Все проблемы егэ русский. Типичные проблемы, встречающиеся в текстах, предлагаемых для анализа на егэ

Аргументация своего мнения по выбранной проблеме — одна из важнейших задач при написании сочинения-рассуждения. Поскольку аргументы из литературы оцениваются выше, очень важно подготовить их заранее. На данной странице я привожу ряд аргументов по нескольким популярным проблемам.

ПРОБЛЕМА: Подлость, предательство, бесчестие, зависть.

  1. А.С. Пушкин, роман «Капитанская дочка»

Швабрин- дворянин, но он бесчестен: мстит Маше Мироновой за отказ, во время дуэли с Гриневым наносит ему подлый удар в спину. Полная утрата представлений о чести и достоинстве провоцирует его на измену: он переходит в стан мятежника Пугачева.

  1. Карамзин «Бедная Лиза»

Эраст, возлюбленный героини, предал свои чувства к девушке, выбрав материальное благополучие

  1. Н.В Гоголь, повесть «Тарас Бульба»

Андрий, сын Тараса, оказавшись в плену любовных чувств, предает отца, брата, товарищей, Родину. Бульба убивает своего сына, так как не может жить с таким позором

  1. А.С. Пушкин, трагедия «Моцарт и Сальери»

Завистливый Сальери, завидуя успеху великого композитора Моцарта, отравил его, хотя считал его своим другом.

ПРОБЛЕМА: Чинопочитание, угодничество, раболепие, приспособленчество.

1. А.П.Чехов, рассказ «Смерть чиновника»

Чиновник Червяков заражен духом чинопочитания: Чихнув и обрызгав лысину генерала, он настолько испугался, что после неоднократных унижений и просьб умер от страха.

2. А.С. Грибоедов, комедия «Горе от ума»

Молчалин, отрицательный персонаж комедии, уверен, что нужно угождать всем без исключения. Это позволит подняться по карьерной лестнице. Ухаживая за Софьей, дочерью Фамусова, он преследует именно эту цель.

ПРОБЛЕМА : Взяточничество, казнокрадство

  1. Н.В. Гоголь, комедия «Ревизор»

Городничий, как и все чиновники уездного города, — взяточник и казнокрад. Он убежден, что все вопросы можно решить с помощью денег и умения пустить пыль в глаза.

  1. Н.В. Гоголь, поэма «Мертвые души»

Чичиков, оформляя купчую на «мертвые» души, дает взятку чиновнику, после чего дело идет быстрее.

ПРОБЛЕМА: Хамство, невежество, лицемерие

  1. А.Н. Островский, драма «Гроза»

Дикой- типичный хам, который оскорбляет всех окружающих. Безнаказанность породила в этом человеке полнейшую разнузданность.

  1. Д.И. Фонвизин, комедия «Недоросль»

Госпожа Простакова свое хамское поведение считает нормальным, поэтому люди вокруг нее «скоты» и «болваны».

  1. А.П. Чехов, рассказ «Хамелеон»

Полицейский надзиратель Очумелов пресмыкается перед теми, кто стоит выше него по служебной лестнице, и чувствует себя хозяином положения, перед теми, кто находится ниже.Это отражено в его поведении, которое меняется в зависимости от ситуации.

ПРОБЛЕМА : Разрушительное влияние денег (материальных благ)на душу человека, накопительство

  1. А.П. Чехов, рассказ «Ионыч»

Доктор Старцев, в молодости перспективный и талантливый врач, превращается в накопителя Ионыча. Главная страсть его жизни- деньги, которые стали причиной нравственного разложения личности.

  1. Н.В.Гоголь, поэма «Мертвые души»

Скупой помещик Плюшкин олицетворяет полную духовную деградацию. Страсть к накопительству стала причиной разрушения всех родственных и дружеских связей, сам Плюшкин просто потерял человеческий облик.

ПРОБЛЕМА : Вандализм, беспамятство

  1. И.А. Бунин «Окаянные дни»

Бунин и представить себе не мог, что зверство и вандализм, принесенные революцией, превратят людей в обезумевшую толпу, разрушающую все на своем пути.

  1. Д.С. Лихачев, книга «О добром и прекрасном»

Русский академик был возмущен, когда узнал, что на Бородинском поле был взорван памятник на могиле Багратиона. Это ужасный пример вандализма и беспамятства.

  1. В. Распутин, повесть «Прощание с Матерой»

Во время затопления деревень под воду уходили не только жилища людей, но и церкви, погосты, что является страшным примером вандализма.

ПРОБЛЕМА : Роль искусства

  1. А.Т. Твардовский, поэма «Василий Теркин»

Фронтовики рассказывают о том, что солдаты меняли курево и хлеб на вырезки из фронтовых газет, где публиковались главы поэмы. Значит, ободряющее слово порой было важнее пищи.

Наташа Ростова прекрасно поет, в эти моменты она становится необыкновенно красивой,и люди, окружающие ее, тянутся к ней.

  1. А.И. Куприн, рассказ «Гранатовый браслет»

Слушая «Лунную сонату» Бетховена, Вера испытала благодаря безнадежно влюбленному Желткову чувство, подобное катарсису. Музыка пробудила в ней сочувствие, сострадание, желание любить.

ПРОБЛЕМА : Любовь к Родине, ностальгия

  1. М.Ю. Лермонтов, стихотворение «Родина»

Лирический герой любит свою отчизну такой, какая она есть, и готов пройти со своим народом все испытания.

  1. А. Блок, стихотворениеие «Россия»

Для лирического героя Блока любовь к родине подобна любви к женщине. Он верит в великое будущее своей страны.

  1. И.А. Бунин, рассказы«Чистый понедельник», «Антоновские яблоки»

И.А. Бунин в 20-м году покинул Россию навсегда. Чувство ностальгии преследовало его всю жизнь.Герои его рассказов вспоминают великое прошлое России, которое безвозвратно утеряно: историю, культуру, традиции.

