Девушка с синдромом дауна учит людей танцевать и любить жизнь. Танцевальная импровизация

Студия «Танцующий дом» работает с 2005 года, сегодня в ней занимаются более 100 воспитанников из Москвы и Московской области. О том, что такое танец для особых людей, рассказывает ее руководитель Сергей Фурсов.


- Расскажите, как образовалась ваша студия?

- Когда я, 17-летний студент, пришел работать в коррекционную школу хореографом, то и подумать не мог, что останусь там надолго. Все началось с простого семинара - хотелось доказать, что дети с синдромом Дауна способны одновременно координировать движения рук и ног, для этого в короткий срок нужно было подготовить танцевальный номер. Сомнения, борьба с глупыми стереотипами, да просто страх – все это было… Но, к счастью, быстро сложился дуэт с моей первой ученицей Ольгой Гусаровой - мы поставили номер «Ветер Парижа». Буквально сразу мы дебютировали на сцене концертного зала «Россия», этот же танец представлял нашу страну на международном театральном фестивале «Орфей» - мы исполняли его на сцене королевского дворца в Версале. Это было незабываемо! И закрутилось: постановки, премьеры, показы… Из дуэта мы превратились в большой коллектив, дружную команду – студию «Танцующий дом». Она объединяет детей от 2 до 18 лет и взрослых с особенностями развития, их семьи, а также волонтеров, которые участвуют в наших проектах.


- Чему учатся ребята, занимаясь в студии?

- Наши музыкально-танцевальные тренинги – это сочетание групповой работы и индивидуального творчества каждого участника. На занятиях воспитанники развивают ориентацию в пространстве и координацию движений; изучают основные ритмико-гимнастические, танцевальные, логоритмические упражнения; работают с хореографическими предметами, занимаются импровизацией и танцевально-игровым творчеством. Но работа ради работы не имеет смысла, в нашем деле важен видимый результат. И он есть – это ежегодные хореографические постановки, с которыми студия выступает на конкурсах и фестивалях, в том числе международных. Ребята серьезно готовятся к каждому выходу на сцену, пристальное внимание уделяется не только танцевальной части номера, но и работе с музыкой, костюмами, реквизитом. Благодаря этому наши воспитанники развиваются во многих сферах: музыкальной, хореографической, театральной, художественной. При этом самое главное, чтобы ребята не только гармонично развивались и проявляли свои способности, но получали от каждого занятия радость и удовольствие.


- Какие новые направления работы студии появились в последнее время?

- По мере того как мы набирались опыта, появились возможность и желание его передавать. Этому способствует как научная и методическая работа (статьи в журналах, выступления на конференциях), так и новые виды практики. Это работа с совсем маленькими детьми (от 2 и даже 1,5 лет), создание инклюзивных групп, где люди с особенностями танцуют вместе с обычными партнерами, а также изучение импровизационных танцевальных техник. Семинары по инклюзивному танцу, супервизии творческих номеров коллег, участие в различных творческих проектах – все это позволяет постоянно развиваться и привносить новое в свою работу.


- Где можно увидеть выступления воспитанников студии?

- Просто занятий ради занятий недостаточно, ребятам нужно чувствовать себя настоящими артистами, понимать, что их труд не напрасен. Да и сам процесс репетиций, подготовки номера, подбора костюмов и грима усиливает интерес к занятиям, дает им цель. Мы участвуем в различных концертах, благотворительных и светских мероприятиях, фестивалях и конкурсах. Студия неоднократно была участником и лауреатом таких фестивалей, как «Надежда», «Семицветик», «От сердца к сердцу», «Inclusive Dance», "Звездная карусель", "Бриз" и других. Наши воспитанники получают неописуемое удовольствие от любого выступления, для них огромная радость – показать свои таланты.


На сегодняшний день в студии открыты группы:


Группа

Возраст

Форма работы

Основные направления работы

Младшая

2-4 года

индивидуальная и мини-группа (3-5 человек)

социализация и навыки работы в творческом коллективе, ф ормирование базовых двигательных умений, развитие ориентации в пространстве и координации движений, танцевально-игровое творчество, инсценировка песен, логоритмика, развитие речи и т.д.

Дети

5-10 лет

индивидуальная и мини-группа (5-8 человек)

формирование базовых танцевальных движений, постановка и совершенствование ритмико-гимнастических, танцевальных,

Молодежь и взрослые

от 10 лет

групповая (5-12 человек)

логоритмических упражнений, работа с хореографическими предметами, танцевально-игровое творчество, участие в творческих номерах и концертах и т.д.

Инклюзивная

от 10 лет

групповая (8-20 человек)

социализация в профессиональном инклюзивном творческом коллективе, работа с разными танцевальными стилями и направлениями, танцевальная импровизация и творчество, свободное самовыражение в танце, выступление на конкурсах и фестивалях, концертах и творческих вечерах, гастроли.


Руководитель студии - Сергей Фурсов – кандидат наук, педагог высшей квалификационной категории, режиссер и хореограф, дефектолог, эксперт международного творческого инклюзивного движения, автор программ и методик по двигательному и творческому развитию детей, лауреат всероссийских и международных конкурсов.


Туркина Елена Николаевна,

Дети с синдромом Дауна рождаются с частотой 1 на 800 новорожденных. Это самая распространенная генетическая аномалия, не зависящая от внешних факторов – национальности, образа жизни и образования родителей.

Как правило, дети с синдромом Дауна имеют отстающие темпы развития по возрастным нормам обычных детей, обладают различным исходным уровнем, и динамика их развития также может существенно различаться.

В развитии ребенка с синдромом Дауна отмечаются характерные особенности:

1. Медленное формирование понятий и становление навыков:

  • снижение темпа восприятия и замедленное формирование ответа;
  • необходимость большого количества повторений для усвоения материала;
  • низкий уровень обобщения материала;
  • утрата тех навыков, которые оказываются недостаточно востребованными.
  • 2. Низкая способность оперировать несколькими понятиями одновременно. С этим взаимосвязаны:

    • трудности, возникающие у ребенка, когда ему необходимо объединить новую информацию с уже изученным материалом;
    • сложности с перенесением усвоенных навыков из одной ситуации в другую;
    • замена гибкого поведения, учитывающего обстоятельства, однотипными, заученными многократно повторяемыми действиями;
    • трудности при выполнении цепочки действий;
    • нарушения планирования действий.
    • 3.Неравномерность развития ребенка в различных сферах (двигательной, речевой, социально-эмоциональной) и тесная связь познавательного развития с развитием других сфер.

      4.Особенностью предметно-практического мышления, характерного для младшего дошкольного возраста, является необходимость использования нескольких анализаторов одновременно для создания целостного образа (зрение, слух, тактильная чувствительность). Наилучшие результаты дает зрительно-телесный анализ, поэтому лучшим объяснением для ребенка оказывается действие, которое он выполняет, подражая взрослому или вместе с ним.

      5. Нарушение сенсорного восприятия (звуков, сигналов, представлений о цвете, форме, величине т.д.), что может быть связано со сниженной чувствительностью и часто встречающимися нарушениями зрения и слуха.

      Излечение хромосомной аномалии невозможно, но систематические занятия и постоянное медицинское наблюдение позволяют ребенку с синдромом Дауна освоить жизненно необходимые навыки, добиться успехов в социализации и развитии. Его можно научить общаться, самостоятельно есть, одеваться, ухаживать за собой, читать, писать, танцевать и делать многое из того, что умеют сверстники.

      Роль родителей в этом плане незаменима. Ничто не помогает ребенку развиваться так, как их помощь, поддержка, забота и любовь.

      Занимаясь с особым ребенком, особое внимание необходимо уделить развитию навыков самообслуживания, общей и мелкой моторики, координации движений, предметно- практической, игровой и познавательной деятельности.

