Танцевальная психотерапия. Танцевальная терапия: как танцы украшают нашу жизнь? Танцевально-двигательная терапия: теория и практика

НАТА КАРЛИН

Танец с древних времен люди использовали в качестве инструмента для и отношений. Люди танцевали во время всех значимых событий, в их предвкушении и во славу случившемуся. Это происходило за дверьми роженицы и возле смертного одра. С развитием цивилизации, танцы стали для человека предметом искусства. Им отвели строгое место, ограничили рамками приличий поводы для танцев. Но в природе человека заложена любовь к танцу, и тогда была придумана танцетерапия.

Азы этой науки заложили прославленные психологи. Среди которых такие, как Фрейд, Адлер, Юнг. Эту науку пропагандировали А. Дункан, М. Вигман, Рудольф фон Лабан.

Первым танцетерапевтом в мире принято считать американскую танцовщицу Мэрион Чейс. Она работала в 30-х годах прошлого столетия. Работа ее строилась на строгом обучении правилам разных танцев. Однако женщина заметила, что люди танцуют раскованнее, и отдаются придуманным движениям с большим энтузиазмом. Их тело раскрепощается, а на лицах играет улыбка. Она стала строить свои уроки на совмещении спонтанного танца и традиционных движений.

Чтобы помочь эмоциям выбраться наружу, человек должен танцевать.

В 66 году прошлого столетия была основана первая танцевальная ассоциация Америки. В 90-х годах, популярное к тому времени движение на Западе, попало к нам.

Танцевально-двигательная терапия: теория и практика

Танцевальная терапия положительно влияет на людей, которые не умеют выражать эмоции, и страдают от этого. Занятия с танцетерапевтами строятся как на индивидуальной основе, так и в группах. Для преподавателя курсов обязательно наличие психологического и танцевального образования. Принцип работы в группе прост – присутствующие получают задание, выполняют его и делятся впечатлениями друг с другом.

Польза от танцетерапии тройная:

Нормализуется состояние здоровье, кровоснабжение и физическая форма;
Человек, чувствуя себя в новой ипостаси, обретает большую ;
Учится , используя язык тела.

Занятия помогают:

Групповая танцетерапия

Разница преподавания в групповой танцетерапии состоит в том, что люди, которые приходят в группу, становятся единым целым всего процесса. Они выглядят, как танец в хороводе или импровизация в группе. Особое отношение уделяется синхронности жестов и движений, единству переживаний учеников. Группы разбиваются на пары, где один из партнеров исполняет выбранную роль, а второй старается с помощью телодвижений заставить его отказаться от своей позиции. Многие ученики жалуются на то, что в группах появляются новые лица и исчезают привычные. Но это помогает оставшимся учиться быстро адаптироваться к переменам, и находить взаимопонимание с новыми людьми.

Танцетерапевты стараются научить людей понимать партнера через его движения, искать истинную подоплеку его поступков и действий. Разговоры в группе сменяются танцем, где каждый из тех, кого слушали, выражает свои мысли с помощью танцевальных па. Если участники группы склонны сегодня к беседе, занятия проводятся в форме монолога, сменяющегося дискуссией. Если им сегодня хочется танцевать больше, чем разговаривать, преподаватель следует желаниям группы.

Танцевальная терапия – упражнения

Есть несколько упражнений, которые используют все данс-терапевты в своих уроках. Если у вас нет возможности посещать танцевальные группы, воспользуйтесь их наработками в самостоятельных занятиях. Итак, упражнения для танцевальной терапии:

Танец отдельных частей тела.

Включите музыку, и танцуйте. Сначала одной рукой, затем другой, после этого каждой ногой по отдельности и так далее. Обязательно «потанцуйте» лицом – губами, глазами, мышцами лба. По ходу танца запоминайте, какие чувства в какой момент вы испытывали. Запишите их в блокнот.

Движемся, как умеем.

Теперь , которая вам больше нравится, и потанцуйте под нее так, как вы считаете нужным. Поменяйте мотив на противоположный, и двигайтесь под него. Запишите, как поменялось ваше настроение в зависимости от смена танца и музыки.

Стиль музыки.

Выберите музыкальные произведения в разных стилях. Старайтесь исключать те, которые вам не по душе. Включайте подряд и танцуйте, выбирая движения спонтанно. Зафиксируйте свое отношение к каждому стилю, и запишите ваши ощущения.

Перед зеркалом.

Глядя на себя в зеркало, потанцуйте. Какие чувства вызывает в вас тот человек, который танцует по ту сторону отражающей поверхности?

Переодевайтесь.

Попробуйте устроить для себя костюмированное представление. В соответствии с каждым музыкальным стилем, переодевайтесь и танцуйте.

Вы тигр или кролик?

Представьте, что вы животное, и подвигайтесь, как тот персонаж, которого вы изображаете. А теперь объясните, почему вы выбрали тигра, кролика или котенка.

Попробуйте двигаться под музыку так, как вы представляете себе какую-либо работу. Например, стирку или глажку белья. Возьмите за шаблон ваши постоянные дела – чистку зубов, еду, бритье и т.д. Меняйте движения, экспериментируйте.

Профессиональный танец.

Включите клипы или телепередачи, в которых много музыки и танцуют профессионалы. Копируйте их движения и па. Какие ощущения вы при этом испытываете?

Поставьте перед собой репродукцию картины. Попробуйте выразить в танце ее настроение.

Танцуем, как другие.

Вспомните, как танцуют ваши знакомые. Воспроизведите их движения. Какие ощущения у вас при этом возникли?

Положение сидя.

Сядьте на пол и подвигайтесь под музыку в положении сидя.

Положение лежа.

Теперь растянитесь на кровати или на полу и под музыку продолжайте танцевать.

Воображение.

Включите музыку, закройте глаза, и попробуйте вообразить, как бы вы хотели двигаться под нее.

«Партнер».

В качестве партнера возьмите игрушку, стул или зонтик. Все, что вам придет в голову и не помешает передвигаться, подойдет в качестве «партнера» для танца.

И так до тех пор, пока сможете удерживать в руках, подмышках и между ног предметы.

Кому нужна танцетерапия?

К танцетерапевтам обращаются люди, которые ощущают дисгармонию между телом и духом. Это ощущение возникает с ранних лет, когда ребенок не чувствует любви родителей и окружающих людей, когда его преследует чувство вины за поступки, когда ему самостоятельно приходится учиться выживать в окружающем мире. В том числе, если в подростковом возрасте человек испытывал чувство неудовлетворения своим телом. Это ощущение не исчезает и с годами. Человек ищет и находит в танцетерапии осознание себя, тела и личности.

Весь процесс строится на борьбе противоположностей или достижений того, что считалось недостижимым. Кроме того, человек, открывая в себе новые возможности, учится мыслить креативно. Он рассматривает себя с разных точек зрения, начинает реально смотреть на вещи, и правильно оценивать поступки и проступки.

