Хронологические рамки стиля. Художественная культура XVIII века

3.3. Художественная культура XVIII века

Семь столетий длилась эпоха древнерусского искусства. Некоторые элементы художественной культуры нового вре­мени проявляются уже в XVII веке /см. 13/, но только начало восемнадцатого столетия знаменует собой переход к принципиально иному искусству.

Что определяло формирование художественной культуры первых десятилетий века? То же, что обусловливало разви­тие философии, общественно-политической мысли, науки и просвещения - реформы Петра I . В начале XVIII века ху­дожественная культура имела ценность в первую очередь как одно из наиболее действенных средств утверждения государственной политики. Официальные круги, и, прежде всего сам Петр I , сознательно поощряли такие формы искусства, которые сочетали бы доступность массового воздействия с возможностями донести до общественного мнения необхо­димую информацию о целях и задачах политики государства. Отсюда популярность и особая роль в первые десятилетия века программных театрализованных зрелищ: маскарадных шествий по случаю военных побед, устройства «огненных потех» - фейерверков, а также строительства триумфаль­ных арок. Отсюда особое внимание к театру и позднее - к развитию драмы.

Идеи Петра I легли в основу строительства новых для России городов, с иной планировкой, другими смысловыми акцентами - Петербурга, Таганрога. В соответствии с но­выми принципами идет перестройка Москвы. Что же пред­ставляет собой город, утверждаемый царем-реформатором? Это уже не город-крепость, символизирующий оборону от врагов и «твердость веры». Это основа развития «свободных искусств», науки, просвещения. Поэтому главное требование к застройке города - информационная открытость и дело­витость. В центре Петербурга - Адмиралтейство, Фондо­вая биржа, царский дворец без традиционных высоких стен. Задуманный Петром городской пейзаж - это Академия с ее музеями и залами для собраний и занятий, университет и другие учебные заведения, библиотеки.

Подчеркнем еще раз - художественная культура начала века подчинена в первую очередь политическим задачам. Но в русской истории такое подчинение не было новым. В чем же главное отличие искусства XVIII века от древнерусского? На основе каких идей формируется новая художественная культура?

Напомним, что духовную культуру России XVIII века определяют принципы закономерности и познаваемости окружающего мира. Этим принципам подчиняется и худо­жественная культура. Прежде всего, принцип познаваемо­сти по-новому определяет творческий процесс. Он начинает восприниматься как явление, во многом закономерное и под­властное логике. Укрепляется мысль о возможности, и даже необходимости, заранее представить себе конечный резуль­тат, законченное произведение искусства. Теперь художник идет «от замысла к произведению через проектирование» (И. В. Рязанцев). В архитектуре уже не могут обойтись без чертежа и модели, выполненной в масштабе. Без проекта (эскиза) не работают и скульпторы, и живописцы.

Уже с самого начала века новое буквально врывается в самые различные виды искусства. Русская архитектура осваивает неизвестные ранее разновидности зданий админи­стративного, промышленного, учебного и научного назначе­ния. Важнейшим атрибутом1 архитектуры нового времени становится ордер2. Вся система ордера и каждый ее эле­мент, как известно, отработаны на протяжении многих веков искусством Западной Европы. Освоение этой системы дает возможность русским архитекторам приобщиться к европей­ской культуре, не забывая о накопленном национальном опыте предшествующих веков. В «золотой фонд» русской культуры входят лучшие здания Петербурга и его плани­ровка, замечательные творения М. Г. Земцова, И. К. Коро­бова, П. М. Еропкина, Д. М. Ухтомского, А. В. Квасова, грандиозные дворцы и парки Растрелли-сына.

В изобразительное искусство приходит новый мир обра­зов и сюжетов. Они черпаются теперь из окружающей дей­ствительности. Художники и зрители познают всемирную и отечественную историю, античную мифологию. Этим мате­риалом пользуются, чтобы передать идеи и содержание рус­ской действительности.


Идею важности обращения «свободных искусств» к оте­чественной истории выразил М. В. Ломоносов в «Слове бла­годарственном на освящении Академии Художеств». Он по­следовательно и четко определил основные задачи скульп­торов и живописцев «...представлять виды героев и героинь в благодарность заслуг их к Отечеству», «показать древнюю славу праотцев наших», видеть в собственной истории стимул для совершенствования искусства.

Окружающая действительность многогранна, это не толь­ко история, но и конкретный человек, и окружающая его природа. Все достойно художественного воплощения, а это значит, что необходимо добиться «правдоподобия», «похо­жести» изображения. Для того, чтобы осуществить это, нуж­но уметь передавать пространство, расстояние, объемы пред­метов, изображать конкретный материал - металл или мех, ткань или стекло, показать особенности поверхности лица и рук, блеск глаз, мягкость или жесткость волос. Другими словами, в изображении требуется реализм1. Всему этому надо учиться. И русские архитекторы, скульпторы, живопис­цы учились в зарубежных поездках, у приглашенных в Рос­сию европейских мастеров и в утвержденной в 1724 году Академии наук с художественным отделением.

Можно только восхищаться умением и талантливостью русских мастеров, менее чем за столетие усвоивших тради­ции западноевропейского искусства, формировавшегося не­сколько столетий. В России появляются произведения, не уступающие европейским шедеврам, и прославленные ака­демии Европы признают это: архитектора В. И. Баженова избирают профессором Римской, членом Флорентийской и Болонской академий, скульптора Ф. И. Шубина - членом Болонской академии, а Парижская академия удостаивает художника А. П. Лосенко трех золотых медалей.

В художественной культуре XVIII века возникают и развиваются самые различные виды и жанры искусства: круглая скульптура, пейзаж, батальная живопись. Остановимся под­робнее на искусстве портрета - жанре, наиболее полно выразившем то новое, что появилось в художественной куль­туре восемнадцатого столетия.

