Что означает метафора в русском языке примеры. Метафора как тип переносного значения

Метафора. Метонимия. Синекдоха

Метафора - это перенос наименования с одного предмета на другой на основании из сходства.

Сходство может быть внешним и внутренним.

Разновидность метафоры:

Сходство формы (начертить круг - спасательный круг);

Сходство внешнего вида (вороной конь - гимнастический конь);

Сходство производимого впечатления (сладкий виноград - сладкий сон);

Сходство местоположения (кожаная подошва - подошва горы, белить потолок - три по русскому - его потолок);

Сходство в структуре оценок (легкий портфель - легкий текст, сын перерос отца, стал очень высоким - перерасти своего наставника);

Сходство в способе представления действий (охватить руками ствол дерева - её охватила радость, сваи поддерживают мост - поддержать кандидатуру Иванова);

Сходство функций (ртутный барометр - барометр общественного мнения).

I. По особенностям употребления, функциям .

1. Номинативная

Эта метафора сухая, утратившая образность. Словари, как правило, не отмечают это значение как переносное, метафорическое.

Например, ручка двери, носик чайника, белок глаза, дверной глазок

Образность в слове есть, она заключена в самом факте переноса названия с одного предмета на другой.

2. Образная метафора

Содержит скрытое сравнение, имеет характеризующее свойство.

Например, звезда (знаменитость), острый ум.

Образная метафора возникает как результат осмысления человеком объектов реального мира.

3. Когнитивная метафора

Мыслительное отражение реальной или приписываемой общности свойств между сопоставляемыми понятиями.

Формирует абстрактное значение слова.

Например, горсть людей (малое число), вертеться (постоянно находиться в мыслях).

II. По роли в языке и речи.

1. Общеязыковые (узуальные).

Отражает социальный облик, имеет системный характер в употреблении. Она воспроизводима и анонимна, закрепляется в словарях.

2. Индивидуальные (художественные).

Например:

Среди полуденной истомы

Покрылась ватой бирюза.

Рожая солнце, озеро томилось.

Основные черты метафор:

1. Она представляет собой сжатое сравнение.

2. Она имеет двойственную семантическую природу

3. Метафора это загадка, требующая отгадки

4. Метафора это скачок из сферы языка в сферу знаний о внеязыковой действительности

5. В метафоре значимы постоянные и сущностные характеристики явлений

6. Метафору питают обыденные знания

Условия метфорич.переносов:

1. Физические признаки предметов переносятся на человека и характеризуют его психич.свойства



2. Характеристики предметов представляют собой характеристики абстрактных понятий

3. Признаки или действия человека переносятся на предметы, явления природы или на абстрактные понятия

4. Признаки природы, явлений природы переносятся на человека

Языковая метонимия – перенос наименования с одного представления на другое на основе их смежности. (есть малину -ягоды-единство растения и его плодов)

Метонимические модели – устойчивая содержательная схема, в рамках которой производится целый ряд конкретных метонимических сдвигов.

В самом общем виде содержание метонимических моделей формулируется следующим образом: наименование А переносится на смежное ему В.

Поймите значение слова «метафора». Слово «метафора» происходит от древнегреческого metapherein , что означало «переносить» или «передавать». Метафора соединяет два понятия, говоря, что одно из них и есть другое (в то время, как сравнение просто говорит, что одно походит на другое). Чтобы знать, что должно получиться в итоге, стоит посмотреть знаменитые примеры.

Научитесь различать метафору. Существует множество других образных выражений, которые помогают найти ассоциации между двумя понятиями – к ним относятся сравнение , метоним и синекдоха . Однако несмотря на то, что у них с метафорой есть схожие черты, они отличаются друг от друга.

  • Сравнение состоит из двух частей: «содержания» (описываемый предмет) и «оболочка» (предмет/ы, используемые для его описания). В сравнении «шоколадный кекс так пережарился, что на вкус был как уголь», шоколадный кекс – это содержание, а уголь – оболочка. В отличие от метафор, при сравнении используются «как» или «будто» для сопоставления, и поэтому они придают выражению более слабый эффект.
  • Метоним заменяет название одного предмета на другой предмет, который имеет к нему близкое отношение. К примеру, во многих странах королевскую власть во главе с монархом называют просто «корона», а в Соединенных Штатах администрацию и в целом президентский аппарат часто называют просто «Белый дом».
  • Синекдоха обозначает обширное понятие, используя только его часть, как при использовании фразы «наемные руки» вместо «чернорабочий», или, когда кто-то называет свою машину «мои колеса».
  • Ознакомьтесь с видами метафор. Несмотря на то, что основная цель метафор довольно проста, метафоры можно использовать в различных ситуациях – от самых простых до самых сложных. С помощью простых метафор можно прямо сравнить два предмета, как в примере «Он может показаться грубым, но на самом деле он няшка». Но в литературе метафоры часто растягиваются на целые предложения или даже сцены.

