Натюрморты живопись. Натюрморты великих мастеров

Что такое натюрморт?

Натюрмортом называют жанр живописи, в рамках которого изображается неживая природа. Жанр зародился в XVII веке.

Натюрморт в первую очередь удивителен и интересен тем, что заставляет людей видеть красоту и гармонию в повседневных, скучных вещах, окружающих нас постоянно, но ничем не обращающих на себя наше внимание.

Жанр не так прост, как кажется на первый взгляд: в большинстве таких картин художники используют иносказание - пытаются через определённый набор предметов, их расстановку, выбранные цвета, общую композицию сказать людям что-то важное, передать то, что их волнует, поведать о своих чувствах и мыслях.

Несмотря на мрачный перевод «мёртвая природа» , полотна зачастую пестрят яркими красками, радуют зрителя своей оригинальностью и причудливостью, пробуждают желание жить и восторгаться окружающим миром, видеть прекрасное в нём.

Существует множество видов и подвидов натюрморта, например, сюжетно-тематический, творческий, учебно-творческий, учебный. Также их подразделяют по использованным цветам, освещённости, колориту, времени исполнения, месту расположения и т. д.

Основоположниками натюрморта как самостоятельного жанра стали голландские и фламандские художники. Первоначально картины появились в религиозном обиходе. Также в эпоху зарождения жанра распространение получили картины мрачного характера с глубоким философским смыслом и тёмными тонами, в центре композиции, которых были черепа, свечи и некоторые другие атрибуты. Затем, постепенно развиваясь, жанр вбирал в себя всё новые и новые направления и раз за разом получал всё более широкое распространение во всех кругах общества. Цветы, книги, овощи и фрукты, дары моря, посуда и другие предметы быта — всё нашло своё отражение в искусстве. Одними из самых известных художников натюрмортов стали Амбросиус Басхарт, Мигель Парра, Ян Брейгель, Иозеф Лаунер, Северин Розен, Эдвард Ладелл, Ян Давидс де Хем, Виллем ван Алст, Корнелис Бризе.

В России жанр возник в начале XVIII века, но всерьёз этим никто не занимался, он считался «низшим» жанром. В начале XX века натюрмортная живопись достигла наибольшего расцвета; художники создавали свои шедевры, ставили перед собой новые задачи и достигали несказанных вершин в мастерстве, использовали необычные техники, подбирали новые образы. Русский натюрморт в отличие от западного развивался не постепенно, а в ускоренном темпе. Творя в этом жанре, прославились такие русские художники, как К. Петров-Водкин, И. Левитан, И.Ф. Хруцкий, В. Нестеренко, И.Э. Грабарь, М. Сарьян, А. Осмеркин, П.П. Кончаловский, С.Е. Захаров, С.И.Осипов и многие другие.

В современной живописи натюрморт претерпевает новый подъём и теперь прочно занимает полноправное место среди других жанров изобразительного искусства. Сейчас это одно из самых востребованных направлений в живописи. Имея огромное количество возможностей для самореализации себя в творчестве, художники пишут самые разнообразные натюрморты. А зрители, в свою очередь, покупают картины, украшают ими интерьеры, оживляя свой дом и принося в него уют и радость. Натюрмортами постоянно пополняются музеи, открываются всё новые и новые выставки в различных городах и странах, на которые приходят толпы заинтересованных искусством зрителей. Спустя несколько столетий, пройдя долгий полноценный путь развития, натюрморт по-прежнему актуален и не утратил своей значимости в мировой живописи.

И. Машков "Натюрморт" (1930)

Слово «натюрморт» с французского языка переводится как «мёртвая природа» (фр. nature morte).

О натюрморте

Всё, что уже не живёт, не дышит, что сорвано, срезано, но продолжает радовать человека своим существованием – всё это является предметом натюрморта.

Как самостоятельный жанр живописи натюрморт начинает существовать в XVII в. в творчестве голландских и фламандских художников. А раньше он был лишь украшением и выполнял утилитарную функцию.

Ранние натюрморты часто содержали скрытую аллегорию (иносказание), которая выражалась через обыденные предметы, наделённые символическим значением. Иногда в натюрмортах изображали череп, который должен был напоминать о быстротечности жизни и неизбежности смерти.

Аллегорический натюрморт назывался Ванитас (лат. vanitas , букв.: «суета, тщеславие»). Его композиционным центром традиционно является человеческий череп.

Бартоломеус Брейн Старший (I пол. XVI в.). Ванитас

«Суета сует, – сказал Екклесиаст, – суета сует, - всё суета!».

Виллем Клас Хеда. Ванитас

Череп символизирует бренность человеческой жизни. Курительная трубка – символ быстротечных и неуловимых земных наслаждений. Стекло символизирует хрупкость жизни. Ключи – власть домашней хозяйки, управляющей запасами. Нож напоминает об уязвимости человека и о его смертности. Лист бумаги обычно с нравоучительным (часто пессимистическим) изречением. Например:

Hodie mihi cras tibi – сегодня мне, завтра тебе;

Memento mori – помни о смерти;

Aeterne pungit cito volat et occidit – слава о геройских поступках развеется точно так же, как и сон;

Omnia morte cadunt mors ultima linia rerum – всё разрушается смертью, смерть – последняя граница всех вещей;

Nil omne – всё - это ничего.

Но чаще всё-таки в натюрмортах чувствуется любование художника предметами: кухонной утварью, цветами, фруктами, предметами быта – такие картины заказчики приобретали для украшения интерьеров своих домов.

