Дом построим нарисуем будем жить. Нарисуем – будем жить

19 октября 2014 года в административном центре Булунского улуса поселке Тикси произошло историческое событие - освящение Серафимо-Никольского храма. Множество гостей из Якутска, Белгорода, Москвы, делегация священников из Синодального Миссионерского отдела Русской Православной Церкви, когда-либо служивших в этом краю… Освящали храм два архиерея - не только епископ Якутский и Ленский Роман, но и митрополит Белгородский и Старооскольский Иоанн, председатель Миссионерского отдела, помогающего окормлять общину в Тикси.

Крайний Север есть Крайний Север: условия жизни особенно суровы, слабый человек с ними не справится. Как живется на берегу Северного Ледовитого океана? Как возникает православный приход на краю света? Как удалось построить храм? О Тикси, о храме и о себе рассказывает Марина Викторовна Иванова - с 2001 года староста тиксинского прихода.

Семья

Мария Викторовна Иванова

Я родилась в Курганской области. Училась сначала в Москве - закончила московский гидрометтехникум в Кучино, потом должна была идти на практику на одном из наших судов погоды за границу, в Атлантику. Но из-за проволочек я опоздала на этот пароход и на практике осталась в Одессе. После этого я приехала в Одессу работать. Поступила там на заочное отделение гидрометеорологического института, потом все-таки сходила в рейс.

А в 1987 году умерла моя мама. К этому времени я разошлась с мужем, у меня остался на руках пятилетний ребенок и шестнадцатилетняя сестра - она закончила тот же техникум в Москве, и пристроить ее в столице было некуда. А я содержать ее была не в состоянии. И я ей предложила: «Наталья, давай напишем по северным управлениям - куда нас примут, туда и поедем».

Она согласилась. Я написала во все северные управления Гидрометцентра, ответ пришел из Тиксинского управления гидрометслужбы, и мы приехали сюда. Сестра попала на острова, а мы с сыном Олегом остались на полярной станции, в семи километрах от поселка. Я там прожила тринадцать лет.

Потом мы переехали в Тикси, потому что жилье на полярке закрыли, да и Олегу надо было нормально в школу ходить - ему приходилось каждое утро ездить за семь километров. А в непогоду мы занимались дома, потому что школа и дорога закрывались. Так здесь все живут, поэтому дети выросли очень ответственными - привыкли работать самостоятельно.

Сестра пять лет назад уехала в Воркуту. Я ее отсюда почти что выгнала: «Куда-нибудь уезжай, ты уже большая девочка!». Тем более, она и сама считала, что я ее слишком опекаю…

Сын закончил в 2001 году школу и уехал в Москву. Там выучился в МИГАИК, институте геодезии и картографии. За последние десять лет объездил всю страну с командировками. Сначала работал в Москве, а в этом году перебрался в Краснодар, где живет мой отец.

Теперь и я могу собираться куда-нибудь на материк - я не смогла бы уехать отсюда, зная, что здесь остаются сестра и сын.

Прогноз погоды для Тикси

Я работаю в таком направлении метеорологии, как наблюдательная сеть. Это наблюдения по определенной программе, по ней работают в разных странах: в одно и то же время метеорологи во всем мире выходят на площадку и снимают показания. Затем синоптики наносят эти данные на синоптическую карту, и после этого можно проводить анализ и делать прогноз. Конкретно мой отдел (правда, у меня в подчинении всего один человек) занимается подготовкой режимного материала для составления климатических справочников.

Полярная станция в Тикси, 1970-80-е гг.

Справочники готовятся поэтапно: сначала данные заносятся в таблицы, из таблиц складываются ежемесячники, из ежемесячников составляют ежегодники, а уже из них - климатические справочники, обобщающие наблюдения хотя бы за десяти - двадцатилетний период. Чем дольше ведутся наблюдения, тем климатический справочник более ценен.

У нас в Тикси наблюдения ведутся с 1932 года. Уже можно сделать наблюдения об изменениях в климате. В последнее время есть небольшой тренд в повышение температуры. На фоне этого повышения могут быть пики: годы, когда выскакивают аномальный холод и аномальное тепло.

Это не какая-то уникальная ситуация: я смотрела наблюдения разных лет и заметила, что в тридцатые годы, даже до пятидесятых, здесь вообще было теплее. Потом наступил холодный период шестидесятых - семидесятых годов, а сейчас климат снова качнулся в сторону тепла. Поэтому глобальных выводов я сделать не могу, но уже можно говорить о температурных колебаниях, характерных для севера. Связаны они с Гольфстримом, атлантическим теплым течением: он выносит с экватора огромное количество тепла выбрасывает его на север и благодаря вращению Земли достигает и нас.

Как будет работать эта природная машина, пока неясно. Когда я училась в институте, нам объясняли, что настолько мощный компьютер, который мог бы просчитать и учесть все факторы, влияющие на климат в данной точке, пока не изобретен. И сейчас он тоже не изобретен. Хотя подобные работы ведутся - пытаются ставить достаточно мощные компьютеры, чтобы обработать всем имеющиеся данные и сделать прогнозы.

Пока же даже синоптик в Якутске не может точно спрогнозировать погоду в Тикси. У нас ведь и с Тикси-3 разница доходит порой до десяти градусов. Такая уж здесь характерная местность: побережье и горные хребты, из-за которых сильно различается скорость ветра, а это в свою очередь приводит к тому, что в Тикси-3 зимой температура ниже, а летом выше, чем у нас.

Наш синоптик раньше давал прогноз отдельно по обоим поселкам. Прежде чем отправлять ребят в школу, звонили нам, метеорологам. У нас стоял автоответчик, всем звонившим сообщали погоду на сегодня и объявляли: отмена школьных занятий с первого по четвертый или с первого по одиннадцатый классы, отмена дошкольных учреждений, отмена женского труда, выезд за пределы поселка запрещен… И только после этого люди могли выйти или не выйти из дома.

Неженская работа

Метеорологи работают в любую погоду. Нас все эти уточнения не касаются.

Я работала на судне погоды в Атлантике. Этим занимался Институт океанографии, и у него был заключен договор с несколькими странами. В океане стояло несколько стационарных точек, на которых работали обсерватории. Я работала на точке Чарли, где-то на широте севера Франции, прямо посредине Атлантики. Это была самая штормовая точка - в среднем одиннадцать месяцев в году шторм. То есть бесконечно. Но приходилось работать: выходить и делать наблюдения.

Полярная станция в Тикси

Когда я приехала на «полярку», начальник на меня посмотрел и говорит: «А кто будет ходить на площадку?» Женщин раньше вообще не брали - это физически очень сложная работа. На площадку выходят по времени: какой бы ветер ни был, ты должен в определенное время выйти и сделать наблюдения.

Площадка у нас далеко, метров за сто. Бывало, что начальнику приходилось идти со мной и держать меня за ноги, чтобы меня не сдуло со ступенек. Бывало, что мы добирались ползком, а обратно при сильном юго-западном ветре (она у нас как раз находилась на юго-западе) летели кубарем.

Однажды стало известно, что вокруг полярки ходит медведь. Это очень опасно: белый медведь нападает на человека. Я сижу в комнате и плачу от страха. Ко мне подходит мой маленький Олег и спрашивает: «Мама, что с тобой?» – а я отвечаю: «Я боюсь медведя!» И тогда он предложил: «Давай я с тобой пойду!» Я как-то не задумываясь говорю: «Давай!» Потом опомнилась и все же пошла сама…

В последние годы, хотя я живу уже в поселке, я все время хотела уезжать - во-первых, тут просто тяжело физически, во-вторых, сестра и сын уехали, и я осталась одна, а в-третьих, наши зарплаты не догоняют цены. Я со всеми северными надбавками, руководитель отдела, с выслугой лет больше двадцати лет, получаю тридцать две тысячи рублей. За такие деньги в Краснодаре не на любую работу пойдут. Но сначала ехать было некуда, а потом, когда сын уехал, ситуация все время складывалась не в мою пользу. Я никак не могу покинуть Тикси, что-то мешает. Я с этим смирилась - значит, я что-то должна доделать в поселке.

