Школьный этап всероссийской олимпиады по литературе. Вашему вниманию предлагаются олимпиадные задания разных уровней сложности

Олимпиадные задания по литературе 11 класс (с ответами)

Задание 1

Перечисленные персонажи относятся к одному литературному произведению, кроме единственного персонажа, относящегося к другому произведению.

а) Назовите оба произведения;

б) укажите, какой персонаж является «исключением»;

Остап, Янкель, Андрий, Мазепа, Кукубенко, Бовдюг, Голокопытенко.

Количество баллов – 3

Задание 2


А)

(По А. Гришунину)


Б)

(По Ю. Лотману)


В)

(по Т. Орнатской)


Количество баллов – 3

Задание 3

1а, 2б и т.п.).



а

б

в

г

1

И. Тургенев

«Хорь и Калиныч»



Калиныч

2

А. Пушкин

«Евгений Онегин»

...Некогда буян,

Картежной шайки атаман,



Теперь же добрый и простой

Отец семейства холостой,

Надежный друг, помещик мирный

И даже честный человек



Дмитрий Ларин

3

Н. Гоголь

«Мертвые души»



Башмачкин

4

А. Пушкин

«Выстрел»



Сильвио

Количество баллов – 4

Задание 4.

1а - ВАРИАНТ IV ).



а

б

в

г

1

М. Лермонтов

«Смерть поэта»



И он убит – и взят могилой,

Добыча ревности глухой,


2

М. Деларю



1831

Восходом утра пробужденный,
Я поднял очи: надо мной,

Венком лавровым осененной,
Стояла дева. Тишиной
Лицо прекрасной озарялось,
Улыбка млела на устах,
И в ясных голубых очах
Олимпа небо отражалось.

3



* * *

1838

Земле я отдал дань земную
Любви, надежд, добра и зла;
Начать готов я жизнь другую,
Молчу и жду: пора пришла.
Я в мире не оставлю брата,
И тьмой и холодом объята
Душа усталая моя;

Она увяла в бурях рока
Под знойным солнцем бытия.

4

Г. Державин

«Я памятник себе воздвиг…»

1795



3а) ВАРИАНТ I: Г. Державин

ВАРИАНТ II: А. Фет

ВАРИАНТ III: М. Лермонтов

ВАРИАНТ IV: Н. Нерасов


2б) ВАРИАНТ I: «К Неве»

ВАРИАНТ II: «К гению»

ВАРИАНТ III: «Муза»

ВАРИАНТ IV: «Роза»


1в) ВАРИАНТ I: 1836

ВАРИАНТ II: 1837

ВАРИАНТ III: 1841

ВАРИАНТ IV: 1842


4г)

ВАРИАНТ I:




ВАРИАНТ II:




ВАРИАНТ III:

Жив будет хоть один пиит



ВАРИАНТ IV:
Но сте\анет ясно всем, что эта песнь – о них,

Прославят гордо каждый стих.

Количество баллов – 4

Задание 5

а)

б)

в) Если стихотворение написано прозой, оно всё равно относится к лирике.

г)

д)

е)

ж)

з)

и) В строке «Как сладко дремлет сад темно-зеленый» (Ф. Тютчев) выделенное слово является олицетворением.

Прочтитайте текст и ответьте на вопросы «к», «л», «м»:



к)

л)

м)

Количество баллов – 6

Ответ на вопросы задания 6 дайте в форме связного текста, интерпретируя произведение с опорой на анализ текста, с учетом известных вам фактов истории литературы.

Задание 6


Количество баллов – 10

Ответы:

Задание 1

Перечисленные персонажи относятся к одному литературному произведению, кроме единственного персонажа, относящегося к другому произведению. а) Назовите оба произведения; б) укажите, какой персонаж является «исключением»; в) назовите автора (авторов) обоих произведений.

Отсап, Янкель, Андрий, Мазепа, Кукубенко, Бовдюг, Голокопытенко.

Количество баллов - 3.

Ответ :

а) «Тарас Бульба», «Полтава»

б) Мазепа

в) Н. Гоголь, А. Пушкин.

Ставится по 1 баллу за полный верный ответ на каждый из вопросов а, б, в.

Задание 2

Определите писателя по историко-биографическим сведениям о его семье.


А)

Родился в Москве. Отец, Сергей Иванович, – офицер, вышедший в отставку в 1785 г. в чине секунд-майора; мать Настасья Федоровна (из более старинного рода однофамильцев).

В августе 1828 г. женился на дочери грузинского поэта и военно-административного деятеля А.Г. Чавчавадзе, Нине Александровне…

(По А. Гришунину)


Б)

Родился в Москве, в доме Скворцова на Молчановке, в семье отставного майора, чиновника Московского комиссариата, Сергея Львовича и жены его Надежды Осиповны (урожденной Ганнибал).

(По Ю. Лотману)


В)

Родился в Москве. Отец, Михаил Адреевич, – врач (штаб-лекарь) московской Мариинской больницы для бедных, в 1828 г. получил звание потомственного дворянина. В 1831 г. приобрел сельцо Даровое Каширского уезда Тульской губернии, в 1833 соседнюю деревню Чермошню. Мать, Мария Федоровна (урожденная Нечаева), из купеческо-интеллигентной семьи, состояла в родстве с московским купцами Куманиными.

В январе 1854 г. был зачислен рядовым в 7-й линейный батальон (Семипалатинск). 6 февраля 1857 г. в Семипалатинске женился на М.Д. Исаевой, вдове губернского секретаря А.И. Исаева…

(по Т. Орнатской)


Количество баллов - 3.

Ответ:

а) А.С. Грибоедов;

б) А.С. Пушкин;

в) Ф.М. Достоевский.

Ставится по 1 баллу за каждый верный ответ.

Задание 3

В приведенной таблице найдите четыре ячейки, содержащие фактические ошибки. При выполнении задания указывайте только индекс ячейки (например: 1а, 2б и т.п.).

Внимание! Указывайте не более четырех ячеек.



а

б

в

г

1

И. Тургенев

«Хорь и Калиныч»

На пороге избы встретил меня старик – лысый, низкого роста, плечистый и плотный… Склад его лица напоминал Сократа: такой же высокий, шишковатый лоб, такие же маленькие глазки, такой же курносый нос. … Он, казалось, чувствовал свое достоинство, говорил и двигался медленно, изредка посмеивался из-под длинных своих усов.

