Танцевальная психотерапия упражнения. Танцевально-двигательная терапия

Для человека творчество – одна из возможностей проникнуть в свой внутренний мир и узнать себя. Оно обращается к самым светлым и искренним аспектам нашей души. Когда мы пишем, рисуем, танцуем или выражаем себя в других видах искусства, это позволяет нам расслабиться, раскрыться и хотя бы ненадолго оказаться в гармонии с собой. Творчество — эффективный метод по исцелению психики, который сегодня нашел широкое применение в практической психологии под названием арт-терапия .

Арт-терапия обладает уникальным свойством выносить на поверхность все скрытое, потаенное, неосознанное.

Арт-терапия позволяет людям увидеть в их творчестве отражение своей истинной природы и понять, кто они есть в действительности. Она способствует «прорыву» страхов, комплексов, зажимов, извлекая их из подсознания в сознание. Основной принцип арт-терапии гласит, что творчество целительно уже само по себе. Мы исцеляемся уже по факту творения, по факту того, что мы что-то создаем и делаем. И нам совсем не обязательно понимать все принципы и механизмы работы конкретного метода.

«Правополушарные» творческие виды деятельности – это своеобразный ключ к подлинным переживаниям и к глубинным бессознательным процессам.

Арт-терапия не имеет противопоказаний. Как метод психологической помощи, арт-терапия существует очень давно. Среди множества ее видов выделяется танцевальная терапия.

Танцевальная терапия – это психотерапевтический метод, основывающийся на творческом самовыражении и направленный на исцеление психики, самопознание и самоактуализацию. Самоактуализа́ция (от лат. actualis - действительный, настоящий; самовыражение) - стремление человека к наиболее полному выявлению и развитию своих личностных возможностей.

Танец — один из самых древних способов, используемых людьми для выражения своих чувств и эмоций. Движения танца это своеобразное средство коммуникации. Танец представляет собой живой язык, носителем которого является человек. Мысли и чувства передаются посредством образов. При этом музыка не является обязательным компонентом. Истоки танцевальной терапии можно найти в древнейших цивилизациях. Танец использовался для общения еще тогда, когда не существовало языков.

Как же это работает с точки зрения науки?

Вильгельм Райх, родоначальник телесно-ориентированной терапии. Он говорил, что если эмоциям (гневу, обида, радость, страх и т.д.) долго не давать выхода, они накапливаются, образуя своеобразный мышечный «панцирь». Любое переживание человека, как положительное, так и негативное, выражается в напряжении какой-либо группы мышц. Существует биоэнергетическая теория прочной связи эмоциональных переживаний и напряжений мышц. Танцевальная терапия помогает снять это напряжение.


На фото: Мария Шулыгина

Основная суть танце-терапии заключается в том, что все психические травмы человека мешают ему свободно выражать свои эмоции. На поддержание этого мышечного зажима тратится энергия. После отреагирования вовне она начинает свободно циркулировать по всем частям тела.

Современная танцевальная терапия направлена на снижение мышечного напряжения. Она способствует увеличению подвижности человека.

Максимально эффективна групповая танцевальная терапия. Эта методика позволяет членам группы лучше осознавать собственное тело и возможности его использования. Такое осознание приводит к улучшению физического и эмоционального состояния участников.

Танце-терапевты объединяют область танца и психологии. Они обладают необычным взглядом на человеческое развитие, которое основано на развитии тела целиком, а не только интеллекта или двигательных способностей физического тела.

Чем танце-терпия отличается от уроков танца?

В танцевальной терапии мы интересуемся тем, как движение ощущается, чувствуется, а не тем, как оно выглядит. Её нельзя рассматривать как танцевальное направление. Это отрасль психологии. Здесь отсутствуют стандартные танцевальные формы, благодаря чему она доступна для каждого. При этом могут использоваться самые разнообразные виды танца. Этот метод не требует специальной подготовки, навыков и талантов. Иногда они даже могут помешать, так как задают стандарты. Поэтому, если человек ранее занимался или занимается танцами, ему предлагают на время «забыть» все, что он знает, абстрагироваться от своих умений. Здесь важна спонтанность, позволяющая выразить себя, понять свои чувства, научиться доверять и действовать с полной свободой. Во время танцевальной терапии очень важно перестать оценивать, критиковать себя и свои способности.

В этом случае танец не самоцель, а лишь средство, позволяющее заглянуть в свой внутренний мир. Занятия направлены не на результат, а на процесс, в то время как в ходе специального обучения танцам все усилия направлены на овладение техникой. Цель танцевальной терапии в том, чтобы помочь людям научиться выражать свои эмоции. А движения имеют лишь вспомогательное значение и используются для понимания переживаний, результатом которых они стали.


Например, человек, который всегда спешит, может бессознательно бояться замедлиться, чтобы не испытать беспокоящую его эмоцию. Человек, который бессознательно ограничивает свои движения в пространстве, может иметь в жизни ряд сдерживающих самоограничений, не осознанных, но доставляющих дискомфорт. Внутренняя зажатость всегда выражается в скованности движений.

В танце-терапии постоянно экспериментируют, здесь не существует правильного и неправильного, красивого или некрасивого. Ценность имеет все, что бы ни происходило. Каждый участник группы проявляет себя так, как может и хочет. Чем скорее у него получится расслабиться, раскрыться, перестать переживать о мнениях других, тем скорее он ощутит, что создаваемое им действительно уникально, прекрасно и ценно.

Тело как инструмент

В современном мире мы относимся к телу, как к вещи, не испытывая к нему ни благодарности ни уважения. Мы научились контролировать тело, придавать ему определенные формы и вид, сдерживать его, и думаем, что оно останется безответным. В спорте высоких достижений (в pole dance в том числе) отношение к телу потребительское. Мы постоянно мучаем его, терпим боль, фанатично издеваемся над собой ради получения результата. А что оно получает от нас взамен? Мы даже гордимся этим, возводя себя в ранг бойцов-великомучеников от спорта: «Вот, смотрите, мне очень больно, но я всё равно тренируюсь, мне плохо, но я выступаю! Какой я молодец!» Но мы не понимаем до определенного момента, что в борьбе с собственным телом победителей нет! Объявляя телу войну, мы объявляем войну себе . Своему терпеливому «домику», своему «кораблю», который у нас один на всё путешествие под названием жизнь. Мы всё время требуем, говорим ему: «Дай!» И очень редко говорим: «Возьми». Всё это может стать темой для отдельного разговора.

Танцевальная терапия воспринимает тело как развивающийся процесс — приглашает к разговору, дает ему возможность высказаться и быть услышанным.

Почему мы выбираем танцевальную терапию?

В большинстве случаев люди приходят на танце-терапию, потому что они не чувствуют своего тела. Потеря контакта с телом происходит, когда человек:

  • ищет одобрения и любви своих родителей (развивая при этом систему “должен - не должен”);
  • пытается избежать или уходит от наказания (развивая базовые зажимы, блоки в теле и его движениях);
  • учится выживать в окружающем его мире (развивая таким образом разные степени деперсонализации - отторжения, непринятия значимых частей своей личности).


