Синквейн онегин и ленский. Урок по русской литературе на тему А.С.Пушкин романЕвгений Онегин образы главных героев

Мотив сна в русской литературе Сон как композиционный элемент имеет свои функции:

  • комментирование и оценка изображенных событий;
  • психологическая характеристика персонажа;
  • осмысление идейного содержания произведения;
  • «чужой пророческий голос» - общение с божественным.
Ключ
  • 1- В) - В);
  • 2 - Д) - Г);
  • 3- Г)- Д);
  • 4- Б) - А);
  • 5- А) - Б)
Функции сна в литературе: "И снится чудный сон Татьяне…" Идейно-композиционная роль сна Татьяны в романе А.С. Пушкина “Евгений Онегин”.

Цель урока: определить место и роль “сна Татьяны” в произведении, проследить его связь с другими сценами;

Задачи:

  • Усвоить понятия об идейно-композиционной роли эпизода в художественном произведении, совершенствовать навыки анализа текста;
  • Развить внимание, умения логически мыслить и самостоятельно делать выводы;
  • Воспитать в себе интерес к явлениям русской культуры.
К.И. Рудаков “Татьяна Ларина” Святки
  • Святки - это время от Рождества до крещения. Славят Христа, ходят с вертепами и с звездой, гадают. В.И. Даль
Коровин К.А. “Сон Татьяны” И.Босх «Страшный суд» Смысловые «рифмы» сюжета сна и именин Татьяны

Сон Татьяны

1. Лай, хохот, пенье, свист и хлоп,

Людская молвь и конский топ.

Лай мосек, чмоканье девиц,

Шум, хохот, давка у порога,

Поклоны, шарканье гостей,

Кормилиц крик и плач детей.

2. ...за столом

Сидят чудовища кругом:

Один в рогах с собачьей мордой,

Другой с петушьей головой,

Здесь ведьма с козьей бородой,

Тут остов чопорный и гордый.

Но вскоре гости понемногу

Подъемлют общую тревогу

Никто не слушает, кричат,

Смеются, спорят и пищат.

3. Но что подумала Татьяна,

Когда узнала меж гостей

Того, кто мил и страшен ей,

Героя нашего романа!

Вдруг двери настежь.

Ленский входит.

И с ним Онегин. «Ах, творец! -

Кричит хозяйка: - Наконец!»

4. ...вдруг Евгений

Хватает длинный нож, и вмиг

Повержен Ленский, страшно тени

Сгустились...

Нагнулся он и, негодуя,

Поклялся Ленского взбесить

И уж порядком отомстить.

Теперь, заране торжествуя,

Он стал чертить в душе своей

Карикатуры всех гостей.

Домашнее задание. Письменно проанализируйте эпизод: 1 группа - «Именины Татьяны», 2 группа -«Сон Татьяны»

1. Место и роль эпизода в композиции произведении.

2. Тема эпизода.

3. Действующие лица эпизода, какие черты характера проявляет каждый.

4. Связь с другими эпизодами (что было до и что стало после описываемых событий).

5. Роль эпизода в раскрытии основной мысли (художественной идеи) произведения:

– через обстоятельства;

– через конфликт;

– через описания;

– через монолог;

– через диалог;

– через поступки и психологию героев.

6. Ключевые слова.

7. Особенности языка.

8. Средства художественной выразительности.

Синквейн на тему Евгений Онегин

Евгений Онегин разочарованный опустошенный покинул почувствовал осознал постиг никчемность светского общества петербургский денди

Синквейн на тему Татьяна Ларина Татьяна Ларина Искренняя пламенная Мечтала любила разоблачила Идеал русской женщины для Пушкина Чистый образ

Закрепление урока. « Графический тест ».

1. Назовите годы жизни А.С. Пушкина.

А) 1802-1841
Б) 1789-1828
В) 1799-1837
Г) 1805-1840

2. В каком городе родился А.С. Пушкин?

