Массовая культура как социальный феномен. Национальная и массовая культура Причины возникновения массовой культуры

Приспособленная к вкусам широких масс людей, технически тиражируется в виде множества копий и распространяется при помощи современных коммуникативных технологий.

Появление и развитие массовой культуры связаны с бурным развитием средств массовой коммуникации, способных оказывать мощное влияние на аудиторию. В средствах массовой коммуникации обычно выделяют три компонента:

  • средства массовой информации (газеты, журналы, рацио, телевидение, интернет-блоги и т.д.) — тиражируют информацию, оказывают регулярное воздействие на аудиторию и ориентированы на определенные группы людей;
  • средства массового воздействия (реклама, мода, кино, массовая литература) — не всегда регулярно воздействуют на аудиторию, ориентированы на усредненного потребителя;
  • технические средства коммуникации (Интернет, телефон) — определяют возможность непосредственного общения человека с человеком и могут служить для передачи информации личного характера.

Отметим, что не только средства массовой коммуникации оказывают воздействие на общество, но и общество серьезно влияет на характер информации, передаваемой в средствах массовой коммуникации. К сожалению, запросы публики часто оказываются невысокими в культурном отношении, что снижает уровень телевизионных программ, газетных статей, эстрадных представлений и т.д.

В последние десятилетия в контексте развития средств коммуникации говорят об особой компьютерной культуре . Если ранее основным источником информации служила книжная страница, то теперь — компьютерный экран. Современный компьютер позволяет мгновенно получить информацию по сети, дополнить текст графическими изображениями, видеофильмами, звуком, что обеспечивает целостное и многоуровневое восприятие информации. При этом текст в Интернете (например, веб-страница) может быть представлен как гипертекст . т.е. содержать систему отсылок на другие тексты, фрагменты, нетекстовую информацию. Гибкость и многоаспектность средств компьютерного отображения информации многократно усиливают степень ее воздействия на человека.

В конце XX — начале XXI в. массовая культура начала играть важную роль в идеологии и экономике. Однако эта роль неоднозначна. С одной стороны, массовая культура позволила охватить широкие слои населения и приобщить их к достижениям культуры, представив последние в простых, демократичных и понятных всем образах и понятиях, но с другой — она создала мощные механизмы манипуляции общественным мнением и формирования усредненного вкуса.

К основным составляющим массовой культуры относят:

  • информационную индустрию — прессу, телевизионные новости, ток-шоу и т.д., разъясняющие происходящие события понятным языком. Массовая культура первоначально формировалась именно в сфере информационной индустрии — «желтой прессе» XIX — начала XX в. Время показало высокую эффективность средств массовой коммуникации в процессе манипулирования общественным мнением;
  • индустрию досуга — фильмы, развлекательную литературу, эстрадный юмор с максимально упрошенным содержанием, поп-музыку и т.д.;
  • систему формирования массового потребления , центром которой являются реклама и мода. Потребление здесь представлено в виде безостановочного процесса и важнейшей цели существования человека;
  • тиражируемую мифологию — от мифа об «американской мечте», где нищие превращаются в миллионеров, до мифов о «национальной исключительности» и особых добродетелях того или иного народа по сравнению с другими.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Понятие, исторические условия и этапы становления массовой культуры. Экономические предпосылки и социальные функции массовой культуры. Ее философские основы. Элитарная культура как антипод массовой культуры. Типичное проявление элитарной культуры.

    контрольная работа , добавлен 30.11.2009

    Эволюция понятия "Культура". Проявления и направления массовой культуры нашего времени. Жанры массовой культуры. Взаимосвязи между массовой и элитарной культурами. Влияние времени, лексикон, словарь, авторство. Массовая, элитарная и национальная культура.

    реферат , добавлен 23.05.2014

    Формула элитарной культуры - "искусство для искусства", ее создание образованной частью общества - писателями, художниками, философами, учеными. Массовая культура и "усредненный" уровень духовных потребностей: социальные функции, кич и искусство.