Калиныч

2

А. Пушкин

«Евгений Онегин»

...Некогда буян,

Картежной шайки атаман,


Глава повес, трибун трактирный,
Теперь же добрый и простой

Отец семейства холостой,

Надежный друг, помещик мирный

И даже честный человек



Дмитрий Ларин

3

Н. Гоголь

«Мертвые души»

Чиновник нельзя сказать чтобы очень замечательный, низенького роста, несколько рябоват, несколько рыжеват, несколько даже на вид подслеповат, с небольшой лысиной на лбу, с морщинами по обеим сторонам щек и цветом лица что называется геморроидальным…

Башмачкин

4

А. Пушкин

«Выстрел»

…Воспитывался в кадетском корпусе и выпущен был корнетом в гвардию; отец не щадил ничего для приличного его содержания, и молодой человек получал из дому более, нежели должен был ожидать. Будучи расточителен и честолюбив, он позволял себе роскошные прихоти; играл в карты и входил в долги, не заботясь о будущем и предвидя себе рано или поздно богатую невесту, мечту бедной молодости.

Сильвио

Количество баллов - 4.

Ответ: 1г, 2г, 3б, 4в

Ставится 1 балл за каждую верно указанную ячейку.

Задание 4.

Восстановите пропущенные в таблице позиции (выделены серым), выбирая правильный вариант из рядов (а), (б), (в), (г). При выполнении задания указывайте номер ячейки и соответствующий ей вариант ответа (например: 1а - ВАРИАНТ IV ).



а

б

в

г

1

М. Лермонтов

«Смерть поэта»



И он убит – и взят могилой,

Как тот певец, неведомый, но милый,

Добыча ревности глухой,

Воспетый им с такою чудной силой.

Сраженный, как и он, безжалостной рукой.


2

М. Деларю



1831

Восходом утра пробужденный,
Я поднял очи: надо мной,
Склоняясь главою вдохновенной,
Венком лавровым осененной,
Стояла дева. Тишиной
Лицо прекрасной озарялось,
Улыбка млела на устах,
И в ясных голубых очах
Олимпа небо отражалось.

3



* * *

1838

Земле я отдал дань земную
Любви, надежд, добра и зла;
Начать готов я жизнь другую,
Молчу и жду: пора пришла.
Я в мире не оставлю брата,
И тьмой и холодом объята
Душа усталая моя;
Как ранний плод, лишенный сока,
Она увяла в бурях рока
Под знойным солнцем бытия.

4

Г. Державин

«Я памятник себе воздвиг…»

1795



3а) ВАРИАНТ I: Г. Державин

ВАРИАНТ II: А. Фет

ВАРИАНТ III: М. Лермонтов

ВАРИАНТ IV: Н. Некрасов


2б) ВАРИАНТ I: «К Неве»

ВАРИАНТ II: «К гению»

ВАРИАНТ III: «Муза»

ВАРИАНТ IV: «Роза»


1в) ВАРИАНТ I: 1836

ВАРИАНТ II: 1837

ВАРИАНТ III: 1841

ВАРИАНТ IV: 1842


4г)

ВАРИАНТ I:

Так! Весь я не умру, но часть моя большая,


От тлена убежав, по смерти станет жить,
И слава возрастет моя, не увядая,
Доколь славянов род вселена будет чтить.

ВАРИАНТ II:

Не вовсе я умру, но смерть оставит


Велику часть мою, как жизнь скончаю.
Я буду возрастать повсюду славой,
Пока великий Рим владеет светом.

ВАРИАНТ III:

Нет, весь я не умру – душа в заветной лире


Мой прах переживет и тленья убежит –
И славен буду я, доколь в подлунном мире

Жив будет хоть один пиит



ВАРИАНТ IV:

За многих думал я, за всех знал муки страсти,


Но станет ясно всем, что эта песнь – о них,
И, у далеких грез в неодолимой власти,
Прославят гордо каждый стих.

Количество баллов - 4.

Ответ: 3а – вариант III; 2б – вариант III; 1в – вариант II; 4г – вариант I.

Ставится 1 балл за каждый верный ответ.

Задание 5

Ответьте на каждый из поставленных вопросов «да» (если утверждение верно) или «нет» (если утверждение неверно).

а) Эпопея, роман, повесть, сонет, рассказ - всё это жанры эпоса.

б) Если роман написан стихами, то он относится к лирике.

в) Жанр «стихотворений в прозе» относится к лирике.

г) Эпилог - это заключительная часть большого повествовательного произведения.

д) Эпиграмма - это вступеление к большому литературному произведению.

е) Строка, начинающаяся словами «На горах», может быть написана анапестом или хореем.

ж) В трехсложных размерах длина строки не может превышать трех слогов.

з) В строке «Унылая пора, очей очарованье» (А. Пушкин) невозможно определить стихотворный размер.

и) В строке «Как сладко дремлет сад темно-зеленый» (Ф. Тютчев) выделенное слово является олицетворением.

Прочтитайте текст в рамке и ответьте на вопросы «к», «л», «м»:



к) Выделенные слова образуют анафору.

л) Выделенные слова являются эпитетами.

м) Выделенные слова имеют метафорическое значение.

Количество баллов - 6.

Ответы:

Два верных ответа оцениваются одним баллом:

11-12 - 6 баллов

9-10 - 5 баллов

7-8 - 4 балла

5-6 - 3 балла

3-4 - 2 балла

1-2 - 1 балл

0 - 0 баллов

Ответ на вопросы задания 6 дайте в форме связного текста, интерпретируя произведение с опорой на анализ текста, с учетом известных вам фактов истории литературы.

Задание 6

Проанализируйте символику стихотворения Ф. Тютчева «Лебедь».