    Различайте смешанные метафоры. «Смешанные» метафоры содержат в себе элементы нескольких метафор сразу, что часто приводит к неловким или смешным ситуациям. К примеру, «Проснись и почувствуй запах кофе на стене» – здесь смешаны два известных метафорических выражения, которые имеют схожий смысл – призывают к каким-то действиям: «Проснись и почувствуй запах кофе» и «Прочти надпись на стене».

    Ознакомьтесь с принципом использования метафор. Метафоры, использованные с умом, могут обогатить ваш язык и усилить смысловую окраску. Они могут передать глубокий смысл всего в нескольких словах (как и только что использованная фраза «глубокий смысл»). Они также способствуют чтению и заставляют читателя интерпретировать свои мысли по-другому.

    Железные нервы, ледяное сердце и золотые руки заставляли всех завидовать ему черной завистью. Как вам четыре метафоры в одном предложении?

    Доброго времени суток, дорогие читатели, если вы попали на мой сайт, значит, вы хотите узнать что-то новое о том, как писать те или иные тексты, продвигать свой сайт или похожую информацию. Сегодня речь пойдет о том, что такое метафора, научимся создавать свои и поймем поймем, как она усиливает текст. Также покажу примеры из литературы.

    Что же это такое? Метафора – это слово или сочетание слов, которые употребляются в переносном значении. Целью употребления метафоры является сравнение неназванного имени, свойства или значения предмета с другим предметом, свойством или значением, на основании схожих признаков. Все не так сложно, как в формулировке, так что не бойтесь.

    Данное языковое средство часто путают со сравнением, но главное их отличие в том, что в сравнении сразу понятно, что и с чем вы сравниваете, например, «он был красив, как цветок». Примером же метафоры будет просто выражение «пурпур розы». Всем понятно, что роза не пурпурная, но обладает ярким цветом, похожим на далекий оттенок пурпурного.

    Великий и могучий

    На сегодняшний день в современном русском литературном языке огромное количество всевозможных средств, призванных усилить эффект. Такие средства называются художественными приемами и используются в таких стилях речи:

    В художественном, выразительные словосочетания используются для разбавления сухого текста. В публицистическом – для усиления эффекта и воздействия на читателя, с целью заставить его делать что-то или хотя бы задуматься над смыслом прочитанного.

    Учимся создавать

    Для того чтобы вы смогли создать классную метафору, необходимо уяснить одно правило: она должна быть понятной массам. То есть, ее должны понимать. Конечно, некоторым очень нравится думать и гадать, что же все-таки хотел сказать автор, но это малый процент читателей. Большая часть же хочет узнавать в тексте что-то знакомое и ассоциировать с собой.

    Уяснив первое правило, стоит также помнить о том, что в современном языке огромное количество клише (очень заезженных фразочек). Они могут очень сильно резать глаз читателю. Посудите сами, как же сильно осточертели такие фразы, как «любовь зла» и «купить недорого». С первым понятно, но второе – это вынужденное клише, которое нужно для оптимизации сайта .

    Зачастую на таких сайтах вовсе не получится ничего купить недорого. Что касается метафор-клише, то они оказывают вдвойне отталкивающий эффект. Например, «твои глаза – это океан» — метафора, которой сто лет в обед. Она не вызовет у читателя никакого эффекта, кроме отвращения. Просто запомните, что нельзя использовать далекие от читателя выражения и те, которые ему уже изрядно надоели. Постарайтесь найти эту тонкую грань и ваше произведение сразу станет читабельнее и интереснее.

