Викторины по сказкам для дошкольников. Литературная викторина в старшей группе Литературная викторина в старшей группе по сказкам

Номинация «Мультимедийные технологии в педагогическом процессе в ДОУ»

Существует множество способов сделать процесс обучения в детском саду интереснее и увлекательнее. Для старших дошкольников отличным вариантом будет викторина по сказкам. При помощи викторины, на основе прочитанных сказок, можно закрепить пройденный материал, развить способности к драматизации. Соревновательный момент викторин стимулирует познавательный интерес детей, а осознание того, что через какое-то время их ждёт викторина, повышает мотивацию к запоминанию и обучению.

В целях обобщения и уточнения знаний детей старшего дошкольного возраста о русских народных сказках, мной была создана литературная игра «В гостях у сказки». Я использовала эту игру в викторине «В гостях у сказки».

Цель : закрепление знаний детей о русских народных сказках.

Практическая значимость:

  • поможет закрепить знания о русских народных сказках;
  • повысит у детей старшего дошкольного возраста интерес к устному народному творчеству;
  • создаст мотивацию для самостоятельности;
  • доставит радость и эмоциональное равновесие.

Целевая аудитория: презентацию предлагаю использовать в организованной образовательной деятельности, в досуговой деятельности, в подгрупповой и индивидуальной работе.

Программное содержание:

  1. Уточнить и обогатить знания детей о русских народных сказках.
  2. Учить узнавать сказку по заданию.
  3. Развивать умение действовать согласованно.
  4. Развивать речь, воображение, фантазию, мышление.
  5. Воспитывать интерес к чтению, любовь к устному народному творчеству.

Методы: Игровой, словесно-логический, частично-поисковый, проблемный, ИКТ, самостоятельный.

Приемы: Просмотр викторины, художественное слово (пословицы, загадки, стихи), пояснения, поощрение, пальчиковая гимнастика, физминутка.

Словарная работа: Волшебная, чудесная, забавная, поучительная, остроумная, умная, интересная, добрая, загадочная, необычная, радостная, мудрая.

Материал: диск с русскими народными сказками, костюм сказочницы для педагога.

Оборудование: Аудиозапись с мелодиями, стенд с книгами русских сказок, ноутбук, диск с викториной по русским сказкам, стульчики

Ход мероприятия

Звучит негромкая музыка.

Воспитатель . Здравствуйте, дети. Меня зовут Сказа Рассказовна. Я очень рада, что вы пришли ко мне в гости. Любите ли вы читать сказки?

Дети . Да. Любим. Очень любим.

Воспитатель. А как можно сказать о сказке, какая она?

Дети. Волшебная, чудесная, забавная, поучительная, остроумная, умная, интересная, добрая, загадочная, необычная, радостная, мудрая и т. д.

Воспитатель.

Все, что создано умом,
Все, к чему душа стремится,
Как янтарь на дне морском,
В книгах бережно хранится.

Вспомните пословицы о книге.

Дети.

  • Дом без книги - день без солнца.
  • Кто много читает, тот много знает.
  • Книга учит жить, книгой надо дорожить.
  • Книга - маленькое окошко, через него весь мир видно.
  • Будешь книги читать - будешь много знать.
  • Книга для ума, что теплый дождь для всходов.
  • Книга мала да ума придала.
  • Книга поможет в труде и выручит в беде.

Воспитатель. Испокон века книга растит человека. Хорошая книга - ярче звездочки светит.

Пальчиковая гимнастика «Любимые сказки» (Дети поочередно загибают пальчики. На последнюю строчку хлопают в ладоши.)

Будем пальчики считать,
Будем сказки называть
Рукавичка, Теремок,
Колобок - румяный бок.
Есть Снегурочка - краса,
Три медведя, Волк - Лиса.
Не забудем Сивку-Бурку,
Нашу вещую каурку.
Про жар-птицу сказку знаем,
Репку мы не забываем
Знаем Волка и козлят.
Этим сказкам каждый рад.

Воспитатель. Почему они называются народными?

Дети: Потому что их сочинил русский народ.

Воспитатель. Верно. А вы много сказок знаете? Вот сейчас мы и узнаем. Приглашаю вас принять участие в викторине сказок. Есть определенные правила викторины, которые необходимо соблюдать:

  1. Ваша задача выполнить все задания, за каждый правильный ответ, участник получает жетон.
  2. В конце викторины выявляется победитель, набравший большее количество жетонов.