ПРОБЛЕМА : Верность данному слову (долгу)

  1. А.С. Пушкин, роман «Дубровский»

Маша, обвенчанная с нелюбимым человеком, отказывается нарушить клятву верности,данную в церкви, когда Дубровский старается ее спасти.

  1. А.С. Пушкин, роман «Евгений Онегин»

Татьяна Ларина, верная своему супружескому долгу и данному слову, вынуждена отказать Онегину. Она стала олицетворением нравственной силы человека.

ПРОБЛЕМА: Самопожертвование, сострадание, милосердие, жестокость, гуманизм

  1. М.А Булгаков, роман «Мастер и Маргарита»

Маргарита, любящая Мастера, несмотря ни на что, верна своему чувству, она готова на любые жертвы. Женщина летит на бал к Воланду, чтобы спасти любимого. Там же она просит освободить от страданий грешницу Фриду.

  1. А.И. Солженицын, рассказ «Матренин двор»

Матрена всю жизнь жила для людей, помогала им, ничего не прося взамен. Автор называет ее «правидницей», человеком, живущим по законам Бога и совести

  1. Л. Андреев, рассказ «Кусака»

Приручив собаку и оставив ее на зиму в дачном поселке, люди проявили свой эгоизм, показали, насколько они могут быть жестокими.

Казак Гаврила, потеряв сына, полюбил, как родного, чужого человека, врага. Ненависть к «красным» переросла в отцовскую любовь и заботу.

ПРОБЛЕМА : Самовоспитание, самообразование, самоанализ, самоусовершенствование

  1. И.С. Тургенев, роман «Отцы и дети»

Нигилист Базаров полагал, что «каждый человек сам себя воспитывать должен». А это удел сильных людей.

  1. Л.Н. Толстой, трилогия «Детство. Отрочество. Юность»

Николенька – автобиографический герой. Как и сам автор, он стремится к самоусовершенствованию, к творческой самореализации.

  1. М.Ю. Лермонтов, роман «Герой нашего времени»

Печорин в своем дневнике беседует с самим собой, оценивает свои поступки, анализирует жизнь, что свидетельствует о глубине этой личности.

  1. Л.Н. Толстой, роман «Война и мир»

Писатель показал нам «диалектику души» Болконского и Безухова, рассказал, насколько сложен путь человека к истине, правде, любви. Его герои совершали ошибки, мучились, страдали, но в этом и заключается идея самоусовершенствования человека.

ПРОБЛЕМА : Мужество, героизм, нравственный долг, патриотизм

  1. Б.Васильев, «А зори здесь тихие»

Девушки-зенитчицы, уничтожая отряд диверсантов, погибли, несмотря на численное превосходство врага.

  1. Б.Полевой, «Повесть о настоящем человеке»

Летчик Алесей Маресьев, благодаря силе духа и мужеству, не только выжил после ампутации ног, но и стал полноценным человеком, вернулся в свою эскадрилью.

  1. Воробьев, повесть «Убиты под Москвой»

Кремлевские курсанты, проявив мужество и героизм, выполнили свой патриотический долг, обороняя подступы к Москве. Лейтенант Ястребов- единственный, кто остался в живых.

  1. М.Шолохов, рассказ «Судьба человека»

Герой рассказа Андрей Соколов прошел всю войну: храбро сражался, был в плену, бежал. Он с честью выполнил свой гражданский долг. Война отняла у него семью, но, к счастью, судьба подарила ему встречу с Ванюшкой, ставшим ему сыном.

  1. В. Быков «Журавлиный крик»

Василий Глечик, ещё совсем мальчик, во время войны не оста­вил позицию. Мысль о спасении была для него неприемлемой. Он не нарушил приказ комбата, вы­полнил его ценой собственной жизни, остался верен присяге и долгу перед родиной.

Проблема текста

Проблема текста – это предмет обсуждения, вопрос, над которым рассуждает автор.

Выявление и формулирование проблемы – важнейший этап работы над сочинением, поскольку по всем остальным критериям вы будете работать только с этой проблемой: именно эту, заявленную вами проблему вы должны будете прокомментировать, выразить отношение автора именно к этой проблеме, высказать своё мнение о позиции автора и аргументировать свою точку зрения.

Типы проблем

Характер проблемы определяется той сферой деятельности человека, которой касается автор текста. В самом общем виде типы проблем можно представить в схеме (см. рис.1).

Способы выявления проблемы

Выявление проблемы - это всегда процесс обобщения. Ваша задача - за конкретными поступками героев, фактами биографии различных людей, историческими событиями и многими другими сведениями увидеть общий вопрос, рассматриваемый автором.

Помните о том, что факты, описываемые в тексте, - это иллюстрация, частный случай проявления какой-либо общей идеи, которую вам следует найти. Одной проблеме могут быть посвящены десятки и сотни текстов. Например, в одной книге читаем о том, как была истреблена птица дронт, в другой - о катастрофическом сокращении площади лесов, в третьей - об истончении озонового слоя... Все эти тексты разные, однако, связаны с одной и той же проблемой неразумного вмешательства человека в жизнь природы.

Автор публицистического произведения стремится воздействовать на читателя, как можно более ярко, образно и понятно выразить свою мысль, поэтому выявление проблем публицистического теста, как правило, не вызывает затруднений.

рисунок 1

Рассмотрим, например, текст В. Распутина о роли природы в формировании человека. Автор начинает его с риторического вопроса о красоте Байкала. Многие учащиеся склонны видеть проблему текста уже в первом предложении, тем более что в нём уже поставлен вопрос. Прочитайте текст и обратите внимание на выделенные фрагменты, по которым вы легко сформулируете проблему.

Как и с чем действительно можно сравнить красоту Байкала? Не станем уверять, что прекраснее Байкала нет ничего на свете: каждому из нас люба и мила своя сторона , и для эскимоса или алеута, как известно, его тундра и ледяная пустыня есть венец природного совершенства и богатства. Мы с рождения впитываем в себя воздух, соли и картины своей родины, они влияют на наш характер и в немалой степени организуют наш жизненный состав . Поэтому недостаточно сказать, что они дороги нам, мы - часть их, та часть, которая cocтавлена естественной средой ; в нас обязан говорить и говорит её древний и вечный голос. Бессмысленно сравнивать, отдавая чему-либо предпочтение, льды Гренландии с песками Сахары, сибирскую тайгу со среднерусской степью, даже Каспий с Байкалом, можно лишь передать о них свои впечатления. Всё это прекрасно своей красотой и удивительно своей жизнью.

