Страны вошедшие в социалистический лагерь. Взаимоотношения с социалистическими странами

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Разгром фашистской Германии оказал огромное влияние на послевоенные процессы в экономической, политической, социальной жизни европейских стран. Народы многих стран поднялись на борьбу за возрождение своей государственности и за демократизацию общественной жизни. После войны авторитет коммунистических партий в Европе очень повысился. Окончание Великой Отечественной Войны

3 слайд

Описание слайда:

СССР и Европа в 1945 году Революционный характер перемен был обусловлен прежде всего наличием благоприятных внешних и внутренних условий. Важнейшими среди них стали разгром фашизма, освобождение Советской Армией Польши, Венгрии, Чехословакии, Румынии, Болгарии. В этих странах были созданы народные органы власти, восстановлены независимость и внешнеполитический суверенитет, проведены реформы.

4 слайд

Описание слайда:

Венгрия Албания Болгария Югославия Польша Румыния Чехословакия ГДР (Восточная Германия) Формирование мировой системы социализма Страны Центральной и Юго-Восточной Европы в 20 веке называли странами Восточной Европы или «социалистическим лагерем», сразу после войны они попали в сферу влияния СССР. В большинстве из них установились режимы советского типа. Были проведены реформы и установлена плановая модель экономики со всеми преимуществами и недостатками.

5 слайд

Описание слайда:

Помогая в осуществлении демократических реформ, СССР в то же время стремился привести к власти коммунистов и навязать этим странам советскую модель развития. В ряде стран создавались народные органы власти, которые по своему характеру стали формами власти рабочего класса, выступавшего в союзе с крестьянством. Коммунистические партии пользовались большой популярностью у населения этих государств. Социалистическая Венгрия 1960-х гг.

6 слайд

Описание слайда:

Югославия и Болгария заявили о вступлении на социалистический путь развития сразу после освобождения. В 1948 г. в Чехословакии власть в стране перешла к коммунистам, провозгласивших курс на "социалистическое строительство". Страны, отпавшие от мировой системы капитализма и образовавшие вместе с Советским Союзом социалистический лагерь, экономически сомкнулись и наладили тесное сотрудничество между собой. Параллельно с мировым капиталистическим рынком возник новый мировой демократический рынок. Социалистическая Чехословакия 1960-х гг.

7 слайд

Описание слайда:

Отличительной особенностью аграрных реформ в странах народной демократии было отсутствие национализации земли. Земля изымалась и распределялась между крестьянами на условиях выкупа в частную собственность. Другой важной реформой стала национализация крупной капиталистической собственности в промышленности и в банковской сфере. Социалистическая Румыния 1970-х гг.

8 слайд

Описание слайда:

Социалистические государства постепенно переходили к долгосрочным экономическим договорам и соглашениям о взаимных поставках товаров. Такие договоры и соглашения обеспечивали каждой стране на длительные сроки получение определённых видов машин, оборудования, сырья и других товаров, необходимых для выполнения её народнохозяйственных планов. В этих странах была плановая (командная) экономика. Социалистическая Болгария 1980-х гг.

9 слайд

Описание слайда:

Социалистические государства Широкое развитие экономического сотрудничества стран социалистического лагеря не только не исключало роста их торговых связей со странами капиталистической части мира, но и создавало благоприятные предпосылки и условия для такого роста. Социалистические страны использовали торговые связи с капиталистическими странами для дальнейшего подъёма своей экономики и повышения жизненного уровня населения.

10 слайд

Описание слайда:

Социалистические государства Страны социалистического лагеря стремились развивать деловые связи со странами капиталистического лагеря на началах равноправия, взаимной выгоды и строгого соблюдения взятых на себя обязательств, исходя из того, что различие социально–экономических систем не должно служить препятствием для развития взаимовыгодных торговых и других экономических отношений.

11 слайд

Описание слайда:

Расширение социалистического лагеря Помимо этого, целый ряд стран Третьего мира в 1960-80-е годы заявили о своей «социалистической ориентации» и начале строительства социалистического общества: Никарагуа, Гренада, Алжир, Ангола, Эфиопия, Мозамбик, Народная Республика Конго, Сомали, Гвинея, Гвинея-Бисау, Кабо-Верде, Бенин, Зимбабве, Мадагаскар, Сан-Томе и Принсипи, Сейшельские острова, НДРЙ, Афганистан, Бирма.

12 слайд

Описание слайда:

Совет экономической взаимопомощи (СЭВ) В целях планомерного экономического сотрудничества стран социалистического лагеря в 1949 г. был создан Совет экономической взаимопомощи. СЭВ организовывал обмен хозяйственным и техническим опытом, оказывал взаимную помощь сырьём, продовольствием, машинами, оборудованием, осуществлял плановую увязку и, координацию развития экономики государств социалистического лагеря на основе рационального разделения труда между ними.

13 слайд

Описание слайда:

Организация Варшавского договора (ОВД) Варша́вский догово́р 1955 года - документ, закрепляющий создание военно-политического союза социалистических государств. Договор подписали представители 8 государств социалистического лагеря - СССР, Албании, Болгарии, Венгрии, ГДР, Польши, Румынии и Чехословакии. Военный союз социалистических государств получил название Организация Варшавского Договора (ОВД).

14 слайд

Описание слайда:

Организация Варшавского договора (ОВД) Варшавский Договор заключен в целях противодействия усилению опасности развязывания новой мировой войны и возникновения угрозы безопасности социалистических стран. ОВД носила оборонительный характер и коренным образом отличалась от агрессивных блоков.