Суть процесса танце-терапии состоит в восстановлении чувствования и осознавания. Так же как и другие терапии креативного искусства, танце-терапия уделяет большое внимание креативному процессу, удивлению от встречи с бессознательным напрямую. Танце-терапевты рисуют в пространстве и работают с музыкой внутреннего ритма тела.

Это помогает сделать невидимое видимым, неясное – ясным. Это общий танец, который мы исполняем вместе, и это уникальный танец, который каждый должен исполнить сам. Наши тела отражают наше взаимоотношение с жизнью.

Может ли пилон стать средством танцевальной терапии?

Я знаю случаи, когда танец на пилоне действительно вытаскивал людей из многолетней вялотекущей депрессии и с первого же занятия возвращал им радость жизни. Значит, пилонное искусство можно использовать в непривычном нам ключе – как новое средство танцевальной терапии. С правильным подходом это может стать очень интересным веянием в поул дэнс. Здесь не должны преследоваться цели профессионального спорта, такие как идеальное освоение технических элементов и проработка двигательных качеств. Это направление больше всего подойдет людям, которые не связаны с pole dance и другими танцами. Как уже говорилось выше, профессионалам может серьезно помешать их опыт.

Наше внимание должно акцентироваться на собственном теле. Подразумевается не его форма и параметры, а его ощущения, желания и потребности. С помощью пилона можно приобрести умение слышать и понимать себя. Девушкам pole dance терапия подойдет как средство развития женственности.


В pole dance терапии, как и в других видах арт-терапии, важнее всего сам процесс, руководить которым должен квалифицированный танце-терапевт. Для того чтобы получить такую специальность, необходимо иметь высшее психологическое или медицинское образование, или педагогическое с переподготовкой по психологии/психотерапии, а также танцевально-двигательный опыт. В данном случае нужен опыт в pole dance. Для танцевальной терапии по понятным уже причинам в приоритете знание психологии, а не хореография или спорт.

Пилонное искусство дает ни с чем не сравнимое ощущение полета, высоты, широты движений, а еще помогает приобрести плавность и мягкость. Также пилон допускается рассматривать как точку опоры. С помощью pole dance можно открывать не только безграничные возможности своего тела, но и дарить исцеление своей душе, избавляясь от повседневного городского стресса, комплексов и зажимов.

Учитесь слышать и уважать свое тело. Плодотворных вам тренировок 🙂

Лечение танцами - это невербальный метод психотерапии. Цель данного психотерапевтического приема - выражение эмоций языком тела . Через движения и их анализ начинается процесс выздоровления пациента.

В танцевальной терапии нет строго установленных правил и определенных танцевальных движений. Пациенту предоставляется полная свобода самовыражения. Такая двигательная терапия применяется в целях оказания помощи больным людям. Лечение танцем можно применять и в профилактических целях.

Уже с древних времен танец являлся средством выражения чувств. В диких племенах и поныне ритуальные танцы сопровождают основные события жизни человека - рождение ребенка, свадьбу и смерть, а также выздоровление. Многие народы признают чудодейственную силу танца, которая помогает обрести новые силы или расслабиться. Для многих людей возможность потанцевать - это возможность снять стресс, отдохнуть, зарядиться энергией и поднять настроение.

В конце XIX - начале XX века большую популярность получил характерный танец. Его основу заложила известная американская танцовщица Айседора Дункан, одна из основоположниц танца модерн. Она отрицала классическую школу танца, использовала древнегреческую пластику, балетный костюм заменила хитоном, танцевала без обуви, выразительно и эмоционально раскрывая свою личность. Характерный танец в качестве метода лечения стал практиковаться в Америке. Вот несколько известных имен в этой области: Мэри Уайтхаус, Труди Скуп, Мериан Чейс и Лилиан Эспенак. В 1966 году была создана американская ассоциация танцевальной терапии, в 1967 году - лечебный центр в Нью-Йорке.

Основы терапии

Теории Карла Густава Юнга оказали влияние на развитие танце-терапии. Работы Юнга помогли многим танцовщикам посредством танца попытаться проникнуть в глубины подсознания человека и преодолевать определенные психологические проблемы, а также избавляться от многих заболеваний. Некоторые психоаналитики применили теории Юнга в танце-терапии и даже развивали их дальше. Существуют различные стили и направления лечения танцами. Теоретические принципы каждого отдельного направления связаны с соответствующей психологической школой и терапевтическими методами. Однако в основе всех стилей танце-терапии лежит психология.

Танцевальная терапия понимается как терапия впечатлений и ощущений, направленная на чувства пациента в конкретный момент. Танцуя, пациент должен выразить то, что он пережил. Анализируя движения пациента, терапевт пытается как можно более точно описать его поведение во время танца и понять проблемы человека. Пациент и терапевт пытаются вместе расширить обычно довольно ограниченный потенциал движений и таким образом способствовать раскрепощению человека и преодолению его комплексов и психологических проблем. Терапевт помогает пациенту осознать его движения, а через движения познать самого себя. На последней стадии терапии, называемой временем интеграции, пациент движением выражает свои чувства. Он должен чувствовать себя и свое тело как единое целое и выразить это движениями.

Показания к применению танце-терапии

Сначала основоположники танцевальной терапии успешно применяли этот метод в психиатрических больницах. Им удалось помочь многим пациентам, проходящим длительное лечение в больнице. Однако эту форму терапии можно успешно использовать при всех формах неврозов, детском аутизме , нарушениях обучения, психической инвалидности или старческой деменции. Танцевальная терапия обычно применяется как групповая терапия, однако может применяться и индивидуально.

Танцами лечат терапевты, получившие специальное образование. В Европе их обучают старшие коллеги. В США есть специальные курсы, где готовят специалистов танце-терапии.

Танец тесно связан с радостью жизни, с праздником, хорошим настроением и приятным общением. Занятия танцами всегда поднимают настроение, поэтому рекомендуются всем людям вне зависимости от их умения танцевать.

Танцевальная терапия особенно широко распространена в США, где она и была создана. Для того, чтобы стать танце-терапевтом, необходимо окончить университет, в котором готовят специалистов в этой области.

  1. Возникновение и развитие танцевально-двигательной терапии
  2. Основные принципы и цели
  3. Эмоции и движение
  4. Работа с межличностными отношениями в танцевально-двигательной терапии
  5. Танцевально-двигательные методы и тренинги личностного роста
  6. Заключение

Возникновение и развитие танцевально-двигательной терапии

Корни танцевально-двигательной терапии восходят к древним цивилизациям. Возможно, люди начали танцевать и использовать движение как средство коммуникации задолго до возникновения языка. Делая экскурс в историю, мы видим, что танец был одним из способов жизни, общения, гармонизации человека. Человеческую историю можно рассматривать не только как хронологию событий, но и как историю движения.

