Жизненные ценности андрея соколова. Художественная литература как источник нравственных ценностей

Арендный блок

Рассказ М. Шолохова «Судьба человека» - одно из вершинных произведений писателя. В центре его - исповедь простого русского человека, прошедшего две войны, пережившего нечеловеческие муки плена и не только сохранившего нравственные устои, но и оказавшегося способным дать любовь и заботу сироте Ванюшке. Жизненный путь Андрея Соколова был путем испытаний. Он жил в драматические времена: в рассказе упоминаются гражданская война, голод, годы выхода из разрухи, первые пятилетки. Но характерно, что в рассказе эти времена лишь упоминаются, без привычных идеологических ярлыков и политических оценок, просто как условия существования. Внимание главного героя сосредоточено совсем на другом. Обстоятельно, с нескрываемым любованием говорит он о жене, о детях, о работе, которая пришлась по душе(«завлекли меня машины»), о семе ином достатке («дети кашу едят с молоком, крыша над головою есть, одеты, обуты, стало быть все в порядке»). Эти простые земные ценности и есть главные нравственные обретения Андрея Соколова в довоенное время, это его нравственная основа.

Нет ни политических, ни идеологических, ни религиозных ориентиров, а есть извечные, общечеловеческие, общенародные понятия (жена, дети, дом, работа), наполненные теплом сердечности. Они стали духовными опорами Андрея Соколова на всю последующую жизнь, и в апокалиптические испытания Великой Отечественной войны он входит вполне сложившимся человеком. Все последующие события жизни Андрея Соколова представляют собой испытание этих нравственных устоев « на излом». Кульминация рассказа - побег из плена и прямое столкновение с гитлеровцами. Очень важно, что Андрей Соколов относится к ним с каким-то эпическим спокойствием. Это спокойствие - от воспитанного в нем уважительного представления об изначальной сущности человека. В этом причина наивного, на первый взгляд, удивления Андрея Соколова при столкновении с варварской жестокостью гитлеровцев и ошеломленности перед падением личности, развращенной идеологией фашизма.

Столкновение Андрея с гитлеровцами - это борение между здоровой, опирающейся на мировой опыт народа нравственностью и миром антинравственности. Суть победы Андрея Соколова состоит не только в том, что он принудил самого Мюллера капитулировать перед человеческим достоинством русского солдата, а еще и в том, что он своим гордым поведением хоть на миг пробудил в Мюллере и его собутыльниках что-то человеческое («тоже рассмеялись», «поглядывают вроде помягче»). Испытание нравственных устоев Андрея Соколова не исчерпывается смертными муками фашистского плена. Известие о гибели жены и дочери, смерть сына в последний день войны, да и сиротство чужого ребенка, Ванюшки, - это тоже испытания. И если в столкновениях с гитлеровцами Андрей сохранил свое человеческое достоинство, свою сопротивляемость злу, то в испытаниях своей и чужой бедой он обнаруживает нерастраченную чуткость, невытравленную потребность дарить тепло и заботу другим. Важной особенностью жизненного пути Андрея Соколова является то, что он постоянно судит себя: «До самой смерти, до последнего моего часа, помирать буду, а не прощу себе, что тогда ее оттолкнул!» Это голос совести, возвышающей человека над обстоятельствами жизни. Кроме того, каждый поворот в судьбе героя отмечается его сердечной реакцией на свои и чужие поступки, события, ход жизни: «Сердце до сих пор, как вспомню, будто тупым ножом режут…», «Как вспомнишь нелюдские муки… сердце уже не в груди, а в глотке бьется, и трудно становится дышать», «оборвалось у меня сердце…» В конце исповеди Андрея Соколова появляется образ большого человечьего сердца, принявшего в себя все беды мира, сердца, истраченного на любовь к людям, на защиту жизни.

Рассказ М. Шолохова «Судьба человека» убеждает в том, что смысл истории, ее движущий «мотор» составляет борьба между человечностью, взращенной на вековом опыте народной жизни, и всем, что враждебно «простым законам нравственности». И только тот, кто впитал эти органичные человеческие ценности в свою плоть и кровь, «осердечил» их, может силою своей души противостоять кошмару расчеловечивания, сохранить жизнь, защитить смысл и правду самого человеческого существования.

У нас самая большая информационная база в рунете, поэтому Вы всегда можете найти походите запросы

К данному материалу относятся разделы:

Тема и идея, острота конфликта и художественные особенности пьесы

Основные темы и идеи прозы И. А. Бунина.

Анализ рассказа И.А. Бунина «Чистый понедельник»

Тема любви в прозе А.И. Куприна. (На примере одного произведения.)

Герои ранних рассказов М. Горького

Споры о человеке в пьесе Горького «На дне»

ОБЩИЙ ОБЗОР ПОЭЗИИ СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА

Тема революции в поэме А. Блока «Двенадцать»

Трагизм поэмы А. Ахматовой «Реквием»

Тема родины и природы в лирике С. А. Есенина

Основные мотивы лирики Б. Пастернака.

Сатирические произведения В. Маяковского. Основные темы, идеи и образы

Литература 30-х – начала 40-х годов (обзор)

Становление новой культуры в 30-е годы. Первый съезд советских писателей и его значение.

Основные темы и проблемы в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита».

Добро и зло в романе М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита».

Воланд и его свита.

Булгаковская Москва (по роману М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита»).

Историческое время романа «Мастер и Маргарита» М.А.Булгакова.

Судьбы казачества в произведении М. А. Шолохова «Тихий Дон».