15 слайд

Описание слайда:

Союзники СССР в Холодной войне Холодная война велась между военно-политическими блоками, в которые входили многие государства. Ведущие роли в каждом из блоков играли 2 сверхдержавы. СССР был организатором и лидером двух организаций - ОВД и СЭВ. Социалистические государства: 31. Руанда 32. Джибути 33. Камерун 34. Шри-Ланка 35. Тунис 36. Ирак 37. Мадагаскар 38. Кабо-Верде 39. Зимбабве 40. Бурунди 41. Суринам 42. Гамбия 43. Судан 44. Мавритания 45. Гайана 1. Китай (КНР) 2. Вьетнам 3. КНДР 4. Куба 5. Монголия 6. Египет 7. Сирия 8. Ливия 9. Алжир 10. Эфиопия 11. Лаос 12. Никарагуа 13. Кения 14. Сенегал 15. Камбоджа 16. Чехословакия 17. Венгрия 18. Германия (ГДР) 19. Польша 20. Югославия 21. Румыния 22. Болгария 23. Албания 24. Ангола 25. Йемен 26. Бангладеш 27. Мьянма 28. Танзания 29. Конго 30. Гвинея – Бисау

16 слайд

Описание слайда:

Гонка вооружений между СССР и США Военная техника СССР и стран социалистического лагеря

17 слайд

Описание слайда:

Таким образом, в конце 1940-х годов оформляется мировая система социализма. В эту систему вошли европейские, азиатские, африканские и южноамериканские государства. Главным социалистическим государством был СССР. К 1982 году в социалистических странах проживало 40% населения Земли. Создание мировой системы социализма стало крупным внешнеполитическим успехом СССР. Мировая система социализма Мировая система социализма (1945-1991 гг.)

18 слайд

Описание слайда:

Кризисы социалистического лагеря Советское руководство признало право каждой страны идти к социализму своим путем. На 20 съезде КПСС был обоснован тезис о разнообразии форм перехода различных стран к социализму. Под влиянием целого комплекса решений 20 съезда КПСС в некоторых странах социализма начались политические кризисы.

19 слайд

Описание слайда:

Венгрия (1956) Всё началось вскоре после 20 съезда КПСС в Москве. В октябре 1956-го в Будапеште на улицы вышли студенты, требуя демократических реформ, однако вскоре мирные демонстрации переросли в волнения. Лидер страны Имре Надь хотел самостоятельно навести порядок. Толпы разоружали милицию, доставали откуда-то припрятанное оружие, потом стали нападать на военные склады. Венгерская армия практически не оказывала им сопротивления.

20 слайд

Описание слайда:

Венгрия (1956) Начались расправы над коммунистами и сотрудниками госбезопасности. Их вешали за ноги и сжигали заживо на улицах, а членов семей выбрасывали из окон верхних этажей зданий. 4 ноября советские войска вошли в Будапешт и после 4 дней уличных боев восстание было подавлено. Имре Надь укрылся в Югославском посольстве, но был выдан и повешен спустя два года.

21 слайд

Описание слайда:

Чехословакия (1968) Пражская весна - период бурных преобразований в Чехословакии в 1968 году. В компартии Чехословакии возникло реформаторское крыло, основным лозунгом которого провозглашался "социализм с человеческим лицом". В январе 1968 г. был смещен президент страны и 1-й секретарь ЦК Чехословакии А. Новотный. Главой компартии был избран представитель либерального крыла компартии А. Дубчек, а президентом стал Л. Свобода. Это вызвало крайне негативную реакцию со стороны руководства СССР.

22 слайд

Описание слайда:

Чехословакия (1968) Но политическое давление не дало ожидаемых результатов и 21 августа на территорию Чехословакии пятью странами, участницами ОВД, были введены войска. Руководство КПЧ было арестовано и доставлено в Москву. Там их вынудили подписать соглашение о размещении на постоянной основе советских войск на территории Чехословакии. По возвращении в Прагу А. Дубчек и его единомышленники были отстранены от власти. Началась чистка рядов КПЧ.

Отказавшись от курса на мировую революцию, СССР продолжал занимать лидирующие позиции в лагере социалистических стран. Это направление советской внешней политики также содержало свои противоречия. Признание возможности различных форм построения социализма сочеталось со стремлением обеспечить себе позицию старшего брата.

Курс на укрепление социалистического содружества осуществлялся различными путями.

Происходила некоторая либерализация связей с социалистическими государствами. В 1955г. по инициативе советского руководства были нормализованы отношения с Югославией.

Оказывалась огромная практически безвозмездная помощь братским странам.

Развивались новые формы сотрудничества.

Успешно в первой половине 50-х годов развивались отношения СССР и Китайской Народной Республики, особенно в области торгово-экономических связей и научно-технического сотрудничества. В 1955г. экономическое сотрудничество социалистических стран в рамках СЭВ было дополнено военно-политическим. В мае этого года СССР, ГДР, ПНР, ВНР, РНР, НРБ и НРА заключили в Варшаве Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи, предусматривавший создание объединенных вооруженных сил и выработку единой оборонной доктрины. Образование Организации Варшавского Договора (ОВД) легализовало присутствие советских войск в Восточной Европе. Данное обстоятельство широко использовалось советской стороной для вмешательства во внутренние дела стран-участниц.

Политический кризис в странах Восточной Европы и реакция СССР. Процесс десталинизации в СССР получил широкий отклик в ряде социалистических стран (Польше, Венгрии, Германии), которым в свое время была навязана советская модель. Здесь в середине 50-х годов возник серьезный политический кризис.

В октябре 1956г. в Венгрии вспыхнуло восстание, которое было подавлено совместными действиями венгерских коммунистов и частей советской армии (в ходе столкновений погибло 20 тыс. венгров). Ранее руководство СССР было готово применить вооруженную силу и в Польше, но там удалось добиться стабилизации положения мирными средствами. В серьезный кризис вылились события 1961г. в ГДР, где значительная часть населения выступала за изменение политического строя страны. В августе 1961г., в ответ на массовое бегство восточных немцев в Западный Берлин, была воздвигнута берлинская стена, ставшая символом противостояния Востока и Запада.

Попытки укрепления международного коммунистического движения. Создание берлинской стены, как и подавление восстания в Венгрии, отрицательно сказались на развитии международных отношений в Европе, привели к падению авторитета СССР и популярности коммунистических идей в мире.

С целю противодействия этим тенденциям в 1957г. и 1960г. в Москве были проведены совещания представителей коммунистических и рабочих партий, на которых резко отрицательно оценивались выступления в Польше и Венгрии. В документах совещаний вновь подчеркивалась особая роль СССР и его опыта социалистического строительства.

Взаимоотношения СССР с Китаем и Албанией. Во второй половине 50-х годов во взаимоотношениях с этими странами возникли сложные проблемы. После ХХ съезда КПСС руководители двух государств обвинили советское руководство во главе с Н.С.Хрущевым в попытках ревизионизма марксистской теории и практики, резко выступили против осуждения культа личности в Советском Союзе. Критика сталинизма не получила также одобрения в КНДР, отчасти в Румынии.