Воспитатель.

Отправляемся, друзья,
В чудо сказку - вы и я!
В театр кукол и зверей,
Для девчат и для ребят!
Здесь экран волшебный есть,
Сказок тут не перечесть!

(Викторина на компьютере «Русские народные сказки»).

Воспитатель.

Вокруг нас и там и тут
Сказки разные живут.
На полянке есть загадки,
Отгадайте без подсказки
Называйте, посмелей
Этих сказочных друзей!

(Загадывает загадки, а дети отгадывают их).

1. Красна девица грустна,
Ей не нравится весна.
Ей на солнце тяжко,
Слезы льет бедняжка. (Снегурочка ).

2. В небесах и на земле скачет баба на метле,
Страшная, злая, кто она такая? ( Баба-Яга ).

3. Летела стрела и попала в болото,
И в этом болоте поймал ее кто-то.
Кто, распростившись с зеленою кожей.
Сделался милой, красивой, пригожей? (Царевна-лягушка ).

4. Посадил ее дед в поле,
Лето целое росла.
Всей семьей ее тянули,
Очень крупная была. (Р епка ).

5. На сметане был мешен
В русской печке испечен.
Повстречал в лесу зверей
И ушел от них скорей. (Колобок ).

6. Жили-были семь ребят
Белых маленьких козлят.
Проник обманом серый в дом.
Коза потом его нашла,
Перехитрить его смогла.
И всех детей своих спасла. (Козлята ).

7. Бабушка девочку очень любила.
Шапочку красную ей подарила.
Девочка имя забыла свое.
А ну, подскажите имя ее. (Красная Шапочка ).

Воспитатель. Все загадки отгадали и героев всех назвали.

Был Кощей вчера в гостях
Что наделал, просто - Ах!
Сказки все он перепутал:
Вы сможете их отгадать?

(Воспитатель задают сказки-перевертыши, а дети исправляют ошибки).

  • «Иван царевич и зеленый волк»;
  • «Сестрица Аленушка и братец Никитушка»;
  • «Дарьюшкина избушка»;
  • «Плавучий корабль»;
  • «Лапша из топора».

Молодцы, ребята, все перевертыши отгадали.

Воспитатель . В круг вставайте дружно, В сказки поиграть нам нужно!

Физкультурная минутка «Сказки»

Мышка быстренько бежала (бег на месте)
Мышка хвостиком виляла (имитация движения)
Ой, яичко уронила (наклониться, «поднять яичко»)
Посмотрите-ка, разбила (показать «яичко» на вытянутых руках)
Вот ее мы посадили (наклониться)
И водой ее полили (имитация движения)
Вырастала репка хороша и крепка (развести руки в стороны)
А теперь ее потянем (имитация движения)
И из репы кашу сварим (имитация еды)
И будем мы от репки здоровые и крепкие (показать «силу»)
Мы славная семья козлят,
Мы любим прыгать и скакать (подпрыгивание на месте)
Мы любим, бегать и играться,
Любим рожками бодаться.

(Дети стают парами и указательными пальчиками обоих рук показывают «рожки»).

Воспитатель: Мы немножко отдохнули, а теперь следующее задание.

Воспитатель : А вы сможете все картинки мне собрать и сказку русскую назвать! Картинка откроется, если вы правильно отгадаете загадку.

(Дети отгадывают загадки по одной строчке, на экране открывается картинка).

1. Сколько животных встретилось Колобку по дороге?

2. Вымолвил словечко - покатилась печка.
Прямо из деревни к царю да царевне.
И за что незнаю, повезло лентяю.

3. Веселый и ловкий герой этого произведения отправился в опасное путешествие, но, привыкнув к постоянным победам и удачам, он потерял бдительность и тут же был съеден врагом, который оказался хитрее его.

Воспитатель .

Молодцы! Сложить сумели!
Проделки Кощея преодолели!
А вот еще одна беда,
Вся запуталась я.
Помогите мне друзья.
«Отгадать мелодию».

Ваша задача, отгадать какой сказочный герой поет песню, и заработать фишку. Вы готовы? Слушайте внимательно (звучит музыка, а дети отгадывают).

