Картины художника юрия рысухина. Юрий Рысухин

Lucidity. Serenity. Purity.

You try to associate those notions and substances now extinct in arts with something relevant to the notions and substances... For it is disturbance, anxiety and grubbiness that prevail nowadays in arts.

Works by Yury Rysukhin emerge in your memory as a kind of benign consolation. I have no idea from where he derives sufficient strength to overcome the sorcery that has veiled us. Maybe it is the laborious long preparation of the gesso priming which he uses for painting, its unified glaring-white surface that defies both one"s own bad intentions and other people"s seductions. It urges you to enter the world of harmony, concord, the world of Russian people with radiant faces, the world of wonderful opportunities which is banned for many people through a tragic misunderstanding. In the image system created by the artist the well-known things become miraculously unknown, and the unknown ones become well-known. The aspiration for an ideal now looks as a daring actual choice. Yury Rysukhin made it long ago.

Lucidity. Serenity. Purity.

Viktor Kalinin

Member of the Russian Academy of Arts

Ясность. Покой. Чистота.

Пытаешься привязать эти отсутствующие сейчас в искусстве понятия к чему-то, им соответствующему, поскольку в искусстве преобладают смута, тревога, нечистоплотность.

Картины Юрия Рысухина всплывают в памяти как одно из целительных утешений. Не знаю, откуда он черпает силы для преодоления обступившего нас морока. Быть может, сама кропотливая, долгая подготовка левкасов, на которых он пишет, с ихунифицированной, ослепительно белой поверхностью, отторгает и собственные дурные помыслы, и чужие соблазны, побуждая к погружению в мир гармонии, согласия, в мир светлоликих русских людей, в мир прекрасных возможностей, который потрагическому недоразумению закрыт для многих и многих. В этой образной системе, созданной художником, знакомое чудесным образом становится незнакомым, а незнакомое - знакомым. Тяга к идеальному выглядит сейчас как дерзкий, актуальный выбор. Юрий Рысухин этот выбор сделал давно.

Ясность. Покой. Чистота.

Виктор Калинин

действительный член Российской академии художеств

I like Yury Rysukhin very much both as a man devoted to his duty and an artist who loves his profession. It is commonly believed that oil painting with broad strokes is specific for Russia. And those who paint scrupulously are disparaged to some extent. Rysukhin has proved that a Russian artist can work not as canons dictate, but as he likes himself.

Dmitry Zhilinsky

People"s Artist of Russia, Member of the Russian Academy of Arts, Russia State Prize Winner, Professor

Я к Юрию Рысухину очень хорошо отношусь - и как к человеку, верному своему долгу, и как к художнику, любящему свое ремесло. Считается, что Россия - это живопись маслом, широким мазком. А к тем, кто пишет скрупулезно, относятся с некоторым пренебрежением. Рысухин доказал, что российский художник может работать не так, как диктуют каноны, а так, как ему хочется.

Дмитрий Жилинский

народный художник России, действительный член Российской академии художеств, лауреат Государственной премии России, профессор

Yury Rysukhin is never in a hurry to catch up with innovations. Each of his works is a philosophic meditation. The presented gesso works are of numerous virtues as far as composition, plasticity, picturesqueness, tonality, rhythm are concerned.

We - the Union of Artists of Russia - nominated Rysukhin as an author to participate in the "Habitat" exhibition (Central House of Artists, 2005), the one who personifies at present the Russian fine arts. And he presented Russia with dignity at that international show.

Вообще-то столь высокая награда нашла своего героя ещё год назад. Сам Рысухин рассказывает об этом не без юмора:

— Как получилось? По итогам 2011 года мы делали в московской «Галерее Беляево» групповую выставку оренбургских художников, среди которых Владислав Ерёменко, Игорь Смекалов и я. В этом нам помогал губернатор Оренбургской области Юрий Берг. По итогам выставки был издан каталог. Члены правления Союза художников России решили представить меня на серебряную медаль Союза и отправили все соответствующие документы в Академию художеств. Там посмотрели на мои работы и, видимо, решили: «А чего серебряная? Давайте золотую дадим!». И вот 29 мая 2012 года Президиум Российской академии художеств выдал мне медаль, а в конце года я получил её уже из рук министра культуры нашей области.