Со временем в западных культурах танец из формы социальной коммуникации самовыражения превратился в вид искусства, целью которого была поучение и увеселение публики (К. Рудестам,1998). Одной из первых, кто внес вклад в возрождение творческого танца, была известная танцовщица Айседора Дункан (ХХ век). Традиционно считается, что душевная жизнь человека самым непосредственным образом связана с телом, с движениями. Терапией, которая объединяет в себе работу с телом, движениями и эмоциями, является танцевально-двигательная терапия.

На ее развитие оказали влияние психоаналитическая теория (В. Райх, 1942; Г. Салливан, 1953), аналитическая психология К. Юнга (1961). Одним из главных достоинств танцевально-двигательной терапии является ее преемственность традициям древнейших культур, с точки зрения понимания строения и роли движения в жизни человека и целостного подхода к телесному и психическому здоровью. К.Юнг считал, что взаимное проникновение телесных и душевных признаков столь глубоко, что по свойствам тела мы не только можем сделать далеко идущие выводы о качествах души, но и по душевным особенностям мы можем судить о соответствующих телесных формах. В литературе выделяются следующие факторы, способствовавшиеся развитию танцевально-двигательной терапии:

После II Мировой войны многим людям требовалась реабилитация: физическая и духовная. Танцевально-двигательная терапия способствовала этому. "Первой леди" в данном виде терапии считали Мэриан Чейс (Chace M.), которая работала в больнице св. Элизабет в Вашингтоне, округ Колумбия. Она развила танец в терапевтическую модальность. Работая с невербальными и психическими больными, добилась больших успехов. Пациенты, которые считались безнадежными, стали способны к групповым взаимоотношениям и выражению собственных чувств.

50-е годы были открыты транквилизаторы. Танцевально-двигательная терапия выступила как альтернативная программа для лечения психических расстройств.

60-е годы: "движение тренинга человеческих отношений", что способствовало работе с группами и разработке методов развития самосознания.

Исследования невербальной коммуникации, в том числе анализ коммуникативного поведения человеческого тела (Birdwhistell, 1970).

Представление о танце как коммуникации было развито танцовщицей Мери Вигман (Wigman): "Танец – это живой язык, которым говорит человек... Танец требует общения прямого, потому что его носителем и посредником является сам человек, а инструментом выражения – человеческое тело".

В 50-е – 60-е годы тоже стали использовать танец в качестве терапевтической модальности для лечения эмоциональных расстройств. Это Труди Шуп и Мэри Уайтхаус, Франческо Боус и Лилиан Эспинак. Работали они в разных направлениях, но их общими терапевтическими целями являлись: интеграция тела, ведущая к ощущению цельности, разделение группового и индивидуального выражения чувств, выражение эмоционального материала, включающего в себя конфликты, воспоминания и фантазии через символические действия.

Большое влияние на развитие танцевально-двигательной терапии оказала аналитическая психология К. Юнга. "Тело без души нам ни о чем не говорит, так же как – позволим себе встать на точку зрения души – душа ничего не может значить без тела..." К. Юнг считал, что артистические переживания, которые он называл "активным воображением", выраженные, например, в танце, могут извлечь неосознанные влечения и потребности из бессознательного и сделать их доступными для катарсического освобождения и анализа. "Душа и тело – не отдельные сущности, а одна и та же жизнь".

Основные принципы и цели танцевально-двигательной терапии.

Основная задача танцевально-двигательной терапии – обретение чувствования и осознанности собственного "Я". Люди обращаются к танце-терапевту потому, что они, будучи отчужденны от тела, не чувствуют себя интегрированными, В нашей современной культуре мы относимся к телу часто как к вещи, предмету. В отличие от подходов работы с телом (которые мы упоминали выше), в танцевально-двигательной терапии нет идеальной модели тела, которую нужно достичь. Танце-терапевт относится к телу как к эволюционирующему процессу. И еще важнейшее отличие танцевально-двигательной терапии от различных подходов работы с телом состоит в том, что здесь клиент сам исследует себя (принцип активности клиента), свои движения и развивается по собственному пути, а терапевт следует за ним (т.е. недирективный стиль терапии). Данная терапия больше интересуется тем, как движение чувствуется, чем тем, как оно выглядит.

Джоан Смолвуд (Joan Smallwood), юнгианский аналитик и танце-терапевт, ученица Мери Уайтхаус и Труди Шуп, выделила три компонента терапевтического процесса:

1. Осознание (частей тела, дыхания, чувств, образов, невербальных “двойных сообщений” (когда наблюдается диссонанс между вербальным и невербальным сообщением человека).

2. Увеличение выразительности движений (развитие гибкости, спонтанности, разнообразия элементов движения, включая факторы времени, пространства и силы движения, определение границ своего движения и их расширение).

3. Аутентичное движение (спонтанная, танцевально-двигательная импровизация, идущая от внутреннего ощущения, включающая в себя опыт переживаний и чувств и ведущая к интеграции личности). Аутентичное движение активизирует те части психики, которые К.Юнг описывал как части бессознательного. Аутентичное Движение как метод танцевально-двигательной терапии, основанный на аналитической психологии К. Юнга, создала Мэри Уайтхаус.

Танцевально-двигательная терапия может служить мостом между миром сознания и бессознательного. С помощью танцевально-двигательной терапии пациент может использовать движение для более полного выражения себя и для сохранения своей аутентичности в контакте с другими. В отличие от других подходов работы с телом, танцевально-двигательная терапия использует сны, образы или символы в работе с телом. Танцевально-двигательная терапия – это единственный вид терапии, где используется очень много свободного пространства. Танце-терапевт работает постоянно с собственным телом, используя его как инструмент, с помощью которого он знакомится с невербальным миром клиента. Танцевально-двигательная терапия, помимо движения, использует еще такие понятия как вес, пространство, время – для расширения и обогащения творческого и выразительного мира клиента.

Танце-терапевт концентрируется на взаимоотношениях терапевт – клиент, клиент – пространство, осознанные движения – неосознанные. Танцевально-двигательная терапия выступает в двух формах: индивидуальной и групповой. В групповой форме процесс танцевально-двигательной терапии основан на том, что терапевт направляет спонтанность движений участников, развивает их. Типичная групповая сессия включает в себя 3 части: разогрев, его развитие и завершение (такая структура характерна и для других видов психотерапевтических групп: психодрамы, гештальта и т.д.).

