Композиция из плавных линий. Линии в композиции - их роль и использование

Линии могут быть реальными или виртуальными, умозрительными объектами - как это было показано в статье о активных точках изображения . Даже большое живописное полотно - берет свое начало - в линиях эскиза, линии создают очертания всех предметов, находящихся на изображении.

Линии в теории композиции могут быть реальными или виртуальными, умозрительными объектами - как это было показано в статье о активных точках изображения. Даже большое живописное полотно - берет свое начало - в линиях эскиза, линии создают очертания всех предметов, находящихся на изображении. Удивительна роль линий еще и в том понимании - что они могут как объединять различные композиционные элементы изображения, так и разделять их!

Линии - как умозрительная конструкция. Наше зрительное восприятие, ведомое мозгом - стремиться к упрощению видимого мира например -. подчеркивая края и контуры объектов, ищет связи в массе подобных объектов - так что например увидев гору из камней на строительной площадке - Вы в первую очередь воспримите ее как гору , то что она состоит из множества элементов разных форм и размеров - не сильно будет занимать наше сознание. Инструмент "выделение краев " в Фотошопе - действует во многом подобно человеку, объединяя минимально сходные элементы фотографии - подчеркивая их общие черты, увеличивая, заостряя внимание зрителя - на них.

Одна из самых важных линий в фотографии - линия горизонта .

Горизонт на море - обычно воспринимается как настоящая прямая линия и с ним необходимо быть ОЧЕНЬ аккуратным, выравнивая его - не допуская "завала" горизонта (если только косой горизонт - не является в кадре осознанным художественным приемом). Если линия горизонта вода/небо не четко горизонтальна, это создает у зрителя ощущение напряжения, ощущение того, что на фотографии явно что-то не так... Это связано с тем, что вода в покое - всегда имеет совершенно "горизонтальную" поверхность. Если же Вы фотографируете горы - то ошибка в немного "заваленном" горизонте - будет не так сильно бросаться в глаза, хотя и здесь советуем соблюдать осторожность, максимально выравнивая горизонт при съемке, иначе внимательный зритель также может заподозрить ошибку...

Линия горизонта. Наведите курсор мыши на изображение, чтобы сравнить нормальный и "заваленный" горизонт. Во втором кадре море как будто утекает куда-то в право... Хотя отклонение от истинной горизонтали - всего 2 градуса.

Особенно сложно выровнять горизонт - имея перед собой одновременно и изгибы береговых линий, и склоны гор - при этом бывает сложно понять - где находится истинный горизонт, так что некоторые фотографы используют в таких случаях штатив с пузырьковым уровнем, или же устанавливают этот инструмент на фотоаппарат.

Кадр без линии горизонта . Установить линию горизонта в подобном кадре может быть не просто, так как горизонт в общем - то не виден. Но в данном случае - можно ориентироваться на вертикали деревьев. Да и в целом в подобных кадрах - выравнивание по горизонтали - имеет меньшее значение, чем в кадре с морским горизонтом.

Такие линии, как телефонные провода, или конденсационный след от пролетевшего самолета - могут мешать при построении композиции, особенно - если Вы фотографируете природный пейзаж.. С другой стороны - они могут и украсить небо на некоторы фотографиях.

Линия конденсационного следа самолета как часть композиции при фотографировании неба.
Some rights reserved by Rob the moment

Свойства линий, Формы линий композиции изображения

Если Вы видите вертикальную линию - то такая линия сама по себе никогда не вызовет напряжения в кадре, так как находится в состоянии равновесия - наше восприятие говорит нам - что на силы, действующие на эту линию - равновелики со всех сторон, или отсутствуют вовсе - поэтому она имеет возможность находиться в устойчивом вертикальном положении. То же относится к горизонтальной линии.

Если же мы видим линию слегка изогнутую с одной стороны - то подсознательно начинаем думать - что она изогнута под дейсвием неких сил - воздейстующих на нее. Если изгиб не велик и линия в целом горизонтальна или вертикальна - то обычно такая линия воспринимается в качестве устойчивой.

Линия - отклонившаяся от вертикали или горизонтали - воспринимается как неустойчивая. Самой неустойчивой - считается линия наклонившаяся на 45 градусов.

Извилистый, линии, извитые подобно букве S - могут считаеться как устойчивыми, урановешенными, так и неустойчивыми - в зависимости от конкретной формы. Например - слегка изогрутая "гармошкой" линия, расположенная вертикально - вполне может считаться устойчивой, в ней также будет чувствоваться некое напряжение - словно у пружины. Слегка изогнутые горизонтальные линии - это, например - линии горизонта в горном пейзаже, изгибы рек или тела человека.

