Методика андреева изучение удовлетворенности учащихся школьной жизнью. Тесты и анкеты по изучению удовлетворенности родителей и учащихся организацией образовательного процесса

Анкета: «Ваше отношение к школе»

Уважаемые родители!

Каждое из положений анкеты просим Вас оценить, выбрав одно из утверждений: ДА, НЕТ, ТРУДНО СКАЗАТЬ:

6.Участвуете ли Вы в делах школы?

7. ч то, по Вашему мнению, школа делает хорошо?________________________________

8. А, что, по Вашему мнению, ей следовало бы делать лучше?_______________________

____________________________________________________________________________

П ри подсчете результатов анкетирования учитывались только ответы, выделенные жирным шрифтом.

Тест «Изучение удовлетворённости родителей учащихся организацией воспитательного процесса и жизнедеятельностью в школе»

Цель методики: выявить уровень удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения и его педагогического коллектива.

Класс _________ Дата заполнения __________________

Инструкция: внимательно прочитайте перечисленные утверждения и оцените степень согласия с ними. Для этого Вам необходимо обвести одну цифру, которая будет ответом, соответствующим Вашей точке зрения.

Шкала оценки:

0 – совершенно не согласен.

1. Класс, в котором учится наш ребенок можно назвать дружным.

4 3 2 1 0

2. В среде своих одноклассников наш ребенок чувствует себя комфортно.

4 3 2 1 0

3. Педагоги проявляют доброжелательное отношение к нашему ребенку.

4 3 2 1 0

4. Мы испытываем чувство взаимопонимания в контактах с администрацией и учителями нашего ребенка.

4 3 2 1 0

5. В классе, в котором учится наш ребенок, хороший классный руководитель.

4 3 2 1 0

6. Педагоги справедливо оценивают достижения в учебе нашего ребенка.

4 3 2 1 0

7. Наш ребенок не перегружен учебными занятиями и домашними заданиями.

4 3 2 1 0

8. Учителя учитывают индивидуальные особенности нашего ребенка.

4 3 2 1 0

9. В школе проводятся дела, которые полезны и интересны нашему ребенку.

4 3 2 1 0

10. В школе работают различные кружки, клубы, секции, где может заниматься наш ребенок.

4 3 2 1 0

11. Педагоги дают нашему ребенку глубокие и прочные знания.

4 3 2 1 0

12. В школе заботятся о физическом развитии и здоровье нашего ребенка.

4 3 2 1 0

13. Учебное заведение способствует формированию достойного поведения нашего ребенка.

4 3 2 1 0

14. Администрация и учителя создают условия для проявления и развития способностей нашего ребенка.

4 3 2 1 0

15. В школе по-настоящему готовит нашего ребенка к самостоятельной жизни.

4 3 2 1 0

Обработка результатов

Удовлетворенность родителей работой школы (У) определяется как частное от деления общей суммы баллов ответов всех родителей на общее количество ответов.

    Если У равен или больше 3 , это свидетельствует о высоком уровне удовлетворенности;

    Если У равен или больше 2 , но не меньше 3 , то можно констатировать средний уровень;

    Если же У меньше 2 , это является показателем низкого уровня удовлетворенности родителей деятельностью образовательного учреждения.

Тест «Изучение удовлетворённости учащихся организацией воспитательного процесса и жизнедеятельностью в школе»

Цель методики: определить степень удовлетворенности учащихся лицейской жизнью.

Класс _________________ Дата заполнения __________________

Инструкция: прочитайте утверждения и оцените степень своего согласия с их содержанием по следующей шкале:

4 – совершенно согласен; 3 – согласен;

2 – трудно сказать; 1 – не согласен;

0 – совершенно не согласен.

    Я иду утром в школу с радостью. ___________________________

    В школе у меня обычно хорошее настроение. _________________

    В нашем классе хороший классный руководитель. _____________

    К нашим школьным учителям можно обратиться за советом и помощью в трудной жизненной ситуации. ______________________________

    У меня есть любимый учитель. _____________________________

    В классе я могу всегда свободно высказать свое мнение. ________

    Я считаю, что в нашей школе созданы все условия для развития моих способностей. _________________________________________________

    У меня есть любимые предметы. ____________________________

    Я считаю, что школа по-настоящему готовит меня к самостоятельной жизни. _____________________________________________

    На летних каникулах я скучаю по школе._____________________

Обработка данных:

Показателем удовлетворенности учащихся школьной жизнью (У) является частное от деления общей суммы баллов всех ответов учащихся на общее количество ответов.

    Если коэффициент У >3 , то можно констатировать высокий уровень удовлетворенности;

    Если У > 2, но < 3 это свидетельствует о среднем уровне удовлетворенности;

    Если У < 2 существует низкая степень удовлетворенности учащихся жизнедеятельностью в школьном коллективе.