Танцетерапевты дают возможность ученикам проникнуться ритмом музыки и выразить внутренние переживания с помощью телодвижений. Они вызывают из потаенных уголков души каждого человека те переживания и проблемы, которые так и не нашли решений. Они помогают найти ответы на вопросы, которые человек тщетно ищет годами.

14 марта 2014, 18:49

Концептуальное введение:

Основная цель танцевально-двигательной терапии – обретение чувствования и осознанности собственного “Я”.

Школьные правила требуют от детей и подростков усидчивости, терпения, выполнения поставленных задач. В коррекционной работе педагогу-психологу метод танцевальной терапии для работы с детьми необходим и важен. Так как люди (дети, подростки) при нашей современной культуре начинают относится к своему телу как к предмету, они отчуждены от своего тела. Поведение в обществе требует умения контролировать свое тело, придавать ему какой-то вид, форму, сдерживаться. Это ведет к внутриличностным конфликтам, к низкой самооценке, к замкнутости и, конечно же, развиваются комплексы.

Танцевальная терапия приглашает тело к “разговору”, дает ему возможность “высказаться”, раскрепоститься. В танце человек развивается физически и эмоционально, тело и сознание рассматриваются как равноценные силы. Танцевальная терапия проявляет больший интерес к тому, как движение чувствуется, а не к тому, как оно выглядит.

Джоан Смолвуд, выделила три компонента терапевтического процесса при проведении танцевальной терапии:

  1. Осознание (частей тела, дыхания, чувств, образов, невербальных “двойных сообщений” (когда наблюдается диссонанс между вербальным и невербальным сообщением человека).
  2. Увеличение выразительности движений (развитие гибкости, спонтанности, разнообразия элементов движения, включая факторы времени, пространства и силы движения, определение границ своего движения и их расширение).
  3. Аутентичное движение (спонтанная, танцевально-двигательная импровизация, идущая от внутреннего ощущения, включающая в себя опыт переживаний и чувств и ведущая к интеграции личности).

Принципы работы группы танцевальной терапии:

  • добровольности участия;
  • “здесь и теперь”;
  • конфиденциальности;
  • открытого выражения чувств;
  • ответственности;
  • активности.

Цель: способствование физической и эмоциональной интеграции личности участников группы.

Задачи:

  • углубление осознания участниками группы собственного тела;
  • развитие осознания возможностей использования тела, способов выражения чувств;
  • установление участниками группы связи чувств с движениями, высвобождение и исследование чувств через танцевальную экспрессию.

Приветствие – поклон.

Этапы работы: I. этап – разогрев

Цель: Помочь каждому участнику подготовить свое тело к работе.

Материалы: Музыкальный проигрыватель, музыкальные записи.

Упражнение “Танец отдельных частей тела”

Цели: Разогрев участников; осознание и снятие мышечных зажимов; расширение экспрессивного репертуара.

Материалы: Музыкальная запись с четким ритмическим рисунком.

Время: 3 мин.

Всех участников я приглашаю встать в круг. Наше занятие мы начнем с разминки. Я буду называть по очереди части тела, танец которых мы будем исполнять. Каждый придумывает свои движения.

  • танец кистей рук
  • танец рук
  • танец головы
  • танец плеч
  • танец живота
  • танец ног

Участники стремятся максимально использовать в танце названную часть тела.

Вопросы для обсуждения:

  • Какой танец было легко исполнить, какой трудно?
  • Что чувствовали во время исполнения танцев?
  • Сложно или легко было придумать свои движения?

II. Этап – Основная деятельность

Цели: Углубление осознания участниками группы собственного тела; развитие осознания возможностей использования тела, способов выражения чувств; установление участниками группы связи чувств с движениями, высвобождение и исследование чувств через танцевальную экспрессию.

Упражнение “Актер режиссер”

Цели: приобретение нового двигательного опыта, осознание участниками своих танцевально-экспрессивных стереотипов.

Материалы: ритмическая музыка.

Время выполнения: 10 минут

Обычно наши движения достаточно стереотипны и сейчас мы попытаемся с вами изменить эти движения.

И первым заданием будет выполнение простых движений. Я буду называть их словом, а вы выполнять. С начала стереотипно просто, как вы это делаете ежедневно, а потом каким-нибудь особенным способом, как вы не когда не делали.

Приседания,

Следующее упражнение очень интересное. Называется оно “Актер, режиссер”. Сейчас разделимся на пары. Один будет актером, другой режиссером. Актер начинает совершать произвольные движения. При слове “сдвиг” произнесенном режиссером актер кардинально меняет свои движения. Задание выполняется в течение 2 минут. Далее смена ролей и продолжение еще 2 минуты.

Обсуждение: Сейчас я предлагаю обсудить ваш новый двигательный опыт. Что вы почувствовали? Что вы пережили? Ваше отношение? На какие движения партнера вы обратили внимание?

Упражнение: “Следование за ведущим”

Цели: Экспериментирование участников с различными движениями и межличностными позициями ведущего и ведомого; осознание участниками своих танцевально-экспрессивных стереотипов.

Материалы: Музыкальные записи разных стилей, стимулирующих танцевальную экспрессию.

Время: 10 мин.

Для следующего упражнения нам нужно разделиться на группы по 4-5 человек.

Каждая из групп по 4-5 человека должна выстроиться в ряд, у каждой группы должен быть свой один ведущий, стоящий напротив группы. Ведущий должен выполнять танцевальные движения самого необычного характера, а остальные члены группы повторяют за ним, копируя его. При смене музыки ведущий встает в конец змейки, и тот, кто шел сразу за ним, становится ведущим, и должен выполнять все те же функции. Каждый должен вносить свои движения, особенности. В качестве ведущего должны минимум по одному разу побывать все члены группы.

Обсуждение: Опишите, что вы пережили? Что вы чувствовали в роли ведущего и в роли ведомого? Что было для вас сложнее придумывать движения или повторять? Опишите, пожалуйста, ваши ощущения от выполненного упражнения.

Упражнение “Имя”

Я предлагаю выполнить следующее упражнение “Имя”. Ваша задача, по очереди показать свое имя в движении. Так как вам этого хочется. Как вы видите свое имя. И обязательно произнесите его.

Обсуждение: Опишите ваше настроение?

А сейчас мы усложним упражнение. Сейчас мы с вами все вместе по очереди будем повторять движение, и произносить имя каждого участника.

Обсуждение: Что сейчас вы чувствуете, опишите?

III. Этап – Завершение

Цели: Восстановление дыхания; снятие напряжения и эмоционального возбуждения; закрепление, полученных в ходе тренинга, результатов.

