Гребневская церковь этот храм будет. Гребневская церковь: от солдатской банидо наших дней

Друзья, ну чтоже, вот у меня и дошли руки написать о поездке в Усадьбу Гребнево , о которой я уже . На самом деле январь выдался довольно насыщенным и даже в феврале мы уже успели посетить одно , так что впереди Вас ждёт много интересного. Что же касается Гребнево , то ощущения от этой поездки остались крайне неоднозначные. С одной стороны там конечно же потрясающе красиво, так красивые места, красивая природа, красивые храмы и даже руины красивые, но с другой стороны это место поражает своей запущенностью, несмотря на то что находится оно меньше чем в 30-ти километрах от Москвы и то что храмы находятся в хорошем состоянии. Как я и , мы совместили данную поездку с поездкой в , так как находятся они всего в 10-ти километрах друг от друга. Любителям руин и развалин посетить Гребнево надо обязательно, мы же больше любим места не столь запущенные.

До 1577г. село принадлежало графьям Воронцовы м , а в писцовых книгах 1584-86гг. село принадлежит уже Б.Я.Бельскому , племяннику Малюты Скуратова . Во времена смуты усадьба возвращается к Воронцовым , а после переходит к князьям Трубецки м . При князе Д.Т.Трубецком , сподвижнике князя Пожарского , на реке Любосеевке, проводятся гидротехнические работы, по строительству плотины, давшей начало системе Барских прудов, состоящих из водохранилища и нескольких живописных островов, частично дошедших до наших дней. В 1772г. Усадьба переходит княгине А.Д.Трубецкой; матери выдающегося поэта XVIII века — М.М.Хераскова , автора поэмы «Россиада» . С 1781г. Усадьба переходит к Г.И.Бибикову, при котором в 1780-90гг. возводится главный усадебный дом и Храм Гребневской иконы Божьей Матери. После смерти Г.И.Бибикова в 1803г. усадьба переходит к А.А.Строгановой, сын которой, князь С.М.Голицын , к 1820-1830 годам возводит два флигеля, парадные въездные ворота, и Храм Николая Чудотворца. При нем Усадьба приобретает вид, дошедший до наших дней.

Ну и фотографии.
День выдался солнечным, но пробки ждали нас уже на выезде из Москвы.


-15 на градуснике, а по ощущениям, как -20

Собор Святой Троицы в г.Щёлково

Кто бы мог подумать, что столь красивый и необычный собор окажется в центре небольшого городка в Московской области. Жаль, что мы были только проездом.

Едем к Гребнево по красивой лесной дорожке.

Припарковались на автобусной остановке "Усадьба"

Как бы информационный щит.

Скотный двор.

Дорога и пустошь перед усадьбой .


Пришли к парадным въездным воротам - Триумфальной арке.

Усадебная ограда

Она (триумфальная арка) как и сама усадьба в запущенном состоянии и закрыта.


Каретный двор.

Вид на главный усадебный дом в лучах солнца.

Остатки ворот, ведущих к барским прудам.

Красивые заснеженные деревья.

Восточная пристройка (флигель) к усадебному дому.

Главный усадебный дом.

Какой-то провал снизу.

Балкон усадебного дома с коллонадой и частично сохранившейся кованной оградой.

Состояние крайне печальное.


Вроде как в 1991г., когда реставрация дворца близилась к завершению, при невыясненных обстоятельствах в нем происходит пожар, уничтожающий не только интерьеры, но и перекрытия с крышей, оставляющий лишь голые обожженные стены, а жаль.

Восточный флигель, после пожара.

И западный флигель, тоже после пожара.

Вид на триумфальную арку от усадебного дома, судя по зарослям перед ней, её давно никто не пользовался по назначению.

Окошко усадебного дома.

Западный торец усадебного дома.

Западная пристройка (флигель) к усадебному дому.

Торец западной пристройки.

Южный фасад пристройки, со стороны барских прудов.

Вид на усадебный дом и остатки усадебной ограды через фруктовый сад со стороны прудов.

Вид на спуск к прудам.

Остатки фруктового сада перед усадебным домом.

Идём к южному фасаду усадебного дома.

Тут состояние кажется даже чуть лучше, чем с парадного входа.

Но это только так кажется.


Внутри совсем всё грустно.


Спуск к барским прудам.


Кусочек усадебной ограды, где кстати находится проход к усадебному дому.

Западный флигель.


Как и сам усадебный дом, он в плачевном состоянии.


Восточный флигель.

С уничтоженной в результате пожара кровлей.


Входная группа, украшенная колонами ионического ордера и балконом с балюстрадой.



Вид на главный усадебный дом с территории усадьбы .


Зимняя Церковь Николая Чудотворца, построенная в 1823г.

Врата на территорию двух храмов.

Роспись.

Информация.

Сам храм.

Табличка с ужасающим набором так и висит со времен РСФСР, а что ей будет.

Тосканский портик.

И ещё один.

Восточный фасад храма.

За храмом скромная детская площадка.

Храм очень красивый.

