Годы жизни л н толстого. Полная биография Л.Н

Нет более спорного исторического вопроса в наше время: а было ли иго на Руси? Кажется, что сейчас этот спор разразился еще больше. Историки евразийской мысли привели массу доказательств, где опровергается миф об угнетении русской земли татарами. Но, к сожалению, сейчас многие с порога отвергают эти доказательства и не воспринимают другую точку зрения. Вышеперечисленных историков относят к категории folk-history, то есть к лжеисторикам. Однако это не так! Поэтому я взял данную тему ради того, чтобы защитить концепцию тех историков и снова сказать современной исторической науке ответ: Нет! Ига на Руси не было. Напротив, был союз народов, сдерживавших натиск как католического Запада, так позже и Востока.
Я буду опираться на труды этих историков, и, выбирая основное, постепенно покажу читателю, что Орда принесла Руси больше пользы, чем отрицательных последствий, хотя и таковых не исключаю.
Как все уже знают, на Западе про русских говорят порой то, что нам, слышать не очень приятно. Западные историки говорят, что Русь была европейским государством, а стала азиатским, вследствие связей русов с кочевниками: печенегами, торками, половцами, булгарами…. И вот доходит очередь до монголов. Угнетатели! Пришли, установили деспотию, которая продолжалась в течение трех веков, истребили большинство великих людей, а после этого будущее государство Россия значительно отстает от цивилизационного Запада. Но вряд ли такое утверждение соответствует реальности. Приведу в пример одно государство.
Китайцы не говорят, что Китай – отсталая страна. Сейчас, КНР является одним из сильнейших государств. Не только в военном плане, но и в экономическом. Почему я затронул Китай? Дело в том, что в Китае сменилось намного больше страшных веков угнетения коренного населения, чем на Руси:
1.)Война трех царств в начале н. э.. В это время китайцы уничтожили 2/3 своего населения;
2.)Завоевание Китая чжурчженями и полное угнетение китайского населения в XII в.;
3.)Завоевание Китая монголами в XIII в.;
4.)Завоевание Китая маньчжурами в XVI в.;
5.)Завоевание Китая европейскими державами;
6.)Гражданская война…
Тем не менее, после всего этого, Китай не является отсталой страной.
А как же Испания, которую действительно угнетали мавры почти 700 лет? Сейчас испанцы тоже не считают себя отставшими.
Быть может, хватит обвинять монголов в том, что мы отстаем от Запада? Приведенные выше примеры показывают, что были народы, которые испытывали реально тяжкие угнетения. Но они развитые!
Да, конечно приятнее в своих бедах обвинить соседа, но это несправедливо. Тут всплывает сам по себе один вопрос: Если было иго со стороны монголов, то почему же не говорят о польском иге?
Монголы укрепили Русь, хотя порой и жесткими методами, но создали новую государственность, которой не было в Древней Киевской Руси. Именно после монголов, образуется Московская Русь, так называемая Московия, ставшая в будущем Россией. Эту великую страну не одолели ни французы, ни поляки, ни щведы, ни немцы, ни англичане, хотя все они воевали против России и имели значительный перевес в силах и вооружении. Разве уничтоженная, отсталая в своем развитии, угнетенная, наша страна, могла бы показать миру замечательных ученых, литераторов, художников, полководцев, какие у нас только были?! Удивительно, но такие люди, как канцлер Российской империи Александр Горчаков, полководец Михаил Кутузов, историк Николай Карамзин, писатель Федор Достоевский, представители династии Юсуповых и Урусовых – все они потомки татар, которые приняли на нашей славянской земле христианство и обрусели.
Русь, находившаяся под так называемым «игом» Золотой Орды, не стала провинцией Монгольского улуса. Одно только событие 1312 года это доказывает. Хан Узбек насильно в Орде вводит ислам. Он нарушает заповеди и Ясу Чингисхана, где сказано, что каждый в Монгольском улусе имеет право выбирать религию. Мало того, Узбек еще и физически уничтожает сверстников, религиями которых были христианство несторианского толка и тенгрианство. И вот часть этих татар бежит на Русь, где находят убежище в православных землях. Хан Узбек не стал громить русские земли несмотря на то, что там были приняты его прямые враги. Он не стал вмешиваться в дела церкви, а наоборот, прислал в 1313 году митрополиту Петру ярлык, в котором хан обязался защищать церковные земли и карать тех, кто эти принципы нарушит. Но! Обратите внимание. В современной историографии считается, что такой поступок хана не является оправданным и носит характер исключительно дипломатический, в интересах татар. По этой версии, хан заигрывал с русской православной церковью, чтобы та не смогла объединить позже русские земли против Орды. Но это не совсем так. Монголы еще в 1237 году пришли в разрозненные, обескровленные земли. До прихода кочевников, князья истребляли друг друга, как представители разных народов. Этим не ограничивались. Вырезали города, разрушали православные храмы, мучили население. Самый яркий пример – взятие Киева Андреем Боголюбским в 1169 году. Если он громил киевские церкви, то о какой же православной общерусской идее за независимость может идти речь? Таким образом, дорогой читатель, ты сам видишь, что в те времена (XII в. — начало XIV в.), православная церковь, если и осталась общерусским элементом, то возглавить всех русских под одним знаменем она сама не могла. И Узбек это прекрасно понимал. Поэтому версия о страхе хана перед объединением Руси в то время под властью церкви, в целом неверная.

Позднее церковь станет сильнейшим ядром в образовании русской государственности, но произойдет это только благодаря Орде, когда маленькая и молодая, энергичная Московская Русь под покровительством татар и православной церкви, начнет собирать русские земли. Церковь нужно было укреплять, а сделать это можно было исключительно силой и авторитетом хана.
Позднее во времена «Великой замятни», в Орде начнут происходить перемены. Начнутся междоусобицы, которые расколют государство на множество частей, а к власти придет ярый противник Чингисидов и Руси – Мамай. Но он уже не сможет заставить русских стать на колени, ибо те под властью Москвы дадут серьезный отпор. Только тогда русская православная церковь обрела невиданную мощь.
О взаимосвязях Руси с Золотой Ордой я продолжу позже. А сейчас хотелось бы напомнить причину войны русских с монголо — татарами.

Меч и сабля

На самом деле конфликта, произошедшего между русским князьями и монгольским ханом, действительно можно было избежать. И не нужно было монголов просить о мире и согласии, ведь они сами этого хотели и в 1223 году прислали послов на Русь, чтобы те уговорили русских князей не ввязываться в степную войну между монголами и половцами. Проблема сложилась следующая. Как известно, великий Чингисхан организовал два тумена для внезапного нападения в тыл половцам. Почему монголы воевали с половцами? Оказывается, что в 1216 году на реке Изгир, те самые половцы – кыпчаки, атаковали войска монголов, сражавшихся с ненавистными меркитами – давними врагами Чингисхана. Через 5 лет, после войн с государством Хорезмшахов и Тангутским царством, Великий хан, помня о половцах, как пособниках врагов, решил не медлить и атаковать их земли. Хан кыпчаков – Кончак, не ожидал, что монголы проведут стремительный маневр на Кавказе и ударят внезапно. Понимая, что собственная голова долго на плечах не продержится, Кончак обратился за помощью к русским князьям. Позднее к этим же князьям прибыло монгольское посольство. Послы предложили князьям, чтобы те не вмешивались в войну кочевников, ведь это их война….