Крещение

Крещена я в младенчестве, но воцерковляться начала только лет в тридцать пять. В то время я жила только работой, даже названий улиц в Тикси не знала - мне это было не интересно. Ведь мы жили на полярной станции - у нас был небольшой, почти семейный коллектив. Я писала друзьям на материк: «Нас на полярке человек пятьдесят, вместе с детьми и собаками». У нас был детский садик, магазинчик и котельная, а больше ничего не надо. В поселок я приезжала налетами - в магазины покрупнее, на почту и в аэропорт.

И вот жилье на полярке закрыли, и мы перебрались в Тикси.

Окрестности Тикси

У меня осталась коллега в Одессе, добрая знакомая. Как-то летом я приехала с сыном на море, и мы решили его крестить. Олег тогда учился классе в третьем или четвертом. Крестным стал сын моей подруги, Василий. Сейчас у нас прервалась связь, но я знаю, что он сначала трудился в одном из одесских монастырей, а позже стал послушником на Афоне.

Надеюсь, мой Олег сможет туда съездить. У него сейчас сложный период в жизни - он отошел от Церкви, я молюсь, чтобы он смог разобраться в себе. Ведь это он привел меня в общину, буквально за руку. Не может же это быть просто так.

Приход: начало

В середине девяностых сюда приезжало очень много протестантов. В конце концов, мы написали в епархию с просьбой помочь нам с организацией прихода и прислать священника - сект мы опасались. Ответа ждали очень долго.

И вот однажды, весной 2000 года, Олег приходит из школы (он учился в десятом классе) и говорит: «Мама, к нам в школу приехал православный священник!». Я засомневалась: «Олег, осторожно! Опять какой-нибудь пришел сектант вас агитировать». Он настаивает: «Нет, мама, православный священник!» – «Да, не может быть!».

Но на первое собрание я решила все-таки пойти, разобраться. Проходило оно в музее, в здании гостиницы «Моряк». Священник из Якутска, отец Александр совершил первую литургию и крещение, и мы покрестили мою маленькую племянницу. Так началась история тиксинского прихода.

Каждое воскресенье мы собирались и читали вместе обедницу - немного, человек десять. Нам выделили помещение в техэтаже гостиницы «Заполярье» в морском порту. Это была теплая большая комната, очень удобная. Над нами располагалась милиция, с нами рядом - помощники «Сахаэнерго». Там работала замечательная женщина, Татьяна Демьяновна Панфилова. Она нам очень помогала на первых этапах! После распада СССР внутренние перелеты стали безумно дорогие, а уж в двухтысячные собрать на билет стало совсем тяжело. Татьяна Демьяновна выручала нас деньгами, чтобы сюда хотя бы раз или два в год мог приехать батюшка. Без ее помощи мы бы не справились.

Искушения

Как обычно, община состояла из женщин. Мужчины к нам относились скептически, а по поселку ползли слухи, что у нас секта. Объяснять, что у нас есть священник, что он иногда приезжает, что мы православные люди, было бесполезно - тем более, что нас и не хотели слушать. Все были убеждены, что церковь должна быть устроена по-другому, что должно быть здание - ну и все. Какие тут аргументы приведешь?

Вскоре у нас начались напасти и искушения - как без них?

Как-то приходим - а крысы погрызли и книги, и свечи. Мы начали с ними воевать и в результате перетравили всех крыс в округе.

Потом нас начали заливать, а отопление - портиться. У нас до того было настолько жарко, что мы, приходя на службу, зимой открывали окна! А теперь стало настолько холодно, что пролитая вода замерзала. За неделю наливалось так много воды, что в субботу мы с моей помощницей Валентиной Сергеевной Корнеевой были вынуждены приходить с ломами и лопатами, рубить и выгребать лед по всему помещению, чтобы в воскресенье могли войти люди.

Типичная улица в Тикси.

Потом мой Олег закончил школу и уехал учиться на материк. Мне стало, мягко говоря, очень грустно. А если откровенно, то я после его поступления в институт вернулась сюда в жуткой растерянности, просто до истерики! И церковь меня спасла.

Сначала я была обыкновенной прихожанкой: приходила на службы, помогала. И вот в 2001 году, в октябре, мне вдруг звонят: «Марина Викторовна, приехал отец Александр. Вы должны быть на собрании!». Была ужасная пурга, но я пришла. И меня неожиданно выбрали старостой.

Я совершенно не знала, ни как вести, ни что нужно делать, ни вообще что такое «староста прихода». Я и сейчас плохо понимаю свою должность, но хлопот и обязанностей у меня прибавилось сразу. И мое отчаяние по поводу отъезда сына отодвинулось на второй план, а потом и вовсе сошло на нет.

Первый храм

В первые годы нас окормлял отец Александр, потом из Якутска стал прилетать отец Виктор, а где-то еще через год начальник гарнизона в Тикси-3, Игорь Владимирович Кудряшов, задумался о строительстве храма.

Военные решили, что им нужна церковь прямо в гарнизоне. Прилетел владыка Зосима, освятили закладной камень, Ленское пароходство выделило денег. В Пеледуе (Ленский район) собрали маленький храм, заложили в контейнер, и с началом навигации 2006 года по Лене этот контейнер пошел к нам.

И тут приехали к нам из епархиального строительного отдела, посмотрели и сказали, что церковь более уместна в самом Тикси - там и народу побольше. Администрация поселка к такому повороту событий была не готова - они в тот момент вообще не думали о строительстве храма и начали сомневаться: «Мы не знаем, мы не сможем вам выделить землю…» – хотя на этой территории полно пустой земли. И все никак не могут принять решение.

А тем временем храм до нас дошел, мы его выгрузили в морпорту. В Тикси его было некому поставить: реальный помощник был только Кудряшов со своей воинской частью, а он хотел храм в Тикси-3.

Спасский храм в Тикси-3

Ситуация оставалась зависшей, пока не приехал владыка Зосима и не сказал: «Храм будет стоять там, где заложили камень».

В общем, недели за три его, как конструктор, собрали. 27 августа привезли и установили купол, а 28-го утром совершили освящение храма.

Владыка улетел, остался только священник, плюс прислали ему на помощь солдатика - целый год ему помогал один парень, он у нас в Тикси-3 срочную службу проходил. Звали его Антон. Теперь он уже священник в Преображенском соборе в Якутске - отец Антоний Попович.

Чтобы мы не сильно расстраивались из-за того, что остались без храма, начальник гарнизона Кудряшов помог нам с помещением: организация купила для себя трехкомнатную квартиру, а нам сдала ее в аренду. Там, по адресу улица Трусова 3, подъезд 3, третий этаж, квартира 33, у нас проходили службы. Было тепло, только сверху заливали постоянно.

Строительство храма - осуществление нереального

В 2009 году приехал из Белгорода, из Миссионерского отдела, игумен Агафангел (Белых). По поселку до сих пор ходили слухи, что мы не православная церковь, а секта (на квартире же!), но благодаря тому, что появился постоянный священник, люди потихоньку потянулись.

Буквально в первые же дни за чаем после Литургии отец Агафангел говорит: «Надо строить церковь». Всерьез я к этому не отнеслась: «Батюшка, да, нарисуем - будем жить».

Через неделю батюшка приносит нарисованный эскиз: «Как вы считаете, так будет нормально?» – «Батюшка, да вы смеетесь над нами?» А он в ответ говорит: «У меня есть знакомые архитекторы-студенты, мы объявим конкурс, и они нам сделают проект бесплатно - это для них будет в радость».

И в результате проект был сделан.