Задание 1.
По данному отрывку назовите автора и его произведение.
а) «Поехавши из Петербурга, я воображал себе, что дорога была наилучшая. Таковою ее почитали все те, которые ездили по ней вслед государя. Такова она была действительно, но на малое время. Земля, насыпанная на дороге, сделав ее гладкою в сухое время, дождями разжиженная, произвела великую грязь среди лета и сделала ее непроходимою… Обеспокоен дурною дорогою, я, встав из кибитки, вошел в почтовую избу, в намерении отдохнуть».
б) «В одну минуту дорогу занесло; окрестность исчезла во мгле мутной и желтоватой, сквозь которые летели белые хлопья снегу; небо слилося с землею <...> очутился в поле и напрасно хотел снова попасть на дорогу; лошадь ступала наудачу и поминутно то взъезжала на сугроб, то проваливалась в яму; сани поминутно опрокидывались».
в) «До станции оставалось еще с версту. Кругом было тихо, так тихо, что по жужжанию комара можно было следить за его полетом. Налево чернело глубокое ущелье; за ним и впереди нас темно-синие вершины гор, изрытые морщинами, покрытые слоями снега, рисовались на бледном небосклоне, еще сохранявшем последний отблеск зари. На темном небе начинали мелькать звезды, и странно, мне показалось, что они гораздо выше, чем у нас на севере. По обеим сторонам дороги торчали голые, черные камни; кой-где из-под снега выглядывали кустарники, но ни один сухой листок не шевелился, и весело было слышать среди этого мертвого сна природы фырканье усталой почтовой тройки и неровное побрякиванье русского колокольчика».
г) «И точно, дорога опасная; направо висели над нашими головами груды снега, готовые, кажется, при первом порыве ветра оборваться в ущелье; узкая дорога частию была покрыта снегом, который в некоторых местах проваливался под ногами, в других превращался в лед от действия солнечных лучей и ночных морозов, так что мы с трудом сами пробирались; лошади падали; налево зияла глубокая расселина, где катился поток, то скрываясь под ледяною корою, то с пеною прыгая по черным камням».
д) «Но нигде не было слышно отдаленного петушьего крика: ни в городе, ни в разоренных окрестностях не оставалось давно ни одного петуха. По небольшому бревну перебрались они через проток, за которым возносился противоположный берег, казавшийся выше бывшего у них назади и выступавший совершенным обрывом. Казалось, в этом месте был крепкий и надежный сам собою пункт городской крепости…»
Ответ. 1. По данному отрывку назовите автора и его произведение. (5 баллов.)
а) А. Н. Радищев. «Путешествие из Петербурга в Москву».
б) А. С. Пушкин. «Метель».
в) М. Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени», «Бэла».
г) М. Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени», «Бэла».
д) Н. В. Гоголь. «Тарас Бульба».

Задание 2
Перед вами характеристики литературных героев, взятые из известных вам произведений русской литературы. Определите произведение, автора, а также кто и кому дает приведенную характеристику. Ответ запишите в виде 4 формулировок в той же последовательности, в которой поставлены вопросы.
А.Славный был малый, смею вас уверить; только немножко странен. Ведь, например, в дождик, в холод целый день на охоте; все иззябнут, устанут – а ему ничего. А другой раз сидит у себя в комнате, ветер пахнет, уверяет, что простудился; ставнем стукнет, он вздрогнет и побледнеет; а при мне ходил на кабана один на один.
Б. Что за девка-то была! Бывало, кто ни проедет всякий похвалит никто не осудит, барыни дарили ее то платочком, то сережками. Господа проезжие нарочно остановились будто бы пообедать аль отужинать, а в самом деле только чтоб на нее подолее поглядеть. Бывало барин, какой бы сердитый ни был при ней, утихает и милостиво со мною разговаривает. Поверите ль, сударь, курьеры, фельдъегеря с нею по получасу заговаривались. Ею дом держался, что прибрать, что приготовить за всем успевала.
В.Тут вошла девушка лет осьмнадцати, круглолицая, румяная, с светлорусыми волосами, гладко зачесанными за уши, которые у ней так и горели. С первого взгляда она не очень мне понравились. Я смотрел на нее с предубеждением.
Г. Она, не смущаясь, через всю залу шла прямо ко мне, и я вскакивал, не дожидаясь приглашения, и она улыбкой благодарила меня за мою догадливость. Когда нас подводили к ней и она не угадывала моего качества, она, подавая руку не мне, пожимала худыми плечами, и, в знак сожаления и утешения, улыбалась мне. Когда делали фигуры мазурки вальсом, я подолгу вальсировал с нею, и она, часто дыша, улыбалась и говорила мне: «Encore».
Д. Был довольно богатый дворянин, с изрядным разумом и добрым сердцем, добрым от природы, но слабым и ветреным. Он вел рассеянную жизнь, думал только о своем удовольствии, искал его в светских забавах, но часто не находил: скучал и жаловался на судьбу свою. Он читывал романы, идиллии, имел довольно живое воображение и часто переселялся мысленно в те времена (бывшие или не бывшие), в которые, если верить стихотворцам, все люди беспечно гуляли по лугам, купались в чистых источниках, целовались, как горлицы, отдыхали под розами и миртами и в счастливой праздности все дни свои провождали
Ответы:
А) «Герой нашего времени» (допустимо «Максим Максимыч»), М. Лермонтов, Максим Максимыч о Печорине.
Б) «Станционный смотритель», А. Пушкин, Вырин (допустимо «отец Дуни») о Дуне.
В) «Капитанская дочка», А. Пушкин, Гринев о Маше.
Г) «После бала», Л. Толстой, Иван Васильевич (допустимо «рассказчик») о Вареньке (допустимо «дочери генерала»).
Д) «Бедная Лиза» , Н.Карамзин, «рассказчик» об Эрасте
Ставится 1 балл за полный верный ответ по каждому из пунктов А–Г
Количество баллов –5 .

Задание 3
Узнайте одного из донских писателей:

Кто из писателей,чья жизнь тесно связана с донским краем:
- одним из первых в русской литературе начал писать маленькие юмористические рассказы;
- был женат на известной актрисе МХАТа Ольге Книппер;
- родился, учился в гимназии и работал в бакалейной лавке своего отца в Таганроге;
- является автором рассказа «Попрыгунья».
Ответ:А.П.Чехов. Ставится 1 балл за верный ответ.
Задание 4
Определите писателя по биографическим фактам.

