Касаткин биография. Николай Касаткин

Место смерти
  • Рыбинск , Ярославская область , РСФСР , СССР

Ефи́м Дави́дович Зозу́ля (1891-1941) - русский советский прозаик и журналист.

Биография

Сын мелкого служащего. Детство прошло в Лодзи и Одессе . С 1911 он работал журналистом в Одессе, а в 1914-1918 - в Петрограде .

В 1919 переехал в Москву; в 1923 вместе с М. Кольцовым основал журнал «Огонёк» (был составителем номеров, постоянным автором, позднее организовал книжную серию «Библиотека „Огонька“»). В 1927 году принял участие в коллективном романе «Большие пожары », публиковавшемся в журнале.

В 1927-1929 было издано его собрание сочинений в трёх томах (запланированный 4-й том так и не вышел). Два романа 3озули, писавшиеся около 1930, остались незавершёнными. В 1930-е годы печатался мало и только в журналах.

С началом войны пошёл в ополчение рядовым, два месяца служил в артиллерии, затем получил назначение во фронтовую газету. Военный корреспондент газеты 31-й армии "Иду на врага" Зозуля Е.Д. умер от ран 3.11.1941 года . Причиной стала гангрена пальцев ног и пневмония . Похоронен в г. Рыбинске, на Старо-Георгиевском прицерковном кладбище.

Творчество 3озули было забыто, его произведения не издавались. Единственное посмертное издание выходило в 1962.

Творчество

3озуля - большой мастер психологического рассказа, его творчество вначале развивалось в традиции А. Чехова . Его внимание привлекают отношения между людьми и события повседневной городской жизни, которые писатель как бы рассматривает в микроскоп, увеличивая некоторые частности, а иногда делая сатирические обобщения. 3озуля обладал удивительной наблюдательностью, помогавшей ему открывать типичные черты и явления в случайностях жизни.

Книги

Собрания

  • Сочинения. Т. 1. М.-Пб.: Круг, 1923. - 270 с.
  • Собрание сочинений / С критико-биогр. очерком Мих. Кольцова и портр. автора. М.-Л.: Земля и фабрика.
    • Т. 1: Рассказ об Аке и человечестве. 1927. - 261, с., л. портр.
    • Т. 2: Гибель Главного города. 1928. - 248, с., л. объявл.
    • Т. 3: Эпоха. 1929. - 278 с., л. объявл.
  • Собрание новелл. М.: Федерация, 1930. - 218, с., л. объявл.

Рассказы

  • Гибель Главного города. Пг.: Новый Сатирикон, 1918. - 128 с.
  • Граммофон веков : Рассказ. М.: Аврора, 1923. - 28, с. (Избр. произв. худ. лит-ры. № 1).
  • Гибель Главного города: Рассказы. [М.]: Рабочая Москва, 1925. - 74 с. (Всеобщая б-ка. № 3).
  • Лимонада: Рассказы. М.: [Правда], 1925. - 63 с. (Б-ка «Прожектор». № 9).
  • Рассказ об Аке и человечестве. М.: Огонёк, 1925. - 62, с. (Б-ка «Огонёк». № 70).
  • Рассказы. М.: Огонёк, 1925. - 62, с. (Б-ка «Огонёк». № 8).
    • То же. Изд. 2-е.
  • Весенние рассказы. М.: Огонёк, 1926. - 48 с. (Б-ка «Огонёк». № 127).
  • Интересная девушка и другие рассказы. М.: Огонёк, 1927. - 35 с., с. объявл. (Б-ка «Огонёк». № 303).
  • Рассказы. М.: Огонёк, 1929. - 51 с., с. объявл. (Б-ка «Огонёк». № 453).
  • Маленькие рассказы. М.: Огонёк, 1929. - 40 с. (Б-ка «Огонёк». № 489).
  • Слава. М.: Огонёк, 1929. - 40 с. (Б-ка «Огонёк». № 490).
  • Поэмы. М.: Огонёк, 1930. - 38 с., с. объявл. (Б-ка «Огонёк». № 565).
  • Рассказы. М.: Жур.-газ. объед., 1932. - 36, с., 2 с. объявл. (Б-ка «Огонёк». № 20 (674)). На обл. загл.: Маленькие рассказы.
  • 52 новеллы из цикла «Тысяча». М.: Жур.-газ. объед., 1935. - 80 с. (Б-ка «Огонёк». № 44-45 (815-816)).
  • Пятьдесят новелл из цикла «Тысяча». М.: Жур.-газ. объед., 1935. - 80 с. (Б-ка «Огонёк». № 25-26 (868-869)).
  • Новеллы [из цикла «Тысяча»]. М.: Радио-издат., 1936. - 16 с. (Микрофонные материалы Упр-ния местного вещания Всес. радиоком-та. Лит.-худ. ред. № 9). На правах рукописи.
  • Разные новеллы. М.: Жур.-газ. объед., 1936. - 48 с. (Б-ка «Огонёк». № 61 (976)).
  • Новеллы из цикла «Тысяча». М.: Жур.-газ. объед., 1937. - 60, с., 2 с. объявл. (Б-ка «Огонёк». № 51-52 (1038-1039)).
  • Я дома: Рассказы / [Вступ. ст. А. Дейча]. М.: Сов. писатель, 1962. - 250 с.