На встрече в 1223 г. присутствовали князья: киевский, галицкий, черниговский. Князья, если уж и заключили сделку с половцами, то должны были выполнять свои союзнические обязательства. И они выполнили! Но в то же время забыли о чести. Они убили всех монгольских послов. А так как по законам не только самого Чингисхана, но и вообще степных народов, убийство посла – самое подлое злодеяние, то виновник должен быть казнен.

Сражение на Калке принесло победу монголам, но было незавершенное дело — месть. Подобное с дипломатами провел хорезмшах, за что его государство и было разрушено монголами в 1218 году. Причем до этого, Чингисхан и его соратники проявляли терпимость, пока хорезмийцы нападали на торговые караваны монгольских торговцев. А теперь сами выбирайте, кто бесчестен: монголы или хорезмийцы.
После Калки, в 1235 году на всемонгольском Курултае, был объявлен Великий Западный, который был направлен уже не только против половцев, но и русских. Естественно, для Руси, этот поход обернулся трагедией. Но некоторые русские князья не стали сопротивляться монголам. Возьмем такие города, как: Углич, Кострома, Тверь, Ярославль … Бояре и князья этих городов смогли договориться с монгольскими военачальниками и уцелели. Также болховские князья посчитали для себя полезным заключение союза с Батыем, так как тот защитил болховцев от Галицкого князя – сторонника немецких гвельфов.
А теперь, пожалуй, перейдем к периоду времени, когда якобы началось «татаро-монгольское иго».

Правление Орды и налоги

Правда — это то, во что люди привыкли верить.
(Индейская мудрость)

Если следовать логике военного времени Средневековья, то Батый должен был уничтожить всех представителей династии Рюриковичей, но этого не сделал. Я затронул этот вопрос потому, что при покорении Китая, монголы уничтожили всех представителей династии Сун в Южном Китае (1279 г). То же произойдет в 1258 году, уже после Батыева Западного похода. Только это произойдет в Багдаде, где монголы, ворвавшись во дворец халифа, уничтожат последнего из Аббасидской династии – аль-Мутасима. При этом, Рюриковичи еще живые и правят в своих княжествах. Похоже, что монголам не нужны были жизни Рюриковичей, следовательно, и не нужна была полная власть, как это произошло в Китае или Багдаде. Но почему монголы не остались «княжить» на русских землях? Может быть из-за природных условий, как считает Л. Н. Гумилев? В какой-то степени, да. Но есть и другая точка зрения. Для монголов их природная зона и общий дом – Великая степь, и развивать хозяйство в лесной полосе кочевники не могли. Но с другой стороны, можно использовать для этого покоренное население. Разве не так? Монголы захватили Корею, где степей практически нет! То же касается Южного Китая (Империя Сун), где ни о каких степях и речи не идет. Одни тропики. Получается, что в данном случае, природные условия, если и играли какую-то роль, то стояли на последнем плане. И все – таки, Русь единственная территория, на которой монголы не оставили своих гарнизонов и дали возможность князьям проводить свою политику. Все чего требовалось от населения, так это налога, дани. Да и дань была не такая уж серьезная. Монголы столько воевали на Руси, вроде как покоряли ее, а в качестве налога стали брать только 1/10 часть от всего или «десятину»! Что-то мало для грозного завоевателя с «раскосыми и жадными очами» . По этому поводу, писатель Константин Пензев в шутку писал: «Может, Батыю скромность помешала, что он берет всего десятину?»
Так и это еще не все. Ведь сам Батый дань не брал с Северо-Восточной Руси и Новгорода. Дань с этих земель (налог также составлял 1/10) начал собирать уже соперник хана Батыя – его брат, мусульманин Берке. И делал это не только в интересах самой Золотой Орды, но и двух князей, которые использовали татарскую силу в противовес немецким, польским и венгерским рыцарям, ведь весь католический Запад руководствовался принципом «drang nach Osten!». Хотя действует он и сейчас.
В принципе десятина со всего не так много приносила монголам. На 1/10 можно обеспечить свою немногочисленную, но профессиональную армию. Наверняка, этот же налог также использовался в качестве дара для ханской семьи и военачальников. Но этого так мало, что трудно представить, чтобы правитель Золотой Орды от этой 1/10 еще отвозил в далекую Монголию — в Каракорум. Хотя это уже нереально. Подумайте сами. Какая же тут татарская хитрость? Если иудеи в Хазарии забирали у местных жителей – хазар, все можно было отнять, то почему мы, русские, считаем, что налог татарам в 1/10 часть, отбросил Россию в развитии на 300 лет? Получается, что после 90-х годов XX века, Россия из-за приватизации и инфляции отстала от передовых стран вообще на тысячу лет. По-моему это смешно и несерьезно. А теперь извольте, дорогой читатель, предоставить Вам историю с реальной, на мой взгляд, евразийской точки зрения.

Союз, который был так нужен

Каждый слышит только то,
что понимает (И. Гёте)

С другой стороны Батый не мог постоянно держать русских князей, как врагов. Он обязан был найти общий язык, ведь в Монголии власть захватил враг Батыя – Гуюк. Он располагал большей армией, чем Батый. И вот у нашего золотоордынского хана был выбор: либо искать искренних друзей на Руси, либо ждать смертной казни от «законного хана». Вряд ли под страхом наказания, можно заставить кого-то дружить с тобой, не так ли? Поэтому пока у власти в Орде был Батый, Александр Невский и его отец Ярослав Всеволодович не платили ни доли налога. Правда позже, когда к власти придет мусульманин Берке, налог они все-таки платить будут, но как я уже отметил выше – 1/10 часть. Но это произойдет через 17 лет! Удивительно, но инициатором налога был сам Александр Невский, ведь уплата такой небольшой суммы приносила большую пользу – татарскую военную помощь. Ярослав Всеволодович, отец Александра Невского, также был заинтересован в этом.
Известно, что практически всю жизнь Ярослав воевал с соседними княжествами и стремился объединить их силой под своей властью. Участвовал в одной из самых кровопролитных битв в истории русских междоусобиц – в сражении на Липице. Но вся череда войн за объединение ни к чему хорошему не привела. И вот только «заигрывая» с татарами, авторитет Ярослава стремительно поднимается. Он становится одним из самых сильных правителей на Руси. Обеспечив мир с Ордой, он сохранил боеспособность своей дружины, которая пригодилась сыну Александру для похода на финские племена в 1257 году, и не только!
Вернемся к Каракоруму, который я затронул. Наверняка центральные монгольские власти были недовольны тем, насколько жалкой была прибыль из Золотой Орды. В 1260 году всем Монгольским улусом руководил хан Хубилай. Многих монголов не устраивало его правление, так как тот забыл о монгольских традициях, и вообще о своем народе, покровительствовал китайцам. В Китае он основал династию Юань. Таким образом, образовалась новая китайская империя, и оказалось, что Хубилай собирается устанавливать свой порядок во всей империи своего деда. Разумеется, этот порядок будет китайским.
Новый хан Золотой Орды Берке, не собирался смиряться с тем, что Хубилай распространяет свою китайскую экспансию. И поэтому поддерживал его противников.
К чему я все это привел, и какое отношение вышеперечисленное имеет к Руси? Монголы сумели сдержать китайскую экспансию, и не только при Хубилае. Если вы недооцениваете мощь Китая тех времен, то тогда посмотрите на карту владений державы Тан в IX веке. Границы ее вассальных владений доходили до Каспийского моря. Уже это показывает, что монголы были выгодны нам, как щит от коварного Востока, и закрывать на этом глаза нельзя. Причем, если посмотреть на эпоху XIV в., то можно заметить, что монголы предотвратили не только натиск Китая, но также и остановили экспансию исламского мира…. Лев Николаевич Гумилев очень интересно описывает войну Тамерлана с Тохтамышем, который хоть ипотерпел два поражения от Хромого Тимура, но смог его задержать.


