к обществу и общества к личности; отношение личности к личности; отношение личности к природе; отношение личности к самой себе.

Если говорить о конкретных формах человеческого измерения культуры, то они проявляются во многом: от самосознания личности как самоценности и развития человеческого достоинства до способа ее жизнедеятельности, создающего или напротив, не создающего условия для реализации творческих сил и способностей человека. Человек - творец культуры, культура же формирует человека. Можно сказать, что именно человеческое измерение культуры свидетельствует о том, что в культуре представлена и наглядно выражена способность человеческого рода к саморазвитию, делающая возможным сам факт человеческой истории.

Американский социолог А. Смолл считал, что общество должно удовлетворять такие интересы человека, как сохранение здоровья, получение образования, обеспечение достойного общения, создание условий для приобщения к красоте и реализация социальной справедливости. Сегодня мы с горечью отмечаем, что подлинно гуманистических ценностей у нас почти нет. Мы разрушаем то ценное, что было сделано в сфере духовных ценностей, - коллективизм, товарищество, патриотизм, интернационализм; отказываемся от ценностей в области здравоохранения, образования, науки, искусства, которыми восхищался весь мир. Конечно, провозгласив целью общества - "все для человека - все для блага человека", часто собственно человеческое забывали. Оно заслонялось интересами государства, отодвигалось в "светлое будущее".

Поставим вопрос о человеческом измерении культуры более конкретно: как и чем определить параметры этого человеческого? В общем плане мы ответили: человеческое измерение ведет нас к рассмотрению целей деятельности человека и средств их достижения. А вот что это за цели с "человеческим лицом"? Это прежде всего содержание условий труда, социально-бытовых условий, позволяющих личности реализовать свои способности и интересы, участие личности в управлении производством, обществом, такое развитие материальных и духовных ценностей, которые содействуют благополучию человека.

Нельзя не отметить важность личностного измерения культуры с точки зрения отношения человека к природе. Сегодня мы уже говорим об экологической культуре, которая отражает отношение человека к природе, его нравственность. Эта экологическая нравственность должна выступать ныне как категорический императив личности, государства, общества. Человек приходит в мир не как производитель и не как личность, а как человек. Он усваивает и природные, и социальные качества своего бытия в том виде, в котором находит их в своей среде, ибо не может выбрать тот или иной тип общества или уровень развития культурных ценностей. Человек является тем элементом системы "природа - человек - общество", посредством которого меняется и природа, и общество, и сам человек. И вот от того, каковы личностные измерения самого человека, каковы его ценностные ориентации, зависят (при наличии, конечно, определенных объективных условий) результаты его деятельности. Поэтому сознательность и ответственность, милосердие и любовь к природе - вот далеко не полный перечень человеческих качеств, которыми измеряется соприкосновение человека с природой, экологическая культура человека.

Когда мы говорим об экологической культуре общества, то должны отметить, что "хорошая технология" (та, которая ориентирована на сохранение и воссоздание природы) дает соответственно и "хорошую экологию". Экологическая культура общества, связанная с заботой о гармонии человека и природы, вбирает в себя и материальные, и духовные ценности, служащие и природе, и человеку как ее неотъемлемой части.

Тысячелетиями человечество накапливало опыт экологической культуры по взаимодействию с окружающей средой и личностными взаимоотношениями в обществе. Каждым народом создавались свои национальные, этнические культовые обряды, ритуалы празднества и торжества и т.п.

Накопленный опыт экологической культуры передавался из поколения в поколение в виде наглядных ритуальных форм и устно в сказках, мифах, легендах. Мудрые люди сумели изложить его в писаниях: Веды, Дао, Коран, Библия и др.

Эволюция человечества достигла современного демократического общественного уклада с определенной степенью защищенности человеческой личности. Поэтому духовное прозрение и объединение человечества на базе экологической культуры является его самоспасением.

История экологической культуры начинается с появления в биосфере Homosupiensa (человека разумного). Освоившись в окружающей среде и установив свои взаимодействием с биосферой, человек приобрел первые уроки экологии. Обеспечивая свое выживание и существование в гармонии с природой, ему понадобилась экологическая культура. Наблюдая за жизнью животных, изучая свойства растений, познавая системность мироздания и стихийность энергетических потоков, он пришел к своему духовному открытию. Дальнейшие его взаимодействия с окружающей средой были ограничены культовыми ритуалами, что и определяло его экологическую культуру, которая сохранилась до сегодняшнего дня в различных обрядах, культах, суевериях многих этносов.