Быстро справиться сумели
И на стулья тихо сели.

Воспитатель.

За руки умелые,
За ум и смекалку
Сказать я спасибо хочу!
Тем, кто трудился,
Тем, кто старался,
Подарок свой всем сейчас покажу.

(Детям-победителям дарятся раскраски по сказкам, а всем остальным книга со сказками).

Верить в сказку - это счастье.
И тому, кто верит,
Сказка обязательно
Отворит все двери.

(Дети прощаются и уходят в группу).

Подготовили и провели воспитатели: Никулина А.И., Гоголева О.Н., Кириллова Н.Л., Горбенко О.М., Панова Т.А.

Цель: Выяснить, какие сказки, и каких сказочных героев знают дети. Выявить лучших знатоков сказок, способствовать развитию речи детей, воображения, мышления, памяти.Воспитывать любовь к чтению художественной литературы.

Необходимый материал: книги с иллюстрациями из сказок, волшебная шкатулка, атрибут для жеребьевки, набор игрушек, картинки раскрасокиз сказок, бубен, покрывало.

Сказочница: Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами вспомним наши любимые сказки, побываем в гостях у любимых героев, поиграем и примем участие в конкурсах. Сказку всегда наполняют всякие чудеса: добрая фея превращает тыкву в карету, а обычную девушку в прекрасную красавицу принцессу. На свете не мало разных сказок, но среди них есть самые любимые, самые дорогие.

За ступенькою ступенька, будет лесенка

Слово к слову ставь складненько, будет песенка

А словечко за словечком,будет вязочка

Сядь со мною на крылечко, будет сказочка

Это присказка,а сказка будет впереди.

Воспитатель:и так, начинаем 1 конкурс «Отгадай сказку»/ я буду загадывать вам загадку, а вы будете называть сказку.

Всем известно на Руси,

Ждали маму с молоком

А пустили волка в дом

Кто же эти

Маленькие дети (Семеро козлят)

Что за гостья в дом пришла

К трем лесным медведям?

Там поела, попила

В трех кроватях поспала,

А хозяева вернулись

Еле ноги унесла. (Три медведя)

Убежали от грязнули

Чашки, ложки и кастрюли.

Ищет их она, зовет

И в дороге слезы льет (Федорино горе)

Перед волком не дрожал,

От медведя убежал

А лисице на зубок все ж попался (Колобок)

Миша по лесу идет,

Короб на спине несет-

Пироги для бабы с дедом

Внучка Маша напекла-

Несговорчивого Мишу

Вокруг пальца обвела. (Маша и медведь)

В гости к бабушке пошла

Пироги ей понесла

Серый волк за не следил,

Обманул и проглотил. (Красная Шапочка)

У Аленушки- сестрицы

Унесли братишку птицы,

Та с подружками играла

Братца Ваню проморгала (Гуси- лебеди)

Лисичка – сестричка очень хитрая была.

Зайчика – трусишку из избушки прогнала

Петух лишь сумел за зайца постоять,

Взял острую косу и сумел лису прогнать. (Лиса и заяц)

Колотил да колотил

По тарелке носом

Ничего не проглотил

И остался с носом. (Лиса и журавль) .

И на мачеху стирала

И горох перебирала

По ночам при свечке.

А спала у печки

Хороша, как солнышко,

Кто же это? (Золушка)

В какой сказке девочка, чтобы попасть из леса домой, спряталась в коробе с пирогами, которую нес медведь. (Маша и медведь)

Физминутка

2.Воспитатель:Дети, у вас есть любимая сказка? /Сейчас мы узнаем их.

Попрошу всех дружно встать, будем мы сейчас играть. /дети встают в круг/

Игра «Ты катись веселый бубен» /стоя в кругу, дети по очереди передают бубен, произнося текст: «Ты катись веселый бубен, быстро, быстро по рукам.

У кого остался бубен тот назовет свою любимую сказку и героя из нее».

/бубен нужно стараться передавать быстро/

Дети посмотрите, какие красивые, нарядные книги. В каждой из них живут герои ваших любимых сказок. Сказка – это удивительный, волшебный мир, в котором происходят самые необыкновенные чудеса и превращения. А вы сказали, что любите сказки. Тогда я предлагаю вам узнать знакомую сказку по картинке на обложке»./дети отгадывают название знакомых сказок. /

3.Воспитатель: следующий конкурс «Сказочные фразы»

Есть начало фразы из сказки, но нет конца. Помогите закончить фразу.