(Разработано доцентом А.А. Андреевым)

Инструкция. Уважаемые ребята! Оцените, пожалуйста, степень вашего согласия с предложенными утверждениями по следующей шкале:
4 – совершенно согласен;3 – согласен;2 – трудно сказать;1 – не согласен;0 – совершенно не согласен.
    Я иду в школу с радостью. В школе у меня обычно хорошее настроение. В нашем классе хороший классный руководитель. К нашим учителям можно обратиться за советом и помощью в трудной жизненной ситуации. У меня есть любимый учитель. В классе я всегда могу свободно высказать свое мнение. Я считаю, что в нашей школе созданы условия для развития моих способностей. У меня есть любимые школьные предметы. Я считаю, что школа по-настоящему готовит меня к самостоятельности и ответственности.

Обработка результатов . Показатели удовлетворенности учащихся школьной жизнью «У» является частное от деления общей суммы баллов ответов всех учащихся на общее количество ответов. Если «У» больше 3, то можно констатировать высокую степень удовлетворенности, если же «У» больше 2, но меньше 3, то это соответственно свидетельствует о средней и низкой степени удовлетворенности учащихся школьной жизнью.

Методика изучения удовлетворённости учащихся школьной жизнью

(разработана)

1. Я иду утром в школу с радостью. 4-совершенно согласен

2. В школе у меня обычно хорошее настроение. 3-согласен

1. Считаю для себя важным добиваться, чтобы коллектив моего класса работал лучше. 4-да

2. Вношу предложения по совершенствованию работы класса. 3-скорее да, чем нет

3. Самостоятельно организую отдельные мероприятия в классе. 2-трудно сказать

4. Участвую в подведении итогов работы класса, в определении ближайших задач. 1- скорее нет, чем да

5. Считаю, что класс способен к дружным самостоятельным действиям. 0- нет

6. У нас в классе обязанности чётко и равномерно распределяются между учащимися.

7. Выборный актив в нашем классе пользуется авторитетом среди всех членов коллектива.

8. Считаю, что актив в нашем классе хорошо и самостоятельно справляется со своими обязанностями.

9. считаю, что учащиеся нашего класса добросовестно относятся к выполнению своих общественных обязанностей.

10. Своевременно и точно выполняю решения, принятые собранием или активом класса.

11. Стремлюсь приложить все усилия, чтобы задачи, поставленные перед коллективом, были выполнены.

12. Готов ответить за результаты своей работы и за результаты работы своих товарищей.

Обработка полученных данных

При обработке результатов 12 предложений разбиваются на 3 группы (блока). данная систематизация обусловлена выявлением различных аспектов самоуправления:

1) включённость учащихся в самоуправленческую деятельность (предложения 1-4)

2) организованность классного коллектива (5-8)

3) ответственность членов первичного коллектива за его дела (9-12)

По каждому блоку подсчитывается сумма баллов, выставленных всеми участниками опроса. затем она делится на число участников опроса и намаксимальное количество баллов, которое может указать опрашиваемый в каждом блоке).

Уровень самоуправления коллектива класса, объединения определяется по результатам выведения среднего коэффициента трёх блоков. Если средний арифметический показатель трёх коэффициентов меньше 0,5, то уровень самоуправления в классе низкий; от 0,5 до 0,8 – средний, если больше 0,8 – высокий.

Методика «Наши отношения»

Для изучения взаимоприемлемости друг друга и конфликтности предлагается 1 группа утверждений

1. Наш класс дружный и сплочённый.

2. Наш класс дружный.

3. В нашем классе нет ссор, но каждый существует сам по себе.

4. В нашем классе иногда бывают ссоры, но конфликтным наш класс назвать нельзя.

5. Наш класс недружный, часто возникают ссоры.

6. Наш класс очень недружный. Трудно учиться в таком классе.

Для определения состояния взаимопомощи предлагается 2 группа утверждений

1. В нашем классе принято помогать без напоминаний.

2. В нашем классе помощь оказывается только своим друзьям.

3. В нашем классе помогают только тогда, когда об этом просит сам ученик.

4. В нашем классе помогают только тогда, когда требует учитель.

5. В нашем классе не принято помогать друг другу.

6. В нашем классе отказываются помогать друг другу.

Методика изучения участия школьников в деятельности

3 – привлекает очень сильно;

2 – в значительной степени;

1 – привлекает слабо;

0 – не привлекает совсем.

Что привлекает в деятельности:

1. Интересное дело.

2. Общение с разными людьми.

3. Помощь товарищам.

4. Возможность передать свои знания.

5. Творчество.

6. Приобретение новых знаний., умений.

7. Возможность руководить другими.

8. Участие в делах своего коллектива.

9. Вероятность заслужить уважение товарищей.

10. Сделать доброе дело для других.

11. Выделиться среди других.

12. Выработать у себя определённые черты характера.

Обработка полученных данных

Для определения преобладающих мотивов следует выделить следующие блоки:

Коллективистические мотивы (п. 3,4, 8, 10)

Личностные мотивы (п. 1,2, 5, 6, 12)

Престижные мотивы (п. 7, 9, 11)

Сравнение итоговых оценок по каждому блоку позволяет определить преобладающие мотивы участия школьников в деятельности.

затем производится подсчёт количества учащихся в классе с преобладанием коллективистических, личностных, престижных мотивов.

