Что такое научная фантастика в литературе. Новые достижения техники и советская научно-фантастическая литература

Псевдоним

Псевдоним это имя, которое используется человеком или группой людей вместо собственного имени; вымышленный антропоним, которым автор заменяет своё настоящее имя, в письменном тексте или публичной деятельности (искусство, политика).

Примеры псевдонимов

Псевдонимы не стоит путать с новыми именами людей, которые заменяют старые и приобретают постоянный характер. Псевдонимы представляют собой «временные имена», используемые только в определённых контекстах и принятые, как правило, с целью скрытия личности человека.
Литературные псевдонимы часто вытесняют в читательском сознании настоящее имя автора:

  • Мольер (настоящее имя – Жан-Батист Поклен);
  • Вольтер (настоящее имя – Франсуа-Мари Аруэ);
  • Жан Поль (настоящее имя – Иоганн Пауль Фридрих Рихтер);
  • Новалис (настоящее имя – Фридрих фон Гарденберг);
  • Стендаль (настоящее имя – Мари-Анри Бейль);
  • Джек Лондон (настоящее имя – Джон Гриффит Чейни);
  • Максим Горький (настоящее имя – Алексей Максимович Пешков).

Политические псевдонимы

Псевдонимы принимаются как имя, когда рассматриваются как часть культурной традиции, например: религиозные имена, применяемые представителями религиозных институтов, или политические имена, взятые членами коммунистической партии, – Троцкий (настаящая фамилия – Бронштейн), Ленин (настоящая фамилия – Ульянов).

Причины использования псевдонимов

Исторически сложилось так, что псевдонимы принимали форму грецизмов, латинизаций и анаграмм, но существуют и другие методы выбора псевдонима.
Использование псевдонимов может быть обусловлено различными общественными и биографическими факторами: подчеркивание традиции, национальной принадлежности, творческие и человеческие качества, желание сохранить инкогнито, сословные предрассудки, цензурные условия, опасения преследований, нерешительность начинающих авторов, наличие однофамильцев или родственников, работающих в той же сфере, и пр.

Классификация псевдонимов

В науке детально разработаны классификации псевдонимов как по формально-ономастическим признакам, так и по причинам использования. В эпоху гуманизма ориентация на античную культуру привела к появлению латинизированных псевдонимов (фон Гогенхайм – «Парацельс», Иоганн Георг Турмайр – «Иоганн Авентин»).

Некоторые из распространённых видов псевдонимов

  • аллоним – псевдоним, который представляет собой имя другой личности;
  • этнопсевдоним – псевдоним, который указывает на национальную принадлежность автора («Леся Украинка»);
  • псевдоэтноним – псевдоним, который скрывает национальность автора: писатели польского происхождения, классики соответственно английской, французской, русской литературе – Джозеф Конрад (настоящая фамилия – Коженёвский), Гийом Аполлинер (настоящая фамилия – Костровицкий), Александр Грин (настоящая фамилия – Гриневский);
  • псевдоандроним – подпись в форме мужского имени, которую использует женщина-автор («Джордж Элиот», «Жорж Санд»);

Псевдонимы в литературе

Псевдоним это частая форма имени писателя, которая употребляется самим автором произведения или издателями от его имени. В XIX веке, когда письменность считалась преимущественно мужской профессией, некоторые женщины-авторы использовали мужские псевдонимы. И напротив, писатели-романисты ХХ-ХХІ вв. подписывались женскими именами. Например, Питер О’Доннелл писал под женским псевдонимом «Мэйдлин Брент».

Псевдонимы также используются в случае, когда настоящее имя писателя может быть спутано с именем другого автора или известного человека; или же когда истинное имя автора считается неподходящим. Писатели, которые создают как художественную, так и нехудожественную литературу, т. е. произведения в разных жанрах, используют несколько псевдонимов (гетеронимов), чтобы обособить части своего творчества по общим признакам и не вводить в заблуждение читателей.

Псевдоним Шарлотты Бронте

Английская писательница Шарлотта Бронте подписывалась вымышленным именем в ранних сочинениях с целью скрыть свой пол, а также для того, чтобы местные жители не догадались, что сюжеты романов основаны на событиях из их жизни, поскольку соседи вдохновляли писательницу на создание персонажей. Ш. Бронте опубликовала романы «Джейн Эйр» (1847) и «Шерли» (1849) под псевдонимом «Каррер Белл».

Псевдоним «Марк Твен»


Авторы часто становятся под псевдонимами более известными, чем под собственными именами. Яркий пример – произведения американского писателя Сэмюэла Клеменса под псевдонимом «Марк Твен» (англ. «метка двойка»), который означал 2 морские сажени – минимальную глубину, допустимую для плавания судов (3,7 м).

Псевдонимы Джоан Роулинг


Некоторые литературные псевдонимы не представляют собой строго псевдонимов, поскольку образуются в результате вариаций собственных имён авторов, например, инициализированная форма полного имени. Знаменитая английская писательница Джоан Кэтлин Роулинг опубликовала серию романов «Гарри Поттер» под кратким именем «Дж. К. Роулинг». Писательница также издала цикл детективов «Корморан Страйк» и криминальный роман «Зов кукушки» под псевдонимом «Роберт Гэлбрейт».

Коллективный псевдоним

Соавторы литературных трудов иногда издаются под коллективным псевдонимом, т. е. общим именем двух или более лиц, участвующих в создании произведения. Например, «Никола Бурбаки» – коллективный псевдоним группы французских математиков, «Эллери Квин» – творческий псевдоним Фредерика Даннэя и Манфреда Б. Ли и имя главного героя их совместной работы.

