Блудный сын в таверне галерея старых мастеров. История одного шедевра: «Возвращение блудного сына» Рембрандта

Испокон веков художники писали картины на духовные темы. Их цель, по мнению автора, пробудить в людях добро и веру в Бога. В разные эпохи всегда были художники, которые проявляли божью волю через искусство, вдохновляя людей идти праведным путём, не грешить и стремиться к духовному развитию. В этой серии статей, будет представлено несколько примеров таких художественных работ.

И так - блудный сын. В Евангелии от Луки, приводится притча Иисуса Христа о блудном сыне. Она звучит примерно так: У отца было два сына. Младший попросил отца отдать ему надлежащую ему часть имения, и отец разделил своё имение между сыновьями. Младший отправился в дальнюю сторону и растратил всё имущество, ведя развратный образ жизни.

Вскоре в той стране настал голод. Этот сын нанялся к одному купцу, и тот послал его на свои поля пасти свиней. Сын ел пищу, которую скармливали свиньям, и радовался, что по крайней мере не умер от голода. Вскоре его сознание прояснилось и он осознал, что согрешил, и решил вернуться к отцу и просить прощения, чтобы отец принял его обратно.

Увидев сына издалека, отец бросился ему на шею и расцеловал его. Сын же просил у отца прощения и говорил, что не достоин более называться его сыном. Отец его простил и приказал слугам принести сыну лучшую одежду и заколоть для него телёнка.

Старший сын в то время был в поле, и когда он вернулся и увидел ликование и праздник в честь возвращения брата, то был смущен и расстроен, и спросил отца: «вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козлёнка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими; а когда этот сын твой, расточивший имение своё с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка». Отец же ему ответил: «Сын мой! ты всегда со мною, и всё мое твое, а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся».

Тема «блудного сына» отображена также в кино, литературе и балете.

«Блудный сын в таверне», 1635, Рембрандт. Фото: wikimedia.org Время создания картины относится к самому счастливому периоду жизни Рембрандта, когда он добился популярности как художник, количество заказов на его картины возросло, появились ученики. Он был счастлив и в семейной жизни, и решил создать портрет своей семьи. Это единственная картина Рембрандта, на которой он изобразил себя с Саскией (есть ещё офорт «Автопортрет с Саскией», датируемый 1636 годом). И к теме Блудного сына художник вернулся год спустя в офорте «Возвращение блудного сына», и 31 год спустя - в финальной картине «Возвращение блудного сына».

Читатель, верующий или нет, может догадаться, что смысл этой притчи глубок,и относится не только к минувшим событиям, а, возможно, и к настоящим, и ни к кому-то там, а к нему самому. В быстром темпе суетной современной жизни многие ли из нас задумываются о смысле жизни, о Боге? Наука развивается, и уже не понятно, кто кому служит, наука человеку, или человек науке? В погоне за деньгами, и комфортом кто из нас задумывается о спасении души, о загробной жизни? Что для нас означает эта притча? Есть ли у нас Отец, или мы как блудные дети, наслаждаемся жизнью, не думая, что в один миг может настать голод. Жизнь такая хрупкая, человеческое тело такое хрупкое и всего оно боится - и холода, и голода. Для меня эта притча означает, что Бог Отец любит всех своих детей. А по блудным сынам тужит паче преданных ему, ведь они нуждаются в нём больше. Возможно, он ждёт, чтобы мы «наигрались» в земные игрушки, испытали и славу, и позор, боль и радость, счастье и горе, расцвет и упадок, насытились бы всем этим и пришли к нему. Верный сын от Отца не отходит, он верит. и отец всегда рядом с ним. А блудный сын считает, что у него есть всё. и ему не нужна ни опека, ни поддержка, и покуда он наслаждается материальными благами, Отец ему не нужен, он к нему и не взывает. А когда становиться худо, он начинает молиться Отцу и искать у него помощи.

Мудрый человек, оборачиваясь на человеческую историю, понимает, что наша жизнь чередуется взлетами и падениями. Сколько войн пережили люди, сколько болезней, сколько катастроф и катаклизмов случалось с человечеством. И тем не менее, люди всё еще не верят, всё еще озабочены только суетными делами, всё еще борются друг с другом ряди жалкой выгоды. Даже те, кто идут в храмы, мечети и синагоги, выйдя из ворот, становятся прежними людьми, по-прежнему ненавидят, завидуют и лелеют дурные помыслы. Возможно, эта вечная тема «блудного сына» служит руководством и для нас. Пусть мы совершали плохие поступки в прошлом, пусть грешили в наведении или осознанно. Если мы обратимся к Богу, не для того, чтобы он помог нам в нужде, вылечил родных, перевел деньги на банковский счет или наказал наших врагов, а для того, чтобы прийти к Нему, в его духовную обитель, то осознаем смысл жизни и обретем душевный покой.