А.Его обучил грамоте дьячок С.Н. Сабельников. В доме Христофора Дудина он впервые в своей жизни увидел недуховные книги. По замечанию В. Белинского, «он, подобно северному сиянию, блеснул в литературе. Ослепительно и прекрасно было это явление!»
Б.Получил хорошее образование, служил в гвардейском полку, сотрудничал в литературных журналах, сам был редактором. В одном из журналов опубликовал два первых своих произведения, которые принесли литературную славу, увлекался идеями масон. Много путешествовал, бывал в Кенигсберге и беседовал с И. Кантом, разделял его взгляды.
В.Был солдатом, а потом и офицером Преображенского полка, участвовал в подавлении восстания Е. Пугачева, был губернатором г. Тамбова, позже сенатором, был министром юстиции и членом Государственного совета, в последние годы жил в имении Званка. Стал известен в литературе, когда ему уже было 40 лет. Явился создателем «забавного русского слога»
Количество баллов – 3
Ответы: А) М. Ломоносов; Б) Н. Карамзин; В) Г. Державин
Ставится 1 балл за каждый верный ответ.
Задание 5
Установите соответствия:

1) 1711-1765 а) В. А. Жуковский
2) 1743-1816 б) Г. Р. Державин
3) 1766-1826 з) Н. М. Карамзин
4) 1783-1852 г) Н. В. Гоголь
5) 1809-1852 д) М. В.Ломоносов
Ответ
1)1783-1852 а) В. А. Жуковский
2)1743-1816 б) Г. Р. Державин
3)1766-1826 з) Н. М. Карамзин
4)1809-1852 г) Н. В. Гоголь
5)1711-1765 д) М. В.Ломоносов
Ставится 1 балл за каждый верный ответ. Количество баллов – 5
Задание 6
Ответьте на каждый из поставленных вопросов «да» (если утверждение верно) или «нет» (если утверждение неверно).
а) Крупное стихотворное произведение с повествовательным или лирическим сюжетом называют одой.
б) Присвоение чужого произведения называется словом «плагиат».
в) Рифма - обязательно условия стихотворной речи.
г) Прототип - это вымышленное лицо, послужившее автору для создания литературного героя, типа, образа.
д) Лирическое отступление – это высказывание автором собственных чувств и мыслей в связи с изображаемым в произведении.
е) Для трагедии классицизма характерно соблюдение правил «трех единств»: места, времени и действия.
Ответы: а) - нет б) - да в) - нет г) - нет д) - да е) - да
Ставится 1 балл за каждый верный ответ. Количество баллов – 6

Задание 7 . Соотнесите литературные произведения с именами художников, которые их иллюстрировали.

А. С. Пушкин. «Медный всадник»
М. Ю. Лермонтов. «Демон»
Н. В. Гоголь. «Мертвые души»
«Слово о полку Игореве» М. Врубель
В. Фаворский
А. Бенуа
А. Агин

Ответ.
А. С. Пушкин. «Медный всадник»
М. Ю. Лермонтов. «Демон»
Н. В. Гоголь. «Мертвые души»
«Слово о полку Игореве» А. Бенуа
M. Врубель
А. Агин
В. Фаворский
Ставится 1 балл за каждый верный ответ. Количество баллов – 4
Задание 8
А. С. Пушкин считается основоположником рус¬ского литературного языка. Однако всегда ли нам по¬нятны его стихи? Вам представлены цитаты из произ¬ведений А. С. Пушкина. Определите значение выде¬ленных слов в данном контексте и выберите необходи¬мый вариант:
1. «Онегин жил анахоретом » -
а) консерватор, в) знаток,
б) отшельник, г) лекарь.
2. «Как сатирой безымянной
Лик зоила я пятнал » -
а) колдун, в) раб,
б) повеса, г) критик.
витии? » -
а) краснобай, в) мученник,
б) повеса, г) пророк.

Кичливый лях , иль верный росс?» -
а рыцарь, в) воин,
б)юноша, г) поляк.
5. «О чем ты думаешь, казак?
Воспоминаешь прежни битвы,
На смертном поле свой бивак… » -
а) чан, в) привал,
б) мясное блюдо, г) кинжал.
клеврет умрут»-
а) пособник, в) предтеча,
б) враг, г) донос.
Ответ
1. «Онегин жил анахоретом » -
а) консерватор, в) знаток,
б) отшельник , г) лекарь.
2. «Как сатирой безымянной
Лик зоила я пятнал » -
а) колдун, в) раб,
б) повеса, г) критик .
3. «О чем шумите вы, народные витии? » -
а)краснобай , в) мученник,
б)повеса, г) пророк.
4. «Кто устоит в неравном споре:
Кичливый лях , иль верный росс?» -
а рыцарь, в) воин,
б)юноша, г) поляк .
5. «О чем ты думаешь, казак?
Воспоминаешь прежни битвы,
На смертном поле свой бивак… » -
а) чан, в) привал ,
б) мясное блюдо, г) кинжал.
6. «Спасенья нет: доносчик и его клеврет умрут»-
а) пособник , в) предтеча,
б) враг, г) донос.Ставится 1 балл за правильный ответ. Количество баллов – 6

Задание 9.
А.С. Грибоедов был хорошим музыкантом и даже сочинял музыку. Какое его музыкальное произведение знает каждый, владеющий игрой на фортепиано?
а) «Марш Грибоедова»; б) «Вальс Грибоедова»;
в) «Танго Грибоедова»; г) «Полонез Грибоедова».
Ответ. (б) «Вальс Грибоедова».Печальный, элегический вальс, посвящённый жёнам декабристов.)
Ставится 1 балл за правильный ответ. Количество баллов – 4

Задание 10
Кому адресует Г. Р. Державин эти строки в оде «Фелица»? .
Мурзам своим не подражая,
Почасту ходишь ты пешком,
И пища самая простая
Бывает за твоим столом*.,

а) Г. А. Потемкину;
6) Александру I;
в) Екатерине II;
г) Петру I
Ответ. в) Екатерине II;
Ставится 1 балл за правильный ответ. Количество баллов – 1

♦ Рубрика: .

180 минут.

Задание состоит из шести пунктов. Максимальная суммарная оценка 30 баллов. Из них 20 могут быть получены за задания 1–5 (3+3+4+4+6), 10 - за задание 6, предполагающее элементы анализа.

Для каждого задания указывается максимальное количество баллов и условия, при которых выставляется каждый промежуточный балл. Дробные баллы не выставляются. В заданиях 1–5 объяснение ответов, исправление неверных вариантов от участника не требуется.