    реферат , добавлен 01.05.2009

    Что такое культура, возникновение теории массовой и элитарной культуры. Неоднородность культуры. Особенности массовой и элитарной культуры. Элитарная культура как антипод массовой. Постмодернистские тенденции сближения массовой и элитарной культур.

    реферат , добавлен 12.02.2004

    Понятие культуры, характеризующей особенности сознания, поведения и деятельности людей в конкретных сферах общественной жизни. Предпосылки формирования массовой культуры, ее современное понимание. Основные свойства элитарной культуры, ее недостатки.

    контрольная работа , добавлен 08.04.2013

    Анализ массовой и элитарной культур; понятие "класс" в социальной структуре американского общества. Проблема массовой культуры в различных вариантах концепции "постиндустриального общества". Возможные решения соотношения массовой и элитарной культуры.

    реферат , добавлен 18.12.2009

    Массовая культура - термин ХХ века. Предпосылки возникновения массовой культуры как явления - развитая инфраструктура, доступность средств массовой информации. Ориентир на массы, общедоступность, ведет к низкому уровню массовой культуры как культуры.

    эссе , добавлен 18.02.2009

    Массовая культура – естественный атрибут массового общества, отвечающий его требованиям и идейным установкам. Зависимость формирования общественного сознания личности, духовно-нравственного развития народа от содержания развития массовой коммуникации.

    Массовая культура - понятие, которое используется для характеристики современного культурного производства и потребления. Это производство культуры, организованное по типу массовой, серийной конвейерной индустрии и поставляющее такой же стандартизированный, серийный, массовый продукт для стандартизированного массового потребления. Массовая культура - специфический продукт современного индустриального урбанизированного общества.

    Массовая культура - это культура масс, культура, предназначенная для потребления народом; это сознание не народа, а коммерческой индустрии культуры; она враждебна подлинно народной культуре. Она не знает традиций, не имеет национальности, ее вкусы и идеалы меняются с головокружительной быстротой в соответствии с потребностями моды. Массовая культура обращается к широкой аудитории, апеллирует к упрощенным вкусам, претендует на то, чтобы быть народным искусством.

    В современной социологии понятие "массовая культура" все более утрачивает свою критическую направленность. Подчеркивается функциональная значимость массовой культуры, обеспечивающей социализацию огромных масс людей в условиях сложной, изменчивой среды современного индустриального урбанизированного общества. Утверждая упрощенные, стереотипные представления, массовая культура, тем не менее, выполняет функцию постоянного жизнеобеспечения для самых различных социальных групп. Она обеспечивает также массовое включение в систему потребления и тем самым функционирование массового производства. Массовая культура характеризуется всеобщностью, она охватывает широкую срединную часть общества, затрагивая специфическим образом и элиту, и маргинальные слои.

    Массовая культура утверждает тождественность материальных и духовных ценностей, в равной степени выступающих как продукты массового потребления. Для нее характерно возникновение и ускоренное развитие особого профессионального аппарата, задачей которого является использование содержания потребляемых благ, техники их производства и распределения в целях подчинения массового сознания интересам монополий и государственного аппарата.

    Существуют довольно противоречивые точки зрения по вопросу о времени возникновения "массовой культуры”. Некоторые считают ее извечным побочным продуктом культуры и поэтому обнаруживают ее уже в античную эпоху. Гораздо больше оснований имеют попытки связать возникновение "массовой культуры” с научно-технической революцией, породившей новые способы производства, распространения и потребления культуры. Голенкова З.Т., Акулич М.М., Кузнецов И.М. Общая социология: Учебное пособие. - М.: Гардарики, 2012. - 474 с.

    По поводу истоков массовой культуры в культурологии существует ряд точек зрения:

    • 1. Предпосылки массовой культуры формируются с момента рождения человечества.
    • 2. Истоки массовой культуры связаны с появлением в Европейской литературе XVII-XVIII веков приключенческого, детективного, авантюрного романа, значительно расширившего аудиторию читателей за счет огромных тиражей.
    • 3. Большое влияние на развитие массовой культуры оказал и принятый в 1870 году в Великобритании закон об обязательной всеобщей грамотности, позволивший многим освоить главный вид художественного творчества XIX века - роман.

