Рассказ состязание описание главной площади. Состязание

Викентий Вересаев

Состязание

Когда состязание было объявлено, никто в городе не сомневался, что выполнить задачу способен только Дважды-Венчанный – на весь мир прославленный художник, гордость города. И только сам он чувствовал в душе некоторый страх: он знал силу молодого Единорога, своего ученика.

Глашатаи ходили по городу и привычно зычными голосами возвещали на перекрестках состоявшееся постановление народного собрания: назначить состязание на картину, изображающую красоту женщины; картина эта, огромных размеров, будет водружена в центральной нише портика на площади Красоты, чтоб каждый проходящий издалека мог видеть картину и неустанно славить творца за данную им миру радость.

Ровно через год, в месяц винограда, картины должны быть выставлены на всенародный суд. Чья картина окажется достойною украсить собою лучшую площадь великого города, тот будет награжден щедрее, чем когда-то награждали цари: тройной лавровый венок украсит его голову, и будет победителю имя – Трижды-Венчанный.

Так выкликали глашатаи на перекрестках и рынках города, а Дважды-Венчанный, в дорожной шляпе и с котомкою за плечами, с кизилевою палкою в руке и с золотом в поясе, уже выходил из города. Седая борода его шевелилась под ветром, большие, всегда тоскующие глаза смотрели вверх, в горы, куда поднималась меж виноградников каменистая дорога.

Он шел искать по миру высшую Красоту, запечатленную в женском образе.

У хижины за плетнем чернокудрый юноша рубил секирою хворост на обрубке граба. Он увидел путника, выпрямился, откинул кудри с загорелого лица и радостно сверкнул зубами и белками глаз.

– Учитель, радуйся! – весело приветствовал он путника.

– Радуйся, сын мой! – ответствовал Дважды-Венчанный и узнал Единорога, любимого своего ученика.

– В далекий путь идешь ты, учитель. Шляпа у тебя на голове и котомка за плечами, и сандалии у тебя из тяжелой буйволовой кожи. Куда идешь ты? Зайди под мой кров, отец мой, осушим с тобою по кружке доброго вина, чтоб мне пожелать тебе счастливой дороги.

И с большою поспешностью ответил Дважды-Венчанный:

– Охотно, сын мой!

Единорог с размаху всадил блестящую секиру в обрубок и крикнул, ликуя:

– Зорька! Скорее сюда! Неси нам лучшего вина, сыру, винограду!.. Великая радость нисходит на дом наш: учитель мой идет ко мне!

Они сели перед хижиною, в тени виноградных лоз, свешивавших над их головами черные свои гроздья. С робким благоговением поглядывая на великого, Зорька поставила на стол кувшин с вином, деревянные тарелки с сыром, виноградом и хлебом.

И спросил Единорог:

– Куда собрался ты, учитель?

Дважды-Венчанный поставил кружку и удивленно поглядел на него.

– Разве ты не слышал, о чем третий день кричат глашатаи на площадях и перекрестках города?

– Слышал.

– И… думаешь выступить на состязании?

– Да, учитель. Знаю, что придется бороться с тобою, но такая борьба не может быть тебе обидна. Знаю, что трудна будет борьба, но не художник тот, кто бы испугался ее.

– Я так и думал. Знаю и я, что борьба предстоит трудная и победить тебя будет нелегко. Когда же идешь ты в путь?

– Как куда? Искать ту высшую Красоту, которая где-нибудь да должна же быть. Отыскивать ее, в кого бы она ни была вложена – в гордую ли царевну, в дикую ли пастушку, в смелую ли рыбачку, или в тихую дочь виноградаря.

Единорог беззаботно усмехнулся.

– Я уж нашел ее.

Сердце Дважды-Венчанного забилось медленными, сильными толчками, груди стало мало воздуху, а седая голова задрожала. Он осторожно спросил, не надеясь получить правдивого ответа:

– Где ж ты нашел ее?

– А вот она!

И Единорог указал на Зорьку, свою возлюбленную. Взгляд его был прям, и в нем не было лукавства.

Дважды-Венчанный в изумлении смотрел на него.

Голова старика перестала дрожать, и сердце забилось ровно. И заговорило в нем чувство учителя.

– Сын мой! Твоя возлюбленная мила, я не спорю. Счастлив тот, чью шею обнимают эти стройные золотистые руки, к чьей груди прижимается эта прелестная грудь. Но подумай: та ли эта красота, которая должна повергнуть перед собою мир.

– Да, именно та самая. Нет в мире и не может быть красоты выше красоты золотой моей Зорьки, – восторженно сказал Единорог.

И взяло на минуту сомнение Дважды-Венчанного: не обманул ли его глаз, не просмотрел ли он чего в этой девушке, потупленно стоявшей в горячей тени виноградных лоз? Осторожно и испытующе он оглядел ее. Обыкновеннейшая девушка, каких везде можно встретить десятки. Широкое лицо, немножко косо прорезанные глаза, немножко редко поставленные зубы. Глаза милые, большие, но и в них ничего особенного… Как слепы влюбленные!

В груди учителя забился ликующий смех, но лицо осталось серьезным. Он встал и, пряча лукавство, сказал:

– Может быть, ты и прав. Блажен ты, что так близко нашел то, что мне предстоит искать так далеко и долго… Радуйся! И ты радуйся, счастливая меж дев!

Когда Дважды-Венчанный вышел на дорогу, он вздохнул облегченно и успокоенно: единственный опасный соперник сам, в любовном своем ослеплении, устранил себя с его пути. Спина старика выпрямилась, и, сокращая путь, он бодро зашагал в гору по белым камням русла высохшего горного ручья.

Дважды-Венчанный переходил из города в город, из деревни в деревню, переплывал с острова на остров. Не зная усталости, искал он деву, в которую природа вложила лучшую свою красоту. Он искал в виноградниках и рыбачьих хижинах, в храмах и на базарах, в виллах знатных господ, в дворцах восточных царей. Славное имя его открывало перед ним все двери, делало его повсюду желанным гостем. Но нигде не находил он той, которую искал.

Однажды, в месяц ветров, за морем, он увидел у городских ворот едущую на мулах восточную царевну и остановился и с минуту жадно смотрел на ее сверкающую красоту.

И подумал в колебании:

– Может быть, она?

Но сейчас же преодолел себя, отвернулся и решительно зашагал дальше.

Может быть? Значит, не она… Истинная красота как светляк, – сказал он себе. – Когда ночью ищешь в лесу светляков, часто бывает: вдруг остановишься, – «стой! Кажется, светляк!» Кажется?… Не останавливайся, иди дальше. Это белеет в темноте камушек или цветок анемона, это клочок лунного света упал в чаще на увядший листок. Когда ясным своим светом, пронзая темноту, засветился светляк, – тогда не спрашиваешь себя, тогда прямо и уверенно говоришь: это он!

Месяц шел за месяцем. Отшумели на море равноденственные бури, осыпались листья с дубов. Все ниже стало ходить солнце, все глубже заглядывать в окна хижин. Туманные тени поползли по волнам остывающего моря. Горы надели на головы белые шапки, ледяной ветер гнал по долинам сухой, шуршащий снег. И опять солнце стало ходить выше. Перед утреннею зарею выбегал из-за гор небесный Стрелец и целился стрелою в изогнутую спину сверкающего Скорпиона. Больше пригревало теплом.


"Состязание" Викентия Вересаева своеобразная сказка-притча, раскрывающая таинственное понятие истиной красоты. В своем произведении Вересаев так же говорит о проблеме восприятия красоты каждым человеком. Здесь сравниваются взгляды отдельных людей на прекрасное. С помощью контраста двух образов читатель четко видит разницу между красотою души и внешним образом. Мы видим, что красота души и искусство очень тесно переплетены между собой.

Дважды-венчаный-всеми признанный мастер, великий художник, должен соревноваться со своим учеником Единорогом, за право называться Трижды-венчаным, что является самой большой наградой для каждого. Перед героями поставлена серьёзная задача- найти девушку, в которой будет заключена истинная красота. Дважды венчаный ищет красоту внешнюю, он ищет прекрасную деву, которая идеальна, стройна, светлоока и т.д. За этим ему приходится отправиться в дальний путь, в то время как его ученик нашел эту самую истинную красоту в своей возлюбленной по имени Зорька. Обычная девушка, с заурядной внешностью, с определенным количеством недостатков, но излучающая ярчайший свет.

Узнав об этом, мастер посмеивается над своим учеником, размышляя о том, как ослепляет людей любовь.