Искусство портрета определяется одной из главных идей восемнадцатого столетия - идеей прославления человечности и человека, восхищения красотой его тела, ума, чувств. Закономерен и повышенный интерес к активной, деятельной, просвещенной личности. Портретное искусство стало средст­вом выражения этого интереса. Вот почему XVIII век стал пе­риодом высокого взлета русского портрета. Подготовленное парсуной XVII века в начале нового столетия расцветает творчество И. Н. Никитина и А. Матвеева. Именно эти ху­дожники начинают формировать новый образный язык рус­ской портретной живописи. И тот, и другой стремятся передать реальный облик модели, показать не только внешний вид, но и внутреннюю жизнь портретируемого. Эстафету приняли художники середины века, освоившие идейно-образ­ную систему и язык новой художественной культуры - И. Я. Вишняков, А. П. Антропов, И. П. Аргунов.

Эти художники создали мощный фундамент для деятель­ности нового поколения мастеров, поставивших русскую портретную живопись в один ряд с лучшими произведениями западноевропейского искусства. Это поколение наиболее пол­но представляют Ф. С. Рокотов, Д. Г. Левицкий, В. Л. Боро­виковский.

Развитие портретной живописи на протяжении всего века свидетельствует о своеобразной демократизации художест­венной культуры России. Это выражается, во-первых, в рас­ширении круга моделей: в первой половине столетия это люди богатые, знатные, близкие к императорскому двору, во второй - литераторы и актеры, зодчие и музыканты, уче­ные и художники. Другими словами, во второй половине столетия портрет отражает ценность творческой личности, знаменитой своим талантом и знаниями, а не происхожде­нием. Во-вторых, портрет становится массовым явлением, он распространяется по всей стране. Искусством портрета ов­ладевает множество провинциальных художников. Ими соз­дается обширная галерея образов, включающая представи­телей почти всех слоев населения различных областей Рос­сии. Теперь художники-портретисты могут по праву гордить­ся результатами своего творчества: они не только освоили технику живописи, но и показали высочайший уровень мас­терства в изображении внутреннего мира человека, его ха­рактера и даже настроения.

Русская художественная культура XVIII века формиру­ется как культура национальная. В то же время, как уже указывалось, она становится элементом мировой, а точнее - западноевропейской культуры. Русское искусство - литература, архитектура, театр и изобразительное искусство - развивается в рамках классицизма1, зачастую перерастая эти рамки. Подведем итоги развития русской культуры восемнадца­того столетия.

Во-первых, - это возникновение светского стиля куль­туры. Она формируется и развивается в различных направ­лениях. Движущей силой новой культуры является «осво­бождение мысли» от жестких религиозных догматов.

Во-вторых, свободомыслие выступает фактором форми­рования новой социальной группы - российской интелли­генции. Этот процесс широко развернется в XIX веке, но его истоки - в рассматриваемом столетии.

В-третьих, среди проблем, особенно интересующих дея­телей культуры, особое место отведено социальным и эти­ческим. Итогом их рассмотрения стало развитие антропо­центрической картины мира, окончательно утвердившейся в русской культуре.

Русская культура XVIII века исполнила свою великую миссию: она стала культурой, одухотворившей русскую жизнь новыми идеалами, заложившей основы русского обществен­ного самосознания. В художественной культуре сформиро­вались принципы, наиболее полная реализация которых оп­ределяет уже век XIX . Великая культура России нового сто­летия затмевает своей значимостью противоречивую, полную исканий и мучительного перехода от средневековой эпохи к эпохе Просвещения культуру века предшествующего. Но она - основа замечательных процессов развития русской духовности XIX и даже XX веков.


1 Атрибут (лат. attrubutum - присовокупленное) - неотъемлемое свойство чего-либо.

2 Ордер (лат. ordre - порядок, строй) - определенная художест­венная система стоечно-балочной конструкции, разработанная в Древней Греции и перешедшая в архитектуру других стран в различные исто­ рические периоды. Основу ордера составляет стойка-колонна и балочное перекрытие (антаблемент). В состав ордера включаются подножие ко­ лоннады (стереобад), цоколь и фронтон.

1 Классицизм (лат. classicus - первоклассный, образцовый) - за­ родившееся во Франции направление в европейской литературе и искус­ стве XVII - XVIII веков, разработавшее строгие стилистические норма­ тивы и иерархию «высоких» и «низких» жанров по античным образцам.

    Художественная культура России в XVIII веке.

Динамичность и самостоятельность художественно-творческих процессов в России XVIII в. Выход художественной культуры на европейские пути развития. Процесс обмирщения искусства. Пафос познания и пафос государственности в изобразительном искусстве. Выход художественной культуры на европейские пути развития. Петровские пенсионеры. Крайние суждения, уходящие корнями в концепции XIX столетия. Одно из направлений ("славянофильское"), настаивающее на полном отрыве искусства XVIII в. от предшествующего развития. Вытекающее отсюда представление о нем как насильственно привитом, ненациональном и ненародном. Противоположное ("прозападное") течение с его стремлением сгладить границу между искусством Древней Руси и художественным творчеством XVIII столетия, отыскать в его предыстории все элементы нового и, тем самым, уменьшить значение мирового опыта. Современное представление об искусстве XVIII века как первой стадии качественно иного по сравнению с предыдущим этапа - искусства Нового времени (XVIII - начала ХХ вв.).

Источники искусства Нового времени в России: высокий уровень древнерусского искусства и, особенно, успехи его последней стадии - конца XVII века; состояние современного искусства западноевропейских стран, переживших аналогичный процесс; канонизированный художественный опыт Нового времени (трактаты, увражи). Вопрос о темпах развития и основные антиномии искусства петровского времени (средневековое - новое, светское-религиозное, русское - западноевропейское и др.)