Бек Ярык Оглан

Когда Тамерлан уже двинулся на Русь, то один из воевод Тохтамыша – Бек Ярык Оглан вместе с русскими воинами стоял у стен славного города Ельца, а затем пробил кольцо врага и спас часть своих и русских воинов. Даже сам Тимур был восхищен подвигом татарского героя. Но это пример подвига не только татар, но и русских. Вот ярчайший пример организованной взаимопомощи русских и татар. Вы посчитаете, что такая взаимопомощь была редкостью, что татары никогда не собирались помогать русским в сложном положении, но, забегая вперед, хотелось бы напомнить читателю о событии 1406 года, когда татарский хан Шадибек защитил Москву от литовского князя Александра Витовта. Интересно, что Витовт при одном появлении войска Шадибека, сразу же отступил. Хотя литовская армия была оснащена по лучшим стандартам военной техники того времени! В ее составе располагались рыцарские пехотинцы, польская конная шляхта, лучшие европейские пушки, а также немецкие наемные кнехты, арбалетчики, и, конечно же, тяжелые рыцари. Неужели одно это событие не дает представления о том, как важен нам был союз с Ордой?
Вообще татары многократно помогали русским князьям сдерживать и мусульман, и европейцев. Когда раскололась Орда, Московское государство стало объединять разрозненные ханства под своей властью, а не избавляться от мифического ига. Интересно, что в знаменитой «Задонщине», автор труда называл Московию «Залесской Ордой» . И не зря.
Если просмотреть историю правления Василия II Темного (1415-1462), то можно заметить, что законного царя очень часто выручал татарский царевич Касим. Да, отец царевича был врагом Москвы, но такая сложилась обстановка, что в Казани боролись две партии: сторонники Москвы и противники. Однако это еще мелочь по сравнению с тем, что Новгород и Тверь были открытыми врагами Москвы, и очень часто опирались на литовских князей и польских королей. Поэтому, я еще раз повторяю, что выглядит подобная ситуация не более, чем феодальная раздробленность близких народов, но никак не иго.
Важно отметить, что Касим, никогда не предавал слепого и слабого царя Василия, хотя случись бы поражение, и тот же Касим вместе с царем потеряли бы головы. Но они были союзниками до конца… Образовалось даже Касимовское ханство, которое мирно сосуществовало с русскими. Часть касимовцев служила в московской дворянской коннице – лучшей кавалерии тех времен. Василий Темный, униженный и закаленный характером, выдержав столько испытаний в жизни, предательств, все–таки, начал осуществлять жесткое объединение России. Нельзя забывать о славном татарском союзнике Касиме. И кто знает, как могла бы сложиться судьба Московии, если бы он не помог царю побороться за законный царский престол…. Но это уже не так важно.

Великая Тартария

В одной теме я промотал много событий, касающихся отношений Руси и Орды. Не посмею утверждать, что все правители Золотой Орды были справедливы по отношению к князьям. Но хочется отметить, что Москве татары позволили выдвинуться в претенденты на роль главенствующего княжества. Даже, когда стояла опасность гибели княжества со стороны Твери или Новгорода, москвичи с охотой платили дань. Вы наверняка с негативом отреагировали на слова «с охотой платили». Но это действительно так. Даже, когда Орда раскололась, русичи продолжали платить, получая при этом большую выгоду. Точно также бизнесмен вносит стартовый капитал, получая позже двойную прибыль. Пока московские князья, типа Даниила Александровича или Ивана Калиты платили татарам, то спокойно могли развивать торговлю в своем княжестве. Им сложно было отвлекать развитие государственной экономики на войны, ибо война, даже небольшая — это крупные расходы. И вот для этого дела неплохо сослужили татары, в частности в очередных столкновениях с Литвой.
Безусловно, были и такие моменты, когда московский князь и хан расходились в интересах, а потому происходили конфликты, такие как с Едигеем или Тохтамышем – негодяем, подпалившим Москву. Но такие конфликты выглядят не как межэтнические, а как междоусобные, и не более того.
То взаимодействие русских с татарами, ту связь, европейцы нередко называли «Великой Тартарией». Они говорили, что это страна варваров, дикарей, головорезов, чудовищ и т. п. И не думайте, что под ними подразумевались только татары. Например, в британской версии сказано, что Великая Тартария также имеет название Российской Тартарии, куда входили: Московское государство, Казанское ханство, Сибирское ханство…
Мнение европейцев, однако, имеет, и долю правды, ведь сам царь Иван IV Грозный считал себя наследником ханов Золотой Орды и считал своим долгом объединить Орду под властью Москвы. Естественно, так он и поступил.

Об исторической достоверности

Думаю, что каждый воспринимает евразийскую концепцию по-своему. Кто-то отказывается от нее, кто-то принимает. Да, это всего лишь гипотеза, но, тем не менее, она вполне реальна. Истинную историю нельзя продавать, покупать, ведь тогда она превращается в научную фантастику.
Наверняка, читатель посчитает, что это правильно. Но в то же время скажет, что точка зрения евразийских историков противоречит реальной. Значит, она переписана, и поэтому приобретает статус научной фантастики. Однако есть некоторые проблемы, которые возникают перед читателем. У него не будет оснований верить древним летописям, хотя программа доверия уже заложена. И, несмотря на это, в летописях нет того слова, имеющего значение «угнетать», то есть «иго», о котором и идет речь. Слово иго, появляется только на промежутке XVI-XVII вв. Но это только слово, и не более того.
Затрагивая вопрос монголо – татарского ига, большинство евразийцев, полагается, в основном на логику, а не на доверие тех или иных авторов прошлого. Их метод в целом верен. Но проблема доверия современного общества остается важной. Далеко не все понимают, что историки евразийского течения не искажали историю, а возвращали ей настоящий вид, и за это поплатились резкой критикой публики и западных историков. Что ж, это их мнение, их мировосприятие, их чувство исторического процесса. И Вы, читатель вправе воспринимать евразийскую историю по-своему. Ведь история – наука, в которой всегда разгораются споры, а решаются они не годами, а веками.