Творение Дважды-венчанного заставляет мужскую половину публики задуматься о том, что их жены намного отличаются от "Фиалковенчаной" девы, они разочарованы, что живут с такими простыми и незаурядными женщинами. Они опечалены, ведь провели свою жизнь с такими обычными женщинами.

Когда Единорог открывает свое творение на обозрение, толпа недовольно гудит, возмущается и смеется над парнем, но спустя некоторое время, люди замечают, насколько прекрасны глаза Зорьки, ее смущенная улыбка, застенчивая поза, весь образ девушки излучает солнечный свет, картина пробуждает в людях давно забытые чувства, и каждое зачерствевшее сердце снова загорается. Образ Зорьки снова дарит людям ту мечтательность, влюбленность, возвращает их в молодость, в те времена, когда они встретили своих любимых: "Прояснилось лицо старого брюзги погонщика, взглянул он на свою старуху, и улыбнулся, и толкнул ее сухим локтем в жирный бок. –" А помнишь, старуха... Гы-гы!.. У водопоя-то? Ты поила коз, а я перепрыгнул через плетень... Молодой месяц стоял над горой, цвели дикие сливы..."И, застенчиво улыбнувшись, взглянули на него с оплывшего, багрового лица знакомые, милые, давно забытые глаза, и осветилось это лицо отблеском того вечного света, который шел от Зорьки. " Естественная красота девушки пронизывает души всех присутствующих на площади, заставляет их вновь поверить в красоту своих любимых женщин. Все в городе знали Зорьку, каждое утро видели, как она ходит на рынок, мотыжит виноградник, и никогда не задумывались о том, что она красива, лишь только Единорог сумел разглядеть в девушке её необычайную красоту и в своем творении сумел раскрыть все достоинства своей любимой девушки.

Подводя итоги, хочется сказать, что Вересаев вложил в свое произведение очень глубокий смысл. Проблема восприятия красоты волновала многих писателей разных эпох, стран. Лев Толстой, Николай Заболоцкий Оскар Уайлд - это лишь некоторые авторы, интересовавшиеся этой проблемой. И не просто так она волнует сердца и умы авторов. Вересаев доказывает читателям, что каждое любящее сердце способно увидеть истинную красоту души человека.Эта сказка учит нас не доверять слепо глазам, учится чувствовать душой, ведь истинная красота каждого человека таится не в его внешности, а в его душе, ведь душа человека, его внутренний мир, таит в себе невообразимое количество прекрасного, невозможно понять красоту человека не узнав его душу.

Обновлено: 2017-10-30

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Когда состязание было объявлено, никто в городе не сомневался, что выполнить задачу способен только Дважды-Венчанный – на весь мир прославленный художник, гордость города. И только сам он чувствовал в душе некоторый страх: он знал силу молодого Единорога, своего ученика.
Глашатаи ходили по городу и привычно зычными голосами возвещали на перекрестках состоявшееся постановление народного собрания: назначить состязание на картину, изображающую красоту женщины; картина эта, огромных размеров, будет водружена в центральной нише портика на площади Красоты, чтоб каждый проходящий издалека мог видеть картину и неустанно славить творца за данную им миру радость. Ровно через год, в месяц винограда, картины должны быть выставлены на всенародный суд. Чья картина окажется достойною украсить собою лучшую площадь великого города, тот будет награжден щедрее, чем когда-то награждали цари: тройной лавровый венок украсит его голову, и будет победителю имя – Трижды- Венчанный.
Так выкликали глашатаи на перекрестках и рынках города, а Дважды-Венчанный, в дорожной шляпе и с котомкою за плечами, с кизиловою палкою в руке и золотом в поясе, уже выходил из города. Седая борода его шевелилась под ветром, большие, всегда тоскующие глаза смотрели вверх, в горы, куда поднималась меж виноградников каменистая дорога. Он шел искать по миру высшую Красоту, запечатленную в женском образе.
У хижины за плетнем чернокудрый юноша рубил секирою хворост на обрубке граба. Он увидел путника, выпрямился, откинул кудри с загорелого лица и радостно сверкнул зубами и белками глаз.
- Учитель, радуйся! весело приветствовал он путника.
- Радуйся, сын мой! – ответствовал Дважды- Венчанный и узнал Единорога, любимого своего ученика.
- В далекий путь идешь ты, учитель. Шляпа у тебя на голове и котомка за плечами, и сандалии у тебя из тяжелой буйволовой кожи. Куда идешь ты? Зайди под мой кров, отец мой, осушим с тобою по кружке доброго вина, чтоб мне пожелать тебе счастливой дороги.
И с большою поспешностью ответил Дважды- Венчанный:
- Охотно, сын мой!
Единорог с размаху всадил блестящую секиру в обрубок и крикнул, ликуя:
- Зорька! Скорее сюда! Неси нам лучшего вина, сыру, винограду!.. Великая радость нисходит на дом наш: учитель мой идет ко мне!
Они сели перед хижиною, в тени виноградных лоз, свешивавших над их головами черные свои гроздья. С робким благоговением поглядывая на великого, Зорька поставила на стол кувшин с вином, деревянные тарелки с сыром, виноградом и хлебом. И спросил Единорог:
- Куда собрался ты, учитель?
Дважды-Венчанный поставил кружку и удивленно поглядел на него.
- Разве ты не слышал, о чем третий день кричат глашатаи на площадях и перекрестках города?
- Слышал.
- И… думаешь выступить на состязании?
- Да, учитель. Знаю, что придется бороться с тобою, но такая борьба не может быть тебе обидна. Знаю, что трудна будет борьба, но не художник, тот, кто бы испугался ее.
- Я так и думал. Знаю и я, что борьба предстоит трудная и победить тебя будет нелегко. Когда же идешь ты в путь?
-Куда?
- Как куда? Искать ту высшую Красоту, которая где-нибудь да должна же быть. Отыскивать ее, в кого бы она ни была вложена – в гордую ли царевну, в дикую ли пастушку, в смелую ли рыбачку, или в тихую дочь виноградаря.
Единорог беззаботно усмехнулся.
- Я уж нашел ее.
Сердце Дважды-Венчанного забилось медленными, сильными толчками, груди стало мало воздуху, а седая голова задрожала. Он осторожно спросил, не надеясь получить правдивого ответа:
- Где ж ты нашел ее?
- А вот она!
И Единорог указал на Зорьку, свою возлюбленную. Взгляд его был прям, и в нем не было
лукавства. Дважды-Венчанный в изумлении смотрел на него.
-Она?
-Ну да!
Голова старика перестала дрожать, и сердце забилось ровно. И заговорило в нем чувство учителя.
- Сын мой! Твоя возлюбленная мила, я не спорю. Счастлив тот, чью шею обнимают эти стройные золотистые руки, к чьей груди прижимается эта прелестная грудь. Но подумай: та ли эта красота, которая должна повергнуть перед собою мир.
- Да, именно та самая. Нет в мире и не может быть красоты выше красоты золотой моей Зорьки, – восторженно сказал Единорог.
И взяло на минуту сомнение Дважды-Венчанного: не обманул ли его глаз, не просмотрел ли он чего в этой девушке, потупленно стоявшей в горячей тени виноградных лоз? Осторожно и испытующе он оглядел ее. Обыкновеннейшая девушка, каких везде можно встретить десятки. Широкое лицо, немножко косо прорезанные глаза, немножко редко поставленные зубы. Глаза милые, большие, но и в них ничего особенного… Как слепы влюбленные! В груди учителя забился ликующий смех, но лицо осталось серьезным. Он встал и, пряча лукавство, сказал:
- Может быть, ты и прав. Блажен ты, что так близко нашел то, что мне предстоит искать так далеко и долго… Радуйся! И ты радуйся, счастливая меж дев!
Когда Дважды-Венчанный вышел на дорогу, он вздохнул облегченно и успокоенно: единственный опасный соперник сам, в любовном своем ослеплении, устранил себя с его пути. Спина старика выпрямилась, и, сокращая путь, он бодро зашагал в гору по белым камням русла высохшего горного ручья.

