Методика жужжащего чтения.doc - методика жужжащего чтения. Педагогические условия формирования навыков чтения и интереса к детским книгам у детей младшего возраста

Л.В. Безкоровайная,

Учитель начальных классов

Обучение чтению в начальной школе

1.Важна не длительность, а частота тренировочных упражнений.

Человеческая память устроена так, что запоминает не то, что постоянно перед глазами, а то, что мелькает: то есть, то нет. Именно это создает раздражение и запоминается, поэтому, если мы хотим помочь детям освоить какие- то умения и довести их до автоматизма, до уровня навыка, нужно ежедневно, через определенные промежутки времени проводить с ними небольшие по объему упражнения.

Пример: мама – первокласснику: «Прочитай вот эту сказку. Пока не прочитаешь, из-за стола не выходи». Это ошибка. Домашняя тренировка на начальном этапе должна проводиться порциями по 5- 7 минут. Эффективность такой тренировки гораздо выше, чем тренировка в течении 1- 1,5 часа за один прием.

2. Жужжащее чтение было одним из основных приемов обучения чтению в Павловской школе, школе В.А. Сухомлинского.

Что же такое жужжащее чтение? Это такое чтение, когда ученики читают одновременно вслух, вполголоса, чтобы не мешать друг другу, каждый со своей скоростью, кто-то быстрее, кто-то медленнее.

В течении 5 минут в классе плодотворно работают тридцать человек. При обычной методике учитель за урок опросит не более 10 учеников. При этом каждый из учеников поупражняется не более 2-х раз. Таким образом, общий тренаж в течение урока составит 10 х 2 = 20 «человеко /минут». При жужжащем чтении тот же тренаж составит 30 х 5 =150 « человеко/ минут». Вряд ли можно комментировать эти цифры.

^ 3. Ежеурочнные 5 минутки чтения.

Этот прием заимствован в школах Монголии еще в советские времена. У каждого ребенка на парте лежит книга. И любой урок – будь то чтение, русский язык, математика, окружающий мир – начинается с того, что дети открывают книгу, 5 минут читают в режиме жужжащего чтения, закрывают книгу и дальше идет обычный урок.

Давайте проанализируем, что же получается. Если учитель работает как обычно, он имеет 3 урока чтения в

3 -4 классы. Это катастрофически мало в наших условиях. За неделю учитель опросит по 1 разу каждого из 30 учащихся. При этом ученик будет иметь время для тренировки всего 2 минуты в неделю. Вряд ли при таком уровне тренировки можно научить детей быстро читать.

А если обучение организовать более рационально, т.е. ввести в практику ежеурочные 5 минутки.

Вот результаты за неделю:

5* 4* 5 = 100 минут.

Время тренировки с 2- х минут увеличилось до 100 минут, т.е. в 50 раз.

Без всяких методических ухищрений что-нибудь ХОРОШЕЕ получиться, несомненно, будет положительный эффект. Здесь возникает вопрос: где взять книги для такого чтения? Конечно же, в библиотеке. У нас есть фонд (например: автор Джежилей). И мы этим фондом с помощью библиотекарей активно пользуемся. Вновь приобретена «Хрестоматия для начальной школы». Это очень хорошая поддержка для работы в обучении чтению.

^ 4. Хорошие результаты дает чтение перед сном.

Дело в том. Что последние события дня фиксируются эмоциональной памятью, и те 8 часов, когда человек спит, он находится под их впечатлением! Организм привыкает к этому состоянию. Ещё 200 лет назад говорилось: «Студент науками живущий, учи псалтырь на сон грядущий».

Режим щадящего чтения на начальном этапе: ребенок читает несколько строчек, затем следует кратковременный отдых. При просмотре диафильмов – такой режим получается автоматически. Подобный просмотр проводить перед сном. Данный метод эффективен в работе не только с учащимися начальной школы.

^ 6. Развитие техники чтения часто тормозится из-за слаборазвитой оперативной памяти.

Пока ученик читает текст из нескольких предложений, забывает содержание первых, поэтому не может уловить смыслового текста. Значит, необходимо работать над оперативной памятью. Для этого существуют так называемые методики зрительных диктантов.

^ 7. Три типа упражнений:

Многократное чтение;

Чтение в темпе скороговорки;

Выразительное чтение с переходом на незнакомую часть текста.

I. При проведении многократного прочтения следует учитывать, что скорость чтения у детей различна, поэтому не следует задавать одинаковый по объему отрывок. Лучше ориентироваться на один и тот же промежуток времени.

Проводится это практически таким образом:

Начало нового текста прочитывается учителем и осознается (осмысливается) учениками,

Учитель предлагает начать чтение всем одновременно и продолжить в течение 1 минуты,

По истечении одной минуты каждый ученик отмечает, до какого слова успел дочитать,

Затем следует повторное чтение этого же отрывка в течение 1 минуты. Ученик снова отмечает, до какого слова дочитал и сравнивает результаты первого прочтения. Естественно, что во 2-й раз он прочитал на несколько слов больше. Увеличился темп работы, а это вызывает положительные эмоции.

II. Меняем задание. Читаем в темпе скороговорки. Тренируем артикуляционный аппарат (тот же отрывок). При чтении в темпе скороговорки не следует уделять внимание выразительности. Нельзя ставить одновременно взаимоисключающие друг друга задачи. Это упражнение предназначено только для тренировки артикуляционного аппарата. Требование к выразительности понижены, зато повышены требования к четкости прочтения окончания слов. Окончания слов не должны «проглатываться», они должны четко проговариваться. Упражнение длится не более 30 секунд.

III. Затем читаем выразительно. Дает на это установку учитель. Дети прочитывают знакомую часть текста до конца, и учитель не останавливает их. Они переходят на незнакомую часть текста. И вот здесь совершается «маленькое чудо». Чудо это состоит в том, что ребенок, несколько раз прочитавший один и тот же отрывок текста в повышенном темпе, при переходе на незнакомую часть текста, продолжает читать в том же темпе. 2-3 недели такого ежедневного тренинга дают очень неплохие результаты. Чтение заметно улучшается.

8. В конце урока обычно 3-4 минуты производится САМОЗАМЕР скорости чтения.

Подведем итоги.

Каковы же условия успеха в формировании оптимального навыка чтения?

Систематичность работы;

Расширение поля зрения;

Развитие оперативной памяти, устойчивого внимания;

Самозамеры;

Состязательность;

Опора на помощь родителей;

Постоянный учет и контроль техники чтения;

Установка на достижение скорости 120 слов в минуту.