С середины XVII в. натюрморт в нидерландской живописи получил широкое распространение уже как самостоятельный жанр. И одним из самых первых выделился цветочный натюрморт, особенно в произведениях Амброзиуса Босхарта Старшего и Бальтасара ван дер Аста, а далее продолжал своё развитие в роскошных натюрмортах Яна Давидса де Хема во второй половине XVII в. Популярен цветочный натюрморт и у художников нашего времени.

Тематика натюрмортов обширна: это уже упомянутые цветочные натюрморты, изображение завтраков, сервированных столов, учёных натюрмортов, на которых изображались книги и другие предметы человеческойдеятельности, музыкальные инструменты и др.

Рассмотрим некоторые наиболее известные натюрморты.

Виллем Клас Хеда (1594-1682) «Натюрморт с ветчиной и серебряной посудой» (1649)

Виллем Клас Хеда «Натюрморт с ветчиной и серебряной посудой» (1649)

В этой картине заметно виртуозное мастерство художника в передаче обычных, повседневных предметов быта. Хеда так изображает их, что очевидно, что он сам любуется ими: создаётся ощущения осязаемости каждого из предметов.

На небольшом столе, покрытом богатой тяжёлой скатертью, мы видим лимон и любуемся его янтарной мягкостью, ощущаем аромат свежей ветчины и слышим звон сверкающего серебра. Завтрак окончен, поэтому предметы на столе – в естественном беспорядке.

Серебряная посуда означает земное богатство, ветчина – чувственные радости, лимон – внешнюю красоту, внутри которой скрывается горечь. Картина заключает размышление о том, что следует позаботиться не только о теле, но и о душе.

Натюрморт выдержан в едином коричнево-сером тоне, характерном для всей голландской живописи того времени. Полотно не только красиво, оно ещё и рассказывает о скрытой «тихой жизни» предметов, увиденной внимательным взором художника.

Натюрморт находится в Государственном музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина в Москве.

Поль Сезанн (1830-1906) «Персики и груши» (1895)

Поль Сезанн "Персики и груши" (1895)

Поль Сезанн был крупнейшим французским художником конца XIX в. Испытав влияние импрессионизма, Сезанн противопоставил им свой метод. Он выступил против их стремления следовать в искусстве лишь своему зрительному впечатлению – он был за объективную передачу действительности, основанную на закономерности в природе. Он хотел видеть не изменчивые, а постоянные её качества. Сезанн говорил: «Я хочу вернуть природе вечность». Художник вёл свои творческие поиски через синтез формы и цвета, формы и пространства. Особенно этот поиск прослеживается в его натюрмортах.

Каждый из предметов в данном натюрморте изображён с разной точки зрения. Мы видим стол сверху, скатерть и фрукты – сбоку, столик – снизу, а кувшин – одновременно с разных точек зрения. Сезанн стремится максимально полно показать форму и объём, свойственные персикам и грушам. Его приём основан на оптическом законе: тёплые цвета (красный, розовый, жёлтый, золотистый) кажутся нам выступающими, а холодные (синий, голубой, зелёный) – отступающими в глубь холста.

Форма предметов в натюрмортах Сезанна не зависит от случайного освещения, а становится постоянной, присущей каждому предмету. Поэтому натюрморты Сезанна кажутся монументальными.

Картина находится в Государственном музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина в Москве.

Анри Матисс (1869-1954) «Голубая скатерть» (1909)

Анри Матисс «Голубая скатерть» (1909)

Знаменитый французский художник Анри Матисс в зарубежном искусстве XX в. занимает одно из ведущих мест. Но место это особое.

В самом начале XX в. Матисс стал главой первой новой группы в европейской живописи, которое назвали фовизм (от французского «дикий»). Особенностью этого направления была свобода в использовании любого цвета, произвольно выбранного художником, стремление к декоративной красочности. В этом ощущался вызов устоявшимся нормам официального искусства.

Но через некоторое время эта группа распалась, и Матисс более уже не примыкал ни к какому направлению, но избрал свой путь. Своим ясным, жизнерадостным искусством Матиссстремился дать покой измученным душам людей в эмоциональной атмосфере XX в.

В натюрморте «Голубая скатерть» Матисс использует свой любимый композиционный приём: спускающуюся сверху ткань. Материя на переднем плане как бы замыкает пространство полотна, делает его неглубоким. Зритель любуется прихотливой игрой синего орнамента на бирюзовом фоне скатерти, линиями предметов натюрморта. Формы золотистого кофейника, зелёного графина и румяных яблок в вазе художник обобщил, они утратили свою объёмность, а маленькие предметы подчинились ритму ткани, они дополняют красочный акцент картины.

Натюрморт в русской живописи

Натюрморт как самостоятельный жанр живописи появился в России в начале XVIII в., но первоначально он рассматривался как «низший» жанр. Чаще всего он использовался как учебная постановка и допускался лишь в ограниченном понимании как живопись цветов и фруктов.

Но в начале ХХ в. натюрморт в русской живописи получил расцвет и впервые стал равноправным жанром. Художники искали новые возможности в области цвета, формы, композиции натюрморта. Среди русских натюрмористов можно назвать И.Ф. Хруцкого, И.Э. Грабаря, П.П. Кончаловского, И. Левитана, А. Осмеркина, К. Петрова-Водкина, М. Сарьяна, В. Нестеренко и др.

Самым известным натюрмортом П. Кончаловского является его «Сирень».

