Дидактический материал "словарь терминов по изо". Картина - это законченное, цельное произведение искусства Связь изобразительного пространства картины с реальным пространством

КАРТИНА (ПРОИЗВЕДЕНИЕ ЖИВОПИСИ)

произведение живописи, обладающее законченным характером (в отличие от эскиза и этюда) и самостоятельным художественным значением. В отличие от фрески или книжной миниатюры, К. не обязательно связана с определенным интерьером или определенной системой декорирования. Состоит из основы (холста, деревянной или металлической доски, картона, бумаги), грунта и красочного слоя. К. - один из наиболее типичных видов станкового искусства.

Большая советская энциклопедия, БСЭ. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое КАРТИНА (ПРОИЗВЕДЕНИЕ ЖИВОПИСИ) в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • КАРТИНА в Соннике Миллера, соннике и толкованиях сновидений:
    Если во сне перед вами возникает картина - значит с Вами одновременно приключится беда и Вас обманут.Если во сне Вы …
  • ПРОИЗВЕДЕНИЕ в Словаре современной физики из книг Грина и Хокинга:
    Б. Грин Результат умножения двух …
  • КАРТИНА в Словаре терминов изобразительного искусства:
    - произведение живописи, имеющее самостоятельное художественное значение и обладающее свойством законченности (в отличие от этюда и эскиза). Состоит из основы …
  • ПРОИЗВЕДЕНИЕ
    СЛУЖЕБНОЕ - см. СДУЖЕБНС ПРОИЗВЕДЕНИЕ …
  • ПРОИЗВЕДЕНИЕ в Словаре экономических терминов:
    АУДИОВИЗУАЛЬНОЕ - см АУДИОВИЗУАЛЬНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ …
  • КАРТИНА в Высказываниях известных людей:
  • КАРТИНА в Словаре Одно предложение, определения:
    - посредник между предметом или явлением и мыслью. Сэмюэл …
  • КАРТИНА в Афоризмах и умных мыслях:
    посредник между предметом или явлением и мыслью. Сэмюэл …
  • ПРОИЗВЕДЕНИЕ
    в математике - результат умножения. Часто для краткости произведение n сомножителей a1a2...an обозначают (здесь - греческая буква "пи" - символ …
  • ЖИВОПИСИ в Большом энциклопедическом словаре:
  • ПРОИЗВЕДЕНИЕ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    в математике, результат умножения …
  • КАРТИНА в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    всякое законченное по содержанию произведение художника-живописца, независимо от рода содержания, начиная от исторического или религиозного до изображения неодушевленной природы (nature …
  • КАРТИНА в Энциклопедическом словаре:
    , -ы, ж. 1. Произведение живописи. Картинырусских художников. Развесить картины. 2. То же, что фильм (во 2 знач.) (разг.). 3. …
  • ПРОИЗВЕДЕНИЕ в Энциклопедическом словаре:
    . -я, ср. 1. см. произвести. 2. Создание, продукт труда, вообще то, что сделано, исполнено. Совершенное, образцовое п. (шедевр). П. …
  • ПРОИЗВЕДЕНИЕ
    ПРОИЗВЕД́ЕНИЕ (матем.), результат умножения. Часто для краткости П. n сомножителей a 1 a 2 ... a n обозначают (здесь П …
  • ЖИВОПИСИ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    Ж́ИВОПИСИ, СКУЛЬПТУРЫ И АРХИТЕКТУРЫ ИНСТИТУТ, см. Санкт-Петербургская Академия художеств …
  • КАРТИНА в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    ? всякое законченное по содержанию произведение художника-живописца, независимо от рода содержания, начиная от исторического или религиозного до изображения неодушевленной природы …
  • ПРОИЗВЕДЕНИЕ
    произведе"ние, произведе"ния, произведе"ния, произведе"ний, произведе"нию, произведе"ниям, произведе"ние, произведе"ния, произведе"нием, произведе"ниями, произведе"нии, …
  • КАРТИНА в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
    карти"на, карти"ны, карти"ны, карти"н, карти"не, карти"нам, карти"ну, карти"ны, карти"ной, карти"ною, карти"нами, карти"не, …
  • КАРТИНА в словаре Анаграмм:
    натирка - …
  • КАРТИНА в Популярном толково-энциклопедическом словаре русского языка:
    -ы, ж. 1) Произведение живописи, нарисованное красками на холсте, доске, бумаге. Выставка картин. Часто эти близкие живут на таких отдаленных …