Признаки жанра романа-эпопеи в произведении М. А. Шолохова «Тихий Дон».

Судьба Андрея Соколова в произведении М. А. Шолохова «Судьба человека».

Послевоенная ситуация в стране и в литературе.«Оттепель».

Поэзия 60-х годов - творчество одного из поэтов «шестидесятников» .

Методические указания к выполнению лабораторных работ по дисциплине “Экономическая информатика”

Методические указания разработаны в соответствии с рабочей программой курса “Экономическая информатика ” и предназначены для изучения методики использования СУБД ACCESS для обработки данных. Методические указания содержат необходимые теоретические сведения, варианты заданий и контрольные вопросы.

Экономические основы работы с молодежью

Структура и содержание учебной дисциплины

Theoretical Grammar

Exam Questions. The Subject of Theoretical Grammar. Syntagmatic relations. Segmental units. History of English Grammars. Parts of speech. The noun as a part of speech.

Социальное государство. Оценка страны изучаемого языка с т.з. теории социального государства

Социальное государство - это новый этап в развитии государства, который стал возможным при наличии у государства достаточных ресурсов, чтобы обеспечить реальную ответственность за судьбу общества, каждого гражданина. Среди признаков социального государства отметим следующие. Китай.

Творчество Михаила Шолохова кровно связано с судьбой нашего народа. Сам Шолохов оценивал свой рассказ “Судьба человека” как шаг на пути к созданию книги о войне.

Андрей Соколов - типичный представитель народа по жизненному поведению и характеру. Он проходит вместе со своей страной гражданскую войну, разруху, индустриализацию и новую войну.
Андрей Соколов “тысяча девятисотого года рождения”.

В своем рассказе Шолохов делает акцент на корни массового героизма, уходящие в национальные традиции. Соколов имеет “свое, русское достоинство”: “Чтобы я, русский солдат, да стал пить за победу немецкого оружия?!”

Жизнь Андрея Соколова постоянно требовала от него волевых усилий. Ему приходилось даже батрачить. В первый раз он остался один, когда вся семья погибла от голода. А он воевал и очень хотел выжить не ради себя, а ради семьи. Андрей Соколов является частичкой своего народа. Вот как описывается лагерный эпизод: “Попрощался я с товарищами, все они знали, что на смерть иду, вздохнул и пошел. Иду по лагерному двору, на звезды поглядываю, прощаюсь с ними, думаю: “Вот и отмучился ты, Андрей Соколов, а по-лагерному - номер триста тридцать первый”. Что-то жалко стало Иринку и детишек, а потом жаль эта утихла, и стал я собираться духом, чтобы глянуть в дырку пистолета бесстрашно, как и подобает солдату, чтобы враги не увидели в последнюю мою минуту, что мне с жизнью расставаться все-таки трудно…”

Миллионы людей погибли во время войны в концлагерях. Шолохов обращает внимание на солидарность пленных, когда у церкви немцы отбирали “вредных им людей”. Из двухсот с лишним человек никто не выдал командиров и коммунистов.

Соколов - отважный человек, не теряющий самообладания. Нравственно он переигрывает противника. При первой встрече раненого Андрея с немцами он с издевкой протягивает мародеру вслед за сапогами и портянку.

Шолохов рисует Соколова незаурядным человеком, благородным и человечным. Такая же незаурядность и у его сына. О его природной математической одаренности писали даже в центральной газете.

Человечность Соколова проявилась и в усыновлении сироты Ванюши.
Ведь и после гражданской войны Андрей женится на сироте, воспитанной в детском доме. Убитый горем при известии о гибели семьи, Соколов, получив весточку от сына, мечтает женить сына и жить при молодых, плотничать да внучат нянчить.

Жизненный подвиг Соколова длительный, а не разовый. Такой подвиг самый трудный. Андрей постоянно осознает ответственность за судьбу Родины.

В рассказе М. Шолохова освещены два аспекта войны: горе солдата, лишившегося крова и семьи, и мужество солдата в немецком плену. Испытания не сломили Соколова. Оптимизм героя рассказа оставляет глубокий след в душе читателя на всю жизнь и служит нравственным примером.

По рассказу Шолохова режиссером С. Бондарчуком (он же и исполнитель главной роли) был поставлен прекрасный фильм.