Дважды-Венчанный переходил из города в город, из деревни в деревню, переплывал с острова на остров. Не зная усталости, искал он деву, в которую природа вложила лучшую свою красоту. Он искал в виноградниках и рыбачьих хижинах, в храмах и на базарах, в виллах знатных господ, в дворцах восточных царей. Славное имя его открывало перед ним все двери делало его повсюду желанным гостем. Но нигде не находил он той, которую искал. В теле была усталость, в душе – отчаяние. Никогда, никогда, казалось ему, не найдет он того, чего ищет. Не найдет, потому что не способен найти.
С полуденной стороны, от гор, дул теплый ветер, и весь он был пропитан запахом фиалок. Там, на горных перевалах, лесные поляны покрыты сплошными коврами фиалок. Сегодня вечером он шел тропинкою по этим перевалам и любовался всем, что кругом, и вдыхал целомудренные запахи ранней весны. А теперь, когда сумерки одели горы, когда в теплом ветре издалека несся запах фиалок, ему казалось: там все прекраснее, таинственнее и глубже, чем он сумел увидеть вблизи. А пойдет туда, – и опять красота отодвинется, и опять будет хорошо, но не то… Что же это за колдовство в мировой красоте, что она вечно ускользает от человека, вечно недоступна и непостижима и не укладывается целиком ни в какие формы природы?
Оглянулся Дважды-Венчанный на все, что сотворил за свою жизнь, что сделало его славным на весь мир, и припал лицом к изголовью. Противно стало ему и стыдно за неумелые его намеки на то великое и непостигаемое, что носилось перед его тоскующими глазами и чего никогда он не мог воплотить в формы и краски.
Так он и заснул, уткнувшись лицом в жесткий свой плащ. С гор все дул теплый ветер, пропитанный запахом фиалок, и вздыхало вдоль берега вечно тоскующее, не знающее спокойствия море.
Когда Дважды- Венчанный проснулся, над морем занималась зеленовато-золотистая заря. Горы, кусты, колючая трава на берегу стояли в ровном сумеречном свете, – мягко светящиеся, объединенные; свет обнимался с тенью. Потом запылал над морем огромный, ясный костер, без дыма и чада, медленно вылетело из него солнце и ударило лучами по земле. И отшатнулся свет от тени, и разъединились они. Ярче стал свет, чернее тень.
Дважды-Венчанный взглянул на мрачные, утонувшие в тени горы. Взглянул – и вскочил на ноги быстро, как юноша. С предгорного холма, залитая лучами солнца, спускалась стройная дева в венке из фиалок. И сотряслась душа художника до самых глубин, и сразу, без колебаний, без вопросов, с ликованием воскликнула душа:
- Это – она!
Дважды-Венчанный упал на колени и в молитвенном восторге простер руки к светозарной деве.

III

Настал месяц винограда. Площадь Красоты, как море, шумела народом. В глубине площади возвышались два огромных, одинаковой величины, прямоугольника, завещанных полотном.
Возле одного стоял Дважды-Венчанный, возле другого – Единорог.
Толпа с обожанием смотрела на уверенное, сурово- спокойное лицо Дважды-Венчанного и посмеивалась, глядя на бледное под загаром лицо красавца Единорога.
Граждане кричали:
- Единорог! Беги со своею мазнёю, не срамись…
Единорог в ответ встряхивал курчавыми волосами и вызывающе усмехался, сверкая зубами. Старец в пурпуровом плаще и с золотым обручем на голове ударил палочкой из слоновой кости по серебряному колоколу. Все притихли. Старец простер палочку к картине Дважды-Венчанного. Полотно скользнуло вниз. Высоко над толпою стояла спускающаяся с высоты, озаренная восходящим солнцем дева в венке из фиалок.
За нею громоздились темно-серые выступы суровых гор, еще не тронутых солнцем. По толпе пронесся гул, и вдруг стало на площади тихо, как знойным полднем в горном лесу. Божественно-спокойная, стояла дева и смотрела на толпу большими глазами, ясными, как утреннее небо после грозы. Никто никогда еще не видал в мире такой красоты. Она слепила взгляд, хотелось прикрыть глаза, как от солнца, только что вышедшего из моря. Но падала рука, не дошедши до глаз, потому что не могли глаза оторваться от созерцания. А когда отрывались и смотрели по сторонам, было с ними, как после взгляда на солнце, только что вышедшее из моря: все вокруг казалось темным и смутным. Тело, какого еще не обнимала ни одна мужская рука, сквозило сквозь легкую ткань. Но не было вожделения. Было только молитвенное склонение и блаженная, нездешняя печаль. Темные горы были за девой, и темно стало кругом на площади. Девы и жены пристыженно отвращали лица в сторону, а юноши и мужи глядели на Фиалковенчанную, переносили взгляд на своих возлюбленных и спрашивали себя: что же нравилось им в этих нескладных телах и обыденных лицах, в этих глазах, тусклых, как коптящий ночник?
Старый погонщик мулов, с брюзгливым лицом и щетиною на подбородке, искоса оглядывал свою старуху: была она жирная, с отвислым подбородком и огромной грудью, с лицом, красным от кухонного чада. Взглянул он опять на Фиалковенчанную и опять на жену. Больно ущемила тоска по красоте его жесткое, как подошва, сердце; и страшно стало ему, с кем суждено проводить ему его трудную, серую жизнь.
Долго стояли люди в благоговейном молчании, и смотрели, и что-то шептали. И всеобщий вздох священной, великой тоски пронесся над толпою. Старец в красном плаще стряхнул с себя очарование и встал. Было лицо его строго и торжественно. С усилием, как бы свершая вынужденное кощунство, протянул он палочку ко второй картине.

Покров упал. Ропот недоумения и негодования прошел по площади. На скамье, охватив колено руками, подавшись лицом вперед, сидела и смотрела на толпу. – Зорька! Люди не верили глазам и не верили, чтоб до такой наглости мог дойти Единорог. Да, Зорька! Та самая Зорька, что по утрам возвращается с рынка, неся в корзине полдесятка кефалей, пучки чесноку и петрушки, та самая Зорька, что мотыжит за городом свой виноградник и по вечерам доит на дворике коз. Сидит, охватив колено руками, и смотрит на толпу. За нею -полуоблупившаяся стена хижины и косяк двери, над головою – виноградные листья, красные по краям, – меж них – тяжелые сизые гроздья, а вокруг нее – горячая, напоенная солнцем тень. И все. И была она на картине такая же большая, локтей в двадцать, как и божественная дева на соседней картине.
- Хоть с гору величиной нарисуй, лучше не станет! – крикнул озорной голос. И все засмеялись. Раздался свист, шип. Кто-то завопил:
- Камнями его! И другие подхватили:
- Побить камнями!
Но вот шум начал понемногу затихать. Кричащие и хохочущие рты сомкнулись, поднятые с камнями руки опустились. И вдруг стало тихо. Так иногда неожиданно налетит с гор ветер, -завоет, завьется, поднимет к небу уличную пьшь – и вдруг упадет, как в землю уйдет. Люди смотрели на Зорьку, и Зорька смотрела на них. Один юноша в недоумении пожал плечами и сказал другому:
- А знаешь, я до сих пор не замечал, что Зорька так прелестна. Ты не находишь? И другой ответил задумчиво:
- Странно, но так. Глаз не могу оторвать. Высоко подняв брови, как будто прислушиваясь к чему-то. Зорька смотрела перед собою. Чуть заметная счастливая улыбка замерла на губах, в глазах был счастливый испуг и блаженное недоумение перед встающим огромным счастьем. Она противилась, упиралась и, однако, вся устремилась вперед в радостном, неодолимом порыве. И вся светилась изнутри. Как будто кто-то, втайне давно любимый, неожиданно наклонился к ней и тихо-тихо прошептал:
- Зорька! Люблю!
Люди молчали и смотрели. Они забыли, что это – та самая Зорька, которая носит в корзине тускло поблескивающую рыбу и серебряные пучки чесноку, не замечали, что лицо ее несколько широко, а глаза поставлены немного косо. Казалось, будь она безобразна, как дочь кочевника, с приплюснутым носом и глазами как щелки, – само безобразие, освещенное изнутри этим чудесным светом, претворилось бы в красоту небывалую. Как будто солнце взошло высоко над площадью. Радостный, греющий свет лился от картины и озарял все кругом. Вспомнились каждому лучшие минуты его любви. Тем же светом, что сиял в Зорьке, светилось вдруг преобразившееся лицо его возлюбленной в часы тайных встреч, в часы первых чистых и робких ласк, когда неожиданно выходит на свет и широко распускается глубоко скрытая, вечная, покоряющая красота, заложенная природой во всякую без исключения женщину.
Прояснилось лицо старого брюзги погонщика, взглянул он на свою старуху, и улыбнулся, и толкнул ее сухим локтем в жирный бок.
- А помнишь, старуха… Гы-гы!.. У водопоя-то? Ты поила коз, а я перепрыгнул через плетень… Молодой месяц стоял над горой, цвели дикие сливы…
И, застенчиво улыбнувшись, взглянули на него с оплывшего, багрового лица знакомые, милые, давно забытые глаза, и осветилось это лицо отблеском того вечного света, который шел от Зорьки. Погонщик хихикал и грязною рукою вытирал слезы на гноящихся своих глазах. И казалось ему, – не умел он ценить того, что у него было, и по собственной вине сделал свою жизнь серою и безрадостною. Это был он, который первым крикнул на всю площадь:
- Да будет Единорог Трижды-Венчанным!