  • КАРТИНА
    Полотно …
  • КАРТИНА в Словаре для разгадывания и составления сканвордов:
    Часть акта в …
  • ПРОИЗВЕДЕНИЕ
    1. Syn: композиция, связка, узел 2. Syn: создание (приподн.), творение (высок.), труд, работа 3. Syn: вещь, опус, сочинение, работа, …
  • КАРТИНА в Тезаурусе русской деловой лексики:
    1. Syn: изображение, рисунок, схема, узор 2. Syn: фильм, кинофильм, кинокартина (оф.), кино (неформ.), кинолента (оф.), лента …
  • ПРОИЗВЕДЕНИЕ в Тезаурусе русского языка:
    1. Syn: композиция, связка, узел 2. Syn: создание (приподн.), творение (высок.), труд, работа 3. Syn: вещь, …
  • КАРТИНА в Тезаурусе русского языка:
    1. Syn: изображение, рисунок, схема, узор 2. Syn: фильм, кинофильм, кинокартина (оф.), кино (неформ.), кинолента (…
  • ПРОИЗВЕДЕНИЕ
    творение, создание, работа, дело, изделие, поделка, действие, детище, плод, препарат, фабрикат. Лучшее произведение - шедевр, перл создания; прот.: . Ср. …
  • КАРТИНА в Словаре синонимов Абрамова:
    изображение, акварель, панно, пастель, пейзаж, полотно, эскиз, этюд, головка, nature-morte; мозаика. Ср. . См. вид, …
  • ПРОИЗВЕДЕНИЕ
    Syn: композиция, связка, узел Syn: создание (приподн.), творение (высок.), труд, работа Syn: вещь, опус, сочинение, работа, …
  • КАРТИНА в словаре Синонимов русского языка:
    Syn: изображение, рисунок, схема, узор Syn: фильм, кинофильм, кинокартина (оф.), кино (неформ.), кинолента (оф.), лента …
  • ПРОИЗВЕДЕНИЕ
    1. ср. 1) Процесс действия по знач. глаг.: производить (1,2), произвести. 2) а) То, что произведено, выработано, изготовлено. б) Продукт …
  • КАРТИНА в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
    ж. 1) Произведение живописи в красках. 2) Кинематографический или телевизионный фильм. 3) перен. То, что представляет собою ряд образов, отличающихся …
  • ПРОИЗВЕДЕНИЕ
    произвед`ение, …
  • КАРТИНА в Словаре русского языка Лопатина:
    карт`ина, …
  • ПРОИЗВЕДЕНИЕ
    произведение, …
  • КАРТИНА в Полном орфографическом словаре русского языка:
    картина, …
  • ПРОИЗВЕДЕНИЕ в Орфографическом словаре:
    произвед`ение, …
  • КАРТИНА в Орфографическом словаре:
    карт`ина, …
  • ПРОИЗВЕДЕНИЕ
    создание, продукт труда, творчества П. искусства. Литературное п. произведение результат, итог …
  • КАРТИНА в Словаре русского языка Ожегова:
    то, что можно видеть, обозревать или представлять себе в конкретных образах К. природы. Картины детства. картина Colloq == фильм N2 …
  • КАРТИНА в Словаре Даля:
    жен. картинка, -ночка умалит. картинишка презрительное картинища увел. живописное изображение, особ. в красках; | устное или письменное живое и яркое …
  • ПРОИЗВЕДЕНИЕ
    в математике - результат умножения. Часто для краткости произведение n сомножителей a1a2…an обозначают (здесь - греческая буква «пи» - символ …
  • ЖИВОПИСИ в Современном толковом словаре, БСЭ:
    СКУЛЬПТУРЫ И АРХИТЕКТУРЫ ИНСТИТУТ им. И. Е. Репина, Санкт-Петербург, основан в 1757 как Воспитательное училище при петербургской АХ. Готовит живописцев, …
  • ПРОИЗВЕДЕНИЕ
    произведения, ср. 1. Действие по глаг. произвести в 4 знач. (в 1, 2 и 3 редко) - производить (книжн. редко). …
  • КАРТИНА в Толковом словаре русского языка Ушакова:
    картины, ж. 1. Произведение живописи в красках. Жанровая картина. Акварельная картина. 2. Кинематографическая фильма. 3. Ряд образов, отличающихся наглядностью и …
  • ПРОИЗВЕДЕНИЕ
    произведение 1. ср. 1) Процесс действия по знач. глаг.: производить (1,2), произвести. 2) а) То, что произведено, выработано, изготовлено. б) …
  • КАРТИНА в Толковом словаре Ефремовой:
    картина ж. 1) Произведение живописи в красках. 2) Кинематографический или телевизионный фильм. 3) перен. То, что представляет собою ряд образов, …
  • ПРОИЗВЕДЕНИЕ в Новом словаре русского языка Ефремовой:
    I ср. 1. процесс действия по гл. производить 1., 2., произвести 2. То, что произведено, выработано, изготовлено. отт. Продукт творчества. …