Линии - диагонали

Частный случай наклонной линии – диагональ. То есть линия – идущая из одного угла изображения – в другой угол. Наклонную линию – или даже диагональ – можно создать даже из самого «горизонтального» горизонта, сфотографировав, например, горизонтальную линию – фотоаппаратом повернутым относительно линии горизонта под определенным углом.

Композиция с диагональю. Динамика ощутима.
Some rights reserved by pierre bédat

В связи с тем, что глаза человека – европейца изучают изображение обычно с левого верхнего угла, постепенно смещаясь в правый нижний – диагонали, проведенные с левого верхнего угла в правый нижний, и диагонали проведённые из верхнего правого угла в левый нижний – вызывают несколько различный отклик в сознании зрителя. Хотя и не всегда эта разница очевидна... Считается, что главное – что диагональ привносит в кадр – это ощутимую динамику! Но существуют и весьма "мирные", уравновешенные композиции с использованием диагоналей.



"up" from Mikelo

Изогнутые линии, «линия красоты»

Линии с мягкими изгибами – обычно воспринимаются как самые красивые, (считается, что они ассоциируются нашим подсознанием – с линиями человеческого тела).

В теории композиции даже существует такое понятие – как «линия красоты», или «S-образная линия», это понятие было введено в обиход художником Уильямом Хогартом еще в 1753 году в книге «Анализ красоты». Уильям Хогарт считал, что эта линия – неотъемлемая часть любого красивого изображения.

В соответствии с теорией этого художника – такая линия имеет явное преимущество над линиями прямыми, или пересекающимися под прямым углом, или параллельными линиями – которые, по этой теории – создают впечатление статичности, неестественности, «искусственности» в изображении. Зато S – образная линия считается присущей всем живым существам (особенно – людям), а соответственно - и всему красивому. При этом достаточно - даже намека на такую форму линии.

Этюд для «Мадонны в гроте» Леонардо да Винчи и одна из возможный "линий красоты" этого эскиза.

Активные линии изображения

В заключении этого материала, хочется еще раз упомянуть о активных («умозрительных», или «оптических») линиях, о которых мы уже писали в материале о роли точек в композиции. В данном случае мы пользуемся термином А.И. Лапина, на английском же языке - эти линии называются «ведущими».

Хочется еще раз подчеркнуть важность этих линий. Известно, что глаз – рассматривая какое либо изображение, движется по нему не равномерно – а от точки к точке («активные точки»), по определенным линиям. Глаз находит прежде всего точки максимальной кривизны контура рассматриваемого объекта, самые высоко контрастные участки изображения, а также точки пересечения различных контуров объектов, так как они говорят о взаиморасположении предметов в кадре.

Очень важно понимать, что глаз человека, при осмотре изображения – руководствуется не реальными линиями – имеющимися на изображении, а выше названными элементами.

Например – при рассмотрении портрета – активными точками становятся глаза, нос, губы – между ними и проходят активные линии.

Активные линии и активные точки на портрете. Линии показывают "маршрут путешествия" человеческого взгляда по портрету, темные участки - точки остановки внимания.

В чем заключается практический смысл – активных линий и как их можно использовать на практике?

Практическое значение активных линий заключается в том, что зная принципы, по которым они образуются, мы можем с большой долей вероятности спрогнозировать – как зрительно будет рассматривать (как прочтет) нашу, например, фотографию. На что обратит внимание в начале, а на что – потом... а на что – и вовсе не обратит внимание. Например – если в кадре есть два человека – взоры которых направлены друг на друга, то активной линией будет линия между этими людьми, а активными точками – эти два человека, и зритель практически не обратит внимание на фон этого изображения (если на фоне, конечно, не будет более сильных активных точек).

Также линии бывают крайне важны для передачи переспективы, гулубины кадра , но это несколько иная тема...

Создание интересной и цепляющей взгляд композиции – ключ к привлекательной иллюстрации . Картины с мощной композицией элементов будут привлекать внимание зрителей, и удерживать их до тех пор, пока каждая мелочь, над которой вы так кропотливо трудились, не будет оценена по достоинству.
В свою очередь, композиционно неудачно собранная картина может испортить вид даже самых прекрасно обрисованных объектов, создавая чувство, что что-то на ней не так. Многие даже не поймут почему, но картина будет менее привлекательной, и сложнее будет понять ее смысл. Далее в этом уроке я обозначил 20 пунктов, которые, на мой взгляд, являются одними из основных правил хорошей композиции, правил, на которые я всегда опираюсь, когда берусь за кисть.

1. Фокусная точка
Каждая картина с мощной композиционной нагрузкой имеет доминантный объект, или фокусную точку, которая является центром всей картины. Все остальные элементы картины должны дополнять или обрамлять этот объект. Фокусной точкой может быть что угодно: от небоскреба вдали до бумажного стаканчика, стоящего на подоконнике и обозревающего весь город. Очень важно, чтобы фокусная точка вписывалась в картину. Существует немало способов выделения фокусной точки – «Правило одной трети» или «Правило золотого сечения» - но я не буду углубляться в этот вопрос, т.к. для меня важнее – чувствовать картину, без каких-либо правил.

2. Размещение других объектов
Все другие объекты должны гармонировать с фокусной точкой и тем самым усиливать эффект всей композиции. Аккуратно расположенные элементы картины внесут свой вклад, добавив, в конечном счете, глубину, баланс и реалистичность. Обратите внимание на картине «Нимб» («Nimbus»), где изображен пейзаж, устремляющий взгляд зрителя вдаль; или на маленькие детали, например, автомобиль, возле причаленного корабля на картине «Прометей» («Prometheus»).

3. Единство объектов
Очень важно, чтобы все элементы картины смотрелись уместными, подчеркивая, что формы и структуры объектов, находящихся вдали, продиктованы внешними условиями между ними и зрителем; или, что все объекты и структуры правильно отражают свет и отбрасывают тени. При таком подходе, композиция будет в выигрыше. Вернемся к картине «Прометей» («Prometheus») - обратите внимание, как корабль отбрасывает тени на причал и окружающие его здания, заметно прибавляя реалистичности этому моменту.

4. Обрамление
В картинах со сложной композицией может пригодиться такой прием, как обрамление, который поможет направлять взгляд зрителя по картине и задержать его на ней. Этого можно добиться, просто добавив плавных линий, или четких силуэтов для проведения взгляда именно к тому месту, которое необходимо выделить, чаще это фокусная точка. Снова обратите внимание на картину «Прометей» («Prometheus») - т.к. на ней это очень отчетливо прослеживается - где я обрамил центр картины большим, выходящим вперед, причалом.

5. Избегайте касательных линий
Они могут отрицательно сказаться на всей картине, и их, несомненно, следует избегать. Касательные – это линии, идущие от отдельных элементов картины, которые в конце пересекаются. Например, линии электропередач, которые сходятся прямо на углу здания. Отодвинул эти линии электропередач от здания, уведя их чуть выше или ниже, можно избежать визуальной проблемы восприятия.

Нажмите на картинку, чтобы посмотреть изображение в полном размере и 100% качестве.

6. Температура цвета
Когда вы стоите перед выбором доминантных цветов для своей картины, всегда помните о том, что картина в итоге будет вызывать либо холодные, либо теплые ощущения, она не может быть и теплой и холодной одновременно (если только это не авторский прием). Конечно, вы можете использовать и теплые и холодные цвета в своей картине, но одни из них всегда должны быть доминантными, даже если совсем не намного (как, например, на картине «Подземелье» («Dungeon»)).

Нажмите на картинку, чтобы посмотреть изображение в полном размере и 100% качестве.

7. Насыщенность белого
Градиент контраста – очень важный инструмент при создании интересной композиции. В идеале, вы должны достичь баланса между светлым, средним и темным тоном, используя хотя бы некоторые из них. Чтобы добиться хорошего баланса, попробуйте применить максимум одного из оттенков, немного другого и совсем чуть-чуть третьего, например, как на моей картине «Комната» (The Room») - я взял 60% темного, 25% среднего и 15% светлого тона.

8. Глубина
Глубина и ракурс также очень важны. Изображения с определенным ракурсом требуют за собой правильно организованную и реалистичную глубину, используя ряд элементов, ведущих взгляд все глубже в картину. Этими элементами могут быть заборы, железные дороги, городской ландшафт, или даже просто линия цветов на поле. Самые лучшие композиционно выстроенные картины нарисованы так, будто вы смотрите на них изнутри.

9. Смыкание
В отличие от касательных линий, данный пункт относится к смыкающимся друг с другом элементам картины. Все элементы картины должны либо располагаться удаленно друг от друга, либо находиться в непосредственной близости. При смыкании, объекты создают объединенную форму, которая отводит взгляд зрителя и заставляет его остановиться, вглядываясь в картину.

Нажмите на картинку, чтобы посмотреть изображение в полном размере и 100% качестве.

10. Свет
После придания объекту формы, это самая важная для меня часть. Прежде чем закрашивать рисунок, я много внимания уделяю правильной постановке света. Я разделил эту тему на несколько логических частей, чтобы подробнее объяснить разные особенности создания света и реалистичного композиционного баланса.

Нажмите на картинку, чтобы посмотреть изображение в полном размере и 100% качестве.

11. Да будет свет!
Выберете положение для первичного (самого яркого) источника света – солнца, окна, или, например, уличного фонаря – в котором объект будет выглядеть объемным, и будет отбрасывать интересную тень. Первичный свет может быть основной частью композиции и даже ее фокусной точкой; он определяет, какого цвета будет все то, на что он падает. Без света мы не увидим ничего: поэтому он очень важен, и не менее важна его правильная постановка.

12. Тени
Тень может быть использована для выделения форм объекта, прикреплению их к рисунку и, при правильном использовании, для добавления дополнительного обрамления композиции (например, как на картине «Прометей» («Prometheus»), где верхняя часть причала отбрасывает тень на нижнюю часть – променад). Что важно, тень лучше проявляется при положении под прямыми лучами источника света.

Нажмите на картинку, чтобы посмотреть изображение в полном размере и 100% качестве.

13. Дополнительные источники света
Важными факторами законченной композиции являются вторичный и третичный источники света. Вторичными источниками могут быть рассеивающиеся или прямые лучами света, отраженные от поверхности, на которую падал первичный свет, или слабое свечение от уличных фонарей и автомобильных фар, и даже сильные источники света, близкие к первичному. Добавленный вторичный свет дает возможность усилить детальность рисунка и расположение элементов рисунка.

14. Атмосфера
Атмосферная глубина и окклюзия (поглощение света) – важные составляющие единой композиции на картине. Это может быть просторная зона, где прозрачный воздух между зрителем и горизонтом обретает цветовой и тональный контраст; или это может быть небольшая площадь, где свет проходит сквозь пыльный воздух, обретая легкий цвет (например, как на рисунке «Комната» (The Room»). Мощный луч света также может придать особую атмосферу картине, отражаясь и рассеиваясь вокруг.

15. Структура поверхности
Для композиционного баланса также очень важны продуманные и правильно выстроенные структуры различных поверхностей. Нужно четко понимать, что применение отражающей или блестящей поверхностей может привлечь внимание зрителя. В картине «Прометей» («Prometheus») я использовал много отражающих поверхностей, которые однозначно привлекут внимание зрителей, но также не будут слишком отвлекать от главного элемента картины – корабля, а будут только усиливать его эффект. Или же наоборот, использование тусклых и грязных текстур может вызвать совсем другие чувства у зрителей (например, как на картине «Комната» (The Room»)).

16. Направление взгляда
Привлечь внимание к картине можно и путем использования элементов, направляющих взгляд зрителя в центр или вокруг кадра. Этого можно добиться разными способами. Например, старые добрые заборы или дороги, идущие вдаль, или, как на картине «Нимб» («Nimbus»), огромное строение, рассекающее небо и ведущее взгляд из верхнего левого угла в самый центр. Фишка в том, что зритель будет вести взглядом по арке, пока не придет к конечной точке – самой главной части рисунка.

17. Задерживание взгляда
Если зритель обратил внимание на картину, важный здесь момент – задержать этот взгляд подольше. Вернемся к старой доброй технике с забором, ведущим вдаль слева направо. С правой стороны обязательно надо будет добавить что-нибудь, например, пару деревьев или может маленький домик, чтобы потом плавно вернуть взгляд зрителя на всю композицию. Снова обратимся к картине «Нимб» («Nimbus»). Обратите внимание, как взгляд идет по линии вниз и задерживается на городе, рассматривая скалы слева и сам город справа.

18. Драматичность
Масштабные и эпические изображения обычно, обычно либо драматичны, либо очень спокойны. Для придания драматичности изображению, можно поиграть с глубиной, масштабностью, скоростью движения элементов или их спокойствия. На картине «Нимб» («Nimbus») большая арочная конструкция возникает из-за спины зрителя, тонет в облаках и опускается на точку вдали, показывая тем самым, как она огромна в отношении сравнительно маленьких небоскребов в точке ее касания с землей.

19. Баланс
Добиться баланса в композиции – дело практики, особенно, если ваша фокусная точка - крупная и драматическая деталь, захватывающая большую часть кадра. Снова обратимся к картине «Нимб» («Nimbus») – здесь я сбалансировал картину использованием нескольких более низких зданий, снижающиеся вдаль скалы слева, и добавлением облаков, которые сглаживают восприятие картины. Вместе эти элементы позволяют добиться гармонии между огромной фокусной точкой и остальным окружением.

20. Относительный масштаб
Сложные композиции, изображающие разные формы и размеры, должны быть правильно построены, чтобы зритель видел и понимал масштаб элементов картины. В картине «Прометей» («Prometheus») я нарисовал несколько человек - некоторых ближе, некоторых дальше от корабля, чтобы показать огромные размеры этого корабля и причала. Вы можете создавать огромные масштабы, насколько позволяет вам ваша фантазия и границы полотна. С мелкими предметами так же – будь то стакан с карандашами, или телефон на краю стола – все должно служить тому, чтобы зритель понял размер стола.

Плоскостное задание “Точка, линия, пятно” предназначено для овладения студентами первичными навыками композиционного мышлениями на основе использования простых композиционных элементов при расположении их в 2-мерном пространстве. Задачами обучаемого является достижения уравновешенной формальной композиции, составленной из линий, точек и пятен простой геометрической формы. Этапы выполнения:

1. Предварительное эскизирование – 2 листа А4. Предварительное эскизирование композиции на заданную преподавателем ассоциативную тему без использования чертежных инструментов (карандашный рисунок, рисунок кистью, аппликация), все варианты выполняются в верхней части листа формата А4 (см. рис. 1а, б), а в нижней части листа располагается подпись работы: “Эскизы плоскостной композиции на тему “…”, выполнил ст-т гр. …, преподаватели … ”. Подпись выполняется в карандаше узким архитектурным шрифтом высотой 5 мм. Эскизы выполняются в 2-х вариантах – с использованием прямых и кривых линий и утверждаются преподавателем. Композиционное поле может иметь как квадратную, так и прямоугольную форму (согласовывается с преподавателем).

2. Два утвержденных варианта (прямолинейный и криволинейный) разрабатываются в карандаше с применением чертежных инструментов на листе формата А3 и должны быть согласованы с преподавателем.

3. Утвержденные на 2-м этапе композиции дорабатываются в черно-белой фиксированной графике (формат А3). Допускается как аппликативный метод доработки (накладывание элементов с прекрытием), так и транспарентный (контуры накладываваемых элементов образуют новые фигуры). При доработке рекомендуется использование сплошных заливок, простых штриховок и применение различных толщин и типов линий. Примеры выполнения работ представлены на рис. 2.

б)

Рис. 1. Выполнение эскизов композиции, созданной на основе прямых (а) и кривых (б) линий.

Рис. 2. Примеры выполнения задания 1, 2-й этап.

(Студенты Брянцева Н., Карпачева А., Лугвищук Е., Хасабян Ю., Тарасенко А., преподаватели Шаталов А.А., Минаева А.В., Ягуза И.А.)

4. Разработка 2 колористических композиций (на основе композиции, выполненной в фиксированной графике на 3-м этапе) на 2 заданные преподавателем ассоциативные темы. Формат А3 (т.е. каждый вариант занимает пространство А4), предварительное эскизирование каждой из 2-х тем в 2-х вариантах на форматах А6 (эти 4 эскиза компонуются на формат А4). Один из эскизов выполняется в ахроматической гамме, другой в полноценной колористике. Окончательные композиции выполняется полоноцветно. Материал – гуашь. Примеры компоновки эскизов на выполнения на рис. 3., примеры окончательных работ на рис. 4.

Рис.3. Компоновка на формате А4 ахроматических и колористических эскизов, гуашь.

Рис.4. Примеры колористических композиционных работ, гуашь (ст-ты Тарасенко А., Горбачева С., Мельникова О., Никоненко Н., Туницкий В., преподаватели Шаталов А.А., Ягуза И.А.).

Примечание

По усмотрению преподавателя возможно сокращение 2-мерной части раздела 1.1. наполовину и выполнение взамен серии макетных упражнений «Линия и плоскость в пространстве: стержневые и вантово-стержневые системы.»

В этом случае полная последовательность работ выполняется по согласованию с преподавателем только по эскизам, созданным на основе либо прямых, либо кривых линий. Предварительные эскизы и примеры выполнения предлагаемых взамен макетных упражнений («Шалаш-хайтек» и «Мачта») приведены ниже (рис.5-6 и 7-8). Кроме того, в этом случае выполняется развитие окончательной графической композиции в пространственную в виде макета (рис.9). Эскизы к упражнениям «Шалаш-хайтек» и «Мачта» выполняются в карандаше, в количестве 2, каждый на формате А5.

Перед выполнением макетных работ студенты должны заранее приготовить нарезку стержней их плотного картона, произвольной длины, но одинаковой ширины (не более 3 мм). Ванты-растяжки имитируются нитками или тонкой нарезкой прочной, но свободно гнущейся бумаги. При закреплении стержней необходимо, чтобы каждый свободный конец стержня крепился 3-мя растяжками. Далее необходимо закрепить полученной вантово-стержневой системе минимум одну плоскость.

Рис. 5. Эскизы к макетному упражнению «Шалаш-хайтек» (студенты Чуприкова М., Охрименко Н, Есоян Н., преподаватели Шаталов А.А., Ягуза И.А.)

Рис. 6. Примеры выполнения макетного упражнения «Шалаш-хайтек» (студенты Пастушков С., Элоян А., Решетова Я., Охрименко Н., преподаватели Шаталов А.А., Ягуза И.А.)

Рис. 7. Эскизы к макетному упражнению «Мачта» (студенты Абдурашидов М., Элоян А., Охрименко Н, преподаватели Шаталов А.А., Ягуза И.А.)

Рис. 8. Примеры выполнения усложненного макетного упражнения «Мачта» (студенты Верхогляд Д., ОрловаЛ., преподаватели Шаталов А.А., Рембовская В.Е., Обухова Л. Ю.)

По желанию студента и по согласованию с преподавателем возможно усложение конструкции мачты

(введение дополнительных стержней и растяжек, закрепление при поиощи растяжек различенных плоскостей и криволененйных поверхностей и т.п.). Во всех случаях обязательным условием является достижение геометрической неизменяемости всей конструкции.

Рис. 9. Примеры выполнения макетного развития графических композиций (студенты Баланцева А., Бегун М., Барашян А., Снесарев А., Гасанбекова С., Кюрчук В., преподаватели Шаталов А.А., Минаева А.В.)

ЗАДАНИЕ 1. Выполнение макетов простых геометрических тел (ил. 1). цель: Овладеть первичными моторными на­выками макетирования. задачи: Познакомиться с основными на­чальными приемами изготовления макетов объемных форм.

Требования: Выполнить макеты: куба (8×8 см), цилиндра (диаметр 8 см, высота 16 см), пирамиды (сторона 8 см, высота 16см), конуса (диаметр 8 см, высота 16см) по предложенным образцам. методические указания: Приведенные на схе­ме развертки куба и пирамиды (ил. 2) скле­иваются встык клеем ПВА. Чтобы линии сгиба на ребрах куба и пирамиды были ров­ными и четкими, необходимо с внешней сто­роны бумаги по линии сгиба сделать надсеч­ку. Надсечка делается на 0,5 толщины листа бумаги, это надо делать легко, чтобы не про­резать бумагу насквозь. Затем нужно согнуть бумагу по этим линиям и склеить стыки.

Основания конуса и цилиндра (окружно­сти) вырезаются ножом и подравниваются ножницами. Окружность можно вырезать и при помощи измерителя, если очень хорошо заточить одну из иголок. Для склеивания боковых поверхностей конуса и цилиндра можно предусмотреть дополнительный кла­пан. Чтобы боковая поверхность цилиндра согнулась ровно, можно на ее выкройку на­нести надсечки через равные промежутки (5 мм). Ровную кривизну можно получить также, если скручивать детали между двух листов пленки, используемой для рентге­новских снимков.

На всех приводимых далее исходных чертежах приняты определенные условные обозначения: самая толстая линия соответ­ствует линии основного контура и прореза­ется насквозь; пунктирная линия - неви­димый контур, ее надо надсечь с изнаноч­ной стороны; самая тонкая линия соответ­ствует надсечке с лицевой стороны.

Чтобы качество макета было высоким, надо сделать очень точный чертеж, сделать надсечки и прорези, а следы карандаша аккуратно стереть. Иногда можно не поль­зоваться карандашом, а делать уколы изме­рителем в нужных местах. Сначала на вы­кройках делаются надсечки, а потом сквоз­ные прорези.

ЗАДАНИЕ 5. Пластическое решение двух граней куба с использованием метроритми­ческих закономерностей. цель: Изучение некоторых свойств объемной формы: гео­метрический вид, масса, поло­жение в пространстве, свето­тень и т. п.

Задачи: Усвоить ПОНЯТИЯ фронтальной и объемной композиции.

Освоить приемы создания пластики поверхностей объ­емной формы.

Требования: Создать фронталь — ную композицию, как часть объемного сооружения, по­вернутого к зрителям главным фасадом (статическое воспри­ятие). Размер куба 10×10 см, глубина пластики не должна превышать 5 см. Ориентировать куб в прост­ранстве на основное направ­ление восприятия за счет ритмических членений его поверхности (ил. 16-20). методические указания: КОМПО­ЗИЦИОННЫЙ центр может рас­полагаться на одной из граней куба или на его ребре. Плас­тические членения куба долж­ны быть выполнены таким об­разом, чтобы при трансформа­ции превращаться в плоскость листа, ограниченного контура­ми выкройки.

На примерах видно, что по мере увеличения пласти­ки в основной объем куба внедряется и пространство. Объем имеет преимущест­венную ориентацию на глав­ную точку восприятия. В за­висимости от места располо­жения и характера членений (угловое, центральное, сим­метричное, асимметричное) меняется и восприятие само­го объема в пространстве, его ориентация на зрителя.

Иллюстрация 20

ЗАДАНИЕ 6. Пластическое решение поверх­ности куба (ил. 21-23). цель и задачи смотри задание 5. требования: Пластически решить куб как объемную форму, рассматриваемую со всех сторон. Проследить единый композицион­ный замысел в решении пластики всех гра­ней. Размер куба 10×10 см.

Методические указания: Композиция предус­матривает восприятие со всех сторон, что не исключает и основного направления дви­жения к этому объему.

На примерах можно видеть разные вари­анты решений пластики поверхности куба, от слабого до глубокого рельефа.

Макеты цилиндрических объемов реша­лись по такому же принципу, как и кубы.

В ЗАДАНИЕ 7. Ритмические членения поверх­ности цилиндра. цель и задачи смотри задание 6. требования: Выявить объем цилиндра за

Счет пластической разработки его поверх — | ности (ил. 24-26). Диаметр основания 10 см, высота 18 см.

Методические указания: Макет клеится ме­тодом встык. Пластическое решение по­верхности достигается с помощью надсе­чек, прорезей, отгибов.

ФОРМИРОВАНИЕ ОБЪЕМНЫХ ФОРМ С ПОМОЩЬЮ РИТМИЧЕСКИХ ЭЛЕМЕНТОВ

Рассмотрим еще одну возможность по­лучить объемную форму из листа бумаги без клея. На чертеже (ил. 28) показаны геометрические рисунки прорезей в виде окружностей и квадратов. Путем проре­зывания и отгибания отдельных частей можно создать полусферу и пирамиду (ил. 27). Форма пирамиды строится из взаимно перпендикулярных треугольных пластин разной величины. Создается впечатление объема и пространства внутри него. Рит­мический рисунок прорезей на горизон­тальной поверхности основания опреде­ляет ориентацию объема пирамиды во внешнем пространстве по отношению к зрителю. Организуется движение вокруг пирамиды и направление основного дви­жения внутрь нее.

Этот прием можно использовать для членения поверхностей и проникновения во внутреннее пространство объема. При этом достигаются разные впечатления от решения поверхности и степени простран­ственного раскрытия самой формы.

Иллюстрация 29

ЗАДАНИЕ 8. Членение объемной формы с помощью ритмических элементов. цель: Изучить свойства объемных форм: гео­метрический вид, величина, масса, положе­ние в пространстве.

Задачи: Проследить, как меняются свойства геометрической формы в зависимости от степени ее членения и характера используе­мых для членения элементов. требования: Выполнить макеты объемных форм из ритмических элементов по предло­женным образцам (ил. 27-29). Разработать одну из объемных форм (куб, пирамида, тетраэдр) с помощью ритмических пространственных элементов (ил. 30-33). методические указания: Элементы, как части плоскости, могут изменяться по ритмическим закономерностям и отгибаться наружу или внутрь основного объема. Отгибать элементы надо только после склеивания основного объема, чтобы не помять отгибаемые детали.

Открывается интересная возможность исследования пространственных сочетаний разных геометрических форм: куба, пира­миды, полусферы, тетраэдра.

В зависимости от количества, размеров, расположения членящих элементов получает­ся различная степень изменения первона­чальной массы основного объема. Из глухой, статической, форма может превратиться в легкую, ажурную, имеющую свое внутреннее пространство. Когда объемная форма глад­кая, поверхность ее не разработана, то внут­реннее пространство не читается. Если по­верхности членятся, прорезаются, то появля­ются пространственные проемы, начинает выявляться внутреннее пространство самой объемной формы.

Один из педагогов БАУХАУЗа, Моголь — Надь, рассматривал пространство как ре­зультат развития массивности формы. Вот некоторые этапы преобразования, которые, по его мнению, происходят с простой фор­мой по пути превращения цельного массива в пространственную форму:

Предельная массивность, целостность не- расчлененного объема;

Цельная форма, но уже пластически пре­образованная;

Форма, сохраняющая композиционную целостность построения с активным включе­нием пространства.

На этих заданиях изучаются первичные свойства объемных форм: величина, пропор­ции; геометрический вид; положение в прост­ранстве; масса как состояние, изменяющееся в пределах от наибольшей массивности до мак­симальной пространственности; светотень. Используются такие композиционные средст­ва, как нюанс, контраст, пластический ритм.

Дрю Хоппер - фотохудожник и пейзажный фотограф из Австралии. Стремясь увидеть и показать всем разнообразие культур, людей и мест он много путешествует, а также пишет статьи о фотоискусстве. В этой статье он на примерах своих работ рассказывает, как правильно выстраивать композицию на снимках.

«В двух словах - композиция описывает положение элементов на фотографии. Сильная композиция чаще всего имеет ведущие линии, которые направляют внимание зрителя к вашему персонажу или объекту. Эти линии могут быть горизонтальными, вертикальными или диагональными в зависимости от расположения персонажа.

Давайте взглянем на следующие снимки и посмотрим, как я построил изображения с использованием ведущих линий. Я отметил их стрелками, чтобы пояснить, как я видел и составлял каждый кадр.

На этом фото я хотел провести взгляд зрителя вглубь кадра, по длинному коридору, при этом чтобы взгляд молодого монаха шел в противоположном направлении, но по тем же диагональным линиям. Женщина с корзиной на голове на заднем плане, идущая вдоль галереи, тоже помогла создать направление. Обратите внимание на повторяющийся мотив, созданный колоннами, которые становятся все меньше и меньше. Это позволило создать глубину на снимке, при том что в фокусе - монах на переднем плане.

Это довольно простая композиция, где персонаж находится по центру. Я построил кадр так, чтобы рыболовная сеть создавала диагональные линии, которые ведут к рыбаку. Фото снималось на широкоугольный объектив, дисторсия помогла придать изображению глубину.

Фокус в этом кадре - на молодых монахах, но я хотел также запечатлеть свет и использовать лучи солнца как ведущие линии. Построив изображение так, чтобы монахи сидели под лучами, я смог направить взгляд зрителя на их книги. Вместе с тем линии, которые создаются стеной на левом крае, направляют внимание на самих детей.

Здесь я построил кадр так, чтобы молодой монах находился в левой трети изображения, а колонны справа придавали снимку глубину. Линии галереи направляют взгляд к монаху, а линии потолка ведут глаза зрителя вниз. Глаза самого монаха, идущего вперед, тоже опущены. Это очень простая, но сильная композиция, снятая на широкоугольный объектив.

Еще один кадр, где персонаж находится в центре. Здесь я использовал низкий угол для съемки и широкоугольный объектив для дисторсии - это позволило направить диагональные и горизонтальные линии к монаху. Плитки на полу также создают ведущие линии, направленные вглубь кадра, и делают композицию компактной.

Композиция на этом кадре необычна для моих работ - обычно я не люблю наклонные горизонты. Но в этом случае она сработала отлично. Я снимал с низкого угла, сидя в лодке. Когда рыбак поднял корзину, в воде появилось отражение, которое добавило дополнительную линию, ведущую в центр кадра. Линия горизонта, бегущая от левого нижнего угла в правый верхний, создает диагональную композицию.

Еще одна довольно простая композиция. Свет падал слева, поэтому я расположил молодого монаха в правой части кадра - так, чтобы он смотрел в противоположную направлению лучей сторону. Кроме того, свет, направленный на монаха, создал резкий контраст, который помог сделать фотографию сильнее».