Символы в жизни и искусстве Центральные символы-образы любой культуры — солнце, дерево, дорога. Символы в жизни и искусстве Центральные символы-образы любой культуры солнце, дерево, дорога

Символы в жизни и искусстве

Центральные символы-образы любой культуры - солнце, дерево, дорога. Люди верили, что они наделены священными силами, и почитали их. Солнце дает свет и тепло и является символом жизни. Дерево растет, а теряя листву, обретает ее вновь и вновь, т. е. как бы умирает и воскресает. Поэтому, в соответствии с древними религиозными верованиями, дерево - символ Вселенной.

Для русского человека особое значение имеет образ-символ дороги. Жизнь человека уподоблялась дороге, которую должен был пройти каждый. Народные обряды, отмечавшие основные вехи жизни человека - от рождения, крещения, свадьбы, вплоть до смерти, - отражали его представления о ценностях бытия и одновременно воспитывали и обучали, формируя культуру восприятия пространства и времени. Дорога издавна подкупает и привлекает русского человека новыми возможностями, свежими впечатлениями, заманчивыми переменами.

Образ дороги получил широкое распространение в искусстве, и прежде всего в фольклоре. Многие сюжеты народных сказок связаны с прохождением пути-дороги в прямом и переносном смысле. Отечественное искусство знает немало музыкальных, живописных, графических произведений, которые посвящены образу дороги. Достаточно назвать имена композиторов: М. Глинки, П. Чайковского, С. Танеева, С. Рахманинова, Г. Свиридова; художников: И. Билибина, В. Васнецова, И. Левитана, Н. Рериха; поэтов и писателей: А. Пушкина, М. Лермонтова, Н. Гоголя и многих, многих других.

Образ Руси, бешено несущейся по неизведанной дороге, не так оптимистично безмятежен, как может показаться с первого взгляда.

В таких народных песнях, как «Не одна-то ли во поле дороженька», «Ах, ты поле мое» и др., дорога вызывает в душе человека переживания, связанные с чувством любви к природе, родному краю, близкому человеку. Как правило, песни подобного рода отличаются распевностью, широтой дыхания, развитой мелодикой. Интонации этих песен переплетаются с поэзией народной речи. Создается чрезвычайно красочный и выразительный, прямо-таки зримый образ, который захватывает человека целиком.

Особый пласт народной культуры составляют ямщицкие, бурлацкие песни, песни бунтарской вольницы, каторги и ссылки, в которых образ дороги переплетался с гражданскими, протестными мотивами и ассоциировался со свободой, волей. Примером могут служить песни «Ах ты, степь широкая», «Степь да степь кругом», «Колодники», «Ямщик, не гони лошадей» и др. Здесь нашли преломление творческие устремления различных кругов общества: и городского населения, и интеллигенции, и студенческой молодежи.

Исконная русская тема бесконечной и безрадостной дороги - не просто разбитой и неустроенной проселочной дороги, а символа страдания и слез - отражена в картине И. Левитана «Владимирка». Это печально известный Владимирский тракт, по которому ссыльных каторжан гнали в Сибирь. Неумолимо тянется за горизонт дорога, свинцовые тучи, повисшие над ней, плотно закрыли солнце: ни просвета, ни лучика, ни надежды. Монотонный, равнинный ландшафт дышит безысходностью и тоской. Чья-то сиротливая могила на перепутье и осеняющий себя крестным знамением одинокий странник.


Есть музыкальные сочинения, непосредстенно передающие переживания от пути, дороги, быстрой езды, например: «Попутная песня» М. Глинки, «На тройке» П. Чайковского (из цикла «Времена года») или «Тройка» и «Зимняя дорога» Г. Свиридова (из Музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель»). Есть и такие, в которых образ дороги раскрывается в философском, религиозном ключе, например, у

С. Рахманинова (Прелюдия) или в кантате С. Танеева «Иоанн Дамаскин».

Дорожной тематике посвящено немало романсов, песен, многие из которых стали народными, например: «Мой костер», «Что ты жадно глядишь на дорогу», «Выхожу один я на дорогу» и др.

