Автор бытовых картин. Бытовая (жанровая) живопись

Бытовой жанр, один из основных жанров изобразительного искусства, посвященный изображению частной и общественной жизни человека. Бытовые ("жанровые") сцены, известные с глубокой древности (в первобытном искусстве, в росписях и рельефах Древнего Востока, древнегреческой вазописи, эллинистических росписях, мозаиках, скульптуре, средневековых фресках и миниатюрах), выделились в особый жанр в эпоху формирования в Европе буржуазного общества.

Предпосылки для этого были заложены в искусстве Возрождения, когда художники начали насыщать бытовыми деталями религиозные и аллегорические композиции (Джотто, А. Лоренцетти в Италии, Ян ван Эйк, Р. Кампен, Гертген тот Синт-Янс в Нидерландах, братья Лимбург во Франции, М. Шонгауэр в Германии); в конце 15 – начале 16 вв. Бытовой жанр постепенно обособлялся у венецианцев В. Карпаччо, Я. Бассано, у нидерландцев К. Массейса, Луки Лейденского, П. Артсена, а в творчестве П. Брейгеля Старшего картины повседневности служили для выражения глубочайших мировоззренческих идей. В 17 в. окончательно сформировавшийся бытовой жанр, утверждал частный быт как значимое и самое ценное явление жизни.

Возвышенная поэтизация бытовых мотивов, мощное жизнелюбие характерны для произведений П.П. Рубенса и Я. Йорданса, любование здоровой, естественной красотой простых людей– для "бодегонес" Д. Веласкеса. В Голландии, где окончательно сложились классические формы жанра, интимную атмосферу, мирный уют бюргерского и крестьянского быта воссоздавали А. ван Остаде, К. Фабрициус, П. де Хох, Я. Вермер Делфтский, Г. Терборх, Г. Метсю, глубинные противоречия жизни вскрывал в бытовых по форме сценах Рембрандт. Во Франции в 18 в. бытовой жанр представлен идиллическими пасторалями в стиле рококо(Ф. Буше), "галантными сценами", в которые А. Ватто и Ж.О. Фрагонар внесли эмоциональную тонкость и остроту жизненных наблюдений, сентиментально-дидактическими композициями Ж.Б. Греза, лирическими полотнами Ж.Б.С. Шардена, воссоздающими частную жизнь третьего сословия.

Социально-критическому направлению в бытовом жанре положили начало картины и гравюры У. Хогарта, высмеивающие нравы английского общества. В 16–18 вв. бытовой жанр переживал расцвет и в искусстве стран Азии –в миниатюре Ирана, Индии (К. Бехзад, Мир Сеид Али, Реза Аббаси), живописи Кореи (Ким Хондо), графике Японии (Китагава Утамаро, Кацусика Хокусай). В Европе 19 в. бытовой жанр стал полем социальной критики и публицистически заостренной сатиры (графика и живопись О. Домье), жанром, исполненным жизненной достоверности и пафоса утверждения красоты и внутренней значительности людей труда (Г. Курбе и Ж.Ф. Милле во Франции, А. фон Менцель и В. Лейбль в Германии, Дж. Фаттори в Италии, Й. Исраэльс в Голландии и др.). Во 2-й половине 19 в. мастера импрессионизма во Франции (Э. Мане, Э. Дега, О. Ренуар) утвердили новый тип жанровой картины, в которой стремились запечатлеть как бы случайный, фрагментарный аспект жизни, острую характерность облика персонажей, слитность людей и окружающей их среды; их творчество дало толчок к более свободному толкованию жанра, непосредственно-живописному воссозданию бытовых сцен (М. Либерман в Германии, К. Крог в Норвегии, А. Цорн в Швеции, Т. Эйкинс в США).

На рубеже 19 и 20 вв. в искусстве постимпрессионизма, символизма, стиля модерн начался новый этап в развитии бытового жанра: бытовые сцены трактуются как вневременные символы, жизненная конкретность изображения уступает место живописной экспрессии, монументально-декоративным задачам (Э. Мунк в Норвегии, Ф. Ходлер в Швейцарии, П. Гоген, П. Сезанн во Франции и др.). Художники, работающие в бытовом жанре, называются жанристами.