Рождение светской живописи (жанр парсуны как свидетельство открытости русской художественной культуры.). Парсу́на (искажённое лат . persona - «личность», «особа») - ранний «примитивный» жанр портрета в Русском царстве, в своих живописных средствах находившийся в зависимости от иконописи.

Первоначально синоним современного понятия портрет вне зависимости от стиля, техники изображения, места и времени написания, искажение слова «персона», которым в XVII веке назывались светские портреты.

Появление в духовной музыке партесного концерта. Парте́сный конце́рт - жанр хоровой многоголосной музыки на православные литургические и (реже) свободно сочинённые тексты, получивший распространение в России второй половины XVII в. и в XVIII веке. Один из важнейших жанров русского и украинского партесного пения, партесный концерт первоначально задумывался как церковная музыка, позже стал звучать и в публичных светских концертах.Сложился под влиянием западноевропейской (в лексике XVIII века «латинской») стилевой традиции, распространившейся через Польшу и Украину в Россию. На литургии исполнялся, как правило, вместо причастного стиха либо после него (в большинстве случаев во время причащения священников в алтаре).

Особенности русского просветительского движения и отражение в сфере художественной культуры. Общественное просветительское движение в России, в котором участвовали хорошо образованные и высоконравственные представители интеллигенции, включая небезразличных к судьбе народа молодых людей, всегда было отзывчиво на вызовы времени и происходящие в стране процессы в социально-экономической и общественной жизни. Первые русские просветители возлагали надежды на «просвещенного монарха», справедливые законы, смягчение нравов в результате правильного воспитания и образования. Выступали за пробуждение достоинства личности и патриотизм, равно чуждый и национальной спеси, и «чужебесию». В начале XIX в. российские деятели просветительства находились, в основном, на умеренных политических и теоретических позициях. После 1860 г. просветительское движение раскололось. Радикальное крыло пошло по пути народничества. Либеральное течение сохранялось до 1917 г. Реализовалось оно, в основном, в творчестве писателей, журналистов, деятелей культуры и ученых (И.С. Тургенев, Л.Н. Толстой, В.Г. Короленко и др.).

Градостроительство. Расцвет русского барокко. «Московское барокко». Московское барокко - условное название стиля русской архитектуры последних десятилетий XVII- первых летXVIIIв., основной особенностью которого является широкое применение элементовархитектурного ордераи использование центрических композиций в храмовой архитектуре. Первый этап развитиярусского барокко. Устаревшее название - «нарышкинское барокко».

Хронологические рамки стиля

Сухарева башня- пример гражданской архитектуры московского барокко

Основным периодом развития архитектуры «московского барокко» можно считать период с начала 1680-хдо первых лет1700-хгг. в Москве. В регионах России пространственные решения и характерная система оформления (но в несколько упрощенном виде) прослеживается вплоть до концаXVIIIв. Постепенное затухание столичного направления «московского барокко» можно связать с постепенным переходом столичной жизни вПетербурги ориентацию на западноевропейскую архитектуру и её мастеров, открыто провозглашеннуюПетром I.

Внутристилевые течения

Московское барокко в своем классическом варианте представляет собой стилистически довольно однородное явление. Вне зависимости от географического расположения художественные элементы оформления - ордер, обрамления оконных и дверных проемов - следуют стандартной модели и потому легко узнаваемы.

Однако существует несколько групп зданий, имеющих существенные отличия от основного направления, но не выходящих за пределы стиля. Направления обязаны своим появлением, главным образом, вкусам конкретных заказчиков.

Стили: Строгановский стиль, Нарышкинский, Голицынский, Прозоровских

    Церковь Иоасафа, царевича Индийскогов Измайлове (1678-79, 1685-87, не сохранилась)

    Трапезная палата Симонова монастыря(1679-85 гг., архит.О. Д. Старцев)

    Церковь в селе Петровское-Дальнее (1684-88, не сохранилась)

    Церковь Параскевы Пятницы в Охотном Ряду(1684-87 гг. не сохранилась).

    Храм Воскресения Христова в Кадашах(1687-1695 гг., архит. Сергей Турчанинов).

Творчество художников середины и второй половины XVIII века. Русский живописный портрет. Но по-настоящему стало возможным представить себе картину развития русской живописи XVIII века только благодаря усилиям советских исследователей, кропотливому труду реставраторов, подвижнической деятельности музейных работников. Сейчас это прекрасное искусство заняло достойное место в культуре нашего времени.

Особым своеобразием отличается русское искусство переходного периода-первой четверти XVIII века, В нем сложно, а иногда неожиданно и причудливо переплетаются элементы уходящей древнерусской культуры и нового искусства, энергично и жадно осваивающего современные изобразительные средства. Вся жизнь этого времени проникнута пафосом военных побед и духом преобразований. Художники начинают использовать достижения науки, изучают анатомию, перспективу, светотень, усваивают аллегорический язык западноевропейской живописи. Принципиально новое понимание ценности человеческой личности, ее активности, значения целеустремленной деятельности неотделимо от сурового, но полного великих деяний времени Петра 1. В живописи это с наибольшей наглядностью проявилось в портрете, с которым связаны первые достижения нового русского изобразительного искусства.