Картина - произведение живописи, обладающее законченным характером (в отличие от эскиза и этюда) и самостоятельным художественным значением. Состоит из основы (холста, деревянной или металлической доски, картона, бумаги, камня, шелка и т.д.), грунта и красочного слоя. Картина - один из видов станкового искусства. Картины бывают различных жанров. Создавая картину, художник опирается на натуру, но в этом процессе большую роль играет творческое воображение. Конец 19 века во всей Европе отмечен новым, динамичным взглядом на мир. Художник рубежа веков должен был соответствовать постоянно меняющейся жизни: не столько отображать окружающий его мир (этим теперь занимаются фотография и кино), сколько суметь выразить в картине свою индивидуальность, свой внутренний мир, собственное видение. В картинах выдающихся живописцев достигнуты вершины искусства. В многообразных течениях модернизма происходит потеря сюжета и отказ от изобразительности, тем самым понятие картины значительно пересматривается. Некоторые художники, принадлежащие различным школам живописи, отошли от изображения мира (людей, животных, природы) таким, каким мы его видим. На их живописных полотнах мир предстает деформированным, иногда вовсе неузнаваемым, ибо художники руководствуются больше своим воображением, чем зрительным восприятием окружающих нас явлений.

В развитии живописи картина играет важнейшую роль.

Репродукцию также можно назвать картиной, если в соответствующем контексте не важно, копия это или оригинальное произведение.

Картина в переносном или более общем значении - любое законченное, цельное произведение искусства, в том числе - живое и яркое описание, устное или письменное, вид природы.

Живопись - это искусство плоскости и одной точки зрения, где пространство и объем существуют только в иллюзии. Живопись благодаря сложности изобразительных средств способна создать на плоскости такую глубину иллюзорного пространства и многомерность художественной реальности, которая неподвластна другим способам изображения. Каждая картина выполняет две функции - изобразительную и экспрессивно-декоративную. Язык живописца вполне понятен лишь тому, кто сознает декоративно-ритмические функции плоскости картины.

В эстетическом восприятии все функции картины (и декоративные, плоскостные, и изобразительные, пространственные) должны участвовать одновременно. Правильно воспринять и понять картину - это значит одновременно, неделимо увидеть и поверхность, и глубину, и узор, и ритм, и изображение.

Эстетическое восприятие картины во многом выигрывает, когда она заключается в соответствующую раму, отделяющую живопись от окружающего мира. Восточный тип картины сохраняет традиционную форму свободно висящего развернутого свитка (горизонтального или вертикального). Картина, в отличие от монументальной живописи, не связана жестко с определенным интерьером. Она может быть снята со стены и повешена по-другому.

Глубина иллюзорного пространства картин

Профессор Ричард Грегори описал "странные свойства картин": «Картины - уникальный класс предметов, потому что они одновременно видны и сами по себе, и как нечто совсем иное, чем просто лист бумаги, на котором они нарисованы. Картины парадоксальны. Никакой объект не может находиться в двух местах одновременно; никакой объект не может быть одновременно двумерным и трехмерным. А картины мы видим именно так. Картина имеет совершенно определенный размер, и в то же время она показывает истинную величину человеческого лица, здания или корабля. Картины - невозможные объекты.

Способность человека реагировать на отсутствующие, воображаемые ситуации, представленные в картинах, является важным этапом в развитии абстрактного мышления».

Как создаются картины

Картина – это духовный мир художника, его переживания и чувства выраженные на холсте или бумаге. Объяснить, как создаются картины, сложно - лучше это увидеть самому. Невозможно передать словами, как художник закрашивает полотно, какой кистью он касается холста, какие краски выбирает. Во время работы всё становятся одним целым: художник, кисть и холст. И уже после первого взмаха кистью в мастерской начинает действовать особое волшебство живописи.

Картины не просто раскрашенный холст, они воздействуют на чувства и мысли, оставляют след в душе, пробуждают предчувствия.

Как же создается картина?

Казалось бы, красками, кистями, на холсте. Может быть еще один универсальный ответ: по-разному.