Первые картины, запечатлевшие сценки из жизни, известны со времен наскальной живописи. Охота на диких зверей, приготовление пищи, ритуальные танцы и обряды жертвоприношения – эти аспекты повседневного существования людей были отражены в примитивных рисунках, сохранившихся по сей день.

Однако тема быта игнорировалась античными мастерами, которые считали, что изобразительное искусство должно быть возвышенным и утонченным, потому в нем нет места иллюстрациям к повседневной жизни.

Расцвет бытового жанра приходится на эпоху Возрождения, когда происходит переосмысление ценностей, и главное место во всех видах искусства отводится человеку. Наряду с мифологическими сюжетами многие художники изображают в своих работах обычных людей, занятых повседневными делами.

Однако бытовая живопись этого периода сильно приукрашена и возведена в абсолют – художники, по большому счету, воспевают красоту человеческого тела, а бытовой антураж служит лишь дополнением, которому придается второстепенное значение. Тем не менее, родоначальниками бытового жанра в живописи, который окончательно сформировался лишь в 18 веке, считаются такие художники, как Питер Рубенс и Диего Веласкес, Ян Вермеер Делфтский, Якоб Йорданс и Адриан Ван Остаде.

К концу 17 века в бытовом жанре изобразительного искусства наметилось два основных направления. В Европе господствовал культ рококо, поэтому неудивительно, что художники старались отредактировать бытовые сцены, сделать их изящными и утонченными. Так появилась «галантная живопись», в которой весьма преуспели такие мастера, как Карел Фабрициус, Герард Терборх, Антуан Ватто, Жан Батист Грез, Жан Оноре Фрагонар, Франсуа Буше и Жан Батист Симеон Шарден. Их картины отображали, как правило, жизнь высшего сословья, и отличались фотографической точностью деталей.

В то же время параллельно развивалось социально-критическое течение бытовой живописи, где действительность практически не приукрашалась. Героями работ Уильяма Хогарта и Кима Хондо, Гюстава Курбе и Джованни Фаттори становились обычные крестьяне, а бытовые сцены с участием аристократии зачастую носили юмористический характер.

Во второй половине 19 века, когда Европу захлестнула волна импрессионизма, в бытовой живописи появилась новая тенденция, связанная с изображением случайных сцен из жизни людей. Мимолетные зарисовки на улице превращались в роскошные картины, полные жизни и движения. По сей день работы таких живописцев, как Эдуард Мане, Огюст Ренуар, Макс Либерман, Эдгар Дега, Томас Эйкинс и Андерс Цорн являются эталоном бытового жанра в изобразительном искусстве.

На протяжении 20 века бытовая живопись являлась неотъемлемой частью различных течений и направлений. Ей уделяли внимание ярчайшие представители авангардного искусства и сторонники реализма. Однако острую социальную направленность этот жанр приобрел лишь в России благодаря Александру Лактионову, Федору Решетникову, Аркадию Пластову, Борису Кустодиеву, Глебу Савинову, Юрию Пименову, Татьяне Яблонской и Ивану Владимирову.

.

БЫТОВОЙ ЖАНР, жанр изобразительного искусства, представляющий реальную, обычно современную художнику повседневную жизнь. Сюжеты бытового жанра отражают сложившийся жизненный уклад - труд и отдых, будни и праздники, нравы и обычаи, взаимоотношения людей. Элементы бытового жанра присутствовали в первобытных изображениях сцен охоты и ритуалов, в искусстве Древнего мира, насыщенном бытовыми подробностями, в европейском средневековом искусстве, нередко включавшем аллегорически трактованные бытовые мотивы (циклы на темы 12 месяцев, времён года, где изображаются сезонные занятия, и др.). Как самостоятельный тип художественного творчества бытовой жанр впервые сложился в средневековом искусстве стран Дальнего Востока: в Китае и Японии (школа укиё-э), в рельефах и росписях индийских храмов, персидской миниатюре. В европейском искусстве Проторенессанса и Возрождения (позднее у М. да Караваджо и художников караваджизма) черты бытового жанра проявились в интерпретации религиозных сюжетов как реальных событий с приметами современной жизни. При этом бытовой жанр тесно соприкасается с притчей или аллегорией (циклы «Пять чувств», «Добродетели и пороки» и т.п.).