Когда состязание было объявлено, никто в городе не сомневался, что выполнить задачу способен только Дважды-Венчанный - на весь мир прославленный художник, гордость города. И только сам он чувствовал в душе не­который страх: он знал силу молодого Единорога, своего ученика.

Глашатаи ходили по городу и привычно зычными го­лосами возвещали на перекрестках состоявшееся поста­новление народного собрания: назначить состязание на картину, изображающую красоту женщины; картина эта, огромных размеров, будет водружена в центральной нише портика на площади Красоты, чтоб каждый проходящий издалека мог видеть картину и неустанно славить творца за данную им миру радость.

Ровно через год, в месяц винограда, картины должны быть выставлены на всенародный суд. Чья картина ока­жется достойною украсить собою лучшую площадь вели­кого города, тот будет награжден щедрее, чем когда-то награждали цари: тройной лавровый венок украсит его голову, и будет победителю имя - Трижды-Венчанный.

Так выкликали глашатаи на перекрестках и рынках города, а Дважды-Венчанный, в дорожной шляпе и с ко­томкою за плечами, с кизилевою палкою в руке и с золо­том в поясе, уже выходил из города. Седая борода его шевелилась под ветром, большие, всегда тоскующие гла­за смотрели вверх, в горы, куда поднималась меж вино­градников каменистая дорога.

Он шел искать по миру высшую Красоту, запечатлен­ную творцом в женском образе.

У хижины за плетнем чернокудрый юноша рубил секи­рою хворост на обрубке граба. Он увидел путника, вы­прямился, откинул кудри с загорелого лица и радостно сверкнул зубами и белками глаз.

Учитель, радуйся! - весело приветствовал он пут­ника.

Радуйся, сын мой! - ответствовал Дважды-Венчанный и узнал Единорога, любимого своего ученика.

В далекий путь идешь ты, учитель. Шляпа у тебя на голове и котомка за плечами, и сандалии у тебя из тяжелой буйволовой кожи. Куда идешь ты? Зайди под мой кров, отец мой, осушим с тобою по кружке доброго вина, чтоб мне пожелать тебе счастливой дороги.

И с большою поспешностью ответил Дважды-Венчанный:

Охотно, сын мой!

Единорог с размаху всадил блестящую секиру в обру­бок и крикнул, ликуя:

Зорька! Скорее сюда! Неси нам лучшего вина, сыру, винограду!.. Великая радость нисходит на дом наш: учитель мой идет ко мне!

Они сели перед хижиною, в тени виноградных лоз, све­шивавших над их головами черные свои гроздья. С роб­ким благоговением поглядывая на великого, Зорька по­ставила на стол кувшин с вином, деревянные тарелки с сыром, виноградом и хлебом.

И спросил Единорог:

Куда собрался ты, учитель?

Дважды-Венчанный поставил кружку и удивленно по­глядел на него.

Разве ты не слышал, о чем третий день кричат гла­шатаи на площадях и перекрестках города?

И… думаешь выступить на состязании?

Да, учитель. Знаю, что придется бороться с тобою, но такая борьба не может быть тебе обидна. Знаю, что трудна будет борьба, но не художник тот, кто бы испу­гался ее.

Я так и думал. Знаю и я, что борьба предстоит трудная и победить тебя будет нелегко. Когда же идешь ты в путь?

Как куда? Искать ту высшую Красоту, которая где-нибудь да должна же быть. Отыскивать ее, в кого бы она ни была вложена - в гордую ли царевну, в дикую ли па­стушку, в смелую ли рыбачку, или в тихую дочь вино­градаря.

Единорог беззаботно усмехнулся.

Я уж нашел ее.

Сердце Дважды-Венчанного забилось медленными, сильными толчками, груди стало мало воздуха, а седая голова задрожала. Он осторожно спросил, не надеясь по­лучить правдивого ответа:

Где же ты нашел ее?

А вот она!

И Единорог указал на Зорьку, свою возлюбленную. Взгляд его был прям, и в нем не было лукавства.

Дважды-Венчанный в изумлении смотрел на него.

Голова старика перестала дрожать, и сердце забилось ровно. И заговорило в нем чувство учителя.

Сын мой! Твоя возлюбленная мила, я не спорю. Счастлив тот, чью шею обнимают эти стройные золоти­стые руки, к чьей груди прижимается эта прелестная грудь. Но, подумай, та ли эта красота, которая должна повергнуть перед собою мир.

Да, именно та самая. Нет в мире и не может быть красоты выше красоты золотой моей Зорьки, - восторжен­но сказал Единорог.

И взяло на минуту сомнение Дважды-Венчанного: не обманул ли его опытный его глаз, не просмотрел ли он чего в этой девушке, потупленно стоявшей в горячей тени виноградных лоз? Осторожно и испытующе он оглядел ее. Обыкновеннейшая девушка, каких везде можно встретить десятки. Широкое лицо, немножко косо прорезанные гла­за, немножко редко поставленные зубы. Глаза милые, большие, но и в них ничего особенного… Как слепы влюб­ленные!

В груди учителя забился ликующий смех, но лицо оста­лось серьезным. Он встал и, пряча лукавство, сказал:

Может быть, ты и прав. Блажен ты, что так близко нашел то, что мне предстоит искать так далеко и долго… Радуйся! И ты радуйся, счастливая меж дев!

Когда Дважды-Венчанный вышел на дорогу, он вздох­нул облегченно и успокоенно: единственный опасный со­перник сам, в любовном своем ослеплении, устранил себя с его пути. Спина старика выпрямилась, и, сокращая путь, он бодро зашагал в гору по белым камням русла высох­шего горного ручья.

II

Дважды-Венчанный переходил из города в город, из деревни в деревню, переплывал с острова на остров. Не зная усталости, искал он деву, в которую природа вложила лучшую свою красоту. Он искал в виноградниках и рыбачьих хижинах, в храмах и на базарах, в виллах знат­ных господ, в дворцах восточных царей. Славное имя его открывало перед ним все двери, делало его повсюду желан­ным гостем. Но нигде не находил он той, которую искал.

Однажды, в месяц ветров, за морем, он увидел у го­родских ворот едущую на мулах восточную царевну и остановился и с минуту жадно смотрел на ее сверкающую красоту.

И подумал в колебании:

«Может быть, она?»

Но сейчас же преодолел себя, отвернулся и решитель­но зашагал дальше.

Может быть? Значит, не она… Истинная красота, как светляк, - сказал он себе. - Когда ночью ищешь в лесу светляков, часто бывает: вдруг остановишься - «Стой! Кажется, светляк!» Кажется?.. Не останавливайся, иди дальше. Это белеет в темноте камушек или цветок анемона, это клочок лунного света упал в чаще на увяд­ший листок. Когда ясным своим светом, пронзая темноту, засветится светляк, - тогда не спрашиваешь себя, тогда прямо и уверенно говоришь: это он!

Месяц шел за месяцем. Отшумели на море равноден­ственные бури, осыпались листья с дубов. Все ниже стало ходить солнце, все глубже заглядывать в окна хижин. Туманные тени поползли по волнам остывающего моря. Горы надели на головы белые шапки, ледяной ветер гнал по долинам сухой, шуршащий снег. И опять солнце стало ходить выше. Перед утреннею зарею выбегал из-за гор небесный Стрелец и целился стрелою в изогнутую спину сверкающего Скорпиона. Больше пригревало теплом.

А Дважды-Венчанный странствовал.

Был месяц фиалок. Путник расположился, на ночлег на песчаном берегу бухты. Отпил из фляги вина, перекусил куском черствого ячменного хлеба с овечьим сыром, сде­лал себе ложе: нагреб для изголовья возвышение из мор­ского песку, разостлал волосяной свой плащ и склонился на ложе головою.

В теле была усталость, в душе - отчаяние. Никогда, никогда, казалось ему, не найдет он того, чего ищет. Не найдет, потому что не способен найти.

С полуденной стороны, от гор, дул теплый ветер, и весь он был пропитан запахом фиалок. Там, на горных перевалах, лесные поляны покрыты сплошными коврами фиалок. Сегодня вечером он шел тропинкою по этим пе­ревалам и любовался всем, что кругом, и вдыхал целомуд­ренные запахи ранней весны. А теперь, когда сумерки одели горы, когда в теплом ветре издалека несся запах фиалок, ему казалось: там все прекраснее, таинственнее и глубже, чем он сумел увидеть вблизи. А пойдет туда, - и опять красота отодвинется, и опять будет хорошо, но не то… Что же это за колдовство в мировой красоте, что она вечно ускользает от человека, вечно недоступна и не­постижима и не укладывается целиком ни в какие формы природы?