Задание 6 оценивается в соответствии с критериями , распечатанными на отдельном листе.

__________________

Ответы и условия оценивания

Задание 1

Перечисленные персонажи относятся к одному литературному произведению, кроме единственного персонажа, относящегося к другому произведению. а) Назовите оба произведения; б) укажите, какой персонаж является «исключением»; в) назовите автора (авторов) обоих произведений.

Остап, Янкель, Андрий, Мазепа, Кукубенко, Бовдюг, Голокопытенко.

Количество баллов - 3.

Ответ :

а) «Тарас Бульба», «Полтава»

б) Мазепа

в) Н. Гоголь, А. Пушкин.

Ставится по 1 баллу за полный верный ответ на каждый из вопросов а, б, в.

Задание 2

Определите писателя по историко-биографическим сведениям о его семье.

Родился в Москве. Отец, Сергей Иванович, – офицер, вышедший в отставку в 1785 г. в чине секунд-майора; мать Настасья Федоровна (из более старинного рода однофамильцев).

В августе 1828 г. женился на дочери грузинского поэта и военно-административного деятеля, Нине Александровне…

(По А. Гришунину)

Родился в Москве, в доме Скворцова на Молчановке, в семье отставного майора, чиновника Московского комиссариата, Сергея Львовича и жены его Надежды Осиповны (урожденной Ганнибал).

Г. Державин

«Я памятник себе воздвиг…»

3а) ВАРИАНТ I : Г. Державин

ВАРИАНТ II : А. Фет

ВАРИАНТ III : М. Лермонтов

ВАРИАНТ IV : Н. Некрасов

2б) ВАРИАНТ I : «К Неве»

ВАРИАНТ II : «К гению»

ВАРИАНТ III : «Муза»

ВАРИАНТ IV : «Роза»

1в) ВАРИАНТ I : 1836

ВАРИАНТ II : 1837

ВАРИАНТ III : 1841

ВАРИАНТ IV : 1842

ВАРИАНТ I :

Так! Весь я не умру, но часть моя большая,
От тлена убежав, по смерти станет жить,
И слава возрастет моя, не увядая,
Доколь славянов род вселена будет чтить.

ВАРИАНТ II :

Не вовсе я умру, но смерть оставит
Велику часть мою, как жизнь скончаю.
Я буду возрастать повсюду славой,
Пока великий Рим владеет светом.

ВАРИАНТ III :

Нет, весь я не умру – душа в заветной лире
Мой прах переживет и тленья убежит –
И славен буду я, доколь в подлунном мире

Жив будет хоть один пиит

ВАРИАНТ IV :

За многих думал я, за всех знал муки страсти,
Но станет ясно всем, что эта песнь – о них,
И, у далеких грез в неодолимой власти,
Прославят гордо каждый стих.

Количество баллов - 4.

Ответ: 3а – вариант III; 2б – вариант III; 1в – вариант II; 4г – вариант I.

Ставится 1 балл за каждый верный ответ.

Задание 5

Ответьте на каждый из поставленных вопросов «да» (если утверждение верно) или «нет» (если утверждение неверно).

а) Эпопея, роман, повесть, сонет, рассказ - всё это жанры эпоса.

б) Если роман написан стихами, то он относится к лирике.

в) Жанр «стихотворений в прозе» относится к лирике.

г) Эпилог - это заключительная часть большого повествовательного произведения.

д) Эпиграмма - это вступеление к большому литературному произведению.

е) Строка, начинающаяся словами «На горах», может быть написана анапестом или хореем.

ж) В трехсложных размерах длина строки не может превышать трех слогов.

з) В строке «Унылая пора, очей очарованье» (А. Пушкин) невозможно определить стихотворный размер.

и) В строке «Как сладко дремлет сад темно-зеленый» (Ф. Тютчев) выделенное слово является олицетворением.

Прочтитайте текст в рамке и ответьте на вопросы «к», «л», «м»:

к) Выделенные слова образуют анафору.

л) Выделенные слова являются эпитетами.

м) Выделенные слова имеют метафорическое значение.

Количество баллов - 6.

Ответы:

Два верных ответа оцениваются одним баллом:

11-12 - 6 баллов

9-10 - 5 баллов

7-8 - 4 балла

5-6 - 3 балла

3-4 - 2 балла

1-2 - 1 балл

0 - 0 баллов

Ответ на вопросы задания 6 дайте в форме связного текста, интерпретируя произведение с опорой на анализ текста, с учетом известных вам фактов истории литературы.

Задание 6

Проанализируйте символику стихотворения Ф. Тютчева «Лебедь».

Количество баллов - 10.

Модель ответа на задание № 6.

Отвечая на поставленный вопрос, ученик должен:

– Обнаружить понимание проблематики стихотворения , ее философского характера. Ф. Тютчев сопоставляет два символа - образы лебедя и орла,- и размышляет о законах человеческого существования и познания.

– Предложить адекватную и непротиворечивую интерпретацию стихотворения . Орел - образ рационального, активного познания и покорения мира. Лебедь - образ интуитивного, эстетического восприятия мира. Зрение орла физическое, оно воспринимает только одну сторону мира. Зрение лебедя сверхъестественное («сон», глаз во время сна закрыты), оно воспринимает всю полноту мироздания. Орлу видны лишь самые яркие элементы мира, лебедю - весь мир в целости. Символичен белый («чистый») цвет лебедя. Символично его положение между небом и отражением неба в воде - между двух «бездн». Только на грани мировых стихий, на грани миров человеку доступно познание вселенной.

– Отметить поэтические средства, составляющие символику стихотворения. Кроме центральных символов – орла и лебедя – символическое значение имеют: способности орла и лебедя (летать и плавать), их цвет, их зрительные способности (приписываемые им поэзией, культурным сознанием, автором текста); символичны пространства неба и земли (воды); традиционно символическим значением наделяются в поэзии молния и гром.

Типичны для Ф. Тютчева приемы бинарного композиционного противпоставления (1-го четверостишия и остального текста), риторического обращения. Символическая обобщенность текста подчеркивается отбором лексических средств архаического (в том числе старослявянского) характера: «поле т», «зве здный» (с «е» вместо современного «ё»); «впивает», «бездна», «всезрящий», «твердь» и др.