Крсивейший парадный вход. Храм строился по проекту архитекторов Ольделли и Н.И.Дерюгина.


Парадный вход в храм направлен на запад и во второй половине дня очень эффектно освещается лучами солнца.


Храм получился очень светлым.

Колодец.

Летняя Церковь Гребневской иконы Божьей Матери.

Ротондального типа, крестообразного плана.

Каждый рукав креста украшен портиком дорического ордера.

Красивый фонарь.

Вид на Церковь Николая Чудотворца через лучики солнца.

Один из рукавов храма Гребневской иконы Божьей Матери с портиком.

Роспись на стенах храма, заключается в изображениях авторов 4-ёх канонических

С 1786 по 1791 год в селе Гребневе на средства Г.И. Бибикова по проекту подпоручика архитектуры Ивана Ивановича Ветрова (ум. после 1795; Иоганн Ветер) был возведён сохранившийся до наших дней каменный храм Гребневской иконы Божией Матери.


Кирпичный с белокаменными деталями крестообразный в плане храм центрического типа с вписанным овалом центральной части выполнен в стиле зрелого классицизма. На крестчатом основании покоится овальная в плане купольная ротонда, купол с люкарнами и небольшой главкой, увенчанной бронзовой позолоченной фигурой ангела с крестом. Фасады храма обработаны спаренными пилястрами и четырёхколонными портиками дорического ордера.


План церкви .

Внутреннее убранство храма, авторства архитектуры капитана Степана Васильевича Грознова (Грязнова; 1756-1847) , отличается исключительным изяществом и красотой форм. Две пары ионических колонн, отделанных под мрамор, поддерживают хоры в западной части здания. Интересны белые с тонкой золочёной резьбой иконостасы.


Церковь имеет строго симметричный план: алтарная часть адекватна притвору, северная часть – южному. План осложнён дополнительными круглыми помещениями в угловых пилонах, которые в восточной части служат для прохода в алтарь, а в западной – для кладовой и лестницы.


На кресчатом основании покоится овальная в плане купольная ротонда, купол с люкарнами и небольшой главкой, увенчанной бронзовой позолоченной фигурой ангела с крестом. Центральное пространство храма повторяет овальную форму ротонды.



Фасады храма обработаны спаренными пилястрами и белокаменными четырёхколонными портиками дорического (тосканского) ордера. Насыщенность плоскости стен пилястрами, полукруглыми нишами, сложные наличники люкарн, круглые окна на фронтонах портиков напоминают об эпохе барокко.



Хорошо сохранившееся внутреннее убранство храма с отделкой из искусственного мрамора, проработанное в формах раннего классицизма и принадлежащее авторству архитектуры капитана Степана Васильевича Грознова (Грязнова; 1756-1847), отличается изяществом и красотой форм. Две пары отделанных под мрамор ионических колонн поддерживают хоры в западной части храма.


Особенно интересен центральный иконостас XVIII века, имеющий вогнутую форму и состоящий из трёх убывающих ярусов, завершенных распятием. Изящны формы лёгких резных гирлянд в основании верхнего яруса.


Золоченые резные рамы, обрамляющие немногочисленные иконы, эффектно выделяются на белом фоне иконостаса.



Антаблемент первого яруса поддерживают четыре колонны коринфского ордера с золочёными каннелюрами и капителями. Колонны иконостаса отвечают двум парам ионических колонн, поддерживающих хоры, на которые ведёт хорошо сохранившаяся первоначальная белокаменная винтовая лестница, расположенная в юго-западном пилоне.


На металлической храмозданной доске с гербом Бибиковых, установленной при входе с правой стороны, указаны имена архитекторов и местных текстильных фабрикантов, пожертвовавших часть своих средств на строительство храма.


Надпись на ней гласит: «Лета 1791-го августа 10-го дня, который был воскресный, освящен сей храм во имя Божия Матери Гребневския святейшего правительствующего Синода членом преосвященным митрополитом Московским Платоном с довольным числом монашествующих и священствующих при священнике Николае Иванове. Строением сей храм зачат в 1786 году иждивением и во время владения их превосходительств Гаврилы Ильича и Катерины Александровны Бибиковых при смотрении Степана Зайцова и пособии нижеследующих боголюбивых дателей: Фёдор, Кирилл и Егор Кондратовы; Нестор, Спиридон, Трефил и Трофим Дмитриевы; Александр и Тимофей Каноевы; Терентий, Иван и Алексей Терентьевы; Яким Вахрамеев, Иван Яковлев, Калина Трофимов; Матвей и Максим Никитины, Иван Алексеев, Семен Михайлов, Кузьма Андрианов. Зачата и снаружи отделана при архитекторе Иване Ветрове, а внутри рисунок и отделка капитана Степана Грязнова».


Среди «боголюбивых дателей» названы имена крепостных фабрикантов из д. Фрязино – Фёдора (1744-1810) и Егора Кондратовых (1757-1797); из д. Щёлково – Кирилла Кондратова (1746-1808), Якима Вахрамеева (Варфоломеева), Ивана Яковлева, Калины Трофимова и Матвея Никитина; из д. Ново – Александра Каноева (Конаева, Кононова), Ивана, Алексея и Терентия Терентьевых.



