Проектная работа по чтению 4. Урок -проект по литературному чтению "Зимушка-зима" (4 класс)

Перечень возможных проектов и их содержание по литературному чтению

Тема: Малые жанры устного народного творчества (пословицы, поговорки, небылицы, потешки, побасенки)

Проекты . Создание сборника пословиц и поговорок; Создание сборника побасенок; Создание сборника загадок; Викторина; Сочинение собственных произведений малых жанров устного народного творчества.

Тема: Сказки

Проекты: Создание сборника сказок об одном из животных (зайце, лисе, медведе, волке); Герои сказок в лепке; Герои сказок в рисунках; Создание костюмов для сказочных персонажей; Создание спектакля по мотивам одной из сказок; Создание собственных сказок; Коллаж «Заселим улицу сказочными домиками».

Тема: Произведения русских поэтов XIX века

Проекты: Создание коллажа по теме: «Весна, весна, и все ей радо!», «Ах, лето знойное!», «Унылая пора! Очей очарование!»; Создание аудиоальбома по произведениям русских поэтов; Создание сборника стихов русских поэтов XIX века.

Тема: Никто не забыт, ничто не забыто

Проекты: Подготовка радиопередачи «Никто не забыт, ничто не забыто»; Малая конференция; обсуждаемые вопросы:

1. Какие произведения о Великой Отечественной войне вы читали?

2. В каких из этих произведений рассказывается о детях?

3. Какими качествами должен быть наделен человек, совершающий подвиг?

4. Как складывается судьба этих героев?

Создание сборника произведений о войне; выпуск стенгазеты «Никто не забыт, ничто не забыто».

Тема: Моя Родина

Проекты: Сборник произведений о Родине; Создание коллажа «Моя Родина»; Подготовка читательской конференции.

Темы выступлений:

1. Образ Родины в картинах художников.

2. Образ Родины в произведениях прозаиков и поэтов;

3. Образ Родины в произведениях композиторов.

Тема: Былины

Проекты : Создание выставки книг; Создание сборника былин; Подготовка аудиоальбома.

Тема: Любимые писатели, герои, произведения

Проекты : Подготовка к параду живых героев; Викторина по произведениям любимых писателей; Инсценировка лучших фрагментов книг; Создание сборника любимых произведений.

Проектная деятельность уместна и во время учебного процесса. Например, проекту о русских народных сказках можно посвятить четыре урока. При этом учитель может сформулировать педагогические цели на весь блок учебных занятий:

— учить восприятию художественного произведения: сравнение персонажей сказок, обобщение представлений о сказках; выделение слов, характеризующих персонажей, понимание роли и речи героя;

— развивать творческую деятельность школьников: составление отзывов о прочитанных книгах, инсценировка произведений;

— воспитывать любовь к чтению и интерес к литературному чтению.

1-й урок. Погружение в проект. Сообщается тема урока, активизируются знания ребят по теме, задаются проблемные вопросы: «Можно ли назвать лису доброй и умной?», «Чему учат нас русские народные сказки?». Учащиеся получают задание подобрать сказки о животных, обратить внимание на то, какие имена дают сказочным героям.

2-й урок . Чтение сказок, их пересказывание. Выделение основных героев народных и литературных сказок. Формирование из учащихся класса четырех групп (лиса, волк, заяц, медведь). Планирование дальнейшей работы: постановка задач, обсуждение плана работы, распределение обязанностей в группах.

3-й урок. Обсуждение предложений и информации в группах, корректировка работы учителем (по необходимости). Составление вопросов для литературной викторины.

4-й урок. Презентация работ. Подводится итог проделанной работы группой и каждым учеником.

Валентина Меняйленко
Проект по литературному чтению в 4 классе «Они защищали Родину»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Калачеевская СОШ №6»

Проект

по литературному чтению на тему :

«Они защищали Родину »

Выполнил : ученик 4 «В» класса

Меняйленко Игорь

Руководитель : Грищенко О. П.

г. Калач 2017 г.

I. Введение…стр. 3.

II. Основная часть

1. Что значит для меня Родина…стр . 5.

2. Они защищали Родину… .стр. 7.

3. Поэты и писатели о войне…стр. 8.

4. Герои войны…. стр. 13.

Регулярный С. К….стр. 14.

Регулярный Н. С…. стр. 14

III. Заключение….стр. 15.

IV. Список литературы…стр . 16.

V. Приложение….стр. 17.

I. ВВЕДЕНИЕ

В народе говорят : «Павшие живут, пока о них помнят» . Мы войны не знали, но слышали о том, какое это было страшное горе и трагедия для многих миллионов людей. Наши прабабушки и прадедушки приняли всю тяжесть событий на свои плечи в самом полном значении этого слова. Мы хотим, чтобы память о защитниках Отечества , отстоявших мир и свободу, о тех, кто пережил эту тяжёлую войну, всегда жила в наших сердцах.

Актуальность проекта

Вспомним всех поименно

Героев вспомним своих.

Это нужно не мёртвым!

Это нужно живым!

Тема проекта достаточно актуальна в наше время. Прошло более полувека со Дня Победы нашего народа в Великой Отечественной войне. Все меньше очевидцев страшного лихолетья остается с нами. Учащиеся начальной школы мало знают об этой войне, не задумываются, какой след оставила война в их семьях, в семьях их земляков. Без памяти о Великой Отечественной войне, о великой Победе, немыслимы ни достоинство России, ни гуманизация российского общества, потому что Великая Отечественная война - это духовный подвиг наших отцов, дедов, матерей и бабушек, многие из которых продолжают еще жить рядом с нами, - подвиг, без которого не было бы ни нас с вами, ни России.

Гипотеза :

Память о Великой Отечественной войне будет сохранена, если каждый человек будет знать и помнить о войне, людях, героически защищавших Родину , и передавать это по наследству.

Цель проекта :

определить роль прозы и поэзии о Родине и войне , их влияние на сознание людей в военное и послевоенное время.

Задачи :

Ответить на вопросы «Что такое Родина и

патриотизм?»

раскрыть историю трагедии и триумфа нашего народа в Великой Отечественной войне;

познакомить учащихся с поэтами и писателями – фронтовиками и их произведениями;

рассказать о своих родственниках, защищавших Родину во время Великой Отечественной войны;

развивать навыки работы с историческими источниками и умения анализировать художественные произведения;

развивать умения устанавливать взаимосвязи между историческим и литературным процессами ;

развивать умение использовать информационные технологии в процессе обучения;

воспитывать чувство гордости за героическое прошлое нашей Родины .

II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

1. Что значит для меня моя Родина

Родина ! Это слово с детства знает каждый. Родина - это страна , в которой ты родился , живешь со своими родными и друзьями.

Леса, поля, горы, реки - это все наша Родина . Мы гордимся своей Родиной и своим народом . Много славных подвигов совершил наш народ в годы Великой Отечественной войны.

Мы любим свой родной язык, песни и танцы своего народа.

Любить Родину – это своим трудом умножать её славу и богатство.

Родина - это не только место, где я живу. Родина - это мой дом , в котором я родилась , Родина - это школа , где я учусь, это та улица, по которой я каждый день прогуливаюсь со своими друзьями.

Моя Родина для меня безумно важна, у каждого человека она есть, но у меня она самая лучшая. Я бы не захотела иметь никакую другую Родину . Даже если я когда-нибудь уеду в другую страну, то всегда буду помнить о ней, вспоминать каждый момент, прожитый в ней.

Никто не может забыть свою Родину , она всегда будет в нашем сердце. Это самое лучшее место, которое может быть на земле.

ОТЧИЗНЫ МИЛОЙ КРАСОТА

М. Пляцковский

Как хорошо бродить в лесу ,

Малину рвать с куста

И ненароком сбить росу

С кленового листа.

Послушать, как звенит сосна,

Как дуб скрипит, гудя.