      Очень важно как можно раньше начать развивающие занятия с малышом и проводить их регулярно. В течение дня можно организовать 1- 2 занятия по 10- 15 минут. Желательно проводить их за детским столом. Чтобы ребенок не отвлекался, перед занятием нужно освободить стол от ненужных игрушек и посторонних предметов, оставив только те игрушки, которые потребуются. Во время занятий лучше садиться напротив ребенка, чтобы он мог без труда установить зрительный контакт со взрослым, видеть выражение лица, копировать действия мамы или папы.

      Мышление в младшем дошкольном возрасте носит предметно- практический характер, поэтому необходимо вовлекать малыша в практическую деятельность. Очень важно, чтобы ребёнок и смотрел, и слушал, и совершал действия с предметами. Малышу необходимо рассмотреть и потрогать тот материал, с которым он действует, чтобы было легче соотнести его со словесной инструкцией и создать более полный и точный образ. Поэтому во время занятий хорошо использовать яркие игрушки, игрушки с различной фактурой, бытовые предметы. При этом следует соблюдать одну и ту же последовательность:

    • обязательно назвать предмет (игрушку);
    • охарактеризовать его форму, цвет, вкус, величину;
    • показать, как этим предметом можно действовать.
    • Нужно стараться для отработки одних и тех же навыков пользоваться различными материалами. Использование картинок возможно, когда ребенок уже знаком с теми предметами, которые на них изображены. Обучать с помощью «вопросов и ответов» можно только в тех случаях, когда ребенок уже достиг достаточно высокого уровня развития. Показывайте ребенку, как выполнять то или иное задание, затем вместе с ним повторяйте необходимые действия.

      Занятия с малышом следует проводить в игровой форме, используя неожиданное, сюрпризное появление игрушки, обучение в качестве «ученика» любимого медвежонка, оказание помощи кукле и т.д. Используйте привлекательные для детей механические, светящиеся и звучащие игрушки, игры на магнитах и «липучках». Старайтесь играть с ребенком в игры, которые расширяют его кругозор, развивают зрительное и слуховое восприятие, мышление и речь. Полезными для дошкольника будут всевозможные игры на сортировку предметов по величине, цвету, форме, нахождение одинаковых предметов, игры с матрешками, пирамидками, вкладышами.

      Важно чтобы задания были доступны ребенку. Начиная обучение новому навыку, вначале надо использовать простые и легкие задания, а затем постепенно повышать уровень их сложности. Например, если хотите научить ребенка складывать пазлы, начните с картинки из двух- трех крупных элементов, а картинка из 30 мелких деталей пока полежит на полке. Уровень трудности задания должен находиться в «зоне ближайшего развития» познавательных возможностей ребенка, т.е. нужно, чтобы степень трудности каждого следующего задания была бы хоть не намного, но увеличена. Это позволит ребенку с вашей помощью или путем подражания выполнить какое-либо упражнение и таким образом подняться на более высокую ступень развития.

      Необходимо насыщать занятия эмоциональным компонентом, так как у детей с синдромом Дауна эмоции относительно сохранны, и усвоение практического опыта осуществляется по эмоциональным каналам. Желательно включать в занятия с ребенком больше музыки и пения, использовать изобразительную деятельность, театрализованные игры. Важно сделать так, чтобы действию, которое должно стать для ребенка привычным, сопутствовали приятные переживания. Это и устная похвала, и ласковое поглаживание, и поощрение в виде какого-либо подарка. Разговаривайте с ребенком спокойным, доброжелательным тоном. Всегда положительно оценивайте его попытки справиться с заданием, выполнить вашу просьбу, поддерживайте любую его инициативу.

      Особое внимание следует обратить на развитие речи малыша. При этом необходимо опираться на большую подражательность ребенка с синдромом Дауна. Кроме проведения специальных занятий по развитию речи комментируйте свои действия, за которыми наблюдает малыш, простыми предложения¬ми: «я мою руки», «надеваю куртку», «режу хлеб», «мою тарелку» и т. п. Называйте предметы и действия, на которых в данный момент сосредоточено внимание ребенка, которые наиболее актуальны для него. Например, если ребёнок хочет яблоко, то, показывая на него, нужно спрашивать: «Яблоко?» и отвечать: «Да, это яблоко». Надо использовать минимальное количество слов, говорить медленно и чётко, повторять одно и то же слово несколько раз. Желательно, чтобы артикуляционные движения губ взрослого попадали в поле зрения ребёнка, вызывали желание имитировать их.

      Многие дети с синдромом Дауна прибегают к замещающим словам, жестам и движениям. Это следует поддерживать и помогать им общаться на таком уровне, потому что осознание значения каждого жеста через слова активизирует разговорную речь. Кроме того, жесты могут пригодиться в качестве дополнения к речи в моменты, когда ребёнку трудно передать своё послание словами. Не надо принуждать ребёнка что-либо сказать или повторить. Лучше вообще избегать слов «скажи» и «повтори», так как на эти просьбы у ребёнка может вырабатываться негативная реакция. Эти слова лучше заменить соответствующими вопросами или словами «покажи», «угадай». Читайте ребенку больше книг, подбирайте тексты в соответствии с его уровнем понимания. При этом используйте издания с яркими, крупными картинками, иллюстрирующими содержание текста. Полезно в процессе чтения одновременно рисовать отдельных персонажей.

      Для малыша с синдромом Дауна необходимы игры и упражнения на развитие мелкой моторики: формирование щепотного захвата (большим, средним и указательным пальцами) и формирование пинцетного захвата (большим и указательным пальцами). Предлагайте ребенку играть с заводными игрушками, книжками с наклейками, собирайте пазлы, опускайте монетки в копилку, пуговицы и бусинки — в коробку, закрывайте банки и бутылки крышками, фломастеры и ручки — колпачками. В режиме дня отведите определенное время подвижным играм. Приучайте ребенка ходить по выложенным из веревочек, ленточек квадрату, кругу, различным линиям. Играйте в игры, где требуется бросать и ловить мяч, забрасывать его в коробку или корзину. Научите перешагивать через невысокие препятствия, прыгать на одной и на другой ноге, доставать различные вещи, находящиеся в труднодоступных местах (встать на стул и достать со шкафа мишку).

      Для особого ребенка очень важным является соблюдение режима, приучение к аккуратности, раннее участие в различных видах бытового труда вместе с взрослыми, а затем и самостоятельно под их руководством. Обязательно привлекайте ребенка к посильному выполнению заданий по уходу за собой: мыть лицо, руки, вытираться полотенцем. Приучайте к выполнению несложных бытовых действий: поливать цветы, вытирать пыль, убирать игрушки, накрывать на стол и так далее.

      Воспитание ребенка с синдромом Дауна требует от родителей много времени, терпения и настойчивости, но благодаря этому, постепенно в процессе игровой, предметно-практической деятельности, самообслуживания у него развивается речь, компенсируются недостатки мышления, формируются положительные эмоциональные качества.

      1. Маллер А.Р. Помощь детям с недостатками развития: Книга для родителей. — М.:АРКТИ,2006.

      2. Мастюкова Е.М., Московкина А.Р. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии.- М., ВЛАДОС, 2003.

      3. Медведева Т.П. Развитие познавательной деятельности детей с синдромом Дауна. Пособие для родителей. — 2-е изд.- М.: Монолит, 2010.

      4. Ньюмен Сара. Игры и занятия с особым ребенком: руководство для родителей.- М.: Теревинф, 2004.

      Дети с синдромом Дауна нуждаются в постоянном общении со взрослыми, сверстниками. Хорошо, если подобное общение проходит в игровой форме. Можно начинать играться с мамой, педагогом, в целом со взрослым, который будет обучать правильным движениям, учить построению логической мысли, вырабатываются навыки следования инструкциям. Но для развития очень важна социализация - вскоре лучше будет заниматься в группе, причем не только с детьми со схожей болезнью, но и с вполне здоровыми детьми. Обучение через подражание другим детям, увеличение усилий с помощью элемента соревновательности, творчество во всех видах - такие занятия будут давать быстрый и стойкий эффект, если, конечно, заниматься регулярно.

    • Ребенок должен сидеть напротив, чтобы он смог повторить движения, хорошо видеть и слышать слова ведущего (мамы или педагога), а также чтобы его можно было контролировать и поправлять. С ребенком нужно установить доверительные отношения, чтобы он смог сосредоточиться на игре, а не на изучении характера и внешнего вида взрослого.
    • Если ребенок не отвечает на вопрос, это совсем не означает, что он не знает. Просто нужно немного выдержать паузу, чтобы ребенок мог собраться с мыслями.
    • Игры должны быть логически построены, с четким началом и концом. Если нужна большая нагрузка, ее нужно давать не за счет усложнения игры, а за счет смены простых игр, которые могут идти одна за другой или увеличения динамики одной игры, если она довольно длинная. В игровом процессе должна быть подвижность, элементы юмора, в веселой обстановке ребенок не просто себя лучше чувствует, он может приложить больше усилий, не уставая.
    • Важна частота и регулярность занятий. Приветствуется помощь советом или практической помощью в постановке рук, правильном направлении движений. Задание должно иметь логический конец, даже если потребуется посторонняя помощь - так дети учатся доводить начатое до конца.
    • Если ребенок не справляется с игрой, не нужно усердствовать, нужно предложить что-нибудь более простое, или более интересное, а сложные игровые задания можно предложить повторно, когда малыш получит необходимые навыки и знания. Ребенок должен получать удовольствие от игры, иначе это не будет игра, а рутина.
    • Если дети сами не очень активно играются (что может быть в случае с синдромом Дауна), взрослым нужно брать инициативу в собственные руки. Им нужно показывать игрушки, объяснять, что с ними нужно делать, учить ролевым играм (водитель, доктор, повар в зависимости от типа игры). Такие игры для детей становятся частью образовательной программы. Дети смогут самостоятельно играться до восьми лет, до этого времени нужно стать их лучшим другом и играться вместе с ними.

      Чудо-мешочек

      Дует ветерок в лицо (машем в лицо ладонями)

      Качается деревцо (руки над головой качаются)

      Деревцо вырастает (поднимается и тянемся вверх).

      Делаем башню из кубиков. Можно соревноваться, у кого башня будет выше. А можно сыграть в игру - каждый ребенок ставит по кубику, на каком кубике башня упадет. Кубики для игры нужны большие, чтобы башня получилась повыше.

      Игра заключается в сжимании и разжимании кулачков. На слова «Пальцы ночью спят, в домике храпят» - сжимаем пальчики в крепкий кулак. На слова «Пальчики днем проснулись, выпрямились, потянулись» - кулаки открываются и пальчики максимально выпрямляются.

      Игры - это также занятия разных видов. Дети с синдромом Дауна могут заниматься:

    • Рисование.
    • Подвижные игры на воздухе с мячом.
    • www.deti-semja.ru

      Синдром Дауна и развивающие игры

      Для того, чтобы занятия проходили не только весело, но и эффективно, следует придерживаться правил:

    1. Инструкция должна быть предельно простой - короткой, задания должны быть четко поставлены, упражнения нужно делать шаг за шагом. Как можно больше показывать, но речевое взаимодействие также должно быть, причем оно может усложнятся от занятия к занятию, так как речь и мышление у ребенка также должно развиваться.
    2. Заниматься нужно в комплексе - ребенок на слух может воспринимать информацию медленнее, но в обучении помогает зрительное восприятие, ощущение на ощупь. Поэтому нужно использовать картинку, игрушки, предметы быта. Разнообразие приемов проведения урока, но при этом методика должна быть как можно более простой, поможет обучаться быстрее. Например, не нужно проводить сложное обсуждение, достаточно построить диалог на основе вопросов и ответов.
    3. За успешное участие в игровом процессе, за конкретно выполненное задание нужно хвалить. На ошибки нужно указывать, но в формах, которые не будут способствовать неуверенности. Нужно говорить «ты обязательно сможешь» даже если не получается что-то сделать. Этому принципу человек будет следовать и во взрослой жизни, помня, что приложенные усилия никогда не будут напрасными.
    4. Отказ от определенного занятия на старайтесь воспринимать как желание заниматься чем-то другим. Но работать нужно, отдых желательно сделать просто сменой вида занятия - с умственного переключаться на физическое и наоборот. Дети с синдромом Дауна должны заниматься намного больше обычных детей, чтобы достичь такого же уровня развития, такая особенность воспитания.

    Игра для детей с синдромом Дауна формирует связную речь, развивает воображение, учит распознавать предметы на ощупь. Дети берут предмет, находящийся в мешке и называют, что это. Начинать лучше с плоских фигурок, потом можно добавить объемные игрушки. В группе можно провести соревнования, кто назовет больше фигурок правильно за определенное количество попыток.

    Ветерок затихает (приседаем, опуская руки к полу)

    Пальчиковая игра

    Игра с помощью пальчиков «День - ночь»

  • Лепка из глины, пластилина, теста.
  • Простые конструкторы, в которых части надеваются на пазы. Можно делать разные фигуры из конструктора.
  • Пение.
  • Веселые эстафеты.
  • Развивать память сначала по изображениям - сначала по бытовым предметам, а потом - по странам мира, даже по столицам. У некоторых детей память хорошая, и ее можно развивать.
  • Настольные игры на двоих. Конечно, монополия будет слишком сложной, но фишки с кубиками вполне сойдут. Лучше играть двумя кубиками, так можно научится суммировать числа от одного до шести.
  • На основе каждого занятия можно сделать небольшой конкурс, соревнования с призами. Призы могут быть самыми простыми (можно дарить по одной конфетке), но игры нужно построить так, чтобы в разных конкурсах могли выигрывать разные дети, ведь одни из них лучше рисуют, другие - лучше поют, третьи сильнее физически. Таким образом удачно проведенная серия конкурсов никого не оставит без подарков.

    Но при индивидуальных занятиях желательно ограничиться устным поощрением, за правильно сделанные задания не стимулировать ребенка материально, поскольку может появится психологическая зависимость - ребенок от каждого своего действия может хотеть подарок, при отсутствии которого пропадает желание работать. А это уход от реальной жизни, нужно помнить, что игры для детей с синдромом Дауна (и для здоровых детей) - это в первую очередь подготовка ко взрослению, вне зависимости от возраста ребенка.

    Помните, организм человека построен так, что если возникают трудности в чем-то, их можно устранить тренировками. Если же возникают казалось бы непреодолимые трудности, то они на самом деле преодолеваются развитием других качеств, которые, могут не просто развиться, но и перерасти в уникальный талант, который может стать основой будущей профессии, самостоятельности, а значит - возможности полноценно радоваться жизни.

    20 развивающих игр и упражнений для детей, имеющих синдром Дауна

    Эти игры и упражнения для детей с синдромом Дауна помогают развивать мышление, познавательные и образовательные навыки.

    Дети обычно испытывают значительную задержку и трудности при обучении разговору, хотя понимают гораздо больше, чем могут выразить. Если вы воспитываете ребенка с диагнозом синдром Дауна, поощряйте его навыки развития и общения. Выберите игры, занятия, которые наилучшим образом соответствуют возрасту и уровню развития, не забудьте вознаградить его усилия похвалой и объятиями.

    Развивающие игры, соответствующие развитию по месяцам

    ВОЗРАСТ 0 - 2

    Послушай меня

    Обучите малыша распознавать звуки речи в начале жизни, играя. Удерживайте его, стоящего перед вами, поддерживая голову, и медленно создавайте звуки, подобные «a-aх», «o-ох», «п-па», «м-ма». Делайте преувеличенные движения губ. Вы будете в восторге от его усилий по копированию. Существуют звуковые карты с изображением букв, которые можно использовать, начиная с 9 месяцев, чтобы научить его слушать, различать слова, копировать движения губ.

    Произнеси вслух

    Визуальное обучение является ведущим для людей с синдромом Дауна. Запоминание словесной информации является более сложным. Помогите ему узнать названия знакомых предметов, применяя простые жесты вместе со словами, говорит Бакли, соавтор книги «Речь и развитие языка для детей с синдромом Дауна» (от 0 до 5 лет) . Например, приложите руку к уху, когда звонит телефон и говорите- «телефон» или притворитесь, что пьете из бутылки или чашки, говоря «пить».

    Вместе с тобой

    Привлеките внимание к объекту: погремушку, любимую игрушку, картинку, и попросите взглянуть на нее. Постепенно наращивайте время, его внимания, когда вы говорите о предмете. Мероприятия, поощряющие совместное внимание, когда ребенок и воспитатель смотрят и слушают вместе, помогают детям быстрее учиться языку, улучшают внимание.

    Один за раз

    В своей книге «Ранние коммуникативные навыки для детей с синдромом Дауна» Либби Кумин, говорит, что все общение зависит от слушателя и говорящего. Прокрутка мяча назад и вперед - простой способ практиковать это умение. Когда вы катите мяч, говорите «очередь мамы », когда отталкивает его назад, произнесите его имя («очередь Джека »). Как только произносит имя, попросите указать на себя и сказать «я» или собственное имя.

    Возраст 2 – 3 года

    Хочу чтобы!

    Обучение значению знаков и символов помогает общаться до появления языковых навыков. В своем практическом руководстве «Этот знак означает мороженое» Центр раннего обучения грамотности, рекомендует показать малышу реальный объект или деятельность вместе с соответствующим изображением. Делайте снимки объектов или видов деятельности, которые ребенок любит, он сможет «спросить», что хочет, указывая или передавая вам изображение. Всегда призывайте его сказать это слово.

    Радуга обучения

    Играйте в эту забавную игру для обучения цветам: Соберите много вещей одного цвета со всего дома - красную рубашку, одеяло, чашку - и поместите их в красный мешок или корзину для белья. «Визуальная деятельность, основанная на объектах реального мира, облегчает понимание общей концепции», - говорит д-р Кумин. Если ребенок находится на уровне одного слова, назовите цвет, когда вытаскиваете объект. Когда научится обрабатывать двусловную фразу, цвет и имя объекта.

    Расскажи мне больше

    Детям с синдромом Дауна требуется больше времени, прежде чем они образуют многословные фразы. Исследования показывают, что обычно имеют словарный запас из 100 слов, прежде чем начнут складывать их. Переходите с одного слова на двухсловный этап, используя технику подражания с расширением. Сначала повторите сказанное слово, затем дополните его другим. Например, если говорит «лодка» во время игры, скажите: «Лодка, плывет». Если скажет «собака», можете сказать: «Собака. Черная собака». Повторение очень важно, говорит д-р Кумин, поэтому не расстраивайтесь, если приходится делать это часто.

    Визуальный помощник

    Используйте предметы для вызывания двухсловных фраз. В простейшем случае инструмент представляет собой прямоугольный кусок ламинированного картона с двумя цветными точками, расположенными на расстоянии нескольких сантиметров друг от друга. «Доска служит визуальным напоминанием, чтобы свести два слова», - говорит д-р Кумин. Например, при моделировании фразы «Автомобиль едет» укажите на первую точку, когда говорите «автомобиль», затем на вторую точку, когда говорите «едет». Используйте руки, показывая движение, это будет служить тактильной поддержкой. По мере того, как ребенок прогрессирует, нарисуйте больше точек, чтобы дать подсказки, при увеличении длины фраз.

    ВОЗРАСТ 3 – 5 лет, расширение словаря, звуки

    Время чая - время обучения

    Когда язык, который используете, связан с повседневной деятельностью, он делает обучение функциональным и более мотивирующим. Добавляйте к словарю повседневные слова, такие как сидеть , пить , есть , стирать . Пейте чай, принимайте ванну с куклами, описывайте, что делаете. Затем следуйте за ребенком - подайте еду, вымойте, оденьте кукол, предложите поговорить о том, что делаете, используя фразы из двух или трех слов («Долли пьет чай» или «Мама моет куклу»).

    Вау! Новое слово

    Укрепите сильные стороны зрительной памяти ребенка, используя похвалу, чтобы повысить самооценку и выразительный язык. Джо и Сьюзан Котлински, родители дочери с синдромом Дауна, создали специальную систему обучения чтению. Они предлагают наклеить лист бумаги размером 8 1/2 «x 11» на видном месте. Каждый раз, когда ребенок говорит новое слово или слово, которое вы не слышали, перестаньте делать то, что делаете, произнесите: «О, это новое слово!» и напишите его на листе. Распечатайте слово строчными буквами на карточке размером 5 «x 7». Затем покажите карточку и произнесите слово одновременно. Позже, еще раз покажите карту и повторите слово. Со временем ребенок попытается добавить новые слова в список.

    Звуковые пузыри

    Напишите буквы на обратной стороне цветных кругов. Попросите ребенка перевернуть каждый круг и произнести звук. Подскажите, издав правильный звук, со временем уменьшите подсказки. Начните с нескольких кругов, и звуков, которые ребенок уже произносит, и медленно добавляйте новые. «Большинство детей с синдромом Дауна, начнут изучать звуки между 3 и 5 годами», - говорит Бакли.

    Учебные занятия для малышей с синдромом Дауна

    Существует множество учебных занятий, которые помогут вовлечь малышей с синдромом Дауна. Эти специальные дети получат пользу от повседневной практики, помогая взрослым. Независимо от особых способностей ребенка, существуют упражнения, соответствующие их потребностям, чтобы достичь индивидуального потенциала.

    Раннее чтение

    «Из-за хорошей зрительной памяти детей с синдромом Дауна можно научить читать рано, когда есть понимание 50 - 100 слов, могут сопоставлять и выбирать фотографии», - говорит Бакли. Сделайте игру со словами, на которые легко отвечает, например, фамилии или продукты.

    Напечатайте два смежных слова, таких как мама и папа , крупным шрифтом на кусочке белой бумаги, ламинируйте его (используйте картонные подложки, если хотите). Печатайте слово снова, отдельно, на маленьких карточках. Поместите большую карточку лицом вверх, перед ребенком, возьмите его за руку с маленькой карточкой, которая соответствуют словам на большой карточке, по одному за раз. Увеличьте слова, которые появляются на больших карточках, до трех или четырех.

    Игра в совпадение слов и изображений сделать задачу освоения навыков чтения менее расстраивающей. Чтобы подготовить игру, выберите книгу или рассказ с простыми словами, с которыми ребенок уже знаком. Прежде чем прочесть рассказ ребенку, выделите в нем слова. Соберите изображения, которые представляют каждое выделенное слово, и разложите их на столе.

    Прочитайте историю, позволяя ему просматривать страницу во время чтения. Когда переходите к выделенному слову, останавливайтесь и позвольте ребенку выбрать изображение, представляющее соответствующее слово. Хвалите его за успех.

    Отсутствуют исследования, как влияют шахматы на детей с трисомией 21, но можно попробовать включить игру в программу развития. Шахматы-сложная интеллектуальная игра, при которой требуется планирование, хорошо развитое мышление и память. Слабость этих функций делает недоступной игру в шахматы для детей с синдромом Дауна.

    Деятельность по физическому развитию

    У людей, имеющих трисомию 21 мышцы более гибкие. Это не позволяет им освоить физические навыки так же легко, как другим детям. По той же причине некоторые дети склонны двигаться меньше. Занятия физическими упражнениями в течение дня помогает развивать тонус мышц, физические навыки. Рекомендуются упражнения, связанные с ползанием, стоянием и ходьбой.

    Баланс и координация движений

    У детей с синдромом Дауна часто возникают трудности с балансом, вестибулярной системой. Вот почему они часто боятся качелей. Развитие баланса поможет уменьшить эти опасения. Используйте гамак, так как он целиком удерживает ребенка, а также позволяет перемещаться вперед- назад, из стороны в сторону. Все эти действия помогут развить вестибулярную систему, чувство равновесия.

    Работа с функциями рук

    При синдроме Дауна немного другое расположение костей рук. Это одна из причин, по которой трудно найти прекрасные упражнения на координацию. Деятельность, которая улучшает координацию глаза-руки, поможет легче усвоить эти навыки. Для этой цели используйте различные виды искусства и ремесел. Например, поделки из теста, шнуровка, сбор мелких предметов.

    Тактильная деятельность

    У солнечных детей часто возникает гиперчувствительность. Им не нравится прикасаться к каким-либо предметам или ходить по некоторым поверхностям. Чтобы уменьшить это, протирайте тканью с различными текстурами подошву ног и ладони их рук.

    Начните с комфортных и переносимых ощущений, медленно вводите другие, которые ребенку могут не понравиться. Некоторые предметы, которых даунята не любят касаться, это клей, желе, песок, грязь. Часто они не любят ходить по траве, холодным, неровным поверхностям, таким как галька, мокрый песок. Такие занятия, как игра с тестом, рисование пальцами, помогают снизить гиперчувствительность.

    Это некоторые полезные идеи, упражнения и занятия для детей, имеющих синдром Дауна, которые помогут им развиваться успешнее.

    Головоломка «Кто это?»

    В то время как обычные дети, с относительной легкостью получают информацию об окружающем их мире, люди с синдромом Дауна часто борются за то, чтобы развить понимание мира, в котором живут. Помогите человеку построить свои базовые навыки, создав загадки из лиц. Чтобы создать их, выберите изображения лиц из журналов или лиц членов семьи. Разрежьте каждое изображение на 3 полосы, отделив части лица (глаза, нос, рот). Поместите обрезанные лица в конверты или мешочки. Позвольте соединить их вместе, практикуя его понимание структуры лица.

    Осведомленность

    Для малышей с синдромом Дауна действия, которые помогают им лучше осознавать свое тело, как он движется, будут полезны для развития мышления. Родители могут манипулировать руками и ногами ребенка вверх- вниз, вправо-влево. По мере роста дети могут сделать это сами. Это может быть зеркальной деятельностью; взрослый касается его головы, потом малыш касается головы взрослого. Взрослый хлопает в ладоши, ребенок копирует. Помогая копировать движения, вы помогаете научиться делать это самостоятельно.

    Мелкая моторика

    Ежедневные мелкие моторные навыки, усиливают мышцы пальцев и рук. Используйте глину или пластилин для создания разных объектов. Другой способ развития тонких моторных навыков - практика резки различных видов бумаги. Используйте безопасные ножницы.

    Основные двигательные навыки

    Разместите пять или шесть обручей на земле. Ребенок целится и бросает маленькие мешочки с фасолью в середину обруча. Или создайте игру в боулинг. Это можно сделать, используя пустые пластиковые бутылки. Ребенок применяет шарики разного размера, чтобы сбить их.

    Занятия музыкой

    Даун синдром - это генетическое расстройство, которое обычно приводит к более медленному обучению, импульсивному поведению и короткому охвату внимания. Музыкальная деятельность полезна для людей, имеющих синдром Дауна, потому что эти ученики учатся лучше с уроками, которые повторяются и привлекательны. Ритмы и повторяемость музыки помогают запомнить что-то более легкое, чем простая речь. Музыка для детей с синдромом Дауна стимулирует весь мозг, это отличный инструмент обучения.

    Зеркальные песни

    Дети с синдромом Дауна часто высовывают язык при разговоре из-за отсутствия контроля над мышцами. Сядьте с малышом перед зеркалом и включите веселую песню, которую он любит. Пойте вместе с ним и смотрите в зеркало. Он увидит собственный язык и попытается скопировать вашу манеру использования язык, когда поете.

    Первое, что учат в школьные годы, это алфавит, счет, свой адрес и номер телефона. Один из самых простых способов для детей с синдромом Дауна всех возрастов, запомнить эту информацию - песня. Можно использовать готовые песни алфавита или счета, или придумать свою простую, запоминающуюся мелодию. Этот способ подходит для любой информации, которую необходимо запомнить. Дополнительным бонусом является то, что большинство детей с синдромом Дауна любят музыку, поэтому уделяют больше внимания, повторяют песни, поэтому быстрее запоминают.

    Музыкальное движение

    Применяйте музыку с движением, чтобы стимулировать двигательную, координацию глаз и когнитивные навыки. У детей с синдромом Дауна существует высокий риск ожирения, и они гораздо больше интересуются музыкой, чем движением. Простые действия включают танцы под песню или музыку. Когнитивные навыки тренируются путем бросания мяча под музыку. Каждый раз, когда музыка останавливается, надо практиковать текущий навык. Например, если работаете над рифмой, каждый раз, когда музыка останавливается, надо сказать слово, которое рифмуется.

    Ритм и движение

    Деятельность, связанная с ритмом и движением, стимулирует развитие речи, помогает справиться с трудностями. Когда музыка воспроизводится, дети могут хлопать или бить барабан, чтобы усилить ритм. Также могут показать свои танцевальные движения или следовать указаниям в песне, чтобы освоить разные движения.

    Дети с синдромом Дауна имеют дефицит в некоторых областях развития. Однако, обеспечивая надлежащую среду и правильные игры, занятия на раннем этапе жизни, мы можем помочь развить и получить навыки, которых не хватает естественным и приятным образом.

    Музыка является мировым языком и не нуждается в переводе, ибо говорит душе.
    (Б. Ауэрбах)

    Зачем нашим деткам нужны пение и музыка (по Дж. Баркер)?
    - развивают воображение и способность выражать мысли словами, музыкой, танцами и жестами;
    - очень приятное времяпрепровождение;
    - приятный способ развития памяти (многократные ненавязчивые повторения);
    - обогащение словаря и понятийного аппарата ребенка;
    - развитие способности последовательного изложения фактов, событий, явлений;
    - тренировка более четкой артикуляции со стороны и педагога, и ученика;
    - развитие навыка чтения: пение помогает понять ритмический строй языка;
    - песни, сопровождающиеся жестами, движениями, способствуют не только прочному запоминанию, но и развитию координации движений. Последнее может осуществляться либо путем "подстройки" ритма движений под ритм музыки (хлопки в такт музыки), либо с помощью пальцев: на каждую строчку песни-считалочки загибается один палец. Это может выражаться пальцами и руками: движение пальцев или рук могут означать определенные слова или общее настроение песни;
    - правильное дыхание при пении развивает легкие, что способствует лучшей циркуляции крови в организме, что, в свою очередь, дает оздоровительный эффект;
    - пение в группах развивает способность работы в команде, особенно когда дети делятся друг с другом своими идеями.

    Вот несколько практических примеров включения различных видов песен и музыки в день ребенка (по Дж. Баркер):
    1. Колыбельные.
    2. Песни-считалочки.
    3. Песни для развития памяти.
    4. Песни с последовательностью событий.
    5. Песни для развития образного мышления.
    6. Песни-танцы.
    7. Песни, сопровождаемые движениями.
    8. Песни-сценки.
    9. Песни на иностранном языке.
    10. Песни с использованием различных диалектов.
    11. Ритмические песни.
    12. Песни-сказки.
    13. Песни о временах года.
    14. Смешные песенки или частушки.
    15. Использование музыкальных и ритмических элементов в рассказе.
    16. Эмоционально окрашенные песни.

    Лена Данилова советует раз в день устраивать маленькое занятие по знакомству с мировой музыкальной культурой. Для начала надо приобрести кассеты с подборкой отрывков самых выдающихся произведений. Каждый день, в одно и то же время садитесь с малышом около магнитофона и говорите: "Сейчас мы будем слушать музыку". После чего включайте запись. Предварительно надо, конечно, заранее перемотать кассету на то место, с которого вы будете слушать.
    Екатерина Железнова пишет: «В доме должна звучать музыка. Но я противница того, чтобы она звучала фоном. Прослушивание музыки должно быть целенаправленным. Записи могут быть любыми — и классика, и детские песенки, на которые дети особенно хорошо реагируют. Музыку можно обсуждать («вот это — фортепиано, это — скрипка»), можно придумывать сюжет (к примеру, к произведениям «Детского альбома» Чайковского)».

    Петь ли ребенку, если у вас нет музыкального слуха?
    П.В. Тюленев считает, что категорически нет - этим вы испортите ребенку слух. А вот что пишет Сесиль Лупан : «Оказывается, для того чтобы обучать своего ребенка музыке, вовсе не обязательно иметь музыкальное образование. Необходимо лишь знать принципиальные установки, с которыми нас познакомили и которые годятся на все случаи жизни (имеется в виду теория Домана - Солнечные дети ), горячо желать, чтобы ребенку привилась любовь к музыке, а также располагать пластинками, музыкальным словарем и не фальшивящим ксилофоном. Даже у маленького ребенка можно развить музыкальный слух. Для этого ему следует ежедневно проигрывать гамму, называя ноты. Можно научить его читать ноты таким же образом, как обучают родному языку. Но самое главное - надо петь. Даже если вы поете фальшиво, ребенок это очень быстро поймет благодаря ксилофону и пластинкам. Самое главное, чтобы он видел, что музыка доставляет родителям удовольствие. Придумайте куплеты, пусть самые примитивные, чтобы показать ему, что это несложно!»
    Екатерина Железнова считает, что мама обязательно должна дома петь. «Многие родители утверждают, что у них нет голоса. Но «строй» может держать любой взрослый. А что мама поет, ребенку совершенно все равно».
    Таким образом, мнения специалистов расходятся. Если честно, мы думаем, что петь детям с синдромом Дауна - обязательно. На наш взгляд, положительный эффект (эмоциональный и эстетический) будет все равно гораздо больше отрицательного.

    Игра «Что звучало?» для развития слухового сосредоточения, слуха (по материалам сайта Лены Даниловой)
    Посадите ребенка перед собой. Покажите два предмета, которые могут издавать звуки при встряхивании, например, погремушку и коробочку с орехами. Потрясите их на глазах у малыша. Потом спрячьте оба предмета (под стол или за спину) и погремите там.
    Затем достаньте предметы и предложите малышу угадать, что звучало. Возможно, он не сразу поймет суть вопроса, тогда ответьте на него сами.
    Постепенно увеличивайте количество звучащих предметов (до пяти, например) и подбирайте предметы, издающие более или менее похожий звук, тем самым, усложняя задачу.
    Постепенно можете переходить к игре на синтезаторе или на пианино. Пометьте фломастером две клавиши, находящиеся довольно далеко друг от друга, чтобы звуки сильно отличались по высоте. Нажмите на них по несколько раз. Затем пусть малыш отвернется, а вы нажмите только одну. Ему останется только угадать, какая из помеченных клавиш звучала.
    Постепенно усложняйте задания - увеличивая количество клавиш и уменьшая расстояние между ними.

    Играем музыку
    Инструменты

    Первым «инструментом» для деток традиционно становятся погремушки и подвески. Если малыш еще не держит предмет в руке, можно купить специальные погремушки, надевающиеся на ручку, как браслеты, или сшить подобную гремелку самому, из мягкой, например, махровой резинки для волос, «яичка» из-под киндер-сюрприза, наполненного крупой или горохом, пришить к ней маленькие бубенчики, которые продаются в магазинах для рукодельниц…
    Не забывайте о том инструменте, который уже есть у вас и у вашего малыша - о голосе. Пойте с ним песни!
    П.В. Тюленев предлагает следующий способ знакомства ребенка с инструментом. Этот способ состоит в том, что, начиная с четырех месяцев, вплотную слева от кроватки ставится синтезатор: малыш должен в какой-то момент сам случайно обнаружить клавиатуру и возможность извлекать звуки. С этого момента он будет систематически поворачиваться и со все большим успехом нажимать на клавиатуру.
    Для малышей постарше идеальным инструментом может быть небольшой ксилофон или металлофон, детский рояль с несколькими клавишами или игровой пульт. Сейчас выпускают много музыкальных игрушек. Музыкой дети занимаются охотно - для них это игровая деятельность. Бубен, погремушки, маракасы, дудки и свистки, барабан, колокольчик или колокольчики с разными звуками. Чтобы не сойти с ума от бесконечных звуков, Лена Данилова советует предлагать ребенку звучащие игрушки, особенно шумовые, иногда и ненадолго. И не оставляйте их в свободном доступе - в коробке, где хранятся остальные игрушки. Приучите ребенка, что пианино можно открывать только вместе с вами (кроме ваших ушей это правило сохранит еще и неумелые пальцы юного музыканта, которые он может прищемить, уронив на них крышку инструмента).

    Как рано начинать?
    До трех лет детки любят, в основном, слушать, как поют родители, пытаются им подпевать.
    Однако, например, Тюленев П.В.(сторонник раннего обучения) рекомендует уже с трех- четырех месяцев позволять младенцу щупать мягкую клавиатуру синтезатора и извлекать звуки.
    Ребенок должен вволю "набренчаться" на музыкальных инструментах до полутора - двух лет. Помогайте ребенку формировать музыкальные образы животных. Так, когда малыш нажал клавишу низкого звука, покажите ему картинку с медведем. Если услышите, что ребенок "пиликает", стуча по клавишам высоких звуков, показывайте изображение певчей птицы.
    После полутора-двух лет начинайте просить ребенка сыграть, как бежит зайка, волк, медведь, птички и другие знакомые ему по сказкам или из жизни животные и т. д. Малыш постепенно сформирует и привыкнет воспроизводить "музыкальные опорные образы". Потом просите сыграть на инструменте "произведения" посложнее: "Сыграй, как зайчик гуляет, и вдруг за ним погнался волк!" Будьте уверены - сыграет! А если замнется, сами сыграйте, покажите раз-другой.
    Если вашему ребенку чуть более полугода, играйте в "Гусли-плясуны". По вашей просьбе малыш нажимает на клавишу синтезатора. Когда раздастся звук, Вы весело изображаете подходящего по звуку животного: если звук высокий, танцуете какую-нибудь птицу; если звук очень низкий, изображаете медведя, вернее "танец медведя". В общем, вы должны добиться, чтобы малыш любил заставлять Вас плясать и петь под его музыку.
    Таким образом, вы достигнете фактического обучения музыке и сочинению малышом своеобразной музыки.
    Ближе к двум годам начните играть для малыша и вместе с ним ритмические песенки, которые исполняются на одной ноте (причем любой), типа "Андрей-воробей", "Аты-баты, шли солдаты".

    Что дальше? С нашими детками нередко рекомендуют логоритмику - логопедическую ритмику. Она связывает воедино слово (звук), музыку и движения.
    Как прописано в статье на сайте «Даунсайд Ап», логопедическая ритмика включает в себя:
    . ходьбу в разных направлениях;
    . упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции;
    . упражнения, регулирующие мышечный тонус, активизирующие внимание;
    . речевые упражнения без музыкального сопровождения;
    . упражнения, формирующие чувство музыкального темпа;
    . ритмические упражнения;
    . пение;
    . упражнения на развитие мелкой моторики.

    C трех лет можно попробовать заниматься с ребенком по программе «Софт Моцарт» (см. ссылки ниже).

    Песенка для детей о нотах
    Песенку можно скачать по этой

    Мама мальчика с Синдромом Дауна говорит, что в глазах людей дети с инвалидностью имеют ограничения. А она вместо этого видит потенциал.

    Когда 13 лет назад Кения Флауэрс узнала, что у ее сына Дэвина синдром Дауна, по ее словам врачи обсуждали с ней альтернативы.

    «Моя единственная альтернатива, - сказала Кения, - это он – мой сын.»

    Как потом оказалось, тринадцатилетний восьмиклассник Дэвин стал вдохновителем новой студии для семей с детьми с инвалидностью и без, где они могли танцевать под музыку жизненных перипетий.

    «Да, у него синдром Дауна, но синдром им не обладает, - говорит его мама, - можно добиться всего, чего захочешь, если серьезно за это взяться. Все возможно!»

    Студия Special Techniques (Особая техника) провела торжественную церемонию открытия 21 января, за несколько мгновений до которой Дэвин показал несколько танцевальных движений, а затем поцеловал маму в щеку.

    «Он – просто лучик счастья, - делится Кения, - когда вы в компании Дэвина, улыбка вам обеспечена. Точка!»

    В студию принимают учеников всех возрастов: от детей трех лет до пожилых любителей танцев, а танцевальные стили разняться от хип-хопа до бальных танцев.

    Когда несколько месяцев назад Кения задумалась об открытии танцевальной студии, она признается, ей нужен был толчок извне.

    Ее спросили, какая у ее студии цель. На что Кения Флауэрс ответила: «Стать для всех отдушиной. Я планирую изменить ваши представления о танцах.»

    Кения говорит, все – независимо от обстоятельств – могут танцевать. По ее словам, если вы прищелкиваете пальцами, хлопаете в ладоши или притопываете ногой, то это уже форма танцев.

    «Чтобы танцевать, много не нужно, хватит того, что у вас уже есть».

    Студия предлагает занятия для ребят в инвалидных креслах. Также была запущена партнерская программа «Я и мой друг» для братьев-сестер или для инвалидов и тех, кто за ними присматривает.

    Бекки Пополин привела свою двадцатилетнюю дочь Хейли, которая страдает апраксией, коммуникативным расстройством, на торжественное открытие. Ей очень хотелось, чтобы дочь расширила свою физическую активность. Теперь Хейли ходит на занятия по бальным танцам, и обожает общаться с другими ребятами.

    Движение и танцы поднимают настроение и возвращают вкус к жизни.

    Rick McCrabb

    Перевод, оригинал:

    Чтобы ребенок с синдромом Дауна успешно учился, нужно понять две вещи — он нужен обществу так же, как и любой другой человек, поэтому его нужно обучить всему, что умеет обычный ребенок. Второе — эти дети не только могут, но и любят учиться, максимум результата можно получить только при максимуме внимания. Если результат недостаточный, значит приложено недостаточно усилия. Обучение детей с синдромом Дауна — непростая, но очень благодарная задача, достижения этого ребенка приносят много радости как ему самому, так и родителям. Общество должно способствовать формированию личности несмотря на особенности развития, как интеллектуального, так и физического.

    Особенности

    Перед обучением следует определить, что умеет ребенок. Как правило умения и развитие оцениваются по таким признакам:

    1. Как ребенок общается и насколько у него развиты социальные навыки (взаимопонимание, взаимопомощь, поведение в коллективе).
    2. Как он себя обслуживает — ест, одевается и раздевается, умывается.
    3. Развитие крупной моторики — как ребенок ходит, бегает, ползает, прыгает, наклоняется, переворачивается со спины на живот.
    4. Развитие мелкой моторики — это способность управлять мелкими предметами, передавать их из рук в руки, выполнять задачи, которые требуют координации зрения и движения рук. К мелкой моторике относится, например захват предмета большим и указательным пальцами «пинцетный захват», а также рисование, застегивание пуговиц.
    5. Развитие речи — во внимание берется не только словарный запас, но и способность выразить свою мысль, четкость произношения, плавность разговора, эмоциональные интонации.
    6. Понимание языка — внимательность к сказанному, способность выполнить указание, скорость реакции на просьбу, реакция на громкие, тихие, простые и сложные фразы как по количеству слов, так и по сложности конструкции предложения (например, понимание сложного и простого предложения, использование синонимов, антонимов, выражений в переносном смысле). Понимание эмоциональности обращения — шутки, строгий разговор.

    Дети с синдромом — вполне обычные, но, конечно, есть особенности, из-за которых им труднее осваивать учебный материал:

    • синдром Дауна приводит к тому, что тонкая и крупная моторика может даваться трудно, эти физические данные нужно развивать с помощью упражнений;
    • поскольку основная часть информации воспринимается с помощью слуха и зрения, проблемы с этими органами чувств, которые наблюдаются у детей, также являются фактором, замедляющим обучение, в случае проблем нужно проходить соответствующее лечение и на время лечебных процедур нужно учитывать эти особенности в учебной программе;
    • речь может быть снабжена недостаточным словарным запасом, произношение недостаточно четкое, могут быть проблемы с логическим выражением своих мыслей, но это решается просто интенсификацией обучения, при котором речевые участки мозга быстрее развиваются, эта проблема требует пристального внимания, но она имеет психологическую направленность, а не физиологическую (речевые мышцы укрепляются в процессе работы);
    • ребенку часто нужно по несколько раз повторять, причем короткими фразами, поскольку слуховая память кратковременного типа слабо развита, возможна умственная отсталость, которая, впрочем, наверстывается с помощью целенаправленной работы;
    • не смотря на то, что дети усидчивы, им трудно продолжительное время концентрироваться на чем-то одном;
    • новые навыки и понятия нужно многократно повторять, особенно, если они не интересны, поэтому желательно обучение делать в игровой, но четкой форме, чтобы за игровым процессом не терялась суть понятия, которое нужно выучить; или же просто заинтересовать ребенка, ведь обучение можно проводить в унылой, а можно и в интересной форме, как и с обычными детьми, результат очень сильно зависит от творчества и приложенных усилий учителя, не нужно манипулировать умственной отсталостью, с ребенком нужно работать творчески;
    • нужно работать над образным и логическим мышлением, так как обобщения, обоснование утверждений, умение находить доказательства тому или иному факту у детей как правило затруднены;
    • обращать внимание на такие, казалось бы детали, как расстановка предметов или действий в определенной последовательности, согласно с правилами или закономерностями;
    • не смотря на то, что дети хорошо ориентируются в зрительных пособиях, невербальные задания (на которых нужно показывать без речевого сопровождения), связанные со счетом, классификацией вещей, довольно трудны в раннем возрасте для всех детей, но особенно — для детей, у которых синдром Дауна;
    • в связи с большими усилиями, которые дети должны предпринимать даже для казалось бы простых заданий, они быстро утомляются, их внимание рассеиваются.

    Мелкая моторика

    С помощью мелкой моторики ребенок может застегивать пуговицы, рисовать, делать действия, которые помогают обслуживать себя в быту. Поэтому ее развивать очень важно.

    Дети с синдромом Дауна часто имеют сниженный тонус мышц, поэтому движения кистью компенсируются движением плечом и предплечьем, мышцы и в которых более сильные. Но запястье постепенно укрепляется, ребенок учится пользоваться ладонью. Постепенно разрабатываются пальцы, их можно тренироваться с помощью приема — кисть ставится на стол, ребром ладони вниз. Работа ведется большим, указательным и средним пальцами. Укрепление запястья проводится с помощью круговых движений и движений вверх-вниз и в стороны.

    Нужно учиться делать захват с помощью ладони, щепоткой, одновременно большим и указательным пальцами (пинцетный), а также делать похожие упражнения, например дотрагиваться поочередно пальцами руки к большому пальцу этой же руки. Возможны проблемы — ладонный захват может получаться без участия большого пальца, захват может быть недостаточной силы, пинцетный захвах может осуществляться большим и средним, а не указательным пальцами. В этих случаях нужно проводить коррекцию, стараясь в процессе обучения заинтересовать ребенка следующим образом:

    • играть пальчиковые игры;
    • лепить из пластилина, глины, муки, пластика;
    • рисовать карандашом, красками, мелом, можно делать картины, рисуя пальцем по песку или макая его в краску, важно менять способы рисования, так как каждый из них лучше развивает кисть определенным образом;
    • в перерывах между занятиями можно делать массаж пальчиков, который будет увеличивать подвижность рук, улучшать кровообращение, поддерживать тонус мышц.

    Если будет развита мелкая моторика рук, ребенок сможет лучше развиваться, умственная отсталость будет постепенно исчезать.

    Игры и занятия

    При синдроме Дауна особенности физического развития следует учитывать в обучении и играх. Следующие игры и занятия помогут улучшить мелкую моторику рук:

    1. Игра ладушки — для самых маленьких. Играя с ребенком, мама (или папа) общаются с ребенком, что помогает не только физическому, но и раннему психологическому развитию.
    2. Разрывание газет и более твердой бумаги, картона, когда руки окрепнуть. Это упражнение можно давать с половины года, но нужно следить, чтобы малыш не ел бумагу. Также нужно учить ребенка отличать, которые предметы можно рвать, а которые нет. Например книги рвать нельзя, их нужно перелистывать.
    3. Листание книжных страниц. Это упражнение лучше осваивать с одного года. Желательно, чтобы были большие красочные картинки. Ребенка можно начинать обучать — кроме картинок можно давать издания с большими буквами, позже — энциклопедии, в которых картинки иллюстрируют обучающую информацию, с помощью визуального восприятия не только красивой, но и полезной информации ликвидируется умственная отсталость. Листая страницы, ребенок учится захватывать мелкие и тонкие предметы.
    4. Использование в обучение бус, пуговиц — сортировка по цветам, размерам, нанизывание на нитку, в старшем возрасте возможно более сложное творчество, например рукоделие в виде изготовления украшений, вышивки бисером.
    5. Кубики, геометрические фигуры, башни из колец, фигурки, которые можно друг в друга вкладывать.
    6. Пересыпание крупы из емкости в емкость, сортировка двух или трех видов круп, которые нужно предварительно смешать. Не нужно переусердствовать с количеством крупы, занятие не должно быть утомительным.
    7. Можно рисовать на песке, насыпанном на поднос. Простые фигуры можно усложнять до сложных рисунков. Кроме того, можно делать картины рельефными, использовать разноцветный песок. Из мокрого песка можно делать различные фигуры и наносить на них рисунки с помощью пальца или палочки.
    8. Для развитий мелкой моторики можно завинчивать крышки на банках, бутылках. С девочками можно играть в кухню, где в банках будут хранится настоящие или игрушечные продукты. С мальчиками (и девочками также) можно играть в конструктор с крупными деталями, где нужно закручивать винтики и гайки.
    9. Важно научить ребенка самому застегивать, расстегивать одежду и обувь. Он должен самостоятельно справляться с молнией, пуговицами, шнуровкой. Также нужно одевать и раздевать игрушечные куклы, желательно иметь одну куклу с несколькими комплектами одежды, которые можно раскроить, пошить и украсить с помощью ребенка.
    10. Лепка с помощью статических усилий хорошо развивает мышцы пальцев. И не обязательно лепить фигурки из пластилина, можно налепить вареников, а малыш будет в силу своих возможностей помогать, разминая тесто, а потом раскатывая, даже лепя сами вареники. Такое занятие нравится не только девочкам, но и мальчикам, ведь результат съедобный и усилия восполняются не только похвалой, но и вполне материальной трапезой.
    11. Рисование может проходить в разных плоскостях — на ровном столе, наклонном мольберте или вертикальной стене. Можно дать ребенку кисточку и раскрасить забор, или сделать другую полезную работу, объемы которых значительны. Ведь если результат должен быть серьезным, то и работа будет продолжаться дольше, а в случае с синдромом Дауна количество приложенных усилий прямо пропорционально прогрессу физического и психологического развития. Продолжительная работа будет также способствовать возможности непринужденного общения с малышом, а полезный труд будет развивать ответственность. Не нужно боятся дать ребенку взрослую работу — главное, чтобы занятие было безопасным и проходило под присмотром взрослых.
    12. Мозаики и пазлы важны в развитии, но важно, чтобы они были настолько доступными, чтобы ребенок мог их сложить без помощи взрослого. Ведь наличие сложных рисунков может привести к тому, что ребенок будет безучастно наблюдать, как мама или папа складывают рисунок, родителям может просто надоесть полдня возиться с монотонной и бесполезной работой. Если занятие сложное, ее можно растянуть на несколько дней, красиво сложенную картину из пазлов в результате можно одеть в рамку и ребенок сможет смотреть на результат своих усилий.
    13. Вырезать ножницами фигуры, снежинки, из которых можно делать аппликации. Также можно вырезать выкройки, из которых можно шить одежду для кукол или даже для самого ребенка.

    Методики

    Синдром Дауна Среди разных методик воспитания и образования, можно выделить следующие:

    1. Методика Марии Монтессори, которая предлагала обучаться с помощью игр. По этой методике ребенку нужно давать свободу выбора между разными видами деятельности, причем каждый из этих видов должны иметь равную ценность для обучения. Главная идея — создание среды, в которой ребенок самостоятельно захочет заниматься тем, что от него требуют взрослые. Продолжительность занятия, учебный материал корректируют исходя из желаний малыша. Коллективные игры должны готовить ребенка к самостоятельности, то есть должны иметь практическую направленность. Умственная отсталость — не может быть причиной изоляции, а является поводом к настойчивому обучению, которое идет через понимание особенностей ребенка.
    2. Метод Глена Домана. Характеристика метода — занятия должны проходить как можно раньше, то есть с момента рождения. Активное обучение математики, языку и чтения — с одного года, когда ребенок психологически готов к занятиям более высокого уровня сложности.
    3. Метод Сесиль Лупан. Основная мысль — заинтересовать ребенка, занятия должны приносить радость. Нужно помогать ребенку осваивать новые виды деятельности, которые сам он стремится изучить. Поддерживать любознательность с помощью новой интересной информации. Ребенок должен сам научиться расширять горизонты своей деятельности, это поможет свести на нет умственную отсталость.
    4. Методика Никитиных — свобода творчества, легкая одежда, удобная обстановка в учебной комнате или в квартире. Улучшение здоровья должно способствовать улучшению учебных результатов, поэтому нужна спортивная подготовка, закаливание организма. Игрушки должны иметь учебную подоплеку — например, изображение кубиков и цифр должно быть даже если ребенок еще не приступал к их изучению. Родители должны принимать участие в играх, быть друзьями и опорой вне учебного процесса.
    5. Методика Зайцева — использование материалов, изготовленных автором методики — кубиков, таблиц, музыкальных записей, под которые можно подпевать слова из таблицы. Основа методики и самая ее популярная часть — обучение раннему чтению, обучение должно повлиять на дальнейшую грамотность письма. С помощью интелектуальных занятий и обучения навыков чтения ликвидируется умственная отсталость.

    Методики обучения детей с синдромом Дауна и реабилитации детей с ограниченными возможностями между собой схожи — это особые упражнения, общение с животными, которое может сочетаться с навыками ухода за ними. Эти методы нетрадиционны, но довольно эффективны, поскольку их главная задача — сделать незаметными значительные усилия ребенка, направленные на его развитие, через заинтересованность. Это иппотерапия — езда, общение и уход за лошадями; канистерапия — проживание в доме с ребенком хорошо воспитанной, дружелюбной и игривой собачки; дельфинотерапия — плавание с дельфинами. Важны коллективные занятия, чтобы более сильные дети психологически тянули за собой отсталых в обучении.