Одна из лучших притч царя соломона. Соломоновы притчи – мудрость на каждый день Самые известные притчи соломона

Царь Соломон - правитель, известный своей мудростью и способностью принимать мудрые и верные решения в ситуациях, которые кажутся неразрешимыми. Притчи царя Соломона изучают в школах, цитаты монарха используют как напутствие, а сам жизненный опыт этого человека ставят в пример тем, кто сошел с праведного пути. Этому правителю самой судьбой было прописано стать тем, кем он стал. Ведь уже одно его имя Шломо (Соломон) с иврита переводится как «миротворец» и «совершенный».

Восхождение на трон

Соломон был самым младшим, четвертым сыном и его супруги Вирсавии. Двое старших его братьев - Амнон и Авшалом - скончались, будучи еще совсем юными. Старшим теперь стал третий сын, которого звали Адония. Законы тех времен требовали, чтобы трон царя занял именно он, но Давид поклялся жене, что его преемником будет только Соломон, и лишь ему он передаст право руководить всем израильским государством. Отцовское решение вызвало огорчение у Адония, поэтому он заручился поддержкой тех, кто считал его более подходящим наследником. Такими лицами оказались военачальник Йоава и первосвященник Эвьятара. Те же, кто принял сторону Соломона, высказали мнение о том, что Адония не является первородным отпрыском Давида, а потому монарх мог рассудить детей так, как он считал нужным.

Еще при жизни Давида Соломон и Адония начали борьбу за право власти. Адония хотел привлечь на свою сторону народ воистину царским пиршеством. Он окружил себя большим количеством всадников, завел много скороходов и колесниц. Адония назначил день, когда провозгласит себя новым правителем Израиля. В указанное время он собрал всех своих приближенных и в честь праздника устроил в окрестностях города бурное торжество. Вирсавии стало известно об этом событии и, обратившись к пророку Натану, она смогла убедить своего мужа немедленно назначить Соломона руководителем страны. Возле источника Гихон, в присутствии священника Цадока, пророка Натана и отряда телохранителей священнослужитель благословил Соломона на царство. Все те, кто хотя бы краем уха услышали о совершенном обряде, признали новоиспеченного монарха своим правителем.

Адонию стало известно о случившемся. Он испугался гнева своего брата и сбежал в святилище. Соломон пообещал ему свое помилование в обмен на достойное поведение. Об этом рассказывают притчи царя Соломона, дошедшие до наших дней.

Святой Татеваци и его толкование

Григор Татеваци (XIV-XV вв.) - великий философ, церковный деятель, педагог и богослов из Армении. Он оставил необычайный след в истории литературы и науки Средневековья. Именно он написал работу под названием «Толкование Притчей Соломоновых». Труд был малого объема, поэтому, как и другие категории, не был удостоен внимания издателей и текстологов. А связано это с тем, что в своих рукописях философ комментировал разные части Библии, раскрывая свои собственные экономические, этические, педагогические и социально-политические взгляды.

Можно смело утверждать, что притчи царя Соломона, толкование которых взял на себя Татеваци, достойны того, чтобы их публиковали и давали им научную оценку. «Толкование притчей Соломоновых» - это книга, которая относится к числу произведений нравоучительного характера, принадлежащих перу Татеваци. Они адресуются тем, кто изучает библейские тексты во всех деталях. Комментируя притчи царя, Григор в некоторых местах ссылается и на собственные взгляды этического характера. Он по-своему трактует и религиозную мораль, которую высказывает в притчах легендарный царь. Объясняя смысл притч, Тетеваци подкрепляет каждую свою реплику большим количеством ссылок и цитат на другие книги Святого Писания.

Самое известное кольцо в мире

Притчи царя Соломона насчитывают около трех тысяч сочинений, которые составили 31 раздел Книги притч Соломоновых. Царские сказания являются напутствиями молодой особе о том, как необходимо правильно жить в мире.

Одной из самых известных притч считается притча о кольце царя Соломона. Она рассказывает о том, как Соломон обратился к своему придворному мудрецу с просьбой помочь ему справиться со своими чувствами. Сын Давида слыл мудрым человеком, но жизнь его была беспокойной, он часто поддавался страстям, которые его неимоверно огорчали. На это мудрец ответил, что дарит правителю кольцо с высеченной надписью: «Это пройдет!» Он сказал, что как только Соломон ощутит радость или разочарование, он должен взглянуть на украшение и прочесть гравировку, которая отрезвит властелина. Именно в ней он должен найти спасение от гнетущих переживаний.

Благодаря мудрецу Соломон нашел спокойствие. Но один раз царь разгневался так, как никогда раньше, и даже надпись на кольце ему не помогла. Он снял украшение и хотел его выбросить, но на внутренней стороне нашел следующую фразу: «И это пройдет!»

Старая песня на современный лад

Притча царя Соломона «Все пройдет» была высоко оценена не только нашими предками, но и современниками. Так, последние на ее основе сочинили свою, если так можно выразиться, мудрость: один человек обратился к психологу, чтобы тот помог ему. Ведь он потерял работу, денег на существование практически нет, а все друзья отвернулись. Доктор сказал мужчине разложить во всех комнатах, на всех видных местах бумажку с надписью: «Все пройдет». Через некоторое время мужчина снова пришел к врачу и сказал, что все наладилось: он нашел прекрасную работу, помирился с женой, отыскал новых друзей. Он спросил эскулапа, можно ли выбросить записки, но доктор ответил: «Зачем? Пускай еще полежат».

Великая мудрость

Израиль заговорил о великой мудрости царя Соломона после того, как он рассудил двух женщин. Притча царя Соломона о ребенке доказала, что этот правитель действительно прозорливый правитель и судья. Суть сказания заключается в том, что перед монархом предстали две мамы. Обе родили в один день сыновей, но у одной из них мальчик умер. Каждая утверждала, что живой ребенок именно ее малыш. Тогда Соломон приказал принести меч и разрубить кроху напополам, чтобы и одной, и другой женщине досталось по половине ребенка. Одна мать в ужасе крикнула, чтобы не делали этого, а отдали дитя живым ее оппонентке. Другая, наоборот, дала согласие на такое решение, мол, пусть не достанется ни ей, ни мне. Царь провозгласил, чтобы отдали сына той, которая была против того, чтобы разрубили малыша, ибо только настоящая мать способна на милосердие.

Лучшие годы в истории страны

Царь Соломон управлял Израилем с 965 года до н. э. по 928 год до н. э. Это время называют эпохой, когда расцвела монархия. За 40 лет правления Соломон обрел славу мудрейшего правителя в целом мире. на был построен еще при жизни царя. Притчи царя Соломона доказывают истинную мудрость правителя и его величие. Более того, они не утратили своей актуальности и по сей день.