Деятельность М. Ломоносова. Михаи́л Васи́льевич Ломоно́сов (8 (19) ноября1711, село Денисовка , Русское царство- 4(15) апреля1765,Санкт-Петербург,Российская империя) - первыйрусскийучёный-естествоиспытательмирового значения,энциклопедист,химикифизик; он вошёл в науку как первый химик, который далфизической химииопределение, весьма близкое к современному, и предначертал обширную программу физико-химических исследований ; его молекулярно-кинетическая теориятепла во многом предвосхитила современное представление о строении материи и многиефундаментальные законы, в числе которыходно из началтермодинамики ; заложил основы науки о стекле.Астроном,приборостроитель,географ,металлург,геолог,поэт, утвердил основания современного русскоголитературного языка,художник,историкиродослов, поборник развития отечественногопросвещения, науки и экономики. Разработал проектМосковского университета, впоследствии названного в его честь. Открыл наличие атмосферы у планетыВенера . Статский советник, профессор химии (с1745),действительный членСанкт-Петербургской Императорскойипочётный членКоролевской Шведскойакадемий наук. Яркий пример «универсального человека» (лат.homo universalis ).

Начало обширному культурному развитию России положил реформатор Петр I, который еще в 1700 году ввел новое летоисчисление и издал первую газету «Ведомости». Другие реформы Петра I . Не забывал уделять внимание царь и школам и образовательной системе в целом. Были открыты математические, артиллерийские, инженерные школы, при крупных мануфактурах создавали ремесленные школы, а в Мосек была открыта первая медицинская школа.

Наука и образование

По указу Петра в 1725 году была создана Академия Наук, которой было предпринято множество географических экспедиций, что послужило развитием этой сферы в России. Говоря о культурном развитии России в XVIII веке, вспоминают о таких деятелях науки, культуры и техники, как М.В. Ломоносове, историке В.Н. Татищеве, литераторах А.Д. Кантемире и В.К. Тредиаковском.

Деятельность выдающегося ученого Ломоносова была присуща нерасчлененность научного знания, которая была характерна для всей науки этой эпохи. Благодаря нему был открыт Московский университет в 1755 году.

Вторая половина XVIII века ознаменована развитием школьного образования - открылась гимназия для дворян в 1758 году, было открыто первое женское учебное заведение в 1764 году в Петербурге, которое носило название «Воспитательное общество благородных девиц».

Подобные результаты в развитии сфера образования обусловлены деятельность И.И. Бецкого. В будущем собирались ввести три различных рода образовательных заведений - главные, малые и средние народные училища. Развивалась и историческая наука : Щербатовым была создана полноценная концепция русской истории, а Болтин был автором книги о критических примечаниях на исторический взгляд Щербатова.

Усиливается критика жестких форм крепостничества и самодержавия, это было характерно для тех русских мыслителей, которые проявляли интересе к идеям Просвещения. Огромное влияние получает масонство, к 1780 году в России насчитывалось около ста масонских «лож». С именем одного из масонов связано возникновение сатирических журналов «Кошелек» и «Живописец».

Искусство и литература

Искусство и литература XVIII развивалась довольно в сложных обстоятельствах, смешивались разные стили и боролись между собой представители разных направлений в этих сферах. Господствовал классицизм в русской литературе , особенностью которого в России стали комедии сатиры.

Яркими представителями этого жанра были Д.И. Фонвизин, А.П. Сумароков, Я.В. Княжнин. В это время творил один из самых главных и влиятельных представителей русской литературы - Гавриил Державин, творчество и деятельность которого сыграла значительную роль в развитии русского языка.

В 1757 году возникла Академия художеств, которая активно способствовала развитию живописи в России. Наиболее талантливыми представителями живописи и скульптуры были А.П. Лосенко, Ф.Ф. Щедрин, Ф.И. Шубин.

Еще одно знаменательно событие относится к развитию культуры и ее наследия в XVIII веке - это создание первого русского театра в Петербурге в 1756 году. Первоначально театр возник в Ярославле, но благодаря инициативе режиссера и актера Ф.Г. Волкова он был перенесен в Санкт-Петербург.




  • Рококо зародилось в XVII веке, а превратилось в господствующий стиль в XVIII. Пожалуй, это самый характерный для французов стиль, в нем сконцентрировались особенности национальной психологии, образ жизни и стиль мышления высшего класса.
  • Рококо - порождение исключительно светской культуры, прежде всего королевского двора и французской аристократии.







  • Выдающимся французским представителем рококо являлся Антуан Ватто (1684-1721). Им создано около 300 картин и рисунков. В бытовых и театральных сценах, галантных празднествах, отмеченных изысканной нежностью красочных нюансов, трепетностью рисунка, он воссоздал мир тончайших душевных состояний. Его картины изобилуют причудливыми украшениями, криволинейностью линий, завитками, словно напудренный парик знатной дамы или ее кавалера. Под влиянием мифологических «поэзии» Тициана и Веронезе он изображает мир покоя, идиллии, грез.





  • Другим ярким выразителем этого художественного стиля был (1703-1770). Сын орнаментщика и торговца эстампами, он сделал блестящую карьеру, стал «первым художником короля», директором Академии.
  • Буше умел делать все: картины для богатых домов и дворцов, картоны для мануфактуры гобеленов, театральные декорации, книжные иллюстрации, рисунки вееров, обоев, каминных часов, эскизы костюмов.
  • Но больше всего он прославился своими декорациями и портретами, которые по-домашнему просты и естественны. Игривая обнаженность, мягкие краски, сладострастные позы женских портретов передавали истинный дух искусства рококо, атмосферу томного гедонизма, царившую при Версальском дворе.





  • Фрагонар (Fragonard) Жан Оноре (1732–1806), французский живописец и график.
  • Продолжая традиции искусства рококо, Фрагонар достиг особой проникновенности в воссоздании лирических сцен повседневной жизни, сферы интимных человеческих чувств, поэзии природы.
  • Его произведения, исполненные трепетной эмоциональности, чувственной неги, ощущения радости бытия, отличаются изысканной декоративностью колорита, легкостью живописной манеры, плавными композиционными ритмами (“Качели”, 1766, “Праздник в Сен-Клу”, 1775, “Поцелуй украдкой”).
  • . Связь с рококо проявляется в заостренно-пикантных и вместе с тем иронических ситуациях ("Свидание", "Погоня"). Художник стремился передать интенсивную красочность реального мира, любил теплую золотистую гамму, игру света.





