«Вечный» вопрос: кто есть русские – европейцы или азиаты? Сублапоноидный тип.

Но имидж татар как исчадий ада еще долго будет присутствовать в подсознании жителей Старого Света

ИСТОРИКИ, ПОХОЖЕ, НИКОМУ НЕ НУЖНЫ

Века, прошедшие над миром,
Протяжным голосом теней
Еще взывают к нашим лирам
Из-за стигийских камышей.

И мы, заслышав стон и скрежет,
Ступаем на Орфеев путь,
И наш напев, как солнце, нежит
Их остывающую грудь.

Былых волнений воскреситель,
Несет теням любой из нас
В их безутешную обитель
Свой упоительный рассказ.

Но горе! мы порой дерзаем
Всё то в напевы лир влагать,
Чем собственный наш век терзаем,
На чем легла его печать.

И тени слушают недвижно,
Подняв углы высоких плеч,
И мертвым предкам непостижна
Потомков суетная речь.

Владислав Ходасевич (1912)

Европейские историки в послевоенные годы сделали кардинальный поворот в научном плане, предложив новый взгляд на события прошлого. Они начали изучать не столько описание событий, «как они происходили на самом деле» (так учила немецкая классическая школа), а глубинную суть общественных изменений, социальную структуру, ментальность, экономику, повседневность. Основная заслуга в этом, конечно же, французской школы «Анналов». Вслед за французами появились аналогичные работы в других странах. Новое поколение историков подходило к истории не как традиционные летописцы, бытописатели, хроникеры, а исходя из задач сегодняшнего дня. Проблему ставила современность, а ответы искали в прошлом. Историки начали походить на социологов и антропологов, они привнесли исторический взгляд в самые разные области науки, причем с учетом роли конкретного человека, а не только великих личностей.

За последние полстолетия европейские историки благодаря включению истории во все гуманитарные исследования проделали громадный шаг в понимании социальных явлений. По уровню, масштабу, глубине анализа европейские гуманитарии настолько ушли вперед, что трудно сравнивать их с российскими учеными, застрявшими где-то в конце ХIХ века. В России историческая наука не просто отстала, она ко всему еще и крайне политизирована. Не дай Бог найдешь что-то положительное в татарской истории, сразу же попадешь в разряд сепаратистов, националистов и разрушителей российской государственности. И не дай Бог найти что-то негативное в русской истории, тогда тебя обвинят во всех смертных грехах, ты станешь врагом рода человеческого. Ситуация в России усугубляется тем, что следующее поколение историков не скоро появится — их перестали готовить. Историки, похоже, никому не нужны, как и правдивая история. Честную историю никто не приветствует, спокойнее, когда отпиаривают старые мифы.

Характерно, что новое поколение европейских историков для того, чтобы понять современность, интенсивно изучает Средневековье. Медиевистика стала одним из наиболее популярных направлений исторической науки. На самом деле, многие современные явления в мире истоками имеют именно европейское Средневековье, точнее сказать, они появились как преодоление прошлого. В России современные процессы тоже невозможно понять без анализа прошлого, но в отличие от Европы страна никак не может выбраться из Средневековья, ей мешает то абсолютизм монархии, то сталинский абсолютизм.

МАЛО ЛИ КТО НА КОМ ЖЕНИЛСЯ

Ничто не меняется так часто, как прошлое.

Жан Поль Сартр

Несмотря на явные успехи европейских историков, тем не менее у них есть существенный пробел — они плохо знают времена Золотой Орды, при том, что капитализм в Генуе и Венеции зародился благодаря торговле с татарами. Более того, итальянские государства имели свои колонии в Причерноморье и были теснейшим образом интегрированы в ордынскую экономику. Важнейшей статьей экспорта Золотой Орды в Европу была пшеница, она спасала европейское население от голода. Этот сюжет сам по себе любопытен, ибо европейцы считают татар, как и всех кочевников, дикими, хотя из их рук ели хлеб. Получается, что якобы более высокая земледельческая культура не могла себя накормить, а кочевники кормили и себя, и Европу хлебом. Все это не укладывается в стереотипы о диких кочевниках и развитой земледельческой цивилизации, но именно такие взгляды продолжают гулять в общественном мнении. Европейцы не пытаются понять, почему татары строили сотни городов, имели лучшее в мире оружие из лучшей стали, строили дороги и морские порты, ввели в оборот бумажные деньги, называемые «балиши», и т.д. и т.п.

Вся Восточная (и отчасти Центральная) Европа в той или иной форме зависела от Золотой Орды. Прежде всего это Венгрия, покоренная Бату в отместку за укрывательство половцев (куманов), воевавших с татарами. Болгария платила дань Ногаю и его сыну Чеке, их столицей стал город Исакчи (по-тат. Сакче) в Добрудже. Ногай и Чеке чеканили в Исакчи монету, тем самым подчеркивая относительную автономию Болгарии.


Вместе с влиянием татар на Балканах обострились отношения с Византией, но зато укрепились отношения с египетскими мамлюками, родственниками поволжских, крымских татар и современных казахов. Султан Бейбарс хотел наладить официальные отношения с Берке, принявшим ислам, для чего снарядил послов, но они были арестованы в Константинополе. Это осложнило отношения мамлюков и татар с Византией. К тому же султан Иконии (Конья в Анатолии) ‘Изз ад-Дин оказался в плену у византийского императора Михаила VIII Палеолога, чем были недовольны татары. Все это послужило основанием для начала военных операций, в результате которых татары освободили мамлюкских пленников и ‘Изз ад-Дина, которому Берке хан даровал земли в Крыму (Старый Крым и Сугдаю/Судак). Византия с тех пор старалась поддерживать дружеские отношения с татарами. В частности, Ногай взял в жены в 1272 году византийскую принцессу Ефросинью, третьей женой Узбек хана стала дочь императора Андроника III.

Сегодня российские историки из женитьбы Ивана III c Софьей Палеолог выстроили целую теорию о византийских корнях Российской империи. Якобы Софья привезла в Москву символ империи двуглавого орла и укрепила приверженность Руси православию. Если бы жены определяли характер империй, тогда надо бы всемирную историю переписать заново. Мало ли кто на ком женился. Монархи жен брали из политических соображений, это тоже часть истории, но не этим же определяется природа страны. К тому же Софья ко времени замужества была уже католичкой, а двуглавый орел в Московию попал во времена Джанибека, который чеканил медную монету с двуглавым орлом. Как попал двуглавый орел в Орду — это другой вопрос. Но зачем искать обходной и весьма сомнительный путь двуглавого орла, когда его образ звенел в кошельке в виде звонкой монеты и русские хорошо знали его номинал.

И вообще, ко времени расцвета Золотой Орды Византия была уже «дряхлой старухой», как выразился один из русских историков. Разорение Константинополя рыцарями Четвертого крестового похода в 1204 году подорвало силы Византии, затем в ХIV веке сербы расширили свою территорию за счет Византии, а окончательно вопрос решился в 1453 году взятием столицы турками. Византия никак не могла быть для России положительным примером. Вообще, империи не строятся путем эманации эфемерных духовных сил, для их возникновения нужны конкретные структуры, человеческий опыт ведения масштабных государственных дел, современное оружие, финансовая система, экономика, способная содержать большую армию. Все это было в Золотой Орде, под боком, что и стало истоком для строительства Российской империи. Идеология, сформулированная псковским монахом Филофеем в послании к великому князю Василию III: «Блюди и внемли, благочестивый царь, яко вся христианская царства снидошася в твое едино, яко два Рима падоша, а третий [Москва] стоит, а четвертому не быти» говорит не о механизме строительства империи, а об амбициях русских монархов, претендующих на золотоордынское наследие, но в православной оболочке. Это империалистический соблазн мессианского сознания (Николай Бердяев).

ВЛИЯНИЕ ОРДЫНЦЕВ НА ЕВРОПУ БЫЛО ОТНОСИТЕЛЬНО НЕДОЛГИМ, НО ЗАМЕТНЫМ

Почти каждое событие уже мгновение спустя после того, как оно свершилось,
может быть истолковано по-разному.

Стефан Цвейг

Татары участвовали во всех политических событиях на Балканах вплоть до ХIV века. Это касалось территории нынешней Болгарии, Венгрии, Сербии, Румынии, Молдавии. К тому же во всех этих походах участвовали свои дунайские куманы (половцы), говорившие практически на татарском языке, а в Болгарии еще чувствовалось влияние рода Асеней, предков тюркских каганов Ашина, выходцев с Алтая и Поволжья. После смерти Узбек хана влияние центральной власти Золотой Орды на Балканы ослабевает и татарские кланы в Добрудже и Буджаке обретают независимость (сегодня их называют румынскими татарами). Вместе с тем усиливается турецкое влияние на Балканах.