— В такие минуты, наверное, стоит обернуться и вспомнить, как начинался Ваш путь в живопись…

— В юности, ещё живя в Краснодаре, я случайно увидел на обложке журнала «Творчество» работу неизвестного мне художника. Называлась она «Возвращение с поля». Великолепная картина, от которой я, попросту говоря, обалдел. Оказалось, что это была работа оренбургского художника Виктора Ни. К тому времени я знал ещё одного оренбуржца - Николая Ерышева, который окончил Краснодарское художественное училище, где на Доске почёта висела его прогремевшая тогда работа «На своей земле»... В общем, всё сводилось к Оренбургу, тем более что хороших художников на тот момент рядом не было, учиться было не у кого. Приехал в Оренбург - к Виктору Ни.

Хорошо помню день приезда — 18 марта 1974 года. Город грязный, серый. Я думаю: «Ну, ничего себе, попал…» Потом привык. Сам город после Краснодара полюбить было сложно. Но здесь - особая творческая среда, замечательные художники…

Кстати, Виктор Ни, как только я приехал, в мастерскую к себе не пускал. Все недоумевали: «Как это так? Парень к тебе приехал, а ты его не подпускаешь!». Всё дело было в возрастной дистанции - он был старше, ему было сорок, хотя я почему-то считал, что ему двадцать пять. В общем, после того как его отругали художники, он меня принял в ученики, мы начали готовиться к первой зональной выставке (1974). Затем - Всесоюзная выставка молодых художников, которая проходила в 1980 году в Ташкенте. На ней я получил первую премию Союза художников СССР и ЦК ВЛКСМ. Так и пошло…

— Какая работа принесла Вам победу на молодёжной выставке?

— Моё «Посвящение Виктору Попкову». По той картине меня и стали узнавать. Честно говоря, ничего лучше я пока не сделал. А кто такой Виктор Попков? Гениальный художник, шестидесятник, один из самых значительных русских художников второй половины XX века. Кстати, он был другом нашего Николая Ерышева, и они даже написали портреты друг друга, будучи вместе в Чехословакии... Жизнь Попкова оборвалась в 42 года, совершенно нелепо. Хотел поймать такси на Тверском бульваре - не получилось. Тогда он подошёл к стоящей неподалёку «Волге», чтобы попросить подвезти его к Киевскому вокзалу. Откуда он мог знать, что в машине сидят инкассаторы? Открыл дверцу - инкассатор принял его за грабителя и выстрелил в упор… После этой страшной истории было много посвящений Виктору Попкову. Но моё оказалось признанным одним из лучших. В интерьере крестьянской избы, украшенной пёстрым половичком, за столом у самовара сидит троица женщин в красном. Между двух окон — зеркало, а в нём отражается сам художник Попков, который в этот момент пишет с женщин свою известную картину «Вдовы».

— А над ними - большой красный древнерусский лев. Ваши работы легко узнать хотя бы по красному цвету и славянским символам

— Меня очень вдохновляет русская красота. Я вообще люблю русскую культуру, архитектуру, историю, и всё моё творчество посвящено Руси. Но я довольно тихий славянофил - не буйствую, не бью себя в грудь, не рву на себе рубаху, а мирно делаю своё дело - пишу наших прекрасных женщин, нашу землю, наши традиции.

Сейчас вот работаю над «Ночью Ивана Купалы». Чисто русский, языческий праздник - праздник раскрепощения, задора, молодости, продолжения рода. Слово «секс» здесь не подходит, потому что оно слишком грубое, но это та же радость жизни. Помните фильм «Андрей Рублёв»? Молодёжь веселится, а на скрипучих качелях сидит одинокая старуха, и по щеке у неё бежит слеза. Я постарался такой же контраст передать в своей картине «Старая дева». С одной стороны, юность, любовь, веселье, раскрепощённость. С другой - сожаление, одиночество, прощание с молодостью…

— Юрий Алексеевич, как по-Вашему, способна ли фотография сегодня составить конкуренцию живописи?

— Думаю, это совершенно разные жанры, и о конкуренции речь не идёт. Другое дело, что художников сейчас всё меньше и меньше. Почти никто из молодёжи в Союз не приходит, он стареет. Вот недавно из молодых приняли Наташу Абленину в Союз художников, и всё.

Как правило, молодёжь идёт в дизайн, потому что там есть хоть какие-то деньги. А здесь ничего не заработаешь. Живопись - это, можно сказать, мамонт. Она осталась как хобби, стиль жизни, состояние души. Мы-то уже никуда от этого не денемся, да и живопись останется востребованной. А вот будут ли в ней новые имена - это сложный вопрос.