(По В. Распутину)

Особую трудность представляет выявление проблематики художественного текста. Автор художественного произведения идёт от общего к частному, т.е. от абстрактных идей к художественным образам, создаёт особую - художественную картину мира. Читатель идёт от частного к общему: мы видим героев, которые совершают различные поступки, строят свои взаимоотношения и т.д. и пытаемся понять, какие мысли хочет передать нам автор, изображая своих героев и их поступки.

Предлагаем вам следующий алгоритм выявления проблемы художественного текста (см. рис. 2, 3).

рисунок 2

Работая над сочинением, можно идти от позиции автора к проблеме. Как правило, выявить и сформулировать основную мысль текста проще, чем сформулировать проблему. В этом случае используйте следующий алгоритм.

ВНИМАНИЕ!

Предлог ПО перед фамилией автора означает, что текст приводится в сокращении, с небольшими изменениями. Не следует писать, например: «В тексте по Д. Лихачёву поднимается проблема. ..» лучше: «В тексте Д. Лихачёва поднимается проблема...» или «Д.Лихачёв поднимает проблему...»

НЕ ЗАБУДЬТЕ!

  • Не забудьте после текста прочитать информацию об авторе, чтобы избежать фактических ошибок.

Например: Некрасов Виктор Платонович (1911-1987) - прозаик, участник Великой Отечественной войны, в своих произведениях правдиво отразил фронтовые будни.

  • Информацию об авторе вы можете использовать в сочинении, чтобы избежать тавтологии, например: писатель - журналист - публицист - фамилия автора .

Анализ текста 2

Прочитайте текст и выполните задания B1–B8

(1) Я сидел в ванне с горячей водой, а брат беспокойно вертелся по маленькой комнате, хватая в руки мыло, простыню, близко поднося их к близоруким глазам и снова кладя обратно. (2) Потом стал лицом к стене и горячо продолжал:
– (3) Сам посуди. (4) Нас учили добру, уму, логике – давали сознание.
(5) Главное – сознание. (6) Можно стать безжалостным, но как возможно, познавши истину, отбросить её? (7) С детства меня учили не мучить животных, быть жалостливым. (8) Тому же учили меня книги, какие я прочёл, и мне мучительно жаль тех, кто страдает на вашей проклятой войне. (9) Но вот проходит время, и я начинаю привыкать ко всем страданиям, я чувствую, что и в обыденной жизни я менее чувствителен, менее отзывчив и отвечаю только на самые сильные возбуждения. (10) Но к самому факту войны я не могу привыкнуть, мой ум отказывается понять и объяснить то, что в основе cвоей безумно. (11) Миллионы людей, собравшись в одно место и стараясь придать правильность своим действиям, убивают друг друга, и всем одинаково больно, и все одинаково несчастны – что же это такое, ведь это сумасшествие?
(12) Брат обернулся и вопросительно уставился на меня своими близорукими глазами.
– (13) Я скажу тебе правду. – (14) Брат доверчиво положил холодную руку на моё плечо. – (15) Я не могу понять, что это такое происходит. (16) Я не могу понять, и это ужасно. (17) Если бы кто-нибудь мог объяснить мне, но никто не может. (18) Ты был на войне, ты видел – объясни мне.
– (19) Какой ты, брат, чудак!(20) Пусти-ка ещё горячей водицы.
(21) Мне так хорошо было сидеть в ванне, как прежде, и слушать знакомый голос, не вдумываясь в слова, и видеть всё знакомое, простое, обыкновенное: медный, слегка позеленевший кран, стены со знакомым рисунком, принадлежности к фотографии, в порядке разложенные на полках.
(22) Я снова буду заниматься фотографией, снимать простые и тихие виды и сына: как он ходит, как он смеётся и шалит. (23) И снова буду писать – об умных книгах, о новых успехах человеческой мысли, о красоте и мире.
(24) А то, что он сказал, было участью всех тех, кто в безумии своём становится близок безумию войны. (25) Я как будто забыл в этот момент, плескаясь в горячей воде, всё то, что я видел там.
– (26) Мне надо вылезать из ванны, – легкомысленно сказал я, и брат улыбнулся мне, как ребёнку, как младшему, хотя я был на три года старше его, и задумался – как взрослый, как старик, у которого большие и тяжёлые мысли.
(27) Брат позвал слугу, и вдвоём они вынули меня и одели. (28) Потом я пил душистый чай из моего стакана и думал, что жить можно и без ног, а потом меня отвезли в кабинет к моему столу, и я приготовился работать.
(29) Моя радость была так велика, наслаждение так глубоко, что я не решался начать чтение и только перебирал книги, нежно лаская их рукою.
(30) Как много во всём этом ума и чувства красоты!

(По Л. Андрееву*)

*Андреев Леонид Николаевич (1871–1919) – прозаик, драматург, публицист, представитель Серебряного века русской литературы.

Ответы к заданиям B1–B3 запишите словами.
B1. Из предложения 6 выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.
B2. Из предложений 27 – 30 выпишите краткие прилагательные.
B3. Укажите тип подчинительной связи в словосочетании МУЧИТЕЛЬНО ЖАЛЬ (предложение 8).
Ответы к заданиям
B4–B7 запишите цифрами.
B4. Среди предложений 12 – 20 найдите простое односоставное определённо-личное. Напишите номер этого предложения.
B5. Среди предложений 21 – 25 найдите простое предложение, осложнённое однородными членами с обобщающим словом. Напишите номер этого предложения.
B6. Среди предложений 25 – 29 найдите сложноподчинённое предложение с придаточным меры и степени. Напишите номер этого сложного предложения.
B7. Среди предложений 7 – 11 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью указательного местоимения, частицы и лексического повтора.
Напишите номер этого предложения.
B8. «Синтаксические средства выразительности: _____ (предложение 6) и _____ (в предложениях 21 – 23) – помогают автору отчасти передать чувства персонажей. Такой приём, как _____ (предложения 15, 16), подчёркивает основную мысль младшего брата в рассуждениях о войне.
В какой-то момент братья словно меняются своими возрастными ролями, что подчёркивают _____ («ребёнок» – «взрослый» в предложении 26)».