Не менее активно татары вмешивались в события средневековой Польши и Литвы, которые не только находились в вассальных отношениях с Золотой Ордой, но и стремились влиять на ее политику в Восточной и Центральной Европе. Причем о Литве и Польше трудно говорить только в терминах вассалитета, ибо они были в дружеских и даже родственных отношениях с ордынцами. Достаточно сказать, что разбитые войска Мамая после Куликовской битвы бежали в дружественную Литву, где они получили в княжение урочище Глина, откуда произошел род Глинских, в одно время правивших на Руси. Из этого рода происходит (по бабушке) Иван Грозный. Появление в Московии Смутного времени «литовских людей» не случайность — это те же татарские ратники.

Потомки хана Тохтамыша, который после Куликовской битвы собственно и добил Мамая, загнав его в Крым, впоследствии после распада Золотой Орды тоже оказались в изгнании и нашли пристанище в Польше. Они служили верой и правдой польскому королю в его гвардии и прославились как храбрые уланы. Особенно запомнился вклад татарской конницы в ходе Грюндвальской битвы, за что благодарные потомки воздвигли в Гданьске памятник татарскому воину. Появление польских уланов под Москвой в Смутное время было отнюдь не случайностью, татары на Руси не были чужаками.

Конечно, влияние ордынцев на Европу было относительно недолгим, около 150 лет, но заметным. Само влияние нельзя представлять как политическое давление или в виде набегов, были точно установлены границы с таможней, где собиралась пошлина. Автономные образования в Восточной Европе могли возглавляться местными вождями, но они были ставленниками Орды и, соответственно, платили дань, отвечали за порядок на территории и участвовали со своими войсками в военных операциях татар. По тем временам татары представляли высокую культуру как в военном деле, так и гражданских делах: управлении империей, финансовых вопросах, обустройстве дорог и т.д. Европа подражала татарам не только в части оружия (луки, сабли, тактика конного строя), но даже в моде. Татарская одежда считалась красивой, а военное искусство и финансы — непревзойденными.

ОТНОШЕНИЕ К ТАТАРАМ МОЖЕТ ИЗМЕНИТЬСЯ ПОСЛЕ НЕСКОЛЬКИХ ГОЛЛИВУДСКИХ ФИЛЬМОВ

Вся история мира как в фокусе концентрируется в следующем положении: когда нации сильны, они не всегда справедливы, а когда они хотят быть справедливыми, они часто больше не являются сильными.

Уинстон Черчилль

Взаимоотношения Золотой Орды и итальянских государств было исключительно плодотворным, пока Папа Иннокентий IV в 1234 году не объявил крестовый поход против татар, как «посланников Сатаны и прислужников Тартаруса». Он не только хотел освобождения католических стран Европы от татар, которые, кстати, в религиозные дела не вмешивались, но хотел натравить мамлюков против Золотой Орды и обратить славян в католичество. Александр Невский наотрез отказался от участия в Крестовом походе против татар, заявив польским послам Гольду и Гементу в 1248 году: «От вас учения не принимаем». Зато южнорусский князь Даниил Галицкий принял из рук Папы титул «короля Руси», хотя реальной помощи для борьбы с Ордой не получил.

На призыв Папы европейские народы не спешили откликаться, но с ослаблением Орды, усилением морской торговли перед Европой появились новые перспективы, и татар стали рассматривать (по античной римской традиции) как диких варваров. Некоторые российские историки любят противопоставлять русских и татар в римской парадигме, т.е. считают себя частью европейской цивилизации в противоположность татарам — отсталым азиатам. Спешу предупредить: европейцы русских в те времена рассматривали как природных татар, а на картах Московию обозначали «Московской Татарией» в отличие от Новгородской Руси. На самом деле, русские не более европейцы, чем татары.

Ни один человек не богат настолько, чтобы купить свое прошлое.

Оскар Уайльд

Такое предисловие было необходимо для понимания значения конференции по Золотой Орде, которую в этом месяце организовал Лейденский университет (совместно с Оксфордом и Европейским университетом в Санкт-Петербурге). В работе научного форума участвовали известные специалисты по проблемам истории Золотой Орды из разных стран. До этого в Институте истории им. Марджани прошел очередной Золотоордынский форум, где участвовали ученые из 11 стран. Он был весьма содержательным. В Лейдене состоялось продолжение начатого в Казани разговора, но было и одно существенное отличие — конференция прошла в Нидерландах по инициативе европейских университетов. Это знаковое событие. Оксфорд вслед за Кембриджем включил Золотую Орду в тематику своих исторических исследований. Для Института истории это стало новым шагом для международного признания татар как значимой части всемирной истории.

Характерно, что в качестве партнеров журнала «Золотоордынское обозрение», выходящего в Институте истории, выступили не только российские, но и европейские университеты. Радует, что в России растет отряд «ордынцев». Интерес к этому периоду истории настолько высок, что появились кандидаты и доктора наук по Золотой Орде не только в Москве, но практически по всей стране. По сути дела, идет накопление потенциала отряда нового поколения ученых, которые при благоприятных политических условиях напишут правдивую историю страны.

Изменение общественного мнения, тем более навязанного Папой Римским в качестве крестового похода, оказывается делом крайне сложным. Имидж татар как исчадий ада еще долго будет присутствовать в подсознании европейцев. Изменения общественного мнения на Западе всегда начинаются с университетов, где готовятся научные труды, вслед за учеными включаются в работу журналисты и СМИ. И только после нескольких голливудских фильмов можно рассчитывать на изменение отношения к татарам. Но первый шаг на этом тернистом пути сделан в знаменитом Лейденском университете.

Свисти ты, о ветер, с бессонною силой
Во всю одинокую ночь,
Тоску твоей песни пустынно-унылой
Еще я берусь превозмочь.
Я стану мечтать величаво и стройно
Про будущность нашей страны,-
В доверчивой мысли светло и спокойно,
Мне делом покажутся сны.
Я вспомню о прошлом, о жизни сердечной,
Таинственном шепоте дев,
И детской дремотой забудусь беспечно
Под твой похоронный напев.

Николай Огарев (1859)

Татары и монголы: есть ли что общее? - Сколько у нас генов из Центральной Азии? - Нет их! - Не азиаты мы, увы! - Ни по бабушкам - Ни по дедушкам - Ни по облику - Русский генофонд: типичный европеец - А вовсе не евразиец - «Эффект ига»: изменение потоков русских миграций - «Поскреби татарина и увидишь финно-угра» - «Поскреби восточного русского и вновь увидишь финно-угра»

Мильоны - вас. Нас - тьмы, и тьмы, и тьмы.
Попробуйте, сразитесь с нами!
Да, скифы - мы! Да, азиаты - мы,
С раскосыми и жадными очами!
Для вас - века, для нас - единый час.
Мы, как послушные холопы,
Держали щит меж двух враждебных рас
Монголов и Европы!
...
О старый мир! Пока ты не погиб,
Пока томишься мукой сладкой,
Остановись, премудрый, как Эдип,
Пред Сфинксом с древнею загадкой!
Россия - Сфинкс! Ликуя и скорбя,
И обливаясь черной кровью,
Она глядит, глядит, глядит в тебя
И с ненавистью, и с любовью!..
Да, так любить, как любит наша кровь,
Никто из вас давно не любит!
Забыли вы, что в мире есть любовь,
Которая и жжёт, и губит!
...
Мы любим всё - и жар холодных числ,
И дар божественных видений,
Нам внятно всё - и острый галльский смысл,
И сумрачный германский гений...
Мы любим плоть - и вкус её, и цвет,
И душный, смертный плоти запах...
Виновны ль мы, коль хрустнет ваш скелет
В тяжёлых, нежных наших лапах?
Привыкли мы, хватая под уздцы
Играющих коней ретивых,

