Презентация на тему "голландский натюрморт". Голландский натюрморт XVII в Учитель ИЗО,МХК

натюрморт

Голландский натюрморт


Голландский натюрморт

Наряду с пейзажной живописью значительное распространение получил в Голландии 17 века натюрморт, отличавшийся интимным характером. Голландские художники выбирали для своих натюрмортов самые разнообразные предметы, умели их прекрасно скомпоновать, выявить особенности каждого предмета и его внутреннюю жизнь, неразрывно связанную с жизнью человека.


Виллем Клаас Хеда

Виллем Клаас Хеда

Виллем Клаас Хеда (1594 - 1680) родился в

Голландии в Харлеме и живописи учился у своего

отца Геррита Виллема Хеда. В Харлеме художник

жил и работал всю жизнь. Карьеру живописца он

начал с картин на религиозные сюжеты и портре-

ты, но затем полностью перешёл на написание

натюрмортов. Жанр натюрморта в Голландии

XVII века полчил большое распростронение.

Виллем Клаас Хеда стал одним из самых значи-

тельных представителей этого жанра. Он как и

Питер Клаас создавал скромные "завтраки" с

простым набором незамысловатых предметов.





Питер Класс

Питер Клас (Pieter Claesz) - 1597, Бургштейн, Вестфалия - 1661, Харлем. Голландский живописец. Один из первых мастеров голландского натюрморта XVII в. Учился у Флориса ван Дейка. С 1617 работал в Харлеме. Преимущественно обращался к излюбленному в Голландии типу натюрморта, т. н. "завтракам" - изображению накрытого стола со скромным набором предметов трапезы и домашней утвари, составленных в кажущемся беспорядке (особенно в ранних работах), но подчиненных продуманной и четкой (обычно горизонтальной) композиции. Каждый из предметов расположен так, что зритель может воспринять его фактуру, объем, мельчайшие детали. Натюрморты, написанные на сером или оливковом фоне при мягком рассеянном свете, отличаются богатством оттенков в пределах единой коричневато-золотистой, серебристо-серой гаммы, отсюда их название - жанр "монохромных завтраков".








Франц Снейдерс

Франс родился в семье богатого антверпенского бюргера осенью 1579 г.). В молодости учился у Питера Брейгеля Младшего и Хендрика ван Балена (первого учителя ван Дейка).

Поначалу основной темой творчества Снейдерса были натюрморты, в дальнейшем он стал проявлять больший интерес к анималистическим сюжетам и сценам охоты. Мастерство Снейдерса высоко оценил Петер Пауль Рубенс, с 1613 г. приглашавший его к сотрудничеству для работы над изображениями животных. Вместе с тем Снейдерс не любил изображать людей - по имеющимся сведениям, человеческие фигуры на его картинах писали Якоб Йорданс, Абрахам Янсенс и другие мастера.















Андриан ван Утрехт

Он был отдан в учение Герману де Риту в 1614 и позже посетил Францию, Италию и Германию, после чего в 1625 вернулся в Антверпен. Он рисовал кладовые с овощами, фермерские дворы с домашней птицей, рынки с рыбой, натюрморты с фруктами и овощами. Картины игры в карты тоже часто встречаются в творчестве Утрехта и отражают влияние Франса Снейдерса.

В основном все предметы на картинах Утрехта расположены на линии стола.

Причудливые детали, типа широкого занавеса и изображения окна, добавляют движение и глубину.

Утрехт использует теплые глиняные тона, особенно серо-зеленые, и сильный свет светотени, последнее может происходить от его знания итальянской живописи.






Вилем Кальф (1621 - 1693) - один из самых известных голландских мастеров натюрморта.В 1640 - 1645 годах он работал во Франции, с 1653 - в Амстердаме, где в дальней- шем Вилем Кальф и жил. Будучи одним из крупнейших мастеров голландской школы натюрморта, Вилем Кальф писал как скром ные по мотивам картины с изображением кухонь и задворок, так и эффектные компо зиции с драгоценной утворью и экзотически ми южными фруктами. Виртуозность Кальфа - натюрмортниста проявилась в классической отточенности пространственных построений, тонким ощущением своеобразия и самоцен ности каждой вещи, в изысканности и богат стве световых и красочных отношений эффектного сопоставления различных фактур и материалов.






Ян Давидс де Хем

Ян Давидс де Хем (1606 - 1684) голландский

живописец натюрморта родился в Утрехте. Он

ученик Бальтазара ван дер АстаХеда. В 1636 г. Ян Давидс де Хем

переезжает в Антверпен, где и работал продол-

жительную часть своей жизни в том же жанре

натюрморта. На его натюрмортах изображались

раскошные букеты цветов и большие, изящные

накрытые столы.










Корнелис де Хем (1631 - 1695) яркий представи-

тель голландско - фломандской живописи. Он

родился в Лейдене, учился живописи у своего

отца Яна Давидса де Хема и был членом большой

семьи художников. Работал Корнелис де Хем в

Лейдене, Антверпене, где с 1660 г. состоял в

гильдии живописцев, а так же в Гааге. На его

натюрмортах сюжеты с фруктами, металличес-

кими блюдами, бокалами, книгами и музыкальны-

ми инструментами. Работы художника хранятся

во многих музеях Европы.





Бальтазар ван дер Аст

Бальтазар ван дер Аст - нидерландский художник и рисовальщик.

После смерти отца в 1609 г. Бальтазар переехал к своей старшей сестре Марии, которая была замужем за Амброзиусом Босхартом Старшим. В ранних работах ван дер Аста отчётливо чувствуется влияние Босхарта.

С 1619 г. Бальтазар ван дер Аст проживал в Утрехте, где был принят в гильдию св. Луки. Предполагается, что у Аста учился Ян Давидс де Хем.

Бальтазар ван дер Аст умер в декабре 1657 г. в Дельфте и похоронен в местной церкви.










МБУО «Новообинцевская средняя общеобразовательная школа»

Презентацию выполнила:

учитель начальных классов Кавылина Надежда Васильевна

Что такое натюрморт?

Натюрмоо́рт (фр. nature morte -

«мёртвая природа») - изображение неодушевлённых предметов в изобразительном искусстве, в отличие от портретной , жанровой, исторической ипейзажной тематики.

Натюрморт окончательно оформляется в качестве самостоятельного жанра живописи в творчестве голландских и фламандских художников XVII в. Предметы в натюрмортной живописи этого периода часто содержат скрытую аллегорию - либо быстротечности всего земного и неизбежности смерти (Ванитас ), либо - в более широком смысле Страстей Христовых и Воскресения . Это значение

передаётся посредством использования предметов - в большинстве случаев знакомых и встречающихся в каждодневной жизни, которые наделяются дополнительным символическим значением.

Цветочный натюрморт

Начиная с 40-х годов XVII века, натюрморт в

нидерландской живописи получил широкое распространение как самостоятельный жанр . Одним из

самых первых выделился цветочный натюрморт в

произведениях таких художников, как Амброзиус Босхарт Старший и Бальтасар ван дер Аст , и

натюрмортах Яна Давидса де Хема и его

последователей уже во второй половине XVII столетия. Причины популярности цветочного натюрморта можно

найти в особенностях быта нидерландского общества - традиции иметь сады, загородные виллы

или комнатные растения - а также благоприятных природных условиях для развития цветоводства.

Учёный натюрморт

Зародившийся в университетском Лейдене жанр «учёного» натюрморта, получает название «суета сует » или «memento mori » и является наиболее интеллектуальным видом натюрморта, требующим от зрителя знания Библии и традиций религиозной символики (характерны картины Питера Стенвейка и Давида Байли ). Часто в натюрмортах этого направления присутствуют иллюзионистские приемы, создающие искусный обман зрения. В свою очередь увлечение иллюзионистской передачей натуры привело к возникновению особого вида натюрморта - так называемых «обманок » (trompe l’œil ). Такие натюрморты были особенно распространены в середине XVII века и снискали невероятную популярность в стране и за её пределами.

Нидерландский натюрморт XVII века

Нидерландский натюрморт представлял собой

уникальное культурное явление XVII века , оказавшее влияние на дальнейшее развитие всей европейской

живописи. «Малые голландцы » отразили в своих

работах мир предметов, живущих своей тихой, застывшей жизнью. Термин «застывшая жизнь»

(голл. stilleven , нем. stilleben , англ. still-life ) стал

употребляться для обозначения жанра в середине XVII

века, поначалу в Нидерландах. До этого художники называли подобные картины, описывая сюжет:

«Маленький завтрак», «Букет цветов», «Охотничий трофей», «Суета сует». Основной перевод указанного

термина, встречающийся в литературе - «тихая, неподвижная жизнь».

Натюрморт в русской живописи 18-20 веков

Натюрморт как самостоятельный жанр живописи появился в России в начале XVIII века. Представление о нем первоначально было связано с изображением даров земли и моря, разнообразного мира вещей, окружающих человека.

Вплоть до конца 19 века натюрморт, в отличии от портрета и исторической картины, рассматривался в качестве "низшего" жанра. Он существовал главным образом как учебная постановка и допускался лишь в ограниченном понимании как живопись цветов и фруктов.

Начало ХХ века ознаменовалось расцветом русской натюрмортной живописи, впервые обретшей равноправие среди прочих жанров. Стремление художников расширить возможности изобразительного языка сопровождалось активными поисками в области цвета, формы, композиции. Все это особенно ярко проявилось в натюрморте. Обогащенный новыми темами, образами и художественными приемами, русский натюрморт развивался необычайно стремительно: за полтора десятка лет он проходит путь от импрессионизма до абстрактного формотворчества.