Порой светла, порой грустна

Мелодия дождя.

Простор берёзовый любя

И неба высоту,

Мы открываем для себя

Отчизны красоту.

Понятны песенки всегда

На птичьем языке,

И сладкой кажется вода

В обычном ручейке.

Любой из нас узнать готов

Знакомые стихи

И в тихом шелесте цветов,

И в шорохе ольхи.

Простор берёзовый любя

И неба высоту,

Мы открываем для себя

Отчизны красоту.

Она проста, она чиста,

Нельзя привыкнуть к ней,

Отчизны милой красота

Нас делает нежней.

Нас озаряет неспроста

Как радостный рассвет

Отчизны милой красота,

Которой краше нет!

Простор берёзовый любя

И неба высоту,

Мы открываем для себя

Отчизны красоту.

2. Они защищали Родину

Более полувека назад, в 1941 году, на нашу страну напали фашистские войска. Весь народ поднялся тогда на защиту Родины ! Подвиг людей, защитивших нас , их потомков, никогда не будет забыт!

Как можно забыть пролитую ради нашей свободы и счастья кровь? Как забыть подвиг солдата Александра Матросова, закрывшего своей грудью амбразуру вражеского пулемётного дзота, или подвиг лётчика Николая Гастелло, направившего свой горящий самолёт на скопление фашистских машин и танков? А так ли уж мал подвиг миллионов пехотинцев, месивших грязь бездорожья, выбивших врага с территории нашей страны и задавивших гадину в её чреве - в Берлине? Их ежедневный военный труд так же достоин восхищения и преклонения, как и отдельные, героические, подвиги, о которых написаны книги и сняты фильмы!

Защищали Родину не только на фронте , но и в тылу. Без миллионов и миллионов женщин, подростков, специалистов, работавших в тылу на военных заводах, на полях, на текстильных фабриках, не состоялась бы наша Победа! Поэтому уже давно эти люди приравнены к полноправным участникам Великой Отечественной войны. Внесли свой вклад в дело освобождения Родины от иноземных захватчиков и военные медики, спасшие миллионы жизней, вернувшие в строй многие тысячи воинов. Дело освобождения Родины было всенародным , поэтому, когда мы говорим : «Они защищали Родину » , мы должны иметь в виду всё военное поколение, всех людей, живших в то время, - воевавших и трудившихся в тылу. Вечная им память и вечная им слава! А наша задача заключается в том, чтобы не забывать никогда самим и передать нашу память о войне и тех, кто защитил страну , нашим потомкам.

3. Поэты и писатели о войне

Русская литература , издавна славившаяся своей близостью к народу, пожалуй, никогда не смыкалась так тесно с жизнью и не была столь целеустремлённой, как в 1941-1945 годах. В сущности, она стала литературой одной темы - темы войны, темы Родины . Да, слово писателя на войне и о войне трудно переоценит. Меткое, разящее, возвышающее слово, стихотворение, песня, частушка, яркий героический образ бойца или командира. Они вдохновляли воинов на подвиги, вели к победе. Эти слова и сегодня полны патриотического звучания. Советская литература военного времени была многопроблемной и многожанровой. Стихотворения, очерки, публицистические статьи, рассказы, пьесы, поэмы, романы создавались писателями в годы войны.

Более тысячи писателей принимали участие в боевых действиях на фронтах Великой Отечественной войны, «пером и автоматом» защищая родную землю . Из 1000 с лишним писателей, ушедших на фронт, более 400 не вернулись с войны, 21 стали Героями Советского Союза.

Известные мастера нашей литературы (М. Шолохов, Л. Леонов, А. Толстой, А. Фадеев, Вс. Иванов, И. Эренбург, Б. Горбатов, Д. Бедный, В. Вишневский, В. Василевская, К. Симонов, А. Сурков, Б. Лавренёв, Л. Соболев и многие другие) стали корреспондентами фронтовых и центральных газет.

Когда гремели пушки, музы не молчали. На протяжении всей войны - и в тяжёлое время неудач и отступлений, и в дни побед - наша литература стремилась как можно полнее раскрыть моральные качества советского человека. Воспитывая любовь к Родине , советская литература воспитывала и ненависть к врагу.

Значительна в литературе военных лет роль прозы. Проза Великой Отечественной войны достигла больших творческих вершин. В золотой фонд советской литературы вошли такие произведения, созданные в годы войны, как «Русский характер» А. Толстого, «Наука ненависти» и «Они сражались за Родину » М. Шолохова, «Взятие Великошумска» Л. Леонова, «Молодая гвардия» А. Фадеева, «Непокорённые» Б. Горбатова, «Радуга» В. Василевской и другие, ставшие примером для писателей послевоенных поколений.

Поэзия (разумеется, лучшие вещи) немало сделала для того, чтобы в грозных, катастрофических обстоятельствах пробудить у людей чувство ответственности, понимание того, что от них, от каждого - ни от кого другого, ни на кого нельзя переложить ответственность - зависит судьба народа и страны. Список поэтов военного времени велик. Вот фамилии некоторых из них : Борис Слуцкий, Семён Гудзенко, Константин Симонов, Павел Коган, Евгений Винокуров, Булат Окуджава, Дмитрий Чибисов и многие другие.

Семён Гудзенко

ПЕРЕД АТАКОЙ

Когда на смерть идут - поют,

а перед этим

можно плакать.

Ведь самый страшный час в бою -

час ожидания атаки.

Снег минами изрыт вокруг

и почернел от пыли минной.

и умирает друг.

И значит - смерть проходит мимо.

Сейчас настанет мой черед,

За мной одним

идет охота.

Будь проклят

сорок первый год -

ты, вмерзшая в снега пехота.

Мне кажется, что я магнит,

что я притягиваю мины.

и лейтенант хрипит.

И смерть опять проходит мимо.

Но мы уже

не в силах ждать.

И нас ведет через траншеи

окоченевшая вражда,

штыком дырявящая шеи.

Бой был короткий.

глушили водку ледяную,

и выковыривал ножом

из-под ногтей

я кровь чужую.

Михаил Исаковский

ВРАГИ СОЖГЛИ РОДНУЮ ХАТУ

Враги сожгли родную хату,

Сгубили всю его семью.

Куда ж теперь идти солдату,

Кому нести печаль свою?

Пошел солдат в глубоком горе

На перекресток двух дорог,

Нашел солдат в широком поле

Травой заросший бугорок.

Стоит солдат - и словно комья

Застряли в горле у него.

Сказал солдат : «Встречай, Прасковья,

Героя - мужа своего.

Готовь для гостя угощенье,

Накрой в избе широкий стол,-

Свой день, свой праздник возвращенья

К тебе я праздновать пришел…»

Никто солдату не ответил,

Никто его не повстречал,

И только теплый летний ветер

Траву могильную качал.

Вздохнул солдат, ремень поправил,

Раскрыл мешок походный свой,

Бутылку горькую поставил

На серый камень гробовой.

«Не осуждай меня, Прасковья,

Что я пришел к тебе такой :

Хотел я выпить за здоровье,

А должен пить за упокой.

Сойдутся вновь друзья, подружки,

Но не сойтись вовеки нам…»

И пил солдат из медной кружки

Вино с печалью пополам.

Он пил - солдат, слуга народа,

И с болью в сердце говорил :

«Я шел к тебе четыре года,

Я три державы покорил…»

Хмелел солдат, слеза катилась,

Слеза несбывшихся надежд,

И на груди его светилась

Медаль за город Будапешт.

Евгений Винокуров

У возвратившихся с фронта отцов,

Мешки и подсумки облазив,

Ребята не просят

Цветных леденцов,

А просят военных рассказов.

Уступив настояньям ребят,

Отцы им, пока не стемнело,

Как взрослым, о жизни своей говорят

И гладят их неумело.

А дети задремлют,

Наград боевых

Касаясь во сне головою.