    Классификация

    На сегодняшний день выделяют несколько видов метафор:

    • Резкая (сводит понятия далекие по смыслу);
    • Развернутая (сводит несколько понятий и воплощается в разных участках текста, например, «автомобильный рынок упал: продукты с авторынка все чаще оказываются несвежими, даже дегустировать их не хочется»);
    • Стертая (метафора, использующаяся в обиходе и уже воспринимающаяся, как так и нужно, например, ручка двери);
    • Метафора-формула (близкая к стертой, но отличается тем, что устоявшиеся выражения выступают в роли фразеологизмов – нерушимых сочетаний слов, например, золотое сердце).

    Примеры из литературы

    Наши великие предки оставили нам огромный запас знаний, зашифрованных в литературе, и только тот, кто сможет понять все идеи автора, способен добраться до этих знаний. Начать их поиск стоит с того, что вы научитесь разбираться в художественных средствах , которые были использованы в литературе. Также это нужно, чтобы по-настоящему насладится произведениями, а не прочитать и забыть.

    Так как речь у нас сегодня о метафорах, попробуем разобраться в них. Например, в стихотворении Сергея Есенина «Не жалею не зову не плачу», метафора «…увяданья золотом охваченный…» подразумевает близость к старости. Если вы сами до этого додумались, то поздравляю, вы уже можете идентифицировать метафору, а главное, понять ее смысл. Но если вы узнаете и понимаете это языковое средство, совсем не обязательно, что вы сможете создавать их самостоятельно. Для этого нужно, как минимум, тренировка, а еще лучше – острый ум. Кстати, «острый ум» — это тоже метафора, обозначающее нестандартное мышление.

    Выходит, что в бытовой стиль общения тоже подразумевает наличие языковых средств, но метафора тут встречается куда реже, чем, например, сравнения или эпитеты.

    Спасибо что дочитали до самого конца, оставляйте свой комментарий и получите возможность скачать уникальную книгу, которая поможет вам стать настоящим автором.

    ъДТБЧУФЧХКФЕ, ДПТПЗЙЕ ЮЙФБФЕМЙ! рПУМЕ ДМЙФЕМШОПЗП РЕТЕТЩЧБ ОБЫБ ТБУУЩМЛБ, ОБЛПОЕГ, ЪБТБВПФБМБ! й Х ОЕЕ УНЕОЙМУС БЧФПТ. фЕРЕТШ ЧЕДХЭЙК ТБУУЩМЛЙ - бМЕЛУБОДТ зТЙО. ф.Е. С.дМС ОБЮБМБ, ОБН ОЕПВИПДЙНП ОЕНОПЗП РПЪОБЛПНЙФШУС ДТХЗ У ДТХЗПН. рПЬФПНХ РЕТЧЩЕ ОЕУЛПМШЛП ЧЩРХУЛПЧ ВХДХФ ПЪОБЛПНЙФЕМШОЩЕ. с РПРЩФБАУШ ОБУФТПЙФШУС ОБ чБЫЙ ЙОФЕТЕУЩ Й РТЕДМПЦЙФШ ЧБН УЧПЕ ЧЙДЕОЙЕ ВХДХЭЙИ ЧЩРХУЛПЧ. рП ЧУЕН ЧПРТПУБН РЙЫЙФЕ ОБ [email protected] .

    дМС ОБЮБМБ С ЧУЕ ЦЕ ИПЮХ ОЕНОПЗП РПЗПЧПТЙФШ П ФПН, ЮФП ЦЕ ФБЛПЕ “нЕФБЖПТБ” Й Ч ЛБЛЙИ УМХЮБСИ ЕЕ ЙНЕЕФ УНЩУМ РТЙНЕОСФШ. чПЪШНЕН ОЕВПМШЫХА ГЙФБФХ ЙЪ чЙЛЙРЕДЙЙ :

    нЕФБЖПТБ (ДТ.-ЗТЕЮ. РЕТЕОПУ; РЕТЕОПУОПЕ ЪОБЮЕОЙЕ) - ЖЙЗХТБ ТЕЮЙ (ФТПР), ЙУРПМШЪХАЭБС ОБЪЧБОЙЕ ПВЯЕЛФБ ПДОПЗП ЛМБУУБ ДМС ПРЙУБОЙС ПВЯЕЛФБ ДТХЗПЗП ЛМБУУБ.