Материалы: музыкальный проигрыватель,

Упражнение “Восход солнца”

Цели: Снятие напряжения и эмоционального возбуждения; установка на позитивное мышление.

Материалы: медленная, спокойная музыка.

Время: 3 мин.

Процедура: Группа садится в круг по своим местам. Звучит расслабляющая музыка. Ведущий медленно и четко проговаривает следующий текст: “Наш тренинг подходит к своему завершению, но как говорят философы, любой конец есть начало чего-то нового. В нашем случае, это будет осознание себя, своих возможностей, единение с общей Вселенной и ее могуществом, интеграция души и тела. Сядьте поудобнее. Расслабьтесь. Глаза можете закрыть, а можете оставить открытыми. Попытайтесь своим внутренним зрением перенестись в предрассветные секунды, когда небо становится светлее и вот-вот должно взойти солнце. Понаблюдайте вокруг. Природа, будто бы замерла в ожидании солнца. Деревья, животные, насекомые – все наполнены необыкновенной тишиной, будто бы перенеслись, в своем ожидании, в волшебную страну, между сном и реальностью, между ночью и днем, тьмой и светом. Страну, которой нет ни на одной из карт мира. Страну, где возможно все. Ждите и вы. Ждите восхода, как первую любовь, с таким же глубоким ожиданием, с такой надеждой и подъемом. Молчаливо. А теперь, позвольте солнцу взойти! Позвольте его лучам согреть вас своим теплом и светом. Сделайте глубокий вдох. Когда вы вдыхаете, представьте себе золотой свет, входящий через вашу голову в тело, как будто солнце встало совсем рядом с вашей головой. Вы просто пусты, и золотой свет наполняет вашу голову и идет вглубь, вглубь до пальцев ног. Когда вы вдыхаете, представляйте это. Этот золотой свет поможет, он очистит все ваше тело и наполнит его созидательностью. Почувствуйте как волшебное солнечное тепло разливается по вашему телу, по каждой его клеточке. Сохраните эти ощущения. Сделайте еще один глубокий вздох. Теперь можете открыть глаза те, у кого они были закрытыми, займите привычную вам позу. С этого момента, если когда-нибудь в жизни, вы будете чувствовать тревогу, страх, печаль, напряжение, позвольте вашему внутреннему солнцу взойти...”

И, конечно же, мы не можем закончить наше занятия без благодарности самим себе и друг другу за хорошую работу.

Упражнение “Умница”

Выполняется стоя или сидя.

Ведущий. Вытягиваем руки вперед, одновременно тянемся за ними и произносим: “Умница” (звук “У” растягиваем).

Упражнение “Молодец”

Выполняется стоя или сидя.

Ведущий. Вытягиваем руки в стороны, одновременно наклоняемся вперед, смотрим на правую руку и произносим: “Молодец” (акцентируем и тянем букву “е”, при этом звук направляем в диафрагму).

Благодаря этим упражнениям расслабляются зажимы, вызванные стрессом, улучшается формирование ряда важных навыков. Кроме того, эти упражнения дают уверенный позитивный настрой.

Обсуждение: Что почувствовали выполняя три последних упражнения?

Какие ощущения испытывали, чувства переживали?

И как полагается нам нужно встать в круг и выполнить поклон. Сейчас поклоном мы поблагодарим друг друга за совместную работу.

Литература:

  1. О. Ошуркова “Волшебная сказка о мечте” журнал “Школьный психолог” [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://psy.1september.ru/view_article.php?id=200900606
  2. Танцевальная терапия [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://womanadvice.ru/tancevalnaya-terapiya
  3. Тренинг “Танцевальная терапия” [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.psyoffice.ru/4-0-5609.htm
  4. И. Джибладзе “Тренинг танцевальной терапии” [Электронный ресурс]. - Режим доступа:

Танцевальная терапия - это совершенно уникальное явление. Что оно собой представляет? Это направление психотерапии, в котором движение и танец способствуют как физической, так и эмоциональной интеграции индивида. У данного метода богатая история. Да и вообще, он представляет собой определенный интерес. Так что данной теме хотелось бы уделить отдельное внимание.

О предпосылках

Всем людям, хоть немного знакомым с фольклором, историей и искусством, хорошо известно, что танец испокон веков был неотъемлемой частью различных ритуалов, общинной жизни и прочих практик. Это больше, чем просто движение под музыку. Танец нёс сакральную, коммуникативную, идентификационную, экспрессивную и рекреационную функции. Он помогал свободно выражать себя, контактировать с партнёрами, эмоционально разряжаться и снимать физическое напряжение. По сути, все перечисленные функции танец несёт и сегодня.

Целебные свойства танца в XX веке побудили специалистов в области психотерапии использовать их, как новый метод лечения. К тому же в то время появился данного жанра стал совершенно особенным. Ведь именно в нём подчеркивалась индивидуальность каждого человека и важность личного. Первыми танцевальными терапевтами стали такие люди, как Мэри Вигман и Рудольф Лабан.

И, конечно, рассказывая о предпосылках, нельзя не отметить вниманием учение Этот специалист уверял, что все невыраженные человеком переживания и эмоции никуда не исчезают. Они накапливаются в мышцах. И появляются своеобразные «блоки». В целом танцевально-двигательная терапия, упражнения которой будут отмечены вниманием чуть позже, обращается к учениям Райха. А точнее, к тому, как объясняет специалист работу психосоматических механизмов. Но методы его как таковые не используются.

В России

В нашей стране данное направление появилось не очень давно - в 90-х годах. И изначально даже не было обозначено такое понятие, как танцевальная терапия. Теория гласит: в России она изначально представлялась как метод личностного роста и развития. А вот в 1995-м понятие уже появилось. А вслед за ним - АТДТ (Ассоциация танцевально-двигательной терапии). Её организовали в Москве. И АТДТ работает при поддержке Американской, Европейской и Международной ассоциаций.

Сейчас ТДТ - это самостоятельное направление в психотерапии. И круг его применения очень широк. Танцевальная терапия направлена на борьбу со стрессами, болезнью Паркинсона, аутизмом, посттравматическими расстройствами и т.д.

О принципах

Как и любая другая лечебная методика, данный опирается на определенные положения и правила. Им следуют и врачи, работающие в данном направлении. Суть главного принципа заключается в том, что тело человека и его психика неотделимы. И они постоянно друг с другом взаимодействуют. Также танец воспринимается как способ коммуникации. И человек, занимающийся ТДТ, вступает в контакт с собой, партнёром и целым миром.

Ещё один важный принцип заключается в единстве мыслей, чувства и поведения. Потому что любое изменение в одном аспекте влечёт за собой перемены в двух других. В этом, кстати, проявляется принцип целостности. Также «изюминкой» является восприятие своего тела в качестве не объекта или предмета, а процесса. Само осознание этого отражается на результате, преподнося нужный эффект. И ещё один важный принцип - в ходе практики танцевальной терапии специалист обращается к творческим ресурсам человека, как к бесконечному источнику созидательной энергии и жизненной силы.