Отцы осторожно баюкают их

Песенкой

Строевою.

Чтоб снова на земной планете

Не повторилось той войны,

Нам нужно, чтобы наши дети

Об этом помнили, как мы…

4. Герои войны

На протяжении всей многовековой истории нашей Родины народ превыше всего ценил верность Отечеству, мужество и отвагу героев, борющихся за торжество добра и справедливости…

Куда б ни шёл, ни ехал ты,

Но здесь остановись,

Могиле этой дорогой

Всем сердцем поклонись.

Кто б ни был ты - рыбак, шахтёр,

Учёный иль пастух, -

Навек запомни : здесь лежит

Твой самый лучший друг.

И для тебя, и для меня

Он сделал все, что мог :

Себя в бою не пожалел,

А Родину сберёг .

М. Исаковский

Своей жестокой рукой война коснулась каждой семьи. И сегодня мы, оставшиеся на своей земле, политой кровью миллионов, обращаем свою память к тем нашим родным, кто отстоял нашу Родину .

Наши семьи тоже коснулась Великая Отечественная Война… Практически у всех ребят нашего класса прабабушки и прадедушки воевали за нашу Родину , прославляя семьи подвигами. Одни из них были солдатами, другие- сестрами или братьями милосердия, кто-то трудился в тылу. Многих из них уже нет в живых, но мы будем о них помнить всегда!

Я хочу рассказать о своём прапрадедушке Регулярном Серафиме Кузьмиче и о прадедушке Регулярном Николае Серафимовиче.

Регулярный Серафим Кузьмич

Родился в 1903 году в селе Лескове. До войны работал в колхозе. Был любящим мужем и отцом шестерых детей. Призван в армию в 1941 году. Участвовал в боях с немецко-фашистскими захватчиками до полной победы в Великой Отечественной войне. Демобилизован из армии в 1945 году. После войны работал в колхозе «Путь Ленина» . Награждён медалями. Умер 16 ноября 1986 года.

Родился 1924 году в селе Лескове. До войны работал в колхозе «Путь Ленина» . Призван в армию в октябре 1943 года. Участвовал в боях с Японией в воинской части 16976 в качестве телефониста артиллерийской части. Демобилизован в апреле 1950 года. После войны работал в колхозе. Награждён орденом Отечественной войны 2 степени и медалями. Я очень горжусь, что у меня такие прапрадедушка и прадедушка. Очень жалко, что я так мало знаю об их фронтовой жизни. Я бы хотел быть похожим на них, быть таким же смелым и мужественным. Может быть, благодаря им, я не знаю, что такое война. Я не знаю войны…

III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Высота человеческого подвига определяется силой любви к жизни. Чем сильнее эта любовь, тем непостижимее измерение подвига, совершаемого человеком ради любви к жизни. И подвиг народа - это прямое отражение подвига каждого человека, умноженное на миллион, на десятки миллионов. Благодаря произведениям писателей и поэтов военного и послевоенного времени люди узнавали правду о войне, воодушевлялись на героические подвиги.

Такие книги надо читать, особенно мальчишкам лет 14-16. В них правда о войне, о жизни и смерти, а не лозунги и сказки. Играя в компьютерные игры мы совсем теряем связь с реальностью, совсем не ценим то, что имеем. Мы должны сказать спасибо уникальным писателям, поведавшим нам о войне. Даже такие страшные темы они раскрывают доступно и захватывающе - читатель будто ныряет в сюжет, становиться невольным зрителем, соучастником. Мне кажется, что мы и сейчас способны на повторение подвига единения, братства и долга, который стал основным смыслом Великой Отечественной войны, закончившейся много лет назад.

IV. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. История русской советской литературы /Под ред . П. Выходцева. -М., 1970.-С. 390.

2. Кузьмичёв И. Жанры русской литературы военных лет . - Горький, 1962.

3. Быков В. Сотников. – М.: Детская литература , 2015.

4. Сурков А. Стихи. – М.: Художественная литература , 1985.

5. Редактор-составитель Н. С. Шевцов, О тех, кто вернулся с войны, Воронеж 2000.-С. 559.

Интернет ресурсы

6. Песня Победы [Электронный ресурс]: стихотворения // Ленинград Блокада Подвиг : [сайт]. – Режим доступа : http://blokada.otrok.ru/library/pobeda/index.htm – Загл. с экрана.

7. Тематические коллекции : День Победы. [Электронный ресурс] – Режим доступа : http://www.metodkabinet.eu/BGM/Temkatalog/TemKollekzii_9_may.html

Мастер класс. «Зимушка-зима»

Форма проведения урока : урок - проект

Тип проекта: информационный.

Тип проекта по профилю знаний: предметный.

Тип проекта по форме проведения: групповой.

Тип проекта по продолжительности: краткосрочный.

Тип проекта на уровне контактов: внутриклассный.

Механизм реализации проекта.

Реализация проекта происходит в рамках образовательного учреждения при взаимодействии конкурсантов с педагогом.

Жизнеспособность проекта.

Реализация проекта не требует финансовых затрат. Успешность проекта зависит от тесного взаимодействия всех участников проектной деятельности, целеустремленности участников проекта. Данный проект может быть реализован в любом образовательном учреждении на территории РФ.

Продукт: литературная газета «Зимушка-зима».

Тип урока: комбинированный

Цель: 1)Создание представления о зиме на основе изученных произведений, а также на основе восприятия новых произведений искусства.

2)Развитие творчества, воображения, ассоциативного, образного мышления, фантазии. Развитие коммуникативной и информативной компетентности, умения работать в парах.

3)Создание положительной мотивации учения. Воспитание любви к природе.

Планируемый результат обучения: обучающиеся научатся подбирать из разных источников информацию о времени года «зима", участвовать в её презентации.

Познавательные УУД: формировать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель всего урока и отдельного задания; поиск и выделение из источников необходимой информации.

Коммуникативные УУД: формировать умение договариваться, находить общее решение, умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать; развивать способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов, взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.

Регулятивные УУД: формирование умения слушать собеседника, принимать и сохранять учебную задачу; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве, в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Межпредметные связи: чтение, музыка, изобразительное искусство

Ресурсы: 1. Презентация на мультимедиа, под названием «Зимняя сказка». (Зимние пейзажи, зимние забавы детей, взрослых.)

Репродукции картин великих художников: «Первый снег» Аркадия Пластова, «Русская зима» Константина Юона, «Март» Исаака Левитана, «Зима» Алексея Саврасова.

2. Аудиозапись музыкального отрывка из пьесы П.И. Чайковского “На тройке” из цикла “Времена года”.

3. Листы формата А-2.

4. Карандаши, фломастеры, ножницы, клей, раздаточный материал.

5. Книги, детские журналы, содержащие материал о зиме.

Ход урока:

Предпроектный этап (вхождение в проектную деятельность)

1. Организационный момент.

Представьте, что на вашу ладошку упала снежинка…Легкая, пушистая, красивая…

Вы согласитесь со мной, если я скажу, что снежинка это визитная карточка зимы?

Как вы это понимаете? (Снежинка - снег – сугробы - зима)

2. Вступительное слово учителя.

Зима - одно из самых красивых и любимых в народе времён года. Народ ласково называет зиму - зимушкой, волшебницей, чародейкою, гостьей, матушкой.