    фЕТНЙО РТЙОБДМЕЦЙФ бТЙУФПФЕМА Й УЧСЪБО У ЕЗП РПОЙНБОЙЕН ЙУЛХУУФЧБ ЛБЛ РПДТБЦБОЙС ЦЙЪОЙ. нЕФБЖПТБ бТЙУФПФЕМС Ч УХЭОПУФЙ РПЮФЙ ОЕПФМЙЮЙНБ ПФ ЗЙРЕТВПМЩ-РТЕХЧЕМЙЮЕОЙС, ПФ УЙОЕЛДПИЙ-ЙОПУЛБЪБОЙС Й ПФ РТПУФПЗП УТБЧОЕОЙС ЙМЙ

    ПМЙГЕФЧПТЕОЙС Й ХРПДПВМЕОЙС. чП ЧУЕИ УМХЮБСИ РТЙУХФУФЧХЕФ РЕТЕОЕУЕОЙЕ УНЩУМБ У ПДОПЗП ОБ ДТХЗПЕ.

    тБЪЧЕТОХФБС НЕФБЖПТБ РПТПДЙМБ НОПЦЕУФЧП ЦБОТПЧ .

    1. лПУЧЕООПЕ УППВЭЕОЙЕ Ч ЧЙДЕ ЙУФПТЙЙ ЙМЙ ПВТБЪОПЗП ЧЩТБЦЕОЙС, ЙУРПМШЪХАЭЕЗП УТБЧОЕОЙЕ.

    2. пВПТПФ ТЕЮЙ, УПУФПСЭЙК Ч ХРПФТЕВМЕОЙЙ УМПЧ Й ЧЩТБЦЕОЙК Ч РЕТЕОПУОПН УНЩУМЕ ОБ ПУОПЧЕ ЛБЛПК-ФП БОБМПЗЙЙ, УИПДУФЧБ, УТБЧОЕОЙС. нЕФБЖПТБ ПУОПЧБОБ ОБ РПДПВЙЙ ЙМЙ УИПДУФЧЕ; ПОБ ЧЩТБЦБЕФ БОБМПЗПЧЩЕ ПФОПЫЕОЙС: и ПФОПУЙФУС Л х, ЛБЛ б ПФОПУЙФУС Л ч. дМС ФПЗП, ЮФПВЩ РПОСФШ УНЩУМ НЕФБЖПТЩ, ЮЕМПЧЕЛ ДПМЦЕО БЛФЙЧЙЪЙТПЧБФШ УЧПЈ РТБЧПЕ РПМХЫБТЙЕ, Б ЬФП ЪОБЮЙФ, ЮФП ВЕУУПЪОБФЕМШОПЕ ХМПЧЙФ ОХЦОЩК УНЩУМ.

    ч НЕФБЖПТЕ НПЦОП ЧЩДЕМЙФШ 4 “ЬМЕНЕОФБ”:

    • ЛБФЕЗПТЙС ЙМЙ ЛПОФЕЛУФ,
    • ПВЯЕЛФ ЧОХФТЙ ЛПОЛТЕФОПК ЛБФЕЗПТЙЙ,
    • РТПГЕУУ, ЛБЛЙН ЬФПФ ПВЯЕЛФ ПУХЭЕУФЧМСЕФ ЖХОЛГЙА, Й
    • РТЙМПЦЕОЙС ЬФПЗП РТПГЕУУБ Л ТЕБМШОЩН УЙФХБГЙСН, ЙМЙ РЕТЕУЕЮЕОЙС У ОЙНЙ.

    чЙДЩ НЕФБЖПТЩ

    уП ЧТЕНЕО БОФЙЮОПУФЙ УХЭЕУФЧХАФ ПРЙУБОЙС ОЕЛПФПТЩИ ФТБДЙГЙПООЩИ ЧЙДПЧ НЕФБЖПТЩ:

    • ТЕЪЛБС НЕФБЖПТБ РТЕДУФБЧМСЕФ УПВПК НЕФБЖПТХ, УЧПДСЭХА ДБМЕЛП УФПСЭЙЕ ДТХЗ ПФ ДТХЗБ РПОСФЙС. нПДЕМШ: ОБЮЙОЛБ ЧЩУЛБЪЩЧБОЙС .
    • УФЈТФБС НЕФБЖПТБ ЕУФШ ПВЭЕРТЙОСФБС НЕФБЖПТБ, ЖЙЗХТБМШОЩК ИБТБЛФЕТ ЛПФПТПК ХЦЕ ОЕ ПЭХЭБЕФУС. нПДЕМШ: ОПЦЛБ УФХМБ .
    • НЕФБЖПТБ-ЖПТНХМБ ВМЙЪЛБ Л УФЈТФПК НЕФБЖПТЕ, ОП ПФМЙЮБЕФУС ПФ ОЕЈ ЕЭЈ ВПМШЫЕК УФЕТЕПФЙРОПУФША Й ЙОПЗДБ ОЕЧПЪНПЦОПУФША РТЕПВТБЪПЧБОЙС Ч ОЕЖЙЗХТБМШОХА ЛПОУФТХЛГЙА. нПДЕМШ: ЮЕТЧШ УПНОЕОЙС .
    • ТБЪЧЈТОХФБС НЕФБЖПТБ - ЬФП НЕФБЖПТБ, РПУМЕДПЧБФЕМШОП ПУХЭЕУФЧМСЕНБС ОБ РТПФСЦЕОЙЙ ВПМШЫПЗП ЖТБЗНЕОФБ УППВЭЕОЙС ЙМЙ ЧУЕЗП УППВЭЕОЙС Ч ГЕМПН. нПДЕМШ: лОЙЦОЩК ЗПМПД ОЕ РТПИПДЙФ: РТПДХЛФЩ У ЛОЙЦОПЗП ТЩОЛБ ЧУЈ ЮБЭЕ ПЛБЪЩЧБАФУС ОЕУЧЕЦЙНЙ - ЙИ РТЙИПДЙФУС ЧЩВТБУЩЧБФШ, ДБЦЕ ОЕ РПРТПВПЧБЧ .
    • ТЕБМЙЪПЧБООБС НЕФБЖПТБ РТЕДРПМБЗБЕФ ПРЕТЙТПЧБОЙЕ НЕФБЖПТЙЮЕУЛЙН ЧЩТБЦЕОЙЕН ВЕЪ ХЮЈФБ ЕЗП ЖЙЗХТБМШОПЗП ИБТБЛФЕТБ, ФП ЕУФШ ФБЛ, ЛБЛ ЕУМЙ ВЩ НЕФБЖПТБ ЙНЕМБ РТСНПЕ ЪОБЮЕОЙЕ. тЕЪХМШФБФ ТЕБМЙЪБГЙЙ НЕФБЖПТЩ ЮБУФП ВЩЧБЕФ ЛПНЙЮЕУЛЙН. нПДЕМШ: с ЧЩЫЕМ ЙЪ УЕВС Й ЧПЫЈМ Ч БЧФПВХУ .

    нЕФБЖПТЩ ПЮЕОШ ЫЙТПЛП ЙУРПМШЪХАФУС Ч ИХДПЦЕУФЧЕООПК МЙФЕТБФХТЕ, ПУПВЕООП Ч РПЬЪЙЙ. оП НПЦЕФ МЙ РПЬЪЙС ПВПКФЙУШ ВЕЪ НЕФБЖПТ? оЕДБЧОП С ПФЛТЩМ ДМС УЕВС ЛЙФБКУЛПЗП РПЬФБ дХжХ (712-770ЗЗ) Ч РЕТЕЧПДЕ б.й.зЙФПЧЙЮБ .

    рЕУОШ П ВПЕЧЩИ ЛПМЕУОЙГБИ.

    вПЕЧЩЕ ЗТЕНСФ ЛПМЕУОЙГЩ, ЛПОЙ ТЦХФ Й УФХРБАФ ОЕУНЕМП.

    мАДСН ФТХДОП ЪБ ОЙНЙ ФБЭЙФШУС Й ОЕУФЙ УЧПЙ МХЛЙ Й УФТЕМЩ.

    рМБЮХФ НБФЕТЙ, ЦЕОЩ Й ДЕФЙ - ЙН У ТПДОЩНЙ ТБУУФБФШУС ОЕ РТПУФП.

    рЩМШ ФБЛБС ОБ ВЕМПН ОБ УЧЕФЕ - ЮФП ОЕ ЧЙДОП уСОШСОУЛПЗП НПУФБ.

    й УПМДБФ ФЕТЕВСФ ЪБ ПДЕЦДХ, - ЧУЕ ДТПЦБФ РЕТЕД ВМЙЪПУФША ВЙФЧЩ, -

    ъДЕУШ НПМШВБ РПФЕТСМБ ОБДЕЦДХ, ЧПЪОПУС Ч РПДОЕВЕУШЕ НПМЙФЧЩ.

