Светлана погодина детское изобразительное творчество от а до я. Раздел i

И. Бондарева, музыкальный руководитель, Н. Петропавловская, педагог дополнительного образования по ИЗО,

ГБОУ- детский сад № 2533 «Капитошка», Москва

Н. Сашина, Центральный дом художественного воспитания детей

Е. Кадола, преподаватель, кафедра английского языка, ОмГУ, методист, центр развития ребенка-детский

сад № 355, МОУ ДО-детский сад № 77, Омск

Л. Алексеева, воспитатель высшей квалификационной категории, МДОУ – центр развития ребенка -

детский сад № 3 «Радуга», город Тихвин, Ленинградская область

М. Архипенко, Воспитатель изостудии коррекционный детский дом для детей-сирот с ограниченными возможностями здоровья, город Черемхово, Иркутская область

М. Валова, воспитатель первой квалификационной категории, МОУ – детский сад № 12, Волгоград

Л. Беспалова, воспитатель, Е. Гридина, старший воспитатель, МАДОУ - детский сад комбинированного вида № 15 «Золотая рыбка», поселок Развилка, Московская область

В. Асмолкова, заведующая, Т. Чернова, воспитатель, детский сад № 58, ОАО «РЖД», город Рославль, Смоленская область

Т. Ведревская, Воспитатель дошкольной группы, Ровновская средняя общеобразовательная школа, Рязанский район, Рязанская область

Московская область Л. Городецкая, воспитатель первой квалификационной категории, МДОУ-детский сад

№ 20 «Улыбка», город Реутов

А. Мартынова, Педагог дополнительного образования по изобразительной деятельности, МБДОУ - детский сад № 180, Кемерово

С. Белоскокова, воспитатель, МБДОУ - детский сад общеобразова­тельного вида № 37 «Сказка», город Туапсе, Краснодарский край

О. Ельцова, воспитатель, МБДОУ - детски и сад № 53 «Лесная полянка», город Глазов, Республика Удмуртия

Е. Кузнецова, воспитатель, МДОУ-детский сад «Березка», село Толька, Тюменская область, Ямало-Ненецкий

автономный округ

Т. Виногорова, воспитатель высшей квалификационной категории, МДОУ- детский сад № 3

комбинированного вида «Теремок», поселок Советский, Советский район, Республика Марий Эл

Н . Иванова , воспитатель , ГОУ - детский сад компенсирующего вида № 1016, Москва

Т. Рогаткина, детский сад «От А до Я», Москва

О. Гречина, преподаватель методики ИЗО, Л. Суздальцева, преподаватель методики развития речи,

педагогический колледж № 18 «Митино», Москва

В. Лобанова, ДОУ № 208, город Мижнеудинск, Иркутская область

Н. Антипова, педагог дополнительного образования, МДОУ «Светлячок», поселок Сергино, Октябрьский район, Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ

И. Андрианова, воспитатель, МДОУ-детский сад №15 комбинированного вида, город Ногинск, Московская область

Е. Пешкова, воспитатель, МДОУ № 56 «Медвежонок», город Северодвинск, Архангельская область

Н. Жулева, Г. Кузнецова, воспитатели, ГОУ-детский сад №1495, Москва

Е. Мешкова, воспитатель, МДОУ № 56 «Медвежонок», город Северодвинск, Архангельская область

С. Белая, воспитатель первой квалификационной категории, МДОУ - детский сад № 100 «Рябинушка», город Таганрог, Ростовская область

Н. Захарова, воспитатель, детский сад № 1, село Захарове, Рязанская область

Е. Пешкова, воспитатель, МДОУ № 56 «Медвежонок», город Северодвинск, Архангельская область

С. Оськина, педагог по изодеятельности, Г. Гатиятуллина, воспитатель, МБДОУ - детский сад № 27

«Нэни куллар» («Ладушки»), город Альметьевск, Республика Татарстан

воспитатель по изобразительной деятельности, МБДОУ - детский сад № 27 «Нэни куллар» («Ладушки»), город Альметьевск, Республика Татарстан

О. Пивоварова, С. Аникина, воспитатели, МБДОУ-детский сад №10 «Ласточка», город Чистополь,