Методы работы над картиной постоянно изменялись на протяжении истории искусства. Художники итальянского Возрождения работали совсем по-иному, чем Рембрандт или "маленькие голландцы" XVII века, романтики - иначе, чем импрессионисты, абстракционисты, современные нам художники-реалисты. Да и в рамках одной эпохи и даже одного направления можно встретить большое разнообразие.

Художников-реалистов прошлого и настоящего (если понимать реализм в широком смысле слова) объединяет следующее:

Создание полноценного произведения, в данном случае картины, портрета или пейзажа, невозможно без глубокого изучения жизни, активного отношения к ней автора. Средствами художественного познания жизни служат работа с натуры, зрительные впечатления, анализ и синтез жизненных явлений.

Создание картины - сложный, трудоемкий творческий процесс, результаты которого определяются не затраченным временем, а мерой таланта, мастерства художника, силой и действенностью оригинального образного решения. Важнейшими вехами этого процесса являются зарождение и конкретизация замысла, непосредственные наблюдения, эскизы, этюды с натуры, собственно написание картины с непременно творческой, активной переработкой жизненного материала.

И когда в музее или на выставке зритель подходит к картине, то прежде чем вынести о ней своё суждение, он должен помнить, что за ней всегда стоит живой человек, художник, вложивший в работу кусок своей жизни, сердце, нервы, талант и мастерство. Можно сказать, что картина - это осуществленная мечта художника.

Г. С. ОСТРОВСКИЙ

Завершенность картины

В жизни многое бывает случайно - в картине таких случайностей быть не может, в ней все должно быть завершено, логично. В какой же момент картина считается завершенной?

Виртуозный рембрандтовский пастозный живописный мазок, столь высоко ценимый позднее и в наше время, вызывал у современников Рембрандта лишь недоумение и порождал насмешки и остроты на его счет. Возражая своим критикам, Рембрандт оспаривал правильность их понимания законченности живописного произведения, противопоставляя им свое понимание ее, которое он формулировал таким образом: картину должно считать законченной тогда, когда художник сказал в ней все, что он хотел. Чтобы не слышать надоедавших ему вопросов о «незаконченности» его картин, Рембрандт перестал позволять близко подходить к ним наивным посетителям своей мастерской, смотревшим с большим любопытством на бравурные мазки его живописи, пугая их тем, что к картинам не следует подходить слишком близко, так как нюхать их краски вредно для здоровья.

Матисс о своей живописи:

"Я просто стараюсь положить на холст те цвета, которые выражают мое ощущение. Необходимая пропорция тонов может заставить меня изменить форму фигуры или изменить композицию. Пока я этой пропорции не достиг во всех частях картины, я её ищу и продолжаю работу. Потом наступает момент, когда все части обретают окончательные соотношения, и тогда я не могу притронуться к картине, не переделывая её всю заново".

Начиная примерно с импрессионистов, категории рисунка, формы и колорита тесно связаны, срослись, кажутся непрерывным процессом: рисунок и колорит, лепка и композиция, тон и линия возникают и развиваются как бы в одно время. Процесс писания картины может, так сказать, продолжаться безгранично, момент окончания работы является несколько-условным: в любом месте холста художник может продолжать ее, накладывая новые мазки на подобные же, но ниже лежащие. Наиболее ярким и последовательным представителем этой системы является Сезанн. В письмах и записанных беседах он неоднократно формулировал этот смешанный или, правильнее, нерасчлененный метод живописи. В любой момент работа над картиной может быть прервана, но произведение не потеряет эстетической полноценности. В любой момент картина готова.

Связь изобразительного пространства картины с реальным пространством

Художник и теоретик искусства В. А. Фаворский в курсе теории композиции подчеркивал, что истинно художественному произведению от рождения присуще двойственное существование: как предмета в окружающем пространстве и как относительно замкнутого мира с собственными пространственно-временными отношениями. В живописи такая цель достигается согласованием внутренней конструкции картины с рамой, в скульптуре - с окружающим пространством (классический пример: статуя в нише).

Для связи изобразительного пространства с реальным пространством, в котором находится зритель, используется рама картины. Художники обыгрывают также многократное "репродуцирование рамы" в самом изображении, зрительные рифмы, повторы вертикалей и горизонталей. Одним из характерных приемов, позволяющих зрительно "укрепить" изображение в границах прямоугольного формата, является "скос угла". Обособление живописи от архитектуры породило определенную систему восприятия станковой картины. Основным содержанием картины становится выражение целостного представления пространства. Композиция претворяется в экспозицию, в которой зритель предстоит перед преображенным миром пространственно-временных отношений и видит себя в нем как в зеркале. Так прозрачное стекло эпохи Возрождения превратилось в зеркало эпохи Классицизма и Барокко. Для искусства постренессансной эпохи характерны обыгрывания отражений в зеркале, введение в композицию картины фигур-медиаторов, лиц, которые своим положением, взглядом или жестом руки указывают на действие, происходящее в глубине картины, как бы приглашают войти в нее. Помимо рамы в подобных композициях возникает проскениум - передняя часть сцены, кулисы, затем средний план, в котором совершается главное действие, и фон - "задник".