В начальном обучении педагогами используется множество техник развития навыков оптимальной скорости чтения у детей. Одна из таких техник — жужжащее чтение. Именно чтение жужжащее является основной методикой применяемой многими педагогами.

Педагогический опыт показывает, что если ребенок в начальной школе полноценно освоил осознанное, выразительное чтение, то и в маленьком детском коллективе он уверенно займет свое место, и наоборот, ученик, вовремя не овладевший чтением, теряет уверенность в себе, становится созерцателем, а не участником жизни класса, испытывает сложности в учебе. Психологи отмечают, что уровень чтения — это серьезнейший фактор, влияющий на успеваемость и социальную адаптацию ребенка.

Ни для кого не секрет, что именно в игровой форме дети быстрее воспринимают учебный материал. Именно на этом и построена техника жужжащего чтения. Множество юных голосов, читая вполголоса, каждый со своей скоростью, сливаются в гулкий пчелиный рой.

А начинается все с того, что ученикам предлагается самостоятельно изготовить широкие закладки, на которых впоследствии каждый из них будет записывать авторов и название прочитанных книг. Дети обожают все рукотворное. У каждого своя закладка, личная, такой нет больше ни у кого.

К выбору книг тоже нужно подойти с особым вниманием. Дети выбирают их сами, каждый свою. Ничего толстого и громоздкого. Всего пара страниц, чтобы прочитать за пару приемов.

Техника жужжащего чтения занимает всего лишь 5 минут учебного времени в начале каждого урока. В течение 5 минут ученики читают вслух каждый свою книжку. Вполголоса, каждый в своем темпе и в своей скорости.

В применении данной техники очень важна системность. Проведя несложные математические подсчеты, становится видно, что используя эту замечательную основу, освоению науки качественного чтения отводится около 100 минут в неделю.

При использовании обычных методик практически невозможно уделить такое количество времени каждому ученику. В классической методе преподавания педагог имеет 4 урока словесности в неделю. Учитывая то, что классы наполнены в среднем двадцатью пятью учениками, учитель может уделить не более трех минут в неделю каждому ребенку. Конечно, можно переложить этот вопрос на плечи родителей. Но зачастую родители не имеют времени, а иногда и желания, уделять чаду достаточно времени. Вряд ли за 3 минуты в неделю можно научить ребенка читать.

Метод жужжащего чтения так же отлично подходит для учеников, которые не горят любовью к чтению. У ребенка возникают сложности с чтением, отсюда и нелюбовь. Для таких детей применяют режим щадящего чтения. Этот метод заключается в том, что ребенок, прочитав 2-3 предложения, получает кратковременный отдых. Эта метода используется для индивидуальных занятий с учеником. А в коллективе, читая
тихонько, себе под нос, со своей индивидуальной скоростью, сливаясь с общим
роем, ребенок не испытывает дискомфорта.

Жужжащее чтение позволяет учителю, проходя по классу во время пятиминутки «жужжания» видеть реальную обстановку: кто из учеников как читает на данном этапе. Проходя по классу учитель, прикасаясь к плечу, «выключает» тех из учеников, кто уже читает бегло. Остаются те, кто тихонько и неуверенно бубнят себе по нос. Но со временем таких учеников остается все меньше и меньше. Опыт многих педагогов, регулярно использующих на уроках пятиминутки жужжащего чтения, показал, что высокие результаты навыков беглого чтения не заставят себя долго ждать.

Урок чтения самый интересный, но трудный и ответственный. Если дети не будут правильно, бегло, выразительно читать, они не смогут овладеть в достаточной мере грамотным письмом, не научаться правильно решать задачи.
Научить детей читать – значит подготовить их к самостоятельной работе с текстом произведения, прививать любовь к чтению, помочь ребенку познать окружающий его мир. Следовательно, овладение навыками чтения это и средство, и одно из условий общего развития детей.

Процесс чтения очень сложен, поскольку в нем участвуют мышление, речь, восприятие, память, воображение, слуховые и звуковые анализаторы.
Скорость чтения человека должна приближаться к скорости его речи. Следовательно, у каждого человека темп чтения строго индивидуален.
Воспитание сознательного читателя в начальной школе предполагает овладение навыком чтения, культурой чтения, слушания, говорения, сформированности навыков работы с разными видами текстов, то есть развитие начитанности, эмоциональной отзывчивости на читаемое, творческой активности, самостоятельности и элементарной способности воспринимать художественное произведение в его специфике как искусство слова.

Что такое оптимальное чтение?
Это чтение в темпе разговорной речи, это темп от 120 до 150 слов в минуту. Именно в этом темпе достигается лучшее понимание текста учениками. Если скорость чтения будет повышена (со скоростью 180 и более слов в минуту) то, естественно, понимание текста при этом ухудшается. Ухудшается понимание текста и при пониженной скорости чтения. При скорости чтения до 120 слов в минуту ученику часто необходимо прочитать текст дважды, а то и трижды.
Надо отметить, что скорость чтения является самым важным фактором из числа влияющих на успеваемость.
Необходимость оптимального чтения ясна. Эту проблему рассматривают в нескольких аспектах.
Аспект обучения.
Дети с большой скоростью чтения своевременно выполняют домашние задания. Читают не только заданную литературу, но и художественные произведения по своему интересу, журналы.
Аспект развития.
Быстро обычно читают те ученики, которые читают много. В процессе чтения совершенствуется оперативная память и устойчивость внимания.
Аспект воспитания.
Как правило, кто хорошо читает, тот учится хорошо, плохо читает – успеваемость низкая, склонен к правонарушению.
Экономический аспект.
Высокая образованность невозможна без хорошей техники чтения. В США на многих предприятиях не принимаются на руководящую работу, если специалист имеет скорость чтения ниже 400 слов в минуту. Считается, что при низкой скорости чтения он просто утонет в потоке бумаг.
Идейно-политический аспект.
Школьнику с низкой скоростью чтения не хватает времени заниматься дополнительно: например, читать прессу… низкая техника чтения не способствует освоению информации.
С какой скоростью чтения должны читать ученики, заканчивающие начальное обучение?
Видный украинский педагог В.А.Сухомлинский в своей книге «Разговор с молодым директором школы» пишет, что беглое чтение, нормальное чтение – это чтение в темпе 150-200 слов в минуту.
Возникает вопрос: а как же выйти на этот уровень, как добиться этой скорости - скорости оптимальной, какие резервы обучения можно здесь использовать.