Оглянулся Дважды-Венчанный на все, что сотворил за свою жизнь, что сделало его славным на весь мир, и припал лицом к изголовью. Противно стало ему и стыдно за неумелые его намеки на то великое и непостигаемое, что носилось перед его тоскующими глазами и чего ни­когда он не смог воплотить в формы и краски.

Так он и заснул, уткнувшись лицом в жесткий свой плащ. С гор все дул теплый ветер, пропитанный запахом фиалок, и вздыхало вдоль берега вечно тоскующее, не знающее спокойствия море.

Когда Дважды-Венчанный проснулся, над морем за­нималась зеленовато-золотистая заря. Горы, кусты, колю­чая трава на берегу стояли в ровном сумеречном свете, - мягко светящиеся, объединенные; свет обнимался с тенью. Потом запылал над морем огромный, ясный костер, без дыма и чада, медленно вылетело из него солнце и ударило лучами по земле. И отшатнулся свет от тени, и разъеди­нились они. Ярче стал свет, чернее тень.

Дважды-Вечанный взглянул на мрачные, утонувшие в тени горы. Взглянул - и вскочил на ноги быстро, как юноша. С предгорного холма, залитая лучами солнца, спускалась стройная дева в венке из фиалок. И сотряслась душа художника до самых глубин, и сразу, без колебаний, без вопросов, с ликованием воскликнула душа:

Это - она!

Дважды-Венчанный упал на колени и в молитвенном восторге простер руки к светозарной деве.

III

Настал месяц винограда. Площадь Красоты, как море, шумела народом. В глубине площади возвышались два огромных, одинаковой величины, прямоугольника, заве­шенных полотном. Возле одного стоял Дважды-Венчан­ный, возле другого - Единорог. Толпа с обожанием смо­трела на уверенное, сурово-спокойное лицо Дважды-Вен­чанного и посмеивалась, глядя на бледное под загаром лицо красавца Единорога.

Граждане кричали:

Единорог! Беги со своею мазнею, не срамись.

Единорог в ответ встряхивал курчавыми волосами и вызывающе усмехался, сверкая зубами.

Старец в пурпуровом плаще и с золотым обручем на голове ударил палочкой из слоновой кости по серебряному колоколу.

Все притихли. Старец простер палочку к картине Дважды-Венчанного. Полотно скользнуло вниз.

Высоко над толпою стояла спускающаяся с высоты, озаренная восходящим солнцем дева в венке из фиалок. За нею громоздились темносерые выступы суровых гор, еще не тронутых солнцем. По толпе пронесся гул, и вдруг стало на площади тихо, как знойным полднем в горном лесу.

Божественно-спокойная, стояла дева и смотрела на толпу большими глазами, ясными, как утреннее небо после ночной грозы. Никто никогда еще не видал в мире такой красоты. Она слепила взгляд, хотелось прикрыть глаза, как от солнца, только что вышедшего из моря. Но падала рука, не дошедши до глаз, потому что не могли глаза оторваться от созерцания. А когда отрывались и смотрели по сторонам, было с ними, как после взгляда на солнце, только что вышедшее из моря: все вокруг каза­лось темным и смутным. Тело, какого еще не обнимала ни одна мужская рука, сквозило сквозь легкую ткань. Но не было вожделения. Было только молитвенное склонение и блаженная, нездешняя печаль.

Темные горы были за девой, и темно стало кругом на площади. Девы и жены пристыженно отвращали лица в сторону, а юноши и мужи глядели на Фиалковенчанную, переносили взгляд на своих возлюбленных и спрашивали себя: что же нравилось им в этих нескладных телах и обыденных лицах, в этих глазах, тусклых, как коптящий ночник?

Старый погонщик мулов, с брюзгливым лицом и ще­тиною на подбородке, искоса оглядывал свою старуху; была она жирная, с отвислым подбородком и огромною грудью, с лицом, красным от кухонного чада. Взглянул он опять на Фиалковенчанную и опять на жену. Больно ущемила тоска по красоте его жесткое, как подошва, сердце, и страшно стало ему, с кем суждено проводить ему его трудную, серую жизнь.

Долго стояли люди в благоговейном молчании, и смотрели, и что-то шептали. И всеобщий вздох священной, великой тоски пронесся над толпою.

Старец в красном плаще стряхнул с себя очарование и встал. Было лицо его строго и торжественно. С усилием, как бы свершая вынужденное кощунство, протянул он па­лочку ко второй картине.

IV

Покров упал.

Ропот недоумения и негодования прошел по площади. На скамье, охватив колено руками, подавшись лицом впе­ред, сидела и смотрела на толпу - Зорька! Люди не ве­рили глазам и не верили, чтоб до такой наглости мог дойти Единорог. Да, Зорька! Та самая Зорька, что по утрам возвращается с рынка, неся в корзине полдесятка кефалей, пучки чесноку и петрушки; та самая Зорька, что мотыжит за городом свой виноградник и по вечерам доит на дворике коз. Сидит, охватив колено руками, и смотрит на толпу. За нею - полуоблупившаяся стена хижины и косяк двери, над головою - виноградные листья, красные по краям, меж них - тяжелые, сизые гроздья, а вокруг нее - горячая, напоенная солнцем тень. И все. И была она на картине такая же большая, локтей в двадцать, как и божественная дева на соседней картине.

Хоть с гору величиной нарисуй, лучше не станет! - крикнул озорной голос.

И все засмеялись. Раздался свист, шип. Кто-то за­вопил:

Камнями его!

И другие подхватили:

Побить камнями!

Но вот шум начал понемногу затихать. Кричащие и хохочущие рты сомкнулись, поднятые с камнями руки опустились. И вдруг стало тихо. Так иногда неожиданно налетит с гор ветер, - завоет, завьется, поднимет к небу уличную пыль - и вдруг упадет, как в землю уйдет.

Люди смотрели на Зорьку, и Зорька смотрела на них. Один юноша в недоумении пожал плечами и сказал дру­гому:

А знаешь, я до сих пор не замечал, что Зорька так прелестна. Ты не находишь?

И другой ответил задумчиво:

Странно, но так. Глаз не могу оторвать.

Высоко подняв брови, как будто прислушиваясь к че­му-то, Зорька смотрела перед собою. Чуть заметная сча­стливая улыбка замерла на губах, в глазах был стыд­ливый испуг и блаженное недоумение перед встающим огромным счастьем. Она противилась, упиралась и, одна­ко, вся устремилась вперед в радостном, неодолимом порыве. И вся светилась изнутри. Как будто кто-то, втай­не давно любимый, неожиданно наклонился к ней и ти­хо-тихо прошептал:

Зорька! Люблю!

Люди молчали и смотрели. Они забыли, что это - та самая Зорька, которая носит в корзине тускло побле­скивающую рыбу и серебряные пучки чесноку, не заме­чали, что лицо ее несколько широко, а глаза поставлены немного косо. Казалось, будь она безобразна, как дочь кочевника, с приплюснутым носом и глазами, как щел­ки, - само безобразие, освещенное изнутри этим чудесным светом, претворилось бы в красоту небывалую.

Как будто солнце взошло высоко над площадью. Ра­достный, греющий свет лился от картины и озарял все кругом. Вспомнились каждому лучшие минуты его любви. Тем же светом, что сиял в Зорьке, светилось вдруг пре­образившееся лицо его возлюбленной в часы тайных встреч, в часы первых чистых и робких ласк, когда неожи­данно выходит на свет и широко распускается глубоко скрытая, вечная, покоряющая красота, заложенная твор­цом во всякую без исключения женщину.

Прояснилось лицо старого брюзги-погонщика, взглянул он на свою старуху, и улыбнулся, и толкнул ее сухим лок­тем в жирный бок.

А помнишь, старуха… Гы-гы!.. У водопоя-то? Ты поила коз, а я перепрыгнул через плетень… Молодой ме­сяц стоял над горой, цвели дикие сливы…

И, застенчиво улыбнувшись, взглянули на него с оплыв­шего, багрового лица знакомые, милые, давно забытые глаза, и осветилось это лицо отблеском того вечного света, который шел от Зорьки. Погонщик хихикал и грязною ру­кою вытирал слезы на гноящихся своих глазах. И каза­лось ему, - не умел он ценить того, что у него было, и по собственной вине сделал свою жизнь серою и безрадост­ною.

Это был он, который первым крикнул на всю площадь:

Да будет Единорог Трижды-Венчанным!

