Как звуки влияют на нашу жизнь. Звучание музыки в окружающей среде

Мир звуков так многообразен, богат, красив, разнообразен,
Но всех нас мучает вопрос: «Откуда звуки возникают, что слух наш всюду услаждают?»….

Пора задуматься всерьез…. Об этом наш интернет урок по окружающему миру…

Звук

Звук — это упругие волны в среде (часто в воздухе), которые невидимы, но воспринимаемые человеческим ухом (волна воздействует на барабанную перепонку уха).

Когда колеблется предмет, который может быть твердым, например, струна или земная кора, газообразным, например, струя воздуха в духовых музыкальных инструментах или в свистке или жидким, например, волны на воде, воздух тоже колеблется. Так образуются звуковые волны , которые распространяются во все стороны.

Например, струна на гитаре в обычном состоянии не звучит, но стоит нам заставить ее совершать колебательные движения, как возникает звуковая волна.

Если создать вакуум, то будем ли мы различать звуки?

Вакуум — это пространство, свободное от вещества.

Роберт Бойль в 1660 году поместил часы в стеклянный сосуд. Откачав воздух, он не услышал звука. Опыт доказывает, что для распространения звука необходима среда . Поэтому в космосе звука не слышно: он не может распространяться в пустоте.

Звук может также распространятся в жидкой и твердой среде. Под водой хорошо слышны удары камней. А в тихую погоду можно шёпотом переговариваться через реку.

Звук плохо проходит через мягкие предметы: в них волны быстро затухают.

Положим часы на один конец деревянной доски. Приложив ухо к другому концу, можно ясно услышать тиканье часов.

Звуковая волна распространяется через дерево.

Однако опыт показывает, что не всякое колеблющееся тело является источником звука. Например, не издает звук грузик, подвешенный на нити. Дело в том, что человеческое ухо воспринимает не все волны, а только те, которые создают тела, колеблющиеся с частотой от 16Гц до 20000Гц. Такие волны называются звуковыми . Колебания с частотой меньше 16Гц называется инфразвуком . Колебания с частотой больше 20000Гц называются ультразвуком .

Звуковые волны распространяются не мгновенно, а с некоторой скоростью. Именно поэтому во время грозы мы сначала видим молнию, то есть свет (скорость света гораздо больше скорости звука), а затем доносится звук.

Скорость звука зависит от среды: в твердых телах и жидкостях скорость звука значительно больше, чем в воздухе.

Кости черепа тоже хорошо проводят звук. Разговаривая, мы слышим не только те звуки, которые слышат окружающие, но и низкочастотную составляющую звука голоса, которая дошла до вас через кости черепа. Однако слушая магнитофонную запись собственного голоса, мы слышите только то, что можно было записать, - звуки, проводником которых является воздух.
Что такое костная проводимость ? Если кончиками пальцев заткнуть уши и начать разговаривать или жевать, то звуки, которые мы при этом слышим, преимущественно низкочастотные звуки, дошедшие до внутреннего уха благодаря костной проводимости. Колебания воздуха, возникающие в полости рта, передаются нижней челюсти и достигают внутреннего уха.

Если раковину морского моллюска приблизить к уху, то слышен звук, который напоминает отдаленный шум моря. Чем объясняется происхождение этого звука?

Окружающие звуки возбуждают внутри раковины резонансные колебания имеющегося там воздуха. Эти колебания и создают у человека, прислонившего к уху раковину, иллюзию звуков морского прибоя.

А знаете ли вы, что…

  • Работавшие в подводных сооружениях подтверждают, что под водой отчетливо слышны береговые звуки, а рыбаки знают, что рыбы уплывают при малейшем подозрительном шуме на берегу.
  • Медузы чувствуют шторм за 12 часов до начала, улавливая инфразвук от далекого циклона.
  • Самое тихое место — «Мёртвая комната», размером 10,67 х 8,5 м в Лаборатории, США, является самой звукопоглощающей комнатой в мире, в которой исчезает 99,98% отражаемого звука.

Свет

Мы видим окружающее нас пространство, постоянно слышим звуки от различных источников, ощущаем тепло и холод, не замечаем, что постоянно находимся в зоне излучения, которое исходит от огромного количества источников сигналов, радио и электросвязи. Почти всё вокруг нас испускает электромагнитное излучение.