В некотором царстве … .в некотором государстве.

По щучьему велению… по моему хотению.

Скоро сказка сказывается… да не скоро дело делается

Несет меня лиса… за дальние леса, за быстрые реки, за высокие горы.

И я там был, мед-пиво пил… по усам текло, а в рот не попало.

Стали они жить — поживать.и добра наживать.

Дед бил не разбил… баба била, била

Дай мне за уточку… девочку

Стоит в поле теремок… .

Жили- были…

  1. Конкурс«Узнай сказку» или сказочного героя.
  2. Носик круглый, пятачком,

Им в земле удобно рыться,

Хвостик маленький крючком

Вместо туфелек копытца.

Трое их — и до чего же

Братья дружные похожи.

Отгадайте без подсказки,

Кто герои этой сказки?

(Ниф-ниф, Наф- наф, и нуф- нуф)

  1. Этот сказочный герой

С хвостиком, усатый,

В шляпе у него перо,

Сам весь полосатый,

Ходит он на двух ногах,

В ярко — красных сапогах.(Кот в сапогах)

  1. И зайчонок и волчица

Все бегут к нему лечиться (Доктор Айболит)

  1. Озорной весельчак

В окно влетает просто так

К малышу попал он в дом

И устроил там погром. (Карлсон)

  1. Чтоб взлететь ей над землей

Ступа ей нужна с метлой. (Баба Яга)

  1. Какую кличку носила собака в семье, в которую входили: дед, бабка и внучка? /Жучка/
  2. В какой сказке умели говорить: печка, яблонька и речка/Гуси –лебеди/.
  3. В Простоквашино живет

Все хозяйство там ведет

Адрес точно я не знаю

Но фамилия морская (Матроскин)

Сказочница: Ребята поступили телеграммы. Хотите, я вам зачитаю?

  1. конкурс «Телеграммы» (сказочница читает, дети узнают героев сказок.)

1Дорогие гости, помогите! Паука — злодея загубите! (Муха-Цокатуха)

2Все закончилось благополучно, только хвост остался в проруби. (Волк)

3 Очень расстроена, нечаянно разбила золотое яичко. (Мышка)

  1. Спасите, нас съел Серый Волк. (Козлята)

5Помогите найти хрустальную туфельку. (Золушка) .

6 От дедушки ушел, от бабушки ушел, скоро буду у вас. (Колобок) .

7 Спокойствие только спокойствие. Я съел еще одну баночку варенья. (Карлсон)

  1. Не садись на пенек, не ешь пирожок. (Машенька) .

А теперь наоборот, я буду называть героев сказки, а вы название ее.

  1. Царь, три сына, стрела, болото. /царевна- лягушка/

2Отец, мачеха, три дочери, туфелька, фея. /Золушка/

3Очень маленькая девочка, майский жук, мышь, ласточка/Дюймовочка/.

4Злая мачеха, дочь и падчерица, дед Мороз. /Морозко/

Воспитатель хвалит детей за хорошее знание сказок и предлагает поиграть в игру «Кого не стало? »/дети двигаются в разных направлениях, по сигналу приседают и закрывают глаза, одного из детей накрывает покрывальцем и предлагает узнать, кого нет среди детей/.

Воспитатель: дети, наша встреча подходит к концу. Мы очень быстро будем путешествовать по сказкам.

6 конкурс «Блицтурнир»

1 Жилище бабы яги?

2Кто из обитателей стал женой Ивана-царевича?

3 Аппарат, на котором Баба-Яга совершает полет?

4 Что потеряла Золушка?

5Какие цветы собирала падчерица в сказке «12 месяцев»

6 Веселый человечек-луковка?

7 Герой сказки, путешествующий на печи?

8Кто смастерил Буратино?

9 Кем стал гадкий утенок?

10 Почтальон из Простоквашино?

11 Чем ловил волк рыбу из сказки «Лисичка – сестричка и Серый волк»?

12Крокодил, друг Чебурашки?

настроения по средствам художественной литературы .