В 1849 году "тщанием и иждивением помещика Фёдора Фёдоровича Пантелеева", в церкви были устроены два придела - преподобного Сергия Радонежского и великомученика Феодора Стратилата. Боковые иконостасы созданы в 1891 году.



Церковь была освящена митрополитом Платоном (Левшиным; 1737-1812) 10 августа 1791 года.


Кроме первоначального убранства, в храме сохранились элементы позднейших периодов: резная сень в алтаре относится к эпохе ампира, полихромный метлахский пол – к рубежу XIX - ХХ вв.

Храм в честь Гребневской иконы Божией Матери в г. Одинцове (Московская епархия)

На старой Смоленской дороге в небольшом селе Одинцово в - годах на средства владельца села Одинцово, боярина Артемона Сергеевича Матвеева, одного из самых состоятельных людей своего времени (это даёт основания предполагать, что церковь была богато отделана и украшена), была построена первая деревянная церковь во имя его небесного покровителя - священномученика Артемона .

Во второй половине 1790-х годов село переходит в руки графини Елизаветы Васильевны Зубовой, которая вместо обветшалой старой деревянной церкви решает построить каменную церковь во имя Гребневской иконы Божией Матери .

Обустраивался храм и внутри. Были восстановлены настенные росписи в ротонде. Жители приносили в дар храму древние иконы и книги. Из прежнего убранства храма сохранились до наших дней только две святыни: храмовая Гребневская икона Божией Матери и Распятие. Они находились в Покровской церкви села Акулово Одинцовского района и после открытия Гребневского храм были возвращены обратно.

В 1990-2000-е годы в храме были проведены масштабные реставрационные работы. В году на пожертвования прихожан были изготовлены и установлены мастерами Палеха новые резные иконостасы из красного дерева и киоты для особо чтимых икон: Гребневской иконы Божией Матери, священномученика Харалампия, пророка Илии, иконы Божией Матери "Утоли моя печали", "Неупиваемая Чаша" и других.

Одинцовский Православный социально-культурный центр

Настоятели

Приписные храмы

  • Веры, Надежды, Любови и Софии, домовый храм при детской больнице в г. Одинцове
  • Владимирской иконы Божией Матери на Лайковском кладбище
  • прмц. вел. кн. Елисаветы, домовый храм при Православном социально-культурном центре у Гребневского храма в г. Одинцове
Единственная в Москве церковь Гребневской иконы до революции стояла на углу Мясницкой улицы и Лубянской площади, построенная в память покорения Великого Новгорода. Как считают ученые, с ее возведения во второй половине XV века началась история Мясницкой улицы.

Гребневская икона Богоматери известна со времен Дмитрия Донского. В 1380 году, когда великий князь возвращался с победой после Куликовской битвы, жители древнего казачьего городка Гребня, что стоял на реке Чири, впадающей в Дон, поднесли ему в дар местный, прославленный чудесами образ Божией Матери - в честь его славной победы над полчищами Мамая. Благоверный князь принял святыню с трепетом, увез ее в Москву и с благоговением поместил в кремлевский Успенский собор.

Эта икона считалась древнейшей из сохранившихся казачьих икон. «Гребневская летопись», составленная в Москве в 1471 году, когда икона приняла участие и в истории русской столицы, считается древнейшим свидетельством об участии Донских казаков в Куликовской битве. Надпись на камне в московском Гребневском храме гласила, что князь Дмитрий Иоаннович принял этот образ в дар от казаков, поселенных в верховьях Дона, которых он всегда жаловал за их великую храбрость.

В XIX веке Гребневская икона Богоматери была изображена в росписи храма Христа Спасителя. На стенах северного придела св. Александра Невского (на хорах) поместили образы 28 чудотворных особо чтимых в России икон Богоматери, через которые Она оказала Свои милости и спасла от бедствий Москву и многие русские города. Наряду с Боголюбской, Федоровской, Тихвинской, Страстной иконами там изображена и Гребневская.

Версии историков о появлении московского храма во имя Гребневской иконы различны. Согласно первой, общепринятой, версии, в 1471 году правнук Дмитрия Донского, великий князь Иван III «впал во гнев на Великий Новгород» за то, что его власти и местная знать решили уйти под покровительство литовского князя. Собираясь в поход на Новгород и на отступников «к латинству», он дал обет возвести в Москве храм во имя Богородицы и взял с собой Гребневскую икону. Поход завершился победой московского государя. И в 1472 году Иван III построил на Лубянке близ Кремля деревянную Успенскую церковь, «что на Бору» (в то время на подступах к Кремлю еще шумел древний сосновый бор). А Гребневскую икону, подарившую ему победу, государь приказал благолепно украсить серебром с драгоценными каменьями, и еще написать на киоте акафист в благодарение за рождение сына, будущего великого князя Василия III.