Разогрев помогает включиться в группу, лучше почувствовать свое состояние, центрироваться. Эмоционалные состояния участников группы выражаются и развиваются более полно на телесном уровне, интегрируя мысли, чувства и действия. В результате разогрева участники группы обычно чувствуют расслабление, координированность и готовность двигаться. Разогрев также способствует началу осознавания своих чувств и мыслей и их связи с телом и движениями. (Например: вытягивание плечей и рук может развиться в толкающее движение, связанное с желанием вытолкнуть что-то прочь, неприятную ситуацию или человека, с кем это связано). Повторяя и усиливая движения, терапевт помогает каждому участнику осознать чувства через обратную визуальную связь. Двигательное поведение расширяется в танце, помогая осознаванию конфликтов, желаний, и может способствовать проживанию негативных чувств и освобождению от них. Здесь терапевт должен быть очень чувствительным к происходящему в группе, чтобы не было эмоциональной и физической перегрузки, которая ведет к сопротивлению работе. Терапевт помогает привести процесс движения к завершению (3 часть группового процесса) с помощью вербальной обратной связи. Эта стадия способствует интеграции физического, эмоционального и когнитивного компонентов структуры Я. психологические темы, соотнося их с личной историей каждого. Одна из главных тем групповой работы является "Как быть собой, находясь в контакте с другими людьми."

Раньше танцевально-двигательная терапия применялась почти всегда к людям с тяжелыми нарушениями. Сегодня же – все больше ориентируется на работу со здоровыми людьми, имеющими психологические затруднения, с целью развития у них самопринятия, эффективного межличностного и группового взаимодействия, самоактуализации, интеграции частей Я. Поэтому все больший интерес приобретают именно социально-психологические аспекты танцевально-двигательной терапии. Существует три основные области работы танце-терапевта:

  1. Тело и его движения
  2. Межличностные отношения
  3. Самосознание

Целями терапии в первой области являются: активизация тела для того, чтобы помочь пациенту обнаружить полностью напряжения и конфликты, развить больше возможностей тела для получения опыта чувства телесной интеграции и координации.

Во второй области танце-терапевт устанавливает базовый уровень коммуникации через использование ритма и прямого физического взаимодействия. групповой опыт позволяет увеличить степень самосознания через визуальную обратную связь, которую человек получает через наблюдение за движениями других людей. Наблюдая, как выражаются чувства через тело у других, участник группы может начать идентифицировать и обнаруживать свои собственные чувства. Микрокосм мира, представленный в группе, дает участнику группы возможность получать и давать обратную связь и расширить поведенческий репертуар социально-психологических ролей.

В третьей области цели сгруппированы вокруг идеи о том, что осознанный телесный опыт благоприятствует и углубляет самосознание. Наиболее прямое выражение особенностей индивидуальности возможно через тело. Это физический опыт действия мышц выступает как быстрый путь познания и получения опыта о себе, развивает Я-концепцию и способствует повышению самооценки.

Танцевально-двигательные методы и тренинги личностного роста

На тренингах личностного роста и трансформации ТДТ используется с различными целями, в различном объеме и с различной степенью осознанности. Целью данной статьи является прояснение места и возможностей ТДТ в контексте других техник и направлений "новой психотерапии".

Основные техники ТДТ вплетены в ткань общей танцевальной сессии и являются параллелями, интерпретациями известных терапевтических техник на языке движения и танца. Мы можем проследить несколько таких параллелей: присоединение по позе и дыханию в НЛП, присоединение по позе и движению ("зеркало"); преувеличение, усиление чувства и его выражения в гештальт-терапии – оформление, преувеличение определенного движения в процессе танцевальной сессии, развитие темы в действие; работа с мышечными блоками и последовательностями сложнокоординированных действий в телесноориентированной терапии освобождение от напряжения, расширение диапазона движений в ТДТ и т.д. Таким образом, можно сказать, что ТДТ, обладая примерно тем же арсеналом приемов, что н другие направления "новой волны" психотерапии, работает с ними на своем поле в теле и движении.

Кроме техник-приемов внутри ТДТ разработано множество техник-форматов (упражнений и форматов), которые могут быть легко включены в контекст многих тренингов. Это такие упражнения как "континуум" (в его многообразных российских вариантах), "аутентичное движение", контактная импровизация, "танец пешеходов""(pedestrian dance), "джаз тела" Габриэлы Рот и мн.др.

Для примера приведем процесс "Тропа танца" (Dancing Path), известный также как "Танец пяти движений". Авторство его принадлежит "городскому шаману" Габриэле Рот. Она выделила пять первичных ритмов движения, которые, по ее мнению, присутствуют во всех культурах и являются репрезентациями онтологических качеств.

  1. Flowing – плавные, мягкие, округлые и текучие движения; движения "женской" энергии.
  2. Stacatto – резкие, сильные и четкие движения, "мужские" движения.
  3. Chaos – хаотические движения.
  4. Lyrical – тонкие, изящные движения, "полет бабочки" или "падающего листа".
  5. Stillness – движение в неподвижности, наблюдение за первичными импульсами движения, "пульсирующая статуя"(5).

Для этого процесса существует специальная музыка, каждая стадия длится около пяти минут. Перед началом процесса проводится инструктаж, после процесса – проговор. "Танец пяти движений" рекомендуется проходить с закрытыми глазами, полностью отдаваясь, включаясь всем телом в каждый из ритмов.

Эти модальности или ритмы движения в контексте терапии и личностного исследования являются репрезентациями характеристик личности. У клиента или участника тренинга может быть неприятие определенных движений. Так, достаточно часто женщины среднего возраста не принимают "мужские", резкие и сильные движения. "Я не такая, мне это не нравится" – говорят они. Одновременно они жалуются на недостаток внимания в семье, невозможность выражать свои чувства, положение жертвы. В процессе работы выясняется, что именно ясное, яркое и четкое выражение своих желаний помогает изменять ситуацию. Источник силы часто находится там, куда нам страшно н непривычно идти.

Таким образом, эта техника может выполнять несколько функций:

Диагностическую – человек обнаруживает "освоенные и неосвоенные" качества и то, как эта картина связана с его жизнью. Он может сделать осознанный выбор – освоить определенную зону своей жизни, до этого незнакомую или даже "запретную".

Тестовую – если проводить эту технику в начале и в конце тренинга, то многие люди ясно воспринимают степень и качество наступивших личностных изменений.

Терапевтическую – в сочетании с другими техниками осознания и трансформации "Тропа танца" позволяет человеку найти способы выражения себя, расширить диапазон реакций и форм взаимодействия. Кроме того, само по себе движение, к тому же наполненное личностным и смыслами, оказывает положительное психофизиологическое действие.

Заключение

Танцевально-двигательная терапия позволяет проработать динамический аспект паттернов мышечного напряжения. Динамический аспект мышечного напряжения иногда трудно отреагировать иным способом, даже глубинная телесноориентиоованная работа не охватывает эту последовательность напряжений. Осознавая танец, танцуя свободно и осознанно, человек делает шаг к принятию свободы и творчества в повседневной жизни.

Танце-терапевт должен обладать большой чувствительностью к происходящему, чтобы дать возможность людям прожить эмоции, выразить их и трансформировать.

Благодаря работе в группе по танцевально-двигательной терапии с проблемами доверия, осознания личностных границ, и другими личностными проблемами, а также с помощью обратной связи: вербальной и невербальной, устанавливаются благоприятные межличностные отношения. Группа по танцевально-двигательной терапии – это микрокосм различных социальных ситуаций, благодаря чему клиенты учатся более адекватно воспринимать себя и других и расширять спектр поведенческих возможностей.