Автономное значение бытовой жанр приобретает в 16-17 веках. Сюжеты пословиц и поговорок, игр и загадок, а также кухни, лавки, рынки, трапезы изображаются с 16 века в нидерландском бытовом жанре (П. Брейгель Старший, П. Артсен, И. Бейкелар). Близок бытовому жанру бодегонес в испанском искусстве (Д. Веласкес и др.). Расцвет бытового жанра наступает в голландской и фламандской живописи 17 века: сцены бюргерского (Я. Вермер, Г. Терборх) и крестьянского быта (А. ван Остаде), гротескно-комические сюжеты у А. Брауэра и Д. Тенирса Младшего, «лавки» Ф. Снейдерса, сцены народных празднеств Я. Йорданса и П. П. Рубенса. Благодаря голландцу П. ван Лару комический бытовой жанр распространился в Италии (бамбоччанти). В 18 веке А. Ватто пишет «галантные празднества» в стиле рококо; Ж. Б. С. Шарден развивает традицию созерцательного бытового жанра, следуя своим французским предшественникам братьям Ленен.

Бытовой жанр эпохи Просвещения нравоучителен (Ж. Б. Грёз, У. Хогарт); в эпоху романтизма в него проникают экзотические ориентальные мотивы (Э. Делакруа, О. Верне). Бытовой жанр периода бидермайера отличают поэтизация или анекдотичная трактовка частной жизни (Ф. Вальдмюллер, К. Шпицвег). Французские художники-реалисты, напротив, обращаются к суровой и благочестивой жизни провинции (Ф. Милле, Г. Курбе); сатира и социальная критика характерны для бытового жанра у О. Домье. Повседневная жизнь горожан, их труд и отдых - в центре бытового жанра у мастеров импрессионизма. В середине - 2-й половине 19 века жизнь индустриальных рабочих сочувственно изображается в произведениях Ф. М. Брауна, А. фон Менцеля и К. Менье; тема труда представлена также в творчестве Ф. Брэнгвина, В. Ван Гога, Х. фон Маре, Дж. Сегантини, Ф. Ходлера, в итальянском веризме. Изнаночный быт мегаполиса 20 века показан берлинскими графиками Г. Гросом, К. Кольвиц и Г. Цилле, живописцами нью-йоркской «Школы мусорного ведра», национальный уклад - представителями риджионализма США, костумбризма и мурализма Латинской Америки, итальянского неореализма.

В России бытовой жанр складывается лишь в 18 веке. Гравюры насыщаются бытовыми эпизодами (А. Ф. Зубов), в живописи 2-й половины 18 века создаются как отдельные произведения на бытовые темы (И. И. Фирсов, И. И. Бельский), так и целые серии со сценами крестьянской жизни (И. А. Ерменёв, И. М. Танков и М. Шибанов). Опоэтизирована повседневная жизнь в живописи В. А. Тропинина, А. Г. Венецианова и художников-венециановцев; сатирическая трактовка бытовых тем преобладает в творчестве П. А. Федотова, графике П. М. Шмелькова. Во 2-й половине 19 века бытовой жанр занимает ведущее место в системе жанров, влияет на структуру исторического жанра, портрета и пейзажа. С бытовым жанром передвижников связано развитие критического реализма в отечественном искусстве (В. Г. Перов, И. Е. Репин, В. Е. Маковский, Н. А. Касаткин, Н. А. Ярошенко, А. Е. Архипов и др.). Одновременно развивается салонный бытовой жанр, в котором представлен идеализированный быт и прошлого, и современности (Ф. А. Бронников, К. Е. Маковский). Уклад провинциальной Руси воспет Б. М. Кустодиевым и М. В. Нестеровым. В скульптуре бытовой жанр представлен у М. М. Антокольского, Е. А. Лансере и М. А. Чижова, затем у В. А. Беклемишева, П. П. Трубецкого и С. Т. Конёнкова.