Список литературы

1.Л. Гумилев. Древняя Русь и Великая степь
2.Л. Гумилев. Черная легенда
3.Л. Гумилев. В поисках вымышленного царства
4.К. Пензев. Русский царь Батый
5.Н. Трубецкой. Взгляд на русскую историю не с Запада, а с Востока
6.Н. Трубецкой. Русская проблема
7.Э. Хара-Даван. Чингисхан и его наследие
8.Г. Еникеев. Корона ордынской империи

Монгольская империя . Монгольское государство получило официальное оформление на состоявшемся в 1206 г. собрании монгольской племенной знати – курултае. Его возглавил хан Темучин, провозглашенный Чингисханом. Чингисхан был наделен неограниченной властью восточного правителя. За относительно короткий срок ему удалось создать мощную империю, обладавшую многочисленным войском. Благодаря этому он смог завоевать северный Китай, Персию, Хорезмскую империю, Северный Кавказ.

Сражение на реке Калке. Первое сражение с русскими войсками состоялось на реке Калке в 1237 г. монголо-татарские полчища во главе с родственником Чингисхана, ханом Батыем, переправились через Волгу и начали свой разрушительный поход против удельных русских княжеств. Первой из русских земель удару подверглась Рязань. Владимирский и Чернигоский князья отказались совместно с рязанскими воинами защищать русскую землю. Вследствие этого Рязань пала на шестой день осады. Княжеская семья и оставшиеся в живых горожане были перебиты.

Сражение под Коломной. После взятия Рязани захватчики двинулись глубь русской земли по льду р.Оки. Крупное сражение с владимиро-суздальской ратью произошло вблизи г.Коломны, где проходила граница между двумя княжествами. Разбив русское войско, иноземские захватчики направились к Москве. После пятидневной осады Москва была взята и сожжена. Ее жителей постигла та же участь, что и побежденных жителей Рязани. Недолго оборонялись и жители Владимира. Всех их монголо-татары разбили по одиночке.

Сражение на р.Сити. 4 марта 1238 г. за Волгой на р.Сити, произошло сражение между войском Батыя и основными силами северо-восточной Руси, которые удалось собрать владимировскому князю ЮриюВсеволодовичу. Русское войско, уступавшее по численности захватчикам, было разгромлено. Монголо-татары двинулись на Новгород. Взяв штурмом Торжок, иноземцы двинулись на северо-западную часть Руси. Но весенняя распутица изменила их планы. Не дойдя до Великого Новгорода сто верст, они повернули обратно в половецкие степи. По дороге наткнулись на маленнький, но неприступный город Козельск на р. Жиздре. Семь недель жители противостояли монголо-татарарским захватчикам. После взятия Козельска рассерженный Батый приказал сжечь «злой город», а его уцелевших жителей поголовно истребить.

Осада Киева. Весной 1239 г. хан Батый устремился со своим войском на юг Руси. В этот раз его взоры устремились на Киевскую землю. Сначала Батый разгромил Черниговское княжество. Затем в 1240 г., форсировав Днепр, взял в осаду Киев. После многочисленных приступов нападавшим удалось открыть ворота в город. Столица Киевской Руси была безжалостно сожжена и разграблена победителями.

В 1241 г. разгрому подверглось Галицко-Волынское княжество. И везде захватчики, пользуясь раздробленностью, отсутствием сплоченности русских князей, добивалось победы. Поэтому в течение четырех лет (1237-1241) русские войска были поодиночке разбиты, а русские княжества были захвачены войсками Монгольской империи. Так феодальная раздробленность способствовала установлению на Руси монголо-татарского ига.

Последствия ига для Руси. Монгольское нашествие и золотоордынское иго стало одной из причин отставания русских земель от развитых стран Западной Европы. Был нанесен огромный ущерб экономическому, политическому и культурному развитию Руси. Десятки тысяч людей погибли в битвах или были угнаны в рабство. Значительная часть дохода в виде дани отправлялась в Орду.

Запустели и пришли в упадок старые земледельческие центры и некогда освоенные территории. Граница земледелия отодвинулась на север, южные благодатные почвы получили название «Дикое поле». Массовому разорению и уничтожению подверглись русские города. Упростились, а порой и исчезали многие ремесла, что тормозило создание мелкотоварного производства и в конечном счете задерживало экономическое развитие.

Монгольское завоевание консервировало политическую раздробленность. Оно ослабило связи между различными частями государства. Были нарушены традиционные политические и торговые связи с другими странами. Замедлились темпы культурного развития русских земель.

После разгрома русских княжеств войсками хана Батыя руководители удельных княжеств попали в положение данников Монгольского государства.

Историки утверждают, что ордынское иго насчитывало до 13 видов разных налогов. За единицу налогообложения захватчики признавали дом, семью. Купцы платили налог с капитала или с оборота. От налогов была избавлена русская православная церковь и монастыри. Об этом свидетельствуют особые золотоордынские ярлыки, выданные митрополитам. Исправность уплаты дани контролировали ханские чиновники - баскаки, имевшие в своем распоряжении вооруженные карательные отряды. Чтобы избежать уклонения других категорий населения от дани, баскаки трижды проводили его перепись. Тех, кто был не в состоянии платить, уводили в рабство.

Помимо дани население Руси привлекалось к целому ряду натуральных повинностей. Видное место среди них занимал «ям» - обязанность организовывать постоялые дворы с лошадьми на пути следования ханских гонцов, послов и других чиновников. Таким образом, Русь была включена в общую систему путей сообщения Монгольской империи. Постоялый двор с готовыми лошадьми на проезжих путях назывался «ямом», а его служители – ямщиками (от монгольского «ямчи»).

Действенным средством удержания Руси в повиновении были неоднократные монгольские набеги – карательные мероприятия против непокорных князей и народных бунтов. Однако постепенно надзор за порядком на захваченных русских землях монголо-татары передали местным князьям-данникам. При возникновении распрей среди русских князей хан мог призвать их к себе в Орду, где и происходил «велик суд перед князьями ординскими». 

Ярлык на княжение . Русские князья, попавшие в вассальную зависимость к монгольским ханам, получали так называемые ярлыки на княжение. Они представляли собой подобие русских жалованных грамот и выдавались вначале самим великим ханом в столице Монгольского государства, а затем ханом Золотой Орды. Хан обладал высшей властью на всей территории русских земель. Он не только вершил суд над русскими князьями, но и облагал их данью и налогами, обязывал выставлять воинов в его войско. Огромные богатства князей уходили на подарки хану, его родичам и послам, на подкуп ордынских чиновников-баскаков, собиравших дань с русских земель.

Русские князья были существенно ограничены в правах властью монгольского хана. Поначалу они могли иметь лишь собственную вооруженную свиту и судить своих подданных. Затем их права были несколько расширены. Хан Золотой Орды по своему усмотрению выдавал ярлык на великое княжение одному из влиятельных русских князей. Этот ярлык давал право собирать дань не только в своих владениях, но и в других княжествах. Так был частично восстановлен институт великокняжеской системы управления русскими землями.

Одним из первых ярлык на великое княжение в Киеве получил от хана новгородский князь Александр Невский . Однако своей столицей русский князь сделал не разрушенный Киев, а сначала Новгород, а позднее – Владимир, столицу Владимиро-Суздальского княжества. Оправдывая этот ярлык, национальный герой, разгромивший шведов на Чудском озере, помогал ханским баскакам обкладывать данью русское население, организовывал перепись налогоплательщиков и даже подавлял восстания соотечественников против иностранных завоевателей. 