Отец Агафангел еще не понимал, с чем связался. Это был самый тяжелый период жизни Тикси. Пока в стране шла перестройка, мы еще кое-как держались на плаву за счет своих, еще советских, запасов. Когда же на материке уже стали подниматься, мы начали стремительно падать вниз. Шла такая политика, что Север стране не нужен - никакой поддержки государство не оказывало. Предполагалось, что мы сами разъедемся, просто не выдержим таких условий.

Действительно, люди стали разъезжаться. Население улуса сократилось с пятнадцати тысяч до пяти. Когда Олег шел в первый класс, в поселке было три школы, в одной гимназии - четыре первых класса! А когда он заканчивал, в 2001 году, оставалось всего два класса по пятнадцать человек. И становилось все хуже и хуже.

Короче говоря, строительство храма пришлось на самый развал. Я до сих пор не верю, что он стоит - его было просто нереально построить! Ведь у нас и аэропорт с 2012 года, когда из Тикси вывели военных, по весну 2014 был закрыт, и период навигации короткий… Где только силы и возможности нашлись?

Самое теплое место в Тикси

Отец Агафангел действительно верил в успех настолько сильно, что внешне все выглядело очень легко. Причем для храма он выбирал самое лучшее: если ламинат, то самый крепкий, если стены, то самые лучшие - так называемые «сэндвичи». Мы искали, где их делают лучше всего, и оказалось, что самые новые технологии используются в Якутске. Сделали закупку, «сэндвичи» были погружены в контейнеры и за короткий период навигации привезены сюда. К этому времени залили фундамент, приехали рабочие, и строительство началось. Это было летом прошлого года.

Кстати, один из рабочих так и остался с нами - зовут его Леша, он много помогал храму и помогает до сих пор. Устроился здесь на работу, живет в Тикси-3, ему скоро квартиру дадут.

Когда началось строительство, морской порт нам дал балок. Там мы начали служить литургию. В первую зиму у нас там была только буржуйка, которая дымила, коптила и раскочегаривалась только к концу воскресной литургии, потому что до этого всю неделю не топилась. Закончив службу, мы снимали валенки и ноги совали прямо в печку, чтобы согреться.

Через год отца Агафангела временно отозвали в Белгород, и к нам приехал отец Иоасаф. Мы поставили в храме электрический тэн. И как раз в это время произошла авария, из-за которой часть Тикси жила без отопления, люди грелись от электричества, в связи с чем по всему поселку было веерное отключение. Когда мы служили литургию в этом балке, у нас благодаря тэну было самое теплое место в Тикси!

В начале 2014 года, на Рождество, уже служили в храме. Правда, отопление еще не было подключено, перетащили тот же тэн. Ну а теперь, когда храм подключен к котлу, у нас совсем тепло!

Как Никольский храм стал Серафимо-Никольским

Серафимо-Никольский храм в Тикси

Совершенно внезапно нашлись спонсоры. Откуда они пришли?..

Мы сразу же определились, что храм будет посвящен святителю Николаю. Отец Агафангел стал распространять информацию о строительстве в интернете. И вдруг появляются люди, дают большие средства и единственное, о чем просят - чтобы храм был освящен в честь преподобного Серафима Вырицкого. Так наш храм стал Серафимо-Никольским.

Лично для меня это было удивительно. Когда я в 2001 году только начинала свою приходскую деятельность, мне попалось в руки житие именно Серафима Вырицкого. Я его прочитала с особым благоговением, как-то он мне стал особенно близок.

Число постоянных прихожан в нашем храме небольшое - около двадцати человек. Но кто-то заходит раз в месяц, кто-то раз в год, кто-то по праздникам.

Когда мы служили на квартире, приходило много детей - думаю, пойдут они и сейчас. К отцу Агафангелу тянутся дети и подростки, он умеет с ними общаться.

За благословением и молитвой заходят молодые люди - особенно перед экзаменами.

Храм стоит в удобном месте, в центре поселка, здесь ходит много людей. Часто после вечерней службы заходят побеседовать со священником.

У нас всех принимают доброжелательно - и побеседуют, и чаю нальют. Приход живет и, Бог даст, будет жить и дальше…

Стихач Светлана

Нарисуем, будем жить

Вчера ел яблоко.

То, которое везде, повсюду и, кажется, навсегда.

Глотал его в себя, продвигаясь в нём с каждым жевком на расстояние жевка, ибо только так здесь можно куда бы то ни было продвигаться…

Чтобы не свихнуться, вспоминал прошлую жизнь: безумные кибер-байкерские гонки - стальные монстры на стальных монстрах разносят всё на своём пути… Я - один из… раздавлен собратьями на излёте 17-го уровня - смят в гармонь! Но, чёрт возьми, оно того стоило!

Причём здесь яблоки? Так и не понял…Очнулся, спустя вечность после фатального столкновения, уже абсолютно цельной личностью - ни рук, ни ног, ни глаз… есть я, мой рот и мои воспоминания. Сначала опробовал в действии жевательный аппарат - куснул пространство - оу, яблоко! Оценил ситуацию и ну точить путь в неизведа нное, вспоминая, чтобы не свихнуться, прошлую жизнь…

И ведь прогрыз таки! Доказал конечность яблочного абсолюта… Вывалился на свет божий, теперь окукливаюсь… вспоминая (ага, чтобы не свихнуться) жизнь позапрошлую:

НесказАнное необузданное счастье мощного свободного бега, не человечьего - звериного - четырёхлапого… Когти, кромсая гранит, высекают искру, налитые мускулы гонят по телу слепящие бронзой волны звонких чешуек, тяжелые крылья истово рубят мир на прошлое и будущее, рывками вздымая меня над разинутой пастью настоящего, оскал ившегося чёрными пиками скал

Интересно, какое такое оно из меня вылупится? Даже загадывать боязно…

Вообще-то, раньше Илюха не развлекался подобными закидонами. Онлайн-игрушки, фентези-шментези - куда ни шло. Но это энтомологическое буйство!!!

Совсем кризис жанра у парня!

Ну, да, как говорится, будем посмотреть.

Пока же, предвкушая развязку, отслеживаю ретроспективно череду воплощений в

надежде выйти к первопричине. И, кажется, вот она! Они…

…Михал Денисыч и Анжелика Ивановна - владельцы Бюро ритуальных услуг, где я когда-то трудился водилой катафалка, а по ночам охранял их семейное счастье в загородном коттедже.

…Лежат (точнее - валяются) в роскошной своей спальне: она - на кровати, он - на полу. Оба искромсанные, переломанные многократно, будто листы бумаги, скомканные беспощадной рукой графомана, утратившего благосклонность всех муз, вместе взятых… Одинаково недвижимые. Разница в том лишь, что Анжелика ещё жива.

Пашенька… - Шепчет, чуть дрогнув губами. - Не надо скорую… Это Натаха… Портрет… Ната… - И затихает на очередной Натахе, кося одичалое око в беглые огненные язычки, вдруг обметавшие рваную кромку мужнина тела… Язычки растут - око ширится…

…И впрямь полыхнул, как бумага! Еле успеваю отпрыгнуть… На секунды пламя стеной вздыбилось под потолок, но тут же схлынуло - покорно осело в груду пепла.

Натаха… бывшая секретарша… Врубаюсь, зачем-то поливая обугленного шефа из вазы водой и нарциссами.

Портрет?.. В гостиной, на почётном месте висит семейный портрет. Денисыч сам его написал на заре их с супругой совместной жизни. Картинка так себе, ничего особенного, интерес вызывает лишь дама - в отличие от кавалера, с тех пор изменившаяся мало, и по сей день пленяющая мужские сердца некой неподвластной времени лёгкостью и невещественностью.

То есть… Пленявшая… Мгновенное озарение! И, кубарем с лестницы, мчусь на первый этаж, в гостиную, по пути гоняю в мозгу очевидную сюжетную несостыковку: почему при такой исковерканности тел совсем нет крови? По логике вещей - должна быть.