Список терминов:
1) анафора
2) гипербола
3) риторический вопрос
4) олицетворение
5) парцелляция
6) диалектизм
7) восклицательное предложение
8) ряды однородных членов
9) антонимы


Какими бывают проблемы?

1.Нравственные проблемы
2.Социальные проблемы
3.Философские проблемы
4.Эстетические проблемы
5.Политические проблемы
6.Экологические проблемы

Как определить главную проблему текста?

1. Посмотрите, есть ли в прочитанном тексте вопросы.
2. Подумайте, какие проблемы текста в них заключаются.
3. Выберите главную из них.
4. А если в тексте нет вопросительных предложений, то нужно поставить вопросы к некоторым предложениям, в которых заключена главная мысль.
5. Ответ на вопрос и определяет проблему текста.

Формулировка конкретных проблем текста

1. Проблема роли книги в жизни человека
2. Проблема роли книги в формировании личности
3. Проблема роли чтения в жизни человека
4. Проблема культуры речи в жизни человека
5. Проблема взаимосвязи речи человека и его интеллектуального развития
6. Проблема развития русского языка
7. Проблема сохранения русского языка
8. Проблема образования в наши дни
9. Проблема милосердия и сострадания в нашей жизни
10. Проблема сохранения души
11. Проблема чёрствости и жестокосердия
12. Проблема роли любви в жизни человека
13. Проблема роли дружбы в нашей жизни
14. Проблема роли чести в жизни человека
15. Проблема роли совести в жизни человека
16. Проблема роли патриотизма в человеческой жизни
17. Проблема одиночества в жизни человека
18. Проблема нравственного выбора человека
19. Проблема взаимоотношения поколений
20. Проблема взаимоотношений между членами семьи
21. Проблема нравственного значения памяти в жизни людей
22. Проблема человеческого равнодушия
23. Проблема правильного выбора жизненной цели
24. Проблема роли интернета в жизни человека
25. Проблема роли великодушия в нашей жизни
26. Проблема смысла жизни человека
27. Проблема отношения к пожилым родителям.
28. Проблема роли внешней и внутренней красоты в нашей жизни
29. Проблема сохранения памятников
30. Проблема роли детских воспоминаний в жизни взрослых людей
31. Проблемы переходного возраста
32. Проблема роли влияния родителей на формирование личности ребёнка.
33. Проблема роли природы в жизни людей
34. Проблема исторической памяти
35. Проблема роли денег в жизни людей
36. Проблема межнациональных конфликтов.
37. Проблема роли искусства в жизни человека.
38. Проблема роли музыки в человеческой жизни
39. Проблемам отношения к войне
40. Проблема отношения к животным
41. Роль проблемы бескорыстия и благородства человека
42. Проблема роли таланта и гениальности в жизни человека
43. Проблема роли свободы в жизни человека
44. Проблема значимости труда в жизни человека
45. Проблема роли массовой культуры в жизни людей
46. Проблема нравственных уроков войны
47. Проблема равнодушного и жестокого отношения к природе
48. Проблема самореализации человека в жизни
49. Проблема толерантности и её роль в отношениях между людьми
50. Проблема социального неравенства

Настоящий творец (поэт, музыкант, художник) создает свои произведения по зову сердца, а не по заказу. Только тогда искусство будет правдивым, только тогда оно станет залогом бессмертия автора. «Рукописи не горят», - пророчески произнес Воланд - герой романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита». Но на самом деле в истории русской литературы XX века множество трагических моментов, когда

А.С. Пушкин «Медный всадник»

В «Медном всаднике» поэт поднимает проблему: может ли власть быть реформаторской и милосердной? В связи с этим он исследует личность и государственную деятельность Петра I, а также показыва­ет столкновение личности с неизбежным ходом истории, противосто­яние коллективной общественной воли в лице Петра I и личной воли Евгения.

В поэме герои изображены противоречиво и неоднозначно. Пётр I - великий реформатор, но в то же время он жестокий ти­ран. Евгений, с одной стороны - мелкий чиновник, а с другой сто­роны - человек, поднявший руку «на строителя чудотворного». Эта двойственность изображения свидетельствует о трагической неразре­шимости центрального конфликта произведения: противоречие между государственными интересами и интересами отдельной личности.

В.Т. Шаламов «Колымские рассказы»

«Колымские рассказы» - это обвинительный акт тоталитарному государству и его служителям. Вся страна покрыта лагерями, в кото­рых томятся люди. Любого из них могут убить. Вот палец нарядчика, скользя по списку, случайно остановился на фамилии человека - и всё, его нет, попал в гибельную командировку, и через несколько дней его тело наскоро забросают камнями на лагерном кладбище. Или ока­жется, что местные органы власти сами изобрели и раскрыли некий заговор, например, юристов, и совершенно случайно вспомнили, что у человека юридическое образование. И вот его имя уже в «расстрель­ных» списках.

Что можно противопоставить адской машине тоталитарного государства, перемалывающей людей зубьями зла? Только сопротивление распаду души, доброту, стремление выжить, но не любым способом, а сохранив человеческое достоинство. Так ведут себя многие герои рас­сказов В.Шаламова. А ещё в адских условиях лагеря есть люди, кото­рые способны вступить в открытую борьбу. Герои рассказа «Послед­ний бой майора Пугачёва», захватив оружие, бегут из лагеря.

Тоталитарное государство не в состоянии убить в тех людях, ко­торые являются личностями, любовь к жизни, стремление сохранить в себе человека даже на самом мученическом пути.