Принцип «разделяй и властвуй» проявился в создании на территории покоренной Руси сразу четырёх великих княжеств, каждое из которых напрямую подчинялось хану, а их князья, получившие ярлыки на великое княжение, самостоятельно собирали дань для Золотой Орды. Такими княжествами, кроме Владимиро-Суздальского, были Тверское, Рязанское и Нижегородское. 

Кроме того, захватчики разделили Русь по десятичной системе на «десятки», «сотни», «тысячи» и «тьмы» - 10 тысяч наподобие военной организации Орды. Ими было строжайше установлено, чтобы по приказу хана русские земли направляли в монгольскую армию по одному рекруту от десяти мужчин, проживавших на данной территории. За уклонение населения от воинской повинности полагалось жестокое наказание. В соответствии с Великой Ясой, сводом монгольских законов и обычаев, непокорных ждала смертная казнь через повешение, разрывание лошадьми или переламывание позвоночника.

Уголовное право Золотой Орды вообще отличалось исключительной жестокостью. По Великой Ясе смертная казнь полагалась не только за отказ идти в войско, но и за измену, неповиновение хану, другим феодалам и должностным лицам. Смерть настигала человека за самовольный переход из одного военного подразделения в другое, неоказание помощи в бою, сострадание и помощь пленнику пищей и одеждой, за совет и помощь одной из сторон в поединке, ложь в суде, присвоение чужого раба или бежавшего пленника. Она полагалась также в некоторых случаях за убийство, имущественные преступления, супружескую неверность, скотоложство, подсматривание за поведением других, в особенности знати и начальства, волшебство, забой скота неустановленным способом, мочеиспускание в костер и пепел. Варвары казнили даже тех, кто в застолье подавился костью. 

В условиях монголо-татарского ига многие русские князья строили отношения между своими княжествами на договорной основе. Так, договорами, заключенными Владимирским, Тверским и Рязанским князьями устанавливались границы владений, порядок разрешения территориальных споров, размер торговых пошлин и т.д. Важным моментом этих договоров была попытка выработки единой политики по отношению к Золотой Орде.

Однако большинство русских князей в тот период не помышляли об избавлении от захватчиков. Видя могущество Золотой орды, они стремились избежать открытых столкновений, уберечь своих подданных от гибели или рабства. Это непротивление злу насилием привело к тому, что русские князья стали превращаться в послушных «служебников» монгольских ханов, для которых воля хана – закон.

Влияние Золотой Орды. Золотая Орда была основана ханом Батыем на Нижней Волге, недалеко от Астрахани. Она представляла собой типичное феодальное государство. Вся земля являлась собственностью хана, который мог за службу пожаловать отдельные угодья своим подданным. Раздача поместий укрепляла вассальную зависимость. Власть Верховного правителя была абсолютной, то есть никем и ничем не ограниченной. Характер государственного управления Золотой Орды не мог не повлиять на характер управления и в самих русских княжествах. Русские князья-вассалы, вынужденные беспрекословно подчиняться воле и приказам хана, уже не хотели мириться с прежней относительной вольницей старшей дружины, своих бояр и дворян. Характер их взаимоотношений постепенно претерпевал изменения и во многом стал походить на золотоордынский порядок. Бояре при обращении к своим князьям-начальникам всё чаще называли себя холопами, всячески выказывали свою покорность. Таким образом, монголо-татарское иго прервало естественный процесс развития вассалитета на Руси, когда бояре и дворяне имели определенную свободу и гарантии своих прав и привилегий.

Подобным же образом ордынское иго повлияло на урезание прав и гражданских свобод русских городов. Вечевой, демократический способ правления в городах уступал место авторитарному правлению. В условиях порабощения монголо-татарами более естественной выглядела консолидация князей и горожан, чем их конфронтация или противоборство. По мнению историков, «роль и значение князя в условиях постоянной внешней опасности неизмеримо возрастали, что влекло за собой подавление городских вольностей».  Затем при ускоренной централизации Русского государства государственное управление приобрело черты самодержавия и деспотизма, при которых у общества были изъяты основные гражданские права и свободы.

Влияние монголо-татарского нашествия на характер государственной власти и государственного управления России отмечали многие ученые-историки. Азиатский способ властвования и рабскую покорность российского народа они объясняли почти двухсотпятидесятилетним игом ещё с карамзинских времён. В доказательство они ссылались на монгольскую систему управления, их организацию и порядок налогообложения, перепись населения в интересах налогового администрирования, а также сходство в организации войска, ямской службы, казначейства и т.д. Причем приводились вполне убедительные свидетельства того, что русскими князьями довольно широко использовался жесткий порядок администрирования, налогообложения и военной мобилизации, установленный монголами на Руси.

Эту тему развивали и борцы с царским самодержавием. Например, В.И.Ленин не раз отмечал «бесконечные формы татарщины в русской жизни»  и призывал по капле выдавливать из себя раба.

Золотая Орда на два с половиной века изолировала Русь от стран Западной Европы, где возникали и развивались демократические традиции в государственном управлении. Пережитки вотчинной психологии, укрепившиеся в этот период в сознании великих князей под влиянием ига, сформировали стойкую привычку относиться к государству как к своей собственности, как к вотчине. А это привело к полной бесконтрольности и безответственности высшей государственной власти точно так же, как это было в Монгольской империи и в Золотой Орде. Проблема бесконтрольности и независимости власти со временем стала ключевой в России. Это касается не только абсолютной монархии, российского самодержавия, но и более позднего периода нашей истории. Проблема ельцинского окружения, так называемой «Семьи», которая, по мнению некоторых политологов, «приватизировала государственные институты», - явление того же порядка.  Оно указывает на сохранившиеся традиции всевластия в государственном управлении, отсутствии контроля со стороны гражданского общества.

Лев Толстой – уникальный писатель в русской литературе. Описать творчество Толстого кратко очень сложно. Масштабная мысль писателя воплотилась в 90 томах произведений. Сочинения Л. Толстого – это романы о жизни русского дворянства, военные повести, рассказы, дневниковые записи, письма, статьи. В каждом из них отражается личность творца. Читая их, мы открываем для себя Толстого – писателя и человека. На протяжении своей 82-летней жизни он размышлял, какова цель жизни человека, стремился к духовному совершенствованию.

С творчеством Л.Толстого кратко мы знакомились в школе, читая его автобиографические повести: «Детство», « Отрочество», «Юность» (1852 – 1857). В них писатель обрисовал процесс формирования своего характера, отношения к окружающему миру и себе. Главный герой Николенька Иртеньев — искренний, наблюдательный, любящий правду человек. Взрослея, он учится разбираться не только в людях, но и в себе. Литературный дебют был удачным и принес писателю признание.

Оставив учебу в университете, Толстой занялся преобразованиями в имении. Этот период описан в повести « Утро помещика» (1857).