П. Кончаловский «Сирень» (1939)

П. Кончаловский "Сирень" (1939)

П. Кончаловский в живописи был последователем Сезанна, он стремился выразить праздничность цвета, свойственную русскому народному творчеству, при помощи конструктивности цвета Поля Сезанна. Известность художник получил именно благодаря своим натюрмортам, часто исполненным в стиле, близком кубизму и фовизму.

Его натюрморт «Сирень» полна этим праздничным цветом, радующим глаз и воображение. Кажется, что весенний аромат сирени доносится с полотна.

Гроздья сирени изображены обобщённо, но внутренняя память подсказывает нам очертания каждого цветочка в грозди и оттого живопись Кончаловского кажется реалистичной.

Не менее щедрым в изображении материальности мира, красочности палитры был и современник Кончаловского – И. Машков.

И. Машков «Ягоды на фоне красного подноса» (1910)

В этом натюрморте также буйство красок, умение радоваться каждому мгновению, которое дарит жизнь, потому что каждое мгновение – прекрасно.

Все предметы натюрморта знакомы нам, но чувствуется, что художник любуется щедростью природы, богатством окружающего мира и приглашает нас разделить с ним эту радость.

В. Нестеренко «Отец Отечества» (1997)

В. Нестеренко «Отец Отечества» (1997)

Это натюрморт современного художника В. Нестеренко. Тема картины выражена в её названии, а содержание раскрывается в изображении предметов натюрморта – символов императорской власти Петра I . Портрет императора расположен на фоне батальной сцены, которых было много в его жизни. Нет смысла пересказывать все те дела, за которые Петра I называют отцом Отечества. Можно слышать различные мнения о деятельности первого русского императора, но в данном случае художник выражает своё мнение, и это мнение выражено им очень убедительно.

Натюрморт находится в Кремле, в приемной Президента РФ.

Сегодня была на выставке в Национальном украинском музее современного искусства.
Многое понравилось. Делюсь.

Виктор Толочко
1922-2006, Ялта
"Весенний натюрморт", 1985
масло, холст.


Виктор Толочко
"Натюрморт с белым чайником", 1993
масло, холст

/Родился в Мелитополе, участник ВОВ, учился в Харькове. Возглавлял Художественный музей в Ялте, занимавший в то время залы Воронцовского дворца. Потом переехал в Донецк. На склоне лет вернулся в Крым. Писал натюрморты, пейзажи, портреты. Народный художник Украины /.


Ибрагим Литинский
1908-1958, Киев
"Натюрморт с пеонами на рояле", 1958
масло, холст

/Литинский Ибрагим Моисеевич (1908 - 1958)- украинский художник, портретист, мастер политического и киноплаката. Закончил Киевскую художественно-индустриальную школу, после учился в Киевском художественном институте на театральном и кинофакультете (1927 - 1928). Писал портреты выдающихся людей - Сталина, Панаса Саксаганского, Ивана Паторжинского, Наталии Ужвий, Гната Юры. Работы художника находятся в различных частных коллекциях /(с)


Нина Драгомирова
1926
"Натюроморт с овощами", 1971

/Украинская художница, живописец. Окончила Крымское ХУ им. Н. Самокиша (1952). Член НСХУ с 1970. Мастер пейзажа и натюрморта. Работы находятся в многочисленных частных собраниях Украины.(с)/


Сергей Шаповалов
1943, Кировоград
"Натюрморт". 1998
Масло, холст

/Закончил Киевский государственный художественный институт. Член Союза Художников Украины. Заслуженный художник Украины (2008). Значительная часть работ художника находятся в передвижных художественных выставках Министерствах культуры и в музеях Украины. Много произведений художника находятся в частных коллекциях. Принимал участие в зарубежных коммерческих выставках ("Нью-Йорк. Інтер-Експо 2002" (США), "Русский дом" в Берлине (Германия). В 2004 году состоялась персональная выставка художника в Гвадалахаре (Испания) (с)/.



Федор Захаров
1919-1994, Ялта
"Сирень", 1982
масло, холст

/Выдающийся живописец, мастер пейзажа и натюрморта. Родился в с. Александровское Смоленской области. В 1935 - 1941 учился в художественно-промышленном училище им. М. Калинина в Москве, в 1943 - 1950 - в Московском художественном институте им. В. Сурикова у А. Лентулова, И. Чекмасова и Г. Ряжского. В 1950 переехал в Симферополь, где преподавал Художественном училище им. Н. Самокиша. В 1953 поселился в Ялте. Заслуженный деятель искусства УССР с 1970, народный художник УССР с 1978.

Лауреат Государственной премии УССР им. Т. Шевченко (1987). Мемориальные выставки художника проходили в Государственной Третьяковской галерее (2003), в Симферополе (2004) и Киеве (2005). Произведения хранятся в Государственной Третьяковской галерее, Национальном художественном музее Украины, Феодосийской картинной галерее им. И. Айвазовского, Симферопольском, Севастопольском художественных музеях и др.(с)/


Сергей Дуплий
1958, Киев
"Флоксы", 2003
масло, холст

/Родился в 1958 году в селе Сидоровка Черкасской области.
Большое влияние на его становление как художника оказало творчество И.Грабаря, Н.Глущенко и Ф.Захарова.
Член Национального Союза художников Украины с 2000 года. Живет и работает в Ржищеве.(с)/



Валнтина Цветкова
1917-2007, Ялта
"Осенние цветы", 1958
масло, холст

/Украинский и российский живописец, мастер пейзажа и натюрморта. Родилась в г. Астрахань, Россия. Окончила в 1935 Астраханское художественное училище. Награждена орденами и медалями. Народный художник Украины с 1985. Жила и работала в Ялте.(с)/


Степан Титко
1941-2008, Львов
"Натюрморт", 1968
масло, холст

/Родился в селе Стильское Львовской области.
В 1949 году семья художника была репрессирована и сослана в Хабаровский край. В 1959 году Степан Титко закончил школу и поступил на художественно-графический факультет Хабаровского государственного полиграфического института, а в 1961 году - в Хабаровский художественный институт. С 1964 года жил в Комсомольске-на-Амуре и работал художником-оформителем в Институте космонавтики. В 1966 году, вместе с семьей, художник возвращается на Украину, поселяется в г. Новый Роздол Львовской области и работает преподавателем рисования в школе. С 1969 по 1971 год Титко С.И. находится в творческой командировке на японском острове Сакю.