на республиканскую ярмарку методической продукции

«Методическая ярмарка: Развитие детской одарённости»

Методическая разработка

Формирование исследовательских навыков в процессе

изучения произведения.

Анализ рассказа В. Вересаева «Состязание».

имени Героя Советского Союза »

с. Большая Шатьма -2012 г.

Пояснительная записка.

Представленный урок – один из этапов работы над комплексным анализом текста в средних классах. Комплексный анализ текста – это один из видов олимпиадных работ на всероссийской олимпиаде по русской литературе . Разбор текста, будь то прозаического или стихотворного – один из сложнейших видов олимпиадных заданий. Как показывает практика, зачастую с этим не справляются даже отличники. Эта разработка создана в помощь учителям, а также обучающимся среднего и старшего звена.

Это самостоятельный анализ рассказа Вересаева «Состязание». Урок был дан на занятии районного методического объединения учителей русского языка и литературы, тема которого была «Проектная и исследовательская деятельность учащихся на уроках русского языка и литературы»

С творчеством Вересаева восьмиклассники ещё не были знакомы. До этого урока были проанализированы рассказы Л. Улицкой, Бунина, Е. Габовой. Рассказ «Состязание» был прочитан заранее. Дискуссии были и до урока. И заранее выполнялись задания, данные каждой группе учащихся.

Анализ рассказа вызвал желание перечитывать его снова. Гости, присутствовавшие на уроке, тоже не остались равнодушны – после урока пожелали познакомиться с рассказом и провести такой же урок со своими учениками.

Цель: Подготовить обучающихся к комплексному анализу текста.

Задачи: 1. Совершенствовать умение анализировать тексты.

2. Развивать умение оперировать необходимыми литературными понятиями, умение формулировать развёрнутые ответы.

3. Закрепить умение обобщить материал, наработанный всей группой, строить ответ по плану, делать выводы.

Предполагаемые формы и методы обучения:

Ø чтение текста;

Ø составление плана;

Ø самостоятельная работа в группах по вопросам карточек;

Ø исследовательские задания по тексту рассказа;

Ø создание иллюстраций к произведению

Оборудование, оформление:

ØПК с мультимедийным проектором;

Øпрезентация « Подготовка к сочинению-рецензии;

Øстенд с портретом Вересаева и иллюстрациями учащихся;

Øтексты на партах учащихся;

Øречевые образцы для написания рецензии.

ØЭпиграф к уроку: «Когда писатель чувствует свою кровную связь с народом – это даёт красоту и силу ему.

Методические советы на подготовительный период:

Подготовительный период – самый трудный период. Задания должны распределяться в соответствии со способностями детей. Ребята работают с карточками-инструкциями. Составляют свои презентации.

ОБРАЗЦЫ КАРТОЧЕК – ИНСТРУКЦИЙ

Каковы особенности сюжета рассказа?

Для справки.

Мотив (лат. moveo - «двигаю») - простейшая составная часть сюжета Фольклорно-мифологический мотив (по) - образ или эпизод и / или совокупность образов и / или эпизодов, встречающиеся более чем в одном фольклорно-мифологическом тексте. Примером может служить мотив сбивания лишних солнц с неба1.

Экспозиция – сообщение о том, кто такие герои и в какой обстановке будут происходить события.

Завязка – событие, с которого начинает развёртываться цепь последующих событий.

Развитие действия – эпизоды, в которых происходят события, герои совершают поступки, общаются, высказывают свои мысли.

Кульминация – самый напряжённый момент в развитии действия.

Развязка – разрешение конфликта. 2

Опорные вопросы.

По каким законам развивается сюжет?

С какими известными сказками можно сравнить рассказ?

Какой известный мотив в рассказе можно выделить?

Из скольких частей состоит рассказ? О чём рассказывается в экспозиции? Как развивается действие? Выделите кульминационный момент, завязку.

Каковы особенности композиции рассказа?

Для справки.

Композиция – построение произведения с помощью системы языковых

средств, которые организуют текст как словесное выражение художественного содержания. Если сюжет - цепь событий, то композиция – соединение не только событий, но всего, что есть в произведении, в единое целое, сопоставление и противопоставление эпизодов, образов, высказываний. Система образов, взаимосвязь сюжета с внесюжетными элементами, организация словесного материала. Всё это служит воплощению идеи произведения. 3

Антитеза – противопоставление характеров, обстоятельств, образов, композиционных элементов, создающее определённый эффект. 4

Художественный повтор – повторение слов, деталей, образов, благодаря чему на них фиксируется внимание читателя и усиливается их роль в тексте, эмоциональное воздействие, подчёркиваются важнейшие мысли. 5

Опорные вопросы.

- Какие бывают виды композиций (ведущий композиционный принцип)?

Каков композиционный принцип рассказа «Состязание»?

Какие композиционные приёмы использованы в рассказе?

Жанровое своеобразие.

Для справки.

Жанр - (от франц. genre - род, вид) в литературе может быть применим к литературным группам, сформированным по различным признакам. Чаще всего употребляется в отношении объединенных по содержанию произведений (комедия, трагедия, драма) 6

Притча - малый поучительный рассказ в дидактико-аллегоричном литературном жанре, заключающий в себе моральное или религиозное поучение (премудрость). 7

Опорные вопросы.

Какую известную притчу напоминает рассказ?

Какой поучительный вывод можно извлечь из рассказа?

Каков образ повествователя?

Для справки.

Образ повествователя особый образ в структуре произведения. Основное, а зачастую и единственное средство создания этого образа – присущая ему речевая манера, за которой просматривается определенный характер, способ мышления, мировоззрение.

Рассказчик – художественный образ, персонаж. От лица которого ведётся повествование в эпическом и лиро-эпическом произведении. Он обозначен местоимениями и глаголами в первом лице. Это художественный образ, созданный писателем, лицо, часто обладающее имерем и характером, его позиция может совпадать или не совпадать с авторской. 8

Опорные вопросы.

Есть ли имя у повествователя?

Раскрывает ли себя рассказчик? Что нам о нём известно?

Чувствуем ли мы его присутствие?

Кто задаёт риторический вопрос: «Что же это за колдовство в мировой красоте, что она вечно ускользает от человека, вечно недоступна и непостижима и не укладывается целиком ни в какие рамки?»

Герои рассказа.

Для справки.

Литературный герой- тот, о ком рассказывается в произведении словесности, персонаж. Созданный автором посредством языка. 9

Опорные вопросы.

Кто главные герои рассказа?

Можно ли сказать, что их имена «говорящие»?

Что выражает многоточие в предложении «И… думаешь выступить на состязании?»

Какие ключевые слова можно выделить в описании Единорога?

Какова речь Единорога, как относится он к учителю?

Каков психологический портрет учителя?

Почему Единорог называет свою Зорьку золотой?

Символы и детали в рассказе?

Для справки.

Символ – это знак, изображение какой-нибудь вещи или животного для означения качества предмета; условный знак каких-либо понятий, идей, явлений. Федор Гиренок обращал внимание, что в современной культуре стерта разница "между знаком и символом", между тем как спецификой символа является указание на сверхреальное Понятие символа тесно соприкасается с такими категориями как художественный образ, аллегория и сравнение. Появившись в Древней Греции символ первоначально обозначал вещественный знак, имевший тайный смысл для группы лиц, объединенных вокруг какого-нибудь культа. Например, в эпоху поздней античности крест стал символом христианства. В новейшее время свастика стала символом фашизма.10

Деталь - (фр.detail - часть, подробность) - особо значимый, выделенный элемент художественного образа, выразительная подробность в произведении, несущая значительную смысловую и идейно-эмоциональную нагрузку. Деталь способна с помощью небольшого текстового объема передать максимальное количество информации, с помощью детали одним или несколькими словами можно получить самое яркое представление о персонаже (его внешности или психологии), интерьере, обстановке. В отличие о подробности, которая действует всегда с другими подробностями, составляя полную и правдоподобную картину мира, деталь всегда самостоятельна. Среди писателей, которые мастерски использовали деталь, можно назвать А. Чехова и Н. Гоголя. 11

Опорные вопросы.

Какие детали в описании героев вы бы выделили?

Символом чего является ручей? Высохший ручей?

Какие краски преобладают в изображении пейзажа?

Символом чего является фиалка? Виноград?

Почему на картине Единорога изображены «тяжёлые сизые гроздья», «горячая, напоенная солнцем тень»?

Каков стиль рассказа?

Для справки.

Стиль – это разновидность употребления языка, отбор и организация языковых средств выражения содержания12.

Опорные вопросы.

Какую лексику употребляет писатель?

Можно ли выделить элемент психологизма в рассказе?