Давайте посмотрим « Зимнюю сказку».(1-й слайд)

Показ слайдов сопровождается чтением учителя произведения Г. Скребицкого « Зима», под музыку П.И.Чайковского «Времена года. Тройка»

« Побелели поля и пригорки .(2-й слайд) Тонким льдом покрылась река, притихла, уснула, как в сказке.(3-й слайд) Ходит Зима по горам, по долам в больших, мягких валенках .(4-й слайд) Заглянула Зима в лес. Обрядила она сосны и ели в тяжёлые снеговые шубы, пуховые варежки на ветки надела. Стоят лесные богатыри друг возле друга, стоят чинно, спокойно .(5-й слайд) А внизу под ними, словно детишки, разные кустики да молоденькие деревца укрылись .(6-й слайд) Их Зима тоже в белые шубки одела .(7-й слайд) И на рябинку, что у самой опушки растет, белое покрывало накинула. Так хорошо получилось .(8-й слайд) На концах ветвей грозди ягод висят, точно красные серьги из-под белого покрывала виднеются .(9-й слайд)

Живёт зимний лес. Живут заснеженные поля и долины. Живёт вся картина чародейки Зимы .(10-й слайд) Можно её и Солнышку показывать. Раздвинуло Солнышко сизую тучку. Глядит на зимний лес, на долины. А под её взглядом всё кругом ещё краше становится .(11-й слайд) Вспыхнули, засветились снега. Синие, красные, зеленые огоньки зажглись на земле, на кустах, на деревьях .(12-й слайд) А подул ветерок, стряхнул иней с ветвей, и в воздухе тоже заискрились, заплясали разноцветные огоньки. Чудесная получилась картина!»(13-й слайд)

3. Сообщение темы урока.

Вам понравилась «Зимняя сказка»?

Как выражают люди свою любовь к зимней природе, к природе вообще? (Пишут стихи, рассказы, музыку, рисуют картины, делают фотографии - создают произведения.)

Давайте и мы с вами выразим свое чувство любви к зимней природе через создание проекта на тему:…….. ? («Зимушка-зима»)

А кто может сказать, что такое проект? Как вы думаете? (Это план, замысел, дело)

Проект - дело, в результате которого получается продукт. Продуктом может быть что угодно: стихотворение, рисунки, поделки, спектакль и многое другое.

Результатом (продуктом) нашей работы будет Литературная газета . А знание изученных произведений о зиме поможет вам в создании этой газеты.

Какую цель мы поставим перед собой при выполнении данной работы?

Работать будете в парах. Каждая пара будет работать над созданием своей «зимней» страницы. У вас на столах находятся источники, которые помогут вам сегодня в создании нашего проекта.

Создание продукта проектной деятельности

4. Основная часть урока.

Задание №1

Каждая страничка нашей литературной газеты будет иметь своё название. Вот и мы начнём нашу работу с выбора заголовка. У вас на партах лежат чистые страницы, которые вы в течение урока будете оформлять и конверты. Перед вами несколько вариантов заголовка вашей страницы, выберите понравившийся и разместите его на листе. Если вы хотите назвать вашу страницу по-другому, пожалуйста.

Варианты названия странички:

1. Гостья- зима. 2. Волшебница- зима.

3. Матушка – зима. 4. Чародейка-зима.

Выслушиваются ответы детей, дети объясняют свой выбор.

Задание №2.

Да, зима чародейка, волшебница, матушка, гостья. Так нежно и ласково называли поэты и писатели зиму. Когда мы говорим слово «зима», у нас возникают сразу ассоциации с этим временем года? Откройте конверты под №1 , достаньте заготовки, и в них запишите свои ассоциации, связанные с этим временем года.

По окончании работы дети зачитывают ассоциации.

Задание №3.

Зима в России долгая и снег в разное время выглядит по-разному. В рассказе Сергея Иванова “ Каким бывает снег”, писатель приглашает нас понаблюдать за особенностями снега в разные месяцы зимы. Откройте конверты под №2, ознакомьтесь с рассказом.

Следующая рубрика вашей странички - “Снежный ковер”. У каждой пары будет свой снег.

1 пара – первый снег

2 пара – январский снег

3 пара- мартовский (весенний снег)

Выберите слова из рассказа, характеризующие ваш снег, запишите их на снежинки, которые находятся у вас в конверте.

По окончании работы участники зачитывают свои варианты ответов.

Расположите снежинки на вашей страничке.

Задание №4.

А теперь, кто из вас сможет вспомнить наизусть небольшое стихотворение о зиме? Кто автор?

Чтение отрывков участниками.

- Следующая рубрика нашей страницы – «Литературная». У вас в конверте № 3 лежат строки из стихотворения. Вам нужно будет вспомнить этот стих и правильно собрать строки, а затем и оформить его на вашей странице (не приклеивая).

Задание 5

Вот такая зима бывает у нас в России. За это и любима она многими поэтами и писателями.

Наблюдая за явлениями природы зимой, народ определял по ним, какими будут зима, весна, осень и лето. Народ слагал о зиме пословицы, поговорки, загадки.

Следующая рубрика нашей странички –«Зима в пословицах, поговорках, загадках…».

Возьмите конверт №4. На заготовках, напишите знакомые вам загадки, пословицы, поговорки, приметы о зиме.

1 пара- пословицы, поговорки

2 пара- зимние приметы

3 пара – загадки.

Что поможет выполнить нам данное задание? (дополнительные источники)

Задание №5.

Красота русской зимы, зимней природы вдохновляла не только поэтов и писателей, но и художников, и композиторов. Показ слайдов.

Перед вами репродукции картин А. Пластова, К. Юона, И.Левитана. На этих картинах каждый художник показывает снег в разные месяцы зимы. У Аркадия Пластова – первый снег воздушный, нежный, пахнущий свежестью арбуза; у К. Юона и А. Саврасова изображена русская зима с обилием снега, мягкого, пушистого. У И.Левитана изображен снег уходящий, начинающий таять, мартовский.

Я предлагаю вам почувствовать себя художниками и оформителями. Вы сейчас сможете оформить свою страничку, т е. расположить ваш материал так, как вы считаете правильно и приклеить, А затем добавить зимних рисунков. Трудиться вы будете под музыку великого русского композитора П.И.Чайковского из цикла “Времена года”. Музыка посвящена зиме и называется “На тройке”. В ней передаются восторженные чувства людей, их восхищение зимней природой. Музыка Чайковского «Времена года»

Участники украшают рисунками свои страницы.

5. Презентация продукта

У каждой пары получилась своя страничка. И вы нам ее сейчас представите по плану, который находится у вас в конверте № 5

План защиты проекта.

1) Название страницы

6. Итог урока. Рефлексия.

Подошёл к концу наш урок. За очень короткое время мы с вами выполнили очень интересную работу. - Какую?

Что нам помогло в работе?

Что по-вашему мнению получилось хорошо?

Над чем нам надо поработать?

Каждый из вас сегодня попробовал себя в качестве художника, оформителя, редактора, корреспондента.

Из ваших страничек получилась прекрасная Зимняя газета, которая стала украшением сегодняшнего урока.

Урок окончен. Спасибо!

План защиты проекта.

1) Название страницы…..

2) Цель создания нашей страницы……….

3) На своей странице мы поместили стихи ……(ЗАЧИТАТЬ, АВТОР),

4) Цветовая гамма нашей страницы………., потому что………..

5) Нашу литературную страничку можно использовать …………

3) При работе над проектом использовали следующие источники………

План защиты проекта.

1) Название страницы…..

2) Цель создания нашей страницы……….

3) На своей странице мы поместили стихи ……(ЗАЧИТАТЬ, АВТОР),

4) Цветовая гамма нашей страницы………., потому что………..

5) Нашу литературную страничку можно использовать …………

3) При работе над проектом использовали следующие источники………

План защиты проекта.

1) Название страницы…..

2) Цель создания нашей страницы……….

3) На своей странице мы поместили стихи ……(ЗАЧИТАТЬ, АВТОР),

4) Цветовая гамма нашей страницы………., потому что………..

5) Нашу литературную страничку можно использовать …………

3) При работе над проектом использовали следующие источники……

Бунин Иван

ПЕРВЫЙ СНЕГ

Зимним холодом пахнуло

На поля и на леса.

Ярким пурпуром зажглися

Пред закатом небеса.

Ночью буря бушевала,

А с рассветом на село,

На пруды, на сад пустынный

Первым снегом понесло.