Термин «танцевальная терапия» только недавно начал приобретать широкую известность, но многие люди, желающие улучшить свое психическое состояние, уже познакомились с этой техникой.

В крупных городах России существуют центры, популяризирующие танцтерапию и профессионально помогающие взрослым пациентам и детям.

Танцевальная терапия – это вид психотерапии, при котором во время процесса движения (танца) происходит интеграция социального, когнитивного, эмоционального и физического аспектов жизни человека.

Подобный способ лечения подходит здоровым людям и тем, кто столкнулся с эмоциональными расстройствами, психосоматическими болезнями, нарушениями коммуникативных навыков и другими проблемами.

Танец как форма общения своими корнями уходит в глубокую древность; в то время движение тела под определенный ритм было ритуальным действом, которое могло преследовать разные цели: начиная от социально-общинных и заканчивая целительными практиками.

Уже в то время танец аккумулировал в себе функции, отражающие социальную и психологическую жизнь человека и общества. Для чего служил танец:

  1. Ритуальное общение. Танец был формой передачи сакральных знаний и общения с божественным началом.
  2. Коммуникативная функция, когда с помощью танца человек способен установить контакт с представителем своего вида (среди историков существует теория, что до появления языка общение между людьми происходило посредством танца).
  3. Идентификационная функция, когда с помощью танца индивидуум показывает свою сопричастность к определенной общине.
  4. Экспрессивная функция. Танец выступает как способ выражения чувств и снятия напряжения.
  5. Катарсическая функция, когда через танец человек получает возможность погрузиться в интенсивные негативные переживания и тем самым избавиться от их токсичного влияния, получить душевное очищение. (Катарсис – это острое переживание освобождения и перерождения в результате сильного потрясения или страдания).

Движения под музыку справлялись с этими задачами на протяжении всей истории существования человечества. Лечебные свойства танца были известны среди индийских племен.

В Китае ряд определенных танцевально-гимнастических упражнений, например, Тайцзицзюань были популярной практикой во время лечения.

Шаолиньский монах

В Англии в 19 столетии среди врачей существовала теория о благотворном влиянии танца на лечение болезней, связанных с физиологическим и психологическим состоянием пациента, а благодаря работам хореографов Марты Грэм и Дорис Хамфри в Великобритании были разработаны первые теории танцевально-двигательной психотерапии.

Марта Грэм

Предпосылки для развития танцевальной терапии как успешного метода лечения формировались длительное время, но в ХХ веке случилось 2 события, которые оказали большое влияние на становление направления. Что привело к рождению танцетерапии:

  1. Появление и быстрая популяризация психоанализа в Европе и Америке, благодаря которому начали изучать бессознательные психические процессы.
  2. Возникновение нового вида танца модерн, яркими представителями которого считаются Айседора Дункан, Рудольф Лабан и Мэри Вигман. Посредством отказа от канонических форм танца, обращаясь к новым сюжетам и используя необычные танцевально-пластические средства, представители этого направления стремились к передаче личного, бессознательного опыта и индивидуального самовыражения.

Родоначальником танцевальной терапии как способа лечения считается Мэрион Чейз, которая была танцовщицей и педагогом.

Занимаясь с учениками танцем, Мэрион обратила внимание на разделение между учащимися: если одни акцентировали внимание непосредственно на технике танца, то других занимала чувственная составляющая и самовыражение.

Изменив методику преподавания, она позволила своим ученикам передавать больше эмоций за счет свободы движения, что позволило прийти к пониманию психологических преимуществ, заложенных в танце как форме восприятия мира и эмоционального взаимодействия с ним.

Работая с детьми и подростками в разных учебных заведениях, ей удалось произвести должное впечатление на психологов, чтобы ее методику лечения начали принимать всерьез.

После этого она занималась танцевально-двигательной терапией с людьми, которые испытывали как психологические, так и двигательные проблемы, а в 1946 году Мэрион была приглашена в качестве действующего танцевального терапевта в госпиталь Св. Элизабет, где благодаря ее работе, усилиям и знаниям пациенты, до этого считающиеся безнадежными, смогли научиться взаимодействию в группе и выражению эмоций, после чего их лечение протекало в классической форме, но с большим успехом.

Как независимая дисциплина танцевальная терапия начала развиваться после 1966 года, когда была создана Американская ассоциация танцевальной психотерапии.

Преимущества и особенности метода

Главным образом к танцетерапии обращаются люди, познающие окружающий мир и определяющие в нем свое место посредством движения, через свое тело.

Движение в их случае рассматривается как способ выразить и понять себя, поскольку на каком-то этапе они потеряли связь с собой, гармонию и ощущение целостности.

Не ощущая контакта со своим телом, люди теряют связь со своим глубоким, живым и творческим началом, связь с собственной природой. Принципы и цели танцевально-двигательной терапии, на основе которых строится методика лечения, заключаются в следующем:

  1. Происходит интеграция телесного и психического опыта. Возникает целостность мыслительных, поведенческих процессов и эмоциональной вовлеченности личности. Изменения в одном аспекте влекут за собой изменения в других.
  2. С помощью танца можно осуществлять коммуникацию на трех уровнях: с миром как таковым, с другими участниками группы, с самим собой. При этом создается единая и собственная система общения.
  3. Движение позволяет раскрыть творческий потенциал, которое есть суть и первопричина энергии человека.

Важно помнить, что танцевальная терапия — это прежде всего направление психологии, а не искусства. Красота танцевальных жестов и движений, пластичность, техника исполнения и направление танца не являются ключевыми аспектами терапии.

Благодаря вовлеченности в творческий процесс, способный открыть человеку путь к изучению и осознанию себя, своих возможностей и пределов, пациент получает возможность проработать и другие задачи. Что дает танец:

  1. Улучшается физическое и эмоциональное состояние.
  2. Повышается самооценка и чувство собственного достоинства, человек учиться по-новому доверять себе и выстраивает собственный благоприятный образ.
  3. Важным для взаимоотношений с собой и с другими становится опыт интеграции чувств, мышления и движения.

Кроме этого, в случаях групповой терапии у пациентов с психологическими проблемами налаживается процесс взаимодействия с людьми, происходит обучение новым навыкам в общении.

Варианты классификации танцевально-двигательной терапии

Рассматривая танцевальную терапию с разных точек зрения, можно выделить, как минимум, две классификации, отображающие подход к методологии лечения и требованиям к образованию танцевального терапевта, к сложности и уникальности комплекса мер по оказанию помощи пациентам.

Первая классификация базируется на количестве участников. Выделяют следующие виды танцтерапии:

  • индивидуальная;
  • парная;
  • групповая.

Самым востребованным и проработанным на сегодняшний день является последний, поскольку он позволяет эффективно и качественно проводить лечение сразу многих людей. Обычно в процесс вовлечены сразу все участники, но возможны и разные форматы (например, когда кто-то двигается, а кто-то – наблюдает).