Тема дороги была подхвачена и в творчестве композиторов-песенников XX в. Пожалуй, символом этого направления стала написанная уже после Великой Отечественной войны (1946) Ан. Новиковым на слова Л. Ошанина песня «Эх, дороги». В ней сжато и емко с философской глубиной отражена мысль о переживаниях в годы испытаний, потерь и лишений на том трудном пути, которые прошел человек в военную пору. Недаром, по свидетельству современников, эта песня-воспоминание стала любимой песней маршала Г. Жукова. Подобно тому как «Священная война» А. Александрова стала символом своего времени и одновременно положила начало целому пласту песен военных лет, песня «Эх, дороги» подвела итог тем страшным и победным годам войны.


Можно сказать, что, продолжая традиции прошлого, эта песня выросла из них и стала художественным символом своей эпохи.

Во второй половине XX в. образ дороги ассоциировался с романтикой освоения новых земель, работой геологов, строительством новых городов , гидростанций и пр. Показательна в этом отношении песня А. Пахмутовой «Геологи». Часто использовалась тема дороги в получившей широкое распространение в 60-70-х гг. прошлого века авторской песне, звучавшей на туристических слетах, у походных костров.

Вспомните знакомые вам песни, сказки, литературные произведения, в которых воплощены образы-символы солнца, дороги, дерева.

Найдите отрывки из литературных произведений (поэзия, проза), в которых воплощен образ дороги, и запишите в творческую тетрадь свое понимание их художественной идеи, нравственноэстетического смысла.

Послушайте «Тройку» (1-я часть) из Музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель». Обратите внимание на стилевые особенности музыки Г. Свиридова. Почему его творчество сравнивают с песнью о России?

Как композитор в инструментальную пьесу вводит «вокальное» начало? Какое значение придается смене «вокальных» интонаций «инструментальными»?

С какой музыкальной формой можно сравнить композицию «Тройки»?

Посмотрите фрагмент кинофильма «Метель». Какую роль играет в нем музыка Г. Свиридова? Какими средствами композитору удалось осуществить ритмизацию действия?

Художественно-творческое задание

Создайте компьютерную презентацию на тему «Образ дороги в творчестве русских и зарубежных художников».

Солнце издревле почиталось различными народами мира.
Наши предки славяне считали Солнце Богом, и называли его Ра. Солнце боготворят и сейчас, относясь к нему с восхищением и страхом перед его мощью. Солнце – это источник тепла и света, жизни и плодородия. Поэтому у каждого народа есть свои определённые символы Солнца.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Солнце издревле почиталось различными народами мира. Наши предки славяне считали Солнце Богом, и называли его Ра. Солнце боготворят и сейчас, относясь к нему с восхищением и страхом перед его мощью. Солнце – это источник тепла и света, жизни и плодородия. Поэтому у каждого народа есть свои определённые символы Солнца. Символы Солнца в изобразительном искусстве

Свастика – коловрат - это символ восходящего Ярилы Солнца, символ вечной победы; круг в окружении лучей; прямые и волнистые лучи, символизирующие свет и жар Солнца. Постоянное движение Ярилы -солнца по небосводу.

В Греции и Китае главным символом солнца является гордая птица – орёл. Это символ настоящей смелости, и способности преодолевать любые трудности. Жизнь этой птицы освящена солнцем, к тому же наши предки твёрдо верили в то, что орёл способен долететь до самого солнца. Он мог смотреть на него, не моргая, и даже соединиться с ним.

А вот в Египте символом Солнца всегда был жук-скарабей. Испокон веков скарабей олицетворял одного из древнейших египетских богов Хепри, символизирующих восходящее утреннее солнце. Древний Бог солнца Хепри изображался в виде огромного скарабея, катящего по небесам солнце. Скарабей в ызывал особый интерес у египтян, так как в солнечные дни лепил шарики из навоза и перекатывал их по песку в свою норку. Египтяне видели в жизненном цикле жука-скарабея своеобразное воплощение вновь и вновь повторяющегося зарождения солнца.

У древних славян существовало множество разных богов, в которых они яро верили, но одно из самых почетных мест занимал бог солнца - Даждьбог. Даждьбог - это старший сын главного Божества у древних славян - Сварога. Он является богом Солнца и подателем тепла и света.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное занятие 3 класс - «Масленица. Символы солнца в изобразительном искусстве»

Солнце издревле почиталось различными народами мира. Ведь колесо, круг - это символ солнца, который изображался древними людьми на предметах быта, одежде, полотенцах как символ оберега от всего...