И сегодня над широкой

Белой скатертью полей

Мы простились с запоздалой

Вереницею гусей.

Александр Блок

Ветхая избушка

Ветхая избушка

Вся в снегу стоит.

Бабушка-старушка

Из окна глядит.

Внукам шалунишкам

По колено снег.

Весел ребятишкам

Быстрых санок бег.

Бегают, смеются,

Лепят снежный дом,

Звонко раздаются

Сергей Есенин

Поёт зима аукает

Поёт зима аукает,

Мохнатый лес баюкает

Стозвоном сосняка.

Кругом с тоской глубокою

Плывут в страну далёкую

Седые облака.

А по двору метелица

Ковром шелковым стелется,

Но больно холодна.

Воробышки игривые,

Как детки сиротливые,

Прижались у окна.

Побелело за ночь всюду,

А у нас в квартире чудо!

За окошком двор исчез.

Там волшебный вырос лес.

(морозный узор)

Текло, текло -

И легло под стекло.

(замерзающая речка)

Что за звездочки сквозные

На пальто и на платке,

Все сквозные, вырезные,

А возьмешь - вода в руке?

(снежинки)

Жил я посреди двора,

Где играет детвора,

Но от солнечных лучей

Превратился я в ручей.

(снеговик)

Белый дед, белее нет.

Старый, горбатый,

Лежит возле хаты.

Лежит всю зиму - никто не поднимет.

Весна придет- он сам уйдет.

Не колючий, светло-синий

По кустам развешан …

В мороз - лежит, в тепло - бежит,

Прозрачное, а не стекло,

Пригреешь - собрать не успеешь.

У нас под крышей

Белый гвоздь висит.

Солнце взойдет -

Гвоздь упадет.

(сосулька)

Они летят быстрее ветра,

И я лечу с них на три метра.

Вот мой полет закончен. Хлоп!

Посадка мягкая в сугроб.

Две сестренки, две плетенки

Из овечьей шерсти тонкой.

Как гулять - так надевать,

Чтоб не мерзли пять да пять.

(варежки)

Иссак Левитан Март

Юон Конец зимы. полдень

Саврасов

Пластов первый снег

Юон Мартовское солнце

Саврасов Зимняя дорога

Саврасов Грачи прилетели

Игорь грабарь зимнгий вечер

В. Яснов Русская зима

И. Шишкин Зима

Для чего я живу? Что мне дорого, что важно, без чего я не могу обойтись? Каждому когда–то приходится отвечать на эти вопросы.

Размышляя о своем жизненном пути, я прекрасно понимаю, что не могу провести грань, где заканчивается моя работа и начинается личная жизнь. Наверное, это и есть моя философия, моя дорога, зовущая и ведущая к счастью труда, к бесконечной жизни в душах моих детей. Я не работаю учителем, я-учитель. Я сделала свой выбор и считаю его правильным...

Я наслаждаюсь общением с Чудом. Совершенствуюсь сама, иду рядом с ним. Даю ему руку, свою крепкую руку. Его нежные пальчики беру в свою ладонь и веду по жизни, её лабиринтам, словно гид, который осилил уже этот путь. Я его друг, его – вера, его - надежда…

Детство – это цветущий луг, залитый солнцем, по которому бежишь без оглядки к далёкому горизонту. Детство – это солнечные лучики, вплетенные в косички девочки… Детство – это бумажные кораблики в весеннем ручейке… Детство – это обезоруживающие улыбки, любознательные искорки в смеющихся глазах и порыв нежности, идущей от самого сердца

Грачева Марина Александровна Учитель начальных классов ГБОУ СОШНО № 542 г. Москвы Адрес:119361, г. Москва, ул. Марии Поливановой, д.13, кв. 8
Проект по литературному чтению 4 класс «Путешествие по сказкам А.С.Пушкина»
Цель проекта: формирование читательского интереса к творчеству А.С. Пушкина.
Задачи проекта:
· сформировать у детей интерес к творчеству А.С.Пушкина;
· показать детям красочность образов в сказках А.С.Пушкина;
· развивать память, речь, воображение учащихся, мелкую моторику, словарный запас;
· воспитывать доброе отношение к природе, к своей Родине, к родному краю;
· научить анализировать характеры и поступки положительных и отрицательных героев произведения;
· подготовить инсценировку отрывка из сказки А.С.Пушкина
Я, вместе с учениками, решила работать над проектом «Путешествие по сказкам А.С. Пушкина» потому, что поэзия Пушкина пленяет детей не только простотой и ясностью языка, но и удивительной красочностью образов, эмоциональностью и динамикой.
Как известно, Пушкин не писал специально для детей. Однако вошедшие в круг детского чтения пушкинские произведения оказывают на ребенка глубокое и плодотворное воспитательное воздействие. Они раскрывают перед ним большие явления человеческой жизни и важные социальные и нравственные проблемы в простой, яркой и эмоциональной форме.
Основным источником всех сказок Пушкина послужил русский сказочный фольклор. Изучая с детьми сказки Пушкина, мы встречаем активно действующего положительного героя, побеждающего злые силы. Там, где этого героя нет, Пушкин находит другой путь воплощения извечной идеи народной сказки о неминуемой победе правды над ложью.
Наше путешествие началось с отрывка из поэмы Руслан и Людмила. Этот отрывок дети учили наизусть. Каждая строчка в нем проникнута таинственностью и подготавливает нас к встрече со сказкой. Для более легкого и прочного запоминания текста, дети решили сделать рисунки, аппликации и объемные фигуры из ЛЕГО-конструктора.
Удивительно легко и естественно совершается в сказках Пушкина переход от реального к волшебному и от волшебного к реальному. Старик из сказки “О рыбаке и рыбке”, поймав золотую рыбку, испугался, однако, вскоре это чувство исчезает, и старик начинает верить в реальность золотой рыбки и обращается к ней за помощью, а рыбка по справедливости решает вопрос с ненасытной старухой. Так же поступает и Золотой петушок из “Сказки о золотом петушке”, он наказывает зловещего царя Дадона.
Для развития памяти, речи и воображения, мы с учащимися широко применяли ЛЕГО-конструктор на дополнительных занятиях. Работая с ЛЕГО, у детей происходит связь сенсорного восприятия предмета с его названием, развивается мелкая моторика, пополняется словарный запас.
Конструируя из ЛЕГО ученого кота, золотую рыбку, петушка, дети вспоминали текст сказки, анализировали характеры, поступки положительных и отрицательных героев.
Положительные герои в сказках совершают чудеса, им служат чудесные помощники, их окружают невиданные предметы и диковинки. В пушкинской “Мертвой царевне” учащиеся увидели как волшебный предмет (зеркало) помогает бороться с хвастовством, завистью и глупостью. Дети из ЛЕГО сделали волшебное зеркало, в которое смотрелась злая царица.
Изучив «Сказку о царе Салтане», учащиеся пришли к выводу о том, что князь Гвидон проявляется как необыкновенный герой. Ему подвластно магическое слово. Оказавшись по злой воле своих коварных врагов в пучине морских вод, он обращается к бушующей волне, которая выполняет его волю и послушно выносит бочку на морской берег. На пустынном острове князя Гвидона не покидает твердость духа, умение найти выход из трудного положения. А сердечная доброта и бескорыстие приносят ему чудесные дары от волшебной Царевны-Лебеди.
В сказках Пушкина дети нашли много разговорных и поэтических оборотов речи, а также пословиц, поговорок и близких к ним авторских изречений: «всем взяла», «не к добру», « не сойти живой мне с места», «белены объелась», «я там был, мед-пиво пил» и другие.
Могучую изобразительную силу ритма дают в сказках Пушкина многочисленные рифмы. Изумительное мастерство стиха вызывает у читателя почти физическое ощущение изображаемых событий. Учащиеся легко выучили отрывки из «Сказки о царе Салтане», а конструкции из ЛЕГО помогли детям репетировать инсценировку.
Проект «Путешествие по сказкам Пушкина» дал детям большое представление о творчестве поэта. Дети с удовольствием читали сказки, смотрели фильмы по сказкам Пушкина, потом рисовали главных героев и волшебные предметы из сказок, делали героев из ЛЕГО-конструктора.
Затем дети подготовили инсценировку отрывка из «Сказки о царе Салтане». Инсценированная сказка была показана в школе, а так же дети приняли участие на окружном конкурсе инсценированной сказки и были награждены почетной грамотой. Работы Насти Васильевой из ЛЕГО (Лебедь и Петушок) выставлялись на ЛЕГО-фестивале, и были так же отмечены почетной грамотой.
Литература

  1. Пушкин А.С., Сочинения, Москва, «Художественная литература» 1986 г.
  2. Хрестоматия по литературе 3-4 класс, Москва, «Просвещение», 2010 г.
  3. Обучение в 4 классе, Москва, «Просвещение», 2011 г.
  4. Сборник тестовых заданий, Русский язык 4 класс, Москва,«Интеллект-Центр», 2010 г.