А) Петербург
Б) Москва
В) Киев
Г) Тула

3. Сколько лет было Пушкину, когда он стал лицеистом?

А) 10 лет
Б) 8 лет
В) 12 лет
Г) 11 лет

4. Какая дата, связанная с Лицеем, не раз встречается в лирике Пушкина?

5. Какое стих-е читал Пушкин перед Державиным на экзамене в Лицее?

А) “Лициния”
Б) “Воспоминания в Царском Селе”
В) “Городок”
Г) “Деревня”

6. Кто из названных поэтов не был лицейским товарищем Пушкина?

А) И.Пущин
Б) А.Дельвиг
В) В.Кюхельбекер
Г) П.Чаадаев

7. В каком году было написано стихотворение «Я помню чудное мгновение» ?

А)1825

Б)1820

В)1818

Г)1824

8. Из какого стих-я строки: “Мы ждем с томленьем упованья / Минуты вольности святой…”?

А) “К Чаадаеву”
Б) “Вольность”
В) “Поэт”
Г) “К морю”

9. Какое стих-е Пушкина восходит к библейскому источнику?

А) “Поэт”
Б) “Поэт и толпа”
В) “Пророк”

Г) “Я памятник себе…”

10. Жанр произведения «Евгений Онегин» ?

А ) повесть

Б) рассказ

В) поэма

Г) роман в стихах

Ответы.

1-в, 2-б, 3-в, 4-г, 5-б, 6-г, 7-а, 8-а, 9-в, 10-г

Творческая форма рефлексии – Синквейн

Синквейн – это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях. Слово синквейн происходит от французского, которое означает «пять». Таким образом, синквейн – это стихотворение, состоящее из пяти строк.

Правила написания синквейна:

В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).

Вторая строчка – это описание темы в двух словах (двумя прилагательными).

Третья строчка – это описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы).

Четвёртая строка – это фраза из четырёх слов, показывающая отношение к теме (чувства одной фразой).

Последняя строка – это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.

Онегин

Модный, одинокий

Гуляет, транжирит, тоскует,

Не может найти себе дела

Эгоист.

Тема: Роман «Евгений Онегин». Обобщающий урок

Цели урока:

    способствовать обобщению знаний учащихся по роману «Евгений Онегин»; повторить стихотворения А.С. Пушкина;

    продолжить работу над характеристикой образов главных героев, проследить их взаимоотношения, помочь определить их жизненные ценности, сходства и различия между ними;

    развивать устную и письменную речь, умение выразительно рассказывать наизусть, способствовать развитию критического мышления, умения работать с текстом, работать в группе.

Ожидаемый результат: Развивать навыки работы с текстом, редактирования; развивать речевую культуру учащихся.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

наглядности

3 мин.

I. Организационный момент . Приветствует учеников, проверяет готовность к уроку, желает успеха.

Ученики осмысливают поставленную цель.

презентации

5 мин.

II. Мотивация к изучению нового.

С помощью наводящих вопросов, учитель подводит учащихся к теме нового урока.

Ученики отвечают на вопросы учителя.

Приветствие. Пожелания.

I. Актуализация знаний

Минута поэзии- учащиеся читают понравившиеся стихи А.С.Пушкина.

Тест (по лирике А.С.Пушкина). оценивание учащимися.

Литературная полемика вокруг романа «Евгений Онегин»

(Запись на доске)

Белинский: Онегин – «страдающий эгоист», которого душат «бездеятельность и пошлость жизни».

Герцен: Онегин – «умная ненужность», герой времени, которого постоянно находишь возле себя или в самом себе.

Писарев: Онегин – «Митрофанушка Простаков новой формации».

Чья позиция ближе и понятнее вам? Объясните.

I . Стадия «Осмысление»

Работа в группах.