Последние три ступеньки перескакиваю разом! Пинком дверь!

Безумный Натахин взгляд приветствует меня молниями экстатической эйфории, коя, в сочетании с креативной причёской а-ля «воронье гнездо», перемазанным сажей лицом и рваной ссадиной на коленке, смотрится вполне устрашающе.

В одной руке изрядно покоцаный клок бумаги, в другой - горящая зажигалка, у ног - разбитая деревянная рамка, осколки стекла и пепельные ошмётки.

Кажется, я начинаю понимать, почему нет крови…

Эх-ех, Натаха-Натаха… ну попользовал тебя работодатель, с обоюдного, подозреваю, согласия, покатал по ресторанам, понаврал с три короба и уволил потом за ненадобностью. Обычное дело! С кем не бывает? Повод ли это залезать ночью в чужой дом и глумится над семейным портретом? Какая странная месть. И какая действенная!

Рука в нервической тряске близит зажигалку к мятой бумажке, пляшущий огонёк охотно вгрызается в угощение, принося сверху отчаянный женский вопль… Губы мстительной секретарши кривит вожделенная сатисфакция.

И я словно просыпаюсь - на столе чайная чашка, почти полная. С криком «Чего творишь, дура?!» перехватываю горящие останки, швыряю на пол и тщательно заливаю чаем. Потушив, бережно разглаживаю. Так и есть - Анжеликина часть портрета (одержимая жаждой мщения пироманка оставила её на закуску, предварительно поджарив шефа). Изображение угадывается, но вряд ли подлежит реставрации. Не решаюсь даже представить реальную Анжелику, предмет моих полугодичных грёз, в теперешнем виде - после Натахиной экзекуции.

Но, делать нечего, подбираю намокший бурый клочок, иду наверх. Притихшая мстительница походкой зомби ковыляет следом… дабы, увидев закопченную растерзанную мумию, истекающую на постель чайными сгустками, подавиться гортанным ахом и сгрохотать в обморок - прямо в пепел ненавистного прелюбодея.

Ага! Проняло тебя!

Машинально щупаю мумии запястье, в надежде найти пульс, и вдруг отшатываюсь, поражённый… рука её, кисть и предплечье, осыпается прахом… мокрым и липким. Хотя дыхание есть - реденько, но слетает с бесформенных губ…

Сейчас, Лика, потерпи… сейчас вызову скорую…

Не надо… - Губы чуть виновато улыбаются. - Не поможет.

Да я и сам вижу, что не поможет.

Надо нарисовать. - Бурые очи на буром лице (результат отЧаянного тушения?) трижды моргают и более не открываются.

Нарисовать? Надо, так надо!

Не смущаясь бредовостью ситуации, в предистерическом азарте ношусь по дому: нашел бумагу, синий маркер, уселся за марафетный столик с зеркалом, выложил перед собой натуру - обрывок семейного портрета… И только теперь, тупо уставившись на чистый лист, понял - последний раз я рисовал классе в пятом. Однако счёт - на минуты! Отчаянно щурюсь и, почти не отрывая взгляда от образца, веду неуверенный контур… Четверть часа критического напряжения руки, глаз, мозга, чувств… Несколько вариантов испорчено… Но ведь добил таки! Явил миру свой первый портретный опыт!

Затаив дыхание, оборачиваюсь назад…

На кровати копошится нечто… Белое в синих подпалинах неумелой штриховки… Нелепое, долгорукое, разноногое. Но главное - живое!

Получив возможность двигаться, Анжелика, хроменько семенит к зеркалу, глухо ойкает, не веря глазам и, уронив асимметричное лицо в огромные клешневидные ладони, скорбно и безутешно рыдает.

Вот тут-то и посещает меня гениальная идея привлечь к делу Илюху - штатного дизайнера нашей конторы, специализирующегося по портретным овалам для памятников.

…Илюха припёрся под утро: с ноутбуком под мышкой, грузный, небритый и похмельный. Глупо хихикнул над Натахой, сидящей в куче начальского пепла и мерно раскачивающейся вперёд-назад, густо оборжал мой портретный дебют, сочувственно оглядел бело-синюю Анжелику, не очень вникая в сумбур запредельно абсурдных пояснений, кои я изливал ему в уши.

Ладно. - Резюмировал коротко, открыл ноутбук, качнул с «Одноклассников» Анжеликину фотку… Сгоняли в кабинет, распечатали, ждём результатов… Тщетно.

Это потому, что самому надо рисовать. - Кидаю версию.

Илюха пыхтит, берёт маркер, чиркает бегло и заковыристо на обороте распечатки изящнейший силуэт…

И руки изуродованной мной страдалицы - из клешней в лебеди - взмывают по сторонам с балетной грацией, тело, наливаясь бархатно-персиковым оттенком жизни, обретает идеальные формы, лицо вспыхивает анимэшно-огромными глазами, пшеничные пряди шёлково льнут к загорелым плечам… На сей раз к зеркалу Анжелика Ивановна не хромает - летит, не стыдясь наготы, вертится, оглядывая новую себя, смеётся юно и счастливо… Любуется…

И я любуюсь, не понимая, в чём подвох?! Илюха тем же синим маркером рисовал, а она у него цветная получилась - объёмная, живая. О-о, ещё какая живая! Живее всех живых!

Хех… Похоже, тут фишка не в умении рисовать. Куда важнее, дано ли тебе видеть… и моделировать своё вИдение. До сих пор не понял, чем: чувствами, эмоциями, желаниями? Илюха понял… И потому - Он теперь у нас Демиург, а я так, с боку припёка. Любимая марионетка. Почётный пленник, коего и уничтожить жалко (друг всё-таки), и отпускать не резон, ибо слишком уж много знаю.

Что ж… Каждому своё: Демиургу - дёргать за ниточки, марионетке - окукливаться в угоду Демиурговой воспалённой фантазии, платить за множественные знания множественными страданиями поиска смысла в происходящем… О-о, чувствую, под скорлупой рефлексивной статики назревает бунт!

Давно пора! Надоело! Задолбало!!! Валяться здесь, упакованным в замшелые воспоминания и поиски первопричины! К чертям все эти коконы, личинки-бабочки! Действия хочу! Хоть какого-нибудь!

И, резко спружинив всем телом, мгновенно размыкаю позу эмбриона, мощным размахом рук и ног разношу в мыльные пузыри иллюзорную свою упаковку, ловлю спиной восторг свободного полёта. Куда? Не важно. Но, кажется вниз, в нечто мягкое, нектарно благоухающее, принявшее меня ласковым всполохом солнечных пушинок. Оглядываюсь вокруг: желтая полянка ограждена белым забором. Ты-ыкс, стало быть, ботаническая тема продолжается - в ромашку упал, не иначе.

Утопая в пыльце пробираюсь к ближайшей белой заборине. За спиной, что-то мешается, свербит и тянет - чувствую себя Штирлицем, забывшим снять парашют. Ощупываю лопатку: так и есть, чегой-то оттуда растёт. Пытаюсь заглянуть за плечо, уже догадываясь… Опа! Перепончатое стрекозье крыльце, вздрогнув, бьёт в глаз радужным переливом…

ДОжили… Кхе, спасибо, тебе, Илюха, всю жизнь мечтал проснуться эльфом из мультика про кого там? Дюймовочку, кажется.

Ну и? - Посылаю в небо немой вопрос: - Где же вы, кукловоды?! Чего там у вас дальше по сценарию?!

Казалось бы - небо вечно, и вечность же можно ждать ответа. Но мне отвечают сразу: являют Лик… Лику… АнжеЛику Ивановну.

Собственно, в этом сюжете она и есть - Небо.

Здравствуй. - Улыбается всеми облаками.