    й РТПИПЦЙК, Х ЛТБС ДПТПЗЙ, ФПМШЛП УРТПУЙФ: "лХДБ ЧЩ ЙДЕФЕ?"

    пФЧЕЮБАФ: "оБ ДПМЗЙЕ УТПЛЙ, ОЕФ ЛПОГБ ОБЫЕК УФТБЫОПК ТБВПФЕ.

    чПФ АОЕГ ВЩМ: УЕНШЕ УЧПЕК ДПТПЗ, УФПТПЦЙМ ПО ОБ уЕЧЕТЕ ТЕЛХ,

    б ФЕРЕТШ, ИПФШ ЕНХ ХЦ ЪБ УПТПЛ, ОБДП ЧОПЧШ ЧПЕЧБФШ ЮЕМПЧЕЛХ.

    оЕ РПЧСЪБО РПЧСЪЛПК НХЦУЛПА - ОЕ ХУРЕМ Й ПВТСД УПЧЕТЫЙФШУС, -

    б ЧЕТОХМУС У УЕДПК ЗПМПЧПА, Й ПРСФШ ЕЗП ЗПОСФ Л ЗТБОЙГЕ.

    уФПО УФПЙФ ОБ РТПУФПТБИ лЙФБС - Б ЪБЮЕН йНРЕТБФПТХ ОБДП

    цЙФШ, ЗТБОЙГЩ УФТБОЩ ТБУЫЙТСС: НЩ Й ФБЛ ОЕ УФТБОБ, Б ЗТПНБДБ .

    оЕХЦЕМЙ чМБДЩЛБ ОЕ ЪОБЕФ, ЮФП Ч ПВЙФЕМЙ иБОШУЛПК ДЕТЦБЧЩ

    оЕ УРБУЙФЕМШОЩК ТЙУ ЧЩТБУФБЕФ - ЧЩТБУФБАФ МЙЫШ УПТОЩЕ ФТБЧЩ.

    тБЪЧЕ ЦЕОЭЙОЩ НПЗХФ Й ДЕФЙ ЧЪСФШ ИПЪСКУФЧП ЛТЕУФШСОУЛПЕ Ч ТХЛЙ?

    рТПУФП УЙМ ЙН ОЕ ИЧБФЙФ ОБ УЧЕФЕ, ИЧБФЙФ ФПМШЛП УФТБДБОШС Й НХЛЙ.

    нЩ УФПЙН ЛБЛ УПМДБФЩ ОБ УФТБЦЕ, Й Ч РЕУЛБИ, Й ОБ ЗПТОЩИ ЧЕТЫЙОБИ...

    юЕН ПФМЙЮОЩ ВБФБМЙЙ ОБЫЙ ПФ РТЕЪТЕООЩИ ВПЕЧ РЕФХЫЙОЩИ?

    чПФ, РПЮФЕООЩК, ЛБЛ ТЕЮША РТСНПА ЗПЧПТЙН НЩ ПФ ЗПТШЛПК ДПУБДЩ.

    дБЦЕ ЬФПК УЧЙТЕРПК ЪЙНПА ПФДПИОХФШ ОЕ УХНЕМЙ УПМДБФЩ.

    оБЫЙ УЕНШЙ УМПНЙМБ ЛТХЮЙОБ - РМБФСФ РПДБФЙ, РМБФСФ ОБМПЗЙ;

    й ХЦЕ ОЕ ЦЕМБЕЫШ ФЩ УЩОБ, ЮФПВ ТПДЙМУС ДМС УМЕЪ Й ФТЕЧПЗЙ.

    дПЮШ ТПДЙФУС - ЗПДОБ ДМС ТБВПФЩ - НПЦЕФ, ЦЙЪОШ ЕЕ ФЩ Й ХУФТПЙЫШ.

    оХ, Б УЩО РПДТБУФЕФ - ХЦ ЕЗП-ФП НПМПДПЗП Ч НПЗЙМХ ЪБТПЕЫШ.

    рПВТПДЙМ ВЩ ФЩ, ЛБЛ ОБ РПЗПУФЕ, ЧДПМШ ОБЗЙИ ВЕТЕЗПЧ лХЛХОПТБ:

    фБН ВЕМЕАФ УПМДБФУЛЙЕ ЛПУФЙ - ХВЕТХФ ЙИ ПФФХДБ ОЕ УЛПТП.