Методика изучения социализированности личности учащихся

(разработана)

1. Стараюсь слушаться во всём своих учителей и родителей. 4 – всегда

2. Считаю, что всегда надо чем-то отличаться от других. 3 - почти всегда

3. За что бы я ни взялся - добиваюсь успеха. 2 – иногда

4. Я умею прощать людей. 1 – очень редко

5. Я стремлюсь поступать так же, как и все мои товарищи. 0 - никогда

6. Мне хочется быть впереди других в любом деле.

7. Я становлюсь упрямым, когда уверен, что я прав.

8. Считаю, что делать добро –это главное в жизни.

9. Стараюсь поступать так, чтобы меня хвалили окружающие.

10. Общаясь с товарищами, отстаиваю своё мнение.

11. Если я что-то задумал, то обязательно сделаю

12. Мне нравится помогать другим.

13. Мне хочется, чтобы со мной все дружили.

14. Если мне не нравятся люди, то я не буду с ними общаться.

15. Стремлюсь всегда побеждать и выигрывать.

16. Переживаю неприятности других, как свои.

17. Стремлюсь не ссориться с товарищами.

18. Стараюсь доказать свою правоту, если даже с моим мнением не согласны окружающие.

19. Если я берусь за дело, то обязательно доведу его до конца.

20. Стараюсь защищать тех, кого обижают.

Среднюю оценку социальной адаптированности учащихся получают при сложении оценок за 1,5,9,13,17 суждения и деления этой суммы на пять

Оценка автономности высчитывается на основе аналогичных операций с оценками за 2, 6,10,14,18 суждения

Оценка нравственности по оценкам за 4,8,12,16,20 суждения

оценка социальной активности по оценкам за 3,7,11,15,19 суждения

Если получаемый коэффициент больше 3 баллов, то можно констатировать высокую степень развития социальных качеств, если от2 до 3 – средний, меньше 2 – низкий уровень

Методика самооценки эффективности воспитательной работы классных руководителей (5-ти балльная система)

I . 1. Какова степень эффективности решаемых Вами как классным руководителем воспитательных задач?

1) сплочение ученического коллектива;

2) организация КТД;

3) создание благоприятного психологического климата для учащихся;

4) создание условий для самореализации каждого ученика;

5) коррекция межличностных отношений, способствующих разрешению конфликтов между учащимися;

6) стимулирование позитивного поведения учащихся;

7) оказание помощи учащимся в сложных, затруднительных ситуациях;

8) координация взаимодействия учителей, учащихся и родителей.

2. Какова степень эффективности реализации у Вас как классного руководителя следующих управленческих функций:

1) концептуально-целевой;

2) планирования;

3) организационной;

4) стимулирования и активизации учащихся;

5) оценочно-диагностической;

6) коррекционной;

7) прогностической.

3. Оценка эффективности работы по различным направлениям воспитания:

1) нравственное;

2) умственное;

3) физическое;

4) эстетическое;

5) половое;

6) трудовое;

7) экологическое;

8) патриотическое;

9) правовое;

10) экономическое.

4. Оценка важности личностных особенностей педагога для эффективной работы:

1) профессиональная компетентность;

2) общая культура, интеллигентность;

3) творческая инициатива;

4) наличие хобби, увлечения;

5) нравственные качества;

6) эрудиция;

7) трудолюбие;

8) любовь к детям;

9) общительность;

10) требовательность;

11) гражданские качества (социальная активность, принципиальность и др.)

II. Факторы, оказывающие влияние на эффективность работы, необходимо проранжировать от 1 до 8 (где 1-наиболее важный…

8-наименее важный)

1) осуществление самообразования классного руководителя;

2) прохождение специальных курсов повышения квалификации классных руководителей;

3) совершенствование планирования работы классных руководителей;

4) использование разнообразных форм и методов работы классным руководителем;

5) повышение уровня общекультурной подготовки классного руководителя;

6) обмен передовым педагогическим опытом;

7) оказание администрацией школы помощи классному руководителю;

8) материальное стимулирование классного руководителя.