Ломать коням тяжёлые крестцы
И усмирять рабынь строптивых...
Придите к нам! От ужасов войны
Придите в мирные объятья!
Пока не поздно - старый меч в ножны,
Товарищи! Мы станем - братья!
А если нет - нам нечего терять,
И нам доступно вероломство!
Века, века - вас будет проклинать
Больное позднее потомство!
Мы широко по дебрям и лесам
Перед Европою пригожей Расступимся!
Мы обернёмся к вам
Своею азиатской рожей!
Идите все, идите на Урал!
Мы очищаем место бою
Стальных машин, где дышит интеграл,
С монгольской дикою ордою!
Но сами мы - отныне вам не щит,
Отныне в бой не вступим сами,
Мы поглядим, как смертный бой кипит,
Своими узкими глазами.
Не сдвинемся, когда свирепый гунн
В карманах трупов будет шарить,
Жечь города, и в церковь гнать табун,
И мясо белых братьев жарить!..
В последний раз - опомнись, старый мир!
На братский пир труда и мира,
В последний раз на светлый братский пир
Сзывает варварская лира!
Александр Блок. «Скифы»

Где ж ты видел монголоидного гунна?
Из научной дискуссии 2

Нелегко спорить с поэтом. Но ведь нам и не придётся спорить с тем, что действительно важно в этом стихотворении Блока. Нам вообще не придётся спорить - мы лишь посмотрим, каковы научные данные о «нас - азиатах», и откуда взялся миф, что мы - это они.
Стоит в любой аудитории упомянуть, что мы изучаем русский генофонд, как за этим всегда следует вопрос: насколько сильно его изменили татары? Иногда тот же вопрос звучит в иной формулировке: «сильно ли его изменили монголы?» И в обоих случаях имеют в виду одно и то же: не сходство с генофондом современных нам европеоидных татар-земледельцев, живущих в Приуралье, а генетическое сходство с теми ордами номадов, которые в XIII-XV веках шли из Центральной Азии и несли её чуждые гены в Европу. Этот вопрос нам задавали в самых разных аудиториях, не только в России, но даже в США. Похоже, самое распространённое представление о русском генофонде выражается фразой «поскреби русского и увидишь татарина». Сейчас мы попробуем честно ответить на этот многократно заданный вопрос.
Однако, каков вопрос, таков и ответ. Мы будем пользоваться (да простят нас профессионалы!) той же терминологией, что и задающие эти вопросы непрофессионалы. Иначе этот раздел превратился бы в лекцию о том «что иметь в виду под термином...», и заинтересованным лицам, не склонным к долгим научным уточнениям, это представилось бы способом уйти от прямого ответа. Нет, мы хотим дать максимально прямой и корректный ответ на непрофессионально заданный, но всех волнующий вопрос. Но при этом просим читателя на время оставить уже готовые ответы - хотя бы до конца этого раздела.

ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ

Чтобы не запутаться в словах, начнём с того, что современные татары и монголы - два разных народа, между генофондами которых очень мало общего. Поэтому мы будем говорить конкретно лишь о том, какие последствия для русского генофонда имело «татаро-монгольское иго», то есть завоевание Руси в XIII веке и последовавшая зависимость русских княжеств от Золотой орды и её наследников. Конкретнее: каков вклад в русский генофонд степных завоевателей XIII века и нескольких последующих веков? Или ещё ближе к совопросникам века сего: стал ли (и если - да, то насколько) русский генофонд в результате этих завоеваний монголоидным - «с раскосыми и жадными очами»? Естественно предполагать, что завоеватели оставляли своих потомков в местном населении, что завоевание сопровождалось и смешанными браками, и переселениями отдельных групп - наверное, ни у кого не вызывает сомнения, что при политическом подчинении одного народа другому происходит смешение их генофондов. Вопрос лишь, в какой степени.
«Завоеватели» происходили из степей Центральной Азии. Поэтому нам остаётся лишь определить, насколько русский генофонд стал похож на центрально-азиатский (а не на генофонд современных нам татар!).
Отделить генетический след «татаро-монгольского» ига от следа более древних и много более длительных взаимодействий генофондов запада и востока (см. 9 главу) нам поможет сравнительная геногеография. Если, скажем, генофонд поляков (другого славянского народа, который монгольские завоевания затронули лишь отчасти, а трёхсотлетнее иго не затронуло вовсе) или же народов Севера Европы (куда никогда не доходили волны номадов) окажутся не похожими на центрально-азиатский генофонд, а русский генофонд, напротив, приближен к нему - то эту близость к центрально-азиатскому генофонду можно отчасти связывать с татаро-монгольским игом. Почему лишь отчасти? Потому что наличие такого сходства русского генофонда и Центральной Азии может быть результатом и более древних миграций, а вот если сходства не будет - это однозначно укажет на отсутствие «татарского следа». Всё это - правдоподобная модель, а реальность, конечно, сложнее. Но популяционная генетика всегда пользуется относительно простыми моделями, чтобы получить чёткий количественный ответ, а потом уже двигаться дальше - с помощью уточнённых моделей.
Итак, вопрос о «генетическом наследии татаро-монгольского ига» мы формулируем так: насколько русский генофонд похож на генофонд Центральной Азии на фоне отсутствия такого сходства у народов, не бывших «под игом».

ДАННЫЕ ПО МИТОХОНДРИАЛЬНОЙ ДНК

По этому типу маркёров народы Центральной Азии и Европы различаются замечательно чётко: в Центральной Азии почти всё население - более 90% - обладает восточно-евразийскими гаплогруппами, тогда как в Европе почти всё население - более 95% - обладает иными, западно-евразийскими гаплогруппами (см. карты в разделе 9.2). Поэтому доля восточно-евразийских гаплогрупп в русском генофонде прямо покажет: есть ли заметный вклад центрально-азиатского населения в русский генофонд или его нет?

Сразу же договоримся, что считать эффектами смешения и «заметным вкладом» - 0.5%, 5% или 50% восточно-евразийских гаплогрупп в русском генофонде? Учтём, что подразделение на западно - и восточно-евразийские гаплогруппы не абсолютно. Итак, если в Европе (включающей всё население до восточных склонов Урала) примерно 5% генофонда «не западные», а в Центральной Азии примерно 10% генофонда «не восточные», то наличие 15-20% восточно-евразийских гаплогрупп могло бы чётко маркировать присутствие «монголоидного» центрально-азиатского пласта в русском генофонде. 20% восточно-евразийских гаплогрупп означало бы приток 18% «монголоидных» генов в русский генофонд, а 15% восточно-евразийских гаплогрупп - приток 13% центрально-азиатских генов 3 . Если кто-то желает увидеть ещё менее значительные и почти неощутимые влияния, то чтобы распознать их, ему надо провести анализ очень объёмных выборок - иначе результаты будут недостоверными.

НЕ АЗИАТЫ МЫ... УВЫ...

Однако доля восточно-евразийских гаплогрупп в русском населении составила лишь 2% (см. раздел 6.2). То есть очень малую величину. Почти столь же малую, что и в генофонде поляков (1.5%) или севера Европы, где уж точно никаких «татаро-монгольских вкладов» не было (у норвежцев 0.6%, у исландцев 0.7%, у карел 4.8% и т. д.). Средняя «фоновая» частота восточно-евразийских гаплогрупп в Европе равна 3.6%. То есть в русском генофонде (2.0%) она даже меньше, чем «средняя по Европе», поэтому монголоидный компонент у русских оказывается не просто нулевым, но даже с отрицательным знаком 3 . Итак, мы не видим последствий монгольского нашествия в русском генофонде - или тогда должны видеть эти последствия и в польском, и в норвежском, и в карельском, и в других генофондах Европы.
Не ошиблись ли мы? Давайте проверим. Все использованные данные, то есть частоты гаплогрупп мтДНК, получены по большим выборкам, самыми разными исследователями, и поэтому вполне достоверны. Но может быть, армии Чингисхана и Батыя состояли не столько из населения Центральной Азии, сколько из степных народов Южной Сибири? Но и в Южной Сибири восточно-евразийские гаплогруппы составляют пусть не полные 90%, а только 60-80%, но это всё равно несопоставимо больше, чем 2%! Пожалуй, иной читатель - не желающий расставаться с романтической картинкой «монгольского следа» - предпочтёт предположить, что монгольские армии состояли из европеоидных воинов! Но мы-то проверяем мнение о «нас - азиатах», а такой читатель в пылу полемики начинает защищать уже совсем иной миф - что «татаро-монголы» ничем от населения Европы генетически не отличались. Но такой читатель забывает, что тогда снимается и сама проблема - если генетически Золотая Орда и её наследники были, по его мнению, европейцами, то это уже становится внутренним делом Европы: перемещения народов в её пределах. А ведь мы решаем проблему влияния Азии на генофонд Европы.
Чтобы составить своё мнение об «азиатском вкладе», достаточно взглянуть на карту распространения восточно-евразийских гаплогрупп (глава 9). На карте хорошо видно, как суммарная частота этих гаплогрупп постепенно снижается к западу: в Китае частота максимальна, в Южной Сибири меньше, ещё ниже она на Урале, на европейских склонах Урала эти гаплогруппы уже редки, а зоны расселения восточных славян они едва касаются.
Может быть ещё одно возражение: мтДНК наследуется по материнской линии, а «генетический вклад завоевателей» ожидается скорее по отцовской. Ну, лично нам «генетический вклад» представляется обычно не в дыму пожаров, а скорее в виде браков с соседними, пусть и не всегда дружелюбно настроенными, народами. А значит, смешение популяций происходит и по мужской, и по женской линиям. Но всё-таки это возражение отметать нельзя, поэтому рассмотрим данные по Y хромосоме («мужская», отцовская линия наследования).