Книга притчей Соломоновых


1

Притчи Соломона, сына Давидова, царя Израильского, чтобы познать мудрость и наставление, понять изречения разума; усвоить правила благоразумия, правосудия, суда и правоты; простым дать смышленость, юноше – знание и рассудительность; послушает мудрый – и умножит познания; и разумный найдет мудрые советы, чтобы разуметь притчу и замысловатую речь, слова мудрецов и загадки их.


Начало мудрости – страх Господень; [доброе разумение у всех, водящихся им; а благоговение к Богу – начало разумения;] глупцы только презирают мудрость и наставление.


Слушай, сын мой, наставление отца твоего и не отвергай завета матери твоей, потому что это – прекрасный венок для головы твоей и украшение для шеи твоей.


Сын мой! если будут склонять тебя грешники, не соглашайся; если будут говорить: «Иди с нами, сделаем засаду для убийства, подстережем непорочного без вины, живых проглотим их, как преисподняя, и – целых, как нисходящих в могилу; наберем всякого драгоценного имущества, наполним домы наши добычею; жребий твой ты будешь бросать вместе с нами, склад один будет у всех нас», – сын мой! не ходи в путь с ними, удержи ногу твою от стези их, потому что ноги их бегут ко злу и спешат на пролитие крови.


В глазах всех птиц напрасно расставляется сеть, а делают засаду для их крови и подстерегают их души.


Таковы пути всякого, кто алчет чужого добра: оно отнимает жизнь у завладевшего им.


Премудрость возглашает на улице, на площадях возвышает голос свой, в главных местах собраний проповедует, при входах в городские ворота говорит речь свою: «Доколе, невежды, будете любить невежество? доколе буйные будут услаждаться буйством? доколе глупцы будут ненавидеть знание?


Обратитесь к моему обличению: вот, я изолью на вас дух мой, возвещу вам слова мои.


Я звала, и вы не послушались; простирала руку мою, и не было внимающего; и вы отвергли все мои советы и обличений моих не приняли.


За то и я посмеюсь вашей погибели; порадуюсь, когда придет на вас ужас; когда придет на вас ужас, как буря, и беда, как вихрь, принесется на вас; когда постигнет вас скорбь и теснота.


Тогда будут звать меня, и я не услышу; с утра будут искать меня, и не найдут меня.


За то, что они возненавидели знание и не избрали для себя страха Господня, не приняли совета моего, презрели все обличения мои; за то и будут они вкушать от плодов путей своих и насыщаться от помыслов их.


Потому что упорство невежд убьет их и беспечность глупцов погубит их, а слушающий меня будет жить безопасно и спокойно, не страшась зла».

2

Сын мой! если ты примешь слова мои и сохранишь при себе заповеди мои, так что ухо твое сделаешь внимательным к мудрости и наклонишь сердце твое к размышлению; если будешь призывать знание и взывать к разуму; если будешь искать его, как серебра, и отыскивать его, как сокровище, то уразумеешь страх Господень и найдешь познание о Боге.


Ибо Господь дает мудрость; из уст Его – знание и разум; Он сохраняет для праведных спасение; Он – щит для ходящих непорочно; Он охраняет пути правды и оберегает стезю святых Своих.


Тогда ты уразумеешь правду и правосудие и прямоту, всякую добрую стезю.


Когда мудрость войдет в сердце твое и знание будет приятно душе твоей, тогда рассудительность будет оберегать тебя, разум будет охранять тебя, дабы спасти тебя от пути злого, от человека, говорящего ложь, от тех, которые оставляют стези прямые, чтобы ходить путями тьмы; от тех, которые радуются, делая зло, восхищаются злым развратом, которых пути кривы и которые блуждают на стезях своих; дабы спасти тебя от жены другого, от чужой, которая умягчает речи свои, которая оставила руководителя юности своей и забыла завет Бога своего.


Дом ее ведет к смерти, и стези ее – к мертвецам; никто из вошедших к ней не возвращается и не вступает на путь жизни.


Посему ходи путем добрых и держись стезей праведников, потому что праведные будут жить на земле и непорочные пребудут на ней; а беззаконные будут истреблены с земли, и вероломные искоренены из нее.

3

Сын мой! наставления моего не забывай, и заповеди мои да хранит сердце твое; ибо долготы дней, лет жизни и мира они приложат тебе.


Милость и истина да не оставляют тебя: обвяжи ими шею твою, напиши их на скрижали сердца твоего, и обретешь милость и благоволение в очах Бога и людей.


Надейся на Господа всем сердцем твоим и не полагайся на разум твой.


Во всех путях твоих познавай Его, и Он направит стези твои.


Не будь мудрецом в глазах твоих; бойся Господа и удаляйся от зла: это будет здравием для тела твоего и питанием для костей твоих.


Чти Господа от имения твоего и от начатков всех прибытков твоих, и наполнятся житницы твои до избытка, и точила твои будут переливаться новым вином.


Наказания Господня, сын мой, не отвергай и не тяготись обличением Его; ибо кого любит Господь, того наказывает и благоволит к тому, как отец к сыну своему.


Блажен человек, который снискал мудрость, и человек, который приобрел разум, потому что приобретение ее лучше приобретения серебра и прибыли от нее больше, нежели от золота: она дороже драгоценных камней; [никакое зло не может противиться ей; она хорошо известна всем, приближающимся к ней,] и ничто из желаемого тобою не сравнится с нею.


Долгоденствие – в правой руке ее, а в левой у нее – богатство и слава; [из уст ее выходит правда; закон и милость она на языке носит;] пути ее – пути приятные, и все стези ее – мирные.


Она – древо жизни для тех, которые приобретают ее, – и блаженны, которые сохраняют ее!


Господь премудростью основал землю, небеса утвердил разумом; Его премудростью разверзлись бездны, и облака кропят росою.


Сын мой! не упускай их из глаз твоих; храни здравомыслие и рассудительность, и они будут жизнью для души твоей и украшением для шеи твоей.


Тогда безопасно пойдешь по пути твоему и нога твоя не споткнется.


Когда ляжешь спать – не будешь бояться; и когда уснешь – сон твой приятен будет.


Не убоишься внезапного страха и пагубы от нечестивых, когда она придет, потому что Господь будет упованием твоим и сохранит ногу твою от уловления.


Не отказывай в благодеянии нуждающемуся, когда рука твоя в силе сделать его.


Не говори другу твоему: «Пойди и приди опять, и завтра я дам», когда ты имеешь при себе. [Ибо ты не знаешь, что родит грядущий день.]


Не замышляй против ближнего твоего зла, когда он без опасения живет с тобою.