Цели

Танцевальная терапия для детей и взрослых направлена на достижение одинакового результата. Главная цель заключается в расширении сферы осознания своего тела, а также его возможностей и особенностей. Важно, чтобы человек сумел развить доверие по отношению к самому себе и улучшил свою самооценку. Для этого врачи и занимаются развитием тела пациента, прививают ему любовь к этому делу.

Ещё одна цель заключается в совершенствовании социальных умений и интеграции внутреннего опыта. Важно, чтобы человек в ходе лечения установил особую связь между движениями, мыслями и чувствами.

Методы

Стоит отметить, что существуют разные группы танцевальной терапии. Основной является клиническая. Это вспомогательный тип терапии, образующий эффективный в плане лечения симбиоз с медикаментами, прописанными пациентам. Клиническая ТДТ может длиться долго - иногда на протяжении нескольких лет. Но эффективность того требует. Кстати, особенно хорошо она помогает пациентам, имеющим нарушения в речи и межличностных коммуникациях (то есть в общении). Кстати, появилась клиническая ТДТ более 75 лет тому назад.

Также широкое применение находит ТДТ у людей с психологическими проблемами. И этот вид терапии намного более сложный, чем ранее упомянутый. Поскольку он направлен на решение конкретных проблем человека. И проводится такая ТДТ как в группе с другими пациентами, так и в индивидуальном порядке. В основу метода обычно ложится аналитическая психология.

А ещё существует танцевальная терапия для тех людей, у которых нет никаких проблем, но они хотят от своей жизни чего-то большего. Например, узнать с помощью ТДТ своё скрытое «я», найти новый способ самовыражения и начать взаимодействовать с другими.

Инновация

Как уже было сказано в начале, ТДТ обрела популярность не так давно. Что не удивительно, ведь это инновация. В ходе занятий с пациентами врач использует умения, навыки и знания, которые относятся к психологии, творчеству, искусству, физиологии и терапии. Это важно. Ведь практически каждая болезнь является психосоматической. И до того момента, когда недуг начинает проявлять себя на телесном уровне, он появляется в подсознании. То есть на уровне психики.

ТДТ особенна тем, что в ходе её проведения уделяется огромное внимание не только мыслительным процессам и когнитивным методам реабилитации, но ещё и физической и творческой части. То есть, проще говоря, задействуются оба полушария. А это - то, что необходимо гармоничному и целостному человеку. И как бы то ни было, но самым неизученным аспектом нашего мира на сегодняшний день является именно человек. А именно то, как его тело взаимодействует с психикой.

Польза

Танцевальная терапия, история которой весьма интересна, действительно эффективна. Она как нельзя лучше сводит к минимуму физическое напряжение и увеличивает подвижность человека. Если верить пресловутой теории Райха, то получается, что тот самый мышечный «зажим» ликвидируется. Ведь человек начинается двигаться, выражать свои чувства и эмоции в ходе танца. И скопившаяся энергия, которая тратилась на поддержание мышечного «зажима», находит своё применение.

Ценность артистических переживаний очень велика. В танце они даже из бессознательного извлекают потребности и влечения, о которых пациент мог даже не догадываться. Иначе говоря, он просто избавляется от них.

К тому же ТДТ - отличный способ для невербального взаимодействия. Именно по этой причине в последнее время обрели популярность групповые занятия. Человек начинает контактировать не только с целителем, но ещё и с другими участниками. А это - дополнительный сброс напряжения и более расслабленная обстановка. Групповые занятия значительно улучшают эмоциональное и физическое состояние пациентов. А если они ещё и являются подростками, то ТДТ помогает им увеличить уровень своей самооценки и выработать более положительный образ собственного тела. Контактируя с другими участниками группы, молодые люди могут пробудить в себе новые, ранее неизведанные чувства.

Движения

Итак, методы танцевальной терапии мы рассмотрели максимально подробно. Теперь можно затронуть вниманием и упражнения. Каких-то ограничений и общепринятых стандартов нет. Ведь одна из целей, как уже говорилось ранее, заключается в демонстрации свободы и творчества. Самое главное, чтобы движения, исполняемые пациентом, были направлены на осознание им собственных же чувств в данный, конкретный момент. Его задача - танцем выразить свои переживания. И терапевт, наблюдая за ним, должен понять, что пытается донести пациент. Здесь вступает в действие психоанализ. В задачи врача входит обязанность максимально точно разобрать поведение пациента, что поможет понять его проблему.

Потом целитель вместе с человеком приступает к расширению ограниченного потенциала движений. Так удаётся раскрепостить пациента, направить его на преодоление комплексов и психологических проблем. На это и направлена танцевальная терапия.

Упражнения являются тем, на чем должен сконцентрироваться пациент во время занятий. Когда человек «тянется», то ему важно прочувствовать, что именно в данный момент он чувствует. А врач, в свою очередь, должен помочь ему прийти к осознанию своих физических ощущений. На последней стадии пациент обычно чувствует, что его душа едина с телом, и передает это своим танцем.

Что ещё стоит знать?

Для ТДТ не существует преград. Никаких возрастных рамок или же ограничений по диагнозу. Сейчас существуют центры, работающие со взрослыми и детьми, которые принимают любых желающих, помогают справиться с личностными проблемами, тревогами, страхами, личным кризисом, непониманием себя и потерей смысла жизни. Имеет место быть и супружеская ТДТ.

Для детей разработаны особые программы, которые способны скорректировать (к чему относится аутизм, задержка развития, Для взрослых есть программа, помогающая справиться с навязчивым перееданием, анорексией и булимией. При помощи ТДТ можно даже наладить детско-родительские отношения.

И люди, которые решили заняться ТДТ (или им пришлось это сделать), уверяют, что эффект есть. Вся описанная теория подтверждается на практике. И терапия позволяет не только восполнить силы, но ещё и познать себя, ощутить свой свет, уникальность и ценность для этого мира, что подтверждают многие отзывы.

Обучение

Как уже можно было понять, очень сложной и многогранной является деятельность человека, который владеет таким искусством, как танцевальная терапия. Обучение специалистов данного профиля также проходит в несколько этапов. Сама программа была создана в 1995 году. Это пока единственная методика, которая соответствует требованиям Европейской Ассоциации ТДТ. И программу осуществляет такой вуз, как Институт практической психологии и психоанализа. Находится ИППиП в Москве.

Всем обучающимся по данному направлению предстоит освоить немало дисциплин. Подготовка всесторонняя и серьёзная. К преподаванию привлечены ведущие специалисты не только из России, но ещё из США и Европы.