Куча народу порхает вокруг (кто в виде стрекозок, кто в виде бабочек), созидая иллюзию осмысленной деятельности. Многих знаю по прошлым жизням, кое-кого - по самой первой:

ЗдорОво, Серега! - Браво приветствую сменщика своего - в Денисычевой конторе катафалк попеременно водили.

Серега, седоватый суровый эльф, вальяжно колыхая махаоньими опахалами, мрачно сплевывает: «Привет, мол, коллега, угораздило же нас с тобой…» и, коротко матюгнувшись, пикирует в ближайшую анютину глазку.

И я отчаянно тоскую по однотипным Илюхиным мирам, как под копирку сдёрнутым с популярных онлайн-игр и фантастических киношек. Даже зоологический беспредел, в коем наш новоявленный Демиург каждого проассоциировал с соответствующим представителем фауны, и то веселее переносился. Правда, грех жаловаться - Илюха тогда меня в дракона огнедышащего воплотил, очень неплохо прорисованного, кстати. Смотрю, помнится, на себя со скалы в водную гладь - не могу глаз отвести: сверкающая чешуя, брутальный силуэт, ну и крылья, конечно, умопомрачительной красоты и силы. В общем, налетаться довелось до одури, так что сегодняшние чахлые перепончатые пластинки - тот ещё детский лепет… Со злостью выдёргиваю левую: резкая боль в лопатке бьет по ребру в горло, сочится наружу сдавленным воем. Жгучая струйка, стекая по спине, расползается алой амёбой в желтом ворсе цветочного ложа.

Изумрудные очи Неба туманит отчаянье, потом кроткая жалость, как осознание вины… И слёзный вопрос: «Тебе не нравится?»

Нет. - Отвечаю твёрдо. - Не буду! Не хочу! Не шут гороховый! - И с силой рву правое крыльце… Боль хлещет сразу в мозг, разъедая сознание ржой неповиновения.

…Небесный Лик, вобрав в себя всё, вдруг схлопывается в точку.

Тёплые ладони плывут по спине. Чуть больнее по лопаткам. Открываю глаза…

Лика… прежняя, тысячу жизней назад нарисованная специалистом по ритуальным овалам - голая и юная - гладит, ласкается, льнёт так же как тогда…

Когда, заполучив новое тело, более всего мечтала испытать его в действии: еле дождалась ухода Илюхи и санитаров с бессознательной Натахой на носилках, кинулась на меня изголодавшейся львицей, втянула в себя - всего, без остатка, поглотила собой, затмив прежние мои жалкие представления о физической любви… и долго потом не отпускала, играясь то в повелительницу, то в рабыню… Прямо тут, в супружеской спальне, усыпанной прахом своего некогда благоверного.

Ага, пожалуй, именно тогда я, очумелый и счастливый, окончательно и бесповоротно утратил связь с реальностью.

Илюха, правда, тоже времени не терял. Серьёзно озадачившись феноменом ожившей картинки, спешно приступил к практическим действиям.

Что дело не в рисунке, а в эмоции, было видно без рентгена, и оставалось только дать им (эмоциям) волю.

На тот момент личностного становления особенно яркие эмоции у рисовальщика овалов вызывали суперкары в сочетании с красивыми девушками.

Итак… над чёрно-красным Bugatti Veyron с обнаженной блондинкой на капоте Илюха трудился долго, с любовным трепетом и особенным тщанием…

Однако… В окружающем его вещественном мире ничего не изменилось.

Пририсовал себя… Не-а, не грузного лохматого гоблина в засаленной майке и драных джинсах, а респектабельного мачо на отдыхе где-нибудь в Калифорнии - стройного телом и сильного духом.

…Но толку опять - ноль…

Поразмыслил глубоко и напряженно, поморщил лоб… И изловил-таки за хвост юркую змейку - истину! Гонимый внезапным озарением быстренько накалякал на переднем плане ЕЁ!!! Ту, которую уже имел счастье воскресить из мертвых. Ага - Анжелику Ивановну собственной персоной!

…И вот они (Bugatti Veyron, блондинка, Илюха-мачо и Анжелика Ивановна) там - в солнечной Калифорнии, а я здесь - на мятой постели, в хозяйской спальне, наедине с прахом покойного шефа. Чувствую себя законченным идиотом. Бухаюсь лицом в подушки. И засыпаю. На многие сотни жизней, сменяющие друг друга, как фильмы в режиме нон-стоп… и только эти мягкие родные прикосновения способны вернуть мне меня:

Лика… прежняя, тысячу жизней назад нарисованная специалистом по ритуальным овалам - голая и юная - гладит, ласкается, льнёт… так же как тогда… нет - ещё жаднее, ещё просительнее…

Извиняется? Но я уже простил её… Соскучилась? Я тоже… Целует мои свежие раны, дышит в меня, истекает страстью… И если бы можно было всё кончить разом, то пусть уж это случится сейчас! Ведь сейчас я уверен - лучше раз и навсегда умереть в восторге обладания запретным, нежели вечно жить на коротком поводке… Вот выбор свободного человека!

Но увы… Илюха не окажет мне милость - не покарает единожды, не сочтёт достаточной даже очень мучительную смерть… Не-ет, за Лику (свой золотой ключик к материализации желаний) он будет убивать меня снова и снова - ибо мстить он умеет, а главное - любит, я видел - как…

И, знаете ли, никакого желания…

Ладно… - Упругие пальцы обмякают, срываются, больно царапнув - догадалась, умница, почему не созрело во мне желания… Идёт курить к солнечному прострелу в тяжелых шторах. Обиделась, хрипит зло, не глядя: - Катись, ни кто тебя здесь не держит.

Забывшись, поворачиваюсь на спину - удар двухвостой плётки параллельными молниями катится от лопаток к почкам… А, мля, забыл о собственноручно вырванных крыльях… Через боль поднимаюсь, оставляя на простыне бурые бороздки…

Серая комната… Моя… давненько уже не жилая, судя по проросшему мхом запустения воздуху. Что ж… Здравствуй, позабытая за ненадобностью наиреальнейшая из реальностей!

Первым делом открываю окно, счастливо захлёбываясь свежими автомобильными и никотиновыми выхлопами. Вторым - иду в душ. Электричества нет, видимо, отключили за неуплату, воду, к счастью, оставили. О! Благодетели! Моюсь в темноте. Напор - на максимум: реальная вода вонзается в реальное тело - кайф неописуемый, жгучие импульсы в ранах, как символ присутствия здесь и сейчас, тоже, кстати, весьма приятны! Блаженствую, принимая весь температурный спектр - от ледяной до кипятка… увы, не долго.

Стационарный телефон тоже должны были отключить - ан нет, вопит, падла, аж под душем слышно. Мокро чапаю принимать вызов.

В трубке бодрое Илюхино:

Гы-ы! Сбежал, значит, от Анжелки? Ай, Молодца! Подгребай-ка в офис - дело есть.

Контролирует, гад, боится и на секунду упустить из виду. А чего бояться? Художник я - никакой, вИдение моделировать - не умею. Могу разболтать его секрет о способе оживить и подчинить себе картинку, пририсовав в сюжет некую Анжелику Ивановну… Но в моих ли это интересах? Нет уж! Хватит с меня и одного свихнувшегося демиурга.

Потому, собственно, и вынужден подчиниться.

Здравствуйте, Пал Сергеич.

Привет. - Киваю Натахе № 2, новой секретарше.

Офис изменился. Манагеров повыгнали, наставили столов, типа школьных парт, плотненько насадили художников.

Воображаю, какой был учинён строгий отбор! Ведь тут нужны люди крайне талантливые (в плане вИдения) и дегенеративно-несообразительные, чтобы случайно не догадались об истинной цели своего здесь пребывания.

А цель, думается, такова: на каждый достойный внимания эскиз начальство (в лице Ильи Рудольфовича) накладывает резолюцию (чем-то напоминающую уже знакомый нам силуэт Анжелики Ивановны), и далее ожившую картинку использует на своё усмотрение…

Для пущего вдохновения художникам выданы фотографии - персонализация эскиза - важнейший этап в последующей материализации.