Образовательная:

Привлекать детей к правильному выполнению заданий.

Формировать чувства понимания образа литературных произведений , понимать смысл сказок .

Побуждать ранее прочитанных произведений.

Развивающая:

Совершенствовать речевую и двигательную активность детей.

Развивать память, мышление, наблюдательность.

Развивать интерес к малым фольклорным жанрам.

Воспитательные:

Вызвать интерес к любимым героям сказок .

Воспитывать эмоциональный отклик на хорошо знакомые и любимые сказки .

Просмотр содержимого документа
«Литературная викторина по сказкам в старшей группе»

Литературная викторина по сказкам

в старшей группе

(Воспитатель МБДОУ детского сада № 3 г. Сычевки –

Смирнова Ирина Александровна)

Цель : создание положительной эмоциональной атмосферы и хорошего настроения по средствам художественной литературы .

Задачи :

Образовательная :

Привлекать детей к правильному выполнению заданий.

Формировать чувства понимания образа литературных произведений , понимать смысл сказок .

Побуждать ранее прочитанных произведений.

Развивающая :

Совершенствовать речевую и двигательную активность детей.

Развивать память, мышление, наблюдательность.

Развивать интерес к малым фольклорным жанрам.

Воспитательные :

Вызвать интерес к любимым героям сказок .

Воспитывать эмоциональный отклик на хорошо знакомые и любимые сказки .

Методы :

Словесный.

Наглядный

Практический.

Приемы :

Вводное слово.

Игровой (отгадывание загадок, дидактические игры)

Рефлексия.

Словарная работа :

Закрепить в речи детей названия главных героев сказок .

Индивидуальная работа :

Активизировать малоактивных детей.

Поощрение детей за выполненное задание.

Оборудование :

Выставка книг-сказок

Пазлы по русским народным сказкам

Предварительная работа :

Чтение сказок .

Инсценировка сказок .

Настольные игры

Рисование сказочных героев .

Воспитатель :

Дети посмотрите, какие красивые, нарядные книги. В каждой из них живут герои ваших любимых сказок . Сказка – это удивительный , волшебный мир, в котором происходят самые необыкновенные чудеса и превращения. А вы любите сказки ? Тогда я предлагаю вам провести литературную викторину «Наши любимые сказки » . Лисичка – сестричка» и «Зайчик – побегайчик» .

1 конкурс «Разминка»

Какую кличку носила собака в семье, в которую входили : дед, бабка, внучка? (Жучка)

Кто любил похвастаться и поплатился жизнью? (Колобок)

Как звали девочку, которая пошла, погулять, заблудилась, зашла в чужой дом, где жили медведи? (Машенька) .

У кого избушка была ледяная, и в какой сказке ? (Лиса)

В какой сказке умели говорить : печка, яблонька и речка? (Гуси – лебеди)

Какое животное обнаружило теремок в лесу? (Мышка – норушка)

2 конкурс «Назови сказку »

Дети по обложкам книг определяют названия сказок .

3 конкурс «Угадай героя сказки »

«Только прыг через порог - и пошел гулять без ног» . (Колобок)

«В огороде вырос овощ, приходите все на помощь.

Вытянуть не можем. Кто же нам поможет?» (Репка)

«Бабке с дедом повезло : много снегу намело.

И слепили себе дочь, чтобы им могла помочь.

Но весна красна, настала, без следа их дочь пропала» (Снегурочка)

«Уплетая калачи, ехал парень на печи.

Прокатился по деревне и женился на царевне» (Емеля)

«Летела стрела и попала в болото,

И в этом болоте поймал ее кто-то.

Кто, распростившись с зеленою кожей

Сделался милой, красивой, пригожей» (Царевна Лягушка)

«Способ есть, но он не прост – Рыбку я ловлю на хвост.

В проруби ее полно… Все, пора домой – темно.

Ой, видать, улов богат! Хвост не вытащу назад» (Волк)

«Волшебница из проруби- бывает ли такое?

Ни палочкой волшебною не машет, ни рукою.

Но по ее велению, лишь было бы желание,

Случаются явления, достойные внимания» (Щука)

Физминутка «В темном лесу есть избушка»

В темном лесу есть избушка, стоит задом наперед.

В той избушке есть старушка – Бабушка Яга живет .