Очерки

  • Что запомнилось: Революционные дни в Петрограде. [Пг.]: Скобелевск. ком., 1917. - 16 с. (Дешёвая нар. б-ка).
  • Встречи / Предисл. А. Луначарского. М.: Огонёк, 1927. - 49, с., 1 с. объявл. (Б-ка «Огонёк». № 288).
  • Из Москвы на Корсику и обратно. Л.: Прибой, 1928. - 149 с., с. объявл.
  • По Европе. М.: Огонёк, 1928. - 43 с., с. объявл. (Б-ка «Огонёк». № 339).
  • Два портрета: [Блюхер, Гугель]. М.: Жур.-газ. объед., 1932. - 35 с., 1 с. объявл. (Б-ка «Огонек». № 53).
  • Будет ли «Максим Горький» летать 1-го мая. [М.]: тип. Госбанка СССР, . - 4 с.
  • Громов осваивает машину. [М.]: тип. Госбанка СССР, . - 4 с.
  • Моя Москва. М.: Жур.-газ. объед., 1936. - 45, с., 1 с. объявл. (Б-ка «Огонёк». № 7 (922)).

Ефи́м Дави́дович Зозу́ля (1891-1941) - русский советский прозаик и журналист.

Биография

Сын мелкого служащего. Детство прошло в Лодзи и Одессе . С 1911 он работал журналистом в Одессе, а в 1914-1918 - в Петрограде .

В 1919 переехал в Москву; в 1923 вместе с М. Кольцовым основал журнал «Огонёк» (был составителем номеров, постоянным автором, позднее организовал книжную серию «Библиотека „Огонька“»). В 1927 году принял участие в коллективном романе «Большие пожары », публиковавшемся в журнале.

В 1927-1929 было издано его собрание сочинений в трёх томах (запланированный 4-й том так и не вышел). Два романа 3озули, писавшиеся около 1930, остались незавершёнными. В 1930-е годы печатался мало и только в журналах.

С началом войны пошёл в ополчение рядовым, два месяца служил в артиллерии, затем получил назначение во фронтовую газету. Военный корреспондент газеты 31-й армии "Иду на врага" Зозуля Е.Д. умер от ран 3.11.1941 года . Причиной стала гангрена пальцев ног и пневмония . Похоронен в г. Рыбинске, на Старо-Георгиевском прицерковном кладбище.

Творчество 3озули было забыто, его произведения не издавались. Единственное посмертное издание выходило в 1962.

Творчество

3озуля - большой мастер психологического рассказа, его творчество вначале развивалось в традиции А. Чехова . Его внимание привлекают отношения между людьми и события повседневной городской жизни, которые писатель как бы рассматривает в микроскоп, увеличивая некоторые частности, а иногда делая сатирические обобщения. 3озуля обладал удивительной наблюдательностью, помогавшей ему открывать типичные черты и явления в случайностях жизни.