Реальное обострение отношений между СССР и Албанией началось в 1960г., а уже в 1961г. они были практически прерваны. Албания отказалась предоставить СССР территорию для военно-морских баз и арестовала советские подводные лодки, находившиеся в ее портах. В своей политике албанское правительство опиралось на помощь и поддержку китайского руководства.

Обострение советско-китайских отношений вело к фактическому развалу единой социалистической системы, созданной Сталиным после Второй мировой войны. Китай претендовал на роль второго центра в социалистическом содружестве и мировом коммунистическом движении, с чем не могло согласиться советское руководство во главе с Н.С.Хрущевым. В результате обозначилось открытое противостояние двух политических центров - КПК и КПСС.

Кроме того, в китайских кругах высказывались претензии на некоторые советские территории.

Укрепить пошатнувшиеся позиции Советского Союза в социалистическом лагере и среди компартий стран третьего мира было первой внешнеполитической заботой преемников Хрущева. В этом направлении они действовали весьма осмотрительно (по крайней мере до чехословацкого кризиса), в основном методом проб и ошибок, но все же добиваясь ощутимых результатов.

Новые руководители начали с миролюбивого жеста в сторону Пекина, прекратив полемику и отложив конференцию компартий, которую Хрущев предполагал созвать в декабре 1964 г. Примирительные настроения, допускавшие возможность некоторых уступок, преобладали и в отношении к Румынии, которая отстояла свой экономический выбор и формы своего участия в СЭВ. Укрепление советских позиций произошло и среди коммунистических партий Латинской Америки, собравшихся в декабре 1 964 г. на конференцию в Гаване. СССР одобрил результаты конференции и поддержал вооруженную борьбу во многих странах Латинской Америки, продемонстрировав тем самым твердую решимость нового руководства Советского Союза не уступать районы вооруженных действий китайскому влиянию.

Эта позиция способствовала сближению с Кубой и ухудшила отношения с Китаем, который после «истории» с советскими ракетами на Кубе укрепил свои позиции в третьем мире. СССР оказал, далее, большую экономическую и военную помощь Северной Корее и Северному Вьетнаму, которые были скорее «клиентами» Китая. Благодаря этой помощи обе страны заняли позицию строгого нейтралитета по отношению к советско-китайскому конфликту.

Компромисс, на который пошел Советский Союз с Ф.Кастро по вопросу о вооруженной борьбе в Латинской Америке, как и помощь Ханою в момент усиления американского вмешательства во Вьетнам указывали на то, что СССР отдавал предпочтение налаживанию отношений с социалистическим лагерем - даже в ущерб своим отношениям с Соединенными Штатами.

Принятые на XXIII съезде КПСС в марте 1966 г. решения подтвердили тенденцию к более жесткой внешней политике в послехрущевский период. Мирное сосуществование уже не рассматривалось как «генеральная линия внешней политики Советского Союза». Эта идея, конечно, продолжала присутствовать в отношениях между Востоком и Западом, но во всех других случаях «соревнование между двумя лагерями было как никогда активным». Если мирное сосуществование и оставалось целью советской политики, оно тем не менее перестало быть грандиозным замыслом урегулирования разнообразных аспектов эволюции международной системы. Усиление американского военного вмешательства во Вьетнаме, которое доказало Советскому Союзу, что он не может отвратить Соединенные Штаты от «экспорта контрреволюции», имело прямое отношение к переоценке советским руководством идеи «мирного сосуществования». В этом контексте укрепление социалистического лагеря получало неоспоримый приоритет.

Несмотря на несомненные успехи советских руководителей в стремлении восстановить полный контроль над социалистическим лагерем, им предстояло преодолевать определенные сложности, в особенности в отношениях с кубинцами, китайцами и, в скором времени, с чехами и словаками. На XXIII съезде КПСС делегат Кубы выступил с прямым упреком в адрес Советского Союза, который, по его мнению, не шел «на необходимый риск в своих отношениях с Вьетнамом». Радикализм кубинской оппозиции мог подтолкнуть в том же направлении другие латиноамериканские компартии, тем более в условиях, когда Че Гевара призывал «создать два, три, много Вьетнамов, чтобы лишить Соединенные Штаты их могущества».

Надо отметить, что во вьетнамском конфликте советское правительство действовало осторожно. Оно удержалось, например, от предоставления Ханою некоторых видов оружия, которые могли бы сразу резко обострить конфликт (неядерные ракеты «земля - море», которые могли бы поражать крупные корабли 7-го американского флота, с которых производилась бомбежка Северного Вьетнама). Китай, хотя и не принявший в 1965 г. советского предложения оказывать совместную военную и экономическую помощь Ханою, не удержался от того, чтобы заклеймить «советскую трусость» перед лицом американской агрессии. В 1965 г. он потребовал от своих союзников разоблачать позицию Советского Союза. Однако начавшаяся в 1966 г. в Китае «культурная революция» почти полностью исключила его из международной жизни к глубокому облегчению Советского Союза. К этому времени Китай перестал относить такие страны, как Куба, Северная Корея и Северный Вьетнам, к «социалистическим». Военный переворот в Индонезии осенью 1965 г. обезглавил мощную компартию этой страны, самую многочисленную за пределами социалистического лагеря, и лишил Китай главного союзника как в его азиатской политике, так и в коммунистическом движении (в полемике Китая с Советским Союзом индонезийские коммунисты стояли на стороне Китая).