В 1974 году участвовал в «бульдозерной выставке». Был обвинен в формализме и прозападном отношении к искусству.
Произведения Титко С.И. хранятся в музейных и частных коллекциях Украины, Польши, Германии, Франции, США и других стран.(с)/


Константин Филатов
1926-2006, Одесса
"Натюрморт с чашкой", 1970
картон, масло


Константин Филатов
1926-2006, Одесса
"Баклажаны и перцы", 1965
холст на картоне, масло

/Заслуженный художник Украины. Родился в Киеве.
В 1955 году окончил Одесское художественное училище имени М.Б.Грекова. С 1957 года - участник республиканских, всесоюзных и зарубежных художественных выставок. Член Союза художников УССР с 1960 года.
Работал в области станковой живописи. Автор многочисленных жанровых картин, пейзажей, портретов и натюрмортов.
С 1970 по 1974 год - преподаватель Одесского художественного училища.

В 1972 году стал Лауреатом Государственной премии УССР им. Т. Шевченко за картины «Красная площадь» и «В. И. Ленин». В 1974 году присвоено звание "Заслуженный художник УССР".
Произведения К.В. Филатова представлены в музейных и частных собраниях в Украине и за ее пределами. (с)/


Павел Мирошниченко (эта работа очень нравится!)
1920-2005, Севастополь
"Натюрморт", 1992
масло, холст

/Заслуженный художник Украины. Пейзажист, мастер натюрморта. Родился в г.Беловодск, Луганской области.
Участник Великой Отечественной войны. Награжден орденами и медалями.
С 1946 по 1951 год обучался в Крымском художественном училище им. Н. С. Самокиша. С 1951 года художник жил и работал в г.Севастополь.

С 1965 года Мирошниченко П.П. - член Союза художников Украины.
Работы находятся в Севастопольском художественном музее им. М. П. Крошицкого и других музейных и частных коллекциях в Украине, России, Франции, Германии, Японии, США, Польше и Чехии. Пять морских пейзажей были приобретены для Музея русского искусства в Японии.(с)/


Гаянэ Атоян
1959, Киев
"Васильки", 2001
масло, холст

/В 1983 году окончила Киевский государственный художественный институт. Своим главным учителем считает свою мать - художницу Татьяну Яблонскую . С 1982 года принимает участие в художественных выставках.
В 1986 году была принята в Союз художников Украины.
Произведения Гаяне Атоян находятся в художественных музеях Киева, Запорожья, Хмельницкого, в частных коллекциях Украины и за ее пределами.(с)/



Евгений Егоров
1917-2005, Харьков
"Розы", 1995
бумага, пастель

/Работал в Харьковском художественно-промышленном институте (сейчас ХГАДИ) с 1949 по 2000 гг. (с 1972 по 1985 гг. - ректором)/.


Сергей Шуров
1883-1961, Киев
"Натюрморт", 1950-е
Бумага, акварель


Игорь Котков
1961, Киев
"Натюрморт с красными цветами" 1990
масло, холст

/Окончил Киевскую Республиканскую художественную школу, затем - Художественную Академию в г. Киеве. Работал художником-постановщиком на киностудии "УкрАнимафильм" создавая мультфильмы для взрослых. Постепенно художник выработал свою манеру письма, свой творческий почерк. Сейчас живопись - любимое занятие и дело его жизни. В его творческом арсенале несколько десятков работ в частных коллекциях Украины, России, Германии, Великобритании, США, Канады, две персональные выставки в Киеве и участие во многих других выставках.(с)/


Владимир Микита (класс!)
1931, Закарпатье
"Гуцульский натюрморт", 2002
холст, смешаная техника

/Народный художник Украины.
Родился в селе Ракошино Мукачевского района Закарпатской области. Национальность - русин.
В 1947 году, после 9-ого класса сдал экзамены в Ужгородское училище прикладного искусства и был принят на 3-й курс.
С 1951 по 1954 год находился в рядах Советской армии на острове Сахалин. После армии был принят на работу в Художественно-производственные мастерские Художественного фонда Закарпатья, где работал до выхода на пенсию в 2001 году.

В 1962 году принят в Союз художников Украины. В 2005 году - лауреат Национальной премии Украины им. Тараса Шевченко.
Награжден орденами Ярослава Мудрого V и IV степени . С 2010 года - Почетный гражданин г. Ужгорода.
Произведения художника находятся в фондах Министерств культуры Украины и России, в различных художественных музеях, включая зарубежные: Литва, Словакия, Германия, Венгрия, Сербия, Венесуэла и в частных собраниях всего мира.(с)/


Анастасия Калюжная (тоже очень нравится)
1984, Керчь
"Натюрморт" 2006
масло, холст

/Анастасия Калюжная окончила Национальную академию изобразительного искусства Украины, Художественную школу Романа Сердюка. Богатый опыт школы украинской живописи послужил основой для развития художницы. Сейчас она работает в Керчи в реалистической манере живописи.(с)/


Михаил Роскин
1923-1998, Ужгород
"Хрустальная ваза с цветами", 1990
бумага, пастель

/Родился в г. Никополь Днепропетровской области. Художественно-профессиональную подготовку получил в Студии военных художников им. М. Б. Грекова. Член Национального союза художников Украины с 1978 г.(с)/


Елена Яблонская
1918-2009, Киев
"Душистый табак на окне", 1945
картон, масло

/Сестра художницы Татьяны Яблонской. Жена выдающегося украинского художника Е.В.Волобуева.
В 1941 году окончила Киевский государственный художественный институт. В 1945 году награждена Медалью "За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.".
Член Союза художников СССР с 1944 года.