Электромагнитное излучение - это электромагнитные волны, созданные различными излучающими объектами – заряженными частицами, атомами, молекулами.

Тепло, исходящее от горящего костра – это электромагнитная волна, а точнее инфракрасное излучение , причем очень высокой интенсивности, мы его не видим, но можем почувствовать. Врачи сделали рентгеновский снимок – облучили электромагнитными волнами , обладающими высокой проникающей способностью, но мы этих волн не ощутили и не увидели. То, что электрический ток и все приборы, которые работают под его действием, являются источниками электромагнитного излучения , вы все, конечно же, знаете.

Но существует электромагнитные волны, которые мы видим. Свет – это излучение, которое испускается нагретым телом или находящимся в возбужденном состоянии веществом.

Свет — это поток особых колеблющихся частиц (значительно меньше атома), обладающих высокой энергией.

Свет в отличие от звука не нуждается в среде для распространения и свободно проходит космическое пространство. Скорость света настолько велика, что за 2 секунды луч успевает достичь Луны и, отразившись, вернуться на Землю.

Солнце, огонь или лампочку мы видим, потому что они излучают свет. Все остальные предметы мы видим, потому что они отражают свет Солнца или лампочки. Без источника света предметы становятся невидимыми в темноте.

Сразу скажу, что о понятие «свет» есть две научные гипотезы, которые возникли в конце XVII веке, корпускулярная и волновая .

Согласно корпускулярной теории, свет представляет собой поток мельчайших световых частиц (корпускул), которые летят с огромной скоростью.

Волновая теория рассматривала свет как волновой процесс , подобный механическим волнам.

Звуковые волны гораздо длиннее световых и поэтому гораздо легче огибают преграды. Стоя во дворе, мы не видим идущие по улице машин, загороженных от нас домом, но слышим их.

Одной из характеристик света является его цвет.

Первый шаг к разгадке цвета сделал Исаак Ньютон , когда он был еще юным выпускником Кембриджского университета. Про­делав маленькое отверстие в оконной ставне, он подставил под пучок солнечного света треугольную стеклянную призму, и на противоположной стене заиграли все цвета радуги: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый.


Эту цвет­ную полосу Ньютон назвал спектром. Спектр от латинского spectrum – видимое. Последовательность цветов в спектре помогает запомнить фраза «К аждый О хотник Ж елает З нать, Г де С идит Ф азан», в которой первые буквы слов совпадают с первыми буквами названий цветов. Где в природе можем увидеть этот спектр?…. Верно, это радуга.

Радуга возникает, когда солнечный свет испытывает преломление в капельках воды, медленно падающих в воздухе. Эти капельки по-разному отклоняют свет разных цветов, в результате чего белый свет разлагается в спектр. Нам кажется, что из пространства по концентрическим кругам (дугам) исходит разноцветное свечение.

Итак, существуют отдельные электромагнитные волны.

Каждая из волн имеет свою длину. Каждая волна – это излучаемая световая энергия, то есть красная волна излучает красный свет, оранжевая – оранжевый, зеленая – зеленый и т.д.

Наша способность различать цвета объясняется тем, что в сетчатке глаза человека находятся три типа клеток (колбочек), обладающих избирательной чувствительностью к электромагнитным волнам различной длины волны. Одни из них особо чувствительны к красному цвету, другие – к зелёному, а третьи – к синему цвету. В результате, наш глаз способен различать самые различные оттенки всех цветов.

Конечно же, восприятие цвета зависит от человека, его физического и психологического состояния. Отмечу, что на данный момент, речь идет именно о цвете светового излучения, а не о цвете предметов. На рисунке показаны зависимые друг от друга параметры цвета и света.

Проверим как это работает на практике. Возьмем 3 источника света (прожектора) - красный, зеленый и синий. Каждый из этих прожекторов излучает только одну электромагнитную волну определенной длины. Красный – соответствует излучению электромагнитной волны длиной примерно 625-740nm (спектр луча состоит только из красного цвета), синий излучает волну длиной 435-500nm (спектр луча состоит только из синего цвета), зеленый – 500-565nm (в спектре луча только зеленый цвет). Три разных волны и больше ничего, нет никакого разноцветного спектра и дополнительных цветов. Теперь направим прожектора так, чтобы их лучи частично перекрывали друг друга, как показано на рисунке.