В ходе обучения будущие терапевты проходят теоретические семинары по ТДТ и психологическому консультированию. Также программа включает в себя супервизии. Ещё учащимся предстоит прохождение личной психотерапии и клинической практики.

Образовательные нюансы

Важно отметить, что это не 4-годичный курс, а профессиональная переподготовка, по окончанию которой учащимся выдают соответствующий диплом. Данный документ дает специалистам право вести профессиональную деятельность в области психотерапии и, конечно же, ТДТ.

Для поступления необходимо составить анкету и написать содержательное эссе (своеобразный творческий конкурс). Также каждый будущий учащийся обязан пройти вводный курс по ТДТ. Это необходимо для выявления способностей человека к данной деятельности. В программу включено 10 часов основ креативного танца и 50 - групповой ТДТ «Основные жизненные темы». После завершения курса человек проходит собеседование и принимается на обучение.

Кстати, на сегодняшний день есть ещё региональная программа обучения, пройти которую можно в центре исцеляющего искусства и творчества в Уфе, сотрудничающем с ранее упомянутым вузом (ИППиП).

Танцевальная терапия применяется при работе с людьми, имеющими эмоциональные расстройства, нарушения общения, межличностного взаимодействия.

Использование этого метода требует от психолога достаточно глубокой подготовки, так как этот вид взаимодействия может будить сильные эмоции, которым не так-то просто найти разрешение. Танцевальные движения в сочетании с физическими контактами и интенсивным межличностным взаимодействием могут вызывать очень глубокие и сильные чувства.

Цель танцевальной терапии - развитие осознания собственного тела, создания позитивного образа тела, развитие навыков общения, исследование чувств и приобретение группового опыта. В истории развития танцевальной терапии К. Рудестам выделяет ряд ключевых событий.

Первое связано с необходимостью физической, психической реабилитации ветеранов, вернувшихся с полей второй мировой войны. Танцевальная терапия стала вспомогательным методом реабилитации инвалидов, многие из которых либо вообще не могли говорить, либо не были расположены к тому, чтобы к ним применяли вербальное воздействие. После занятий в танцклассе они отмечали, что испытали чувства облегчения и душевной гармонии.

Другим фактором, способствующим росту популярности танцевальной терапии, явилось появившееся в 60-х годах движение тренинга человеческих отношений, которое стало почвой для разработки новых экспериментальных подходов в работе с группами и к развитию личности их участников.

Наконец, интерес к новым программам танцевальной терапии был подогрет исследованиями по невербальной коммуникации, в особенности анализом коммуникативных функций человеческого тела. Танцевальная терапия используется в основном при групповой работе.

Основной задачей групп танцевальной терапии является осуществление спонтанного движения. Танцевальная терапия побуждает к свободе и выразительности движения, развивает подвижность и укрепляет силы как на физическом, так и на психическом уровне. Тело и разум рассматриваются в ней как единое целое.

Главная установка формулируется следующим образом: движения отражают черты личности. При любых эмоциональных сдвигах меняется самочувствие, как душевное, так и физическое, и соответственно меняется характер наших движений.

Танцевальная терапия направлена на решение следующих задач:
1. #Углубление осознания членами группы собственного тела и возможностей его использования. Это не только улучшает физическое, эмоциональное состояние участников, но и служит развлечением для многих из них. В начале первого занятия психолог наблюдает за участниками, оценивает сильные стороны
и изъяны двигательного репертуара каждого, затем определяет, какие движения подойдут каждому клиенту лучше всего.
2. Усиление чувства собственного достоинства у членов группы путем выработки у них более позитивного образа тела. Клиенты с серьезными нарушениями могут испытывать затруднения при проведении границы между собственным телом и объектами окружающей среды. В таких группах танцевальная терапия имеет своей целью создание участниками адекватного образа тела. Танец позволяет сделать образ своего тела более привлекательным, что напрямую связано с более позитивным образом "Я".
3. Развитие социальных навыков посредством приобретения участниками соответствующего приятного опыта. Танцевальные движения представляют собой относительно безопасное средство связи с окружающими во время обучения социально приемлемому поведению. Танцевальная терапия создает условия для творческого взаимодействия, позволяет преодолевать барьеры, возникающие при речевом общении.
4. Помощь членам группы вступить в контакт с их собственными чувствами путем установления связи чувств с движениями. При творческом отношении клиента к движениям под музыку танец приобретает экспрессивность, позволяющую высвободить подавляемые чувства и исследовать скрытые конфликты, которые могут быть источником психического напряжения. Здесь психодинамическое понятие "катарсиса" распространяется на танец, поскольку его движения высвобождают скрытые чувства, а это имеет прямой коррекционный смысл. Танцевальные движения не только экспрессивны, но и обладают способностью снимать физическое напряжение, в особенности если они включают раскачивание и растяжку.
5. Создание "магического кольца". Занятия в группе подразумевают совместную работу участников, игры и эксперименты с жестами, позами, движениями и другими невербальными формами общения. Все это в целом способствует приобретению участниками группового опыта, все компоненты которого на бессознательном уровне образуют замкнутый устойчивый комплекс - "магическое кольцо"

Наряду с названными решаются также задачи:
повышения двигательной активности; коммуникативного тренинга и организации социотерапевтического общения;
получения диагностического материала для анализа поведенческих стереотипов пациента и его самопознания;
раскрепощения пациента, поиска аутентичных путей развития.

Специальные упражнения танцевальной терапии представляют собой свободное раскачивание, движения, требующие собранности и контроля над телом, чередование расслабления и собранности, связанных с дыхательным циклом, перемещение по помещению строго определенным образом.

На первом этапе, занимающем несколько минут, занятия танцевальной терапией обычно используются для разминки, помогающей каждому участнику подготовить свое тело к работе подобно тому, как перед выступлением музыкант настраивает свой инструмент. Разминочные упражнения имеют физический ("разогрев"), психический (идентификация с чувствами) и социальный (установление контактов) аспекты.

Одним из вариантов начала занятий предусматривается выполнение спонтанных движений свободной формы под попурри из разных мелодий. Здесь встречаются упражнения, включающие встряхивание, растяжки, раскачивание, хлопки, потряхивания, которые, начиная с кистей рук, распространяются на локтевые суставы, плечи, грудную клетку. Эти упражнения повторяются до тех пор, пока вся группа не разогреется как следует.
На втором этапе происходит разработка общегрупповой темы. Например, разрабатывается тема "встреч и расставаний". На уровне движений могут "встречаться" и "расставаться" отдельные части тела. Кисти рук и локти могут "встретиться", чтобы тут же "расстаться", или они могут "встретиться", чтобы "вступить в драку" или чтобы "обнять" друг друга. Взаимодействию между членами группы могут способствовать встречи ладоней одного с локтями другого и т.д.

