Парциальная программа природа и художник копцева. Занятие «Сказочная ваза для любимой мамы»

Автор Т.А. Копцева
Цель программы: формировать у детей дошкольного возраста целостные представления о природе как живом организме.
Программа сочетает в себе формирование у детей 4-6 лет представлений о природе как живом организме и развитие их творческой деятельности. Средствами изобразительного искусства автор предлагает решать задачи экологического и эстетического воспитания детей, приобщать их к мировой художественной культуре, посредством системы творческих заданий развивать у дошкольников эмоционально-ценностное отношение к миру, а также их собственные творческие навыки и умения.

На каждом занятии изобразительного искусства решаются следующие задачи:

  • передавать и накапливать опыт эстетического (эмоционально-ценностного) отношения к миру, формировать экологическую культуру ребенка, воспитывать духовно богатую личность;
  • передавать и приумножать опыт творческой деятельности, формировать «культуру творческой личности» (самореализация личности);
  • обучать способам деятельности, формировать умения и навыки детей в изобразительных, декоративных и конструктивных видах творчества, обучать «языку изобразительного искусства»;
  • приобщать к мировой художественной культуре.
  • Для занятий по изобразительному искусству с дошкольниками актуальны все четыре задачи. Однако приоритетную роль в системе художественно-творческого развития личности имеет первая - передача и накопление опыта эстетического (эмоционально-ценностного) отношения к миру. Осуществляя эту воспитательную задачу, педагог развивает и формирует в детях:
  • умение одухотворять (очеловечивать) «живую» и «неживую» природу;
  • способность идентифицировать себя с предметами и явлениями природы, другим человеком или героем художественного произведения;
  • готовность прочувствовать боль и радость живых существ, сопереживать им, выражать свое неравнодушное отношение к редким и находящимся под угрозой исчезновения (занесенным в Красную книгу) видам растений и животных;
  • стремление заботиться о тех, кто зависит от человека, препятствовать насилию над природой, по мере сил облагораживать ее;
  • умение восхищаться красотой и многообразием природных форм, замечать в неприметном значительное, любоваться уголками родной и экзотической природы;
  • способность чувствовать характер и изменчивость природных явлений, выражать свое отношение к ним в пейзажах-настроениях (утро, день, вечер, ночь, осень, зима, весна, лето);
  • готовность эмоционально переживать образную форму произведений изобразительного искусства и т.п.

Структурно-содержательная характеристика

Программа «Природа и художник» рассчитана на четыре года (вторая младшая, средняя, старшая и подготовительная к школе группы). Система художественно-творческих заданий имеет концентрический принцип построения. Каждая новая ступень вбирает в себя основное содержание предыдущих, раскрывая его на новом уровне сложности.

  1. 1. Вторая младшая группа «Художник, природа и я».
  2. 2. Средняя группа «Художник и природа родного края».
  3. 3. Старшая группа «Художник и природа нашей страны».
  4. 4. Подготовительная к школе группа «Художник и природа пяти континентов».

Структурная особенность программы - блочно-тематическое планирование содержания занятий. Основные разделы программы группируются вокруг единой темы. Содержание каждой ступени основывается на четырех тематических блоках: «Мир природы», «Мир животных», «Мир человека», «Мир искусства» . Темы внутри каждого блока могут быть переставлены, педагог сам определяет порядок их рассмотрения.

Организация процессов созерцания, созидания и общения - три вида педагогического творчества на занятии по изобразительному искусству. Система художественно-творческих заданий рассчитана на одно занятие в неделю. Основу каждого занятия по программе составляют созерцание родной природы, любование объектами реального мира, восприятие и сравнение многообразных форм художественного их воплощения. Педагог активизирует процесс восприятия-созерцания, основываясь на сопоставлении и сравнении образов, запечатленных художниками в произведениях искусства, с реальными природными картинами. Удивление, возникающее у ребенка в процессе рассматривания знакомых ему вещей, стимулирует активность восприятия.

Программа «Природа и художник» предусматривает занятия на открытом воздухе, когда любование природой связывается в сознании детей с узнанным на занятиях, а впечатления, полученные во время прогулки, непосредственно отражаются в детском творчестве.

С детьми разных возрастных групп предлагается проводить занятия в живом уголке, а для подготовительной к школе группы организовать поездку в зоопарк, осуществить экскурсию в ботанический сад или посетить музей, посмотреть на подлинные произведения искусства, предметы быта, окаменелые ископаемые, показать слайд-фильм, состоящий из выразительных кадров.

Мир природы по программе «Природа и художник» выступает как предмет пристального наблюдения и средство эмоционально-образного воздействия на творческую деятельность воспитанников. Предлагаемая система художественно-творческих заданий направляет педагогическую работу на формирование у детей целостных представлений о природе как живом организме, что является сутью экологического и художественного воспитания.

Содержательная основа программы «Природа и художник» экологична по своей сути. Основная смысловая установка этой программы заключается в том, что экология природы и экология культуры - грани одной проблемы: сохранения в человеке человечности. Ребенок-художник, наблюдая за природой, выражает в творчестве свое видение происходящих в ней явлений. Воспитатель помогает ребенку «открыть глаза» на видимый им мир, реализуя основной методический принцип программы - одухотворение природных явлений.

Особенности организации работы специалистов ДОУ

Педагог создает на занятии ситуацию образных сравнений, при которой максимально раскрываются творческие потенции ребенка, его наблюдательность, фантазия и воображение. Педагог - главный устроитель художественно организованного занятия. Поэтому в поведении воспитателя важно все, он камертон доброжелательности, чутко реагирующий на ход учебно-воспитательного процесса.

Зебзеева В.А. Развитие элементарных естественно-научных представлений и экологической культуры детей: Обзор программ дошкольного образования. - М.: Сфера, 2009.

Программа Татьяны КОПЦЕВОЙ - не просто программа по изобразительному искусству. Это система художественного воспитания.
И эта система создана не просто умным ученым и талантливым педагогом. Она создана Художником. Человеком, который на собственном опыте знает, что значит создавать произведение искусства.
Воспитатели в своей работе - даже продвинутые - часто строят занятия по рисованию или лепке на обучении техническому приему. Нам нужен результат, и мы добиваемся его, обучая ребенка водить кистью по бумаге тем или иным способом. А чтобы повеселить детей, знакомим их с «нетрадиционными» способами рисования.
Никто не отрицает важность приемов. Никто не препятствует рисованию губкой или пальцами. Но это всего лишь - экспериментирование, прямо не связанное с искусством.
В основе искусства - выражение внутренней жизни человека. Художника от обычного человека отличает Глаз, его особым образом настроенная «оптика».
И одна из важнейших задач художественного воспитания - научить ребенка выражать свои чувства, свое видение мира, свое настроение доступными ему средствами.
Если мы всерьез относимся к подобной задаче, программа Татьяны Копцевой окажется для нас неоценимым ориентиром в работе, источником разнообразных творческих идей. Ну, и приемов - как педагогических, так и собственно художественных.

Марина Аромштам

Природа и художник

Продолжение. Начало см. в № /2009

ХУДОЖНИК И ПРИРОДА НАШЕЙ СТРАНЫ

Занятия для детей старшего дошкольного возраста

Тема первая: Царство волшебницы-Флоры

Вводное занятие. «Природа - волшебница, художник - зритель»

Содержание. Понаблюдайте за состоянием природы в разное время года. Обратите внимание на то, как меняется один и тот же пейзаж зимой, весной, летом и осенью. Волшебница-Природа, словно Художница, рисует картины природы, и для каждого времени года у нее свои краски. Помогают ей в этом волшебницы - Флора и Фауна. Флора - царица растительного мира (деревьев, трав, цветов и т.п.). Фауна - царица животного мира (птиц, насекомых, рыб, диких и домашних животных и т.п.). Занятие пройдет в более эмоциональной форме, если педагог будет использовать в диалоге с детьми куклы Флору и Фауну.

На доске или специальном мольберте прикрепите два листа и задайте детям вопросы: «Как выглядят две волшебницы? Как нужно их изобразить, чтобы зритель догадался, что одна из них Флора, а другая Фауна?». Выслушав детские высказывания, начните выполнять портрет (например, изобразите нос, или овал лица, или только глаза, таким образом вы зададите масштаб изображения), затем предложите детям продолжить рисунки (дети по очереди подходят к рисункам и дополняют их все новыми и новыми деталями: один изобразит брови, другой - губы, третий - корону и т.п.).

Задание. Рисунок на свободную тему (диагностика творческого развития детей).

Выполнение коллективной композиции «Портрет Флоры и Фауны».

Материалы. Для рисунка на свободную тему нужны бумага (1/2 альбомного листа), простой карандаш (фломастер или цветные карандаши), для коллективной композиции - маркер или фломастеры.

Занятие «Образы неба. Светлые и темные краски»

Содержание. Полюбуйтесь с ребятами небесными переливами. Покажите выразительные по цвету произведения художников и фоторепродукции неба в солнечную и пасмурную погоду (В.?Ван Гог, Н.Рерих, И.Левитан, А.Рылов и др.). Рассмотрите с ребятами небо за окном. Проанализируйте детские работы за прошлые годы или наглядные пособия, выполненные педагогом, - акварельные цветовые подмалевки в технике «по-сырому» и гуашевые, созданные на их основе смешения красок с белилами, черной и серой красками. Дайте представление о светлых и темных оттенках цвета. Показывая приемы смешения красок с белилами, обратите внимание на высветление цвета краски (синяя - светло-синяя, красная - светло-красная и т.п.). Показывая приемы смешения красок с серой, обратите внимание на замутнение и утемнение цветов (синяя - серо-синяя, желтая - серо-зеленая и т.п.). Соотнесите чистоту краски и ее замутнение с тем или иным эмоциональным состоянием: темно-синяя - грусть, светло-красная - нежность, светло-голубая - тишина, покой, красно-оранжевая - веселье и т.п.