    • Книги, написанные после войны, дополняли ту правду, которая была сказана и в годы войны, но новаторство заключалось в том, что привычные жанровые формы наполнялись новым содержанием. В военной прозе получили развитие две ведущие концепции: концепция исторической правды и концепция человека. Принципиально важную роль в становлении новой волны сыграл рассказ Михаила Шолохова «Судьба человека» (1956). Значительность рассказа определяется уже через само жанровое определение: «рассказ-трагедия», «рассказ-эпопея», […]
    • Военная жизнь в сороковые годы прошлого века изменила судьбы многих людей. Некоторым из них так и не удалось дождаться с фронта родных и близких; некоторые не отчаивались и находили себе людей, их заменяющих; а некоторые продолжали жить дальше. Как важно сохранить человеческое лицо после всех тяжких испытаний и стать не человеко-убийцей, а человеко-спасителем! Таким и был главный герой рассказа Шолохова «Судьба человека» Андрей Соколов. До начала войны Соколов был неплохим человеком. Трудился, был примерным […]
    • План 1. История написания произведения 2. Сюжет произведения а) Несчастья и невзгоды б) Рухнувшие надежды в) Светлая полоса 3. Малыш Ванюшка а) Надежды на будущее б) Скупая мужская слеза "Судьба человека" - проницательный и безумно трогательный рассказ, авторства Михаила Шолохова. Сюжет данного произведения был описан по собственным воспоминаниям. Автор в 1946 будучи на охоте встретил мужчину, что рассказал ему эту историю. Шолохов решил написать об этом рассказ. Автор рассказывает нам не только […]
    • Изображению жизни донского казачества в самое бурное историческое время 10-20-х годов XX века посвящён роман М. Шолохова «Тихий Дон». Главными жизненными ценностями этого сословия всегда были семья, нравственность, земля. Но политические перемены, происходящие в то время в России, пытаются сломать жизненные устои казаков, когда брат убивает брата, когда нарушаются многие нравственные заповеди. С первых страниц произведения читатель знакомится с укладом жизни казаков, семейными традициями. В центре романа – […]
    • История России за 10 лет или творчество Шолохова через кристалл романа "Тихий Дон" Описывая жизнь казаков в романе «Тихий Дон», М. А. Шолохов оказался ещё и талантливым историком. Годы великих событий в России, с 1912 года мая месяца по март 1922 года, писатель воссоздал подробно, правдиво и очень художественно. История в этот период создавалась, изменялась и была детализирована через судьбы не только Григория Мелехова, но и множества других лиц. Они приходились ему близкими родными и дальними родственниками, […]
    • Эпиграф: "В гражданской войне всякая победа есть поражение" (Лукиан) Роман-эпопея "Тихий дон" был написан одним из величайших писателей ХХ столетия - Михаилом Шолоховым. Работа над произведением шла почти 15 лет. Получившийся в итоге шедевр был удостоен Нобелевской премии. Выдающейся работа писателя считается потому, что Шолохов сам был участником военных действий, потому гражданская война для него, прежде всего трагедия поколения и всей страны. В романе мир всех жителей Российской Империи расколот надвое […]
    • "Тихий Дон", посвященному судьбам русского казачества в один из самых трагических периодов русской истории; У Шолохова стремление не только дать объективную картину исторических событий, но и вскрыть их коренные причины, показать зависимость исторического процесса не от воли отдельных крупных личностей, но от общего духа народных масс, "сущности характера русского народа"; широкий охват действительности. Кроме того, это произведение об извечном человеческом стремлении к счастью и о страданиях, которые выпадают на […]
    • Гражданская война, по – моему мнению, самая жестокая и кровавая война, ведь в ней сражаются подчас близкие люди, некогда жившие в одной целой, единой стране, веровавшие в одного Бога и придерживавшиеся одних идеалов. Как же происходит так, что родные люди встают по разные стороны баррикад и чем заканчиваются такие войны, мы можем проследить на страницах романа – эпопеи М. А. Шолохова «Тихий Дон». В своем романе автор рассказывает нам, как жили казаки привольно на Дону: работали на земле, были надежной опорой […]
    • ХХ век ознаменовал себя как век страшных, кровавых войн, унесших миллионы жизней. Роман-эпопея «Тихий Дон» Шолохова – произведение огромного художественного масштаба, в котором автор талантливо сумел изобразить мощный ход истории и судьбы отдельных людей, не по своей воле вовлеченных в вихрь исторических событий. В нем, не отступая от исторической правды, писатель показал жизнь донского казачества, вовлеченного в бурные и трагические события истории России. Возможно, Шолохову было предначертано судьбой стать […]
    • Образы женщин-казачек стали художественным открытием Шолохова в русской литературе. В «Тихом Доне» женские образы представлены широко и ярко. Это Аксинья, Наталья, Дарья, Дуняшка, Анна Погудко, Ильинична. У всех у них вековечная бабья доля: страдать, ждать мужчин с войны. Сколько молодых, сильных, работящих и здоровых казаков забрала Первая мировая война! Шолохов пишет: «И сколько ни будут простоволосые казачки выбегать на проулки и глядеть из-под ладоней, – не дождаться милых сердцу! Сколько ни будет из опухших […]
    • Роман-эпопея «Тихий Дон» Михаила Шолохова является одним из самых выдающихся произведений русской и мировой литературы первой половины ХХ века. Не отступая от исторической правды, писатель показал жизнь донского казачества, вовлеченного в бурные и трагические события истории России. ХХ век ознаменовал себя как век страшных, кровавых войн, унесших миллионы жизней. Роман-эпопея «Тихий Дон» – произведение огромного художественного масштаба, в котором автор талантливо сумел изобразить мощный ход истории и судьбы […]
    • История жизни центрального героя романа-эпопеи М. Шолохова «Тихий Дон» Григория Мелехова наиболее полно отразила драматизм судеб донского казачества. На его долю выпали такие жестокие испытания, каких человек, казалось бы, не в состоянии вынести. Сначала Первая мировая война, потом революция и братоубийственная гражданская, попытка уничтожения казачества, восстание и его подавление. В тяжелой судьбе Григория Мелехова слились воедино казачья вольность и судьба народа. Унаследованный от отца крутой нрав, […]
    • Второй том романа-эпопеи Михаила Шолохова повествует о гражданской войне. В него вошли главы о корниловском мятеже из книги «Донщина», которую писатель начал создавать за год до «Тихого Дона». Эта часть произведения точно датирована: конец 1916 – апрель 1918 года. Лозунги большевиков привлекали бедняков, которые хотели быть вольными хозяевами на своей земле. Но гражданская война ставит для главного героя Григория Мелехова новые вопросы. Каждая сторона, белые и красные, ищет свою правду, убивая друг друга. […]
    • Тема поисков счастья – одна из ключевых тем в произведениях русской классической литературы, однако немногим автором удается раскрыть ее так глубоко и при этом немногословно, как это делает Куприн в рассказе «Куст сирени». Рассказ совсем не большой по объему, и в нем всего одна сюжетная линия – отношения Николая Алмазова и его жены, Верочки. Оба героя этого произведения ищут счастья, каждый по-своему, и каждый достаточно успешно. Алмазов – молодой амбициозный офицер, жаждущий славы и блестящей карьеры. При […]
    • Одно из последних стихотворений Лермонтова, лирический итог многочисленных исканий, тем и мотивов. Белинский относил это стихотворение к числу избраннейших вещей, в которых «все лермонтовское». Не будучи символическим, с мгновенной непосредственностью запечатлевая настроение и чувство в их «лирическом настоящем», оно тем не менее сплошь состоит из высокозначимых в лермонтовском мире эмблематических слов, каждое из которых имеет долгую и изменчивую поэтическую историю. В запеве – тема одинокой участи. «Кремнистый […]
    • Действие романа И. С. Тургенева «Отцы и дети» относится к 1859 году, а работу над ним писатель завершил в 1861 году. Время действия и создания романа разделяют лишь два года. То была одна из напряженнейших эпох русской истории. В конце 1850-х годов вся страна жила в условиях революционной ситуации, под знаком близкого крутого поворота в судьбе народа и общества - надвигающегося освобождения крестьян. Снова, в который раз, Россия «подымалась на дыбы» над неведомой пропастью, и будущее ее для одних озарялось […]
    • Роман И. С. Тургенева «Отцы и дети» содержит в себе большое количество конфликтов в целом. К ним относятся любовный конфликт, столкновение мировоззрений двух поколений, социальный конфликт и внутренний конфликт главного героя. Базаров – главный герой романа «Отцы и дети» – удивительно яркая фигура, персонаж, в котором автор задумывал показать все молодое поколение того времени. Не следует забывать, что это произведение не просто описание событий того времени, но и глубоко прочувствованные вполне реальные […]
    • Писатель Исаак Бабель стал известен в русской литературе в 20-х годах XX века и до сих пор остался в ней явлением уникальным. Его роман-дневник «Конармия» – это сборник небольших рассказов о гражданской войне, объединенных образом автора-повествователя. Бабель в 1920-х годах был военным корреспондентом газеты «Красный кавалерист» и принимал участие в польском походе Первой конной армии. Он вел дневник, записывал рассказы бойцов, все замечал и фиксировал. В то время уже существовал миф о непобедимости армии […]
    • Когда меня спрашивают, что я знаю о войне, я всегда теряюсь. Дело не в том, что я знаю о войне больше или меньше, чем обычный школьник. Мы изучаем историю в школе, многие литературные произведения посвящены войне. Конечно, я помню даты начала и окончания Первой и Второй мировых войн. Дело в том, что я искренне думаю, что война – это самое ужасное изобретение человечества, и об этом тяжело говорить. Нет большего зла, чем война. Ей нет оправдания, но всегда есть причина. Достоевский говорил о том, что не нужно […]
    • Произведение А. С. Пушкина «Капитанская дочка» можно в полной мере назвать историческим, потому что в нем четко и ясно переданы конкретные исторические факты, колорит эпохи, нравы и быт населявших Россию людей. Интересно то, что Пушкин показывает происходящие события глазами очевидца, который сам принимал в них непосредственное участие. Читая повесть, мы словно бы попадаем в ту эпоху со всеми ее жизненными реалиями. Главный герой повести Петр Гринев не просто излагает факты, а имеет свое личное мнение, дает […]
  • ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ АНДРЕЯ СОКОЛОВА (по рассказу М. А. Шолохова “Судьба человека”)