Рассмотрим восемь резервов обучения чтению.
1 .Важна не длительность, а частота тренировочных упражнений. Память человеческая устроена таким образом, что запоминается не то, что постоянно перед глазами, а то, что мелькает: то есть, то нет. Именно это создает раздражение и запоминается. Поэтому если мы хотим помочь детям освоить какие-то умения и довести их до автоматизма – до уровня навыка, нужно ежедневно, через определенные промежутки времени проводить с ними небольшие по объему упражнения.
2. Жужжащее чтение.
Жужжащее чтение – это такое чтение, когда все ученики читают одновременно вслух вполголоса, чтобы не мешать товарищам, каждый со своей скоростью, кто-то быстрее, кто-то медленнее.
3.Ежеурочные пятиминутки чтения.
У каждого ребенка на парте лежит книга (художественная книга с закладкой), и любой урок – будь то чтение, русский язык, математика, природоведение, труд начинаю с того, что дети открывают книгу, 5 минут читают. В режиме жужжащего чтения, карандашиком отмечают до какого места дочитали, кладут закладку, закрывают книгу. И дальше идет обычный урок.
Пять минут за урок. 4 урока в день. 5 дней в неделю. 5× 4×5=100(мин)= 1ч.40 мин.
4. Чтение перед сном .
Дело в том, что последние события дня фиксируются эмоциональной памятью, и те восемь часов, когда человек спит, он находится под их впечатлением. Организм привыкает к этому состоянию.
Еще 200 лет назад говорилось: «Студент, науками живущий, учи псалтырь на сон грядущий», то есть учи так, чтобы это было последним событием дня.
5. Если ребенок не любит читать, то необходим режим щадящего чтения. В самом деле: если ребенок не любит читать, то это означает, что у него при чтении возникают трудности.
Режим щадящего чтения – это такой режим, когда ребенок прочитает одну – две строчки после этого получит кратковременный отдых. Такой режим автоматически получается, если ребенок просматривает диафильмы: две строчки под кадром прочитал, посмотрел картинку – отдохнул. Если ребенок устанет, то можно продолжить читать родителям.
Хорошо бы совместить четвертую и пятую рекоминдации, то есть просмотр диафильмов перед сном.
6. Установлено, что развитие техники чтения часто тормозится из-за слаборазвитой оперативной памяти .
Что это значит?
Например, ребенок читает предложение, состоящее из 6-8 слов. Дочитав до третьего- четвертого слова, забыл первое слово. Поэтому он никак не может уловить смысл предложения, не может увязать все слова воедино. Необходимо в этом случае поработать над оперативной памятью.
Делается это с помощью так называемых зрительных диктантов, тексты которых разработаны профессором И.Т.Фидоренко, имеется 6 предложений. Особенность этих предложений такова: если первое предложение состоит из 2 слов – 8 букв, то последнее предложение 18 набора состоит уже из 46 букв.
Наращивание длины предложений происходит постепенно, по одной – две буквы. Время работы со всеми 18 наборами составляет примерно два месяца. Таким образом, за два месяца оперативная память развивается настолько, что ребенок уже может запомнить предложение из 8-9 слов. Теперь он легко улавливает смысл предложения, читать ему становится интересно, и поэтому и процесс обучения чтению идет гораздо быстрее.
7. Из системы И.Т.Федоренко и И.Г.Пальченко нужно выделить три типа упражнений.
Это такие упражнения:
многократное чтение
чтение в темпе скороговорки
выразительное чтение с переходом на незнакомую часть текста
.
Все названные упражнения проводятся коллективно, то есть читают одновременно все ученики (каждый в своем темпе), но вполголоса, чтобы не мешать товарищам.
При проведении многократного чтения следует учитывать, что скорость чтения у детей различна. Поэтому не следует задавать одинаковый по объему отрывок, лучше ориентироваться на один и тот же промежуток времени.
При чтении в темпе скороговорки не следует уделять внимание выразительности чтения, нельзя ставить одновременно две взаимоисключающие друг друга задачи. Это упражнение предназначено только для развития артикуляционного аппарата. В этом упражнении повышены требование к четкости прочтения окончаний слов. Окончания слов не должны «проглатываться» учениками, они должны четко проговариваться.
Упражнение длится не более 30 секунд. Затем предлагается третье упражнение. «Теперь, пожалуйста, снова читайте текст, но чуть-чуть медленнее, зато красиво, выразительно». Дети проговаривают знакомую часть до конца, и учитель не останавливает их. Они переходят на незнакомую часть текста. Ребенок, несколько раз, прочитавший один и тот же отрывок текста в повышенном темпе чтения, при переходе на незнакомую часть текста продолжает читать его в том же повышенном темпе. Его возможность не надолго хватает, но если ежедневно проводить такие упражнения, то, в конце концов, длительности чтения в повышенном темпе будет увеличиваться.

8. Стимулирование учащихся.
Самозамер скорости чтения. Ребята в течение одной минуты читают текст, отмечают, до какого слова дочитали, затем пересчитывают прочитанные слова и записывают результаты в тетрадь.