Соответственно, вторая классификация основана на требованиях к специфике образования, опыта и навыков танцетерапевта, который проводит лечение.

Вот виды танцетерапии по этой классификации:

  1. Клиническая танцевальная терапия для пациентов с психическими расстройствами применяется как дополнительный метод лечения наравне с медикаментозным. Считается самым сложным видом танцетерапии. Имеет широкое применение в случаях, когда у пациентов наблюдаются нарушение речи, и они с трудом контактируют с другими людьми. Для появления и закрепления улучшений требуется длительное терапевтическое воздействие.
  2. Танцевальная психотерапия для психически и физически здоровых людей с конкретными запросами. Либо для соматических пациентов, испытывающих трудности на физиологическом уровне и рассматривают танцетерапию, прежде всего, как дополнительный способ лечения нарушений, связанных с движением и координацией.
  3. Танцевальная арт-терапия для людей, не страдающих психическими заболеваниями, а имеющих желание развиваться, свои навыки и по-новому взглянуть на мир. В данном случае терапия служит способом самовыражения, расширения представления о себе, своем теле.

И работа в группе, и индивидуальные занятия могут быть действительно полезными и приносить новый, вдохновляющий опыт.

Техники ТДТ и их характеристики

В танцевально-двигательной терапии существует несколько возможных видов танца, которые применяются в зависимости от сохранности физических возможностей.

  1. Неструктурированный танец, состоящих из спонтанных и разнообразных движений. Этот вариант часто выбирают для терапии неврозов. Спонтанные движения воспринимаются как элемент игры, с помощью которых можно выражать эмоции и ощущения.
  2. Структурированный танец, к которому можно отнести, например, хоровод. Круговой танец обладает особыми терапевтическими свойствами, дает чувство сопричастности, общности и близости.

Кроме кругового танца к упражнениям, характеризующимся четкой и грамотной структурой, можно отнести методики, направленные на расслабление и концентрацию или на движение в окружающей среде.

Пациентам с психотическими нарушениями зеркальные ответы могут восприниматься как агрессия, что неблагоприятно сказывается на эффективности терапии. Чтобы члены группы комфортно и безопасно себя чувствовали, терапевт должен быть эмпатичным и достаточно квалифицированным.

Танцевальная терапия для детей

Сегодня танцевальная терапия для детей — это один из самых популярных способов лечения маленьких пациентов с нарушениями коммуникативных навыков. Обучение детей танцу в общеобразовательных, развивающих и досуговых центрах проходит на занятиях ритмикой с профессиональным педагогом. С ритмика положительно влияет на развитие пластики и грации у ребенка. Он учится слышать ритм и понимать музыку, согласовывать услышанное с движениями тела.

Сначала педагог обучает детей элементам танца, помогает формировать и развивать новые двигательные навыки, но само по себе подражание — только половина работы. В работе с детьми для развития творческого начала присутствуют элементы постановок и игр, когда дети могут использовать выдуманные образы, включать фантазию, апеллировать к собственным душевным переживаниям и раскрывать эмоции.

Задайте вопрос эксперту в комментариях

Танцевально - двигательная терапия

Танцевально-двигательная терапия (ТДТ) является областью психотерапии. Как отдельное направление она оформилась примерно в 50-70-х годах 20 столетия, в начале в США, а затем - в 60-80-х годах в Великобритании, Германии и Израиле.
В 80-90-х годах ТДТ получила свое развитие в других странах Европы, Азии, в Австралии и в России. Официальным годом рождения ТДТ в России можно считать 1995, когда была создана Ассоциация ТДТ в Москве. Понятно, что неофициально все началось гораздо раньше.
Танцевально-двигательная психотерапия использует движение и творческое выражение в контексте психотерапевтических отношений, в которых происходит смещение с чисто вербального подхода к телесно-ориентированному. Процесс включает вербальную и невербальную коммуникацию, в процессе которой творчески актуализирует самовыражение, самопринятие,
способность делать выбор, принимать решения и осознанно развиваться, делая свою жизнь все более наполненной, творческой и осмысленной.

ТДТ - это междисциплинарная область: она существует на стыке психотерапии и танцевального искусства. Кроме того, ее питают многие другие области знания. Среди них: анатомия, физиология, психофизиология, кинезиология, нейропсихология, самые разные теории движения и танца, психология и т.д., - т.е. практически все, что можно отнести к областям знания о теле, движении, танце, психике, о творческом процессе и творческом выражении.

ОСНОВНЫЕ ИСТОЧНИКИ ТДТ

Невозможно понять суть ТДТ, без обращения к основным источникам, которые питают ТДТ, как отдельную школу психотерапии.
В этой связи следует выделить четыре исторических аспекта:

1. Это развитие науки, и прежде всего психоаналитических школ, связанных с открытием З.Фрейдом психической реальности и рассмотрением психики, как динамики сознательных и бессознательных процессов в онтогенезе человека. З.Фрейд дал толчок развитию глубинной психологии, где можно выделить три основных школы:

Психоанализ З.Фрейда
- Индивидуальную психологию А.Адлера
- Аналитическую психологию К.Юнга.

К 40 - 50-м годам психоаналитические направления достаточно укрепились в психотерапии, как альтернатива традиционному гипнозу. Появилось множество других школ, которые либо опровергали, либо развивали эти основные теории и практики - таким образом, внося неоценимый вклад в общее понимание психологических законов.

ТДТ рождалась, уже опираясь на традиции и новые психотерапевтические школы и направления. Танце-терапевты (в зависимости от своих склонностей и общей психотерапевтической подготовки и опыта) могли использовать универсальный язык движения для соотнесения и сопоставления своей практики с любыми психологическими концепциями. ТДТ своего рода мета-уровень, способный провести параллель и объединить знания, опыт и концепции различных психотерапевтических направлений. В тоже время ТДТ развивает свою теорию, основанную на представлении о психосоматическом единстве.

2. Начало века стало эпохой модерна в искусстве: пробовались новые формы, новые принципы. Танец также вышел за рамки привычного. В России из танцевальных новаторов известна Изадора Дункан. Она была неповторима, как исполнительница и выражала именно те идеи, которые были знаменем модернистского искусства. Она не оставила после себя школы. Основание новых танцевальных форм танцевальной педагогики связано с другими именами. И, прежде всего, стоит выделить австрийского танцовщика, хореографа и философа Рудольфа фон Лабана. Он был выдающимся педагогом и теоретиком движения и танца.

Именно Р. Лабан претворял в жизнь принцип ценности индивидуального выражения в танце. Отказавшись от привычного балетного тренажа, он разработал свой подход к обучению и постановке движенческой техники, которая позволяла максимально раскрыть индивидуальные особенности выражения каждого танцовщика. Кроме того, он создал систему записи и описания любого человеческого движения (как ноты для записи музыки), которая в настоящее время является теоретической основой и способом анализа и диагностики в ТДТ.