Я иду утром в школу с радостью. 4-совершенно согласен В школе у меня обычно хорошее настроение. 3-согласен В нашем классе хороший классный руководитель. 2-трудно сказать К нашим школьным учителям можно обратиться за советом и помощью в трудной жизненной ситуации. 1-не согласен У меня есть любимый учитель. 0- совершенно не согласен В классе я могу всегда свободно высказать своё мнение. Я считаю, что в нашей школе созданы все условия для развития моих способностей. У меня есть любимые школьные предметы. Я считаю, что школа по-настоящему готовит меня к самостоятельной жизни. На летних каникулах я скучаю по школе Я иду утром в школу с радостью. 4-совершенно согласен В школе у меня обычно хорошее настроение. 3-согласен В нашем классе хороший классный руководитель. 2-трудно сказать К нашим школьным учителям можно обратиться за советом и помощью в трудной жизненной ситуации. 1-не согласен У меня есть любимый учитель. 0- совершенно не согласен В классе я могу всегда свободно высказать своё мнение. Я считаю, что в нашей школе созданы все условия для развития моих способностей. У меня есть любимые школьные предметы. Я считаю, что школа по-настоящему готовит меня к самостоятельной жизни. На летних каникулах я скучаю по школе Я иду утром в школу с радостью. 4-совершенно согласен В школе у меня обычно хорошее настроение. 3-согласен В нашем классе хороший классный руководитель. 2-трудно сказать К нашим школьным учителям можно обратиться за советом и помощью в трудной жизненной ситуации. 1-не согласен У меня есть любимый учитель. 0- совершенно не согласен В классе я могу всегда свободно высказать своё мнение. Я считаю, что в нашей школе созданы все условия для развития моих способностей. У меня есть любимые школьные предметы. Я считаю, что школа по-настоящему готовит меня к самостоятельной жизни. На летних каникулах я скучаю по школе Я иду утром в школу с радостью. 4-совершенно согласен В школе у меня обычно хорошее настроение. 3-согласен В нашем классе хороший классный руководитель. 2-трудно сказать К нашим школьным учителям можно обратиться за советом и помощью в трудной жизненной ситуации. 1-не согласен У меня есть любимый учитель. 0- совершенно не согласен В классе я могу всегда свободно высказать своё мнение. Я считаю, что в нашей школе созданы все условия для развития моих способностей. У меня есть любимые школьные предметы. Я считаю, что школа по-настоящему готовит меня к самостоятельной жизни. На летних каникулах я скучаю по школе Класс, в котором учится наш ребёнок, можно назвать дружным. 4 – совершенно согласен В среде своих одноклассников наш ребёнок чувствует себя комфортно. 3 - согласен Педагоги проявляют доброжелательное отношение к нашему ребёнку. 2 – трудно сказать Мы испытываем чувство взаимопонимания в контактах с администрацией и учителями нашего ребёнка. 1 – не согласен В классе, в котором учится наш ребёнок, хороший классный руководитель. 0 – совершенно не согласен Педагоги справедливо оценивают достижения в учёбе нашего ребёнка. Наш ребёнок не перегружен учебными занятиями и домашними заданиями. Учителя учитывают индивидуальные особенности нашего ребёнка. В школе проводятся мероприятия, которые полезны и интересны нашему ребёнку. В школе работают различные кружки, секции, где может заниматься наш ребёнок. Педагоги дают нашему ребёнку глубокие и прочные знания. В школе заботятся о физическом развитии и здоровье нашего ребёнка. Учебное заведение способствует формированию достойного поведения нашего ребёнка. Администрация и учителя создают условия для проявления и развития способностей нашего ребёнка. Школа по-настоящему готовит нашего ребёнка к самостоятельной жизни. Класс, в котором учится наш ребёнок, можно назвать дружным. 4 – совершенно согласен В среде своих одноклассников наш ребёнок чувствует себя комфортно. 3 - согласен Педагоги проявляют доброжелательное отношение к нашему ребёнку. 2 – трудно сказать Мы испытываем чувство взаимопонимания в контактах с администрацией и учителями нашего ребёнка. 1 – не согласен В классе, в котором учится наш ребёнок, хороший классный руководитель. 0 – совершенно не согласен Педагоги справедливо оценивают достижения в учёбе нашего ребёнка. Наш ребёнок не перегружен учебными занятиями и домашними заданиями. Учителя учитывают индивидуальные особенности нашего ребёнка. В школе проводятся мероприятия, которые полезны и интересны нашему ребёнку. В школе работают различные кружки, секции, где может заниматься наш ребёнок. Педагоги дают нашему ребёнку глубокие и прочные знания. В школе заботятся о физическом развитии и здоровье нашего ребёнка. Учебное заведение способствует формированию достойного поведения нашего ребёнка. Администрация и учителя создают условия для проявления и развития способностей нашего ребёнка. Школа по-настоящему готовит нашего ребёнка к самостоятельной жизни. Класс, в котором учится наш ребёнок, можно назвать дружным. 4 – совершенно согласен В среде своих одноклассников наш ребёнок чувствует себя комфортно. 3 - согласен Педагоги проявляют доброжелательное отношение к нашему ребёнку. 2 – трудно сказать Мы испытываем чувство взаимопонимания в контактах с администрацией и учителями нашего ребёнка. 1 – не согласен В классе, в котором учится наш ребёнок, хороший классный руководитель. 0 – совершенно не согласен Педагоги справедливо оценивают достижения в учёбе нашего ребёнка. Наш ребёнок не перегружен учебными занятиями и домашними заданиями. Учителя учитывают индивидуальные особенности нашего ребёнка. В школе проводятся мероприятия, которые полезны и интересны нашему ребёнку. В школе работают различные кружки, секции, где может заниматься наш ребёнок. Педагоги дают нашему ребёнку глубокие и прочные знания. В школе заботятся о физическом развитии и здоровье нашего ребёнка. Учебное заведение способствует формированию достойного поведения нашего ребёнка. Администрация и учителя создают условия для проявления и развития способностей нашего ребёнка. Школа по-настоящему готовит нашего ребёнка к самостоятельной жизни.

Цель: определить степень удовлетворенности учащихся школьной жизнью.

Ходпроведения. Учащимся предлагается прочитать (про­слушать) утверждения и оценить степень согласия с их со­держанием по следующей шкале:

4 - совершенно согласен;

3 - согласен;

2 - трудно сказать;

1 - не согласен;

О - совершенно не согласен.