Http://igirpet.21416s10.edusite.ru/

на

Резервы обучения чтению.
Жужжащее чтение. Жужжащее чтение – это такое чтение, когда все уче­ники читают
одновременно вслух, вполголоса.
Ежеурочные пятиминутки чтения. У каждого ребёнка на парте лежит книга
(художественная книга с закладкой). И любой урок – будь то чтение, русский язык, мате­
матика, труд начинать с того, что дети открывают книгу, 5 минут читают в режиме жуж­
жащего чтения, карандашом отмечают до какого места дочитали, кладут закладку, закры­
вают книгу. И дальше идёт обычный урок.
5 минут за урок. 4 урока в день.5 дней в неделю. 5x4x5=100 (минут)= 1ч.40мин.
Чтение перед сном. Дело в том, последние события дня фиксируются эмоцио­нальной
памятью, и те 8 часов, когда человек спит, он находится под их впечатлением. Организм
привыкает к этому состоянию.
Если ребёнок не любит читать, то необходим режим щадящего чтения. В самом деле, если
ребёнок не любит читать, то это означает, что у него при чтении возникают трудности.
Режим щадящего чтения – это такой режим, когда ребёнок прочитает одну – две строчки и
после этого получит кратковременный отдых. Такой режим автоматически по­лучается,
если ребёнок просматривает диафильмы: две строчки под кадром прочитал, по­смотрел
картину – отдохнул. Если ребёнок устанет, то можно продолжить читать родите­лям.
Хорошо бы совместить четвёртую и пятую рекомендации, то есть просмотр диа­фильмов
проводить перед сном.
В процессе нашего эксперимента мы формировали навыки беглого сознательного чтения с
помощью комплекса упражнений, учитывающих психолого­физиологическую природу
чтения.
В комплексе упражнений есть такие, которые уже использовали учителя ­ новато­ры, с
которыми мы познакомились в процессе подготовительного этапа, изучая литерату­ру по
данному вопросу. Есть упражнения, которые мы апробируем впервые на экспери­
ментальном классе.
«В педагогических технологиях, как бы сами по себе они не были научно обосно­ваны и
проверены, личностный фактор всегда имеет большое, а иногда определяющее значение. Не
случайно великий педагог В.Г. Белинский заметил, что даже самое старое (т.е. известное)
может выглядеть и быть новым, если вы человек со своим мнением, под­ходом, и ваш
способ выражения и самому старому должен придать характер новизны».
В начале каждого урока – будь то чтение, математика, ИЗО – дети читали 5 минут в
режиме жужжащего чтения. Что дают ежеурочные пятиминутки? 5*4*6= 120. Пять минут
за урок, четыре урока в день, шесть дней в неделю. Недельный тренаж ­ 120 минут. /
Фонетическая зарядка.
Цель:
формирование культуры звуковой речи, то есть четкой артикуляции, правильного дыхания,
чистого произношения; выработка зрительной памяти;
формирование умения сливать звуки в слоги, получать слова, добавляя к слогам
недостающую часть слова; формирование умения слышать звук, что дает воз­можность
абсолютно грамотно писать под диктовку.
Виды упражнений:
Фонетическая зарядка.
Учитель задает детям вопрос, в котором спрашивает о каком­либо действии. Дети

произносят звук. Например: что просит произнести врач, когда осматривает горло? (А – а –
а...) или как дрожат от холода? (В – в – в...).
Игра «Кто больше?».
Цель игры: придумать слова с новым звуком. Например: придумай слова, в кото­рых звук а
был бы в начале (август, астры, аист), в середине (банка, собака, плавать) и т.д.
Игра «Кто внимательный?»
Цель игры: узнать новый звук в словах, которые произносить учитель. Например: гусь,
грач, книга, игрушка, грабли.
Помоги слову найти последнюю букву.

Описание игры: учитель пишет на доске в два столбика начала слов и их последние буквы.
СЛО З
ГЛА М
СТО К
ГРО Н
КРИ Л
ПЛО Б
ГРИ В
Ученик по вызову учителя соединяет начало слова с буквой и прочитает полу­чившееся
слово.
Слог или слово.
Описание игры: учитель записывает на доске трёхбуквенные слоги и слова. Де­ти должны
как можно быстрее прочитать материал и выписать в тетрадь только слова.
Например:
САД
МАК
РОТ
СОН
ШУМ
КРО
ЛУЧ
ШКИ
НИТ
Каждому слову ­ свой слог
Описание игры: учитель называет слово, дети определяют первый слог, составля­ют его
или находят в кассе букв соответствующую карточку и показывают её.
Оборудование: касса букв и слогов.
Поймай выделенное слово.
Описание игры: на доске в столбик написаны 4 – 5 слов. Рядом с каждым из них за
вертикальной чертой в строчку написано само это слово и несколько слов, близких к нему
по буквенному составу. Вызванный ученик читает слово и находит его среди тех, что раз­

мещены за чертой и подчёркивает его или обводит кружочком.
Например:
ЛИСА липа, лиса, лира, лиса, киса
ЛАК лук, лак, сук, мак, рак, лак
ЛАПА липа, лапа, папа, лиса
Слово или не слово
Оборудование: слоговые схемы слов, карточки со словарным материалом.
Описание игры: учитель показывает карточку с написанным на ней словом или бессмыс­
ленным наборов слогов. Дети читают материал, представленный на карточке, и либо кри­
чат »Слово» и поднимают полоску с соответствующей слоговой схемой, если на карточке
окажется слово, либо кричат «Не слово» и не поднимают полоску, если буквенное сочета­
ние на карточке не является словом.
Дежурная буква.
Описание игры: учитель показывает букву, дети хором читают её. По сигналу учи­теля все
записывают печатными буквами слова, которые начинаются с указанной буквы. Через 2 – 3
минуты учитель подаёт сигнал о завершении работы. Выигрывает тот, кто больше написал
слова на заданную букву.
Найди слово.
Описание игры: на доске написаны три столбика слов. Вызванный к доске ученик должен
найти в указанном столбике слово, названное учителем.
Подбери слова.
Оборудование: карточки слов.
Описание игры: на наборном полотне установлены два столбика слов, в первом – имена
существительные, во втором – имена прилагательные. Нужно составить словосочетания из
подходящих по смыслу слов.
БАНТ ВЫСОКОЕ
РЕКА СИНИЙ
КНИГА ГЛУБОКАЯ
ДЕРЕВО ИНТЕРЕСНАЯ
Вызванный к доске ученик выставляет очередную пару слов: синий бант, глубокая река,
интересная книга, высокое дерево.
Что изменилось?
Описание игры: на доске попарно записаны слова, которые отличаются друг от друга
порядком слогов или букв (например: кони­кино, сон­нос, липа­пила) или буквенным
составом (слон­стон, рак­мак, раки­руки). Вызванный ученик читает пару слов и объясняет,
что во втором слове изменилось по сравнению с первым.
Найдём ошибку.
Описание игры: на наборном полотне составлены предложения о том, как подают голос
животные, но названия действий перепутаны: «Корова лает», «Собака мяукает», «Кот
кукарекает», «Петух мычит» и.т.п. вызванный ученик исправляет ошибку в одном
предложении. Правильно составленное предложение класс читает хором. Работу по ис­
правлению ошибок продолжает другой ученик.