Книги

Собрания

  • Сочинения. Т. 1. М.-Пб.: Круг, 1923. - 270 с.
  • Собрание сочинений / С критико-биогр. очерком Мих. Кольцова и портр. автора. М.-Л.: Земля и фабрика.
    • Т. 1: Рассказ об Аке и человечестве. 1927. - 261, с., л. портр.
    • Т. 2: Гибель Главного города. 1928. - 248, с., л. объявл.
    • Т. 3: Эпоха. 1929. - 278 с., л. объявл.
  • Собрание новелл. М.: Федерация, 1930. - 218, с., л. объявл.

Рассказы

  • Гибель Главного города. Пг.: Новый Сатирикон, 1918. - 128 с.
  • Граммофон веков: Рассказ. М.: Аврора, 1923. - 28, с. (Избр. произв. худ. лит-ры. № 1).
  • Гибель Главного города: Рассказы. [М.]: Рабочая Москва, 1925. - 74 с. (Всеобщая б-ка. № 3).
  • Лимонада: Рассказы. М.: [Правда], 1925. - 63 с. (Б-ка «Прожектор». № 9).
  • Рассказ об Аке и человечестве. М.: Огонёк, 1925. - 62, с. (Б-ка «Огонёк». № 70).
  • Рассказы. М.: Огонёк, 1925. - 62, с. (Б-ка «Огонёк». № 8).
    • То же. Изд. 2-е.
  • Весенние рассказы. М.: Огонёк, 1926. - 48 с. (Б-ка «Огонёк». № 127).
  • Интересная девушка и другие рассказы. М.: Огонёк, 1927. - 35 с., с. объявл. (Б-ка «Огонёк». № 303).
  • Рассказы. М.: Огонёк, 1929. - 51 с., с. объявл. (Б-ка «Огонёк». № 453).
  • Маленькие рассказы. М.: Огонёк, 1929. - 40 с. (Б-ка «Огонёк». № 489).
  • Слава. М.: Огонёк, 1929. - 40 с. (Б-ка «Огонёк». № 490).
  • Поэмы. М.: Огонёк, 1930. - 38 с., с. объявл. (Б-ка «Огонёк». № 565).
  • Рассказы. М.: Жур.-газ. объед., 1932. - 36, с., 2 с. объявл. (Б-ка «Огонёк». № 20 (674)). На обл. загл.: Маленькие рассказы.
  • 52 новеллы из цикла «Тысяча». М.: Жур.-газ. объед., 1935. - 80 с. (Б-ка «Огонёк». № 44-45 (815-816)).
  • Пятьдесят новелл из цикла «Тысяча». М.: Жур.-газ. объед., 1935. - 80 с. (Б-ка «Огонёк». № 25-26 (868-869)).
  • Новеллы [из цикла «Тысяча»]. М.: Радио-издат., 1936. - 16 с. (Микрофонные материалы Упр-ния местного вещания Всес. радиоком-та. Лит.-худ. ред. № 9). На правах рукописи.
  • Разные новеллы. М.: Жур.-газ. объед., 1936. - 48 с. (Б-ка «Огонёк». № 61 (976)).
  • Новеллы из цикла «Тысяча». М.: Жур.-газ. объед., 1937. - 60, с., 2 с. объявл. (Б-ка «Огонёк». № 51-52 (1038-1039)).
  • Я дома: Рассказы / [Вступ. ст. А. Дейча]. М.: Сов. писатель, 1962. - 250 с.