Е. Замятин «Мы»

В государстве далёкого будущего, которое изображает Е. Замятин в романе «Мы», решены все проблемы. Здесь человеку подчинены сти­хии природы, все одеты, обуты, у каждого есть своё жильё, работа. К тому же государство освободило человека от необходимости при­нимать решения, сняв тем самым с него тяжелейшую ношу делать вы­бор. Но чем же оплачено это «стопроцентное» счастье? Утратой сво­боды и личности. Граждане Единого государства живут в прозрачных домах, чтобы коллектив и агенты «Бюро хранителей» всегда могли видеть, чем они заняты. Все жители одеты в униформу, вместо имён у них номера.

Писатель считал, что развитие государства и ход истории ведёт к жёсткому контролю коллектива над личностью, к безраздельному господству «мы» над «я», к полной зависимости человека от раз и на­всегда установленных форм жизни.

В сюжете и деталях романа Е. Замятин с поразительной точностью предсказывал развитие опасных социальных тенденций в тоталитар­ном государстве: культ личности, массовый террор, методы психоло­гической обработки людей и превращение их в послушную массу, ко­торой легко управлять. Так, например, Благодетель - ежегодно из­бираемый глава государства - собственноручно уничтожает поэта, осмелившегося написать иронические стихи в его адрес.

Что за идеология питает режим этого Единого государства, Замя­тин не уточняет. Для писателя важно, что эта идеология подавляет

свободу человека, уничтожает его личность.

А. Платонов «Котлован»

Герои повести «Котлован» роют фундамент для счастливого бу­дущего, а сами спят в гробах. Настя - последний ребёнок, живущий среди землекопов, должна превратиться в удобрение, на котором взрастёт прекрасный цветок будущего. Венчает всё плот, уносящий в безвестность погружённых на него кулаков, а вместе с ними и лю­дей, случайно забредших в деревню. Платонов изображает в произведении действительность как раз­рушение многовекового уклада жизни, истощение «почвы», на кото­рой не может вырасти будущая, счастливая и справедливая, жизнь. Он предупреждает о последствиях тоталитарного режима, урожай ко­торого - насилие, апофеоз - кучи гробов. Ничего невозможно по­строить на насилии, насилием можно только разрушать - такова авторская позиция

Не секрет, что самое трудное в написании сочинения по исходному тексту – аргументация своей точки зрения по поставленной автором проблеме, другими словами, - подбор фактов (причём, не мене двух) для подтверждения собственной позиции.

Таким образом, теперь, чтобы получить 2-3 балла за эту часть работы, нужно хорошо ориентироваться в литературе, особенно в тех произведениях, которые изучались нами в школе.

Напомним, что множество проблем, рассматриваемых в исходных текста, можно, в основном, свести к следующим:

- философские проблемы затрагивают самые об­щие особенности развития природы, общества, мышления;

- социальные проблемы касаются устройства и жизни общества;

- политические проб­лемы связаны с деятельностью государственной вла­сти, партий или общественных групп;

- экологичес­кие проблемы отражают взаимодействие человека и окружающей среды

Нравственные (этические) про­блемы связаны с внутренними духовными качества­ми, которыми руководствуется человек, с опреде­ленными правилами поведения.

Проблематика может быть :

– социально-политической

– культурно-бытовой

– нравственно-этической

– национально-исторической

– эстетической

– литературной и т. д.

А вот что советует выпускница, сдавшая ЕГЭ по русскому на «5», в своём блоге:

«В этой теме я постараюсь рассказать о том, как написать сочинение ЕГЭ по русскому языку (часть С) на 21 балл. Подробный план ЕГЭ сочинения.

Первое, что необходимо помнить при выполнении этого задания, - Вы пишете сочинение по конкретному тексту. Отвлечение от темы и отсутствие параллели с предложенным в задании текстом - самые распространенные ошибки выпускников.

Сочинение пишется по определенному плану:

1. Введение

2. Постановка проблемы

3. Комментарий к проблеме

5. Ваша позиция

6. Литературный аргумент

7. Любой другой аргумент

8. Заключение

Идеально, если в Вашем сочинении будет 8 абзацев. Требуемый объем сочинения - не менее 150 слов. На практике написанная в строгом соответствии с планом работа включает в себя 300-400 слов. Больший объем нежелателен по чисто субъективным причинам: проверяющие не любят тратить много времени на проверку одного сочинения.

Для наглядности приведу пример сочинения по достаточно известному тексту Л. Пирожковой:

Жизнь среди других людей неизбежно привела к тому, что человека волнует то, что о нем думают окружающие. Целостный образ личности складывается из манеры поведения, жизненных принципов, черт характера и многих других элементов, в том числе и речи.

Во введении Ваша главная задача - подвести читателя к проблеме. Лучше всего использовать дедукцию: вести мысль от общего к частному. Первый абзац не должен быть слишком большим, достаточно двух-трех предложений.

Автор предложенного для анализа текста рассуждает о «речевом портрете» личности, то есть как раз о том, насколько важно для нас правильно и выразительно говорить. Л. Пирожкова задается вопросом: как речь характеризует человека, насколько важен так называемый речевой портрет личности?

Во втором абзаце Вы должны сформулировать проблему, по которой пишете сочинение. Она может быть представлена в виде вопроса или следующим образом: "Автор предложенного для анализа текста затрагивает проблему..."

Как определить проблему в предложенном тексте?

Начнем с определения этого понятия: если кратко, то проблема - это вопрос, которым задается автор.

Самый верный способ определить в тексте проблему - найти позицию автора. Если есть позиция автора, непременно должна быть и проблема, по которой эта позиция высказана. Лучше всего брать главную проблему текста, но и к косвенным проверяющие, как правило, относятся лояльно.

Крайне важно отметить, что во втором абзаце необходимо упомянуть фамилию автора. Без этого будет считаться, что Ваше сочинение написано не по тексту.

И последнее. Проблема должна быть сформулирована четко и однозначно. В ином случае все сочинение будет оценено в 0 баллов.