Каким языком написан рассказ?

Какие изобразительно – выразительные средства использованы автором? Что они выражают?

Ход урока.

Когда писатель глубоко чувствует свою кровную связь с народом - это дает красоту и силу ему.

(М. Горький)

Учитель : «Искусство писать?.. нет никакого искусства писать…искусство писать есть искусство видеть, есть искусство чувствовать всеми своими органами, всеми нервными окончаниями и ничего больше» 13, - так писал Вересаев о творчестве в своей статье «Что нужно для того, чтобы быть писателем». Но искусство вечно. И любая толпа подвластна ему. Но какое искусство?

Сегодня мы будем анализировать рассказ «Состязание» с точки зрения сюжета и композиции, системы образов, проблематики, особенностей языка писателя, постараемся понять, как всё это определяется и объединяется идеей, общим пафосом произведения. Какие непреходящие ценности воспевает автор.

Рассказ ученика о писателе:

Викентий Викентьевич Смидович (Вересаев – это псевдоним писателя) родился 4(16) января 1867 года в семье тульского врача. Его отец. Викентий Игнатьевич, воспитывал детей на лучших произведениях родной литературы, научил «читать и перечитывать» Пушкина и Гоголя, Кольцова и Никитина, Помяловского и Лермонтова. Ему не было и девятнадцати лет, когда в 1885 году в журнале «Модный свет» было напечатано его стихотворение «Раздумье», и с тех пор вплоть до последнего дня своей жизни – 3 июня 1945 года, - он никогда не оставлял пера. Салтыкова-Щедрина и В. Гаршина, В. Короленко И Л. Толстого, А. Чехова и М. Горького, он был и нашим современником, современником М. Шолохова, А. Твардовского, Л. Леонова…

Талант Вересаева был на редкость многогранен. Он писал романы, повести, рассказы, очерки Ему не было и девятнадцати лет, когда в 1885 году в журнале «Модный свет» было напечатано его стихотворение «Раздумье», и с тех пор вплоть до последнего дня своей жизни – 3 июня 1945 года, - он никогда не оставлял пера. Современник, стихи, пьесы, литературно - философские трактаты, выступал как литературовед, литературный критик, публицист, переводчик.

В семнадцать лет он заканчивает тульскую классическую гимназию и поступает в Петербургский университет, на историко-филологический факультет . В 1888 году, уже кандидатом исторических наук, В. Вересаев поступает В Дерптский университет, на медицинский факультет. «…Моею мечтою было стать писателем; а для этого представлялось необходимым знание биологической стороны человека. Его и патологии; кроме того, специальность врача давала возможность близко сходиться с людьми самых разнообразных слоёв и укладов» 14 - так позднее в автобиографии объяснял В. Вересаев своё обращение к медицине.

В 1901 году вышли знаменитые "Записки врача», потрясшие русское общество и принесшие Вересаеву мировую известность, а также... ссылку в Тулу под надзор полиции. Дело в том, что герой "Записок" пришел к убеждению, что спасти людей сможет только борьба за устранение тех условий, которые "делают молодых стариками, которые фактически сокращают и без того короткую человеческую жизнь"

Два года ездил по стране и Европе (Германии, Франции, Италии, Швейцарии), встречался со многими известными русскими писателями (Чеховым, Толстым и другими), после чего поселился в Москве и вошел в литературную группу "Среда", а позднее в издательство Максима Горького - "Знание".

С началом Первой мировой войны писателя мобилизовали в действующую армию, и с 1914-го по 1917 год он был полковым врачом в городе Коломне, затем руководил военно-санитарным отрядом Московской железной дороги.
В годах жил под Феодосией, в поселке Коктебель. "За это время Крым несколько раз переходил из рук в руки, - вспоминал писатель, - пришлось пережить много тяжелого, шесть раз был ограблен; больной испанкою, с температурою в 40 градусов, полчаса лежал под револьвером пьяного красноармейца, через два дня расстрелянного; арестовывался белыми; болел цингою".

Рассказ «Состязание» написан в Коктебеле, в Крыму, в 1919 г. И в этих тяжелейших условиях своим рассказом писатель утверждает, что искусство вечно.

Вересаев ещё в гимназические годы увлёкся философией и поэзией древних греков. Путешествие в 1910 году в Грецию утвердило его в мысли, что мироощущение древних греков воплощало радостное единение человека и окружающей среды. Вернувшись из путешествия. Вересаев усиленно изучает эллинскую культуру. В частности, в 1913 году он писал в автобиографии: «В настоящее время очень увлекаюсь эллинством. Заканчиваю большую работу об Аполлона и Дионисе, перевёл стихами всего Архилоха и всю Сафо; работаю над переводами Гомеровых гимнов.» 15

Влияние античных преданий и притч чувствуется и в рассказе Состязание»

Учитель:

Анализ рассказа Вересаева начнём с заглавия. Заглавие – это первый знак произведения, с которого начинается знакомство с текстом. Оно вводит читателя в мир произведения. Какие же типы заглавий в литературе можно выделить?(слайд- шоу)

Заглавия(по мнению литературоведа Ламзиной) могут быть символические, метафорические, аллюзийные , пословичные, цитатные, антонимичные , а также

· Заглавия, представляющие основную тему и проблему произведения.

· Заглавия, задающие сюжетную перспективу произведения. В свою очередь они делятся на 2 группы:

· Заглавия пространство. («Утро помещика» , («Вечера на хуторе близ Диканьки»)., представляющие весь сюжетный ряд или фабульные;

· заглавия, выделяющие важнейший с точки зрения развития действия момент (или кульминационные).Такие заглавия отмечают кульминационный момент повествования и делят текст на 2 части: "до" и "после" заявленного в заглавии события (например "После бала"). заглавии может быть обозначена сюжетная деталь, которая оказывается важной для завязки, развития или развязки действия

· Персонажные заглавия. («Тарас Бульба» ,"Макар Чудра" М. Горького, "Олеся" и. т.д).

· Заглавия, обозначающие время и пространство16.

Каков же смысл заглавия «Состязание»? К какому типу оно относится? Какие ассоциации оно у вас вызывает?

Рассказ вызывает ассоциацию с Олимпийскими играми в Древней Греции. Состязались в это время также писатели и поэты, художники и скульпторы – они выставляли свои творения на главной площади города. Заглавие этого рассказа определяет основную тему и проблему текста.

Чему же посвящён рассказ Вересаева? Какие проблемы выдвигает в нём автор?

Рассказ посвящён искусству, которое может понимать и оценить даже погонщик мулов. Каким должно быть искусство? Какой должна быть истинная красота? Такие проблемы ставит в своём рассказе писатель.

Рассказ вами прочитан, группы получили индивидуальные задания. В ходе выступлений вам необходимо будет делать записи в тетради. Тем самым подготовиться к написанию рецензии или отзыва по данному рассказу.

Выступления учащихся(исследовательская работа в группах)

Сюжет.

Мне показалось, что сюжет развивается по законам сказки. В некоторых сказках глашатаи также на центральной площади возвещают царский указ – найти царевну, наполнить корзину подснежниками зимой. Убить дракона или совершить ещё какой-нибудь подвиг. Вот так появляется мотив дороги или пути, очень часто встречающийся в литературе или в сказках. (слайд)

Путь, в который отправляются герои в поисках истины, всегда завершается победой доброго, не богатого, а скорее бедного.

В экспозиции рассказа мы узнаём о цели состязания, объявленного на главной площади древнего города, - так изобразить красоту женщины, «чтоб каждый проходящий мог издалека видеть картину и неустанно славить творца за данную им радость». Завязка – встреча учителя и ученика в доме Единорога. Развитие действия(вторая глава) - поиски наивысшей красоты в женщине учителем. Кульминация рассказа – снятие покрова с картины Единорога. Развязка – победителем(«Трижды-Венчанным»)становится Единорог. Свет и радость внесла его Зорька в души простых, грубоватых горожан.

Композиция. Композиционные принципы и приёмы.

Какие же бывают виды композиций? Или ведущий композиционный принцип? Слайд)

· Линейная - композиция. Это наиболее распространенный вид композиции. Она характеризуется тем, что в ней части композиции следуют последовательно, одна за другой.

· Обратная - в этом виде композиции события хоть и располагаются (следуют) линейно, но в обратном порядке.

· Кольцевая - характеризуется тем, что в ней начало замыкается с финалом, т. е. действие пьесы, начинается с того, чем заканчивается.

· Детективная - называется так, потому, что по подобной схеме написаны многие детективы. Экспозиция в ней затягивается на довольно продолжительное время и герои постоянно вынуждены обращаться к началу и пытаться восстановить его.