    Рассказ М. Шолохова “Судьба человека” – одно из вершинных произведений писателя. В центре его – исповедь простого русского человека, прошедшего две войны, пережившего нечеловеческие муки плена и не только сохранившего нравственные устои, но и оказавшегося способным дать любовь и заботу сироте Ванюшке.

    Жизненный путь Андрея Соколова был путем испытаний. Он жил в драматические времена: в рассказе упоминаются гражданская война, голод, годы выхода из разрухи, первые пятилетки. Но характерно, что в рассказе эти времена лишь упоминаются, без привычных идеологических ярлыков и политических оценок, просто как условия существования. Внимание главного героя сосредоточено совсем на другом. Обстоятельно, с нескрываемым любованием говорит он о жене, о детях, работе, которая пришлась по душе (” завлекли меня машины”), о семейном достатке (“дети кашу едят с молоком, крыша над головою есть, одеты, обуты, стало быть все в порядке”). Эти простые земные ценности и есть главные нравственные обретения Андрея Соколова в довоенное время, это его нравственная основа. Нет ни политических, ни идеологических, ни религиозных ориентиров, а есть извечные, общечеловеческие, общенародные понятия (жена, дети, дом, работа), наполненные теплом сердечности. Они стали духовными опорами Андрея Соколова на всю последующую жизнь, и в апокалиптические испытания Великой Отечественной войны он входит вполне сложившимся человеком.

    Все последующие события жизни Андрея Соколова представляют собой испытание этих нравственных устоев “на излом”. Кульминация рассказа – побег из плена и прямое столкновение с гитлеровцами. Очень важно, что Андрей Соколов относится к ним с каким-то эпическим спокойствием. Это спокойствие – от воспитанного в нем уважительного представления об изначальной сущности человека. В этом причина наивного, на первый взгляд, удивления Андрея Соколова при столкновении с варварской жестокостью гитлеровцев и ошеломленности перед падением личности, развращенной идеологией фашизма.

