Какие самые известные мастера бельканто. Итальянское Belcanto

Утверждено

Приказом МДОУ №4

№ ______ от «___»__________20__г.

Заведующий МДОУ №4

__________________

Муниципальное

дошкольное образовательное

учреждение – детский сад

комбинированного вида №4

Рабочая программа по приобщению детей

к истокам русской народной культуры «Горница»

Принята педагогическим советом

№4 от 01.01.2001 г.

Для детей старшего дошкольного возраста 5-7 лет

Срок реализации программы - до 2 –х лет

Составитель программы

– воспитатель МДОУ №4

2005 год

1. Пояснительная записка 5-7

2. Тематическое планирование работы с детьми 5-6 лет 7-9

3. Тематическое планирование работы с детьми 6-7 лет 10-13

4. Структура проведения занятия по декоративно-прикладному искусству 14

5. Методическое обеспечение 15-75

6. Диагностические критерии оценки знаний по усвоению программы 76

7. Библиографический список 77-78

Рабочая программа по приобщению к истокам

русской народной культуры

«ГОРНИЦА»

(для детей старшего дошкольного возраста)

Пояснительная записка

«Через красивое к человечному -

такова закономерность воспитания »

Рабочая программа «Горница» - это комплексная программа по ознакомлению детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа, ориентированая на нравственно-патриотическоое и художественно–эстетическое воспитание детей.

В основу данной рабочей программы заложена программа, «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» и рабочая программа кружка по декоративно-прикладному творчеству Ермолаевой Нины Васильевны воспитателя ДОУ «Ласточка» г. Ханты –Мансийск. Кроме этого программу «Горница» существенно дополняют занятия по конструированию из природных материалов и интегрированные занятия по декоративно прикладному искусству. Данная рабочая программа «Горница» является специализированной программой эстетического воспитания детей дошкольного возраста, эффективно содействующей духовному и интеллектуальному развитию, направленной на приобщение детей к лучшим традициям декоративно-прикладного искусства, развитие творческих способностей детей, знакомство с историей народного творчества. Строится эта программа на концепции эстетического воспитания и развития художественно-творческих способностей детей, в основу которых положены принципы народности, комплексного использования разных видов искусств. Она имеет четкую структуру и учитывает нарастание творческих возможностей детей. Программа ценна тем, что знакомясь с декоративно-прикладным искусством, занимаясь конструированием из природных материалов, участвуя в календарных праздниках, детям легче понять и представить как жили люди на Руси. Ребенок шире и глубже знакомится с жизнью и бытом русского народа, а это несет в себе неиссякаемые возможности развития у дошкольников художественного творчества.

Структура программы предусматривает поэтапное знакомство детей с декоративно-прикладным искусством. Учебный материал, предусмотренный программой, распределен в определенной последовательности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. В программе даны темы занятий, их программное содержание, перечень материалов, необходимых для занятий по обучению детей декоративно-прикладному искусству. Материал сгруппирован отдельными, блоками по каждому виду народных промыслов (Гжель, Дымка, Хохлома, Городец). Занятия расположены от простого к сложному. В приложении есть краткие сведения о самих промыслах, их истории и развитии, стихи, загадки, сказки о них. В работе с детьми используются технические средства обучения.

Программа рассчитана на детей с 5 до 7 лет. Программа построена на эстетическом воспитании дошкольников, сочетающая опору на культурную традицию и инновационную направленность.

Программа предусматривает ознакомление дошкольников с народными промыслами России и включает в себя знакомство с обычаями, традициями, трудом русского народа по народному календарю, с поэтическим народным творчеством. Воспитывать интерес к народной культуре, устному народному творчеству, народной музыки, народным играм и промыслами.

Данная программа направлена на развитие творческих способностей детей и эстетическое воспитание детей.

Актуальность. Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных как в теоретическом, так и в практическом отношениях: ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах её становления. О роли и значении народного декоративного искусства в воспитании детей писали многие ученые (, и другие). Они отмечали, что искусство пробуждает первые яркие, образные представления о Родине, её культуре, способствует воспитанию чувства прекрасного, развивает творческие способности детей.

Время наше сложное – это время социальных перемен. Политических бурь и потрясений. Они буквально ворвались в жизнь каждого из нас. Народные игры, забавы и игрушки заменяются на комерциализированные зрелища, телевизионные экраны наводнила жестокость. По сути своей это чуждо природе детской, натуре растущего человека. Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, – задача особенно актуальная сегодня не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры.

Процесс познания и усвоения должен начинаться как можно раньше, как образно говорит наш народ: «С молоком матери» ребёнок должен впитывать культуру своего народа через колыбельные песни, пестушки, потешки, игры-забавы, загадки, пословицы, поговорки, сказки, произведения декоративно-прикладного искусства. Только в этом случае народное искусство - этот незамутненный источник прекрасного оставит в душе ребёнка глубокий след, вызовет устойчивый интерес. Красота родной природы, особенности быта русского народа, его всесторонний талант, трудолюбие, оптимизм предстают перед детьми живо и непосредственно в произведениях народных мастеров. Культуру России невозможно себе представить без народного искусства, которое раскрывает исконные истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественные вкусы и является частью его истории.

Велико значение опыта для духовного развития дошкольников, их эстетического воспитания, знакомство с искусством народных мастеров. Народное искусство поднимает темы большого гражданского содержания, оказывает глубокое идейное влияние на детей. Оно помогает ребятам взглянуть на привычные вещи и явления по-новому, увидеть красоту окружающего мира. Педагогу предопределена высокая миссия – нести в мир детства все нравственные ценности, помочь ребёнку открыть этот мир во всем богатстве и многообразии декоративно-прикладного искусства. А значит любое занятие, встреча с игрушкой, творческое дело, беседа – подчинены единственной цели: всестороннее развивать личность ребёнка, ведь все дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, фантазии и творчества.

Новизна Программы состоит в том, что она показывает развивающие функции?????? декоративно-прикладного искусства народов России, как целостного этнического, культурно-исторического и социально-педагогического феномена. Что эти функции в их интегрированном виде ориентированны на обеспечение личностного роста детей. Исходя из этого, Программа построена на эстетическом воспитании дошкольников, сочетающая опору на культурную традицию и инновационную направленность.

Целесообразность. Мы живем там, где нет возможности увидеть непосредственный технологический процесс изготовления художественной посуды, предметов быта и игрушек. И у ребят нет возможности соприкоснуться с декоративно-прикладным искусством – подержать в руках изделия с городецкой росписи, дымковскую игрушку, предметы с гжельской росписью и т. д.. Поэтому я перед собой поставила цель подарить детям радость творчества, познакомить с историей народного творчества. С этой целью была разработана Программа по приобщению детей к русскому народному декоративно-прикладному искусству.

На занятиях кружка помогаю детям освоить не только тайны мастерства ремесла, но и найти новые оригинальные соединения традиций и стилей с современным пластическим решением образа, отвечающим эстетике наших дней.

Отличительная особенность данной Программы состоит в том, что дети работают по ней в течении двух лет, занятия по художественному конструированию дают возможность глубже познакомиться с народными промыслами. В русском декоративно-прикладном искусстве есть традиционность, инновационность, креативность, целеустремленность в перспективу развития не исключают, а предполагают друг друга. Таким образом, символика русского декоративно-прикладного искусства несёт в себе неиссякаемые возможности развития у дошкольников художественного творчества.

Программа знакомства ребёнка с основами русской народной культуры опирается на принципы построения общей дидактики:

связи с жизнью, систематичности, реалистичности, активности, контролируемости, последовательности, индивидуального подхода в обучении и художественном развитии детей , доступности материала, его повторности, построения программного материала от простого к сложному, наглядности.

Целью данной программы является:

ознакомление с жизнью и бытом русского народа и развитие основ художественной культуры ребенка через народное декоративно-прикладное искусство.

Задачи:

· Вовлечение ребят в художественно-творческую деятельность;

· Освоение историко – культурного наследия Росси через памятные даты народного календаря;

· Знакомство с обычаями и традициями обрядовых праздников;

· Приобщение к эстетической культуре;

· Формирование духовных качеств, эстетического вкуса у детей;

· Развивать художественно-творческие способности у детей, привычку вносить элементы прекрасного в жизнь;

· Разбудить фантазию детей, настроить их на создание новых необычных композиций росписи;

· Обогащать словарный запас детей.

Направления:

1. Знакомство с жизнью и бытом русского народа.

Расширенное знакомство детей с изделиями народных художественных промыслов. Самостоятельное создание детьми декоративных изделий.

Формы работы с детьми по ознакомлению с русской народной культурой:

    Беседы; Занятия на основе метода интеграции ; Рассматривание подлинных изделий народного искусства, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц; Выставки в мини-музее изделий русского декоративно-прикладного искусства; Выставки детских работ по декоративно-прикладному искусству в детском саду и в городе; Экскурсии; Дидактические игры; Экспериментирование с различными художественными материалами; Развлечения, фольклорные праздники, посиделки; Заучивание считалок, закличек, прибауток, небылиц, потешек, стихов, русских народных песен; Использование народных игр, в том числе хороводов.

В работе используются различные методы и приемы: одномоментности (обеспечивает самостоятельный творческий поиск детьми средствами выразительности); метод обследования, наглядности (рассматривание подлинных изделий, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц, видеофильмов и др. наглядных пособий); словесный (беседа, использование художественного слова, указания, пояснения); практический (самостоятельное выполнение детьми декоративных изделий, использование различных инструментов и материалов для изображения); эвристический (развитие находчивости и активности); частично-поисковый; проблемно-мотивационный (стимулирует активность детей за счет включения проблемной ситуации в ход занятия); сотворчество; мотивационный (убеждение, поощрение)..

Формы занятий: групповые, индивидуальные, подгрупповые, интегрированные.

· Программа рассчитана на детей 5-7 лет. Занятия проводятся по подгруппам по 8-10 человек. Проводится занятие один раз в неделю, во второй половине дня. В год проводится 36 занятий. Продолжительность 20-30 минут (в зависимости от возраста детей).

Срок реализации: до 2-х лет.

Форма подведения итогов – диагностическое обследование детей по усвоению программы, для которого разработаны контрольные и индивидуальные беседы, диагностические критерии.

Предполагаемый результат:

    Формирование устойчивого интереса у детей появится к истории и культуре нашего народа; Наличие у детей представлений о народных промыслах и умения различать изделия разных народных промыслов; Приобретение детьми практических умений по работе различными изобразительными материалами; Развитие творческих способностей детей, и формирование уважения к историческому наследию.

Методы оценки результативности программы :

Индивидуальная работа , для того чтобы:

    Выявить примерный уровень развития изобразительной деятельности детей, отношение ребенка к деятельности и декоративно-прикладному искусству. Учитывая индивидуальные способности детей. Определить возможные перспективные роботы с ребенком (задачи, содержание, формы, методы). Спланировать работу, направленную на развитие творческих способностей.

Индивидуальная работа ведется систематически. Анализируется выполнение задания, качество детской работы, отношение к деятельности.

Работа с родителями .

Используются разнообразные формы работы:

    Клуб для родителей «Собеседник»; Индивидуальные консультации по русской народной куьлтуре; Беседы; Выпуск папок-раскладок по народному декоративно-прикладному искусству;

Итогом детской деятельности могут служить выставки детского творчества в детском саду и в городе; участие детей в фольклорных развлечениях и досугах, посвященных народным праздникам

Тематическое планирование на год по работе с детьми старшего дошкольного возраста (5-6 лет).

Номер занятия

Тема занятия

Открытие кружка «Горница».

Познакомить детей с Марьей Искусницей с работой в кружке «Горница». Разучить о попевку «Гости». Рассмотреть «Горницу». Вступительная беседа о том как жили люди на Руси. Рассматривание иллюстраций.

да присматривайся»

Рассказ о первом осеннем месяце, его приметах. Дидактическая игра «С какого дерева детки?» (плоды, листья). Разучивание песенки-попевки «Восенушка-осень»

«Хлеб - всему голова»

Беседа с детьми «Откуда хлеб пришел?» Знаком­ство со старинными орудиями труда. - цепом и серпом. Пословицы и поговорки о хлебе. Разучивание хороводных игр «Сиди, сиди, Яша». Пение жнивной песни «Уйди туча грозовая»

«Октябрь пахнет капустой»

Беседа о характерных для октября явлениях при­роды, народных обычаях и праздниках (Покров, Сергиев день). Знакомство с предметами обихо­да - деревянным корытцем, тяпкой. Повторе­ние попевки «Восенушка - осень». Разучивание народной игры «Вейся капустка».

Русская матрешка

Рассказ об истории создание игрушки. Рассматривание подлинных игрушек и иллюстраций. Чтение и стихов о русской матрешке. Слушание произведения Б. Мокроусова «Матрешка».

Русская матрешка

Рисование русской матрешки, раскрашивание силуэта. Выставка готовых детских работ.

Гончарные мастеровые

Дидактическая игра «Что как называется?». Рас­сказ о гончарном промысле. Знакомство со сказкой «Лиса и кувшин» Разучивание песенки-потешки о лисе.

Каргопольская игрушка

Каргопоьские легенды. Стихи о Каргопольской игрушке. Просмотр видео материалов о каргопольской игрушке.

Художественное слово о гжельской игрушке. Рисование по мотивам гжельской росписи

Дымковская игрушка

Рассказ об истории создание игрушки. Рассматривание подлинных игрушке и иллюстраций. Чтение стихов. Разучивание игры с пением «Заинька» в обр. Н. Римского –Корсакова

Рисование по мотивам дымковской росписи.

«Осенины встречаем - именины отмечаем»

«Здравствуй, зимушка-зима!»

Беседа о характерных особенностях декабря с использованием соответствующих пословиц, пого­ворок. Разучивание заклички «Ты Мороз, Мороз, Мороз». Разучивание песни «Новогодняя хороводная» муз. Шайдар.

«Проказы старухи зимы»

Загадывание загадок о зиме. Повторение заклички «Ты Мороз, Мороз, Мороз». Знакомство со сказ­кой «Проказы старухи зимы». Разучивание русской народной песни «Как на тоненький ледок» в обр. Рубца.

«Пришла коляда - отворяй ворота»

Рассказ о рождественских праздниках и коля­довании. Разучивание песенок закличек. Пение колядок «Сею, вею, посеваю», «Как у Ваньки кудри», «Колечко моё».

«Святки - колядки»

Фольклорный праздник для детей старших групп

Вологодские кружева

Рассказ об истории создания вологодских кружев.

Создание эскиза вологодских кружев, выставка детских работ

«Хороший город Городец»

Рассказ о городе Городце и городецкой росписи. Разучивание русской народной песни «Ворон»

Городецкая роспись

Продолжение рассказа, о городецкой росписи. Составление узоров из готовых форм. Повторе­ние пословиц и поговорок о мастерстве. Рисование по мотивам городецкой росписи.

Рассказ о создании промысла. Художественное слово о хохломе. Музыкально - фольклорная игра

«Пряничная доска».

Рисование хохломского узора в полосе

Рисование хохломского узора в круге.

Сказка для Кузи. Письмо Нафане

Самостоятельное рассказывание детьми сказок. Словесная игра «Аюшки» Составление детьми письма Нафане - домовенка Кузи. Разучивание русской народной песни «Ой, вставала я ранешенько»

«Ой ты, Масленица!»

Знакомство с обрядовыми пес­нями, посвященными Масленице Рассказ о Масленице. Слушание песен

«И к нам весна пришла», «Вербохлест». Пение обрядовых песен и закличек о весне. Разучивание игрововго хоровода «У нас по кругу».

Масленица

Фольклорный праздник для детей старших групп.

«Мудреному и счастье к лицу»

Знакомство со сказкой «Семилетка». Загадывание загадок. Пение шуточной « Было у матушки 12 дочерей». Разучивание орнаметального хоровода «ой, вы, ветры».

«Гуляй, да присматривайся»

«Весна, весна, поди сюда!»

Беседа о характерных признаках начала весны. Разучивание и пение закличек о весне «Жаворонки, прилетите» хоровод иг. Словесное упражнение «Какие краски и для чего нужны весне»

Знакомство с потешным фольклором. Составле­ние детьми потешного рассказа. Загадывание загадок о весенних явлениях

«Волшебный лоскуток»

Знакомство с техникой лоскутного шитья, с историей его возникновения. Рассказ о «волшебном одеяле».

«Волшебный лоскуток»

Практическое занятие по созданию изделий из лоскутков. Выставка детских работ.

«Красная горка»

Знакомство с традициями народных гуляний на Пасхальной неделе. Словесные игры. Пение час­тушек

Разучивание укр. нар. песни «Веснянка» в обр. Г. Литвака

«Весна красна цветами»

Повторение закличек, песенок, пословиц о весне. Отгадывание загадки. Знакомство со сказкой Н. Павловой «Под кустом». Музыкально –фольклорная игра «Золотые ворота».

«Победа в воздухе не вьется, а руками достается»

О русских богатырях былины. Рассказ о воинах - защитниках Отечества. Слушание «Былины о Евпатии Коловрате»

«Подарки белоствольной красавицы»

Художественное слово о русской березе (рассказ, стихи). Разучивание хоровода с пением «Во поле березка стояла».

«Шутку шутить - людей насмешить».

«Небылица в лицах, небывальщина»

Знакомство с потешным фольклором. Составле­ние детьми потешного рассказа. Загадывание загадок о весенних явлениях.

Знакомство с русскими народными небылицами. Самостоятельное придумывание детьми небылиц

Прощание с «избой»

Словесные народные игры. Рассказывание докуч­ных сказок. Пение частушек

Тематическое планирование на год по работе с детьми старшего дошкольного возраста (6-7 лет)

Тема

Программное содержание

Открытие кружка «Горница».

Познакомить детей с особенностями работы кружка «Горница». Учить организовывать свое рабочее место. Закреплять навыки работы с разнообразными художественными материалами. Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности средствами различных видов изобразительного искусства. Вспомнить с детьми попевку «Гости».

«Что летом родится, зимой пригодится».

Беседа о лете. Повторение пословиц, стихов, поговорок о лете. Рассматривание иллюстраций о сенокосе. Знакомство со старинными орудиями труда. Активизировать словарь за счет слов: коса, вилы, грабли, стог сена, копна.

«Восенушка-Осень – сноп последний косим».

Беседа о первом осеннем месяце, его особенностях и приметах. Повторение заклички «Восенушка-Осень». Разучивание песни «Осень, осень в гости просим…» Знакомство с игрой: «Боронила борона…»

Расширять представления детей о многообразии изделий народного декоративно-прикладного искусства. Продолжать учить замечать и выделять основные средства выразительности изделий различных промыслов. Воспитывать уважительное отношение к труду народных мастеров, национальную гордость за мастерство русского народа. Формировать положительную эмоциональную отзывчивость при восприятии произведений народных мастеров. Показать взаимосвязь устного, изобразительного и музыкального народного искусства.

«Хлеб - всему голова!»

Рассматривание колосков ржи и пшеницы. Беседа о старинных способах уборки хлеба. Знакомство с жерновами и их использованием. Знакомство с игрой «Тетушка Арина». Разучивание игры с пением «Сеяли девушки» в обр. И. Кишко.

«К худой голове своего ума не приставишь»

Беседа об уме и глупости. Знакомство о сказкой «Про Филю». Словесная игра «Филя и Уля».

Разучивание русской народной песни «Во горенке, во новой».

«Октябрь – грязник ни колеса, ни полоза не любит».

Беседа о характерных приметах октября. Рассказ о народном празднике Покрове. Музыкально – фольклорная игра «Осень – осень». Слушание русской народной песни «Жито пожали».

«Синичкин день»

Заключительная беседа об осени. Рассказ о праздниках Синичкин день и Кузминки. Разучивание орнаментального хоровода «Сею, вею росу».

«Осенины встречаем именины отмечаем»

Фольклорный праздник посвященный сбору урожая.

Интегрированное занятие по декоративному рисованию совместно с педагогом по ИЗО на тему: «Весёлая ярмарка»

Дать детям представление о ярмарке. Продолжить знакомство детей с дымковскими изделиями, их художественными особенностями; продолжать формирование навыков коллективной работы (умения договариваться, распределять работу, оказывать друг другу помощь). Воспитывать у детей любовь и уважение к труду мастеров, создавших красивые вещи, видеть красоту.

«Зима - не лето, - в шубу одето»

Беседа о характерных особенностях зимы. Исполнение и обыгрывание русской народной песни «Как на тоненький ледок». Музыкально – фольклорная игра «Дударь».

Вологодские кружева Конструирование из нитей на тему: «Зимние узоры»

Знакомство с творчеством вологодских кружевниц. Художественное слово о вологодских кружевах. Воспитывать у детей любовь и уважение к труду мастеров, создавших красивые вещи, видеть красоту кружев в контрастном сочетании плотных частей узора с легкой воздушной сеткой, учить аккуратно старательно «плести» кружева - рисовать узор из знакомых форм.

Конструирование из нитей на тему: «Зимние узоры»

Рисование нитками на клейкой бумаге. Учить аккуратно плести кружева используя для рисования нитки разной структуры и клейкую бумагу. Развивать творчество, фантазию.

«Светит, да не греет»

Беседа о разных источниках освещения. Показ теневого театра. Разучивание хоровода «Выйду ль я на реченьку» русс. нар. песня в обр. В. Иванникова.

Интегрированное занятие по декоративному рисованию совместно с педагогом по изодеятельности На тему: «Гжель прекрасная»

Знакомство с Гжельским художественным промыслом. Слушание «Незабудковая гжель» муз. Ю. Чичкова сб. «Ромашковая Русь». Учить узнавать изделия гжельских мастеров, называть характерные отличия. Закреплять умение задумывать и составлять композицию из знакомых элементов гжельской росписи; умение рисовать ворсом всей кистью и концом, правильно набирать краску на кисть. Развивать творческие способности детей, самостоятельность.

«Пришла Коляда на кануне Рождества»

Беседа о рождественских праздниках, святочных гаданиях. Пение колядок. Разучивание русских народных песен «Зимушка –сударушка»,

Декоративное рисование «Городецкие узоры - сколько радости для глаз» (Городецкий узор на кухонной доске).

Расширять представление детей о том, что одинаковые изделия можно украшать по-разному, учить выбирать для изображения одну из предложенных вариантов композиции или самостоятельно придумывать узор и его расположение на доске; закрепить умение рисовать прямые и закругленные цветочные гирлянды из самостоятельно подобранных элементов с соблюдением характерных цветосочетаний Городецкой росписи; познакомить детей с украшением листьев чёрными тоненькими закруглёнными штрихами, белыми точками.

«Дело мастера боится»

Знакомство со сказкой «Семь Симеонов». Ди­дактическая игра «Кому что нужно для работы». Повторение пословиц о труде и мастерстве. Музыкально – фольклорная игра «А мы просо сеяли».

«Живет в народе песня»

Беседа о русской народной песне. Знакомство с пословицами и поговорками о песне. Слушание и разучивание русской народной песни «Со вьюном хожу».

«На героя и слава бежит»

Рассказ о русских богатырях. Знакомство с былинами, как с формой русского народного творчества.

Разучивание песни «Из-за леса, из-за гор».

«Масленица

Прасковейка, встречаем тебя хорошенько!»

Беседа о Масленице.

Разучивание русской народной песни с пением «Ой, вставала я ранешенько».

Музыкально - фольклорная игра «Коршун».

«Масленицу встречаем»

Фольклорный праздник, посвященный проводу зимы, встрече весны.

«Сердце матери лучше солнца

Этическая беседа о маме с включением народ­ных пословиц и поговорок о семье. Слушание русской народной пасни «Ой, да ты родимая мамонька». Игровой хоровод «Ходит царь».

Русская матрешка

Рассказ о матрешке об истории создания этой игрушки. Чтение стихов, потешек Разучивание частушек. Закрепить знания детей о русской матрёшке, способами её изготовления; умение видеть особенности росписи, элементы узора, колорит изделий; умение составлять композицию растительного орнамента из цветов, бутонов , листьев в свободном пространстве. Украшать матрёшку по своему замыслу. Воспитывать аккуратность и самостоятельность в работе. Развивать творчество и фантазию.

Интегрированное занятие на тему: «В гости к нам пришла матрешка!»

Закрепить знания детей о матрёшках из разных областей России (Семеновская, Загорская, Полхо-Майданская). Совершенствовать навыки работы детей в составлении узоров той лил иной росписи. Совершенствовать навыки и приемы работы мягкой кистью. Создавать радостную атмосферу на занятии, стараться вызвать у детей желание самостоятельно рисовать красками.

Поэзия народного костюма

Рассказ о народном костюме. Прослушивание русских народных песен (в грамзаписи). Показ видеоматериалов по русскому народному костюму.

Интегрированное занятие на тему: «Украсим Прасковеи сарафан!»

Продолжать знакомить детей с русской народной культурой. Дать представления об истории и особенностях русского национального костюма. Формировать умение украшать одежду деталями русского костюма.

«Грач на горе - весна на дворе»

Беседа о русских обычаях встречи весны. Пение закличек о весне. Разучивание русской народной песни «Как во поле калина». Музыкально - фольклорная я игра «Гори, гори ясно».

«Шутку шутить - людей насмешить»

Беседа о народном юморе (докучные сказки, скоро­говорки, дразнилки). Словесная игра «Путаница».

Путешествие по народным промыслам

Расширять представления детей о многообразии изделий народного декоративно-прикладного искусства. Продолжать учить замечать и выделять основные средства выразительности изделий различных промыслов. Воспитывать уважительное отношение к труду народных мастеров, национальную гордость за мастерство русского народа. Формировать положительную эмоциональную отзывчивость при восприятии произведений народных мастеров. Показать взаимосвязь устного, изобразительного и музыкального народного искусства.

«Красная горка»

Рассказ о Пасхе. Словесные народные игры «Садовник», «Бирюльки».

Разучивание русской народной песни «Лето рясно в рубашке красной».

«Пасха в гости идет!».

Фольклорный праздник для детей старшего возраста

«Путешествие на златогривой

чудо-тройке»

Знакомство детей с образом коня в русском на­родном декоративно-прикладном творчестве (городецкая, палехская, хохломская роспись). Рас­сказ о мастерах Палеха. Прослушивание народ­ных песен, воспевающих русскую тройку (в грамзаписи)

Слушание «Палех» муз. Ю. Чичкова сб. «Ромашковая Русь».

Декоративное рисование «Жостовские цветы».

Знакомство с жостовской росписью. Закрепить умение детей расписывать «подносы» (вырезанные из цветной бумаги разной формы) по мотивам жостовской росписи. Учить размещать узор не только в центре, но по углам и на сторонах. Воспитывать интерес к декоративно-прикладному искусству.

Конструирование из природного материала на тему: «Украшения из бересты».

Познакомить детей с чудесным природным материалом. Рассказать о свойствах бересты. Рассмотреть готовые изделия. Научить детей делать берестяные бусы.

Рисование «Золотые травы Хохломы» (коллективное панно).

Слушание «Наша Хохлома» муз. Ю. Чичкова сб. «Ромашковая Русь». На основе знаний о хохломском промысле закреплять умение создавать самостоятельную композицию, передавая растительный характер орнамента, праздничность. Торжественность колорита Золотой Хохломы. Развивать в детях стремление к творчеству.

«Человек без Родины, что соловей без песни».

Заключительная беседа о прошлом родного края и героях-земляках. Просмотр видеоматериалов. Заключительная коллективная работа по теме «Моя малая родина».

Путешествие по народным промыслам

Расширять представления детей о многообразии изделий народного декоративно-прикладного искусства. Продолжать учить замечать и выделять основные средства выразительности изделий различных промыслов. Воспитывать уважительное отношение к труду народных мастеров, национальную гордость за мастерство русского народа. Формировать положительную эмоциональную отзывчивость при восприятии произведений народных мастеров. Показать взаимосвязь устного, изобразительного и музыкального народного искусства.

Легенда «Откуда появились знаки в рисовании»

(Знакомство со знаками народных орнаментов)

I вариант. Воспитатель. Послушайте, какую интересную историю мне поведал прапрадедушка.

Давно это было, так давно, что самые старые люди знают об этом только понаслышке от своих дедов и прадедов. Там, где сейчас города стоят, раньше леса тянулись, такие густые и дремучие, что в заблудиться можно было. А в тех лесах обитали всякие чудища. Кто выезжал из дому и ехал по дороге через лес, с тем всегда случались ужасные вещи.

21 и 22 февраля Рыбацкой библиотеке выпала честь поучаствовать в международном проекте Алессандро Сваба «Итальянское belcanto без границ ». Стартовавший в 2012 году проект позволяет молодым певцам обучаться в международном коллективе певцов под руководством маэстро Алессандро, принять участие в мастер-классе в Москве, Санкт-Петербурге, Краснодаре, Ростове-на-Дону, Хабаровске, Самаре, Петрозаводске и других, узнать секреты итальянского belcanto.

Alessandro Svab (Алессандро Сваб) – оперный певец (бас) и педагог, руководитель Международной музыкальной академии в г. Триест, Италия (Accademia Lirica Santa Croce di Trieste). Алессандро родился в Триесте – городе на севере Италии, расположенном недалеко от границ со Словенией и Хорватией. Творческая биография началась в 18 лет, когда он поступил в хор оперного театра Джузеппе Верди в Триесте. В 1985 году он дебютировал в опере «Моцарт и Сальери» Н. Римского-Корсакова, а затем стал студентом музыкальной академии в Сиене и обучался исполнению произведений В.А. Моцарта у маэстро Клаудио Дездери в Фьезоле в рамках проекта «Моцарт - Да Понте».

На международной оперной сцене его дебют состоялся в 1990 году на Международном фестивале Бриттена в Олдебурге (Великобритания).

В 1993 году Алессандро Сваб одержал победу на XXV Международном конкурсе «Toti Dal Monte». В том же году он дебютировал в театре La Scala в опере Г. Спонтини «Весталка» под управлением маэстро Риккардо Мути.

Карьера Алессандро Сваба развивалась стремительно, он получает приглашения международных фестивалей и крупнейших оперных театров, таких как: La Scala и Teatro degli Arcimboldi в Милане, Accademia Nazionale di Santa Cecilia, Terme di Caracalla и Parco della Musica в Риме, Teatro Massimo в Палермо, Teatro Comunale в Болонье, Teatro Regio в Парме, Teatro Massimo Bellini в Катании, Teatro Regio в Турине, Teatro Lirico Giuseppe Verdi в Триесте, Веронская Филармония, Teatro Carlo Felice в Генуе…

В 2008 году А. Сваб открывает Академию Лирика Санта-Кроче в Триесте – международную школу пения, лабораторию, которая дает возможность молодым певцам подготовиться к профессиональной сцене: студенты Академии разучивают партии, участвуют в постановках, выступают с гастролями.

В 2009 года Алессандро запустил еще один проект «Дети... в опере!», во многих общеобразовательных школах севера Италии на уроках музыки 2-4 раза в месяц под руководством педагогов дети разных возрастов (от 6 до 16 лет) на протяжении учебного года изучают известнейшие оперы итальянских композиторов. Учебный год заканчивается грандиозным заключительным спектаклем в одном из театров города. В спектакле часть партий главных героев и хора исполняют простые школьники, а арии главных героев поют те самые молодые артисты, приехавшие на мастер-класс к маэстро.

Итальянская певческая школа оказала большое влияние на развитие вокальных традиций разных стран – Франции, Австрии, России, Германии и др. В Рыбацкую библиотеку в эти дни на мастер-классы к маэстро приезжали начинающие петербургские вокалисты, которые хотят достичь больших высот в профессиональном мастерстве.

Этому проекту не мешают никакие политические, экономические и другие преграды. Наоборот, проект объединяет и развивает культуру пения разных народов, содействует межнациональному духовному общению.

Н.В. Перхальская, заведующая Рыбацкой библиотекой

«Красивое пение» стало венцом вокальной культуры Европы, оформившись в отдельный стиль к середине XVII века. Исполнитель, работающий в технике бельканто, должен не только обладать природной одаренностью, но и виртуозно владеть своим голосом, демонстрируя кантилены, красивую и разнообразную колоратуру и насыщенность звука. Развитие оперного искусства требовало от итальянского мастера бельканто усложнения вокального искусства и поиска новых выразительных средств.

Этапы становления Belcanto

  • Патетический оперный стиль характерен для начала XVII века, когда «красивое пение» только начинало оформляться в отдельный феномен. Колоратурные «виньетки» на этом этапе не отличаются особой изысканностью, а на первом месте стоит содержание и поэтический талант. Текст кантилен выразительный и приподнятый, а от исполнителей требовалось прочувственное пение.
  • К концу XVII века техника бельканто усложняется, колоратура становится развернутой, а стиль – более виртуозным. Оперные певцы продолжают совершенствовать свое мастерство, исполняя труднейшие пассажи, трели и каденции, филировку. В этот период происходит знаменитое соревнование человека с музыкальными инструментами оркестра.
  • В течение XVIII века оперное искусство в Италии достигает своего апогея. «Звездам» вокала оказывают почет, не меньший, чем особам королевских кровей. Сами певцы творят чудеса, услаждая слушателей всей Европы невиданными вокальными возможностями. Пение бельканто становится профессией, которой учатся в специальных учебных заведениях.
  • Под влиянием социальных процессов, происходящих в развитых странах, в начале XIX века опера приобретает черты реалистичности, хотя и остается перегруженной колоратурными изысками. От певца ждут подвижной манеры исполнения и новых тембровых красок. Развитие тренинга рождает мастеров с широким вокальным диапазоном. Композиторы насыщают оперу богатым оркестровым сопровождением.
  • Творчество Джузеппе Верди подвело черту под итальянской бельканто. Исчезает колоратурное изобилие, а его место занимает драматизм исполнения. Певцы этой эпохи вырабатывают широкий двухоктавный диапазон и ровное звучание голоса с сильными верхними нотами.

Русская традиция

В Российской империи итальянское бельканто нашло благодатную почву и старательных учеников. Очень скоро здесь отказались от слепого подражательства и создали самобытную школу певческого мастерства. Перенимая технику belcanto, наши певцы и композиторы сформировали национальное отношение к оперному искусству, лишенное чрезмерной виртуозности и формальных колоратурных украшений.

Ярким представителем национальной школы «красивого пения» стал Федор Иванович Шаляпин. Оказавшись за границей, он поражал искушенных европейцев не только мощью своего голоса, но и певческим мастерством.

В современном мире вокал бельканто остается эталоном для всех исполнителей классических произведений. Приемы этого стиля и лучшие арии принадлежат к сокровищнице мировой культуры и продолжают радовать слух всех ценителей певческого мастерства.

итал. bel canto, belcanto, букв. - прекрасное пение

Блестящий лёгкий и изящный стиль пения, характерный для итальянского вокального искусства середины 17 - 1-й половины 19 вв.; в более широком современном понимании - певучесть вокального исполнения.

Бельканто требует от певца совершенной техники владения голосом: безукоризненной кантилены, филировки, виртуозной колоратуры, эмоционально насыщенного красивого певческого тона.

Возникновение бельканто связано с развитием гомофонного стиля вокальной музыки, формированием итальянской оперы (начало 17 в.). В дальнейшем, сохраняя художественно-эстетическую основу, итальянское бельканто эволюционировало, обогащалось новыми художественными приёмами, красками. Ранний, т. н. патетический, стиль бельканто (оперы К. Монтеверди, Ф. Кавалли, А. Чести, А. Скарлатти) основан на выразительной кантилене, приподнятом поэтическом тексте, небольших колоратурных украшениях, вводящихся для усиления драматического эффекта; вокальное исполнение отличалось чувствительностью, патетичностью.

Среди выдающихся певцов-мастеров бельканто второй половины 17 в. - П. Този, А. Страделла, Ф. А. Пистокки, Б. Ферри и др. (большинство из них было одновременно композиторами и вокальными педагогами).

К концу 17 в. уже в операх Скарлатти арии начинают строиться на широкой кантилене бравурного характера, использовании развёрнутой колоратуры. т.н. бравурный стиль бельканто (распространённый в 18 в. и просуществовавший до 1-й четверти 19 в.) - блестящий виртуозный стиль, в котором преобладает колоратура.

Искусство пения в этот период было подчинено главным образом задаче выявления высокоразвитых вокально-технических возможностей певца - длительности дыхания, мастерства филировки, умения исполнять труднейшие пассажи, каденции, трели (их насчитывалось 8 видов); певцы соревновались в силе и длительности звука с трубой и другими инструментами оркестра.

В «патетическом стиле» бельканто певец должен был в арии da capo варьировать вторую часть, а количество и искусность исполнения вариаций служили показателем его мастерства; украшения арий полагалось менять при каждом выступлении. В «бравурном стиле» бельканто эта черта стала доминирующей. Таким образом, помимо совершенного владения голосом, искусство бельканто требовало от певца широкого музыкально-артистического развития, способности варьировать мелодию композитора, импровизировать (так продолжалось до появления опер Дж. Россини, который сам стал сочинять все каденции и колоратуры).

К концу 18 в. итальянская опера становится оперой «звёзд», целиком подчиняясь требованиям показа вокальных возможностей певцов.

Выдающимися представителями бельканто были: певцы-кастраты А. М. Бернакки, Дж. Крешентини, А. Уберти (Порпорино), Каффарелли, Сенезино, Фаринелли, Л. Маркези, Г. Гваданьи, Г. Пакьяротти, Дж. Веллути; певицы - Ф. Бордони, Р. Минготти, К. Габриелли, А. Каталани, Ч. Кольтелини; певцы - Д. Джицци, А. Нодзари, Дж. Давид и др.

Требования стиля бельканто обусловили определённую систему воспитания певцов. Как и в 17 в., композиторы 18 в. были одновременно и вокальными педагогами (А. Скарлатти, Л. Винчи, Дж. Перголези, Н. Порпора, Л. Лео и др.). Обучение велось в консерваториях (которые представляли собой учебные заведения и одновременно общежития, где учителя жили вместе с учениками) в течение 6-9 лет, при ежедневных занятиях с утра до позднего вечера. Если у ребёнка был выдающийся голос, то его подвергали кастрации в надежде сохранить после мутации прежние качества голоса; в случае удачи получались певцы с феноменальными голосами и техникой (см. Кастраты-певцы).

Наиболее значительной вокальной школой была Болонская школа Ф. Пистокки (открыта в 1700). Из других школ наиболее известны: Римская, Флорентийская, Венецианская, Миланская и особенно Неаполитанская, в которой работали А. Скарлатти, Н. Порпора, Л. Лео.

Новый период в развитии бельканто наступает, когда опера вновь обретает утраченную цельность и получает новое развитие благодаря творчеству Дж. Россини, С. Меркаданте, В. Беллини, Г. Доницетти. Хотя вокальные партии в операх по-прежнему перегружены колоратурными украшениями, от певцов уже требуется реалистическая передача чувств живых персонажей; повышение тесситуры партий, бо льшая насыщенность оркестрового сопровождения предъявляют к голосу повышенные динамические требования. Бельканто обогащается палитрой новых тембровых и динамических красок. Выдающиеся певцы этого времени - Дж. Паста, А. Каталани, сёстры (Джудитта, Джулия) Гризи, Э. Тадолини, Дж. Рубини, Дж. Марио, Л. Лаблаш, Ф. и Д. Ронкони.

Конец эпохи классического бельканто связан с появлением опер Дж. Верди . Засилие колоратуры, характерное для стиля бельканто, исчезает. Украшения в вокальных партиях опер Верди остаются только у сопрано, а в последних операх композитора (как позднее и у веристов - см. Веризм) вообще не встречаются. Кантилена, продолжая занимать основное место, развиваясь, сильно драматизируется, обогащается более тонкими психологическими нюансами. Изменяется общая динамическая палитра вокальных партий в сторону повышения звучности; от певца требуется двухоктавный диапазон ровного звучания голоса с сильными верхними нотами. Термин «бельканто» теряет первоначальный смысл, им начинают обозначать совершенное владение голосовыми средствами и прежде всего кантиленой.

Выдающиеся представители бельканто этого периода - И. Кольбран, Л. Джиральдони, Б. Маркизио, А. Котоньи, С. Гайярре, В. Морель, А. Патти, Ф. Таманьо, М. Баттистини, позднее Э. Карузо, Л. Бори, А. Бончи, Дж. Мартинелли, Т. Скипа, Б. Джильи, Э. Пинца, Дж. Лаури-Вольпи, Э. Стиньяни, Т. Даль Монте, А. Пертиле, Дж. Ди Стефано, М. Дель Монако, Р. Тебальди, Д. Семионато, Ф. Барбьери, Э. Бастианини, Д. Гвельфи, П.Сьепи, Н. Росси-Лемени, Р. Скотто, М. Френи, Ф. Коссотто, Г. Туччи, Ф. Корелли, Д. Раймонди, С. Брускантини, П. Капучилли, Т. Гобби.

Стиль бельканто оказал влияние на большинство европейских национальных вокальных школ, в т.ч. на русскую. Многие представители искусства бельканто гастролировали и преподавали в России. Русская вокальная школа, развиваясь самобытным путём, минуя период формального увлечения певческим звуком, использовала технические принципы итальянского пения. Оставаясь глубоко национальными художниками, выдающиеся русские артисты Ф. И. Шаляпин, А. В. Нежданова, Л. В. Собинов и др. владели в совершенстве искусством бельканто.

Современное итальянское бельканто продолжает оставаться эталоном классической красоты певческого тона, кантилены и других видов звуковедения. На нём основано искусство лучших певцов мира (Д. Сезерленд, М. Каллас, Б. Нильсон, Б. Христов, Н. Гяуров и др.).

Литература: Мазурин К., Методология пения, т. 1-2, М., 1902-1903; Багадуров В., Очерки из истории вокальной методологии, вып. I, M., 1929, вып. II-III, M., 1932-1956; Назаренко И., Искусство пения, М., 1968; Лаури-Вольпи Дж., Вокальные параллели, пер. с итал., Л., 1972; Laurens J., Belcanto et йmission italien, P., 1950; Duey Ph. A., Belcanto in its golden age, N. У., 1951; Maragliano Mori R., I maestri dei belcanto, Roma, 1953; Valdornini U., Belcanto, P., 1956; Merlin A., Le belcanto, P., 1961.

Л. Б. Дмитриев

КОМПОЗИТОРЫ ЭПОХИ BELCANTO.

BELCANTO. ИТАЛИЯ. ОПЕРА. Заманчивая, зелёная страна под бездонным, голубым небом, почти со всех сторон окруженная тёплым и ласковым морем... И название у неё чудесное - мягкое и певучее, словно наполненное ароматным и прохладным воздухом - И-та-ли-я. Это слово ассоциируется у нас с творениями великих художников эпохи Возрождения, великолепной архитектурой и, конечно, с музыкой. О музыкальности итальянцев ходят легенды. Генрих Гейне писал: "Музыка - душа этих людей, их национальное дело. Здесь в Италии музыка стала народом". Канцоны и серенады, сицилианы и шуточные песни и их оригинальной мелодикой и ритмикой постоянно звенели под высоким небом этой прекрасной страны.

На рубеже XVI-XVII веков Италия явила миру новый, удивительно объёмный жанр - оперу, - гармонично сочетающий в себе музыку и слово, движение и танец, искусство декорирования. Расцвет оперного искусства Италии связывают с именами композиторов XIX века: Россини, Верди, Леонковалло, Доницетти. Уроженец Сицилии Винченцо Беллини - потомственный музыкант, проживший очень короткую жизнь (34 года). Его музыка полна пленительной мелодичности и глубокой выразительности, особенно в передаче мечтательно - грустных настроений. Со времени премьеры в 1831 году оперы Беллини "Норма", повествующей о дохристианских временах, об обычиях друидов, о любви и верности, ария главной героини оперы Нормы "Casta Diva" (прекрасная дева) восхищала и вдохновляла людей на прекрасные поступки.

Иван Александрович Гончаров считал эту арию лучшим сочинением в мировой музыке. Его герой Илья Ильич Обломов переживает восторги чувств, открывает в себе любовь к Ольге именно во время её исполнения "CastaDiva": "Боже мой, что слышится в этом пении. Надежды, неясная боязнь гроз, самые грозы и порывы счастья"... Он изнемог, с трудом сдерживал слёзы, и ещё труднее было душить ему радостный, готовый вырваться из души крик". Русские композиторы, в разное время путешествовавшие и жившие в Италии, всю жизнь хранили в душе маленький светлый уголок этой страны, с восторгом вспоминали её природу, её людей, умеющих трудиться и самозабвенно веселиться. Эти воспоминания своеобразно претворились в фортепианной музыке П.И. Чайковского и С.В. Рахманинова, в цикле итальянских романсов М.И. Глинки.


Belcanto - легкий и изящный стиль пения, родившийся в Италии в XVII веке, в эпоху формирования итальянской оперы. Бельканто требует от певца совершенной техники владения голосом: безукоризненной кантилены, филировки, виртуозной колоратуры, красивого певческого тона. Возникновение бельканто связано с формированием итальянской оперы в начале 17 в. В дальнейшем бельканто обогащалось новыми художественными приемами. Ранний, т.н. патетический стиль бельканто (оперы К.Монтеверди, Ф.Кавалли, А.Скарлатти) основан на выразительной кантилене, возвышенном поэтическом тексте, небольших колоратурных украшениях; вокальное исполнение отличалось чувствительностью и патетичностью. К концу 17 в. уже в операх Скарлатти арии начинают строиться на широкой кантилене бравурного характера, использования развернутой колоратуры. Т.н. бравурный стиль бельканто, распространенный в 18 в. и просуществовавший до первой четверти 19 в, - это блестящий виртуозный стиль. К концу 18 в. итальянская опера становится оперой «звезд», подчиняясь требованиям показа вокальных возможностей певцов.


Требования стиля бельканто обусловили определенную систему воспитания певцов. Наиболее значительной школой была Болонская школа Ф.Пистокки. Из других школ наиболее известны: Римская, Флорентийская, Венецианская, Миланская и особенно Неаполитанская, в которой работали Скарлатти, Н.Порпора и др. Новый период в развитии бельканто наступает благодаря творчеству Дж. Россини, В.Беллини, Г.Доницетти. Хотя вокальные партии в операх по-прежнему перегружены колоратурными украшениями, от певцов уже требуется реалистическая передача чувств живых персонажей. Конец эпохи классического бельканто связан с появлением опер Дж. Верди. Засилье колоратуры исчезает. Украшения в вокальных партиях остаются только у сопрано, в более поздних его операх вообще не встречаются. Стиль бельканто оказал влияние на большинство европейских вокальных школ, в том числе на русскую. Современное итальянское бельканто продолжает оставаться эталоном классической красоты певческого тона, кантилены и др. видов звуковедения. На нем основано искусство лучших певцов мира (Д.Сезерленд, М.Каллас, Б.Нильсон, Н.Гяуров и др.). http://www.krugosvet.ru/ Взглянем на определение бельканто из англоязычной Википедии: "Пение бельканто характеризуется выровненностью голоса во всех регистрах, плавностью легато, лёгкостью верхнего регистра, необычайной подвижностью и гибкостью и особым мягким, "лирическим" тембром звука. Операм бельканто присущи виртуозные и богато украшенные вокальные номера, требующие быстроты гамм и каденций. В стиле бельканто техника ценится выше объёма звука. Образцом бельканто является упражнение, когда певец может поднести к губам зажжённую свечу и спеть так, чтобы пламя не шелохнулось." Джоаккино Россини (Rossini) (1792 - 1868)

Итальянский оперный композитор, автор бессмертного Севильского цирюльника. Родился 29 февраля 1792 г. в Пезаро. Отец - городской трубач, впоследствии оркестрант небольшой театральной труппы; мать - певица. Обладая голосом редкостной красоты, маленький Россини поет в церковных хорах Пезаро и Луго. Систематические занятия музыкой начинает в 12-летнем возрасте под руководством А. Тезеи (гармония и контрапункт). В 14 лет Россини - дирижер и хормейстер оперной труппы, в 16 лет - автор кантаты. Среди итальянских композиторов XIX в. Россини занимает особое место. Начало его творческого пути приходится на ту пору, когда оперное искусство Италии, еще не так давно главенствовавшее в Европе, стало сдавать свои позиции. Опера-buffa тонула в бездумной развлекательности, а опера-seria вырождалась в ходульное и бессодержательное представление. Россини не только возродил и реформировал итальянскую оперу, но и оказал огромное воздействие на развитие всего европейского оперного искусства прошлого столетия. "Божественный маэстро" - так назвал великого итальянского композитора Г. Гейне, видевший в Россини "солнце Италии, расточающее свои звонкие лучи всему миру".

С "Севильским цирюльником" слава композитора вышла за пределы Италии. Блестящий россиниевский стиль освежил искусство Европы кипучей жизнерадостностью, искрящимся остроумием, пенящейся страстью. "Мой "Цирюльник" с каждым днем пользуется все большим успехом, - писал Россини, - и даже к самым заядлым противникам новой школы он сумел так подлизнуться, что они против своей воли начинают все сильнее любить этого ловкого парня". "Вильгельм Телль" завершил музыкально-сценическое творчество Россини. Последовавшее за ним оперное молчание гениального маэстро, имевшего за плечами около 40 опер, современники называли загадкой века, окружая это обстоятельство всевозможными домыслами. Сам же композитор впоследствии писал: "Насколько рано, едва созревшим юношей, я начал сочинять, настолько же рано раньше, чем кто-либо мог это предвидеть, я бросил писать. Так всегда бывает в жизни: кто рано начинает, должен, согласно законам природы, рано кончить". Гаэтано Доницетти (Gaetano Donizetti) (1797 - 1848) Родился 29 ноября 1797 в Бергамо. В молодости Доницетти пришлось противостоять родительскому запрету на выбор профессии, и, преследуя свою цель, он завербовался в австрийскую армию. Здесь у него оказалось достаточно свободного времени, чтобы заниматься композицией и даже написать первую оперу (1818).

Успешная постановка четвертой по счету оперы позволила композитору оставить военную службу, и затем он многие годы зарабатывал на жизнь сочинением опер для разных итальянских театров. В 1835 Доницетти начал преподавать полифонию в Королевском музыкальном колледже Милана, а через два года стал директором этого заведения. Впоследствии жил в Париже; в 1845 его разбил паралич. Композитора перевезли в Италию на лечение, но училия врачей оказались безуспешными. Умер Доницетти в Бергамо 8 апреля 1848. Из 65 опер и оперетт Доницетти наиболее известны - Любовный напиток (L"Elisir d"amore, 1832), Лючия ди Ламмермур (Lucia di Lammermoor, 1835); Дочь полка (La Fille du rgiment, 1840); Линда ди Шамуни (Linda di Chamounix, 1842) и Дон Паскуале (Don Pascuale, 1843). Трагическая Лючия - вершина творчества композитора, а Дон Паскуале и Любовный напиток - отличные комические оперы. В наследии Доницетти также две мессы и еще ряд церковных произведений, 12 опусов для струнного квартета, несколько кантат, песни, оркестровые и фортепианные произведения. Винченцо Беллини (Bellini) (1801 - 1835) Родился 3 ноября 1801 г. в городе Катанья (Сицилия) в семье музыканта. Окончил Неаполитанскую консерваторию по классу композитора Н. Цингарелли. Дебютировал оперой "Адельсон и Сальвини" (1825), затем - опера "Бьянка и Фернандо" (1826) на сцене театра "Сан-Карло" в Неаполе; в 1827 г. написал оперу "Пират" для миланского театра "Ла Скала". Оба последних произведения имели успех и доставили молодому автору признание широкой итальянской аудитории. Из числа дальнейших оперных работ композитра необходимо отметить: "Чужестранку" (Милан, 1829), "Капулети и Монтекки" (Венеция, 1830), "Сомнамбулу" и "Норму" (обе - Милан, 1831), "Беатриче ди Тенда" (Венеция, 1833). 1833-1834 гг. проходят в разъездах: Беллини посещает Лондон, затем Париж, где создает свою последнюю оперу - "Пуритане" (Theatre italien, 1835). Композитор безвременно скончался 24 сентября 1835 г. в Пюто (близ Парижа), в расцвете своего незаурядного дарования. Светлый, изящный лиризм, романтическая взволнованность, созерцание, нега, мечта - отличительные признаки искусства Беллини. Следуя национальным традициям стиля bel canto, являясь - наряду с А. Скарлатти и Дж. Россини - непревзойденным мастером этого стиля, композитор пленяет своими обаятельными, вдохновенными мелодиями; влияния их не избежали многие музыканты, в том числе Ф. Шопен.

Джузеппе Верди (Verdi) (1813 - 1901) Гениальный итальянский оперный композитор Джузеппе Верди - последний великий классик в трехвековой истории итальянского оперного искусства. Нет в мире музыкального театра, в котором не ставились бы оперы Верди. «Риголетто», «Травиата», «Аида» и другие принадлежат к популярнейшим операм и пользуются любовью в самых широких массах слушателей. Многие мелодии из опер Верди стали всесветно знаменитыми, а на родине композитора, в Италии, поются как народные песни.

Большой творческий путь прошел Верди. Двадцать шесть опер создано им на протяжении почти шестидесяти лет - от 30-х до 90-х годов XIX века. ...Ставшему национальной славой Италии, почитаемому больше даже как государственная, нежели как музыкальная величина, Верди были суждены завидный и почти постоянный успех у публики в течение всей его долгой жизни и такая же посмертная слава, которая нисколько не уменьшается. Frederica von Stade sings Cherubino"s "Voi che sapete"