28 июля (10 августа) 1472 года по приказу московского князя Гребневская икона была торжественно, с крестным ходом перенесена из Кремля в новоустроенную церковь на Лубянке, - отсюда и явился августовский праздник. Здесь же на Лубянке обосновались переселенцы из покоренного Новгорода. Вероятно, они и дали имя местности Лубянка, назвав ее в честь родной новгородской улицы Лубяница. Эти переселенцы, знатные состоятельные «житьи люди», были своеобразными заложниками великого московского князя – чтобы их соотечественники в Новгороде не подняли мятеж против его власти.

Вторая версия гласит, что Иван III создал только деревянный храм Успения, а каменный храм построил его сын Василий III. Оттого архитектором Гребневской церкви предположительно называют Алевиза Фрязина – любимого придворного зодчего Василия III, построившего кремлевский Архангельский собор. Третья версия сложней. Ее приверженцы считают, что Гребневский храм был выстроен сразу каменным при Василии III, приблизительно в 1514-1520 годах, и намеренно во имя чудотворной Гребневской иконы, ради ее перенесения из Кремля. А в честь Новгородского похода Ивана III была устроена другая местная церковь во имя св. архидиакона Евпла. Она тоже не сохранилась до наших дней.

Наконец, четвертая версия полагает устроителем Гребневского храма самого Иоанна Грозного. Якобы он после возвращения из собственного Новгородского похода своим коштом построил каменный храм на месте дедовского деревянного, и будто бы именно он перенес сюда Гребневскую икону из Кремля. Связь с Грозным вполне понятна: в его времена на Лубянке появилась стрелецкая слобода. А сам царь очень чтил Гребневский храм. Известно, что он подарил в него резную надпрестольную сень о девяти шатрах. К тому же в 1585 году в этом храме был освящен придел во имя св. Дмитрия Солунского - в благодарность за рождение царевича Дмитрия.

Придел венчала шатровая колокольня, которую считали древнейшей из сохранившихся в дореволюционной Москве. Вопреки традиции она стояла не с запада, а с юга-востока, над алтарем Дмитриевского придела. По преданию, ее завершал крест старинной формы, которая была упразднена на Стоглавом соборе 1551 года – в начале правления Ивана Грозного. Придел действительно был необычен, он даже имел собственный… приход, но после 1812 года не возобновлялся до революции. Второй придел во имя св. Иоанна Нового Белградского был освящен в 1635 году по именинам другого царевича – Ивана Михайловича, сына царя Михаила Федоровича. В основном своем виде каменный храм сохранился с XVI века - это была одна из самых древних церквей в советской Москве. По словам историка С.Романюка, она «как приезжий провинциал остановилась в самом центре, изумленно вглядываясь в суету большого города». На особой мраморной доске перечислялись вклады в церковь царственных особ, начиная с основателя Ивана III.

1612 год вписал Гребневскую церковь на страницы славной летописи борьбы москвичей за Отечество. В октябре того года войско князя Трубецкого подступило от этого храма к Никольским воротам Китай-города, участвуя в осаде поляков в Кремле силами русского ополчения. Те, не выдержав голода, вскоре сдались на милость победителя, испросив только «пощаду жизни».

При царе Алексее Михайловиче Мясницкая улица стала дорогой в загородные дворцовые резиденции – Измайлово и Преображенское. Вероятно, тишайший государь не раз останавливался у Гребневского храма на богомолье. В его правление, - в 1654 году - от иконы явилось новое чудо: когда в храм забрались воры, их охватило пламя неведомо откуда возгоревшееся. Они не могли выбраться из церкви, и лишь когда были освобождены из огненного плена, сами в потрясении и страхе рассказали о случившемся. Еще одно чудо было в 1687 году: в храме начался пожар, и святыню не успели вынести из огня – но она, по словам летописца, чудесно «обретеся на воздухе». Несколькими годами раньше шатровую звонницу Гребневской церкви украсил колокол знаменитого Федора Моторина, который позднее вместе с сыном Иваном отливал кремлевский Царь-колокол. В петровскую эпоху, еще до того как столица была перенесена в Петербург, в судьбе Гребневской церкви приняла ревностное участие сестра государя, царевна Наталья Алексеевна. Церковь уже сильно обветшала, и даже сама икона была сильно тронута временем. В 1711 году Наталья Алексеевна просила принести чудотворный образ к ней в Преображенское, а церковь обновить. Гребневский храм тогда выстроили почти заново и освятили новый придел во имя преподобного Сергия Радонежского. Икону же, бережно покрытую олифой, царевна украсила сокровищами и сама провожала ее из Преображенского обратно в храм на Мясницкой. Освящал обновленную церковь сам митрополит Стефан Яворский, местоблюститель патриаршего престола после того, как Петр воспретил патриаршество и до учреждения Святейшего Синода в 1722 году. А настоятелем в Гребневском храме был поставлен его родной брат, протопоп Стефан Ананьин.