Символы в жизни и искусстве Центральные символы-образы любой культуры солнце, дерево, дорога. Все мы знаем, что солнце – главное небесное светило, которое дает тепло, свет и жизнь. В его образе с древних пор представляли различных богов. В древней Месопотамии в образе крылатого солнечного диска представляли богов Ашшура, Баала, Шамаша. Символом земли был квадрат, символом неба круг. Поэтому круг с точкой посредине означал не только небо или Солнце, но также день, ясность, истину, мужскую силу.


Солнце считалось: одним из воплощений тройственного бога: бога-отца и создателя, символами которого служили солнечные лучи единым богом, чьи символы: само светило, нимб, вращающиеся фигурки, тонзура, солнечные кресты, диск (с крыльями, лучами или глазом) и его производные розетка, хризантема, лотос, орденская звезда, шар.


В большинстве культур основной символ созидательной энергии. Солнце часто воспринималось как само верховное божество либо как воплощение его всепроникающей власти. В некоторых культурах существовало сразу несколько божественных персонификаций солнца… С другой стороны, солнце часто представлялось сыном верховного бога, а иногда символизировало его взгляд или его сияющую любовь.



    Слайд 1

    Символы в жизни и искусстве Центральные символы-образы любой культуры - солнце, дерево, дорога. Люди верили, что они наделенысвященными силами, и почитали их. Дерево растет, а теряя листву, обретает ее вновь ивновь, т. е. как бы умирает и воскресает. Поэтому, в соответствии с древними религиозными верованиями, дерево - символ Вселенной. Солнце дает свет и тепло и является символом жизни.

    Слайд 2

    Для русского человека особое значение имеет образ-символ дороги.Жизнь человекауподоблялась дороге,которую должен был пройти каждый.

    Слайд 3

    Образ дороги получил широкоераспространение в искусстве, и прежде всего в фольклоре. Многие сюжеты народных сказок связаны с прохождением пути-дороги в прямом ипереносном смысле. Вспомните сказки, где появляется образ дороги?

    Слайд 4

    Образ дороги воплощен в творчестве композиторов: М. Глинки, П. Чайковского, С. Танеева, С. Рахманинова, Г. Свиридова; художников: И. Билибина, В. Васнецова, И. Левитана, Н. Рериха; поэтов и писателей: А. Пушкина, М. Лермонтова, Н. Гоголя и многих, многих других. По дороге зимней, скучной Тройка борзая бежит, Колокольчик однозвучный Утомительно гремит. А.Пушкин

    Слайд 5

    И Левитан. Владимирка, 1892

    Слайд 6

    Неумолимо тянется за горизонт дорога, свинцовые тучи, повисшие над ней, плотно закрыли солнце: ни просвета, ни лучика, ни надежды. Монотонный, равнинный ландшафт дышит безысходностью и тоской. Чья-то сиротливая могила на перепутье и осеняющий себя крестным знамением одинокий странник. Это печально известный Владимирский тракт, по которому ссыльных каторжан гнали в Сибирь.

    Слайд 7

    Васильев. Последождя.Просёлок.1867-1869

    Слайд 8

    К. Крыжицкий. Дорогапоследождя.

    Слайд 9

    А. Саврасов. Распутица.

    Слайд 10

    В. Перов. Последний кабак у заставы.

    Слайд 11

    С.Иванов. Смерть переселенца.

    Слайд 12

    Дорога вызывает в душе человека переживания, связанные с чувством любви к природе, родному краю, близкому человеку. Часто образ дороги ассоциируется с гражданскими, протестными мотивами, со свободой, волей, выбором. Исконная русская тема – тема бесконечной и безрадостной дороги: не просто разбитой и неустроенной, а символа страдания и слез.

    Слайд 13

    И. Левитан. Полотно железной дороги. 1898-1899, На железной дороге Под насыпью, во рву некошеном, Лежит и смотрит, как живая, В цветном платке, на косы брошенном, Красивая и молодая. Не подходите к ней с вопросами, Вам всё равно, а ей – довольно: Любовью, грязью иль колесами Она раздавлена – всё больно. А Блок

    Слайд 14

    Слайд 15

    А. Самохвалов. Появление В.И. Ленина на II Всероссийском съезде Советов

    Слайд 16

    К. Малевич. Красная конница

    Слайд 17

    Петров-Водкин. Фантазия

    Слайд 18

    Символом военной эпохи стала песня А.Новикова на слова Л.Ошанина «Эх, дороги». В ней сжато и емко с философской глубиной отражена мысль о переживаниях в годы испытаний, потерь и лишений на том трудном пути, которые прошел человек в военную пору.