Псевдономастика

Раздел лексикологии, посвященный изучению псевдонимов, называется «псевдономастика». В широком понимании к псевдонимам относятся смежные понятия: криптоним, гетероним, астроним, аллоним, литературная маска. Противоположное псевдониму – настоящее имя человека – автоним.

Современное значение

Понятие псевдонима остается актуальным во многих отраслях человеческой деятельности. В современном искусстве носители псевдонимов – это не только писатели, но и актёры, музыканты, певцы, танцоры, художники. Для обозначения псевдонима артиста используются термины «сценическое имя», «профессиональное имя», «экранное имя».

Слово псевдоним произошло от греческого pseudonymos (греческое pseudo – вымысел, ложь; onoma – имя), что в переводе означает «вымышленное имя», «ложное имя».

Псевдоним может использоваться где угодно – в интернете, кино, музыке. Эффектный, запоминающийся псевдоним способен привлечь к его обладателю внимание, к которому большинство обладателей интересных кличек стремятся прежде всего. Чтобы придуманное вымышленное имя сработало так, как задумал его владелец, нужно обратить внимание на возможные варианты.

Псевдонимом называют придуманное имя, ник – от иностранного слова никнейм. Вымышленное имя служит заменой настоящего. В современном мире за ником скрываются интернет-пользователи, которые стремятся быть запоминаемыми. Часто псевдоним используется, чтобы спрятаться за ним.

Причин, которые заставляют людей прятаться за придуманными именами - множество:

  • стремление избежать преследования;
  • через сословные предрассудки;
  • боязнь раскрыть свое общественное положение;
  • страх перед неудачами;
  • желание выделиться, запомниться, привлечь внимание и др.

Также - придумать себе новое более благозвучное имя стремятся те, кто имеет неинтересную, или даже неприличную фамилию.

Псевдонимы ВКонтакте (ВК)

ВКонтакте большинство владельцев аккаунтов имеют ники. Мудрые пользователи поступают правильно, когда не привязывают свои реальные данные к аккаунту ВК. Но при этом нужно помнить, что липовое имя не желательно делать самым необычным.

Администраторы данной соцсети быстро вычисляют таких владельцев аккаунтов. Страницу отмечают позорной меткой, которая свидетельствует о том, что данные, указанные на странице, являются несоответствующими действительности. Если имя выбрано неправильно, страницу могут заблокировать.

Для девушек (женские)

Псевдоним девушки должен являться неким отражением ее интересов, предпочтений или быть просто оригинальным.

Кроме того, многие стремятся украсить свой ник символами, которые делают выдуманное имя красивым на вид, к примеру, можно воспользоваться следующими никнеймами:

  • ★ПрИнЦеСкА★
  • .*.*ВлЮбЛёнНаЯ_В_Солнце.*.*
  • Я-Б-Л-О-Ч-К-О
  • ☜ Моё ♡ занято☞
  • ДА ★ ША
  • KруТышКа
  • ★˙˙· . ВсЁ БуДеТ В МАРМЕЛАДЕ˙˙· . ★
  • ~ Стервочка~
  • ジ҉Д҉А҉Н҉Е҉Ч҉К҉Аジ
  • Åлεkšลµдра
  • ☜AнГeL..♡..DнЯ☞
  • ♪В ритм с моим
  • ۩۞۩ СяНчИк ۩۞۩
  • ~ Шепот Дождя~
  • МеЧтЫ_СбУдУтСЯ

Для парней (мужские)

Псевдоним для парня имеет более серьезное значение, чем для девушки. Парень должен стремиться к оригинальности, отличаться необычным мышлением, его ник должен вызывать уважение со стороны друзей и восторг среди девушек.

Интересными могут быть никнеймы:

  • Мечтатель
  • душа льва
  • искуситель
  • владелец мира
  • хранитель человечества
  • Солнечный парень
  • Весельчак
  • Лирик
  • Звездный воин
  • Захватчик
  • Я крутой пацан
  • ПиОнер
  • _*очень приятно царь*
  • CKa3o4HuK
  • Вершитель
  • Наставник
  • Ветер перемен
  • адепт справедливости
  • Накуренный Волшебник
  • Тихо_бос_зашёл*_*
  • ТотСамый

Красивые псевдонимы для Инстаграмма

Подбирая псевдоним для Инстаграмма нужно просмотреть возможные никнеймы, уже используемые другими пользователями. Во время регистрации аккаунта нужно ввести выбранное имя. Если оно уже кем-то занято, нужно продолжить поиск нового. Не желательно использовать слишком длинные псевдонимы – долее 20 символов. Если в нике будет несколько слов, нужно разделять их подчеркиванием или тире. Если комбинировать символы, которых нет на обычной клавиатуре, другие пользователи будут видеть вместо них пустые местабелого цвета квадраты.

Длинные псевдонимы лучше писать на русском языке, короткие - латинскими буквами.

Для девушек и женщин

В Инстаграмме девушки и женщины стараются использовать емкие и звучные псевдонимы. Можно использовать выдуманное имя, которое отражает внутреннее состояние девушки, интересы, хобби.