Читатель «молния».
Описание игры: на доске написаны в столбик 4 – 5 слов, которые закрыты ширмой. Учитель
на 4 – 5 секунд открывает ширму и снова закрывает её. Учащиеся должны назвать слова
прочитанного столбика в той последовательности в которой они были записаны на доске.
Какие буквы надо дописать к словам, чтобы получилось новое слово?
.. лесень..вёкла
.. лакат..калка
.. ровод..колько
..рятки..мелость
Занимательные модели.
_ е _ (мел, сел, лес)
Е_ _ (еда, ели, ела)
Е_ _ _(енот, езда, ерши)
_ е_ _ (леса, села, пела)
Слова ­ невидимки.
Я толстоногий и большой. С_ _ _.
Я там, где боль. Я – ах, я – ой! С_ _ _.
На мне кузнечики звенят. С_ _ _ .
А я – конечный результат. _ _ _ _.
(Ответ: слон, стон, стог, итог).
Умение антиципировать способствует ускорению чтения и углублению воспри­ятия его
содержания.
Темп чтения у младших школьников может замедлять такое явление как регрес­сии.
Мы использовали упражнения, которые устраняют это явление.
Постепенное наращивание слова.
Лес ­ лесок ­ лесник ­ лесоруб ­ лесосплав.
Лист ­ листок ­ листочек ­ листопады.
Чтение слов разновеликим шрифтом.
Сгребали
взДУРилась
ТетеРЕвоЧЕК
Деление слов на слоги//и = линиями.
При = бин = то = вал
При // бин // то // вал.
Превращение слов ­ волшебная цепочка.
Цель игры заключается в замене букв в слове. Например:
зуб ­ куб ­ дуб ­ душ;
Зина ­ Рина ­ рана ­ рама, дама ­ лама ­ мама ­ Маша ­ каша ­ Даша;
коса (коза);
дверь (зверь).

Из одного слова ­ несколько.
Учитель записывает на доске слово. Дети с каждой буквой данного слова приду­мывают
свои слова.
Например: квартира (комната, вагон, автобус, работа, товар, игра, рука, арбуз).
Игры и упражнения сменяются речевыми зарядками. Речевая зарядка вырабаты­вает
четкое произношение, правильную артикуляцию, внимание. Выразительность еди­ный темп
чтения, память, обогащает речь.
Материалом для речевых зарядок могут быть скороговорки, потешки, четверо­стишия.
Скороговорки читаются сначала молча, только глазами без артикуляции, затем – молча, но
с артикуляцией, громко, но медленно, и, наконец, громко и быстро три раза, с каждым
разом увеличивая темп чтения.
1. По семеро в сани уселись сами.
2. Какая буква часто встречается?
Мед в лесу медведь нашел –
Мало меду, много пчел.
3. Для каких букв эта чистоговорка?
Я – линейка.
ПрЯмота –
ГлавнаЯ моЯ черта.
Большое внимание уделяем использованию силы голоса (громко, тихо, шепотом), причем
показываем усиление или уменьшение силы голоса, темп при помощи рук (спосо­бом
дирижирования).
Виды упражнений:
Чтение шепотом и медленно:
Да – да – да – из трубы бежит вода.
Ша – ша – ша – мама моет малыша.
Ют – ют – ют – очень любим мы уют.
Аш – аш – аш – у Ирины карандаш.
Чтение тихо и умеренно:
Арка – арца арла – арга
Арта – арда арга – аржа
Числовые и буквенные пирамиды.
Цель: фиксация зрения на средней линии или ряде числе и прочтение слогов.
М!а м1а
М_!_о м_2_о
М__!__у м__3__у
М___!___и м___4___и
М____!____е м____5____е
Это упражнение мы давали на начальном этапе обучения чтению. Во 2 и 3 классе при
чтении объемных произведений средней линией делятся слова, которые необходимо
прочитать с доски, и которые при самостоятельной работе над текстом трудны для вос­
приятия. Таким образом, решаются две задачи: расширяется поле ясного, видения и пред­

варительное проговаривание трудных слов. Например, в сказке Г.Х. Андерсена «Пятеро из
одного стручка» можно выделить следующие слова, которые трудны для прочтения:
зачер стветь
подбод ривший
распустив шийся
почувст вовали
Читать слова сверху вниз с фиксацией зрения на средней линии.
Немаловажную роль в развитии техники чтения играет оперативная память. Часто можно
наблюдать такую картину: ребенок читает предложение, состоящее из 6 – 8 слов, дочитав
до 3 – 4 слов, забыл первое слово. Поэтому он не может уловить смысл предло­жения, не
может увязать все слова воедино. В этом случае необходимо поработать над оперативной
памятью. Делается это с помощью так называемых зрительных диктантов, тексты которых
разработаны и предложены профессором И.Т. Федоренко.
В каждом из 18 наборов имеется 6 предложений. Особенность этих предложений такова:
если предложение содержит всего 2 слова «Тает снег» – 8 букв, то последнее предложение
18 набора состоит из 46 букв. На доску выписывается 6 предложений из од­ного набора,
далее высвечивается по одному предложению, ребята в течение определен­ного времени
читают молча это предложение и стараются его запомнить. Время экспо­зиции – 4 – 7
секунд. По истечении этого времени предложение стирается и предлагается ученикам
записать его в тетради. Затем следовала экспозиция, чтение, запоминание и за­пись второго
предложения. На 6 предложений одного набора уходит от 5 до 8 минут вре­мени.
Переходить к следующему набору рекомендуется только после того, как почти все дети
успевают запомнить и правильно записать экспонируемые предложения.
Главное условие проведения такой работы – ее систематичность, т.е. зрительные диктанты
должны проводиться ежедневно.
Писали диктант на листочках. На чтение каждого набора уходило в среднем по 3 дня.
Через 60 дней появились первые успехи: дети стали легче усваивать смысл пред­ложений,
охотнее читали.
Для того, чтобы повысить технику чтения и сознательность, во II полугодии 2 класса ввели
динамическое чтение. Это качественно новый метод: читаются не буквы, слоги или слова, а
целые группы слов, блоки; читатель становится как бы соавтором тек­ста. Динамическое
чтение глазами, слова воспринимаются как картинки.
Виды упражнений.
Найди лишнее слово.
река слон мама
речка лев моль
ручей мак мела
ручка тигр мила
Раздели слова на две группы.
корова заяц ленивый
соловей горох смелый
коза ёжик честный
ворона медведь жадный
овца капуста добрый
сорока волк трусливый
огурец
Чтобы дети читали правильно, с меньшей затратой сил и быстрее овладева­ли разными
приемами чтения, мы составляли памятки, например:

Учись читать правильно:
1. Следи, чтобы глаза двигались построчно.
2. Старайся не возвращаться к чтению прочитанного, если понял его.
3. При чтении будь внимателен к каждому слову.
4. Старайся понять о чем читаешь.
5. Читай ежедневно вслух и «про себя».
В ходе работы мы пришли к выводу, что в младшем школьном возрасте не нужны
дополнительные занятия для формирования навыка беглого сознательного чтения. Доста­
точно уроков чтения, на которых умело проводится подобранный комплекс упражнений,
формирующих этот навык.
Класс Приемы работ по развитию техники чтения Цель
1 Фонетическая зарядка
Дыхательная гимнастика
Речевая зарядка
Артикуляционная гимнастика
Фотографирование
Таблицы Шульте
Методика Зайцева ­ Федоренко:
Жужжащее чтение,
многократное чтение,
чтение в темпе скороговорки,
выразительное чтение с переходом на
незнакомый текст.
Щадящее чтение
Чтение перед сном
Ведение читательского дневника родителя­ми. Развитие четкой артикуляции
Правильное дыхание
Чистое произношение
Фонематический слух
Увеличение зрительного поля
Тренировка артикуляционного аппарата, выразительности чте­ния.
Индивидуальная работа
Индивидуальная работа
Развитие интереса к чтению, стимулирование читательской деятельности
2 Дыхательная гимнастика
Речевая зарядка
Зрительный диктант
Динамическое чтение Развитие интереса к чтению,
стимулирование читательской
деятельности
Развитие оперативной памяти
Развитие вертикального чтения
3
Упражнение «Спринт­чтение»
Таблицы Шульте­Швайко

Все упражнения по методике Зайцева
Ритмическое чтение
Ведение читательских дневников (контроль родителей)
Развитие осмысленности текста
Развитие техники чтения,
повышение темпа чтения
Развитие интереса к чтению,
стимулирование читательской
деятельности
4 Приемы, используемые в 1 – 3 классах
Игра «Волшебная гора»
Чтение как диктор
Самостоятельное ведение дневника
Поиск слова, предложения по заданному на­чалу учителя Развитие техники чтения
Развитие интереса к проверке
чтения
Ориентирование в тексте
Упражнения для развития смысловой стороны чтения.
Выбор вопросов, подходящих к тексту.
Формулирование вопросов.
Ответы на заданные вопросы.
Выбор вопросов, подходящих к иллюстрации.
Рисование диафильмов.
Пантомима.
Драматизация.
Выделение главного.
Объяснение названия.
Выбор из нескольких названий текста наиболее подходящих.
Выбор предложения (слова) из текста, отражающего главную мысль.
Придумывание названия.
Первоначальная задача учителя ­ обеспечить интенсивное совершенствование чтения
учащихся. Младшие школьники должны овладеть целостными приемами чтения, т.е.
чтением словами, способствующим слиянию технической стороны чтения и пониманию
прочитанного в единый процесс, освоить так называемое темповое чтение и к концу
обучения в начальной школе овладеть сознательным и выразительным чтением с
ориентировочным темпом 90 – 100 слов в минуту и выше.

Приемы совершенствования техники чтения

1. Жужжащее чтение

У каждого ученика на парте лежит книга и любой урок - будь то чтение, русский язык, математика - начинается с того, что дети открывают книгу, 5 минут читают в режиме жужжащего чтения. закрывают книгу и дальше идёт обычный урок.

Проследим, что дают ежеурочные пятиминутки за неделю:

5*4*6=120 мин

Несомненно, будет положительный эффект.

2. Чтение перед сном

Последние события дня фиксируются эмоциональной памятью, и те 8 часов, когда человек спит. он находится под их впечатлением. Организм привыкает к этому состоянию.

3. Режим щадящего чтения

Если ребёнок не любит читать, то это означает, что у него при чтении возникают трудности. Режим щадящего чтения - это такой режим, когда ребёнок прочитает одну--две строчки и после этого получит кратковременный отдых. Такой режим получается, если ребёнок просматривает картинки и читает под ними предложения.

4. Зрительные диктанты

Установлено, что развитие техники чтения часто тормозится из- за слаборазвитой оперативной памяти. Например, ученик читает предложение, состоящее из 6 -8 слов. Дочитав до третьего - четвёртого слова, забывает первое слово. Поэтому он никак не может уловить смысл предложения, не может увязать все слова воедино. Необходимо в этом случае поработать над оперативной памятью.

Делается это с помощью зрительных диктантов, тексты которых разработаны профессором И. Т. Федоренко.

Тексты зрительных диктантов (по И. Т. Федоренко)

Предложения

Число
букв

Набор № 1

Тает снег.

Идет дождь.

Небо хмурое.

Коля заболел.

Запели птицы.

Поле опустело.

Набор № 2

Трещат морозы.

Я ищу землянику.

В лесу росла ель.

Наступила осень.

Дни стали короче.

В лесу много берез.

Набор № 3

Прилетели птички.

Ярко светит солнце.

Лида вытерла доску.

Весело бегут ручьи.

Подул резкий ветер.

Зоя прилежно учится.

Набор № 4

Дятел долбил дерево.

Я хочу посадить цветы.

Иней украсил деревья.

Без воды цветы завянут.

Пролетело жаркое лето.

Возле дома посадили ель.

Набор №5

Солнышко светит и греет.

Федя решал задачу у доски.

Загорелась в небе зорька.

На деревьях сверкал иней.

Город Киев стоит на Днепре.

В лесу собирают землянику.

Набор № 6

Зимой река покрылась льдом.

Мальчик подарил маме цветы.

Дежурные стерли пыль с доски.

Колхозники работают на лугу.

На огород забрались цыплята.

Мы жили возле березовой рощи.

Набор № 7

Небо покрылось серыми тучами.

Дети посадили во дворе акацию.

Бабушка купила внуку букварь.

Землю согрело теплое солнышко.

Моя сестра работает на фабрике.

Ласково грело весеннее солнце.

Набор № 8

Идет дождик.

Мы любим наш Киев.

Бабушка печет пирог.

У Андрея чистая тетрадь.

Помогай своему товарищу.

Быть здоровым очень важно.

Набор № 9

Вода в море соленая на вкус.

Наша страна борется за мир.

Началась большая перемена.

Дети ходили в лес за грибами.

Руки надо мыть водой с мылом.

Красивы улицы нашего города.