ДАННЫЕ ПО Y ХРОМОСОМЕ

Результаты изучения гаплогрупп Y хромосомы (раздел 6.3.) также не показывают значительной доли «степных монголоидных» генов в русском генофонде. Среди восьми гаплогрупп, преобладающих в русском генофонде, есть «восточноевропейская» R1a, «скандинавская» I1а, «балканская» I1b, «западноевропейская» R1b, «ближневосточная» J2, «африкано- средиземноморская» ЕЗb, «западносибирская» N2, «восточноевропейско-сибирская» N3 - но нет «степных», «центральноазиатских» гаплогрупп. Правда, R1a встречается и в степях Сибири - но реже, чем у русских. Гаплогруппа N3, частота которой в Сибири выше, чем у русских, остаётся единственным кандидатом на «степное» происхождение (хотя эта гаплогруппа скорее «таёжная») - но, увы, она встречена лишь в северных русских популяциях, а генетическое влияние степного населения должно было бы проявиться в южных районах исторического русского ареала. В любом случае - N3 распространена по всему северу Восточной Европы, и у эстонцев, финнов, латышей встречается куда чаше, чем у русских, так что монгольские армии тут явно ни при чём.

АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ

Любопытны данные по эпикантусу - типичнейшему признаку монголоидной расы, особенно характерному как раз для степного населения Центральной Азии. Антропологическое исследование, проведённое на огромной выборке русских (несколько десятков тысяч человек) практически не выявило случаев выраженного эпикантуса [Хрисанфова, Перевозчиков, 1999].

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, какой бы признак мы ни взяли, мы видим, что русские - типичные европейцы, а азиатское завоевание оставило след в русской истории, но не в русском генофонде.
Да и могло ли оно оставить след в генофонде? Наш эпиграф начинается словами Блока: мильоны вас (европейцев), нас (азиатов-степняков) - тьмы, и тьмы, и тьмы. Слово «тьма», наряду с переносным значением «множество» имело и прямое значение «десять тысяч» . Итак, на «мильоны» европейцев приходятся «десятки тысяч» степняков. Демографически эта оценка вполне реалистична. То есть прямой смысл блоковского стихотворения противоположен его поэтическому смыслу: завоеватели отнюдь не были многочисленны в сравнении с численностью населения на завоёванных территориях. И значимому генетическому вкладу просто неоткуда было взяться! 4
Так откуда же взялось столь распространённое мнение, что генетически «мы - азиаты», или, по крайней мере, промежуточное звено между Европой и Азией? Увы, это мнение распространено и в научной среде. Мы уже упоминали про один - но характерный! - случай, когда по какому-то показателю русские оказались промежуточны между французами и китайцами, и Учёный совет, состоящий из прекрасных учёных, счел это совершенно естественным. Мнение о промежуточности русского генофонда столь широко распространено - но ему нет серьёзных научных подтверждений. Одни лишь серьёзные научные опровержения.
Не берёмся говорить о России и русских в культурном, историческом, гуманитарном смысле. Но биологически (генетически) - нет, нет и нет. Русский генофонд не является промежуточным между типичным европейским и типичным азиатским генофондом 5 . Русский генофонд является типичным европейским генофондом.

Надо сказать, что нас самих такой вывод огорчил. Миф о нашей «промежуточности» пустил глубокие корни... Героическая роль «генетического щита» между Азией и Европой грела душу и будила мысль... И с эстетической точки зрения тоже - так хотелось верить, что и монголоидный пласт встроен в русский генофонд: за время экспедиций мы научились видеть тонкую красоту и гармонию монголоидных лиц. Но, увы! Не русскому генофонду выпала роль «буферной зоны» между западом и востоком, не он стал местом их встречи - эта роль досталась иным народам, живущим на восток от Урала. А русский генофонд остался в строю народов европеоидных, западно-евразийских.
Только когда мы усвоим - твёрдо усвоим! - это основное свойство, только тогда можно начать уточнять: русский генофонд является самым восточным из типично европейских; отдельные азиатские влияния прослеживаются в русском генофонде несколько больше, чем у его западных соседей; уровень гетерогенности европейских генофондов мал, сибирских - велик, а восточноевропейские генофонды, в том числе русский, промежуточны (но не по генетическому составу, а по уровню гетерогенности!) между западноевропейскими и сибирскими; структура современного татарского генофонда и его взаимодействие с русским куда сложнее, чем может показаться на первый взгляд, и заслуживает отдельной монографии; и так далее.
Но базовый, главный вывод, который следует из проведённого изучения русского генофонда - это практически полное отсутствие в нём монголоидного вклада. Даже исследуя исключения, никогда нельзя забывать это правило.

ДИЛЕТАНТСКОЕ МНЕНИЕ

Выполнив профессиональный долг, не можем удержаться, чтобы не высказать своё собственное, теперь уже дилетантское мнение. Как нам кажется, последствия «татаро-монгольского ига» для русского генофонда есть, но заключаются совсем не в том, как это представляется обычно. Не во вкладе «центрально-азиатских генов», а в изменении миграций собственно русского населения. То есть в изменении направления и интенсивности потоков генов, которые, в свою очередь, сказались на русском генофонде, в какой-то степени перестроив его структуру. Возможно, лишь в небольшой степени и только для восточной части русского ареала.
Известно, что монгольское завоевание застало Киевскую Русь в период феодальной раздробленности.

Узнали то татары,
Ну, думают, не трусь.
Надели шаровары,
Приехали на Русь.

Алексей Константинович Толстой

Часть древнерусских княжеств попала в зависимость от Золотой Орды, и на этой территории впоследствии сформировался русский народ. Другая часть древнерусских княжеств вошла в состав Литовского (позже - польско-литовского) государства, и образовала украинский и белорусский народы. Разделение древнерусской народности на разные народы - это ли не значимые последствия монгольского завоевания! Впрочем, те же процессы могли идти и до, и после «татаро-монгольского ига», а возможно, и независимо от него.
Подумаем ещё и о том, что восточные славяне - в течение тысячелетия, с беспримерной энергией - колонизировали огромные пространства, от Днепра и до Волги, до Енисея, до Юкона. Единственная пауза в этом многовековом процессе - период ига, когда восточное направление было закрыто Золотой Ордой и её наследниками. В эти столетия проходила так называемая внутренняя колонизация русских земель, и не на эти ли века вынужденного сидения в своих границах пришлось само формирование русского народа?
Мы пишем эти строки в Макарьеве, городке в Костромской области, который возник вокруг монастыря, основанного преподобным Макарием Желтоводским и Унженским. В его житии читаем. что основанный им на Волге Желтоводский монастырь был разрушен татарами, а он сам и «около четырёхсот человек, не считая женщин, детей и стариков» взяты в плен, но затем отпущены. Новое место для поселения было выбрано на Унже в Галичских землях, и вблизи города Унженска в 1439 году был основан Макарьево-Унженский монастырь:

И он плывет над Унжей, словно щит
От окаянного номада.