Нос крючком, глаза большие, словно угольки горят.

Ух, сердитая какая дыбом волосы стоят.

4 конкурс «Исправь ошибки»

«Петушок Ряба» «Даша и медведь»

«Волк и семеро ягнят» «Утки – лебеди»

«Лисичка с кострюлькой» «Заюшкин домик»

«Царевна Индюшка» «Мальчик с кулачком»

5 конкурс «Ты мне я тебе»

Воспитатель : Кому принадлежат эти слова.

Влезь ко мне в одно ушко, а в другое вылезь – все будет сработано. (Корова)

Не пей братец, козленочком станешь. (Аленушка)

Вижу, вижу, не садись на пенек, не ешь пирожок.

Неси бабушке, неси дедушке. (Маша)

Молочная река, кисельные берега,

Куда гуси – лебеди полетели. (Аленушка)

Тепло ли тебе девица, тепло ли тебе красная. (Морозко)

Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам. (Лиса)

Битый не битого везет, битый не битого везет. (Лиса)

6 конкурс «Вспомним сказки »

Команды по очереди называют сказки , героями которых являются заяц и лиса.

7 конкурс «Собери сказку »

Из пазлов команды собирают иллюстрации к сказкам , а затем называют сказку .

В заключении воспитатель предлагает поиграть в игру «Иван – Царевич» (с мячом) . Начало говорит воспитатель, заканчивают дети).

Мышка-норушка, лягушка-квакушка, зайчик-побегайчик, лисичка-сестричка, сестрица-Аленушка, братец-Иванушка, серый-волк, царевна-лягушка, шапка-невидимка, ковер-самолет, жар-птица, Василиса-премудрая, баба-Яга, мальчик-с-пальчик.

Воспитатель : Вот и закончилась наша викторина . Вам понравилась наша викторина ? Что вам больше всего понравилось?

Дети садятся на места. Воспитатель объявляет победителей. Награждение.

Литературные игры - викторины не только приносят радость, но и формируют интерес к литературе, причем не только у детей, но и у их родителей.

Предварительная работа.

Воспитатель читает детям сказки (авторские и народные), по которым намечено проведение викторины, рассматривание вместе с детьми иллюстрации к ним, предлагает родителям прочитать эти сказки дома. Дети заучивают отрывки из стихотворных сказок и драматизируют сцены из прозаических. Вместе с воспитателем придумывают названия команд, готовят эмблемы для игроков и капитанов (например, изображая совы как символа мудрости), рисуют (по желанию) иллюстрации к сказкам для украшения зала или делают панно с коллективной аппликацией. Воспитатель (в тайне от детей) готовит необходимые для проведения викторины атрибуты: Волчек со стрелкой и карточки с вопросами-заданиями, коробку, обклеенную черной бумагой, иллюстрации, игрушки и т.д.

Организация игры.

В каждой из двух команд по 5 (старшая) или по 8 (подготовительная к школе группа) игроков. Они сидят за отдельными столами. Сбоку – зрители-болельщики (родители, дети других групп и т.д.). ведущий (музыкальный руководитель, заведующая, методист) сидит за столом, на котором стоит волчок со стрелкой и разложены карточки с заданиями. Выбирается судья-информатор (воспитатель или няня), который на наборном полотне выставляет количество баллов, набранное каждой командой.

В конце игры команда-победитель получает призы (книги), все участники – конфеты, а победитель игры со зрителями – сувенир.

Игра-викторина по русским народным сказкам

(«Бычок – смоляной бочок», «Зимовье зверей», «Жихарка», «Лисичка со скалочкой», «Заюшкина избушка», «Маша и медведь», «Петушок – золотой гребешок», «Снегурочка и лиса»).