В советском искусстве сложились особые формы бытового жанра: официальная помпезность (В. П. Ефанов), сатирическое осмеяние «старого быта» и его пережитков (Кукрыниксы), героика (живописцы сурового стиля), идиллическое изображение «счастливой жизни» нового общества (С. В. Герасимов). Ряд выставок Академии Художеств РР был целиком посвящён бытовой теме. Художники воссоздают жизнь деревни (А. А. Пластов), города (Ю.И. Пименов), семьи (П. П. Кончаловский). Индустриальный быт отражён в картинах П. И. Котова, различные аспекты детской темы раскрыты Ф. С. Богородским и Ф. П. Решетниковым, молодёжно-спортивной - А. А. Дейнекой и С. А. Лучишкиным. Трагизм быта военного времени представлен в живописи Т. Г. Гапоненко, графике Н. И. Дормидонтова и др.; оптимизм послевоенного десятилетия нашёл отражение в произведениях А. И. Лактионова, В. Г. Одинцова и В. Н. Яковлева. Бытовой жанр широко представлен в скульптуре (Н. Я. Данько, В. В. Лишев, Г. И. Мотовилов). Идеализации советского быта с 1960-х годов противостояла ироническая тенденция в произведениях андерграунда и соц-арта.

Лит.: Русская жанровая живопись. М., 1961; Langdon Н. Everyday-life painting. Oxf., 1979; Брук Я. В. У истоков русского жанра. XVIII век. М., 1990; Соколов М. Н. Бытовые образы в западноевропейской живописи XV- XVII века. Реальность и символика. М., .

Бытовой жанр в живописи – один из самых распространённых и древних.

Бытовой жанр – это жанр изобразительного искусства, посвященный повседневной частной и общественной жизни, обычно современной художнику.

Древность

Сцены повседневной жизни воспроизводили в Африке и Древнем Египте ещё до эпохи европейской античности.


Вот изображения бытовых сцен, найденных в погребальной кладовой Накта (Древний Египет)
В Древней Греции бытовой жанр присутствовал в вазописи.

Акробатка. Британский музей (Лондон)
В странах Востока первые бытовые зарисовки появились в живописи Китая с IV в. н. э. Часто средневековые рукописи украшались миниатюрами, в которых также присутствовали бытовые сюжеты. То же можно сказать и о средневековой Европе.

«Женщина с попугаем». Индия (XVI в.)

Эпоха Возрождения

В эпоху Возрождения в Италии, Нидерландах, а затем и в других европейских странах выделились художники, которые работали, наряду с другими, и в этом жанре: Ян ван Эйк, Боутс (Нидерланды), братья Лимбург (Франция), Шонгауэр (Германия).

Развитие бытового жанра в Голландии

А вот в Голландии XVII в. бытовой жанр получил особое развитие. Художников Голландии привлекали все стороны обычной жизни, которые они видели вокруг: моряки, рыбацкие лодки, крестьяне, домашний скот, непарадные окрестности, тихие улицы и переулки, заброшенные дворы... К бытовому жанру обратились многие художники: Франс Халс, Ян Вермер, Маттиас Стом, Питер де Хох, Ян Стен и многие другие, более известные и не столь известные.

Маттиас Стом «Юноша читает при свече»

Маттиас Стом «Музыканты»

Питер де Хох «Мать с дочерью возле амбара» (1658). Амстердам

Ян Стен «Клетка с попугаем» (XVII в.). Рейксмузей, Амстердам
Но в других странах бытовой жанр все ещё занимал скромное место и был искусством «низшего сорта» (в Италии, Франции, Германии, Фландрии, Испании). Даже обращение к бытовому жанру таких великих художников, как Рубенс или Веласкес, мало изменило унизительное отношение к бытовым картинам.

Рубенс и др. художники «Скотный двор зимой»

Бытовой жанр в XVIII веке

Но постепенно отношение к бытовому жанру меняется. Появляются художники, работающие в основном только в этом жанре. Во Франции это Антуан Ватто, Франсуа Буше, Никола Ланкре, Себастьян Бурдон, Жан Батист Симеон Шарден, Клод Верне, Жан-Оноре Фрагонар, Жан Батист Грёз и др.

А. Ватто «Общество в парке» (1718-1719). Дрезденская галерея
Бытовые картины этого художника обычно поэтичны, в простом и обыденном он умеет видеть нечто романтическое, хотя пора романтизма ещё не наступила.
Элементы правдивого изображения реальной жизни видны уже и в картинах художников других стран: Уильяма Хогарта, Томаса Гейнсборо (Великобритания), гравера Д. Ходовецкого (Германия), Ж.П. Норблена (Польша), Ф. Гойи (Испания), М. Шибанова, И. Ерменёва (Россия).