Мастер станковой живописи и книжной графики. Двадцать лет Елена Ниловна иллюстрировала книги. На ее работах выросло несколько поколений детей. Художница параллельно вела и педагогическую деятельность — учила графиков и скульпторов.
В 1977 году присвоено звание - "Заслуженный художник Украины".
Произведения Е.Н. Яблонской представлены в Национальном художественном музее Украины, в музейных, галерейных и частных собраниях в Украине, Германии, Англии, США и в других странах.(с)/


Оксана Пилипчук
1977, Киев
"Натюрморт", 2001
масло, холст

/Пилипчук Оксана Дмитриевна - художник-живописец, член Национального союза художников Украины, преподаватель Киевского Национального университета строительства и архитектуры (кафедра рисунка и живописи).
Работы хранятся во многих украинских музеях, а также частных коллекциях Украины, Белоруссии, России, Голландии, США, Японии, Словакии, Чехии, Польши, Германии, Израиля, Франции./



Евгений Смирнов
1959, Севастополь
"Натюрморт с зелеными грушами", 2000
масло, холст

/Родился в г. Рыбинск, Ярославской области, Россия. С 1975 по 1979 г.г. учился на живописном факультете Саратовского художественного училища им. Боголюбова. По окончании обучения Евгений Смирнов переезжает в г. Севастополь.
В 1993 году вступает в Национальный Союз художников Украины. С 2005 года - заслуженный художник Украины.
Работы художника находятся в Севастопольском художественном музее им. М.П.Крошицкого и в других музейных и частных коллекциях Украины, России, Германии и других стран./



Вера Чурсина
1949, Харьков
"Вечерний натюрморт", 2005
масло, холст

/График, живописец.
Родилась в с. Борисовка Белгородской обл., Россия.
В 1972 г. окончила Орловский государственный педагогический институт - художественно-графическое отделение.
В 1980 г. защитила диплом в Харьковском художественно-промышленном институте, по специальности "Станковая графика". Заслуженный деятель искусств Украины, член Харьковского отделения Национального союза художников Украины, преподаватель Харьковской государственной академии дизайна и искусств, профессор кафедры живописи.
Принимает участие в международных, всеукраинских и областных выставках.
С 1992 г. - член ХО Национального союза художников Украины.(с)/



Владимир Кузнецов
1924-1998, Харьков
"Натюрморт", 1992
масло, картон

/Закончил Харьковский институт искусств (1954), там же преподавал. Постоянный участник городских, региональных и зональных выставок с 1954 г. Работы художника находятся во многих региональных музеях, в частных коллекциях в России и за рубежом./


Александр Громовой
1958
"Натюрморт", 2011
масло, холст

/Родился в с.Краснополье Николаевской области.
В 1987 году окончил Ужгородский государственный университет, в 1993 году - художественно-графический факультет Одесского педагогического института им.К.Д.Ушинского. Член Национального Союза художников Украины с 1995 года./


Азат Сафин
1961, Харьков
"Натюрморт" 2003
масло, холст


Анна Файнерман
1922-1991, Киев
"Натюрморт с рябиной", 1966
картон, масло

/Родилась в станице Успенской Белоглинского района Краснодарского края России. В 1941 году закончила художественную среднюю школу им. Т. Г. Шевченко. После окончания в 1945 году факультета журналистики Уральского университета поступила в Киевский художественный институт, который закончила в 1951 году.
Во время учебы в институте работала литературным сотрудником и корректором в издательстве "Советская Украина".
Жена известного украинского художника Рапопорта Бориса Наумовича.

Член Союза художников УССР с 1955 года. Произведения хранятся в музейных, галерейных и частных коллекциях в Украине и за ее пределами./


Адальберт Мартон
1913-2005, Ужгород
Натюрморт, 1969
бумага, пасель

/Украинско-венгерский живописец. Мастер закарпатского пейзажа и натюрморта.
Родился в г. Клертон, США. В 1936 году окончил художественно-промышленную школу в г. Габлонци, Чехословакия.
С 1937 года жил и работал в Ужгороде. С 1957 года участвовал в областных, республиканских, всесоюзных и международных выставках. Работы художника находятся в музеях, галереях и частных коллекциях Украины, России, Венгрии, США, Канады и Японии. В 1972 году художник переехал в Венгрию, где и умер в 2005 году.(с)/


Александр Шеремет
1950, Киев
"Натюрморт", 2001
масло, холст



Константин-Вадим Игнатов
1934, Киев
"Чайная церемония" 1972
холст темпера

/Родился в Харькове (Украина). Учился в художественной школе города Киева, также учился в Киевском государственном художественном институте.
В советское время имел репутацию незаурядного иллюстратора и проработал в издательстве «Веселка» около 30 лет, где проиллюстрировал более 100 книг. Член Национального Союза художников Украины./