Республика Татарстан

Е. Исаева, воспитатель высшей квалификационной категории, МДОУ - детский сад компенсирующего вида № 37 «Родничок», город Бугульма, Республика Татарстан


С. Злыгостева, воспитатель, МДОУ - детский сад № 35, город Сарапул, Удмуртская Республика

Е. Ермолаева, воспитатель, МДОУ - детский сад «Ласточка», поселок Таёжный, Тюменская область

Е. Бурматнова, воспитатель первой категории, МДОУ - детский сад № 29, город Нефтекамск,

Республики Башкортостан

Е. Кузнецова, педагог дополнительного образования, ГОУ - центр развития ребенка - детский сад № 1743, Москва

Г. Александрова, учитель марийского языка, МДОУ - детский сад № 3 «Теремок», поселок Советский,

Республика Марий Эл

Н. Просова, воспитатель, Т. Соловьева, старший воспитатель, ГОУ - детский сад компенсирующего

вида № 2028, Москва

Т. Афанасьева, воспитатель высшей категории, ДОУ № 3, город Люберцы, Московская область

Т. Сысоева, педагог дополнительного образования, Т. Колесникова, заместитель директора

по воспитательной работе, начальная школа - детский сад № 67 ОАО «РЖД», Челябинск


Л. Лазарева, воспитатель, МБДОУ№14, город Лакинск, Владимирская область

Л. Шаламова, воспитатель первой категории, детский сад №41, село Большая Елань,

Усольский район, Иркутская область

Т. Корниенко, педагог дополнительного образования по художественно-прикладному труду, МАДОУ № 17 «Журавушка», город Тихорецк

Коллектив МДОУ № 1 «Катюша», город Чапаевск, Самарская область

Е. Стрелкович, Е. Аксенова, педагоги лепки и рисования, Центр развития ребенка - детский сад № 323, Красноярск

М. Костюченко, воспитатель высшей квалификационной категории, МДОУ - детский сад № 101 «Солнышко»,

город Братск, Иркутская область

Т. Соколова, кандидат педагогических наук, педагог дополнительного образования, МОУ - центр детского творчества «Факел», районный поселок Кольцове, Новосибирская область

Г. Александрова, учитель марийского языка, МДОУ - детский сад № 3 комбинированного вида «Теремок»,

поселок Советский, Республика Марий Эл

Г. Сафина, воспитатель по изодеятельности, детский сад № 29 «Золотая рыбка», город Елабуга, Республика Татарстан

С. Погодина, кандидат педагогических наук, доцент общеинститутской кафедры эстетического воспитания,

ИППО ГОУ ВПО МГПУ

С. Погодина, кандидат педагогических наук, доцент, кафедра эстетического развития дошкольников, Институт педагогики и психологии образования МГПУ

Е. Шперлинг, воспитатель, МДОУ - детский сад комбинированного типа № 56, Омск

С. Топунова, воспитатель, МДОУ № 58, Казань

С. Кахнович, кандидат педагогических наук, доцент, Мордовский государственный педагогический институт

им. М.Е. Евсевьева, Саранск

Т. Доронова, кандидат педагогических наук, профессор, заведующая отделом дошкольного образования,

Федеральный государственный институт развития образования, Министерство образования и науки Российской Федерации, Москва

И. Яцюк, воспитатель, МДОУ- детский сад № 18 «Настенька», Астрахань

Л. Курнина, С. Кузьмина, воспитатели, МДОУ - центр развития ребенка - детский сад № 54, город Ковров, Владимирская область

Е. Каминцева, воспитатель, МДОУ - детский сад № 86, Саранск, Республика Мордовия

О. Тимохина, воспитатель по изобразительной деятельности, МДОУ - детский сад № 233, Ижевск, Удмуртская Республика

Л. Лопатина, воспитатель первой квалификационной категории, МБДОУ - детский сад № 1, рабочий поселок Емельянова, Красноярский край

Т. Лямзина, методист первой квалификационной категории, МДОУ - детский сад № 3 «Ручеек», поселок городского типа Тура, Эвенкийский муниципальный район, Красноярский край