    В наши дни масса существенно изменилась. Массы стали образованными, информированными. Кроме того, субъектами массовой культуры сегодня являются не просто масса, но и индивиды, объединенные различными связями. Поскольку люди выступают одновременно и как индивиды, и как члены локальных групп, и как члены массовых социальных общностей, постольку субъект "массовой культуры" может рассматриваться как двуединый, то есть одновременно и индивидуальный и массовый. В свою очередь понятие "массовая культура" характеризует особенности производства культурных ценностей в современном индустриальном обществе, рассчитанное на массовое потребление этой культуры. При этом массовое производство культуры понимается по аналогии с поточно-конвейерной индустрией.

    Каковы же экономические предпосылки становления и социальные функции массовой культуры? Стремление видеть товар в сфере духовной деятельности в сочетании с мощным развитием средств массовой коммуникации и привело к созданию нового феномена - массовой культуры. Заранее заданная коммерческая установка, конвейерное производство - все это во многом означает перенесение в сферу художественной культуры того же финансово-индустриального подхода, который царит и в других отраслях индустриального производства. К тому же многие творческие организации тесно связаны с банковским и промышленным капиталом, что изначально предопределяет их на выпуск коммерческих, кассовых, развлекательных произведений. В свою очередь потребление этой продукции - это массовое потребление, ибо аудитория, которая воспринимает данную культуру - это массовая аудитория больших залов, стадионов, миллионы зрителей телевизионных и киноэкранов. В социальном плане массовая культура формирует новый общественный слой, получивший название "средний класс", который стал стержнем жизни индустриального общества. Он же и сделал столь популярной массовую культуру. Массовая культура мифологизирует человеческое сознание, мистифицирует реальные процессы, происходящие в природе и в человеческом обществе. Происходит отказ от рационального начала в сознании. Целью массовой культуры является не столько заполнение досуга и снятие напряжения и стресса у человека индустриального и постиндустриального общества, сколько стимулирование потребительского сознания у реципиента (то есть у зрителя, слушателя, читателя), что в свою очередь формирует особый тип - пассивного, некритического восприятия этой культуры у человека. Все это и создает личность, которая достаточно легко поддается манипулированию. Другими словами, происходит манипулирование человеческой психикой и эксплуатация эмоций и инстинктов подсознательной сферы чувств человека, и прежде всего чувств одиночества, вины, враждебности, страха, самосохранения.

    Национальная культура , как система единых общенациональных стандартов социальной адекватности и унифицированных зарождается только в Новое время в ходе процессов индустриализации и урбанизации, становления капитализма в его классических, постклассических и даже альтернативных (социалистических) формах.

    Формирование национальной культуры выстраивается как объединяющая надстройка над обществом, задавая определенные универсальные эталоны некоторых социокультурных черт нации. Разумеется, и до сложения наций имели место такого же рода объединяющие разные сословия черты этнической культуры : прежде всего язык, религия, фольклор, некоторые бытовые обряды, элементы одежды, предметы обихода и т.п. Национальная культура задает принципиально единообразные эталоны и стандарты, внедряемые общедоступными специализированными культурными институтами: всеобщим образованием, прессой, политическими организациями, массовыми формами художественной культуры и литературы и пр.

    Понятия “этническая” и “национальная” культура нередко употребляются как синонимы. Однако в культурологии они имеют разное содержание.