Главные фигуры художник обычно помещает в среднем плане картины, устанавливая их на мысленную горизонталь как на постамент. От положения этой опорной горизонтальной линии зависит глубина "пространственного слоя" (в планиметрическом отношении - выше или ниже относительно нижнего края рамы картины). Откладывая горизонталь многократно вверх, живописец создает определенный ритм движения в глубину воображаемого пространства. Благодаря этому даже на небольшом холсте можно изобразить пространство любой протяженности с любым количеством фигур и предметов. В подобной экспозиции приходится специально обращать внимание зрителя на то, что одни предметы находятся ближе, а другие дальше. Для этого применяются "указатели": перспективное уменьшение, введение масштабных ориентиров (маленькие фигурки людей на дальнем плане), перекрывание планов, тональный контраст, падающие тени от источника света внутри или вне картины. Другим ориентиром мысленного движения зрителя в пространстве картины являются диагонали, главная из них - "диагональ входа" (обычно слева направо).

Картина в картине

Изображение в изображении

«Изображение в изображении» может использоваться в специальной композиционной функции. Подобная иерархическая организация представлена в случае изображения картины в картине (а также фресок в стенных росписях и т.п.).

"Картина в картине" - композиционный прием, встречающийся в искусстве классической живописной картины XVI-XVII вв. Картина в картине может быть наделена особым скрытым смыслом.

Композиционный прием «картина в картине» может выполнять несколько задач:

  • выражать идею
  • разъяснять сюжет
  • противопоставлять или создавать гармонию
  • быть деталью обстановки (интерьера)

Очень часто изображение фона в живописном произведении может быть понято как своего рода картина в картине, то есть самостоятельное изображение, построенное по своим специальным закономерностям. При этом изображение фона в большей степени, чем изображение фигур на основном плане, подчиняется чисто декоративным задачам, можно сказать, что здесь часто изображается не самый мир, но декорация этого мира, то есть представлено не само изображение, а изображение этого изображения.

У голландцев географическая карта, шпалера, картина, открытое окно как включенный в картину образ расширяют границы мира или же служат развитию иносказательного смысла основного сюжета. Вермеер, приоткрывая завесу мастерской, становится поводырем по трем уровням реальности: пространству зрителя, пространству своей мастерской, пространству художественного произведения (холста, что стоит на мольберте), уподобляя эти метаморфозы плаванию по океанам, нанесенным на географическую карту или полету над нанесенной на карту землей.

Перетекание реальности – искусства – мифа можно наблюдать и у Веласкеса, который охотно прибегает к приему «картина в картине», примером чему могут служить «Менины» и «Пряхи».

«Картина в картине» есть и в «Венере перед зеркалом» Веласкеса, но туманное зеркало лишь отражает тень богини любви.

Картина и рама

Любое изображение, созданное художником, за исключением только древних наскальных рисунков, имеет обрамление. Обрамление - необходимая и важная часть композиции, оно завершает ее, придает единство. Обрамление может находиться на той же плоскости, на которой выполнена и сама живописная или графическая композиция. Оно же может быть создано специально как некая рельефная форма при помощи декоративных, скульптурных и архитектурных элементов. Чаще всего встречаются обрамления прямоугольной формы, несколько реже - круглой и овальной.

Рама помогает выделить живописное произведение из окружающей среды как нечто особенное и достойное внимания, не вместе с тем и связывает его с окружением. Так, если стиль рамы совпадает с художественным обликом, строем и характером интерьера, где находится картина, это способствует цельности ансамбля. В зависимости от цвета, насыщенности декоративными и скульптурными деталями рама значительно влияет на общее впечатление от живописного образа. Все это и позволяет говорить о единстве картины и рамы, где обрамление выполняет, конечно, не главную, но очень нужную функцию.

Пути развития станковой живописи были сложными. Какой яркой вехой в ее истории стал переход от средних веков к Ренессансу! Наиболее существенным в нем явилось стремление уйти от застылости и отвлеченности иконного изображения, господствовавшего в средневековье. Примерно в XIV столетии рождается картина в современном смысле этого слова, а вместе с ней появляется и рама, одетая пока еще в кружево готической декорации.