О. Розова, методист первой категории, МДОУ - детский сад № 2 «Асиктакан», поселок городского типа Тура,

Эвенкийский муниципальный район, Красноярский край

И. Яковлева, заместитель заведующей, МДОУ - детский сад общеразвивающего вида № 1, город Щёкино, Тульская область

С. Афанасьева, педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории, муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей Дом детского творчества «Созвездие», город Саянск, Иркутская область

С. Погодина, кандидат педагогических наук, доцент, кафедра эстетического развития дошкольников, Институт педагогики и психологии образования МПГУ

Л. Фомина, воспитатель КИК, детский сад № 20, город Добрянка, Пермский край

Л. Бражкин, преподаватель изобразительного искусства высшей квалификационной категории, педагогический колледж, город Кудымкар, Пермский край

С. Сухорукова, воспитатель, МДОУ № 230, Кемерово

Т. Семенова, воспитатель, ДОУ№12«Журавушка», город Мытищи, Московская область

С. Погодина, кандидат педагогических наук, доцент, кафедра эстетического развития дошкольников, Институт педагогики и психологии образования МПГУ

А. Гнатко, воспитатель, МДОУ№19, город Гулькевичи, Краснодарский край

А. Миргазизова, воспитатель первой квалификационной категории, МАДОУ - центр развития ребенка -

детский сад № 24 «Дельфин», город Туймазы, Республика Башкортостан

А. Герасимова, воспитатель, МДОУ - центр развития ребенка - детский сад «Туллукчаана», село Ытык-Кюель,

Таттинский улус

С. Погодина, кандидат педагогических наук, доцент, Институт педагогики и психологии образования Московского городского педагогического университета

Н. Якубович, воспитатель, детский дом-интернат №21, Л. Губанова, психолог, Центр диагностики и консультирования «Участие», Москва

Л. Бойко, воспитатель, детский сад № 27, город Тосно, Ленинградская область

С. Погодина, кандидат педагогических наук, доцент, Институт педагогики и психологии образования МГПУ

Л. Сайгушева, профессор кафедры управления образованием, Магнитогорский государственный университет,

К. Панова, заместитель заведующего по учебно-воспитательной работе, МДОУ-детский сад №148, город Магнитогорск, Челябинская область

С. Чубарова, педагог высшей категории по изодеятельности, Ф. Г алиева, воспитатель высшей категории,

МДОУ - детский сад № 71 общеразвивающего вида, Магнитогорск, Челябинская область

Е. Залуцкая, воспитатель, детский сад № 3 «Светлячок», город Красноармейск, Московская область

М. Брунова, воспитатель по изобразительной деятельности, детский сад № 170 ОАО «РЖД», город Белова,

Кемеровская область

Е. Лубышева, заведующая, В. Брусова, Н. Лазебная, воспитатели логопедической группы, МДОУ - Центр развития ребенка - детский сад № 33 «Радуга», город Губкин, Белгородская область

О. Савина, воспитатель речевой группы, МДОУ-ДСКВ№102, город Братск, Иркутская область

Учебное пособие создано в соответствии с ФГОС СПО для специальности 050144 Дошкольное образование и может быть использовано при освоении профессионального модуля ПМ.02 «Организация различных адов деятельности и общения детей» (МДК.02.03).
В пособии рассматриваются различные виды искусства (живопись, графика, скульптура, архитектура, дизайн, народное декоративно-прикладное искусство), приемы развития изобразительного творчества детей дошкольного возраста.
Для студентов учреждений среднего профессионального образования, может быть полезно воспитателям детских дошкольных учреждений.

Понятие живописи. Виды живописи.
Живопись (от «живо» и «писать») - один из важнейших видов изобразительного искусства, произведения которого отражают на плоскости все многообразие окружающего мира посредством различных цветных красящих материалов. Существует множество определений этого понятия, характеризующих живопись с точки зрения ее изобразительных возможностей. При этом очень часто упускается другой аспект - индивидуально-личностное, душевное и духовное отношение художника к создаваемому произведению.