Материал содержит технологическую карту урока литературного чтения в 4 классе по теме "Война - страшнее слова нету...", методические рекомендации, листы для проектной деятельности для учащихся на уроке, презентация учащейся к уроку.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока литературного чтения:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

I.Организационный момент. Эмоциональный настрой.

День уже давно начался.

В небе солнышко проснулось,

Нам, ребята, улыбнулось.

Глазки тихо закрываем,

Ручки к небу поднимаем.

Лучик солнышка возьмём

И к сердечку поднесём.

Вы чувствуете солнечное тепло? Поприветствуйте своего соседа по парте, меня и наших гостей – специалиста из управления образования и директора школы. Подарите им свои солнечные улыбки.

И пусть сегодня на уроке благоприятствует тёплая дружеская атмосфера.

Дети смотрят за окно, включаются в деятельность на личностно-значимом уровне.

Дети выполняют движения согласно словам стихотворения.

Регулятивные (волевая саморегуляция )

Коммуникативные (управление коммуникацией)

II. Дыхательная гимнастика.

Используется электронное приложение курса дыхательной гимнастики «БОС-дыхание».

Суриков « «.

Дети стоя перед ИА доской (на разном расстоянии от доски) читают вслух хором стихотворение с регулировкой правил дыхания

Регулятивные (контроля, самоконтроля, коррекции)

Личностные (самоопределение – установка на ЗОЖ)

III. Актуализация знаний учащихся.

  1. Выход на тему урока.

2.Постановка целей и задач урока в сотворчестве с детьми. Мотивация учебной деятельности учащихся.

3.Постановка задач урока в сотворчестве с детьми. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Над какой главой работаем?

Игра в парах «Ты – мне, я – тебе» - 1 мин.

Не забудьте оценить ответы своего соседа, шепните ему на ушко слова одобрения или дайте совет, на что ему нужно обратить внимание в этой главе.

  1. Игра «Моё желание»

Дети, чего вам хочется больше всего на свете? Запишите это пожелание в рабочей тетради 1-2 словами.

В конце урока мы ещё раз вернёмся к этому же вопросу.

Сегодняшний урок – самый обычный, а его форма – проект. (Что это?)

2) Работа по формированию темы урока в проектных группах:

От чего отталкиваются при работе над любым проектом?

«Сенсорные кресты»:

а) -Ах, если б не было войны…

Земля была полна бы цветом…

Н.Трегубов

б) – Война всех метит:

шрамом – военных,

морщиной – гражданских.

в) Помните! Через века, через года,-

помните о тех, кто уже не придёт никогда!

Р. Рождественский

Зачитывают вслух. Обсуждение.

Учитель после обсуждения открывает на доске эпиграф к уроку :

«Война – страшнее нету слова…»

А.Твардовский

  1. Работа по определению целей урока, принятию учебных задач:

(Учитель в позиции консультанта побуждает учащихся к определению целей урока, принятию учебных задач)

Вы определили тему урока на основе отрывков из произведений и поговорки. А теперь поделитесь своей ассоциацией о войне: звуки, запахи, цвет, человеческие чувства, и запишите эти ассоциации словами-существительными столбиком в рабочей тетради каждый самостоятельно.

Итак, война – это …

Проверка записей.

Сейчас мы составили представление о войне на основе первичных знаний. Посмотрите, как много вы уже можете сказать про это. Может быть, этого и достаточно? Нужно ли продолжать работу по этой теме и читать произведения о войне? Ведь и так всё ясно?!

  1. формулировка цели проекта:

Сформулируйте цель своего проекта, т.е. (учитель помогает) закончите мою мысль:

Анализируем художественные произведения о войне, чтобы понять война – это (что?) -

Проверка. Обсуждение.

3)работа по постановке задач урока-проекта:

А теперь определите план действий по заданной теме и цели проекта по наводящим глаголам:

Проверить …

Познакомиться …

Узнать …

Работать над … .

  1. выдвижение гипотезы:

А к какому выводу мы обязательно должны прийти? (мы можем это предположить в начале урока?)

Учитель может обратить внимание детей на эпиграф к уроку.

  1. конечный результат:

Показателем всей работы на уроке по литературному чтению что может быть?

Конечный результат сегодняшнего проекта вы запишете в конце урока в специально отведённом месте на карте. Это и будет результат и показатель вашей работы в группе.

Дети в течение 1 мин. задают друг другу вопросы по теме главы, отвечают, дополняя друг друга.

Дети записывают свои желания каждый в своей рабочей тетради.

Проект – это план действий, планировка, цепочка действий и обязательно какой-то результат (продукт).

Определяют тему проекта, т.е. то, над чем будут работать.

Дети в проектных группах формулируют тему проекта и записывают её на картах.

Дети самостоятельно записывают несколько слов-ассоциаций про войну.

Дети высказывают свои мнения о том, для чего ещё нужно изучать произведения о войне.

Уч-ся в группах заканчивают предложение виде записи цели проекта в картах.

Уч-ся предлагают свой план, например:

Проверить домашнюю работу;

Познакомиться с новым произведением о войне ;

Работать над развитием речи (устной, письменной, музыкальной) и т.д.

Дети предполагают конечный вывод урока о войне.

Уч-ся в группах записывают гипотезу проекта в карты.

Дети предлагают такие варианты:

Хорошая работа учеников;

Сочинение;

Отзыв учащихся (эссе);

Синквейн;

Рисунок.

Регулятивные (умение задавать вопросы)

Личностные (нравственно-эстетическая ориентация, этические чувства, доброжелательность и морально-чувственная отзывчивость)

Познавательные (логические УУД: выявление сущности, особенности объектов)

Коммуникативные (умение слушать и понимать других)

Познавательные (логические, моделирование)

Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач

Регулятивные (выдвижение гипотез, умение прогнозировать предстоящую работу)

I V. Деятельностная стадия.

1.Проверка домашней работы.

  1. Организация взаимодействия учителя с учащимися по овладению содержанием темы урока.

V . Рефлексия.

V I. Выбор домашнего задания (дифференцированное).

V II. Итог урока.

  1. Самооценивание

(Я):

  1. Взаимооценивание (Мы):

3.Оценивание учителем (Дело):

- Предложите, как я могу как учитель вести дальше урок по этой теме?

Почему сегодня нужно проверить д/з?

Какое д/з вам удалось выполнить?

1)проверка домашней работы:

Выразительное чтение стихотворения;

Живая выставка рисунков;

Подчёркивание художественных литературных приёмов;

Другое произведение о мальчиках во время войны.

Анализ работ, самооценивание, оценивание.

1)самостоятельная работа 2 уч-ся у доски с эпитетами:

Во время проверки домашнего задания у доски работают 2 человека самостоятельно – выписывают из домашнего стихотворения несколько слов-характеристик героев произведения. Мальчики (какие?)