  • Ланкре (Lancret) Никола (22.1.1690, Париж, - 14.9.1743, там же), французский живописец, представитель искусства рококо.
  • Испытал сильное влияние А. Ватто,"мастер галантных сюжетов".
  • Ланкре писал в духе рококо “галантные сцены” (“Галантная беседа”, пейзажи, жанровые и театральные композиции (“Кухарка”, портреты (“Танцовщица Камарго”)
  • Сюжеты картин Ланкре нередко повторяются, их можно объединить в несколько групп. Чаще всего у него встречаются сюжеты типа "Компания в парке", "Пастораль", "Купание", "Ловцы птиц".


  • Мода эпохи рококо отличалась стремлением к рафинированности, утончённости и намеренному искажению «естественных» линий человеческого тела.
  • Даже для самого костюма рококо характерен орнамент с мотивом этой самой раковины. В этот период полностью меняется цветовая гамма, появляются ткани пастельных тонов – белого, голубого, розового. Платья шьют из атласа и сатина.




  • Женская причёска (см. подробно -претерпела значительные изменения.
  • Так, в 1720-1760-х годах (после того, как фонтанж окончательно вышел из моды) в моде была гладкая, маленькая причёска с рядами ниспадающих локонов.
  • Потом причёска начала «расти», чтобы в 1770-е годы превратиться в знаменитые «фрегаты» и «сады», которые так любила Мария-Антуанетта.


  • Женщины с полотен Ватто, Буше, Патера, де Труа, Шардена все до единой причёсаны скромно и элегантно, - будь то роскошная маркиза де Помпадур , добродетельная Мария-Терезия или юная Фике из Цербста. Названия этих причёсок также сохранились -«бабочка», «сентиментальная», «тайна», «неженка».




  • Прически становятся особенно сложными. На изготовление модной прически «куафюры»- уходило по несколько часов. Женщины старались сохранить ее в неприкосновенности на несколько дней.








  • Эпоха рококо принесла моду на бледные, маловыразительные (по сравнению с эпохой барокко) цвета: нежно-голубой, бледно-жёлтый, розовый, серо-голубой.
  • Если в эпоху барокко все женщины выглядят значительными и зрелыми (им как будто всем за тридцать), то рококо - это время юных нимф и пастушек, которым никогда не будет больше двадцати.
  • Румяна и пудра помогают всем дамам выглядеть молодыми, хотя эти лица и превращаются в безжизненные маски.

  • С угасанием «великого века» монументальный архитектурный стиль второй половины 17 в. сменился новым художественным направлением - красочно-нарядным, изысканным рококо.
  • В это время строительство из Версаля было окончательно перенесено в Париж, который сохранил славу самого богатого и красивого города Европы.
  • Архитектура утрачивала тенденцию к грандиозным ансамблям, подражавшим Версалю, но беспредельная тяга к роскоши принимала лишь новую форму.
  • На смену усадебному замку 17 века пришел городской дом, отель - утопавший в зелени садов небольшой особняк французской аристократии, верхушки буржуазии, разбогатевших ростовщиков.
  • Залитые светом, изысканные салоны и будуары отелей становились феерическим фоном для частной жизни и быта аристократической верхушки...



Интерьер стиля рококо

Стиль Рококо, просуществовавший довольно незначительное время, тем не менее тоже внес свою лепту в интерьерную живопись.

Росписи стали воздушнее, деликатнее. Появилась ярко выраженная "женская тема" - цветы, гирлянды, "путти"-ангелочки. Наиболее характерный образец - дворец Ротшильдов во Франции.




  • Франсуа Куперен
  • Французский композитор. Происходил из семьи известных французских музыкантов, которая процветала на протяжении 17–18 вв. Франсуа Куперен, которого потом прозвали «le grand» - «великий», стал в 1685 органистом церкви св. Гервасия в Париже (этот пост он занимал до самой смерти), а через 8 лет поступил на службу в Королевскую капеллу. Его известность как органиста не уступала его славе клавесиниста; игре на клавесине Куперен обучал дофина и других членов королевской семьи. Куперен написал немало песен и духовных сочинений (как вокальных, так и для органа), но славу ему принесли светские инструментальные произведения, особенно пьесы для клавесина и трио-сонаты (жанр, ставший популярным во Франции именно благодаря Куперену). Среди сочинений камерно-инструментальных жанров выделяются "Королевские концерты" (Concerts royaux), написанные в 1714–1715 для Людовика XIV (напечатаны в 1722) и трио-сонаты "Нации" (Les Nations), появившиеся в 1726. Знаменитый "Инструментальный концерт-апофеоз, посвященный бессмертной памяти несравненного Господина де Люлли" (Concert instrumental sous le titre d"apotheose composea la memoire immortelle de l"incomporable Monsieur de Lully, 1725) показателен в двух аспектах. Здесь Куперен воплощает свою идею соединения стиля А. Корелли, сочинениями которого он восхищался и которому посвятил большую трио-сонату "Парнас, или Апофеоз Корелли" (Le Parnasse ou l"apotheose de Corelli, 1724), со стилем Ж. Б. Люлли. Иначе говоря, Куперен стремился, с одной стороны, соединить мелодику, присущую итальянскому стилю, с французской манерой (эти два стиля в ту эпоху соперничали между собой), а с другой, придать своим композициям повествовательный, программный характер. Обе эти тенденции присутствуют в лучших произведениях Куперена – клавесинных сюитах, которые композитор назвал "Les Ordres" («ряды», «последовательности») и опубликовал в четырех тетрадях (1713, 1717, 1722 и 1730). В стилистическом плане эти пьесы, как и все камерное творчество Куперена, демонстрируют сочетание контрапунктического и гомофонного (гармонического) письма; они отличаются богатством орнаментики, изобилием мелизмов. Умер Куперен в Париже 12 сентября 1733.
  • http://blogs.mail.ru/list/bastis/56A786120173E778.html

ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ

ИНСТИТУТ

КАФЕДРА ИСТОРИИ ЭКОНОМИКИ, ПОЛИТИКИ И КУЛЬТУРЫ

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «Культурология»

«Особенности и основные достижения русской культуры XVIII века»

Исполнитель:

специальность

№ зачётной книжки

Преподаватель:

План

1. Введение……………………………………………………………………… 3

2. Особенности и основные достижения русской культуры XVIII века..…… 3

3. Заключение…………………………………………………………………... 12

4. Список использованной литературы………………………………………. 13

Введение

В XVIII столетии русская культура вступила в новый период своего развития. После долгого времени насильственной культурной изоляции, обусловленной трехвековым монгольским завоеванием, а также влиянием православной церкви, старавшейся оградить Русь от всего "еретического", "западного", русское искусство вступает на путь общеевропейского развития и постепенно освобождается от оков средневековой схоластики. Это был первый век развития светской культуры, век решительной победы нового, рационалистического мировоззрения над суровыми, аскетическими, догмами религиозной морали. "Мирское" искусство приобретает право на общественное признание и начинает играть все более важную роль в системе гражданского образования, в формировании новых устоев общественной жизни страны. И вместе с тем русская культура XVIII века не отвергала своего прошлого. Приобщаясь к богатому культурному наследию Европы, русские деятели в то же время опирались на коренные отечественные традиции, накопленные за длительный предшествующий период художественно-исторического развития, на опыт древнерусского искусства.

Особенности и основные достижения русской культуры XVIII века.

Петровские реформы способствовали экономическому и политическому подъёму государства. Намного продвинулось просвещение, что оказало влияние на дальнейшее развитие культуры.

С 1 января 1700 г. было введено новое летоисчисление – от Рождества Христова. В 1719 г. был создан первый естественно-исторический музей в России – Кунсткамера.

Впервые при Петре 1 образование стало государственной политикой, открывались общие и специальные школы, были подготовлены условия для основания Академии наук. Молодых людей стали посылать за границу учиться ремеслу – корабельному и морскому делу, а также наукам и искусству.

В 1701 г. в Москве была открыта школа математических и навигационных наук – Навигацкая школа первое светское государственное учебное заведение. При Посольском приказе была создана школа для обучения иностранным языкам, а позже – школа канцелярских служащих. В Москве и других городах создавался ряд профессиональных школ – Артиллерийская, Инженерная, Медицинская, на уральских заводах – горнозаводские училища . Вначале в школы принимали наряду с детьми дворян и детей разночинцев, но постепенно школы стали превращаться в закрытые учебные заведения только для дворянских детей.

В первой четверти 18 века стали создаваться так называемые цифирные школы – государственные начальные общеобразовательные школы для мальчиков всех сословий, кроме крестьян. Тем, кто не имел свидетельства об окончании цифирной школы, даже не разрешалось жениться. В 1786 г. был издан Устав народных училищ – первый законодательный акт в области образования. Впервые вводились единые учебные планы, классно-урочная система

Организация среднего высшего образования была тесно связана с созданием Академии наук (официально с 1724г.). Вначале среди академиков были одни иностранцы. Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765) стал первым русским академиком, ученым мирового значения. Он был также крупнейшим русским поэтом, заложившим основы современного русского литературного языка. Ломоносов очень много сделал для развития русской науки и организации образования.

В 1755 г. по инициативе М.В.Ломоносова был создан Московский университет , ставший крупным культурным центром. Он имел философский, юридический, медицинский факультеты.

В конце XVIII века в России было 550 учебных заведений и 62 тысячи учащихся. Значительно усилилось книгоиздательское дело. В 1708-1710 гг. была проведена реформа шрифта, упростившая сложную кириллицу. Были введены гражданская (в отличие от церковной) азбука и гражданская печать , что способствовало увеличению издания светских, гражданских книг, в том числе учебников.

Первой русской печатной газетой стали «Ведомости» (1702-1727), издававшиеся по указу Петра 1. В 1703-1704 гг. вышло 39 номеров. С 1710г. газета печаталась гражданским шрифтом.

Широкая книгоиздательская деятельность во многом ускорила развитие литературы. Введение гражданского шрифта способствовало укреплению светского языка, хотя еще широко был распространен церковнославянский язык .

В это время популярными были стихотворные произведения – сатиры, оды, басни, эпиграммы русского поэта и просветителя Антиоха Кантемира (1708-1744).

Основоположником Руссой драматургии стал А.П.Сумароков (1717-1777), поэт, автор первых комедий и трагедий, директор Российского театра в Петербурге.

Последняя четверть XVIII века стала временем расцвета творчества крупного поэта того времени Гавриила Романовича Державина (1743-1816). Основным жанром его произведений была ода . В них он дал широкую картину современной ему жизни: пейзажные и бытовые зарисовки, философские размышления, сатиру на вельмож. Известная его ода «Фелица» проникнута идеей сильной государственной власти.

Русские нравы и обычаи выразил в своих социальных комедиях «Бригадир» и «Недоросль» Денис Иванович Фонвизин (1744/45-1792), обличавший невежество, тиранию.