Отличные варианты, которые могут быть взяты на заметку девушками и женщинами:

  • Dиkая_k()шk@
  • ГрУсТнЫй СмАйЛ
  • 3aбaвoчкa
  • я-переживу-2018
  • Дoм_Cиниx_Лиcтьeв
  • CMETAHKA
  • тβоя НаvсﻉГда
  • λφЂนრลЯ
  • ЛиЧнОсТь
  • РяΔоМ с t Бой
  • Г@Л@В@ломка
  • Эксклюзивчик
  • Celфи_DeByшKa
  • милое олицетворение зла
  • ЖиЗнЕнНаЯ ДеВоЧкА

Для парней и мужчин

Мужчины не изменяют своим принципам не зависимо от того, в какой социальной сети они открывают аккаунт.

Псевдонимы парней четкие, емкие, часто прикольные:

  • }{уЛиGaN
  • ГорДӹй Хуλϟгɑн
  • BratoK
  • ЦАРЬ НА СВЯЗИ!
  • ПоЛяРнЫй βoЛк
  • сильвестор_с_талоном
  • четкий чел.
  • Джедай Василий
  • HEqpOPMaJI
  • Брюслист
  • Я_Спартанец_85
  • ВнЕ ЗаКоНа
  • КРУТОЙ ПАЦАН
  • Батон
  • про100й
  • Где_мой_жрать

Псевдонимы на английском с переводом на русский

Большинство сайтов, социальных сетей предлагают регистрировать ники исключительно на английском языке. Это сегодня никого не пугает. Кроме того, можно создавать уникальные, оригинальные и интересные псевдонимы, которые разогревают желание узнать, что значит такое вымышленное имя. Такой вариант обязательно будет привлекать к себе внимание, тем более, что выбрать есть из чего.

Для девушек (женские)

Полет фантазии при выборе псевдонима на английском языке неограничен.

Девушкам подойдут ники, в которых зашифровываются целые фразы, похожие на статусы:

· Girl Clothing (девушка одежда)

· Girl beauty (девушка прелесть)

· Simply Girl (Просто Девушка)

· Better Half (Лучшая половина)

· Honey Bun (Медовая булочка)

· Sweetest (самая сладкая)

· Cherry Pie (Вишневый пирог)

· Specials (выгодная сделка)

· I’m so alone (я такая одна)

· Creepy character (ужасный характер)

· Tsukiko (дитя луны)

Также красиво звучат ники в виде имени или слова:

· Youth (молодость)

· Believe (верю)

· Great (Великая)

· Schematic (Принципиальная)

· Confident (уверенная)

Для парней (мужские)

Псевдонимы на английском для парней воспринимаются пользователями положительно, вызывают хорошие впечатления при ознакомлении с профилем парня.

Интересные мужские ники на английском:

· cognitive dissonance (когнитивный диссонанс)

· strategy (стратегия)

· karateka (каратист)

· locator (локатор)

· mentation (умонастроение)

· selector (искатель)

· carbonate (черный алмаз)

· Russian vodka (русская водка)

· Impromptu (импровизация)

· Klondike (клондайк)

· Follower (последователь)

· Accurate (точный)

На Ютуб

Первое время видеохостинг Ютуб многие посещали только для просмотра видео, потому псевдонимы были простыми и не очень благозвучными.

Но сегодня - это уже канал, который можно развивать, потому ник играет не последнюю роль.

Для девушек и женщин

Чтобы аккаунт в Ютубе привлекал внимание, желательно выбирать псевдоним, который будет легким для прочтения.

Это позволит другим пользователям быстрее находить профиль. Девушкам, увлекающимся символами, отсутствующими на клавиатуре будет сложнее расширять свою аудиторию, так как найти такой профиль будет не просто. Желательно экспериментировать с именами, фамилиями, выбирая их с чередованием русских и английских слов, применяя имена литературных персонажей. Желательно делать не очень длинные ники, которые будут легко запоминаемыми.

· Настя Kitty

· Chocolate Elise

Для парней и мужчин

Для канала Ютюб парням могут подойти более официальные ники, в которых прослеживается тематика этого сайта:

Как самой или самому придумать красивый псевдоним?

Псевдоним нужно придумывать в зависимости от того, каких целей вы хотите достичь этим действием. Сперва нужно записать на листе или в текстовом документе на компьютере идеи, которые приходят на ум первыми. Отбор можно сделать после того, как будет записан довольно большой список. Это позволит визуально и мыслительно подобрать из имеющихся вариантов наиболее благозвучные и внешне привлекательные.

Ник должен являться стимулом к определенным действиям. Можно выбрать что-либо важное для себя, отражающее сферу вашей деятельности, интересы. Можно переставлять местами слова в имени, если нет желания привязывать вымышленное имя к роду своей деятельности, попробовать написать свое имя или фамилию задом на перед – может получиться интересный вариант.

Некоторые псевдонимы звезд и знаменитых людей

Многие знаменитости имеют неблагозвучные фамилии и имена, которые не привлекают внимания, не запоминаются, поэтому для усиления своего сценического образа они используют псевдонимы.

К примеру:

· Ева Бушмина – Лайа (Layan);

· Елка – Елизавета Иванцив;

· Нюша – Анна Шурочкина.

· Пинк – Алисия Бет Мур;

· Кармен Электра – Тара Лейк Патрик;

· Джеки Чан – Чан Кон Сан;

· DIDO – Флориан Клауд Де Бачивиель;

· Тина Тернер – Анна Мей Баллок.

Оперативный псевдоним – это какой?

Оперативным считается псевдоним, который подбирается для ведения разведывательной деятельности проведения каких-либо тайных операций, различных разовых или периодических акций.