Проверка работы на доске – эпитеты.

Для чего мы выполнили такое задание?

2)знакомство с новыми произведениями:

а) Учебник – с. 102 – обращение-комментарий авторов учебника.

- Из совсем коротенького обращения можно уже сейчас многое узнать. Что вы узнали?

б) биография Б.Ш.Окуджавы (1 уч-ся с презентацией у доски)

Обсуждение презентации. Оценивание работы с презентацией.

в) прослушивание песни «До свидания, мальчики» Б.Окуджавы.

- Новое литературное произведение я предлагаю вам для знакомства в музыкальном сопровождении. А вы после поделитесь своим мнением – уместно ли это было – прослушать литературное произведение в музыкальном виде?

г) анализ стихотворения (песни):

Какие чувства возникли у вас во время прослушивания и после него?

Уместна ли сейчас была песня?

Какой эффект создаёт? Что дополняет?

Благодаря каким средствам музыкальной выразительности?

Предложите работу над стих-ем, не забывая целевые установки на карте проекта.

д) самостоятельное чтение стих-я учащимися.

- Сколько частей вы определили? Почему?

Какие строчки повторяются? Для чего так построил стих поэт Окуджава?

- Какой приём использует поэт в обращении к войне? (олицетворение)

Окуджава писал об этом так:

«Я ненавижу войну!» И это стих-е не о войне, а против войны!»

Слишком рано закончилось детство, время игр, пришла пора становиться мужчинами, солдатами.

Какими словами можно дополнить столбики слов?

Кто говорит мальчикам «До свидания»?

А почему не «прощайте»? Есть ли разница в этих знакомых вам фразах?

- О чём просит поэт мальчиков?

Ребята, эти слова – традиционное напутствие воинам на Руси: будьте высокими, себя не щадите, но обязательно вернитесь назад!

- Война исконно считалась мужским делом, почти неизбежной обязанностью .

А для женщин, уходящих на войну, война – это жизненный слом, отказ (эти слова можно внести в рабочую тетрадь как ассоциации?) от женских забот, хлопот по дому, семье, детям.

Как герой стих-я показывает свою ненависть к войне из-за того, что и девочки вынуждены идти на фронт?

- Что советует герой девочкам?

Какое напутствие девочкам?

- Почему и мальчикам, и девочкам по несколько раз просят вернуться назад?

Правильно, жизнь – самое важное на земле.

  1. Работа с репродукцией картины К.А.Васильева «Тоска по Родине» (с.103):

–Вдумайтесь в название картины. Как связаны названия картины и стих-я? (Доказать строчкой)

Какое из средств художественной изобразительности на этой репродукции – главный?

- Ответим на вопросы учебника с.104, попутно заполняя столбики слов в ассоциации (тетрадь).

  1. Диагностика. Подготовительная работа по составлению синквейна.

Итак, мы окунулись в страшную атмосферу военых лет, увидели, что пережили советские люди за 4 года войны.

У каждого из вас в тетради – по 3 столбика слов-ассоциаций. Перечитайте их ещё раз и подчеркните самые главные, на ваш взгляд, ассоциации (в 1 столбике – 1 слово-существительное, во 2 столбике 2 прилагательных, а в 3 столбике – 3 глагола).

Проверка. Обсуждение.

2.Запись синквейна о войне – работа в проектных группах.

Обсудите в группах ваши ассоциации и составьте 1 общий синквейн, это и будет ваш конечный результат проекта.

Презентация работ. Оценивание.

Гипотеза нашего проекта подтвердилась? (Обращение к эпиграфу урока на доске)

  1. Самостоятельный выбор домашнего задания:

Предлагаю вам самим определиться в выборе домашнего задания к этому произведению. Предложите возможные варианты.

- Где вы сможете применить знания, полученные на сегодняшнем уроке?

  1. Подведение итога урока:

- На последнем этапе нашего урока подумайте о своей работе по созданию проекта, оцените себя справедливо.

-Возьмите друг друга за руки, на ушко шепните оценку своему соседу за его работу на уроке, при необходимости дайте совет.

  1. Символическая импровизация - итог урока:

- У вас в руках – голубочки – символы мира, запишите на них то, что оставил сегодняшний урок в ваших живых, отзывчивых, прекрасных детских сердцах, а заодно – ответьте на вопрос начала урока « Чего вам хочется больше всего на свете?»

- У кого совпали желания начала и конца урока?

- Идёт один из последних осенних дней.

Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу, мне и гостям и подумайте: как хорошо, что мы сегодня были здесь (хором) вместе!

Спасибо за то, что вы у меня есть .

Дети предлагают проверить домашнее задание, так как оно связано с темой урока.

Дети перечисляют выполненное д/з.

Дети анализируют выполнение дом. работы одноклассников, сами себя оценивают и с учителем оценивают.

Дети могут записать такие хар-ки: драчливые, обыкновенные, читающие, фантазёры, мечтатели, выдумщики, обыкновенные, нормальные, неопытные в жизни и др.

Дети подводят мини-итог.

Дети сообщают свои наблюдения, например:

- познакомились с новым автором - поэтом;

- тема В.О.войны продолжается в новом произведении;

Дети обсуждают работу одноклассника над презентацией.

Дети прослушивают песню в правильной посадке (урок музыки)

Дети делятся своими впечатлениями от услышанного.

Дети могут перечислить известные музыкальные средства выразительности:

-мелодия – речитатив;

- темп – умеренный ;

-ритм – пунктирный;

-лад – мажор;

-динамика – громко.

Дети делают вывод, что музыкальные средства выразительности помогают понять содержание музыкального произведения, его смысл.

Дети предлагают сою работу над стих-ем, например:

- прочитать выразительно;

-назвать художественные средства выразительности;

-словарная работа.

Дети самостоятельно читают стих-е.

Повторение – плач, причитание.

Война подлая – автор видит её как живого человека, которого осуждают и ненавидят.

(все эти слова можно записать в рабочую тетрадь)

Дети отвечают на вопрос, доказывая текстом:

1 часть:

- стали тихими наши дворы;

-наши мальчики головы подняли;

-повзрослели они до поры;

-на пороге едва помаячли

-и ушли за солдатом солдат…

Дети дополняют столбики слов в рабочую тетрадь.

-

2 часть:

-Вместо свадеб им суждено было увидеть лишь разлуки и дым …

- Наплевать на сплетников.

- Постарайтесь вернуться назад.

-Это самое важное – вернуться живыми с войны.

-И ушли за солдатом солдат…

- Цвет – серый (тёмный, мрачный, пугающий, скучный) цвет больше всего показывает настроение авторов.

(Динамика – движение,

Пятно,

Свет,

Композиция и др.)

Дети работают самостоятельно.

Дети работают в группах, записывают 1 общий синквейн о войне.

Вывод: «Страшнее войны – нет ничего!»

Дети предлагают такое д./з.:

-выучить наизусть,

- подобрать другое стих-е или песню к уроку музыки на эту же тему,

-рисунок.

- На уроках музыки, ИЗО, русского языка, окружающего мира, на классных часах, посвящённых В.О.войне и т.д.

Уч-ся оценивают свою работу на уроке.

Уч-ся оценивают работу на уроке своего соседа по парте.

Дети становятся в большой круг, голубочки – в центр круга

(В это время 1 ученик читает стих-е:

Ради счастья и жизни на свете,

Ради воинов павших тогда,

Да не будет войны на планете

(Все хором)

Никогда!

Никогда! Никогда!

Регулятивные (умение строить план совместной деятельности)

Регулятивные (контроль, самоконтроль )

Коммуникативные (умение слушать и понимать других).