Найдите в тексте отрывки описания ваших героев, выпишите ключевые слова и составьте постер

1 группа: Онегин и Ленский
2группа: Татьяна и Ольга
3 группа: Ольга и Ленский
4 группа: Онегин и Татьяна

(После 5-минутного обсуждения и подготовки каждая группа готовит коллективный ответ

и защищает постеры).

Стратегия «Диаграмма Венна»

10 мин.

IV. Закрепление урока.

Стратегия «Синквейн»

(работа индивидуальная, в парах, в группе)

Например:

Онегин

Модный, одинокий

Гуляет, транжирит, тоскует,

Не может найти себе дела

Эгоист.

    Чтение письма Татьяны и его обсуждение в группах (Гаухар).

Каждая группа получает карточку с вопросами для обсуждения.

Карточка 1.

Неожиданно вспыхнувшая любовь Татьяны к Онегину – истинное чувство или книжная романтика?

Карточка 2.

Какие черты Татьяны раскрываются в ее письме Онегину?

Карточка 3.

В чем сомневается Татьяна и в чем она уверена?

Карточка 4.

Письмо Онегину – необдуманный и опрометчивый шаг со стороны героини?

Обсуждение ответов. Обмен мнениями.

Вывод: Татьяна, наделенная пылким воображением, почувствовала сходство между собою и Онегиным и решает, что они созданы друг для друга. доверчива и искренна, при этом бесстрашна. Она мечтательная личность.

5 мин.

V. Итог урока. Этап рефлексии:
Кратко написать самое важное, что уяснил с урока.

Чему научил вас урок?
- Какое впечатление осталось у вас от урока?

Оценивают работу своих одноклассни

ков.

2 мин.

VI. Домашнее задание. Объясняет особенности выполнения домашней работы. Сочинение-эссе.

Записывают домашнюю работу в дневниках.

дифференциация. Как вы планируете поддерживать учащихся? Как вы планируете стимулировать способных учащихся

оценивание.Формативное и суммативное. Как вы планируете увидеть приобретенные знания учащихся?

межпредметные связи, ИКТ. Связи с ценностями

рефлексия.

Что учащиеся сегодня узнали? На что было направлено обучение?

Хорошо ли сработала запланированная дифференциация? Выдерживалось ли время обучения?

Проводит рефлексию.

Какую цель мы поставили сегодня на уроке?

Достигли мы целей, которые ставили в начале урока?

Оценивание

Мастер - класс Открытый урок по роману А. С. Пушкина « Евгений Онегин» учитель- методист И. В. Козицына, осн. школа им. М. Горького, Клайпеда, Литва


Тема:, Бывало,пламенный творец Являл нам своего героя Как совершенства образец. (По роману А.С.Пушкина «Евгений Онегин»)».


Если гений есть частичка Бога,...и его не разгадать, можно только лишь приблизиться к этой тайне. (В.В. Кожинов)


Опираясь на слайды,иллюстрации, текст романа и критические статьи,ученики: Вспомнят образы главных героев романа Онегина и Татьяны и проведут их сравнительный анализ; работая в группах, расширят собственное понимание образов романа; Составят кластер и синквейн и, осуществляя их презентацию,обсудят результаты работы


По данным статьям сделать вывод: какое мнение вам ближе и почему? 1. Два взгляда на характер и личность Онегина. (В.Белинский и Д.Писарев) 2. Что самое главное в натуре и судьбе Е.О.?,...ибо тайна бытия человеческого не в том, чтобы только жить, а в том, ДЛЯ ЧЕГО ЖИТЬ?. (М. Дунаев).