На основании двоемирия, поэтизации стихий, сна, интуиции стихотворение может быть оценено как романтическое. Слово «твердь» в контексте стихотворения означает небо.

Олимпиада по литературоведению

Вашему вниманию предлагаются олимпиадные задания разных уровней сложности. Рекомендуем оформить ответы в качестве отдельного текстового документа (Microsoft Word). Обязательно сохраняйте текст самого задания.

Ответы (в виде документа Microsoft Word) принимаются до 18.03.2012 по адресу [email protected]

Объявление победителей и вручение призов состоится 22 марта в 15:00 на Дне Открытых дверей филологического факультета по адресу пр. Ленина 34, ауд. 26

Удачи!

Задание 1

Ответьте на каждый из поставленных вопросов «да» (если утверждение верно) или «нет» (если утверждение неверно):

а) Эпопея, роман, повесть, сонет, рассказ - всё это жанры эпоса.

б) Если роман написан стихами , то он относится к лирике.

в) Жанр «стихотворений в прозе» относится к лирике.

г) Эпилог - это заключительная часть большого повествовательного произведения.

д) Эпиграмма - это вступление к большому литературному произведению.

е) Строка, начинающаяся словами «На горах», может быть написана анапестом или хореем.

ж) В трехсложных размерах длина строки не может превышать трех слогов.

з) В строке «Унылая пора, очей очарованье» (А. Пушкин) невозможно определить стихотворный размер.

и) В строке «Как сладко дремлет сад темно-зеленый» (Ф. Тютчев) выделенное слово является олицетворением.

Прочитайте текст в рамке и ответьте на вопросы к нему:

к) Выделенные слова образуют анафору.

л) Выделенные слова являются эпитетами.

м) Выделенные слова имеют метафорическое значение.

Задание 2

А) Перед вами отрывки из нескольких литературных произведений. Что объединяет эти отрывки? Как называется этот элемент композиции сказок?

Думать, честным пирком да за свадебку; съехались гости,

Свадьбу сыграли; я там был , там мед я и пиво

Пил; по усам текло, да в рот не попало. И все тут.

1.2 Я там был; мед, пиво пил -

И усы лишь обмочил.

Б) Прочитайте отрывок из стихотворения М. Ю. Лермонтова. Найдите в нем эпитет и мотивируйте своё решение:

Дубовый листок оторвался от ветки родимой

И в степь укатился, жестокою бурей гонимый…

В) Литература и другие виды искусства.

Какие картины на сказочные сюжеты созданы Виктором Михайловичем Васнецовым? Перечислите названия картин и поясните , какие именно сказки они иллюстрируют.

Задание 3

Перед Вами отрывки из стихотворных произведений. Найдите в предложенных отрывках тропы и объясните, зачем, на Ваш взгляд, в каждом конкретном случае авторы использовали их***?

В небе, полном звезд, ляжет наш путь.

В мире, полном любви , сможем сомкнуть

Квартет наших мудрых и ласковых рук,

Забвенью придав все тревоги разлук… (С. Я. Сурганова)

Когда идет дождь, когда в глаза свет

Проходящих мимо машин , и никого нет.

Hа дорожных столбах венки

Как маяки прожитых лет… (Ю. Ю. Шевчук)

Kpики чaйки нa белой стене,

Окольцовaнной чеpной луной,

Hapисуй что-нибудь нa окне

И шепни нa пpощaнье pекой... (Ю. Ю. Шевчук)

И две тысячи лет - война,
Война без особых причин.
Война - дело молодых ,
Лекарство против морщин.
Красная, красная кровь -
Через час уже просто земля,
Через два на ней цветы и трава,
Через три она снова жива
И согрета лучами Звезды
По имени Солнце...
(В.Р. Цой)

Разочарованные фильмом,

Очарованные небом глаза.

(З. Т. Рамазанова)

Задание 4

В русском языке есть устойчивые выражения , называемые фразеологизмами.

А) Расскажите, что это такое (дайте определение)

Б) Объясните, зачем, на Ваш взгляд, подобные выражения могут использоваться в текстах различных жанров и направлений, приведите примеры***.

В) Выполните следующие задания с фразеологизмами:

1) Подберите слова-синонимы к фразеологизмам:

бить баклуши;

сломя голову;

в час по чайной ложке;

водить за нос;

себе на уме.

2) Подберите к данным выражениям фразеологические синонимы :

бить баклуши;

в чем душа держится

3) Подберите к данным выражениям фразеологические антонимы:

кот наплакал;

спустя рукава;

как кошка с собакой;

за словом в карман не полезет;

от горшка два вершка.

*** Постарайтесь дать развернутый , максимально полный ответ.

10 - 11 классы.

I . Историко-литературный блок.

1.1. Соотнесите фамилии русских писателей с литературными местами, связанными с их жизнью и творчеством:

Г.Р. Державин Старая Русса

А.С. Пушкин Карабиха;

М.Ю. Лермонтов Ясная Поляна;

Н.В. Гоголь Тамбов

А.Н. Островский Тарханы;

Л.Н. Толстой Михайловское;

Ф.И. Тютчев Орёл

А.А. Фет Овстуг

Н.А. Некрасов Щелыково.

Н.С. Лесков Мураново

Ф.М. Достоевский Рим

Ответ. Г.Р. Державин - Тамбов; А.С. Пушкин - Михайловское; М.Ю. Лермонтов -Тарханы;

Н.В. Гоголь - Рим, А.Н. Островский - Щелыково, Л.Н. Толстой - Ясная Поляна;

Ф.И. Тютчев - Овстуг, Мураново, А.А. Фет - Степановка, Воробьёвка;

Н.А. Некрасов - Карабиха, Н.С. Лесков - Орёл, Ф.М. Достоевский - Старая Русса

1.2. Кто из русских писателей XIX века совершил кругосветное путешествие? Назовите произведение, в котором отразились его впечатления.

Ответ. И.А. Гончаров «Фрегат «Паллада»

1.3. Назовите произведения русских писателей, в заглавии которых есть слова, имеющие отношение к природе (времена года, пейзаж, время суток и т. д.)

1.4. Ответьте на каждый из поставленных вопросов «да» (если утверждение верно) или «нет» (если утверждение неверно).