Одомашнивания диких животных и обеспечивая себя пищей впрок, занимаясь земледелием, человек столкнулся со сверхобагащением, со сверхпотреблением. Нарушенная гармония с окружающей средой сельскохозяйственной революцией привела к новому осознанию. Человек почувствовал себя властелином и начал создавать искусственную среду своего обитания - города. Рост населения в городах, с появлением ремесленников и новых сословий, способствовал рождению государства, религии. Эти социальные революции изменили духовное сознание человека на эгоизм. Стремление к власти, богатству, удовольствиям привело к рабовладельческому строю, феодально-крепостническому, капиталистическому, тоталитарному.

На сегодняшний день человечество по своему сознанию разделилось на два лагеря: антропоцентристы - это технократы с сознанием идеологии тела (власть, богатства, удовольствия); биоцентристы - с осознанием идеологии духовности и гармонии с природой.

Культ разума исказил структуры познания и породил тип современного человека -рационалиста. Рационализм неэкологичен, и в философии Ф. Ницше мы находим «несокрушимую веру в то, что мышление может проникнуть в глубочайшие бездны бытия и не только познать бытие, но даже и исправить его». В своих работах В.И. Вернадский отмечал, что природа есть организованное целое и необходимо целостное духовно-художественное восприятие мира.

Вопросы экологической культуры включают в себя: анимизм, который рассматривает природу как живую (одушевленную); натурфилософию как древнейший опыт миросозерцания; экологическую этику с проблемами воспитания и образования. Чтобы человек стал выполнять свои социальные обязанности, следовать правилам охраны природы, он должен их считать своими и это должно стать его личной духовной потребностью.

«В наши дни философы вновь возвращаются к признанию духа как нематериальной реальности, как способности природы к самоорганизации, порядку, гармонии. Именно дух демонстрирует всю неисчерпаемую мощь и величие природы, ее необъятные творческие способности, проявляющиеся, в том числе, и в проявлении человеческого сознания. Великий синтез, к которому идет человечество:

  • 1) «слияние научного идеализма с позитивизмом;
  • 2) точного научного знания с религией;
  • 3) научного исследования с мистическим чувством» Вл. Соловьев «Критика отвлеченных начал».

В наше время экологическая культура является условием выживания цивилизации на планете Земля. Следовательно, стоит вопрос о ее усвоении, понимании, признании. Большинство экологических проблем не вошли в опыт нашей жизни, поэтому и не могут быть осознаны.

Закон последовательности психических состояний гласит - «не все может быть переведено на уровень деятельного сознания, на котором информация собирается в принцип, составляющий личностную позицию человека». Следовательно, для человеческого сознания необходимо найти позицию, программу и достичь уровня подготовленности того, к кому она обращена. При этом используются методы и приемы не просто информирования, а глубокого усвоения экологической культуры:

  • 1) метод действия на сознание концентрацией наихудших предположений между кризисом и катастрофой. Однако действие подобной информации затухает довольно быстро и не вырабатывает устойчивой экологической ориентации;
  • 2) метод прямой передачи эмоционального отношения, действующего буквально как эмоциональное заражение отношением, реакцию восхищения или брезгливости. Психические способности типа эмпатии, симпатии или эмоционального заражения могут служить основой, способной принимать культурные экологические программы своего времени, но со временем могут быть утрачены под влиянием новых отношений к природе;
  • 3) метод знаний. Но с ростом информированности возникает степень отчуждения, равнодушия. Поэтому по каждой экологической ситуации необходима программа формирования Причастности человека ко всему тому, что есть природа;
  • 4) метод принципиальной связанности экологического сознания с воспитанием Чувств по отношению к природе на уровне национальной этнической культуры с ее ритуалами, обрядами, страхами, боязнями прогневать до почитательного восхищения;
  • 5) метод экологического воспитания на духовном уровне становится возможным лишь как результат расширения сознания человека и вывода его за пределы чисто индивидуальных корыстных интересов, к реализации его особого предназначения на Земле.