Посмотрите, в местах пересечения световых лучей друг с другом образовались новые световые лучи – новые цвета. Зеленый и красный образовали желтый, зеленый и синий – голубой, синий и красный - пурпурный. Таким образом, изменяя яркость световых лучей и комбинируя цвета можно получить большое многообразие цветовых тонов и оттенков цвета.

Обратите внимание на центр пересечения зеленого, красного и синего цветов: в центре вы увидите белый цвет. Белый цвет – это сумма всех цветов. Он является «самым сильным цветом» из всех видимых нами цветов. Противоположный белому – черный цвет. Черный цвет – это полное отсутствие света вообще. То есть там, где нет света - там мрак, там всё становится черным.

Цвета предметов зависят от того, электромагнитные волны какой длины волны они отражают. Например, кожура помидора отражает только свет с длиной волны, соответствующей красному цвету, а листья – только лучи зелёного цвета. Поэтому, если осветить помидор только синими лучами света, то он станет чёрным.

Вернёмся к данному рисунку, мы говорил на уроке о видимых волнах, а что же это за волны, которые мы не видим?

Например, волны немного длиннее красного света мы уже не видим. Их называют инфракрасными . Правда, мы ощущаем их тепловые лучи. От батареи отопления, от электроплиты. Когда конфорка работает в полный накал, то в тёмной кухне можно видеть её красное свечение.

Ещё длиннее инфракрасных лучей радиоволны , с помощью которых с телестудии или радиостанции передают передачи, которые могут смотреть и слышать люди, живущие на большом расстоянии от источника радиоволн.

Ещё более длинные волны способны проникать внутрь тела. Такие волны используют в микроволновках и медицинских приборах, которые позволяют прогревать внутренние органы пациента.

Ультрафиолетовые лучи имеют длину волны меньше, чем у фиолетового света. Мы их тоже не видим, но они ещё сильнее, чем свет спектра, влияют на загар кожи.

Ещё короче рентгеновские лучи . Их энергия так велика, что они просвечивают не очень плотные предметы. Их используют в рентгеновских аппаратах, на таможенном осмотре.

Наконец, самые короткие волны у радиоактивных излучений . Проникая в нас, они способны разрушать молекулы, из которых состоят клетки нашего организма. Вот почему попадать в зону повышенной радиоактивности очень опасно для здоровья.

Для многих может показаться невероятным, но на студиях, занимающихся звукозаписью , создаются не только композиции музыкальных коллективов или исполнителей, ведь кроме этого мы практикуем и запись окружающих звуков (англ. surround sound recording) . Зачем это необходимо? – спросите вы. Все просто, иногда подобный материал нужен для создания спецэффектов, съемок природы и последующей подстановки аудиоряда.

Ничто не может сравниться с ощущением человека, будто он является частью природы, стихии. Именно такое ощущение дарит умело обработанная композиция.ТопЗвук

Итак, давайте подробнее поговорим о том, зачем же необходимо фиксировать окружающие звуки. Все снова зависит от ваших целей. При съемке документального ролика о живой природе не всегда удается полноценно зафиксировать звуковое сопровождение посредством камеры.

Цены на услуги звукозаписи

Услуга Способ оплаты Стоимость
Запись голоса Почасовая 750 руб/час
Запись инструментов Почасовая 750 руб/час
Создание барабанных партий Почасовая 750 руб/час
Сведение и мастеринг Почасовая 750 руб
RAP под минус Фиксированная 3000 руб
RAP под минус "Премиум" (с доп. эффектами) Фиксированная 4000 руб
Песня под минус "Лайт" (1 ч. записи + обработка без тюнинга) Фиксированная 2500 руб
Песня под минус "Премиум" (1 ч. записи + обработка и глубокий тюнинг) Фиксированная 5000 руб
Создание аранжировки Фиксированная от 15.000 руб
Создание минусовки Фиксированная От 15.000 руб.
Аренда студии без звукорежиссера Почасовая 700 руб/час

Видеоаппаратура может быть не настолько чувствительной к звуковым частотам, как специализированное оборудование звукооператора. Каждый слышал отчетливые звуки шуршания травы, пения птиц, рычания диких зверей в телепередачах о живой природе. Все эти звуки записываются с использованием отдельного оборудования .