1. Я иду утром в школу с радостью.

2. В школе у меня обычно хорошее настроение.

3. В нашем классе хороший классный руководитель.

4. К нашим школьным учителям можно обратиться за советом и помощью в трудной жизненной ситуации.

5. У меня есть любимый учитель.

6. В классе я могу всегда свободно высказать свое мнение.

7. Я считаю, что в нашей школе созданы все условия для развития моих способностей.

8. У меня есть любимые школьные предметы.

9. Я считаю, что школа по-настоящему готовит меня к

самостоятельной жизни. 10. На летних каникулах я скучаю по школе.

Обработка полученных данных. Показателем удовлетво­ренности учащихся школьной жизнью (У) является частное от деления общей суммы баллов ответов всех учащихся на общее количество ответов. Если У больше 3, то можно кон­статировать о высокой степени удовлетворенности, если же У больше 2, но меньше 3 или 2, то это соответственно свидетельствует о средней и низкой степени удовлетворен­ности учащихся школьной жизнью.

КОМПЛЕКСНАЯ МЕТОДИКА ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ РОДИТЕЛЕЙ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

(разработана доцентом А.А. Андреевым)

Цель: получение количественно выраженной информа­ции об оценке родителями роли образовательного учрежде­ния в воспитании у их детей качеств жизненной компетен­тности, положительных поведенческих и морально-психо­логических качеств.

Ходпроведения. Родителям предлагается заполнить бланк анкеты:

При оценке воспользуйтесь следующей шкалой:

5 - в полной мере;

4 - в значительной степени;

3 - на достаточном уровне;

2 - в незначительной степени;

1 - практически нет.

Обведите кружком номер ответа, наиболее близкого Ва­шей личной точке зрения.

1. Аккуратность (умение содержать в порядке вещи).
2. Дисциплинированность (умение следовать ус­тановленным правилам в делах).
3. Ответственность (умение держать слово).
4. Воля (умение не отступать перед трудностя­ми).
5. Хорошие манеры поведения.
6. Жизнерадостность (способность принимать жизнь и радоваться жизни).
7. Образованность.
8. Ум (способность здраво и логично мыслить).
9. Высокие жизненные запросы.
10. Самостоятельность (способность самому принимать ответственные жизненные реше­ния).
11. Честность в отношениях с людьми.
12. Доброта в отношениях с людьми.
13. Чуткость в отношениях с людьми.
14. Справедливость в отношениях с людьми.
15. Терпимость к взглядам и мнениям других.


Обработка полученных данных. При обработке результа­тов следует названные в анкете качества личности разделить на три группы:

а) блок поведенческих качеств (1-5);

б) блок жизненной компетентности (6-10);

в) блок морально-психологических качеств личности (11-15).

Необходимо подсчитать средний показатель оценок ро­дителей по каждому блоку, а также общий средний пока­затель по всей совокупности предложенных 15-ти качеств. Полученные показатели надо соотнести с использован­ной при анкетировании шкалой. Если средний показатель окажется ниже 3 баллов, то это свидетельствует об оцен­ке родителями роли образовательного учреждения в раз­витии перечисленных качеств личности у ребенка как не­достаточной.



Цель: получение количественно выраженной информа­ции об оценке родителями помощи образовательного уч­реждения в воспитании у их детей способности к решению основных жизненных проблем.

Ходпроведения. Родители заполняют опросный лист со следующим текстом:

Обведите, пожалуйста, кружком номер утверждения, наиболее близкого Вашей точке зрения на образователь­ное учреждение, в котором обучается Ваш ребенок (Ваши

Обработка полученных данных. Подсчитывается сред­ний показатель оценки родителей по всей совокупности предложенных утверждений. Его значение сопоставляется со шкалой оценивания, использованной в данной методи­ке. Если полученный показатель окажется меньше 3 бал­лов, то результаты опроса свидетельствуют о низкой оценке родителями помощи образовательного учреждения в вос­питании у детей способности к решению основных жиз­ненных проблем.

Цель: получение содержательной информации о степени соответствия жизнедеятельности образовательного учрежде­ния представлениям о жизни и жизненным ценностям ро­дителей.

Ход проведения. Родителям предлагается заполнить бланк анкеты (возможно проведение и в устной форме, но с обя­зательной фиксацией содержания ответов):

1. Что больше всего радует Вас в жизни?

2. Что больше всего радует в жизни Вашего ребенка (Ваших детей)?

3. Какие качества Вы больше всего цените в людях?

4. Чего Вы больше всего боитесь в жизни?

5. Чего больше всего боится в жизни Ваш ребенок (Ваши дети)?

6. Какие качества больше всего ценит Ваш ребенок (Ваши дети) в других людях?

7. Какими видите жизненные перспективы Вашего ре­бенка (Ваших детей)? 8 Какой должна быть хорошая школа?

9. В какой степени школа, где учится Ваш ребенок (Ваши дети), отвечает этим требованиям?

10. Чем и как Вы помогаете школе в воспитании Вашего ребенка (Ваших детей)?