    рМБЮХФ ДХЫЙ РПЗЙВЫЙИ ОЕДБЧОП, РМБЮХФ ДХЫЙ РПЗЙВЫЙИ ЛПЗДБ-ФП.

    й Ч ОПЮЙ ВПЕЧПК Й ВЕУУМБЧОПК ЙИ ПФЮЕФМЙЧП УМЩЫБФ УПМДБФЩ".

    750 З.

    ч РПИПД ЪБ чЕМЙЛХА УФЕОХ

    ч РЕЮБМЙ РТПЭБАУШ У ТПДОЩНЙ НЕУФБНЙ,

    с ДПМЦЕО ВЩФШ Ч ЗПТПДЕ Ч ДПМЦОЩЕ УТПЛЙ.

    юЙОПЧОЙЛЙ ФБЛ ОБВМАДБАФ ЪБ ОБНЙ,

    юФП, ЕУМЙ УВЕЦЙЫШ, ФП РТЙВШАФ ОБ ДПТПЗЕ.

    лБЛ ВХДФП ВПЗБФ зПУХДБТШ ОБЫ ЪЕНМЕА -

    ъБЮЕН ЦЕ УФТЕНЙФШУС ЪБ ОПЧПА ДБОША?

    вТЕДХ ПДЙОПЛП, РТПУФЙЧЫЙУШ У УЕНШЕА,

    у ЛПРШЕН ОБ РМЕЮЕ, РПДБЧМСС ТЩДБОШС.

    ч РТЙЧЕДЕООЩИ УФЙИБИ ОЕ НЕФБЖПТБ ЙЗТБЕФ ЗМБЧОХА ТПМШ. оБ НЕОС Ч ВПМШЫЕК УФЕРЕОЙ РТПЙЪЧЕМП ЧРЕЮБФМЕОЙЕ ФП, ЮФП РТЙ УЧПЕК РТПУФПФЕ ЬФЙ УФЙИЙ УХНЕМЙ УПЪДБФШ СУОХА ЛБТФЙОХ РТПЙУИПДСЭЕЗП . й, ЛПОЕЮОП ЦЕ ФП, ЮФП ЬФЙ УФЙИЙ УПЧУЕН ОЕ ХУФБТЕМЙ. оБРЙУБОЩ ВХДФП ВЩ ЧЮЕТБ. ф.Е. НЩ ЧЙДЙН, ЮФП Ч ОЕЛПФПТЩИ УМХЮБСИ ВЕЪ НЕФБЖПТ НПЦОП ПВПКФЙУШ. й ДБЦЕ Ч РПЬЪЙЙ!

    б УЕКЮБУ С ИПЮХ РТПЧЕУФЙ ОЕВПМШЫПК ПРТПУ:

    у ЛБЛПК РЕТЙПДЙЮОПУФША чБН ХДПВОЕЕ РПМХЮБФШ ЬФХ ТБУУЩМЛХ? (НПЦОП ОЕУЛПМШЛП ЧБТЙБОФПЧ)
    (ЗПМПУПЧБОЙЕ ЧПЪНПЦОП ФПМШЛП ЙЪ РЙУШНБ ТБУУЩМЛЙ)
  • 1-2 ТБЪБ Ч НЕУСГ
  • 1 ТБЪ Ч ОЕДЕМА
  • 2 ТБЪБ Ч ОЕДЕМА
  • 3 ТБЪБ Ч ОЕДЕМА
  • 4-5 ТБЪ Ч ОЕДЕМА
  • С ОЕ МАВМА ЗПМПУПЧБОЙС Й ПРТПУЩ
  • оБ УЕЗПДОС ЧУЕ. цДХ ЧБЫЙИ РЙУЕН Й РТЕДМПЦЕОЙК РП ЖПТНБФХ ЧЕДЕОЙС ТБУУЩМЛЙ. рТЙУЩМБКФЕ УЧПЙ РПЦЕМБОЙС Й ЪБНЕЮБОЙС ОБ mymet@ mail. ru .

    чБЫ бМЕЛУБОДТ зТЙО

    Русский язык богат и разнообразен, с помощью него мы задаем вопросы, делимся впечатлениями, информацией, передаем эмоции, рассказываем о том, что запомнилось.

    Наш язык позволяет рисовать, показывать и создавать словесные картины. Литературная речьподобна живописи (рис. 1).