М. Шибанов «Празднество свадебного договора» (1777)

Новый взгляд на быт

В XIX в. бытовой жанр переживает очередной расцвет в разных странах, героями сюжетов картин становятся те, кто считался отверженным: больные, нищие, рабы, заключённые – люди социального дна. Раньше их не замечало искусство. Хотя пленники и рабы появились на полотнах ещё в искусстве барокко , но они были лишь декоративной деталью быта монархов. Самостоятельное же значение эти персонажи приобрели только сейчас.

Джованни Сегантини «Возвращение из леса» (Италия)

Винсент Ван Гог «Прогулка заключённых» (Нидерланды)

Гюстав Курбе «Бедная крестьянка зимой» (Франция)

Василий Верещагин «Посещение узника его семьей в Италии» (Россия)
Художники - сторонники бытового жанра: Теодор Руссо, Оноре Домье, Эдуард Мане, Эдгар Дега, Пьер-Огюст Ренуар, Поль Гоген (Франция), М.А. Врубель, И.Е. Репин, Н.А. Ярошенко, В.А. Серов (Россия), К. Хокусай, Андо Хиросиге (Япония), Кете Кольвиц, Адольф Менцель (Германия) и др.

П. А. Федотов «Завтрак аристократа» (1849-1850). Государственная Третьяковская галерея (Москва)
Тщеславие, жизнь напоказ, враньё, внешний блеск – все эти человеческие слабости хорошо были известны художнику и внушали ему отвращение. Поэтому картин с подобной тематикой у него несколько. Реалистично, с большой иронией и долей жалости показывает он хозяина, застигнутого врасплох непрошеным гостем. Отчего видится нам здесь жалость? Когда бедность тщательно скрывается таким вот методом – это всегда жалость. Жалость к человеку, для которого более всего важен интерьер его квартиры (чтобы не хуже, чем у других), мнение о нём других и проч. Художник не показывает нам карикатуру на этого аристократа, он просто рассказывает о суетной мелочности людей, склонных видеть главное во второстепенном. И это второстепенное так овладевает человеком, что становится его сущностью. Как старается он в последнее мгновение как-то замаскировать улику (свою бедность), прикрывая книжкой ломоть чёрного хлеба, который составляет завтрак этого «аристократа»!

Бытовой жанр в эпоху символизма

На рубеже XIX-XX вв. в искусстве символизма и стиля модерн бытовой жанр несколько видоизменяется: бытовые сцены изображаются и трактуются как вневременные символы. В связи с этим мы вспоминаем творчество Ф. Ходлера в Швейцарии, В. Э. Борисова-Мусатова в России.

Дальнейшее развитие бытового жанра

В XX в., когда обострились социальные проблемы и противоречия во всех областях жизни, бушевали войны, революции, национально-освободительные движения, налицо была растерянность людей перед настоящими и грядущими катастрофами, художники откликнулись на эти события и старались в своих картинах художественным методом анализировать происходящее. В XX в. признанными мастерами бытового жанра считались художники Э. Мунк (Норвегия), Пабло Пикассо (Франция), Игнасио Сулоага (Испания), Джордж Беллоуз, Рокуэлл Кент, Эндрю Уайет (США), Борис Кустодиев, А.А. Пластов, А.А. Мурашко, З.Е. Серебрякова, Д.Д. Жилинский, Г.М. Коржев, В.Е. Попков, Ф. Решетников (Россия), Ренато Гуттузо (Италия), Диего Ривера (Мексика) и др.

А. Пластов «Выборы комитета бедноты»

Д. Беллоуз «Нью-Йорк» (1911)
Произведения бытового жанра часто служат для выражения глубоких философских раздумий о жизни.

В. Попков «Хороший человек была бабка Анисья» (1971-1973)
Неизвестная бабка Анисья – символ непреложности жизни любого человека. В картине звучит мотив индивидуальной песни (уже законченной, но ещё звучащей в сердцах близких людей) и эпическое хоровое пение. Всё это происходит в храме, а храм этот – природа.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Бытовой жанр в искусстве 19 века. Урок ИЗО 7класс. Разработал педагог изобразительного искусства МБОУ «Экономическая гимназия»

2 слайд

Описание слайда:

Бытовой жанр. Бытовой жанр в искусстве-изображение сцен и событий,почерпнутых в повседневности,отражающих этапы жизни человека от рождения до смерти,его труд, отдых,развлечения.Термин происходит от французского слова –род, порода,стиль.