В. Г. Белинский - портрет Д. И. () Белинский - портрет Михаил Михайлович Дунаев




Кластер (Последовательность действий) посередине чистого листа написать слово или предложение, которое является ключевым темы; вокруг записать слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы; по мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи


Кластерный анализ: 1.Татьяна, русская душою... 2.,...и… все решили так, Что он опаснейший чудак. (Анализ проходит в группах дифференцированно)


Правила написания синквейна: 1 строка: тема одним словом – существительное 2 строка: описание темы в двух словах – прилагательные или причастия. 3 строка: описание действия в рамках этой темы - три глагола или деепричастия. 4 строка: отношение к теме, чувства, эмоции – фраза из четырех слов. 5 строка: повторение смысла темы одним словом или словосочетанием – синоним


Татьяна. Синквейн. Татьяна (русская душою, Сама не зная почему) С её холодною красою Любила русскую зиму. … Задумчивость, ее подруга От самых колыбельных дней, Теченье сельского досуга Мечтами украшала ей. Ее изнеженные пальцы Не знали игл; склоняясь на пяльцы, Узором шелковым она Не оживляла полотна. Давно сердечное томленье Теснило ей младую грудь; Душа ждала... кого-нибудь,


Онегин. Синквейн. Вот мой Онегин на свободе; Острижен по последней моде, Как dandy лондонский одет И наконец увидел свет. Он по-французски совершенно Мог изъясняться и писал; Легко мазурку танцевал И кланялся непринужденно; Чего ж вам больше? Свет решил, Что он умен и очень мил. Как рано мог он лицемерить, Таить надежду, ревновать, Разуверять, заставить верить, Казаться мрачным, изнывать,


Главные критерии оценивания: кластера количество понятий логическая завершенность грамотностьсинквейна точность описания точность описания соблюдение количества частей речи соблюдение количества частей речи Логическая завершенность

Обобщающий урок по роману А.С.Пушкина « Евгений Онегин»,

Игра по типу телепередачи « Что? Где? Когда?»

между 9а и 9б классами

Учитель (Ведущий): Здравствуйте, уважаемые девятиклассники! Сегодня мы проводим урок-игру как завершающий урок по изучению романа в стихах Александра Сергеевича Пушкина «Евгений Онегин». Многое было сказано на предыдущих уроках, многое не сказано, потому что истинное классическое произведение неисчерпаемо. Хочется ещё раз соприкоснуться с этим гениальным произведением, обобщить наши знания, понять, чему учит нас писатель. Всем желаю УДАЧИ!

Каждый класс образует команду и садится в круг. Придумывается название. ЖЮРИ из учителей и родителей оценивает конкурсы.

9а – « Чувство», 9б - «Разум »

I .Учитель (Ведущий): Итак, наш первый конкурс – читательский.

«Блиц-опрос» по тексту романа:

1. Укажите временные границы написания романа (1823- 1830)

2. Укажите временные границы действия, происходящего в романе (1812-1824)

3. Каким размером написано произведение? (четырёхстопным ямбом)

4. О ком А.И.Герцен сказал: «умная ненужность»? (Об Онегине)

5.Кто из русских композиторов создал оперу, которую сначала хотел назвать именем главной героини? (Пётр Ильич Чайковский)

6. Куда уезжают из деревни Татьяна Ларина и её мать? (В Москву)

7. Кто в произведении является олицетворением романтического героя?

(Владимир Ленский)

8. Сколько лет Евгению Онегину в начале романа и в 8 главе? (18, 26)

9. «Он был простой и добрый барин…» Кто? (Дмитрий Ларин)

10. «Любой роман возьмите и найдёте верно её портрет…» (Ольга Ларина)

11. Назовите точно, сколько времени писался роман (7 лет 4 месяца 17 дней)

12. Кто такой повеса? (ветреный молодой человек)

13.Какую науку постиг Евгений Онегин в совершенстве? («науку страсти нежной»)

14. «Недуг, которого причину давно бы отыскать пора»? (сплин, тоска, хандра)

15.С каким героем европейской литературы сравнивается в романе Евгений Онегин? (с героем поэмы Байрона «Чайльд Гарольд)

16. «Волна и камень, стихи и проза, лёд и пламень не столь различны меж собой…» Какой приём используется в этих строчках? О ком они? (Антитеза, Онегин и Ленский)

17. С чего по композиционному строению начинается роман «Евгений Онегин»?