    Этническая (народная) культура - это культура людей, связанных между собой общностью происхождения (кровным родством) и совместно осуществляемой хозяйственной деятельностью. Она меняется от одной местности к другой. Местная ограниченность, жесткая локализация, обособление в сравнительно узком социальном пространстве – одна из основных черт этой культуры. Этническая культура охватывает в основном сферу быта, обычаи, особенности одежды, народных промыслов, фольклора. Консерватизм, преемственность, ориентация на сохранение «корней» – характерные черты этнической культуры. Некоторые элементы ее становятся символами самобытности народа и патриотической привязанности к его историческому прошлому – «щи да каша», самовар и сарафан у русских, кимоно – у японцев, клетчатая юбка – у шотландцев, рушник – у украинцев.

    В этнической культуре господствует сила традиции, привычки, обычаев, передающихся от поколения к поколению на семейном или соседском уровне. Определяющим механизмом культурной коммуникации здесь является непосредственное общение между поколениями живущих рядом людей. Элементы народной культуры – обряды, обычаи, мифы, поверья, легенды, фольклор – сохраняются и передаются в границах данной культуры посредством естественных способностей каждого человека – его памяти, устной речи и живого языка, природного музыкального уха, органической пластики. Это не требует никакой специальной подготовки и особых технических средств хранения и записи.

    Структура национальной культуры сложнее этнической . Национальная культура включает наряду с традиционно-бытовой, профессиональной и обыденной также специализированные области культуры. А поскольку нация охватывает общество, а общество имеет стратификацию и социальную структуру, то понятие национальной культуры охватывает субкультуры всех больших групп, которых может не быть у этнической. Более того, этнические культуры входят в состав национальной. Взять такие молодые нации, как США или Бразилию, прозванные этническими котлами. Американская национальная культура крайне гетерогенна, она включает ирландскую, итальянскую, немецкую, китайскую, японскую, мексиканскую, русскую, еврейскую и другие этнические культуры. Большинство современных национальных культур полиэтничны.

    Национальная культура не сводится к механической сумме этнических культур . Она имеет нечто сверх того. У нее есть собственно национальные черты культуры, возникшие тогда, когда представители всех этносов осознали свою принадлежность к новой нации. Например, и негры, и белые одинаково восторженно исполняют гимн США и чтят американский флаг, уважают его законы и национальные праздники, в частности, День благодарения (день независимости США). Ничего этого нет ни в одной этнической культуре, ни у одного народа, приехавшего в США. Они появились на новой территории. Осознание большими социальными группами своей приверженности к территории своего расселения, общенациональному литературному языку, национальным традициям и символам составляет содержание национальной культуры.

    В отличие от этнической национальная культура объединяет людей, живущих на больших пространствах и не обязательно связанных кровнородственными отношениями. Обязательным условием появления национальной культуры специалисты считают новый тип социальной коммуникации, связанный с изобретением письменности. Именно благодаря письменности идеи, необходимые для национального объединения, приобретают популярность среди грамотной части населения.

    Однако главной сложностью в распространении национальной культуры является то, что современные знания, нормы, культурные образцы и смыслы вырабатываются почти исключительно в недрах высокоспециализированных областей социальной практики. Они более или менее успешно понимаются и усваиваются соответствующими специалистами; для основной же массы населения языки современной специализированной культуры (политической, научной, художественной, инженерной и т.п.) почти недоступны для понимания. Обществу требуется система средств по смысловой адаптации, “перевода” транслируемой информации с языка высокоспециализированных областей культуры на уровень обыденного понимания неподготовленных людей, по “растолковыванию” этой информации ее массовому потребителю, определенной “инфантилизации” ее образных воплощений, а также “управлению” сознанием массового потребителя в интересах производителя этой информации, предлагаемого товара, услуг и т.п.