Хлюпенькая рыже-пегая скромница ласково оконтуривает волосяной кисточкой… опа… В подставке для визиток - моя фотка…

Белесая щётка ресниц рвано мечется вверх - скользкий взгляд на меня и сразу в рисунок, робкая попытка прикрыть картинку палитрой… Узнала… Востренькие коленки под столом-партой жмутся друг к дружке, босоножка ловко запинывает мусорную корзину под стул…

Однако эскиз своей позапрошлой жизни я в ней (в корзине) таки успел разглядеть - великолепный бронзовый дракон на скале.

Вау! Для меня уже штатную художницу завели! И какую! Дракон, надо сказать, отменный получился - чувствуется, с любовью его ваяли. Кибер-байкер из прошлой жизни тоже чем-то новым родным и теплым во мне отрезонировал. И я вот-вот пойму, чем…

Ха! Не потому ли, так жмётся коленями моя несуразная рыже-пегая созидательница? Не потому ли так очевидно-нещадно прикусывает тоненькую лиловую губку, заливая милой алостью белые в веснушечью крапину скулы? Ещё бы, помалюй одного и того же мудака в разных видах на протяжении недель, месяцев… лет… веков? Тут поневоле, либо возненавидишь натуру, либо…

Пашк, а ну дуй сюда!

О как!!! Илья Рудольфович, лично, по громкой связи приглашает меня на аудиенцию. Налегаю на массивную ручку - дверь директорского кабинета подаётся вперёд. За дверью - малозаманчивая тьма…

Что ж, тьма, так тьма…

Воздух в лёгкие до распора, жмурюсь, врастая веком в веко, и - А-а-а-ах! - мягко пружиню с порожка…

М-да… недолог же оказался мой полёт. Смачно плюхаюсь в нечто склизкое пронзительно и грибно пахнущее. Никак груздочки маринованные? Только диаметром с колесо Белаза. Скатываюсь к центру шляпки, пытаюсь встать, но нет! Снова впечатан мордой в гриб ! Погриб ён под прилетевшей с неба белой маслянистой кляксой - вот и сметанка подоспела. Выныриваю, продираю глаза… и еле успеваю отшатнуться: …в упругое груздье тело, с хлюпом пронзая сметанную толщу, врастают четыре пики квадратного сечения. Грибная шляпка кренится, увлекаемая вилкой в багровое поднебесье разинутой пасти с пегой порослью щетины по краям. Рефлекторно хватаюсь за крайнее копьё, висну в головокружительном полёте, на мгновение очарован грандиозностью открывшейся картины: прямо подо мной - гигантская бадья с дымящейся картошкой, левее - пельменные россыпи, порядком разворошённый уже холодец, правее - капуста квашенная, соленые огурцы, селёдочка с лучком. Типичное, в общем, застолье в старорусском стиле.

…Но, чую по запаху, подгнивающая челюсть вот-вот шамкнет и грибок, и меня, а это, знаете ли, не самая заманчивая жизненная перспектива! Разжимаю затёкшие пальцы, и… аки заправский олимпийский ныряльщик, крутанув тройное сальто, булькаюсь в чей-то борщ, благо уже порядком подостывший… выныриваю, отплевываюсь, стягиваю с шеи свекольный ошметок…

Браво! Пал Сергеич! Вы были неподражаемы!

…Ловлю восторженную Илюхину овацию и толком не разглядев, чё-кого кидаюсь на чмоки влажных ладошек, поддеваю обидчика за алый ворот псевдо-готичного камзола, дабы, вышвырнув из нааджиченного кресла-пельменя в расползшуюся по паркету сметанную кляксу, упереться коленом в грудь зарвавшегося демиурга и вдарить по осклабленной масляной лыбе…

А, ладно… торможу кулак на подлёте - лежачих не бьют… Одно из забавных детских предубеждений работает безотказно…

Да ну тя, Пашк… - Лыба ширится до беспредела, - Чего ты злой такой? Не понравилось что ли?

На кроликах экспериментируй! - Огрызаюсь, оставив вампирски разряженную тушу валяться в сметане, сам же, безнадёжно пропитанный борщом усаживаюсь в кресло-пельмень. Принюхиваюсь, действительно пельмень, нашариваю на шефском столике нож для бумаг, вспарываю упругое пельменное брюхо, слизываю взбурливший из ранки сок… Ништя-як! Вкусно! Вырезаю пирамидку, аки южанин в арбузе, только мясную, с кожуркой из теста… И то верно, время обеденное, а я еще и не завтракал. Мною чуть не позавтракали, это да. Но я - молодец! Ить, какой прыткий. Илюха, боров жирный, хрен бы выдал эквилибр, подобный моему полёту на вилке с груздем - не его формат!

Гады! Уроды! Дармоеды! - А вот дикие вопли с подъёмом до визга, грохот и дребезг переворачиваемой мебели - формат самый, что ни на есть его!

Пока я гурманически приноравливаюсь укусить свой поздний завтрак, новоявленный подражатель графа Дракулы мечется по офису, расшвыривая мебель, бумаги, диски и флешки.

Подобные перескоки настроений у начинающих демиургов - обычное дело… Тяжко, знаете ли, когда нечего больше хотеть, вот и бесятся… Однако, я-то тут причем? Никакого же приятного аппетита!

Илюх, ты чего такой злой? Не понравилось что ли?

Ага, поговори мне ещё! - Щерится гневно и тут же жалуется: - Знал бы ты, сколько я бабла выдал этому плагиатору за драные его борщи с пельменями! - Брезгливо цепляет носком сапога погрязшую в борщевой луже подшивку листов А4, футболит мне под ноги: - Продвинутый сценарий! Видел да?

Тю, Илюха-демиуг бабла пожалел… - Смакую сочно-перченую пельменную дольку. - Не грусти, завтра тебе твои подмастерья еще милиардик-другой намалюют…

Да хрен с ним, с баблом! Мне за идею обидно… - Подбирает ножик, пристраивается к креслу с тыла, вырезает себе пирамидку моей поболее и, усевшись на край стола, сокрушенно вздыхает: - Нет идей. Ни у кого. Иссякли. А без идеи, Пашка, Тоска смертная… - Пыхтя и раздувая ноздри, вгрызается в ароматную мякоть.

Ага… - Думаю. - Еще бы не тоска. Гонки-шмонки, квесты-шместы и прочая дегенеративная дурь. Ты бы лучше полезное что-нибудь сделал.

Чего??? - Илюха аж поперхнулся: - Какая дурь?!

Мама дорогая, я это вслух ляпнул???

Всё в порядке, Илюх… - Напускным хладнокровием пытаюсь спасти положение. - Ну, надоел тебе детский сад с ролевыми играми. Это нормально. Пришло время реальных дел! К лешему их сопливый кибер-панк с посапокалиптикой! Попробуй себя в другом амплуа, благородное чего-нибудь сотвори, глядишь, понравится. Мир спаси, что ли… от разврата, коррупции и милитаризма…

О-о, я о-очень убедителен! Не слишком ли? Предполагал пошутить, а вышло…

По мере поступления рацпредложений, начинающий демиург быстренько гневную мину пережевывает в подобострастную, оседает на четвереньки, ползет к пельменному трону:

Па-ашенька… родненький… - Мурлычет. - Как хорошо, что ты у меня есть!

Шок… Боюсь шевельнуться …

Илюха же чуть ли не целоваться лезет:

Пашка, ты - гений! Всё! В утиль креативщиков, никаких больше стрелялок-дурилок! Теперь мы будем Спасать Мир! Только реальные дела! Ты умный! Ты сможешь! Твои идеи - моё исполнение! По рукам, а?

Оппаньки! Подо что это я подписался?

И следующая мысль, тошнее прежней: и кто я теперь такой? Спаситель Мира?! Идеолог всемирного счастья при личном карманном демиурге?!

А потом, Пашка, - экстатически заливается карманный демиург, - когда мы спасем Мир… - закатывает глаза и тягуче шаманит: - Мы будем править им строго, но справедливо…

Тьфу ты, леший, так и знал! Вот чего нам всем не хватало для полного счастья!

Игроман-переросток с безнадёжно отъехавшей кукушкой, практически безграничными возможностями реализации желаний и втемяшенной добрым дядей идеей мирового господства - это почище атомной бомбы будет!

И тут действительно становится страшно.

Даже не рискую представить гримасу, перекроившую одухотворённый лик Меня-Спасителя Мира в заурядное шуганутое чмо, но Илюха вдруг слёзно икает и разряжает в пространство обойму слюнявого гогота:

Бу-г-га-а-а! Гляди-кось, купился!

Да пошёл ты! - Рывком скидываю его с себя, и направляюсь к выходу демонстративно хлопать дверью.

Куда прёшь, клоун?! - В спину твёрдый начальственный рык: - А ну, стоять-бояться!

Оборачиваюсь - в руках Илюхи-Демиурга детская планшетка для стираемых рисунков.

Пластиковый карандашик уже носится по глянцевому экрану, вычерчивая мою дальнейшую участь, и тут сопротивление бесполезно. В зеркальных створках стеллажей я, по примеру Золушки из мультиков, потоком бенгальских искр от темечка к пяткам, преображаюсь из засаленного борще-дайвера в респектабельного мэна: серебристый с отливом в перламутр костюм-тройка, туфли, запонки, ролекс, галстук.

От, другое дело! - Илюха доволен.

Я же морально уничтожен - только и могу пожать плечами:

Илюх… Отпустил бы ты меня, а?

Куда это ещё? - Деловито моделирует по центру сакральной залы с чадящими факелами на каменных стенах, планомерно пожравших директорский кабинет, уродливое нагромождение - алтарь для жертвоприношений?.. Н-де, с креативом у парня конкретная напряжёнка.

Да так, вообще. - Гнусавлю жалостливо.

Вкруг алтаря вершинами пентаграммы вырастают ещё четыре трона, на одном из них - царственная Анжелика Ивановна - ужасающе прекрасна в обЛике повелительницы Инферно. В пламени взгляда пульсируют истинным знанием ромбы кошачьих зрачков, разлёт вороных бровей ажурно перетекает в драгоценно-рогатую диадему. Тело, голое и бледно-молочное, оплетено антрацитово-мерцающими змейками - живыми, словно переползающими друг в дружку, ежесекундно меняя затейливый орнамент чёрного на белом. Колючая проволока, туго стянувшая шею, цветёт кровавыми розами, чьи сердцевины - шипы, уходящие под кожу.

Отпустить, говоришь? - Илюха-Демиург бегло зыркает на повелительницу Инферно.

Та морщит точеный носик, обжигает презрением - обиделась, понятное дело.

Ладно, иди… - Милостиво разрешает Илюха. - Анжелка сегодня тебя не хочет…

Вот и славно. Пользуясь моментом пробираюсь к выходу, расталкивая локтями суетно материализующуюся разнокалиберную нечисть… Сразу вышмыгнуть из мерзостного капища не удаётся - пропускаю процессию: халтурно намалеванные гоблины ведут закованного в цепи ошалелого парня в драной футболке со слоганом «Мы несём миру ЧУШЬ», зуб даю - того самого пельменного креативщика… Н-де, дружище, чую, ждет тебя экзекуция по сюжетной банальности не уступающая твоему гениальному сценарию.

Уфф… проглатываю постыдное облегчение. Я, ить, уже практически не сомневался - по мою душу алтарь. Но, видно, пронесло. На долго ли?

Э, Пашк, только завтра чтоб как штык! Подгребай к десяти. - Вот и ответ - летит вдогонку благодушное Илюхино: - Есть в твоей идее спасения мира некое конструктивное зерно - обсудим, покумекаем, а после нажрёмся, как свиньи - отметим наступление Новой Эры!

Не, Илюш… - Думаю. - «Как свиньи», в твоей трактовке, звучит слишком уж многообещающе…

Но, выход свободен, и вот я уже по сю сторону добра и зла.

Рабочий день иссяк. Пятеро особо усердных живописцев ещё домалёвывают Илюхины миры. Моя рыжая созидательница тоже здесь - греет смущенной улыбкой.

Улыбаюсь в ответ:

Можно мне… - Киваю, отсылая взгляд под стул в корзину. - На память???

Секунду молчит, смотрит словно сквозь меня, потом роется в папке утвержденных эскизов - ищет чего поприличнее.

Да нет же… - Лезу под стол, под стул.

Художница ёжится, теребя рыжий локон, запутавшийся в бирюзовой бретельке топа.

Я этого хочу. - Достаю из мусорки свою позапрошлую жизнь, смотрю снизу вверх и плыву, плавлюсь, растворяюсь в потоке счастливого ужаса моей застенчивой созидательницы, касаюсь костяшками пальцев худенькой, чуть дрогнувшей икры… и…

Вау!!! Такой энергетический разряд получаю - в сердце, в мозг, в вечность! Н-ет, не дёрнулась, не шелохнулась - напряглась вся, затаилась… Ещё не поняла, кем стала, но точно теперь знает, как меня следует рисовать…

Утро, солнце восходит. Вполне себе солнце над вполне себе лугом… Озеро дышит туманом, отражается в небе… А я - в её глазах, в их радужном счастье… Никогда ещё Анжелика не гляделась в меня так искренне, так по-родному, никогда ещё её рисованное совершенство не ложилось на душу столь органично, как лежу сейчас я - головой у неё на коленях, волосами в её руках, тёплых и ласковых, воспоминаниями - в нашем будущем…

Еле заметное белёсое марево окутывает загорелые плечи, сдувая огненный локон с бирюзовой бретельки…

…И я понимаю причину нашей неожиданной близкости…

Как ты это сделала? - окончательно просыпаюсь.

Что? - спрашивает взлётом ресниц.

Ну, это всё… - Шлю жест-приветствие солнцу, небу, озеру, нам…

Не знаю… - Смеётся. - Просто нарисовала.

Нарисовала что?

Солнце, небо, озеро, нас… - тебя и себя…

Себя в образе Анжелики?.. Зачем?

Не знаю… - Смутилась. - Натаха сказала, ты Её любишь, а мне здесь ловить нечего…

От, дура эта Натаха! - Подхватываю на руки мою новую демиургшу.

Но… Чёртов, так и не отключенный за неуплату, телефон совковым ретро-звяком осыпает в прах заозёрную иллюзию… Давешняя хлюпенькая художница угловато выбирается из моих объятий, пятится в сумерки захламлённой безвременьем комнаты, куда я добрёл вчера, видимо, на абсолютном автопилоте…

Да. - Приняв вызов, гаркаю раздраженно.

В трубке аккуратная Илюхина озадаченность:

Пашка, забодай тебя комар, куда провалился?!

Илюх… - Говорю без обиняков, бо догадываюсь уже о причине его аккуратности. - Ты Демиург, али рваная тапочка?! Нарисуй меня, и всех делов!

Дык ведь я это… рисовал… - Запнулся, невзначай проболтавшись. - В общем, приходи и всё! Тут Анжелика куда-то делась и вообще, ерунда какая-то!

Ещё бы не ерунда! Знаешь, дружище, есть вероятность - я никогда к вам больше не приду.

24 декабря Дмитрий Медведев освободил от должности руководителя Федеральной службы государственной статистики Александра Суринова. Злые языки тут же связали это с недавним интервью председателя правительства, в котором он заявил о том, что в последние два года реальные доходы россиян растут. А вот данные Росстата этому противоречили, дескать, вовсе не два года, да и как бы, не растут.