Первые рамы не противопоставлялись полностью всему изображению и не отделялись от него; материалы обоих были сходны, условная позолота фона, например, древнерусской иконы или византийской переходила на обрамление, да и само изображение нередко "выплескивалось" на него. Затем границы между картиной и рамой стали сознаваться все определеннее. Все же как некая память о предшествующих веках у рамы сохранился ее золотой цвет. Когда из живописи исчез золотой фон, обозначавший мир божественного, позолоченность рамы стала восприниматься условно, иными словами - как необходимый атрибут обрамления, помогавший выделять в помещении картину, привлекать к ней взор зрителя.

В эпоху Ренессанса господствовало представление о живописи как о взгляде в мир через окно, рама своими формами весьма ясно намекала на бытовавшее представление и отвечала ему. Эти пышные, торжественные рамы изготовлялись по рисункам художников в специальных мастерских или же помощниками художника, работавшими в его мастерской.

В эпоху Возрождения живопись постоянно сравнивали с зеркалом, в котором отражается действительность, и рама, созданная наподобие орнаментальной оправы зеркала, еще сильнее подчеркивала такое сравнение. Эта рама могла изготавливаться не только из деревянных реек и гипса, но и из драгоценных материалов, включая серебро, слоновую кость, перламутр и т.п. Драгоценность материалов словно соответствовала драгоценности живописи, усиливала ее.

Старые мастера были очень внимательны к раме, учитывали ее воздействие в процессе работы, иногда даже писали в готовом обрамлении, считаясь с определенным тоном и декоративным ритмом рамы. Поэтому композиции старых мастеров часто очень выигрывают в первоначальных рамах.

Наблюдения над рамами старых мастеров позволяют установить еще один принцип - соответствие между профилем и шириной рамы и размером картины: так, голландские живописцы имели обыкновение вставлять свои небольшие картины в крупные рамы с глубокой, отвесной профилировкой, которая как бы уводит глаз к центру картины и изолирует ее от всякого воздействия окружения

В начале XX века стали раздаваться голоса, призывающие вообще отказаться от рам, как от чего-то слишком материального, "заземляющего" духовность искусства. Различные художники авангардистских направлений, восприняв такие призывы, начали выставлять свои произведения без рам. Однако в результате такого новшества сами их произведения уже переставали быть картинами в тесном смысле этого слова. Это были какие-то "объекты","пятна", зачастую лишенные ясного смысла.

Хотя теперь нет одного стиля в оформлении рам, как было когда-то, но зато есть большее, чем прежде, соответствие рамы индивидуальной манере художника.

В последние время на художественных выставках можно заметить, что инертность в отношении оформления рам (пусть, мол, будет, а какая - не столь важно), которая проявлялась в прошлом и у наших художников, начинает преодолеваться. Рамы окрашивают в различные тона, на них нередко помещаются небольшие дополнительные изображения и надписи, живописцам помогают скульпторы - появляются рамы с богатыми пластическими мотивами.

Формат картин

Существуют, однако, два специфических элемента картины, которые как бы создают переход от плоскости к изображению, одновременно принадлежа и к реальности картины, и к ее фикции - формат и рама. Может показаться, что формат картины - только инструмент художника, но не непосредственное выражение его творческой концепции: ведь художник только выбирает формат. А между тем характер формата самым тесным образом связан со всей внутренней структурой художественного произведения и часто даже указывает правильный путь к пониманию замысла художника. Как правило, формат избирается до начала работы живописца. Но известен ряд художников, которые любили во время работы менять формат картины, то отрезая от нее куски, то прибавляя новые (особенно охотно этот делал Веласкес).

Самым распространенным форматом для картины является четырехугольный, причем чистый квадрат встречается значительно реже, чем четырехугольник, более или менее вытянутый вверх или вширь. Некоторые эпохи ценят круглый формат (tondo) или овал. Выбор формата не имеет случайного характера, формат обычно обнаруживает глубокую, органическую связь как с содержанием художественного произведения, с его эмоциональным тоном, так и с композицией картины, в нем одинаково ярко отражается и индивидуальный темперамент художника, и вкус целой эпохи. Скрытую причинную связь между форматом и замыслом художника мы ощущаем перед каждой картиной, от которой исходит очарование истинного художественного произведения. Есть картины, содержание которых настолько срослось с характером формата, что малейшее перемещение пропорций, кажется, должно было бы нарушить стилистическое и идейное равновесие картины.