Толстому в юности было свойственно и совершение ошибок (его светские развлечения во время учебы в университете), и раскаяние, и стремление к искоренению пороков (программа по самообразованию). Было даже бегство на Кавказ от долгов, светской жизни. Кавказская природа, простота казачьей жизни контрастировали с дворянскими условностями и закрепощенностью образованного человека. Богатейшие впечатления этого периода отразились в повести «Казаки»(1852-1963), рассказах« Набег» (1853), « Рубка леса» (1855). Герой Толстого этого периода– ищущий человек, который пытается найти себя в единении с природой. В основе повести « Казаки» лежит автобиографическая история любви. Разочарованный цивилизованной жизнью герой тянется к простой, страстной казачке. Дмитрий Оленин напоминает романтического героя, он ищет счастье в казачьей среде, но остается чуждым ей.

1854 год – служба в Севастополе, участие в военных действиях, новые впечатления, новые планы. В это время Толстой был увлечен идеей издания литературного журнала для солдат, работал над циклом « Севастопольских рассказов». Эти очерки стали зарисовками нескольких дней, прожитых среди его защитников. Толстой использовал прием контраста в описании прекрасной природы и будней защитников города. Война ужасает своей противоестественной сущностью, в этом ее подлинная правда.

В1855 -1856 годы Толстой имел громкую славу писателя, но не сблизился ни с кем из литературной среды. Жизнь в Ясной Поляне, занятия с крестьянскими ребятишками его увлекали сильнее. Он даже написал «Азбуку» (1872) для занятий в своей школе. Она состояла из лучших сказок, былин, пословиц, поговорок, басен. Позднее были изданы 4 тома « Русских книг для чтения».

С 1856 по 1863 год Толстой работал над романом о декабристах, но анализируя это движение, истоки его увидел в событиях 1812 года. Так писатель перешел к описанию духовного единения дворянства и народа в борьбе с захватчиками. Так возник замысел романа – эпопеи «Война и мир». В основе его – духовная эволюция героев. Каждый из них идет своим путем к постижению сущности жизни. Сцены семейной жизни переплетаются с военными. Автор анализирует смысл и законы истории через призму сознания простого человека. Не полководцы, а народ способен изменить историю, а суть жизни человека – семья.

Семья лежит в основе и другого романа Толстого – «Анна Каренина»

(1873 – 1977) Толстой описал историю трех семей, члены которых по-разному относятся к своим близким. Анна ради страсти губит и семью, и себя, Долли старается сохранить свою семью, Константин Левин и Кити Щербацкая стремятся к чистым и духовным отношениям.

К 80-м годам изменилось мировоззрение самого писателя. Его волнуют вопросы социального неравенства, нищеты бедных, праздности богатых. Это отражено в повестях «Смерть Ивана Ильича» (1884-1886), «Отец Сергий» (1890-1898,) драме «Живой труп» (1900), рассказе «После бала» (1903).

Последний роман писателя – « Воскресение»(1899). В позднем раскаянии Нехлюдова, соблазнившего воспитанницу своей тетки, – мысль Толстого о необходимости изменения всего русского общества. Но будущее возможно не в революционном, а в нравственном, духовном обновлении жизни.

Всю свою жизнь писатель вел дневник, первая запись в котором была сделана в 18 лет, а последняя за 4 дня до смерти в Астапове. Дневниковые записи сам писатель считал самыми важными из его произведений. Сегодня они открывают нам взгляды писателя на мир, жизнь, веру. Свое восприятие бытия Толстой раскрыл в статьях «О переписи в Москве» (1882), «Так что же нам делать?» (1906) и в «Исповеди» (1906).

Последний роман и богоборческие сочинения писателя привели к окончательному разрыву с церковью.

Писатель, философ, проповедник Толстой был тверд в своей позиции. Одни им восхищались, другие критиковали его учение. Но никто не оставался спокойным: он ставил вопросы, которые волновали всё человечество.

Скачать данный материал:

(Пока оценок нету)

Имя писателя, просветителя, графа Льва Николаевича Толстого известно каждому русскому человеку. При его жизни было напечатано 78 художественных произведений, еще 96 сохранились в архивах. А в первой половине XX века вышло полное собрание сочинений, насчитывавшее 90 томов и включавшее помимо романов, повестей, рассказов, очерков и т. п. многочисленные письма и дневниковые записи этого великого человека, отличавшегося огромным талантом и незаурядными личными качествами. В данной статье вспомним наиболее интересные факты из жизни Льва Николаевича Толстого.

Продажа дома в Ясной Поляне

В молодости граф слыл азартным человеком и любил, к сожалению, не очень успешно, играть карты. Случилось так, что часть дома в Ясной Поляне, где прошло детство писателя, была отдана за долги. Впоследствии на пустующем месте Толстой насадил деревья. Илья Львович, его сын, вспоминал, как однажды попросил отца показать в доме комнату, где он родился. И Лев Николаевич указал на вершину одной из лиственниц, добавив: «Там». А кожаный диван, на котором это произошло, он описал в романе «Война и мир». Таковы интересные факты из жизни Льва Николаевича Толстого, связанные с родовым имением.

Что касалось самого дома, то два его двухэтажных флигеля сохранились и со временем разрослись. После женитьбы и рождения детей семья Толстых все увеличивалась, и параллельно с этим пристраивались новые помещения.

В семье Толстых родилось тринадцать детей, пятеро из которых умерли еще в младенчестве. Граф никогда не жалел для них времени, а до кризиса 80-х годов любил устраивать шалости. Например, если во время обеда подавали кисель, отец замечал, что им хорошо склеивать коробочки. Дети тут же приносили в столовую бумагу, и начинался процесс творчества.

Другой пример. Кто-то в семье загрустил или даже расплакался. Заметивший это граф вмиг организовывал «Нумидийскую конницу». Он вскакивал с места, поднимал вверх руку и мчался вокруг стола, а за ним устремлялись дети.

Толстого Льва Николаевича всегда отличала любовь к литературе. Он регулярно устраивал в своем доме вечерние чтения. Как-то взялся за книгу Жюль Верна без картинок. Тогда он начал иллюстрировать ее сам. И хотя художник из него получился не очень хороший, семья была в восторге от увиденного.

Помнили дети и шуточные стихи Толстого Льва Николаевича. Он читал их на неправильном немецком языке с той же целью: домашним. Кстати, мало кто знает, что в творческом наследии писателя есть несколько поэтических произведений. Например, «Дурень», «Вольга-богатырь». В основном они писались для детей и вошли в известную «Азбуку».

Мысли о самоубийстве

Произведения Льва Николаевича Толстого стали для писателя способом изучения человеческих характеров в их развитии. Психологизм в изображении часто требовал от автора большого душевного напряжения. Так, во время работы над «Анной Карениной» с писателем едва не приключилась беда. Он пребывал в таком тяжелом душевном состоянии, что боялся повторить судьбу своего героя Левина и совершить самоубийство. Позже в «Исповеди» Лев Николаевич Толстой отмечал, что мысль об этом была такой настойчивой, что он даже вынес из комнаты, где переодевался в одиночестве, шнурок, и отказался от охоты с ружьем.

Разочарование в церкви

Николаевича хорошо изучена и содержит немало рассказов о том, как его отлучили от церкви. Между тем писатель всегда считал себя верующим человеком, а с 77-го года в течение нескольких лет строго соблюдал все посты и посещал каждую церковную службу. Однако после посещения Оптиной пустыни в 81-м году все изменилось. Лев Николаевич отправился туда со своим лакеем и школьным учителем. Шли, как и положено, с котомкой, в лаптях. Оказавшись, наконец, в монастыре, обнаружили страшную грязь и жесткую дисциплину.