Не ссорься с человеком без причины, когда он не сделал зла тебе.


Не соревнуй человеку, поступающему насильственно, и не избирай ни одного из путей его, потому что мерзость пред Господом развратный, а с праведными у Него общение.


Проклятие Господне на доме нечестивого, а жилище благочестивых Он благословляет.


Если над кощунниками Он посмеивается, то смиренным дает благодать.


Мудрые наследуют славу, а глупые – бесславие.

4

Слушайте, дети, наставление отца и внимайте, чтобы научиться разуму, потому что я преподал вам доброе учение. Не оставляйте заповеди моей.


Ибо и я был сын у отца моего, нежно любимый и единственный у матери моей, и он учил меня и говорил мне: да удержит сердце твое слова мои; храни заповеди мои и живи.


Приобретай мудрость, приобретай разум: не забывай этого и не уклоняйся от слов уст моих.


Не оставляй ее, и она будет охранять тебя; люби ее, и она будет оберегать тебя.


Главное – мудрость: приобретай мудрость, и всем имением твоим приобретай разум.


Высоко цени ее, и она возвысит тебя; она прославит тебя, если ты прилепишься к ней; возложит на голову твою прекрасный венок, доставит тебе великолепный венец.


Слушай, сын мой, и прими слова мои – и умножатся тебе лета жизни.


Я указываю тебе путь мудрости, веду тебя по стезям прямым.


Когда пойдешь, не будет стеснен ход твой, и когда побежишь, не споткнешься.


Крепко держись наставления, не оставляй, храни его, потому что оно – жизнь твоя.


Не вступай на стезю нечестивых и не ходи по пути злых; оставь его, не ходи по нему, уклонись от него и пройди мимо; потому что они не заснут, если не сделают зла; пропадает сон у них, если они не доведут кого до падения, ибо они едят хлеб беззакония и пьют вино хищения.


Стезя праведных – как светило лучезарное, которое более и более светлеет до полного дня.


Путь же беззаконных – как тьма; они не знают, обо что споткнутся.


Сын мой! словам моим внимай и к речам моим приклони ухо твое; да не отходят они от глаз твоих; храни их внутри сердца твоего: потому что они жизнь для того, кто нашел их, и здравие для всего тела его.


Больше всего хранимого храни сердце твое, потому что из него источники жизни.


Отвергни от себя лживость уст, и лукавство языка удали от себя.


Глаза твои пусть прямо смотрят, и ресницы твои да направлены будут прямо пред тобою.


Обдумай стезю для ноги твоей, и все пути твои да будут тверды.


Не уклоняйся ни направо, ни налево; удали ногу твою от зла, [потому что пути правые наблюдает Господь, а левые – испорчены. Он же прямыми сделает пути твои, и шествия твои в мире устроит.]

5

Сын мой! внимай мудрости моей и приклони ухо твое к разуму моему, чтобы соблюсти рассудительность и чтобы уста твои сохранили знание. [Не внимай льстивой женщине;] ибо мед источают уста чужой жены и мягче елея речь ее; но последствия от нее горьки, как полынь, остры, как меч обоюдоострый; ноги ее нисходят к смерти, стопы ее достигают преисподней.


Если бы ты захотел постигнуть стезю жизни ее, то пути ее непостоянны и ты не узнаешь их.


Итак, дети, слушайте меня и не отступайте от слов уст моих.



И ты будешь стонать после, когда плоть твоя и тело твое будут истощены, и скажешь: «Зачем я ненавидел наставление, и сердце мое пренебрегало обличением, и я не слушал голоса учителей моих, не приклонял уха моего к наставникам моим: едва не впал я во всякое зло среди собрания и общества!»


Пей воду из твоего водоема и текущую из твоего колодезя.


Пусть [не] разливаются источники твои по улице, потоки вод – по площадям; пусть они будут принадлежать тебе одному, а не чужим с тобою.


Источник твой да будет благословен; и утешайся женою юности твоей, любезною ланью и прекрасною серною: груди ее да упоявают тебя во всякое время, любовью ее услаждайся постоянно.


И для чего тебе, сын мой, увлекаться постороннею и обнимать груди чужой?


Ибо пред очами Господа пути человека и Он измеряет все стези его.


Беззаконного уловляют собственные беззакония его, и в узах греха своего он содержится: он умирает без наставления и от множества безумия своего теряется.

6

Сын мой! если ты поручился за ближнего твоего и дал руку твою за другого – ты опутал себя словами уст твоих, пойман словами уст твоих.


Сделай же, сын мой, вот что и избавь себя, так как ты попался в руки ближнего твоего: пойди, пади к ногам и умоляй ближнего твоего; не давай сна глазам твоим и дремания веждам твоим; спасайся, как серна из руки и как птица из руки птицелова.


Пойди к муравью, ленивец, посмотри на действия его и будь мудрым.


Нет у него ни начальника, ни приставника, ни повелителя; но он заготовляет летом хлеб свой, собирает во время жатвы пищу свою. [Или пойди к пчеле и познай, как она трудолюбива, какую почтенную работу она производит; ее труды употребляют во здравие и цари и простолюдины; любима же она всеми и славна; хотя силою она слаба, но мудростью почтена.]


Доколе ты, ленивец, будешь спать? когда ты встанешь от сна твоего?


Немного поспишь, немного подремлешь, немного, сложив руки, полежишь: и придет, как прохожий, бедность твоя и нужда твоя, как разбойник. [Если же будешь не ленив, то, как источник, придет жатва твоя; скудость же далеко убежит от тебя.]


Человек лукавый, человек нечестивый ходит со лживыми устами, мигает глазами своими, говорит ногами своими, дает знаки пальцами своими; коварство в сердце его: он умышляет зло во всякое время, сеет раздоры.


Зато внезапно придет погибель его, вдруг будет разбит – без исцеления.


Вот шесть, что ненавидит Господь, даже семь, что мерзость душе Его: глаза гордые, язык лживый и руки, проливающие кровь невинную, сердце, кующее злые замыслы, ноги, быстро бегущие к злодейству, лжесвидетель, наговаривающий ложь и сеющий раздор между братьями.


Сын мой! храни заповедь отца твоего и не отвергай наставления матери твоей; навяжи их навсегда на сердце твое, обвяжи ими шею твою.


Когда ты пойдешь, они будут руководить тебя; когда ляжешь спать, будут охранять тебя; когда пробудишься, будут беседовать с тобою: ибо заповедь есть светильник, и наставление – свет, и назидательные поучения – путь к жизни, чтобы остерегать тебя от негодной женщины, от льстивого языка чужой.