3 слайд

Описание слайда:

О чём рассказывает бытовая картина? О ЧЕМ РАССКАЗЫВАЕТ БЫТОВАЯ КАРТИНА? Если исторический жанр обращен к прошлому, то бытовой жанр – к настоящему, к повседневной жизни, современной художнику. Бытовой жанр часто называют просто жанром, а бытовые картины – жанровыми. Казалось бы, что может быть интересного в изображении обычной, ничем не примечательной жизни? Но, во-первых, то, что обычно для художника XVII века, может быть любопытным для зрителя XXI века – мы получаем возможность наблюдать жизнь давно ушедших эпох. А во-вторых, тебе, конечно, уже давно стало ясно, что сюжет и рассказ – не самое главное в картине. Хотя как раз в жанровой живописи часто встречаются занимательные сюжеты. Бытовой жанр появился в Голландии, где в XVII веке люди вели тихую, размеренную жизнь, и им вовсе не интересно было украшать свои скромные жилища портретами королей или мифологическими картинами. Им приятно было видеть собственную жизнь, свои комнаты, свои занятия и досуг изображенными в картине – так они любовались собой и своим бытом, как мы сегодня любуемся, например, мастерски сделанной фотографией нашей комнаты, или любимого кота в кресле, или приятелей, собравшихся поболтать за чашкой чая.

4 слайд

Описание слайда:

передвижники. Передвижникам были близки идеи революционных демократов, тезис Чернышевского – «прекрасное – есть жизнь», своё искусство они понимали как долг перед народом и Отечеством. И потому ведущими жанрами становятся исторический, бытовой, портрет, пейзаж. Сцены отечественной истории (порой так остро читаемые в контексте политического режима и жизни общества второй половины 19 века Российской империи), реалистическое описание быта и жизни народа, психологический портрет, с которого на зрителя глядят и совесть нации – представители интеллигенции и крестьяне, милые сердцу образы родной природы – основные темы передового российского искусства. Идейную поддержку передвижники получали в лице теоретика и критика В.В.Стасова, значительную материальную – в лице П.И.Третьякова. Каждое из этих направлений живописи 19 века имело значительное влияние на культуру Европы в дальнейшем, некоторые имели значение только для развития искусства, иные стали определённым социальным фактором формирования общественного мнения и даже мировоззрения конца 19 – начала 20 века.

5 слайд

Описание слайда:

Алексей Венецианов. В русской живописи первым мастером бытового жанра стал Венецианов. Он изображал хорошо знакомую ему крестьянскую жизнь. Часто в картинах Венецианова человека окружает природа. В картине «На пашне. Весна» женщина ведет под уздцы двух лошадей, запряженных в борону – большущие грабли, разрыхляющие землю. А на краю поля сидит ребенок, занятый игрой. Алексей Венецианов. На пашне. Весна. 1820-е. Холст, масло. 51,2х65,5. Государственная Третьяковская галерея В этой композиции есть одна несоразмерность: крестьянка выше лошадей, а ведь это настоящие, большие рабочие лошади, а вовсе не пони. Что же, получается, художник не умел правдиво изобразить человеческую фигуру или лошадь? Вовсе нет. Посмотри, как ступает наша героиня босыми ногами по вспаханной земле – плавно, легко, словно танцуя. Но разве работающие крестьянки ходят по пашне босиком? И ребенок играет с летними цветами, васильками, которых не бывает весной. Это – поэтический мир, где крестьянка подобна богине, она ступает по земле, как по мягкому облаку. И обычный русский пейзаж с полем и высоким небом словно преображается и приобретает величественные черты.

6 слайд

Описание слайда:

Картина Чаепитие в Мытищах, Краткое описание Картина Чаепитие в Мытищах была написана Перовым в 1862 году, заказанная художнику администрацией города Мытищи. В мае месяце 1775 года царица Екатерина 2 решившая в то время посетить Свято-Сергиеву лавру, по дороге шествия царского эскорта в районе Мытищ, ей предложили утолить жажду в одном из многих родников, Екатерине вода показалась очень вкусной, что побудило императрицу издать указ провести из Мытищинских родников водопровод до Москвы. Пить чай в Мытищах считалось хорошим тоном из необычайно вкусной воды в источниках на территории Мытищ. Сюжетом Чаепитие в Мытищах послужили реальные события, которые Перов часто наблюдал в разных подмосковных окраинах важных и самодовольных монахов за чаепитием, не раз видел художник оборванных калек попрошайничавших на улицах около усадеб, которых обычно прогоняли служанки. Картина Чаепитие в Мытищах Перова это обличительно жанровая картина, в которой, художник подробно старался описать действительные события того времени, как бы высмеивая сытую и зажравшуюся публику крепостной России. Пытаясь уйти от академической живописи, Перов отразил картину Чаепитие в серо коричневых оттенках, как бы показывая эту серость обыденной жизни своими живописными средствами. Чаепитие в Мытищах произвели огромное впечатление на прогрессивную публику того времени на выставках в Москве и Петербурге, современники называли Перова сатириком-жанристом, глубоко понимающим русскую

7 слайд

Описание слайда:

Картина «Тройка» Перов Картина Тройка. ярко отражает те жуткие времена, когда труд детей считался обыденным явлением. Холод и голод вынуждал этих детей работать за гроши, чтобы прокормить себя и семью. Уставшие от непомерной тяжелой ноши дети тянут большую бочку наполненную водой из реки, их путь пролегает вдоль унылой монастырской стены. Какой то прохожий, увидев детей за такой непосильной работой, решил помочь толкая сзади тяжелую поклажу. Перов написал картину Тройка в сумеречных коричнево-серых тонах, как бы показывая зрителю всю серость и низость того бездушного времени, сравнивая детей с тройкой запряженных лошадей, труд которых безжалостно используют богатые и сытые люди. Картина Перова Тройка была задумана художником, чтобы раскрыть людям глаза на реальную действительность, помогающую сострадать и искоренять человеческое бездушие.

8 слайд

Описание слайда:

Бурлаки на Волге.Илья Репин. Бурлаки на Волге описание картины Репина 1870-1873 г Знаменитая картина Илья Ефимович Репин Бурлаки на Волге, художник написал ее в течении 1870-1873 г. К написанию картины Бурлаки на Волге Илью Ефимовича сподвигла его поездка на этюды по Неве, в окрестностях Усть-Ижоры еще в 1869 году. Насладившись красотами природы, художника очень тронула жизнь простых людей, бурлаков тянущих тяжелую барку. Усталые, грязные в оборванных одеждах бурлаки очень контрастировали перед богатой и пышно разодетой публикой стоящей обычно не подалеку на берегу. Вся эта сцена очень поразила живописца, вызывая в душе сочувствие и жалость к этим людям. А почему бы не воплотить этот сюжет на холсте, Бурлаки идущие в брод подумал Илья Ефимович, заранее осознавая, что критиков у этой картины будет множество, тем более, что замысел картины, мог вызвать у зрителя сочувствие и жалость к этим обездоленным

9 слайд

Описание слайда:

Крепостное право уже в прошлом, но для обычного русского человека ничего не меняется. Картина Маковского Свидание - написана в 1883 году, и является ярким примером русской живописи. Как большинство других работ художника, она посвящена нелегкой жизни крестьян времен той эпохи. Крестьянам все так же приходится работать на помещиков за копейки, а своих сыновей они отдают на обучение в городские мастерские. Но, попав в чужую семью, детям живется крайне трудно. Оторванные от семьи, и все так же нищие – они едва перебиваются со дня на день, работают до изнеможения, и постоянно недоедают. Именно эти аспекты жизни и описывает Маковский. На небольшом холсте творец изображает целую эпоху. Мы видим двух безымянных персонажей: ребенка-подростка, и его маму, которая пришла навестить сына. Мы не знаем, кто эти персонажи, но понимаем: в них можно узнать большинство семей того времени. Герои въедаются в память, оставляя след в душе зрителя: мы переживаем за судьбу этих людей, но понимаем, что ничем не можем помочь. И от этого становится так грустно…

10 слайд