Пришедших паломников поселили на общих основаниях, что возмутило лакея, всегда относившегося к хозяину как к барину. Он обратился к одному из монахов и сообщил, что старик - это Лев Николаевич Толстой. Творчество писателя было хорошо известно, и его тут же перевели в лучший номер гостиницы. После возвращения из Оптиной пустыни граф высказал свое недовольство подобным чинопочитанием, и с той поры переменил свое отношение к церковным условностям и ее служащим. Закончился все тем, что в один из постов он взял себе на обед котлетку.

Кстати, в последние годы жизни писатель стал вегетарианцем, полностью отказавшись от мяса. Но при этом ежедневно ел яичницу в разных видах.

Физический труд

В начале 80-х - об этом сообщает биография Толстого Льва Николаевича - писатель окончательно пришел к убеждению, что праздная жизнь и роскошь не красят человека. Он долго мучился вопросом о том, как ему поступить: распродать все свое имущество и оставить любимую жену и неприученных к тяжелому труду детей без средств? Или переписать все состояние на Софью Андреевну? Позже Толстой поделит все между членами семьи. В это сложное для него время - семья уже переехала в Москву - Лев Николаевич любил ходить на Воробьевы горы, где помогал мужикам пилить дрова. Затем научился сапожному ремеслу и даже сам проектировал ботинки и летние башмаки из брезента и кожи, в которых ходил все лето. А еще всякий год помогал крестьянским семьям, в которых некому было пахать, сеять и убирать хлеб. Не все одобряли такую жизнь Льва Николаевича. Толстого не понимали даже в собственной семье. Но он оставался непреклонен. И как-то летом вся Ясная Поляна разбилась на артели и вышла на покос. Среди работавших была даже Софья Андреевна, сгребавшая граблями траву.

Помощь голодающим

Отмечая интересные факты из жизни Льва Николаевича Толстого, можно вспомнить и о событиях 1898 года. В Мценском и Черненом уездах в очередной раз разразился голод. Писатель, одетый в старую свиту и опорки, с котомкой за плечами вместе с сыном, вызвавшимся ему помогать, лично объехал все деревни и выяснил, где положение действительно было нищенским. За неделю составили списки и создали приблизительно по двенадцать столовых в каждом уезде, где кормили, в первую очередь, детей, стариков и больных. Продукты привозили из Ясной Поляны, готовили по два горячих блюда в день. Инициатива Толстого вызвала негатив со стороны властей, которые установили за ним постоянный контроль, и местных помещиков. Последние посчитали, что подобные действия графа могут привести к тому, что им вскоре самим придется и поле пахать, и коров доить.

Как-то в одну из столовых вошел становой и завел разговор с графом. Он пожаловался, что хотя и одобряет поступок писателя, но является человеком подневольным, потому не знает, как быть - речь шла о разрешении на подобную деятельность губернатора. Ответ писателя оказался прост: «Не служить там, где заставляют поступать против совести». И такой была вся жизнь Льва Николаевича Толстого.

Тяжелая болезнь

В 1901 году писатель заболел тяжелой лихорадкой и по совету врачей отправился в Крым. Там вместо излечения подхватил еще воспаление и Надежды на то, что он выживет, практически не оставалось. Лев Николаевич Толстой, творчество которого содержит немало произведений с описанием смерти, морально к ней подготовился. Он нисколько не боялся расстаться с жизнью. Писатель даже попрощался с близкими. И хотя говорить мог только полушепотом, каждому из своих детей дал ценный совет на будущее, как оказалось, еще за девять лет до смерти. Это было весьма кстати, так как спустя девять лет никого из членов семьи - а они практически все собрались на станции Астапово - к больному не пустили.

Похороны писателя

Еще в 90-е годы Лев Николаевич в своем дневнике высказался относительно того, какими хотел бы видеть свои похороны. Спустя десять лет в «Воспоминаниях» он рассказывает историю известной «зеленой палочки», зарытой у оврага рядом с дубами. И уже в 1908-м диктует стенографисту пожелание: похоронить его в деревянном гробу на том месте, где искали в детстве источник вечного добра братья.

Толстого Льва Николаевича, согласно его воле, погребли в парке Ясной Поляны. На похоронах присутствовали нескольких тысяч человек, среди которых были не только друзья, поклонники творчества, писатели, но и местные крестьяне, к которым он всю жизнь относился с заботой и пониманием.

История с завещанием

Интересные факты из жизни Льва Николаевича Толстого касаются и его волеизъявления относительно творческого наследия. Писателем было составлено шесть завещаний: в 1895-м (дневниковые записи), 1904-м (письмо к Черткову), 1908-м (продиктовано Гусеву), дважды в 1909-м и в 1010-м. По одним из них все его записи и произведения поступали в общее пользование. По другим право на них передавалось Черткову. В конечном счете, Лев Николаевич Толстой творчество и все свои записи завещал дочери Александре, с шестнадцати лет ставшей помощницей отца.

Число 28

По свидетельству родных, писатель всегда иронично относился к предрассудкам. Но цифру двадцать восемь считал для себя особой и любил. Что это было - простое совпадение или рок судьбы? Неизвестно, но многие важнейшие события жизни и первые произведения Льва Николаевича Толстого связаны именно с ней. Вот их перечень:

  • 28 августа 1828 года - дата рождения самого писателя.
  • 28 мая 1856-го цензура дала разрешение на издание первой книги с повестями «Детство и отрочество».
  • 28 июня родился первенец, Сергей.
  • 28 февраля состоялась свадьба сына Ильи.
  • 28 октября писатель навсегда ушел из Ясной Поляны.

Биография и эпизоды жизни Льва Толстого. Когда родился и умер Лев Толстой, памятные места и даты важных событий его жизни. Цитаты писателя, фото и видео.

Годы жизни Льва Толстого:

родился 9 сентября 1828, умер 20 ноября 1910

Эпитафия

«Я слышу звук его речей…
Среди всеобщего смятенья
Великий старец наших дней
Зовет на путь непротивленья.
Простые, ясные слова -
И кто проникся их лучами,
Как бы коснулся божества
И говорит его устами».
Из стихотворения Аркадия Коца, посвященного памяти Толстого

Биография

Биография Льва Толстого - это биография самого знаменитого русского писателя, произведениями которого до сих пор зачитываются во всем мире. Еще при жизни Толстого его книги были переведены на множество языков, а сегодня его бессмертные произведения входят в золотой фонд мировой литературы. Но не менее интересна и личная, не писательская биография Толстого, который всю жизнь пытался понять, в чем заключается суть предназначения человека.