Не пожелай красоты ее в сердце твоем, [да не уловлен будешь очами твоими,] и да не увлечет она тебя ресницами своими, потому что из-за жены блудной обнищевают до куска хлеба, а замужняя жена уловляет дорогую душу.


Может ли кто взять себе огонь в пазуху, чтобы не прогорело платье его?


Может ли кто ходить по горящим угольям, чтобы не обжечь ног своих?


То же бывает и с тем, кто входит к жене ближнего своего: кто прикоснется к ней, не останется без вины.


Не спускают вору, если он крадет, чтобы насытить душу свою, когда он голоден; но, будучи пойман, он заплатит всемеро, отдаст все имущество дома своего.


Кто же прелюбодействует с женщиною, у того нет ума; тот губит душу свою, кто делает это: побои и позор найдет он, и бесчестие его не изгладится, потому что ревность – ярость мужа, и не пощадит он в день мщения, не примет никакого выкупа и не удовольствуется, сколько бы ты ни умножал даров.

7

Сын мой! храни слова мои и заповеди мои сокрой у себя. [Сын мой! чти Господа, – и укрепишься, и кроме Его не бойся никого.]


Храни заповеди мои и живи, и учение мое, как зрачок глаз твоих.


Навяжи их на персты твои, напиши их на скрижали сердца твоего.


Скажи мудрости: «Ты сестра моя!» – и разум назови родным твоим, чтобы они охраняли тебя от жены другого, от чужой, которая умягчает слова свои.


Вот, однажды смотрел я в окно дома моего, сквозь решетку мою, и увидел среди неопытных, заметил между молодыми людьми неразумного юношу, переходившего площадь близ угла ее и шедшего по дороге к дому ее, в сумерки в вечер дня, в ночной темноте и во мраке.


И вот – навстречу к нему женщина, в наряде блудницы, с коварным сердцем, шумливая и необузданная; ноги ее не живут в доме ее: то на улице, то на площадях, и у каждого угла строит она ковы .


Она схватила его, целовала его и с бесстыдным лицом говорила ему: «Мирная жертва у меня: сегодня я совершила обеты мои; поэтому и вышла навстречу тебе, чтобы отыскать тебя, и – нашла тебя; коврами я убрала постель мою, разноцветными тканями египетскими; спальню мою надушила смирною, алоем и корицею; зайди, будем упиваться нежностями до утра, насладимся любовью, потому что мужа нет дома: он отправился в дальнюю дорогу; кошелек серебра взял с собою; придет домой ко дню полнолуния».


Множеством ласковых слов она увлекла его, мягкостью уст своих овладела им.


Тотчас он пошел за нею, как вол идет на убой, [и как пес – на цепь,] и как олень – на выстрел, доколе стрела не пронзит печени его; как птичка кидается в силки и не знает, что они – на погибель ее.


Итак, дети, слушайте меня и внимайте словам уст моих.


Да не уклоняется сердце твое на пути ее, не блуждай по стезям ее, потому что многих повергла она ранеными, и много сильных убиты ею: дом ее – пути в преисподнюю, нисходящие во внутренние жилища смерти.

8

Не премудрость ли взывает? и не разум ли возвышает голос свой?


Она становится на возвышенных местах, при дороге, на распутиях; она взывает у ворот при входе в город, при входе в двери: «К вам, люди, взываю я, и к сынам человеческим голос мой!


Научитесь, неразумные, благоразумию и, глупые, – разуму.


Слушайте, потому что я буду говорить важное, и изречение уст моих – правда; ибо истину произнесет язык мой, и нечестие – мерзость для уст моих; все слова уст моих справедливы; нет в них коварства и лукавства; все они ясны для разумного и справедливы для приобретших знание.


Примите учение мое, а не серебро; лучше знание, нежели отборное золото, потому что мудрость лучше жемчуга и ничто из желаемого не сравнится с нею.


Я, премудрость, обитаю с разумом и ищу рассудительного знания.


Страх Господень – ненавидеть зло; гордость, и высокомерие, и злой путь, и коварные уста я ненавижу.


У меня совет и правда; я разум, у меня сила.


Мною цари царствуют и повелители узаконяют правду; мною начальствуют начальники, и вельможи, и все судьи земли.


Любящих меня я люблю, и ищущие меня найдут меня; богатство и слава у меня, сокровище непогибающее и правда; плоды мои лучше золота, и золота самого чистого, и пользы от меня больше, нежели от отборного серебра.


Я хожу по пути правды, по стезям правосудия, чтобы доставить любящим меня существенное благо, и сокровищницы их я наполняю. [Когда я возвещу то, что бывает ежедневно, то не забуду исчислить то, что от века.]


Господь имел меня началом пути Своего, прежде созданий Своих, искони; от века я помазана, от начала, прежде бытия земли.


Я родилась, когда еще не существовали бездны, когда еще не было источников, обильных водою.


Я родилась прежде, нежели водружены были горы, прежде холмов, когда еще Он не сотворил ни земли, ни полей, ни начальных пылинок Вселенной.



Когда Он уготовлял небеса, я была там. Когда Он проводил круговую черту по лицу бездны, когда утверждал вверху облака, когда укреплял источники бездны, когда давал морю устав, чтобы воды не переступали пределов его, когда полагал основания земли: тогда я была при Нем художницею и была радостью всякий день, веселясь пред лицом Его во все время, веселясь на земном кругу Его, и радость моя была с сынами человеческими.


Итак, дети, послушайте меня; и блаженны те, которые хранят пути мои!


Послушайте наставления и будьте мудры, и не отступайте от Него .


Блажен человек, который слушает меня, бодрствуя каждый день у ворот моих и стоя на страже у дверей моих! Потому что, кто нашел меня, тот нашел жизнь, и получит благодать от Господа; а согрешающий против меня наносит вред душе своей: все ненавидящие меня любят смерть».

9

Премудрость построила себе дом, вытесала семь столбов его, заколола жертву, растворила вино свое и приготовила у себя трапезу; послала слуг своих провозгласить с возвышенностей городских: «Кто неразумен, обратись сюда!» И скудоумному она сказала: «Идите, ешьте хлеб мой и пейте вино, мною растворенное; оставьте неразумие, и живите, и ходите путем разума».


Поучающий кощунника наживет себе бесславие, и обличающий нечестивого – пятно себе.


Не обличай кощунника, чтобы он не возненавидел тебя; обличай мудрого, и он возлюбит тебя; дай наставление мудрому, и он будет еще мудрее; научи правдивого, и он приумножит знание.


Начало мудрости – страх Господень, и познание Святого – разум, потому что чрез меня умножатся дни твои и прибавится тебе лет жизни.