  • «Драматизация». Одна команда драматизирует отрывок из сказки «Жихарка», а другая – «Лисичка со скалочкой».
  • «Конкурс капитанов». Из иллюстраций Е.И.Рачева, которыми украшен зал, капитан первой команды должен выбрать те, что имеют отношение к сказке «петушок – Золотой гребешок», а капитан второй команды – к сказке «Заюшкина избушка».
  • «Черный ящик». В ящике (коробке, оклеенной черной бумагой) находится кукла. Она говорит: «Не садись на пенек, не ешь пирожок, неси бабушке, неси дедушке». Дети должны угадать, что это за персонаж и из какой он сказки. (Машенька из сказки «Маша и медведь»)
  • «Сделай правильный выбор». Первая команда должна из лежащих на подносе игрушек выбрать персонажей сказки «Зимовье зверей» (баран, свинья, кот), а вторая – персонажей сказки «Бычок – смоляной бочок» (медведь, заяц, волк).
  • «Игра со зрителями». Зрителям предстоит угадать, кто поет песенку «Петушок, петушок, Золотой гребешок, выгляни в окошко, дам тебе горошку»? (Лиса в сказке «Петушок – Золотой гребешок»).
  • «Узнай сказку по отрывку». По прочитанному отрывку детям предстоит угадать, из какой он сказки. «Принесли молока, яиц, творогу и стали лисицу потчевать. А лисица просит, чтобы в награду дали ей курицу». («Снегурушка и лиса»).

Игра-викторина по сказкам

К. И. Чуковского

(«Краденое солнце», «Мойдодыр», «Айболит», «Муха-Цокотуха», «Тараканище», «Путаница», «Федорино горе»).

  • «Конкурс капитанов». На двух столах разложены различные предметы: мыло, зубная паста, губка, мочалка, полотенце, расческа, линейка, конверт, тетрадь, коробка спичек и др. Капитаны должны найти нужные Мойдодыру вещи и быстро сложить их в корзинки.
  • «Кто вспомнит?» Участникам предстоит узнать слово, которое твердил Айболит, отправляясь в Африку? («Лимпопо»).
  • «Черный ящик». В ящике лежит любимое лакомство крокодилов из сказки «Телефон». Командам нужно отгадать, что это за лакомство. (Калоша.)
  • «Сладкий поднос». На подносе стоят розетки с конфетами, вареньем и сахаром. Нужно выбрать, чем Муха-Цокотуха угощала бабочку? (Варенье)
  • «Игра со зрителями». Зрителям нужно вспомнить, кто потушил море в сказке «Путаница» (бабочка).
  • «Узнай сказку по отрывку». Детям предстоит угадать, из какой сказки эти строки: «А за ними блюдца – дзынь-ля-ля, дзынь-ля-ля, и танцуют, и смеются, дзынь-ля-ля». (Из сказки «Федорино горе»).
  • «Сделай правильный выбор». На двух подносах разложены игрушки. Первая команда должна найти героев «Краденого солнца» на одном подносе (медведь, белка), а вторая – на другом (крокодил, заяц).
  • «Прочитай наизусть». Дети (по желанию) читают отрывки из сказок К.И.Чуковского.

Игра-викторина по сказкам

Г.Х. Андерсена

(«Гадкий утенок», «Дюймовочка», «Стойкий оловянный солжатик», «Огниво», «Принцесса на горошине», «Свинопас»).

  • «Черный ящик». Детям предстоит послушать загадку и сказать, что лежит в черном ящике:

Под грудой перин оказалась она,

И было принцессе всю ночь не до сна.

(Горошина)

  • «Конкурс капитанов». На двух столах разложены иллюстрации к сказкам Г.Х.Андерсена, но только по две из них на каждом столе относится к сказке «Гадкий утенок». Капитаны должны (кто быстрее) найти соответствующие иллюстрации и принести их ведущему.
  • «Узнай подарки принца из сказки «Свинопас»». Каждая команда получает по четыре открытки. Первая команда – с изображениями птиц: снегирь, синица, соловей и щегол; вторая – с изображениями цветов: лилия, гвоздика, тюльпан и роза.
  • «Два подноса». Детям предстоит угадать кому из героев и какой сказки принадлежат следующие предметы. Первый поднос: кусочек олова и блестка (Стойкому оловянному солдатику и плясунье из сказки «Стойкий оловянный солдатик»). Второй поднос: скорлупа грецкого ореха и лепесток розы (Дюймовочке из одноименной сказки).
  • «Игра со зрителями». Зрителям нужно отгадать загадку:

Кто, скажите, всем на диво

Появлялся из огнива?

(Три собаки)

  • «Музыкальное задание». В какой сказке Г.Х. Андерсена звучит эта песенка? (Заведующий исполняет на металлофоне мелодию «Ах, мой милый Августин!..» (Сказка «Свинопас»)).
  • «Угадай-ка». Детям предстоит угадать сказочных героев.