Горизонтальный, вытянутый формат, в общем, безусловно более пригоден для повествовательной композиции, для последовательного развертывания движения мимо зрителя. Поэтому к такому формату охотно обращаются художники, настроенные эпически, стремящиеся к активной композиции, к действию,- например итальянские живописцы XIV и первой половины XV века (особенно во фресковых композициях). Напротив, формат квадратный или такой, в котором вышина несколько преобладает над шириной, как бы сразу останавливает динамику действия и придает композиции характер торжественной репрезентации - именно этот вид формата предпочитали для своих алтарных картин мастера Высокого Возрождения ("Сикстинская мадонна"). В свою очередь, при значительном преобладании вышины над шириной композиция опять приобретает динамику, сильную тягу, но на этот раз вверх или вниз; такой узкий формат был особенно по душе художникам аристократическим, декоративным (Кривелли) или настроенным мистически (маньеристы, Греко), стремящимся воплотить определенные эмоции, настроения.

Несомненна также связь формата с индивидуальным темпераментом художника: чувственная, динамическая фантазия Рубенса требует более крупного формата, чем сдержанная и одухотворенная фантазия Рембрандта. Наконец, формат находится в прямой зависимости от живописной техники. Чем шире, свободнее мазок художника, тем естественнее его стремление к крупному формату.

Картина

Станковое произведение живописи, имеющее самостоятельное значение. В отличие от этюда и эскиза картина является завершенным произведением, итогом длительной работы художника, обобщением наблюдений и размышлений над жизнью. Картина воплощает глубину замысла и образного содержания.

Создавая картину, художник опирается на натуру, но в этом процессе большую роль играет творческое воображение.

Понятие картины прилагается прежде всего к произведениям сюжетно-тематического характера, основу которых составляет изображение важных исторических, мифологических или общественных событий, человеческих действий, мыслей и эмоций в многофигурных сложных композициях. Поэтому в развитии живописи картина играет ведущую роль.

Картина состоит из основы (холста, деревянной или металлической доски, фанеры, картона, прессованной плиты, пластика, бумаги, шелка и т. д.), на которую наносятся грунт и красочный слой. Эстетическое восприятие картины во многом выигрывает, когда она заключается в соответствующую раму (багет), отделяющую живопись от окружающего мира. Восточный тип картины сохраняет традиционную форму свободно висящего развернутого свитка (горизонтального или вертикального). Картина, в отличие от монументальной живописи, не связана жестко с определенным интерьером. Она может быть снята со стены и повешена по-другому.

В картинах выдающихся живописцев достигнуты вершины искусства. В многообразных течениях модернизма происходит потеря сюжета и отказ от изобразительности, тем самым понятие картины значительно пересматривается. Все более широкий круг живописных произведений XX в. называется картинами.

произведение живописи, имеющее самостоятельное художественное значение и обладающее свойством законченности (в отличие от этюда и эскиза). К., как правило, не связана, подобно фреске или книжной миниатюре, с определенным интерьером или системой декорирования. Состоит из основы (холста, деревянной или металлической доски, картона, бумаги), грунта и красочного слоя.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Картины

1. К. (греч. pinakes) представляли собой деревянные доски, плиты и плитки из обожж. глины или камня, металлич. и другие пластины с нанес, на них фигурными или орнаментальными изображениями. Древнейшими свидетельствами являются глиняные метопы из Терма (7 в. до н. э.); из этрусской сферы - бокканерские и кампанские плиты. Меньший формат имеют коринфские К. на глине из Пендескуфии и К. на дереве из Питсы (6 в. до н. э.). Эллинистич. К. на мраморе, например в Геркулануме, копируют классич. образцы. В большом количестве сохранились римско-кампанские настенные К., которые, как правило, составляли одну из декоративных составных частей настенной живописи. Особое значение имеют превосходно сохранившиеся в боль шинстве случаев поясные портреты умерших. Фамильные рим. портреты (лат. Отличное определение

Неполное определение ↓

Что такое живопись?

Живопись - это вид изобразительного искусства, произведения которого создаются с помощью красок, наносимых на какую-нибудь поверхность.
"Живопись - это не просто какое-нибудь фантазирование. Это труд, работа, которую надо добросовестно выполнять, как это делает каждый добросовестный работник", утверждал Ренуар.

Живопись - это удивительное чудо превращения всем доступных художественных материалов в самые различные зримые образа реальной действительности. Владеть искусством живописи - это значит уметь изображать реальные предметы любой формы, разного цвета и материала в любом пространстве.
Живопись, как и все другие виды искусства, имеет особый художественный язык, посредством которого художник отражает мир. Но, выражая своё понимание мира, художник одновременно воплощает в произведениях свои мысли и чувства, стремления, эстетические идеалы, даёт оценку явлениям жизни, по-своему объясняя их сущность и смысл.
В художественных произведениях разных жанров изобразительного искусства, создаваемых живописцами, используются рисунок, цвет, светотени, выразительность мазков, фактура и композиции. Это позволяет воспроизводить на плоскости красочное богатство мира, объёмность предметов, их качественное материальное своеобразие, пространственную глубину и световоздушную среду.
Мир живописи богат и сложен, его сокровища накапливались человечеством на протяжении многих тысячелетий. Самые древние произведения живописи обнаружены учёными на стенах пещер, в которых обитали первобытные люди. С поразительной меткостью и остротой изображали первые художники сцены охоты и повадки животных. Так возникло искусство изображения красками на стене, имевшее черты, свойственные монументальной живописи.
Различают две главные разновидности монументальной живописи - фреску и мозаику.
Фреска - это техника живописи красками, разведёнными чистой или известковой водой, по свежей, сырой штукатурке.
Мозаика - изображение, выполненное из однородных или различных по материалу частиц камня, смальты, керамической плитки, которые закрепляются в слое грунта - извести или цементе.
Фреска и мозаика - основные виды монументального искусства, которые благодаря своей долговечности и стойкости цвета употребляются для украшения архитектурных объёмов и плоскостей (стенная роспись, плафоны, панно).
Станковая живопись (картина) имеет самостоятельный характер и значение. Широта и полнота охвата реальной жизни сказывается в разнообразии присущих станковой живописи видов и жанров: портрет, пейзаж, натюрморт, бытовой, исторический, батальный жанры.
В отличие от монументальной станковая живопись не связана с плоскостью стены и может свободно экспонироваться.
Идейно-художественное значение произведений станкового искусства не изменяется в зависимости от места, где они находятся, хотя их художественное звучание зависит от условий экспонирования.
Помимо названных видов живописи существуют декорационная - эскизы театральных декораций, декораций и костюмов для кино, а также миниатюры и иконопись.
Чтобы создать миниатюрное произведение искусства или монументальное (например, роспись на стене), художник должен знать не только конструктивную сущность предметов, их объём, материальность, но и правила и законы живописного изображения натуры, о гармонии цвета, колорите.

В живописном изображении с натуры необходимо учитывать не только разнообразие цветов, но и их единство, определяемое силой и цветом источника освещения. Ни одно цветовое пятно не следует вводить в изображение, не согласовав его с общим цветовым состоянием. Цвет каждого предмета, как на свету, так и в тени, должен быть родственным цветовому целому. Если краски изображения не передают влияния цвета освещения, они не будут подчинены единой колористической гамме. В таком изображении каждый цвет будет выделяться как что-то постороннее и чуждое данному состоянию освещённости; он будет казаться случайным и разрушать цветовую целостность изображения.
Таким образом, естественная цветовая объединённость красок общим цветом освещения является основой создания гармонического цветового строя картины.
Цвет - одно из наиболее выразительных средств, применяемых в живописи. Художник передаёт на плоскости красочное богатство увиденного, при помощи цветоформы познаёт и отражает окружающий мир. В процессе изображения натуры развивается чувство цвета и его многочисленных оттенков, что позволяет использовать краски как основное выразительное средство живописи.
Восприятие цвета, а глаз художника способен отличить более 200 его оттенков, может быть, одно из самых счастливых качеств, которыми природа одарила человека.
Зная законы контраста, художник ориентируется в тех изменениях цвета изображаемой натуры, которые в ряде случаев с трудом улавливаются глазом. Восприятие цвета зависит от того окружения, в котором предмет находится. Поэтому художник, передавая цвет натуры, сравнивает цвета друг с другом, добивается, чтобы они воспринимались во взаимосвязи или взаимных отношениях.
"Брать светотеневые отношения" - значит сохранить разницу между цветами по светлоте, насыщенности и оттенку соответственно тому, как это имеет место в натуре.
Контраст (как по свету, так и цветной) бывает особенно заметен на гранях соприкасающихся цветовых пятен. Размытость границ между контрастирующими цветами усиливает эффект цветового контраста, а чёткость границ пятен его снижает. Знание этих законов расширяет технические возможности в живописи, позволяет художнику при помощи контраста повысить интенсивность цвета красок, усилить их насыщенность, повысить или понизить их светлоту, что обогащает палитру живописца. Так, не используя смеси, а только контрастные сочетания тёплых и холодных цветов, можно добиться особой колористической звучности живописного полотна.