    Такого рода адаптация всегда требовалась для детей, когда в процессах воспитания и общего образования “взрослые” смыслы переводились на язык сказок, притч, занимательных историй, упрощенных примеров и пр., более доступных для детского сознания. Теперь подобная интерпретативная практика стала необходимой для человека на протяжении всей его жизни. Современный человек, даже будучи очень образованным, остается узким специалистом только в какой-то одной области, и уровень его специализированности из века в век повышается. В остальных областях ему требуется постоянный “штат” комментаторов, интерпретаторов, учителей, журналистов, рекламных агентов и иного рода “гидов”, ведущих его по безбрежному морю информации о товарах, услугах, политических событиях, художественных новациях, социальных коллизиях и т.п. Нельзя сказать, чтобы современный человек стал глупее или инфантильней, чем его предки. Просто его психика, видимо, не может обработать такое количество информации, провести столь многофакторный анализ такого числа одновременно возникающих проблем, с должной оперативностью использовать свой социальный опыт и т.п. Не будем забывать, что скорость обработки информации в компьютерах во много раз превышает соответствующие возможности человеческого мозга.

    Эта ситуация требует появления новых методов интеллектуального поиска, сканирования, селекции и систематизации информации, “прессовки” ее в более крупные блоки, разработки новых технологий прогнозирования и принятия решений, а также психической подготовленности людей к работе с такими объемными информационными потоками. После нынешней “информационной революции”, т.е. повышения эффективности передачи и обработки информации, а также принятия управленческих решений человечество ожидает “прогностическая революция” – скачкообразный рост эффективности прогнозирования, вероятностного расчета, факторного анализа и т.п.

    Пока же людям требуется некое средство, снимающее избыточное психическое напряжение от обрушивающихся на них информационных потоков, редуцирующее сложные интеллектуальные проблемы к примитивным дуальным оппозициям, дающее индивиду возможность “отдохнуть” от социальной ответственности, личностного выбора. растворить его в толпе зрителей “мыльных опер” или механических потребителей рекламируемых товаров, идей, лозунгов и т.п. Реализатором такого рода потребностей и стала массовая культура. Нельзя сказать, что массовая культура вообще освобождает человека от личной ответственности; скорее, речь идет именно о снятии проблемы самостоятельного выбора. Структура бытия (по крайней мере той его части, что касается индивида непосредственно) задается человеку как набор более или менее стандартных ситуаций, где все уже выбрано теми самыми “гидами” по жизни: журналистами, рекламными агентами, публичными политиками и т.п. В массовой культуре уже все известно наперед: “правильный” политический строй, единственно верное учение, вожди, место в строю, звезды спорта и эстрады, мода на имидж “классового борца” или “сексуального символа”, кинофильмы, где “наши” всегда правы и всегда побеждают, и пр.

    Напрашивается вопрос: а разве в прежние времена не возникало проблем с трансляцией смыслов специализированной культуры на уровень обыденного понимания? Почему массовая культура появилась только в последние полтора-два века, и какие культурные феномены выполняли эту функцию раньше? По-видимому, дело в том, что до научно-технического переворота последних веков действительно не было такого разрыва между специализированным и обыденным знанием. Единственным очевидным исключением из этого правила была религия. Мы хорошо знаем, сколь велик был интеллектуальный разрыв между “профессиональным” богословием и массовой религиозностью населения. Здесь действительно был необходим “перевод” с одного языка на другой (причем нередко в буквальном смысле: с латыни, церковнославянского, арабского, древнееврейского и др. на национальные языки верующих). Эта задача и в лингвистическом, и в содержательном планах решалась проповедью (как с амвона, так и миссионерской). Именно проповедь, в отличие от богослужения, произносилась на абсолютно понятном пастве языке и являлась в большей или меньшей мере редукцией религиозной догматики к общедоступным образам, понятиям, притчам и т.п. Очевидно, церковную проповедь мы и можем считать историческим предшественником явлений массовой культуры.

    в то же Время необходимо учитывать, что в ХУЛЕ-XIX в. ни одна из обозначенных социальных субкультур или их механическая сумма (в масштабе одного этноса или государства) не может быть названа национальной культурой государства. На то время еще не существовало единых общенациональных стандартов социальной адекватности и унифицированных для всей культуры механизмов социализации личности. Все это зарождается только в Новое время в связи с процессами индустриализации и урбанизации, становления капитализма в его классических, посткласичних и даже альтернативных (социалистических) формах, трансформации сословных обществ в национальные и размывание сословных перегородок, разделяющих людей, распространение всеобщей грамотности населения, деградации многих форм традиционной обыденной культуры доиндустриального типа, развития технических средств тиражирования и трансляции информации, либерализации жизненных укладов общества, рост зависимости политических элит от состояния общественного мнения, а производства продуктов массового потребления - от устойчивости покупательского спроса, регулируемого модой, рекламой и т. др.