В наши дни культура речи стремительно обесценивается. С каждым годом наш язык все сильнее изменяется под влиянием радио, телевидения, Интернета. Об этом говорит и автор текста. Л. Пирожкова отмечает, что многим кажется, что нет никакой разницы, как говорит человек, главное – чтобы его слова были понятными для других. Но каждое произнесенное или написанное слово будет позитивно или негативно характеризовать человека в глазах окружающих.

В следующем абзаце Вы комментируете поставленную проблему. Комментарий - это описание того, как проблема существует в тексте, КАК автор преподносит читателю этот актуальный вопрос.

Приведенный в пример комментарий написан не совсем удачно, но это связано со спецификой текста.

Здесь также важно употребить фамилию автора. В остальном содержание данного блока варьируется. Рекомендуется рассказать о том, что сделал автор для того, чтобы донести смысл проблемы до читателя, какие литературные приемы он при этом использовал. Возможно, сказать несколько слов об актуальности рассматриваемого вопроса.

По мнению Л. Пирожковой, речевые ошибки могут испортить впечатление от всего сказанного человеком и изменить его образ в глазах окружающих в худшую сторону.

В четвертом абзаце Вы рассказываете о том, как автор отвечает на поставленный вопрос (проблему). Важно назвать фамилию автора и четко сформулировать его позицию. Достаточно одного-двух предложений.

В пятом абзаце Вы соглашаетесь или не соглашаетесь с мнением автора, т.е. формулируете свою позицию по данной проблеме. Опять же достаточно одного-двух предложений.

Моя точка зрения находит подтверждение в произведении И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев». Словарный запас героини этого романа, Эллочки Щукиной, составлял всего лишь тридцать слов. И, хотя она не испытывала потребности в использовании каких-либо других слов, ее речевой портрет, несомненно, сильно пострадал.

Один из аргументов обязательно должен быть литературным. Важно упомянуть автора произведения и название последнего.

Еще одним примером может стать древнегреческий оратор Демосфен. Он долгие годы работал над своим речевым портретом, мимикой, жестами, потому что слабый голос, короткое дыхание не позволяли ему осуществить свою мечту – стать оратором. Демосфен тренировался говорить при шуме волн, с камешками во рту и в итоге смог устранить недостатки своей речи и стать настоящим профессионалом в своем деле, оставившим яркий след в истории. Это произошло именно благодаря его внимательному отношению к своему речевому портрету.

Думаю, этот абзац не нуждается в комментариях. Вы просто пишете о фактах общественной жизни, приводите фрагменты биографии известных людей и пр., что поможет Вам убедить читателя в правильности Вашей точки зрения. Наверное, нужно еще сказать о том, что Вы аргументируете собственную позицию, а не позицию автора. Иногда это существенно.

Вероятно, человек всегда будет заинтересован в том, какое впечатление он производит на окружающих. Следя за своей внешностью и поведением, ни в коем случае нельзя забывать следить за еще одной важнейшей характеристикой личности – речевым портретом.

В заключении Вы пишете то же самое, что во вступлении, только другими словами. Важно завершить мысль».

Предложенный вам материал поможет вспомнить изученный произведения, их проблематику, имена главных героев. Повторив его, возможно, вы лучше сможете ориентироваться среди громадной информации при подготовке к ЕГЭ.

Блоки проблем Проблемы Литературный материал
Человек и общество Проблема несправедливости социального уст­ройства общества. 1. И. С. Тургенев. «Муму». Герои: немой крепостной Герасим, Татьяна – его любимая, барыня, своевольно решающая судьбы вверенных её судьбой людей. 2. И. С. Тургенев. «Записки охотника». Рассказ «Бирюк»: главный герой лесничий по прозвищу Бирюк. Убогий быт крестьян. Несправедливость социального устройства жизни. 3. В. Г. Короленко. «В дурном обществе». Вася, мальчик из богатой семьи, дружит с отверженными детьми, - Валеком и Марусей. Благотворное влияние доброты на юного героя. 4. Н. А. Некрасов. Стихотворение «Железная дорога». Спор генерала и автора о том, кто построил железную дорогу. Осуждение несправедливого устройства жизни. Стихотворение «Размышления у парадного подъзда»: крестьяне пришли из дальних деревень с прошением к вельможе, но их не приняли, прогнали. Осуждение властей. 5. Н С. Лесков. «Левша». Главный герой – Левша, блоху «аглицкую» подковал, но его талант не оценен по достоинству на родине: умирает в больнице для бедных. 6. А М Горький. Повесть «Детство»: изображение «свинцовых мерзостей жизни». Судьба семьи Кашириных. 7. Н. В. Гоголь. «Шинель». Акакий Акакиевич Башмачкин – «маленький ЧЕЛОВЕК», он отстаивает своё право на мечту. 8. Л. Н. Толстой «После бала». Влюбленный герой после бала видит, как отец любимой руководит избиением шпицрутенами солдата. Разделённость двух Россий – России богатой и России бедной.
В чем заключается смысл жизни человека? 1.А. С. Пушкин.«Евгений Онегин» Поиск смысла жизни молодым героем, «лишний человек» - человек, не привыкший трудиться. 2. М. Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени». Несчастье Печорина, по его собственному признанию, непонимание смысла своей жизни, он говорит, что чувствовал в своей душе силы, но не знал, к чему их приложить, не сумел найти им применения. 3. И А. Гончаров. «Обломов». Хороший, добрый, талантливый человек Илья Обломов не сумел преодолеть себя, не раскрыл своих лучших черт. Отсутствие высокой цели в жизни ведёт к нравственной смерти. Даже любовь не смогла спасти Обломова. 4. Л. Н. Толстой. «Война и мир». Главное в лучших героях романа - Андрее Болконском и Пьере Безухове – стремление к нравственному самосовершенствованию, Стремление «быть вполне хорошим, приносить добро людям.
Проблема воспитания. Проблема обучения. Какова истинная цель обучения? Каким должен быть хо­роший учитель (ученик)? 1. Л.Н.Толстой.«Детство», «Отрочество», «Юность». Автобиографическая трилогия Л. Толстого, главный герой Николенька Иртенев постигает мир взрослых, пытается анализировать свои и чужие поступки. 2. В. П. Астафьев. «Конь с розовой гривой». Трудные предвоенные годы сибирской деревни. Формирование личности героя под влиянием доброты бабушки и деда. 3. В. Г Распутин«Уроки французского». Формирование личности главного героя в трудные военные годы. Роль учительницы, её душевной щедрости в жизни мальчика. Жажда знаний, нравственная стойкость, чувство собственного достоинства героя повести. 4. Фазиль Искандер.«Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование детского характера. 5. «Поучение» Владимира Мономаха.Уже в летописных источниках проблемам воспитания уделялось огромное влияние: в «Поучении» говорится о вечных нравственных ценностях, о любви к родине, уважении к старшим, о необходимости доброты, верности… 6. И А. Гончаров. «Обломов». В одной из важнейших частей романа раскрываются проблемы воспитания: в «Сне Обломова» показано, как атмосфера лени, нежелания трудиться, мыслить уродуют душу ребёнка. 7. А. С. Пушкин.«Евгений Онегин».Первая глава романа посвящена проблеме формирования характера Онегина. Отсутствие цели в жизни, привычки трудиться формируют «лишнего человека», «эгоиста поневоле». 8. М. Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени». Отсутствие цели в жизни, привычки трудиться формируют «лишнего человека», «эгоиста поневоле». Печорин сам осознает свой эгоизм, признается, что всем приносит несчастье. Таким его сделало воспитание.
Значимость труда в жиз­ни человека. 1. М. М. Пришвин«Кладовая солнца» Митраша и Настя, маленькие дети, в годы ВОв оставшиеся без родителей, упорным трудом заслужили уважение односельчан. 2. А П. Платонов«В прекрасном и яростном мире». Машинист Мальцев всецело предан труду, своей любимой профессии. Во время грозы ослеп, но преданность друга, любовь к избранной профессии совершают чудо: он, попав на любимый паровоз, вновь обретает зрение. 3. А. И. Солженицын«Матрёнин двор». Главная героиня всю жизнь привыкла трудиться, помогать другим людям и хотя не нажила никаких благ, остаётся чистой душой, праведницей.
Какое влияние оказывает личность на ход ис­тории? 1. Л. Н. Толстой.«Война и мир» Одна из центральных проблем романа – роль личности в истории. Эта проблема раскрывается в образах Кутузова и Наполеона. Писатель считает, что «нет величия там, где нет добра и простоты». По мнению Толстого, влиять на ход истории может личность, интересы которой совпадают с интересами народа. Кутузов понимал настроения, желания масс, поэтому был велик. Наполеон думает лишь о своём величии, потому обречен на поражение.
Проблема свободы личности и ответственности человека перед обществом. Что такое свобода? Какого человека можно назвать свобод­ным?. Проблема бесче- ловечного отношения к человеку в тоталитарном государстве 1. Н. Толстой.«Война и мир». Образы Кутузова, Наполеона, Александра 1. Человек, осознающий ответственность перед родиной, людьми, умеющий в нужный момент понять их, истинно велик. Таков Кутузов, таковы простые люди в романе, которые без рисовки, без высоких фраз выполняют свой долг. 2. Ф. М. Достоевский.«Преступление и наказание». Родион Раскольников создаёт свою теорию: мир делится на тех, «кто право имеет, т. е на личностей, и материал, «тварей дрожащих». Личность, по его теории, способна творить историю. Он вспоминает Магомета, Наполеона, других великих людей, которые во имя «великих» по их мнению, целей совершают злодеяния, льют кровь неповинных людей. Теория Раскольникова терпит крах. И в том, и в другом романах истинная свобода в подчинении своих интересов интересам общества, в умении сделать правильный нравственный выбор. 3.Особенно ярко проблема свободы прослеживается в повести В Быкова «Обелиск»: учитель Мороз, имея выбор остаться живым или погибнуть вместе с учениками, которых всегда учил добру и справедливости, выбирает смерь, оставшись нравственно свободным человеком. 1А. И. Солженицын «Архипелаг Гулаг» 2. А.А. Ахматова. Поэма «Реквием». Написана под влиянием многочисленных встреч с матерями, родными заключенных в Кресте, петербургской тюрьме.
Проблема патриотизма. Что такое подлинный и мнимый патриотизм? 1.Н. Толстой.«Война и мир». Одна из центральных проблем романа – истинный и ложный патриотизм. Любимые герои Толстого не говорят высоких слов о любви к родине, они во имя её совершают поступки: аташа Ростова, не раздумывая, уговаривает мать отдать подводы раненым под Бородино, Князь Андрей Болконский получает смертельное ранения на Бородинском поле. Но подлинный патриотизм, по мнению Толстого, в простых русских людях, солдатах, которые в минуту смертельной опасности отдают жизнь за Родину. 2. Большинство книг о войне:М. Шолохов «Судьба человека», «Они сражались за Родину», ПРОДОЛЖИТЬ СПИСОК по мере изучения.
Проблема выбора профессии.
Человек и природа Проблема бездумного, жестокого отношения человека к миру природы. Как уберечь мир от эко­логической катастрофы? 1.В. Г. Распутин.«Прощание с Матёрой». Остров, на котором веками жили люди, хотят затопить. Рядом с проблемами экологии встают проблемы нравственного характера, исторической памяти. 2.М. Булгаков.«Роковые яйца»: профессор Персиков случайно вместо больших кур выводит гигантских гадов, которые грозят цивилизации. «Собачье сердце». Профессор Преображенский пересаживает собаке Шарику часть мозга человека, превращая вполне симпатичного пса в отвратительного Полиграфа Полиграфовича Шарикова.
Проблема жестокости и гуманизма по отношению к животным. 1.В. В. Маяковский«Хорошее отношение к лошадям. 2. Троепольский. «Белый Бим, Черное Ухо». 3. С. Есенин «Песнь о собаке»
Влияние природы на человека. Почему не каж­дый человек воспринимает красоту природы? 1.М. Пришвин.«Кладовая солнца» 2.Произведения Тургенева. Роль пейзажа в них
Человек и человек Проблема сложности взаимоотношений лю­дей (гуманное отношение к окружающим людям, равнодушие к судьбе другого человека, нравст­венная ответственность человека перед другими людьми). 1.А. С Пушкин.«Евгений Онегин». «Эгоист поневоле», Онегин равнодушен к судьбам других людей, делает несчастливыми и исамого себя, и других людей. 2. М. Ю Лермонтов.«Герой нашего времени». 3. К. Г. Паустовский«Телеграмма». Девушка Настя, Живя в Ленинграде получает телеграмму о том, что её мать больна, но дела, которые кажутся ей важными, не позволяют её поехать к матери. Когда же она, осознав величину возможной потери, приезжает в деревню, оказывается слишком поздно: матери уже нет… 4. В. Г. Распутин «Живи и помни». Муж-дезертир тайком появляется в окрестностях родной деревни. Его жена Мария пытается спасти его, но людская молва страшнее: преследуемая односельчанами, понимая, что загнана обстоятельствами в тупик (она бремена, выдать мужа не может, но и жить во лжи страшно), Мария кончает жизнь самоубийством. Она самоотверженна, муж труслив и эгоистичен. 5.В. Быков «Сотников». Проблема нравственного выбора: что лучше – спасти свою жизнь ценой предательства (как это делает герой повести Рыбак) или умереть не героем (никто не узнает о героической смерти Сотникова), но умереть с достоинством. Сотников делает непростой нравственный выбор: гибнет, сохранив человеческий облик.
Проблема доброты, всепрощения. Проблема ответственности за свои дела 1.М. А. Булгаков.«Мастер и Маргарита». Образ Иешуа несет в себе идею всепрощения. Он обо всех людях, даже о тех, кто причиняет ему боль и страдания, говорит «добрый человек», прокуратора Иудеи, обрекшего его на мучительную смерть, он прощает, уходя с ним в вечность. Образ прокуратора Иудеи символизирует то, как человек может быть наказан за трусость. Из-за трусости он невиновного в преступлении Иешуа отправляет на казнь, на страшные муки, за что страдает и на земле, и в вечной жизни.
Проблема взаимоотношений «отцов» и «де­тей». Можно ли избежать конфликта поколений? В чем проявляется подлинная любовь родителей к детям (детей к родителям)? 1.И С. Тургенев.«Отцы и дети». Классическое произведение, в котором показана проблема непонимания между старшим и младшим поколениями. Евгений Базаров чувствует себя чужим и старшим Кирсановым, и своим родителям. И, хотя по собственному признанию, любит их, своим отношением приносит им огорчения. 2.Л. Н. Толстой.Трилогия «Детство», «Отрочество», «Юность». Стремясь познать мир, стать взрослым, Николенька Иртенев постепенно познает мир, понимает, что многое в нём несовершенно, сталкивается с непониманием старших, сам порой обижает их (главы «Классы», «Наталья Савишна») 3. К. Г. Паустовский«Телеграмма». Девушка Настя, Живя в Ленинграде получает телеграмму о том, что её мать больна, но дела, которые кажутся ей важными, не позволяют её поехать к матери. Когда же она, осознав величину возможной потери, приезжает в деревню, оказывается слишком поздно: матери уже нет…
Проблема любви/ревности, дружбы/преда­тельства. 1.А. С. Пушкин.«Евгений Онегин» 2. М. Ю Лермонтов.«Герой нашего времени». 3. И С. Тургенев.«Отцы и дети». 4. И А. Гончаров. «Обломов». 5.И С. Тургенев.«Отцы и дети».
Человек и культура/искусство Проблема восприятия искусства. Проблема восприятия красоты. Что такое истинная красота? Что поможет воспитать эстетический вкус чело­века? Проблема духовности в искусстве. Проблема экологии культуры. Почему следует беречь памятники культуры? 1. Статьи Д. Лихачева. 2. Л. Н. Толстой «Война и мир»
Человек и язык/речь Проблема развития и сохранения русского язы­ка. Что такое хорошая речь? И. С. Тургенев «Русский язык»
философские проблемы Что такое зло и добро? 1.М. А Булгаков«Мастер и Маргарита». Зло и добро порознь не имеют смысла: Воланд – часть силы, которая, не желая того, несёт добро.