На заключительной стадии занятия тема разрабатывается с использованием всего предоставленного группе пространства, при этом меняется скорость движений и их последовательность. Руководитель либо определяет характер движения участников, либо сам их повторяет.

Для диагностического анализа движений и помощи членам группы в расширении их двигательного репертуара часто используется разработанная Р. Лобаном "Система анализа формы усилий".

Р. Лобан (1960) разработал систему описания анализа и диагностики движений, известную как "Система усилий", или "Форма усилий", основанную на применении специальных символов и предназначенную для описания динамических и пространственных аспектов движений.

В "Системе усилий", по Лобану, динамика движений описывается четырьмя параметрами:
1. Пространство.
2. Сила.
3. Время.
4. Течение.

Каждый параметр имеет два полюса: пространство, которое может быть прямым и многофокусным; сила - мощная и легкая; время - быстрое и плавное; течение -свободное и ограниченное.

Каждое движение можно охарактеризовать по любому из этих измерений, а их комбинации составляют восемь базовых усилий, предпринимаемых при совершении движений. Например, усилие удара является быстрым, мощным и прямым, а усилие давления является плавным, мощным и прямым. Пользуясь системой Лобана, можно проводить анализ движений в группе, что дает возможность помочь участникам группы в исследовании и расширении их двигательного репертуара.

Руководитель группы может быть: партнером по танцам, распорядителем (организатором), катализатором развития личности участников через движение.

Он создает в группе обстановку спокойствия и доверия, позволяющую участникам исследовать себя и других, а также отражает и развивает спонтанные движения участников группы.

Руководитель группы применяет определенным образом структурированные упражнения, способствующие расслаблению, правильному дыханию, изменению тела в пространстве и усилению самоконтроля.
Танцевальная терапия используется для улучшения физического состояния, выхода эмоций, совершенствования навыков межличностного взаимодействия, для получения позитивных эмоций, расширения самосознания. Обычная продолжительность занятия - 40-50 мин. Занятия могут быть ежедневными, еженедельными (на протяжении нескольких месяцев или лет).

В профилактических целях возможно проведение одноразовых танцевальных марафонов. Оптимальный количественный состав группы - 5-12 человек.

Дискуссионным является вопрос о характере музыкального сопровождения занятий. Одни руководители предпочитают стандартные магнитофонные записи народной и (или) танцевальной музыки, другие - собственное (или своих ассистентов) импровизированное музыкальное сопровождение. Во всех случаях подчеркивается, что индивидуально-культурная значимость предлагаемой для клиента музыки не должна перекрывать значимости и удовольствия собственной двигательной активности, поэтому лучше использовать незнакомые группе мелодии, умеренную громкость звучания и физиологически ориентированные ритмы, способствующие формированию трансовых состояний сознания.

Может использоваться в качестве вспомогательного или основного метода коррекции в группах детей и подростков, в санаторно-курортных условиях, при коррекции дисгамий в супружеских парах, для социально-психологического и двигательного тренинга людей с нарушениями слуха и зрения или в реабилитационном периоде (после кардиооперации, переломов конечностей и др.).

Танец, как таковой, вышел за привычные рамки и обрёл новую жизнь во второй половине 20-го века в качестве элемента психотерапии.

Танцевально-двигательная терапия (ТДТ) нашла широкое распространение во многих точках этой планеты, так как в ней используется универсальный язык движений в соприкосновении с различными психологическими концепциями.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Танцевально-двигательная терапия

Ступникова Светлана Александровна,

преподаватель по классу хореографических дисциплин

МБОУДО «Федоровская школа искусств»

гп Фёдоровский, Сургутский район, ХМАО-Югра

Терапия с помощью танцев и движений

Что для вас танец?

Возможность поддерживать себя в хорошей физической форме? Хорошая осанка? Хорошее настроение? Новые знакомства? А быть может, поиск себя? Встреча с собой, со своим телом?

Традиционно, человек сдержан в проявлении своих эмоций, а танец помогает раскрепоститься, проявить чувственность. С помощью музыки и движений у человека есть возможность почувствовать своё тело и научиться получать от него удовольствие. В танце человек встречается с собой настоящим.

Танец, как таковой, вышел за привычные рамки и обрёл новую жизнь во второй половине 20-го века в качестве элемента психотерапии.

Танцевально-двигательная терапия (ТДТ) нашла широкое распространение во многих точках этой планеты, так как в ней используется универсальный язык движений в соприкосновении с различными психологическими концепциями.

Танец - это неповторимое действо, импровизация. В спонтанных движениях бессознательное человека приобретает видимую форму. Танец помогает отыграть роли, которые мы надеваем на себя в жизни и начать реально относиться к ситуации. Танцевально-двигательная терапия помогает ощутить и понять причину симптомов, болей различного рода.

Ещё Вильгельм Райх, основоположник телесной терапии, считал, что все эмоциональные переживания, которые человек не выражает неделями, месяцами, годами, никуда не исчезают, а «застревают» в мышцах в виде мышечных блоков. Тело и психика оказывают постоянное взаимное влияние друг на друга. Танцевально-двигательная терапия исследует реакции тела и его действия и помогает найти ту внутреннюю целостность, которая была потеряна в результате несоответствия чувств и действий.

Танцевальная импровизация - это восстановление некоего диалога с собой, со своим телом. Это исследование себя. Это способ выражения эмоций, и даже воспоминаний.

Танцевально-двигательная терапия - это возможность поддерживать пламя своей жизни ярко горящим и освещающим жизнь близких людей.

Танцева́льно-дви́гательная терапия (ТДТ) - направление психотерапии , в котором танец и движение используются как процесс, который способствует эмоциональной и физической интеграции индивида

История развития ТДТ

Переход танца в терапевтическую модальность чаще всего связывают с именем американской преподавателя танца и танцовщицы Мэрион Чейз . Она заметила на своих классах личностные изменения студентов, которые интересовались больше выражением чувств в танце, чем самой техникой танца. И тогда Чейз стала больше обращаться к свободе движения, тем самым открыв психологические преимущества, которые предлагал танец. Сначала она работала с детьми и подростками в собственной студии и в специальных школах. Затем ее работа произвела впечатление на психологов и психиатров, и к ней стали посылать пациентов.

В 1946 г. Чейз пригласили опробовать свои методы с госпитализированными психиатрическими больными в госпитале Св. Элизабет (Вашингтон, округ Колумбия). Эту дату считают днем рождения танцевально-двигательной терапии. Чейз работала с регрессивными, неразговаривающими и психотическими больными. Пациенты, которые считались безнадежными, смогли на танцтерапевтических сеансах включиться в групповое взаимодействие и научались выражать свои чувства, что далее позволяло им перейти к более традиционным вербальным видам психотерапии. Благодаря этому работа М. Чейз получила национальное признание.