Стефану Яворскому приписывают авторство «Сказания о Гребневской иконе Божьей Матери», он же занимался выверкой текста и подготовкой издания славянской Библии. Одна из ярких и по-своему трагических личностей петровской эпохи, проповедник, слово которого было «солию премудрости растворено», он скончался в год учреждения Святейшего Синода. Отпевали митрополита Стефана в освященном им Гребневском храме. К тому времени в его стенах похоронили учителя Петра I, знаменитого Никиту Зотова

От Гребневской иконы продолжали совершаться чудеса. В первый же год освящения обновленной, похорошевшей церкви было явлено новое чудо. В одном московском доме происходили «страхования» - неведомо как летели в окна камни, а в доме лежала очень больная женщина. И ее дочери во сне было велено взять в дом Гребневскую икону, чтобы женщина исцелилась, а дом избавился бы от наваждения. Девушка поведала о том хозяйке дома, икону принесли и отслужили перед ней молебен с водосвятием, после чего обещанное во сне исполнилось.И сам храм был храним невидимой силой. Гребневская церковь уцелела в страшный пожар 1737 года, не пощадившего город.

Через два года в храме обрел последний покой его самый знаменитый прихожанин Леонтий Магницкий, автор первой русской «Арифметики» – учебника по математики, который почти полвека был единственным пособием для учащихся. Эту книгу привез в Поморье, Михайле Ломоносову, его односельчанин, и юный гений учился по ней, а потом взял «Арифметику» с собой в Москву, позднее назвав ее «вратами своей учености».

Настоящая фамилия русского математика была Теляшин, он приходился племенником архимандриту Нектарию, умершего в Ниловой Пустыни, и был сыном тверского крестьянина. Прозвище «Магницкий», ставшее его официальной фамилией, он получил от самого Петра I. По одной версии, царь дал это прозвище его отцу, Филиппу Теляшину, восхитившись его познаниями в науках - «поелику как магнитом притягивал к себе». По другим сведениям, Петр прозвал Магницким самого Леонтия в 1700 году. Он пришел в восторг от образованности крестьянского самородка и назвал его Магницким, «по усмотрению нрава во всем всеприятнейшего и к себе влекущего»: ибо он как магнит притягивал к себе «разнообразные знания и нужных людей», обращая на себя внимание природными способностями и самообразованием. Так и повелел Петр I иметь ему фамилию Магницкий.

Знаменательно, что свое образование Магницкий получил в церкви, где с детства был чтецом, и от монахов Иосифо-Волоколамского монастыря, куда юношу отправили простым возчиком рыбы. Иноки были столь поражены умом и знаниями мальчика, что оставили его при обители чтецом, а потом отправили в московский Симонов монастырь готовить в священники. Оттуда он естественно попал в Славяно-Греко-Латинскую академию – в ее библиотеке Магницкий и нашел книги по точным наукам. Скоро они остро понадобились Державе Российской – в 1701 году Петр учредил Навигацкую школу для нужд флота, которую разместили в Сухаревой башне. Магницкого познакомили с царем и пригласили преподавателем в школу, где он прослужил до самой смерти. Петр пожаловал ему имения и дом на Лубянке, в приходе Гребневской церкви. А вскоре самодержец пожелал иметь в Навигацкой школе отечественный учебник по математики. Им и стала «Арифметика» Магницкого, где, кстати, впервые сообщались градусы широты и долготы для Москвы, Киева, Архангельска.

Сам Магницкий был глубоко верующим ученым, для которого наука исходила из религии и церкви, потому он противился подмене церковного знания, согласующегося с законами науки, материалистическим изучением природы. Надпись на его могильной плите, устроенная сыном, гласила: «первому в России математики учителю», личности «без всякого пороку», «любови к ближнему нелицемерной, жития чистого, смирения глубочайшего, разума зрелого, правдодушия»…

Почти через тридцать лет после смерти Магницкого в 1768 году в Гребневском храме упокоили поэта Василия Тредиаковского, «реформатора российского стиха». Кроме этих знаменитостей, в церкви хоронили ее именитых прихожан - Щербатовых, Урусовых, Толстых. Традиционное кладбище было упразднено после эпидемии чумы 1771 года и его территория застроена домами причта. И в 1812году храм остался невредимым.

Незадолго до революции знаменитый археолог Стеллецкий проводил раскопки в подклете церкви и обнаружил там подземную галерею. Позднее были найдены белокаменные тайные ходы, но их не исследовали археологи, поскольку церковь спешно готовили к сносу.

Потом в Гребневский храм ненадолго попал список чудотворной Владимирской иконы, перенесенный из часовни преподобного Сергия у Ильинских ворот, а затем переданный в Третьяковскую галерею. На ней было редкое изображение преподобного Сергия в молитвенном обращении к Богоматери. Поскольку святой был изображен один, а не с преемником своим Никоном Радонежским, ученые отнесли образ к очень раннему иконографическому типу и, кроме того, сочли его свидетельством, что именно Владимирская икона Богоматери была келейной иконой преподобного Сергия.