В последнее десятилетие число экологических катастроф достаточно убедительно свидетельствует о реальности самых мрачных прогнозов. Современные реалии заставляют искать единые ценности, на которые должна опираться культура всего человечества. Проблема сохранения жизни на Земле становится краеугольным камнем формирования мировой экологической культуры. Развитие общества, выживание и стабильность требует мобилизации всего множества типов культурного опыта. «Единственный шанс выжить человечество получит только кардинально изменив стратегию своих взаимоотношений с Биосферой, а именно, сменив природопокорительское мировоззрение на альтернативное ему». В.А. Зубаков назвал эту альтернативу экогеософской парадигмой - это путь к Духовному миру. «Не фенолы, диоксины и озоновые дыры причина экологического кризиса. Первопричиной надвигающейся катастрофы является человек, а точнее, его личность с ее амбициями, ценностями, целями и смыслами жизни». С.Ф. Минакова.

Именно людям предстоит менять себя, чтобы вернуть гармонию с миром. Экологическая проблема сохранения жизни на планете, устойчивого развития как способа существования «духовного общества» (B.C. Соловьев) не может быть решена в рамках прежней парадигмы общественного развития. Характер прежнего «общественного договора», определяющего нормы, цели и ценности социальной деятельности, - социально замкнут, своемерен, не учитывает включенности социосферы в глобальную экосистему. Этот «договор» действителен лишь внутри закрытой социальной системы, закрепляет ответственность социального перед социальным. Пока социум (общество) развивался, не превышая вмещающего объема ландшафта, угроза жизни не выглядела острой. Но мы превысили предел допустимого: более 50% поверхности суши испытывает сильное антропогенное воздействие, мы нарушили законы биотической регуляции, возникла угроза Целостной Системе Жизни. Нужен новый общественный договор - система этических норм, ценностных ориентации и регулятивов, способных обеспечить устойчивое развитие человечества в пределах возможностей биосферы.

Путь к созданию новых этических оснований развития человечества в гармонии с природой - духовно-нравственная коррекция современной культуры, духовное возвышение человечества, единение глубинных ментальных ценностей всех культур в целостном мировоззрении и мироотношении, миропонимании. Коллективный интеллект, нравственный разум человечества - это реальные атрибуты эволюции биосферы в ноосферу. Духовное возвышение человека, реализация его подлинных сущностных сил, вписанность в Универсум вселяют в нас оптимизм. Человек - бесконечная возможность!

Среди главных каналов духовных проявлений (наряду с религией, искусством, литературой и т.п.) - целостное постижение мира на основе синтеза рационального и иррационального, на основе современного рационализма (Н.Н. Моисеев). Понимание ограниченности естественно-научного мировоззрения, сциентизма науки в объяснении и преобразовании мира привело к формированию новой экологической картины мира как отражения в сознании целостности Универсума и личностного самоопределения в нем. Экологическая культура - мера и способ реализации сущностных сил человека в экосоциальное бытие, отражение целостного Универсальльного самоопределения личности, осознание того, что «человек - свое иное природы».

Приближение к сущности природы и человека сродни трансцеденному, духовному постижению мира, это настойчивая попытка осознать «Кто есть человек, овладевающий силами природы? И каковы его права и обязанности по отношению к природе и самому себе? И есть ли предел этих прав? А если есть, то каков он» (В. Конрад). Понимание человека как неслиянного и неразделенного единства духа, души и плоти - путь к возвышению человеческой сущности в самопознании и познании мира, взращиванию вселенской ответственности за судьбу всего сущего - Универсума, Космоса, своего ближайшего окружения.

Экологическая культура все более утверждается в общественном сознании как имманентный компонент устойчивого развития, как приоритет безопасности страны. Экологическая культура - не еще одно направление, аспект культуры, а новое качество культуры, отражение целостного мира на основе его практического, интеллектуального и духовного постижения. В экологической культуре картина мира предстает во всем многообразии как рационального, так и духовного воплощения; в отображении мира участвуют не только наука, но все без исключения языки культуры: миф и религия, наука и искусство, опыт практического освоения мира, эзотерические и иные нетрадиционные способы познания и, конечно, опыт духовных исканий и откровений.

Вероятностный характер социоестественной истории, синергизм в развитии процессов и явлений, позволяет избежать крайнего детерминизма, рассматривать истину прежде всего как цель и путь на пути к цели. Нас объединяет воплощение теории, социокультурных, философских, нравственных поисков в реальный опыт, в практику духовно-нравственной коррекции культуры, осмысления путей становления экологической культуры. И стержнем такого единения становится целостное мировоззрение и стремление к духовно-нравственному возвышению человека.