Очерки

  • Что запомнилось: Революционные дни в Петрограде. [Пг.]: Скобелевск. ком., 1917. - 16 с. (Дешёвая нар. б-ка).
  • Встречи / Предисл. А. Луначарского. М.: Огонёк, 1927. - 49, с., 1 с. объявл. (Б-ка «Огонёк». № 288).
  • Из Москвы на Корсику и обратно. Л.: Прибой, 1928. - 149 с., с. объявл.
  • По Европе. М.: Огонёк, 1928. - 43 с., с. объявл. (Б-ка «Огонёк». № 339).
  • Два портрета: [Блюхер, Гугель]. М.: Жур.-газ. объед., 1932. - 35 с., 1 с. объявл. (Б-ка «Огонек». № 53).
  • Будет ли «Максим Горький» летать 1-го мая. [М.]: тип. Госбанка СССР, . - 4 с.
  • Громов осваивает машину. [М.]: тип. Госбанка СССР, . - 4 с.
  • Моя Москва. М.: Жур.-газ. объед., 1936. - 45, с., 1 с. объявл. (Б-ка «Огонёк». № 7 (922)).

Документальная

Источники

  • Казак В. Лексикон русской литературы XX века = Lexikon der russischen Literatur ab 1917 / [пер. с нем.]. - М . : РИК «Культура», 1996. - XVIII, 491, с. - 5000 экз. - ISBN 5-8334-0019-8 .

Напишите отзыв о статье "Зозуля, Ефим Давидович"

Ссылки

Отрывок, характеризующий Зозуля, Ефим Давидович

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 20 30 40 50 60 70 80 90 100 110 120 130 140 150 160
Написав по этой азбуке цифрами слова L"empereur Napoleon [император Наполеон], выходит, что сумма этих чисел равна 666 ти и что поэтому Наполеон есть тот зверь, о котором предсказано в Апокалипсисе. Кроме того, написав по этой же азбуке слова quarante deux [сорок два], то есть предел, который был положен зверю глаголати велика и хульна, сумма этих чисел, изображающих quarante deux, опять равна 666 ти, из чего выходит, что предел власти Наполеона наступил в 1812 м году, в котором французскому императору минуло 42 года. Предсказание это очень поразило Пьера, и он часто задавал себе вопрос о том, что именно положит предел власти зверя, то есть Наполеона, и, на основании тех же изображений слов цифрами и вычислениями, старался найти ответ на занимавший его вопрос. Пьер написал в ответе на этот вопрос: L"empereur Alexandre? La nation Russe? [Император Александр? Русский народ?] Он счел буквы, но сумма цифр выходила гораздо больше или меньше 666 ти. Один раз, занимаясь этими вычислениями, он написал свое имя – Comte Pierre Besouhoff; сумма цифр тоже далеко не вышла. Он, изменив орфографию, поставив z вместо s, прибавил de, прибавил article le и все не получал желаемого результата. Тогда ему пришло в голову, что ежели бы ответ на искомый вопрос и заключался в его имени, то в ответе непременно была бы названа его национальность. Он написал Le Russe Besuhoff и, сочтя цифры, получил 671. Только 5 было лишних; 5 означает «е», то самое «е», которое было откинуто в article перед словом L"empereur. Откинув точно так же, хотя и неправильно, «е», Пьер получил искомый ответ; L"Russe Besuhof, равное 666 ти. Открытие это взволновало его. Как, какой связью был он соединен с тем великим событием, которое было предсказано в Апокалипсисе, он не знал; но он ни на минуту не усумнился в этой связи. Его любовь к Ростовой, антихрист, нашествие Наполеона, комета, 666, l"empereur Napoleon и l"Russe Besuhof – все это вместе должно было созреть, разразиться и вывести его из того заколдованного, ничтожного мира московских привычек, в которых, он чувствовал себя плененным, и привести его к великому подвигу и великому счастию.
Пьер накануне того воскресенья, в которое читали молитву, обещал Ростовым привезти им от графа Растопчина, с которым он был хорошо знаком, и воззвание к России, и последние известия из армии. Поутру, заехав к графу Растопчину, Пьер у него застал только что приехавшего курьера из армии.
Курьер был один из знакомых Пьеру московских бальных танцоров.
– Ради бога, не можете ли вы меня облегчить? – сказал курьер, – у меня полна сумка писем к родителям.
В числе этих писем было письмо от Николая Ростова к отцу. Пьер взял это письмо. Кроме того, граф Растопчин дал Пьеру воззвание государя к Москве, только что отпечатанное, последние приказы по армии и свою последнюю афишу. Просмотрев приказы по армии, Пьер нашел в одном из них между известиями о раненых, убитых и награжденных имя Николая Ростова, награжденного Георгием 4 й степени за оказанную храбрость в Островненском деле, и в том же приказе назначение князя Андрея Болконского командиром егерского полка. Хотя ему и не хотелось напоминать Ростовым о Болконском, но Пьер не мог воздержаться от желания порадовать их известием о награждении сына и, оставив у себя воззвание, афишу и другие приказы, с тем чтобы самому привезти их к обеду, послал печатный приказ и письмо к Ростовым.
Разговор с графом Растопчиным, его тон озабоченности и поспешности, встреча с курьером, беззаботно рассказывавшим о том, как дурно идут дела в армии, слухи о найденных в Москве шпионах, о бумаге, ходящей по Москве, в которой сказано, что Наполеон до осени обещает быть в обеих русских столицах, разговор об ожидаемом назавтра приезде государя – все это с новой силой возбуждало в Пьере то чувство волнения и ожидания, которое не оставляло его со времени появления кометы и в особенности с начала войны.
Пьеру давно уже приходила мысль поступить в военную службу, и он бы исполнил ее, ежели бы не мешала ему, во первых, принадлежность его к тому масонскому обществу, с которым он был связан клятвой и которое проповедывало вечный мир и уничтожение войны, и, во вторых, то, что ему, глядя на большое количество москвичей, надевших мундиры и проповедывающих патриотизм, было почему то совестно предпринять такой шаг. Главная же причина, по которой он не приводил в исполнение своего намерения поступить в военную службу, состояла в том неясном представлении, что он l"Russe Besuhof, имеющий значение звериного числа 666, что его участие в великом деле положения предела власти зверю, глаголящему велика и хульна, определено предвечно и что поэтому ему не должно предпринимать ничего и ждать того, что должно совершиться.