«В 1522 году в княжение великого князя Василия Ивановича было страшное нашествие татар на Унженск. Врагов было свыше двадцати тысяч, а городок был мал и жители в военном деле неискусны. ... Главным у них был некий воевода Федор. При виде нападавших, он впал было в растерянность, но. узнав от жителей, что святой старец Макарий Желтоводский всегда защищал их от татар, Федор пошёл в церковь, упал на колени перед иконой преподобного и стал молиться со слезами, прося отвести беду от Унженска и избавить людей от смерти и плена. Тем временем татары снова пошли на приступ и со всех сторон подожгли город. ... Вдруг пошёл дождь, скоро он перешёл в ливень, и сделался потоп. Вода затопила улицы и дома, казалось, весь город поплыл, и пожар утих. Теперь татары пришли в смятение... Взятые в плен рассказали, что они видели монаха, стоявшего в воздухе над городом и стрелявшего по ним: потом он на большом белом коне врезался в их войско и они, обезумев от страха, начали рубить друг друга мечами, думая, что бьются с русскими».
«В 1535 году молитвами Макария Желтоводского спасся от татар город Солигалич».
«Когда казанские татары осадили Унженск, одна молодая женщина по имени Мария попала в плен.... Когда сделали очередной привал. Мария рухнула на землю и. связанная, заснула крепким сном. Было это в степи. Стояла глухая ночь. Ближе к утру спящей явился преподобный Макарий. ... Мария проснулась и, видя преподобного уже не во сне, а наяву, узнала его по виденной ей иконе и пошла следом. ... Когда совсем рассвело, Мария увидела, что стоит на дороге, ведущей в Унженск. а невдалеке виднеется и сам городу).
«Однажды был тяжело ранен воевода Иван Выродков. Между тем князь приказал ему снова идти против татар. Несмотря на болезнь и уговоры близких, воевода собирался исполнить повеление, а так как ходить он не мог, то приказал везти себя в повозке. По дороге завезли его в Макариеву обитель».

Мы почти и не выбирали эти несколько фрагментов - почти все, перечисленные в житии, чудеса преподобного связаны с защитой от татар. Этот агиографический источник, вероятно написанный современниками, рисует картину постоянных войн с татарами в приволжских землях. (Мы имеем в виду среднее течение Волги примерно от Костромы до Казани, и соответствующие притоки Волги - Унжу, Оку, Ветлугу, Суру). Мы читаем о вызванных войнами переселениях, истреблениях селений, пленениях... Не приходится сомневаться, что все эти события влияли на миграции и демографическую структуру русского населения. Но был ли при этом генетический вклад «татарского компонента»?
Русское население по реке Унже изучено нами по митохондриальной ДНК (раздел 6.2). Суммарная частота восточно-евразийских гаплогрупп составила 4%, при среднем уровне в русских популяциях 1-2%. У современных татар частота восточно-евразийских гаплогрупп составляет около 10%. Такие невысокие частоты и недостаточные объёмы обеих выборок не допускают точных вычислений. Но даже если считать двухпроцентное повышение частоты реальностью, всё равно оно слишком мало. А главное, повышение частоты восточно-евразийских гаплогрупп к востоку это, как говорилось, общий евразийский тренд, древность которого измеряется тысячелетиями. И чуть повышенная частота у русских Унжи, скорее всего, вызвана смешением не с татарами, а с финно-угорским племенем меря (родственным современным мари), жившем на Унже до прихода славян.

Ещё раз подчеркнём: влияние татарских государств - это совсем не тот вклад «центрально-азиатского генофонда», возможность которого мы обсуждали чуть выше. Совсем не тот хотя бы потому, что генофонд как современных, так и средневековых татар составлен из многих компонентов, и «азиатский» степной компонент, возможно, не главный в нём, как мы видим и из невысокой частоты восточно-евразийских гаплогрупп у татар. Вся сложность задачи реконструкции истории на основе современного татарского генофонда как раз в том, что «поскреби татарина и увидишь финно-угра» - тот же самый финно-угорский пласт, лежащий в основе и русского генофонда на востоке его ареала. В главе 2 мы видели, что «поскреби восточного русского и увидишь финно-угра». И попробуй теперь их всех как-то различить!

Итак, наше мини-исследование Унженского края не обнаружило особого вклада «татарского компонента». Нам кажется, что влияние татарских государств заключалось скорее в вызванном ими оттоке населения, изменении структуры, закономерности миграций - то есть в демографических, а не генетических изменениях. Это совершенно разные процессы, и их нельзя путать: одно дело - миграция «местных русских генов» в пределах русского же ареала (реально имевшая место в связи с русско-татарскими войнами), а другое дело - прямой генетический вклад «пришлых татарских генов» (небольшой или вообще отсутствующий).
Напомним, что тем более важно чётко отличать генетические влияния степных номадов Азии (о котором мы только и можем говорить как генетики) от культурных влияний 6 .
Тем более что спустя время, как известно, военное счастье повернулось лицом к Москве.

И в московской неволе
Томились татарские ханы,
Посланцы Золотой,
Переметчики Черной Орды.

Дмитрий Кедрин

И русское завоевание осколков Золотой Орды, не столь широко известное, было не менее драматичным и важным для истории региона, чем монгольское завоевание Руси тремя с половиной веками ранее. Но оставим историкам и поэтам оценивать эти события. Для генетиков важнее, что после покорения Казани Москвой опять продолжались миграции, как русского, так и татарского населения. Возможно, переселение многих групп татар в приказном порядке на «более русские» земли, практиковавшееся после падения Казани, могло куда значительнее сказаться на притоке татарских генов в восточный русский генофонд, чем все составляющие татаро-монгольского ига вместе взятые! Поэтому было бы важно изучить генофонд современных татар и собрать больше данных о русском населении приволжских районов. Это специальное исследование могло бы прояснить многие страницы истории русского и татарского генофондов. Возможно, обнаружится не только перекомпоновка генофондов в результате переселений, но и отдельные случаи реального смешения русского и татарского населения. Важно лишь постоянно помнить, что всё это события местного масштаба и не придавать им значения основополагающего фактора формирования русского генофонда в целом.
Итак, анализ русского генофонда однозначно показал практически полное отсутствие вклада монголоидного населения (азиатских степей). Ограниченное взаимодействие с татарским генофондом (европейских степей) возможно, имело место. Но не заметно, чтобы интенсивность смешений русского населения с татарским превышала обычный уровень смешений в зоне контакта двух народов. Нелишне напомнить, что русский генофонд контактирует со многими народами - Северного Кавказа, с украинцами, белорусами, латышами, эстонцами, финнами, карелами, коми, удмуртами, марийцами, мордвой и - в этом общем ряду - и с татарами.

2 Такая постановка проблемы принадлежит профессору Л. Т. Яблонскому, заведующему сектором археологии степей Института археологии РАН. одному из ведущих специалистов по средневековым кочевникам.
3 Упрошенная формула расчёта: МЦ = Р-Е, откуда искомое М=(Р-Е)/Ц, где
Μ - искомая доля монголоидного компонента (приток центральноази-атских генов);
Ρ - наблюдаемая доля восточно-евразийских гаплогрупп у русских.
Е=0.036 - наблюдаемая доля восточно-евразийских гаплогрупп в Европе;
Ц=0.90 - наблюдаемая доля восточно-евразийских гаплогрупп в Центральной Азии.
Предполагается, что исходный русский генофонд (P 0) имел ту же долю восточно-евразийских генов, что и в среднем Европа (Р 0 =Е).
Если бы Р=20%. то М=(0.20-0.036)/0.90 = 18% монголоидного компонента.
Если бы Р=15%, то М=(0.15-0.036)/0.90 = 13% монголоидного компонента.
Если бы Р=10%, то М=(0.10-0.036)/0.90 = 3% монголоидного компонента.
Но на самом деле Р=2%, то есть М=(0.02-0.036)/0.90 = -2% монголоидного компонента в русском генофонде. Отрицательный знак возник оттого, что нарушено исходное условие: Р 0 =Е.
4 Это общее свойство многих завоеваний. Например, мадьяры (венгры), пришедшие из Зауралья, в конце 1 тысячелетия н. э. завоевали Среднедунайскую низменность, населённую главным образом славянами, и смешались с ними. Живущий там народ и сейчас называется венграми и говорит по-венгерски (язык уральской семьи). Но прекрасная венгерская научная школа физической антропологии, несмотря на огромные усилия, практически не находит в физическом облике нынешних венгров явных следов переселенцев с Урала - одни лишь черты прежнего (субстратного) славянского населения. И причина все та же - относительная немногочисленность пришлого населения (суперстрата).
5 Азия велика и разнообразна, и некорректно сравнивать с ней маленькую гомогенную Европу. Здесь под «Азией» мы не имеем в виду ни Юго-Западную Азию, которая генетически сходна с Европой, ни Южную Азию (Индостан), а сравниваем Европу с Сибирью, Центральной и Восточной Азией.
6 Авторы благодарят одного из посетителей нашего сайта www.genofond.ru за письмо о любопытной истории этой фразы:
Выражение «Поскреби русского - найдёшь татарина» пришло к нам из французского языка, и в оригинале звучит так: «Gralle: le Russe, et vous verre: tin Tarlare». Это просто краткая версия цитаты из сочинения «Россия в 1839 году» маркиза де Кюстина: «Ведь немногим больше ста лет тому назад они были настоящими татарами. И под внешним лоском европейской элегантности большинство этих выскочек цивилизаций сохранило медвежью шкуру - они лишь надели ее мехом внутрь. Но достаточно их чуть-чуть поскрести - и вы увидите, как шерсть вылезает наружу и топорщится ». Но со временем, эта сомнительная сентенция «Под тонкой оболочкой напускной культуры в русских по-прежнему скрываются дикари-людоеды» превратилась в мирный и верный в общем-то тезис «Русский с татарином - братья навек».
Получается, что изначально афоризм про русского и татарина вовсе и не имел никакой биологической, генетической подоплёки (не считал же маркиз, что в русском генофонде велик процент медвежьих генов), а касался лишь восприятия европейцем культурных черт России - не имеющих никакой связи с генофондом и, следовательно, с нашей книгой. Так что даже сама фраза про «поскреби русского...», оказывается, говорит вовсе не о влиянии «азиатского» генофонда. Опять «азиатское влияние» оборачивается лишь мифом...