— Чьё творчество художников-современников особенно цените?

— Прежде всего Дмитрий Жилинский. Недавно я ездил на открытие его выставки, которая проходит в Санкт-Петербургском Русском музее, в зале Бенуа. Достаточно сказать, что Виктор Ни учился у Жилинского, а я учился у Виктора Ни. Так что это, можно сказать, второй мой учитель.

Из оренбургских художников - Николай Ерышев, Юрий Григорьев, Владислав Ерёменко, Геннадий Глахтеев, Антон Власенко, Аркадий Ескин, Станислав Бочкарёв и многие другие.

— Какие у Вас планы на 2013 год?

— Возможно, в марте в том же Русском музее пройдёт моя персональная выставка. Уже сейчас готовится альбом, который будет напечатан в Италии - как раз к открытию выставки. В Русский музей попасть не так просто, даже с большими деньгами. Так что, если всё получится, - это будет настоящий прорыв.

Юрий Рысухин (р. 1947, село Уюк Казахской ССР) - заслуженный художник России, участник многочисленных областных, зональных, республиканских и международных выставок. Его работы хранятся в Государственной Третьяковской галерее, Оренбургском областном музее изобразительных искусств и музеях других городов России.

Благодаря его инициативе в городе была восстановлена работа Центрального выставочного зала. Сегодня это один из активных культурных центров Оренбурга.

Юрий Алексеевич Рысухин родился 5 марта 1947 года в селе Уюк Джамбульской области казахской ССР. Отец Алексей Владимирович работал метеорологом. Но очень любил рисовать. Был художником самоучкой. Мать помогала в работе отцу, но умерла рано, когда Юре было всего пять лет.

В юности Юрий мечтал стать летчиком. Полет Гагарина в космос был примером для подражания. Немного занимался классической борьбой. Поработав на различных производствах по специальностям, полученным в профессиональном техническом училище, он поступает в Краснодарское художественное училище..

Судьбу Юры кардинально изменила картина Виктора Ни «Возвращение с поля». Оказалось, что он живет в Оренбурге. В то время Юрий был студентом Краснодарского художественного училища.Но он не раздумывая переехал в Оренбург.

Впоследствии Юрий Алексеевич стал близким другом и сподвижником Виктора Ни, считая его своим учителем в искусстве.

В 1980 году за картины «Памяти В.Попкова» и «Август» Юрий Рысухин получил 1 премию от Союза художников СССР и ЦК комсомола. В 1994 году награжден дипломом Российской академии художеств. Работы Юрий Рысухина хранятся в Третьяковской галерее, в музеях городов России и за рубежом.

Юрий Алексеевич обладатель звания «Заслуженный художник России», дважды избирался председателем правления Оренбургской организации Союза художников России.. Юрий Рысухин - создатель ежегодной художественной выставки «100 картин художников Оренбуржья» и за нее удостоен премии «Оренбургская лира».Кредо жизни Рысухина - раз бог наградил тебя талантом, то нельзя зарывать его в землю, нужно развивать его и все время работать.

О Юрии Рысухине один из увидевших его работы американцев сказал: «Такие работы надо возить в США, чтобы давать представление о том, что такое «русский художник». Любовь к России, ее истории, культуре, фольклору, архитектуре, народу, родным просторам проходит сквозной темой через все творчество Рысухина. Сам автор признается: «Меня очень вдохновляет русская красота. Но я довольно тихий славянофил - не буйствую, не бью себя в грудь, не рву на себе рубаху, а мирно делаю своё дело - пишу наших прекрасных женщин, нашу землю, наши традиции» . Юрий Рысухин воспевает Россию в особой художественной манере. В своем творчестве он обращается к огромному наследию мирового искусства, искусно соединяя эти традиции и современность, Рысухин создает уникальный образ мира. Но все же основные истоки вдохновения художника - это икона, народное творчество, искусство европейского Позднего Средневековья. Он пишет картины, используя старинную технику живописи - рисование темперными красками по дереву, грунтованному левкасом, которая берет начало в древнерусской иконописи. Этот опыт, а также любовь к Раннему Ренессансу, автор перенял у известного российского художника Дмитрия Жилинского, которого живописец считает своим вторым наставником. Появление этих традиций в творчестве мастера не случайно. Рысухин пишет земную жизнь, как икону, а русскую деревню наполняет классическими мотивами - так он видит этот мир, практически незнакомый горожанам. Поселяя дух высокого искусства в провинциальную Россию, одновременно автор сохраняет эстетику русского народного искусства. В его произведениях присутствует постоянный диалог с мастерами разных эпох. Сознательно перепутывая связь времен, он формирует ощущение непрестанности человеческого бытия.