    Рис. 1. Живопись

    В стихах и прозе яркая, живописная речь, которая побуждает воображение, в такой речи используются изобразительные средства языка.

    Изобразительные средства языка - это способы и приемы воссоздания действительности, дающие возможность сделать речь яркой и образной.

    У Сергея Есенина есть следующие строки (рис. 2).

    Рис. 2. Текст стихотворения

    Эпитеты дают возможность посмотреть на осеннюю природу. С помощью сопоставления автор дает читателю возможность увидеть, как падает листва, словно стая бабочек (рис. 3).

    Рис. 3. Сопоставление

    Словно является указанием на сопоставление (рис. 4). Такое сопоставление называется сравнение .

    Рис. 4. Сопоставление

    Сравнение - это сопоставление изображаемого предмета или явления с другим предметом по общему для них признаку. Для сравнения нужно:

    • Чтобы между двумя явлениями нашлось что-то общее;
    • Особое слово со значением сопоставления - будто, точно, как, как будто, словно

    Рассмотрим строку стихотворения Сергея Есенина (рис. 5).

    Рис. 5. Строка стихотворения

    Сначала читателю представляется костер, а потом уже рябина. Это происходит из-за уравнивания, отождествления автором двух явлений. В основе лежит сходство гроздьев рябины с огненно-красным костром. Но слова будто, словно, точно не используются потому, что автор не сравнивает рябину с костром, а называет ее костром, это метафора.

    Метафора - перенесение свойств одного предмета или явления на другой по принципу их сходства.

    Метафора , как и сравнение, основана на сходстве, но отличие от сравнения в том, что это происходит без использования особых слов (так, словно, будто).

    При изучении мира можно увидеть что-то общее между явлениями, и это отражается в языке. На сходстве предметов и явлений основаны изобразительные средства языка. Благодаря сравнению и метафоре речь становится ярче, выразительнее, можно увидеть словесные картины, которые создают поэты и писатели.

    Иногда сравнение создается без особого слова, по-другому. Например, как в строках стихотворения С. Есенина «Нивы сжаты, рощи голы...» (рис. 6):

    Рис. 6. Строчки из стихотворения С. Есенина «Нивы сжаты, рощи голы...»

    Месяц сравнивается с жеребенком , который растет на наших глазах. Но слов, указывающих на сравнение, нет, используется творительный сравнения (рис. 7). Слово жеребенком стоит в Творительном падеже.

    Рис. 7. Использование творительного падежа для сравнения

    Рассмотрим строки стихотворения С. Есенина «Отговорила роща золотая...»(рис. 8).

    Рис. 8. «Отговорила роща золотая...»

    Кроме метафоры (рис. 9), используется прием олицетворения, например, в словосочетании отговорила роща (рис. 10).

    Рис. 9. Метафора в стихотворении

    Рис. 10. Олицетворение в стихотворении

    Олицетворение является разновидностью метафоры, когда неодушевлённый предмет описывается как живое. Это один из самых древних речевых приемов, потому что наши предки одушевляли неживое в мифах, сказках и народной поэзии.

    Задание

    Найдите сравнения и метафоры в стихотворении Сергея Есенина «Береза» (рис. 11).

    Рис. 11. Стихотворение «Береза»

    Ответ

    Снег сопоставляется с серебром , потому что схож с ним внешне. Используется слово точно (рис. 12).

    Рис. 13. Творительный сравнения

    Метафора используется в словосочетании горят снежинки (рис. 14).

    Рис. 15. Олицетворение

    1. Русский язык. 4 класс. Учебник в 2 частях. Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. М.: Просвещение, 2014.
    2. Русский язык. 4 класс. Часть 1. Канакина В.П., Горецкий В.Г. М.: Просвещение, 2013.
    3. Русский язык. 4 класс. Учебник в 2 частях. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. 5-е изд., перераб. М., 2013.
    4. Русский язык. 4 класс. Учебник в 2 частях. Рамзаева Т.Г. М., 2013.
    5. Русский язык. 4 класс. Учебник в 2 частях. Зеленина Л.М., Хохлова Т.Е. М., 2013.
    1. Интернет портал «Фестиваль педагогических идей ”Открытый урок”» ()
    2. Интернет портал «literatura5.narod.ru» ()

    Домашнее задание

    1. Для чего используются изобразительные средства языка?
    2. Что необходимо для сравнения?
    3. Чем отличается сравнение от метафоры?


  •