Леся Прыймыч
1968
"Святвечер", 2013
масло, холст

/Родилась в г.Ужгород Закарпатской обл.
Окончила Львовский государственный институт прикладного и декоративного искусства (1992). Живописец. Член НСХУ (2006)./


Андрей Звездов
1963-1996, Киев
Натюрморт с осенними листьями" 1991
масло, картон


Карл Звиринский
1923-1997
"Натюрморт", 1965


Зоя Орлова
1981, Киев
Натюрморт", 2004
картон, смешанная техника


Олег Омельченко
1980
"Натюрморт с часами", 2010
масло, холст


Николай Кристопчук
1934, Львов
"Косовский натюрморт", 1983
масло, холст


Борис Колесник
1927-1992, Харьков
"Натюрморт", 1970
картон, масло

/Родился в с. Вильшаны Харьковской области.
В 1943-1949 г.г. учился в Харьковском государственном художественном училище, в 1949-1955 г.г. - в Харьковском государственном художественном институте.
В 1965 г. вступил в Союз Художников УССР.
Автор жанровых лирических картин, раскрывающих быт и традиции украинского народа.
Работы Колесника Б.А. хранятся в Музее Русского Искусства в Киеве, в художественных музеях Харькова и других городов Украины и бывшего СССР./


Константин Ломыкин
1924-1993, Одесса
"Груши", 1980
картон, пастель

/Живописец, график. Народный художник Украины.
Родился в г. Глухов, Сумской области. В 1951 году окончил Одесское художественное училище. Член Одесской организации Союза художников УССР с 1953 года.
Автор тематических картин, произведений бытового жанра, пейзажей и натюрмортов.
Заслуженный деятель искусств УССР.
Произведения художника находятся в художественных музеях Украины, а также в частных коллекциях Украины, России, Японии, Франции, Греции, Германии, Италии, Португалии и других стран./


Александр Хмельницкий
1924-1998, Харьков
"Натюрморт с красной шляпой"
масло, холст

/Родился в Харькове.
Учавствовал в боевых действиях в годы Великой Отечественной войны.
С 1947 по 1953 год обучался в Харьковском государственном художественном институте, затем преподавал в ХГХИ, (Харьковский художественно-промышленный институт), с
1978 года - профессор
В 1956 году был принят в члены Харьковской организации Союза художников Украины, был председателем секции живописи.
В 1974 году участвовал в создании диорамы "Форсирование Днепра" в соавторстве с А. Константинопольским, В. Мокрожицким, В. Парчевским для Музея Великой Отечественной войны в Киеве.
Народный художник Украины. Был членом-корреспондентом Академии искусств Украины с 1997 года.
Произведения художника находятся в музеях, галереях, частных коллекциях Украины и за ее пределами./


Владимир Богуславский
1954, Львов
"Бронзовый кувшин", 2005
масло, холст

/Родился в 1954 году в Киеве. В 1973 - 1978 годах учился в Львовском институте декоративно-прикладного искусства. Стал известным после знаменитых седневских молодежных пленэров (1988), где принимал участие по приглашению Тиберия Сильваши, а также выставок молодежного искусства "Совиарт" (1989-1991). Участник многочисленных международных выставок, масштабных презентаций отечественного искусства. Произведения находятся в музейных собраниях Украины и заграничных частных коллекциях/.

Надеюсь, вам понравилось.
Спасибо за внимание!

Натюрморт в живописи - изображения статичных неживых предметов, объединенных в единый ансамбль. Натюрморт может быть представлен как независимое полотно, но иногда становится частью композиции жанровой сцены или целой картины.

Что такое натюрморт?

Такая живопись выражается в субъективном отношении человека к миру. Это показывает присущее мастеру понимание красоты, которая становится воплощением общественных ценностей и эстетическим идеалом времени. Натюрморт в живописи постепенно трансформировался в отдельный значимый жанр. Этот процесс занял не одну сотню лет, а каждое новое поколение художников понимало полотна и цвет согласно веяниям эпохи.

Роль натюрморта в композиции картины никогда не исчерпывается простой информацией, случайным дополнением к основному содержанию. В зависимости от исторических условий и общественных запросов предметы могут принимать более или менее активное участие в создании композиции или отельного образа, заслоняя ту или иную цель. Натюрморт в живописи как самостоятельный жанр призван достоверно передавать красоту вещей, ежедневно окружающих человека.

Иногда отдельная деталь или элемент вдруг приобретает глубокое значение, получает свой собственный смысл и звучание.

История

Как старый и почитаемый жанр натюрморт в живописи знавал взлеты и головокружительные падения. Суровый, аскетичный и минималистичный помогал создавать бессмертные монументальные обобщенные возвышенно-героические образы. Скульпторы с необычайной выразительностью наслаждались изображением отдельных объектов. Виды натюрморта в живописи и всевозможные классификации зародились в период становления искусствоведения, хотя полотна существовали задолго до написания первого учебника.

Иконописные традиции и натюрморты

В древней русской иконописи большую роль играли те немногие вещи, которые художник осмеливался внести в строгий лаконизм канонических произведений. Они способствуют проявлению всего непосредственного и демонстрируют выражение чувств в работе, посвященной абстрактному или мифологическому сюжету.

Виды натюрморта в живописи существуют отдельно от иконописных произведений, хотя строгий канон и не запрещает изображение некоторых предметов, присущих жанру.

Ренессанс натюрморта

Тем не менее, большую роль играют произведения XV-XVI веков в эпоху Возрождения. Живописец впервые обратил внимание на мир вокруг себя, стремился определить значение каждого элемента на службе человечества.