У Ростовых, как и всегда по воскресениям, обедал кое кто из близких знакомых.
Пьер приехал раньше, чтобы застать их одних.
Пьер за этот год так потолстел, что он был бы уродлив, ежели бы он не был так велик ростом, крупен членами и не был так силен, что, очевидно, легко носил свою толщину.
Он, пыхтя и что то бормоча про себя, вошел на лестницу. Кучер его уже не спрашивал, дожидаться ли. Он знал, что когда граф у Ростовых, то до двенадцатого часу. Лакеи Ростовых радостно бросились снимать с него плащ и принимать палку и шляпу. Пьер, по привычке клубной, и палку и шляпу оставлял в передней.
Первое лицо, которое он увидал у Ростовых, была Наташа. Еще прежде, чем он увидал ее, он, снимая плащ в передней, услыхал ее. Она пела солфеджи в зале. Он внал, что она не пела со времени своей болезни, и потому звук ее голоса удивил и обрадовал его. Он тихо отворил дверь и увидал Наташу в ее лиловом платье, в котором она была у обедни, прохаживающуюся по комнате и поющую. Она шла задом к нему, когда он отворил дверь, но когда она круто повернулась и увидала его толстое, удивленное лицо, она покраснела и быстро подошла к нему.
– Я хочу попробовать опять петь, – сказала она. – Все таки это занятие, – прибавила она, как будто извиняясь.
– И прекрасно.
– Как я рада, что вы приехали! Я нынче так счастлива! – сказала она с тем прежним оживлением, которого уже давно не видел в ней Пьер. – Вы знаете, Nicolas получил Георгиевский крест. Я так горда за него.

Ефим Зозуля - один из выдающихся отечественных писателей, чье имя и творчество возвращаются в большую литературу после многолетнего незаслуженного забвения. В первые десятилетия 20 века он был широко известен и как блистательный автор "Сатирикона", и как один из создателей журнала "Огонек", но сегодня он интересен как автор сатирических, фантасмагорических антиутопий, в которых узнавались реалии жизни в СССР, содержались меткие и беспощадные пророчества.