Мир живописи богат и сложен, и его невозможно оценивать только с позиции законов, закономерностей и правил, выработанных человечеством в ходе исторического развития. В живописи существует многообразие стилей и направлений, которые распредмечивают действительность, показывая ее духовную сущность. Каждый художник видит ее по-своему, а каждый зритель трактует с учетом своего мировоззрения, мировосприятия.

Объективно оценивая то или иное произведение живописи, важно учитывать характерные особенности эпохи, в которую это произведение было создано, степень развития науки и техники того времени, мировоззренческие позиции художника, его стилистические предпочтения, уровень технического мастерства автора.

ОГЛАВЛЕНИЕ.
РАЗДЕЛ I. ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С РАЗЛИЧНЫМИ ВИДАМИ ИСКУССТВА.
Глава 1. Теория и методика ознакомления дошкольников с произведениями изобразительного искусства.
§ 1. Живопись как вид искусства.
§ 2. Графика как вид искусства.
§ 3. Скульптура как вид искусства.
§ 4. Восприятие произведений искусства детьми дошкольного возраста.
§ 5. Методика ознакомления детей дошкольного возраста с живописью и графикой.
§ 6. Методика ознакомления детей дошкольного возраста со скульптурой.
Глава 2. Теория и методика ознакомления дошкольников с произведениями монументально-декоративного искусства.
§ 7. Архитектура как вид искусства.
§ 8. Дизайн как вид искусства.
§ 9. Народное декоративно-прикладное искусство.
§ 10. Методика ознакомления с произведениями архитектуры.
§ 11. Методика ознакомления с дизайном.
§ 12. Методика ознакомления с произведениями народного декоративно-прикладного искусства.
РАЗДЕЛ II. ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
Глава 3. Теория развития детского изобразительного творчества.
§ 13. Роль детского изобразительного творчества в становлении ребенка как личности.
§ 14. Взгляды исследователей на проблему детского изобразительного творчества.
§ 15. Сущность и структура детского изобразительного творчества.
§ 16. Педагогические условия развития детского изобразительного творчества.
§ 17. Этапы развития детского изобразительного творчества в рисовании.
§ 18. Этапы развития изобразительного творчества дошкольников в игре со строительными материалами и конструкторами.
§ 19. Этапы развития детского пластического творчества.
Глава 4. Теория и методика овладения дошкольниками основами изобразительной грамоты.
§ 20. Особенности овладения дошкольниками основами изобразительной грамоты.
§ 21. Цвет как выразительное средство искусства.
§ 22. Особенности восприятия и использования цвета детьми дошкольного возраста.
§ 23. Рисунок как выразительное средство искусства.
§ 24. Особенности овладения детьми дошкольного возраста рисунком.
§ 25. Композиция как выразительное средство искусства.
§ 26. Особенности овладения дошкольниками композиционными закономерностями.
Глава 5. Методика развития детского изобразительного творчества.
§ 27. Методика развития детского изобразительного творчества в рисовании.
§ 28. Методика развития детского конструктивного творчества.
§ 29. Методика развития детского пластического творчества.
§ 30. Детское декоративное творчество.
Заключение.
Приложения.
Приложение 1.
Рекомендуемые произведения архитектуры.
Рекомендуемые произведения скульптуры.
Рекомендуемые произведения живописи.
Приложение 2.
Схема анализа занятия по развитию детского изобразительного творчества.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Теория и методика развития детского изобразительного творчества, Погодина С.В., 2011 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Тюлячинский детский сад №1 Тюлячинского муниципального района РТ

Мастер класс на тему: «Рисование природы по технике С.Погодиной»

«Применение нетрадиционных техник рисования в детском саду»

Подготовила: воспитатель

Ибрагимова А.Р.

2017г

Цель: Раскрыть значение нетрадиционных приёмов изодеятельности в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности. Показать актуальность нетрадиционной техники рисования в детском саду. Познакомить педагогов с многообразием нетрадиционных техник рисования.

Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Эффективней начинается её развитие с дошкольного возраста. Как говорил В.А. Сухомлинский: “Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питает источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок”. Как утверждают многие педагоги - все дети талантливы. Поэтому необходимо, вовремя заметить, почувствовать эти таланты и постараться, как можно раньше дать возможность детям проявить их на практике, в реальной жизни.