а) Эпопея, роман, повесть, сонет, рассказ — всё это жанры эпоса.
б) Если роман написан стихами, то он относится к лирике.
в) Если стихотворение написано прозой, оно всё равно относится к лирике.
г) Эпилог — это заключительная часть большого повествовательного произведения.
д) Эпиграмма — это вступление к большому литературному произведению.
е) Строка, начинающаяся словами «На горах», может быть написана анапестом или хореем.
ж) В трехсложных размерах длина строки не может превышать трех слогов.
з) В строке «Унылая пора, очей очарованье» (А. Пушкин) невозможно определить стихотворный размер.
и) В строке «Как сладко дремлет сад темно-зеленый» (Ф.Тютчев) выделенное слово является олицетворением.

Ответ. да - в), г) ; нет - а), б), д), з), и), е), ж)

1.5.Какие выразительные средства (тропы и стилистические фигуры) использованы в отрывках? Выпишите слова, связанные с каждым средством, и назовите.

А) Не напрасно дули ветры,
Не напрасно шла гроза.
С.А.Есенин

Ответ. анафора, синтаксический параллелизм

Б) Унылая пора! очей очарованье!
А.С.Пушкин

Ответ . эпитет, оксюморон

В) Печальная береза
у моего окна,
И прихотью мороза
разубрана она.
А.А.Фет

Ответ. Эпитет, метафора

Г) Мурава лугов
Ковром стелется…
Гляну к северу —
Там, в глуши пустынь,
Снег, что белый пух,
Быстро кружится.

И.С.Никитин

Ответ. Сравнение, метафора, сравнение

Д) Нева вздувалась и ревела...
и вдруг, как зверь остервенясь,
на город кинулась...
А.С.Пушкин

Ответ. Олицетворение, сравнение

1.6. Герои русской литературы часто смотрят на звезды. Укажите авторов и произведения, откуда взяты следующие фрагменты.

А)…звезды спокойно сияли на темно-голубом своде, и мне стало смешно, когда я вспомнил, что были некогда люди премудрые, думавшие,что светила небесные принимают участие в наших ничтожных спорах за клочок земли илиза какие-нибудь вымышленные права!.. И что ж? эти лампады,зажженные, по их мнению, только для того, чтобы освещать ихбитвы и торжества, горят с прежним блеском, а их страсти и надежды давно угасли вместе с ними,как огонек, зажженный на краю леса беспечным

странником!

Б) Я думал... не помню, что думал;

Я слушал таинственный хор,

И звезды тихонько дрожали,

И звезды люблю я с тех пор...

В) Среди миров, в мерцании светил

Одной звезды я повторяю имя:

Не потому, чтоб я её любил,

А потому, что мне темно с другими.

Г) Открылась бездна, звезд полна,

Звездам числа нет, бездне - дна.

Д) Все осветилось. Метели как не бывало. Снег загорелся широким серебряным полем и весь

обсыпался хрустальными звездами. Мороз как бы потеплел. Толпы парубков и девушек

показались с мешками. Песни зазвенели, и под редкою хатою не толпились колядующие.

Е) И, надрываясь
в метелях полуденной пыли,
врывается к богу,
боится, что опоздал,
плачет,
целует ему жилистую руку,
просит -
чтоб обязательно была звезда! -
клянется -
не перенесет эту беззвездную муку!

Ответ.

А) М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»;

Б) А.А.Фет Стихотворение

Г) М.В. Ломоносов «Вечернее размышление о божием величестве...»

Д) Н.В. Гоголь «Ночь перед Рождеством»;

Е) В. Маяковский «Если звёзды зажигают…»

1.7. Не секрет, что поэты, люди чуткие к языку, умеют «обрабатывать» известные фразы, обороты: заменяют или добавляют в них какие-то слова, включают в необычный контекст. Определите, чьи строки переделаны авторами.

Люблю я земщину, но странною любовью (М. Салтыков-Щедрин)

Причёсываться? Зачем же? На время не стоит труда, а вечно причёсанным быть невозможно (В. Маяковский)

Не так страшен чёрт, как его малютки; на чужую кровать рот не разевать; пуганая корова на куст садится (В. Шишков)

Ответ.

Люблю отчизну я, но странною любовью (М.Ю. Лермонтов)

Любить? Но зачем же? На время не стоит труда, а вечно любить невозможно (М.Ю. Лермонтов)

Не так страшен чёрт, как его малюют; на чужой каравай рот не разевай; пуганая ворона куста боится (пословицы)

1.8. Какие герои, из каких произведений и каких авторов мечтали :

О своём Тулоне,

Изобрести перпетуум-мобиле,

- «через пруд выстроить каменный мост, на котором были бы лавки и чтоб в них сидели купцы…»,

- «мне только бы досталось в генералы»,

- «в Европу прорубить окно».

Ответ.

О своём Тулоне - князь Андрей Болконский;

Изобрести перпетуум-мобиле - механик-самоучка Кулигин;,

- «через пруд выстроить каменный мост, на котором были бы лавки и чтоб в них сидели купцы…» - Манилов,

- «мне только бы досталось в генералы» - полковник Скалозуб,

- «в Европу прорубить окно» Пётр I.

1.9. О ком из героев русской литературы следующие слова: «Он с детства отличался замечательною красотой; к тому же он был самоуверен, немного насмешлив и как-то забавно желчен - он не мог не нравиться. Он начал появляться всюду, как только вышел в офицеры. Его носили на руках, и он сам себя баловал, даже дурачился, даже ломался; но и это к нему шло. Женщины от него с ума сходили, мужчины называли его фатом и втайне завидовали ему. Он жил, как уже сказано, на одной квартире с братом, которого любил искренно, хотя нисколько на него не походил».
А) о Сильвио, герое повести А. С. Пушкина «Выстрел»
Б) о Павле Петровиче Кирсанове, герое романа И.С. Тургенева «Отцы и дети»
В) о Печорине, герое романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»
Г) о князе Андрее Болконском, герое романа Л.Н. Толстого «Война и мир»

Ответ. о Павле Петровиче Кирсанове, герое романа И.С. Тургенева «Отцы и дети».

1.10.Приведите примеры «говорящих фамилий» литературных героев и персонажей. Как характеризуют их фамилии?

II .Интерпретация лирического произведения.