Ефим Зозуля погиб в боях подо Ржевом в ноябре 1941 года. Выросло несколько поколений читателей, и не подозревающих о творчестве писателя, который тесно был связан с Одессой. В предлагаемом сборнике Евгений Голубовский собрал из старых изданий, ставших библиографической редкостью, самые яркие и значительные его произведения, которые интересны и актуальны и сегодня - в XXI веке

Ефим Давыдович Зозуля
Мастерская человеков

и другие гротескные, фантастические и сатирические произведения

Е. Голубовский. Много званых, но мало избранных

Эта евангельская формула всё время была в памяти, весь год, что я думал о книге Ефима Зозули, о значимости его творчества, о несправедливости судьбы, оставившей этого писателя не просто вне контекста русской литературы, но, по сути, вне современного корпуса сочинений русских писателей.

Думал о том, что именно из Одессы должно начаться второе прочтение Ефима Зозули, из города, где сто лет назад, в 1911 году, он, двадцатилетний юноша, вошел в ряд блистательных одесских фельетонистов.

Иногда говорят: складываются карты. Я бы сказал, что складывались числа. 10 декабря 1891 года, сто двадцать лет назад, будущий писатель родился в Москве, детство его прошло в Лодзи, юность в Одессе, где он и стал популярным литератором. Уже в 1914-м году его пригласили в Петербург, затем были Москва, Киев и вновь Москва…

В зловещие тридцатые, когда арестовывали ближайших друзей, его не арестовали, но просто перестали печатать, и каждый день казалось, что за ним придут… Но не пришли. А 23 июня 1941 года, на второй день войны, пятидесятилетний писатель пришел в военкомат и записался добровольцем в ряды Московского ополчения.

Он погиб подо Ржевом, в страшной ржевской мясорубке, 3 ноября 1941 года, семьдесят лет назад.

У Александра Твардовского есть стихотворение, читая которое не могу не думать о Ефиме Давидовиче Зозуле, хоть написано оно в память тысячах павших.

Я убит подо Ржевом,
В безымянном болоте.
В пятой роте, на левом,
При жестоком налёте…

Но вернемся к литературе – к делу жизни Ефима Зозули.

Дмитрий Карамазов в романе Ф. М. Достоевского произносит фразу, позже растасканную на цитаты: "широк человек, слишком даже широк, я бы сузил".

Кажется, этой решимостью "сузить" пользуются "большие" издательства. Вернули читателю Булгакова и Платонова, Пастернака и Мандельштама и многих других замечательных писателей и поэтов. Но остаются в забвении Андрей Новиков, сатирик, близкий друг Андрея Платонова, Леонид Грабарь, сатирик, которого почитал Михаил Зощенко, сатирик Михаил Козырев, написавший первый рассказ в Одессе в 1921 году, а в 1942-м расстрелянный за "сатиру на советскую власть"…

Таким же образом "сузили" Ефима Зозулю. В 1928 году в издательстве "Земля и фабрика" выходит его собрание сочинений в трех томах (четвертый не вышел, хоть был объявлен), издательство "Academia" выпускает сборник статей о Зозуле, среди авторов которого Анатолий Луначарский, Леонид Гроссман, Михаил Кольцов… Но это в двадцатые, а в тридцатые роман "Мастерская человеков", несмотря на конформистское предисловие прерывают в печати – в журнале "Молодая гвардия"… После Великой Отечественной войны, в 1962 году был выпущен куцый сборничек рассказов погибшего на фронте писателя с издевательским названием "Я дома". И все – дальше безмолвие.

Посмотрел Интернет. Признаюсь, обрадовался. Во Всемирную сеть выложен роман "Мастерская человеков", рассказ "Граммофон веков", воспоминания Е. Зозули "Сатириконцы".