Блудные сыны, это не только те, кто живёт экстравагантно, расточают деньги и даже убивают и совершают криминальные поступки ради личной выгоды. А также и все мы, когда наши мысли крутятся только вокруг личных интересов, вокруг семьи, огородов, путешествий, карьеры, иномарки, погоней за продвижением в карьере и тп. Мы перестаем блуждать, когда, чтобы мы не делали, где бы ни были, осознаём, что везде нужно быть хорошим человеком, думать о других в первую очередь, не вредить умышленно живым существам и очищать свою душу, чтобы вернутся к Отцу, как блудный сын.

Установили бы Вы себе на телефон приложение для чтения статей сайта epochtimes?

Рембрандт «Возвращение блудного сына» (деталь)

Тема блудного сына – всевременная, вечная. Она, пожалуй, одна из самых популярных тем в мировой культуре и одна из самых древних.

Известно, что сюжет с ушедшим из дому и обитавшим на чужбине, а затем вернувшимся в отчий дом сыном начинается в древних вавилонских текстах и в греческих папирусах. Но более известен он как евангельский сюжет: притчу о блудном сыне мы читаем в Евангелии от Луки (Лк.: 15:11-32). В Евангелии притча, которую рассказывает Иисус Христос, имеет в основном метафорический смысл – драма греха, покаяния и прощения, но есть в этом рассказе и непосредственный житейский сюжет, обыкновенная семейная драма, которая повторяется из века в век, из страны в страну, она трогает сегодня точно так же, как трогала сердца первых слушателей, потому что, в сущности, нет ничего нового под солнцем.

К этой теме много раз обращались и писатели, и поэты, и художники – она неисчерпаема.

Но здесь мы говорим только о живописи, поэтому вспомним, что до Рембрандта этот сюжет привлекал и Дюрера, и Босха, и Рубенса, и Луку Лейденского, и… Впрочем, пора обратиться к картине Рембрандта.

Сюжет картины

Рембрандт «Возвращение блудного сына» (около 1666-1699). Холст, масло. 260х203 см. Эрмитаж, Санкт-Петербург

Всё-таки сначала надо познакомиться с притчей (тем, конечно, кто с ней ещё не знаком). Потому что без этого трудно даже начинать разговор о сюжете самой картины. Итак, притча.

Притча о блудном сыне

У некоторого человека было два сына; и сказал младший из них отцу: отче! дай мне следующую часть имения. И отец разделил им имение. По прошествии немногих дней младший сын, собрав всё, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно. Когда же он прожил всё, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться; и пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней; и он рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему. Придя же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода; встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих.
Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его. Сын же сказал ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим. А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги; и приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться! ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся. И начали веселиться.
Старший же сын его был на поле; и возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и ликование; и, призвав одного из слуг, спросил: что это такое? Он сказал ему: брат твой пришел, и отец твой заколол откормленного теленка, потому что принял его здоровым. Он осердился и не хотел войти. Отец же его, выйдя, звал его. Но он сказал в ответ отцу: вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козлёнка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими; а когда этот сын твой, расточивший имение своё с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка. Он же сказал ему: сын мой! ты всегда со мною, и всё мое твое, а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся.

На картине изображён заключительный эпизод притчи: блудный сын возвратился домой. Он ещё не вошёл в дом, а упал на колени перед отцом, который вышел его встречать. Отец с нежностью обнял сына за плечи. Мы не видим лица блудного сына, но весь его облик говорит о том, что этот человек довольно настрадался за время своих похождений: потрёпанная одежда, истоптанные туфли, бритая голова… Он не замечает, что одна туфля упала – он весь охвачен чувством раскаяния и радостью встречи с отцом. Художник выделяет светом именно эти две фигуры, самые главные в сюжете, всё остальное видится не очень чётко, даже свидетели сцены прощения.

Рембрандт «Возвращение блудного сына» (деталь картины)

Хотя фигура справа написана почти так же ярко, как и основные герои. Видимо, поэтому некоторые исследователи считают, что это старший сын. С этим можно соглашаться и не соглашаться. Во-первых, на его лице мы видим сочувствие ко всему происходящему, а в притче старший сын выражает совсем другие чувства. Во-вторых, согласно притче, старший сын узнаёт о возвращении младшего, когда пришёл с поля, где он работал и, в соответствии с этим, должен был быть в рабочей одежде – на картине же он изображён в дорожном плаще.