· Монтажная - состоящая из нескольких сюжетных линий, историй, которые связываются в одно единое повествование при помощи монтажа.

· Коллажная - одна из наиболее сложных композиций, но и самых интересных. В ее основе лежит некий смысловой сюжет, построенный по структурной схеме (экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог), но каждая часть композиции раскрывается отдельной историей.

· Парадоксальная - этот вид композиции характеризуется перевертыванием перспективы и сдвигом драматической структуры. Это сознательное нарушение гармонического композиционного единства приводит к обнажению смысловой и художественной конструкции, что в целом снимает автоматизм зрительского восприятия. Местоположение частей композиции при этом становится не точно определенным: за завязкой может следовать, например, финал, а потом начинаться экспозиция. 17

Ведущим композиционным принципом рассказа Вересаева является линейная композиция. Сюжет излагается в хронологической последовательности.

Хочу отметить такой композиционный приём, как антитеза – противопоставление. Противопоставляются учитель и ученик. Вечно тоскующий, пытающийся понять истину г. Дважды - Венчанный и всегда радостный, спокойный и уже нашедший свой идеал Единорог. Учитель стар и богат(золотой пояс), а ученик молод и беден(сам колет дрова).

Противопоставлены их женщины: Фиалковенчанная, светозарная, царственная дева и простая, добродушная, работящая Зорька. Когда увидели картину учителя, всех охватила «блаженная, нездешняя печаль, а картину Единорога встретили свистом и криками.

Темно стало от картины Дважды-Венчанного, «пристыженно отвращали все лица в сторону». Чудесный свет исходит от картины Единорога. Все лица прояснились, радость и любовь переполнила души горожан.

Ещё один композиционный приём, который можно выделить в рассказе,– это повтор. Повторяются много раз образы темноты и света, тоски и радости. Много раз мы встречаем слово борьба – борьба между учителем и учеником. Борьба происходит и в душе учителя. Красота – неземная красота в образе Фиалковенчанной и земная, крестьянская красота в образе Зорьки. Состязание также происходит на площади Красоты.

Жанровое своеобразие.

Выше уже было сказано, что рассказ построен по законам сказки. Но мне хочется отметить, что рассказ в чём-то похож на притчу. В притче о блудном сыне сын уходит от отца в другие края в поисках счастья и богатства, но возвращается домой, к отцу, бедный и несчастный. И только в родительском доме понимает, что счастье только здесь. В родительском доме, на Родине. Рассказ Вересаева тоже имеет поучительный характер – счастье может подарить женщина, умеющая любить, а не женщина, ждущая поклонения и преклонения.

Образ повествователя.

Рассказчик остаётся для читателя безымянным. Он не раскрывает себя. Следит за героями как бы с высоты птичьего полёта. Но мы чувствуем его присутствие в отношении к героям. Он переживает и тоскует вместе с Дважды-Венчанным, радуется вместе с Единорогом за его Зорьку. Именно автор-повествователь задаёт риторический вопрос: «Что же это за колдовство в мировой красоте, что она вечно ускользает от человека, вечно недоступна и непостижима и не укладывается целиком ни в какие рамки?

Герои.

Главные герои рассказа - художники Единорог и Дважды-Венчанный, и их возлюбленные, Фиалковенчанная и Зорька. Наши герои живут в древнем мире, на что указывают глашатаи и место состязания – площадь Красоты. Интересны их имена. Единорог – животное, сильное, благородное, таинственное. Корень этого слова единый – у него цельный характер. Любит одну женщину, живёт в трудах и радости, сумел обрести покой и гармонию. Дважды-Венчанный – значит дважды удостоен высшей награды – лаврового венка . В описании учителя примечательны такие детали: «котомка за плечами»(всегда в пути); «золото в поясе»(богат); «тоскующие глаза»(в вечном поиске гармонии). Но главное – он испытывал страх пред Единорогом, на что указывает многоточие в предложении «И… думаешь выступить на состязании?»

Ключевые слова в описании Единорога – «радость», «беззаботно », «блажен», «взгляд прям», «слеп». Лукавствовал учитель, а во взгляде ученика не было и тени лукавства.

Речь Единорога возвышенна, к учителю он относится с почтением. Он приветствует его в традиции древности. Но Вересаев, замечательный психолог, недаром же он был ещё и врачом, показывает нам психологический портрет учителя. Когда наставник увидел Зорьку, он перестал сомневаться в своей победе. Тогда заговорило в нём чувство учителя, но за внешней серьёзностью его скрывался ликующий смех и лукавая улыбка.

Имя Зорька – простое, народное, русское. Обыкновенная девушка с широким лицом, косо оставленные глаза, редкие зубы. Но как дорога она своему мужу, недаром он называет её золотой. Она и на рынок сходит, и коз подоит, и за виноградником ухаживает. И, главное, мужа своего любит. Такая сделает счастливым своего суженого.

Символы и детали

Когда Дважды-Венчанный отправился в путь на поиски высшей красоты, он идёт в гору по «камням высохшего горного ручья». Ручей – символ жизни, но его ручей высох. Высохший ручей – символ бесплодных егопоисков. Каким мы видим пейзаж? Преобладают тёмные краски. Красоту он ищет как светляк в темноте. Потому что в душе у героя такой же мрак. Почему же даже бури равноденственные? Он стал ко всему равнодушен? И вот в месяц фиалок (фиалка – символ целомудрия и ранней весны) он находит светозарную деву в венке из фиалок.

Символическая деталь в изображении Единорога и его золотой Зорьки – виноград. Виноград является символом мудрости, гостеприимства, плодородия и достатка. Да и на картине Единорога изображены «тяжёлые сизые гроздья». А вокруг полуоблупившейся хижины – «горячая, напоенная солнцем тень». В тени можно укрыться от знойного солнца, а вот от Фиалковенчанной стало тяжело, как «знойным полднем в горнем лесу».

Стиль

Стиль рассказа возвышенный. Писатель употребляет возвышенную лексику – «возвещали», «осушим», «постановление», «славить творца», «вдыхал» и т. д.

Стиль спокойный, сказовый. Можно говорить об элементах психологизма в рассказе. Используется приём умолчания.

Рассказ написан образным языком. В описании Зорьки использованы эпитеты «стройные золотистые руки», «золотой Зорьки», «огромное счастье», аФиалковенчанной –«божественно-спокойная». Свет, исходящий от картины Единорога, писатель сравнивает с солнцем.

Используя многообразные средства словесного рисования, Вересаев создал гимн красоте простой девушки, красоте, озарённой светом любви.

Ученики: Истинная красота в простоте. В умении любить. Красива Зорька, потому что красива душой. Холодная красота не согревает и не облагораживает людей. Искусство должно служить народу.

Домашнее задание. Написать черновик сочинения – рецензии.

Методические советы на период ближайшего последействия: Итоги можно подвести, когда ребята напишут свои рецензии - анализы рассказа. Конечно, в первый раз бывает трудно писать, поэтому учащимся нужно будет раздать речевые образцы для написания комплексного анализа текста. Их может составить учитель, учитывая все вышеназванные аспекты анализа текста. Можно включить туда же такие категории, как время и пространство. После того, как будут проанализированы недостатки и достоинства сочинений, предложите проанализировать один из рассказов И. Полянской, В. Крупина, Е. Габовой.

Список использованной литературы:

1. http://ru. wikipedia. org

2.Альбеткова. Р. И.. Русская словесность: От слова к словесности: учеб. Пособие для классов гуманитарного профиля общеобразоват. Учреждений. – М. «Дрофа», 2008. – С.206.

3. Там же. – С. 207.

4 -7 .http://ru. wikipedia. org

8. Альбеткова. Р. И.. Русская словесность: От слова к словесности: учеб. Пособие для классов гуманитарного профиля общеобразоват. Учреждений. – М. «Дрофа», 2008. – С.355.

9. Там же. – С. 347.

10,11. http://ru. wikipedia. org.

12. Альбеткова. Р. И.. Русская словесность: От слова к словесности: учеб. Пособие для классов гуманитарного профиля общеобразоват. Учреждений. – М. «Дрофа», 2008. – С. 358.

13. ФОХТ-БАБУШКИН Ю. – легенды и реальность. В. Вересаев. Сочинения в четырёх томах, т. 1. – М. «Правда», 1990,с. 4-5.

14,15СМИДОВИЧ справка Сочинения в четырёх томах, т. 1. – М. «Правда», 1990,с. 40.

16 Заглавие//нЛитературоведеие. Литературное произведение: основные понятия и термины. Под ред. Л.В. Чернец. М.,2001.

17. http://wiki. kspu. *****/index. php/