(с зачина, со вступления, с обращения к читателям)

18.Почему всё- таки это не поэма, а роман? (охват жизни шире, герой воплощает типичные черты молодых людей того времени, показана целая эпоха)

19.Кто из русских критиков назвал роман «энциклопедией русской жизни» ?

(Виссарион Григорьевич Белинский)

20. Как называется не связанное с сюжетным повествованием размышление автора, включённое им в произведение для особых целей? (лирическое отступление)

Подводятся итоги первого конкурса (это может делать заранее выбранное жюри из независимых экспертов или сам учитель) .

За каждый правильный ответ команде даётся один балл.

II .Учитель (Ведущий): Второй конкурс - литературоведческий.

«Найдите тропы и фигуры».

Тропами называются обороты речи, в которых слово или словосочетание употребляется в переносном значении в целях большей выразительности (метафора, метонимия, синекдоха, олицетворение, аллегория, сравнение, перифраз, ирония, гипербола, оксюморон, эпитет)

Фигура речи – это синтаксическая конструкция, рассчитанная на повышение выразительности речи, её эмоционального воздействия (анафора, эпифора, синтаксический параллелизм, антитеза, градация, инверсия, парцелляция, эллипсис, риторический вопрос)

В начале пятой главы-первые ТРИ СТРОФЫ перечитать и выписать примеры художественных особенностей;

(по баллу за каждый пример)

Зимы ждала природа (олицетворение);

Лёгкие узоры, низкая природа, бразды пушистые, блистательный ковёр зимы (эпитет);

Двор, куртины, кровли, забор, сороки, двор… (однородные члены предложения);
- деревья в зимнем серебре (метафора);

Зима! (риторическое восклицание)

Лошадка, мальчик, пальчик (слова с уменьшительно- ласкательными суффиксами);

Многоточие (помогает домысливать текст);

Бразды пушистые взрывая (инверсия);

Но, может быть такого рода картины вас не привлекут…

(свободное обращение к читателям и к героям произведения);

О, не знай сих страшных снов/ Ты моя Светлана! (использование эпиграфов);

Поутру, дровни, салазки (слова разговорного стиля речи);

Сочетание диалогичной и монологичной речи (строфа 3)

III . Учитель (Ведущий): Третий конкурс - исследовательский.

« Тайна имени и фамилии»

Командам предлагается высказать свою точку зрения по вопросу « Почему Пушкин дал своему герою такую фамилию - ОНЕГИН? И такое имя – ЕВГЕНИЙ? Как она помогает понять характер этого человека, его жизненные ценности и устремления?» Провести исследование на фонетическом и лексическом уровнях, прийти к смысловому значению. За ответы в правильном направлении можно дать от одного до трёх баллов.

Примерный ключ к проверке выполнения задания:

«Евгений» в переводе с греческого «благородный». Фамилия, возможно, от названия реки – Онега, протекающей на севере страны и впадающей в Белое море. Или от Онежского озера, есть ещё город Онега в устье реки Онега. «Северная» фамилия героя говорит о том, что он забыл чувства, которые «рано в нём остыли». Холодное сердце! Трезвый ум! Неприступность героя - всё слилось воедино в этой фамилии. На фонетическом уровне она хорошо сочетается с именем героя, благозвучное сочетание, что немаловажно для автора произведения.

«Татьяна» – в переводе с греческого «устроительница домашнего очага», имя народное, древнее, был греческий царь ТАТИАН. Видимо, Пушкин хотел приблизить характер героини к народным традициям и обычаям, сделать её образ истинно народным, близким и понятным всем нам.

IV . Учитель (Ведущий): Четвёртый конкурс - практический.