Существуют и другие версии: например, что в этом образе Рембрандт изобразил себя. Но не будем гадать, ведь на картине изображены, помимо сына и отца, ещё четыре загадочных персонажа. Кто они, художник не разъяснил.

История создания картины

Рембрандт написал картину «Возвращение блудного сына» в последние годы своей жизни. Но это не единственная его работа на данный сюжет. Картину датируют 1666-1669 годами, хотя некоторые считают эти даты спорными, но ещё в 1635 г. он создаёт полотно «Блудный сын в таверне» («Автопортрет с Саскией на коленях»). Это известный автопортрет художника с женой Саскией, на котором он изобразил себя и её героями библейской притчи о блудном сыне. Эта картина находится в Дрезденской галерее.

Рембрандт «Блудный сын в таверне» (1635). Холст, масло, 161х131. Галерея старых мастеров, Дрезден

Вспомним этот эпизод из Евангелия от Луки: «По прошествии немногих дней младший сын, собрав всё, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно».

Роль блудного сына на картине Рембрандт поручил себе. Он элегантно одет в камзол со шпагой, на голове – шляпа с пером, правой рукой он высоко поднимает хрустальный бокал с вином. На коленях у него сидит Саския в роли блудницы, также в богатом наряде. Блюдо с павлином на столе – символ тщеславия.

Рембрандт «Возвращение блудного сына». Офорт на бумаге, 12, 9х13,5 см. Государственный музей, Амстердам

Затем к этой теме художник возвращается год спустя, создав офорт «Возвращение блудного сына», и только 31 год спустя окончательно приступит к своей самой большой картине на религиозную тему – «Возвращение блудного сына».

Как эта картина попала в Россию?

Князь Дмитрий Алексеевич Голицын купил её по поручению Екатерины II для Эрмитажа в 1766 г. у Андре д’Ансезена, последнего герцога де Кадруса. А он, в свою очередь, унаследовал картину от своей жены, дед которой, Шарль Кольбер, выполнял в Голландии дипломатические поручения Людовика XIV и там, скорее всего, приобрёл её.

Мы начали нашу статью с того, что тема блудного сына всевременная и вечная. Этим же и закончим. И проиллюстрируем заключительным кадром фильма А. Тарковского «Солярис» – возвращение блудного Криса Кельвина к отцу.

Кадр из фильма «Солярис»

Рембрандт Возвращение блудного сына, около 1666-69 годов.

В гравюрах и живописи

Сначала были фрески и витражи. Отдельные сюжеты знаменитой евангельской притчи изображены на стенах французских кафедральных соборов и, в отличие от некоторых более поздних художественных произведений изобразительного искусства, рассказывают обо всех этапах мытарств блудного сына: получение наследства, пир и кутеж, работа свинопасом, возвращение к отцу и, конечно, прощение.

В 1541 году голландский художник Корнелис Антониссен создает гравюру на дереве, на которой изображен сын, сидящий на коленях у отца в окружении фигур, каждая из которых подписана: Вера, Надежда, Любовь, Покаяние и Правда. Некоторые искусствоведы склонны считать именно эту гравюру прообразом знаменитой картины Рембрандта «Возвращение блудного сына», написанной художником в 60-х годах XVII века. На картине Рембрандта изображен финальный эпизод притчи, который, собственно, чаще всего и использовали художники. Еще одна знаменитая работа Рембрандта — «Блудный сын в таверне», где художник изобразил самого себя в роли блудного сына, а также свою жену Саскию — была написана за тридцать лет до появления картины «Возвращение блудного сына».

Рембрандт, «Блудный сын в таверне». Около 1635 год.

Некоторые художники посвятили притче сразу несколько произведений. Так, в Национальной галерее США выставлена картина Бартоломео Эстебан Мурильо «Возвращение блудного сына», а в Национальной галерее Ирландии другая его работа — «Блудный сын, получающий наследство». Первая и последняя из серии, состоящей из 5 шедевров живописи, которые художник написал по сюжету евангельской притчи.

Сцену возвращения домой описал в своей картине «Блудный сын» и Иероним Босх , но в отличие от произведений других живописцев — в его работе отсутствуют радость, покаяние и прощение. Скорее, настороженность. Сын возвращается домой в нищете, измученный невзгодами, пристыженный и не знает, как его встретят родители и что его ждет.