ФАКТЫ И СТЕРЕОТИПЫ: ТАТАРЫ

1. О названии ‘’татары’’

Обычно словом ‘’татары’’ называют тюркских жителей Среднего Поволжья (а конкретно – Казани и ее окрестностей),являющихся потомками булгар со значительной долей кипчакского, угро-финского и сарматского элементов. При этом также существуют астраханские татары (которые не имеют булгарского происхождения, но по ряду исторических, геополитических, лингвистических и культурных связей близки к казанским татарам), сибирские татары (которые живут за пределами Поволжья и по происхождению – кипчаки с сильной примесью самоедских и палеосибирских народов), крымские татары (которые совсем другой народ) и добружские татары (сильно перемешаны с румынами, турками и русинами).

Слово ‘’татар’’ происходит от названия монгольского племени ‘’татары’’, жившего на территории Маньчжурии. Эти татары враждовали с собственно монголами вплоть до того, что сдали чжурчжэням монгольского хана Амбагая из-за кровной мести, убили Есугея-багатура по той же причине и были почти поголовно истреблены Чингисханом. Только проблема заключалась в том, что Чингисхан уничтожил взрослое татарское население, а молодых татар забрал в свою Орду, где их активно использовали во время Западного похода Бату-хана. По-этому, покоренные монголами народы как и на Западе, так и в Китае (по старой традиции того времени, когда татары были самым могучим кочевым племенем) стали называть всех тюрков Монгольской империи и ее осколков – татарами (также как и татары долгое время называли всех земледельцев – татами). Позднее в русском летописании словом ‘’татары’’ стали обозначать вообще всех чужаков, живущих к востоку или югу от Москвы (так, татарами называли азербайджанцев, которые сами себя никогда так не называли). От русских это слово подхватили европейцы, которые скрестили этноним ‘’татары’’ с античным Тартаром (они крайне плохо разбирались в географии Сибири и Центральной Азии) и стали называть татарами маньчжуров или чукчей. Ситуация более-менее устаканилась только в XIX веке, когда в регионе не осталось белых пятен, а мир стал чуть более глобализированным.

Предки казанских татар называли себя булгарами или бесерменами (перекрученное слово ‘’мусульманин’’), а в эпоху превращения примордиальных наций в модерные – слово ‘’татар’’ вытеснило более древние этнонимы. Хотя татары XIV-XVI веков в официальной документации называли себя именно татарами и представляли из себя то, что мы называем политической нацией. Так, казанские татары, чуваши, марийцы, башкиры и мокшане были подданными Казанского ханства, а татары и башкиры при этом имели один литературный язык под названием тюрки (ударение на последний слог). При том, что чуваши, которые прямые потомки булгар, сохранили свой древний язык, а язык башкиров испытал на себя большее влияние кипчакского элемента, чем собственно татарские диалекты.

2. Татары происходят от монголов

Нет. От монголов происходит только татарская знать. И то далеко не вся, потому что существуют сеиды (прямые потомки Пророка) и обычные улемы (теоретически им может стать любой человек). Очень далекими потомками монголов являются Чингизиды (последним легитимным правителем Казани был Оттемиш Гирей, который был свергнут благодаря русской ‘’помощи’’. Избранный позднее Ядыгар-Мухаммед был правителем промосковским). Другие татарские знатные рода происходят от ордынских беев или мурз. Стоит также сказать, что татарская аристократия очень сильно повлияла на генезис российской аристократии. Аракчеевы, Бибиковы, Чириповы, Шереметьевы, Ахматовы, Тургеневы, Бердяевы, Тимиревы, Тимирзяевы, Урусовы, Карамзины, Суворовы, Кутузовы и Шубины происходят от крещёных татар. Эти фамилии лишь вершина айсберга, а так треть российского дворянства непосредственно происходит от татар, а остальная часть имеет родственные связи с ней.

3. Татары – азиаты

Еще один глупый стереотип. Татары, как это ни странно звучит – европейский народ. Антропологически они мало чем отличаются от русских (разве что жившие ближе к Уралу и Ногайской степи татары имеют монголоидный элемент). Часть татар исповедует христианство (причем, это не результат русификации. Христианство в Поволжье имеет корни, уходящие ещё в эпоху Волжской Булгарии, да и становление РПЦ приходится как раз на эпоху Золотой Орды). Татарский менталитет более близок к славянскому, чем к турецкому или арабскому. Золотая Орда и Казанское ханство были государствами, в которых власть хана никогда не была абсолютной, а зависила от взаимодействия между собой Курултая (съезда карачи-беев, самых могущественных знатных родов страны) и Дивана (сословно-представительского органа). Главными партнёрами Орды были Венеция, Египет и Византия. Земли Поволжья, что во время Улуса Джучи, что во время Казанского ханства процветали именно благодаря торговле: посредничестве между Средней Азией (с ее выходом на китайские и индийские рынки) и Европой (особенно Восточной и Северной). Воевать казанские татары умели, но не особо любили (в коннице служили в основном ногайцы, в стрельцах марийцы, а в пехоте городское ополчение). Главное население страны составляли как раз горожане, а не кочевники, вопреки широко распространенному мифу. Сильно развитый индивидуализм, меритократизм, связи с христианством и античной культурой (при официальном доминировании ислама) делают из казанских татар европейцев.

4. Об истории

Первым государством на территории Среднего Поволжья стала Волжская Булгария. Ее основателем был некий хан Котраг, один из детей Кубрата, последнего значимого правителя Великой Болгарии. Под давлением хазар Котраг в конце VII века собрал подчинённых ему людей, провел свой народ через степи, перешёл Волгу и скрылся от врагов в тёмных лесах. На этом месте жили первобытные финские племена (мокшане, эрзяне, марийцы, мурома, мещера и прочие) и кочующие сарматы. Пришедшие булгары (которые сами по себе - дальние потомки гуннов, также гремучей смеси всего и вся) основали одноименный город, ставший столицей государства с таким же названием. В 922 году булгары, ища поддержки против хазар (иудеев), принимают ислам (чтобы обеспечить себе в качестве союзников персов, постоянно ругавшихся с хазарами). Спустя столетие булгары постепенно консолидировались как нация (не желающие становиться булгарами марийцы ушли на луга, а не желающие принимать ислам булгары переселились на север, став предками чувашей) вокруг пяти племен (позднейший Булгарский улус и Казанское ханство будут делиться на 5 частей). Сама по себе Булгария была полиэтническим и многоконфессиональным государством (хоть государственной религией и считался ислам), цивилизацией городов, живущих на торговле между Русью и Средней Азией. Булгар неоднократно пытались завоевать русичи, но особым успехом это не завершилось (булгары постоянно сжигали Муром или Суздаль, а залесские князья ходили походами на Булгар, в результате чего столицу перенесли в Биляр). Окончательный удар по Волжской Булгарии совершили монголы, уничтожившие Булгарию в 1236 году (перед этим булгары стали единственным народом мира, который на то время разбил монгольскую армию в битве при Саксине).