В 1966 году была учреждена Американская ассоциация танцевальной психотерапии (ADTA) , и эту дату принято считать началом развития ТДТ как самостоятельной дисциплины .

В России танцевально-двигательная терапия появилась в 1990-е и изначально развивалась как вид групп личностного роста для взрослых и творческого развития для детей. В конце 1995 года в Москве образовалась Ассоциация танцевально-двигательной терапии , которая работает при активной поддержке Американской танцевально-терапевтической Ассоциации (ADTA), Европейской Ассоциации ТДТ и международной Ассоциации терапии творческим выражением (IEATA) .

Описание метода

В своей работе танцевально-двигательные терапевты опираются на ряд принципов :

  1. Тело и психика неразделимы и оказывают постоянное взаимное влияние друг на друга.
  2. Танец - это коммуникация, которая осуществляется на трех уровнях: с самим собой, с другими людьми и с миром.
  3. Триада мысли - чувства - поведение - единое целое и изменения в одном аспекте влекут изменения в двух других (принцип целостности).
  4. Тело воспринимается как процесс, а не как предмет, объект или субъект.
  5. Обращение к творческим ресурсам человека как к неиссякаемому источнику жизненной силы и созидательной энергии.

Цели

  1. Расширение сферы осознания собственного тела, его особенностей и возможностей.
  2. Развитие глубинного доверия себе и повышение самооценки путем развития более положительного образа тела.
  3. Совершенствование социальных умений в безопасном пространстве терапевтических отношений.
  4. Интеграция внутреннего опыта - установления связи между чувствами, мыслями и движением.
  5. Создание глубокого группового опыта.

Виды танцевально-двигательной терапии

В танцтерапии можно выделить три группы подходов:

  1. Клиническая танцевальная терапия - вспомогательный вид терапии, который используется в клиниках наряду с медикаментозным лечением и может длиться несколько лет. Она особенно эффективна для пациентов, имеющих нарушения речи и проблемы в межличностных коммуникациях. В таком виде танцтерапия существует с 1940-х гг.
  2. Танцтерапия для людей с психологическими проблемами (танцевальная психотерапия) - ориентирована на решение конкретных запросов клиентов. Работа может проходить как в групповой, так и в индивидуальной формах, и требует довольно много времени для достижения устойчивого результата. Чаще всего в этом подходе используются психодинамическая модель сознания (психоанализ) или подход аналитической психологии К. Г. Юнга.
  3. Танцевально-двигательная терапия, осуществляемая в целях личностного развития - это занятия для людей, которые не страдают от проблем, но хотят чего-то большего в своей жизни. В данном случае танец становится способом узнавания себя и своих особых индивидуальных качеств. Он помогает осознать скрытые истории тела, расширить представление о самом себе и найти новые способы самовыражения и взаимодействия с другими людьми.

Такое деление на группы достаточно условно, но оно отражает требования к образованию танцевального терапевта и реальные ограничения применения техник.

ТДТ всегда основывается на непосредственном опыте переживания, поэтому техники танцевальной психотерапии могут использоваться внутри разных направлений психотерапии:

Основные принципы танце-двигательной терапии.

Совершенствование движений - лучший способ совершенствования. Почему? Есть следующие основания:

1. Нервная система занята преимущественно движением.

2. Качество движения легко различимо.

3. Опыт движения наиболее богат.

4. Способность к движению существенна для самооценки.

5. Всякая мышечная деятельность - это движение.

6. Движения отражают состояния нервной системы.

7. Движение - основа сознания.

8. Дыхание - это движение.

9. Основа привычки - движение.

Основная задача танце-двигательной терапии - обретение чувствования и осознанности собственного "Я". Люди обращаются к потому, что они, будучи отчужденны от тела, не чувствуют себя интегрированными. В современной культуре мы относимся к телу часто как к вещи, предмету. В танце-двигательной терапии учат относиться к телу как к эволюционирующему процессу. И еще важнейшее отличие танце-двигательной терапии от различных подходов работы с телом состоит в том, что здесь клиент сам исследует себя, свои движения и развивается по собственному пути. Данная терапия больше интересуется тем, как движение чувствуется, чем тем, как оно выглядит.
Джоан Смолвуд, юнгианский аналитик и танце-терапевт, ученица Мери Уайтхаус и Труди Шуп, выделила
три компонента терапевтического процесса:

1. Осознание (частей тела, дыхания, чувств, образов, невербальных двойных сообщений, когда наблюдается диссонанс между вербальным и невербальным сообщением человека).
2. Увеличение выразительности движений (развитие гибкости, спонтанности, разнообразия элементов движения, включая факторы времени, пространства и силы движения, определение границ своего движения и их расширение).
3. Аутентичное движение (спонтанная, танце-двигательная импровизация, идущая от внутреннего ощущения, включающая в себя опыт переживаний и чувств и ведущая к интеграции личности). Аутентичное движение активизирует те части психики, которые К. Юнг описывал как части бессознательного, благодаря чему открываются невыраженные эмоции, которые были заблокированы в теле.

Танец, психотерапия и танцевально-двигательная терапия:

различия и общность

В последние несколько лет среди многих увлечений, есть одно, которое не может не радовать, - это увлечение танцем. Как будто пришло разрешение на реализацию давней мечты и настоящей потребности многих людей - наконец-то можно, можно танцевать, не имея ввиду профессиональной карьеры в искусстве или спорте, можно, просто потому что хочется.
И в целом, наше время характеризуется взрывом массовой танцевальности, повышением роли бытовых танцев в структуре масс-культа. Танец стал органичной частью нашей жизни. Он - досуг и спорт, он зрелищность и релаксация.

Все чаще употребляется и сочетание слов - танцевально-двигательная терапия . Употребляется в разных вариантах: танцтерапия, танцевальная терапия, данс-терапия и т.д.

Можно выделить несколько разных «пониманий»:

1. медицинское - Танцтерапия как разновидность физкультуры, лечебной гимнастики или шейпинга. Туда же профессионалы танца относят такие техники как Пилатес, техники Александера и Фельденкрайса или мало известное у нас пока BMC (body-mind centering).
2.
нью-эйджевское - экстатический танец, танец-медитация и т.д. 3. психологическое - танцевальные техники в контексте тренингов личностного развития или индивидуальной терапии.

Вероятность терапевтического воздействия танца очень велика, но не является целью. Уникальность профессиональной танцевально-двигательной психотерапии состоит в том, что это процесс сознательный, целенаправленный и структурированный.

Чем «лечат» танец и танцевальная терапия

Сами терапевтические механизмы в танце и танцтерапии естественным образом пересекаются, но не идентичны, а в некоторых случаях - противоположны. Два базовых терапевтических механизма, которые есть в танце (и не только в танце) - это его возможность быть выражением разнообразных человеческих чувств и изменения телесного, двигательного характера личности при обучении новым движениям.