Целью национальной экологической политики в сфере образования является создание системы эффективного целенаправленного формирования экологической культуры всех категорий жителей с использованием для этого всех возможных инструментов и институтов.

Для достижения данной цели необходимо обеспечить решение следующих задач:

формирование у населения системы представлений о ценности природных ресурсов, об основных положения стратегии устойчивого развития, о проблемах поддержания здоровья среды и т.д.

формирование гуманного отношения к природе, обеспечивающего психологическое включение животных и растений в сферу действия этических норм;

освоение населением экологически безопасных способов природопользования;

обучение людей осознанно использовать уникальный потенциал, который заключен в духовном общении с миром природы. Для собственного личностного развития;

формирование у людей потребности в активной личной поддержке идей устойчивого развития и поддержания здоровья среды.

Написано огромное количество статей, разработано значительное число методик, издаются сборники докладов, организуются конференции на эту тему, а уровень экологической культуры населения продолжает оставаться катастрофически низким.

Экологическая культура - это не просто глубокое понимание проблемы, это внутреннее состояние человеческой души. Да именно с души, а не с могучего разума начинается подлинное экологическое воспитание.

Кто-то скажет, что такие рассуждения эмоциональны и не имеют никого отношения к реальным действиям, но душа не эмоции - это наша подлинная сущность, ответственная за поступки и волевые решения, даже если разум не вполне понимает суть происходящего явления. Здесь стоит вспомнить о совести, которая тоже не всегда согласуется с разумом. Она - внутренней самоконтроль, не позволяющий сделать плохое, даже, казалось бы, совершенно оправданное логичными доводами.

Человек - часть природы, наделенная активным сознанием. В нем изначально заложена возможность регулировать свою жизнедеятельность в согласии с природными процессами. Это естественно для всех биологических существ, и мы не исключение. Но выращенные в техногенном мире «дети цивилизации» уже не в состоянии отличить «хорошо» от «плохо». А плохо - это то, что нецелесообразно, не оправдано с точки зрения функционирования биосферы.

Значит, экологическая культура должна быть основана на естественном стремлении человеческого существа к правильному взаимодействию с ландшафтом. А начинать её формирование надо с самого раннего возраста

Когда ребенок появляется на свет, он находится в гармонии с миром. Процесс взросления сопровождается его социализацией и постепенным обособлением от естественной среды, особенно в условиях города. Природа теряет свою самоценность и перестает выступать мировоззренческим аспектом. Создается иллюзия, что ее законы перестают действовать в социальном обществе, а сама она воспринимается как средство удовлетворения потребностей. Причем потребности могут быть не только физиологическими и материальными, но и эстетическими (потребность в красивом ландшафте, в естественном звуковом фоне).

Природа больше не выступает составляющей нашей души, она обособляется, а зачастую и противопоставляется социальной жизни. Мы не можем заботиться о том, что не является элементом нашей внутренней сущности. И вполне закономерно, что на данном этапе чтобы хоть как-то решить экологические проблемы, нужно хорошенько напугать общество грядущими катастрофами.

И как бы не бились светлые умы над проблемой повышения уровня экологической культуры, результаты пока не впечатляют.

Можно говорить о том, что государство не уделяет достаточного внимания проблеме, и как обычно, выпуская законы, мало что делает по контролю за их исполнением; а делом повышения экологической культуры занимается кучка энтузиастов, причем зачастую на свои средства.

Но вопрос сейчас в том, что могут сделать те, кто понимает насколько это важно, кто способен действовать на своем уровне: воспитатели, учителя, руководители секций, кружков и, наконец, сами родители.

Сегодня, даже в глазах маленького ребенка можно увидеть безразличие и равнодушие ко всему живому. Поэтому главная задача - зажечь тот самый огонек в душе, который потом сам поведет маленького человека в правильном направление. Сделать это действительно не просто.

Легче начинать в дошкольном возрасте, когда у ребенка только начинает формироваться картина мира. Многие вещи впитываются, что называется, с «молоком матери». Роль семейного воспитания здесь трудно переоценить. Ведь все что малыш видит изо дня в день свободно проникает в его сознание.

Если он видит как солнце будит растения по утрам, познает удивительное устройство жизни всех существ, и к тому же чувствует любовь близких, - в его сердце обязательно проникнет гармония и слаженность природных процессов, пронизывающих мироздание, а вместе с этим истинное понятие красоты и культуры.