Впрочем, лживые наветы тут же развеял первый вице-премьер Антон Силуанов. По его мнению, реформы в Росстате назрели давно. Методы устарели, технологии допотопные, результаты «ужасные», и команду необходимо омолодить.

Не смену Александру Суринову (60 лет, официально уже пенсионер, но, по новым трендам, мужчина в самом расцвете сил, на нём ещё пахать и пахать, как минимум лет пять) пришёл энергичный 38-летний Павел Малков. Это вообще такая всероссийская тенденция к омоложению власти. Умудрённых опытом аппаратной работы сановников заменяют 30-ти и 40-летние кадры. Стройные, румяные, красивые и, как правило, бестолковые. Официально объявляют о том, что должности они занимают по результатам открытого конкурса, на практике в это мало кто верит, так же как мало кто верит в честные выборы и нынешнюю систему избрания муниципальных глав.

Мне пока видится новое поколение российских чиновников довольно серой массой, из которой если кто и проявит себя ярко, то со знаком минус. Ляпнет, например, что-нибудь типа «государство не просило вас рожать» и станет на пару недель звездой эфира и интернета. Но это – большая редкость, в основном молодые чиновники используют один и тот же лексикон, видимо одобренный «лингвистической полицией». Так и представляется что-то вроде пособия-справочника, написанного Остапом Бендером для журналиста Ухудшанского. Пункт №1 – универсальное обращение ко всем, кому не лень, – коллеги! (Тут главное по привычке не произнести его при посещении учреждений ФСИН, а то могут неправильно понять или наоборот правильно). Ну и дальше по списку: технопарки, инжиниринг, точки роста, а все для того, чтобы победить бедность и развить развитие.


Не знаю, как в других городах и весях, а в Новгородской области волшебная формула успеха проста как Н 2 О: инвестиции и туризм, а всё потому, что наш регион удобно расположен для привлечения инвесторов и туристов. В представлении наших чиновников они должны просто роиться вокруг новгородских границ, своими очертаниями напоминающими печень. На практике пока что-то не слышно о реализации каких-то новых крупных инвестиционных проектов на территории региона, да и туристы к нам едут неохотно. Так в прошлом году нашу область посетило около 400 тысяч туристов, Псковскую около миллиона, Тверскую 1,4 миллиона, Вологодскую около трёх. Может быть, действует ещё проклятие Прусака, который заявил, что к нашим комарам никто ехать не захочет? Или чиновники у нас более честные?

Вообще статистика – штука интересная, прежде чем ей воспользоваться, нужно над ней поколдовать. Покрутить, посмотреть, поправить. Например, у Новгородстата две статистики: официальная и муниципальная. По первой средняя начисленная заработная плата по области сейчас 30654 рубля, а согласно второй уже 34586, а в Великом Новгороде и вовсе 38579, о чем и отчитался недавно новый мэр региональной столицы. Ему, конечно, не поверили, стали писать комментарии негативные, дескать покажите нам такую зарплату, да у нас, да мы и так далее.

Ну во-первых от данных цифр сразу можно отнять 13% НДФЛ, получиться уже поменьше.

Плюс средняя зарплата – показатель спорный, и в довесок к нему существует медианная зарплата (то есть 50% населения получают больше неё, 50% меньше), в прошлом году она для Новгородской области составляла по исследованию агентства «Рейтинг» 21,6 тысяч рублей. Кроме того, есть ещё модальная зарплата (зарплата самой многочисленной группы населения – 20%), которая как правило в российской глубинке где-то в районе 12-13 тысяч.


Впрочем, даже счастливым обладателям средней зарплаты радоваться особо нечему, в областном центре после уплаты налога на руках остаётся 484 доллара, а по области и вовсе 434 доллара. Прямо скажем, не разгуляешься.

Получается, что даже самыми оптимистичными данными, на самом деле, гордиться не стоит, а о модальных и медианных цифрах и вовсе речи не идёт. Впрочем, их тоже можно оспорить, «серые» и «черные» зарплаты никто не отменял. Это ещё одна проблема, с которой власти борются, но никак не могут победить.

Совсем недавно в обществе было относительное понимание того, что поступать так – неправильно и по отношению к другим людям, и по отношению к себе, всё-таки не просто так работодатель 30% от твоей зарплаты вносит во внебюджетные фонды. На благое дело деньги идут: на медицину, социальное страхование, а главное – твою же пенсию. Но после того как власть заморозила накопительную часть пенсии и повысила пенсионный возраст на пять лет, многое изменилось. Теперь в российском обществе «серая» зарплата снова, как двадцать лет назад, явление обычное, подсудное, но не осуждаемое. Более того многие вполне себе образованные россияне декларируют это чуть ли не как гражданскую позицию, дескать я этому государству ничего не должен, и вообще всё растащат или потратят на всякую чушь. Это, конечно, неправильно, но что поделаешь, если власть сама демонстрирует подобное поведение.

Все, наверное, обратили внимание на последний инцидент в Новгородской областной Думе, когда наши народные избранники решили определить ещё одного депутата на зарплату и, скажем так, далеко не среднюю, а вполне себе достойную даже по столичным меркам. Причём для регионального парламента это уже пятая ставка в придачу к председателю, двум его замам и Гайдыму (Валерий Федорович так давно в думе, что его фамилию можно приравнять к должности, ну или почетному званию). Думское большинство, как водится, проигнорировала возмущение некоторых коллег (в том числе Гайдыма) и проголосовало «за».

Зачем нашей маленькой области столько профессиональных депутатов, непонятно. Говорят, что зарплату выбили Александру Рыбке – человеку, безусловно, заслуженному. Много лет он руководит (или уже руководил?) детским домом имени Ушинского, но почему из всех председателей думских комиссий выбрали именно его? У остальных работы меньше? Или что ещё? Видимо, в области нет других проблем, кроме того, чтобы обеспечить безбедное существование в ближайшие три года седовласого депутата? Или таким образом решили ещё немного улучшить статистику по средней заработной плате? Ведь таких деятелей во власти пруд пруди.


Вот, например, специалисты по привлечению инвесторов и туристов. Специалисты есть, а большого привлечения и тех, и других не наблюдается. Пока все больше деклараций о намерениях, пустых разговорах о кластерах и презентаций в РowerРoint. Бурная имитация деятельности, а порой даже не слишком бурная.

Помню, в детстве представление какого-то несуразного клоуна, который нелепо пародировал фокусника. Демонстрировал, как перемещает предмет из правой руки в левую. Сначала невидимо, а потом видимо. На деле просто передавал предмет из руки в руку за спиной и перед собой. Вот и наша власть, кажется, взяла на вооружение этот фокус, только демонстрирует его не в шутку, а всерьез. Престидижитатор отвлекает внимание публики ловкостью рук, быстротой движений и манипуляций. Иллюзионист применяет хитроумную аппаратуру и соблазнительных помощниц. Фокусники от власти используют телевидение и статистику. Какое-то время им удаётся убеждать широкие слои населения в том, что «всё идет по плану», и «жить стало лучше, жить стало веселее», но неизбежно наступает момент прозрения.

Людям можно сколько угодно внушать, что инфляция в России не превышает 4%, однако они каждый день ходят в магазины, приезжают на заправки, ежемесячно оплачивают коммунальные счета и видят, что их реальные расходы и официальная инфляция – это две большие разницы. Даже если их фактические доходы повышаются в соответствии с уровнем инфляции, уровень жизни снижается. Может пора завязывать с манипуляциями и иллюзиями, нужными показателями в отчётах, красивыми цифрами, а то получается всё, как в старой советской присказке: «Что нам стоит дом построить, нарисуем – будем жить!» Бодро, весело, жизнеутверждающе и бессмысленно.

Текст – Сергей Иванов

Фото: babyforex.ru, utmagazine.ru, 24rodina.news