    Столкновение Андрея с гитлеровцами – это борение между здоровой, опирающейся на мировой опыт народа нравственностью и миром антинравственности. Суть победы Андрея Соколова состоит не только в том, что он принудил самого Мюллера капитулировать перед человеческим достоинством русского солдата, а еще и в том, что он своим гордым поведением хоть на миг пробудил в Мюллере и его собутыльниках что-то человеческое (“тоже рассмеялись”, “поглядывают вроде помягче”).

    Испытание нравственных устоев Андрея Соколова не исчерпывается смертными муками фашистского плена. Известие о гибели жены и дочери, смерть сына в последний день войны, да и сиротство чужого ребенка, Ванюшки, – это тоже испытания. И если в столкновениях с гитлеровцами Андрей сохранил свое человеческое достоинство, свою сопротивляемость злу, то в испытаниях своей и чужой бедой он обнаруживает нерастраченную чуткость, невытравленную потребность дарить тепло и заботу другим.

    Важной особенностью жизненного пути Андрея Соколова является то, что он постоянно судит себя: “До самой смерти, до последнего моего часа, помирать буду, а не прощу себе, что тогда ее оттолкнул!” Это голос совести, возвышающей человека над обстоятельствами жизни. Кроме того, каждый поворот в судьбе героя отмечается его сердечной реакцией на свои и чужие поступки, события, ход жизни: “Сердце до сих пор, как вспомню, бУДт0 тупым ножом режут…”, “Как вспомнишь нелюдские муки… сердце уже не в груди, а в глотке бьется, и трудно становится дышать”, “оборвалось у меня сердце…” В конце исповеди Андрея Соколова появляется образ большого человечьего сердца, принявшего в себя все беды мира, сердца, истраченного на любовь к людям, на защиту жизни.

    Рассказ М. Шолохова “Судьба человека” убеждает в том, что смысл истории, ее движущий “мотор” составляет борьба между человечностью, взращенной на вековом опыте народной жизни, и всем, что враждебно “простым законам нравственности”. И только тот, кто впитал эти органичные человеческие ценности в свою плоть и кровь, “осердечил” их, может силою своей души противостоять кошмару расчеловечивания, сохранить жизнь, защитить смысл и правду самого человеческого существования.

    (No Ratings Yet)