Одно из самых последних обращений к этому евангельскому сюжету принадлежит руке Марка Шагала . В его вольной интерпретации, исполненной в стиле примитивизма, отец и сын находятся на улице Витебска в окружении толпы людей, одетых в пеструю национальную одежду. Картину Шагал написал после поездки в Москву и Санкт-Петербург.

Иероним Босх «Блудный сын» («Путник»), 1510 год.

В литературе

Два литературных труда в жанре повествовательной прозы были написаны во второй половине XVII века — «Повесть о Горе-Злочастии» и «Повесть о Савве Гудыне». Оба произведения обращаются к евангельскому сюжету о блудном сыне. В «Горе-Злочастии» главный герой по имени Молодец повторяет путь блудного сына, попадая в «царев кабак», в «Повести о Савве Гудыне» этот сюжет сочетается со сказкой, образуя тем самым витиеватое повествование, примеров которого в те времена не было.

Использовал притчу при построении сюжета своего произведения Александр Сергеевич Пушкин . Сопоставлять его переосмысление евангельского сюжета и саму притчу учат еще в школе, это одна из основных тем при «разборе» повести «Станционный смотритель». Точнее — противопоставлять, ведь в «Станционном смотрителе» этот сюжет показан неожиданно — здесь все наоборот. Вместо обедневшего сына-наследника довольная жизнью боярыня приезжает на похороны обнищавшего отца. Ну а картина «Возвращение блудного сына», висящая на стене в начале повести, играет роль того самого ружья, которое «выстреливает» в конце повествования.

Косвенно этой темы Пушкин касается и в других своих произведениях — повести «Капитанская дочка» и неоконченных «Записках молодого человека».

Красная гора в Оренбургской области — место, описанное в повести «Капитанская дочка». Фото: www.russianlook.com

Стихотворение Николая Гумилева «Блудный сын» разделено на четыре части, каждая из которых характеризует одно из состояний героя.

«Отец, отпусти меня... завтра... сегодня!..» — стремление бросить отчий дом, «Как розов за портиком край небосклона! Как веселы в пламенном Тибре галеры!» — упоение свободой, «Пойду и скажу ему: «Отче, Я грешен пред господом и пред тобою» — лишения, невзгоды и окончательное решение вернуться домой и, наконец, «Узнал... догадался... идет мне навстречу... И праздник, и эта невеста... не мне ли?!». Интересно, что у Гумилева стихотворение завершается без слов прощения, и конец не совсем ясен, хоть все и предполагает счастливый финал.

Всего в двух четверостишиях стихотворения Ивана Бунина «И цветы, и шмели, и трава, и колосья» раскрывается если не сюжет, то мораль евангельской притчи. Блудный сын здесь предстает перед Господом, который спрашивает его: «Был ли счастлив ты в жизни земной?» Но ответа и финала здесь тоже нет: сын захлебывается сладостными слезами, вместо ответа — безмолвие.

В театре

Переносить библейский сюжет на театральную сцену также начали еще в Средневековье, одна из первых русских пьес, написанных по евангельскому сюжету, принадлежит Симеону Полоцкому . В XVII веке он написал «Комидии притчи о Блуднем сыне», которая почти полностью повторяет сюжет, а через несколько лет — «Комидию о Навуходоносори-царе», — драматургическую переработку того же сюжета.

Яркий пример использования сюжета евангельской притчи — балет «Блудный сын» Прокофьева . В работе над балетом были задействованы величайшие культурные деятели: идея пришла Сергею Дягилеву , музыку написал Сергей Прокофьев, в то время живущий на Западе, постановкой спектакля занялся Джордж Баланчин , главную партию исполнил Сергей Лифарь (на фото). «Блудный сын» — шедевр, премьера которого имела оглушительный успех, а в дальнейшем балет вошел в ряд мировой балетной классики.

В 2012 году в Московском драматическом театре им. Рубена Симонова прошла премьера постановки «Блудный сын (Франсуа Вийон)». Сюжет описывает историю жизни средневекового поэта Франсуа Вийона , который, бросив отчий дом в юном возрасте, отправился в путешествие по стране, кутя, сочиняя стихи и попадая в ситуации, которые впоследствии привели к его гибели.