Его учение в 60-70 годах было продолжено Ирмгард Бартениефф, которая добавила особую систему упражнений (Основы Бартениефф), гармонизирующую движение и обучающую правильному и экономичному использованию тела в движении. В настоящее время Лабананализ и Основы Бартениефф являются составной частью методологии ТДТ, а также ее отдельным направлением.

Второе имя - немецкая танцовщица и хореограф Мери Вигман - основоположница танцевального экспрессионизма. Ее больше всего интересовали человеческие аффекты. Эмоциональное переживание рождало телесную форму и определяло качество движения. В балете же наоборот, набор определенных форм служит выражению различных содержаний. Мери Вигман привнесла
в танцевальную педагогику и балетмейстерское искусство импровизацию.

Танцевальная импровизация - это способы спонтанного движения. Когда человек спонтанно двигается, он выражает себя очень точно и честно: в спонтанном движении могут материализоваться бессознательные стороны личности. Бессознательное может стать видимым, обрести форму, таким образом, человек способен воссоединиться с потерянными частями себя, своими психологическими ресурсами. И если осознать это, то открывается возможность к самопознанию и обретению большей личностной целостности и интегрированности - а это основная часть и цель психотерапевтического процесса. Т.е. оказалось, что сама импровизация сталкивала танцовщиков и педагогов с целительной силой танца.

Не случайно, что все первые танце-терапевты были учениками Р.Лабана и М.Вигман или их последователей.

Например, Мэриан Чейс имела собственную студию. И постепенно ее интерес все больше смещался с исполнительского искусства на процесс исследования индивидуальности в танцевальной импровизации. Она видела, что ее студенты раскрывались и менялись как личности, становясь все более целостными, все более самими собой.

Есть легенда, что среди ее учеников были люди, одновременно находившиеся в психотерапии. И прсихотерапевты обратили внимание на улучшение состояния своих пациентов, которое было связано с занятиями у М.Чейс. Постепенно некоторые психотерапевты стали направлять своих пациентов на занятия по танцевальной импровизации в ее студию. И в 1946 году Мэриан Чейс была официально приглашена на работу в психиатрическую больницу им. Св.Элизабет в Вашингтоне (округ Колумбия), где в тесном сотрудничестве с психиатрами и родился ее метод. Вероятно, эту дату и можно считать днем рождения ТДТ.

Следует упомянуть, что эта клиника - одна из самых передовых психиатрических больниц в США. Она известна своим гуманистическим подходом в психиатрии и по сей день остается новатором в применении терапий творческим выражением в психиатрическом лечении. Среди пионеров ТДТ следует также упомянуть Труди Шуп, Мери Уайтхаус и Лилан Эспенак.

3. Стоит отдельно сказать о Вильгельме Райхе и его учении о мышечно-эмоциональных блоках и характерном панцире. Он был одним из самых талантливых учеников З.Фрейда, который первый среди аналитиков обратил внимание не только на то, что говорит пациент, но и, прежде всего, как он говорит. Райх говорил, что невыраженные эмоциональные переживания не
исчезает, а остается в мышцах и "застревает" там в виде мышечных блоков. Эмоции в виде мышечных зажимов годами оставаясь в теле невыраженными и неосознанными, образуют мышечный панцирь, или характерный панцирь, который отражает способы психологических защит (часто патогенных) и его структуру характера, сформировавшуюся под их действием.

В.Райх, будучи аналитиком, предложил не просто вербальный анализ, а он непосредственно воздействовал на мышечные блоки, чтобы освободить их и скрытые в них эмоции, и на этой основе анализировать ситуации, отношения с людьми, вызвавших эти чувства и переживания.
ТДТ обращается к этому пониманию психосоматических механизмов, сформулированных В.Райхом, но практически не использует его методов работы.

4. Нельзя не упомянуть изначальное предназначение танца и древние целительские практики, где танец был неотъемлемым атрибутом, и которое было полностью утеряно в современной цивилизации.
Еще до появления языка, движение, жесты были средством коммуникации первобытных людей. И в первых человеческих общинах танец был одним из главных составляющих общинной жизни: как индивидуальным способом выражения (страха, печали, радости и т.д.), так и способом передачи культурного наследия. До сих пор в племенах аборигенов вместо вопроса:
"из какого ты племени?" спрашивают: "Какой танец ты исполняешь?"

Танец сопровождал все ритуалы перехода (рождение, свадьба, смерть и т.д.), все праздники и торжества, события повседневной жизни (охота, рыбалка, и пр.), военные походы. Именно в танце человек передавал свое отношение с неведанным и непознанным, с природой, свою связь со Вселенной и с богами и духами. Танец служил средством духовной и целительской практики. И в основе этого - не эстетическая форма, а выражение Сокровенного в человеке.

И ТДТ после многих и многих веков отношения к танцу, как к форме элитного искусства, возвращает танцу его первозданный смысл: не важно как ты двигаешься, важно, что ты ощущаешь, чувствуешь и думаешь, важно, что ты выражаешь своим танцем.

Ведь тело - это единственное, что в человеке не лжет и может помочь ему раскрыть и выразить себя во всей своей полноте и истине.

Абрахам Маслоу говорил, что "...так же как человек имеет инстинктивные потребности, которые являются частью его биологической природы, он имеет и высшие потребности; например, потребность быть значимым, потребность в уважении и потребность в свободе самовыражения". Если перевести это на язык танце-терапии - это потребность быть видимым, что возможно только в движении.

Итак, суммируя вышесказанное, танце-терапевты обращаются к целительной силе танца, к силе творческого выражения в движении, а также используют достижения современной танцевальной педагогики, и обращаются к исследованиям движения и к опыту различных психотерапевтических школ (прежде всего психодинамической, экзестенциальной, гуманистической и трансперсональной).

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ И ЗАДАЧИ ТДТ

1. Тело и психика нераздельно взаимосвязаны и оказывают постоянное взаимное влияние друг на друга. Для танце-терапевта является аксиомой понимание, что тело - зеркало души, а движение - это выражение человеческого "я". Делая более гибким тело, мы делаем более гибкой и душу, и наоборот. Следовательно, задачей терапии является достижение самоосознавания, исследуя реакции тела и его действия.

2. Танец - это коммуникация, которая осуществляется на трех уровнях: с самим собой, с другими людьми, и с миром. В этой связи задачей будет формирование безопасного пространства, терапевтических отношений, чтобы, анализируя отношения с терапевтом, и/или с другими людьми, если это групповая работа, человек мог бы найти более эффективные способы взаимодействия в окружающей его среде.

3. Холистический принцип, т.е. принцип целостности, где триада мысли - чувства - поведение рассматривается как единое целое, и изменения в одном аспекте влекут изменения в двух других.
Задача - найти способ соответствия друг другу мыслей, чувств, и действия. Часто человек начинает думать одно, чувствовать другое и поступать по-третьему, что является отражением какого-то внутреннего конфликта. Здесь исследуется, как мысль, чувство и движение могут выражать какое-то одно содержание, а также анализируется, что в личной истории привело к такому разделению внутри, т.е. к потере внутренней целостности.