Кому-то покажется это идеальной и сентиментальной картинкой, но это не так. Многие из лучших представителей человечества, да и просто гармоничные и счастливые люди воспитывались и росли именно таким образом. Вот только создать такие условия действительно не всегда возможно. Но к этому нужно всеми силами стремиться и родителям и воспитателям и всем кто в состоянии помочь.

Со школьниками сложнее. Если интерес изначально не присутствует, то «зацепить» ребенка не просто.

В некоторых компаниях не принято заботится об окружающей среде - «не престижно». Сами школьники рассказывают, как смеются над ними приятели, если они пытаются пресечь противоприродные действия друзей! И напускное равнодушие скоро переходит в нежелание вообще касаться экологических проблем.

Исправить ситуацию опять же помогут как учителя, так и родители. Важно не упустить то время, когда до детей еще можно «достучаться». Здесь нужны не только беседы, но и проведение экологических мероприятий. Школьники могут участвовать в исследованиях, конкурсах, практических работах по улучшению состояния окружающей среды. Важно чтобы их усилия были востребованы, тогда просыпается интерес и появляется осознание личной ответственности.

Та основа, которую мы заложим в детей сегодня, станет фундаментом здания недалекого будущего всего человечества, а первые результаты можно будет увидеть уже через несколько лет. Ведь от внутренних убеждений маленького человека, уровня сознательности и ответственности, а главное, от развития его духовной культуры, зависит реальность завтрашнего дня.

Дети - будущее, которое мы в состоянии сделать лучше! И каждый из нас способен сделать в него свой вклад.

Ведь взрослых людей, с уже сформировавшимся стереотипом мышления, увы, остается только пугать или, в лучшем случае, пытаться взывать к разуму.

Заключение

В настоящее время прогресс цивилизации не сопровождается прогрессом в сфере духовных ценностей, скорее наоборот. Резко упала значимость таких понятий как духовность, компетентность, образованность. Главную роль в возрождении духовности и преодолении современного экологического кризиса призвано сыграть образование.

В процессе формирования экологической культуры населения важная роль принадлежит взглядам, представлениям, установкам, чувствам, привычкам людей. В зависимости от того, какими ценностями и идеалами руководствуются люди, во многом зависит характер их взаимодействия с окружающей средой. В связи с этим особое значение приобретает непрерывная целеустремленная работа всех структур обучения, воспитания и образования, прежде всего подрастающего поколения, чтобы бережное, заботливое отношение к природным объектам, к эколого-санитарному состоянию мест проживания становилось органичной частью мировоззрения, установкой, привычкой горожан.

Становление будущей личности начинается с раннего детства и детерминируется сложнейшими взаимодействиями генетико-биологических и социальных факторов, внешних обстоятельств, способных не только содействовать ее развитию, но и активно препятствовать естественному и органическому становлению, предопределяя трагичность бытия личности. Экологическое воспитание начинается с детства, когда формируются нормы поведения и привычки ребенка, его моральное сознание (понимание добра и зла, хорошего и плохого). При этом особенно важное значение имеет позиция семьи, детских учреждений, детской литературы и искусства, телевидения и -- главное -- практика привлечения детей к уходу за растениями и животными, окружающей территорией.

В целях формирования экологической культуры населения осуществляется экологическое просвещение посредством распространения знаний об экологической безопасности, информации о состоянии окружающей среды и об использовании природных ресурсов. Экологическое просвещение, в том числе информирование жителей города о законодательстве в области охраны окружающей среды и экологической безопасности, осуществляется органами государственной власти, местного самоуправления, а также общественными объединениями, средствами массовой информации, образовательными учреждениями и учреждениями культуры, иными юридическими лицами.

Список использованной литературы

Глазачев С. Экологическая культура мира - приоритет безопасности планеты // Зелёный мир. - №9-10. - 2003. - с.17

В.Н. Лавриненко. Философия: Человеческое измерение культуры http://society.polbu.ru/lavrinenko_philosophy/ch67_i.html

Туренко Ф.П. Экологическая культура человека в ноосфере. "Успехи современного ествествознания" № 9, 2004 год

С чего начинается экологическая культура? Статья http://www.journalist-pro.com/2007/11/26/s_chego_nachinaetsja_jekologicheskaja_kultura.html

Экологическая культура http://www.ecopolicy.ru/index.php?id=110

http://www.ecoculture.ru/ecolibrary/art_11_03.php