Переживший многие беды Гребневский храм был уничтожен только большевиками. После революции Мясницкая улица ненадолго стала Первомайской, и в 1919 году в доме рядом с церковью, где были устроены первые коммуналки, поселился Маяковский: в «комнатенке-лодочке» он прожил до смерти. Но не его имя, а С.М. Кирова с 1935 года стала носить Мясницкая улица, так как в декабре 19134 года гроб с телом убитого большевика пронесли по ней с Ленинградского вокзала к Кремлевской стене. Это было последнее, что увидела на своем веку Гребневская церковь.

Она еще некоторое время действовала в революционной Москве. В ноябре 1919 года на всенощном богослужении в храме пел «художественный квинтет» - хор знаменитого регента П.Г.Чеснокова с его личным присутствием и с участием Великого Архидиакона Константина Розова. Он пел соло в «Блажен муж», «Ныне отпущаеши» и «Хвалите» а также читал Шестопсалмие. По свидетельству очевидца, участие Розова не только привлекало москвичей в храм, но и удерживало в нем. В 1923 году была проведена реставрация и даже возобновлен Дмитриевский придел. Но ненадолго.

Первый натиск на церковь начался в декабре 1926 года, когда Моссовет распорядился снести храм по обычной причине – ради уличного движения. Прихожане составили ходатайство во ВЦИК, указывая на историческую ценность этого редкого в Москве памятника зодчества XV - XVI веков. Они писали, что он построен в честь победы над Мамаем (имелась в виду храмовая Гребневская икона), что в нем находится усыпальница замечательных русских людей Магницкого, Зотова, Тредиаковского, что община своими силами и средствами оберегает храм как археологическую ценность и даже стремится ее отреставрировать в первоначальном виде. Под ходатайством стояло более 600 подписей.

Оно ли или заступничество Наркомпросса приостановило трагедию: были разобраны только древняя колокольня и трапезная с Сергиевским приделом. Сам храм еще можно было спасти, но в 1933 году его передали под нужды Метростроя, так как в том месте прокладывалась первая линия московского метро. Ради него и снесли храм, приурочив его гибель к 1 мая 1935 года - в том винят всемогущего Лазаря Кагановича.

Ценные древние иконы школы Андрея Рублева передали в Третьяковскую галерею, резную надпрестольную сень – подарок Грозного – в Коломенское, а надгробную плиту с могилы Тредиаковского – в соседний музей Маяковского. На образовавшемся пустыре водрузили будку-шахту для вентиляции метро. И только в сравнительно недавнее время – в 1980-х годах на том месте выстроили огромное здание для Вычислительного центра КГБ, рядом с книжным магазином «Библио-Глобус». От церкви не осталось ничего, кроме памяти – даже в местной топонимике нет ее следа.

В России православные церкви издавна служили духовным символом села или города. Обычно их строили на видном месте или же на перекрёстке дорог. Часто храм в годы лихолетья служил в качестве убежища для верующих и мирян.

В Одинцово, Московской области, таким символом признана Гребневская церковь. Горожане считают её неофициальным символом города, а паломники - духовным центром.

Гребневская церковь в Одинцово. Храм - это духовный центр не только посёлка, но и всего Подмосковья

Первую церковь в Одинцово заложил боярин Артемон Матвеев

Храм в честь Гребневской иконы Божией матери или Гребневская церковь в Одинцово, Московской области - это одна из древнейших исторических построек в городе.

В древности она имела стратегическое значение, так как размещалась на старом Смоленском тракте. Тракт вёл от западных российских границ к Москве. Он считался одно из наиболее важных транспортных артерий вначале Московского, а потом и Российского государства.

в это время в Одинцово построили первую деревянную церковь

На тракте вначале появилось небольшое село, из которого вырос город. Именно здесь в 1673-1679 годах возведена первая деревянная церковь. Как гласят исторические документы, её построили «во имя священномученика Артемона».

Средства на строительство выделил боярин Артемон Сергеевич Матвеев. Он владел в те времена селом Одинцово и считался одним из богатейших людей своего времени.

Портрет Матвеева. И. Фолвейкс, конец XVII век. Первую церковь в Одинцово построил боярин Артемон Сергеевич Матвеев в 1673-1679 годах

Сведений о деревянной церкви практически не сохранилось. Известно лишь, что боярин не жалел средств на её украшение. Кроме того, он приобрёл для храма богатую церковную утварь. Часть её сохранилось до момента постройки новой церкви. Это говорит о том, что он не жалел средств для обустройства храма.

Гребневскую церковь построили вместо старой деревянной церкви в 1790-х годах

в это время старый храм снесли, а на его месте построили каменную церковь во имя Гребневской иконы Божией Матери

Деревянная церковь в Одинцово со временем обветшала. Ремонтировать её не имело смысла. Именно поэтому во второй половине 1790-х годах старый храм снесли, а на его месте построили каменную церковь во имя Гребневской иконы Божией Матери. Строительство оплатила новая владелица села графиня Елизавета Васильевна Зубова.

Графиня Елизавета Васильевна Зубова. 1742-1813 год. С миниатюры, принадлежащей М. Е. Леонтьевой, в Москве

Строительство Гребневской церкви завершили осенью 1801 года. Построили новую церковь рядом со старой во имя священномученика Артемона. Графиня подала преосвященному Серафиму епископу Дмитровскому викарию Московскому прошение.