Особое место в творческом пространстве занимает автопортрет. Его можно обнаружить во многих композициях автора. При этом часто сам художник обращен лицом к зрителю, тем самым приглашая его в свой удивительный, немного наивный, полный фантазий, но в тоже время мудрый исполненный радости мир.

Художественному языку мастера свойственна красочность, декоративность. Здесь его полностью увлекает фольклор, он заимствует приемы традиционной народной росписи, использует языческие символы, как, например, в картине «Исцеление». Запоминающимся акцентом выступает красный цвет, то пылающий страстью и скорбью, то сменяющийся чистотой и просветленностью. В последнее время Рысухина все больше увлекает работа с многофигурными композициями и «большими картинами», что сейчас встречается все реже. Эти работы насыщены бесчисленным количеством деталей - символов, каждая из которых тщательно обдумывается, прежде чем войти в картину. Вместе с тем все его композиции всегда четко выстроены и выдержаны в едином ключе.

22 марта в 17.00 ч. в выставочном зале Оренбургского областного музея изобразительных искусств состоится торжественное открытие персональной художественной выставки Юрия Рысухина. К 70-летию со дня рождения.

Юрий Алексеевич Рысухин родился 5 марта 1947 г. в с. Уюк Казахской ССР в семье рабочего. В 1971 г. закончил Краснодарское художественное училище.

В 1974 г. Ю.А. Рысухин приехал в Оренбург, и с этого времени началось творческое становление художника. Юрий Алексеевич последовательно и целеустремлённо с неиссякаемой творческой одержимостью и энергией отдаёт свои силы творчеству и созидательной работе по сохранению и развитию Оренбургского Союза художников. Ю.А. Рысухин неоднократно избирался его председателем, был делегатом V и VI Съездов республиканского Союза художников, VI Съезда художников СССР. В 1987 году избирался членом Правления СХ РСФСР.

Для художественной интеллигенции Оренбурга имя Ю.А. Рысухина очень много значит. Благодаря его инициативе в городе была восстановлена деятельность выставочного зала, бессменным директором которого Ю.А. Рысухин являлся на протяжении восемнадцати лет. Сегодня выставочный зал - один из главных культурных центров Оренбурга, в 2012 году его передали Оренбургскому областному музею изобразительных искусств.

Юрий Рысухин создаёт высокохудожественные произведения, ставшие заметным явлением в современном искусстве. Его работы многократно экспонировались на выставках всех масштабов - от областных, зональных, республиканских, всесоюзных, зарубежных, международных.

Работы художника представлены в коллекции Государственной Третьяковской галереи, Русского музея Санкт-Петербурга, в музеях Краснодара, Новокузнецка, Перми, Казани, Кургана, Оренбурга и других городов.

В 2000 г. Юрию Алексеевичу присвоено почётное звание Заслуженного художника России. В 2012 г. присуждена золотая медаль Российской Академией художеств. В 2013 г. состоялась персональная выставка в Русском музее Санкт-Петербурга.

Ежегодно на протяжении двадцати двух лет в выставочном зале Юрий Рысухин организует выставку «Сто картин художников Оренбурга». Трижды издавал каталоги этих выставок.

На юбилейной выставке будет представлен новый вариант серии работ «Времена года» большого формата и «Времена года» тондо - формат картины «в круге». Сюжетные композиции этой серии связаны с сезонными сельскохозяйственными работами, благодаря таланту художника, они преображаются в универсальную картину мироздания.

Особое место в творчестве Юрия Рысухина занимает тема материнства, когда героини картин становятся для нас образцом женственности, душевного тепла и покоя.

На выставке зрители смогут увидеть также серию портретов современников, работы по результатам поездок по русскому Северу, по итогам пленэра на Иссык-Куле - всего более сорока работ, созданных за последние 15 лет.

Картины художника отмечены глубоко национальным чувством и причастностью к высоким идеалам русской художественной культуры. Никого не оставит равнодушным индивидуальный стиль Юрия Рысухина, его любовь к строгому линейному рисунку, звонкому цвету и древней технике темперной живописи по левкасному грунту.