Часто оперативные псевдонимы - это название городов, растений, животных, природных явлений, сочетание цифр, или сокращенная фамилия носителя псевдонима.

Не пропустите. . .

Прикольные -

На английском с переводом на русский -

Есть множество причин, почему люди предпочитают использовать ник (псевдоним) вместо имени, данном при рождении. Новое имя – это акт переосмысления себя, своеобразная визитная карточка. И прежде, чем его выбрать, требуется тщательно подумать. Интернет пестрит генераторами имен, помогающими создать новый ник очень быстро и легко по нескольким критериям. Их списки огромны.

Мы предлагаем Вам примеры псевдонимов для различных случаев, которые будут вам не только интересны, но и, возможно, помогут выбрать собственный (индивидуальный и оригинальный псевдоним).

На английском с переводом на русский

Для вдохновения в вашем творчестве - предлагаем английские варианты псевдонимов:

  • TearPrincess (принцесса слез);
  • Freedom (Свобода);
  • Lovely (прекрасная);
  • ◄Only god can judge me (лишь бог меня осудит);
  • Funny girl (веселая девчонка);
  • Sweetest (самая сладкая);
  • Simply Girl (Просто Девушка);
  • Angel on duty (Дежурный ангел);
  • Flying Star (Летящяя_Звезда);
  • Cherry Pie (Вишневый пирог);
  • Amazing (Удивительная);
  • Baby Angel, Baby Love – не требуют перевода;
  • Better Half (Лучшая половина);
  • Flower Child (Дитя цветов);
  • Honey Bun (Медовая булочка).

Для Ютуба

Как выбрать псевдоним для Yutube? Можно взять за основу ключевые слова, символы вашей ниши, или использовать универсальные, такие как картинка - Pictures, программа – Programme, канал – Channel, TV, Zoom, Films, Show, Stories, Productions, Exclusive и добавить их к вашему сокращенному нику.

Тогда получим:

  • VirginiaTV;
  • TainaShow;
  • Yolonda Programme;
  • Delfina:
  • NinaChannel;
  • StudiosSabrina – StudSab;
  • Portia;
  • SabraFocus;
  • Zula;
  • TeodoraProductions;

Помните, для Youtube имена могут быть только до 50 символов в длину. Некоторые девушки выбирают ничего не значащие ники, но которые неплохо звучат и легко запоминаются.

Псевдонимы для социальных сетей, например, для «ВКонтакте»

Общаясь в сетях интернета не каждый стремится рассказать о себе все и вся (что абсолютно правильно). На первых этапах знакомства имя в большинстве случаев скрывается, берется какой-то отвлеченный ник, ничего не говорящий о человека или лишь слегка приоткрывающий завесу неизвестности.

Девушки предпочитают что-то легкое, иногда смешное или прикольное, украшают имя всевозможными символами, как здесь:

Придумываем псевдоним по фамилии для девушек

Иногда обстоятельства вынуждают изменить свою настоящую фамилии (из-за ее неблагозвучности или неприятных воспоминаний). И юные леди ищут псевдоним для своих творческих сайтов, знакомств, лишь частично напоминающий их прежнюю фамилию. Тогда друзья их легко узнают, а прежнее недовольство исчезнет. Выбирайте легко запоминающийся, лаконичный, красиво выглядящий на латинице вариант. Имя, как правило, сохраняется чаще в своей краткой форме.

Например, для Светланы Прус можно предложить следующие варианты: Прусс Лана, Lana Pruss, Svetlana Locust (в переводе – саранча, цикада) или Лана Тараканова.

  • Ирина Науменко - Iren Naumenko, Naum Irina, Naira$;
  • Солнечная – Солнышко, Sun;
  • Кузнецова – Blacksmith, Smith, Farrier (кузнец по-английски).

Фантазировать можно до бесконечности. Например, взять за основу свое детское прозвище, в большинстве своем они были очень меткими. И друзья легко вас узнают. Другой вариант – поменять местами фамилию и имя.

  • Иванова Настя – Иванна Настина;
  • Александрова Татьяна – Алекс Танина, Alex Tannin;
  • Маринина Екатерина – Марианна Катина.

Или совсем отойти от старой фамилии: Татьяна Петрушкина может стать Таней Фортуна, Крутой, Прекрасной или Умной.

Имена – псевдонимы. Примеры

Ник можно образовать просто от имени, сократив, записав латиницей или несколько переиначив его.

  • Caterina;
  • Kira;
  • Kati;
  • Sonya;
  • Stacy;
  • Clar;
  • Marian;
  • Kitty;
  • Ирен;
  • Лана.

Крутые - (классные), прикольные и интересные псевдонимы

Некоторые девушки желают проявить остроумие. Они придумывают себе милые симпатичные имена, которые передают их настроение, или употребляют никмеймы, вызывающие удивление, смех и даже недовольство публики. А саму обладательницу тем самым делают счастливой.

Как вам нравятся такие псевдонимы, собранные на просторах интернета:

  • ★Malenkaya pakost★●;
  • Девочка Шокотерапия ;
  • КрадУ_ДушИ_ДорогО;
  • PrIkoL`nAyA_GeRLa;
  • МеЧтЫ_СбУдУтСЯ (ник оптимистки);
  • МечтЫ_сбудутсЯ? (ник пессимистки);
  • Что пришло в голову=) (смешно);
  • Афигенная_я;
  • ॐТвой_личный_NightMareॐ (твой личный кошмарик:);
  • .Вредню-щ-щ-ая. ;
  • Пузырь;
  • Сладкая конфетка.