    1. Рассказ М. Шолохова “Судьба человека” – это рассказ о простом человеке на войне. Русский человек вынес все ужасы войны и ценой личных утрат завоевал победу, независимость своей родины. Лучшие черты...
    2. В рассказе М. А. Шолохова “Судьба человека” перед читателем предстает не просто история, а действительно судьба человека, воплотившего в себе типические черты национального русского характера. Андрей Соколов, скромный труженик, отец...
    3. Шолохов – один из тех писателей, для которых действительность часто открывается в трагических ситуациях и судьбах. Рассказ “Судьба человека” – истинное тому подтверждение. Для Шолохова было очень важно емко и...
    4. Античный философ Сенека сказал: “Тяжелые времена – пробный камень доблести”. Андрей Соколов, герой рассказа М. Шолохова “Судьба человека”, был испытан теми бедствиями. Герой так говорит о себе: “На то ты...
    5. КЛАССИКА М. А. ШОЛОХОВ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАССКАЗА М. А. ШОЛОХОВА “СУДЬБА ЧЕЛОВЕКА” Вторая мировая война – это величайший трагический урок и человеку, и человечеству. Более пятидесяти миллионов жертв, несметное число...
    6. Книги, написанные после войны, дополняли ту правду, которая была сказана и в годы войны, но новаторство заключалось в том, что привычные жанровые формы наполнялись новым содержанием. В военной прозе получили...
    7. С тех пор, как стали проявляться белые и черные пятна нашей истории, в том числе и истории литературы, наше отношение к творчеству М. А. Шолохова изменилось. Касается это прежде всего...
    8. Тема русского характера в рассказе М. А. Шолохова “Судьба человека” Одной из тем произведений М. А. Шолохова является изображение простого, “частного” человека, оказавшегося в водовороте исторических катастроф. Надо заметить, что...
    9. АНАЛИЗ ФИНАЛА РАССКАЗА М. А. ШОЛОХОВА “СУДЬБА ЧЕЛОВЕКА” “Я хотел бы, чтобы мои книги помогали людям стать лучше, стать чище душой, пробуждали любовь к человеку, стремление активно бороться за идеалы...
    10. История жизни центрального героя романа-эпопеи М. Шолохова “Тихий Дон” Григория Мелехова наиболее полно отразила драматизм судеб донского казачества. На его долю выпали такие жестокие испытания, каких человек, казалось бы, не...
    11. Сквозные темы Нравственная сила советских людей в годы Великой Отечественной войны. (На примере рассказа М. Шолохова “Судьба человека” и повести В. Распутина “Живи и помни”) Двадцать второго июня тысяча девятьсот...
    12. Смысл жизни – главная тема творчества Льва Толстого. Вместе с писателем ищут ответы на “вечные вопросы” Дмитрий Нехлюдов и Константин Левин, Пьер Безухов и Андрей Болконский. Именно естественность поведения, нежелание...
    13. В романе “Война и мир” Лев. Николаевич Толстой говорит о путях развития России, о судьбах народа, его роли в истории, о взаимоотношениях народа и дворянства, о роли личности в истории....
    14. Одаренность этого человека была поистине феноменальной. Его знания были огромны и многосторонни, он выучил множество языков, был хорошим офицером, способным музыкантом, выдающимся дипломатом с задатками крупного политика. Но при всем...
    15. Продолжая демократические и гуманистические традиции русских литераторов, особенно Л. Н. Толстого и А. П. Чехова, А. И. Куприн был чуток к современности, к ее актуальным проблемам. В его яркой, самобытной...
    16. Ф. И. Тютчев наряду с Пушкиным является одним из самых цитируемых русских поэтов. Его стихотворения “Умом Россию не понять…” и “Люблю грозу в начале мая…” известны, пожалуй, всем. Близки стихи...
    17. Роман М. Е. Салтыкова-Щедрина “Господа Головлевы”, написанный в 1875-1880 гг., можно назвать историей выморочной семьи, обреченной на гибель из-за утраты человеческих связей между людьми. Особенно это касается Порфирия Владимирыча Головлева....
    18. В романе Шолохова “Тихий Дон” дана широкая панорама становления Советской власти на земле Войска Донского, показано, как непросто дался казакам выбор в этот сложный период. В романе впервые был показан...
    19. М. А. ШОЛОХОВ СУДЬБА ЧЕЛОВЕКА В первую послевоенную зиму во время одного из путешествий повстречал рассказчик высокого сутуловатого мужчину с мальчиком лет пяти-шести со “светлыми, как небушко, глазами”. Во время...
    20. Василий Семенович Гроссман изобразил в романе “Жизнь и судьба” Великую Отечественную войну как событие истории, решающее судьбу не только России, но и всего мира. Писатель сумел отразить в этом произведении...
    21. Жизнь человека – это череда решений, которые он принимает. Каждое наше решение – это выбор из ряда вариантов. Ежедневно каждый человек делает выбор не один раз, а несколько, от простых...
    22. Михаил Александрович Шолохов, родившийся в 1905 г., стал современником многих событий русской истории прошлого века. Он участвовал в боевых действиях на Дону во время гражданской войны, то есть на себе...
    23. В романе-эпопее М. Шолохова “Тихий Дон” изображена история казачества в бурное время с 1912 по 1922 год. В этом произведении Шолохов отразил и своеобразный уклад жизни казаков, и их традиции,...
    24. Судьба крестьянства, его положение в России всегда были проблемой, далеко выходящей за рамки экономические, – это была проблема в первую очередь нравственная. Писателями XIX века крестьянин воспринимался как “сеятель и...
    25. Судьба человека – это не что иное, как сама жизнь, моменты жизни. Каждый человек имеет свою судьбу, от которой он не куда не убежит, как говориться: “Сам от себя не...
    26. В чем заключается своеобразие шолоховской трактовки героического в рассказе “Судьба человека”? Формируя развернутое рассуждение, отметьте, что рассказ “Судьба человека” стал новаторским в баталистике первого послевоенного десятилетия, продолжив антимилитаристское направление в...
    27. Мне на плечи кидается век-волкодав, Но не волк я по крови своей! Запихай меня лучше, как шапку, в рукав Жаркой шубы сибирских степей… О. Мандельштам. Роман В. Гроссмана “Жизнь и...
    28. Русская литература 2-й половины XIX века Тема человека в русской литературе. (По рассказу И. С. Тургенева “Певцы”) Тема человека – одна из главных в произведениях русской классической литературы. Эту тему...
    29. “Судьба ведет человека, но человек идет потому, что хочет, и он волен не хотеть”. В. Гроссман. Тема трагической судьбы человека в тоталитарном государстве – одна из важнейших в произведениях А....
    30. Герасим был крестьянином, принадлежавшим старой бырыне, жившей в Москве. Герасим жил в деревне, был ростом в двенадцать вершов. Он был глухонемым и необщительным. Герасим работал за четверых, был простым, сильным...
    ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ АНДРЕЯ СОКОЛОВА (по рассказу М. Шолохова “Судьба человека”)

    1. М. Шолохов — выдающийся русский писатель, лауреат Нобелевской премии в области литературы. (Почетная в мире премия была вручена 1965 русскому писателю М. Шолохову, автору рассказа «Судьба человека» и других произведений о жизни трудового народа.)
    II. Судьба главного героя рассказа.
    1. Жизнь Андрея Соколова к войне. (У Андрея Соколова жизни было обычное: служил в Красной Армии, работал, растил детей, строил дом, радовался, что его семья живет не хуже людей. Особенно и не задумывался над тем, ради чего живет.)
    2. Разлука с детьми и женой в первые дни войны. (Только расставшись с Ириной и детьми, почувствовал Андрей, как много они значили в его жизни.)
    3. Испытания, выпавшие на долю Соколова во время войны. (Участие в боевых действиях, плен, первая попытка вырваться на свободу, принудительная работа в плену, побег из плена, весть о гибели Ирины с дочерьми, похороны сына Анатолия в последний день войны.)
    4. Чувство человеческого достоинства, воля к жизни, любовь к Родине главного героя рассказа. (Ани при каких обстоятельствах, даже в ужасных условиях плена, герой рассказа не терял чувства человеческого достоинства, воли к жизни, любви к родной земле. Думая, что Мюллер вызвал его чтобы расстрелять, Соколов ведет себя достойно, не теряет чувства человеческого достоинства. А когда снова оказался на Родине, Андрей стал целовать родную землю. Ради этого момента и терпел он все издевательства в фашистском плену.)
    5. Жизнь Андрея Соколова после войны. (Жизнь Андрея после войны стало бесцветным, без близких людей оно потеряло свой смысл. И только с появлением Ванюши сердце Соколова начало оттаивать, наполняться чувствами.)
    III. Размышления на смыслом жизни в рассказе. (Изображением событий в рассказе автор наталкивает читателя на мысль: человек живет ради того, чтобы творить добро на земле, теплом своего сердца согревать тех, кто рядом. Человек не может прожить свою жизнь в одиночестве. Жизнь приобретает смысл тогда, когда человек живет на родной земли и ей есть для кого жить.)

    ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА КАК ИСТОЧНИК НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ

    Газизова К., Ахтаева Н.С.,

    Республика Казахстан, г. Алматы

    Литература - учитель жизни…

    Солженицын А. И.

    Наверное, в жизни каждого человека рано или поздно наступает определенная пора, когда он начинает задаваться вопросом о смысле своего существования. Мы живем в такой век, когда на раздумья совсем не остается времени. ХХ I век – это век информационных технологий, фундаментальных открытий и рыночной экономики, а «современный человек» – прототип робота, готовый приниматьпоток информации круглосуточно. Информатизация общества, как основной движущийфактор прогресса, и рыночная экономика диктуют «современному обществу» свои правила. Слово «жизнь» утеряло свое истинное значение в процессе «эволюции» общества, и, скорее всего, жизнь человека живущего в ХХ I веке – это острая борьба за существование и бесконечные поиски «места под Солнцем». За последнее столетие человечество сделало значительный шаг вперед: создание компьютеров и мобильных телефонов, появление телевидения и Интернета.Но, в погоне за лучшей жизнью и достатком, общество променяло моральные и духовные ценности на материальные.

    Немало было сделано открытий, выявлено законов и доказано теорем, но на протяжении многовековой истории до сих пор стоит открытым остается один из самых интересных, но, в то же время, неоднозначных вопросов человечества: «В чем смысл жизни?» Одни находят смысл своей жизни в создании семьи, другие – в карьере, деньгах и власти, а некоторые вообще не находят его. На самом деле, ответ на вопрос о смысле жизни достаточно субъективен. Каждый человек смотрит на жизнь, в первую очередь, сквозь призму своего прошлого опыта, своих ценностей, интересов и др. И именно этот вопрос испокон веков волновал античных философов и мыслителей, давал писателям и поэтам «пищу» для размышлений, а психологам – неисчерпаемую тему для исследований.И, конечно же, понимание значения «смысл жизни» зависит от того, с какой точки зрения мы на него смотрим.

    Понятие смысла жизни наличествует в любой развитой мировоззренческой системе, оправдывая и истолковывая свойственные этой системе моральные нормы и ценности, демонстрируя цели, оправдывающие предписываемую ими деятельность.

    Тема «смысла жизни» начала изучаться в начале ХХ века такими психологами, как Альфред Адлер и Карл Роджерс, но наиболее полно раскрыл эту тему в своих трудах австрийский психиатр и психолог Виктор Франкл. Однако, психологические труды – не единственный источник знаний о сущности бытия. Еще задолго до становления психологической науки одним из источников поиска смысла существования для людей являлась и по сей день является художественная литература, а многих классиков мы по праву относим к числу психологов.

    Таким образом, художественная литература –это не только особый вид искусства, но и эмоционально-эстетический вид общения, подразумевающий общение между автором, героями и читателем.

    Художественная литературатакже является предметом изучения психологов, так как имеет непосредственное отношение к человеческой психике и является ее субъективным отражением отдельных личностей. И художественной литературе посвящен ряд работ советских психологов: «Психология искусства» Л.С. Выготского, и «Методологические тетради» А.Н. Леонтьева, и «Л.Н. Толстой как психолог» И.В. Страхова, и «Заметки психолога при чтении художественной литературы» Б. М. Теплова.

    В.П. Зинченко в Большом психологическом словаре дает оценку искусству как «живому знанию»: «Главными признаками живого знания являются открытость и недосказанность. Оно строится на связи науки и искусства. Искусство на столетия опережает науку в познании неживого и особенно живого. Искусство порождает иное знание. Наука расчленяет, анатомирует, дробит мир на мелкие осколки, которые не склеиваются, не компонуются в целостную картину. Особенно она преуспела в своей дезинтегративной деятельности, изучая человека. Искусство же сохраняет мир целостным. Оно постоянно напоминает науке о существовании целостного, неосколочного мира».

    С.Л. Рубинштейн в своей книге «Человек и мир» писал, что «смысл жизни каждого человека определяется только в отношении содержания всей его жизни с другими людьми. Все вопросы, которые затрагивают мировоззрение, ответ на которые определяет то, как человеку жить и в чем искать смысл жизни... совпадают в одном вопросе - о природе человека и его месте в мире» .