Современная живопись, натюрморт как популярный и любимый жанр зародились в период Триченто. Бытовые предметы приобрели определенное благородство и значимость владельца, которому они служили. На больших полотнах натюрморт, как правило, выглядит весьма скромно и неброско - стеклянная банка с водой, серебро изящной вазы или нежные лилии на тонких стеблях чаще ютились в темном углу картины, как бедные и позабытые родственники.

Тем не менее, в образе прекрасных и близких вещей было столько любви в стихотворной форме, что современная живопись, натюрморт и его роль в ней уже несмело проглядывали через прорехи пейзажей и тяжелые портьеры жанровых сцен.

Переломный момент

Субъекты получили реальный элемент в картинах и новое значение в 17-м веке - в эпоху, когда преобладал и доминировал натюрморт с цветами. Живопись такого рода приобрела многочисленных поклонников среди дворянства и духовенства. В сложных композициях с выраженной литературной сюжетной линией сцены получили свое место наряду с главными героями. Анализируя произведения эпохи, легко заметить, что важная роль натюрморта аналогичным образом проявилась в литературе, театре и скульптуре. Вещи начали «действовать» и «жить» в этих работах - их показывали как главных героев, демонстрируя самые лучшие и выгодные стороны предметов.

Объекты искусства, сделанные трудолюбивыми и талантливыми мастерами, несут на себе личностный отпечаток мыслей, желаний, влечений конкретного человека. живопись лучше всех психологических тестов помогают отследить психоэмоциональное состояние и достичь внутренней гармонии и целостности.

Вещи преданно служат человеку, перенимая его восторг предметами быта и вдохновляя владельцев на приобретение новых красивых, изящных мелочей.

Фламандский ренессанс

Живопись гуашью, натюрморт как жанр люди приняли не сразу. История появления, развития и повсеместного внедрения различных идей и принципов служит напоминанием о постоянном развитии мысли. Натюрморт стал известен и вошел в моду в середине 17-го столетия. жанра началась в Нидерландах, яркой и праздничной Фландрии, где сама природа располагает к красоте и веселью.

Живопись гуашью, натюрморты пышным цветом расцвели во времена грандиозных перемен, полнейшей смены политических, общественных и религиозных институтов.

Фландрское течение

Буржуазное направление развития Фландрии стало новинкой и прогрессом для всей Европы. Перемены в политической жизни привели к аналогичным нововведениям в культуре - открывшиеся перед деятелями искусства горизонты теперь не ограничивались религиозными запретами и не поддерживались соответствующими традициями.

Натюрморт как стал флагманом нового искусства, воспевавшего все естественное, яркое и прекрасное. Строгие каноны католицизма более не сдерживали полет фантазии и любознательность живописцев, а потому наряду с искусством начали развиваться наука и технологии.

Обычные бытовые вещи и предметы, ранее считавшиеся низменными и недостойными упоминания, в одночасье вознеслись до объектов пристального изучения. Декоративная живопись, натюрморт и пейзажи стали настоящим зеркалом жизни - повседневного распорядка, рациона, культуры, представлений о прекрасном.

Свойства жанра

Именно отсюда, из сознательного, углубленного изучения окружающего мира развился отдельный жанр бытовой живописи, пейзажа, натюрморта.

Искусство, обретшее определенные каноны в 17-м веке, определило основное качество жанра. Картина, посвященная миру вещей, описывает основные свойства, присущие объектам, которые окружают человека, показывает отношение мастера и его гипотетического современника к тому, что показано, выражает характер и полноту знаний о действительности. Художник обязательно передавал материальное существование вещей, их объем, вес, фактуры, цвета, функциональное назначение предметов быта и их жизненную связь с деятельностью человека.

Задачи и проблемы натюрморта

Декоративная живопись, натюрморт и бытовые сцены впитали в себя новые тенденции эпохи - уход от канонов и одновременное сохранение консервативного натурализма изображения.

Натюрморт революционной эпохи времен полной победы буржуазии отражает уважение художника к новым формам национальной жизни соотечественников, уважение к труду простых ремесленников, преклонение перед прекрасными образами красоты.

Сформулированные в 17-м веке проблемы и задачи жанра в целом не обсуждались в европейских школах вплоть до середины 19-го в. Между тем художники постоянно ставили перед собой новые и новые задачи, а не продолжали механически воспроизводить готовые композиционные решения и цветовые схемы.

Современные полотна

Фото натюрмортов для живописи, подготовленных в современных студиях, наглядно демонстрируют разницу между восприятием мира современником и человеком средних веков. Динамика объектов сегодня превосходит все мыслимые пределы, а статика предметов была нормой для того времени. Колористические комбинации 17-го века отличаются яркостью и чистотой цвета. Насыщенные оттенки гармонично вписываются в композицию и подчеркивают задумку и идею художника. Отсутствие любых канонов не лучшим образом повлияло на натюрморты 20-21-го веков, иногда поражающие воображение своей неприглядностью или нарочитой пестротой.

Методы решения проблем натюрморта стремительно меняются каждое десятилетие, способы и техника не успевают за фантазией признанных и не очень мастеров.

Ценность сегодняшних полотен состоит в выражении реальности глазами художников-современников; посредством воплощения на холсте возникают новые миры, которые смогут многое рассказать о своих создателях людям будущего.

Влияние импрессионизма

Следующей вехой истории натюрмортов стал импрессионизм. Вся эволюция направления отразилась на композициях через цвета, технику и понимание пространства. Последние романтики тысячелетия переносили на холст жизнь, как она есть - быстрые, яркие штрихи и выразительные детали стали краеугольными камнями стиля.