Регулятивные (умение оценивать работу других в соответствии с определённой ситуацией)

Познавательные (логические )

Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий

Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение

Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией

Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей

Умение применять и преобразовывать художественное изображение для решения учебных и познавательных задач

Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи

Управление своей деятельностью; контроль и коррекция; инициативность и самостоятельность

Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками

Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач

к проведению урока литературного чтения

в 4 классе (система Л.В.Занкова).

Урок разработан в соответствии с ФГОС НОО для проведения в 4 классе (система Л.В. Занкова).

Социокультурный аспект : - знакомство учащихся с произведениями о Великой Отечественной войне на примере стихотворения советского поэта Б.Ш.Окуджавы.

Кабинет оснащён необходимым инвентарём по оздоровительной технологии доктора В.Ф.Базарного:

-«сенсорные кресты»;

-потолочный цветной офтальмотренажёр;

-экологическое панно;

-ученические парты-конторки.

На компьютере установлены и используется электронное демо-приложение с набором текстов для дыхательной гимнастики (технология «БОС-дыхание»). (Учителем получено разрешение на использование данной технологии на основе прохождения обучения – удостоверение о прохождении дистанционных курсов).

На протяжении всего урока с учащимися проводятся физпаузы (согласно технологии Л.В.Базарного), направленные на всестороннее физическое развитие учащихся (глаз, шейного отдел, рук, пальцев, позвоночника, массаж стоп). Важно, чтобы каждый учащийся сам следил за самочувствием своего организма, выбирая то или иное упражнение для зарядки. Это – действия самоконтроля за своим здоровьем.

Предыдущее домашнее задание по литературному чтению - дифференцированное (по выбору самих учащихся):

-выразительное чтение стихотворения Ю. Левитанского «Мальчики» ;

-чтение наизусть стихотворения Ю. Левитанского «Мальчики» ;

- чтение других стихотворений о детях в В.О.войне;

- рисунки о своих снах-фантазиях.

Поэтапные методические пояснения:

  1. Организационный момент. Стадия настроя.

В ходе приветствия предполагается создание доброжелательного настроя учащихся на урок и вовлечение в коллективный труд.

Дыхательная гимнастика – зарядка для органов дыхания с использованием компьютера (учащиеся при этом упражнении сами себя «оздоравливают», выполняя чтение вслух согласно требованию технологии). Учитель следит за правильностью дыхания всех учащихся, помогает не отставать при хоровом чтении произведения и удерживать дыхание на должном уровне).

  1. Актуализация знаний учащихся. Мотивация.

Целеполагание на данном этапе происходит в сотрудничестве учащихся и учителя в ходе создания проблемной ситуации. Уч-ся самостоятельно формулируют темы урока, предлагая пути решения проблемы.

Учитель создаёт условия для установления учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивами. Обязательное условие на этом этапе – прогнозирование, т.е. понимание, какой конечный «продукт» хотят получить уч-ся.

  1. Деятельностная стадия.

На деятельностную стадию отведено самое большое время – около 25 минут. Упражнения направлены на совершенствование фонетических навыков говорения, активизацию изученных литературных правил и совершенствование лексических навыков говорения – культура русской речи. Здесь происходит развитие навыков контроля, самоконтроля, коррекции действий каждого учащегося; совершенствуются общеучебные действия: анализ объектов с целью выделения признаков выдвижения, предположений. И конечным «продуктом» данного урока должно быть возникновение желания у уч-ся самим выразить своё отношение к изучаемой теме через творческое задание (синквейна о войне).

В ходе работы над решением проблемной ситуации учитель должен помнить главную её задачу – воспитывать культуру общения на основе высоконравственных человеческих ценностей – любовь и уважение к близким, своей семье, культуре, Родине, миру на Земле.

Так как предыдущее домашнее задание было дано на выбор, необходимо ещё в начале урока выяснить, кто из детей какое задание выполнял. Дифференциация д/з в этом случае направлена на осознание своих возможностей, владение действиями самоконтроля, саморегуляции, контроля)

В деятельностную стадию включены задания и упражнения с применением АМО (активных методов обучения), в числе которых – авторские АМО (разработаны лично учителем – разрешение и подтверждение на их применение выдано интернет-сайтом «Мой университет» - сертификат): «Я – сам!» - индивидуальные;

« Одна голова – хорошо, а две - лучше!»- парная работа ;

«Один в поле – не воин!» - групповые.

Цель их использования на данном этапе – формирование умений взаимодействия с партнёром, принятия разных точек зрения и нахождения общего решения, аргументировать свою позицию при работе в паре и групповой работе).

IV. Диагностика.

Упражнение на составление синквейна – не новое для детей (высокий уровень интеллектуальных способностей учащихся класса позволил ранее познакомить четвероклассников с данным видом) – направлено на совершенствование навыков поискового чтения (при этом повторяются и части речи – межпредметная связь с уроками русского языка (работа над метапредметными результатами); музыкальные средства выразительности – с уроками музыки; средства художественной изобразительности – связь с уроками музыки); в парной работе происходит коллективное сотрудничество в выполнении творческой работы, интеграция в группу сверстников и построение продуктивного взаимодействия.

V. Рефлексия.

Сопоставление результатов работы с задачами и вопросами в начале урока – индивидуальное (Что достиг? Что – нет?) Учителю необходимо на этом этапе создать обстановку, при которой уч-ся открыты в осмыслении своих действий и самооценке. Здесь реализуется рефлексивный алгоритм: «Я» («Я испытывал трудности, …», «Интереснее всего на уроке мне было …») «Дело» (Достиг ли цели учения? Какие затруднения возникли? Как действовать дальше?

Каждый ученик и учитель должны поставить оценку своей работе и работе класса – выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить , где применить полученные знания и для чего.

Выбор домашнего задания – реализация практической задачи урока - предоставить детям выполнить творческую работу – синквейн. Слайд 2

При рождении родители дали сыну имя Дориан, в честь Дориана Грея... Через месяц переименовали в Булата. Папа - грузин, мама – армянка. В 1937 году отец арестован и расстрелян. Мама арестована и сослана в лагерь на 17 лет.

Великая Отечественная война В апреле 1942 года, в возрасте 17 лет, Окуджава пошёл на фронт добровольцем. Был миномётчиком, потом радистом тяжёлой артиллерии. Был ранен под Моздоком. Из воспоминаний поэта: "Я закончил 9 класс, когда началась война. Как и многие сверстники, отчаянно рвался на фронт. Вместе с другом мы каждый день наведывались в военкомат. Нам вручали повестки и говорили: "Разнесите их по домам, а завтра мы вас отправим". Длилось так полгода. Наконец, сломленный нашим упорством, капитан не выдержал и сказал: "Пишите свои повестки сами. У меня рука не поднимается это сделать". Мы заполнили бланки и отнесли их домой: он - ко мне, а я - к нему".

Творчество В 1946 году сочинил свою первую песню «Неистов и упрям» Во второй половине 1950-х годов им были созданы песни «Полночный троллейбус», «Ванька Морозов», «Король», «До свидания, мальчики», «Песенка про Черного кота» и многие другие

Авторская песня Окуджаву часто называют одним из создателей жанра «авторская песня». Песня "До свидания, мальчики" - авторская. Она была написана (и стихи, и музыка) одним человеком в течение 13 лет… Булат Окуджава прекрасно исполнил её, аккомпанируя себе на гитаре. Булат Шалвович Окуджава очень долго не считал себя готовым к созданию этой песни. Эта песня посвящается тем молодым людям, с которыми он вырос в одном дворе и которые не вернулись с войны. А написаны были эти стихи только в 1958-м году.

Похоронен на московском Ваганьковском кладбище. 12 июня 1997 года Булат Окуджава скончался в Париже (в пригороде Кламар (Clamart)), в военном госпитале. Перед самой смертью Булат Окуджава был крещён с именем Иоанн. У дома 43 на Арбате, в котором жил Окуджава, 8 мая 2002 года ему был установлен памятник.