Впрочем, города, разоренные монголами, быстро восстали из пепла, булгарские купцы получили ряд привилегий от Бату-хана, булгарская аристократия сохранила свои владения, а земли самой Булгарии были выделены в отдельный улус в составе Золотой Орды. Бату-хан для татар имеет такое же значение, как Цезарь для французов или Траян для римлян. То есть – с одной стороны иностранный захватчик, а с другой – человек, который помог создать новую государственность, лучшую, чем предыдущая. По этой причине период Волжской Булгарии и период Золотой Орды (и Казанского ханства) одинаково почитаем среди большинства татар (если не брать во внимание пророссийских манкуртов или радикальных булгаристов несознательно повторяющим тюркофобские мифы российской пропаганды). Золотая Орда была подобна монархии Габсбургов. Ее нельзя было назвать государством какого-то конкретного народа, она держалась главным образом на личности хана и на экономических связях между ее землями, здесь никогда не было национальных или религиозных противоречий. Однако её погубили две вещи: чума (выкосившая население городов) и лествичное право (после смерти хана трон наследовал не старший сын, а старший брат. Это способствовало междоусобицам в государстве). Колоссальными усилиями Орду попытался спасти Тохтамыш, но после нашествия Тимура на престоле менялся один хан за другим, правители окраин объявили себя настоящими правителями Сарая, а ханы Великой Орды схватились с русскими. Созданное на месте Булгарского улуса Казанское ханство, казалось бы, сохранило лучшие традиции Золотой Орды и было близко к её реставрации под сенью дома Гиреев. Этому помешал Иван Грозный, совершивший в Казани настоящий геноцид и уничтоживший тысячелетнюю торговую цивилизацию Поволжья.

Татары неоднократно восставали с целью вернуть себе былую славу: во время Смуты, при Разине, при Пугачеве, во время Гражданской войны, кроме того ряд татар воевал на стороне немцев в годы Второй мировой. Последняя попытка вернуть независимость произошла в 90-ые годы (причем, даже сам Ельцин был за) – но она была слита местной казанской элитой по договорённости с Кремлем. Сейчас Татарстан является одним из самых нероссийских регионов РФ, по этому to be continued.

5. О языке

Татары всегда славились почти поголовной грамотностью, поскольку представители этого народа традиционно работали в торговле или ремесле (а знати и духовенству быть грамотными просто положено законами). В конце XIX века в среде татарских просветителей появилось направление джадидизма, которое призывало скрестить исламские институты с конституционной демократией. Самым видным джадидистом стал Гаяз Исхаки, призывающий вернуть тюрки в качестве литературного стандарта, создать латинский алфавит вместо арабицы, перейти на европейскую систему образования, уменьшить влияние улемов и освободиться от России. Часть из этих идей были украдены большевиками, проводившими латинизацию татарского языка. Позже язык опять был переведен – на этот раз на кириллицу. Однако, татарские мигранты и националисты по сегодняшний день пишут на латинице (арабица у них, в отличии от Турции, популярностью не пользуется).

Татарский язык – тюркский со всеми аглютинативными прелестями и прочими вещами. Он имеет булгаро-кипчакскую основу со значительным числом иранизмов, арабизмов, русизмов и слов из финских языков. Так, многие татары говорят не arkadaşlar, а druzyalar.

6. О субэтносах татар

Поскольку татары имели очень бурную историю и всегда были государствообразующей нацией (в отличии от марийцев или башкиров) – то их раскидало по всему региону и они имеют немало субэтносов. Есть собственно казанские татары, которые живут в Казани и окрестных городах (коренное население Казани было истреблено Грозным и сюда заселили татар из региона). Это типичный городской народ с рядом местных специфик. Есть татары-мишари, которые тюркизированные финны. Есть татары-тептяри, живущие в Башкирии. Есть татары-нагайбаки, которые татаризированные ногайцы и живут в Приуралье. Кроме того есть еще татары-кряшены, которые от прочих отличаются тем, что они поголовно христиане (кое-кто крещен добровольно, кое-кто насильственно). Также собственно волжских татар очень много в Сибири и в Средней Азии, куда они ездили ради торговли и оседали там навсегда.

7. О кухне и одежде

Татарская кухня представляет собой смесь финской кулинарной традиции (употребление больших количеств мяса с ягодами и овощами) с собственно тюркской (мясо-молочный рацион). Все это приправлено заимствованиями с русской и среднеазиатской кухни. Так, татары едят шербет, плов и халву (среднеазиатские блюда), пельмени (блюдо финских народ Приуралья), вареники и квашеные овощи (славянская кухня), также как и бэлэши (пироги с мясом), кузикмяки (пироги с овощами), азу (рагу), тунтерма (жареные яйца с луком), шорба (суп из баранины или говядины), кубите (пироги с курицей), кыстыбый (блинчики), чебуреки, чак-чак (сладости с медом), казылык (конская колбаса), кумыс, эчпочмак (пирожки с кунжутом или тмином). В татарской кухне нет блюд из свинины (исламская кулинарная традиция). Кряшенов это правда не касается. Также у татар не принято есть грибов (потому что ягодный и грибной рацион был характерен для марийцев и мордвы, но не для жителей городов Поволжья), причём это кулинарное табу сохраняется даже в эмиграции.

Татарский мужской костюм включает в себя шаровары, рубашку, бешмет (кофта со стоячим воротником) или чекмень (парадная одежда). Богатые люди носили халаты. В качестве головного убора и сейчас принято носить тюбетейки. Татарский женский костюм, несмотря на то, что большинство татар мусульмане – не включает в себя хиджаб, вместо него женщины ходили либо с непокрытой головой, либо в калфаке (конусообразной шапке). Во всем остальном татарки одеваются так же, как и русские. Причем, такой внешний вид с поправкой на глобализацию, следование моде и другим вещам принят даже сейчас (особенно в деревне) поскольку многие татары до сих пор носят халаты или тюбетейки, выделяясь этим на фоне русских.

Обсуждая «вечный» вопрос о том, кто есть русские – европейцы или азиаты – многие то ли умышленно, то ли из-за малого опыта общения с «желтой расой», пытаются доказать, что русский народ идентичен чингисхановым «монголам» и является на сто процентов азиатским.
Реальность же в том, что европейцы отличаются от азиатов настолько же, насколько русские отличаются от тех и от других. Поэтому под русскими буду подразумевать тех, у кого нет другого родного языка, кроме русского. «Азиатами» буду называть японцев, китайцев, монголов, все тюркоязычные народы, и в отдельных случаях народности Северного Кавказа. Монголо-татарами – современных татар, а также казахов, которые составляли основу войска Чингисхана.
Я русский азиат, в пятом поколении. Живя в Казахстане, имею возможность обсуждаемый вопрос изучить в сравнении. Поэтому отличие русских от европейцев я попытаюсь обосновать на примере «русских» немцев. Немцы, несмотря на 300 лет, прожитых в России, сохранили основные черты своего национального характера. Мы, контактируя с монголо-татарами, тоже смогли сохранить национальные особенности.

В сельских районах Казахстана можно безошибочно определить: это село немецкое, это казахский аул, а это русское село. В немецких селах аккуратность даже в мелочах, чистота, крашеные палисадники. Вокруг домов много зелени. В казахском ауле зелени вообще нет, заборы повалены, штукатурка на домах ободрана. В русских селах много зелени, строения в хорошем состоянии, но нет той прилизанности, что у немцев.
Русские немцев считают жадными, немцы русских расточительными. Немцы пунктуальны, русские нет. Немцы стремятся во всем к порядку, русских такой порядок раздражает. Для русских типична увлеченность в работе, сам процесс работы может доставлять радость, и для достижения результата творчества русский нередко готов пожертвовать личным временем. У немцев этого нет; даже если немец поднял молоток, но в это время прозвучал сигнал конца смены, он не нанесет удар по заготовке, а опустит молоток и начнет собираться домой.
Немец не станет работать, если оплата будет недостаточной. Русский же, если работа имеет общественную значимость, будет работать даже за минимальную плату.
Принято считать, что русские и немцы – хорошие солдаты, и они равны в таком качестве, как стойкость. Однако стойкость немецких солдат выработана подсознательным, на уровне генетической памяти, стремлением к порядку. Стойкость же русских солдат обусловлена врожденным чувством общественного долга и потребностью совершить подвиг (хотя бы для доказательства собственной состоятельности), а также вполне осознанным желанием погибнуть красиво, о чем свидетельствуют поговорки: «На миру и смерть красна», «Погибать, так с музыкой» и т. д.
Русский в бою совершенно не такой, как в мирной обстановке. Многие русские только в бою и понимают, что они полноценные люди (говорю так, поскольку имею боевой опыт, видел различные национальные группы в боевой обстановке). При этом многим немцам непонятны побудительные мотивы русского. Например, зачем Александр Матросов без приказа бросился на дот? Многие немцы, кстати, могли бы повторить этот подвиг, если бы имели конкретный приказ.
Вероятно, нужно еще немало времени, прежде чем произойдет осознание факта, что в мире идет не столько борьба идеологий, сколько борьба этносов. И господство одного из этносов станет логическим завершением очередного этапа развития планеты. Характерно ведь, что против русского народа используют идеологию, направленную на ограничение его численности.
Какие у русских отличия от азиатов?
Во-первых, отношение к женщине. У нас неофициальный культ Божьей Матери, и в большинстве домов «красные» углы украшены именно этой иконой. У многих азиатских народов женщина – на следующем месте после ишака.
Во-вторых, гуманизм (не западный гуманизм по отношению к маньякам, а гуманизм по отношению к женщинам, детям, сдавшимся в плен врагам). Азиаты же женщин и детей, даже своих, могут толкать впереди себя на пулеметы, издеваются над пленными и ранеными. У нас в ходу принцип: «Лежачего не бить». Азиаты придерживаются правила: «Бей, если упал». Мы учим детей: «Береги стариков за то, что они стары и слабы, береги маленьких за то, что они малы и слабы». Азиат, увидев сильного, расплывается в улыбке и готов вывернуться наизнанку, чтобы угодить ему, но если на пути попадется слабый, он сядет на него верхом. Формирование различий в особенностях характера происходило уже тогда, когда, согласно сказкам, наши предки бились насмерть со «Змеями Горынычами». На востоке в это же время драконов обожествляли и приносили им жертвы.
В-третьих, у русских честность и прямота считаются положительными качествами. У азиатов в почете хитрость и коварство. Такое чувство, как стыд, полностью отсутствует.
В-четвертых: в боевых качествах солдат у нас с азиатами нет никакого сходства вообще. В сравнении с немцами уже упомянута стойкость. Азиаты же практически не могут воевать в обороне. При встрече с сильными духом войсками у них наступает психологический надлом, влекущий их в бегство. Но если противник слаб, они будут воевать с новым ожесточением.
Воюя с азиатами только в обороне, есть шансы потерпеть поражение; на них нужно постоянно нападать. Но тактика войны – тема отдельного обсуждения.
...Демократия для азиатов – это хаос и гражданская война до полного уничтожения друг друга или до тех пор, пока кто-нибудь не завоюет остальных. Даже в семейных артелях без физического насилия над родственниками невозможны какие-либо трудовые достижения.
Русские, даже если они находятся под иностранным гнетом, не хотят вести братоубийственную войну, ждут, когда появятся лидеры, достойные выдвижения на «престол».
С уверенностью можно сказать, что в формировании русского этноса монголо-татары не приняли почти никакого участия, поскольку не селились среди русских, а русские, в свою очередь, татарок в жены не брали (за исключением казаков, в короткий период времени, когда на Дону была нехватка женщин). При этом возможно, что русские и внесли лепту в этногенез «орды», поскольку татары уводили русских женщин и брали их в жены. Если кто и возразит, что, мол, некоторые дворянские роды смешивались с татарами, то стоит напомнить, что русский этнос «очистился» от этого еще в 1918-1937 годах, оставшиеся же смешались с евреями и русскими себя не считают.
Особенности национального характера и психологии у русского народа сформировались за тысячелетия до монголо-татарского нашествия. Русским необходимо знать это и не пытаться подражать ни европейцам, ни азиатам, ибо действуя по чужим правилам, мы проиграем и тем и другим.
У русского народа нет никакой хронической беды; этнос развивается, испытывая спады и подъемы (все процессы цикличны). Мы преодолеваем очередной спад, но уже виднеется и очередной подъем, о чем свидетельствуют признаки формирования национальной идеологии.

После чего отвечающие начинают долго и муторно выяснять, кто же, собственно, эти самые русские, которые Русскую землю, по идее, и должны населять. Рано или поздно всё сводится к знаменитой фразе, которую приписывают французскому писателю маркизу Астольфу де Кюстину: «Поскре-би русского - найдёшь татарина». И правда, не могли ведь триста лет пройти бесследно! Финальным аккордом идёт , который сумел всем внушить, что мы, натурально, «азиаты с раскосыми и жадными очами».

Светлый или лысый?

Так кто же прав? Русские - они всё-таки европейцы, и азиата в них наскрести проблематично. Или татарских кровей в наших жилах течёт достаточно? За ответом на этот вопрос я и отправился, справедливо полагая, что начинать следует с себя.

Путь мой лежал в лабораторию популяционной генетики человека Медико-генетического научного центра РАМН. «Очи» у меня вроде не раскосые и не такие уж «жадные». К тому же светлые. Волосы тоже. Но это всё ближе к парикмахер-ской, чем к науке. А вот когда сдаёшь солидную пробирку крови на ДНК-анализ Y-хромосомы по «историческим» маркерам, это уже серьёзно.

«Мужская, она же Y-хромосома, несёт очень мало генов, - объясняет ведущий научный сотрудник лаборатории, кандидат биологических наук Олег Балановский . - И отвечает она не столько за цвет волос, сколько за раннее или, наоборот, позд-нее облысение. Но, отследив и прочитав особенности или маркеры , мы можем сказать, откуда происходил ваш предок по прямой мужской восходящей линии. Обратите внимание - один-единственный предок и только по одной линии, по цепочке «отец отца отца» и так далее. Хотя за малый по генетическим меркам срок, скажем, за тысячу лет, предков у вас, как и у любого, наберётся неимоверное количество. У вас ведь двое родителей. И у каждого из них было тоже по двое. А за тысячу лет прошло сорок поколений. Сколько предков получится?

Вот как раз для этого и существуют наши методы. - Олег Павлович отошёл к принтеру забрать мои результаты. - Так. Любопытно. Ваша мужская хромосома принадлежит к гаплогруппе N1c. А она распространена как в Европе, так и в Азии, причём в обеих частях света, преимущественно на севере. Но это слишком грубое приближение. Посмотрим, что дадут ваши исторические маркеры в пределах этой группы, откуда ваши корни… Вот, пожалуйста. По семи маркерам обнаружены полные совпадения с людьми, проживающими в Белоруссии, Польше и Германии. Судя по всему, вы с ними являетесь очень далёкими род-ственниками - где-то в пятом веке нашей эры у вас был общий предок из тех краёв. Частичные совпадения есть и на территории Центральной России. Так что происхождение по мужской линии у вас вполне восточноевропейское».

Поскреби француза

Ну, предположим, со мной одним более или менее ясно. А если посмотреть в целом? Неужели и русский поэт в своих озарениях попали пальцем в небо? И куда делись все эти «бесчисленные азиатские орды», а заодно и триста лет монголо-татарского ига?

«И орды, и иго, и сожжённые города, и всё остальное, включая взаимное культурное влияние, остаётся на своих местах, - отвечает Олег Павлович. - Но в генофонде русского народа эти процессы если и оставили след, то совсем ничтожный. Посудите сами - мы проводим довольно масштабные исследования, причём по генетическим маркерам, которые наследуются как по мужской, так и по женской линиям. Если верить озарениям Блока и Кюстина, то в русском генофонде должны преобладать центральноазиатские гены монголо-татар-ских завоевателей. Или если не преобладать, то хотя бы присутствовать в значительной степени. Однако на поверку выходит, что доля этих гаплогрупп у нас составляет не более 2%. Если кому-то покажется, что даже этих исчезающих малых процентов достаточно, чтобы говорить , пусть посмотрит на «коренную» Европу, которая не была затронута ни масштабными монгольскими вторжениями, ни тем более игом. Так вот, средняя «фоновая» частота центральноазиатских генов по Европе составляет примерно столько же. И, кстати, у тех же французов генетического сходства с народами Центральной Азии не меньше, чем у русских».

Нет, не зря говорят, что правда интереснее любого вымысла, любой легенды и любого поэтического озарения. Визит в лабораторию лишний раз это подтвердил. Можно отправиться за подтверждением своей азиатской сущности и налететь на то, что если по-скрести француза, то татарин в нём обнаружится примерно с той же вероятностью, что и в русском. Что с этим делать? Наверное, смириться.