М.Ю.Лермонтов

Казачья колыбельная песня

Спи, младенец мой прекрасный,
‎Баюшки-баю.
Тихо смотрит месяц ясный
‎В колыбель твою.
Стану сказывать я сказки,
‎Песенку спою;
Ты ж дремли, закрывши глазки,
‎Баюшки-баю.

По камням струится Терек,
Плещет мутный вал;
Злой чечен ползёт на берег,
‎Точит свой кинжал;
Но отец твой старый воин,
‎Закалён в бою:
Спи, малютка, будь спокоен,
‎Баюшки-баю.

Сам узнаешь, будет время,
‎Бранное житьё;
Смело вденешь ногу в стремя
И возьмёшь ружьё.
Я седельце боевое
‎Шёлком разошью…
Спи, дитя моё родное,
‎Баюшки-баю.

Богатырь ты будешь с виду
‎И казак душой.
Провожать тебя я выйду —
‎Ты махнёшь рукой…
Сколько горьких слёз украдкой
Я в ту ночь пролью!..
Спи, мой ангел, тихо, сладко,
‎Баюшки-баю.

Стану я тоской томиться,
‎Безутешно ждать;
Стану целый день молиться,
‎По ночам гадать;
Стану думать, что скучаешь
‎Ты в чужом краю…
Спи ж, пока забот не знаешь,
Баюшки-баю.

Дам тебе я на дорогу
‎Образок святой:
Ты его, моляся богу,
‎Ставь перед собой;
Да, готовясь в бой опасный,
‎Помни мать свою…
Спи, младенец мой прекрасный,
‎Баюшки-баю.

2.1. Сформулируйте поэтическую тему и идею произведения. Определите основное настроение.

Ответ. «Казачья колыбельная» написана от лица матери, баюкающей своего младенца, сына «старого воина»; мать предсказывает мальчику «бранное житьё», опасную, но славную жизнь казака. Всё в этом стихотворении исполнено гармонии, и даже печальные мысли о неизбежной разлуке, о тоскливом ожидании сына, о трудностях, которые его подстерегают, не нарушают общего покоя и размеренности. Сын повторит путь отца, а утешением и поддержкой в бою ему послужат «образок святой», молитва и воспоминание о матери. Идея связи поколений: жить должно полнокровно и праведно, любя Бога, отца, мать, Отчизну.

2.2.Проанализируйте композицию и образный строй стихотворения. Как из совокупности картин и образов рождается представление о нравственном идеале народного мира? Какие ценности составляют этот идеал?

2.3.Как жанр помогает выразить идею произведения?

2.4. Какие народно-поэтические выразительные средства использованы в стихотворении, какова их роль?

2.5.Какие мысли и чувства рождает у Вас это стихотворение?

Ответ.

«Казачья колыбельная песня» выдержана в духе монолога матери.

Первое восьмистишье подошло бы для любой колыбельной, так как в нем присутствуют все атрибуты этой формы фольклорного произведения - ясный месяц, сказка и желание матери, чтобы сын поскорее уснул.

Однако свое повествование поэт от имени женщины-казачки продолжает совсем в другом ключе и рассказывает о то, что ему довелось увидеть на этой страшной и кровавой войне.

«Злой чечен ползет на берег, точит свой кинжал», — эти слова совершенно не подходят для колыбельной, однако, тем не менее, отражают действительность. Равно как и следующие строчки, в которых поэт повествует о том, что отец малыша готов дать врагу достойный отпор, так как он ушел воевать за родную землю.

Подобная судьба ожидает и этого младенца, который сейчас покоится на руках у казачки, но очень скоро так же, как и отец, будет защищать свою родину от чеченских набегов. «Смело вденешь ногу в стремя и возьмешь ружье», — предрекает ему мать, понимая, что именно так сложится судьба ее ребенка.

Но даже ей не дано знать, сможет ли он выжить в кровавой и непрекращающейся войне. Все, что остается в этой ситуации безутешной женщине - так это молить Бога о том, чтобы ее сын все же вернулся домой. Поэтому поэт от ее имени обещает: «Дам тебе я на дорогу образок святой». Это все, что может сделать для своего ребенка любящая мать, которая дает сыну наказ не только искать спасение в молитве, но и вспоминать ту, которая дала ему жизнь, и теперь мечтает лишь о том, чтобы ее сохранить.

Есть ли надежда на успех и где залог благополучного исхода праведного служения? По смыслу колыбельной песни, а значит, и по убеждению автора, такой залог есть:

Дам тебе я на дорогу
Образок святой,
Ты его, моляся Богу,
Ставь перед собой.

Иначе: не отклоняйся от долга и заветов Православной веры!

Да готовясь в бой опасный,
Помни мать свою...
Спи младенец, мой прекрасный,
Баюшки-баю.

С трогательной простотой поэт раскрывает в гениально найденных образах-символах спасительную нить поколений, жизнь которых проходит в честном, хотя и суровом, служении Богу и Отчизне. Младенец еще в зыбке, но он охраняем любовью и лаской матери, мужеством отца, закаленного в «боях» за общее дело. Получит и он благословение родителей на такое дело:

Сам узнаешь, будет время,
Бранное житье;
Смело вденешь ногу в стремя
И возьмешь ружье...

Здесь не обязательно подразумевать лишь «ратное» деяние, хотя речь идет в первую очередь о нем. Однако важно учесть, как относится сама мать к исполнению сыном своего долга, во всех случаях нелегкого:

Я сидельце боевое
Шелком разошью...

Это не бравада, а сознание необходимости всем и вместе защищать благополучие родной земли:

Богатырь ты будешь с виду
И казак душой (т. е. отважный и честный),
Провожать тебя я выйду,
Ты махнешь рукой...
Сколько горьких слез украдкой
Я в ту ночь пролью!

В русской литературе нет произведения, где бы столь же органично и художественно, без назидательности и дидактизма были сведены воедино три самые фундаментальные основы жизни русского человека: Бог, Отчизна, дом родной. В этом следует видеть также и высшую точку духовного подъема самого Лермонтова как поэта.

В. Г. Белинский писал о «Казачьей колыбельной песне»: «Это стихотворение есть художественная апофеоза матери: все, что есть святого, беззаветного в любви матери, ... вся бесконечность кроткой нежности, безграничность бескорыстной преданности, какою дышит любовь матери, - все это воспроизведено поэтом во всей полноте» .