Имена, связанные с цветом, тоже звучат интересно:

  • Розовенькая;
  • Аква;
  • Флокс.

Возможно создать псевдоним, объединив свой ник и цвет или используя глаголы.

Получится невероятно мило:

  • Розовая конфетка;
  • BlueLemon;
  • Летающая Китти.

Вы можете взять слоги, которые звучат приятно для вас, и создать идеальное имя. Потребуется время, чтобы придумать что-то достойное.

  • Prekacho;
  • Kachoray;
  • Psikatoni;

Да, они звучат по-китайски, но возможно, вам удастся придумать что-то более благозвучное.

Как девушке выбрать (придумать) подходящий псевдоним?

Ваш ник должен выделить вас среди окружающих. Потому отнеситесь к его выбору ответственно. Хотя… юмор не будет излишним.

  • Старайтесь, чтобы имя смотрелось. Например, TainaShow выглядит лучше, чем tainashow.
  • Не применяйте часто специальные символы, такие как ★~]{]{, это не всегда уместно.
  • Если создаете ник на основе фамилии, имени, используйте их краткую форму, тогда окончательный вариант будет лаконичным.
  • Псевдоним должен легко произноситься.
  • При выборе вспомните о своих талантах, хобби. Такие приложения (Act, Dancer, Speaker, Coach, Violin) к имени - в сочетании дадут хороший псевдоним: AnnaViolin, LanaDancer, AlexCoach.
  • Можно связать псевдоним с местом рождения или проживания. Леся Украинка – шикарный пример.
  • Прочитав наши рекомендации, придумайте несколько имен, запишите на бумаге и прочтите вслух. Приятно ли вам их слышать? Выберите самое благозвучное, попросите подругу обращаться к вам так несколько дней. Удается ли свыкнуться с новым прозвищем, не раздражает ли оно? Что-то не так, ищите альтернативу.
  • Помните, чрезмерно громкие псевдонимы (Госпожа, Богиня, Демон) вряд ли приживутся и вызовут отторжение у друзей. А слишком смешные (Malenkaya pakost) могут наоборот, прилипнуть очень крепко и вызывать смех у других, и конечно - недовольство у вас.

Научная фантастика это вид фантастической литературы (или литературы о необычном), основанный на единой сюжетной посылке (допущении) рационального характера, согласно которой необычайное (небывалое, даже, казалось бы, невозможное) в произведении создается с помощью законов природы, научных открытий или технических изобретений, в принципе не противоречащих естественнонаучным воззрениям, существующим в то время, когда создавалось научно-фантастическое произведение. Вместе с фэнтези - один из двух основных видов литературной фантастики 20 века. В рамках одного и того же произведения могут сочетаться элементы как научной фантастики, так и фэнтези (литературы «принципиально невозможного»), постоянно происходит диффузия различных художественных систем (один из наиболее показательных примеров - «Космическая трилогия», 1938-45, К.С.Льюиса).

Определение научной фантастики

Сложность определения научной фантастики связана с тем, что на протяжении долгого времени ее изучали отдельно , в отрыве от других видов фантастической литературы, а также в отрыве от литературы реалистической. Однако если реалистическая литература описывает привычный и знакомый читателю мир, то научная фантастика показывает мир вероятностный, представляющий собой модель возможной действительности, реалистически точную (убеждающую) в деталях, степень реалистичности которой в целом определяет глубина и актуальность поднимаемых в произведении вопросов современности. Научная фантастика возникает в эпоху становления современной науки (17-18 века); как самостоятельный вид литературы выделяется в 20 веке. Употребляемое в отечественном книгоиздании и в науке о литературе ее обозначение можно считать русскоязычным эквивалентным английского science fiction, предложенного в 1927 американским инженером, популяризатором науки и писателем-фантастом Хьюго Гернсбеком, издателем первого в истории специализированного журнала Научная фантастика. Гернсбек полагал, что одна из главных задач научной фантастики - удовлетворять потребность в знании, причем потребность именно инженера (его Гернсбек считал главным действующим лицом будущих изменений в Америке), побуждать инженера к научно-техническому творчеству. От своих авторов Гернсбек требовал, чтобы художественные произведения создавались по формуле «75% литературы и 25% науки», а потому печатал научную фантастику только научно-популярного , прогностического характера, названную одним исследователем «фантастикой для инженеров». Тем не менее многие западные исследователи (и прежде всего, американские) считают, что именно Гернсбек создал Научную фантастику.

Другие утверждают, что он загнал ее в «гетто» специализированной периодики, отлучив от литературы «основного потока». Связь науки и научной фантастики сказывается прежде всего в общем влиянии научных методов на принципы подхода фантастики к действительности. Ситуации, создаваемые научной фантастикой, в принципе не должны противоречить материальности мира, развитие сюжета должно быть подчинено логике исходного допущения, сделав которое, писатель не может выходить за его рамки. Однако если бы фантастическое допущение обладало строгой научной обоснованностью, то это могло бы лишить научную фантастику возможности моделировать сколь угодно гипотетические ситуации. Очевидно, что научность в литературе заключается не в скрупулезном следовании фактам конкретных наук, а в подходе к науке, в умении пользоваться ее методом, основанным на убежденности в познаваемости мира, признании его объективности. научная фантастика не занимается прогнозированием технических чудес будущего, это не «литература идей», сфера ее применения - исследование жизни социума и индивидуума, происходящие в них изменения под действием сдвигов в развитии науки и техники. Элементы такого подхода к литературе видны уже в произведениях Т.Мора, И.Кеплера, Ф.Бэкона, Дж.Свифта. Формирование научной фантастика приходится на 19 века, в начале которого вышел роман М.Шелли «Франкенштейн, или Современный Прометей» (1818), а в конце - романы Ж.Верна и Г.Уэллса, представлявшие традиции фантастики научно-технической, прогностической и фантастики социально-философской.

Научная фантастика в странах мира

Ведущие «фантастические» державы Запада-США и Великобритания . В США с конца 19 века стала развиваться индустрия журнальной фантастики, достигшая пика в 1920-30-е (наиболее известные авторы - Э.Р.Берроуз, Э.Гамильтон, Э.Смит). На это время приходится деятельность Гернсбека и Дж.Кэмпбелла, с именем которого связан переход научной фантастики от научно-технической, прогностической к социальной и философской. В эти годы в литературу вошли писатели, наиболее активный творческий период которых получил название «золотого века» американской фантастики: Р.Хайнлайн, А.Азимов, А.Ван Вогт, Т.Стерджен, А.Бестер, Д.Найт, Г.Каттнер, К.Саймак. Вскоре привлекли внимание читателей Р.Брэдбери, Р.Шекли, П.Андерсон. Конец 1960-х - время «новой волны», самого радикального направления в англоязычной фантастике, в американской научной фантастике представленного именами Х.Эллисона, Н.Спинреда, С.Дилэни. Последняя четверть 20 века - время, когда работают американские фантасты Ф.Херберт, Г.Гаррисон, Ф.Дик, Р.Силверберг, Р.Желязны, У.Ле Гуин, Г.Бир, Д.Брин, О.С.Кард, У.Гибсон, Б.Стерлинг. Английская научная фантастика первой половины 20 века представлена Уэллсом, О.Стэплдоном. После второй мировой войны традицию Уэллса продолжали Д.Уиндем и А.Кларк, а также Д.Браннер. С «новой волной» связано творчество Дж.Г.Балларда, М.Муркока и Б.Олдисса, крупнейшего писателя-фантаста Великобритании конца столетия. Из стран западной Европы выделяются Франция, Германия и Италия, как имеющие наиболее богатые культурные традиции и традиции развития фантастического элемента в национальных литературах. Во Франции Ж.Ронистарший, Ф.Карсак продолжают традицию Верна; П.Буль и Р.Мерль пишут фантастику политическую, а Р.Баржавель, Ж.Клейн и Ж.П.Андревон - психологическую, обращенную к внутреннему миру героев. Из немецких авторов выделяются К.Лассвиц, Г.Франке, супруги Й. и Г.Браун, из итальянских - Л.Альдани, Т.Ландольфи, И.Кальвино, Д.Буццати. Научная фантастика в Восточной Европе в 20 веке наиболее представительно развивается в Польше, Чехии, Болгарии . Широко известны имена поляков Е.Жулавского, К.Фиалковского, К.Боруня и С.Лема, чехов К.Чапека, Л.Соучека, Й.Несвадбы, болгар С.Минкова, Э.Манова, П.Вежинова и Л.Дилова. Из фантастов стран Северной Европы выделяются писатели Швеции: автор антиутопии «Каллокаин» К.Бойе (1940), лауреат Нобелевской премии Х.Мартинсон, написавший фантастическую поэму «Аниара» (1953), современные авторы С.Люндваль и П.Ершильд. В Японии научная фантастика представлена в творчестве Абэ Кобо, Саке Комацу, Синити Хоси. Китайская фантастика обозначена в 20 веке лишь одной фигурой мирового масштаба - Лао Шэ, автора «Записок о Кошачьем городе» (1933).

Научная фантастика в России

В России традицию научной фантастики связывают с именем В.Ф.Одоевского, автора романа «4338-й год» (1840). Исследователи указывают на фантастические элементы в творчестве писателей конца 19 - начала 20 века: А.И.Куприна, А.А.Богданова, В.Я.Брюсова. Важна роль в становлении отечественной научной фантастики романов А.Н.Толстого «Аэлита» (1922) и «Гиперболоид инженера Гарина» (1926); В.А.Итина «Страна Гонгури» (1922), В.Е.Орловского «Бунт атомов» (1928). Особое место в истории российской научной фантастики занимает А.Р.Беляев. Заложенные этими писателями традиции не смогли развиваться в 1930-50-е из-за влияния «фантастики ближнего прицела» (В.И.Немцов, А.П.Казанцев), утверждавшей «прикладное значение» научной фантастики, ее роль как пропагандиста и популяризатора научно-технических достижений ближайшего будущего. Велика роль романа И.А.Ефремова «Туманность Андромеды» (1958), с которого начинается новейший период отечественной научной фантастики 1960-е - её «золотой век», время вхождения в литературу А.Н. и Б.Н.Стругацких , И.И.Варшавского, Д.А.Биленкина, С.Ф.Гансовского, Е.Л.Войскунского и И.Б.Лукодьянова, К.Булычева, М.Т.Емцева и Е.И.Парнова, О.Н.Ларионовой. Конец 1980-х-90-е связан с именами Б.Г.Штерна, В.М.Рыбакова, М.Г.Успенского, А.Г.Лазарчука, Е.Ю.Лукина.

История научной фантастики

Первые работы по истории научной фантастики появились в США в 1930-е и принадлежали перу не профессиональных литераторов, а любителей фантастики. Клубы поклонников этой литературы начали появляться в конце 1920-х; тогда же стали выпускаться любительские журналы, в которых печатались материалы по истории фантастики. Начало профессионального изучения фантастики приходится на конец 1950-х, когда возник первый специализированный журнал «Экстраполейшн», «фронтальное» же изучение следует датировать 70-ми, когда в США и Великобритании стали издаваться аналогичные «Экстраполейшн», журналы «Сайнс фикшн стадиз» и «Фаундейшн», выходить энциклопедии научной фантастики, появился целый отряд академических исследователей, началось преподавание научной фантастики в различных университетах Запада. В СССР критика научной фантастики, как и всех других видов литературы, была предельно идеологизированной, политизированной , задачей научной фантастики считалось популяризация достижений науки и техники. Ситуация отчасти изменилась в 1960-е, когда к её изучению обратились не только литературоведы, но и философы, историки, социологи.

Научная фантастика активно проявляет себя в кино - с начала 20 века появляются фантастические фильмы, количество которых в 1930-е позволяет говорить о возникновении отдельной отрасли киноискусства. Классикой кино-фантастики стали работы Я.Протазанова «Аэлита» (1924) и Ф.Ланга «Метрополис» (1926). С тех пор сняты десятки разных версий экранизаций романов Уэллса, повестей Р.Л.Стивенсона «Странная история доктора Джеки л я и мистера Хайда», М.Шелли «Франкенштейн, или Современный Прометей». Вторая половина 20 века отмечена фильмами на космическую тематику - «Космическая одиссея 2001» (1968) С.Кубрика, «Звездные войны» (1977) Д.Лукаса, о контактах с представителями иных цивилизаций - «Близкие контакты третьего рода» (1977) и «Инопланетянин» (1982) С.Спилберга, фильмами о чудовищах - «Годзилла» (1954), фильмами-катастрофами - «Гибель Японии» (1973). В 20 веке возникает научно-фантастическая драматургия - пьесы, предназначенные как для постановки в театре («R.U.R.», 1920, «Белая болезнь», 1937, Чапека), так и на радио и телевидении (работы Ф. Дюрренматта, С.Лема).

Поделиться:

Научная фантастика

Нау́чная фанта́стика

Один из видов фантастики , рассказывающий о воображаемом прошлом или будущем человечества (или обитателей других планет), уделяя особое внимание техническим достижениям, научным открытиям, возможностям, которых лишён современный человек. Конфликты, связанные с этими новыми возможностями, их неконтролируемое использование часто составляют содержание научной фантастики. К научной фантастике не относятся произведения фэнтези , где фантастика основывается на сказочных мотивах – участии чудовищ, вымышленных существ и т. п. (однако есть произведения, где совмещаются сказочные и научно-фантастические мотивы – напр., «Понедельник начинается в субботу» и «Сказка о Тройке» А. Н. и Б. Н. Стругацких ), также к научной фантастике не принадлежат (или принадлежат лишь отчасти) социально-фантастическиеутопии (напр., «Мы» Е. И. Замятина , «1984» Дж. Оруэлла ). Основная особенность научной фантастики по сравнению с другими направлениями фантастики – рациональность, при изображении вымышленной жизни она использует научные, а не мистические объяснения разного рода чудес: изобретение учёными космических кораблей, устройств для передачи мыслей на расстоянии и т. д.; другой мотив, очень часто использующийся в научной фантастике, – посещение Земли пришельцами. В различных произведениях научной фантастики происходят невероятные вещи, зачастую гораздо более невероятные, чем чудеса сказок , но при этом они считаются достижением разума – либо земного, либо инопланетного. Научная фантастика фактически основана на картине мира, настроенного атеистически, верящего в достижения науки человека, поэтому её расцвет происходит в 20 в.

Иллюстрация к роману А. Р. Беляева «Голова профессора Доуэля». Художник Б. Косульников. 1990-е гг.

У истоков рус. научной фантастики стояли В. В. Маяковский , изобразивший в пьесе «Клоп» воскрешение человека в далёком будущем, когда появится возможность воскрешать мёртвых; М. А. Булгаков , показавший в повести «Роковые яйца» открытие «луча жизни» и катастрофу, к которой привело слишком поспешное внимание к нему властей и неосторожное обращение с ним. В классической рус. литературе 19 в. писатели уделяли мало внимания научной фантастике (отчасти к ней можно причислить неоконченный роман В. Ф. Одоевского «4338-й год» и утопический «Четвёртый сон Веры Павловны» из романа Н. Г. Чернышевского «Что делать?»). Расцвет научной фантастики в рус. литературе приходится на 20 в., когда создаются произведения А. С. Грина («Блистающий мир»), А. Н. Толстого («Аэлита», «Гиперболоид инженера Гарина»), В. А. Обручева («Плутония», «Земля Санникова»), А. Р. Беляева («Человек-амфибия», «Голова профессора Доуэля»), И. А. Ефремова («Туманность Андромеды»), А. Н. и Б. Н. Стругацких («Трудно быть богом», «Пикник на обочине»), А. П. Казанцева («Планета бурь», «Лунная дорога»), К. Булычёва («Тайна третьей планеты») и др.