В Восточной Европе советскому руководству удалось стабилизировать ситуацию и ликвидировать последствия событий 1956 г. Беспрецедентным примером гибкого наведения порядка стала «кадаризация» в Венгрии: политическая жизнь, конечно, продолжала оставаться под абсолютным контролем партии, однако в сфере культуры была допущена некоторая свобода, а главное, разумная экономическая политика обеспечивала в Венгрии исключительные для коммунистической Восточной Европы условия жизни. Положение в Венгрии сильно контрастировало с ситуацией в Чехословакии, в предвоенный период самой развитой стране Центральной Европы, Суровый политический режим, экономические срывы, особенно тяжело переносимые из-за того, что страна знала лучшие времена, рождали дух сопротивления, который уже не ограничивался интеллигентскими кружками, проникая в саму партию. В июне 1967 г. по инициативе писателей-коммунистов открыто выступил против руководства партии Съезд писателей. К осени, после массовых студенческих демонстраций и забастовок, оппозиция властям еще больше усилилась. В январе 1968 г. Новотный был вынужден уступить руководство партией Дубчеку. С этого момента события стали приобретать все более стремительный характер. Чтобы завоевать доверие, новое партийное руководство решило незамедлительно провести ряд реформ. В атмосфере свободы и упразднения всякой цензуры развивалась политическая деятельность; КПЧ согласилась на альтернативные выборы своих руководителей; мелкие партии внутри Народного фронта смогли вернуть былую самостоятельность и начали отстаивать особые точки зрения; встал даже вопрос о возможности существования действительно оппозиционной партии социалистического толка, которая соперничала бы с коммунистической. В экономическом плане была подготовлена реформа, предусматривавшая в рамках планирования, не столько директивного, сколько инициативного, самостоятельность предприятий и рыночные условия их хозяйствования. Самостоятельность предприятий позволяла трудящимся предпринять и ряд шагов для перехода к самоуправлению.

Изменения, произошедшие в руководстве Компартии Чехословакии и поначалу благожелательно встреченные в Москве, казалось, вели в условиях очень быстрой и, по всей видимости, неконтролируемой эволюции партии к настоящему политическому кризису советской системы в Чехословакии. Этот кризис характеризовался переходом, с одной стороны, от экономических реформ к политическим и, с другой, от оппозиционного движения интеллигенции и рабочих к кризису внутри самой партии. Пример мог стать заразительным, и руководители ГДР и Польши уже проявляли определенную настойчивость на конференциях компартий Восточной Европы в Дрездене (март 1968 г.), затем в Варшаве (июль 1968 г., в отсутствие Чехословакии, которая, подвергшись резким нападкам в Дрездене, отказалась принять участие в этой конференции).

Встреча Брежнева и Дубчека в Черне и совещание «шести» 3 августа в Братиславе привели только к внешнему примирению, так как чехословацкие коммунисты решили не отказываться от начатых ими реформ. Наконец, после довольно длительных колебаний и под давлением руководства ГДР, советская сторона решилась начать интервенцию - «по просьбе чехословацких товарищей». В ночь с 20 на 21 августа 1968 г. войска пяти стран - участниц Варшавского Договора вступили в Чехословакию. Отношение к этой акции населения страны убедило советское руководство в необходимости «переходного периода»: 26 августа в Москве было принято соглашение о «нормализации положения», а 16 октября в Праге заключено соглашение о «временном нахождении войск Варшавского Договора» в Чехословакии. Однако продолжающиеся демонстрации протеста против оккупации привели советское руководство к решению отстранить Дубчека и его окружение от руководства страной и поставить во главе КПЧ Г.Гусака (1 7 апреля 1969 г.). Проведя в стране широкую чистку «враждебных» элементов, Гусак подписал 6 мая 1970 г. новый договор о союзе с СССР и вынудил ЦК КПЧ одобрить советскую интервенцию.

Как представляется, эта акция СССР преследовала две цели: первая была продиктована стратегическими соображениями внешней политики; вторая, возможно, более существенная, внутренним положением в Чехословакии и эволюцией ее коммунистической партии.

Вместе с Польшей и ГДР Чехословакия образовывала то, что называлось «железным треугольником» Варшавского Договора. Чехословакия, прикрывавшая страны Договора с южного фланга, являлась главным плацдармом СССР. Советских лидеров и их союзников не могли не встревожить некоторые заявления высших руководителей Чехословакии (генерала Пршлика, например), требовавших пересмотра положений Варшавского Договора, чтобы уменьшить руководящую роль Советского Союза в пользу восточноевропейских стран. С другой стороны, в атмосфере «пражской весны» сильно ослабла обычная настороженность чехословацкого руководства по отношению к ФРГ, новое руководство было намерено нормализовать свои отношения с этой страной, которая со своей стороны, казалось, была готова предоставить Чехословакии солидный кредит. Это совсем не устраивало ГДР, наиболее враждебно настроенное к «пражской весне» восточноевропейское государство. Наконец, установление особых отношений между Югославией, Румынией и Чехословакией (незадолго до советской интервенции, 9 августа Тито, а 20 - Чаушеску был оказан триумфальный прием в Праге) не могло не беспокоить Москву, опасавшуюся восстановления новой «малой Антанты», объединявшей эти три страны в период между войнами. Коммунистическую «малую Антанту» могло объединять только желание ослабить гегемонию Советского Союза в Восточной Европе.

Эволюция чехословацкой компартии беспокоила советских руководителей не меньше, а может быть, и больше, чем геополитические проблемы. Упразднение цензуры, как и процесс демократизации партии заставляли их опасаться «социал-демократизации» КПЧ. На начало сентября 1968 г. был уже назначен партийный съезд, на котором должны были быть внесены изменения в устав и в формулировку принципов демократического централизма. Именно чтобы помешать КПЧ сделать решительный шаг в этом направлении, 21 августа и была предпринята военная интервенция. (Еще в середине июля, по окончании варшавской встречи пяти компартий, ее участники обратились в ЦК КПЧ с угрожающим письмом, в котором утверждали: «Либо вы потеряли контроль над ситуацией, либо вы не хотите ничего делать, чтобы ее контролировать».)

Действительно, в отличие от событий 1956 г. и 1968 г. военная интервенция была вызвана скорее предчувствием опасности, чем конкретными обстоятельствами. Глубоко консервативная советская верхушка не могла позволить складывавшейся ситуации выйти из-под ее контроля.

«Нормализация» положения в Чехословакии ускорила начавшийся в конце 50-х гг. процесс интеграции, как военной, так и экономической, Восточной Европы и СССР. Помимо Варшавского Договора и СЭВ Советский Союз выступил инициатором создания около 30 межгосударственных учреждений, предназначенных координировать работу промышленности и транспорта, распределение энергии, химическое производство и производство вооружений. Для этих учреждений была характерна тенденция к быстрому расширению сферы их деятельности и усиление в итоге контроля Советского Союза над экономической жизнью «братских государств». Так на деле реализовывался принцип «ограниченного суверенитета», или так называемая «доктрина Брежнева», Этот процесс, однако, вызвал сопротивление, и наиболее упорное было оказано Румынией, помешавшей в 1974 г. Советскому Союзу установить еще более тесную координацию военного командования стран Варшавского Договора.