« Пять – пять»

Даны пять фамилий и имён героев романа и карточки с их характеристикой(по пять на каждого героя). Командам раздаются конверты с карточками (25 карточек), на которых написаны детали портрета, реплики, качества, характеристика того или иного чиновника. Задача каждой команды – найти «хозяина» каждой таблички и прикрепить карточки под фамилией героев. У каждого героя должно быть прикреплено 5 карточек. Время работы- 10 минут. Максимум баллов- 5

Ключ к проверке задания:

ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН

МОЛОДОЙ ПОВЕСА

УМЁН И ОЧЕНЬ МИЛ

МОГ ОН ЛИЦЕМЕРИТЬ

КАК ЖЕНЩИН, ОН ОСТАВИЛ КНИГИ

РУССКАЯ ХАНДРА ИМ ОВЛАДЕЛА ПОНЕМНОГУ

ТАТЬЯНА ЛАРИНА

ДИКА, ПЕЧАЛЬНА, МОЛЧАЛИВА

ЕЙ РАНО НРАВИЛИСЬ РОМАНЫ

ОНА ПО- РУССКИ ПЛОХО ЗНАЛА

ЗАДУМЧИВОСТЬ ЕЁ ПОДРУГА

ОНА СИДИТ ПОКОЙНА И ВОЛЬНА

ВЛАДИМИР ЛЕНСКИЙ

ЕГО ПЕРО ЛЮБОВЬЮ ДЫШИТ

ПОКЛОННИК СЛАВЫ И СВОБОДЫ

ОН БЫЛ ЛЮБИМ… ТАК ДУМАЛ ОН

ПОГИБШИЙ РАНО СМЕРТЬЮ СМЕЛЫХ

ПЕВЕЦ УНЫЛЫЙ

ОЛЬГА ЛАРИНА

ПОДОБНА ВЕТРЕНОЙ НАДЕЖДЕ

РЕЗВА, БЕСПЕЧНА, ВЕСЕЛА

-«ЗАЧЕМ ВЕЧОР ТАК РАНО СКРЫЛИСЬ?»

КРУГЛА, КРАСНА ЛИЦОМ ОНА

ГЛАЗА, КАК НЕБО ГОЛУБЫЕ, УЛЫБКА, ЛОКОНЫ ЛЬНЯНЫЕ

ДМИТРИЙ ЛАРИН

ОН БЫЛ ПРОСТОЙ И ДОБРЫЙ БАРИН

ОН УМЕР В ЧАС ПЕРЕД ОБЕДОМ

СМИРЕННЫЙ ГРЕШНИК

ДОБРЫЙ МАЛЫЙ

В КНИГАХ НЕ ВИДАЛ ГРЕХА, ИХ НЕ ЧИТАЯ НИКОГДА

V . Учитель (Ведущий):

Пятый конкурс - географически - изобразительный

« А Петербург неугомонный уж барабаном пробуждён.. » -так пишет Пушкин в первой главе романа. Так какой же Петербург в романе? Как представлен в нем этот город, обозначенный на карте России и во все времена волнующий писателей и простых обывателей?

Этот город с первой главы произведения входит в него и становится полноправным героем. Онегин живёт в Петербурге, встречается там с автором – рассказчиком на берегу реки Невы, там происходят события последней восьмой главы, кульминационные события, когда читатель ждёт разрешения любовного конфликта романа. Перелистайте первую главу романа и нарисуйте словесный портрет города МЕЧТЫ, города Пушкина и Достоевского, Гоголя и Ахматовой. Но нужен «портрет» из романа «Евгений Онегин» (первая глава, с 15 строфы)Портрет «рисуем» жирными масляными красками, штрихами, мазками, существительными и прилагательными, глаголами (как набросок, как эскиз к будущей цельной картине)

(5 -7 минут на подготовку)

Примерный ответ таков: 1. Бульвары, боливар, брегет звонит обед, везде царит БАЛЕТ. Театр уж полон, ложи блещут …Роскошный кабинет. Янтарь, фарфор, хрусталь.