Дополнительные аргументы для сочинения:

В узком смысле - применительно к сочинению на ЕГЭ ­ аргументом следует считать пример, который определенным образом оформлен и занимает соответствующее место в ком­позиции текста.

Пример - это факт или частный случай, используемый в качестве отправного пункта для последующего обобщения или для подкрепления сделанного обобщения.

Пример представляет собой не просто факт, а типический факт , т.е, факт, обнаруживающий определенную тенденцию, служащий основанием для некоего обобщения. Типизирую­щая функция примера объясняет широкое его использование в процессах аргументации.

Чтобы пример воспринимался не как обособленное выска­зывание, представляющее некую информацию, а как аргумент, его необходимо композиционно оформить : он должен занимать подчинительное положение в смысловой иерархии по отноше­нию к утверждаемому, служить материалом для выводимых положений.

Наша энциклопедия аргументов содержит несколько те­матических рубрик, каждая из которых делится на следующие разделы:

1. Проблемы

2. Утверждающие тезисы, которые необходимо обосновать

3. Цитаты (они могут использоваться как для развертывания вступления, так и для создания финальной части сочине­ния)

4. Примеры, которые могут быть использованы для аргументации генерального тезиса.

Возможно, кого-то смутит очевид­ное тождество аргументов из разных тематических рубрик. Но ведь любая общественная проблема, в конечном счете, сводится к обнаженному противостоянию добра и зла, жизни и смерти, а эти универсальные категории втягивают в свою орбиту все многообразие человеческих проявлений. Поэтому, говоря, на­ пример, о необходимости беречь природу, мы должны гово­рить и о любви к родине, и о нравственных качествах человека.