В 30-40-е годы ХХ столетия это развитие приостановилось, но уже с середины 50-х годов натюрморт переживает в советской живописи новый подъем и с этого времени окончательно и твердо встает вровень с другими жанрами.

Презентация на тему "Натюрморт" по изобразительному искусству в формате powerpoint. В данной презентации для школьников рассказывается о том, что такое натюрморт, о его истории и подробно о голландском натюрморте.

Фрагменты из презентации

Что такое натюрморт?

Натюрморт - это изображение неодушевлённых предметов в живописи или графике.

Из истории натюрморта.

  • Натюрморт возник ещё в эпоху античности, но как самостоятельный жанр он начал развиваться только в XVII веке.
  • Его расцвет начался в Голландии, где Реформация, запретив художникам писать картины на религиозные темы, вынудила их искать новые направления.

Голландский натюрморт

  • В натюрмортах, относящихся к началу XVII столетия, предметы расставлены в строгом порядке, словно экспонаты в музейной витрине. В подобных картинах дета ли наделены символическим значением. Яблоки напоминают о грехопадении Адама, а вино град - об искупительной жертве Христа. Раковина - оболочка, оставленная, когда то жившим в ней существом, увядшие цветы - символ смерти. Бабочка, родившаяся из кокона, означает воскресение. Таковы, например, полотна Балтазара ван дер Аста.
  • Голландский натюрморт XVII в. поражает богатством тем. В каждом художественном центре страны живописцы предпочитали свои композиции: в Утрехте - из цветов и плодов, в Гааге - из рыбы. В Харлеме писали скромные завтраки, в Амстердаме - роскошные десерты, а в университетском Лейдене - книги и другие предметы для занятий науками или традиционные символы мирской суеты - череп, свечу, песочные часы.
  • У художников следующего поколения веши уже не напоминают об отвлечённых истинах, а служат для создания самостоятельных художественных образов. В их картинах привычные предметы обретают особую, не замеченную прежде красоту.
  • Питер Клас тонко и умело подчёркивает своеобразие каждого блюда, бокала, горшка, найдя для любого из них идеальное соседство.
  • В натюрмортах его земляка Виллема Класа Хеды царит живописный беспорядок. Чаше всего он писал «прерванные завтраки». Смятая скатерть, перепутанные предметы сервировки, еда, к которой едва притронулись, - всё здесь напоминает о недавнем присутствии человека. Картины ожив лены многообразными световыми пятнами и разноцветными тенями на стекле, металле, полотне.
  • Во второй половине XVII в. голландский натюрморт, подобно пейзажу, стал более зрелищным, сложным и многокрасочным.
  • На картинах Абрахама ван Бейерна и Виллема Калфа изображены грандиозные пирамиды из дорогой посуды и экзотических фруктов.

Фламандская школа живописи

Манера фламандского художника Яна Фейта более изысканна, чем у его учителя Снейдерса. Подчёркнуто скромные по композиции и размерам произведения Фейта интересны гармонией сдержанного света, тонких оттенков коричневых, зеленоватых и светло-серых тонов. Это несравненная чуткость живописца сближает его с голландскими мастерами.

Слайд 2

Что такое натюрморт?

Натюрморт - это изображение неодушевлённых предметов в живописи или графике.

Слайд 3

Из истории натюрморта.

Натюрморт возник ещё в эпоху античности, но как самостоятельный жанр он начал развиваться только в XVII веке. Его расцвет начался в Голландии, где Реформация, запретив художникам писать картины на религиозные темы, вынудила их искать новые направления. Франс Снейдерс. Фламандская школа. Рыбная лавка.

Слайд 4

Голландский натюрморт

В натюрмортах, относящихся к началу XVII столетия, предметы расставлены в строгом порядке, словно экспонаты в музейной витрине. В подобных картинах дета ли наделены символическим значением. Яблоки напоминают о грехопадении Адама, а вино град - об искупительной жертве Христа. Раковина - оболочка, оставленная, когда то жившим в ней существом, увядшие цветы - символ смерти. Бабочка, родившаяся из кокона, означает воскресение. Таковы, например, полотна Балтазара ван дер Аста. Балтазар ван дер Аст. Натюрморт с цветами яблони

Слайд 5

Голландский натюрморт XVII в. поражает богатством тем. В каждом художественном центре страны живописцы предпочитали свои композиции: в Утрехте - из цветов и плодов, в Гааге - из рыбы. В Харлеме писали скромные завтраки, в Амстердаме - роскошные десерты, а в университетском Лейдене - книги и другие предметы для занятий науками или традиционные символы мирской суеты - череп, свечу, песочные часы. Питер Клас. Завтрак с ветчиной.

Слайд 6

У художников следующего поколения веши уже не напоминают об отвлечённых истинах, а служат для создания самостоятельных художественных образов. В их картинах привычные предметы обретают особую, не замеченную прежде красоту. Питер Клас тонко и умело подчёркивает своеобразие каждого блюда, бокала, горшка, найдя для любого из них идеальное соседство. В натюрмортах его земляка Виллема Класа Хеды царит живописный беспорядок. Чаше всего он писал «прерванные завтраки». Смятая скатерть, перепутанные предметы сервировки, еда, к которой едва притронулись, - всё здесь напоминает о недавнем присутствии человека. Картины ожив лены многообразными световыми пятнами и разноцветными тенями на стекле, металле, полотне. Виллем Клас Хеда. Завтрак с крабом.

Слайд 7

Во второй половине XVII в. голландский натюрморт, подобно пейзажу, стал более зрелищным, сложным и многокрасочным. На картинах Абрахама ван Бейерна и Виллема Калфа изображены грандиозные пирамиды из дорогой посуды и экзотических фруктов. Виллем Калф. Десерт. Ок.1659г.

Слайд 8

Фламандская школа живописи

Манера фламандского художника Яна Фейта более изысканна, чем у его учителя Снейдерса. Подчёркнуто скромные по композиции и размерам произведения Фейта интересны гармонией сдержанного света, тонких оттенков коричневых, зеленоватых и светло-серых тонов. Это несравненная чуткость живописца сближает его с голландскими мастерами. Ян Фейт. Натюрморт с собакой.

Посмотреть все слайды

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Что такое натюрморт? Натюрморт - это изображение неодушевлённых предметов в живописи или графике.

3 слайд

Описание слайда:

Из истории натюрморта. Натюрморт возник ещё в эпоху античности, но как самостоятельный жанр он начал развиваться только в XVII веке. Его расцвет начался в Голландии, где Реформация, запретив художникам писать картины на религиозные темы, вынудила их искать новые направления. Франс Снейдерс. Фламандская школа. Рыбная лавка.

4 слайд

Описание слайда:

Голландский натюрморт В натюрмортах, относящихся к началу XVII столетия, предметы расставлены в строгом порядке, словно экспонаты в музейной витрине. В подобных картинах дета ли наделены символическим значением. Яблоки напоминают о грехопадении Адама, а вино град - об искупительной жертве Христа. Раковина - оболочка, оставленная, когда то жившим в ней существом, увядшие цветы - символ смерти. Бабочка, родившаяся из кокона, означает воскресение. Таковы, например, полотна Балтазара ван дер Аста. Балтазар ван дер Аст. Натюрморт с цветами яблони

5 слайд

Описание слайда:

Голландский натюрморт XVII в. поражает богатством тем. В каждом художественном центре страны живописцы предпочитали свои композиции: в Утрехте - из цветов и плодов, в Гааге - из рыбы. В Харлеме писали скромные завтраки, в Амстердаме - роскошные десерты, а в университетском Лейдене - книги и другие предметы для занятий науками или традиционные символы мирской суеты - череп, свечу, песочные часы. Питер Клас. Завтрак с ветчиной.

6 слайд

Описание слайда:

У художников следующего поколения веши уже не напоминают об отвлечённых истинах, а служат для создания самостоятельных художественных образов. В их картинах привычные предметы обретают особую, не замеченную прежде красоту. Питер Клас тонко и умело подчёркивает своеобразие каждого блюда, бокала, горшка, найдя для любого из них идеальное соседство. В натюрмортах его земляка Виллема Класа Хеды царит живописный беспорядок. Чаше всего он писал «прерванные завтраки». Смятая скатерть, перепутанные предметы сервировки, еда, к которой едва притронулись, - всё здесь напоминает о недавнем присутствии человека. Картины ожив лены многообразными световыми пятнами и разноцветными тенями на стекле, металле, полотне. Виллем Клас Хеда. Завтрак с крабом.

7 слайд

Описание слайда:

Во второй половине XVII в. голландский натюрморт, подобно пейзажу, стал более зрелищным, сложным и многокрасочным. На картинах Абрахама ван Бейерна и Виллема Калфа изображены грандиозные пирамиды из дорогой посуды и экзотических фруктов. Виллем Калф. Десерт. Ок.1659г.

8 слайд

Описание слайда:

Фламандская школа живописи Манера фламандского художника Яна Фейта более изысканна, чем у его учителя Снейдерса. Подчёркнуто скромные по композиции и размерам произведения Фейта интересны гармонией сдержанного света, тонких оттенков коричневых, зеленоватых и светло-серых тонов. Это несравненная чуткость живописца сближает его с голландскими мастерами. Ян Фейт. Натюрморт с собакой.