Он родился в имении Ясная Поляна, в котором сегодня находится музей Толстого. Писатель, происходящий из богатого и знатного графского рода, еще в детстве лишился матери, а когда пришло время поступать в университет - и отца, оставившего финансовые дела семьи в плохом состоянии. До поступления в Казанский университет Лев Толстой воспитывался родственницами в Ясной Поляне. Учеба Толстому давалась легко, после Казанского университета он изучал арабско-турецкую словесность, но конфликт с одним из преподавателей вынудил его бросить обучение и вернуться в Ясную Поляну. Уже в те годы Толстой начал задумываться над тем, каково его предназначение, кем он должен стать. В своих дневниках он ставил себе цели по самосовершенствованию. Ведение дневников он продолжал всю жизнь, пытаясь в них ответить себе на важные вопросы, анализируя свои поступки и суждения. Тогда, в Ясной Поляне, у него стало зарождаться чувство вины перед крестьянами - он впервые открыл школу для крепостных детей, где нередко сам проводил занятия. Вскоре Толстой снова уехал в Москву - готовиться к кандидатским экзаменам, но молодого помещика увлекла светская жизнь и карточные игры, которые неминуемо привели к долгам. И тогда, по совету своего брата, Лев Николаевич уехал на Кавказ, где прослужил четыре года. На Кавказе он начал писать свою знаменитую трилогию «Детство», «Отрочество» и «Юность», которая позже принесла ему большую известность в литературных кругах Москвы и Санкт-Петербурга.

Несмотря на то, что Толстого тепло приняли после возвращения и он был вхож во все светские салоны обеих столиц, со временем писатель стал испытывать разочарование в своем окружении. Не принесла ему удовольствия и поездка по Европе. Он вернулся в Ясную Поляну и стал заниматься ее благоустройством, а вскоре женился - на девушке, которая была гораздо младше его. И в это же время он закончил свою повесть «Казаки», после которого был признан талант Толстого как гениального писателя. Софья Андреевна Берс родила Толстому 13 детей, а он за эти годы написал «Анну Каренину» и «Войну и мир».

В Ясной Поляне, окруженный семьей и своими крестьянами, Толстой снова стал задумываться о предназначении человека, о религии и богословии, о педагогике. Его желание добраться до самой сути религии и человеческого существования и последовавшие за этим богословские работы вызвали у православной церкви отрицательную реакцию. Духовный кризис писателя отражался на всем - как на его отношениях с семьей, так и на успехах в писательстве. Благосостояние графа Толстого перестало приносить ему радость - он стал вегетарианцем, ходил босиком, занимался физическим трудом, отказался от прав на свои литературные произведения, отдал все имущество семье. Перед самой своей смертью Толстой поссорился с женой и, желая прожить последние годы жизни в соответствии со своими духовными взглядами, тайно покинул Ясную Поляну. По дороге писатель тяжело заболел и скончался.

Похороны Льва Толстого прошли в Ясной Поляне, проститься с великим писателем пришло несколько тысяч человек - друзья, поклонники, крестьяне, студенты. Церемония прошла не по православному обряду, так как писатель был отлучен от церкви еще в начале 1900-х годов. Могила Толстого находится в Ясной Поляне - в лесу, где когда-то, еще ребенком, Лев Николаевич искал «зеленую палочку», хранившую секрет всеобщего счастья.

Линия жизни

9 сентября 1828 г. Дата рождения Льва Николаевича Толстого.
1844 г. Поступление в Казанский университет на отделение восточных языков.
1847 г. Увольнение из университета.
1851 г. Отъезд на Кавказ.
1852-1857 гг. Написание автобиографической трилогии «Детство», «Отрочество» и «Юность».
1855 г. Переезд в Петербург, вступление в кружок «Современник».
1856 г. Уход в отставку, возвращение в Ясную Поляну.
1859 г. Открытие Толстым школы для крестьянских детей.
1862 г. Женитьба на Софье Берс.
1863-1869 гг. Написание романа «Война и мир».
1873-1877 гг. Написание романа «Анна Каренина».
1889-1899 гг. Написание романа «Воскресение».
10 ноября 1910 г. Тайный отъезд Толстого из Ясной Поляны.
20 ноября 1910 г. Дата смерти Толстого.
22 ноября 1910 г. Церемония прощания с писателем.
23 ноября 1910 г. Похороны Толстого.

Памятные места

1. Ясная Поляна, усадьба Л. Н. Толстого, государственный мемориальный и природный заповедник, где похоронен Толстой.
2. Музей-усадьба Л. Н. Толстого в Хамовниках.
3. Дом Толстого в детстве, первый московский адрес писателя, куда его привезли в возрасте 7 лет и где он жил до 1838 года.
4. Дом Толстого в Москве в 1850-1851 гг., где началась его литературная деятельность.
5. Бывшая гостиница «Шевалье», где останавливался Толстой, в том числе и вскоре после женитьбы вместе с Софьей Толстой.
6. Государственный музей Л. Н. Толстого в Москве.
7. Толстовский центр на Пятницкой, бывший дом Варгина, где Толстой жил в 1857-1858 гг.
8. Памятник Толстому в Москве.
9. Кочаковский некрополь, семейное кладбище Толстых.

Эпизоды жизни

Толстой женился на Софье Берс, когда ей было 18 лет, а ему 34. Прежде, чем они поженились, он признался невесте в своих добрачных связях - также позже поступил герой его произведения «Анна Каренина» Константин Левин. Своей бабушке в письмах Толстой признавался: «У меня постоянно чувство, как будто я украл незаслуженное, не мне назначенное счастье. Вот она идёт, я её слышу, и так хорошо». Долгие годы Софья Толстая была другом и соратником мужа, они были очень счастливы, но с увлечением Толстого богословием и духовными поисками между супругами стали все чаще возникать недомолвки.

Лев Толстой недолюбливал «Войну и мир», свое самое большое и значительное произведение. Однажды в переписке с Фетом писатель даже назвал свою знаменитую эпопею «многословной дребеденью».

Известно, что последние годы жизни Толстой отказался от мяса. Он считал, что мясоедение - не гуманно, и надеялся, что однажды люди будут смотреть на него с таким же отвращением, как сейчас смотрят на людоедство.

Толстой считал, что образование в России неправильно в корне, и пытался внести свою лепту в его изменение: открыл школу для крестьянских детей, издавал педагогический журнал, написал «Азбуку», «Новую азбуку» и «Книги для чтения». Несмотря на то, что эти учебники он писал в первую очередь для крестьянских детей, по ним выучилось не одно поколение детей, в том числе и дворянских. По «Азбуке» Толстого учила буквы русская поэтесса Анна Ахматова.

Завет

«Все приходит к тому, кто умеет ждать».

«Берегись всего того, что не одобряется твоею совестью».


Документальный фильм «Живой Толстой»

Соболезнования

«7 ноября 1910 года кончилась на станции Астапово не только жизнь одного из самых необыкновенных людей, когда-либо живших на свете, - кончился еще и некий необыкновенный человеческий подвиг, необыкновенная по своей силе, долготе и трудности борьба…»
Иван Бунин, писатель

«Замечательно то, что ни один, не только из русских, но также и из иностранных писателей, не имел и ныне не имеет такого мирового значения, как Толстой. Никто из писателей за границей не был столь популярен, как Толстой. Этот один факт сам по себе указывает на значение таланта этого человека».
Сергей Витте, государственный деятель

«Душевно сожалею о кончине великого писателя, воплотившего во время расцвета своего дарования в творениях своих образы одной из славных годин русской жизни. Господь Бог да будет ему милосердный судья».
Николай II Александрович, российский император