В кино

Фильм «Солярис» Андрея Тарковского неоднозначен и многослоен и, несмотря на, в общем-то, несложный сюжет, разобраться в хитросплетениях философских задумок автора, чрезвычайно сложно. И еще сложнее тем, кто перед просмотром прочитал одноименный роман Станислава Лема . А потому «выцепить» и заметить здесь библейский сюжет с первого раза кажется невозможным. Однако он есть, мало того, весь фильм, кажется, и построен на его основе — зритель убеждается в этом в самом конце, когда в последнем кадре герои создают композицию, похожую на вышеупомянутое произведение Рембрандта. И тогда все встает на свои места: космические путешествия, «гости», возвращение на Землю — все это создает законченную картину.

Донатас Банионис в фильме «Солярис». 1972 год.

Тему евангельского сюжета о блудном сыне использовали во все времена, и каждый раз вдохновляла на создание шедевров и переосмысление поступков, слов и помыслов. Актуальна она и сейчас — в погоне за карьерой, деньгами, славой, очень легко забыть о близких. Эти же произведения, будь то картины, пьесы или литературные труды, напоминают о важности отношений, преданности и уважения к окружающим и близким людям.

Рембрандт - Блудный сын в таверне.
Год создания: 1635
Холст, масло.
Оригинальный размер: 161 × 131 см
Галерея старых мастеров, Дрезден

«Блудный сын в таверне» («Автопортрет с Саскией на коленях») — знаменитый автопортрет Рембрандта с женой Саскией, на котором они представлены героями библейской притчи о блудном сыне. Экспонируется в Дрезденской галерее (Германия). Время создания картины относится к самому счастливому периоду жизни Рембрандта, когда он добился популярности как художник, количество заказов на его картины возросло, появились ученики. Он был счастлив и в семейной жизни, и решил создать портрет своей семьи. Это единственная картина Рембрандта, на которой он изобразил себя с Саскией (есть ещё офорт «Автопортрет с Саскией», датируемый 1636 годом). Существует версия, что первоначально на картине были и другие персонажи, но потом художник решил оставить только себя и Саскию, и холст с левой стороны был обрезан самим Рембрандтом.

К теме блудного сына художник вернется год спустя в офорте «Возвращение блудного сына», и 31 год спустя — в финальной картине «Возвращение блудного сына». Картина иллюстрирует рассказ из Евангелия от Луки 15:13: «По прошествии немногих дней младший сын, собрав всё, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно». На картине Рембрандт играет роль блудного сына, расточающего «имение своё с блудницами», элегантно одетого в камзол со шпагой, шляпу с пером, высоко поднимающего хрустальный бокал с вином. На коленях у него сидит Саския, тоже в богатой одежде в роли блудницы. На столе видно блюдо с павлином, символом тщеславия. Несмотря на веселье, изображенное на картине, Рембрандт всё же одной деталью напомнил, какое продолжение имеет библейская история. На стене видна грифельная доска — символ того, что рано или поздно за всё придётся платить.

Автопортрет с Саскией или Блудный сын в таверне — знаменитая картина-автопортрет Рембрандта, где он изобразил себя с супругой Саскией персонажами притчи о блудном сыне. Картина была создана в 1635 году, в самый счастливый период жизни художника. В это время Рембрандт стал известным и популярным живописцем, у него появились ученики, а заказы были распределены на годы вперед. И в семейной жизни у художника все было хорошо. Поэтому он решил создать семейный портрет. Это единственная картина голландского художника, на которой он изображен вместе с Саскией (хотя известен ещё офорт «Автопортрет с Саскией», нарисованный через год). Так как полотно было обрезано Рембрандтом, существует версия, что на отрезанной части картины были другие персонажи, но потом живописец решил оставить только себя и супругу. Притча о блудном сыне была востребованна Рембрантдом, который через 31 год напишет свою знаменитую картину «Возвращение блудного сына». Картина описывает известную притчу из Евангелия от Луки. На полотне Рембрандт изображен в роль блудного сына, который растрачивает свое наследство. Он одет в элегантный камзол со шпагой, на его голове богатая шляпа с пером, а правой рукой он поднимает хрустальный бокал с вином. На его коленях сидит Саския, облаченная в богатую одежду распутницы. На столе стоит блюдо с павлином, который символизирует тщеславие. Несмотря на кажущуюся легкость и веселость картины, мастер одной деталью напоминает о том, как закончится библейская притча. На стене заметна грифельная доска, котороя в то время использовалась для записи долгов. Этой деталью Рембрандт напоминает о том, что за все когда-то придеться платить. Сейчас картина «Блудный сын в таверне» выставляется в Дрезденской галерее.