Задание. Изображение двух разнохарактерных красочных цветовых подмалевков «Небесные переливы»: в технике «по-сырому» (радость - грусть, светло - темно, тревожно - спокойно и т.п.) и в технике пастозной гуашевой кладки на основе смешения с белилами или серой (светло - темно - сумеречно).

Материалы. Бумага, гуашь (смешение с белой и серой) и акварель в технике «по-сырому», кисти.

Занятие «Разноцветные горы»

Содержание. Обратите внимание детей на особенность нашей большой страны, которая протянулась на многие километры с севера на юг и с востока на запад. Покажите репродукции пейзажей художников с Уральскими или Кавказскими горами (Н.Рерих и др.), выразительные фоторепродукции с изображением разнообразных профилей гор на закате или в ночное время, освещенных лунным светом или сверкающих на солнце заснеженных вершин, и т.п. Покажите приемы работы цветными фломастерами при изображении гор. Чтобы цветной рисунок не был пестрым, контур гор выполняют черным (серым, синим или коричневым) фломастером, а затем раскрашивают.

Задание. Изображение гор высоких и низких, покрытых снежными шапками и поросших деревьями, и т.п.

Материалы. Бумага, цветные фломастеры или другие материалы.

Занятие «Семья деревьев»

Обратите внимание на изображение веток. Сравните образ дерева с образом человека: макушка дерева - голова, ствол - туловище, ветки - руки, корни - ноги и т.п. Рост дерева - с его возрастом (высокое - взрослое, маленькое - юное). Попросите детей пластикой собственного тела обыграть образ дерева с низко опущенными ветками-руками; дерева, наклонившего голову к своему ребенку - маленькому деревцу, и т.п.

Семенова Даша, 5 лет. Москва, ДОУ № 1632, «Семья деревьев», уголь, пед. Агафонова Н.А.

Задание. Изображение больших и маленьких лиственных или хвойных деревьев (дерево-дедушка, дерево-папа, дерево-мама, дерево-дочка, дерево-сынок и т.п.). «Деревья смотрят на тропинку», «Дружная семья деревьев» и т.п.

Материалы. Бумага (в качестве фона можно использовать рисунки занятия 2), уголь (мел).

Занятие «Цветик-многоцветик. Шестицветик»

Покажите детям наглядное пособие «Основные и дополнительные цвета». Обратите внимание на три основных цвета - красный, желтый и синий.

Расскажите сказку о том, как Художник попал в волшебный сад и нашел там среди красных, синих и желтых цветов цветик-многоцветик, у которого было шесть лепестков - красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый. Волшебный цветок мог исполнить любое его желание. Первое, что решил сделать Художник, - это нарисовать увиденный чудесный цветок. Покажите приемы работы с гуашевыми красками и кистью, изображая на листе бумаги цветок сначала с тремя разноцветными лепестками - красным, желтым, синим, а затем между красным и желтым - оранжевый, между синим и желтым - зеленый, между красным и синим - фиолетовый.

Задание. Изображение цветка с шестью лепестками.

Материалы.

Примечание. Возможно выполнение этого задания в технике обрывной аппликации.

Занятие «Комнатные растения»

Задание. Изображение комнатного цветка (по поводу натуры).

Материалы. Бумага, уголь или фломастеры.

Занятие «Унылая пора, очей очарованье»

Рассмотрите с детьми наборы цветной бумаги, вспомните основные и дополнительные цвета, обратите внимание на сложные неоднозначные оттенки, покажите багряный, золотой, пурпурный и т.п.

Продемонстрируйте приемы работы с цветной бумагой в технике обрывной аппликации: крона дерева получается в результате обрывания уголков квадратного и прямоугольного листа бумаги; ствол - в результате разрывания прямоугольной ленты на полоски-бруски. Здесь следует отметить, что ребенка нужно сначала потренировать в разрывании бумаги, дать возможность сделать несколько попыток. Крона дерева - фигура в виде овала - создается из цветного листа. Из черной или коричневой бумаги обрывается ножка - часть ствола, которая видна из-под листвы. Ножка приклеивается к шапке. Педагог монтирует все деревья в коллективную композицию: из темной бумаги вырывает неровный край профиля земли и расставляет на них деревья.

По мере необходимости попросите детей изготовить для общего панно в технике обрывной аппликации облака или капли дождя.

Задание. Изготовление лиственного дерева в технике обрывной аппликации с последующим оформлением всех деревьев в коллективную композицию «В багрец и золото одетые леса...», «Унылая пора, очей очарованье...». Работу можно выполнять индивидуально или в группе (2–3 человека).

Материалы. Бумага цветная, клей.

Занятие «Образы ночи. Звездная ночь»

Содержание. Занятие можно организовать как путешествие в ночь. Покажите репродукции с изображением ночных пейзажей, зеленых полян, освещенных лунным светом. Используя музыкальные или поэтические образы, создайте атмосферу, способствующую внимательному разглядыванию демонстрируемых фоторепродукций, пейзажей И.Левитана «Березовая аллея ночью», «Березовая аллея днем», произведений А.Куинджи «Березовая роща», «Ночь над Днепром», работ В.?Ван Гога и др.

Проанализируйте наглядные пособия «Смешение цветов с черной краской», «Смешение цветов с серой краской». Покажите приемы смешения красок. Обратите внимание на то, что в результате смешения желтой краски с черной получается темно-зеленый цвет, с серым - серо-зеленый. Вспомните, какие оттенки цвета получатся при смешении желтой и синей красок.

Задание. Изображение ночного пейзажа. Небо получается в результате смешения синей с черной или с серой краской, земля - в результате смешения черной с желтой, желтая луна украшает небо, звезды получаются в результате набрызга желтой краски.

Материалы. Бумага, гуашь, кисти.

Занятие «Овраги и ручьи»

Содержание. Рассмотрите репродукции пейзажей, на которых четко виден передний план - неровный профиль земли. Расскажите историю о Художнике, который думал, что землю нужно изображать в виде прямой ровной линии. Он был убежден в этом до тех тор, пока не свалился в яму. Глядя из ямы на небо, он увидел неровный кочкообразный профиль земли, и с тех пор Художник рисует землю неровной.

Задание. Изображение неровного (в ухабах да ямках) профиля земли (из цветной бумаги методом обрывной аппликации).

Для изготовления профиля земли можно использовать рисунок с занятия. Неровный профиль приклеивается на цветной лист бумаги или на рисунок из занятия 2 «Образы неба». На получившемся фоне углем изображаются деревья.

Материалы. Цветная бумага, ножницы, клей и уголь.

Занятие «Натюрморт “Изобилие”»

Рассматривая фрукты и овощи, расскажите сказочную историю о том, как в одной волшебной стране жили три друга - Яблоко, Абрикос и Банан (главными героями могут быть другие фрукты и ягоды, например, Персик, Виноград, Груша и т.п.). Но однажды между ними произошла ссора из-за того, что каждый решил, что он самый красивый и самый сладкий. «Я самое красивое», - сказало Яблоко и отошло от друзей. «Нет, я самый красивый», - сказал Абрикос и тоже отошел в сторону. «Нет, я самый сладкий и нарядный!» - закричал Банан, но его уже никто не слышал, потому что друзья разбежались в разные стороны. Но вот пришел к ним солнечный Апельсин и сказал, что они все по-своему красивы и вкусны. Апельсин помирил друзей.

Попросите детей нарисовать любой фрагмент этой сказки (два вместе, один в стороне; три вместе, один в стороне и т.п.).

Изобразите на доске три композиции с различным расположением фруктов: два вместе, один вдалеке; все вместе; все порознь. Педагог спрашивает детей: «Как зритель может догадаться, что Яблоко, Абрикос и Банан дружат между собой или поссорились?»

Задание. Изображение композиции из фруктов, лежащих на столе или на подносе (натюрморты «Ждем в гости», «Изобилие», «Веселые плоды» и т.п.).

Материалы. Бумага, пастель и восковые мелки или другие материалы.

Занятие «Осенний урожай. Изобилие»

Задание. Изображение корзинки с грибами.

Материалы. Бумага, восковые мелки, акварель или другие материалы.

Обобщающее занятие. « Портрет волшебницы-Флоры - царицы мира растений, деревьев и цветов»

Покажите, а лучше напомните детям этапы изображения человеческого лица. Занятие пройдет более эмоционально, если педагог наденет на голову венок из искусственных или живых цветов, листьев, колосьев, веток рябины и т.п. и сыграет роль волшебницы-Флоры или использует на занятии куклу Флору.

Задание. Изображение Флоры - женского портрета с венком на голове или в короне, украшенной солнышком, цветами и листочками, с бусами-ягодками, с серьгами-цветочками и т.п. в окружении цветов, деревьев или на фоне радуги и т.п.

Материалы. Бумага, пастель или цветные фломастеры.

Обобщающее занятие. Любование картинами природы. «Природа - Художница - Волшебница»

Задание. Изготовление композиции из природных форм: аппликация из осенних листьев «Цветы и листья в вазе», «Букет из осенних листьев» и т.п. На лист цветной бумаги наклеивают или просто раскладывают засушенные цветы и листья в виде букета. Возможно коллективное выполнение работы: один ребенок складывает вазу, другой - букет. Для букета цветов можно использовать не только разнообразные по форме засушенные листья и цветы, но и семена (тыквы, подсолнуха, клена и др.).

ХУДОЖНИК И ПРИРОДА ПЯТИ КОНТИНЕНТОВ

Занятия для детей предшкольного возраста

Тема: Мир природы

Вводное занятие. Рисунок на свободную тему

Содержание. Это занятие является вводным в проблематику первого тематического блока. После выполнения рисунка на свободную тему вспомните с детьми наиболее интересные занятия предыдущего года, спросите у них, что они любят рисовать больше всего? Показывая детские рисунки предыдущих лет, попросите детей выполнить на небольшом листе (1/4 альбомного листа) свой автопортрет «Я - художник». Обратите внимание на фон - окружение: все в рисунке должно говорить о том, что изображенный человек любит рисовать (картины на стене, карандаши на столе, кисточка в руках и т.п.).

Задание. Рисунок на свободную тему (диагностика творческого развития детей, 5–10 минут). Изображение портрета художника (автопортрета) « Я - художник». Возможно оформление индивидуальных работ в коллективную композицию «Наша группа», «Мы - художники».

Материалы. Для рисунка на свободную тему - бумага (1/2 альбомного листа), фломастеры, для автопортрета - бумага (1/4 альбомного листа), черный или коричневый фломастер, для коллективной композиции - ватманский лист.

Боркина Ксюша, 6 лет, Москва, ДОУ № 1439, «Я с подругой рисую», черная гелевая ручка, пед. Агафонова Н.А.

Занятие «Небесные переливы»

Содержание. Рассмотрите репродукции небес, обратите внимание на то, как меняются краски неба в зависимости от времени суток (Н.Рерих, К.Юон, К.Моне и др.). Показывая утренние, полуденные и вечерние картины природы, спросите детей, какому времени суток они соответствуют? Обратите внимание на то, что в зависимости от красок природы (туман, закат солнца, непогода, солнечный день и т.п.) меняется и наше настроение.

Вместе с детьми вспомните приемы работы в технике «по-сырому», покажите этапы работы: влажной губкой или кистью смочите лист бумаги, не дожидаясь, когда он высохнет, нанесите одну краску за другой, вливая один цвет в другой. Можно поднять лист или наклонить его так, чтобы краски текли по листу и оставляли цветовые переливы.

Задание. На всей поверхности листа изображение «цветового подмалевка» с ярко выраженным настроением (волнение, грусть, печаль, возмущение, восторг и т.п.). Выполнение одного или двух разнохарактерных цветовых подмалевок: «Небо на закате», «Утреннее, сонное, туманное небо», «Бой облаков».

Материалы. Бумага, акварель («по-сырому») или гуашь, кисти.

Занятие «Ковер из осенних листьев»

Содержание. Покажите осенние картины природы (И.Левитан, И.Грабарь, владимирские пейзажисты и др.), фоторепродукции ранней, золотой и поздней осени. Обратите внимание на то, как меняются краски земли за три осенних месяца: от насыщенных желто-красных, золотых до блекло-коричневых. Вспомните смешение основных цветов (красного, синего, желтого) с целью получения дополнительных (зеленого, оранжевого, фиолетового). Анализируя наглядные пособия «Смешение цветов с черной и серой», спросите детей, что будет с желтой краской, если ее смешать с черной, с серой (она превратится в зеленую); оранжевая, смешиваясь с черной, становится коричневой. Покажите приемы смешения этих красок.

Занятие пройдет более живо, если принести букеты осенних листьев и рассмотреть окраску как ярких листьев, так и сухих, имеющих темные, блеклые оттенки. Попросите детей найти на листьях полученные в результате смешения красок оттенки.

Задание. Изображение одного или двух цветовых подмалевок - ковров из осенних листьев. Ковер «Золотая осень» получится на основе смешения красной и желтой красок, желтой и синей, ковер «Унылая пора» - в результате смешения основных цветов с черной и серой красками. Смешение красок производится на всей поверхности листа, кисточка оставляет след - мазок - листочек.

Материалы. Бумага цветная, гуашь, кисти.

Занятие «Деревья, согнувшиеся от ветра»

Содержание. Рассмотрите репродукции деревьев, которые пережили ураган или наводнение, удар молнии или лесной пожар, чей внешний облик вызывает сострадание (сломана ветка или верхушка дерева, дерево сильно наклонилось или обгорело и т.п.). Творческую деятельность детей можно нацелить на иллюстрацию стихотворения Н.Заболоцкого «Одинокий дуб» (история о мертвом дереве) или стихотворения А.Барто «Старый великан» (история о том, как старый дуб-великан, «спасая своими ветками партизан, ранен был когда-то» (см.: Про все на свете: Сборник стихов и загадок. М., 1996).

Можно вспомнить проявление стихии в разных странах мира (период ливневых дождей в Китае, Индии, Бразилии и др.; сильные ветры (смерчи), которые проносятся над побережьями Америки, и др.), рассмотреть фоторепродукции, отражающие эти события.

Задание. Изображение пейзажей «Пальма согнулась от ветра», «Мертвое дерево - дуб опустил свои ветки-руки», «Береза накренилась под дождевыми потоками», «Деревья на горке и в низине склоняются от сильного урагана», «Ива плачет вместе с ливнем», «Дерево в утреннем тумане», «Сонное дерево» и т.п.

Для изображения дерева можно подготовить фон, используя рисунки занятий 2 и 3. Из рисунка «Образы земли» (занятие 3) в технике обрывной (или разрезной) аппликации вырезают тот или иной профиль земли и наклеивают на рисунок «Небесные переливы» (занятие 2) и лишь затем гуашевыми красками выполняют контур деревьев.

Материалы. Бумага, гуашь, возможны графические материалы (уголь, мел, сангина или соусы) (в качестве фона можно использовать работы занятий «Небесные переливы» и «Ковер из осенних листьев»). Темы «Дерево в утреннем тумане», «Сонное дерево» и т.п. можно выполнить акварелью в технике «по-сырому».

Занятие «Деревья-долгожители. Баобаб, дуб»

Содержание. Занятие можно организовать как путешествие в Африку или на другие континенты, где растут необычные деревья - кипарисы, пальмы, лианы, пробковые деревья, баобабы и др. Расскажите любопытные факты о необычных деревьях, например, ствол баобаба в окружности бывает до 25–40 метров, живет это дерево 5 тысяч лет, его плоды съедобны. Из волокон коры жители африканских саванн изготовляют веревки и грубые ткани.

Дайте представление об искусстве силуэта. Проанализируйте произведения художников, работающих в этой технике (Ф.Толстой, Е.Кругликова, Г.Нарбут и др.). Покажите приемы работы с цветной бумагой и ножницами: на черном или коричневом листе простым карандашом рисуют контур того или иного экзотического дерева (пальма, кипарис, баобаб и т.п.) и профиль земли, на которой он растет. Затем изображение вырезают и наклеивают на рисунок занятия «Небесные переливы» (можно наклеить силуэт дерева на лист белой или цветной бумаги).

Задание. Нарисовать и вырезать силуэт дерева и наклеить его на цветной фон, в зависимости от которого придумать рисунку название («Дерево на закате», «Сильное дерево», «Дерево в плохую погоду», «Дерево разговаривает с солнышком» и т.п.).

Материалы. Бумага цветная, клей (в качестве фона можно использовать рисунки предыдущих занятий).

Занятие «Лестница в небо. Радуга»

Покажите репродукции пейзажей с изображением радуги, проанализируйте наглядное пособие «Основные и дополнительные цвета». Прочитайте детям стихотворения-загадки про радугу (А.Алимбаев, пер. с казахского И.Мазнин «Пестрый, как павлиний хвост, / Встал над нашей речкой мост. / Всем хорош, / Красив, / Высок / И от дома недалек. / Жаль одно - / Пройти, друзья, / По нему / никак / нельзя» или Н.Красильников «Из-за облачных высот / Глядя на долину, / Вышел семицветный кот, / Мягко выгнул спину»). Изображая радугу, напомните детям приемы смешения красок. Вспомните известную считалку «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан», первые буквы которой определяют порядок расположения цветов в радуге: «к» - красный, «о» - оранжевый, «ж» - желтый, «з» - зеленый, «г» - голубой, «с» - синий, «ф» - фиолетовый. Это задание лучше всего выполнить акварельными красками в технике «по-сырому». Важно, чтобы каждый ребенок не стереотипно, а по-своему изобразил радугу-дугу (коромысло выглядывает из-за угла листа, или видна лишь половина дуги, или радуга-мост разместилась на всем листе и т.п.).

Возможно выполнение радуги тремя гуашевыми красками - красной, синей, желтой, тогда в радуге будет только шесть цветов, а голубой цвет - это цвет небес, окружающих радугу.

Задание. Изображение радуги-дуги («Цветы любуются радугой»; «Дерево любуется радугой» и т.п.).

Материалы. Бумага, гуашь (красная, синяя, желтая), кисти (в качестве фона можно использовать рисунки занятия 2).

Примечание. Рисунок можно выполнить акварелью в технике «по-сырому», или пастелью, или в смешанной технике: восковыми мелками изображают радугу, а акварелью в технике «по-сырому» - небо.

Возможно изображение композиции с радугой любым художественным материалом.

Занятие «Букет цветов. Натюрморт в теплой или холодной гамме»

Рассмотрите с детьми репродукции произведений художников: И.Грабарь «Хризантемы», В.?Ван Гог «Подсолнухи», А.Головин «Флоксы», А.Дейнека «Гладиолусы с рябиной», М.Сарьян «Цветы» и др. Обратите внимание на то, что ограничение цветовой палитры, например использование в работе только теплых оттенков или только холодных (колорит), помогает художнику выразить свое душевное состояние (состояние покоя - краски разбеленные, нежные; состояние веселья - краски контрастные: светлые и темные, теплые и холодные и т.п.).

Колорит - система цветовых сочетаний в произведениях изобразительного искусства, одно из важнейших средств эмоциональной выразительности - может быть теплым (преимущественно оранжевые, желтые и красные тона) и холодным (преимущественно синие, зеленые, фиолетовые тона), спокойным и напряженным, ярким и блеклым, основанным на локальных (декоративных) цветах и на использовании тональных отношений и т.п.

Обратите внимание на то, как каждый художник по-своему передает свое отношение к цветам, изображая натюрморт в присущей ему манере. Попросите детей угадать творческий почерк того или иного художника, глядя на его картину. Например, продемонстрировав еще раз вышеперечисленные натюрморты, покажите «Ирисы» Ван Гога, но не называйте автора. Попросите детей определить, какой художник написал этот натюрморт.

Напомните детям приемы работы гуашевыми красками методом мозаичной живописи. Проанализируйте наглядные пособия «Живописная фактура» и «Теплые и холодные цвета».

Попросите детей дать определение натюрморту, обобщив сказанное, дайте свое определение этому слову (натюрморт - жанр изобразительного искусства, посвященный изображению неодушевленных предметов: утварь, плоды, букеты цветов, атрибуты какой-либо деятельности и т.д.). Попросите ребят придумать название к своему будущему натюрморту. Заострите их внимание на выборе теплой или холодной гаммы цветов в зависимости от замысла, на возможности выполнения работы двумя красками (например, синей и белой; зеленой и серой; коричневой и белой и т.п.) или тремя (красной, желтой и белой; синей, желтой и серой и т.п.).

После того как дети нарисуют цветы, вместе с ними проанализируйте, соответствует ли их первоначальное название рисунка (замысел) конечному результату. Анализируя рисунки дошкольников, дайте им образные названия («Радостные цветы», «Нежные тюльпаны», «Гордые гладиолусы», «Веселые цветы», «Красочный букет» и т.п.).

Задание. Изображение букета цветов гуашью теплых или холодных оттенков с натуры или по поводу натуры, или по представлению с ярко выраженной эмоциональностью.

Материалы. Бумага цветная, гуашь (помимо основных цветов, важно, чтобы в арсенале ребенка была серая краска, педагог должен подготовить ее заранее).

Примечание. Можно на одном занятии выполнить букет цветов в теплой гамме, а на другом - в холодной.

Занятие «Букет цветов»

Занятие можно организовать как путешествие на Дальний Восток в Страну восходящего солнца - Японию. Осенью японцы отмечают Праздник хризантем. Хризантема у японцев символизирует радость. Поэтому получить в подарок букет цветов - это значит получить пожелание хорошего настроения.

Древнейшее японское искусство расстановки цветов в вазах называется икебана («жизнь цветов»). В композиции икебана присутствуют, как правило, три обязательных элемента, обозначающих три начала: Небо, Землю и Человека. Они могут воплощаться цветком, веткой и травой. По традиции в икебане обязательно воспроизводится время года, а сочетание растений образует общеизвестные в Японии символические благопожелания: сосна и роза - долголетие; пион и бамбук - процветание мира; хризантема и орхидея - радость; магнолия - духовная чистота и др. Внимательно рассматривая с детьми живые цветы или их репродукции, обратите внимание на конструкцию головки цветка, на то, как из ее серединки расходятся лепестки, словно солнечные лучики. Прочитайте стихи про цветы (например, В.Рождественского «Астра», Е.Серова «Ромашки» и др.). Покажите приемы работы ножницами при вырезании методом снежинки плавных контуров лепестков (астра, ромашка) и зубчатых (гвоздика, василек). Продемонстрируйте метод получения симметричного изображения на примере вырезания вазы: лист сложите пополам, на нем простым карандашом изобразите контур вазы, а затем по контуру вырежьте.

Проанализируйте с детьми наглядное пособие «Теплые и холодные цвета».

Зайцева Саша, 6 лет, Москва, ДОУ № 1439, «Распустилась заячья капустка», пастель, пед. Агафонова Н.А.

Задание. Изготовление разных по форме цветов (складывание листа и вырезание лепестков методом снежинки). Возможно оформление цветов в коллективную композицию «Цветы в вазе, в корзине», «Гирлянда из цветов» и т.п. По аналогии с японским искусством составления цветов - икебана - подбор цвета соответствует тому или иному времени года (букеты цветов под названиями «Теплая осень», «Цирк», «Праздник» и др. выполняют в теплом колорите, букет «Утро», «Снежная королева» и др. - в холодном.

Материалы. Цветная бумага, ножницы, клей.

Примечание. Возможно выполнение этой работы в смешанной технике: восковые мелки + акварель, тогда рисунок на тему «Букет цветов» выполняют с натуры (по поводу натуры) индивидуально.

Занятие «Экзотические растения. Кактус, алоэ»

Принесите на занятие несколько видов кактусов или рассмотрите с детьми их репродукции. Обратите внимание на форму этого растения, на расположение колючек, на то, как разместился американский гость в горшочке (толстячок - как царь; тоненький и длинный - как солдат; с множеством отростков - как мама с деточками и т.п.).

Задание. Изображение с натуры (по поводу натуры) кактуса в горшочке. Придумывание рисунку название («Кактус надулся, сердится», «Толстячок-добрячок», «Кактус-ежик», «Кактус печалится, нагнулся» и т.п.).

Материалы. Бумага, любые графические или живописные материалы: фломастеры или маркеры, уголь, сангина или соусы, гуашь или акварель. Возможно выполнение работы на бархатном листе или на цветной бумаге школьными цветными мелками (пастелью).

Примечание. Можно тему «Колючие растения» дать силуэтом, создавая образ по поводу натуры.

Занятие «Вода - зеркало природы. Отражение»

Покажите прием получения зеркального отражения в технике монотипии. Согните альбомный лист пополам (по большой или маленькой стороне). На одной из сторон гуашевыми красками нарисуйте уголок природы (елку на горе, березы на закате и т.п., при этом важно, чтобы обязательно была изображена земля), затем смочите вторую половину листа разбавленной голубой краской (или просто водой), после чего сложите лист по линии сгиба и прижмите рукой так, чтобы рисунок отпечатался на смоченной половине листа. Затем разомкните половинки и посмотрите на получившийся оттиск; если зеркальный отпечаток получился нечетко, можно гуашью подправить изображение.

Задание. Изображение отражения в воде деревьев, трав, цветов и т.п. Можно, используя метод монотипии, сделать зеркальный отпечаток того или иного пейзажа.

Материалы. Бумага, гуашь (акварель).

Примечание. Возможно выполнение этого задания любыми живописными или графическими материалами.

Осипов Владик, 6 лет, Москва, ДОУ № 1439, «Солнышко любуется отражением дома», гелевая ручка, пед. Агафонова Н.А.

Занятие «Ваза с плодами»

Многие фрукты и овощи приехали к нам из разных стран мира, с других континентов: бананы и кокосы - из Африки, кофе - из Америки, виноград, лимоны, мандарины и апельсины, груши - из европейских государств (Болгарии, Греции или южных областей России и т.д.). Разложите фрукты (или их муляжи) на подносе или в красивой вазе. Рассмотрите внимательно их форму и цвет, дайте детям возможность потрогать их руками, съесть дольку яблока или ягодку винограда и др.

Рассматривая натюрморты, выполненные разными художниками (И.Хруцкий, Я.Иордане, И.Машков и др.), обратите внимание на то, что художникам удается передать идею изобилия и богатства природы за счет изображения большого количества плодов и фруктов на небольшом пространстве.

Это задание можно выполнить с использованием различных художественных материалов: в технике аппликации, лепки (по мотивам изразцов), красками и др.

Перед практической работой покажите приемы работы тем или иным материалом.

Если практическую работу дети будут выполнять из цветного пластилина, то покажите и проанализируйте репродукции русских изразцов с изображением чаши (вазы) с плодами. Покажите приемы украшения квадратного (круглого, прямоугольного) картона, обратите внимание на украшение каймы изразца.

Задание. Лепка рельефа по мотивам русских изразцов «Ваза с плодами», «Изобилие» и другие материалы.

Материалы. Пластилин (глина), картон или др.

Примечание. Возможно изображение натюрморта гуашью или пастелью с натуры, по поводу натуры, по представлению («Ветка рябины в вазе (туесе)», «Овощи на столе» и т.п.) или выполнение этого задания в технике аппликации («Ваза с фруктами») коллективно или индивидуально.

Занятие «Каравай хлеба»

Содержание. Принесите на занятие различные хлебные продукты (каравай, булочку, батон, бублики, калачи, сушки и т.п.), попробуйте их вместе с детьми. Вспомните, из чего пекут хлеб. Рассмотрите и проанализируйте с дошкольниками репродукции картин художников, на которых изображены колоски пшеницы или ржи или хлебные продукты (А.Пластов «Жатва», «Ужин тракториста»; В.Стожаров «Московская сдоба»; И.Машков «Московская снедь. Хлеба» и др.). Положите каравай хлеба на рушник (расшитое полотенце с красиво украшенными краями), как это делали в старину. Поставьте на каравай солонку с солью. Расскажите детям о том, что так оформляли каравай, когда встречали дорогих гостей (или жениха и невесту).

Хлеб по старому обычаю означает милость и гостеприимство хозяев, соль - символ любви, рушник - символ чистоты.

Покажите приемы изображения каравая методом аппликации. Для этого возьмите прямоугольный коричневый лист, сложите его пополам, отрежьте угол, скругляя его ножницами. Если, развернув лист, вы увидите, что края каравая вырезаны грубо, попытайтесь снова сделать скругление. Затем из маленького бумажного квадратика сделайте солонку.

Из белого листа бумаги нужно вырезать кружевную бахрому для рушника (в старину кружева плели отдельно, а затем пришивали к основному полотну). Для этого возьмите бумажную полоску, сложите ее в гармошку и срежьте один из углов, затем украсьте ребра жесткости, вырезая треугольные и округлые дырочки разных размеров. Разверните гармошку и приклейте к белому листу.

Когда все элементы композиции готовы, можно их составить вместе: на цветной лист бумаги приклеивают сначала полотенце, затем на него - каравай, на каравай - солонку.

Задание. Выполнение в технике аппликации каравая (декоративная композиция «Русское гостеприимство» и др.).

Материалы. Цветная бумага, ножницы, клей или другие материалы.

Примечание. Возможно изображение с натуры или по поводу натуры колосков различных злаков («Овес и капелька росы», «Бабочка любуется колоском» и т.п.).

Занятие «Чудо-дерево, чудо-цветок»

Содержание. Прочитайте детям стихотворение К.Чуковского «Чудо-дерево», рассмотрите иллюстрации разных художников к этому произведению, попросите детей представить образ своего чудо-дерева, чтобы на нем росли вещи, о которых автор в своем стихотворении не упоминает (например, телевизоры, детские игрушки, велосипеды, зонтики и т.п.). Чтобы ответы были более разнообразными, попросите детей рассмотреть окружающие их предметы и выбрать понравившиеся (например, настольную лампу, вазу с цветами, картину в раме, ножницы, книги, стол, стул, сумочку, часы и т.п.).

Это занятие можно построить на рассматривании предметов декоративно-прикладного значения (народных промыслов). Обратите внимание детей на разнообразие художественных форм (Городец, Гжель, Хохлома, Жостово, Полхов-Майдан и др.). Сравните образный строй каждого стиля, их цветовые предпочтения, сравните образ реального цветка со стилизованным, декоративным, попросите детей сочинить свой чудо-цветок, используя понравившиеся мотивы.

Задание. Изображение фантастического образа чудо-цветка или чудо-дерева, например, дерева, на котором растут игрушки, конфеты и т.п.

Возможно выполнение сказочного цветка по мотивам росписей народных промыслов (Хохлома, Гжель, Городец, Семено, Полхов-Майдан, Жостово и т.п.).

Материалы. По выбору педагога.

Занятие «Портрет волшебницы-Природы в осенних нарядах»

Задание. Изображение портрета волшебницы-Природы в осенних нарядах (волосы - колоски или стебли цветов, глаза - листочки, бусы - ягодки, серьги - грозди винограда, на голове венок из различных трав и цветов, платье украшено сочными плодами и т.п.).

Материалы. По выбору педагога.

Обобщающее занятие на свежем воздухе

Игра «Отгадай-ка»: дети размышляют над вопросом: «О чем думает дерево (травинка, небо, камень, скамейка и т.п.)?». Игра «Что чем?»: дети отвечают на вопрос: «Каким художественным материалом (углем, гуашью, акварелью, пастелью, цветной бумагой, пластилином и т.п.) художник изобразил бы небо (листочки, кору дерева, асфальтную дорожку и т.п.)?». Сбор природных материалов (шишек, веток, перьев, желудей и т.п.). Игра «Что на что похоже?»: дети, рассматривая найденные предметы, отвечают на вопрос: «На что (на кого) похож сучок (камень, шишка, облако и т.п.)?».

Задание. Выполнение набросков с натуры (по поводу натуры) трав, веточек, деревьев и т.п.

Материалы. Блокнот, простой карандаш, уголь.

«Художники 16 века» - Эразм Роттердамский 1523, Музей искусств, Базель. Мадонна канцлера Ролена 1435, Музей Лувр, Париж. Адам и Ева 1507, Прадо, Мадрид. Глава демократического направления в нидерландском искусстве XVI века. Мадонна каноника ван дер Пале 1436, Художественная галерея, Брюгге. Мадонна с грушей 1512, Музей истории искусств, Вена.

«Шевченко художник» - Конкурс кмітливих. А коли випадала вільна часина – читав і малював. 1. Конкурс кмітливих 2. Народні прислів"я... 3. Вікторина “Чи знаєш ти поезію Шевченка?”. Тяжко жити сиротою в наймах! Куди вийшли погуляти батько й мати? Продовжити поетичні рядки Садок вишневий коло хати… Яке дерево пишається над водою?

«Художники XX века» - Три фигуры. Голубой и период: . Нищий старик с мальчиком. Призрачная корова. Симбиоз женщины и животного. Семейство комедиантов. Творчество Сальвадора Дали до сих пор вызывает споры. Жизнь 1903 г. Арлекин. акробат и молодой Арлекин. Танец II. Мать моя. «Портрет Фернанда Оливье», 1909. Семейный портрет.

«Профессия художник» - Риски профессий: Рабочий день художника часто ассоциируется с максимальной свободой. Стресс финансового крах непонимание окружающих. Где работать: Также есть перспектива открыть собственный художественный салон, студию. Личные качества и способности. Спрос на рынке труда: График работы: Медицинские противопоказания:

«Великие художники» - Весёлый единорог 1977г. Винсент Ван Гог. Сальвадор Дали. Нищета, алкоголизм и приступы душевной болезни привели Винсента к самоубийству. Рембрандт Харменс ван Рейн. При жизни была продана лишь одна картина ван Гога. Пикассо Пабло (Picasso, Pablo) (1881-1973 гг.), французский художник, испанец по происхождению.

«Британские художники» - Lely becomes a master of the Guild of Saint Luke in Haarlem in 1637. Flaxman pictures are open profound meanings to us but not every person can saw it. Peter Lely studied painting in Haarlem. Most famous non-portrait work Lely is probably Nymphs by a fountain in Dulwich Picture Gallery. The designs for the Iliad and Odyssey were commissioned by Mrs.

Тема третья: МИР ЧЕЛОВЕКА

Занятия для детей младшего дошкольного возраста

Занятие «Я - веселый, улыбчивый человек»

Содержание. Рассмотрите с малышами детские портреты, выполненные разными художниками (А.Дюрер, А.Матисс, В.Серов, М.Сарьян или др.). Поиграйте с ними в игру «Рассмотри себя в зеркале». Попросите детей, глядя в зеркало, улыбнуться, нахмуриться, посмотреть вверх, вправо, влево и т.п.
Покажите приемы изображения головы человека. Создайте вместе с детьми коллективную работу «Портрет смеющегося человечка». Начните рисунок головы, например, с овала, с глаз или носа, попросите ребят завершить образ (желающие подходят к доске и завершают рисунок).
Обратите внимание на конструкцию человеческого лица: глаз, бровей, волос, носа, рта. Спросите детей: «Как изобразить на лице радость или грусть?»

Задание. Изображение портрета человека с улыбкой на лице на фоне солнышка, облаков и т.п. (Возможно изображение одной головы и шеи, так как туловища в зеркало не видно.)

Материалы.

Примечание. Детские рисунки этого и других занятий могут быть несовершенными, некоторые дети еще не в состоянии выйти из периода «каракулей». Педагог должен уважительно относиться к результатам их «каракульного творчества» или схематического изображения человека, поощрять образы, напоминающие что-то реальное (колесо - глаз, завиток - улыбка, палочка - нос и т.п.).

Занятие «Я люблю лепить Снеговика»

Содержание. Рассмотрите с детьми изображения Снеговика. Обратите внимание на форму трех его частей (трех разных по размеру шаров).
Поиграйте с детьми в игру: складывание Снеговика из камешков разных размеров. Покажите приемы лепки трех шариков, разных по размеру.
Показывая детям различные природные материалы, спросите, как можно украсить Снеговика, чтобы ему не было скучно (сделать волосы, прикрепить палки-руки, надеть шапку - скорлупу или половинку грецкого ореха и т.п.).

Задание. Лепка Снеговика из белого или синего пластилина, украшение его фигуры природными формами.

Материалы. Пластилин, природные материалы.

Занятие «Веселый Снеговик»

Содержание. Рассмотрите с детьми поделки предыдущего занятия. Обратите внимание на форму трех его частей (трех разных по размеру шаров).
Покажите приемы изображения Снеговика. Стимулируйте детскую инициативу: на доске начните изображать круг, а закончить изображение попросите детей. Постепенно вместе с детьми создайте коллективный рисунок Снеговика.
Затем переключите детей на индивидуальную работу. После того как дети изобразят Снеговика, попросите их заполнить пространство вокруг Снеговика огоньками своего настроения, методом мозаичной живописи изобразить летящие снежинки или солнечные зайчики, так подбирая краски, чтобы зритель догадался, что у Снеговика веселое настроение.

Задание. Изображение улыбающегося Снеговика на фоне снегопада.

Материалы. Цветная бумага, гуашь (белая, голубая, розовая, светло-желтая).

Примечание. Возможно выполнение этого задания пастелью, фломастерами или другими материалами.

Занятие «У меня красивый носовой платок»

Содержание. Рассмотрите различные по цветовому оформлению носовые платочки. Вместе с детьми придумайте им название («Для Снеговика», «Для Деда Мороза», «Солнечный платок» и т.п.). Обратите внимание на то, как художникам удалось через цвет отразить название платка, свое отношение к тому или иному сказочному персонажу. Проанализируйте наглядное пособие «Теплые и холодные цвета». Вместе с детьми попытайтесь ответить на вопрос: «Почему одни цвета называются теплыми, а другие холодными?».
На столах у детей стоят баночки с гуашевыми красками теплых оттенков (желтая, оранжевая, желто-зеленая, красная).
Покажите способы украшения каймы платков прямыми полосками. Украшая края квадрата полосками теплых цветов, создайте образ солнечного платка.
На этом занятии можно познакомить детей с цветовой гармонией филимоновской росписи. Попросите детей украсить свой платок, используя красные, зеленые и желтые полоски и квадратики.

Задание. Украшение платка (бумажного цветного квадрата) красками теплых оттенков или по мотивам филимоновской росписи, используя разноцветные гуашевые полоски в соответствии с замыслом. Вместе с детьми придумайте платкам название («Лето», «Солнышко», «Радуга» и т.п.).

Примечание.

Занятие «У меня красивое полотенце»

Содержание. Рассмотрите различные по цветовому оформлению банные и кухонные полотенца. Вместе с детьми придумайте им названия. Глядя на цветовое оформление полотенец, подумайте, какому сказочному герою они могли принадлежать (Снеговику, Деду Морозу, Солнцу, Ночи и т.п.). Обратите внимание детей на то, как художникам удалось через цвет отразить название полотенца, свое отношение к тому или иному сказочному персонажу.
Проанализируйте наглядное пособие «Теплые и холодные цвета». Вместе с детьми попытайтесь ответить на вопрос: «Почему одни цвета называются теплыми, а другие холодными?».
На столах у детей стоят баночки с гуашевыми красками холодных оттенков (голубая, светло-зеленая, белая, синяя, фиолетовая).
Покажите способы украшения полотенец прямыми полосками или разноцветными кругами. Украшая поле и кайму бумажной полосы (полотенца) красками холодных оттенков, создайте образ полотенца «Зима», «Снеговик» и т.п.
На этом занятии можно познакомить детей с цветовой гармонией гжельской росписи. Дети могут украсить свое полотенце с использованием светло-голубых и белых полосок, кругов или квадратов.

Задание. Украшение полотенца (бумажного цветного прямоугольника) красками холодных оттенков.

Примечание. Возможно выполнение этого задания пастелью или цветными фломастерами.

Занятие «Что за пирамидка!»

Задание. Составление из готовых форм (разноцветных прямоугольных полосок) игрушечных пирамид.

Материалы. Цветная бумага, аппликация из готовых форм, клей.

Примечание. Возможно выполнение этого задания пастелью или цветными фломастерами.

Занятие «Любимые игрушки»

Содержание. Рассмотрите репродукции разных видов транспорта: автомобилей, автобусов, трамваев, поездов, паровозов и грузовиков. Покажите детям игрушки грузовиков и паровозов, которые есть в группе.
Покажите способы изображения прямоугольных форм грузовика или паровоза (кабины, кузова, окон, трубы и т.п.) и круглых колес. Обратите внимание на то, что настроение игрушки (грузовика или паровоза) будет веселее, если вокруг нее изобразить солнышко, белые пушистые облака или радугу.

Задание. Изображение грузовичка или дымящего паровоза, украшение его яркими красками (передача солнечного, радужного, веселого настроения).

Материалы. Цветная бумага, гуашь или акварель.

Примечание. Возможно выполнение этого задания пастелью, восковыми мелками или цветными фломастерами.

Содержание. По аналогии с предыдущим занятием рассмотрите с детьми мужские портреты, выполненные различными художниками (Микеланджело, Эль Греко, В.Суриков, В.Васнецов и др.). Обратите внимание на мужественность, богатырскую стать мужчин. На доске или листе бумаги покажите этапы изображения человеческого лица. Сначала изображается лицо-овал (в белую краску добавить капельку красной), методом примакивания изображают глаза, точки-брови, губы.

Задание. Изображение портрета с широкими плечами «Мой папа (дед) самый сильный». Изображение мужчины на фоне дома, неба или солнышка (рисунок подарить папе к Дню защитника Отечества или к дню рождения).

Материалы. Бумага, гуашь, беличьи кисти или другие материалы.

Примечание. Возможно выполнение этого задания графическими материалами.

Занятие «Портрет мамы, бабушки, сестры»

Содержание. Внимательно рассмотрите с детьми женские портреты, выполненные разными художниками (Д.Веласкес, С.Боттичелли, К.Петров-Водкин, З.Серебрякова и др.). Обратите внимание на выражение женских глаз, на разнообразие женских причесок, украшений (серьги, бусы). По аналогии с предыдущими занятиями вместе с детьми создайте коллективную работу «Портрет женщины с красивой прической». После выполнения коллективной работы дети рисуют индивидуально портрет своей мамы (бабушки или сестры) в праздничном наряде.

Задание. Изображение портрета улыбающейся мамы (бабушки или сестры). Шея украшена бусами, уши - серьгами, как фон можно изобразить цветы или солнышко (рисунок подарить маме к Международному женскому дню 8 Марта или к дню рождения).

Материалы. Бумага, фломастеры, пастель или восковые мелки (цветные школьные мелки).

Примечание. Возможно выполнение этого задания гуашевыми красками.

Занятие «Сказочная ваза для любимой мамы»

Содержание. Рассмотрите с малышами различные вазы (Хохлома, Гжель, Скопино и др.). Сравните их по форме и цвету. Задайте детям вопросы: «Какая ваза могла бы понравиться маме, тебе, папе, брату, сестре? Какая ваза могла бы принадлежать Снегурочке, Винни-Пуху (толстая ваза с округлыми формами), Веселому Зайцу, Пятачку
и т.п.?».
Покажите приемы изображения красивой вазы (на основе составления из разных форм: центральная часть вазы - круг, горлышко и ножка - прямоугольной формы). Обратите внимание на то, что настроение вазы во многом зависит от того, где она находится. Попросите детей изобразить фон - цвет обоев подобрать по своему вкусу. Ваза стоит на столе, поэтому можно изобразить цветную скатерть.
Используя основные декоративные элементы - линию, точку, круг и т.п., - покажите возможные способы украшения вазы. Обратите внимание на ритмически повторяющиеся элементы узоров (украшение центра, горлышка и ножки).

Задание. Украшение вазы или тарелки для мамы разноцветными узорами.

Материалы. Бумага, гуашь или восковые мелки.

Обобщающее занятие - итоговая выставка

Содержание. Обсуждение экспонатов выставки рисунков на тему «Я и моя семья». Задать детям вопросы: «Какой рисунок самый красочный? Какой портрет самый веселый, грустный и т.п.? Какие художественные материалы ты знаешь? Какими любишь рисовать?» и т.п.
Принесите на занятие разные природные материалы: камешки, желуди, шишки, веточки, листья и др. Покажите приемы работы с этими материалами.

Задание. Рисунок на свободную тему (диагностика художественно-творческого развития детей).

Материалы. Бумага, фломастер.

Занятия для детей среднего дошкольного возраста «Я и моя семья»

Занятие «Я - веселый художник. Автопортрет»

Содержание. Рассмотрите с ребятами детские портреты, выполненные разными художниками (А.Дюрер, А.Матисс, В.Серов, М.Сарьян и др.). Поиграйте с ними в игру «Рассмотри себя в зеркале». Попросите детей посмотреть на себя в зеркало, улыбнуться, нахмуриться, посмотреть вверх, вправо, влево и т.п.
Обратите внимание малышей на конструкцию человеческого лица: глаз, бровей, носа, рта. Спросите детей: «Как изобразить на листе бумаги голову, нос, глаза, улыбающийся рот, волосы?». Создайте вместе с ними коллективную работу «Портрет смеющегося человечка» (желающие подходят к листу или доске и поочередно изображают сначала овал лица, затем глазки-листики (лодочки, шарики), носик и т.д.).

Задание. Изображение портрета человека с улыбкой на лице на фоне солнышка, облаков, летящих птиц и т.п. (возможно изображение одной головы и шеи, так как туловища в зеркало не видно).

Материалы. Бумага (1/4 альбомного листа), черный или коричневый фломастер.

Занятие «Портрет папы, брата, дедушки»

Задание. Изображение портрета с широкими плечами «Мой папа (дед) самый сильный». Изображение мужчины на фоне дома, деревьев или предметов домашней обстановки (телевизор, картина, ковер и т.п.).

Материалы. Уголь, сангина или другие материалы.

Занятие «Портрет мамы, бабушки или сестры»

Содержание. Внимательно рассмотрите с детьми женские портреты, выполненные разными художниками (Д.Веласкес, С.Боттичелли, К.Петров-Водкин, З.Серебрякова и др.). Обратите внимание на выражение женских глаз, на разнообразие женских причесок, украшений (серьги, бусы). По аналогии с предыдущими занятиями вместе с детьми создайте коллективную работу «Портрет женщины с красивой прической».
После этого дайте задание каждому нарисовать портрет своей мамы (бабушки или сестры) в праздничном наряде.

Задание. Изображение портрета веселой мамы (бабушки или сестры). Шея украшена бусами, уши - серьгами, глаза внимательно смотрят в сторону на подарок (букет цветов, торт и т.п.), который маме подарили на праздник (день рождения или к Международному женскому дню 8 Марта и т.п.). Возможно изображение парного портрета «Я и мама» или др.

Материалы. Бумага, пастель или восковые мелки (можно цветные школьные мелки) или другие материалы.

Занятие «Ожившая клякса»

Содержание. Поиграйте с детьми в игру «Что на что похоже». Покажите детям веточку необычной формы, похожую на змею или на какого-нибудь зверька, картошку, похожую на голову мышонка или медведя, и т.п. Затем покажите пятно-кляксу, изображенное на листе, и спросите детей, на что или на кого она похожа, что нужно здесь дорисовать, чтобы получился узнаваемый образ.

Задание. На лист бумаги кистью наносят кляксу-каракулю (педагог может заранее изобразить несколько клякс). Ребенок внимательно рассматривает получившееся изображение, вертит лист в разные стороны и определяет, на что похожа та или иная клякса-каракуля, фломастером дорисовывает недостающие элементы (ноги, уши, руки и т.п.).

Материалы. Бумага, гуашь или тушь, фломастеры.

Занятие «Превращение клякс в бабочку»

Содержание. Проанализируйте наиболее удачные работы с предыдущего занятия. Покажите метод получения симметричного изображения бабочки: на одну из сторон сложенного пополам листа гуашью наносят два разноцветных пятна, затем лист складывают пополам, в результате на второй половине листа получаются зеркальные отпечатки этих пятен с красивыми переливами цветов.

Задание. На лист бумаги, сложенный пополам, кистью наносят два разноцветных пятна округлой формы (одно большое, другое поменьше), ребенок накладывает один лист на другой, проглаживает листы и получает на развороте красочное симметричное изображение бабочки. Внимательно рассмотрев получившийся отпечаток, ребенок может добавить недостающие элементы (усики, головку, глазки и т.п.).

Материалы. Бумага, гуашь или акварель.

Занятие «Чудо-пряник»

Задание. Лепка фигурного пряника: пряник-рыбка, пряник-цветок, пряник-птичка и т.п. и его украшение. Возможно украшение картонной заготовки (рыбка, птичка, лошадка и т.п.) цветными пластилиновыми шариками и полосками (колбасками).

Материалы. Картонная заготовка в форме рыбки, птички и т.п., разноцветный пластилин.

Занятие «Каркуша из любимой телепередачи»

Задание. Изображение углем нахохлившейся птицы - любимого телевизионного персонажа, используя разные методы изображения (растирки, плашмя, торцом), - «Каркуша - любопытная ворона».

Материалы. Бумага, уголь, сангина или соусы.

Занятие «Хрюша из любимой телепередачи»

Содержание. Покажите репродукции поросят и их стилизованные изображения в творчестве разных художников-иллюстраторов или мультипликаторов. Обратите внимание на особенности фигуры поросенка, округлые формы головы и туловища. Показывая детям разные по толщине овалы, спросите у них, какой по форме овал они использовали бы для изображения худенького поросенка, а какой - для толстого, упитанного?

Задание. Изображение поросенка Хрюши или Пятачка (или во весь рост) упитанного или худенького.

Материалы . Бумага, цветные фломастеры или другой материал.

Занятие «Степашка из любимой телепередачи»

Содержание. Покажите репродукции зайцев в природе и их стилизованное изображение в творчестве художников-иллюстраторов или мультипликаторов. Покажите приемы изображения носика, щек, ротика и глаз зайца. Рассматривая разные положения заячьих ушек (на макушке, опущены, одно поднято, а другое опущено и т.п.), спросите детей, как расположение ушей помогает зрителю догадаться о настроении зайца и как нужно изобразить усики, чтобы зритель понял, что зайцу весело или грустно?

Задание. Изображение портрета зайца Степашки грустного или веселого.

Материалы. Бумага, пастель (восковые мелки), цветной школьный мел или другие материалы.

Обобщающее занятие (Итоговая выставка)

Содержание. Обсуждение экспонатов выставки рисунков на тему «Я и моя семья». Задать детям вопросы: «Какой рисунок самый красочный? Какой портрет самый веселый, грустный? Какая бабочка самая нарядная? Какая Каркуша самая любознательная? Какие художественные материалы ты знаешь? Какими любишь рисовать? Какое занятие тебе понравилось больше всего?» и т.п.

Задание. Обсуждение экспонатов выставки. Рисунок на свободную тему (диагностика художественно-творческого развития детей).

Материалы. Бумага, фломастер.

Занятия для детей старшего дошкольного возраста

Занятие «Я - художник»

Содержание. Художники бывают разные. Одни рисуют красками, другие строят дома, третьи украшают стены этих домов и т.п.
Показывая произведения, выполненные различными материалами, спросите детей, каких художников называют живописцами, каких – графиками, скульпторами, архитекторами, мастерами декоративного искусства – дизайнерами?
Покажите автопортреты художников (М.Сарьян, В. Ван Гог, П.Гоген и др.). Спросите, как зритель догадался, что профессия этих людей – художник (держит кисть в руках или палитру, стоит у мольберта, изображен на фоне своих картин и т.п.). Обратите внимание дошкольников на красоту человеческой фигуры, ее пластичность, соразмерность всех частей тела (дети этого возраста часто изображают руки выходящими не из плеч, а из туловища). Поиграйте с детьми в игру (физкультминутка), подвигайте руками (вверх, вниз, согните руки в локтях и т.п.).
Покажите способы изображения двигающихся рук (линии плавные, но фиксируют изгиб руки в локте). Обратите внимание на то, что о роде занятий художника мы можем судить по атрибутам его профессии (палитру или кисть держит живописец; карандаш – график; архитектора можно изобразить на фоне строительства здания; в окружении красивых ваз – мастера декоративно-прикладного искусства; на фоне скульптур можно изобразить скульптора и т.п.). Преображать мир по законам красоты может человек любой специальности. Например, парикмахер, если небрежно сделает стрижку, испортит человеку настроение. Настоящего парикмахера – мастера своего дела – можно назвать художником.

Задание. Изображение композиции «Я мечтаю стать архитектором (скульптором, живописцем и т.п.)», «Мне нравится профессия архитектора (скульптора, живописца
и т.п.)», «Я мечтаю быть парикмахером», «Я мечтаю быть врачом» и т.п.
Изображение художника во весь рост или по пояс, в руках он держит кисточку или карандаш, лист бумаги или красивую вазу и т.п. Рядом или перед ним на столе могут находиться краски, баночка с водой и т.п. За спиной художника на стене могут висеть картины или стоять красивые вазы. У художника (графика, живописца и т.п.) может быть хорошее настроение (есть вдохновение), и он улыбается. Можно изобразить художника, у которого нет вдохновения и не получается рисунок (скульптура, ваза и т.п.), и он печален. Можно изобразить человека на фоне обоев или открытого окна, где идет строительство, и т.п. Словом, так изобразить портрет художника, чтобы зритель догадался, что он скульптор, живописец, график, архитектор и т.п.

Материалы. Бумага (1/2 альбомного листа), черный (коричневый) фломастер или шариковая (гелевая) ручка.

Примечание. Возможна лепка из цветного пластилина. При этом важно, чтобы дети отразили вид деятельности художника, вылепив предметы, которые характеризуют его профессию (ваза, этюдник, палитра и т.п.).

Занятие «Главная буква»

Содержание. Спросите детей, какие буквы алфавита они знают, с какой буквы начинается их имя. Рассмотрите в книгах буквицы, обратите внимание на их украшение. Спросите детей, какие цвета фломастеров (набор не менее 12 цветов) можно назвать радостными, какие грустными? Почему? Какие цвета называют холодными, какие теплыми? Почему? Спросите также, в каком месяце они родились, в какое время года. Как можно украсить первую букву своего имени, чтобы зритель догадался, что она осенняя, зимняя, весенняя или летняя? Попросите детей отобрать из набора фломастеров весенние цвета, зимние, летние или осенние (в зависимости от месяца рождения).
Покажите возможные приемы украшения буквы (буква-витраж, каркас рисунка выполняется черным фломастером, а затем расцвечивается, словно цветными стеклышками, разными фломастерами).

Задание. Изображение фломастером (теплого или холодного цвета) контура буквы «Я» или любой другой с последующим ее украшением цветными фломастерами (после работы организуйте выставку букв, попросите детей, глядя на их цветовое оформление, отгадать, в какое время года родился тот или иной юный художник).

Материалы. Бумага, фломастеры (цветные карандаши) или другие материалы.

Занятие «Возраст человека, или Двенадцать месяцев»

Содержание. Вспомнив содержание сказки С.Маршака «Двенадцать месяцев», задайте детям вопрос, как бы мог выглядеть тот или иной месяц, какие месяцы старше – весенние, летние или зимние? Почему они так считают? Рассмотрите с детьми мужские портреты, выполненные разными графическими материалами (Рембрандт, А.Матисс, П.Пикассо, М.Врубель, В.Серов и др.). Обратите внимание на выражение глаз портретируемых, на то, как художники передают возрастные особенности пожилого и молодого человека, как располагаются на лице морщинки, и т.п. Важно, чтобы дети подумали, на каком фоне лучше всего изобразить портрет того или иного сказочного месяца, чтобы зритель догадался, что он весенний, зимний, летний или осенний.

Задание. Изображение портрета молодого или старого человека (аллегорический образ того или иного месяца года, возможно, месяца, в котором родился ребенок или его папа; рисунок можно подарить папе к Дню защитника Отечества).

Материалы. Бумага (1/4 альбомного листа), тушь, перо, палочка (черная гелевая или шариковая ручка).

Примечание. Возможно выполнение рисунка углем или сангиной на листе объемом не менее альбомного.

Занятие «Масленица»

(Вариант: «Веселый народный праздник»)

Содержание. Рассмотрите эскизы костюмов Масленицы. Масленица – это праздник проводов зимы. Сжигаемое чучело Масленицы – символ уходящей зимы. В древности верили, что сжиганием чучела уничтожаются все беды и несчастья, которые были в этом году. Чучело Масленицы наряжают по-разному. То это краснощекая красавица в древнерусском сарафане и шали (и тогда приносимая жертва становится больше и значительнее), то – безобразная старуха, измазанная сажей, в лохмотьях (как символ невзгод, от которых лучше всего избавиться).

Задание. Изображение Масленицы методом обрывной аппликации. (На основе крестовины: на листе карандашом рисуют крест, дети должны приклеить к нему кусочки цветной бумаги (можно разорвать цветные журнальные страницы), изображая платье Масленицы, а затем приклеивают к кресту-платью голову, ладошки и др.)

Материалы. Бумага, журнальные страницы, клей.

Примечание. Возможно изображение цветными фломастерами (карандашами) или восковыми мелками (пастелью) сюжетной композиции (индивидуальной или коллективной) на тему «Масленичные гуляния». Выполнение индивидуальных композиций «Скоморох», «Петрушка» и т.п.
Занятие пройдет необычно, если образ Масленицы дети выполнят из мятого листа бумаги. Для этого необходимо взять белый лист (лучше тот, который предназначен для принтера), смять его в комок. Внимательно рассмотреть комочек, спросить детей, на что он похож (кто-то увидит образ птицы, кто-то - дракона, кто-то - яйца и т.п.). Затем отыскать один из уголков, немного его расправить, так, чтобы получилась голова (голова в косынке). Остальной мятый лист немного расправить, чтобы было видно, что это платье, можно сделать надрывы листа в том месте, где располагаются руки: образовавшиеся полоски скрутить в маленькие трубочки, делая завинчивающие движения.
В результате получится объемная поделка, напоминающая чучело Масленицы в длинном платье с растопыренными руками.

Занятие «Костюм Зимы, Весны, Лета или Осени»

Содержание. Рассматривая с детьми живописные женские портреты (М.Караваджо, С.Боттичелли, Рембрандт, В.Серов, К.Сомов, З.Серебрякова и др.), обратите внимание на прекрасные платья портретируемых, их головные уборы и т.п. Спросите детей: «Какая из увиденных красавиц напоминает вам образ волшебницы-Природы в зимних, весенних, летних или осенних одеждах? Какие краски (теплые, холодные или те и другие) доминируют в картинах? Какое время года для вас самое любимое? Как нужно украсить наряды красавицы Природы, чтобы зритель догадался, что это образ Весны, Зимы, Лета или Осени?»

Задание. Изображение красавицы в нарядном платье (волшебница-Природа в осенних, зимних, весенних или летних одеждах).
Возможно выполнение эскиза костюма для того или иного времени года (украшение красками или фломастерами выданного педагогом шаблона бумажного платья, однако лучше, если ребенок сам «спроектирует» модель платья и изобразит его фломастером (карандашом), а затем украсит).
Возможно изображение на цветной или тонированной бумаге гуашью, пастелью или восковыми мелками портретного образа прекрасной Природы (или во весь рост) в весенних, осенних, летних или зимних платьях и головных уборах. Главное, чтобы через цвет дети показали, какое это время года.

Материалы. Бумага, материал по выбору.

Примечание. Это задание можно выполнить в объеме из цветного пластилина или глины (с последующим украшением гуашью). Можно смастерить образ той или иной красавицы, используя в качестве основы пластмассовые или стеклянные баночки, флаконы из-под духов или дезодорантов; украшая сосуд цветным пластилином, создать сказочную барышню в зимних, осенних, летних или весенних нарядах.

Занятие «Перчатки или шапка для Зимы, Весны, Лета или Осени»

Содержание. Принесите на занятие различные перчатки. Обратите внимание детей на украшающие их узоры. Спросите детей: «Какие из увиденных перчаток могут принадлежать волшебнице-Осени, Весне, Лету, Зиме? Какие перчатки надела бы волшебница-Природа? Какие краски (теплые, холодные или те и другие) доминируют в узорах? Какое время года для детей самое любимое? Как нужно украсить перчатки, чтобы зритель догадался, что это образ Весны, Зимы, Лета или Осени?».
Предложите детям фломастером или простым карандашом обвести свою ладошку (таким образом получается трафарет для перчатки). Рассмотрите вместе с детьми наборы фломастеров или цветных карандашей (в наборе не менее 12 цветов). Попросите детей в одну сторону отложить фломастеры (карандаши), имеющие теплые оттенки цвета, в другую – холодные. Спросите детей: «Какие бы цвета вы использовали для осенних узоров, для зимних?».
Попросите детей выбранными цветными фломастерами украсить получившийся контур перчатки в соответствии с замыслом. Обратите внимание на разные способы украшения резинки у перчаток.

Задание. Украшение одной или двух перчаток, придумывание им названий.

Материалы. Бумага, цветные фломастеры или карандаши.

Примечание. На этом занятии можно выполнить эскизы разных шляп, украшая их в соответствии с тем или иным временем года. Можно смастерить шляпы (коллективно или индивидуально) из цветной бумаги или слепить из пластилина.

Занятие «Дом для Зимы, Весны, Лета или Осени»

Содержание. Рассмотрите репродукции различных архитектурных построек (стили: классицизм, готика, рококо, древнерусская деревянная архитектура и т.п.). Задайте детям вопрос: «Фасад какого дома вам понравился больше всего и почему?». Обратите внимание на архитектурные элементы: колонны, арочные перекрытия, необычные крыши, окна с витражами и т.п. Вспомните, какие цвета принято считать теплыми, какие холодными, спросите, какие цвета будут доминировать в сказочном замке (тереме, дворце), построенном волшебницей-Природой для того или иного времени года? Каким образом нужно украсить сказочный дом, чтобы зритель догадался, что живут в нем краски Зимы, Весны, Лета или Осени?

Задание. Изображение сказочного жилища для Зимы или Весны, Лета или Осени.

Материалы. Бумага, цветные фломастеры, гуашь (акварель) или другие материалы.

Примечание. Можно это задание выполнить в объеме из цветного пластилина или глины с последующим украшением гуашью. Можно смастерить ту или иную постройку, используя в качестве основы пластмассовые или стеклянные баночки, флаконы из-под духов или дезодорантов; украшая сосуд цветным пластилином, создать сказочную башню или замок для того или иного времени года.

Занятие «Посуда и времена года»

Содержание. Внимательно рассматривая с детьми посуду, выполненную народными мастерами (Хохлома, Гжель, Жостово и т.п.), обратите внимание на средства художественной выразительности, на цветовое оформление вещей, на то, что в хохломской росписи доминируют теплые цвета, а в гжельской – холодные. Жостовские подносы, гжельские и хохломские узоры в основе своей композиции имеют букеты цветов. Спросите детей: «Какому времени года они могли бы соответствовать?».
Часто мастера называют свои работы в соответствии с тем или иным временем года («Золотая осень», «Весенний день», «Летние цветы», «Зимний букет» и т.п.). Спросите детей, каким образом, глядя на цветовой облик посуды, зритель может догадаться о названии подноса, вазы, чаши и т.п.?
Покажите приемы работы в смешанной технике: восковой мелок + акварель. Обратите внимание детей на то, что рисунок цветов, листочков, ягод и т.п. необходимо выполнять восковыми мелками с нажимом. Для того чтобы достичь контраста темного и светлого, важно светлый рисунок перекрывать темными красками, а темный – светлыми.
Дети сами изображают ту или иную форму подноса (вазы, тарелки и т.п.), которую будут украшать (не беда, что рисунки этих предметов будут не совсем ровными).

Задание. Украшение подноса (вазы, тарелки, чайника и т.п.) или сервиза с доминированием теплых или холодных оттенков (ваза «Осень», поднос «Весенние цветы», тарелка «Летний букет», чайный сервиз «Зимние узоры» и т.п.). Важно, чтобы дети сами придумали названия для своих декоративных работ.
Для этого задания дети могут сами вырезать из бумаги посуду: сложив лист пополам, карандашом рисуют контур, например, половины вазы, вырезают ее, в результате получается симметричное изображение; носик и ручку для чайника, кофейника и т.п. приклеивают к получившейся заготовке.

Материалы. Бумага, восковые мелки, акварель или гуашь.

Занятие «Мамин праздник»

Содержание. Рассматривая с детьми портреты женщин с детьми на руках (А.Дейнека, Рафаэль, Леонардо да Винчи, древнерусские иконы «Богоматерь с младенцем Христом» и т.п.), обратите внимание на то, какими средствами художники передают чувство любви матери к ребенку (наклон головы, нежное прикосновение рук, ласковый взгляд, светлый колорит, печаль в глазах Богоматери – переживание за судьбу сына
и т.п.).
Напомните ребятам способы изображения лица.

Задание. Изображение портрета мамы («Мама и весна», «Мама с букетом весенних цветов», «Мама и солнечное настроение») или парного портрета («Я и мама, мы любим друг друга»), возможно «Портрет семьи» («Мы дружная семья»). Важно, чтобы дети в рисунке смогли передать чувства любви и нежности (наклон голов друг к другу, рука лежит на плече, рука обнимает шею, мама смотрит на малыша, малыш – на маму, малыш протягивает (дарит) маме цветы и т.п.).

Материалы. Бумага, сангина; уголь или другие материалы.

Занятие «Первые цветы»

Содержание. Занятие лучше провести на улице. Понаблюдайте вместе с детьми за первыми весенними цветами, набухающими почками деревьев.
Рассмотрев веточки вербы, полюбовавшись цветами мать-и-мачехи, попросите детей зарисовать их с натуры. Выполните вместе с детьми несколько зарисовок. Проанализируйте детские пленэрные наброски.
Занятие можно провести в группе, рассматривая как живые цветы, так и их муляжи или репродукции.

Задание. Рисование с натуры (по поводу натуры) цветов, трав, веточек деревьев
и т.п.

Материалы. Блокнот или листы бумаги с планшетами (пластмассовыми или фанерными), цветные мелки, пастель, уголь, сангина или карандаш.

Занятие «Чудесная планета»

Содержание. Попросите детей представить планету, на которой нет смены времен года и стоит, например, вечное лето, зима, весна или осень.
Спросите их, как бы они назвали эту планету (например, «Оранжевая», «Голубая», «Льдинка», «Золотая», «Цветочная» и т.п.). Как бы могли выглядеть инопланетяне, прилетевшие на Землю с той или иной планеты, как бы выглядел их космический корабль? Продемонстрируйте репродукции разных космических кораблей и орбитальных станций, проанализируйте их конструкцию. Рассмотрите космические пейзажи художников-фантастов (например, художника-космонавта А.Леонова), обратите внимание на выразительность и необычность ландшафта (это занятие можно посвятить Дню космонавтики).
Напомните детям методы смешения гуашевых красок. На Оранжевой планете (планете вечной золотой осени) доминируют теплые краски (смешение желтой и красной красок даст разные оттенки оранжевого), на Фиолетовой планете (планете вечных дождей и непогоды) доминируют холодные краски (смешение белой с синей и красной красками даст различные оттенки фиолетового), на Зеленой планете (планете вечной весны или лета) доминируют зеленые цвета (смешение синей с желтой и черной с желтой красок даст различные оттенки зеленого) и т.п.

Задание. Изображение фантастического пейзажа планеты, на которой всегда одно и то же время года. Возможно изображение фантастического космического корабля или инопланетян с планеты вечной весны, лета, осени или зимы.

Материалы. Бумага, гуашь красная, желтая, синяя, белая, черная или другие материалы.

Примечание. Желательно по теме «Дополнительные (составные) цвета (оранжевый, зеленый, фиолетовый)» провести три занятия. Назвать эти занятия можно так: «Полет на Оранжевую планету – планету вечной осени», «Полет на планету вечного холода – планету зимы», «Полет на Зеленую планету – планету весны» и т.п.