Пробить наиболее серьезную брешь в, казалось бы, замкнутой системе восточноевропейских режимов было суждено Польше. Резкое повышение цен в 1970 г. вызвало массовые волнения рабочих ее балтийских портов. Гомулка вынужден был уступить руководство партией и страной Гереку. В течение последующих десяти лет польские власти проводили экономическую политику, основанную на широком импорте, что позволило обойтись без немедленного проведения структурных реформ, но еще больше увеличило и так уже исключительно большую внешнюю задолженность страны. Результатом стала необходимость повышения цен на продукты питания, что в свою очередь вызвало новую волну забастовок, на сей раз еще более многочисленных, мощных и последовательных, которые достигли своего апогея летом 1980 г. в Гданьске. Правительство оказалось перед необходимостью признания независимого профсоюза «Солидарность», сеть организаций которого в течение нескольких недель покрыла всю страну. Политическое движение в Польше не было обязано партии, и в этом было его главное отличие от Будапешта или Праги. После пражских репрессий и невыполнения второго обещания Терека в 1970 г. смягчить режим у поляков уже не было иллюзий в отношении реформ сверху, и польское движение развивалось совершенно самостоятельно, вырабатывая собственные организационные формы. Не претендуя на установление каких-либо форм самоуправления предприятий, «Солидарность» тем не менее выполняла роль противовеса официальной власти и, опираясь на основные требования польского общества, ставила под сомнение многие аспекты деятельности единого партийно-государственного организма. Учитывая эти совершенно новые обстоятельства, советское руководство лишь с большим трудом могло непосредственно вмешаться в польские дела без риска пролития крови. Поэтому «нормализация» положения в стране была доверена поляку, генералу Ярузельскому, и в этом заключалось главное отличие от событий 1968 г. Тем не менее и в отсутствие прямого вмешательства Советского Союза последовавшая (сразу за введением в стране 13 декабря 1981 г. Ярузельским военного положения) «нормализация» была занесена международной общественностью в черный список дел, совершенных Советским Союзом. Результатом этого была непрерывная деградация образа Советского Союза, действия которого все больше ассоциировались с попранием прав человека как внутри страны, так и в соседних странах. По неожиданному стечению обстоятельств борьба горстки советских диссидентов из интеллигенции, о которой ничего не знало огромное большинство населения СССР, совпала с борьбой рабочих Гданьска.


Похожая информация.


К середине XX века в мире образовалось две силы, противостояние которых то усиливалось до «бряцания оружием», то ослаблялось до «разрядки международных отношений». Социалистические страны входили в единый лагерь, находившийся в состоянии холодной войны с капиталистическим окружением. Они не стали нерушимым монолитом с единообразной идеологией. Слишком много отличий в традициях и менталитете было у народов, которых собирались сильной рукой вести в коммунистическое будущее.

Послевоенный мир

Из Второй мировой войны Советский Союз во главе со Сталиным вышел, обладая немыслимой военной мощью и международным авторитетом. Страны Восточной Европы и страны Юго-Восточной Азии, освобожденные Советской Армией от ига германского фашизма и милитаризма Японии, видели в СССР настоящего лидера, знающего правильный путь.

Часто отношение к советским солдатам носило эмоциональный характер, переносивший доброе отношение ко всему образу жизни, который они олицетворяли. Когда освобождалась, например, Болгария, София, люди видели мощь общественного строя страны, одолевшей неимоверно грозного врага.

Еще во время войны Сталин оказывал поддержку партиям и национально-освободительным движениям, разделявшим коммунистическую идеологию. И после победы они стали ведущей политической силой государств, из которых в скором времени образовались социалистические страны. Приход к власти коммунистических лидеров облегчался присутствием советских вооруженных сил, осуществлявших какое-то время режим оккупации на освобожденных территориях.

Распространение советского влияния в других частях планеты всегда вызывало жесткое противодействие. Пример – Вьетнам, Лаосская Народно-Демократическая республика и др. Подавление социалистических движений носило и просто антикоммунистический характер, и смысл борьбы за возвращение колоний.

Новый этап развития олицетворяла республика Куба – первое социалистическое государство западного полушария. Революция 1959 года имела романтический ореол в мире, что не помешало ей стать ареной самого горячего столкновения двух систем – Карибского кризиса 1962 года.

Раздел Германии

Символом послевоенного раздела мира стала судьба немецкого народа. По соглашению между лидерами победившей антигитлеровской коалиции, территория бывшего Третьего рейха была поделена на две части. Федеративная Республика Германия возникла на той части страны, куда вошли американские, французские и английские войска. На советской зоне оккупации в 1949 году была образована Германская Демократическая Республика. Бывшая немецкая столица – Берлин – также была поделена на Западную и Восточную части.

Стена, воздвигнутая на линии соприкосновения двух новых государств в некогда едином городе, стала буквальным олицетворением раздела мира на страны социалистического лагеря и остальной мир. Так же как и разрушение Берлинской стены, и объединение Германии ровно через 40 лет ознаменовало конец эпохи «холодной войны».

Варшавский договор

Началом же «холодной войны» считается речь Черчилля в Фултоне (05.03.1946), где он призвал США и их союзников к объединению против угрозы «свободному миру» со стороны СССР. Через некоторое время появилась организационная форма для такого объединения – НАТО (North Atlantic Treaty Organization). Когда в 1955 году к этому военно-политическому блоку присоединилась ФРГ, Советский Союз и социалистические страны Европы, появившиеся к тому времени, также пришли к необходимости объединить свой военный потенциал.

В 1955 году в Варшаве был подписан Договор, давший название организации. Его участниками стали: СССР, ГДР, Чехословацкая социалистическая республика, Болгария, Польша, Венгрия, Румыния и Албания. Албания позже вышла из договора из-за идеологических разногласий, в частности из-за вторжения в Чехословакию (1968).

Руководящими органами организации были Политический консультативный комитет и Объединённое командование вооруженными силами. Вооруженные силы СССР были главной силой Варшавского договора, поэтому посты Главнокомандующих Объединенными силами и начальника Штаба всегда занимали высшие офицеры Советской армии. СССР и социалистические страны всегда декларировали исключительно оборонительное назначение своего военного союза, но это не мешало странам НАТО называть его главной угрозой для себя.