    В этих условиях столь же актуальными стали и задачи стандартизации социокультурных установок, интересов и потребностей основной массы населения, интенсификации процессов манипулирования человеческой личностью, ее социальными притязаниями, политическим поведением, идеологическими ориентациями, потребительским спросом на товары, услуги, идеи, собственный имидж и т.п. В прежние эпохи монополия на такое управление сознанием в более-менее массовом масштабе принадлежала церкви и политической власти. В Новое время в соперничество за сознание людей вступили также частные производители информации, товаров и услуг массового потребления. Все это обусловило потребность в изменении механизмов общей социализации и инкультурации человека, которые готовят личность к свободной реализации не только своего производительного труда, но и своих социокультурных интересов.

    Если в традиционных сообществах задачи общей социализации личности решались преимущественно средствами персональной трансляции знаний, норм и образцов сознания и поведения (деятельности) от родителей детям, от учителя (мастера) к ученику, от священника к ближнему и т. др. (причем в содержании транслируемого социального опыта особое место принадлежало личностному жизненному опыту воспитателя и его персональной социокультурной ориентации и предпочтениям), то на этапе образования национальных культур подобные механизмы социального и культурного воспроизводства личности начинают терять свою эффективность. Возникает необходимость в большей универсализации транслируемого опыта, ценностных ориентаций, образцов сознания и поведения; формировании общенациональных норм и стандартов социальной и культурной адекватности человека, инициировании его интереса и спроса на стандартизированные формы социальных благ; повышении эффективности работы механизмов социальной регуляции за счет уніфікуючого воздействия на мотивацию человеческого поведения, социальные претензии, образы престижности и др. Это, в свою очередь, вызвало необходимость создания канала трансляции знаний, понятий, социокультурных норм и другой социально значимой информации широким массам населения, канала, охватывает всю нацию, а не только ее отдельные образованные слои. Первыми шагами в этом направлении стало введение всеобщего и обязательного начального, а позже и среднего образования, а затем - развитие средств массовой информации (СМИ), демократических политических процедур, охватывающих все большие массы людей, и Ин.1 Формирования национальной культуры не отменяет ее распределения на описанные выше социальные субкультуры. Национальная культура дополняет систему социальных субкультур, превращаясь на объединяющую надстройку над ними, которая уменьшает остроту социально-ценностного напряжения между различными группами людей, определяет универсальные эталоны некоторых социокультурных особенностей нации. Разумеется, и до создания наций имели место такие же объединительные для различных состояний признаки этнической культуры, прежде всего язык, религия, фольклор, некоторые бытовые обряды, элементы одежды, предметы быта и др. В то же время этнографические культурные особенности уступают национальной культуре прежде всего по уровню универсальности (вследствие подавляющего неінституціоналізованості). Формы этнической культуры очень пластичные и вариативны в практике различных групп населения. Часто даже язык и религия в аристократии и плебса того самого этноса далеко не тождественны. Национальная же культура задает принципиально одинаковые эталоны и стандарты, которые внедряются общедоступными специализированными культурными институтами: общим образованием, прессой, политическими организациями, массовыми формами художественной культуры и др. Например, определенные формы художественной литературы существуют у всех народов, имеющих письменность, но к исторической трансформации этноса в нацию перед ним не возникает проблема формирования общенационального литературного языка из языка той, что существует в разных регионах в виде местных диалектов. Одна из существенных характеристик национальной культуры заключается в том, что, в отличие от этнической культуры, которая является преимущественно мемориальной, она воспроизводит историческую традицию коллективных форм жизни народа, национальная культура есть прежде всего прогностическим. Она производит скорее цели, чем результаты развития, знания, нормы, состав и содержание модернизационной направленности, наполненной пафосом интенсификации всех сторон социальной жизни.