Набор № 10

Москва - столица нашей Родины.

Школьники поливают саженцы.

Депутаты съехались на съезд.

Надо быть честным и правдивым.

Звезды сияют на башнях Кремля.

Летом наша семья жила на Волге.

Набор № 11

Весело колосится густая рожь.

Поля запорошило белым снегом.

Мы читали интересный рассказ.

Мичурин много и упорно работал.

Новые дома растут очень быстро.

Из машины вышел наш учитель.

Набор № 12

Мальчики принесли сухих веток.

В поле поспевает рожь и пшеница.

На стройку привезли рамы и двери.

Дети всех стран хотят жить в мире.

Свежий ветерок повеял прохладой.

Сверкнула молния, и загремел гром.

Набор № 13

Давно скосили и убрали луга и поля.

Белка взобралась на верхнюю ветку.

Солнце светило ярко, а дети купались.

Травы скашивают во время их цветения.

Дедушка Филипп пасет коров.

Люблю я в поле встречать восход солнца.

Набор № 14

Поднялась за рекой большая серая туча.

В далекой тайге живут охотники-эвенки.

Все радовались встрече с космонавтами.

Разведчики отправились в опасный путь.

дружная семья и землю превратит в золото.

Обувь всегда необходимо очищать от пыли.

Набор № I5

Зацветет, зазеленеет наш веселый огород.

Меж редеющих верхушек показалась синева.

Хороши привольные широкие степи Украины.

На смелого собака лает, а трусливого кусает.

Наш народ хочет жить в мире со всеми народами.

Набор № 16

В тайге водятся хищные животные: волки, рыси.

Сквозь волнистые туманы пробирается луна.

Школьники готовятся к новому учебному году.

Много работы в яблоневом саду ранней весной.

На берегу моря раскинулся спортивный лагерь.

Скоро небо покроется тучами, заморосит дождь.

Набор № I7

Однажды в студеную зимнюю пору я из лесу вышел.

Пробилась из-под земли вода, и родился родничок.

Мы посадили во дворе елочки, липы, клены и березы.

Цветы были незнакомые, похожие на колокольчики.

Прохладная вода хорошо освежила уставших ребят.

Играют волны, ветер свищет, и мачта гнется и скрипит.

Набор № 18

На полях выращивают картофель, свеклу, морковь, лук.

Каждый день тысячи людей въезжают в новые квартиры.

По лесной заросшей тропе идет группа туристов.

Мальчик подошел к окну и увидел за рощей строящийся дом.

Советский Союз живет в мире и дружбе с другими народами.

В каждом наборе имеется 6 предложений. Первое предложение содержит всего два слова «Тает снег» - 8 букв, то последнее предложение восемнадцатого набора состоит уже из 46 букв. Наращивание длины предложений происходит постепенно, по одной две буквы. Время работы со всеми наборами примерно составляет два месяца.

Как лучше проводить зрительные диктанты? На доске пишут шесть предложений одного из наборов и закрывают листом бумаги. Потом лист сдвигают вниз так, чтобы было видно первое предложение, и ребята в течение определённого времени (оно указано в таблице) читают про себя, стараясь запомнить это предложение. Время измеряется в секундах. По истечении этого времени учитель стирает предложение и предлагает записать его в тетрадях. Возможно, кто - то из учеников в процессе записи скажет: «А я не запомнил предложение». Надо отреагировать очень спокойно, доброжелательно сказать: «Ну хорошо, перепиши у соседа, а в следующий раз постарайся сам запомнить». Затем также работают со следующим предложением. На шесть предложений одного набора обычно уходит на уроке русского языка от пяти до восьми минут. Работу над одним набором нужно продолжать до тех пор, когда практически все дети будут писать самостоятельно. Только после этого можно переходить к следующему набору. В среднем на каждый набор уходит по три дня. В течение двух месяцев зрительные диктанты должны писаться ежедневно. При этом условии можно развить оперативную память. Если писать зрительные диктанты через день, то такая тренировка почти не развивает оперативной памяти. Если писать через два дня на третий, то можно совсем не писать. Обычно уже через месяц тренировочной работы появляются первые успехи в обучении чтению: дети легче усваивают смысл предложений, охотнее читают.

5. Многократное чтение

(Из системы И.Т. Федоренко и И.Г. Пальченко.)

При проведении многократного чтения следует учитывать, что скорость чтения у детей различна. Поэтому не следует задавать одинаковый по объёму отрывок, лучше ориентироваться на один и тот же промежуток времени. После того как начало нового рассказа прочитано учителем и осознано, осмыслено учениками, учитель предлагает начать чтение всем одновременно и продолжать его в течение одной минуты. По истечении минуты каждый из учеников отмечает, до какого слова он успел дочитать. Затем следует повторное чтение этого же отрывка текста. При этом ученик снова отмечает, до какого слова он дочитал, и сравнивает с результатами первого прочтения. Естественно, что во второй раз он прочитал на несколько слов больше. Увеличение темпа чтения вызывает положительные эмоций у учеников, им хочется читать ещё раз. Однако более трёх раз не следует читать один и тот же отрывок. Лучше изменить задание и потренировать на этом же отрывке текста артикуляционный аппарат, т. е. использовать следующее упражнение системы Федоренко - Пальченко.

6. Чтение в темпе скороговорки

При чтении в темпе скороговорки не следует уделять внимание выразительности чтения, нельзя ставить одновременно две взаимоисключающие друг друга задачи. Это упражнение предназначено только для развития артикуляционного аппарата, поэтому требования к выразительности чтения здесь понижены, но зато повышены требования к чёткости прочтения окончаний слов. Упражнение длится не более 30 секунд. Затем учитель приступает к следующему упражнению из системы Федоренко - Пальченко.

7. Выразительное чтение с переходом на незнакомую часть текста

Учитель предлагает читать этот же текст, но чуть - чуть медленнее, красиво и выразительно, дети прочитывают знакомую часть текста до конца, и учитель не останавливает их. Они переходят на незнакомую часть текста. И вот здесь совершается маленькое чудо, по выражению И.Г. Пальченко. Чудо это состоит в том, что ученик, несколько раз прочитавший один и тот же отрывок текста в повышенном темпе чтения, при переходе на незнакомую часть текста продолжает читать её в том же повышенном темпе. Его возможностей не надолго хватает (полстрочки, строчка), но если ежедневно проводить такие упражнения, то в конце концов длительность чтения в повышенном темпе будет увеличиваться. Через некоторое время, через две - три недели, чтение ребёнка заметно улучшится.