В прошении говорилось:

Елизавета Зубова

«… в вотчине моей… селе Одинцове вместо деревянной ветхой Артемоновской церкви построена от меня вновь каменная во имя Гребневския Божия Матери, которая как наружным благолепием, так и внутри достаточно изукрашена, ризницею и прочей утварью снабжена и к освящению готова».

На прошение епископ дал положительный ответ и 22 ноября 1801 года новую церковь освятил архимандрит Можайского Лужецкого монастыря Феофан.


Храм в честь Гребневской иконы Божией Матери в г. Одинцове, вид с южной части. Церковь построена в стиле классицизма

После того как в храме началось богослужение, всю утварь из старой церкви перенесли в новую, за исключением некоторых икон. Архитектурный стиль новой церкви классицизм. Это мода того времени.

Её прихожанами стали крепостные крестьяне графини Елизаветы Васильевны Зубовой. Служили же в построенном Гребневском храме священник Федор Андрианов, пономарь Иван Федотов, дьячок Николай Артемоновский.

Во время нашествия Наполеона Гребневскую церковь осквернили французы

Гребневская церковь подверглась осквернению и грабежу солдатами войск Наполеона. Дело в том, что Одинцово стоит на старой Смоленской дороге.

Одна из целей русской армии в войне 1812 года - заставить наполеоновские войска отступать по ней. Именно поэтому вокруг села активно передвигались как русские, так и французские войска. Село несколько раз переходило от одной стороны к другой.


Дмитрий Кардовский. Москва в сентябре 1812 года (уход французов из Москвы). 1908-1913 год. Издание Иосифа Кнебеля. Во время оккупации Одинцово в 1812 году французы осквернили и разграбили Гребневская церковь

В ночь с 31 августа на 1 сентября, после окончания Бородинского сражения, на постой в Одинцово расположились войска 1-й и 2-й Западных русских армий. Священники Гребневском храме постоянно служили молебны о ниспослании победы над врагом.

Кроме того, русские воины поддерживали свой дух, лицезрея святыни, хранящиеся в нём. 2-го сентября Одинцово заняла уже конница Мюрата, что стало известно из перехваченного письма Наполеона.

в этот период при храме отсутствовал священник

Французы по варварски отнеслись к церкви. Они осквернили и разграбили её. С 1813 по 1816 год при храме отсутствовал священник. Клировые ведомости говорят, что заново его освятили 1813 году.

После строительства железной дороги Москва-Смоленск-Брест приход Гребневского храма пополнился дачниками

Толчок к развитию Одинцово дало введение в действие новой железной дороги Москва-Смоленск-Брест. Произошло это в начале 1870-х годов. Именно тогда рядом с железной дорогой построили пристанционный посёлок Одинцово. Вокруг него стали расти дачи.

К 1890 году их общее число достигло 125. Этому способствовала близость посёлка к Москве и живописная природа в его окрестностях.


Усадьба Шахматово, Московская область, Солнечногорский район. 1894 год. После строительства новой железной дороги Москва-Смоленск-Брест вокруг Одинцово появилось более 125 усадьб и дач

Дачники пополнили приход Гребневского храма. Именно поэтому ему пришлось расширяться. Прихожане храма попросили пристроить к нему трапезную с двумя приделами. Их просьбу выполнили к лету 1898 года.

Тогда возвели с правой стороны здания придел во имя Святителя и Чудотворца Николая. С левой же стороны вырос придел во имя преподобных Сергия Радонежского и Саввы Строжевского. Построили и новую колокольню из трёх ярусов.

В 1920-30-х годах Гребневскую церковь закрыли, а священнослужителей репрессировали

Во времена гонений в СССР Православной Церкви Гребневская церковь закрылась не сразу. После Революции 1917 года в ней длительное время шли службы. При этом советские власти никакой помощи приходу не оказывали.

Приход сам должен был содержать и ремонтировать храм. Естественно, что сделать церковная община самостоятельно не могла. Что же касается церковной утвари, то согласно постановлению ВЦИК от 23 февраля 1922 года её изъяли из церкви в начале 1920 года.


Снятие драгоценного оклада с иконы во время изъятия церковных ценностей. 1921 год. Приход Гребневской церкви ликвидировали в 1938-1939 годах. При этом церковную утварь изъяли, а саму церковь закрыли и разграбили

Ликвидировали приход Гребневской церкви в 1938-1939 годах. Саму церковь закрыли и разграбили. Здание стали использовать в хозяйственных целях. Священники подверглись преследованиями и репрессиям. В этом священничество храма разделило судьбу всех священников Православной Церкви, живших в то время в России.

Последним настоятелем Гребневской церкви до её закрытия стал протоиерей Александр Ворончев.

Известно, что последним настоятелем церкви стал митрофорный протоиерей Александр Ворончев. 3 ноября 1938 года отец Александр служил всенощную в честь иконы Казанской Божией Матери. Прямо в церкви священника арестовали. Его отправили на несколько лет в карельские лагеря, что на Медвежьей горе. Рассказывается о мученической кончине протоиерея. Его вместе с другими заключёнными утопили в озере в трюме катера.