Термин «нетрадиционный» подразумевает использование материалов, инструментов, способов рисования, которые не являются общепринятыми, традиционными, широко известными.В процессе нетрадиционного рисования ребёнок всесторонне развивается.Такие занятия не утомляют дошкольников, у детей сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Нетрадиционные техники позволяют педагогу осуществлять индивидуальный подход к детям, учитывать их желание, интерес. Их использование способствует интеллектуальному развитию ребенка, коррекции психических процессов и личностной сферы дошкольников.

Рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяют детям ощутить незабываемые положительные эмоции. А по эмоциям можно судить о том, что в данный момент творится у ребёнка на душе, какое у него настроение, что его радует, а что огорчает.Как известно, дети часто копируют предлагаемый им образец.

Нетрадиционные техники рисования позволяют избежать этого, так как педагог вместо готового образца демонстрирует лишь способ действия с нетрадиционными материалами, инструментами. Это дает толчок к проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном рисунке, дошкольники учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился выразительным. Работа с нетрадиционной техникой изображения стимулирует положительную мотивацию у ребенка, вызывает радостное настроение, снимает страх перед процессом рисования.

Необычное начало работы, применение игровых приемов – все это помогает не допустить в детскую изобразительную деятельность однообразие и скуку, обеспечивает живость и непосредственность детского восприятия и деятельности.

Задачи в работе с детьми:

Методов и приёмов нетрадиционного рисования очень много, я хочу познакомить вас с некоторыми из них. Такие методы и приёмы помогут интересно организовать творческий процесс на занятиях изобразительной деятельностью.

1.Рисование ладошкой

Способ получения изображения: ребёнок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает её с помощью кисточки и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами.

2. Рисование пальцем.

Ребёнок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета.

3.Оттиск поролоном

4. Рисование мятой бумагой
Таким способом, например можно нарисовать силуэты животных, траву, небо, снег, стволы деревьев. Для этого смять тонкий лист бумаги, обмакнуть его в краску и, осторожно, примакивая на альбомный лист.

5.Рисование отпечатками листьев

Ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его к бумаге окрашенной стороной для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью

6. Монотипия .

Ребенок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета (предметы выбираются симметричные). После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить, также складывая лист после рисования нескольких украшений.

7. Рисование методом тычка .

Для этого метода достаточно взять любой подходящий предмет, например ватную палочку. Опускаем ватную палочку в краску и точным движением сверху вниз делаем тычки по альбомному листу. Палочка будет оставлять четкий отпечаток. Форма отпечатка будет зависеть от того, какой формы был выбран предмет для тычка.

8. Кляксография .

В основе этой техники рисования лежит обычная клякса. В процессе рисования сначала получают спонтанные изображения. Затем ребенок дорисовывает детали, чтобы придать законченность и сходство с реальным образом. Оказывается, клякса может быть и способом рисования, за который никто не будет ругать, а, наоборот, еще и похвалят.

9. Набрызг.

Ребенок набирает краску на зубную щётку и ударяет ею о картон, который держит над бумагой. Краска разбрызгивается на бумагу.

Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник

  • Способствует снятию детских страхов
  • Развивает уверенность в своих силах
  • Развивает пространственное мышление;
  • Учит детей свободно выражать свой замысел;
  • Побуждает детей к творческим поискам и решениям;
  • Учит детей работать с разнообразным материалом;
  • Развивает чувство композиции, ритма, колорита, цветовосприятия; чувство фактурности и объёмности;
  • Развивает мелкую моторику рук;
  • Развивает творческие способности, воображение и полёт фантазии.
  • Во время работы дети получают эстетическое удовольствие

Рисование в детском саду - художественно-творческая деятельность, так же, как и деятельность художника, включает определенную технику. Овладеть этой техникой ребенку необходимо для того, чтобы он мог свободно ею распорядиться при решении различных изобразительных задач, наиболее полно выразить в рисунке свои впечатления от происходящих в жизни событий и явлений. . Благодаря восприятию художественных образов в изобразительном искусстве ребенок имеет возможность полнее и ярче воспринять окружающую действительность, и это способствует созданию детьми эмоционально окрашенных образов в изобразительном творчестве.