Обработка полученных данных. Проводится качествен­ный анализ ответов конкретного родителя, возможно обоб­щение содержания ответов на каждый вопрос различных социально-демографических групп родителей.

АНКЕТА «ВАШЕ МНЕНИЕ»

(составлена И.А. Забуслаевой)

Цель: выявить степень удовлетворенности педагогов жиз­недеятельностью в учебном заведении.

Ход проведения. На производственном совещании пред­лагается учителям выразить степень удовлетворенности раз­личными сторонами жизни в школе по пятибалльной систе­ме оценок:

1. Удовлетворенность организацией учебного процесса (на­грузка, расписание и т.д.):

5 - очень доволен(а);

3 - затрудняюсь ответить;

2 - не доволен(а);

2. Удовлетворенность условиями труда (наличие кабинета, оборудование, освещенность, температурный режим и т.д.):

5 - очень доволен(а);

4 - доволен(а), но хотелось бы лучших условий;

3 - затрудняюсь ответить;

2 - не доволен(а);

1 - совсем не доволен(а), так работать нельзя.

3. Удовлетворенность содержанием труда:

5 - работа очень нравится, реализую в ней все свои способности;

4 - работа нравится;

3 - затрудняюсь ответить;

2 - работа не очень нравится;

1 - работа совсем не нравится, ищу другую.

4. Удовлетворенность моральной оценкой своего труда:

5 - меня очень ценят коллеги и администрация;

4 - меня достаточно ценят, я вполне удовлетворен(а);

3 - затрудняюсь ответить;

2 - меня недостаточно ценят, я заслуживаю большего;

1 - меня так низко ценят, что я хочу увольняться.

5. Удовлетворенность заработной платой:

5 - очень доволен(а);

4 - вполне доволен;

3 - затрудняюсь ответить;

2 - не доволен(а);

1 - совсем не доволен(а), хочу увольняться.

Обработка полученных данных. Выявление среднего балла оценочных суждений педагогов позволяет определить сте­пень удовлетворенности членов педагогического коллекти­ва жизнедеятельностью образовательного учреждения.

МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ РОДИТЕЛЕЙ РАБОТОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

(разработана доцентомЕ.Н. Степановым)

Цель: выявить уровень удовлетворенности родителей ра­ботой образовательного учреждения и его педагогического коллектива.

Ход проведения. На родительском собрании предлагается родителям внимательно прочитать перечисленные ниже ут­верждения и оценить степень согласия с ними. Для этого родителю необходимо обвести ниже каждого выражения одну цифру, которая означает ответ, соответствующий его точке зрения.

4 - совершенно согласен;

3 - согласен;

2 - трудно сказать;

1 - не согласен;

О - совершенно не согласен.

Класс, в котором учится наш ребенок, можно назвать дружным.

В среде своих одноклассников наш ребенок чувствует себя комфортно.

Педагоги проявляют доброжелательное отношение к нашему ребенку.

Мы испытываем чувство взаимопонимания в контактах с администрацией и учителями нашего ребенка. 4 3 2 1 0

В классе, в котором учится наш ребенок, хороший клас­сный руководитель.

Педагоги справедливо оценивают достижения в учебе нашего ребенка.

Наш ребенок не перегружен учебными занятиями и до­машними заданиями.

Учителя учитывают индивидуальные особенности наше­го ребенка.

В школе проводятся мероприятия, которые полезны и интересны нашему ребенку.

В школе работают различные кружки, клубы, секции, где может заниматься наш ребенок.

Педагоги дают нашему ребенку глубокие и прочные зна­ния.

В школе заботятся о физическом развитии и здоровье нашего ребенка.

Учебное заведение способствует формированию достой­ного поведения нашего ребенка.

Администрация и учителя создают условия для проявле­ния и развития способностей нашего ребенка.

Школа по-настоящему готовит нашего ребенка к само­стоятельной жизни.

Обработка результатов теста. Удовлетворенность ро­дителей работой школы (У) определяется как частное от деления общей суммы баллов всех ответов родителей на об­щее количество ответов.

Если коэффициент Уравен 3 или больше этого числа, то это свидетельствует о высоком уровне удовлетворенности;

если он равен или больше 2, но не меньше 3,то можно

констатировать средний уровень удовлетворенности; если же коэффициент У меньше 2, то это является показателем низ­кого уровня удовлетворенности родителей деятельностью образовательного учреждения.

МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ ПЕДАГОГОВ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

(разработана доцентом Е.Н. Степановым)

Цель: определить степень удовлетворенности педагогов жизнедеятельностью в школьном сообществе и своим поло­жением в нем.

Ход проведения. Педагогам предлагается прочитать включен­ные в тест утверждения и с помощью шкалы оценок выразить степень своего согласия с ними. Для этого педагогу следует поставить напротив каждого утверждения одну из пяти цифр, которая означает ответ, соответствующий его точке зрения.

Цифры означают следующие ответы:

4 - совершенно согласен;

3 - согласен;

2 - трудно сказать;

1 - не согласен;

О - совершенно не согласен.

1. Я удовлетворен(а) своей учебной нагрузкой, -

2. Меня устраивает составленное расписание уроков, -

3. Мое рабочее время благодаря собственным усилиям и действиям администрации тратится рационально, -

4. Меня устраивает работа кафедры (методического объ­единения) и мое участие в ней, -

5. У меня существует реальная возможность повышать свое профессиональное мастерство, проявлять творчество и спо­собности, -

6. Я испытываю потребность в профессиональном и лич­ностном росте и стараюсь ее реализовать, -

7. Мои достижения и успехи замечаются администрацией и педагогами школы, -

8. Мне нравится, что в школе идет научно-методический поиск,-

9. У меня сложились с коллегами неконфликтные отно­шения, -

10. Я ощущаю в работе поддержку своих коллег, -

11. Мне кажется, что администрация справедливо оцени­вает результаты моей работы, -

12. Я ощущаю доброжелательное отношение к себе со стороны администрации, -

13. Я комфортно чувствую себя в среде учащихся, -

14. Я удовлетворен(а) отношением учащихсяко мне и моему предмету, -

15. В большинстве случаев я испытываю чувство взаимо­понимания в контактах с родителями учащихся, -

16. Мне кажется, что родители разделяют и поддержива­ют мои педагогические требования, -

17. Мне нравится мой кабинет, оборудование и условия работы в нем, -

18. Меня устраивает сложившийся нравственно-психоло­гический климат в школе, -

19. На мой взгляд, созданная в школе система научно-методического обеспечения способствует повышению моего профессионального мастерства, -

20. Я доволен размером заработной платы и своевремен­ностью ее выплаты, -

Обработка полученных результатов. Показателем удов­летворенности педагогов жизнедеятельностью в образова­тельном учреждении (У) является частное от деления об­щей суммы баллов всех ответов педагогов на общее количе­ство ответов. Принято считать, что если коэффициент У равен или больше 3, то можно констатировать высокий уро­вень удовлетворенности; если он равен или больше 2, то это свидетельствует о средней степени удовлетворенности;

если же данный коэффициент меньше 2, то можно предпо­ложить, что существует низкая степень удовлетворенности педагогов жизнедеятельностью в школьном сообществе и своим положением в нем.

Наряду с выявлением общей удовлетворенности целесо­образно определить, насколько удовлетворены педагоги та­кими аспектами жизнедеятельности образовательного учреж­дения, как:

организация труда (утверждения 1-4);

возможность проявления и реализации профессиональ­ных и других личностных качеств педагога (5-8);

отношения с учителями и администрацией учебного за­ведения (9-12);

отношения с учащимися и их родителями (13-16);

обеспечение деятельности педагога (17-20).

Коэффициент удовлетворенности педагогов перечис­ленными аспектами жизнедеятельности определяется с помощью тех же вычислительных операций, но подсчи­тывается сумма баллов и количество ответов лишь по тем утверждениям, которые соответствуют изучаемому аспекту.

Литература

Байбородова Л. В., Паладьев С.Л., Степанов Е.И. Изуче­ние эффективности воспитательной системы школы. Псков, 1994.

Байбородова Л.В., Рожков М.И. Воспитательный процесс в современной школе. Ярославль, 1997.

Воспитательная система сельской школы / Под ред. Е.Н. Сте­панова. Псков,1997.

Воспитывать анализируя / Сост. С.А. Зазыкина, Л.М. Гро­мова. Смоленск, 1994.

Голубев Н.К., Битинас Б.П. Введение в диагностику вос­питания. М.,1989.

Диагностика как фактор развития образовательной сис­темы / Под ред. В.Н. Максимовой. СПб., 1995.

Изучение личности школьника учителем / Под ред. З.И. Ва­сильевой. М.,1991.

Изучение межличностного взаимодействия ребенка со сверстниками и взрослыми / Сост. Т.В. Сенько. Л., 1991.

Изучение эффективности воспитательной работы в про­фессиональных учебных заведениях / Под ред. Л.В. Байбородовой. Ярославль, 1999.

Ингенкамп К. Педагогическая диагностика. М., 1991.

Классному руководителю / Под ред. М.И. Рожкова. М., 1999.

Классному руководителю о воспитательной системе клас­са / Под ред. Е.Н. Степанова. М., 2000.

Конаржевский Ю.А. Анализ итогов учебно-воспитатель­ной работы школы развивающего обучения за учебный год. Псков, 1996.

Кузнецова Н.В. Изучать, чтобы воспитывать. М., 1984.

Майоров А.Н., Сахарчук Л.Б., Сотов А.В. Элементы педа­гогического мониторинга региональных стандартов в управ­лении. СПб, 1992.

Монахов Н.И. Изучение эффективности воспитания: тео­рия и методика. М., 1981.

Педагогическая диагностика в школе / Под ред. А.И. Кочетова. Мн., 1987.

Психологические тесты: В 2 т. / Под ред. А.А. Карелина М., 1999.

Ратанова Т.А., Шляхта Н.Ф. Психодиагностические мето­ды изучения личности. М., 1998.

Степанов Е.Н. Диагностические методики для изучения эффективности работы образовательного учреждения // Псковская школа. 1999. № 1.

Степанов Е.Н. Психолого-педагогическая диагностика детского коллектива и положения в нем ребенка Псков 1992.