Церковь Гребневской иконы Божией Матери в Одинцово. 1900-е годы. Последний диакон Гребневской церкви Владимир сослан в лагеря на Север после того, как он отказался отречься от священнического сана и Бога

До наших дней дожила дочь последнего диакона Гребневского храма - Нина Владимировна Запольская. Она рассказала о том, что её отца власти принуждали отречься от Бога и сана. После отказа его арестовывали и сослали в лагеря на Север.

Умер диакон Владимир на поселении в г. Киржач. Она рассказала о том, что в безумии люди осквернили кладбище при церкви: они разрывали могилы и таскали по кладбищу останки покойников в надежде найти драгоценности и кресты.

В советское время здание церкви использовалось в хозяйственных целях

храм был взят государством под охрану

Во время Великой Отечественной войны здание храмов сильно пострадало от артобстрелов. После её окончания здание окончательно перевели в разряд хозяйственных построек. Для этого заложили западный вход в колокольню, пробили в стенах новые дверные и оконные проёмы, убрали иконостасы, а также большую часть росписей стен, ограду храма, колокола, старые полы. При этом 30 августа 1960 года храм государство взяло под государственную охрану.


Гребневская церковь. Одинцово. Наше время. В 1991 году здание Гребневского храма передали РПЦ

В дальнейшем в здании храма размещались различные организации. Здесь работали хозяйственные склады, солдатская баня, общежитие, советские организации. В 1989 году городские власти Одинцово решили перестроить здание церкви под концертный зал.

Православные жители города с этим решением не согласились и начали собирать подписи за передачу здания церкви РПЦ. В марте 1991 года их просьбу удовлетворили, настоятелем переданного Церкви Гребневского храма назначили священника Игоря Борисова.

В 1990-е годы началось возрождение Гребневского храма

в июне этого года в храме прошла первая литургия

Пока здание возвращённого Церкви храма приводилось в порядок, богослужения проходили в маленькой часовне. В июне 1991 года на Троицу молитва уже творилась за первой Литургией в нём. В этом же году при церкви открыли воскресную школу для взрослых, а позже для детей.

С этого момента считается, что приход церкви вернулся в церковную жизнь в полной мере.


Икона Божией матери Гребенская. Книжная гравюра XIX в. После передачи Гребенской церкви в Одинцово РПЦ выяснилось, что из прежнего убранства сохранилась только икона Гребенской Божией Матери и Распятие

Велись работы и по благоустройству храма изнутри. Для этого восстановили росписи в ротонде. Жители города сами принесли в дар церкви иконы и книги. К сожалению, из прежнего убранства Гребенской церкви сохранились только две: икона Гребенской Божией Матери и Распятие. До возвращения в храм они хранились в Покровской церкви с. Акулово.

Из прежнего убранства Гребенской церкви сохранилось всего две святыни.

Полное освящение храма во имя иконы Гребенской Божией Матери произошло 2 июля 1995 года. Его совершил преосвященный Григорий (Чирков), епископ Можайский, викарий Московской епархии.

С 1990 по 2000 год в храме велись масштабные реставрационные работы. Они финансировались за счёт пожертвований прихожан. В результате палехские мастера изготовили и установили резные иконостасы их красного дерева для таких особо чтимых икон, как: Гребенской иконы Божией Матери, священномученика Харалампия, пророка Илии, иконы Божией Матери «Утоли моя печали», «Неупиваемая Чаша» и других.

В наше время в Гребенском храме ведется активная духовная жизнь

Церковь в честь Гребенской иконы Божией Матери является главным для целого ряда других храмов. Так к нему приписаны:

  • часовня мч. Иоанна Воина;
  • домовый храм прмц. вел. кн. Елисаветы;
  • храм мцц. Веры, Надежды, Любови и матери их Софии;
  • храм иконы Божией Матери «Целительница»;
  • больничный храм свт. Луки Симферопольского;
  • часовня иконы Божией Матери «Живоносный Источник»;
  • храм иконы Божией Матери Владимирская.

Храм - один из центров духовной жизни Подмосковья. При нём работает Воскресная школа. В неё создано 6 групп. Здесь изучается православная традиция, жития святых, Закон Божий, история. Кроме того, при школе работают кружки по интересам для детей и взрослых. Учащиеся школы готовят концерты, ставят спектакли для инвалидов и детского приюта.

При Гребенской церкви в 2000 году открылся Православный Молодёжный центр.

В 2000 году при церкви открылся Православный Молодёжный центр. Его главное направление работы - участие в Богослужениях, алтарное и клиросное послушания. Центр также занимается благотворительностью. При Центре работают кружки. Его воспитанники ездят в паломнические поездки, помогают в городской больнице ухаживать за больными.


Одинцовский округ. Молодёжный православный лагерь. Священники Гребенской церкви каждый год организовывают и ведут молодёжный православный лагерь