Живопись, натюрморты современных художников непременно несут в себе отпечаток вдохновителей-импрессионистов посредством цвета, способов и техник изображения.

Отход от стандартных канонов классицизма - трех планов, центральной композиции и исторических героев - позволил художникам развить собственное восприятие цвета и света, а также доступно и наглядно продемонстрировать свободный полет эмоций зрителям.

Основные задачи импрессионистов - изменение живописной техники и психологического содержания картины. И сегодня, даже зная обстановку той эпохи, трудно найти правильный ответ на вопрос о том, почему импрессионистские пейзажи, такие же радостные и бесхитростные, как стихи, вызывали резкое неприятие и грубые насмешки переборчивых критиков и просвещенной публики.

Импрессионистская живопись не вписалась в рамки общепринятого, поэтому натюрморты и пейзажи воспринимались как что-то вульгарное, недостойное признания наряду с прочими отбросами высокого искусства.

Художественная выставка, ставшая своеобразной миссионерской деятельностью для известных художников того времени, смогла достучаться до сердец и продемонстрировать красоту и изящество Изображения предметов и объектов всеми доступными средствами стали привычным делом даже в стенах грозных заведений, исповедующих одни лишь принципы классического искусства. Триумфальное шествие натюрмортов не прекращается с конца 19-го века, а разнообразие жанров и техник сегодня позволяет не бояться любых экспериментов с цветом, фактурами и материалами.

Опубликовано: Январь 16, 2018

Натюрморт - это жанр, который приобрёл известность в западном искусстве к концу XVI века и с тех пор остается важным жанром. Натюрморт классифицируются по изображению обычных предметов, которые могут быть натуральными, как например, цветы, фрукты и т. д. или искусственными, как например, очки, музыкальные инструменты и т. д. Ниже представлен список 10 самых знаменитых натюрмортов известных художников включая Шардена, Поля Сезанна, Ван Гога и Джорджио Моранди.

№10 Серия натюрмортов, Художник Том Вессельман

Движение поп-арт возникло в 50-х годах XX века, и использует узнаваемые образы из популярной культуры. Среди самых популярных произведений поп-арта находится серия натюрмортов Тома Вессельмана. Его натюрморты изображают элементы современного мира, а не фрукты и овощи предыдущего поколения художников этого жанра. Эта работа (Натюрморт #30) представляет собой сочетание живописи, скульптуры и коллажа торговых знаков, которые Том увидел на улице.

№9 Ванитас со скрипкой и стеклянным шаром

Художник: Питер Клас



От: ,  

Питер Клас- один из передовых художников-живописцев натюрморта своего времени. Его ванитас со скрипкой и стеклянным шаром, на котором изображено много предметов, в том числе и череп, но особенно привлекает внимание стеклянный шар, в котором отражается сам художник перед мольбертом. В этом чувствуется мистика. "Корзина фруктов" Караваджо очень натуральна, на фруктах даже видны червоточины. И непонятно, то ли мастер изобразил то что видел, или в испорченных плодах кроется более глубокий смысл. Безусловно

хорош натюрморт с подсолнухами ван Гога.



Представленный рейтинг натюрмортов прекрасно показывает, насколько разнообразны могут быть картины этого жанра. Очень "советская" (или пролетарская) работа Вессельмана, хотя не изображает атрибутов СССР, кроме красной звезды. Портрет Линкольна настолько не вписывется в натюрморт, странно смотрится между виски, фруктами, комнатным цветком, котом и снова фруктами, что непроизвольно ассоциируется с изображениями генеральных секретарей, которые в свое время были непременным атрибутом любой обстановки.

Две бутылки виски кажутся пивом, производят впечатление повседневного, дежурного напитка, который не требует особой закуски. Белый дом на картине почти полностью скрыт фруктами, что намекает на то, что это просто незначительная деталь интерьера. Яркие краски придают композиции явный характер 60-х гг и облегчают восприятие красной звезды рядом с Линкольном. Ярко контрастирует Ванитас со скрипкой, который резко отличается элегантностью, изысканностью, более сдержанными цветами и набором предметов из противоположного мира, относительно картины Вессельмана. Корзина же фруктов Караваджо является примером классического натюрморта, очень стильного, лаконичного, который всегда приятно видеть. Интересна палитра, которая не отличается многообразием цветов, но укладывается в определенную гамму естественных оттенков. А работа Моранди настолько проста, эссенциальна и чиста, что невозможно устать смотреть на нее. Минимум цвета, несколько предметов, составляющих композицию, никаких узоров, разнообразия объектов, простые, за исключением вазы, формы. Тем не менее натюрморт хочется рассматривать, находить различные нюансы в кажущейся простоте. Полотна Сезанна - праздник жизни, изобилия, незатейливых радостей - свежие фрукты, домашнее вино, самодельный десерт, предназначенных для съедания, а не для создания канонической композиции. Натюрморт с лимонами очень стильный, с выгодным цветовым сочетанием черного и желтого, а тарелка, корзина и кофейная пара создают некий "видеоряд", придают динамичности. Скат на картине Шардена сразу привлекает внимание, эффектно выделяет полотно на фоне любых других, хотя по сути это достаточно классический, традиционный натюрморт. Кубическая, геометрическая работа Брака демонстрирует, что жанр натюрморта возможен и в этом стиле. Ну а подсолнухи Ван Гога - солнечная, радостная, лучезарная, теплая работа, но не уверена, что поместила бы ее на первое место.




- Присоединяйтесь!

Ваше имя:

Комментарий: