Жизненные ценности андрея соколова. Художественная литература как источник нравственных ценностей
Арендный блок
Рассказ М. Шолохова «Судьба человека» - одно из вершинных произведений писателя. В центре его - исповедь простого русского человека, прошедшего две войны, пережившего нечеловеческие муки плена и не только сохранившего нравственные устои, но и оказавшегося способным дать любовь и заботу сироте Ванюшке. Жизненный путь Андрея Соколова был путем испытаний. Он жил в драматические времена: в рассказе упоминаются гражданская война, голод, годы выхода из разрухи, первые пятилетки. Но характерно, что в рассказе эти времена лишь упоминаются, без привычных идеологических ярлыков и политических оценок, просто как условия существования. Внимание главного героя сосредоточено совсем на другом. Обстоятельно, с нескрываемым любованием говорит он о жене, о детях, о работе, которая пришлась по душе(«завлекли меня машины»), о семе ином достатке («дети кашу едят с молоком, крыша над головою есть, одеты, обуты, стало быть все в порядке»). Эти простые земные ценности и есть главные нравственные обретения Андрея Соколова в довоенное время, это его нравственная основа.
Нет ни политических, ни идеологических, ни религиозных ориентиров, а есть извечные, общечеловеческие, общенародные понятия (жена, дети, дом, работа), наполненные теплом сердечности. Они стали духовными опорами Андрея Соколова на всю последующую жизнь, и в апокалиптические испытания Великой Отечественной войны он входит вполне сложившимся человеком. Все последующие события жизни Андрея Соколова представляют собой испытание этих нравственных устоев « на излом». Кульминация рассказа - побег из плена и прямое столкновение с гитлеровцами. Очень важно, что Андрей Соколов относится к ним с каким-то эпическим спокойствием. Это спокойствие - от воспитанного в нем уважительного представления об изначальной сущности человека. В этом причина наивного, на первый взгляд, удивления Андрея Соколова при столкновении с варварской жестокостью гитлеровцев и ошеломленности перед падением личности, развращенной идеологией фашизма.
Столкновение Андрея с гитлеровцами - это борение между здоровой, опирающейся на мировой опыт народа нравственностью и миром антинравственности. Суть победы Андрея Соколова состоит не только в том, что он принудил самого Мюллера капитулировать перед человеческим достоинством русского солдата, а еще и в том, что он своим гордым поведением хоть на миг пробудил в Мюллере и его собутыльниках что-то человеческое («тоже рассмеялись», «поглядывают вроде помягче»). Испытание нравственных устоев Андрея Соколова не исчерпывается смертными муками фашистского плена. Известие о гибели жены и дочери, смерть сына в последний день войны, да и сиротство чужого ребенка, Ванюшки, - это тоже испытания. И если в столкновениях с гитлеровцами Андрей сохранил свое человеческое достоинство, свою сопротивляемость злу, то в испытаниях своей и чужой бедой он обнаруживает нерастраченную чуткость, невытравленную потребность дарить тепло и заботу другим. Важной особенностью жизненного пути Андрея Соколова является то, что он постоянно судит себя: «До самой смерти, до последнего моего часа, помирать буду, а не прощу себе, что тогда ее оттолкнул!» Это голос совести, возвышающей человека над обстоятельствами жизни. Кроме того, каждый поворот в судьбе героя отмечается его сердечной реакцией на свои и чужие поступки, события, ход жизни: «Сердце до сих пор, как вспомню, будто тупым ножом режут…», «Как вспомнишь нелюдские муки… сердце уже не в груди, а в глотке бьется, и трудно становится дышать», «оборвалось у меня сердце…» В конце исповеди Андрея Соколова появляется образ большого человечьего сердца, принявшего в себя все беды мира, сердца, истраченного на любовь к людям, на защиту жизни.
Рассказ М. Шолохова «Судьба человека» убеждает в том, что смысл истории, ее движущий «мотор» составляет борьба между человечностью, взращенной на вековом опыте народной жизни, и всем, что враждебно «простым законам нравственности». И только тот, кто впитал эти органичные человеческие ценности в свою плоть и кровь, «осердечил» их, может силою своей души противостоять кошмару расчеловечивания, сохранить жизнь, защитить смысл и правду самого человеческого существования.
У нас самая большая информационная база в рунете, поэтому Вы всегда можете найти походите запросы
К данному материалу относятся разделы:
Тема и идея, острота конфликта и художественные особенности пьесы
Основные темы и идеи прозы И. А. Бунина.
Анализ рассказа И.А. Бунина «Чистый понедельник»
Тема любви в прозе А.И. Куприна. (На примере одного произведения.)
Герои ранних рассказов М. Горького
Споры о человеке в пьесе Горького «На дне»
ОБЩИЙ ОБЗОР ПОЭЗИИ СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА
Тема революции в поэме А. Блока «Двенадцать»
Трагизм поэмы А. Ахматовой «Реквием»
Тема родины и природы в лирике С. А. Есенина
Основные мотивы лирики Б. Пастернака.
Сатирические произведения В. Маяковского. Основные темы, идеи и образы
Литература 30-х – начала 40-х годов (обзор)
Становление новой культуры в 30-е годы. Первый съезд советских писателей и его значение.
Основные темы и проблемы в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита».
Добро и зло в романе М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита».
Воланд и его свита.
Булгаковская Москва (по роману М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита»).
Историческое время романа «Мастер и Маргарита» М.А.Булгакова.
Судьбы казачества в произведении М. А. Шолохова «Тихий Дон».
Признаки жанра романа-эпопеи в произведении М. А. Шолохова «Тихий Дон».
Судьба Андрея Соколова в произведении М. А. Шолохова «Судьба человека».
Послевоенная ситуация в стране и в литературе.«Оттепель».
Поэзия 60-х годов - творчество одного из поэтов «шестидесятников» .
Методические указания к выполнению лабораторных работ по дисциплине “Экономическая информатика”
Методические указания разработаны в соответствии с рабочей программой курса “Экономическая информатика ” и предназначены для изучения методики использования СУБД ACCESS для обработки данных. Методические указания содержат необходимые теоретические сведения, варианты заданий и контрольные вопросы.
Экономические основы работы с молодежью
Структура и содержание учебной дисциплины
Theoretical Grammar
Exam Questions. The Subject of Theoretical Grammar. Syntagmatic relations. Segmental units. History of English Grammars. Parts of speech. The noun as a part of speech.
Социальное государство. Оценка страны изучаемого языка с т.з. теории социального государства
Социальное государство - это новый этап в развитии государства, который стал возможным при наличии у государства достаточных ресурсов, чтобы обеспечить реальную ответственность за судьбу общества, каждого гражданина. Среди признаков социального государства отметим следующие. Китай.
Творчество Михаила Шолохова кровно связано с судьбой нашего народа. Сам Шолохов оценивал свой рассказ “Судьба человека” как шаг на пути к созданию книги о войне.
Андрей Соколов - типичный представитель народа по жизненному поведению и характеру. Он проходит вместе со своей страной гражданскую войну, разруху, индустриализацию и новую войну.
Андрей Соколов “тысяча девятисотого года рождения”.
В своем рассказе Шолохов делает акцент на корни массового героизма, уходящие в национальные традиции. Соколов имеет “свое, русское достоинство”: “Чтобы я, русский солдат, да стал пить за победу немецкого оружия?!”
Жизнь Андрея Соколова постоянно требовала от него волевых усилий. Ему приходилось даже батрачить. В первый раз он остался один, когда вся семья погибла от голода. А он воевал и очень хотел выжить не ради себя, а ради семьи. Андрей Соколов является частичкой своего народа. Вот как описывается лагерный эпизод: “Попрощался я с товарищами, все они знали, что на смерть иду, вздохнул и пошел. Иду по лагерному двору, на звезды поглядываю, прощаюсь с ними, думаю: “Вот и отмучился ты, Андрей Соколов, а по-лагерному - номер триста тридцать первый”. Что-то жалко стало Иринку и детишек, а потом жаль эта утихла, и стал я собираться духом, чтобы глянуть в дырку пистолета бесстрашно, как и подобает солдату, чтобы враги не увидели в последнюю мою минуту, что мне с жизнью расставаться все-таки трудно…”
Миллионы людей погибли во время войны в концлагерях. Шолохов обращает внимание на солидарность пленных, когда у церкви немцы отбирали “вредных им людей”. Из двухсот с лишним человек никто не выдал командиров и коммунистов.
Соколов - отважный человек, не теряющий самообладания. Нравственно он переигрывает противника. При первой встрече раненого Андрея с немцами он с издевкой протягивает мародеру вслед за сапогами и портянку.
Шолохов рисует Соколова незаурядным человеком, благородным и человечным. Такая же незаурядность и у его сына. О его природной математической одаренности писали даже в центральной газете.
Человечность Соколова проявилась и в усыновлении сироты Ванюши.
Ведь и после гражданской войны Андрей женится на сироте, воспитанной в детском доме. Убитый горем при известии о гибели семьи, Соколов, получив весточку от сына, мечтает женить сына и жить при молодых, плотничать да внучат нянчить.
Жизненный подвиг Соколова длительный, а не разовый. Такой подвиг самый трудный. Андрей постоянно осознает ответственность за судьбу Родины.
В рассказе М. Шолохова освещены два аспекта войны: горе солдата, лишившегося крова и семьи, и мужество солдата в немецком плену. Испытания не сломили Соколова. Оптимизм героя рассказа оставляет глубокий след в душе читателя на всю жизнь и служит нравственным примером.
По рассказу Шолохова режиссером С. Бондарчуком (он же и исполнитель главной роли) был поставлен прекрасный фильм.
- Книги, написанные после войны, дополняли ту правду, которая была сказана и в годы войны, но новаторство заключалось в том, что привычные жанровые формы наполнялись новым содержанием. В военной прозе получили развитие две ведущие концепции: концепция исторической правды и концепция человека. Принципиально важную роль в становлении новой волны сыграл рассказ Михаила Шолохова «Судьба человека» (1956). Значительность рассказа определяется уже через само жанровое определение: «рассказ-трагедия», «рассказ-эпопея», […]
- Военная жизнь в сороковые годы прошлого века изменила судьбы многих людей. Некоторым из них так и не удалось дождаться с фронта родных и близких; некоторые не отчаивались и находили себе людей, их заменяющих; а некоторые продолжали жить дальше. Как важно сохранить человеческое лицо после всех тяжких испытаний и стать не человеко-убийцей, а человеко-спасителем! Таким и был главный герой рассказа Шолохова «Судьба человека» Андрей Соколов. До начала войны Соколов был неплохим человеком. Трудился, был примерным […]
- План 1. История написания произведения 2. Сюжет произведения а) Несчастья и невзгоды б) Рухнувшие надежды в) Светлая полоса 3. Малыш Ванюшка а) Надежды на будущее б) Скупая мужская слеза "Судьба человека" - проницательный и безумно трогательный рассказ, авторства Михаила Шолохова. Сюжет данного произведения был описан по собственным воспоминаниям. Автор в 1946 будучи на охоте встретил мужчину, что рассказал ему эту историю. Шолохов решил написать об этом рассказ. Автор рассказывает нам не только […]
- Изображению жизни донского казачества в самое бурное историческое время 10-20-х годов XX века посвящён роман М. Шолохова «Тихий Дон». Главными жизненными ценностями этого сословия всегда были семья, нравственность, земля. Но политические перемены, происходящие в то время в России, пытаются сломать жизненные устои казаков, когда брат убивает брата, когда нарушаются многие нравственные заповеди. С первых страниц произведения читатель знакомится с укладом жизни казаков, семейными традициями. В центре романа – […]
- История России за 10 лет или творчество Шолохова через кристалл романа "Тихий Дон" Описывая жизнь казаков в романе «Тихий Дон», М. А. Шолохов оказался ещё и талантливым историком. Годы великих событий в России, с 1912 года мая месяца по март 1922 года, писатель воссоздал подробно, правдиво и очень художественно. История в этот период создавалась, изменялась и была детализирована через судьбы не только Григория Мелехова, но и множества других лиц. Они приходились ему близкими родными и дальними родственниками, […]
- Эпиграф: "В гражданской войне всякая победа есть поражение" (Лукиан) Роман-эпопея "Тихий дон" был написан одним из величайших писателей ХХ столетия - Михаилом Шолоховым. Работа над произведением шла почти 15 лет. Получившийся в итоге шедевр был удостоен Нобелевской премии. Выдающейся работа писателя считается потому, что Шолохов сам был участником военных действий, потому гражданская война для него, прежде всего трагедия поколения и всей страны. В романе мир всех жителей Российской Империи расколот надвое […]
- "Тихий Дон", посвященному судьбам русского казачества в один из самых трагических периодов русской истории; У Шолохова стремление не только дать объективную картину исторических событий, но и вскрыть их коренные причины, показать зависимость исторического процесса не от воли отдельных крупных личностей, но от общего духа народных масс, "сущности характера русского народа"; широкий охват действительности. Кроме того, это произведение об извечном человеческом стремлении к счастью и о страданиях, которые выпадают на […]
- Гражданская война, по – моему мнению, самая жестокая и кровавая война, ведь в ней сражаются подчас близкие люди, некогда жившие в одной целой, единой стране, веровавшие в одного Бога и придерживавшиеся одних идеалов. Как же происходит так, что родные люди встают по разные стороны баррикад и чем заканчиваются такие войны, мы можем проследить на страницах романа – эпопеи М. А. Шолохова «Тихий Дон». В своем романе автор рассказывает нам, как жили казаки привольно на Дону: работали на земле, были надежной опорой […]
- ХХ век ознаменовал себя как век страшных, кровавых войн, унесших миллионы жизней. Роман-эпопея «Тихий Дон» Шолохова – произведение огромного художественного масштаба, в котором автор талантливо сумел изобразить мощный ход истории и судьбы отдельных людей, не по своей воле вовлеченных в вихрь исторических событий. В нем, не отступая от исторической правды, писатель показал жизнь донского казачества, вовлеченного в бурные и трагические события истории России. Возможно, Шолохову было предначертано судьбой стать […]
- Образы женщин-казачек стали художественным открытием Шолохова в русской литературе. В «Тихом Доне» женские образы представлены широко и ярко. Это Аксинья, Наталья, Дарья, Дуняшка, Анна Погудко, Ильинична. У всех у них вековечная бабья доля: страдать, ждать мужчин с войны. Сколько молодых, сильных, работящих и здоровых казаков забрала Первая мировая война! Шолохов пишет: «И сколько ни будут простоволосые казачки выбегать на проулки и глядеть из-под ладоней, – не дождаться милых сердцу! Сколько ни будет из опухших […]
- Роман-эпопея «Тихий Дон» Михаила Шолохова является одним из самых выдающихся произведений русской и мировой литературы первой половины ХХ века. Не отступая от исторической правды, писатель показал жизнь донского казачества, вовлеченного в бурные и трагические события истории России. ХХ век ознаменовал себя как век страшных, кровавых войн, унесших миллионы жизней. Роман-эпопея «Тихий Дон» – произведение огромного художественного масштаба, в котором автор талантливо сумел изобразить мощный ход истории и судьбы […]
- История жизни центрального героя романа-эпопеи М. Шолохова «Тихий Дон» Григория Мелехова наиболее полно отразила драматизм судеб донского казачества. На его долю выпали такие жестокие испытания, каких человек, казалось бы, не в состоянии вынести. Сначала Первая мировая война, потом революция и братоубийственная гражданская, попытка уничтожения казачества, восстание и его подавление. В тяжелой судьбе Григория Мелехова слились воедино казачья вольность и судьба народа. Унаследованный от отца крутой нрав, […]
- Второй том романа-эпопеи Михаила Шолохова повествует о гражданской войне. В него вошли главы о корниловском мятеже из книги «Донщина», которую писатель начал создавать за год до «Тихого Дона». Эта часть произведения точно датирована: конец 1916 – апрель 1918 года. Лозунги большевиков привлекали бедняков, которые хотели быть вольными хозяевами на своей земле. Но гражданская война ставит для главного героя Григория Мелехова новые вопросы. Каждая сторона, белые и красные, ищет свою правду, убивая друг друга. […]
- Тема поисков счастья – одна из ключевых тем в произведениях русской классической литературы, однако немногим автором удается раскрыть ее так глубоко и при этом немногословно, как это делает Куприн в рассказе «Куст сирени». Рассказ совсем не большой по объему, и в нем всего одна сюжетная линия – отношения Николая Алмазова и его жены, Верочки. Оба героя этого произведения ищут счастья, каждый по-своему, и каждый достаточно успешно. Алмазов – молодой амбициозный офицер, жаждущий славы и блестящей карьеры. При […]
- Одно из последних стихотворений Лермонтова, лирический итог многочисленных исканий, тем и мотивов. Белинский относил это стихотворение к числу избраннейших вещей, в которых «все лермонтовское». Не будучи символическим, с мгновенной непосредственностью запечатлевая настроение и чувство в их «лирическом настоящем», оно тем не менее сплошь состоит из высокозначимых в лермонтовском мире эмблематических слов, каждое из которых имеет долгую и изменчивую поэтическую историю. В запеве – тема одинокой участи. «Кремнистый […]
- Действие романа И. С. Тургенева «Отцы и дети» относится к 1859 году, а работу над ним писатель завершил в 1861 году. Время действия и создания романа разделяют лишь два года. То была одна из напряженнейших эпох русской истории. В конце 1850-х годов вся страна жила в условиях революционной ситуации, под знаком близкого крутого поворота в судьбе народа и общества - надвигающегося освобождения крестьян. Снова, в который раз, Россия «подымалась на дыбы» над неведомой пропастью, и будущее ее для одних озарялось […]
- Роман И. С. Тургенева «Отцы и дети» содержит в себе большое количество конфликтов в целом. К ним относятся любовный конфликт, столкновение мировоззрений двух поколений, социальный конфликт и внутренний конфликт главного героя. Базаров – главный герой романа «Отцы и дети» – удивительно яркая фигура, персонаж, в котором автор задумывал показать все молодое поколение того времени. Не следует забывать, что это произведение не просто описание событий того времени, но и глубоко прочувствованные вполне реальные […]
- Писатель Исаак Бабель стал известен в русской литературе в 20-х годах XX века и до сих пор остался в ней явлением уникальным. Его роман-дневник «Конармия» – это сборник небольших рассказов о гражданской войне, объединенных образом автора-повествователя. Бабель в 1920-х годах был военным корреспондентом газеты «Красный кавалерист» и принимал участие в польском походе Первой конной армии. Он вел дневник, записывал рассказы бойцов, все замечал и фиксировал. В то время уже существовал миф о непобедимости армии […]
- Когда меня спрашивают, что я знаю о войне, я всегда теряюсь. Дело не в том, что я знаю о войне больше или меньше, чем обычный школьник. Мы изучаем историю в школе, многие литературные произведения посвящены войне. Конечно, я помню даты начала и окончания Первой и Второй мировых войн. Дело в том, что я искренне думаю, что война – это самое ужасное изобретение человечества, и об этом тяжело говорить. Нет большего зла, чем война. Ей нет оправдания, но всегда есть причина. Достоевский говорил о том, что не нужно […]
- Произведение А. С. Пушкина «Капитанская дочка» можно в полной мере назвать историческим, потому что в нем четко и ясно переданы конкретные исторические факты, колорит эпохи, нравы и быт населявших Россию людей. Интересно то, что Пушкин показывает происходящие события глазами очевидца, который сам принимал в них непосредственное участие. Читая повесть, мы словно бы попадаем в ту эпоху со всеми ее жизненными реалиями. Главный герой повести Петр Гринев не просто излагает факты, а имеет свое личное мнение, дает […]
ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ АНДРЕЯ СОКОЛОВА (по рассказу М. А. Шолохова “Судьба человека”)
Рассказ М. Шолохова “Судьба человека” – одно из вершинных произведений писателя. В центре его – исповедь простого русского человека, прошедшего две войны, пережившего нечеловеческие муки плена и не только сохранившего нравственные устои, но и оказавшегося способным дать любовь и заботу сироте Ванюшке.
Жизненный путь Андрея Соколова был путем испытаний. Он жил в драматические времена: в рассказе упоминаются гражданская война, голод, годы выхода из разрухи, первые пятилетки. Но характерно, что в рассказе эти времена лишь упоминаются, без привычных идеологических ярлыков и политических оценок, просто как условия существования. Внимание главного героя сосредоточено совсем на другом. Обстоятельно, с нескрываемым любованием говорит он о жене, о детях, работе, которая пришлась по душе (” завлекли меня машины”), о семейном достатке (“дети кашу едят с молоком, крыша над головою есть, одеты, обуты, стало быть все в порядке”). Эти простые земные ценности и есть главные нравственные обретения Андрея Соколова в довоенное время, это его нравственная основа. Нет ни политических, ни идеологических, ни религиозных ориентиров, а есть извечные, общечеловеческие, общенародные понятия (жена, дети, дом, работа), наполненные теплом сердечности. Они стали духовными опорами Андрея Соколова на всю последующую жизнь, и в апокалиптические испытания Великой Отечественной войны он входит вполне сложившимся человеком.
Все последующие события жизни Андрея Соколова представляют собой испытание этих нравственных устоев “на излом”. Кульминация рассказа – побег из плена и прямое столкновение с гитлеровцами. Очень важно, что Андрей Соколов относится к ним с каким-то эпическим спокойствием. Это спокойствие – от воспитанного в нем уважительного представления об изначальной сущности человека. В этом причина наивного, на первый взгляд, удивления Андрея Соколова при столкновении с варварской жестокостью гитлеровцев и ошеломленности перед падением личности, развращенной идеологией фашизма.
Столкновение Андрея с гитлеровцами – это борение между здоровой, опирающейся на мировой опыт народа нравственностью и миром антинравственности. Суть победы Андрея Соколова состоит не только в том, что он принудил самого Мюллера капитулировать перед человеческим достоинством русского солдата, а еще и в том, что он своим гордым поведением хоть на миг пробудил в Мюллере и его собутыльниках что-то человеческое (“тоже рассмеялись”, “поглядывают вроде помягче”).
Испытание нравственных устоев Андрея Соколова не исчерпывается смертными муками фашистского плена. Известие о гибели жены и дочери, смерть сына в последний день войны, да и сиротство чужого ребенка, Ванюшки, – это тоже испытания. И если в столкновениях с гитлеровцами Андрей сохранил свое человеческое достоинство, свою сопротивляемость злу, то в испытаниях своей и чужой бедой он обнаруживает нерастраченную чуткость, невытравленную потребность дарить тепло и заботу другим.
Важной особенностью жизненного пути Андрея Соколова является то, что он постоянно судит себя: “До самой смерти, до последнего моего часа, помирать буду, а не прощу себе, что тогда ее оттолкнул!” Это голос совести, возвышающей человека над обстоятельствами жизни. Кроме того, каждый поворот в судьбе героя отмечается его сердечной реакцией на свои и чужие поступки, события, ход жизни: “Сердце до сих пор, как вспомню, бУДт0 тупым ножом режут…”, “Как вспомнишь нелюдские муки… сердце уже не в груди, а в глотке бьется, и трудно становится дышать”, “оборвалось у меня сердце…” В конце исповеди Андрея Соколова появляется образ большого человечьего сердца, принявшего в себя все беды мира, сердца, истраченного на любовь к людям, на защиту жизни.
Рассказ М. Шолохова “Судьба человека” убеждает в том, что смысл истории, ее движущий “мотор” составляет борьба между человечностью, взращенной на вековом опыте народной жизни, и всем, что враждебно “простым законам нравственности”. И только тот, кто впитал эти органичные человеческие ценности в свою плоть и кровь, “осердечил” их, может силою своей души противостоять кошмару расчеловечивания, сохранить жизнь, защитить смысл и правду самого человеческого существования.
(No Ratings Yet)
- Рассказ М. Шолохова “Судьба человека” – это рассказ о простом человеке на войне. Русский человек вынес все ужасы войны и ценой личных утрат завоевал победу, независимость своей родины. Лучшие черты...
- В рассказе М. А. Шолохова “Судьба человека” перед читателем предстает не просто история, а действительно судьба человека, воплотившего в себе типические черты национального русского характера. Андрей Соколов, скромный труженик, отец...
- Шолохов – один из тех писателей, для которых действительность часто открывается в трагических ситуациях и судьбах. Рассказ “Судьба человека” – истинное тому подтверждение. Для Шолохова было очень важно емко и...
- Античный философ Сенека сказал: “Тяжелые времена – пробный камень доблести”. Андрей Соколов, герой рассказа М. Шолохова “Судьба человека”, был испытан теми бедствиями. Герой так говорит о себе: “На то ты...
- КЛАССИКА М. А. ШОЛОХОВ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАССКАЗА М. А. ШОЛОХОВА “СУДЬБА ЧЕЛОВЕКА” Вторая мировая война – это величайший трагический урок и человеку, и человечеству. Более пятидесяти миллионов жертв, несметное число...
- Книги, написанные после войны, дополняли ту правду, которая была сказана и в годы войны, но новаторство заключалось в том, что привычные жанровые формы наполнялись новым содержанием. В военной прозе получили...
- С тех пор, как стали проявляться белые и черные пятна нашей истории, в том числе и истории литературы, наше отношение к творчеству М. А. Шолохова изменилось. Касается это прежде всего...
- Тема русского характера в рассказе М. А. Шолохова “Судьба человека” Одной из тем произведений М. А. Шолохова является изображение простого, “частного” человека, оказавшегося в водовороте исторических катастроф. Надо заметить, что...
- АНАЛИЗ ФИНАЛА РАССКАЗА М. А. ШОЛОХОВА “СУДЬБА ЧЕЛОВЕКА” “Я хотел бы, чтобы мои книги помогали людям стать лучше, стать чище душой, пробуждали любовь к человеку, стремление активно бороться за идеалы...
- История жизни центрального героя романа-эпопеи М. Шолохова “Тихий Дон” Григория Мелехова наиболее полно отразила драматизм судеб донского казачества. На его долю выпали такие жестокие испытания, каких человек, казалось бы, не...
- Сквозные темы Нравственная сила советских людей в годы Великой Отечественной войны. (На примере рассказа М. Шолохова “Судьба человека” и повести В. Распутина “Живи и помни”) Двадцать второго июня тысяча девятьсот...
- Смысл жизни – главная тема творчества Льва Толстого. Вместе с писателем ищут ответы на “вечные вопросы” Дмитрий Нехлюдов и Константин Левин, Пьер Безухов и Андрей Болконский. Именно естественность поведения, нежелание...
- В романе “Война и мир” Лев. Николаевич Толстой говорит о путях развития России, о судьбах народа, его роли в истории, о взаимоотношениях народа и дворянства, о роли личности в истории....