Эти взаимные обвинения были главным обоснованием для гонки вооружений, постоянного увеличения военных расходов с обеих сторон. Всё это продолжалось до 1991 года, когда бывшие социалистические страны договорились об официальном прекращении действия договора.

Военное противодействие двух общественных конструкций имело и другие формы. Социалистическая республика Вьетнам возникла в результате победы коммунистических сил в долгой войне, ставшей почти открытым противостоянием США и СССР.

Предшественником нынешнего Европейского союза было Европейское экономическое сообщество (ЕЭС). Именно оно занималось сотрудничеством США и Западной Европы в производственной и финансовой сфере. Страны с общественным строем, основанным на идеях марксизма, решили создать альтернативную ЕЭС структуру для экономического и научно-технического сотрудничества. В 1949 году социалистические страны учредили Совет экономической взаимопомощи (СЭВ). Его созыв – еще и попытка противостоять американскому «плану Маршалла» - плану восстановления европейской экономики с помощью США.

Количество участников СЭВ менялось, в середине 80-х оно было самым большим: 10 постоянных членов (СССР, Польша, ЧССР, Венгрия, Румыния, Болгария, ГДР, Монголия, Куба, Вьетнам), а Социалистическая Федеративная Республика Югославия участвовала только в некоторых программах. Своих наблюдателей присылали 12 стран Азии, Африки и Южной Америки с экономиками социалистической направленности, такие как Ангола, Афганистан, Никарагуа, Эфиопия и др.

Какое-то время СЭВ выполнял свои функции, и экономика европейских стран соцлагеря при помощи СССР преодолела последствия военного времени и начала набирать обороты. Но затем неповоротливость госсектора промышленности и сельского хозяйства, большая зависимость экономики СССР от мирового сырьевого рынка уменьшили выгодность Совета для его участников. Политические изменения, резкое снижение конкурентоспособности экономики и финансов СССР привели к сворачиванию сотрудничества в рамках СЭВ, и летом 1991 года он был расформирован.

Мировая система социализма

Официальные идеологи КПСС вырабатывали в разное время различные формулировки для обозначения стран родственной общественно-политической формации. До 50-х годов было принято название "страны народной демократии". Позже в партийных документах было признано существование 15-ти социалистических стран.

Особый путь Югославии

Многонациональное государственное образование – Социалистическая Федеративная Республика Югославия – существовавшее на Балканах с 1946 по 1992 год, относилось коммунистическими обществоведами к соцлагерю с большими оговорками. Напряженность в отношении коммунистических теоретиков к Югославии появилась после ссоры двух лидеров – Сталина и Иосипа Броз Тито.

Одной из причин этого конфликта называлась Болгария. София, по замыслу «вождя народов», должна была стать столицей одной из республик в составе общего с Югославией федеративного государства. Но югославский лидер отказался подчиниться сталинскому диктату. Впоследствии он стал заявлять о собственном пути к социализму, отличном от советского. Это выражалось в ослаблении государственного планирования в экономике, в свободе перемещения граждан по европейским странам, в отсутствии засилья идеологии в культуре и искусстве. После смерти Сталина в 1953 году разногласия между СССР и Югославией потеряли остроту, но своеобразие балканского социализма оставалось.

Восстание в Будапеште 1956 года

Впервые ареной народных волнений, которые были погашены советскими танками, стала еще в 1953 году Германская Демократическая Республика. Более драматические события произошли в другой стране народной демократии.

Венгрия во время Второй мировой воевала на стороне Гитлера и по решению международных организаций была обязана выплачивать контрибуцию. Это влияло на экономическую обстановку в стране. При поддержке советских оккупационных войск во главе Венгрии стали люди, копировавшие самые негативные стороны сталинской модели руководства - личную диктатуру, насильственную коллективизацию в сельском хозяйстве, подавление инакомыслия с помощью огромной армии органов госбезопасности и информаторов.

Акции протеста начали студенты и интеллигенция, поддержавшие Имре Надя – другого лидера коммунистов, сторонника демократизации в экономике и общественной жизни. Конфликт вышел на улицы, когда сталинисты в руководстве правящей Венгерской партии трудящихся обратились к СССР с просьбой о вооруженной поддержке при смещении Надя. Танки были введены, когда начались самосуды над сотрудниками госбезопасности.

Выступление было подавлено при активном участии советского посла – будущего главы КГБ Ю. В. Андропова. Со стороны восставших были убиты более 2,5 тыс. человек, советские войска потеряли 669 человек убитыми, более полутора тысяч было ранено. Имре Надь был задержан, осужден и казнён. Всему миру была показана решимость советских лидеров применять силу при малейшей угрозе своей политической системе.

Пражская весна

Следующий заметный конфликт между сторонниками реформ и теми, кого вдохновляли образы сталинского прошлого, произошел в 1968 году в Чехословакии. Выбранный первым секретарем Коммунистической партии Чехословакии Александр Дубчек был представителем нового типа руководителей. Они не ставили под сомнение правильность общего пути, по которому двигалась Чехословацкая социалистическая республика, высказывалась лишь мысль о возможности построения «социализма с человеческим лицом».

Этого было достаточно, чтобы около восточных рубежей ЧССР были начаты военные учения войск Варшавского договора, куда прислали свои войска почти все социалистические страны. При первых признаках сопротивления реформаторов приходу руководства, согласного с линией КПСС, 300-тысячный контингент перешел границу. Сопротивление носило в основном ненасильственный характер и не потребовало применения серьезных силовых методов. Но события в Праге имели большой резонанс среди сторонников перемен в Советском Союзе и странах социализма.

Разный облик культа личности

Принцип народовластия, участия широких масс в управлении всеми сторонами жизни общества лежит в основе марксистской системы построения государства. Но история показала, что именно отсутствие ответственности власти за свои решения стало причиной негативных явлений почти во всех соцстранах, это явилось одной из многих причин краха коммунистических режимов.

Ленин, Сталин, Мао Цзэдун, – отношение к этим личностям часто принимало абсурдные черты поклонения божествам. Династия Кимов, которыми в течение 60-ти лет управляется Корейская Народно-Демократическая Республика, имеет явные аналогии с фараонами Древнего Египта, хотя бы по масштабу памятников. Брежнев, Чаушеску, Тодор Живков в Болгарии и др. – почему-то в странах социализма руководящие органы становились источником застоя, превращали выборную систему народовластия в фикцию, когда десятилетиями на вершине оставались серые личности скромного масштаба.