8. Приём стимулирования учащихся

В конце урока чтения учитель оставляет 3 - 4 минуты для того, чтобы произвести самозамер скорости чтения. Ребята в течение минуты читают текст (каждый в своём темпе, вполголоса, чтобы не мешать своим товарищам), отмечают, до какого слова дочитали, затем пересчитывают прочитанные слова и записывают результат в дневнике. Изо дня в день на каждом уроке чтения проводится эта работа. Результат всегда свидетельствует об увеличении скорости чтения. Это благотворно сказывается на отношении учеников к тренировке. Применять стимулирование необходимо очень осторожно, очень внимательно следя за состоянием учеников, хвалить их даже за малейший успех, чтобы не привести детей к отрицательным эмоциям, к негативному отношению к чтению.

9. Работа с трудными словами и словосочетаниями

А) На всех уроках чтения эта работа обязательна, иначе не устранить «спотыканий», не приобрести навыка уверенного чтения нового текста.

Б) Кроме этого в классе стоит коробочка, в которую дети кладут записанные на карточке слова, значение которых непонятно. Эти слова они слышат от взрослых, по телевизору. Ребёнок приносит то слово, о котором хочет рассказать сам, объясняет его значение. Затем все вместе ученики составляют предложение с этим словом. Такая работа проводится на уроке русского языка.

10. Фотоглаз

У каждого ребёнка есть своё «поле зрения»: один схватывает взглядом одно слово, другой три, а некоторые - пять - шесть слов. Для расширения «поля чтения» записываем на слайд четыре - пять слов из нового текста и проецируем на экран в течение одной - двух секунд. Постепенно учащиеся научатся быстро прочитывать их и произносить в предложенном порядке.

11. Вертикальное чтение

Чтение текста, перекрытого вертикальными полосками (2-, З-, 4-я полоски - в зависимости от уровня индивидуального чтения). Этот приём способствует расширению «поля зрения».

12. Чтение слов из нового текста в виде горки

Под «полем зрения» понимается участок текста, чётко воспринимаемый глазами при одной фиксации взгляда. При традиционном чтении «поле зрения» очень мало. Вследствие этого глаза делают много лишних скачков и фиксаций: сколько строк на странице, столько и лишних переходов, т. е. холостых движений глаз, на которые расходуется, не только время, но и силы. При быстром чтении движение глаз более экономно: вертикально, сверху вниз. Данный приём способствует формированию навыка вертикального чтения текста.

13. Кто быстрее?

Найти в тексте заданное предложение.

14. Считаем строки

Формируется понимание при счёте строк. Дети при вертикальном движении глаз считают строки., просматривая каждую строку на один удар метронома.

15. Чтение - спринт

На максимальной скорости, читая «про себя», найти ответы на заданные вопросы.

16. Вертикально - слаломное чтение

В течение 20 с, перемещая взгляд вертикально - слаломно по странице, пытаемся найти существенную информацию.

17. Буксир

Учитель читает текст, варьируя скорость чтения в пределах скорости учеников. Дети читают тот же текст «про себя», стараясь поспевать за учителем. Проверка осуществляется путём внезапной остановки учителя на каком - либо слове. Дети должны остановиться на этом месте и, не называя слова, показать его. Учитель выборочно проверяет.

18. Губы

Это упражнение используется в целях чёткого разграничения детьми чтения «про себя» и вслух, а также предупреждения активного внешнего проговаривания при чтении. К плотно сжатым губам по команде читать «про себя» дети прикладывают палец левой руки. Либо можно за- жать карандаш зубами.

19. Клин клином вышибают

Наиболее трудноискоренимым во время чтения « про себя» является проговаривание слов в мозгу, т.е. речевом центре. Необходимо записать на кассету ритм метронома. Читать надо под этот ритм и при чтении делать движения. Например, вытянуть левую руку и под каждый удар выпрямлять по одному пальцу, а потом их же и сгибать тоже по одному.

20. Чтение слов наоборот

Этот приём позволяет тренировать внимание учеников. Когда ребёнок мысленно читает слово задом наперёд, он должен представить его по буквам, а затем прочитать эти буквы. Необходимо подчеркнуть, что тренировать способность концентрироваться нужно при помощи мысленного чтения слов задом наперёд.

21. Игра в прятки

Учитель начинает читать не сначала, а с любого места, называя только страницу, остальные должны найти это место в тексте и подстроиться под чтение ведущего. Дети очень радуются, когда первыми успевают найти абзац, который читает

22. Мнимое слово

Учитель в ходе чтения произносит неправильные слова, учащиеся прерывают чтение и прочитывают слово с исправлением. Этот вид чтения привлекателен для учащихся тем, что они имеют возможность поправить самого учителя, что поднимает их собственный авторитет.

Гимнастика для глаз

Вот несколько упражнений, которые помогут укрепить глазодвигательные мышцы. Выполнять их следует примерно в течение 10 минут ежедневно.

1. Плотно закрыть и широко открыть глаза. Повторить 5-б раз с интервалом в 30 секунд.

2. Посмотреть вверх, вниз, вправо, влево, не поворачивая головы.

З. Вращать глазами по кругу: вниз, вправо, вверх, влево и в обратную сторону. Упражнения 2-З рекомендуется делать не только с открытыми глазами, но и с закрытыми глазами. Выполнять их надо сидя, повторяя каждое З-4 раза с интервалом в 1-2 минуты.

4. Выполнять сидя. Быстро моргать в течение 1 -2 минут. Упражнение способствует улучшению кровообращения.

5. Выполняется стоя. Смотреть прямо перед собой 2-З секунды. Затем поставить палец руки на расстоянии 25-30 см от глаз, перевести взор на кончик пальца и смотреть на него 3-5 секунд. Опустить руку, повторить 10-12 раз. Упражнение снижает утомление глаз, облегчает зрительную работу на близком расстоянии. Тем, кто пользуется очками, надо выполнять упражнение, не снимая их.

6. Выполняется сидя. Закрыть веки и нежно массировать их круговыми движениями пальца в течение 1 минуты. Упражнение способствует расслаблению мышцы и улучшает кровообращение.

Литература

1. Гиппенрейтер Ю. Б. Движение человеческого глаза. - М., 1978.

2. Зайцев В. Н. Резервы обучения чтению. - М., 1991.