Основоположником русского сентиментализма ((от французского - чувство), направление в литературе и искусстве в конце XVIII – начале XIX веков, провозглашающее культ чувств и природы) стал Николай Михайлович Карамзин (1766-1826), автор повестей «Бедная Лиза», «Деревня», «Наталья, боярская дочь».

В Петровскую эпоху вносятся новшества и в архитектуру, и в строительство, обусловленные требованиями правительства выразить в архитектурных сооружениях силу, мощь и величие Российской империи.

Наиболее заметными строениями того времени в Москве были Хамовный двор, Суконный двор, Большой каменный мост, Арсенал в Кремле, а также трехэтажное здание Главной аптеки , где вначале помещался первый русский университет.

Выдающимся зодчим Москвы в 50-х годах XVIII века был Дмитрий Васильевич Ухтомский (1719-1774). Он не только возглавлял «архитектурный надзор» за строительством в Москве, но и развил усиленную архитектурную деятельность. По его проекту триумфальные Красные ворота в 1753 г. были заменены каменными.

Наиболее интересным и значимым произведением Ухтомского стала колокольня Троице-Сергиевой лавры .

В 1749 г. Ухтомский организовал в Москве первую в России Архитектурную школу , в которой под его руководством прошли ученичество такие выдающиеся русские архитекторы, как В.П. Баженов, М.Ф. Казаков, И.Е. Старов и другие.

Петровская эпоха характеризуется, прежде всего, строительством новой столицы – Петербурга (с 1703 г.), для чего были приглашены иноземные зодчие Трезини, Растрелли .

В числе общественных зданий Петербурга выделялись Гостиный двор, Биржа, Адмиралтейство.

Одновременно с Петербургом строились загородные дворцы со знаменитыми парковыми ансамблями. Петергоф был задуман как загородная резиденция Петра I, которую он хотел уподобить Версалю.

Решающей для рассвета стиля русского барокко стала деятельность отца и сына Растрелли. Бартоломео Карло Растрелли (1675-1744), итальянский скульптор, с 1716 года работал в Петербурге. Он принимал участие в декоративном оформлении Петергофа, выполнил скульптурные портреты Петра I и императрицы Анны Иоанновны с арапчонком.

Его сына – Бартоломео Растрелли (1700-1771) – в России звали Варфоломеем Варфоломеевичем, он был уже русским архитектором. Стиль его зодчества – русское барокко, вобравшее в себя западные и русские традиции. Он является автором Смольного монастыря и Зимнего дворца в Петербурге, Большого дворца в Петергофе, Екатерининского дворца в Царском селе и др. Растрелли любил размах, пышность, яркие краски, использовал богатое скульптурное убранство, затейливый орнамент.

В 60-е годы XVIII века на смену русскому барокко в зодчестве пришёл русский классицизм , который достиг своего расцвета в начале XIX века. Яркими представителями классицизма в России стали архитекторы В.П. Баженов, М.Ф. Казаков и И.Е. Старов.

Талантливым русским архитектором был Василий Петрович Баженов (1737/38-1799), им построены: дворцово-парковый ансамбль в Царицыно, Дом Пашкова – самое красивое здание XVIII века в Москве, Михайловский замок в Петербурге.

Прославлено также имя Матвея Фёдоровича Казакова (1738-1812), который разработал в Москве типы городских домов и общественных зданий. По его проектам построены: Сенат в Московском Кремле, Московский Университет, Голицынская больница (ныне Первая градская), Петровский дворец , возведённый в псевдоготическом стиле, Дворянское собрание с великолепным Колонным залом . Казаков руководил составлением генерального плана Москвы, организовал Архитектурную школу.

Иван Егорович Старов (1745-1808) – автор ряда замечательных архитектурных творений в Петербурге: Троицкого собора Александро-Невской лавры и Таврического дворца – памятника победе в русско-турецкой войне.

Сохранившиеся здания XVIII века и сегодня являются не только украшением русских городов, но и шедеврами мирового значения.

В XVIII веке претерпевает изменения и изобразительное искусство – живопись, скульптура и др. Это время расцвета портретной живописи .

Наиболее известные художники того времени – Андрей Матвеев (1701-1739) и Иван Никитин (ок. 1690-1742) – основоположники русской светской живописи. Живописному мастерству они учились за границей. Андрею Матвееву принадлежит первый в русском искусстве «Автопортрет с женой» . В портретах «Напольный гетман», «Петр I на смертном ложе» Иван Никитин намного опередил своих современников по глубине и форме художественного выражения.

К концу 20-х годов наметился перелом к придворному направлению в живописи. Лучшие портретисты XVIII века – А.П. Антропов, Ф.С. Рокотов, Д.Т. Левицкий, В.Л. Боровиковский, скульпторы – Ф.И. Шубин и М.И. Козловский. Это было время интенсивного развития личности, что нашло отражение в портретных изображениях художников.

Крупнейшим портретистом был Дмитрий Левицкий (1735-1822). Он создал богатую серию парадных портретов – от портрета Екатерины II до портретов московских купцов. В его произведениях торжественность сочетается с красочным богатством. Жизненностью образов отличаются его женские портреты, особенно «смолянок», воспитанниц Смольного института.

Классическое направление представлял Михаил Козловский (1753-1802) – скульптор и рисовальщик. Его творчество проникнуто идеями Просвещения, возвышенным гуманизмом, яркой эмоциональностью. Особенно ярко это выразилось в статуе для каскада в Петергофе. «Самсон, раздирающий пасть льва» - аллегорической фигуре, олицетворяющей победу России над Швецией. Интересен его памятник А.В. Суворову в Петербурге.