Отреагирование , катарсис через повторное проживание и осознавание эмоционально значимых моментов прошлого является достаточно общим (и естественно оспариваемым) механизмом глубинной и телесно-ориентированной терапии. В танцевальной практике выделяют две реализации этого механизма:

Танец как психоэмоциональная разрядка;

Танец как творческое (символическое и целостное) самовыражение.

Первый способ больше отражает обыденный и узко-медицинский подходы, но, безусловно адекватно описывает процессы стандартного социального функционирования танца (дискотеки и т.п.). Второй - больше соотносится с танцем-как-искусством и его потенциальной возможностью соединять физические, эмоциональные, интеллектуальные и духовные процессы в единое действие.

Психоэмоциональная разрядка достаточно простой и затратный (в смысле глубинных изменений) способ, типичным примером которого в терапевтической области являются трансовые танцы. Он опирается на оргиастическую природу танца. Самовыражение - область expressive arts -развернутый и достаточно сложный процесс, требующий «вхождения» в материал и освоения его. Это может быть работа со специфическим образом в танце, имеющим для танцующего особую эмоциональную значимость.

Другой базовый механизм - переобучение . Если нарушения обусловлены проблемами и пропущенными (диссоциированными) стадиями развития в прошлом или остановкой развития в настоящем, то переобучение является адекватным механизмом восстановления непрерывности и целостности развития. Оно может выступать как:

а) перестраивание и трансформация дисфункциональных паттернов (работа с осанкой, фокусом внимания в движении и т.д.);

б) получение нового опыта (например, освоение новых качеств движения). Естественно, это разделение условно, и, в реальном процессе механизмы перекрывают и поддерживают друг друга. Тем не менее, имеет смысл знать, выделять и использовать эти механизмы в реальном процессе - творческом, образовательном или терапевтическом.

Следует также учитывать, что конкретные танцевальные направления и стили презентируют определенный набор качеств, характерный именно для них. Поэтому «не все танцы одинаково полезны», скорее, они «полезны» по-разному. И у каждого направления есть своя «обратная сторона» - то, чему именно это танцевальное направление не может научить, а также набор качеств, которые необходимо «отвергнуть» для того, чтобы танец соответствовать стилистике.

Многие танцтерапевты соединяют терапевтический подход и определенное направление танца (например, фламенко или танец живота), но гораздо чаще в ТДТ используется стилистика танца модерн или контемпорари, поскольку именно эти направления связаны с личным, авторским, глубоко индивидуальным высказыванием в танце.

Танец и Танцтерапия: границы

Коренное отличие терапии от большинства танцевальных направлений лежит в отсутствии предустановленного результата - образа, стиля, словаря движения. Так даже в танцевальной импровизации важны законы композиции (или их нарушение), а в контексте танцтерапевтической сессии мы можем совсем не уделять этому внимания. Для танцевальной терапии важнее, ЧТО человек чувствует, когда движется. То, КАК это выглядит, имеет, скорее, диагностическую ценность.

Второе отличие - наличие танцтерапевта, т.е. человека имеющего специальное (не чисто танцевальное, и не только психотерапевтическое) образование. На современном уровне развития, даже наличие хореографического опыта и психологического образования может быть лишь стартовой точкой при становлении танцтерапевта. Одна из иллюзий состоит в том, что Танцтерапия - это «легкий» вид психологической работы. На самом деле, это поверхностный взгляд, который может привести только к поверхностным результатам и профанации.

Некое знание психологии и танца, в лучшем случае, может привести к тому, что называется «creative dance», т.е. творческий танец. Это процесс творческого развития через танец и движение, не связанный напрямую с обучением каким-либо танцевальным навыкам. Creative dance может быть частью танцтерапии, но контекст танцтерапии шире.

Третье отличие - соотношение вербальной и танцевальной модальности. Танцевальная терапия всегда связана с установлением, углублением связей в системе «тело-сознание» и, поэтому обращается к разным языкам: как к «языкам» тела, ощущений, чувств, так и к вербальному и символическому языкам. В принципе, соотношение между двумя этими модальностями может быть различным, но «терапевтичность» процесса во многом зависит от создания адекватного контекста, возможности осмысления и интеграции опыта.

Сам контекст танцтерапии, ее позиционирование является еще одним различием. Иными словами, люди могут приходить на танцевальные занятия с не слишком осознанными «терапевтическими» запросами и удовлетворять их, но эти задачи иногда легче решить прямым образом, через танцтерапию. Возможно, что это несоответствие между бессознательными целями и техническими танцевальными занятиями приведет к обратному эффекту - отторжению самого танца; как это часто происходит в детстве, когда естественная потребность в движении слишком структурируется, подгоняется под чуждые стандарты, когда танец становится только техникой и забывается его способность иметь дело с целостностью и развитием целостности человеческого существа. И, когда это забывается, танец остается невоплощенной и даже пугающей, несбыточной мечтой.

Танцтерапия и психотерапия: позиция

Существуют разные представления о месте танцевально-двигательной терапии в богатом и разнообразном мире современной психотерапии. Некоторые считают ее частью арт-терапии, понимая «арт» как искусство в широком смысле этого слова. Но тогда у нас есть термины для обозначения психодрамы, музыкотерапии, танцтерапии, но не остается специального термина для обозначения непосредственно «арт-терапии», где «арт» - это изобразительное искусство.

Танцевальная терапия все-таки является отдельным направлением , требующим специфической подготовки и образования, хотя в реальном терапевтическом процессе техники танцтерапии, телесного подхода и любые направления expressive art therapy прекрасно сочетаются и дополняют друг друга. Одной из современных тенденций развития психотерапии является именно разработка именно полимодального подхода. И границы, о которых я говорил нужно обозначить лишь для того, чтобы единство этих подходов не стало не различающим смешением.

Техники танцевальной терапии могут использоваться внутри разных направлений психотерапии, поскольку не являются выражением определенного взгляда на природу человеческого сознания, а, скорее, создают возможность доступа к различным структурам и слоям системы «тело-сознание» и их интеграции.

«Так какой танец мне нужно танцевать, чтобы это было терапией?» - спрашивали меня на одном ток-шоу. Интересна сама постановка вопроса. Она отражает типичную «мифологию» (по Р. Барту) современного общества, когда терапия - это процедура приема «правильной таблетки». Эта «мифология» не может иметь дела с реальным процессом танца - живым, неоднозначным, развертывающимся во времени. Процесса, в котором субъект и объект, автор и произведение, процесс и результат, живущий и жизнь - являются Одним. Процесса, в котором акцент переходит с результата и цели - на качество проживания именно этого момента, а, значит, и всей жизни, которая состоит из «этих моментов».