Французская кухня (пробка в потолок, ростбиф окровавлённый, трюфели, Страсбурга пирог нетленный меж сыром лимбургским живым и ананасом золотым); французская мода (панталоны, фрак, жилет, в последнем вкусе туалетном, и дам обдуманный наряд)

Фонари карет, блестит великолепный дом, швейцары, мраморные ступени, полна народу зала, музыка уж греметь устала, гостиные, сплетни, бостон.

2. Но есть и другой Петербург. Встаёт купец, идёт разносчик, на биржу тянется извозчик, с кувшином охтенка спешит, шум приятный…трубный дым… и хлебник, немец аккуратный,уж отворил свой васиздас.

ВЫВОД: Два города и один, полуфранцузский, полурусский, в отличие от патриархальной Москвы, которая тоже является героем романа. В восьмой главе Татьяна скажет Онегину: «А мне, Онегин, пышность эта, постылой жизни мишура, мои успехи в вихре света, мой модный дом и вечера, что в них?Сейчас отдать я рада всю эту ветошь маскарада, весь этот блеск, и шум, и чад за полку книг, за дикий сад…» Петербург- город праздных и нищих, город резких контрастов, что мы увидим и у Ф.М.Достоевского, это русский город, так глубоко впитавший в себя европейские обычаи. Но для Пушкина он не становится менее любимым. Пушкин патриотичен в описании не только Москвы, но любого другого уголка нашей Родины. Желаю вам побывать в Петербурге и подышать его особым воздухом роскоши, истории, традиции, величия и простоты, гордости и искусства.

VI .Учитель (Ведущий): Шестой конкурс - Творческий.

« Пять вдохновений – пять удач! »

Каждой команде предлагается сочинить два синквейна по изученному произведению, один – в целом о романа, другой- о каком- нибудь герое произведения. Для этого напомним учащимся, что синквейн – это пятистрочная стихотворная форма, которая возникла в США в начале 20 века по аналогии с японскими хокку. В 1997 году появилась и в России. Ценность такого стихотворения состоит в философском обобщающем взгляде на тот или иной предмет обсуждения, в умении выделить самое главное и синтезировать это главное в короткой упорядоченной форме. Напомним правила построения синквейна:

1.Тема- одно слово- существительное или местоимение, объект или предмет исследования, размышления.

2. Два слова- прилагательные или причастия, (могут быть существительные) , определяющие выбранный объект.

3. Три глагола, характеризующие действие указанного предмета.

4. Фраза из 4-5 слов, выражающая личное отношение автора к предмету, возможно, как эпиграф ко всему произведению

5. Одно слово как резюме, весомая точка, значимая ассоциация.

Учитель предварительно составляет свои синквейны:

Онегин.

Холодный, бесчувственный.

Страдает, роскошествует, хандрит.

Эгоист поневоле, герой времени.

Противоречив!

Татьяна.

Чувственная, душевная.

Верит, надеется, ждёт.

Любимый женский образ Пушкина..

Идеал!

« Евгений Онегин».

Реалистический, необычный.

Учит, захватывает, влечёт.

Первый русский роман.

Необходимость!

Во время проведения игры можно сделать перерыв- чайную паузу или просто перемену, так как игра рассчитана на два урока.

Домашнее задание: Мы много говорили на уроках о произведении Александра Сергеевича Пушкина «Евгений Онегин», о его героях и их судьбах. Дома я вам предлагаю написать письмо какому-нибудь герою романа и рассказать о своих впечатлениях, об отношении к нему, о событиях того времени и нашем видении их.

СОЧИНЕНИЕ- ПИСЬМО ГЕРОЮ.

После завершения игры подводятся итоги, но, думается, что проигравших нет, как нет тех, кто остался бы равнодушным к замечательному роману Александра Пушкина, который УЧИТ НАС ИСТИННЫМ ЧУВСТВАМ, УМЕНИЮ ЛЮБИТЬ И ДРУЖИТЬ. НАДО СТРЕМИТЬСЯ К ГАРМОНИИ ЧУВСТВА И РАЗУМА! Что мы сделали сегодня, спасибо за урок.