В детстве все над ним смеялись,

Оттолкнуть его старались:

Ведь никто не знал, что он

Белым лебедем рожден.

(гадкий утенок)

Он стойко беды перенес,

Никто не видел его слез.

(Оловянный солдатик)

Чуть женой крота не стала

И усатого жука!

Вместе с ласточкой летала

Высоко под облака.

(Дюймовочка)

Игра-викторина по сказкам

братьев Гримм

(«Беляночка и Розочка», «Бременские музыканты», «Горшочек каши», «Огниво», «Заяц и ёж», «Король-дроздовик»).

  • «Разложите открытки по порядку». На двух подносах разложены открытки из набора «Братья Гримм «Беляночка и Розочка»», в иллюстрациях Татьяны Нарской (по 5 открыток в каждой команде). Кто быстрее иправится с заданием.
  • «Конкурс капитанов». Каждому капитану из трех предложенных портретов писателей нужно выбрать изображение одного из братьев Гримм и назвать сказочника по имени (Якоб и Венгельм) . Кто быстрее справится с заданием.
  • «Угадай животных». Каждой команде дается по большому листу с изображениями различных животных. Нужно найти те из них, о ком говорится в сказке братьев Гримм «Бременские музыканты» (кот, медведь, осел, собака, заяц, ёж). Задание выполняется на скорость.
  • «Черный ящик». В ящике лежит то, что осталось у гордой королевны из сказки «Король-дроздовик» после ее встречи с гусаром на базаре. Что это? (Посудные черепки).
  • «Игра со зрителями». Зрителям предстоит отгадать загадку:

Всем он кашу наварил,

Съесть ее не хватит сил. (Горшочек)

  • «Собрать рукодельные шкатулочки Беляночки и Розочки». На двух подносах разложены игольницы, наперстки, мотки ниток, тесемок, лент и мелкие игрушки (по выбору воспитателя). Нужные для рукоделия вещи требуется сложить в шкатулку. Задание выполняется на скорость.
  • «Драматизация». Каждая команда драматизирует отрывок из сказки «Бременские музыканты» или «Еж и заяц».

Игра-викторина по сказкам

А.С. Пушкина

(«Сказка о царе Салтане», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», «Сказка о золотом петушке»).

В конце года проводится литературная игра, в которой команда детей «Золотой петушок» борется за первенство с командой родителей «Золотая рыбка». Некоторые вопросы для родителей, естественно, труднее.

«Музыкальный конкурс».

Вопрос детям: «Кто и в какой сказке поет песенку «Во саду ли, в огороде»? (Ведущий поет и играет на металлофоне.) (Белка в «Сказке о царе Салтане»).

Вопрос родителям: «Как называется этот музыкальный отрывок?» (Звучит аудиозапись «Полет шмеля» Н.А. Римского – Корсакова).

  • «Черный ящик».

Вопрос детям: «В ящике лежит предмет, с помощью которого злая мачеха пыталась погубить прекрасную царевну. Что это за предмет и какая это сказка?» (Яблоко. «Сказка о мертвой царевне…»).

Вопрос взрослым: «В ящике лежит мех, из которого была сшита душегрейка старухи из «Сказки о рыбаке и рыбке». Какой? (Соболиный.)

  • «Конкурс знатоков живописи». На мольберте картины «Всадница» К.Брюллова; «Иван-царевич на сером волке» В.Васнецова; «Царевна-лебедь» М.Врубеля. Детям нужно назвать, на какой картине изображен пушкинский персонаж. Взрослые должны назвать автора картины.
  • «Угадай-ка». Каждой команде дается по большому листу с изображениями различных животных. Нужно найти те из них, о которых говорится в сказках А.С.Пушкина. (Собака, конь, муха; белка, лебедь, комар)
  • «Игра со зрителями». Зрителям предстоит угадать, кто и в какой сказке говорит такие слова: «Да! Такая есть девица. Но жена не рукавица: с белой ручки не стряхнешь да за пояс не заткнешь». (Царевна-Лебедь, «Сказка о царе Салтане».)
  • Конкурс чтецов. Дети и взрослые наизусть читают отрывки из сказок А.С.Пушкина (по выбору).