Китайский вариант

Это одна из немногих стран, сохранивших приверженность к социалистическому пути развития и до сего дня. Китайская Народная Республика для многих приверженцев коммунистической идеи кажется мощнейшим аргументом в спорах о правильности идей марксизма-ленинизма.

Экономика Китая развивается темпами, самыми быстрыми в мире. Давно решена продовольственная проблема, с невиданной скоростью развиваются города, проведена незабываемая Олимпиада в Пекине, общепризнанны китайские достижения в культуре и спорте. И все это происходит в стране, где правящей с 1947 года является Коммунистическая партия Китая, а в Конституции КНР закреплено положение о демократической диктатуре народа в форме социалистического государства.

Поэтому многие указывают китайский вариант как направление, по которому следовало идти при реформе КПСС, при перестройке советского общества, в этом видят возможный путь спасения Советского союза от развала. Но даже чисто теоретические рассуждения показывают полную несостоятельность этой версии. Китайское направление развития социализма было возможно только в Китае.

Социализм и религия

Среди определяющих факторов специфики китайского коммунистического движения называют главные: огромные людские ресурсы и удивительную смесь религиозных традиций, где главная роль принадлежит конфуцианству. Это древнее учение утверждает главенство традиций и ритуалов в жизнеустройстве: человеку следует быть довольным своим положением, усердно трудиться, почитая поставленного над ним вождя и учителя.

Марксистская идеология в сочетании с догмами конфуцианства дало причудливую смесь. В ней годы невиданного культа Мао, когда политика менялась дикими зигзагами, в зависимости от личных устремлений Великого кормчего. Показательны метаморфозы отношений Китая и СССР - от песен о Великой дружбе до вооруженного конфликта на острове Даманский.

Трудно представить в другом современном обществе и такое явление, как преемственность в руководстве, какую декларирует КПК. Китайская Народная Республика в нынешнем виде – воплощение идей Дэна Сяопина о строительстве социализма с китайской спецификой, претворяемых в жизнь уже четвертым поколением руководителей. Суть этих постулатов привела бы в негодование истинных ревнителей коммунистических догм из середины XX века. Они не нашли бы в них ничего социалистического. Свободные экономические зоны, активное присутствие иностранного капитала, второе место в мире по количеству миллиардеров и публичные казни за коррупцию – таковы реалии социализма по-китайски.

Время «бархатных революций»

Начало горбачевских реформ в СССР дало старт изменениям политической системы социалистических стран. Гласность, плюрализм мнений, экономическая свобода – эти лозунги были подхвачены в странах Восточной Европы и быстро привели к смене общественного строя в бывших соцстранах. Эти процессы, приведшие к одинаковому результату в разных странах, имели массу национальных особенностей.

В Польше смена общественной формации началась раньше других. Она имела вид революционных выступлений независимых профсоюзов – объединения «Солидарность» - при активной поддержке очень авторитетной в стране католической церкви. Первые свободные выборы привели к поражению правящей Польской Объединенной Рабочей партии и сделали первым президентом Польши бывшего профсоюзного лидера Леха Валенсу.

В ГДР основной побудительной причиной глобальных изменений стало стремление к единству страны. Восточная Германия быстрее других влилась в экономическое и политическое пространство Западной Европы, её население скорее других народов почувствовало не только положительный эффект наступления нового времени, но и вызванные этим проблемы.

Название «бархатная революция» родилось в ЧССР. Демонстрация студентов и присоединившейся к ней творческой интеллигенции постепенно и без насилия привела к смене руководства страны, а впоследствии - к разделу страны на Чехию и Словакию.

Мирный характер был у процессов, происходивших в Болгарии и Венгрии. Правящие коммунистические партии, лишившись активной поддержки из СССР, не стали препятствовать свободному волеизъявлению радикально настроенных слоев населения, и власть перешла к силам иной политической ориентации.

Другими были события в Румынии и Югославии. Режим Николая Чаушеску решил использовать для борьбы за власть хорошо развитую систему госбезопасности – секуритате. При неясных обстоятельствах было спровоцировано силовое подавление волнений общественности, что вызвало арест, суд и расстрел четы Чаушеску.

Югославский сценарий осложнялся межнациональными конфликтами в республиках, входивших в состав федеративного государства. Долгая гражданская война привела к многочисленным жертвам и появлению на карте Европы нескольких новых государств…

В истории нет обратного хода

КНР, Куба и Корейская Народно-Демократическая республика позиционируются как соцстраны, мировая система давно ушла в прошлое. Одни горько сожалеют о том времени, другие стараются вытравить память о нем, разрушив памятники и запрещая любые упоминания. Третьи говорят о самом разумном - идти вперед, используя уникальный опыт, выпавший на долю народов бывших социалистических стран.

3. СССР и страны социалистического лагеря

Отказавшись от курса на мировую революцию, СССР продолжал занимать лидирующее положение в восточно-европейских социалистических странах. Это направление советской внешней политики также содержало свои противоречия. Признание возможности различных форм построения социализма сочеталось со стремлением обеспечить себе позицию «старшего брата».

3.1. Курс на укрепление социалистического содружества осуществлялся различными

– происходила некоторая либерализация связей с социалистическими государствами.

В 1955 г. по инициативе советского руководства были нормализованы отношения с Югославией;

– оказывалась огромная практически безвозмездная помощь «братским» странам;

– развивались новые формы сотрудничества в экономической, военно-политической, культурной областях.

В первой половине 50-х гг. успешно развивались отношения СССР и Китайской Народной Республики, особенно в сфере торгово-экономических связей и научно-технического сотрудничества.

В 1955 г. экономическое сотрудничество социалистических стран в рамках СЭВ было дополнено военно-политическим. В мае этого года СССР, Германская Демократическая Республика, Польская Народная Республика, Венгерская Народная Республика, Румынская Народная Республика, Народная Республика Болгария и Народная Республика Албания заключили в Варшаве Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи, предусматривавший создание объединенных вооруженных сил и выработку единой оборонной доктрины. ОбразованиеОрганизации Варшавского Договора (ОВД) легализовало присутствие советских войск в Восточной Европе. Данное обстоятельство широко использовалось советской стороной для вмешательства во внутренние дела стран-участниц ОВД.