Сын мой! если ты мудр, то мудр для себя [и для ближних твоих]; и если буен, то один потерпишь. [Кто утверждается на лжи, тот пасет ветры, тот гоняется за птицами летающими, ибо он оставил пути своего виноградника и блуждает по тропинкам поля своего; проходит чрез безводную пустыню и землю, обреченную на жажду; собирает руками бесплодие.]


Женщина безрассудная, шумливая, глупая и ничего не знающая садится у дверей дома своего на стуле, на возвышенных местах города, чтобы звать проходящих дорогою, идущих прямо своими путями: «Кто глуп, обратись сюда!» – и скудоумному сказала она: «Воды краденые сладки и утаенный хлеб приятен».


И он не знает, что мертвецы там и что в глубине преисподней зазванные ею. [Но ты отскочи, не медли на месте, не останавливай взгляда твоего на ней, ибо таким образом ты пройдешь воду чужую. От воды чужой удаляйся и из источника чужого не пей, чтобы пожить многое время и чтобы прибавились тебе лета жизни.]

10

Притчи Соломона. Сын мудрый радует отца, а сын глупый – огорчение для его матери.


Не доставляют пользы сокровища неправедные, правда же избавляет от смерти.


Не допустит Господь терпеть голод душе праведного, стяжание же нечестивых исторгнет.


Ленивая рука делает бедным, а рука прилежных – обогащает.


Собирающий во время лета – сын разумный, спящий же во время жатвы – сын беспутный.


Благословения – на голове праведника, уста же беззаконных заградит насилие.


Память праведника пребудет благословенна, а имя нечестивых омерзеет.


Мудрый сердцем принимает заповеди, а глупый устами преткнется.


Кто ходит в непорочности, тот ходит безопасно; а кто превращает пути свои, тот будет наказан.


Кто мигает глазами, тот причиняет досаду, а глупый устами преткнется.


Уста праведника – источник жизни, уста же беззаконных заградит насилие.


Ненависть возбуждает раздоры, но любовь покрывает все грехи.


В устах разумного находится мудрость, но на теле глупого – розга.


Мудрые сберегают знание, но уста глупого – близкая погибель.


Имущество богатого – крепкий город его, беда для бедных – скудость их.


Труды праведного – к жизни, успех нечестивого – ко греху.


Кто хранит наставление, тот на пути к жизни; а отвергающий обличение – блуждает.


Кто скрывает ненависть, у того уста лживые; и кто разглашает клевету, тот глуп.


При многословии не миновать греха, а сдерживающий уста свои – разумен.


Отборное серебро – язык праведного, сердце же нечестивых – ничтожество.


Уста праведного пасут многих, а глупые умирают от недостатка разума.


Благословение Господне – оно обогащает и печали с собою не приносит.


Для глупого преступное деяние как бы забава, а человеку разумному свойственна мудрость.


Чего страшится нечестивый, то и постигнет его, а желание праведников исполнится.


Как проносится вихрь, так нет более нечестивого; а праведник – на вечном основании.


Что уксус для зубов и дым для глаз, то ленивый для посылающих его.


Страх Господень прибавляет дней, лета же нечестивых сократятся.


Ожидание праведников – радость, а надежда нечестивых погибнет.


Путь Господень – твердыня для непорочного и страх для делающих беззаконие.


Праведник вовеки не поколеблется, нечестивые же не поживут на земле.


Уста праведника источают мудрость, а язык зловредный отсечется.


Уста праведного знают благоприятное, а уста нечестивых – развращенное.

Книга мудрости

Существует три книги в Библии, которые называют книгами мудрости и они говорят о мудрости: Книга Притчи Соломона, Книга Проповедника Екклесиаста и Книга Иова. Все книги мудрости – особенные и назидательные. Люблю книгу Притчи Соломона. Перечитываю эту книгу при любой возможности, чтобы приобрести мудрость и поступать благоразумно и мудро. Некоторые теологи называют Мудрость в Притчах Соломона, – это молодой учитель. Она учит, как жить в этом мире успешно и благословенно. В книге раскрываются три тысячи мудрейших изречений Соломона и 1005 песен (3 Царств 4:32). В комментариях Макдональда используется интересная цитата Дерека Киднера о сущности этой книги: «Это не портретный альбом и не книга о хороших манерах: она предлагает нам ключ жизни. Примеры поведения, которые она демонстрирует, оцениваются одним критерием, который можно обобщить вопросом: «Это мудрость или глупость?»» Если Вас интересует мудрость, то Притчи Соломона – эта как раз та книга, которая умудрит Вас в этом мире.

Кто автор?

Основной автор этой книги – Соломон, мудрейший царь, кто когда-либо царствовал на земле (1:1; 10:1; 25:1). Некоторые из глав написаны Агуром (30:1) и Лемуилом (31:1). О мудрости Соломона записано следующее: «И дал Бог Соломону мудрость и весьма великий разум, и обширный ум, как песок на берегу моря. И была мудрость Соломона выше мудрости всех сынов востока и всей мудрости Египтян. Он был мудрее всех людей…» (3 Царств 4:29-31). Есть мнения, что цари Агур и Лемуил – это псевдонимы Соломона. Притчи, собранные в отдельную книгу, являются общими наблюдениями Соломона, как устроена жизнь людей на земле. Но, естественно, бывают исключения.


Цель написания

Цель написания Книги Притчи – открытая и понятная – это научить мудрости и жить мудро. Книга Притчей состоит в основном из пословиц, афоризмов, мудрых притч и поэзии. Еврейское название книги – Мишлей (мн.ч. от машал). В сущности – это означает “притчи”, “сравнения”, “метафорическая речь”, т.е. наглядное изображение жизненных правил посредством сравнений и примеров из повседневной действительности. Ключевой темой является мудрость народа Божьего. Ключевые личности являются Соломон, Агур и Лемуил. К сожалению, точное время написания этой книги – неизвестно. Есть предположения, что первые 24 главы были написаны во дни Езекии. В 25:1, мы узнаём, что мужи Езекии добавили последующие главы: «И это притчи Соломона, которые собрали мужи Езекии, царя Иудейского .» окончательная редакция этой книги появилась не ранее 700 г. до Р. Х. Изначальные высказывания Соломона могут относиться к 900 г. до Р. Х.

Ключевые стихи

Потрясающих стихов в этой книге так много, что трудно отобрать, какие же из 31 глав этой книги, являются ключевыми. Предлагаю некоторые из них.

Притчи 9:10 «Начало мудрости – страх Господень, и познание Святого – разум» .

Притчи 3:5 « Надейся на Господа всем сердцем твоим, и не полагайся на разум твой.. »

Притчи 4:23 « Больше всего хранимого храни сердце твое, потому что из него источники жизни.»