В конце XVIII века формируется одна из богатейших художественных коллекций мира – Эрмитаж . Эрмитаж (от французского ermitage – место уединения) – один из крупнейших в мире художественно-исторических музеев. Здания Эрмитажа – Зимний дворец (1754-1762, архитектор В.В. Растрелли), Малый Эрмитаж (1764-1767, архитектор Ж.Б. Вален-Деламот), Старый Эрмитаж (1771-1787, архитектор Ю.М. Фельтен), Новый Эрмитаж (1839-1852, архитектор Л. Фон Кленце), Эрмитажный театр (1783-1787, архитектор Дж. Кваренги). В его основе частное собрание картин западноевропейских мастеров (с 1764 года) Екатерины II. Открыт для публики в 1852 году.

Изобразительное искусство XVIII века сделало значительный шаг вперёд в развитии светского направления.

В XVIII веке продолжалось развитие театра. В 1702 году по велению Петра I был создан Публичный общедоступный театр , рассчитанный на массовую публику. Специально для него на Красной площади в Москве было построено здание – «Комедиальная храмина». В 1706 году театр прекратил своё существование, так как не получал субсидий.

В середине XVIII века во многих городах выступали иностранные актёрские группы – французские, немецкие и другие. Но среди публики рос интерес к русскому театру, связанный с общим подъемом национального самосознания. В 1750 году в Ярославле начались спектакли первого публичного театра с русскими актёрами, художниками, музыкантами. В его репертуаре были и русские пьесы. Во главе театра стоял первый известный русский актёр Фёдор Григорьевич Волков (1729-1763). Царица Елизавета Петровна выписала Фёдора Волкова со всей труппой ко двору, и в 1752 году театр переехал в Петербург. На основе этой труппы в 1756 году указом императрицы был создан театр «для представления трагедий и комедий». Директором его стал Сумароков, а первым придворным актёром – Фёдор Волков, прославившийся исполнением главных ролей в трагедиях А.П. Сумарокова. Таким образом, был создан первый постоянный профессиональный государственный публичный театр под названием Российский театр (с 1832 года – Александринский).

В 1779 году был создан частный театр на Царицыном лугу (Марсово поле), которым руководил известный русский актёр И.А. Дмитриевский (1734-1821), игравший в театре Ф. Волкова в Ярославле. В этом театре впервые были поставлены пьесы Д.И. Фонвизина, но в 1783 году по указу Екатерины II театр закрылся.

В 1780 году в Москве был открыт Петровский театр , где ставились драматические, оперные и балетные спектакли.

Балет в России зародился как отдельные танцевальные номера в антрактах сначала драматических, затем оперных спектаклей. Постепенно стали складываться балетные труппы.

С вступлением на русский престол в 1741 году дочери Петра I Елизаветы был издан указ об учреждении в Петербурге русской балетной труппы .

Первым русским балетным либреттистом был А.П. Сумароков.

Тимофей Бубликов стал первым танцовщиком в Петербурге, получил придворный чин и звание танцмейстера двора. В Москве известными артистами балета были: Иван Еропкин, Василий Балашов, Гаврила Райков . Первыми русскими балетмейстерами стали Балашов и Райков, поставившие в Москве комические балеты и дивертисменты. Арина Собакина стала ведущей московской танцовщицей.

Существовал так же крепостной театр – это были дворянские театры с труппой из крепостных. В основном такие театры создавались в Москве и Подмосковье (театры Шереметьевых, Юсуповых и другие). В историю театра вошли имена крепостных актёров: Прасковьи Жемчуговой, Татьяны Шлыковой-Гранатовой .

Крепостные театры стали основой русской провинциальной сцены.

В XVIII веке начинает широко распространяться светское музыкальное искусство.

В 1802 году в Петербурге было создано Филармоническое общество , в котором исполнялась старинная и классическая музыка. В последней трети XVIII века формируется композиторская школа , появляются первые русские композиторы – авторы оперной, хоровой, инструментальной, камерной музыки. Крупным достижением русской музыкальной культуры того времени стала музыкальная мелодрама «Орфей» композитора Е.И. Фомина (1761-1800). Он был также создателем песенной оперы на национальный русский сюжет «Ямщик на подставе», оперы «Американцы» и других произведений. В это время создавал оперы и Д.С. Бортнянский (1751-1825) – «Сокол», «Сын-соперник» и другие. Бортнянский – автор около 200 музыкальных произведений.

На рубеже XVIII-XIX веков появился жанр камерной лирической песни – русский романс на стихи русских поэтов. Одним из создателей русского романса стал О.А. Козловский (1754-1831), написавший «Российские песни», героико-патриотические полонезы. Один из них на слова Г.Р. Державина «Гром победы развивайся» долгое время был русским национальным гимном.

Заключение .

Итоги историко-культурного развития России в XVIII веке весьма значительны. Продолжалось развитие русских национальных традиций во всех видах искусства. В то же время укрепление связей с зарубежными странами способствовало проникновению западного влияния на русскую культуру. Укрепление могущества русского государства, которое стало одним из крупнейших государств мира, способствовало формированию русской нации и единого русского языка, ставшего величайшим культурным богатством русского народа. Получили развитие все направления культуры – образование, книгопечатание, литература, архитектура, изобразительное искусство. Произошло обмирщение, секуляризация культуры, проникновению в Россию идей Просвещения. Это способствовало появлению новых видов культуры – первых литературных журналов, художественной литературы, общедоступного театра, светской музыки. Идёт становление русского классицизма. Значительно расширилась сфера духовной деятельности русских людей.

Список использованной литературы:

1. История мировой культуры: Учебник для вузов/ Под ред. проф. А.Н. Марковой. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998. – 600 с.: ил. цв

2. В.В. Мавродин Рождение новой России - М.: 1998г.

3. Конспект лекций (лектор - Айсина Фаина Османовна).