3.2. Политический кризис в странах Восточной Европы и реакция СССР. Процесс десталинизации в СССР получил широкий отклик в ряде социалистических стран (в Польше, Венгрии, ГДР), которым в свое время была навязана советская модель. Здесь в середине 50-х гг. возник серьезный политический кризис.

– В октябре 1956 г. в Венгрии вспыхнуло восстание, которое было подавлено совместными действиями венгерских коммунистов и частей советской армии (в ходе столкновений погибло 2,5 тыс. венгров).

– Ранее руководство СССР было готово применить вооруженную силу и в Польше, но там удалось добиться стабилизации положения мирными средствами.

– В серьезный кризис вылились события 1961 г. в ГДР, где значительная часть населения выступала за изменение политического строя страны. Вавгусте 1961 г. в ответ на массовое бегство восточных немцев в Западный Берлин между двумя частями города была воздвигнутаБерлинская стена, ставшая символом противостояния Востока и Запада.

3.3. Попытки укрепления международного коммунистического движения. Создание Берлинской стены, как и подавление восстания в Венгрии, не только подрывали авторитет

СССР в глазах народов Восточной Европы (укрепляя при этом связи правящих режимов этих стран и советского руководства), но и отрицательно сказались на развитии международных отношений в Европе, привели к падению авторитета СССР и популярности коммунистических идей в мире.

С целью противодействия этим тенденциям в 1957 и 1960 гг. в Москве были проведены Совещания представителей коммунистических и рабочих партий, на которых резко отри-

Р. А. Арсланов, М. Н. Мосейкина, Т. Н. Смирнова, В. В. Керов. «Краткий курс истории России с древнейших времён до начала XXI века»

цательно оценивались выступления в Польше и Венгрии. В документах Совещаний вновь подчеркивалась особая роль СССР и его опыта социалистического строительства.

3.4. Взаимоотношения СССР с Китаем и Албанией. Во второй половине 50-х гг. во взаимоотношениях с этими странами возникли сложные проблемы. После XX съезда КПСС руководители Китая и Албании обвинили советское руководство во главе с Н. С. Хрущевым в попытках «ревизионизма» марксистской теории и практики, резко выступили против осуждения культа личности в Советском Союзе. Критика сталинизма не получила также одобрения в КНДР, отчасти в Румынии.

Обострение отношений между СССР и Албанией началось в 1960 г., а уже в 1961 г.

они были практически прерваны. Албания отказалась предоставить СССР территорию для военно-морских баз и арестовала советские подводные лодки, находившиеся в ее портах.

В своей политике албанское правительство опиралось на помощь и поддержку китайского руководства.

Обострение советско-китайских отношенийвело к фактическому развалу единой социалистической системы, созданной Сталиным после Второй мировой войны. Китай претендовал на роль второго центра в социалистическом содружестве и мировом коммунистическом движении, с чем не могло согласиться советское руководство во главе с Н. С. Хрущевым. В результате обозначилось открытое противостояние двух политических центров – КПК и КПСС.

Кроме того, в китайских кругах высказывались претензии на некоторые советские территории.

Р. А. Арсланов, М. Н. Мосейкина, Т. Н. Смирнова, В. В. Керов. «Краткий курс истории России с древнейших времён до начала XXI века»

4. Взаимоотношения с развивающимися странами

4.1. Распад колониальной системы и образование независимых государств после Второй мировой войны заставили советское руководство обратить внимание на страны «третьего мира». На XX съезде КПСС национально-освободительное движение было названо

одной из трех ведущих сил мирового революционного процесса, наряду с мировой системой социализма и международным коммунистическим движением.

Впервые глава Советского государства Н. С. Хрущев нанес визиты в такие страны, как Индия, Бирма, Индонезия, Афганистан, Египет. Всего за 1957–1964 гг. Москва обменялась визитами более чем с 20 развивающимися странами. Было подписано 20 различных соглашений о сотрудничестве.

В 1957 г. в Москве прошел Всемирный фестиваль молодежи и студентов с участием представителей всех континентов.

4.2. Военно-политическая и экономическая помощь. СССР, заботясь об укреплении своих позиций в освободившихся странах, оказывал им активную материальную и военную помощь. При этом особой поддержкой пользовались страны, избравшие путьсоциалисти-

ческой ориентации.

За счет советской помощи до 50 % ассигнований на экономическое развитие покры-

вала О АР (Египет) и до 15 % – Индия.

5 февраля 1960 г. в целях оказания поддержки развивающимся странам Азии, Африки, Латинской Америки в деле подготовки национальных кадров в Москве открылся Университет дружбы народов (с 1961 г. имени Патриса Лумумбы).

Военно-политическая помощь. В то же время увеличивавшаяся военная помощь не только помогала развивавшимся странам отстаивать свою независимость (как это было в 1956 г. в Египте, когда интервенция Англии, Франции и Израиля была предотвращена угрозой СССР послать своих «добровольцев»), но нередко приводила к расширению конфликтов, превращению их в затяжные локальные войны. Такая политика Советского Союза была аналогична внешнеполитической линии США, насаждавшей «союзнические» режимы в странах Азии, Африки и Латинской Америки. В начавшейся в

1961 г. войне в Индокитае происходило военное столкновение США (открыто) и СССР

Р. А. Арсланов, М. Н. Мосейкина, Т. Н. Смирнова, В. В. Керов. «Краткий курс истории России с древнейших времён до начала XXI века»

5. Выводы

1. В целом в середине 50-х – первой половине 60-х гг. международная обстановка характеризовалась определеннойстабилизацией и снижением международной напряжен-

ности. В этот период предпринимались попытки ограничения вооруженных сил, устанавливались контакты между лидерами ведущих держав мира.

2. Советская внешняя политика претерпела изменения в сторону либерализации курса.

Был утвержден принцип мирного сосуществования государств с различным политическим строемкак основа внешнеполитической концепции СССР; признавалось разнообразие путей перехода к социализму.

3. При этом неизменным оставался курс на непримиримое противоборство с мировым капитализмом, сохранялся примат идеологии над политикой, что приводило к острейшим политическим кризисам на международной арене. В связи с окончательным оформлением двублокового противостояния усилилась борьба между СССР и западными странами за влияние в странах «третьего мира». Одновременно наметилась тесная координация действий западных держав в борьбе против «советской экспансии» в освободившихся странах.