- Одаренность этого человека была поистине феноменальной. Его знания были огромны и многосторонни, он выучил множество языков, был хорошим офицером, способным музыкантом, выдающимся дипломатом с задатками крупного политика. Но при всем...
- Продолжая демократические и гуманистические традиции русских литераторов, особенно Л. Н. Толстого и А. П. Чехова, А. И. Куприн был чуток к современности, к ее актуальным проблемам. В его яркой, самобытной...
- Ф. И. Тютчев наряду с Пушкиным является одним из самых цитируемых русских поэтов. Его стихотворения “Умом Россию не понять…” и “Люблю грозу в начале мая…” известны, пожалуй, всем. Близки стихи...
- Роман М. Е. Салтыкова-Щедрина “Господа Головлевы”, написанный в 1875-1880 гг., можно назвать историей выморочной семьи, обреченной на гибель из-за утраты человеческих связей между людьми. Особенно это касается Порфирия Владимирыча Головлева....
- В романе Шолохова “Тихий Дон” дана широкая панорама становления Советской власти на земле Войска Донского, показано, как непросто дался казакам выбор в этот сложный период. В романе впервые был показан...
- М. А. ШОЛОХОВ СУДЬБА ЧЕЛОВЕКА В первую послевоенную зиму во время одного из путешествий повстречал рассказчик высокого сутуловатого мужчину с мальчиком лет пяти-шести со “светлыми, как небушко, глазами”. Во время...
- Василий Семенович Гроссман изобразил в романе “Жизнь и судьба” Великую Отечественную войну как событие истории, решающее судьбу не только России, но и всего мира. Писатель сумел отразить в этом произведении...
- Жизнь человека – это череда решений, которые он принимает. Каждое наше решение – это выбор из ряда вариантов. Ежедневно каждый человек делает выбор не один раз, а несколько, от простых...
- Михаил Александрович Шолохов, родившийся в 1905 г., стал современником многих событий русской истории прошлого века. Он участвовал в боевых действиях на Дону во время гражданской войны, то есть на себе...
- В романе-эпопее М. Шолохова “Тихий Дон” изображена история казачества в бурное время с 1912 по 1922 год. В этом произведении Шолохов отразил и своеобразный уклад жизни казаков, и их традиции,...
- Судьба крестьянства, его положение в России всегда были проблемой, далеко выходящей за рамки экономические, – это была проблема в первую очередь нравственная. Писателями XIX века крестьянин воспринимался как “сеятель и...
- Судьба человека – это не что иное, как сама жизнь, моменты жизни. Каждый человек имеет свою судьбу, от которой он не куда не убежит, как говориться: “Сам от себя не...
- В чем заключается своеобразие шолоховской трактовки героического в рассказе “Судьба человека”? Формируя развернутое рассуждение, отметьте, что рассказ “Судьба человека” стал новаторским в баталистике первого послевоенного десятилетия, продолжив антимилитаристское направление в...
- Мне на плечи кидается век-волкодав, Но не волк я по крови своей! Запихай меня лучше, как шапку, в рукав Жаркой шубы сибирских степей… О. Мандельштам. Роман В. Гроссмана “Жизнь и...
- Русская литература 2-й половины XIX века Тема человека в русской литературе. (По рассказу И. С. Тургенева “Певцы”) Тема человека – одна из главных в произведениях русской классической литературы. Эту тему...
- “Судьба ведет человека, но человек идет потому, что хочет, и он волен не хотеть”. В. Гроссман. Тема трагической судьбы человека в тоталитарном государстве – одна из важнейших в произведениях А....
- Герасим был крестьянином, принадлежавшим старой бырыне, жившей в Москве. Герасим жил в деревне, был ростом в двенадцать вершов. Он был глухонемым и необщительным. Герасим работал за четверых, был простым, сильным...
1. М. Шолохов
— выдающийся русский писатель, лауреат Нобелевской премии в области литературы. (Почетная в мире премия была вручена 1965 русскому писателю М. Шолохову, автору рассказа «Судьба человека» и других произведений о жизни трудового народа.)
II. Судьба главного героя рассказа.
1. Жизнь Андрея Соколова к войне. (У Андрея Соколова жизни было обычное: служил в Красной Армии, работал, растил детей, строил дом, радовался, что его семья живет не хуже людей. Особенно и не задумывался над тем, ради чего живет.)
2. Разлука с детьми и женой в первые дни войны. (Только расставшись с Ириной и детьми, почувствовал Андрей, как много они значили в его жизни.)
3. Испытания, выпавшие на долю Соколова во время войны. (Участие в боевых действиях, плен, первая попытка вырваться на свободу, принудительная работа в плену, побег из плена, весть о гибели Ирины с дочерьми, похороны сына Анатолия в последний день войны.)
4. Чувство человеческого достоинства, воля к жизни, любовь к Родине главного героя рассказа. (Ани при каких обстоятельствах, даже в ужасных условиях плена, герой рассказа не терял чувства человеческого достоинства, воли к жизни, любви к родной земле. Думая, что Мюллер вызвал его чтобы расстрелять, Соколов ведет себя достойно, не теряет чувства человеческого достоинства. А когда снова оказался на Родине, Андрей стал целовать родную землю. Ради этого момента и терпел он все издевательства в фашистском плену.)
5. Жизнь Андрея Соколова после войны. (Жизнь Андрея после войны стало бесцветным, без близких людей оно потеряло свой смысл. И только с появлением Ванюши сердце Соколова начало оттаивать, наполняться чувствами.)
III. Размышления на смыслом жизни в рассказе. (Изображением событий в рассказе автор наталкивает читателя на мысль: человек живет ради того, чтобы творить добро на земле, теплом своего сердца согревать тех, кто рядом. Человек не может прожить свою жизнь в одиночестве. Жизнь приобретает смысл тогда, когда человек живет на родной земли и ей есть для кого жить.)
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА КАК ИСТОЧНИК НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ
Газизова К., Ахтаева Н.С.,
Республика Казахстан, г. Алматы
Литература - учитель жизни…
Солженицын А. И.
Наверное, в жизни каждого человека рано или поздно наступает определенная пора, когда он начинает задаваться вопросом о смысле своего существования. Мы живем в такой век, когда на раздумья совсем не остается времени. ХХ I век – это век информационных технологий, фундаментальных открытий и рыночной экономики, а «современный человек» – прототип робота, готовый приниматьпоток информации круглосуточно. Информатизация общества, как основной движущийфактор прогресса, и рыночная экономика диктуют «современному обществу» свои правила. Слово «жизнь» утеряло свое истинное значение в процессе «эволюции» общества, и, скорее всего, жизнь человека живущего в ХХ I веке – это острая борьба за существование и бесконечные поиски «места под Солнцем». За последнее столетие человечество сделало значительный шаг вперед: создание компьютеров и мобильных телефонов, появление телевидения и Интернета.Но, в погоне за лучшей жизнью и достатком, общество променяло моральные и духовные ценности на материальные.
Немало было сделано открытий, выявлено законов и доказано теорем, но на протяжении многовековой истории до сих пор стоит открытым остается один из самых интересных, но, в то же время, неоднозначных вопросов человечества: «В чем смысл жизни?» Одни находят смысл своей жизни в создании семьи, другие – в карьере, деньгах и власти, а некоторые вообще не находят его. На самом деле, ответ на вопрос о смысле жизни достаточно субъективен. Каждый человек смотрит на жизнь, в первую очередь, сквозь призму своего прошлого опыта, своих ценностей, интересов и др. И именно этот вопрос испокон веков волновал античных философов и мыслителей, давал писателям и поэтам «пищу» для размышлений, а психологам – неисчерпаемую тему для исследований.И, конечно же, понимание значения «смысл жизни» зависит от того, с какой точки зрения мы на него смотрим.
Понятие смысла жизни наличествует в любой развитой мировоззренческой системе, оправдывая и истолковывая свойственные этой системе моральные нормы и ценности, демонстрируя цели, оправдывающие предписываемую ими деятельность.
Тема «смысла жизни» начала изучаться в начале ХХ века такими психологами, как Альфред Адлер и Карл Роджерс, но наиболее полно раскрыл эту тему в своих трудах австрийский психиатр и психолог Виктор Франкл. Однако, психологические труды – не единственный источник знаний о сущности бытия. Еще задолго до становления психологической науки одним из источников поиска смысла существования для людей являлась и по сей день является художественная литература, а многих классиков мы по праву относим к числу психологов.
Таким образом, художественная литература –это не только особый вид искусства, но и эмоционально-эстетический вид общения, подразумевающий общение между автором, героями и читателем.
Художественная литературатакже является предметом изучения психологов, так как имеет непосредственное отношение к человеческой психике и является ее субъективным отражением отдельных личностей. И художественной литературе посвящен ряд работ советских психологов: «Психология искусства» Л.С. Выготского, и «Методологические тетради» А.Н. Леонтьева, и «Л.Н. Толстой как психолог» И.В. Страхова, и «Заметки психолога при чтении художественной литературы» Б. М. Теплова.
В.П. Зинченко в Большом психологическом словаре дает оценку искусству как «живому знанию»: «Главными признаками живого знания являются открытость и недосказанность. Оно строится на связи науки и искусства. Искусство на столетия опережает науку в познании неживого и особенно живого. Искусство порождает иное знание. Наука расчленяет, анатомирует, дробит мир на мелкие осколки, которые не склеиваются, не компонуются в целостную картину. Особенно она преуспела в своей дезинтегративной деятельности, изучая человека. Искусство же сохраняет мир целостным. Оно постоянно напоминает науке о существовании целостного, неосколочного мира».
С.Л. Рубинштейн в своей книге «Человек и мир» писал, что «смысл жизни каждого человека определяется только в отношении содержания всей его жизни с другими людьми. Все вопросы, которые затрагивают мировоззрение, ответ на которые определяет то, как человеку жить и в чем искать смысл жизни... совпадают в одном вопросе - о природе человека и его месте в мире» .
По определению В.А.Сухомлинского: «Чтение - это один из истоков мышления и умственного развития». Действительно, чтение требует от нас навыки анализа, синтеза, а также запоминания информации, и при этом требует сосредоточенности внимания.Чтение не только способствует развитию памяти и мышления, но и является бесценным источником жизненной информации. Карл Маркс писал, что: «Чтение художественных произведений - неоценимый источник познания жизни и законов ее борьбы». Каждый классик – это хороший психолог. Читая произведения Л.Н.Толстого, А.П.Чехова, Ф.М.Достоевского, Ч.Диккенса и других классиков, как русской, так и зарубежной художественной литературы, каждый из нас погружается в особый мир произведения, знакомится с его героями, их жизнью, нравами, ценностями. Кругозор человека значительно расширяется с каждым прочтением, и он смотрит на окружающую действительность иначе, сквозь призму нового приобретенного опыта, посредством прочтения произведения, одним словом, меняется его мировоззрение. Одним из наиболее значительных произведений мировой классики несомненно является роман-эпопея Льва Николаевича Толстого «Война и мир». Написанный еще во второй половине ХХ I века роман Л.Н.Толстого считается культурным достоянием не только русского народа, но и всего человечества. В этом произведении автор затрагивает не только, как это принято предполагать, исторические вопросы, но и раскрывает тему «смысла жизни» в рамках отдельных личностей, как представителей всего рода человеческого. Действительно, если подойти к произведению c более философской стороны, то можно увидеть, что Л.Н.Толстой, будучи «знатоком человеческих душ», раскрывает тему нравственных ценностей и поиска смысла существования на таком ярком примере, как князь Андрей Болконский. Князь Андрей – один из центральных героев, находящийся в постоянном поиске смысла своего существования, что мы можем наблюдать на протяжении всего романа. Поначалу мы видим:сам князь Андрей мечтает о славе, что и явилось некой движущей силой, причиной его участия в военных сражениях. Но, как мы помним, переломным моментом явилось Аустерлицкое сражение, после которого Андрей кардинально меняет свои жизненные ценности и понимает, что он заблуждался, и в мире есть нечто гораздо более высокое и значительное, чем «война ради славы»: «Как тихо, спокойно и торжественно, совсем не так, как я бежал… Не так, как мы бежали, кричали и дрались; совсем не так, как с озлобленными лицами тащили друг у друга банник француз и артиллерист, - совсем не так ползут облака по этому высокому, бесконечному небу. Как же я не видел прежде этого высокого неба? И как я счастлив, что узнал его, наконец. Да! Все пустое, все обман, кроме этого бесконечного неба». И вот, после падения всех прежних идеалов и убеждений, Болконского ждет горе: смерть жены и сына. Пересмотрев свои взгляды, князь Андрей решает, что «главное» на жизненном пути – это семья и «жизнь ради семьи». Но в Болконском, в отличие от многих других героев романа, была некая сила, внутренний пыл, который не давал ему останавливаться и довольствоваться малым. Вторым переломным моментом в судьбе Андрея стала его встреча с Наташей Ростовой, что в корне изменило его мировоззрение и понятие «смысла бытия». Для каждого влюбленного человека смыслом существования, несомненно, является любовь. Л.Н.Толстому несомненно удалось полностью раскрыть образ человека, находящегося в извечных поисках жизненного смысла, борьбе между укладом жизни того времени и своими интересами.«Слава», «семья», «любовь» - одни из самых распространенных видений этого «смысла». Князь Болконский, вновь участвуя в сражении, погибает, но, погибает уже совсем другим человеком.
«Слава», «семья», «любовь» - одни из самых распространенных видений этого «смысла», но мало кто задумывается об этом в повседневной жизни, как это было и с героем другого произведения не менее талантливого писателя Михаила Шолохова. Андрей Соколов, главный герой произведения М.Шолохова «Судьба человека», обычный гражданин своей страны, хороший муж и отец. Образ Соколова – это собирательный образ многих обычных людей: мужей и отцов, ушедших на войну. А судьба Андрея –это отражение судьбы сотен воинов, солдат, сражавшихся за мирное небо над нашими головами. При прочтении произведения мы видим, что смыслом жизни Соколовабыли семья, работа. Но, как и любой другой человек, Андрей не осознавал всей значимости и ценности всего, что было у него до войны, не осознавал, что это и было смыслом его жизни. Однако, на войне он понял и осознал: насколько важны для него дом, семья, работа и мирное небо. Также, автор указывает на то, что образ Соколова – образ мужественного и храброго, честного и доброго человека, обладающего высокими морально-нравственными ценностями. В отличие от князя Болконского, Соколов не задумывается над «смыслом жизни», он просто живет, честно выполняет свой долг перед Родиной, помогает людям. И смыслом его существования является помощь людям, которые нуждаются в нем, в творении добрых дел.
И, на основе анализа двух произведений, по праву принадлежащих достоянию русской художественной литературы, можно сказать, что ответ на вопрос о «смысле бытия» достаточно субъективен и нельзя что-либо сказать однозначно. Но, на мой взгляд, «смысл существования» заключается в его бесконечных поисках на протяжении всей жизни, а время, проведенное в поисках, и есть «жизнь».
Таким образом, тема «смысла жизни и ее поисков», нравственных ценностей является основной движущей силой написания всех художественных произведений. И именно художественные произведения помогают особенно молодым людям, имеющим незначительный жизненный опыт, пересмотреть свои приоритеты, свои интересы и жизненные ценности. И эти произведения мы можем считать неиссякаемым источником знаний о жизни, потому что пока существует общество, способное читать и анализировать прочитанное, будет существовать и смысл написанного.
На сегодняшний день мы видим, что читающих становится гораздо меньше, также как и значительно сократилось число писателей, а писателей-классиков практически нет. Это одна из серьезных глобальных проблем общества. У современных людей не хватает свободного времени для саморазвития. Городская суета и рутина не оставляют времени для размышлений, а ведь порой необходимо иногда делать остановки и задумываться о том: «Кто я? Живу ли я или всего лишь существую? А если живу, то с какой целью?»
Использованная литература:
1. Смысл жизни (человека). «Философский энциклопедический словарь», М.:Советская энциклопедия, 1989г.
2. Большой психологический словарь. - М.: Прайм-Еврознак. Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко. 2003.
3. «Человек и мир», С.Л.Рубинштейн, 1973, с. 382.
4. «Война и мир», Л.Н.Толстой, том I, часть 3, глава XVI.