    По определению В.А.Сухомлинского: «Чтение - это один из истоков мышления и умственного развития». Действительно, чтение требует от нас навыки анализа, синтеза, а также запоминания информации, и при этом требует сосредоточенности внимания.Чтение не только способствует развитию памяти и мышления, но и является бесценным источником жизненной информации. Карл Маркс писал, что: «Чтение художественных произведений - неоценимый источник познания жизни и законов ее борьбы». Каждый классик – это хороший психолог. Читая произведения Л.Н.Толстого, А.П.Чехова, Ф.М.Достоевского, Ч.Диккенса и других классиков, как русской, так и зарубежной художественной литературы, каждый из нас погружается в особый мир произведения, знакомится с его героями, их жизнью, нравами, ценностями. Кругозор человека значительно расширяется с каждым прочтением, и он смотрит на окружающую действительность иначе, сквозь призму нового приобретенного опыта, посредством прочтения произведения, одним словом, меняется его мировоззрение. Одним из наиболее значительных произведений мировой классики несомненно является роман-эпопея Льва Николаевича Толстого «Война и мир». Написанный еще во второй половине ХХ I века роман Л.Н.Толстого считается культурным достоянием не только русского народа, но и всего человечества. В этом произведении автор затрагивает не только, как это принято предполагать, исторические вопросы, но и раскрывает тему «смысла жизни» в рамках отдельных личностей, как представителей всего рода человеческого. Действительно, если подойти к произведению c более философской стороны, то можно увидеть, что Л.Н.Толстой, будучи «знатоком человеческих душ», раскрывает тему нравственных ценностей и поиска смысла существования на таком ярком примере, как князь Андрей Болконский. Князь Андрей – один из центральных героев, находящийся в постоянном поиске смысла своего существования, что мы можем наблюдать на протяжении всего романа. Поначалу мы видим:сам князь Андрей мечтает о славе, что и явилось некой движущей силой, причиной его участия в военных сражениях. Но, как мы помним, переломным моментом явилось Аустерлицкое сражение, после которого Андрей кардинально меняет свои жизненные ценности и понимает, что он заблуждался, и в мире есть нечто гораздо более высокое и значительное, чем «война ради славы»: «Как тихо, спокойно и торжественно, совсем не так, как я бежал… Не так, как мы бежали, кричали и дрались; совсем не так, как с озлобленными лицами тащили друг у друга банник француз и артиллерист, - совсем не так ползут облака по этому высокому, бесконечному небу. Как же я не видел прежде этого высокого неба? И как я счастлив, что узнал его, наконец. Да! Все пустое, все обман, кроме этого бесконечного неба». И вот, после падения всех прежних идеалов и убеждений, Болконского ждет горе: смерть жены и сына. Пересмотрев свои взгляды, князь Андрей решает, что «главное» на жизненном пути – это семья и «жизнь ради семьи». Но в Болконском, в отличие от многих других героев романа, была некая сила, внутренний пыл, который не давал ему останавливаться и довольствоваться малым. Вторым переломным моментом в судьбе Андрея стала его встреча с Наташей Ростовой, что в корне изменило его мировоззрение и понятие «смысла бытия». Для каждого влюбленного человека смыслом существования, несомненно, является любовь. Л.Н.Толстому несомненно удалось полностью раскрыть образ человека, находящегося в извечных поисках жизненного смысла, борьбе между укладом жизни того времени и своими интересами.«Слава», «семья», «любовь» - одни из самых распространенных видений этого «смысла». Князь Болконский, вновь участвуя в сражении, погибает, но, погибает уже совсем другим человеком.

    «Слава», «семья», «любовь» - одни из самых распространенных видений этого «смысла», но мало кто задумывается об этом в повседневной жизни, как это было и с героем другого произведения не менее талантливого писателя Михаила Шолохова. Андрей Соколов, главный герой произведения М.Шолохова «Судьба человека», обычный гражданин своей страны, хороший муж и отец. Образ Соколова – это собирательный образ многих обычных людей: мужей и отцов, ушедших на войну. А судьба Андрея –это отражение судьбы сотен воинов, солдат, сражавшихся за мирное небо над нашими головами. При прочтении произведения мы видим, что смыслом жизни Соколовабыли семья, работа. Но, как и любой другой человек, Андрей не осознавал всей значимости и ценности всего, что было у него до войны, не осознавал, что это и было смыслом его жизни. Однако, на войне он понял и осознал: насколько важны для него дом, семья, работа и мирное небо. Также, автор указывает на то, что образ Соколова – образ мужественного и храброго, честного и доброго человека, обладающего высокими морально-нравственными ценностями. В отличие от князя Болконского, Соколов не задумывается над «смыслом жизни», он просто живет, честно выполняет свой долг перед Родиной, помогает людям. И смыслом его существования является помощь людям, которые нуждаются в нем, в творении добрых дел.

    И, на основе анализа двух произведений, по праву принадлежащих достоянию русской художественной литературы, можно сказать, что ответ на вопрос о «смысле бытия» достаточно субъективен и нельзя что-либо сказать однозначно. Но, на мой взгляд, «смысл существования» заключается в его бесконечных поисках на протяжении всей жизни, а время, проведенное в поисках, и есть «жизнь».

    Таким образом, тема «смысла жизни и ее поисков», нравственных ценностей является основной движущей силой написания всех художественных произведений. И именно художественные произведения помогают особенно молодым людям, имеющим незначительный жизненный опыт, пересмотреть свои приоритеты, свои интересы и жизненные ценности. И эти произведения мы можем считать неиссякаемым источником знаний о жизни, потому что пока существует общество, способное читать и анализировать прочитанное, будет существовать и смысл написанного.

    На сегодняшний день мы видим, что читающих становится гораздо меньше, также как и значительно сократилось число писателей, а писателей-классиков практически нет. Это одна из серьезных глобальных проблем общества. У современных людей не хватает свободного времени для саморазвития. Городская суета и рутина не оставляют времени для размышлений, а ведь порой необходимо иногда делать остановки и задумываться о том: «Кто я? Живу ли я или всего лишь существую? А если живу, то с какой целью?»

    Использованная литература:

    1. Смысл жизни (человека). «Философский энциклопедический словарь», М.:Советская энциклопедия, 1989г.

    2. Большой психологический словарь. - М.: Прайм-Еврознак. Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко. 2003.

    3. «Человек и мир», С.Л.Рубинштейн, 1973, с. 382.

    4. «Война и мир», Л.Н.Толстой, том I, часть 3, глава XVI.