Фридман Л.М., Пушкина Т.А., Каплунович И.Я. Изучение личности учащегося и ученических коллективов. М., 1988.

Шамардин В.Н., Тамбоекина Т.И., Суслова Н.П. Школа: от конечного результата - к творческому поиску. М., 1991.

Шилова М.И. Учителю о воспитанности школьников М 1990.

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС:

ИЗУЧЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ

Редактор Л.А. Ануфриева Корректоры Н.А. Саморезова

Компьютерная верстка С.Н. Гамзинвй Оригинал-макет и диапозитивы текста изготовлены в ТЦ «Сфера».

Лицензия ИД № 02242 от 05.07.00. Гигиенический сертификат № 77.ФЦ.8.953.П.255.3.99 от 26.03.1999.

Подписано в печать 16.08.00. Формат 84х lOS"/n. Бумага типографская. Гарнитура «Тайме». Печать высокая Усл.п.л. 6.72. Тираж 7 000 экз. Заказ № 794

Издательство «ТЦ Сфера». 129164, Москва, Маломосковская ул., 21. Тел. 216-37-72.

Отпечатано с готовых диапозитивов во Владимирской книжной типографии. 600000, Владимир, Октябрьский просп., д. 7.

(разработана А.А.Андреевым)

Цель: определить степень удовлетворенности учащихся школьной жизнью.

Ход проведения. Учащимся предлагается прослушать утверждения и оценить степень согласия с их содержанием по следующей шкале:

4 – совершенно согласен;

3 – согласен;

2 – трудно сказать;

1 – не согласен;

0 – совершенно не согласен.

    Я иду утром в школу с радостью.

    В школе у меня обычно хорошее настроение.

    В нашем классе хороший классный руководитель.

    К нашим школьным учителям можно обратиться за советом и помощью в трудной жизненной ситуации.

    У меня есть любимый учитель.

    В классе я могу всегда свободно высказать свое мнение.

    Я считаю, что в нашей школе созданы все условия для развития моих способностей.

    У меня есть любимые школьные предметы.

    Я считаю, что школа по-настоящему готовит меня к самостоятельной жизни.

10.На летних каникулах я скучаю по школе.

Обработка полученных данных. Показателем удовлетворенности учащихся школьной жизнью (У) является частное от деления общей суммы баллов ответов всех учащихся на общее количество ответов. Если У больше 3, то можно констатировать о высокой степени удовлетворенности, от 2 до 3 – средней степени удовлетворенности; если же У меньше 2, то это свидетельствует о низкой степени удовлетворенности учащихся школьной жизнью.

Затем производится подсчет количества учащихся в классе, имеющих высокий, средний и низкий уровень удовлетворенности школьной жизнью. Данные вносятся в сводную таблицу №10 по ОУ. Следует обратить внимание на то, чтобы количество учащихся класса, указанных в таблице №10 , совпадало с данными таблицы №2 .

Методика изучения удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения

(разработана Е.Н.Степановым)

Цель: выявить уровень удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения и его педагогического коллектива.

Ход проведения. Родителям предлагается прочитать утверждения и оценить степень согласия с ними по следующей шкале:

4 – совершенно согласен;

3 – согласен;

2 – трудно сказать;

1 – не согласен;

0 – совершенно не согласен.

    Класс, в котором учится наш ребенок, можно назвать дружным.

    В среде своих одноклассников наш ребенок чувствует себя комфортно.

    Педагоги проявляют доброжелательное отношение к нашему рубенку.

    Мы испытываем чувство взамопонимания в контактах с администрацией и учителями нашего ребенка.

    В классе, в котором учится наш ребенок, хороший классный руководитель.

    Педагоги справедливо оценивают достижения в учебе нашего ребенка.

    Наш ребенок не перегружен учебными занятиями и домашними заданиями.

    Учителя учитывают индивидуальные особенности нашего ребенка.

    В школе проводятся мероприятия, которые полезны и интересны нашему ребенку.

    В школе работают различные кружки, клубы, секции, где может заниматься наш ребенок.

    Педагоги дают нашему ребенку глубокие и прочные знания.

    В школе заботятся о физическом развитии и здоровье нашего ребенка.

    Учебное заведение способствует формированию достойного поведения нашего ребенка.

    Администрация и учителя создают условия для проявления и развития способностей нашего ребенка.

    Школа по-настоящему готовит нашего ребенка к самостоятельной жизни.

Обработка результатов . Удовлетворенность родителей работой школы (У) определяется как частное от деления общей сумы баллов всех ответов родителей на общее количество ответов.

Если коэффициент У больше 3, то это свидетельствует о высоком уровне удовлетворенности; от 2 до 3 – среднем уровне; меньше 2 – низком уровне удовлетворенности.

Затем производится подсчет количества родителей в классе, имеющих высокий, средний и низкий уровень удовлетворенности школьной жизнью. Данные вносятся в сводную таблицу №11 по ОУ. Следует обратить внимание на то, чтобы количество родителей, указанных в каждом классе, должно совпадать с количеством учащихся, участвующих в мониторинге, заявленным в таблице 2.