Начало зарубежной научной фантастики связано с утопиями, писавшимися в эпоху Возрождения (Т. Кампанелла, Т. Мор). Затем в 19 в. научно-фантастические произведения возникают в творчестве многих писателей – Э. По , М. Шелли , М. Твена , А. К. Дойла , особенно в романах Ж. Верна и Г. Уэллса . В 20 в. достижения в жанре научной фантастики принадлежат Р. Брэдбери («451° по Фаренгейту», сборник «Марсианские хроники»), С. Лему («Солярис») и др.
Многие произведения научной фантастики причисляются к детской литературе из-за их занимательности – в них изображается жизнь, непохожая на современную, наполненная разного рода техническими новинками, которые персонажи воспринимают как нечто совершенно обыденное. Однако большинство произведений этого вида фантастики пытается ответить на серьёзные вопросы. Задача научной фантастики – «подготовить» человека к будущему, показать, какие проблемы встанут перед ним и за что он будет нести ответственность. Один из главных вопросов: каким будет человечество, когда оно получит больше возможностей, чем сейчас? Что может измениться прежде всего в нравственном, духовном плане? Об этом рассуждает, напр., Р. Брэдбери (рассказ «Вельд», где детская комната, угадывающая желания, в конце концов приводит к смерти родителей; рассказ «Преступление без наказания», где виртуальное убийство оборачивается настоящим, и др.). Научная фантастика пытается найти ответ и на другой вопрос, издавна волнующий человечество: одиноки ли мы во Вселенной? Один из наиболее частых сюжетов – столкновение с инопланетными цивилизациями, восприятие ими людей или людьми их. Такой конфликт позволяет показать различные качества людей на фоне представителей других цивилизаций. В одних случаях земляне оказываются более нравственными, понимающими, тактичными и неспособными к насилию (напр., в повести А. Н. и Б. Н. Стругацких «Трудно быть богом»), в других – инопланетяне оказываются более «человечными», чем люди («Бетономешалка» Р. Брэдбери). Моральное испытание встречей с инопланетянами, изменения в самом человеке – также тема многих произведений научной фантастики, этому посвящена, напр., повесть А. Н. и Б. Н. Стругацких «Пикник на обочине». Внешняя сторона сюжета – «посещение» инопланетянами Земли и разного рода неизвестные землянам механизмы и устройства, оставленные ими. Основной же конфликт разворачивается вокруг обладания этими вещами, спекуляции ими, проявления нравственных качеств человека. О философской проблеме ответственности человека за его космические деяния говорится и в романах С. Лема.
Научная фантастика находится на стыке различных направлений литературы: с одной стороны, психологическая достоверность характеров и конфликтов роднит её с реализмом ; интерес к исключительным ситуациям и событиям объединяет с романтизмом ; также в ней легко найти элементы сказки, приключенческой литературы – невероятные ситуации, динамичный, полный событий сюжет и т. д.
Занимательность научной фантастики, интерес читателя к разного рода чудесам и удивительным вещам приводит к тому, что возникает множество недолговечных произведений, где писатель не ставит серьёзных проблем, а увлекается детективным сюжетом, описанием вымышленных существ и устройств.
Научная фантастика оказала большое влияние на кинематограф – снято множество фильмов по мотивам научно-фантастических произведений с использованием характерных для научной фантастики образов (космические полёты, пришельцы, открытия и др.).

Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. - М.: Росмэн . Под редакцией проф. Горкина А.П. 2006 .


Смотреть что такое "научная фантастика" в других словарях:

    Пишется не для ученых, так же как истории о привидениях пишутся не для привидений. Брайан Олдис Фантастика имеет дело не с человеком, а с человеческим родом как таковым, и даже с возможными видами разумных существ. Станислав Лем Научная… … Сводная энциклопедия афоризмов

    НАУЧНАЯ ФАНТАСТИКА, вид художественной фантастики, отрасль художественной литературы, а также кино, театра, живописи, посвященная главным образом художественному прогнозированию будущего. Основной прием мысленный эксперимент. Расцвет научной… … Современная энциклопедия

    Вид художественной фантастики, отрасль художественной литературы, а также кино, театра, живописи, посвященная главным образом художественному прогнозированию будущего. Основной прием мысленный эксперимент. Расцвет научной фантастики в 20 в.… … Большой Энциклопедический словарь

    Научная фантастика - НАУЧНАЯ ФАНТАСТИКА, вид художественной фантастики, отрасль художественной литературы, а также кино, театра, живописи, посвященная главным образом художественному прогнозированию будущего. Основной прием – мысленный эксперимент. Расцвет научной… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    2000 год в представлении Альбера Робида Научная фантастик … Википедия

    НАУЧНАЯ ФАНТАСТИКА - (нередко заменяется сокращением НФ; англоязычный аналог science fiction, соответственно SF), установившееся обозначение основной части современной фантастической литературы (см. Фантастика). Термин утвердился в 30—50‑х гг. XX в., когда… … Литературный энциклопедический словарь

    Вид художественной фантастики, отрасль художественной литературы, а также кино, театра, живописи, посвящена главным образом художественному прогнозированию будущего (англоязычный аналог science fiction). Основной приём мысленный эксперимент.… … Энциклопедический словарь

    - (англоязычный эквивалент science fiction) особый вид художественной фантастики (См. Фантастика), возникающий в эпоху становления современной науки (17 18 вв.) и окончательно формирующийся в 20 в. Основан, подобно др. её видам, на… … Большая советская энциклопедия

    научная фантастика - См. фантастика … Словарь литературоведческих терминов

    научная фантастика - см. научно фантастическая литература … Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению