«Собачье сердце» характеристика героев. Повесть "Собачье сердце": характеристика Шарикова

Повесть М.А.Булгакова «Собачье сердце» считается одной из самых известных работ писатель. Описанная там история является фантастической, интересной и поучительной. Основой сюжета выступает опыт ученого Преображенского и его коллеги доктора Борменталя. Их целью было создание нового, лучшего человека.

В ходе эксперимента бродячему псу Шарику пересадили гипофиз покойного мужчины Клима Чугункина, надеясь на то, что собачьи качества победят негативные человеческие наклонности. Получилась новая личность, которой дали имя Полиграф Полиграфович Шариков. Но результат эксперимента оказался неожиданным.

Главный герой Шариков стал носителем всех негативных качеств своего прежнего хозяина. От вора и рецидивиста Клима к нему перешли капризность, злость и распущенность. Он был груб со всеми и не следил за своей речью.

Внешний вид бывшей собаки всегда оставлял желать лучшего. Несмотря на свое человеческое существование, Шариков считал гигиену и уход за собой бесполезным и унизительным занятием. По его мнению, обычный рабочий человек должен быть грязным и неопрятным.

Как и любой представитель рабочего класса в то время, Шариков пренебрегал и образованием. Но благодаря своей общительности и способности находить друзей он сходится во мнениях с председателем домкома Швондером. Речи председателя кажутся Шарикову убедительными, и он начитает считать его мнение своим собственным. Словами Швондера он смело высказывается и политике, хотя сам в этом ничего не понимает.

Являясь представителем рабочего класса, Шариков получил много свобод и прав, но как пользоваться ими он не знал. Ко всему этому в нем начинает проявляеться эгоизм и целенаправленность, способствующая любой ценой добиваться задуманного. Подтверждением этому является его жестокость к бездомным животным, хотя совсем недавно и он был таким. Но это способствовало продвижению его по карьерной лестнице.

Полученные Шариковым права все больше развивали в нем эгоистические черты. По наставлению Швондера, он нагло начинает требовать от профессора долю жилплощади. И, чтобы добиться своего, прибегает к угрозам. Его наглости и эгоизму не было придела. Автор считает, что это связано в первую очередь с необразованностью и неосведомленностью, так как Шариков видит ситуацию только глазами Швондера.

В образе Шарикова Булгаков раскрывает серьезные социально-политические проблемы общества. Но серьезность не мешает произведению считаться сатирическим и фантастическим. В такой форме оно легко читается и проще усваивается.

Сочинение про Полиграфа Полиграфовича Шарикова

Повесть Михаила Булгакова «Собачье сердце» - это история эксперимента по превращению собаки в человека.

Успешный профессор, Филипп Филиппович Преображенский со своим помощником Доктором Борменталем в роскошной советской квартире совершают сложную операцию по пересадке части человеческого мозга собаке.

Так начинается история нового человека.

Ключевая фигура в повести Булгакова – это Полиграф Полиграфович Шариков.

Сначала он несчастный, голодный и замученный уличный пес. Он просто ищет, где бы раздобыть еды, да тихое место, что б зализать свои раны. Как и любому живому существу, ему хочется тепла и ласки. И вот счастливая случайность! Появляется «Маг и кудесник из собачьей сказки» - именно так выглядит профессор в глазах дворняги. Он подбирает добродушного пса, но не для того что бы подарить ему дом и заботу. Шарику предназначено стать объектом эксперимента профессора.

Проведя операцию по пересадке гипофиза, Преображенский и Борменталь наблюдают за переменами в физиологии собаки, за постепенным превращением пса в человеческое существо.

На протяжении всей повести происходит становление Шарикова как гражданина. Постепенно он превращается из обычного бродячего пса в личность. И вот он уже не обычная дворняга Шарик, а новый гражданин Шариков.

Это новый человек, хоть и «существо лабораторное». И как любой другой, он желает иметь свое имя, права и свободы. Желает быть гражданином в советском государстве. Из него не выходит добропорядочного гражданина, но он пытается развиваться: требует документы и даже получает работу по отлову бродячих животных.

В Шарикове проявляются черты характера Чугункина, чей гипофиз был пересажен псу. Чугункин – тип, весьма, аморальный – вор и рецидивист. Эти черты делают из персонажа Булгакова личность не самую приятную. Шариков безобразничает, сквернословит, пристает к женщинам, пьет. Профессор не теряет надежды перевоспитать своего подопечного, но поведение Полиграфа становится только хуже. Преображенский понимает, что эксперимент оказался неудачным, когда Шариков пишет на него донос и угрожает убить.

Филипп Филиппович и не подозревал, что эксперимент обернется таким образом. Шариков становится проблемой для профессора. Преображенский проводит еще одну операцию и совершает обратное превращение Полиграфа Шарикова в добродушного пса.

Полиграф Полиграфович Шариков – фигура довольно неоднозначная. Он уже не добрый уличный пес, но и не Клим Чугункин. Он невероятный симбиоз пса и человека, неудавшийся эксперимент.

В конце концов, обычный бродячий пес не хотел становиться человеком. "Я, может, своего разрешения на операцию не давал», заявляет Шариков.

Имел ли право профессор Преображенский распоряжаться судьбами живых существ? Эксперимент на благо науки, который перешел границы моральных устоев. Именно поэтому повесть «Собачье сердце» остается актуальной и в наши дни.

Вариант 3

Полиграф Полиграфович Шариков – центральная фигура повести М. А. Булгакова «Собачье сердце», результат смелого эксперимента профессора Преображенского, пересадившего дворовому псу Шарику гипофиз убитого ножом в пивной алкоголика Клима Чугункина. Операция эта имела последствия воистину катастрофические, превратив умного и, в своём роде, тактичного пса в мерзкого хама, жить рядом с которым оказалось совершенно невозможно.

М. А. Булгаков воплотил в образе Шарикова все самые отвратительные черты так называемого «нового» человека, которого превозносила советская власть. Даже выбор замысловатого имени – Полиграф Полиграфович в сочетании с «наследственной» фамилией, что было характерной чертой того времени, вызывал у автора саркастическую улыбку. Шариков унаследовал от Клима Чугункина всё самое худшее, что было в этом человеке, начиная с внешности и заканчивая характером, привычками и мировоззрением.

Внешность «нового человека» тоже была отталкивающей. Низкорослый, с очень низким лбом, едва заметным между кустистыми бровями и щёткой жёстких волос на голове, одетый безвкусно и неряшливо, но с претензией, Полиграф Полиграфович, тем не менее, был очень доволен собой. Кем он был недоволен, так это своим создателем, профессором Преображенским, который пытался учить его прилично вести себя в обществе, постоянно одёргивал, говорил Шарикову, что он дурак и ограничивал его различными запретами.

Однако, Полиграф Полиграфович очень быстро нашёл себе союзника в борьбе с «тиранией» профессора. Им оказался управляющий жилтовариществом Швондер, который давно мечтал «потеснить» профессора Преображенского и отнять у него «лишнюю» жилплощадь. Для этого Шариков пришёлся как нельзя более кстати. Швондер начал воспитывать его в духе демагогии советской пропаганды, и это «воспитание» быстро принесло свои плоды. Считая совесть, мораль, стыд, сострадание «пережитками», новые хозяева жизни демонстрируют вместо них злобу, ненависть, подлость, стремление отнять и поделить всё то, что было создано не ими.

С каждым днём поведение Шарикова становилось всё безобразнее. Он пьёт, хамит, бесчинствует, ворует, пристаёт к женщинам, лишая всех обитателей квартиры покоя и душевного равновесия.

Вершиной «человеческой» карьеры Шарикова становится его назначение заведующим подотделом по очистке столицы от бездомных животных. Это тот самый случай, когда работа приносит истинное удовольствие.: «Уж мы этих кошек душили, душили!»

Последней каплей, переполнившей чашу терпения профессора Преображенского, стало заявление Шарикова, что он хочет расписаться с машинисткой и жить с нею в квартире профессора. Чтобы избавиться от Преображенского, он пишет на профессора донос, после чего тот превращает его снова в собаку.

К сожалению, в реальной жизни избавиться от «шариковых» не так просто. Сколько их среди нас – плюющих на пол, матерящихся, не обременённых воспитанием и нормами морали, считающих своё поведение единственно возможным и правильным. Вот бы им всем пересадить гипофизы умных воспитанных собак!

Шарик в повести Булгакова Собачье сердце

В рассказе Булгакова М. А «Собачье сердце» не просто идет речь о эксперименте профессора. Булгаков, обращает внимание, на первый типаж человека, который появился в лаборатории ученых. Вся суть рассказа основывается на взаимоотношение одного ученного и Шарика, не естественно появившегося человека и собаки. Сначала повествование идет о речи внутри голодного дворового пса. Он делает выводы о жизни на улице, ее быте, характере Московских нравов, о ее ресторанах и магазинах. Он дорожит добротой, и лаской, он очень сочувственный пес.

В какой миг в жизни Шарика появляется полный переворот, он живет с профессором, где огромное количество комнат. Но собака нужна профессору для его эксперимента. Преображенский пересаживает псу мозг человека, который в прошлом, был Чугункин, играл на балалайке, вел разгульный образ жизни, за что был убит. В итоге эксперимента, у профессора все получилось, Шарик стал человеком, но он взял гены своего предка, он был, наглый хамоватый, не воспитанный, неадекватный, вообще не чего не зная, и не понимая о человеческих отношениях.

Между профессором и Шариковым начались разногласия. Вся суть проблемы заключается в том что едва получившийся человек находит в обществе себе поддержку для того что бы противостоять своему творцу. И они внушают Шарикова на то, что Профессор ему злейший враг номер один. Дошло до того что Шариков принес ему бумагу на то что он имеет долю на его квартиру.

Он лично осознает главное мировоззрение новых хозяев жизни: делай что хочешь, воруй, громи все, что сделали другие, но главное что бы был похож на других. И все же неблагодарный бывший пес, принес профессору бумагу, где ему полагается, какая-то доля в его квартире. Такие качества как моральные принципы, постыдность, или совесть Шарикову чужды.

Чем дальше, тем хуже он себя вел, пил, веселился, приводил в профессорский дом, кого попала, буянил там, как ему хотелось. Но точкой стало, что он нашел себе работу заведующим очистки города, от бездомных животных. Но в этом нет ничего удивительного он всегда старался своих же подставить. В один момент он привел в квартиру девушку, и сказал что хочет, женится на ней. Профессор рассказал прошлое Шарикова, девушка рыдая, ничего естественно не знала, он ее обманул придумав о себе различные легенды. В рассказе Преображенскому удалось все вернуть на круги своя, он из человека Шарикова превратил собаку Шарика. И жизнь пошла обычным чередом.

Несколько интересных сочинений

  • Характеристика и образ Аглаи Епанчиной в романе Идиот Достоевского сочинение

    Аглая Ивановна Епанчина – девушка из богатой дворянской семьи, имеющая двух старших сестер – Александру и Аделаиду. Отец семейства – генерал, мать – из княжеского рода. Младшая сестра является любимицей всего семейства.

  • Анализ рассказа Шолохова Алешкино сердце

    Произведение входит в состав сборника коротких новелл писателя, названного «Донскими рассказами». События произведения происходят на небольшом хуторе в период установления большевистской власти в донских краях в годы страшной засухи

  • Характеристика и образ Платова из рассказа Левша сочинение 6 класс

    Платов является важным персонажем в произведении Н. С. Лескова «Левша». Это бравый казак, который сопровождает царя в его поездках.

  • Сочинение Как нужно относиться природе

    Еще с древнего времени связь между природой и человеком была очень тесна. В древние времена первобытный человек полностью был зависим от природы. Они считали божеством воду, огонь, землю, воздух, а также природные явления.

  • Образ и характеристика Демона в поэме Демон Лермонтова

    Образ Демона в одноименной поэме М. В. Лермонтова представлен падшим ангелом, который, презирая все и вся творения Бога, однажды не смог остаться равнодушным перед красотой грузинской княжны Тамары

В повести “Собачье сердце” М.А. Булгаков не просто описывает противоестественный эксперимент профессора Преображенского. Писатель показывает новый тип человека, который возник не в лаборатории талантливого ученого, а в новой, советской действительности первых послереволюционных лет. Основу сюжета повести составляют взаимоотношения крупного русского ученого и Шарика, Шарикова, собаки и искусственно созданного человека. Первая часть повести строится в основном на внутреннем монологе полуголодного уличного пса. Он по-своему оценивает жизнь улицы, быт, нравы, характеры Москвы времен нэпа, с ее многочисленными магазинами, чайными, трактирами на Мясницкой “с опилками на полу, злыми приказчиками, которые ненавидят собак”. Шарик умеет сочувствовать, ценить добро и ласку и, как ни странно, прекрасно понимает социальное устройство новой России: он осуждает новых хозяев жизни (“Я теперь председатель, и сколько не накраду - все на женское тело, на раковые шейки, на Абрау-Дюрсо”), а про старого московского интеллигента Преображенского знает, что “этот не станет пинать ногой”.

В жизни Шарика происходит, по его мнению, счастливая случайность - он оказывается в роскошной профессорской квартире, в которой, несмотря на повсеместную разруху, есть все и даже “лишние комнаты”. Но пес нужен профессору не для забавы. Над ним задуман фантастический эксперимент: путем пересадки части человеческого мозга собака должна превратиться в человека. Но если тем Фаустом, который создает человека в пробирке, становится профессор Преображенский, то вторым отцом - человеком, который дает собаке свой гипофиз, - Клим Петрович Чугункин, характеристика которого дается предельно коротко: “Профессия - игра на балалайке по трактирам. Маленького роста, плохо сложен. Печень расширена (алкоголь). Причина смерти - удар ножом в сердце в пивной”. И появившееся в результате операции существо полностью унаследовало пролетарскую сущность своего предка. Он нагл, чванлив, агрессивен.

Он полностью лишен представлений о человеческой культуре, о правилах взаимоотношений с другими людьми, он абсолютно безнравствен. Постепенно назревает неизбежный конфликт между творцом и творением, Преображенским и Шариком, точнее, Полиграфом Полиграфовичем Шариковым, как именует себя “гомункулус”. И трагедия в том, что едва научившийся ходить “человек” находит в жизни надежных союзников, которые подводят под все его поступки революционную теоретическую основу. От Швондера Шариков узнает о том, какие у него, пролетария, привилегии по сравнению с профессором, и, больше того, начинает осознавать, что ученый, давший ему человеческую жизнь, - классовый враг. Шариков четко осознает главное кредо новых хозяев жизни: грабь, воруй, растаскивай все, что создано другими людьми, а главное - стремись к всеобщей уравниловке. И некогда благодарный профессору пес уже не может смириться с тем, что тот “один в семи комнатах расселился”, и приносит бумагу, по которой ему в квартире полагается площадь в 16 метров. Шарикову чужды совесть, стыд, мораль. У него отсутствуют человеческие качества, кроме подлости, ненависти, злобы… С каждым днем он все больше и больше распоясывается. Он ворует, пьет, бесчинствует в квартире Преображенского, пристает к женщинам.

Но звездным часом для Шарикова становится его новая работа. Шарик совершает головокружительный прыжок: из бродячей собаки он превращается в заведующего подотделом очистки города от бродячих животных.

И именно такой выбор профессии неудивителен: шариковы всегда стремятся уничтожать своих же. Но Шариков не останавливается на достигнутом. Через некоторое время он появляется в квартире на Пречистенке с молодой девушкой и заявляет: “Я с ней расписываюсь, это - наша машинистка. Борменталя надо будет выселить…” Разумеется, выясняется, что Шариков обманул девушку, сочинил о себе множество историй. И последний аккорд шариковской деятельности - донос на профессора Преображенского. В повести чародею-профессору удается обратное превращение человека-монстра в животное, в собаку. Хорошо, что профессор понял, что природа не терпит насилия над собой. Но, увы, в реальной жизни шариковы оказались куда более живучими. Самоуверенные, наглые, не сомневающиеся в своих священных правах на все, полуграмотные люмпены довели нашу страну до глубочайшего кризиса, ибо насилие над ходом истории, пренебрежение законами ее развития могло породить только Шариковых. В повести Шариков вновь превратился в собаку, а в жизни он прошел длинный и, как ему казалось, а другим внушалось, славный путь и в тридцатые - пятидесятые годы травил людей, как когда-то по роду службы бродячих котов и собак. Через всю свою жизнь он пронес собачью злость и подозрительность, заменив ими ставшую ненужной собачью верность. Вступив в разумную жизнь, он оставался на уровне инстинктов и готов был изменить всю страну, весь мир, всю вселенную так, чтобы эти звериные инстинкты было легче удовлетворить.

Он гордится своим низким происхождением. Он гордится своим низким образованием. Он вообще гордится всем низким, потому что только это поднимает его высоко над теми, кто высок духом, разумом. Люди, подобные Преображенскому, должны быть втоптаны в грязь, чтобы над ними мог возвыситься Шариков. Внешне шариковы ничем не отличаются от людей, но их нелюдская сущность только и ждет момента, чтобы проявиться. И тогда они превращаются в монстров, которые при первой возможности ухватить лакомый кусок сбрасывают маску и показывают свою истинную сущность. Они готовы предать своих же. Все самое высокое и святое превращается в свою противоположность, как только они к нему прикасаются. И самое ужасное, что шариковым удалось добиться огромной власти, а приходя к власти, нелюдь старается расчеловечить всех вокруг, потому что нелюдями легче управлять, у них все человеческие чувства заменяет инстинкт самосохранения. В нашей стране после революции были созданы все условия для появления огромного количества шариковых с собачьими сердцами. Тоталитарная система этому очень способствует. Наверное, из-за того, что эти монстры проникли во все области жизни, что они и поныне среди нас, Россия и переживает сейчас тяжелые времена. Страшно, что агрессивные шариковы со своей поистине собачьей живучестью, несмотря ни на что, могут выжить. Собачье сердце в союзе с человеческим разумом - главная угроза и нашего времени. Именно поэтому повесть, написанная в начале века, остается актуальной и в наши дни, служит предупреждением грядущим поколениям. Иногда кажется, что наша страна стала другой. Но сознание, стереотипы, образ мышления людей не поменяются ни за десять, ни за двадцать лет - сменится не одно поколение, прежде чем шариковы исчезнут из нашей жизни, прежде чем люди станут другими, прежде чем не станет пороков, описанных М.А. Булгаковым в его бессмертном произведении. Как хочется верить, что это время настанет!..

Такой литературный герой, как Шариков “Собачье сердце” – не может оставить читателя равнодушным. Его образ в повести возмущает, шокирует, вызывает бурю эмоций, в этом заслуга автора – гения художественного слова М. Булгакова. Существо, которое появилось из-за вмешательства человека в то, чем повелевает матушка-природа, служит напоминанием человечеству о его ошибках.

Внешность Полиграфа Шарикова

Авторская ирония коснулась не только смысловой составляющей образа Шарикова, но и его внешности. Существо, которое появилось на свет в результате операции профессора Филиппа Преображенского, это своеобразный симбиоз собаки и человека. Животному пересадили гипофиз и семенные железы уголовника и пьяницы Клима Чугункина.

Последний погиб в драке, что говорит о образе жизни человека, который стал невольным участником операции. Автор подчёркивает, что человеческое существо, в которое превратился пёс Шарик после операции, внешне очень напоминает собаку. Его волосы, растительность на теле, взгляд, повадки – всё говорит о том, что животное незримо присутствует в образе новоиспечённого “гражданина”. Чересчур низкий лоб Шарикова говорит о его низком интеллекте. Яркие броские, кричащие детали в одежде – показатель безвкусия, отсутствия элементарной культуры в одежде.

Моральный облик героя

Шариков – символ наглости, нахальства, грубости, фамильярности, безграмотности, лени. Его образ – олицетворение люмпен-пролетариата: той прослойки общества, которая очень быстро освоилась в новых политических условиях. Опираясь на обрывочные сведения, переиначивая фразы из лозунгов нового правительства, эти люди “борются” за свои права, изображая деятельность и труд. На самом деле – они тунеядцы и приспособленцы, власть, которая обещает невиданные блага, манит глупых, недалёких людей, готовых быть слепым орудием в борьбе за светлое будущее.

Полиграф Полиграфович наследует самое плохое, что есть в натуре животного и человека. Верность и преданность пса, его благодарность хозяину – всё это улетучилось в течение первых двух недель жизни Шарикова. Персонаж кусается, пристаёт к женщинам, грубит всем без разбора. Возмущает неблагодарность героя, его недовольство всем, отсутствие минимальной культуры в общении. Он начинает требовать у профессора прописку, спустя какое-то время пытается выселить Филиппа Филипповича. В итоге дело доходит до того, что Шариков решает убить своего создателя. Этот момент очень символичен, наделён особым смыслом. Именно тут отчётливо прослеживается мотив политической идеологии нового строя.

Судьба Полиграфа Шарикова

Как ни старался профессор воспитать, переделать своё детище, Шариков оказался неподвластен влиянию убеждений и нравоучений. Даже насилие (или его угроза со стороны помощника профессора) не действует на Шарикова. Герой продолжает вести аморальный образ жизни, сквернословить, пугать жильцов, выпивать. Герои слишком интеллигентны, чтобы что-то изменить. Шариков и ему подобные понимают только грубую силу, живут по принципу существования в животном мире.

Самое удивительное, что после того, как профессор исправляет ошибку, герой приходит к важному выводу. В существе, которое получилось в результате эксперимента, всё самое плохое – от человека, собака – доброе и благородное животное. Получается, что бывают люди, которые хуже собак – эта метафоричность подчёркивается автором несколько раз. К счастью, профессор вовремя смог исправить свою ошибку. У него хватает мужества признать, что его философия ненасилия не всегда работает безотказно. Булгаков намекает на то, что новый политический строй не сможет повторить шаг профессора. Ход истории невозможно остановить, а расплата за вмешательство в естественные процессы неминуемо настигнет общество.

Тематика произведения

В свое время вызвала много толков сатирическая повесть М. Булгакова. В «Собачьем сердце» герои произведения яркие и запоминающиеся; сюжет - фантастика вперемешку с реальностью и подтекст, в котором открыто читается резкая критика Советской власти. Поэтому сочинение было очень популярным в 60-е годы среди диссидентов, а в 90-е, после официальной публикации его и вовсе признали пророческим.

Тема трагедии русского народа хорошо просматривается в этом произведении, в «Собачьем сердце» главные герои вступают в непримиримый конфликт между собой и никогда не поймут друг-друга. И, хотя в этом противостоянии победили пролетарии, Булгаков в романе раскрывает нам всю сущность революционеров и их тип нового человека в лице Шарикова, подводя к мысли, что ничего хорошего они не создадут и не сделают.

Главных персонажей «Собачьего сердца» всего три, а повествование в основном ведется из дневника Борменталя и через монолог пса.

Характеристика главных героев

Шариков

Персонаж, появившийся в результате операции из дворняги Шарика. Пересадка гипофиза и половых желез пьяницы и дебошира Клима Чугункина превратила милую и дружелюбную собаку в Полиграфа Полиграфыча, дармоеда и хулигана.
Шариков воплощает в себе все негативные черты нового общества: плюет на пол, бросает окурки, не умеет пользоваться уборной и постоянно матерится. Но даже не это самое страшное - Шариков быстро научился писать доносы и нашел призвание в убийстве своих извечных врагов, котов. И пока он расправляется только с котами, автор ясно дает понять, что точно также он поступит с людьми, которые станут на его пути.

Это низменная сила народа и угрозу всему обществу Булгаков увидел в грубости и недалекости, с которой решает вопросы новая революционная власть.

Профессор Преображенский

Экспериментатор, использующий новаторские разработки в решении проблемы омоложения путем пересадки органов. Он известный мировой ученый, уважаемый всеми хирург, «говорящая» фамилия которого дает ему право экспериментировать с природой.

Привык жить на широкую ногу - прислуга, дом из семи комнат, шикарные обеды. Его больные - бывшие дворяне и высшие революционные чины, покровительствующие ему.

Преображенский солидный, успешный и уверенный в себе человек. Профессор - противник любого террора и Советской власти, называет их «пустобрехами и бездельниками». Считает ласку единственным способом общения с живым существами и отрицает новую власть именно за радикальные методы и насилие. Его мнение: если людей приучить к культуре - тогда исчезнет разруха.

Операция по омоложению дала неожиданный результат - пес превратился в человека. Но человек вышел совершенно никудышный, не поддающийся воспитанию и впитывающий в себя самое плохое. Филипп Филиппович делает вывод, что природа - это не поле для экспериментов и он зря вмешался в ее законы.

Доктор Борменталь

Иван Арнольдович целиком и полностью предан своему учителю. В свое время Преображенский принял живое участие в судьбе полуголодного студента - зачислил на кафедру, а затем взял к себе ассистентом.

Молодой доктор всячески пытался культурно развивать Шарикова, а затем и вовсе переехал к профессору, так как справляться с новым человеком становилось все сложнее.

Апофеозом стал донос, который Шариков написал на профессора. В кульминационный момент, когда Шариков достал револьвер и готов был пустить его в ход, именно Броменталь проявил твердость и жесткость, в то время как Преображенский колебался, не решаясь убить свое творение.

Положительная характеристика героев «Собачьего сердца» подчеркивает, насколько для автора важны честь и собственное достоинство. Булгаков во многих чертах обоих докторов описал себя и врачей-родственников и во многом поступил бы так же, как они.

Швондер

Новоизбранный председатель домкома, ненавидящий профессора, как классового врага. Это схематический герой, без глубоких рассуждений.

Швондер полностью преклоняется перед новой революционной властью и ее законами, а в Шарикове видит не человека, а новую полезную единицу общества - он может покупать учебники и журналы, участвовать в собраниях.

Ш. можно назвать идейным наставником Шарикова, он рассказывает ему о правах в квартире Преображенского и учит писать доносы. Председатель домкома из-за своей недалекости и необразованности всегда тушуется и пасует в разговорах с профессором, но от этого ненавидит его еще больше.

Другие герои

Список персонажей повести был бы не полон без двух помощниц по хозяйству - Зины и Дарьи Петровны. Они признают превосходство профессора, и, как и Борменталь, всецело преданы ему и согласны пойти на преступление ради любимого хозяина. Они доказали это в момент повторной операции по превращению Шарикова в собаку, когда были на стороне докторов и точно выполняли все их указания.

Вы познакомились с характеристикой героев «Собачьего сердца» Булгакова, фантастической сатиры, предвосхитившей крах Советской власти сразу после ее появления - автор еще в 1925 году показал всю сущность тех революционеров и на что они способны.

Тест по произведению

Собачье сердце. Собачье сердце представляет собой одну интересную историю о сложной операции профессора Преображенского по пересадке человеческого мозга собаке. Ее результатом стало появление нового человека Шарикова, чей образ и характеристику мы рассмотрим в нашем .

Образ Шарикова

Раскрывая тему Шарикова и останавливаясь на образе нового человека, хочется сначала вспомнить, каким Шариков был до превращения. В этом нам поможет сравнительная характеристика пса Шарика и получившегося из него образа человека Шарикова.

Так кем был и в кого превратился пес?
В начале повести Булгакова перед нами предстает бездомный пес. Он добрый, и не представляет опасности для окружающих. Как и любого животного, у Шарика имеются обычные желания. Псу хочется ласки, тепла, еды и укромного местечка, где бы он мог зализывать раны. И вот в судьбе бездомной собаки появляется профессор Преображенский, который подарил ему совершенно новую жизнь, проведя экспериментальную операцию по пересадке гипофиза, взятого у умершего вора, алкоголика и рецидивиста. И читатель перед собой видит образ нового человека, которому дали имя и фамилию Полиграф Полиграфович Шариков.

Лабораторное существо превращается в гражданина Шарикова. Шариков был маленького роста, с жесткими волосами, маленькой головой, язвительной усмешкой и небольшими ногами. Голос Шарикова был глуховат, а походка развалистой. Несмотря на свою внешность и неумение одеваться, Шариков был доволен собой, и в то же время ненавидел своего создателя, который постоянно норовил научить манерам безродного пса. В общем, характер у него был скверный, о чем свидетельствует характеристика и образ персонажа Шарикова.