4. Тело воспринимается как процесс, а не как предмет, объект или субъект. Слово процесс подчеркивает, что мы имеем дело не с данностью, статикой, а с нечто постоянно изменяющимся. Суть такого процесса лучше всего отражает один из принципов Дао: способность видеть статику в движении и движение в статике.

Мы научились контролировать тело, придавать ему определенные формы, вид, сдерживать его, и думаем, что оно останется безответным, не даст никакой обратной реакции. А потом возникают не всегда объяснимые симптомы, боли, появляется постоянно ощущаемое напряжение в теле, скованность, спектр движения становится все более ограниченным.

Задача, следуя процессу человека (можно сказать его психосоматическому Дао) танце - терапевт помогает освободить и раскрыть информацию, которая лежит в основе симптомов, болей, разного рода телесных дискомфортов и ограничений в движении - человек учится понимать язык своего тела и, таким образом, восстанавливает диалог с самим собой. Также эта работа развивает способность использовать движение и танец для выражения полного спектра чувств, и находить
конструктивные способы отношения со своими чувствами без отрицания и подавления (последнее деструктивно для психологического здоровья).

5. Обращение к творческим ресурсам человека, как неиссякаемому источнику жизненной силы и созидательной энергии. Задача: развитие самоуважения, самопринятия и глубинного доверия к себе и к жизненному процессу, развитие постоянного контакта со своими жизненными ресурсами. Здесь ТДТ обращается непосредственно к творческому танцу: это моменты исследования и выражения эмоционального материала (снов, фантазий, воспоминаний) посредством символического движения.

КТО ОБРАЩАЕТСЯ К ТАНЦЕ-ТЕРАПЕВТУ

Это, прежде всего люди, их иногда называют кинестетиками, для которых движение является способом переработки информации. Им, чтобы полностью понять, необходимо ощутить это в теле и найти выражение этому в движении. Для них движение - это способ самовыражения, самопознания и развития.

А также это могут быть люди другого склада (можно выделить аудиальный тип, или визуальный), которые на определенном этапе своей жизни стали понимать, что, чтобы решить свою проблему, им надо обратиться к своему телу, научиться понимать его язык и вступать с ним в диалог.
Их всех может объединять то, что в определенный момент эти люди могут чувствовать, что не целостны, потеряли контакт с собой, или хотели бы изменить качество этого контакта. Психологически потеря контакта с собой тождественна потере контакта с телом.

Таким образом, суммируя вышесказанное, можно сказать, что ТДТ показана:

Для всех, кто испытывает эмоциональные трудности, конфликты, находится в стрессе.

Для тех, кто хочет развить навыки общения, самоисследования и самопонимания.

Для тех, для кого некоторые чувства или переживания оказываются слишком сильными или поглощающими настолько, что трудно подобрать слова, чтобы сказать о них, или для тех, кто избегает собственных чувств и не может подобрать точных слов, чтобы вербализовать свои чувства, желания, потребности.

Для тех, чьи проблемы связаны с телесностью: проблемы, связанные с образом тела, трудностями в движении, связанными с общим ощущением напряжения и мышечными зажимами в разных частях тела, или тревогой по поводу близости, физического контакта и доверия.

Для людей, переживающих стрессовый или кризисный период в своей жизни, который связан с разного рода потерями (смерть близких, развод и т.д.) или кардинальным изменением своей жизни.

Для людей, которые обеспокоены тем, что их проблемы не решаются слишком долго, что в жизни будто ходят по кругу, или испытывают общее состояние, что в жизни "все идет не так".

Общие цели могут включать:

Развитие самоосознания, самоуважения и личностной автономии.

Установление взаимосвязи между своими мыслями, чувствами и поступками. Проработка эмоциональных блоков на телесном уровне. Исследование альтернативных, более конструктивных вариантов поведения.

Улучшение адаптивных способностей и развитие поведенческой гибкости.

Выражение и управление всепоглощающими чувствами и мыслями.

Развитие коммуникативных навыков.

Доступ к внутренним ресурсам и творческим силам.

Развитие гармоничных и доверительных отношений.

ЧТО ПРИВОДИТ К ПОТЕРЕ КОНТАКТА С ТЕЛОМ?

В детстве человек ищет одобрения и любви своих родителей, развивая систему "должен - не должен" часто без учета своих собственных насущных потребностей;

Пытается избежать наказаний, неприятных и болезненных переживаний, невыносимых чувств и создает базовые зажимы в теле и в своих движениях;

Учится выживать в окружающем его мире и в разной степени отторгает, не может принимать значимые части своей личности, когда социум их не признает, или считает неважными, или не поддерживает в должной степени проявления индивидуальности.

Итак, ТДТ, как область, огромна. Для ТДТ нет ограничений по возрасту или по нозологии. Ограничением является только ограничения самих танце-терапевтов (т.е. зависит от их специализации).

В России ТДТ изначально развивалась как вид групп личностного роста для взрослых. Сейчас спектр ее применения значительно расширился. Существует групповая и индивидуальная работа с детьми и взрослыми, с помощью которой можно решить свои личностные проблемы, связанных с отношениями с другими людьми, тревогами и страхами, кризисными жизненными ситуациями, потерей жизненного смысла, непониманием себя.

Также существует семейная ТДТ, где можно решить семейные проблемы; есть детские группы для дошкольников и школьников, развивающие творческие способности, коммуникативные навыки ребенка, помогающие подготовиться и адаптироваться в школе. Существуют уникальные программы для детей (детско-родительские группы), корректирующие дисгармоническое развитие ребенка (такие как задержка психического развития, минимальная мозговая дисфункция и т.д.); в группах и индивидуально ведется работа с людьми, страдающими расстройствами питания (анорексия, булимия, навязчивое переедание); с психогенно обусловленными телесными симптомами и другими психосоматическими нарушениями. ТДТ используется как способ подготовки супружеских пар к родительствованию перед родами, а также для послеродовой поддержки - специальные группы для малышей от 0 до 3 лет и их мам.

Начинает развиваться работа с людьми, страдающими пост-травматическими расстройствами, с детьми - инвалидами, беженцами.

ТДТ В России пока еще очень новая специализация. Ассоциация ТДТ (АТДТ) постепенно предпринимает шаги для развития этой профессии при поддержке Американской Танце-Терапевтической Ассоциации (ADTA), Европейской Ассоциации ТДТ и Международной Ассоциации Терапии Творческим Выражением (IEATA).

С 1995 года существует обучающая программа по ТДТ и в Москве. В январе 2005 мы отмечаем ее десятилетие. Сейчас это 3-летняя специализация по ТДТ в Институте Практической Психологии и психоанализа с государственным дипломом о профессиональной переподготовке.

Ирина Викторовна Бирюкова,
e-mail: [email protected]