Притчи 16:5 «Предай Господу дела твои, и предприятия твои совершатся.»

Притчи 22:6 «Наставь юношу при начале пути его: он не уклонится от него, когда и состарится. »

Притчи 30:5 « Всякое слово Бога чисто; Он - щит уповающим на Него. »


Краткое содержание

Книга Притчи Соломона характеризует приобретение и сохранение мудрости: путь к мудрости, призывы и предупреждения к молодежи и к старикам, начало мудрости, предупреждения против юродства. Знание – это просто совокупность различных фактов, но мудрость – это способность видеть людей, действия и ситуации, как их видит Бог. Как Соломон не просил ничего другого, кроме мудрости, Бог удовлетворил его просьбу далеко за пределы его воображения и мыслей. Он стал самым мудрым человеком когда-либо живуших на земле. “Страх Господень есть начало мудрости: и познание Святого является понимание” (9:10). В принципе для успешной жизни на земле нужно следовать двум принципам: почитать Бога в трепете пред Ним и понимать людей. Соломон расскрывает нам три типа людей: наивные, мудрые и глупые. Изучая и приобретая мудрость, мы научимся различать характеры людей. Значит и во время ориентироваться, как себя вести с ними. С мудрыми – легко и интересно. С глупыми – остерегаться их глупости и не следовать глупому примеру, совету, поступку. С наивными – с сочувствием и пониманием. Мир отчаянно нуждается в приобретении мудрости. Но только во Христе мы можем найти правильный ответ. Он открывает и даёт нам Свою мудрость, которая ведёт к жизни и процветанию. Его мудрость – искупление от смерти и разрушения. “Надейся на Господа всем сердцем твоим; и не полагайся на разум твой. Во всех путях твоих познавай Его, и Он направит стези твои ” (Притчи 3: 5-6). Притчи Соломона подразделяются на самые разные темы: О Господе, о богатстве, об успехе, об воспитании детей, о браке, о семье, о женщинах, об нечестивых, о праведных, о благосостоянии, о репутации, о гордости, о смирении, и конечно же, о мудрости и о глупости. Главы 1-9 написаны отцом, дающим наставление юному сыну. Главы 10-29 составляют основную часть и являются коллекцией притч, адресованных различным сферам жизни, как общее образование. Последние две главы написаны Агуром и Лемуилом. Как упоминалось выше, возможно эти люди были превдонимами Соломона. Видно, что Агур и Лемуил тоже боялись Бога и эти главы дополняют мудрые советы к остальным главам и книге Притчей в целом.

Как применить мудрость на практике?

Мудрейшая книга Притчей Соломона, написанная более трех тысяч лет назад заключает в себе бесценное сокровище мудрости для всех поколений на земле на протяжении всех прошедших, настоящих и последующих веков. Однажды на работе подойдя к одному коллеге, я сказала, как с годами чувствую, что моя душа не стареет. Он ответил: «Это у Вас так. А я чувствую старость.» «В таком случае, у Вас приобретается мудрость,» — ответила я. «Да, нет! Что Вы такое говорите? Я до сих пор делаю столько глупостей. Ни о какой мудрости не может быть и речи,» – возразил коллега. Я постаралась его переубедить. Было бесполезно. Тогда я подумала, как отвергая Бога, человек добровольно отвергает Божью мудрость. Как жаль! А Бог ведь предлает мудрость каждому! Писание говорит просто и понятно: «Если же у кого из вас недостает мудрости, да просит у Бога, дающего всем просто и без упреков, - и дастся ему. Но да просит с верою, нимало не сомневаясь, потому что сомневающийся подобен морской волне, ветром поднимаемой и развеваемой. Да не думает такой человек получить что-нибудь от Господа » (Иакова 1:5-7). Царь Соломон ничего другого, кроме мудрости, не просил у Бога. Это просьба была угодна Богу и Он наградил мудростью молодого царя Соломона. А как насчёт Вас? Желаете ли Вы быть мудрыми? Возможно, как мой коллега отвергните мудрость добровольно. Всё же, я предлагаю Вам заглянуть на некоторые жемчужинки Божьей мудрости в притчах Соломона.

  1. Усвойте золотые правила поведения и манеры. Будьте мудрыми. Будьте порядочными. Просто и доступно. Изучайте в точности Божьи заповеди в Библии. Следуйте советам Соломона. Посвящайте для этого много времени в изучении Священного Писания. «Усвоить правила благоразумия, правосудия, суда и правоты» (Притчи 1:3).
  1. У Бога – начало мудрости. Богобоязненное почитание премудрого Бога – это и есть мудрость. Признайте Его могущество и величие в ежедневной личной жизни. Соломон прекрасно объясняет, как приобрести мудрость у Бога. В искренней молитве просите у Бога мудрости. Он ответит Вам через Священное Писание, через Божье откровение свыше или через наставления старших братьев и сестёр во Христе. Правильный выбор в жизни – зависит от Вашего решения. «Начало мудрости - страх Господень; [доброе разумение у всех, водящихся им; а благоговение к Богу - начало разумения;] глупцы только презирают мудрость и наставление.» (Притчи 1:7)
  1. Научитесь правильно распоряжаться своим имением. Прислушайтесь к совету Соломона. Доверяйте Господу тем, что Он даёт нам. Распределяйте Ему часть достояния и это послужит огромным благословением. «Чти Господа своим достоянием, первыми плодами от всех своих урожаев» (Притчи 3:9).
  1. Приобретение мудрости – самое большое достижение в жизни каждого человека. Тот мудрый человек, кто посвятил свою жизнь для Господа. Господь является нашей защитой от всякого рода зла и во всякое время. « Приобретай мудрость, приобретай разум; не забывай моих слов и не отклоняйся от них. Не оставляй мудрости, и она защитит тебя .» (Притчи 4:5-6) .

  1. Самое главное богатство в жизни – это забота о чистоте сердца. Это приведёт к благоденствию. «Больше всего хранимого, храни сердце твоё потому что от него источники жизни» (Притчи 5:23) .
  1. Много притчей говорят о важности послушания детей родителям, бдительности, рассудительности, знании, предохранения себя от амморальности : «Сын мой! Внимай мудрости моей, и приклони ухо твоё к разумению моему, чтобы соблюсти рассудительность, и чтобы уста твои сохранили знание.» (Притчи 5:1-2). «Сын мой! Храни заповедь отца твоего и не отвергай наставления матери твоей» (Притчи 6:20) . «Сын мой! Храни слова мои и заповеди мои сокрой у себя. Чтобы они охраняли тебя от жены другого, от чужой, которая умягчает слова свои..» (Притчи 7:1,5) .
  1. Приобретение и изучение Мудрости превыше всех земных сокровищ, превыше золота и серебра и других драгоценнейших камней. В мудрости содержится смысл жизни и сама жизнь. «Примите учение мое, а не серебро; лучше знание, нежели отборное золото; потому что мудрость лучше жемчуга, и ничто из желаемого не сравнится с нею..» (Притчи 8:10-11).
  1. Мудрость – не многословна и назидательна. Есть чему поучиться всегда. «В многословии не миновать греха, а сдерживающий уста свои — разумен.» (Притчи 10:19).
  1. Хотите иметь благословенную семью? Тщательно изучайте притчи Соломона до вступления в брак и в браке. Вы обретёте мудрость и бесценные советы: «Мудрая жена устроит дом свой, а глупая разрушит его своими руками.» (Притчи 14:1). «Кто найдёт добродетельную жену? Цена её выше жемчугов.» (Притчи 31:10).


Читайте Библию, размышляйте над Божьими заповедями, притчами и мудрыми советами Соломона, будьте мудры и благоразумны в Боге!


В притчах мудрого царя Соломона можно найти выход из любой ситуации и ответ на любой даже самый трудный вопрос.

Имя (Шломо) с иврита переводится как «миротворец» или «совершенный». Известный царь Соломон полностью оправдал значение своего имени. Он навсегда остался в скрижалях истории как самый мудрый и справедливый правитель. А ответ на любой волнующий человека вопрос можно найти в книгах, написанных Соломоном.

О настоящей любви

Самой известной соломоновой притчей является история о двух женщинах, которые не поделили младенца. Обе они одновременно родили мальчиков. Однако младенец одной из рожениц умер, и тогда та заявила свои права на другого ребенка. Женщины отправились за советом к мудрому царю Соломону. Чтобы разобраться, кто из просительниц является настоящей матерью, царь велел принести меч и разрубить младенца пополам. Одна женщина отнеслась к этому совершенно равнодушно. «Рубите! – заявила она. – Пусть он не достанется никому!» Но другая заплакала и, упав на колени, умоляла Соломона не причинять ребенку вреда. «Отдайте дитя моей сопернице! – сказала она. – Только не трогайте его!» Тут-то и стало ясно, кто мать малыша.

О мимолетности бед и радостей

Не менее известна и о кольце, которое подарил царю один мудрец. «В минуты отчаяния посмотри на него, – велел он Соломону, – и ты утешишься! В минуты радости посмотри на него, и ты будешь ценить их!» На кольце была выгравирована надпись «Все пройдет». Но однажды, озабоченный чем-то, царь настолько рассердился, что и кольцо ему не помогло. Он снял его с пальца и хотел было зашвырнуть подальше. Однако на внутренней стороне увидел другую надпись, гласящую «И это пройдет!»

О правильном выборе

Однажды к царю пришел человек и посетовал на то, что в любой ситуации он страшно мучается, потому что боится принять неправильное решение. «Если ты увидишь тонущего ребенка, что ты сделаешь?» – неожиданно спросил Соломон визитера. «Конечно, брошусь спасать его!» – не задумываясь ответил человек. «И вчера ты поступил бы так же? И завтра?» – снова спросил царь. Гость закивал. «Вот так и во всем остальном, – сказал мудрый правитель. – На самом деле есть только одно верное решение. И оно зависит от моральных ценностей самого человека. А выбора как такового не существует вовсе!»

Об обещаниях

Однажды Бог спрятал на земле клад и велел змее сторожить его. Змея честно несла свою службу, пока в один прекрасный день не наступила засуха. Змея мучилась от жажды. И когда мимо нее проходил крестьянин с кувшином молока, она попросила у него напиться, а взамен пообещала показать ему, где спрятаны сокровища. Крестьянин согласился. Змея утолила жажду и привела своего спасителя к заветному месту. Но когда мужчина склонился над кладом, змея вдруг вспомнила о божьем наказе и обвилась вокруг шеи крестьянина. Но тот не испугался, а предложил змее подождать с расправой и спросить совета у мудрого царя Соломона. Змея поведала царю о том, что имеет право покусать любого, кто приблизиться к вверенным ей сокровищам. «Тогда, – сказал Соломон, – каждый имеет право размозжить змее голову!» Крестьянин тут же схватил камень и ударил змею. Та упала замертво.

О жизни

Как-то раз царь Соломон спустился с вершины горы, где ежедневно встречал восход Солнца. Внизу его, как обычно, уже ждали люди, жаждущие познать истину. Они стали задавать царю вопросы о смысле жизни, счастье и горе, гармонии и совершенстве.

Скажи нам, кто мы есть? – спросили поданные Соломона.

Вы – свет мира. Вы – звезды. В каждом из вас Вселенная, – ответил царь. Погрузите свой разум в ваши сердца и слушайте. Блаженны те, кто знает язык Бога.

А в чем смысл жизни? – снова спросили люди.

Жизнь – это танец любви. А ваше предназначение – расцвести. Быть – это великий дар миру. Относитесь к жизни, как к празднику, ибо жизнь ценна сама по себе. Жизнь – это только настоящее. А смысл настоящего – быть в этом настоящем.

Почему несчастья преследуют нас?
- Что вы посеяли, то и собираете. Несчастья – это ваш выбор. Бедность – творение человеческое. Обвиняя, вы теряете силу, а вожделея, рассеиваете счастье. Проснитесь, ибо нищий тот, кто не познал себя. А не нашедшие внутри себя Царство Божие – бездомные. Бедным становится тот, кто впустую тратит время. Да не будет богатство вашим проклятием.

– Как же преодолеть несчастья? – снова спросили люди.
– Не осуждайте себя. Ибо вы божественны, – ответил Соломон, не задумываясь. – Не сравнивайте и не разделяйте. За все благодарите. Радуйтесь, ибо радость творит чудеса. Любите себя, ибо любящие себя любят все. Благословляйте опасности, ибо смелые обретают блаженство. Молитесь в радости, и несчастье обойдет вас.

Каков же путь к счастью?
– Счастливы любящие, счастливы благодарящие, счастливы умиротворенные. Счастливы нашедшие рай в себе. Счастливы дарящие в радости и счастливы принимающие дары с радостью. Счастливы ищущие. Счастливы пробудившиеся. Счастливы внимающие голосу Бога. Счастливы исполняющие свое предназначение. Счастливы пребывающие в гармонии. Счастливы прозревшие красоты мира. Счастливы открывшиеся Солнцу. Счастливы текущие, как реки. Счастливы готовые принять счастье. Счастливы мудрые. Счастливы осознавшие себя. Счастливы возлюбившие себя. Счастливы восхваляющие жизнь. Счастливы созидающие. Счастливы свободные. Счастливы прощающие.

А как жить в свете?
- Пейте из каждого мгновения жизни, ибо непрожитая жизнь порождает печали. И знайте, что внутри, то и снаружи. Мрак мира – от мрака в сердце. Человек – это семя Солнца. Счастье – это восход Солнца. Блаженны жаждущие света.

Как обрести гармонию?
– Не приносите никому вреда. Не завидуйте. Посвятите жизнь прекрасному. Творите ради творчества, а не ради признания. Относитесь к ближним, как к откровениям. Преобразите прошлое, забыв его. Приносите в мир новое. Станьте энергией любви, ибо любовь все одухотворяет. Где любовь, там Бог.

Как достичь совершенства жизни?
– Счастливый преображает многих. Несчастные остаются рабами, ибо счастье любит свободу. Воистину, радость там, где Свобода. Постигайте искусство счастья. Откройтесь миру, и мир откроется вам.

Соломон – третий еврейский царь, который управлял объединённым еврейским государством во времена неведомые. Мнения историков об эпохе, к которой его следует относить, и характере происходящих в те времена процессов расходятся. Традиционно ему отводится роль глашатая мудрости, который не попросил для себя у Бога ничего светского, но возжелал знаний и умения их использовать, что тот каким-то образом Соломону, сыну Давида, и дал. Он также традиционно считается автором ряда философских и богословских произведений – «Книги Екклесиаста», «Песни песней» и «Книги притчей».

Личность царя обросла множеством легенд, каждая из которых представляет лишь образец фольклора той или иной эпохи. К примеру, «соломоново решение» – это просто синоним мудрого решения, а выражение «копи царя Соломона» связано с преданиями и даже методами информационного воздействия времён крестовых походов. Рыцарям внушали, что где-то в Палестине скрыты сокровища царя Соломона, чтобы заставить их принимать участие в сомнительных военных кампаниях.

По природе изложения притчи делятся на синонимические, антитетические и параболические. А по стилю представляют собой поэтические художественные произведения, которые возникли в глубокой древности. Сущность изложенного материала представляет собой перечисление совершенно банальных императив, которые лишь иногда напоминают читателям или слушателям о том, что духовные ценности всё же более значимы, чем материальное благополучие.

В некоторых местах в качестве авторов указываются Агур и царь Лемуил. Высказывания Агура помещены в 30-ю главу Притчей царя Соломона , а Лемуила – в 31-ю. Царю Лемуилу наставления даёт его мать. Она предостерегает его от неправедного поведения представителя элиты. В частности – рекомендует остерегаться распутства и пьянства. Из текста видно, что в своих наставлениях мать Лемуила предлагает дать спиртное людям бедным, страждущим, чтобы они могли забыть о своих горестях. А вот царю и князьям она настоятельно рекомендует соблюдать трезвость.

Новая проблема авторства возникла в начале XX столетия. Европейские египтологи установили, что некоторые библейские притчи, входящие в сборник Соломоновых, практически дословно повторяют поучения Аменемопе, которые дошли до нас целиком. Фрагменты притчей 22:17 – 24:22 якобы полностью идентичны египетскому тексту. В настоящее время с этим согласно большинство историков и египтологов. Однако есть и возражения. Египетский фараон из XXI династии Аменемоп, который правил предположительно в 993– 978 годах до н. э., мог говорить примерно о том же, о чём и древний иудейский царь, но впоследствии, увидев сходность смысла, переводчики-египтологи повторили текст притчей, невольно вложили в уста египетского фараона. Впрочем, не исключена и возможность того, что оба текста включают в себя фрагменты какого-то более раннего источника, в настоящее время неизвестного.

В любом случае необходимо понимать, что – это не отдельное произведение, а фрагменты и компиляция каких-то других трудов. Без сомнения, Ханаан времён Соломона находился в тесном контакте с Египтом, да и одной из жён еврейского царя была египтянка, о чём указано в самой Библии. Впрочем, Соломон этим не ограничился. В жёнах у него были представительницы самых разных народов и этнических групп, в том числе и таких, с какими евреям вступать в узы брака не полагалась. С духовной же точки зрения царь явно искал мудрость достаточно широко и исконных для евреев взглядов на религию не придерживался. Для своих жён, как и в силу веротерпимости и толерантности, царь построил в Иерусалиме капища Хамосу и Молоху, а также служил богине Астарте. На это явно указывает текст Библии из Царств, 11:1-12. Он же объясняет и причину гибели государства после смерти Соломона.

В сущности, не так уж и важно, какая культура в тот момент главенствовала. В любом случае , как и поучения Аменемопе, имеют в первую очередь социальное значение. Это советы не замышлять зла тому, кто живёт рядом и ничего не опасается, не болтать, не обниматься с буйными и не верить всякому слову, но внимательно следить за путями своими. Всё это, без сомнения, полезно, но только люди чаще всего поступают прямо противоположным образом.

В следующей за Притчами книге, которая тоже входит в библейский свод Соломоновых книг, автор разительно меняется. Теперь от него веет фатализмом и скорбью от того, что человек всегда властвует человеком неправедно, порождая насилие, отвергая доброту и порядочность. Продажные суды и подлецы у власти уже не бичуются, а показываются в качестве данности. Праведники обречены на страдание, а мудрость – лишь томление духа. Такой правдивый и сострадательный Соломон, проповедник, подталкивающий читателя к тому, чтобы идея отказа от всего мирского зародилась в уме сама по себе, – намного ближе и полезнее для вдумчивого современного читателя.

Характерно, что самая последняя приписка этой книги принадлежит не автору, а древнему редактору. Он отметил, что нужно бояться Бога и заповедей Его. Автор-проповедник же решительно ничего такого не говорил, но лишь признал очевидное:

«Во многой мудрости много печали;
И кто умножает познания, умножает скорбь».

Калужская область, Боровский район, деревня Петрово

Расположена в выставочных залах апарт-отеля «Гималайский дом», а также на втором этаже Культурного центра Индии. Она включает в себя свыше 100 экспонатов, это величайшее собрание бюстов мудрецов всех времён и народов, которые оставили миру самое ценное наследие - знания, указали и на собственном примере продемонстрировали пути духовного развития. Изучая труды, научные открытия, философские трактаты этих учителей, мы приходим к пониманию, что в основе базовой системы ценностей лежит единый фундамент: единство религий, единство народов и единство человека и природы. Около каждого бюста на выставке расположена информационная табличка с коротким рассказом об основных заслугах Учителя перед человечеством, с указанием знаковых дат и перечнем его трудов. Экспозиция всегда открыта для самостоятельного изучения.