Кроме того, много материала записывается для создания эффектов в песнях. Обратимся к опыту меломанов. Скорее всего, вы не раз слышали композиции, в которых наряду с симфонической расслабляющей мелодией слышно, как барабанит дождь, гремят раскаты грома или льется река. Все это добавляет мелодии специфического настроя, можно даже сказать, что именно такая музыка может обратить в свои мысли, позволяет слушателю сосредоточиться или расслабиться. Ничто не может сравниться с ощущением человека, будто он является частью природы, стихии. Именно такое ощущение дарит умело обработанная композиция .

Примеры портфолио под минус (РОК, ПОП, РЭП)

TZ

Пример 1. РОК
Группа «THE Y» - песня «RUN FOR LIFE»

TZ

Пример 2. РОК
Группа «Пылаем» - Песня «Сочи»

TZ

Пример 3. ПОП
Песня «Больше чем любовь» под минус + сведение

TZ

Пример 4. ПОП
Песня «Плакала» под минус + сведение

TZ

Пример 5. РЭП
Песня «Дай мне» под минус + сведение

TZ

Пример 6. РЭП
Песня «Пропаганда правды» под минус + сведение

Когда еще требуется запись звуков

Запись окружающих звуков бывает важна во время проведения всевозможных празднований. Современные аниматоры (как раньше говорили — массовики-затейники) , люди, работающие в области организации событий, очень часто используют в своей практике подобные аудиодорожки, обыгрывая различные ситуации в конкурсах. Часто они применяют звуки по типу рева двигателей мотоциклов, природные мотивы, а также случайные звуки вроде скрипа дверей, возгласов людей, щебетание птиц и другие.

Разнообразие вариаций окружающих нас звуков действительно поражает, многие из них уже давно используют для создания самых разных типов музыкального сопровождения. Но для работы над изготовлением такого трека необходимо усердно трудиться. Ведь вряд ли удастся записать необходимый материал в короткий срок. В этом деле нужен опыт, терпение и специальная аппаратура (которая как раз имеется в компании ТопЗвук) . Приходите в нашу студию , мы обязательно поможем найти и записать то, что вам необходимо . Запись окружающих звуков для нас — привычная задача. Возможно вас также заинтересует аренда студии по демократичным ценам. Звоните, и мы с радостью ответим на все ваши вопросы!

В английском языке существует множество слов, выражений описывающих звук. Зачастую эти слова являются ономатопеическими, т.е. звукоподражателями (например, жужжать).

В английском языке эти , как правило, могут являться как существительными, так и правильными . Давайте изучим их:

E.g. Did you hear that bang? It sounded like a gun.

E.g. I lay there hearing the buzz of a mosquito but I couldn’t see it anywhere.

E.g. to download the new software just click on the “download” icon.

Crash

N: грохот, треск, авария, крушение

V: грохотать, с грохотом разрушать, разбивать

E.g. I heard the screech of brakes as the driver tried to stop and then a loud crash.

Screech

N: визг, хрип, скрежет (тормозов, двери и т.п.)

V: визжать, скрипеть, скрежетать

E.g. We heard the screeching of tyres as Helen’s boyfriend drew up outside her front door.

E.g. The dog was crunching on a bone that a neighbor had given it.

I heard the crunch of their feet walking through the crisp snow.

E.g. Please turn the tap off properly otherwise it’ll drip.

E.g. The cat arched its back and hissed at us as we walked it.

The snake reared its head and gave an angry hiss.

E.g. We could hear the hoot of the crowd in the football stadium from our hotel.

E.g. I don’t remember the words of the song , but I can hum the tune.

E.g. I had to get up and lock the door because it was rattling in the wind.

Every time a bus or lorry goes past, the windows rattle.

E.g. I hate people who roar at me when I slow down at an amber light.

The engine roared into life as he switched it on.

E.g. Please don’t slam the door. Close it gently.

E.g. Don’t slurp your soup! Eat it quietly.

E.g. Mark’s got a cold, so he’s been sniffing all day.

Don’t sniff! Get a handkerchief and blow your nose.

E.g. I can’t share a room with you if you snore – I won’t be able to sleep.

E.g. There was a splash as he jumped into the swimming pool.

E.g. When I’m nervous I often tap my fingers on the table.

E.g. It was so quiet in the room that you could hear the ticking of the clock.

E.g. Some of the players carried on playing because they hadn’t heard the whistle.

Можно задать вам вопрос? Скажите, какая мелодия звучит сейчас у вас в голове? Может быть, «Серенада» Шуберта или «Времена года» Вивальди? Хотя, скорее, наверное, незамысловатая песенка, которую крутили около ближайшего магазина?..

А вы всегда замечаете, что звучит вокруг? Большинство людей, живущих в городах, постоянный звуковой фон воспринимают как что-то совершенно естественное. Количество поглощаемой нами звуковой информации огромно, но что из этого мы воспринимаем, слышим, а что «пропускаем мимо ушей»?

Но вот парадокс: обращаем мы внимание на то, что звучит вокруг нас, или не обращаем, звуки воздействуют на нас - на наше настроение, наше состояние. Музыка может «вознести до небес», наполнить жизнью, а может довести до глубокой депрессии и даже до самоубийства. Об этом знали в давние времена, потом забыли, но во второй половине XX века о связи музыки и психики вспомнили вновь.

Музыка используется в психологии и медицине, например, для реабилитации или анестезии, существует «музыка для расслабления», «музыка для производства» и так далее. Одно время появились простые рецепты: Чайковский - от язвы, Бетховен - от гастрита… Но если даже одно и то же лекарство на разных людей действует по-разному, может ли такая неуловимая субстанция, как музыка, влиять на всех одинаково? А способны ли мы сами определить, что слушать, а что нет, или мы лишь пассивные потребители того, что модно в наше время?

«Уши - это ворота мира»

Наш слух - это наша связь с миром, которую мы всегда, даже неосознанно, стремимся восстановить. Способность слышать можно развивать, и дело не только в физическом слухе, но и в нашем внимании, а главное - в желании услышать что-то или кого-то.

К музыке тоже стоит отнестись внимательней. Как, с помощью чего она воздействует на нас? Ее основа, или средства выразительности, для любого времени и стиля одинакова:

1) ритм и темп;
2) мелодия и гармония;
3) форма;
4) динамика, или громкость звучания.

Ритм - основа всего

День - ночь, усилие - отдых, а прислушайтесь к биению собственного сердца… Природу не назовешь хаотичной, все подчинено порядку, основа которого - ритм, он задает движение, энергию жизни. Поставьте утром живую ритмичную музыку, например, Бранденбургские концерты Баха или любимый рок-н-ролл, и на работу вы соберетесь быстрее, чем обычно, а вот медленная музыка утром может сыграть с вами злую шутку. Вечером же отдохнуть поможет спокойная мелодия, например романтическое фортепиано или легкий джаз. Каждый, конечно, подберет музыку на свой вкус.

Ритм еще и мощное средство объединения, вспомним магию русского хоровода, где нет солистов, а ритм каждого вплетается в общий ритм. Быть может, это было отражением того, как жизнь каждого человека вплетается в единую жизнь природы. Сейчас мы реже задумываемся о законах природы (хотя их никто не отменял), но так здорово почувствовать себя «в едином ритме» с кем-то, мы стремимся к этому, не желая оставаться в одиночестве.

Правда, навязчивый жесткий ритм может стать опасным, и особенно опасным, если в ход идет бич нашего времени - излишняя громкость звука.

«Человечество глохнет!»

Как хочется иногда посидеть в тишине! Но нам, похоже, это не грозит: городской звуковой фон (шум автомобилей, строительных машин, бытовых приборов) таков, что слух быстро притупляется. Добавьте к этому развитие воспроизводящей техники («чем громче, тем лучше»), привычные наушники, и станет понятно, почему медики бьют тревогу: «Человечество глохнет!»

При громкости в 65 Дб мы начинаем реагировать на музыку независимо от наших этических и эстетических установок: любая будет вызывать сильное напряжение, усталость, раздражительность.

Сейчас принято массовые, особенно молодежные мероприятия сопровождать громкой музыкой с навязчивым ритмом. А что, здорово - это сплачивает, добавляет драйва! Но психологи предупреждают: это демобилизует мыслительную активность, разрушает способность человека к личностному общению, то есть мы не объединяемся, а привязываемся к ритму музыки, уже не обращая внимания на тех, кто рядом. Возникает знаменитый эффект толпы, вспышки агрессии здесь не удивительны, да и внушить толпе можно что угодно.

Знаете, как не поддаться эффекту толпы? Не попадать в нее! А уж если попали - стараться не потерять себя, оставаться человеком в любых обстоятельствах, выбор остается всегда.

Психологи говорят, что путь человека зависит от того, как он сумеет гармонизировать свой индивидуальный ритм с ритмами других людей. Если группа людей, даже небольшая, достигает такой гармонии, она способна свернуть горы, потому что ее основа - уважение, поддержка, стремление услышать друг друга, а не подавлять, как в случае толпы.

Сама по себе музыка опасной не бывает, такой ее делают люди. Во время рок-концерта в лондонском аэропорту Хитроу в начале 80-хгодов (квадрофонические установки только-только вошли в моду) некоторые колонки были установлены на заборах, на которых «висели» сотни фанатов. В антракте к забору устремились машины «скорой помощи» и стали забирать первые «жертвы». Дело в том, что звук из колонок, достигавший 110 Дб, всей своей мощью обрушивался на расположившихся в опасной близости слушателей. (Для сравнения: шум стартующего сверхзвукового истребителя равен 145 Дб, при 165 Дб погибают домашние животные, при 185 Дб умирает человек.) Вместе с разрушительным воздействием ударных повышенное звуковое давление ввело «заборных» слушателей в состояние транса, которое притупляет боль. Некоторые из них в экстазе бились о ржавый забор, и только тогда, когда музыка затихла, вернулась способность чувствовать боль, и люди стали терять сознание.

Мелодия и мысль

Мы все очень разные, поэтому готовые рецепты из Интернета подойдут далеко не всем. И снова хочется сказать: выбор всегда за нами. Можно поглощать бесхитростные мелодии из телевизора, но психологов наша поп-культура и в этом отношении не устраивает (ну и привередливые же!). Простенькие мелодии хороши для дискотек, для «отрыва», который время от времени нам нужен, но, если их слушать часто, они делают более примитивным мышление. В них нет глубины, полутонов, времени на размышление. Что ж, можно и так, но тогда с развитием творческих способностей будет сложнее.

Мелодия, как объясняет музыкальный словарь, «одно из древнейших и универсальных проявлений творчества человека», не зря мы говорим: «найти свою мелодию, свою ноту». Чудес не бывает - чтобы развиваться, быть творческим человеком, нужно этому учиться: впитывать опыт других, впитывать красоту. Каждый жанр может подарить свои открытия, но в проверенной временем музыке великих композиторов: Баха, Моцарта, Вивальди, Бетховена, Вагнера, Чайковского, Рахманинова, Форе и других - так много состояний, образов, оттенков, что можно ее открывать всю жизнь. Вопрос не в самой музыке, но в том, что мы можем услышать и понять в ней, а что может пройти мимо нас.

«Моцарт. Принимать по два часа в день» - этот рецепт Альфред Томатис, известный парижский врач, прописал Жерару Депардье. В середине 60-х молодой артист приехал покорять Париж и имел к этому все шансы, если бы не проблемы с речью и памятью. «До Томатиса, - вспоминал позже Депардье, - я не мог довести до конца ни одного предложения. Он помог придать завершенность моим мыслям, научил меня синтезу и пониманию самого процесса мышления». Ученые США и Болгарии независимо друг от друга обнаружили, что музыка Моцарта усиливает нашу мозговую активность и повышает интеллект. Этот феномен получил название «эффект Моцарта», а компакт-диски с произведениями композитора сразу же попали в разряд бестселлеров

В поисках гармонии

Гармония - в переводе с греческого «созвучие», «соразмерность». Кто не мечтает о ней? В музыке это сочетание звуков, в общении - понимание друг друга. А что происходит в нашей душе, нашем внутреннем мире?

Кто-то вспомнит, что в ранней юности слушал одно, а сейчас ему нравится совсем другое. Мы меняемся, и наша любимая музыка меняется вместе с нами. Она может многое о нас рассказать - или о нашем стремлении упорядочить жизнь, придав ей устойчивый ритм, или о желании взлететь над обыденным, разбивая привычные рамки и овладев искусством импровизации. Может быть, именно сейчас пришла пора пересмотреть свою музыкальную коллекцию?

В то же время в нашей душе живут образы и воспоминания слишком дорогие, чтобы их забыть, также есть мелодии любимые, волнующие нас на протяжении всей жизни. Если у вас их нет, пожалуйста, поищите - и в глубине своей души, и в бескрайних музыкальных просторах. Такая музыка выведет из самой глубокой депрессии, вернет к самому себе, даст новые силы. Мы можем идти по разным тропам - музыкальным и жизненным, примерять на себя разные жанры и модные веяния, но, услышав первые же знакомые звуки, невольно обернемся и вспомним, восстановим связь с чем-то очень дорогим.

«Музыка своей мелодией доводит нас до самого края вечности и дает нам возможность в течение нескольких минут постичь ее величие», - писал Томас Карлейль. Нет готовых рецептов, нет универсальных ответов, но всегда есть возможность прислушаться и сделать шаг туда, где уже нет места логике и психологическим выкладкам, а есть лишь вечная тайна по имени Музыка.

Упражнения для развития способности слышать и распознавать звуки
  1. «Слоистое слушание»
    Где-нибудь на природе, в лесу (городской парк тоже подойдет) остановитесь на минутку, замрите и прислушайтесь. Сначала вы услышите «первый слой» звуков - самые громкие или самые знакомые звуки. Небольшое усилие - и вы услышите более тихие, менее заметные звуки, потом еще более тихие. Самое сложное в этом упражнении - заставить замолчать свои мысли. Зато, если это удается, можно услышать гораздо больше, чем обычно.
  2. «Внимание»
    Выберите два ярких звука: например, музыкальная мелодия и шум моря. Сконцентрируйтесь сначала на одном (последите за ним), затем на другом. В нашей жизни бывает полезно, находясь в потоке информации, обратить свое внимание на что-то одно, особенно если речь идет об общении с другими людьми.

Мы живем в мире звуков: слушаем музыку, постоянно подвергаемся акустическим атакам шумящего города. Всё это сказывается на нашем здоровье. И не всегда положительно.

Волновая теория

Верное понимание природы звука было доступно человеку еще до появления специализированной науки. Аристотель утверждал, что звучащее тело вызывает сжатие и разрежение воздуха и объяснил эхо отражением звука от препятствий. В XV веке Леонардо да Винчи уже связывал звук с распространением волн, а в XVI веке Р.Бойль доказал, что проводником этих волн является воздух (в вакууме звук не распространяется). Современная физика понимает звук как распространение механических колебаний в виде волн с обязательным наличием проводника – это может быть как воздух, так и любое твердое, жидкое или газообразное тело.
Любое колебание предполагает такие показатели, как амплитуда и диапазон частот. В случае со звуковой волной, от частоты этого колебания зависит, будет ли звук воспринят человеческим ухом и какой эффект на организм он окажет. Здоровый человек способен слышать звуковые колебания в диапазоне частот от 16-20 Гц до 20 тысяч Гц. Все, что ниже или выше этих границ, в физике принято называть инфра- и ультразвуком, соответственно.

Любое тело – даже отдельная клетка нашего организма – находится в состоянии постоянного колебания, и каждому телу соответствует своя частота и диапазон этих колебаний. Так, частота колебаний головного мозга в разные циклы активности организма отличается. Выделяют пять ступеней мозговой активности, различающиеся по диапазону колебаний, где меньшему диапазону (дельта, 0,5-4,0 Hz) соответствует состояние полной расслабленности, сна, а высшему (К-комплекс, 23-33 Hz) – возбуждения, вспышек озарения и т.п.

Большинство людей не слышат низкие частоты, именно потому что те совпадают с волнами мозга. Логично предположить, что разные частоты могут оказывать различное воздействие на состояние человеческого организма. Исследования этой сферы получили название психоакустики.

Технологии акустического воздействия на сознание

По сути, психоакустика – это теоретическая основа звукотерапии. Человек всегда догадывался о том, что разные звуки производят различный эффект на состояние тела и сознания. Будь то церковное богослужение или колыбельная матери младенцу – мы всегда использовали звуки, чтобы воздействовать на окружающую действительность.

В работах болгарского доктора Лозанова мы находим доказательства, что музыка с темпом 60 ударов в минуту (такой темп характерен, например, для фуг И.Баха) на 6% усиливает альфа-активность (связанную с расслаблением), при этом на 6% процентов уменьшая бета-активность (связанную с нормальным бодрствующим сознанием). При этом пульс замедляется в среднем на 4 деления ртутного столбика, и люди говорят о «состоянии расслабленного сознания».
Затем доктор Лозанов обнаружил, что может ускорить процесс обучения, используя музыку в таком ритме.

В Америке его метод стал известен как Суперобучение (Superiearning). Доктору Лозанову стало ясно, что ритм музыки оказывает мощное влияние на мозг. В процессе работы он обнаружил, что тембр или тональность музыки также оказывает сильное влияние на работу мозга. Сегодня результаты его исследований развились в обособленное направление – технологию акустического изучения мозга (Acoustic Brain Research, ABR); а Суперобучение применяется в прогрессивных (экспериментальных) учебных заведениях Америки: в процессе обучения используются аудиозаписи с ритмом и тембром, подходящими для получения желаемого эффекта.

Другой представитель писхоакустики – доктор Сью Чапмэн – провела эксперимент в Городской больнице Нью Йорка, изучая влияние музыки на младенцев, родившихся недоношенными. Одна группа младенцев слушала Колыбельную Брамса (вариацию для струнных инструментов) шесть раз в день, а другая группа не слушала никакой музыки. Новорожденные, слушавшие Брамса, быстрее набирали вес, меньше страдали от осложнений и были выписаны из больницы в среднем на неделю раньше тех, кто не слушал музыку.

Вокруг шум

Наравне с направленным и контролируемым воздействием на человеческую психику звуки, шум и музыка, окружая человека повсюду, каждый день вносят весомый вклад в наше психологическое состояние. Кроме частоты колебаний, важным показателем является громкость звука. Ее в нашем контексте можно также обозначить термином уровень шума, который измеряется в децибелах.

Так, «белым шумом», оказывающим успокаивающее акустического воздействие, считается шум листвы и прибоя, оценивающийся от 20 до 40 Дб. Длительное воздействие шума в 60-90 Дб неизбежно вызывает раздражение. К такому шуму относятся звук приближающего поезда, человеческий крик, работающий двигатель мотоцикла и т.п.

При постоянном воздействии шума в 95-110 Дб (например, звук реактивного самолета на высоте 300 м) возможно ослабление слуха, нервно-психический стресс (угнетенность, возбужденность, агрессивность), гипертония и даже язвенная болезнь. Шум от 115 до 175 Дб вызывает акустическое опьянение, нарушает сон, приводит к глухоте. К последней категории ученые-медики относят громкость музыки в «наушниках-затычках», делая неутешительные прогнозы насчет возможной массовой глухоты поколения современной молодежи.

Аудиальные способы управления общественным сознанием

Важное место в воздействии на индивидуальное и групповое сознание занимают достижения науки фонологии – раздела лингвистики, занимающегося изучением функциональной стороны звуков речи. Влияние тембра речи и интонации на слушающего часто оказывается сильнее, чем смысл сказанных слов, – отмечает С. Кара-Мурза в своем труде «Манипуляция массовым сознанием». Например, голос диктора является основным критерием успешности и эффективности рекламы на радио, именно поэтому его выбор имеет огромное значение.

Каждому знаком голос Юрия Борисовича Левитана - диктора Государственного комитета СМ СССР по телевидению и радиовещанию, читавшего сводки Совинформбюро во время войны и объявлявшего о взятии Берлина и о Победе. На эту должность Левитан был выбран лично Сталиным, и в итоге стал голосом надежды для советских граждан.

Исследования воздействия на слушателей тональности, тембра и темпа речи велись с середины ХХ века в США. Их результаты широко применяются сегодня в предвыборных кампаниях. Например, аналитиками было предсказано, что в ходе предвыборных дебатов на радио в паре Кеннеди-Никсон выгоднее будет выступать последний, в силу слишком высокого голоса Кеннеди и его «гарвардского акцента». Психоакустики работают и с нынешними политиками. Для достижения нужно воздействия на аудиторию и громкость, и тембр, и темп речи согласуется с рекомендуемыми параметрами.