Но еще больше обрадовало то, что есть читатели, для которых и сегодня Ефим Зозуля в числе самых любимых писателей. Вот абзац из текста в "Живом журнале", автора под ником "necrodesign"

"В этом году исполняется 120 лет со дня рождения одного из моих самых любимых писателей. Интересно, хоть кто-нибудь вспомнит? Выдающийся писатель. Да, все мы знаем Оруэлла, Замятина, но почему-то творчество Ефима Давидовича всегда оставалось в тени, что ещё больше привлекает моё внимание. Вполне возможно, что прямая подача его произведений воспринималась (точнее не воспринималась) критиками и обществом как удар сапогом в лицо! Или даже как плевок в общество. Поэтому на его произведения внимания не обращали. Подумать только, единственное издание – трёхтомник – был издан один раз ещё до Войны и больше ни разу не переиздавался!!!

Критику его я почти не читал, да и нет её вовсе. Только последнее время в Интернете можно было найти отрывки из его биографии".

Значит, действительно, широк человек и не сумели его ни сузить окончательно, ни унизить. Поэтому так важно противостоять энтропии культуры, а значит, переиздавать забытое, а то и украденное у нас, публиковать сохранившиеся в архивах тексты.

Как уже было сказано, в журналистику, в частности, в одесский журнал "Крокодил" Ефим Зозуля пришел в 1911 году. Но рассказ о его творчестве я хочу начать не с Одессы, даже не с Петербурга, где Зозуля был ответственным секретарем и, естественно, автором знаменитого "Нового Сатирикона", редактируемого Аркадием Аверченко. Большим писателем (не из "званых", а из "избранных") он стал после Октябрьского переворота, осознав, не только, что происходит, но и что может произойти.

"Новый Сатирикон" закрыт большевиками, Аверченко эмигрирует, Зозуля уезжает на юг, в Киев.

Редактировал его эсер-боевик С.Мстиславский. Затевался журнал в феврале при Директории, вышел в марте при большевиках как орган Наркомпроса, открывался "Рассказом об Аке и человечестве" Ефима Зозули. Можно сказать, что отдел прозы и "закрыл" этот журнал.

Если бы Зозуля не написал ничего, кроме этого текста, тогда еще не было термина "антиутопия", он вошел бы в большую литературу. С этого рассказа начались его гротескные, фантастические, но одновременно сатирические произведения. Много позже, для серии ЖЗЛ Е. Зозуля вместе с А.Дейчем напишут книгу о Свифте. Мне кажется, что уже в 1919 году Зозуля думал о Свифте, проникся гневом и иронией Свифта.

Жанр "Рассказа об Аке и человечестве" в двадцатые годы, когда его переиздавали, пытались определить как философскую сказку. Красиво, но ложно. Перед нами антиутопия, издевательская и точная в своем провидении. Уже опыт первых полутора лет советской власти подсказал Ефиму Зозуле сюжет фантастический и, увы, реальный.

Если до двадцатого века, начиная с Платона, Кампанеллы, Томаса Мора вплоть до Жюля Верна утопии были достаточно распространенным, а главное, позитивным, дающим надежду, жанром, то двадцатый век, с его кровавой историей, создал жанр антиутопий – мрачных пророчеств, основанных на реалиях исторической повседневности.

О чем же этот рассказ, так высоко мною ценимый?

Переворот. Коммунистическая доктрина в действии. Хоть подобные слова не названы. Всем изначально сулят блага. Но во главе – диктатура и диктатор. Название-то какое придумал Зозуля для правительства – "Коллегия Высшей решимости". А чтобы всем было хорошо, а всех оказывается, как всегда много, нужно вначале уничтожить "нежизнеспособных" И начинается "проверка права на жизнь", чтобы, как обещают оставшимся, проложить обещанный путь к светлому будущему.

Диктатор Ак (нужно думать, партийный псевдоним) мне кажется, карикатурно высмеянный Ленин. Но поскольку в 20-е годы этого категорически никто не замечал, не буду упорствовать, это может быть и Ленин, и Троцкий, и Сталин, и далее по Краткому курсу истории ВКП(б). Ак иногда жалеет человечество и тогда прячется среди папок с делами "нежизнеспособных". НЭП что ли готовит? А потом машина вновь запускается в действие. Машина уничтожения.