    Однако главной сложностью в распространении национальной культуры является то, что современные знания, нормы, культурные образцы и содержание производятся почти исключительно в недрах высокоспециализированных отраслей социальной практики. Они более-менее успешно понимаются и усваиваются соответствующими специалистами; для основной же массы населения язык современной специализированной культуры (политической, научной, художественной, инженерной и др.) почти недоступна для понимания. Обществу нужна система средств для адаптации содержания, "перевода" транслируемой информации с языка высокоспециализированных областей культуры на уровень обыденного понимания неподготовленных людей, средств для "толкование" этой информации массовому потребителю, определенной "инфантилизации" ее образных воплощений, а также "управление" сознанием массового потребителя в интересах производителя этой информации, предлагаемого товара, услуг и т. д.

    Такая адаптация всегда требовалась для детей, когда в процессах воспитания и общего образования "взрослый" содержание переводился на язык сказок, притч, занимательных историй, упрощенных примеров и т.д, более доступных для детского сознания. Теперь подобная интерпретативная практика стала необходимой для человека в течение всей его жизни. Современный человек, даже очень образованный, остается узким специалистом, и уровень ее спеціалізованості (по крайней мере, в элитарной и буржуазной субкультурах) из века в век повышается. В других сферах ей нужен постоянный "штат" комментаторов, интерпретаторов, учителей, журналистов, рекламных агентов и других "гидов", задача которых - вести ее по безграничному морю информации о товарах, услугах, политические события, художественные новации, социальные коллизии, экономические проблемы и др. Нельзя утверждать, что современный человек стал менее умным или более инфантильной, чем ее предки. Просто его психика, очевидно, не может обработать такое количество информации, провести столь многофакторный анализ такого количества одновременно возникающих проблем, с нужной оперативностью использовать свой социальный опыт и др. Не будем забывать, что скорость обработки информации в компьютерах во много раз превышает возможности человеческого мозга.

    Эта ситуация требует внедрения новых методов интеллектуального поиска, сканирования, селекции и систематизации информации, "прессование" ЕЕ в большие блоки, разработки новых технологий прогнозирования и принятия решений, а также психической подготовки людей к работе с такими объемными информационными потоками. После нынешней "информационной революции", то есть повышение эффективности передачи и обработки информации, а также принятия управленческих решений с помощью компьютеров, человечество, скорее, ожидает "прогностическая революция" - скачкообразный рост эффективности прогнозирования, расчета вероятного, факторного анализа и т.п., однако не будем предсказывать, при помощи каких технических средств (или методов искусственной стимуляции мозговой деятельности) это может произойти.

    Пока же людям нужен способ, который бы нейтрализовал избыточное психическое напряжение от информационных потоков, превратил сложные интеллектуальные проблемы на примитивные дуальные оппозиции ("хорошее - плохое", "наши - чужие" и др.), а также дал возможность "отдохнуть" от социальной ответственности, личностного выбора, растворил его в толпе зрителей "мыльных опер" или механических потребителей рекламируемых товаров, идей, лозунгов и т. д.

    Реализатором таких потребностей стала массовая культура. Нельзя сказать, что она полностью освобождает человека от личной ответственности, скорее речь идет именно о снятии проблемы самостоятельного выбора. Структура бытия (по крайней мере, той его части, что касается индивида непосредственно) задается человеку как набор более-менее стандартных ситуаций, где все уже запланировано теми самыми "гидами" - журналистами, рекламными агентами, публичными политиками, звездами шоу-бизнеса и др. В массовой культуре уже все известно наперед: "правильный" политический строй, единственно верное учение, вожди, звезды спорта и эстрады, мода на имидж "классового борца" или "сексуального символа", кинофильмы, где "наши" всегда правы и непременно побеждают, и т.д.